И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!" (Тора, Шмот 32:26)
Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной" (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе
Книга Шемот
Недельный раздел Бешалаx
Главы 13:17-17:16
“И было, когда послал (отпустил) фараон (еврейский) народ…”.
Бешалах в переводе на русский язык означает - «когда послал».
 Комментарий к Торе
Книга Шемот
Недельный раздел Бешалаx
Главы 13:17-17:16
“И было, когда послал (отпустил) фараон (еврейский) народ…”.
Бешалах в переводе на русский язык означает - «когда послал».


Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Избранные комментарии на недельную главу Бешалаx
Народ, страдавший под гнетом рабства, с опаской воспринял появление Моше. Евреям было трудно поверить, что Вс-вышний будет творить чудеса посредством человека, а не ангела.

Глава 13
17-18.…Цель создания еврейского народа состояла в том, чтобы среди всех народов мира, жизнь которых развивается под водительством Б-га, хоть они и не осознают этого, появилась одна нация, обладающая полным осознанием Б-га. Национальная жизнь подобного рода требует от каждого человека использования всех своих сил и резервов для достижения поставленной Б-гом цели. И каждый человек непременно должен понимать, что успех его усилий зависит от помощи Б-га, которая обещана за любой поступок, совершенный с преданной покорностью Ему. Однако (сыны Израиля) еще не были готовы к такому образу жизни. Они еще не осознавали, что непосредственное Б-жественное Провидение для тех, кто преданно подчиняется Его заповедям, способно не только спасти их от гибели, но и может обеспечить день за днем их выживание независимо от того, что происходит вокруг. Их еще предстояло научить этому пониманию посредством чрезвычайных событий. В этом заключался смысл скитаний Израиля по пустыне; таково было назначение долгого странствия, в которое Б-г ныне вынуждал отправиться сынов Израиля.
19.Следует подумать, почему этот факт упомянут здесь, а не выше, когда отбытие из Рамсеса упоминается в первый раз. Возможно, тем самым, (Писание) хочет подчеркнуть контраст. Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания. В то время как настоящий еврей - как Йосэф - смотрит с полной уверенностью, даже после своей смерти, на исполнение Б-жественного обещания и находит свою веру вполне обоснованной…

Глава 14
11.У них появились сомнения по поводу миссии Моше. Учитывая положение, в котором они оказались, и глядя на вещи их глазами, легко понять их опасения. Как могли они столь безоговорочно принять такой необычный путь, которым Б-г поведет их к цели; путь, не имевший прецедентов в истории, противоречащий естеству и здравому смыслу. Как отмечает в книге Кузари раби Иеуда Алеви, эти упорные сомнения на деле являлись важным подтверждением подлинности миссии Моше. Моше имел дело с народом, чей ум был ясен и трезв, не затуманен фантасмагорическими представлениями, с нацией, которую нелегко обмануть. И если в конце концов эта нация добровольно пошла на то, чтобы веками сражаться с целым миром и принимать мученичество ради «учения этого человека Моше», то одно это является убедительным доказательством того, что свершившиеся события склонили ее к несокрушимой вере в подлинность миссии «этого человека Моше»…
19.Море должно было расступиться не перед Ангелом Б-га, а перед людьми, которые вверились Ему.
20.Облако встало между двумя лагерями, и лагерь египтян оставался во мраке, тогда как Б-г осветил лагерь Израиля огненным столбом.
31.Страх и вера - это два чувства по отношению к Б-гу, которые должны оставаться вечно живыми и бодрствующими в сердце и сознании еврея. Есть лишь Один, Кого мы должны бояться и Кому мы должны верить одновременно. Это - Б-г, Единый Б-г, Который является таким же любящим, как и справедливым, и таким же справедливым, как и любящим, и Чья всемогущая власть равно не знает границ - излучает ли Он любящую доброту или проявляет справедливость. Раскрыть смысл и познать эти три аспекта: Его справедливость, которой нужно бояться всегда, Его любящую доброту, которую нужно постоянно ждать с верой, и Его беспредельную власть, свободно повелевающую всеми созданиями, в которой одновременно проявляется и любящая доброта и справедливость, - вот в чем вечное значение момента освобождения, уникальные в своем величии, когда ранее порабощенная, а ныне свободная на века нация увидела перед собой распростертого и бездыханного египетского колосса. Но это служило не только доказательством всемогущей власти Б-га, Который одаривает добротой и справедливостью. Это - важный момент вечного свидетельства правдивости Его слуги Моше. Рука Моше простерлась над морем, и именно рукой Моше Б-г повел Египет к гибели, а Израиль - по пути, ведущему к жизни и свободе.

Глава 15
1.ЗАПОЮ ЖЕ Я ПЕСНЮ Б-ГУ, чтобы восславить Его, чтобы разнести знание о Нем повсюду, о том, каким бесконечно возвышенным Он показал Себя в том событии, свидетелем которого мы здесь были.
КОНЯ И ВСАДНИКА. Он сбросил в море ту могучую армию, которой мы так боялись, и Он, только Он, совершил это.
ЗАПОЮ. Я хочу найти слова, достойные Его, в которых выразились бы мои чувства…
2.ЭТО - МОЙ Б-Г. Восприняв Его здесь как Того, кто Один определяет мою судьбу и мою внутреннюю жизнь, и в будущем я отдам в Его власть всю свою жизнь, внутреннюю и внешнюю, чтобы Он направлял и определял ее, - только тот, кто так посвящает себя Б-гу, может утверждать, что Он - «его» Б-г. Он станет в буквальном смысле слова Силой, Которая движет мной.
И Я СДЕЛАЮСЬ ОБИТАЛИЩЕМ ЕМУ. Я предложу Ему себя в качестве обиталища; вся моя жизнь и все мое существование станут храмом для Его прославления, местом, в котором Он раскроется. Таково естественное следствие осознания «Это - мой Б-г».
… ОН БЫЛ Б-ГОМ МОЕГО ОТЦА, И Я ВОЗНЕСУ ЕГО ЕЩЕ ВЫШЕ. Он уже доказал, что является Б-гом моих отцов; еще мои отцы признавали Его таковым и передали это знание мне. Но я сделаю все, чтобы еще больше узнать о Его величии и Его власти. Эти слова определяют миссию каждого последующего поколения в Израиле: все упорнее продолжать распространение знаний о Б-ге и преданности Ему.
3.Отсюда начинается выражение нового знания о Б-ге, полученное в этом испытании: Созидатель нового и лучшего будущего для человечества является «Мужем брани», могущим одолеть любую силу в человеческом обществе, которая пытается противостоять Его планам создать это лучшее будущее.
Б-Г ЕГО ИМЯ. Это заложено в самом Его Имени, под которым Он нам Себя объявил. Путь к спасению, несущий добро от Б-га, должен пролегать через уничтожение зла.
4.ОН СБРОСИЛ В МОРЕ. означает не просто «бросать», оно означает «метать» нечто в определенную цель. Поэтому данный термин обычно применяется, когда речь идет о стрельбе.
… Б-г ведет войну противоположно тому, как это делает человек. Вступая в битву, человек мечет снаряды во врага, а Б-г швыряет Своего врага на снаряд.
11.…Любая песня, которая возвеличивает Б-га, но не вызывает чувства страха перед Ним, не говоря уже о песне, которой пытаются заменить страх перед Б-гом, является Б-гохульством! Выражение (Страшный в восхвалениях) остается жестким эталоном для всех «песен восхваления», которые были созданы на земле со времени «Песни у моря» и которые, осознанно или неосознанно, строились по ее образцу. (досл. «песни, возвещающие о /могущественных/ деяниях») описывает объективное восприятие Б-га; (страх) обозначает субъективное воздействие этих восприятий на нас.
13.Стихи с 3-го по 7-й и с 8-го по 12-й рассматривают это событие как раскрытие Б-га в Его вызывающем благоговение величии и могуществе, побеждающем все иные силы, физические и политические. Стихи с 13-го по 17-й показывают, как это же самое событие раскрыло Б-га в Его всеобъемлющей любви, когда Он направлял и создавал нацию. Первые две группы из четырех стихов были посвящены страху перед Б-гом; четыре следующих стиха посвящены вере в Него. Поскольку ст. 14 называет филистимлян в качестве первой нации, которой предстоит сотрястись, а ст. 15 (начинающийся словами «а сейчас») называет Эдом и Моав, создается впечатление, что ст. 13 и 14 относятся к первоначальному воздействию Исхода из Египта, тогда как ст. 15 и далее относятся к отзвукам перехода Израиля через Красное море. Когда Б-г впервые освободил Свой народ и вывел его из Египта, чтоб он завладел Эрец Исраэль, в первую очередь страх охватил филистимлян, так как они почувствовали, что им грозит вполне реальная опасность, ср.: «… через землю филистимлян, потому что она близко» (Шмот 13:17). Но теперь, когда Б-г направил народ через пустыню, через Красное море и вдоль его побережья так, чтобы они сначала вступили в страну с юго-востока, страх почувствовали Эдом и Моав, находящиеся близ границы.
ТЫ ПОВЕЛ. До этого момента темой песни было содеянное Б-гом в Египте; теперь же в песне говорится о том, что сделал Б-г для Израиля. Термин означает «ведущий к цели». Слово всегда употребляется для обозначения того, кто «ведет» или «направляет» какой-то слабый объект и относится к его слабости с должным вниманием… Отсюда: в Своей любящей доброте Ты не только спас этот народ, но и взял на Себя руководство им на пути к цели. В Своем могуществе, которому никто не может противостоять, Ты сумел привести их прямо к месту назначения, т.е. в обиталище Твоей Святости. Но, относясь с пониманием к их слабости и незрелости, Ты вел их таким путем, по которому у них достало сил следовать. (Ср. 13:17). Освобождение Израиля от рабства и бесчестья в Египте было первым и самым значительным актом Б-жественной справедливости, но та забота и руководство, которые Б-г даровал после этого сынам Израиля, была актом чистой любящей доброты, любовной заботы о благе другого. Цель, которой нужно было достигнуть, состояла не во владении плодородной землей, а во владении землей, которая должна была стать местом проявления абсолютной власти Б-га.
17.…Моше и Израиль видят себя в качестве слуг Б-га и орудий великого Б-жественного свободного будущего, основы которого Он ныне заложил тем, что раскрыл миру Свое уникальное, могущественное царство справедливости и любящей доброты. По этой причине песня завершается взглядом в отдаленное будущее: «Б-г будет царствовать во веки веков». Это может означать не только то, что Б-г будет царствовать во всей будущей жизни, т.е. как мы воспринимаем Его всемогущую власть здесь, на берегу моря, так Он будет распространять Свою власть всегда, но это означает еще и то, что когда-то, в далеком будущем, которое, несомненно, наступит, Б-г станет Царем всего человечества…
20.СЕСТРА ААРОНА. Ее позиция среди женщин была сродни той, которую Аарон занимал среди мужчин. Аарон распространял среди мужчин Слово, открывавшееся Моше; Мирьям делала тоже самое среди женщин…
25.…Там Б-г даровал нации основы Своего Закона, и там нация опробовала их; тот факт, что горькая вода стала сладкой, убедил народ в том, что власть неотделима от полного подчинения воле Б-га.

Рав Лев Кацин
Почему негодяи преуспевают?
– Почему негодяи преуспевают? - спросили однажды рабби Симху-Бунима из Пшисхи (1767–1827). - Почему Вс-вышний, вместо того чтобы наказывать грешников, посылает многим из них богатство?
– А разве богатство не может быть наказанием? - ответил ребе. - Ведь наказывая змея, Вс-вышний сказал ему: «Прах земли будешь есть» (Берешит, 3:14)…
Змей может без труда найти себе пропитание в прахе земли. И это сытое существование может показаться кому-то спокойной обеспеченной жизнью. Однако в действительности это богатство змея явилось ему наказанием за то, что он подтолкнул человека к греху.
Вс-вышний дал змею все, для того чтобы он ничего не просил, ни к чему не стремился, ни о чем не молил Небеса и вместо богатой духовной жизни влачил жалкое физическое существование, удовлетворяя лишь физические потребности своего тела.
Рассказывая о змее, Тора говорит языком символов об определенном типе людей. Возможно, вы видели этих сытых людей, когда они лихачат на дорогих автомобилях или напиваются в модных ресторанах. Поверхностный наблюдатель может позавидовать их «сладкой жизни». Однако завидовать нечему. Те, у кого есть все, ничего не ценят, и потому их ничто не радует. Вся их жизнь превращается в безу¬спешную попытку забыться, залить алкоголем тоску. Однако непрерывная погоня за удовольствиями тела неспособна облегчить нестерпимую боль души, страдающей от бессмысленности своего существования…
Наказывая змея, Вс-вышний дал ему все, чтобы не слышать его молитвы, не иметь с ним контакта. Однако Адаму Вс-вышний сказал: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Берешит, 3:14). Кажется, что Вс-вышний наказал человека борьбой за существование, однако это наказание оборачивается благословением. Пропитание человека зависит не только от усилий его рук, но и от дождя - благословения Небес. Обрабатывая землю, человек обращается к Небесам, молит о дожде и устанавливает контакт с Вс-вышним…
Наказывая Еву, Вс-вышний сказал: «В муках будешь рождать детей» (Берешит, 3:16). Кажется, что Вс-вышний наказал ее страданиями. Однако это наказание оборачивается благословением. Женщина молит об облегчении страданий, устанавливает контакт с Вс-вышним и становится более духовной личностью…
…Если человек переживает трудности, то ему следует не отчаиваться, а вспомнить слова Талмуда о том, «все, что ни делает Милосердный, - Он делает к добру». Мы не всегда понимаем, как это произойдет, не всегда удостаиваемся это увидеть, но все равно верим, что все, что ни делается, - делается к лучшему.
Но если так, то может ли человек молиться об изменении своей жизни к лучшему? Если Вс-вышний сделал его бедным и больным, то может ли он молиться о том, чтобы стать богатым и здоровым? Не явится ли эта молитва восстанием против воли Вс-вышнего, пославшего ему эту судьбу для его же пользы?
Человек не только может, но и должен обращаться к Небесам со своими нуждами, ибо зачастую Вс-вышний посылает ему испытания лишь для того, чтобы он обратился к Небесам…
Проведя в рабстве долгие годы, многие евреи начали подражать египтянам и опустились на 49-й уровень духовной нечистоты. Евреи, возможно, остались бы навсегда в Египте, но египтяне сделали жизнь рабов-евреев нестерпимо горькой. Испытав страдания, евреи воззвали к Небесам, и Вс-вышний вывел их из Египта. Спустя семь дней после Исхода, евреи оказались в западне - между морем и колесницами египтян. Проявив веру, они вошли в море, которое Вс-вышний для них разверз. С тех пор в праздник Песах, да и каждый день в наших молитвах, мы благодарим Вс-вышнего за то, что Он вывел наш народ из Египта.
Но ведь Вс-вышний и поставил евреев в безвыходное положение в Египте? За что же мы Его благодарим?
Вс-вышний послал евреям страдания египетского рабства для того, чтобы услышать их молитву! Преодолев испытания Исхода, бывшие рабы духовно пробудились, возвысились и удостоились дарования Торы…
Конечно же, богатство не всегда является наказанием. Если человек ценит то, что имеет, и делится этим с нуждающимися, то богатство становится для него источником радости. Впрочем, богатство - это всегда испытание, которое не все выдерживают. Некоторые, возгордившись богатством, черствеют и унижают людей. Тогда лишь страдания способны пробудить их от духовной спячки, научить состраданию и любви к людям…

Рав Зеев Мешков
Вооружённые сыновья Израиля
И было, когда отпустил фараон народ этот, не повел его Всесильный по дороге земли плиштим, ибо коротка она, ибо сказал Всесильный: «Как бы не передумал народ, когда увидят войну, и не вернулись в Египет». И завернул Всесильный народ этот на дорогу, идущую через пустыню (в сторону) моря Суф. А сыновья Израиля вышли вооруженными из земли египетской» (Шмот, 13:17).
Если люди вышли вооруженными, то почему же они боялись войны?
Вооруженный – это не просто имеющий оружие, а умеющий владеть им. Он несет оружие на себе, а не везет его на осле вместе с другим имуществом. В то время, когда женщины, готовясь в дорогу, просили у египтян золото и драгоценности, «вооруженный» чистил и точил свое оружие. Следовательно, сыновья Израиля знали, что им придется воевать. Так почему же было столь очевидно, что они испугаются врага и повернут обратно?
 
Исход до исхода
 Для того чтобы разобраться, нужно вспомнить события, предшествовавшие исходу. Мидраш объясняет, что за тридцать лет до того, как сыновья Израиля пересекли границу Египта, двигаясь за облачным столпом, тридцать тысяч из числа сыновей Эфраима поднялись и вышли на завоевание земли Кнаан с оружием в руках. Это было возможно, так как – в отличие от своих собратьев – сыновья Эфраима оставались свободными людьми на протяжении всех лет пребывания в Египте, так как были потомками Йосефа.
Но эта попытка завоевать землю Кнаан закончилась тяжелым поражением, и спаслись только десять человек. И они вернулись в Египет и рассказали о случившемся. Останки сыновей Эфраима, погибших за тридцать лет до исхода, были разбросаны вдоль всей дороги, идущей через землю плиштим. И, поведи Всесильный народ этим путем, люди испугались бы, что и они погибнут, и повернули бы обратно (Шмот раба).
Однако этот рассказ не дает исчерпывающего ответа. Ведь о поражении сыновей Эфраима знали все, и оно не должно было стать столь пугающей новостью, чтобы сразу заставить всех вернуться в Египет. Во всяком случае, далеко не все испугались бы при виде погибших в неудачной войне – среди сыновей Израиля было много смелых людей. Недаром рассказывается, что часть мужчин, увидев преследующие народ колесницы египтян, решила сражаться с ними и преградила бы им дорогу, если бы Моше не остановил их. Были и такие, которые, преисполнившись веры во Вс-вышнего, первыми хотели войти в море.
Но часть людей собиралась просить у преследователей помиловать их и позволить вернуться в рабство.
 
Кто и кто пойдет?
 И когда говорится, что Всесильный подумал, что народ может повернуть назад, испугавшись войны, и сразу же за этим – что сыновья Израиля вышли вооруженными, речь идет о разных группах людей.
И следует обратить внимание на то, что те, кто должны были испугаться, названы «народ этот». Это в основном египтяне, присоединившиеся к исходу (Раши, Кли Якар и др.). Именно они и те, кто был близок к ним по своим убеждениям и мировосприятию, боялись войны. А те, кто вышли вооруженными, названы «сыновья Израиля». И это потомки Эфраима, которых возглавлял Йеошуа, сын Нуна. Того самого Нуна, который за тридцать лет до исхода организовал военный поход.
Но почему же, подойдя через год после исхода к границам земли Кнаан, сыновья Израиля испугались высоких крепостей и людей большого роста?
Немалую роль в том, что были напуганы даже сыновья Эфраима, сыграло влияние «народа этого» – тех египтян, которые были готовы вернуться обратно. И свидетельством этому служит то, что сыновья Израиля мгновенно осознали допущенную ими ошибку, и на следующий день было немало тех, кто встал и вышел в сражение. Ведь не может быть, чтобы человек, который был смертельно напуган вчера, вышел в сражение на следующий день, и не побежал перед лицом врага, а бесстрашно вступил в бой. Смелые воины потерпели поражение, так как совершили ошибку: Моше предупреждал их, что Вс-вышний не будет с ними. Но, вместе с тем, они проявили героизм, мужество и готовность пожертвовать собой.
Сыновья Израиля были наказаны за проявленную ими слабость сорока годами блуждания по пустыне. Но они решили исправить свои ошибки. И на протяжении всех сорока лет молодое поколение училось владеть оружием, и в войну за Землю под предводительством Йеошуа вступили опытные воины, не боящиеся выходить в сражение.
 
Те, кто защищают народ и борятся за его свободу
 Народу всегда необходимы люди, которые умеют владеть оружием. Они первыми выйдут в сражение и помогут преодолеть страх всем остальным.
И это понял Зеев Жаботинский (1880 – 1940), писатель, публицист, лидер сионистского движения.
После вступления Турции в войну на стороне Германии (в октябре 1914 г.) Жаботинский начал кампанию за создание еврейской воинской части в составе сил союзников. Он считал, что участие в войне даст народу право голоса в послевоенном устройстве мира, а кровь еврейских солдат, пролитая за освобождение Земли Израиля, закрепит право всего народа на его историческую родину. А также позволит людям приобрести военный опыт, чтобы сформировать собственную армию. Тех же взглядов придерживался и Йосеф Трумпельдор.
 
Свиток и меч
 Но одного оружия недостаточно. Оно оказывается эффективным только в том случае, если сыновья Израиля обладают крепкой верой. И не случайно о войне с Амалеком рассказывается: «И сделал Йеошуа, как сказал ему Моше, чтобы (начать) сражение с Амалеком. А Моше, Аарон и Хур поднялись на возвышенность. И было, когда поднимал Моше руки, побеждал Израиль, а когда опускал руки – побеждал Амалек… И нанес Йеошуа поражение Амалеку мечом (Шмот, 17:10-13).
А в Мишне говорится: «Разве руки Моше приносят победу? Тора лишь хотела сказать тебе, что все то время, пока сыновья Израиля смотрели вверх и подчиняли свои сердца Вс-вышнему, они побеждали, а если не делали этого – то терпели поражение» (Рош а-шана, 29а).
Человек, не обладающий верой, не знает, за что он воюет и не способен отстаивать свободу и независимость своего народа. И не случайно сказано, что «свиток и меч спустились в этот мир одновременно» (Сифри, Дварим, 40). Тора, вселяющая в сердце веру, и борьба за независимость народа – они неотделимы друг от друга.


Рав Шломо-Зелиг Аврасин
О манне небесной замолвите слово…
Наша недельная глава повествует о событиях, оставивших неизгладимый след во всей мировой истории. Я имею ввиду, конечно же, в первую очередь рассечение Красного (Тростникового) моря, переход через него сынов Израиля и гибель египетского войска, преследовавшего евреев во время этого перехода. В этой точке "разборки" Вс-вышнего с Египтом достигли своей кульминации, и спасенный Народ Израиля вместе с Моше воспел "Песнь на море" – благодарственный гимн за избавление и за отмщение угнетателям и палачам. Этот момент стал великим актом веры, ибо согласно нашей традиции, евреи сперва вошли в море, поверив словам Моше, и лишь затем оно расступилось, открывая проход.  Как сказали наши благословенной памяти Мудрецы: "Даже служанка видела на море видения, которые не видел пророк Иехезкель бен Бузи".  
Но вот отзвучала торжественная песня, трофеи, оставшиеся от погибшего египетского войска, собраны, и народ отправляется в дальний путь – по пустыне, к горе Синай. И тут выясняется, что подвиг веры – это не единоразовый акт, а ежедневное усилие, которое необходимо прилагать раз за разом. Путь по пустыне стал для евреев начальной школой веры, ибо одно дело – верить во Вс-вышнего, и совсем иное – верить Вс-вышнему, доверять Ему. Об одном уроке в этой непростой школе мы и побеседуем сегодня.
На четвертую неделю марша по пустыне у народа начали подходить к концу съестные припасы. Казалось бы, нечего волноваться – Тот, Кто сумел разверзнуть море, сможет и накормить любое количество людей. Но рабская привычка не из тех, от которых можно лего избавиться! Ведь раб привык получать свою пусть нищенскую, но постоянную порцию, без связи с тем, работает ли он в этот день или нет. И вот: "И ВОЗРОПТАЛО ВСЕ ОБЩЕСТВО СЫНОВ ИЗРАИЛЯ НА МОШЕ И АhАРОНА В ПУСТЫНЕ. И СКАЗАЛИ ИМ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ: "ЛУЧШЕ БЫ НАМ УМЕРЕТЬ ОТ РУКИ Б-ГА В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ, КОГДА МЫ СИДЕЛИ У ГОРШКА С МЯСОМ И ХЛЕБ ДОСЫТА ЕЛИ, ВЕДЬ ВЫ ВЫВЕЛИ НАС В ЭТУ ПУСТЫНЮ, ЧТОБЫ УМОРИТЬ ВСЕ СОБРАНИЕ ЭТО ГОЛОДОМ!" (Шмот 16:2-3).
Ох, не просто выдавливать из себя раба! И поэтому на первый раз Вс-вышний отнесся с пониманием к страху евреев перед призраком голодной смерти, не смотря на их сетования по поводу оставленных за спиной "благах" Египта. Более того, Б-г удовлетворил их просьбу: "И СКАЗАЛ Б-Г, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: "ВОТ Я ПОСЫЛАЮ ВАМ ХЛЕБ С НЕБЕС, И БУДЕТ ВЫХОДИТЬ НАРОД, И СОБИРАТЬ ЕЖЕДНЕВНО, СКОЛЬКО НУЖНО НА ДЕНЬ - ЧТОБЫ МНЕ ИСПЫТАТЬ ЕГО, БУДЕТ ЛИ ОН ПОСТУПАТЬ ПО ЗАКОНУ МОЕМУ ИЛИ НЕТ" (16:4). Вс-вышний возвестил через Моше Рабейну, что раз в день, с утра, Он будет посылать народу своему "хлеб с небес". И это будет не просто еда – это будет испытанием. Но прежде чем мы узнаем, в чем оно состояло, выясним, что же этот хлеб представлял собой. "И БЫЛО - ….. УТРОМ БЫЛ СЛОЙ РОСЫ ВОКРУГ СТАНА. И ИСПАРИЛАСЬ РОСА, И ВОТ - НА ПОВЕРХНОСТИ ПУСТЫНИ НЕЧТО МЕЛКОЕ, РАССЫПЧАТОЕ, МЕЛКОЕ - КАК ИЗМОРОЗЬ НА ЗЕМЛЕ. И СМОТРЕЛИ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ, И ГОВОРИЛИ ДРУГ ДРУГУ: "ЧТО ЭТО?" ИБО НЕ ЗНАЛИ, ЧТО ЭТО. И СКАЗАЛ ИМ МОШЕ: "ЭТО ХЛЕБ, КОТОРЫЙ ДАЛ ВАМ Б-Г В ПИЩУ". (16:13-15). На древнем иврите вопрос "что это?" звучит "ман hу?", и отсюда название данного продукта – "ман". Ман представлял собой мелкое белое драже, которое выпадало с утра на слой росы, и затем второй слой росы покрывал его, как герметичная упаковка. Ман, не собранный до времени, пока солнце не начинало припекать, испарялся вместе с росой. Кроме этого, ман обладал несколькими поразительными свойствами, ставящими его в один ряд с самыми большими чудесами и знамениями, произошедшими с Народом Израиля. Вот эти качества:
- Ман имел вкус той пищи, о которой думал человек во время еды
- Его можно было собрать только определенное количество на человека – тот, кто пытался собрать больше, чем было положено, убеждался, что, дойдя до определенного уровня, ман в его суме не прибывает, не смотря на его усилия.
- Ман выпадал для каждого человека на различном расстоянии от его шатра: праведники собирали его у порога, средние люди – в пределах стана, а злодеи и нечестивцы вынуждены были проводить несколько часов за пределами лагеря, чтобы набрать себе достаточно мана. Это качество особо не нравилось многим, т.к. оно не позволяло человеку выдавать себя за праведника – все сразу понимают, что тот, кто ищет ман подолгу, даже если у него большая шляпа и длинные пейсы, не является благочестивым человеком. А если кто-то пытался собирать ман ближе, чем это позволял ему его духовный уровень, то сколько бы горстей он не клал себе в торбу, она все равно оставалась пустой.
- Ман можно было готовить любым способом, или есть сырым
- Ман полностью усваивался организмом, не оставляя отходов
- Ман нельзя было накопить впрок. Если его не съедали до утра, он загнивал и становился отравой, кишащей червями. С помощью мана Вс-вышний показал евреям два аспекта Шабата, который даровал им тут же, в пустыне, во время пути к горе Синай: "Шамор" и "Захор" – "Храни день Шабата" и "Помни день Шабата", т.е. запретительные и предписывающие заповеди Седьмого Дня. Аспект "Храни…" выражался в том, что ман не выпадал в Шабат. Наши Мудрецы дали философское объяснение этому моменту – в течение шести будних дней основное направление движения энергии – от Творца к творению, т.е. сверху вниз, и поэтому ман мог спокойно выпадать. Но в Шабат направление движения меняется, т.к. весь мир как бы стремиться сам подняться ко Вс-вышнему, раскрывая скрытую до поры духовность, и поэтому ман не спускался. А аспект "Помни…" заключался в том, что в шестой день выпадала двойная порция мана, часть которой можно было оставить и на следующий день, и символизировал благословение, которым обладал Шабат. В память об этом мы кладём на шабатний стол две халы – "мишнэ лэхем" – "двойной хлеб". Именно с этим моментом связан первый "прорыв" гнева Вс-вышнего: "И БЫЛО - НА СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ВЫШЛИ НЕКОТОРЫЕ ИЗ НАРОДА СОБИРАТЬ, НО НЕ НАШЛИ. И СКАЗАЛ Б-Г, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: "ДО КАКИХ ПОР БУДЕТЕ ОТКАЗЫВАТЬСЯ ВЫ СОБЛЮДАТЬ ЗАПОВЕДИ МОИ И НАСТАВЛЕНИЯ МОИ? СМОТРИТЕ, ВЕДЬ Б-Г ДАЛ ВАМ СУББОТУ, ПОЭТОМУ ДАЕТ ОН ВАМ В ДЕНЬ ШЕСТОЙ ХЛЕБА НА ДВА ДНЯ; СИДИТЕ КАЖДЫЙ У СЕБЯ, ДА НЕ ВЫХОДИТ НИКТО ИЗ МЕСТА СВОЕГО В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ" (16:27-29). Кстати, из этого стиха выводится запрет уходить от места, где проводишь Шабат, дальше определенного расстояния.
В трактате Бава Кама (лист 91Б) авторы Талмуда приводят в качестве иллюстрации народной пословицы "Из-за (плохого поведения) колючек страдает репутация капусты, растущей рядом" именно этот случай: хотя Моше, естественно, не выходил собирать ман в Шабат, Вс-вышнй включил и его в эту группу, обратившись через него к Народу Израиля во множественном числе. МаГаРаЛь из Праги отмечает в своей книге "Хидушей Агадот", что причина этого заключается в том, что у каждого человека есть два аспекта – "микро" и "макро". Микро – это человек сам по себе, его внутренний мир, а макро – это человек как часть чего-то большего, элемент системы, в данном случае – народа. И поскольку Тора и заповеди были даны Творцом Народу Израиля в целом как единому организму, а не как совокупности отдельных индивидуумов, то и спрашивать Вс-вышний тоже будет со всех, даже с тех праведников, которые не имеют непосредственного отношения к проступку. А Моше, как вождь поколения, несет за всех особую ответственность.
Из этого важного момента выводится принцип коллективной ответственности внутри нашего народа. Все мы в одной лодке, и никто не может сказать, что его не волнует судьба другого. Так давайте же не будем раскачивать наш общий корабль!

Рав Менахем-Михаэль Гитик
Воды распри и Амалек
 «И переехала вся община детей Израиля из пустыни Син переезжали по воле Вс-вышнего и остановились в Рафидим. И не было воды поить народ. И спорил народ с Моше и сказали: «Дайте нам воды и будем пить!» И сказал им Моше: «Для чего спорите со мной, для чего испытуете Вс-вышнего!» Шмот 17:1-2
История нападения Амалека на ослабевших духовно и покинувших облака славы хрестоматийно знакома. Попробуем акцентироваться на деталях пшата и используем их как трамплин. Начнем со сказанного Моше Вс-вышнему: «И закричал Моше к Вс-вышнему, говоря: «Что сделаю я этому народу, еще немного и забросают меня камнями» (17:4)
Немного тяжело представить себе Моше испугавшимся, да еще «ябедничающим» Создателю. Но как же тогда понять слова того, которого мы называем «а идише маме» еврейского народа?!
Объясняет рав Ицхак Абарбанель, претензия евреев, выраженная во множественном числе «дайте нам воды» означает двухвариантность ситуации с точки зрения Израиля. В случае, если Моше выполняет роль пророка – Машиаха, то отсутствие воды для народа и всего домашнего скота означает, что Моше (не дай Б-г) лжепророк. А по этой статье как раз и полагается побиение камнями. Если же всем непосредственно руководит Творец, то будьте любезны предоставить объяснения, где вода?!
Два адреса: «для чего спорите со Мной, для чего испытуете Вс-вышнего» – и есть возможность Амалека вклиниться! Неправильная оценка роли Моше и всей создавшейся ситуации выражена в вопросе «Есть ли Вс-вышний среди нас, или нет?»
Но рав Ґирш позволяет подняться над простым уровнем восприятия, добавляя следующую деталь: до Синая оставался один дневной переход, а Источник воды была гора Хорев. Попробуйте связать нападение Амалека с недостатком воды (Торы Устной), а также угрозу Ґамана и неправильное видение ситуации Израилем в Сузах.

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Трехдневная игра
"И было сообщено царю Мицраима, что бежал народ, и переменилось сердце Паро и его слуг к народу, и сказали они: Что это сделали мы, отпустив Исраэля от служения нам." (Шемот, 14:5) 
Этот отрывок кажется чуть ли не самым странным в Торе. Ведь фараон сам отпустил сынов Израиля. Они ушли на три дня. Какое новое известие получил фараон? 
Скорее всего, известие об Исходе ошеломило фараона. Мошле всегда говорил с ним только о трехдневном празднике в пустыне. Моше ни разу не предупреждал фараона о том, что сыны Израиля никогда не вернутся. Поэтому, когда фараону сказали на третий день, что евреи ушли и не вернутся никогда, он вспомнил предупреждение своего отца " как бы он не умножился, и будет: если случится война, примкнет и он к ненавистникам нашим и станет бороться с нами, и выйдет из страны.".(Шемот, 1:10) 
Зачем нужны Моше эти игры? Почему он не предупредил фараона, что сыны Израиля покидают Египет нввсегда? 
На этот вопрос возможны три ответа: 
1. "На войне как на войне". Хочешь победить - будь готов ко всему, в том числе, ко лжи. Сыны Израиля были слабы против Египта, набор "инструментов" воздействия на фараона оставался весьма ограниченным. Возможность говорить с фараоном была одним из таких инструментов, ее нужно было использовать до конца (РАШБАМ). Кроме того, внезапность побега была частью тактики, рассчитанной на то, чтобы войско фараона преследовало сынов Израиля и утонуло в Красном море. (Ибн Эзра). 
2. Намерения Моше были ясны с самого начала, хотя он использовал язык туманных намеков, которые можно было истолковать по-разному. Выражение "три дня" часто встречается в Торе и означает "неопределенное время", а в данном случае, "навсегда". Б-г предоставил фараону возможность понимать Моше каким угодно образом, хотя с самого начала он мог понять, что Моше говорит на самом деле. 
3. Фараон прекрасно понимал, что происходит. В среде сынов Израиля он держал осведомителей, и они поставляли всю нужную информацию. В Древнем мире было распространено представление о том, что различные боги правят разными странами. Например, самаритяне, народ, который Ассирия насильно переселила в Самарию, начали поклоняться Б-гу Израиля, потому что они верили - это бог Страны Израиля! ( см. 2 кн. Царств, 17:24-41). Более того, Нааман вернулся в Арам, взяв с собой немного земли Израиля, чтобы продолжать поклоняться Б-гу. (Там же, 5:17) Поэтому, для фараона уход из Египта хотя бы на три дня означал выход из-под власти египетских богов, то есть, освобождение ( согласно книге "Даат Микра"). 
Почему же Моше не сказал об этом ясно? 
Моше говорил о служении Б-гу в пустыне, на ничейной земле, на земле, не принадлежащей ни одному народу. Моше хотел сказать, что Б-г не связан границами народов и стран. Он - владыка всей земли. И Тора должна быть дарована в пустыне , ибо законы Б-га универсальны, не ограничены национальными барьерами, и не могут быть отменены людьми. По той же причине идеальное человечество - Адам и Хава - жили в саду Эдена, то есть, в земле, не принадлежащей ни одному из народов. 
Г-сподь - Б-г всей земли, и слава Его переполняет ее. 

Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Чудо на море
Рассечение Красного моря часто называют величайшим чудом в истории.Поэтому когда Иегошуа стал вождем после смерти Моше, Б-г заверил его, что совершит великие знамения на глазах всего народа, "дабы они узнали, что как Я был с Моше, так буду и с тобою" (Иегошуа 3:7). После этого Б-г совершил чудо, подобное тому, которое Он совершил для Моше: перед Моше расступились воды Красного моря, перед Иегошуа - воды Иордана (там же, 13-16). 
Поэтому особого внимание заслуживает тот факт, что и в Библии, и в трудах многих комментаторов это чудо объясняется естественным образом. 
"И ГНАЛ Б-Г МОРЕ СИЛЬНЫМ ВОСТОЧНЫМ ВЕТРОМ ВСЮ НОЧЬ, И СДЕЛАЛ МОРЕ СУШЕЮ, И РАССТУПИЛИСЬ ВОДЫ" ( Шемот, 14:21). Обратите внимание: в Торе не сказано, что Б-г самолично рассек море! Вместо этого Он использовал одну из сил природы - ветер. Именно ветер отогнал воду и сделал морское дно сушей. Каким образом? Дело в том, что это был не просто ветер, но "восточный ветер", который, по мнению Раши, является самым сильным из ветров. 
Однако, согласно Торе, ветер не просто отогнал воду, но и сделал морское дно твердью? Неужели и это было возможно? Рашбам предложил следущее объяснение: ветер заморозил морское дно, и оно покрылось льдом, подобно зимним рекам. То есть, по его мнению, и здесь Б-г обошелся естественными природными силами. 
Однако в тот день имело место еще одно чудо: "А ВОДЫ БЫЛИ ИМ СТЕНОЮ СПРАВА И СЛЕВА ОТ НИХ" (там же, 22). Как же могут воды стоять, подобно двум неподвижным стенам? Ответ на этот вопрос предложил Сфорно - по его мнению, ветер заморозил не только дно, но и воду, так что евреи шли между двух стен из льда. Затем лед начал таять, и его обломки обрушились на египтян, преследовавших евреев. 
Впрочем, никто из упомянутых комментаторов не отрицал, что рассечение Красного моря не было "чудом". По их мнению, чудо состояло в том, что ветер подул ровно в тот момент, когда Моше поднял руки, что евреям хватило времени перейти на другой берег, и, наконец, в том, что море "вернулось в исходное положение» именно в тот момент, когда египтяне бросились в погоню. 
Однако при этом комментаторы не уставали повторять: Б-г почти никогда не нарушает законов природы. Поэтому чудо заключается прежде всего в том, что определенное событие происходит в нужном месте и в мужное время. Поэтому можно сказать, что чудеса происходят и сегодня. И потому даже если нам удается выпутаться из сложной ситуации совершенно естественным образом, у нас все равно есть повод поблагодарить Б-га за чудо, которое Он для нас совершил. 
Некоторые полагают, что раз Б-г больше не совершает чудес, то, следовательно, Его нет (упаси Б-же). На это мы можем возразить, что, напротив, чудеса происходят ежедневно, и главное из них состоит в том, что Б-г, управляя законами природы, дает нам возможность жить. 

Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
Когда фараон отпустил евреев из Египта, Б-г не повел их прямой дорогой через страну филистимлян, а направил в пустыню. Вскоре, однако, фараон снова передумал и пустился в погоню с отрядом колесниц. Прикрыв евреев от прямой атаки с ходу, Б-г рассек Красное море, и сыны Израиля строем перешли по пересохшему дну на другой берег. Египтяне последовали за ними, но воды сомкнулись и утопили всадников и колесницы. Выйдя на другой берег, благодарные евреи обратились к Б-гу с торжественной “Песней моря”. После трех дней пути мучимые жаждой беглецы нашли лишь горькую воду в местечке Мара. В стане усилился ропот, и Моше опреснил воду, бросив в нее дерево. Там же пророк сообщил евреям первые заповеди. И снова жалобы: люди с тоской вспомнили “прелести” египетского рабства, “горшки с мясом”. Тогда Б-г послал им сытную мясную пищу в виде перепелов, а наутро с неба выпал ман, особый сверхпитательный продукт. Из-за отсутствия воды снова возникла угроза бунта, и по указанию Вс-вышнего Моше извлек воду из скалы, ударив по ней посохом. Во время трудного перехода на евреев напали амалекитяне. Иегошуа бин-Нун ввел в бой полки, а Моше обеспечил им Б-жественное прикрытие своей молитвой. 

Чудо-иудо
“Море увидело и побежало”, - сказано в псалме 114.
“Что увидело море и от чего побежало?” - спрашивает комментатор. Ответ: “Оно увидело гроб с останками Йосефа”, который Моше, как мы узнаем из сегодняшнего раздела, “взял с собой, ибо клятвою заклял тот (Йосеф) сынов Израиля: “Несомненно, вспомнит Г-сподь о вас - поэтому вынесите отсюда кости мои с собой”(13:19).
Вначале море не хотело расступаться по приказу Моше-рабейну. Ибо вода подчиняется законам природы, которая повелевает ей (точнее, Б-г повелевает: у слов “а-Элоим”, Б-г, и “тева”, природа, одинаковая гематрия, числовая сумма букв) оставаться единой массой, в отличие от твердых субстанций, которые легко разделить. Море следовало простой и неоспоримой логике: “У Моше своя задача - перевести евреев на другой берег по морскому дну; а у меня своя задача, назначенная мне Творцом. Поэтому первой реакцией моря на простертую руку Моше был отказ. Что же заставило морскую стихию “передумать”?
Гроб Йосефа. Этот человек был наделен от рождения естественными инстинктами и побуждениями. Ничто человеческое ему не было чуждо. Разве не естественно молодому и очень привлекательному юноше уступить чарам красивой женщины, особенно, если он - раб, совершенно одинок, находится вдали от родины, семьи и друзей и если к тому же искусительница - жена его хозяина и от нее, ее капризов целиком зависит его судьба, сама жизнь. Найдется ли в мире человек, способный устоять перед таким соблазном и давлением обстоятельств?
Но Йосеф устоял. Он стал немыслимым исключением, сохранил целомудрие в вертепе разврата. Он вступил в неравную борьбу с обстоятельствами и победил, хотя и угодил в тюрьму. Короче, он совершил самый неестественный поступок, какой только можно представить.
Увидев гроб с останками Йосефа, талисман беглецов, море поняло, что ради исполнения воли Творца, можно пренебречь законами природы, и в результате само уступило противоестественному приказу Моше - разделилось на двенадцать туннелей, чтобы пропустить двенадцать колен избранного Б-гом народа, спасти их от атаки карательного отряда египтян.
Но это не единственная причина, побудившая море временно изменить свое естественное состояние. В мидраше сказано, что оно расступилось также в заслугу нашего праотца Авраама, который собственноручно приготовил дрова для жертвоприношения Ицхака. На смысловую связь между рассечением моря и отважным поступком Авраама указывают и лексическая аналогия: в выражениях “ва-ибаку а-маим” (Шмот 14:21), расступились воды, и “ва-евака ацей” (Берешит 22:3), он наколол дров, употребляется один и тот же корень.
Смысл данного эпизода тот же, что и в истории с Йосефом. Авраам безропотно готовился принести в жертву своего позднего сына и единственного наследника, т.е. совершить самый неестественный в мире поступок. Стремясь выполнять указание Творца наилучшим образом, он еще дома подготовил “кошерную”, без червей, древесину для жертвенного костра, связал большую вязанку дров и три дня вез ее на осле к горе Мория - чтобы сжечь на них своего горячо любимого Ицхака. Причем, все это совершалось не импульсивно, а сознательно, расчетливо. Авраам отдавал себе отчет в своих действиях и их последствиях; он все обдумал, взвесил и решил. Такую степень самоотверженности, такое подавление своего человеческого естества трудно даже представить себе.
Видя, до какой степени Авраам способен и готов попрать законы природы ради Вс-вышнего, пойти наперекор своим отцовским инстинктам, преодолеть любовь и боль, море было вынуждено последовать его примеру 363 годами спустя, при Исходе евреев из Египта. Оно расступилось.
Комментируя стих “Скажи сынам Израиля, чтобы они двинулись (в море)” (Шмот 14:15), РАШИ пишет как бы от имени Б-га: “Им надо было только двинуться, и море не устояло бы перед ними. Заслуги их праотцев, их собственные заслуги и проявленная ими вера в Меня при уходе из Египта вынудили море отступить”.
С Авраамом и Йосефом все ясно. Но чем заслужили сами евреи столь редкостное чудо? Они тоже совершили противоестественные действия, причем вместе, коллективно, включая женщин, детей и стариков: пошли за Б-гом в пустыню, огромную и страшную, без воды и достаточных запасов провизии; вступили в бурные морские волны, преграждавшие им путь к свободе, не сомневаясь, что вода немедленно отступит. Кто способен на такой дерзкий вызов природе? Только прямые потомки Авраама-авину и Йосефа-цадика.
Еврейский народ по праву заслужил то чудо на Красном море, заслужил и еще большее чудо - чудо своего исторического выживания.

Слушай, товарищ!
Сразу после сражения с Амалеком под Рефидим Б-г дал Моше такое наставление: “Запиши это на память в Книгу и вложи в уши Иегошуа, что сотру Я совершенно память об Амалеке под небесами” (17:14). Насчет ушей Иегошуа непонятно. Ведь вначале сказано записать в “Книгу”, т.е. Тору. Неужели этого недостаточно.
Оказывается, недостаточно. Виленский Гаон приводит в пример историю с Йоавом, главнокомандующим армии царя Давида (Первая книга Царств, гл.11), который, как сказано, “перебил всех мужчин в Эдоме”. В талмудическом трактате “Бава Батра” (21-а-б) подробно обсуждается тот эпизод. Евреи воевали в Эдоме против амалекитян, разгромили их, и Йоав велел истребить всех плененных мужчин, а женщин пощадил, потому что его ребе неправильно объяснил ему (или вообще не объяснил) стих из сегодняшнего раздела “эмхе эт зехер амалек”, Я сотру память об Амалеке.
В свитках Торы нет значков огласовок, и Йоав понял эту фразу иначе: “эмхе эт захар амалек”, Я сотру мужчин Амалека (“зехер” и “захар” состоят из одних и тех же букв: зайн-каф-рейш). В результате заповедь Вс-вышнего, повелевающая истребить всех амалекитян без различия пола и возраста (см. Дварим, 25:17-19), не была выполнена. Их род продолжился; и от них произошли многие враги евреев, включая древнеперсидского злодея Амана. Пролились реки еврейской крови.
Недостаточно записать слова Б-га в сефер-Тору. Надо еще научиться их правильно читать. Письменную Тору невозможно понять без Устной традиции. Пренебрежение этим учением, передаваемым мудрецами из поколения в поколение, может привести к поистине трагическим последствиям.

Рав Реувен Пятигорский
Шват
Пятый месяц еврейского года, если считать с Рош-Ашана. В нем всегда тридцать дней. Знак месяца - Водолей, по-еврейски Дли(«Ведро»). Символ черпания воды указывает на изучение Торы, поскольку вода ассоциируется с Торой; поэтому этот месяц крайне благоприятен для того, кто хочет приложить больше усилий в ее изучении. Мудрецы указывают, что Элиэзер, слуга Авраама, посланный им привести жену для Ицхака, выполнил свое задание именно в месяце шват, когда повстречал Ривку у колодца. О своем слуге Авраам сказал, так написано в Торе: «бен-мешек бейти, мой домоправитель, Элиэзер из Дамаска, дамесек», - что прямо указывает на глагол машак, черпать воду, т.е. он был первым человеком, черпавшим из Торы Авраама. Водолей (тот, кто черпает воду) - это символ Элиэзера. Мудрецы отмечают, что у еврейского народа нет своего знака на небе, но некоторые полагают, что таким знаком является созвездие Водолея, связанного с водой, т.е. с Торой. В этом месяце Моше Рабейну начал объяснять евреям законы Устного учения.
Шват соответствует колену Ашера, владевшего той частью Израиля, которая славилась оливковыми деревьями; а про оливковое масло издревле считалось, что оно способствует развитию мудрости, - без чего невозможно изучение Торы.
Годовщины смерти еврейских мудрецов и праведников:5 го числа месяца шват - раби Йеуда Лейб Алтер, руководитель хасидов города Гур, что в Польше (1905); 25 го - раби Исраэль Салантер, основатель движенияМусар (1883); 26 го - знаменитый раби Давид Алеви, автор «Турей Заав» (сокращенно Атаз, 1667); 29 го - раби Натан Цви Финкель, руководитель ешивы в Слободке, один из вождей движения Мусар (известен под именем Саба из Слободки, 1927).

Комментарии (0)

Оставить комментарий