::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе,Книга Шемот,Недельный раздел Ки Тиса

  • Сообщить о ошибке
18-02-2011, 14:47 Разместил: jude Просмотров: 1 824

Комментарий к Торе
Книга Шмот
Недельный раздел Ки Тиса
Главы 30:11-34:35
“Когда будешь подсчитывать сынов Израиля” (гл.30, ст. 12).
Когда будешь подсчитывать на иврите — ки тиса.

Рав Лев Кацин
Почем мир грядущий?
«Однажды в преддверии праздника Песах мой отец не находил себе места, — рассказывает сын ушедшего недавно рава Залмана Ашкенази. — Мне было тогда десять лет, но я навсегда запомнил один телефонный разговор моего отца...
– Многие нуждающиеся семьи надеются получить от нас еду к Песаху, — взволнованно обратился рав Ашкенази к одному богатому человеку. — Нам нужно 50 тысяч долларов.
– Спасибо, десять тысяч долларов — это большие деньги, но мне необходимо получить 50 тысяч, — продолжал настаивать рав Ашкенази, однако богач оставался непреклонным.
Что же делать?..
...Рав Ашкенази рос в бедности в Израиле и не забыл, что это такое, поселившись в благополучной Америке. В 1971 году он основал благотворительную организацию «Месамхей Лев», которая помогала беднякам Израиля — религиозным и светским, выходцам из европейских и восточных стран, — направляя им купоны на еду, одежду, обувь. Особый фонд помогал молодоженам, и, конечно же, все нуждающиеся получали праздничные пасхальные посылки. В последнее время рав Ашкенази ежегодно отправлял в Израиль помощь в размере более 5 миллионов долларов...
– Я хочу предложить вам мой мир грядущий, олам аба, — вдруг сказал рав Ашкенази собеседнику. — Дайте бедным 50 тысяч долларов, и я дам вам мой мир грядущий!
Богач немедленно согласился, а десятилетний сын раввина начал плакать:
– Папа, у тебя не будет олам аба, мира грядущего?
– Не волнуйся, сынок, — успокоил его отец. — На Небесах есть особое место для людей, которые пожертвовали для нуждающихся своим миром грядущим!..»
Рав Ашкенази был, конечно же, не первым человеком, который был готов отдать своей мир грядущий на нужды общины.
Например, рабби Нохум Тверский, автор книги «Меор Эйнаим», продал свой мир грядущий для того, чтобы построить микву в Чернобыле. Его внук, рабби Элузар Тверский, был раввином в Бруклине и предложил в 60-е годы рабби Йоелю из Сатмара продать свой мир грядущий для того, чтобы купить здание кинотеатра в еврейском районе Бруклина Боро-Парке. Впрочем, кинотеатр и так закрылся из-за отсутствия спроса, рассказал мне внук рабби Элузара рав Йоносон Кац, который поведал мне также следующую историю.
…Ребе из Цанз Диврей Хаим сидел однажды за столом вместе со своими хасидами. Во время такого застолья — тиш — евреи поют и слушают слова Торы. Вдруг в комнату вошла вдова и обратилась с просьбой помочь ей сыграть свадьбу дочери. Ребе посмотрел на хасидов и, не увидев людей, готовых помочь, предложил им свой мир грядущий. Деньги тут же нашлись. Весть о щедрости ребе разнеслась по городу, и вскоре в комнату вошел бедняк, который просил помочь ему оплатить лечение сына.
Тогда ребе вновь предложил ту же сделку: помогите бедняку, и я дам вам свой мир грядущий.
– Но ведь вы уже продали свой мир грядущий? — удивился один еврей.
– А какова награда тому, кто продал свой мир грядущий, чтобы помочь вдове выдать дочь замуж? — ответил ребе вопросом на вопрос. — Ведь этот мир грядущий я могу продать для того, чтобы помочь бедняку лечить своего сына!..

После греха золотого тельца Моисей заступился за еврейский народ: «Если Ты не простишь евреям греха, то сотри меня из Твоей книги» (Шмот, 32:32). Моисей вдохновил евреев готовностью к самопожертвованию во имя своего народа. И евреи хранили веру, жертвовали свои жизни во времена крестовых походов, инквизиции и погромов. Немало евреев проявляли чудеса героизма в СССР, несмотря на репрессии НКВД или КГБ. На таких преданных и бескорыстно любящих свой народ людях держится мир...

Я посвящаю эту статью памяти Рошля бен Лея Юсупова, который снабжал мацой многих евреев Душанбе и помогал людям, потерявшим близких, в устроении похорон — добрый поступок, который мудрецы Талмуда называют истинным милосердием.

Рав Реувен Пятигорский
Большая глава, наполненная важными событиями. Эти события во многом определили нашу судьбу, нашу историю, положив начало тому, что называется национальным еврейским характером. Вернее, характер в нашем народе к тому времени уже почти сложился, ведя свое начало еще от наших праотцев, но проявился он впервые и по-настоящему именно в событиях, которым посвящена недельная глава Ки Тиса. Страшные события. Их последствия мы чувствуем на себе и сегодня.
Сначала повествование развивается спокойно и размеренно — как в предыдущих главах. Никакой грозы вроде не предвидится. Моше продолжает получать подробные инструкции о том, что и как надо сделать в Переносном Храме. Дается указание о необходимости соорудить медный умывальник и подножие для омовения рук и ног священниками. Все, как раньше — не спеша, обстоятельно, с подробными деталями. Говорится даже, кто будет вести работы: Бецалель из колена Йеуды и Аолиав из колена Дана, — два первых мастера-универсала, о которых сказано не просто, что они работали с вдохновением, таких художников в нашем народе, мастеров пластических искусств, всегда было много; но об этих двух сообщается, что они были наполнены Божьим духом, — ведь это и есть единственно верное определение гениальности.
Один происходит из самого сильного колена, другой — из слабого. Оба в одинаковой степени «наполнены мудростью, разумением, знанием всяких искусств, чтобы творить замыслы, выполнять работы по золоту, серебру и меди, по резьбе вставленных камней и по дереву — чтобы исполнять любую работу».
И вдруг… Повествование как бы раздваивается. Идет параллельный монтаж. Про Моше еще говорится, что он получает на горе Синай две каменные Скрижали откровения, на которых приведены Десять заповедей, а уже в следующем стихе читаем: «Народ же, увидев, что Моше долго не сходит с горы, подступил к Аарону (его брату) и заявил: встань, сделай нам кумира, который шел бы перед нами, ибо Моше, что вывел нас из Египта, пропал, неизвестно что с ним». Аарон понимает, что народ ошибся: срок возвращения Моше еще не истек, — но люди в страхе, они ни на час не могут оставаться без руководителя. — Дай нам того, кто поведет нас дальше!
Чтобы оттянуть время, Аарон предлагает невозможное: принесите мне серьги и украшения ваших женщин, я сделаю, что вы просите. И народ, представьте себе, приносит! Страх перед неизвестностью, неопределенностью страшнее потери собственности. Аарон продолжает угрожать: сейчас я брошу все ваше золото в костер, чтобы отлить то, что вы просите. И опять народ согласен: бросай!
И вышел литой телец. «Вот твое божество, Израиль!»
Сколько раз мы слышали, что евреи поклоняются золотому тельцу, мамоне, — проще говоря, деньгам. Кстати, слово мамона (по-еврейски все-таки правильней мамон) — из нашего словаря: на иврите это «имущество». Но из текста Торы прямо следует, что не капиталистическому богу первоначального накопления капитала (если по Марксу) поклонялись первые евреи, а обычному персонифицированному идолу власти. Движимые не жаждой наживы, а желанием выжить.
Моше спускается с горы. Евреи веселятся вокруг «нового бога». В гневе пророк бросает Скрижали на землю — и они разбиваются. Совсем недавно, ровно сорок дней назад, евреи пережили самый высокий момент своего народного бытия — приняли на себя обязательство во всем следовать заповедям Торы, и — такое страшное духовное падение.
Вокруг Моше собираются самые стойкие. Телец уничтожен. Зачинщики поражены, народ раскаивается. Но кто сказал, что евреи прощены там, наверху? Моше объявляет, что вынужден снова подняться на Синай для искупления вины евреев, согрешивших самым страшным из грехов — грехом идолопоклонства.
Как вы думаете, какими словами можно просить у Вс-вышнего о прощении народа? Мало сказать «прости их», надо объяснить, почему еще остается надежда, что больше они так низко никогда не падут. Поэтому недостаточно просто предложить: «они, наверное, исправятся; и только если не исправятся — тогда наказывай». Моше сказал так: «Этот народ совершил великий грех; не простишь ли их грех? Если не простишь, то сотри и меня из Своей книги, которую писал». Сотри и меня из Книги жизни. То есть не хочу оставаться ни в настоящем, ни в будущем, ни в прошлом человеческой истории. Сделай так, чтобы меня никогда не было. Или я с евреями — или если нет евреев, то нет меня.
Другими словами, Моше обещал, что предпримет все, чтобы народ действительно вернулся к тому высокому уровню, на котором пребывал в час получения Торы. Он знал свой народ, любил его, верил в него. И Вс-вышний простил.
Получив новые Скрижали, Моше спустился к евреям. Так в очередной раз мы были спасены — уже не от рук врагов, а от проявления собственной слабости и неуверенности. (Наверное, неуверенность в себе и есть самый страшный враг человека, от него большинство бед.)
Спасены благодаря самопожертвованию пророка Моше. Счастлив народ, которого ведут такие лидеры. Счастлив лидер, которому судьба дает вести такой народ.

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Кровавые деньги
Этот недельный раздел начинается со странного закона:
"Когда будешь вести счет сынам Исраэля по их счислениям, то дадут они каждый выкуп за душу свою Г-споду при счислении их, и не будет среди них пагубы при счислении их." (Шемот, 30:12)
Это довольно странное указание. Зачем нужно выкупать свою душу, если пересчитывают население? И почему, если этого не сделать, сынам Израиля грозит "пагуба"? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте посмотрим на значения слова "выкуп" (כֹּפֶר) в других отрывках Торы, где встречается это слово.
В такой форме корень кпр встречается в Торе только три раза, и каждый раз речь идет о смерти, убийстве.
1. Хозяин "известного быка" (известного бодливым поведением) должен платить выкуп за убийство быком человека, чтобы спасти свою собственную жизнь (Шемот, 21:30): "Когда вира будет наложена на него, то даст он выкуп за душу его, какой наложат на него." Владелец быка действительно виноват в смерти человека, так как он знал, что бык бодливый, и не принял соответствующие меры. Тем не менее, Тора разрешает ему выкупить свою жизнь.
2. Однако убийца не может откупиться от наказания деньгами:
"И не берите выкупа за жизнь убийцы, на котором вина смертная; ибо смерти должен быть предан". (Бемидбар, 35:31)
3. Также и непреднамеренный убийца не может спастись от изгнания в город-убежище, заплатив выкуп:
"И не берите выкупа за бежавшего в свой город укрытия, чтобы (ему) возвратиться (и) жить на земле до смерти первосвященника. " (Там же, 32)
В каждом из этих трех случаев речь идет о денежном выкупе за убийство другого человека. Создается впечатление, что до дарования Торы существовала общепринятая практика денежного выкупа за убийство. Тора запрещает такую практику, если речь идет об убийстве человека человеком, но разрешает, если в роли убийцы выступил бодливый бык.
Давайте вернемся к недельному разделу. Обычно причиной переписи населения была готовящаяся война: необходимо было знать, сколько взрослых мужчин могут служить в армии. Поэтому каждый мужчина, которого переписывали, обязан был заплатить выкуп за тех, кото он мог убить на войне. Солдат должен был осознавать, что убийство, даже во время войны, не сойдет ему с рук просто так. Он должен был выкупить свою жизнь за то, что лишал жизни других. Отказ заплатить означает презрение к человеческой жизни, а за это Б-г покарает "пагубой" – эпидемией.

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Золотой телец
Израиль стал свидетелем незабываемых чудес и знамений, которыми сопровождалось синайское Откровение (см. Шемот, 20). Затем они видели, как Моше поднялся на гору без еды и питья, и пропал во мраке.
После того, как Моше отсутствовал 40 дней, евреи потребовали: "СДЕЛАЙ НАМ БОЖЕСТВО, КОТОРОЕ ПОЙДЕТ ПЕРЕД НАМИ! ПОТОМУ ЧТО ЭТОТ ЧЕЛОВЕК, МОШЕ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ НАС ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ПРОПАЛ И НЕ ЗНАЕМ МЫ, ЧТО СТАЛОСЬ С НИМ" (Шемот, 32:2).
Это требование звучит нелогично: если они хотели сменить божество, то отсутствие или присутствие Моше не имело никакого значения. Следовательно, нужно объяснить требование народа как-то иначе, например - евреи считали Моше богом, и требовали другое божество вместо него.
Легко понять, почему евреи могли решить, что Моше - бог. На их глазах он поразил Египет десятью казнями, рассек Красное море, извлек воду из скалы, повелел ману падать с неба... Правда, сам Моше неустанно требовал от них поклоняться только Вс-вышнему, однако на примитивное религиозное сознание современников его слова не действовали, и они продолжали считать его богом.
Впрочем, даже если евреи и не считали Моше богом, все равно требование найти замену Моше выглядит логично. Ибо в книге Шемот слово "элоhим" используется не только в значении "Б-г", но и в значении "вождь, судья":
"ПУСТЬ ГОСПОДИН ПРИВЕДЕТ ЕГО К СУДЬЯМ ( элоhим), И ПОДВЕДЕТ ЕГО К ДВЕРИ ИЛИ К КОСЯКУ, И ПРОКОЛЕТ ГОСПОДИН УХО ЕГО ШИЛОМ, И ОСТАНЕТСЯ ОН СЛУЖИТЬ ЕМУ НАВЕКИ" (21:6).
"ПРИ ВСЯКОМ ЛОЖНОМ ЗАЯВЛЕНИИ О ПРОПАЖЕ БЫКА, ОСЛА, ОВЦЫ, ОДЕЖДЫ - ВСЯКОЙ ПРОПАЖЕ, - КОГДА БУДЕТ СКАЗАНО: ТА ВЕЩЬ - ВОТ ОНА, - ДОВОДЫ ОБОИХ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДОВЕДЕНЫ ДО СУДА. КОГО ОБВИНЯТ СУДЬИ (элоhим) ТОТ ЗАПЛАТИТ БЛИЖНЕМУ СВОЕМУ ВДВОЕ (22:8).
И, наконец: "И СКАЗАЛ Б-Г, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: "СМОТРИ, Я ПОСТАВИЛ ТЕБЯ ВМЕСТО ВСЕСИЛЬНОГО (элоhим) ДЛЯ ФАРАОНА, А ААРОН, БРАТ ТВОЙ, БУДЕТ ТВОИМ ПРОРОКОМ" (7:1).
Возможно, что и сам фараон тоже увидел в Моше бога (тем более, что сам он считался одним из божеств египетского пантеона). Однако очевидно, что Б-г так считать не мог. Следовательно, слово "элоhим" далеко не всегда имеет значение "бог".
Таким образом, евреи, сделав Тельца, искали замену не Б-гу-Творцу, но лишь Моше. Однако в тот момент, когда телец был воздвигнут, они забыли, что он должен был стать лишь посредником между народом и Б-гом, и сдали воздавать ему божественные почести.

Арье Юдасин
Об алой и белой розах, или Где летают птички?
Любит публика ласковые названия! Например, вторую половину XVI века Британию сотрясали меж-доусобицы. За тридцать с лишним лет перебили половину аристократов, простонародья несчитано, экономика в развале. А название для истории: Война Алой и Белой розы. Ну просто конкурс парфюмеров! Нынешние «парфюмерные», «жасминовые», волнения тоже пахнут скорее горящим мясом, кровью из разбитых камнями и железными прутьями черепов, разграбленными квартирами и магазинами... А как ароматно называются!
Впрочем, запахи люди угадывают разные. По тому, кто где летает и под каким углом на жизнь смотрит. Одним мнится запашок скорой победы всемирного халифата, установление царства Истины в мусульманском понимании. Другим дыхание скорой войны приносит ветерок. Нарушение хрупкого ближневосточного баланса, а оттуда — и мирового. Кому — с неф¬тяных вышек чудится запашок. Ведь нестабильность в богатых нефтью и газом уголках цены на энергоносители взвинчивает, а какая корпорация от прибыли откажется? Вот и начинают слегка затихать страсти, доведя цену до сотни долларов за баррель. Дальше уже опасно, как бы энтузиасты трубы не взорвали...
А мы вспомним мидраш. И попробуем поглядеть «с высоты птичьего полета». Отсюда неотчетливы детали, но зато виднее общий «чертеж».
Из всех органов чувств в первом грехе не участвовал только нюх («яблочко» никто из участников действа не обнюхивал). И потому нюх не пострадал. Значит, Машиах будет определять праведных и грешных людей «по запаху». Случайно ли в иврите и русском «дух» — это и про духовное, и про пахнущее? К слову, я знавал экстрасенса, который именно по некоему «душевному запаху» ставил диагнозы. И неплохо ставил.
Как раз в нашей главе Торы много про запахи. Например, последние буквы слов «возьми себе благовония» складываются в слово «хахам», мудрец. Мудрость — результат «отчетливого обоняния» реальности. Когда ясная душа непосредственно ощущает, где добро, а где зло, где истина, а где ложь...
А «чистую левону» (одно из благовоний) Тур ассоциирует с «чистой молитвой». Как благовония должны быть просеяны, без посторонних примесей, — так и молитва. Чем меньше посторонних мыслей и мотивов, тем она «благовонней» и действенней.
Моше утешает народ, ставший бояться благовоний. Из-за попытки их воскурить погибли коэны Надав и Авигу. Следом за воскурением неположенного огонь сжег 250 человек в общине бунтовщика Кораха. (То, что в тексте об этом говорится дальше, не должно нас смущать — «нет в Торе раньше и позже». Она не всегда идет по хронологии. Чаще — по развитию идеи.) И Моше говорит народу: «Смотрите, не благовоние умерщвляет. Напротив, пасук скажет: и воскурит благовоние и искупит народ. Убивает — грех». Что принесут вам благовония — в ваших руках.
Говорит здесь Моше и о диалектике дней перед приходом Машиаха. Наших дней. Есть у еврейских мудрецов книги, где перечислены возможные бедствия этих времен. Но — неужели Всемилостивый Б-г будет смотреть в такую «шпаргалку» и прикидывать: «А дустом Я их еще не посыпал?»?!.
Мы, и только мы, еврейский народ, можем остановить «список» на любом этапе и на любом уровне. Ради того, чтобы нас разбудить, весь «сыр-бор». Например — «развяжут войны сыны Ишмаэля по всему миру». Хотите — это будет про борьбу культур? Хотите — об экономических склоках вокруг цен на нефть? Изволите — о международном исламском терроризме? Желаете-с еще локальных войн? Предпочитаете глобальную-с?
Сказано в Талмуде: «Как только раскаются — немедленно будут освобождены». И все человечество больше не будет нуждаться в шоковой терапии. Здесь ни слова про то — вернуться к Б-гу должны «религиозные» или «нерелигиозные» евреи? Просто речь обо мне, о тебе. Но не о твоем или моем соседе.
А Б-г нам очень громко «позвонил» — дзинь-дзинь-дзинь! Как и обычно, Он предупреждает, что может быть следующим шагом... Крепкий мы народ, евреи! Куда до нас фараону...

О. И. Баддиль
Перевод Шмуэля Кантермана и Рава Меира Мучника
1. Эта недельная глава начинается с приказа Б-га Моше Рабейну касательно подсчета евреев: если возникает определить численность еврейского народа, то не следует считать самих евреев, ибо ХаШем не желает, чтобы с людьми обращались, как со всего лишь номерами. Вместо этого, каждый человек должен был дать полшекеля, и подсчитываются эти монеты. При первом использовании этого метода собранные таким образом полшекелевые монеты пошли на основания Святилища Б-га, символизируя, что Мишкан опирается на еврейский народ. В дальнейшем эти деньги (собираемые ежегодно) отдавались в Храм, и таким образом, каждый член еврейского народа вносил свой вклад в богослужение в Храме.
2. ХаШем заповедует сделать Медный Умывальник. Он был помещен у входа в Мишкан с левой стороны, между Мишканом и большим Медным Жертвенником. Коханим должны омывать руки и ноги каждый раз, когда они начинают  богослужение в Святилище Б-га, и по сей день мы омываем руки перед любой
службой Б-гу, как Коханим в Святилище.
3. ХаШем дает законы приготовления священного масла помазания для Мишкана и его священной мебели и утвари, а так же для Аарона и его сыновей, Коханим. Далее следуют инструкции касательно изготовления и состава воскурений для Золотого Алтаря, с предупреждением, что эти благовония, как и масло помазания,
следует использовать только по указанию Б-га.
4. ХаШем говорит Моше, что призывает молодого Бецалеля, сына Ури, сына Хура, из колена Йехуды к планированию и осуществлению постройки Мишкана и всех его принадлежностей, а Ахалиав бен Ахисамах из колена Дана будет ему помогать. Эти два гения, благословленные также Б-жественным Вдохновением,
будут руководить всем проектом, координируя работу всех одаренных мастеров и мастериц.
5. Несмотря на священную цель Мишкана, ХаШем приказывает не производить работ по его постройке в Шаббат. Ибо Шаббат – это вечный символ между Б-гом и Его народом, который должен соблюдаться нами путем воздержания от любых типов конструктивной работы, таких, какие были необходимы при постройке
Мишкана (См. Недельную Главу: המורת). Шаббат, соблюдаемый нами должным образом, - это наше свидетельство о том, что ХаШем создал мир за шесть дней. Подобно тому, как Он воздержался от созидания в Шаббат, так мы прекращаем все типы созидательной работы (Мелаха) и ежедневной деятельности на Шаббат и таким образом соблюдаем его святость так, как нам заповедовал ХаШем. Шаббат, святой и радостный день Б-га, который Он пожаловал нам, навсегда останется связью между Б-гом и верным Ему еврейским народом. Его у нас никогда не отнимут.
6. Глава возвращается к событиям, произошедшим при Даровании Торы и описанию позорного эпизода с Золотым тельцом. После того, как евреи услышали Десять Заповедей, Моше Рабейну был вызван Б-гом и взошел на гору Синай для того, чтобы выучить у Самого Б-га все заповеди Торы и обучить им затем всех нас. При своем восхождении на гору Моше сказал нам, что вернется через 40 полных дней, и что тем временем мы будем находиться под опекой Аарона и Старейшин. Но тогда люди вообразили, что Моше задерживается (они думали, что он должен вернуться в сам сороковой день), а затем ошибочно предположили, что он никогда не вернется. Убежденные в том, что Моше мертв и что они остались без
посредника между ними и Б-гом, люди из числа находящихся среди народа неевреев, вышедших с нами из Египта, окружили Аарона и начали кричать, что он должен что-то сделать. Обращаясь вновь к отвратительной культуре Египта, они потребовали, чтобы Аарон сделал для них идола, который станет между ними и Б-гом. Аарон, видя, что они ведомы убийственной, адской паникой, и что в таком состоянии на них невозможно повлиять, попросил их взять у своих жен и детей золотые украшения и принести ему. Взяв золото, которое те ему очень активно сдали, Аарон бросил его в огонь. Результатом стал Золотой Телец. Увидев, как сверхъестественно и быстро все произошло, Аарон понял, что его долгом теперь
является предотвращение дальнейшего падения народа и отката к прошлому. Он провозгласил, что он сам, как Первосвященник Б-га, построит алтарь. Действуя храбро и быстро с целью остановить их, он принялся усердно строить алтарь, зная, что Моше должен вернуться на следующее утро, и вразумит народ перед тем, как он начнет на практике поклоняться своему новоиспеченному идолу. Но на следующее утро люди встали рано, полные решимости осуществить свои планы заняться дикими порочными оргиями. Прошло всего лишь 40 дней с того дня, когда евреи услышали Голос Б-га и увидели все Его Великолепие, как никто и
никогда прежде, а теперь они пали так низко, предав Его…
7. Когда ХаШем сказал Моше, что произошло, Моше Рабейну сразу же стал умолять Его пощадить народ. Моля о пощаде Б-га, Моше взывает к заслугам наших праотцов Авраама, Ицхака и Иакова и просит Б-га не уничтожать народ за его капризность. Как только Моше удостоверивается в том, что еврейский народ получил отсрочку вынесения приговора, он спускается с горы, неся Две Скрижали Завета с выгравированными на них самим Б-гом Десятью Заповедями, в надежде, что ситуацию еще можно исправить. У подножия горы к нему присоединяется Йеошуа, который ждал его там и который еще не знал об ужасающих событиях произошедших в лагере. Когда Моше видит издалека оргии народа вокруг
Золотого Тельца, то не может более держать Скрижали и разбивает их у подножия горы. Быстро входя в лагерь, Моше сам скидывает идола с пьедестала и расшибает его на мелкие кусочки. Он приказывает растереть его в порошок и, растворив в воде, заставляет выпить весь народ.
8. В ответ на вопрос Моше, Аарон оправдывает народ тем, что он вел себя так, как будто его обуял дьявол. Но Моше понимает, что предательство немногих всегда будет использовано врагами еврейского народа против него как позор всей нации, и именно поэтому он увещевает евреев самим избавиться и очиститься от
смутьянов. Из всего народа только одно колено осталось до единого человека верным Б-гу – это было Колено Леви. На них была возложена тяжелая миссия, и почти три тысячи человек пали от меча, не считая тех, которых умертвил сам ХаШем.
9. На следующий день Моше Рабейну упрекает остальных за то, что они допустили такую измену в своей среде. (Хотя из всего народа были виновны менее трех тысяч человек, - а это менее полпроцента от шестисот тысяч мужчин – тем не менее, вся нация заслуживает порицания за то, что потерпела подобную
неверность по отношению к Б-гу.) Затем Моше вновь поднимается на гору, чтобы просить Б-га о прощении, но ХаШем говорит ему, что из-за непокорности народа не желает более Сам его сопровождать, а пошлет Своего Ангела. Услышав это, евреи преисполнились скорби по поводу утраты своей близости к Б-гу. Моше
Рабейну затем убрал свою палатку за пределы лагеря, ибо «коль они в опале у Б-га - Учителя, то в опале и у ученика». Итак, Моше и его преданный слуга Йеошуа бин Нун, в добровольно возложенной на себя ссылке, вместе с кающимися евреями, ждут, когда ХаШем простит Свой грешный Народ.
10. Моше Рабейну умоляет Б-га принять нас назад и не доверять нас никакому Ангелу, «а если нет, - говорит Моше, - то лучше нам и не уходить отсюда». «Более того, - продолжает Моше, - поскольку мы являемся Твоим Избранным Народом, то этот специальный статус означает, что Ты Сам должен нас сопровождать, и я прошу Тебя вновь даровать нам Твое Б-жественное присутствие, как никакому другому народу на земле». Моше Рабейну возносит за нас множество молитв и просьб такого рода, и, поскольку мы искренне раскаиваемся, ХаШем удовлетворяет эти просьбы. (В самом деле, из-за нашего искреннего раскаяния, так
приятного Б-гу, Он говорит Моше, что подобным образом мы сможем и в будущем получать искупление, и эти молитвы остались в составе наших Молитв Покаяния и по сей день.)
11. ХаШем повелевает Моше приготовить еще одни Скрижали Завета и на них Он снова надпишет те же самые Десять Заповедей, что и были на изначальных Скрижалях. И на десятый день месяца Тишрей (заповедованный позже Б-гом как День Искупления на все времена) ХаШем говорит Моше «Простил Я, как ты и просил», - и в тот самый День Искупления Моше спускается с горы со вторыми Скрижалями Завета.
12. Наши Хахамим (мудрецы), указывают, что, несмотря на трагические последствия греха Золотого тельца для того времени, да и для будущего тоже (ибо всякий раз, когда ХаШем гневится на нас и у Него есть повод нас наказать за грех идолопоклонства в любой форме, у этому всегда прибавляется некоторое
наказание и за Золотого Тельца), тем не менее, главный урок этого эпизода – сила Тшувы (раскаяния). Ибо, хотя мы и достигли беспрецедентных духовных высот, когда стали свидетелями открывшейся Славы Б-га у горы Синай, и когда Он даровал нам Свою Тору, ни один человек не может быть уверенным в себе, что
останется на своем высоком духовном уровне и ни разу не споткнется. А если он духовно опускается, то разве осмеливается он надеяться на то, что ему будет даровано искупление, что он сможет снова достичь былого величия и чистоты, и даже превзойти тот уровень? ХаШем заповедовал нам соблюдать Его Тору, но
если индивидуально или как народ мы не исполним наш долг, то удостоимся ли вновь той святой миссии? И ХаШем отвечает: «Да! Пусть грешник искренне раскается, и Я прощу его, и будет жить!» «Смотри! Услышав от Самого Б-га заповеди типа «Не поклоняйся ни идолам, ни каким-либо иным силам», люди столь
быстро нарушили этот самый фундаментальный закон Торы, да еще и самым отвратительным и грешным образом. Может ли быть прощение за подобную порочность? Ответ: Да! Конечно, грех Золотого тельца ужасен. Но ХаШем дал силам зла сверхмерное могущество, Он позволил произойти тому, что естественным образом не случилось бы, как будто нарочно толкая нас на этот тяжкий грех. Зачем? Только затем, чтобы преподать этот урок раскаяния. Ибо, чем больше грех, тем более эффектно может продемонстрироваться сила раскаяния. Таким образом, история с Золотым Тельцом и искреннее раскаяние народа является неотъемлемой частью Торы Б-га. Ибо ХаШем, дарующий Тору, – Творец мира. Он создал человека с обеими сторонами: и со способностью покорять высоты духовного величия и истинной доброты, и со всеми его
человеческими недостатками тоже. И даже если человек падает, и даже чрезвычайно низко, ХаШем дает ему возможность, через искреннее раскаяние, вернуться к Нему, прямым путем и без каких-либо посредников.
13. А вот другой урок, который мы можем извлечь из истории с Золотым Тельцом: когда люди обратились к Аарону за тем, чтобы он сделал для них идола, они требовали посредника между ними и Б-гом. «Этот человек Моше», - сказали они, не обратив внимания на необычайную силу, которой ХаШем наделил Своего
величайшего пророка и предпочли видеть в нем обычного смертного, подобного им самим. – «Этот человек Моше – мы не знаем, что с ним случилось». И они чувствовали, что сами не могут приблизиться к Б-гу: что им нужно что-то или кто-то посередине между ними и Всемогущим Б-гом. (Между прочим, эта ложная идея лежит в основе практически всех форм идолопоклонства.) Но ХаШем сказал: «Я ХаШем – твой Б-г, да не будет у тебя других богов помимо Меня». Каждый может приблизиться к Б-гу, если только искренне захочет. И если из неуместного почтения к Б-гу кто-то вообразит, что ему нужен посредник, то рано или поздно Сам ХаШем станет далеким ему, и понемногу он станет отчужденным от Б-га и Его Торы.
14. В истории Золотого Тельца в этой недельной главе нам преподается полная противоположность упомянутым выше ложным идеям. Мы видим как Моше Рабейну, величайший из когда-либо живших пророков, который, как никто из людей, приблизился к познанию Сущности Б-га и которого Сам ХаШем называет «Мой верный слуга», в своей молитве за нас смело обращается к Б-гу самым простым и человеческим образом, какой только можно вообразить. Из всего множества молитв и прошений, которые Моше Рабейну вознес за нас Б-гу, Тора рассказывает нам только о тех, в которых Моше говорит так открыто и просто, ибо именно так ХаШем хочет, чтобы знали Его и мы.
15. Глава продолжается указанием Б-га, что, когда мы войдем в Землю Израиля, то нам не следует заключать какие-либо договоры с тамошними жителями, которые позволили бы им продолжить заниматься идолопоклонством. Напротив, мы обязаны разрушить все их храмы, алтари и деревья, которым они поклоняются, и не должны терпеть подобную мерзость на нашей Земле. Ибо со временем они станут для нас камнем преткновения, таким же опасным, как и та разношерстная толпа инородцев с их чуждой культурой, которая мешала нам во время нашего пути через пустыню.
16. Далее недельная глава рассказывает о заповеди выкупа первенцев, и о заповеди отделения молочного от мясного. Нам повелевается соблюдать Йомим Товим (праздники) Песах, Шавуот и Суккот. В этой связи, Тора обещает, что во время этих праздников всеобщего паломничества, которые каждый здоровый
землевладелец должен праздновать в святом городе Иерусалиме, ни один чужеземец не покусится на страну, не говоря уже о ее захвате, ибо ХаШем Сам защищает Свой Народ и его Святую Землю.
17. Все это ХаШем велел Моше рассказать нам, вместе с тем, что он снова с радостью принял нас назад в качестве Своего Народа. ХаШем обновляет Свой Завет с нами, но, - говорит Он Моше, - нас статус Избранного народа Б-га определяется не только и не столько подчинением Письменной Торе, сколько и Его Устной Торе, которая была дана у горы Синай и преподается нам в каждом поколении нашими верными учителями Торы.
18. Моше Рабейну, который так храбро и самоотверженно спас нас от гнева Б-га, спускается с горы Синай, чтобы рассказать нам о том, что ХаШем с радостью согласился взять нас назад в качестве Своего Народа, и преподать нам законы, которым его обучил ХаШем. Но этот преданный слуга Б-га и защитник Его Народа
и не подозревал, что теперь его лицо отражало Славу Б-га и излучало изумительное сияние. Только когда Моше увидел, что люди боятся даже приблизиться к нему, то узнает об этом особом знаке Б-жьей благосклонности. С этого момента Моше покрывает свое лицо так, чтобы люди не боялись приближаться к нему. Только когда ХаШем говорит с ним или когда он обучает нас Законам Б-га, только тогда Моше Рабейну снимает покрытие со своего лица.

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Ки Тиса
Ѓафтара этой недели взята из Первой Книги Царей (18:1-31).
Сефарды начинают читать с фразы 20.

1. Хотя в недельной главе затрагивается много тем, все-таки особенно выделяется эпизод Золотого тельца. Когда, казалось, народом овладело безумие, которое невозможно было остановить, Моше Рабейну смело встал в бреши и принял решительные меры по спасению ситуации. Он наказал грешников, а затем принялся защищать народ от заслуженного гнева Б-га. А Ѓафтара повествует об аналогичном драматическом событии на горе Кармель, когда пророк Элияху тоже встал один против жерцов Бала и возвратил еврейский народ к Б-гу.
2. То было в эпоху правления царя Ахава, который вместе с женой Изевель, финикийской принцессой, распространил по Земле Израиля идолопоклонство. В своем крестовом походе против Торы и иудаизма Изевель казнила сотни мудрецов, а остальные были вынуждены либо бежать, либо уйти в подполье. Пришлось скрываться даже самому пророку Элияху. Элияху постановил, что вследствие всего этого должна наступить трехлетняя засуха, и ХаШем сделал так, как сказал праведник. В стране наступил страшный голод.
3. В конце третьего года всеобщих бед и истощения ХаШем повелел Элияху предстать перед Ахавом и сказать, что ХаШем не оставил свой народ. Если только они всенародно откажутся от идолопоклонства и возвратятся к Нему, Он ниспошлет дождь. Элияху выходит в путь по направлению к царской резиденции
Шомроне. Как раз тогда Ахав прогуливался по местности в сопровождении управляющего царским хозяйством Овадьи. Они пошли по разным тропам в поисках, не найдется ли где-нибудь хотя бы слегка влажное русло ручейка, в котором может оказаться пучок травы для лошадей – таким отчаянным было
положение. И вдруг Овадья лицом к лицу сталкивается с Элияху. Несмотря на свою должность в доме грешного Ахава, Овадья был воистину богобоязненным человеком и рад повстречать своего наставника Элияху. Но когда тот велит ему сообщить своему господину, что он желает его видеть, он объят страхом. Ахав вместе со своими приспешниками давно ищут Элияху везде и повсюду, ибо хотят его убить. Если Овадья сейчас расскажет Ахаву, что ему повстречался Элияху и сообщил, что скоро придет, а затем не явится, то Ахав убьет Овадью за то, что укрывает его заклятого врага. Он умоляет Элияху пощадить его и не давать ему такое задание. Но Элияху говорит ему, что действительно встретится с Ахавом в тот же день. Успокоенный этим обещанием, Овадья идет и сообщает Ахаву.
4. Годы голода и страдания народа не заставили Ахава раскаяться в своей измене Б-гу. И когда он впервые за три года видит Элияху, он гневно бросает ему: «Это ты, бич Израиля!» Элияху отвечает, что не он принес народу бедствия, а Ахав: это он увел народ от Б-га и Торы, это он вынудил народ на такое предательство. Но
теперь, говорит Элияху, стало очевидно, что за все эти три года «пророки» Баала не сумели вызвать дождь. Так пусть состоится состязание при всем народе, который тогда сам выберет, за кем желает идти: за Б-гом или за Баалом.
5. Элияху бросает вызов: пусть Ахав соберет вместе всех четыреста пятьдесят «пророков» Баала, а также и всех четырехсот «пророков» идола Ашейры, которые все находятся под покровительством Изевель и Ахава. С другой стороны встанет Элияху, единственный пророк, который не боится открыто выступить против этих восьмисот пятидесяти шарлатанов и их царственных покровителей. И состоится состязание, в котором выяснится, кто в состоянии ниспослать дождь, и кто управляет миром: ХаШем или Бааль. Пусть Ахав велит народу прийти к горе Кармель и пронаблюдать за этим состязанием и самому решить, кто прав! Ахав, уразумев, что это состязание Элияху вызвался устроить по собственной инициативе, а не по велению Б-га, соглашается, уверенный в том, что победит сила колдовства жрецов Баала.
6. Перед всем собравшимся народом Элияху устанавливает четкие условия состязания. «Пророки» Баaла построят алтарь, принесут в жертву бычка и разложат его мясо на дрова – но не зажгут огонь. Затем они помолятся своему идолу, чтобы ниспослал с небес огонь и пожрал приношение. А Элияху сделает то же самое, но помолится Б-гу. Тот, кто ответит на молитвы огнем с неба, он и есть истинный Б-г, а другой – выдумка. Довольно хождения вокруг да около, неопределенности, условий и оговорок! Один - побеждает, другой - проигрывает, и всё тут! Народ, освобожденный смелым поведением Элияху от страха перед силой жрецов Баала, подает возгласы одобрения.
7. Элияху велит идолопоклонникам принести жертву первыми, потому что их гораздо больше. Они приготовляют жертву и устраивают большое представление молитвы своему идолу, но ответа, конечно, нет. Элияху дразнит их: надо вам молиться погромче! «Может, ваш бог спит и не слышит, или, может быть, он с
кем-то беседует, а может быть, его сейчас дома нет?» Они неистово кричат и воют, и подпрыгивают, и все без толку. Проведя за этими ритуалами целое утро, шарлатаны вынуждены признать, что больше ничего сделать не могут.
8. И тогда, с приближением времени молитвы Минха, подходит Элияху. Он предлагает народу подойти поближе и проследить внимательно за его действиями, чтобы убедиться в том, что все делается без всяких фокусов и колдовства. Он заново строит жертвенник из двенадцати камней (представляющих двенадцать
Колен Израилевых) и копает вокруг него ров. На его верхушке он раскладывает дрова, а на них – жертву. Затем он просит воды и обливает ею мясо, дрова и жертвенник – пока все не становится мокрым, а ров не наполняется водой. И тогда он молится Б-гу: «ХаШем, Б-г Авраама, Ицхака и Исраэля! Да узнают сегодня все, что ты Б-г Израиля! … Ответь мне, ХаШем, ответь мне, и узнает Твой народ, что Ты – Б-г!..» Немедленно с небес снисходит огонь и пожирает приношение, дрова и даже обжигает камни самого жертвенника и испаряет воду во рву. Все это увидели и, упав ниц, провозгласили: «ХаШем – истинный Б-г! ХаШем – истинный Б-г!»
[На этом оканчивается Ѓафтара].
9. Элияху говорит, что народ должен избавиться от злостных шарлатанов, которые причинили ему столько вреда, и «пророков» Баала немедленно и беспощадно убивают. (И поныне есть у подножия горы Кармель поросший травой курган, явно деяние рук человека, и говорят, что это захоронение некоторых их тех
лжепророков Баала.) Элияху велит Ахаву готовиться – скоро будет дождь. Элияху усердно молится, и на горизонте появляется небольшое облако, начинается дождь. Ахав возвращается во дворец, теперь открыто презираемый народом. Единственный, кто продолжает отдавать ему почести, полагающиеся царю, - это
Элияху.
10. Когда Ахав прибывает обратно в свой дворец, он рассказывает Изевель о произошедших событиях, о том, что все лжепророки убиты, и что народ провозгласил свою веру в Б-га. Изевель направляет Элияху послание: хотя на этот раз, он, может быть, победил, «клянусь богами, завтра к этому времени дня ты
будешь мертв!» Элияху бежит в пустыню, опечаленный и подавленный. Он знает, что какими бы эффектными ни были чудеса, в конце концов впечатление от них притупляется, ибо чудо не является полным доказательством истины. Чудо – не более, чем знамя, эффект. Не случайно на еврейском языке слово «нес» («סנ»), означающее «чудо», означает также «знамя». Подлинная вера держится не на
чудесах, а на знании истины, и Элияху понимает, что еще предстоит много трудиться, чтобы избавить еврейский народ от ложного, но привлекательного и завораживающего идолопоклонства, и восстановить его глубокую веру в Б-га и Его Тору. Много будет работы, но она будет сделана.

Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
Б-г велит, чтобы каждый мужчина от 20 лет и старше сдал полшекеля серебра для “искупления души” и подсчета численности народа; затем дает указание изготовить медный умывальник для храмовой службы коэнов. Приведена формула масла для помазания, которым будут освящать Мишкан (передвижной Храм), его обстановку и священников-коэнов; перечислены также компоненты благовоний для воскурения на малом жертвеннике. Бецалель и Оголиав возглавят работы по возведению Мишкана. Евреям вновь заповедано строго соблюдать шаббат. Моше получает две каменные скрижали с высеченными на них Десятью заповедями. Тем временем в стане иноплеменников, примкнувших к евреям при Исходе, начинается паника: им кажется, что срок возвращения Моше с горы Синай миновал, - и “мы не знаем, что с ним сталось”. Вместе с некоторыми евреями они требуют назначить нового вождя и вынуждают Аарона изготовить Золотого тельца. Б-г велит Моше вернуться в стан, грозя уничтожить всех евреев и произвести от пророка новый народ. Увидев оргию идолопоклонства, Моше разбивает скрижали, затем уничтожает тельца и вместе с левитами наказывает зачинщиков бунта. Вернувшись на гору, он молит Б-га пощадить провинившийся народ. Молитва принята. Моше возводит Мишкан и просит Б-га показать “Славу свою” - механизм управления миром, но эта просьба выполняется лишь частично. Б-г велит Моше высечь новые скрижали и сообщает ему текст универсальной молитвы, пробуждающей Его милосердие. Евреи получают дальнейшие указания: им нельзя заключать соглашения с язычниками в Эрец-Исраэль и родниться с ними, а также смешивать мясные и молочные продукты в еде. Приведены законы Песаха; описан порядок посвящения Б-гу первенцев из скота и первинок урожая, а также выкупа сына-первенца. Б-г снова напоминает о святости шаббата и велит отмечать праздники Шавуот и Суккот. Когда Моше спускается с горы, неся вторые скрижали, его лицо светится изнутри - результат прямого общения с Тв-рцом.

Обручальное кольцо
Из всего разнообразия тем сегодняшнего раздела выберем шаббат, о котором говорится дважды в «Ки тиса». Первый раз — сразу после описания всех строительных работ и приготовлений к храмовой службе, чтобы подчеркнуть: субботние ограничения не отменяются даже ради строительства Б-жественной обители. При втором упоминании шаббат ставится выше заботы о пропитании: «Шесть дней трудись, а в седьмой день прекращай работу — и во время пахоты, и во время жатвы...» (34:21).
Рассмотрим первое упоминание: «Но субботы Мои храните, ибо это — знак между Мною и вами на все поколения ваши...» (31:13).
Представьте, что вы пришли в сапожную мастерскую, где вам много лет чинили обувь. Вы хотите открыть знакомую дверь и вдруг видите, что она заколочена досками. В маленьком подслеповатом окошке черно, никаких очертаний — мастерская пуста. Неужели хозяин продал ее? Нет, не может быть. Над дверью красуется все та же знакомая вывеска с его именем. Может, он уехал надолго или устроил ремонт?
Через два дня вы снова приходите к мастерской — картина та же. Спустя еще неделю вы опять пришли узнать, не вернулся ли хозяин. На этот раз произошло маленькое, но решающее изменение в облике заброшенного фасада — сняли вывеску. Теперь вы уходите и больше не возвращаетесь. Нет вывески — нет и мастерской.
Так и с субботой. Как бы далеко еврей ни ушел от веры отцов, даже если ни одна выполненная заповедь не освещает окна его дома, пока он отмечает субботу или хотя бы просто выделяет ее на фоне серых будней, пусть формально, пусть поверх¬ностно, — огонек еврейства продолжает тлеть в его душе. Но как только вывеска «Шаббат» исчезает, огонек гаснет...
Великий еврейский мудрец Хафец-Хаим говорил, что шаббат — это самый драгоценный из даров, полученных евреями от Б-га. Он сравнивал шаббат с обручальным кольцом, которое жених дарит невесте на их помолвке. Как бы они потом ни ссорились и какие бы слухи об их отношениях ни ходили, пока невеста носит кольцо, все поправимо. Но если невеста вернула кольцо жениху — значит, свадьба действительно расстроилась.
Шаббат похож на это кольцо. Он — «вечный знак Союза между Б-гом и сынами Израиля». Евреев называют не только народом Книги, но и народом Субботы. Когда они снимают с себя этот «знак», их связь с Творцом прерывается.
Да, без субботы нет иудаизма. Неслучайно мицва соблюдения шаббата повторяется в Пятикнижии в разных вариациях не менее 12 раз, и наказание за ее нарушение предусмотрено самое суровое: «Осквернитель ее будет предан смерти, ибо душа каждого, кто работает (в шаббат), будет отторгнута от его народа» (31:14). Комментаторы поясняют, что Б-г лично карает лишь в двух случаях: за демонстративное оскорбление Своего святого Имени и за попрание субботы.
Шаббат — не просто одна из Десяти заповедей. Он, как сказано в сегодняшнем разделе, «напоминание о том, что шесть дней творил Б-г небо и землю, а в седьмой — прекратил и обратился к мирам духовным». Тот, кто отрицает шаббат, отрицает и сам факт Б-жественного творения и Его управления миром.

С чувством глубокого удовлетворения
Есть два вида отдыха. Первый — это отдых от усталости, возможность подзарядить свои аккумуляторы, чтобы с новыми силами продолжить работу. Ведь никто не может трудиться непрерывно, каждому нужна передышка.
Отдых второго типа наступает после выполнения работы, как теперь модно говорить, по окончании проекта: последний мазок на холсте, последняя фраза в романе, последний кирпич в новом доме. Затем вы отступаете на шаг и любуетесь результатом. Вас охватывает «чувство глубокого удовлетворения», тихой радости, внутренней гармонии. Душу наполняет ощущение приятной пустоты: все, баста, можно отдохнуть. Если потом в работе обнаружились дефекты или недоделки, нам ох как не хочется возвращаться к ней: все, с плеч долой! Пусть другие разбираются.
«Шесть дней будет делаться работа...» Как можно сделать всю работу за шесть дней? Евреи доказали, что за шесть дней можно наголову разгромить коалицию вражеских армий. Но, к примеру, построить дом за этот срок даже им, кажется, не удавалось.
Тора учит нас: когда приходит суббота, даже если работа сделана лишь наполовину, мы все равно должны ощущать ту самую приятную пустоту, как будто мы ее кончили — и «с плеч долой».
Шаббат — не передышка для физического отдыха. Мы должны испытывать в этот день радость полного завершения работы и отключения от нее, нежелание даже вспоминать о ней — вплоть до завершения этого святого дня. Именно такое «настроение» испытывал, видимо, Творец, когда закончил шестидневное строительство мира. В конце шестого дня Б-г взглянул на Вселенную и решил, что пора кончать — «стройка века» была завершена успешно и в срок: Земля и небеса со всем, что их наполняло, были пущены в эксплуатацию. Без недоделок. Субботний отдых был учрежден в память об этом моменте, о заслуженном «отдыхе» Творца после шести дней Творения.
В том и состоит принципиальное отличие нашего шаббата от нееврейской концепции «дня отдыха». У других народов «выходной день» — это всего лишь передышка в работе, чтобы затем с новыми силами... У нас суббота — это особое состояние души, ощущение, что все завершено, все остановилось. Можно откинуться на спинку кресла и вспомнить о вечности, которую нам бывает некогда заметить в суровых суетливых буднях. Недаром мудрецы Талмуда говорили, что шаббат — это одна шестидесятая часть Мира грядущего.

Рав Яков Доктор
Центральной темой этой главы является грех золотого тельца. Как получилось, что именно это поколение, поколение знания, которое провозгласило "Наасе венишма", так быстро, прямо у горы Синай изменило Союзу? И почему они обратились с просьбой сделать тельца к Аарону, почему именно он казался им наиболее подходящей для этого кандидатурой?
Книга "Меор вашемеш" говорит на эту  тему следующее. Целью нашей службы Б-гу изучением Торы, исполнением  мицвот и добрыми делами является знание Творца, благословенно Его Имя, и достижение трепета перед Ним, ведь Он – основа и корень всех миров, и не существует места, свободного от Него. Но этот трепет, страх перед Его возвышенностью – это очень высокая ступень, прийти к  которой нелегко. Тора заповедует нам трепетать перед мудрецом и праведником, чтобы с помощью этого трепета достичь настоящего трепета перед Творцом. Смысл этого совета в следующем. При виде настоящего цадика человека охватывает жгучий стыд. Стыдно встретиться с ним глазами, страшно, что праведник, который все видит, узнает то, что человек хотел бы скрыть и забыть, горько за свои проступки и слабости.
Я помню, что именно таким был предыдущий Рахмистривский Ребе זצ''ל. Он был всегда спокоен, доброжелателен к людям, помогал им, никогда не повышал голоса. Но при виде его меня охватывал жгучий стыд, было страшно: вдруг он и на меня посмотрит своими добрыми, чистыми глазами. Были случаи, когда люди просто начинали плакать оттого, что Ребе на них посмотрел. Ощутив этот страх, человеку нужно понять простую вещь. Почему мне так страшно и стыдно, ведь праведник не сделает мне ничего плохого, не дай  Б-г. Причина этого страха в том, что Б-жественная сила присутствует в цадике, именно святость вызывает такой трепет. Точно также я должен бояться Б-га в любом месте, ибо Он присутствует везде. Так, с помощью праведника, еврей может прийти к настоящему страху перед Б-гом.
Существует  и страх внешний, излишний, который  к Б-гу не ведёт, и которого необходимо остерегаться. Талмуд рассказывает, что мудрец по имени Шимон Аамсуни провёл целое исследование, объяснив каждое слово "эт" в Торе. Когда он дошёл до фразы "(эт) Г-спода Б-га твоего бойся", он отказался от всего своего исследования, сказав, что невозможно, чтобы Тора заповедовала нам бояться кого-либо вместе со Вс-вышним. Так продолжалось до тех пор, пока не пришёл рабби Акива и не выучил: "(эт) Г- спода Б-га твоего бойся" – это относится также и к мудрецам Торы. Спрашивается, почему Шимон Аамсуни, который был в состоянии объяснить все слова "эт" в Торе, не нашёл объяснения, которое нашёл рабби Акива? Дело в том, что поколение Шимона Аамсуни находилось на таком уровне, что пользоваться каким - либо другим страхом для достижения настоящего страха перед Небесами им было не нужно. Поэтому он и не хотел публично объяснять, что имеются в виду также и мудрецы Торы. Но рабби Акива жил в другое время, уровень его поколения был ниже, и ему важно было научить, что с помощью страха перед мудрецами можно придти к истинному трепету перед Б-гом. В этом суть того, что произошло и с нашими отцами.
Моше  Рабейну сумел поднять своё поколение  на большую высоту веры и трепета, любви к Б-гу. Но когда он поднялся на гору Синай и задержался там, по их расчётам дольше, чем планировалось, эту высоту они начали терять. Из великого стремления своего к Б-гу они обратились именно к Аарону, чтобы он дал им "эло-ким". Онкелос переводит это слово как "страх". Они просили дать им то, с помощью чего они смогут достичь настоящего трепета перед возвышенностью Творца. В этом и состояла их ошибка -- нельзя с помощью страха внешнего, ложного придти к Б-гу, но ошибка эта, безусловно, была совершена ими во имя Небес.
Талмуд  говорит, что заслуг Израиля было достаточно, чтобы грех золотого тельца не был совершён. Но Вс-вышнему было важно показать силу тшувы всей общины. Поэтому Он допустил, чтобы они  ошиблись. Тшува возможна всегда, всё можно исправить и из любой грязи можно выбраться!
"И  сказал Аарон: «… господин  мой знает народ этот, что во зле он". "Оэв Исруэл" говорит, что Аарон имел в виду следующее. Человека нельзя строго судить за его грехи. Их причиной является присутствие хищного в его природе, в его теле и в чертах характера. Это воздействует на разум, и он мыслит искривленным образом, делает ошибки. Поэтому "во зле он". Но истинная природа еврея – это стремление к Б-гу.
Поводом для греха золотого тельца была задержка Моше. Почему же Вс-вышний не отпустил его раньше? "Ор Ахаим" объясняет, что Моше должен был получить всю Тору, а это не могло произойти менее, чем за 40 полных дней, что и дало повод считать, что он задержался. Сорок дней – это время для образования зародыша в чреве у матери. Тора состоит из четырёх основных уровней: пшат – простой смысл, ремез – намёк, драш и сод – тайна. Им соответствуют четыре группы миров: Асия, Ецира, Брия и Ацилут. В каждом из этих миров действует система из десяти сил – сфирот. Чтобы охватить и выстроить всю эту святость и даровать её Моше,  требовалось сорок полных дней. Кроме того, у Вс-вышнего были и другие, не открытые нам причины. "Поэтому нет кушии на Б-га нашего", – пишет Ор Ахаим.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе,Книга Шемот,Недельный раздел Ки Тиса все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Статистика