::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

"Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Избранный народ) часть 2

13-02-2011, 18:37 Разместил: jude Просмотров: 2116

Глава 23
Избранный народ
продолжение..

 

..Еврейский народ – это драгоценный, избранный народ, как говорит С'форно (Миш.Тора.26:18): «Чтобы Б-г достиг через вас того, чего Он желает достичь через человеческий род». Израиль – это Б-жий посол на земле, призванный исполнить предназначение мира, продолжить дело Адама. Для этого Б-г освятил и возвысил Израиль, сделав его «самым высоким» среди народов, превосходящим их по духу. Йонатан переводит Миш.Тора 26:19 так: «И сделать вас самым высоким и гордым из всех народов, которые Он создал». Б-г установил с Израилем партнерские отношения, чтобы вместе создать мир абсолютного добра. В мире существуют две особые сущности, каждая из которых не имеет себе подобных: Б-г и Израиль. Б-г даже разделил с Израилем собственное имя (Иерусалимский Талмуд, Та'анит 2:6): Б-г разделил Свое великое имя с Израилем… Б-г сказал: «Если Я оставлю Израиль, как он есть, они будут поглощены народами. Поэтому Я разделю Мое великое имя с ними, и они пребудут».В этих словах заключен важный принцип относительно кидуш Хашем, а также объяснение, почему Израиль до сих пор не исчез из мира. Здесь также хорошо просматривается мысль о союзе между Б-гом и Израилем, служащим для усовершенствования мира под владычеством Б-га. Далее мудрецы пишут (Сифри, Зот ха- б’раха 355): «Нет никого, как Б-г Иешуруна» (Миш.Тора 33:26): Израиль говорит: «Нет никого, как Б-г», и Святой Дух отвечает: «[Я –] Б-г Иешуруна». Израиль говорит: «Кто как Ты среди сил, о Г-ди!» (Шемот 15:11), и Святой Дух отвечает:«Счастлив ты, Израиль! Кто как ты?» (Миш.Тора 33:29). Израиль говорит: «Слушай, о Израиль, Г-дь – наш Б-г, Г-дь Один» (Миш.Тора 6:4), и Святой Дух отвечает: «И кто как Твой народ Израиль, уникальный народ на земле?» (1 Диврей а Йамим 17:21). Израиль говорит: «Как яблочное дерево среди деревьев леса» (Шир а Ширим 2:3), и Святой Дух отвечает: «Как лилия среди шипов» (там же, с. 2). Израиль говорит: «Это мой Б-г. Я превознесу Его» (Шемот 15:2), и Святой Дух отвечает: «Этот народ Я образовал для Себя» (Йешаяу 43:21). Израиль говорит: «Ибо вы – слава их силы» (Теилим 89:18), и Святой Дух отвечает: «Израиль, через который Я буду прославлен» (Йешаяу 49:3).Союз между Б-гом и Израилем – это беспрецедентный союз любви. Поскольку величайший пример союза – отношения между мужчиной и женщиной, царь Шломо уподобил им отношения между Б-гом и Израилем: «Мой возлюбленный мой, и я – его» (Шир а Ширим 2:16). Двоих влюбленных объединяют близкие узы. «Я его, а он мой» – вот пример самого возвышенного союза, известного человечеству, в котором каждый дает другому больше, чем принимает. Союз между мужчиной и женщиной выражен в единении тела и души. Точно так же и союз между Израилем и Б-гом (Шир ха-ширим раба, там же): «Мой возлюбленный мой, и я – его»: он для меня Б-г, и я для Него народ. Он для меня Б-г, как сказано: «Я Г-дь, твой Б-г» (Шемот 20:2), и я для Него народ, как сказано: «Слушай Меня, о Мой народ; приклони ухо ко Мне, о Мой народ» ( Йешаяу 51:4). Он для меня Отец, и я для него сын. Он для меня Отец, как сказано: «Ибо Ты – наш Отец» (там же, 63:16); «Ибо Я стал Отцом Израилю» (Йирмея́ху. 31:8); я для Него сын, как сказано: «Израиль – Мой сын, Мой первенец» (Шемот 4:22); «Вы – дети Г-да, вашего Б-га» (Миш.Тора 14:1). Он для меня пастух, как сказано: «Приклони ухо, о Пастух Израиля» (Теилим 80:2), и я для Него паства, как сказано: «Вы – Мои овцы, овцы моего пастбища» (Иезекииля. 34:31). Он для меня страж, как сказано: «Вот, Тот, кто охраняет Израиль, ни дремлет и не спит» (Теилим 121:4), и я для Него виноградник, как сказано: «Ибо виноградник Г-да воинств – дом Израиля» (Йешаяу 5:7). Он ревностно мстит за меня, и я мщу тем, кто гневит Его. Он ревностно мстит за меня, ибо Он поразил первенцев Египта, как сказано: «Я пройду через Египет» (Шемот 12:12); и затем: «Была полночь. Г-дь убил каждого первенца» (там же, с. 29). Я отомщу тем, кто гневит Его, ибо я истребил богов Египта. Сказано: «Я совершу дела правосудия против всех богов Египта» (там же, с. 12). И я истребил их ради Него, как сказано: «Можем ли мы принести в жертву священных животных египтян?» (там же, 8:22). Р. Иехуда бен Р. Илаи сказал: «Б-г спел мне, и я спел Ему. Он прославил меня, и я прославил Его. Он позвал меня: „Моя сестра, моя любовь, моя голубка, моя невинная“ (Шир а Ширим 5:2), и я сказал Ему: „Это мой возлюбленный, это мой друг“ (там же, 5:16). Он сказал мне: „Вот, ты красив, моя любовь, да, любезен“ (там же, 1:16). Он сказал мне: „Счастлив ты, Израиль! Кто как ты?“ (Миш.Тора 33:29), и я сказал Ему: „Кто как Ты среди сил, о Г-ди“ (Шемот 15:11). Он сказал мне: „И кто как Твой народ Израиль, уникальный народ на земле?“ (1 Диврей а Йамим 17:21), и я возвещаю Твою Единственность дважды каждый день, как сказано:„Слушай, о Израиль, Г-дь – ваш Б-г, Г-дь Один“ (Шемот. 6:4)».Похоже выразился и нечестивый Валаам (Бамидбар раба, 20:21):Кто может проклясть тех, кто хранит Его заповеди и разделяет Его имя, как сказано: «Г-дь, их Б-г, с ними» (Бемитбар 23:21)? Любой, кто проклянет их, проклянет и Божественное присутствие, ибо Его имя переплетено с их именами. Мудрецы также учат, что Б-г называется сыном Израиля (Шир ха-ширим раба, 5:[2]1): «Где мы находим, что Б-г назван сыном Израиля? Из этого стиха: „Б-г – скала моего сердца и моя часть навек“ (Теилим 73:26)». Здесь речь идет о том, что Б-г одновременно и возлюбленный Израиля, и источник его существования, поскольку сердце символизирует жизнь человека. На основании этих двух аспектов наши мудрецы определили Израиль таким образом (Хулин 91б): «Любим Израиль Б-гом более, чем ангелы-служители, ибо Израиль поет Б-жью хвалу постоянно, тогда как ангелы-служители поют Б-жью хвалу лишь раз в день». Б-г сделал человека единственным существом во вселенной, способным выбирать между добром и злом. В отличие от ангелов-служителей, неспособных к греху, человек может ценить добро и Б-жьи заповеди. Следовательно, само существование человека, творящего Б-жью волю, уже является хвалой Б-гу, тогда как ангелы делают это лишь раз в день, да и то потому, что это их работа (см. источник в Хулин). Поэтому Израиль и любим Б- гом, ведь жизни израильтян – это одна большая песнь хвалы. Хулин можно понимать и в том ключе, что Б-г – жизнь Израиля: поскольку Израиль был создан, чтобы увенчать Б-га царем, следовательно, его жизнь зависит от Б-жьей хвалы. Небо и земля тоже зависят от того, венчает ли Израиль Б-га царем; если он этого не делает, то в существовании неба и земли нет никакого смысла. В Вайикра раба, 36:4 мы читаем: Б-г сказал Своей вселенной: «Моя вселенная! Я скажу тебе, кто создал тебя и кто образовал тебя: Иаков создал тебя, и Иаков образовал тебя, как сказано: „Иаков – твой создатель, Израиль образовал тебя“ ( Йешаяу  43:1)». Эта интерпретация может показаться странной, ведь буквальное прочтение стиха гласит: «Вот, так говорит Г-дь, Который создал тебя, о Иаков, и Тот, кто образовал тебя, о Израиль» (там же). Однако поскольку вселенная создана и существует только ради Израиля, можно сказать, что Израиль ее создал. Пророк мог бы сказать и так: «Вот, Иаков, так говорит Г-дь, Который создал тебя», однако мысль сформулирована иначе, чтобы допустить обе интерпретации: и что Б-г создал Иакова, и что Иаков был создан только для того, чтобы придать смысл небу и земле. Поскольку без Иакова существование мира не имеет смысла, в каком-то смысле Иаков создал мир. Такая интерпретация имеет основания, поскольку сразу же после этого в Мидраше говорится: Небо и земля были созданы только ради Иакова… Р. Берахия сказал: «Небо и земля были созданы только благодаря Израилю, как сказано: „Через решит [начало] Б-г создал“ (Берешит 1:1). Решит может означать только Израиль, как сказано: „Израиль – это святой удел Г-да, Его первый [решит] плод“ (Йирмея́ху. 2:3). Израиль – это решит Б-га, первый и главный из народов, превосходящий их по значимости. Израиль также Б-жий первенец: «Ты скажешь фараону: „Так говорит Г-дь: «Израиль – Мой сын, Мой первенец»“» (Шемот 4:22). Слово «первенец» ( בכור – бехор) близко к словам בחור и נבחר , указывающим на «выбор», поскольку первенец – это тот, кого выбирает Б-г. Тогда «первородство [ בכורה ] по праву принадлежит ему» (Миш.Тора 21:17) – , т. е., выбор. Первенец обладает особой святостью в сравнении с другими детьми. В конце концов, святой еврей не будет вступать в интимные отношения только ради прелюбодеяния, но подождет, пока не женится на еврейской девушке с праведными намерениями. Тогда он вступит в интимные отношение в первый раз из желания завести ребенка. Следовательно,первенец появился из первого семени, а мужчина победил свои страсти, поскольку вступил в брак с целью плодиться и размножаться, а не получать удовольствие себе на погибель. Следовательно, о первенце говорится: «Он – первый плод зрелости своего отца [ – אונו оно] (Миш.Тора 21:17); о Рувиме: «Ты мой первенец, моя сила и начало моей зрелости» (Берешит 49:3). Слово און – он означает силу: «По величию Его силы [ אונים ] и потому, что Он силен в могуществе» (Иешияху 40:26). Когда мужчина изливает семя с женщиной, он укрепляется в силе, и от этой силы рождается ребенок. Следовательно, первенец рождается в святости первой силы своего отца, и потому он наделен особой святостью и избранностью. Впрочем,нельзя забывать, что эта он – сила мужчины – ограничена и мимолетна. Поэтому в Торе используется термин און , означающий скорбь по умершему: «Я не ел [вторую десятину], пока был в скорби [ באוני – бе'они]» (Шемот. 26:14). Из этого стиха видно, что и сила, и вся жизнь человека имеет предел, так что использовать ее нужно для святости и ярма Неба. Человек должен понять, что недопустимо превращать און , силу, в אוֶן – авен, зло: «Как долго в тебе будут пребывать злостные [ אונֵך ] мысли?» (Иермияху. 4:14). В конце концов, «Б-г обращает на злых их собственное нечестие» (Теилим 94:23). Однако очевидно, что не всякий первенец ( בכור ) является избранным ( בחור ). Например, об Измаиле мы читаем: «Сара увидела, что сын египтянки Агари… играет» (Берешит 21:9). Р.Шимон бар Йохай комментирует (Берешит раба, 53:11): «Когда родился Исаак, все были счастливы. Измаил сказал им: „Глупцы! Я первенец, и я возьму двойную часть“». В этом случае первенец от рождения потерял свое первородство, которое перешло к Исааку, избранному Б-гом.
Вот что мы читаем о первенце Исаве (Берешит раба 63:8): «Они назвали его Исав» (Берешит 25:25): послушай, пустой человек [ – הא שוא хей-шав], которого Я создал в Моей вселенной! [Б-г заменяет айин слова – עשו Исав буквой хей, которая, как и айин, гортанная.] Р. Ицхак сказал: «Ты дал своему сыну [Исаву] имя, и Я тоже дам Моему первенцу имя: „Вот что говорит Г-дь: «Израиль – Мой сын, Мой первенец»“
(Шемот 4:22)». Б-г сказал: «Ты назвал свою свинью [Свиньей называли Исава, как объяснили наши мудрецы (Берешит раба, 65:1): «„Исаву было сорок лет“ (Берешит 26:14): это согласуется со словами: „Кабан из леса подрывает ее“ (Теилим 80:14)». (Другими словами, Исав – свинья.), но он грешник». Поэтому, хотя он и был рожден первым и Исаак намеревался благословить его как первенца, Б-г сделал Своим избранным первенцам только младшего, Иакова. Об этом говорится в стихе: «Он [Давид] воззовет ко Мне: „Ты мой отец, мой Б-г, и скала моего спасения“. Я назначу его первенцем, высшим из царей земли» (Теилим 89:27–28). Другими словами, Я сделаю его Моим избранным, как будто он первенец, поскольку он превосходит других сыновей. Возможно, слово бехира, избрание, подразумевающее исследование и размышление, родственно корню בקר со значением «исследовать, прояснять, выбирать». Пример – стих Левит 27:33: «Не должно быть различий [ לא יבקר ] между лучшим и худшим». Первые плоды, которые приносятся в Храме, тоже должны быть только высшего качества. В Мишне говорится (Бикурим 1:3): «В качестве первых плодов мы приносим только семь видов, а не финики гор, плоды долин или оливки, используемые для масла, ибо они не высшего качества». Другими словами, хотя все это и первые плоды, Б-г их не принимает, потому что они не высшего качества. Израиль – Б-жий избранный народ, Его драгоценность, Его дети, величественные, обладающие царским достоинством. Как сказал Р. Шимон (Шабат 128а): «Весь Израиль – дети царей». Р. Аши говорит в З’вахим 19а: Хуна бар Натан сказал мне: «Я однажды стоял перед царем Изгадаром, и мой пояс был слишком высок, и он опустил его, сказав: „Тора называет вас «царством священников и святым народом»“ (Шемот 19:6)». Действительно, Израиль отделен от всех народов и возвышен над ними (Танхума,Бамидбар, 10): «Б-г создал семьдесят народов, и Он не получает удовольствия ни от одного, кроме Израиля… Он не любит никого, кроме Израиля». Если какой-то нееврей хочет обратиться и войти под крылья Божественного присутствия, галаха говорит (Шулхан арух, Йоре деа, 268:2):Мы говорим ему: «Знай, что Будущий мир сокрыт ради праведных, а они –Израиль… Б-г не подвергает Израиль чрезмерным страданиям, чтобы они не погибли. Это идолопоклонники погибают, а Израиль пребывает». Мехилта (Мишпатим, конец парша 10): Любим Израиль, ибо Б-г отдал народы как искупление за жизнь Израиля, как сказано: «Я отдал Египет как ваш выкуп, Эфиопию и Саву для вас» (Йешияху 43:3). Почему? «Поскольку вы драгоценны в Моих глазах, и почетны, и Я полюбил вас, поэтому Я отдам людей за вас, и народы – за вашу жизнь» (там же, с. 4).Как же мы должны радоваться и непрестанно благодарить Б-га за то, что мы родились в избранном народе! Наши мудрецы постановили, что каждый день перед утренней молитвой мы должны говорить: «Счастливы мы! Как хороша наша судьба, как приятен наш жребий, как прекрасно наше наследие!» В Миш.Тора. 33:29 говорится: «Счастлив ты, Израиль! Кто подобен тебе? Ты народ, избавленный Г-дом, Щитом, Который помогает тебе, твоим триумфальным мечом. Твои враги придут раболепствовать перед тобой, и ты сокрушишь их высокие жертвенники у себя под ногами». Как же позорно, что еврей начинает стыдиться своей роли, своего возвышенного духа, начинает бояться других народов, пытаясь приуменьшить значимость и избранность Израиля! Посмотрите, что с нами произошло: нас заразило Изгнание и рабство, иностранная культура завладела нами и сокрушила наш дух. Может ли уважающий себя народ по собственной воле отказываться от чести быть избранным, драгоценным, уникальным? Именно об этом однажды сказал царь Давид: «Тебе доверились наши отцы; они доверились, и Ты избавил их. К Тебе они взывали, и спаслись. На Тебя уповали, и не постыдились» (Теилим 22:5–6). Доверие к Б-гу не может соседствовать со стыдом. Что с нами произошло, что для нас вера и упование стали чем-то «нелогичным», о чем еврею стыдно говорить открыто? Само понятие избранности стало предметом насмешек и ерничанья. Иностранная культура сделала это понятие отрицательным, расистским; многие добрые евреи настолько стыдятся своей избранности, что Израиль почти растворился в народах. Друг мой, отбросьте всякую мысль стыдиться собственного возвышенного статуса. Радуйтесь своему великому наследию! Тора призывает еврея громко и радостно благословить Того, «Кто избрал нас от всех народов и дал нам Свою тору». В Бава меция 85б говорится, что Второй Храм был разрушен по той причине, что Израиль «не произносил благословение над Торой перед изучением Торы». Один великий рабби объяснил, что евреи не произносили фразу «Который избрал нас от всех народов» – именно она содержалась в этом благословении. Вот как важно помнить об избранности Израиля! В праздники евреи тоже поднимают глаза к небу и благословляют Б-га следующими словами: Ты избрал нас от всех народов, Ты полюбил нас и благоволил нам. Ты возвысил нас над всеми языками и освятил нас Своими заповедями. Ты, наш Царь, приблизил нас к Своему служению и назвал нас Своим великим и святым именем. Еврей ежедневно обязан громко провозглашать: «Благословен Ты… Кто не сделал меня неевреем». Другими словами, мы благодарим Б-га за то, что он создал нас именно евреями – избранными, драгоценными, святыми душой, чистыми духом, возлюбленными, возвышенными детьми Б-га. Мой отец и учитель однажды заметил, что большой процент евреев, если не большинство, считают себя евреями только по той причине, что неевреи их ненавидят и не дают им ассимилироваться и исчезнуть. Чтобы этого не произошло, религиозный еврей должен произносить благословение: « שלא עשני גוי », что можно перевести и как «нееврей не сделал меня евреем». Я как бы говорю: нет, я сам решил быть частью еврейского народа благодаря Б-жьей Торе. Вот что наши мудрецы говорят о величии, святости, превосходстве и возлюбленности Израиля. Хотя Б-г является Б-гом всех живых существ, Он связал Свое имя только с Израилем. Ш’мот раба, 29:4: «Б-г сказал Израилю: „Я Б-г всех созданий на земле, но Я не связал Свое имя ни с кем, кроме вас. Я назван не Б-гом народов, но Б-гом Израиля“». Наши мудрецы говорят (Танхума, Бамидбар, 8): «Г-дь сказал Моисею в пустыне Синай» (Бемитбар 1:1): что Он сказал ему? «Посчитай все собрание Израиля» (там же, с. 2). Б-г сказал Израилю: «Я не любил ни один народ больше, чем Я люблю вас. Поэтому Я высоко поднял ваши головы. Как Моя голова высоко поднята над всеми созданиями земли»: «Твое, о Г- ди, величие, сила, слава, победа и великолепие; ибо все, что на небе и на земле, Твое. Твое царство, о Г-ди, и Твоя голова превознесена над всем» (1 Диврей а Йамим 29:11). Поэтому Я высоко поднял вашу голову, как сказано: «Посчитай [ שאו את ראש , буквально «подними свою голову»]. Это исполнение слов: «И Он поднял честь Своего народа, славу Своих верных последователей, детей Израиля, людей, близких Ему. Хвалите Г-да!» (Теилим 148:14). Также сказано: «Г-дь, ваш Б-г, сделает вас самым высоким из всех народов земли» (Шемот. 28:1). Танхума, Тиса, 8: «Когда будешь делать перепись детей Израиля» (Шемот 30:12): Р. Иехуда сказал от имени Р. Шмуэля бар Нахмана: «Был царь, у которого было много шелковых нарядов, и он повелел одному человеку: „Посмотри на этот шелковый наряд, который я люблю больше всех шелковых нарядов мира. Я был в нем в тот день, когда принял престол, он прилегает к моим чреслам и делает меня привлекательнее“. Также и Б-г сказал Моисею: „Посмотри на Израиль, который прилегает к Моим чреслам, как сказано: «Как пояс прилегает к чреслам человека, так же и Я сделал так, что весь дом Израиля стал прилегать Мне» (Иермияху.13:11). Они увенчали Меня Царем Вселенной и сказали: «Г-дь будет править вовек, навсегда» (Шемот 15:18), и из Моей великой любви к ним Я спустился с неба на землю и поселился среди занавесок из кожи козлов“. Моисей сказал: „Мой Господин! Из семидесяти народов Ты не заповедуешь мне ни об одном, но об Израиле – «Когда будешь делать перепись детей Израиля» (Шемот 30:12); «Скажи следующее детям Израиля» (Левит 20:2); «Обратись к детям Израиля» (Шемот. 30:31); «Прикажи детям Израиля» (Левит 24:2); «Скажи детям Израиля» (Шемот 14:2); «Ты должен приказать детям Израиля» (там же, 27:20). Все, что Ты приказываешь мне, относится к Израилю“. Б-г ответил: „Это потому, что Я лелею их больше, чем все народы. Они –Моя драгоценность; это их Я желаю и их выбрал“, как сказано: „Б-г выбрал вас быть Его собственным особым народом“ (Миш.Тора 14:2). Посмотрите, как сильно Он лелеет их, ибо они упоминаются семь раз в одном стихе: «Я дал левитов как подарок от детей Израиля Аарону и его потомкам. [Следовательно, они будут осуществлять служение для детей Израиля в Шатре собрания и искупления для детей Израиля. Дети Израиля уже не будут подвергаться Б-жьему гневу, когда дети Израиля достигнут святилища.]» (Бемитбар 8:19) Р. Шимон бар Йохай сказал: «Это как царь, который оставил своего сына под присмотром служителя и постоянно спрашивает служителя: „Ел ли мой сын? Пил ли он? Ходил ли он в школу? Вернулся ли он?“ Точно так же Б-г желает постоянно упоминать Израиль». Р. Иехуда бар Шимон сказал: «Это как человек, который делает корону. Один человек проходил мимо, увидел это и сказал: „Укрась корону как можно большим числом драгоценных камней и жемчужин, ибо ей надлежит находиться на голове царя“. Также и Б-г сказал Моисею: „Восхваляй и возвышай Израиль передо Мной, насколько можешь, ибо через них Я буду прославлен“, как сказано:„Он сказал мне: «Ты Мой раб, Израиль, в котором Я буду прославлен»“ ( Йешаяу  49:3)». Так же говорится и в Сифри, Везот ха-б’раха, 344: «„Хотя Б-г любит народы“ (Миш.Тора 33:3): это учит тому, что Б-г полюбил Израиль больше, чем любой другой народ или царство». Вот что говорится в Танна девей Элияху раба, 14: Меня спросили: «Ребе, есть две вещи на земле, которые я люблю всем моим сердцем, – это Тора и Израиль, но я не знаю, какая из них должна быть первой». Я ответил: «Сын, люди обычно говорят, что Тора идет первой… но я говорю,что Израиль первый, как сказано: „Израиль – святая часть Г-да, Его первые плоды“ (Иермияху. 2:3)». В Песикта рабати (10) сказано: «Б-г сказал Моисею: „Моисей, возвысь этот народ, насколько можешь, ибо это то же, что возвышать Меня“». Танхума, Бамидбар, 17: Б-г создал семьдесят народов и выбрал один из них, как сказано: «Г-дь избрал вас быть Его особым народом» (Миш.Тора 14:2)… А почему Он избрал их? Потому что Он любил их, как сказано: „Я люблю их свободно“ (Осия 14:5), и «это потому, что Г-дь любит вас» (Миш.Тора 7:8). Танхума, Бамидбар, 13: «Он защищал их, как зрачок Своего глаза» (Миш.Тора. 32:10): счастливы уши, которые слышали, как сильно Он их любит, как Он следил за ними, как Он защищал их. Я бы сказал, что это «как зрачок Его глаза». Танхума, Бамидбар, 10: Б-г полюбил Израиль великой любовью, ибо Он сделал флаги для них, как ангелы-служители, чтобы потомки Рувима и Шимона были бы различимы. Мы знаем, что это представляет собой любовь, ибо сказано: «Он привел меня в винный дом, и Его знамя надо мной означает любовь» (Шир а Ширим. 2:4). Р. Аваху сказал: «Что мы узнаем из слов: „И Его знамя надо мной означает любовь“ и „Он привел меня в дом вина“? Это как богатый человек, у которого был склад, полный вина. Он вошел в него для проверки и увидел, что он полон уксуса. Перед уходом он нашел одну бочку хорошего вина и сказал: „Эта бочка для меня дороже, чем весь склад“. Так же и Б-г создал семьдесят народов, и из всех их только Израиль доставил Ему удовольствие, как сказано: „Он привел меня в дом вина“. Вино по-еврейски – ײן – яйин. Две буквы йод имеют цифровое значение двадцать, а нун имеет значение пятьдесят, итого семьдесят. Это семьдесят народов. Из всех их Б-г полюбил только Израиль, как сказано: „Его знамя надо мной означает любовь“». Вот как Рамбан комментирует стих  Миш.Тора 7:7: («Не потому, что вы многочисленнее всех других народов, Г-дь принял [ חשק – хашак] вас и избрал [ בחר – бахар] вас. Вы среди самых малочисленных народов»): «Слово хашак означает, что Он привязан к вам неразрывными узами, как в словах „серебряными крючьями [ חשוקיהם – хашукехем]“ (Шемот 27:10). Более того,Б-г избрал [бахар] вас из всех народов, чтобы вы были Его особым народом и наследием – бехира всегда подчеркивает выбор среди всех прочих. Б-г также объяснил причину: «Потому что Г-дь любит вас» (Миш.Тора 7:8), Он избрал вас. Он увидел, что вы более достойны Его любви, чем все народы… Израиль более достоин, как сказали наши мудрецы (Беца 25б): «Есть три смелых… Один –Израиль среди народов». Это потому, что они выдерживают испытания, говоря: «Либо оставь меня евреем, либо распни меня» (Ш’мот раба, 42:9). Итак, еврейский народ избран и любим Б-гом, в духовном отношении он превосходит все прочие народы. Между Израилем и Б-гом заключен завет крови, по условиям которого Израиль пребудет вечно и Б-г никогда не променяет его ни на какой другой народ, и уж тем более не будет упразднять Тору. Р. Шимон бар Йохай пишет (Кохелет раба, 1:[4]1): Сказано: «Как дни дерева, будут дни Моего народа» (Йешаяу 65:22), и «дерево» может означать только Тору, как сказано: «Древо жизни она для всех, кто держится за нее» (Теилим 3:18). Но кто создан для кого? Тора создана для Израиля или Израиль создан для Торы? Разве не Тора создана для Израиля? Скорее, Тора, которая была создана для Израиля, будет существовать вовек,навсегда. Насколько же больше Израиль, который был создан ради себя самого,
также пребудет вовек. Да сокрушатся кости еретиков и отступников, которые считают, что Тора отменена, а ее место занял «новый завет»! Пророк Малахия сказал (3:22–24): Помните законы Моисея, Моего служителя, которые Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, указы и постановления. Вот, Я пошлю вам Элияху пророка перед пришествием великого и ужасного дня Г-да. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам, чтобы Я не пришел и не поразил Землю полным уничтожением. Если мы вспомним Тору Моисея и вернемся к ней, мы будем спасены в тот великий и страшный день. Ибн Эзра объясняет: «Помните Тору Моисея, Моего служителя, и сохраняйте ее, ибо она научит вас пути Б-жьего страха; и когда придет назначенный день, вы будете пощажены». Что касается стиха из Иермияху. 31:30 – «Вот, придут дни, – говорит Г-дь, – когда Я заключу новый завет [соглашение] с домом Израиля и домом Иуды», – то ясно, что этот стих следует понимать не так, как его понимают отступники и глупые язычники. Речь здесь идет не о новой Торе, а лишь о новом соглашении. Не Тора будет заменена новой, упаси Б-г, но соглашение горы Синай, которое Израиль нарушил, будет заменено новым, вечным соглашением, которое уже никогда не будет заменено. Здесь говорится о двух вещах: о Торе и соглашении. Тора – это Б-жий закон; соглашение – лишь обещание исполнять Тору. Тора как Б-жий закон пребывает вечно, да и может ли быть иначе? Неужели, как думают глупцы, Б-г сначала дал Тору, а потом пошел и отменил ее? Но соглашение, которое оказалось слабым, нуждается в укреплении, и оно как раз-таки может быть заменено на новое, лучшее, которое уже не будет нарушаться. Здесь прослеживается параллель с другими словами Йирмея́ху: «Я дам им новое сердце и один путь, на котором они будут бояться Меня всегда» (Йирмея́ху. 32:39) и Й’хезкэль: «Я дам им одно сердце и вложу новый дух в них. Я удалю каменное сердце из их плоти и дам им сердце из плоти, чтобы они могли ходить Моими указами, хранить Мои постановления и исполнять их» (Й’хезкэль.11:19–20). Отсюда ясно видно, что эти изменения затронут сердце: люди научатся соблюдать те законы, которые были даны им раньше. Очевидно, что все это должно произойти в конце дней, а не так, как в ложной книге отступников. Эта книга была написана века назад, но мир по-прежнему пребывает в грехе и нечестии (см. комментарии Редака на Йирмея́ху. 31:30). В другом месте мудрецы говорят (Менахот 53б): «Почему Израиль  сравнивается с оливковым деревом? Чтобы научить нас, что как оливковые листья не падают с дерева зимой или летом, так же и Израиль никогда не прекратит существование ни в этом мире, ни в следующем». В Дерех эрец зута, Перек ха-шалом читаем: «Одно поколение проходит, другое поколение приходит, а Земля пребывает вечно» (Кохэ́лет. 1:4): царства приходят и уходят, но Израиль пребывает вечно… Б-г никогда не отказывался от них и никогда не откажется, и Он никогда не уничтожал их и никогда не уничтожит, как сказано: «Ибо Я, Г-дь, не изменился,и вы, о сыны Иакова, не истреблены» (Малахия 3:6). Как Я не изменился и не изменюсь в будущем, так же и вы, дом Иакова, не истреблены и не будете
истреблены в будущем. Напротив, «только вы, те, кто остался с Г-дом, вашим Б-гом, все живы сегодня» (Шемот. 4:4).Сота 9а: «Ибо Я, Г-дь, не изменился, и вы, о сыны Иакова, не истреблены»: «Я, Г-дь,не изменился» – Я не поразил народ и не изменил его. «И вы, о сыны Иакова, не истреблены» – как сказано: «Я истреблю Мои стрелы на них» (Миш.Тора 32:23): Мои стрелы будут истреблены, но они – нет.Иеремияху 31:34–35: Так говорит Г-дь: «Кто дает солнце для света днем и уставы луне и звездам для света ночью? Кто колеблет море, так что ревут волны? Г-дь воинств – Его имя. Если эти уставы отойдут от Меня, – говорит Г-дь, – тогда семя Израиля также перестанет быть народом передо Мной навсегда. Это вечное соглашение записано кровью еврея (Берешит 17:7, 10): Я поддержу Свое соглашение между Мной и вами и вашими потомками после вас по их поколениям, вечное соглашение. Я буду Б-гом вам и вашему потомству после вас… Это Мое соглашение между Мной и вами и вашим потомством, которое вы должны хранить: вы должны обрезать каждого мужчину. Каждый еврейский мужчина носит на своем теле соглашение крови, как и еврейский народ в целом: Он взял книгу соглашения и прочитал ее вслух народу. Они ответили: «Мы сделаем и выполним все, что Г-дь повелел». Тогда Моисей взял остаток крови и окропил ей народ. Он сказал: «Это кровь соглашения, которое Г-дь заключает с вами обо всех этих словах» (Шемот 24:7–8).Мудрецы комментируют (Вайикра раба, 6:5): Моисей спросил Б-га: «Что сделать с Твоей частью?» [Моисей разделил кровь на две части]. Б-г ответил: «Окропи ей народ». Тогда Моисей спросил: «Что сделать с их частью?» – и Б-г ответил: «Окропи ей заднюю часть жертвенника». Так «другой половиной он окропил жертвенник» (Шемот 24:6). Б-г поклялся им, и они поклялись Ему. Он поклялся им, как сказано: «Я поклялся вам и вошел в соглашение с вами, – говорит Г-дь Б-г» (Й’хезкэль. 16:8), и они поклялись Б-гу, как сказано: «Так вы входите в соглашение Г-да, вашего Б-га, и принимаете страшную клятву» (Миш.Тора 29:11). Израиль пребудет вовек! Почему? Что у них есть такого, чего нет у других народов? Цвет кожи? Особая мудрость? Наши мудрецы ясно говорят (Эха раба, 2:13): «Если человек говорит: „У народов есть мудрость“, верь ему». Разница между Израилем и народами только в одном. У еврея есть только одна логическая, рациональная причина гордиться своим происхождением – Тора. Мудрецы пишут (Торат коханим, Бехукотаи, 8:11): «Что остается им, что не стало мерзким и отвратительным? Разве все прекрасные дары, которые они получили, не отняты у них? Если бы не Тора, что осталась им, они бы ничем не отличались от народов». Вот секрет исключительности и уникальности Израиля. Только святыня Торы возвышает Израиль и отделяет его от других народов. Все прочее, весь национализм и национальная гордость, не более чем бессмысленный фарс. Поскольку Б-г сделал Израиль Своим святым народом, хранящим Тору, он получил особый статус, он стал как бы партнером самого Творца. Мудрецы говорят (Танхума, К’дошим, 5): Б-г сказал Израилю: «Я не как смертный человек. У смертного человека людям, не относящимся к царской семье, запрещено иметь одно имя с царем». Доказательством служит то, что когда человек хочет причинить неприятности своему товарищу, он может назвать его именем императора, и этого человека лишат жизни. Однако Израиль назван именем Б-га. Всеми красивыми именами, что есть у Б-га, он назвал Израиль. Он назвал Себя Элоким, и Израиль – Элоким, как сказано: «Я сказал, что вы элоким [богоподобные создания]» (Теилим 82:6). Б-г назван хахам, мудрый, как сказано: «Он мудр сердцем и могущественен силой» (Иов 9:4), и Он назвал Израиль хахам, как в стихе: «Этот великий народ непременно мудрый и понимающий народ» (Миш.Тора 4:6). Он назван доди, «мой возлюбленный», как сказано: «Мой возлюбленный бел и румян» (Шир а Ширим 5:10), и Он назвал Израиль Своим возлюбленным, как сказано: «Ешьте, о друзья,пейте, да, пейте вдоволь, о возлюбленные» (там же, с. 1). Б-г назван бахур,
«отборный», как сказано: «Отборный, как кедр» (там же, с.15), и Он назвал Израиль отборным, как сказано: «Г-дь, ваш Б-г, выбрал вас» (Миш.Тора 7:6). Он назван хасид, «праведный», как сказано: «Я свят, – говорит Г-дь» (Йирмея́ху. 3:12), и Он назвал Израиль праведным, как сказано: «Собери Моих праведных Мне» (Теилим 50:5). Он назван святым, как сказано: «Свят, свят, свят Г-дь воинств!» (Йешаяу 6:3); и «Ибо Г-дь, наш Б-г, свят» (Теилим 99:9), и Он назвал Израиль святым, как сказано: «Вы должны быть святы» (Левит 19:2).Из всего, что мы рассмотрели, становится ясно, что концепция избранного народа не имеет ничего общего с разглагольствованиями эллинистов, что якобы наша специфика – исполнение заповедей и ничего больше. Израиль – это избранный народ, стоящий на более высоком духовном уровне, с чистой, возвышенной душой. Это «Адам» – святой народ, отделенный для особой миссии. Б-г избрал Израиль, и он заслужил особую любовь Б-га, неведомую другим народам. Это драгоценный народ, связанный с Б-гом, как никакой другой; в то время как другие народы отвергали ярмо Неба и исчезали, еврейский народ продолжал нести свой возвышенный дух. Эллинисты и ассимиляционисты настолько боятся народов, что отвергают избранность Израиля. Иностранная культура проникла в них так глубоко, что для них стала отвратительной сама идея о том, что какой-то народ может быть духовно выше других. Они стали заложниками бессмысленного понятия равенства, которая стремится привести под один знаменатель добро и зло, мудрость и глупость, гений и невежество. Подобное невежество губительно для мира, и вот что о нем говорится: «Не приноси в свой дом никакого омерзительного идола, поскольку ты можешь стать проклят, как он. Избегай его полностью, считай его совершенно омерзительным, это запрещено» (Миш.Тора 7:26); «Пусть ничто объявленное запрещенным не остается в твоих руках» (там же, 13:18). Б-г возвел между Израилем и народами высокую стену, отделяющую святое от богохульного. Святость и обособленность – два Б-жьих дара, данные нам в неразрывной связи друг с другом, и нарушать эту связь мы не вправе.

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления "Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Избранный народ) часть 2 все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры

Израильское Национальное Движение

Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Февраль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 

Статистика