И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!" (Тора, Шмот 32:26)
Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной" (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Глава 23
Избранный народ
Вы дети Г-да, вашего Б-га… Вы народ святой Г-ду, вашему Б-гу. Г-дь избрал вас из всех народов на лице Земли, чтобы быть Его собственным особым народом (Миш. Тора 14:1–2).Раши комментирует эти слова так: «На самом деле ваша святость происходит от ваших отцов, но, помимо этого, „Г-дь избрал вас“». израильтяне – потомки святых Патриархов, так святость последних передалась первым. Однако когда Б-г выбрал Израиль из народов, Он дополнительно усилил эту святость, самим актом избрания. Мудрецы говорят (Иевамот 103б): «Когда Змей напал на Еву, он заразил ее скверной.

Израиль, стоявший на горе Синай, потерял свою скверну; но народы, которые не стояли на горе Синай, не потеряли свою скверну». Святость Израиля, полученная через богоизбрание, придала им неведомую другим народам чистоту.Похожие слова говорит Ор ха-Хаим (Миш. Тора. 26:18): «Заповеди лишь защита против духовной мерзости и грязи». Заповеди – это средство, с помощью которого Б-г проводит непреодолимую черту между Израилем и народами.«Вы дети Г-да, вашего Б-га!» Израильтяне названы детьми Б-га, а другие народы – нет.Еврей – это сын Б-га, своего небесного Отца, тогда как остальные народы не дети, но лишь создания Б-га. Как сказал Р. Акива (Авот 3:18): «Любим Израиль, ибо они названы Б-жьими детьми. В результате их отметила особая Б-жья любовь». Израильтяне – это дети Того, Чье слово сотворило мир; все остальные просто Его творение. Израиль отмечен особой Б-жьей любовью, неведомой другим народам.

Горе искажающим Б-жью Тору! Эти поборники иностранной культуры продали избранность Израиля, которая им претит, и поклоняются богу равенства. Они жульничают,цитируя только первую часть изречения Р. Акивы (Авот, там же): «Любим человек, ибо он был создан по образу Б-га. В результате его отметила особая Б-жья любовь». Так мошенники и эллинисты хотят доказать, что все люди, включая неевреев, равны между собой. Естественно, они не цитируют вторую часть этой фразы Р. Акивы, где он переходит с ценности человека к ценности Израиля. Вторая часть фразы поясняет первую: как в отношении к животным человек более любим, поскольку создан по образу Б-га, так и в отношении к другим народам Израиль более любим, потому что с ним пребывает «особая Б-жья любовь».Только израильтяне названы «детьми» Б-га и «Адамом»: «Вы названы Адамом, а народы не названы Адамом» (Иевамот 61а). Только Израиль исполняет роль Адама, и потому только он назван этим именем. Народы же, напротив, не исполняют эту роль и не называются этим именем.

Поэтому мудрецы и говорят (Торат коханим, Эмор, Паршета 11): «[Рош ха-Шана назван] святым праздником для Израиля, но не для народов». Хотя мир был создан в Рош ха-Шана и в этот же день будет судим (при этом первым месяцем назначен нисан, поскольку это день освобождения Израиля), народам не обязательно отмечать этот день, потому что они утратили звание Адама: оно перешло к еврейскому народу.Когда на Синае Израиль готовился стать святым народом, Б-г сказал Моисею (Шмот 19:3, 5–6): Вот что ты должен сказать семье Иакова и детям Израиля… Теперь, если вы послушаете Меня и сохраните Мое соглашение, вы станете Моим особым сокровищем среди народов, хотя весь мир и Мой. Вы станете царством священников и святым народом Мне. Это слова, которые ты должен сказать детям Израиля.Раши комментирует: «„Это слова“ – не больше и не меньше».

Раши здесь опирается на другой источник, Мехилта, Йитро, Месехта де-баходеш, 2: «Не выпускай и не добавляй ничего». Эти комментарии могут казаться сложными. Такая точная передача слов объясняется тем, что в них дается определение Израиля, на котором покоится великое основание Торы. Самое первое, что Б-г повелел сказать Моисею, это что Израиль – «святой народ». Не религия и тем более не просто национальность, но и то, и другое одновременно: нация, народ – но святой. Мудрецы говорят (Мехилта, там же): Он назвал их «народом», как сказано (1 Диврей а Ямим 17:21): «И кто как твой народ Израиль, один народ в Земле?» – и Он назвал их «святым», полностью освященным, отделенным от народов мира и их мерзостей.Израиль – это святой народ, отделенный от остальных. Моисей должен был сказать эти слова непосредственно перед тем как дать Тору.

Это определение Израиля и есть основание Торы. Израиль не религия, как считают многие евреи из-за Изгнания. В Торе мы нигде не найдем слово דת – «религия», за одним лишь исключением – «огонь закона для них» (Шмот.33:2). Здесь ясно видно, что речь идет о законе Царя, а не о религиозном культе в отрыве от национальности. Еще раз это слово встречается в книге Руфь, где оно означает приказ царя: мы снова видим, что оно не соответствует понятию «религии» как веры или культа. Термин «религия» описывает ситуацию, когда люди разных наций исповедуют одни и те убеждения,при этом их соотечественники могут исповедовать другую религию. Израиль категорически отвергает это представление, считая его мерзостью. Б-г объявил Израиль «народом», чтобы подчеркнуть, что еврей не может иметь никаких национальных, общественных или государственных отношений с неевреем. Весь Израиль представляет собой единое целое.Еврейский народ – это не обычная нация, подобная любой другой национальной группе. Это святой народ, принявший на себя ярмо Неба и Б-жьи заповеди.

С этим не согласны те, кто свергнул свое ярмо и хочет видеть еврейский народ обычной национальностью, лишенной всякой святости.Я уже объяснял, что в Минхе содержится важный подтекст (Б’рахот 48б): Р. Элиезер говорит: «Кто не упоминает „красивую и просторную землю“ во втором благословении молитвы или „царский дом Давида“ в третьем, не исполнил  требования». Нахум ха-Закен говорит: «Он должен упомянуть соглашение». Р. Йосси говорит: «Он должен упомянуть Тору». Р. Йосеф Каро постановил: Если он не упоминает и соглашение, и Тору в благословении Земли Израиля, то даже если он опускает только одно из них, мы заставляем его вернуться… Если он не упоминает царский дом Давида в третьем благословении, мы заставляем его вернуться (Шулхан арух, Орах Хаим, 187:3–4).В этой молитве, великие мудрецы Израиля дают точное определение, что представляет собой Израиль: это монархическая нация, освященная соглашением и Торой, живущая в своей собственной земле.

Элементы этого определения связаны друг с другом. Еврейский народ как государство связан со священным соглашением и Торой, и наоборот. История еврейского народа и его будущее, – хорошо оно или, не дай Б-г, плохо, – зависят от приверженности Израиля святости, чистоте и Небесному ярму: Если вы послушаете Г-да, вашего Б-га, тщательно соблюдая все Его заповеди… тогда Он сделает вас величайшим [ עליון ] из всех народов на земле [здесь слово עליון – элион означает не духовную высоту, поскольку она уже обретена, но победу над народами]… Он благословит вас в земле, которую Он, Г-дь, ваш Б-г, дает вам [поскольку Б-г постановил, что Израиль должен там жить]. Если вы только сохраните заповеди Г-да, вашего Б-га, и будете ходить Его путями [т. е. будете следовать Его качествам, понятиям и ценностям], Он учредит вас как Свой святой народ [не просто святой, но и могущественный, народ, который победит своих врагов], как Он и обещал вам. Все народы мира поймут, что имя Г-да связано с вами, и они будут благоговеть перед вами (Шмот. 28:1, 8–10).

Настоящее и будущее Израиля зависят от его способности быть святым народом, о чем мы читаем в Ялкут шимони (Д’варим, в конце ремез 938): Пока Израиль творил Б-жью волю, народы пребывали в благоговении перед ним, как сказано: «Все народы мира поймут [что имя Г-да связано с вами, и будут благоговеть перед вами]»; «Народы услышали и содрогнулись» (Шмот 15:14); «Моавитяне смертельно испугались» (Бемитбар 22:3); «Как только мы это услышали, наши сердца расплавились» (Иеш. Нав. 2:11). Однако они не творили Б-жью волю, но нарушили Его слово и стали рабами народов. Они начали взывать к Б-гу, и Он ответил: «Вы навлекли это сами на себя», как сказано: «Ваше собственное нечестие осквернит вас, и ваши собственные отступления осудят вас. Поэтому узнайте и увидьте, что это зло и горечь, что вы забыли Г-да, вашего Б-га» (Йирмияху. 2:19).

Р. Элиезер ха-Гадол комментирует этот стих («Все народы мира узнают, что имя Г-да связано с вами») в Б’рахот 6а: «Это относится к головной тфиле». Да, когда еврей возлагает на свою голову тфиллин, он объявляет о своей вере в Б-га, Который вывел его из Египта. Четыре пергамента тфиллин символизируют Исход из Египта и Б-жью силу, которую Он простер над фараоном и его царством. Следовательно, Б-г вселит в сердце народов страх, и они будут благоговеть перед вами – святым народом. Писание обозначает Израиль двумя словами: гой (народ) и кадош (святой). Когда Израиль является одновременно и тем, и другим, он побеждает своих врагов: «[Вы должны сделать выбор] любить Г-да, вашего Б-га, слушать Его и прилепляться к Нему.

Это ваш единственный способ выжить и жить долго, когда вы будете жить в земле, о которой Г-дь клялся вашим отцам, Аврааму, Исааку и Иакову, [обещая] дать ее им» (Шмот. 30:20).Благодаря этому Израиль получит право наследовать Землю у ее коренных народов: «Он дал им земли народов, они овладели трудами народов, чтобы хранить Его указы и соблюдать Его законы. Хвалите Г-да!» (Теилим 105:44–45).
Еврейский народ был зачат при освобождении из Египта, где он стал народом; родился на горе Синай, где он стал святым народом; достиг совершенства, когда вошел в Эрец Исраэль и стоял на горах Геризим и Гевал. Мы никогда не должны забывать, что совершенство требует четырех элементов: национальности, Торы, Земли и языка. Все наши проблемы оттого, что мы забыли этот великий принцип и сошли с Б-жьего пути.

В Египте Израиль освободился от рабства народам и получил свободу – физическую,национальную и духовную: «Я выведу вас от страданий Египта и спасу вас от его порабощения» (Шмот 6:6). «Страдание» означает «египетское ярмо» (Раши, там же), а «их порабощение» [аводатам] означает египетское идолопоклонство. Как говорят мудрецы (Сифри, Экев, 41): «„И служить Ему всем своим сердцем“ (МишюТора. 11:13) – как служба у жертвенника называется авода, так и изучение Торы называется авода. Другое объяснение: „Служить Ему“ означает молитву».Хотя Израиль и освободился от египетского идолопоклонства, в тот момент он еще не получил Тору и не стал святым народом. Вот почему праздник Песах называется «временем нашего освобождения»: в этот день Израиль освободился от рабства и стал самостоятельным народом. Праздник Шавуот продолжает этот процесс: он напоминает евреям о том дне, когда они приняли Тору и стали святым народом. Сукот, праздник урожая, символизирует землю, в которой родилась новая нация. Вот почему мудрецы говорят (Менахот 83б): «Все общинные и индивидуальные приношения могут приходить с Земли или извне ее, от нового или старого зерна, кроме гомора и двух хлебов Шавуот, которые можно приносить только от нового зерна и из Земли».

Ведь все три главных праздника (включающие гомор и два хлеба) подчеркивают принцип: святой народ в святой земле.Чтобы подчеркнуть идею святого народа, Б-г связал Песах, день национального освобождения, с Шавуотом, днем получения Торы, посредством с'фират ха-омер, «подсчет гомора». Этот подсчет также связан с Землей Израиля, поскольку начинается со сбора гоморов. Ран пишет в конце П’сахим: В Мидраше наши мудрецы также говорят: «Когда Моисей сказал им: „Вы будете служить Б-гу на этой горе“ (Шмот 3:12), Израиль ответил: „Моисей,наш господин! Когда будет это служение?“ Он ответил, что это будет через пятьдесят дней, и каждый из них считал сам».Тора соединяет Песах и Шавуот подсчетом, чтобы подчеркнуть, что еврей жаждет достичь совершенства, он с нетерпением считает дни, оставшиеся до рождения святой нации.Мы читаем: Когда вы придете в землю, которую Я даю вам, и вы соберете ее плоды, вы должны принести гомор вашего первого урожая священнику. Он помашет им движениями, предписанными для приношения помахивания Г-ду, так что приношение станет приемлемым.

Священник сделает это приношение помахивания в день после первого дня праздника [Песах] [см. Торат коханим, Эмор, гл. 12]… Тогда вы отсчитаете семь полных недель после дня, следующего за праздником [Песах], когда вы принесли гомор как приношение помахивания, до дня после седьмой недели, когда исполнится [полные] пятьдесят дней. [На этот пятидесятый день] вы можете принести новое зерно как хлебное приношение Г-ду (Вайикра 23:10–11, 15–16). Заповедь гомора связала воедино Песах и Шавуот, а также народ и святость. Она завершила формирование Израиля как святого народа и сделала его достойным войти в Эрец Исраэль. Мудрецы говорят (Вайикра раба, 28:6): Никогда не воспринимайте заповедь гомора легкомысленно, ибо через нее Авраам заслужил право наследовать Землю. Сказано: «Тебе и твоему потомству Я дам землю, в которой ты сейчас живешь как чужеземец. Всю землю Ханаана» (Бытие 17:8), и это было для того, чтобы Авраам «хранил Б-жье соглашение» (там же, с. 9).

Исполнив заповедь гомора и став святым народом, Израиль заслужил право наследовать Землю. Если бы израильтяне не согласились стать святым народом, то зачем в таком случае Б-г отбирал ее у коренных жителей для Израиля? Наши мудрецы задают вопрос, почему Тора не была дана непосредственно после выхода Израиля из Египта, и сами отвечают на него (Кохелет раба, 3:[11]2): Когда Израиль покинул Египет, они были достойны принять Тору сразу же. Тем не менее… Б-г сказал: «Мои дети еще не достигли своего блеска. Они пришли из рабства грязи и кирпичей, и дам ли Я им Тору? Пусть они два-три месяца насладятся манной, колодезной водой [колодец Мириам, который чудом следовал за Израилем] и перепелами, и тогда Я дам ее им».

Мы здесь видим, что национального и физического освобождения еще недостаточно для облечения в святость. Для этого необходимо соблюсти заповеди, в которых выражены понятия, ценности и доверие к Б-гу, возвышающие народ над примитивным светским национализмом. Заповеди основаны на вере в Б-га и доверии к Нему, что составляет саму суть манны, колодца и перепелов. Ведь любая светская нация мыслит исключительно в терминах национализма и «прагматизма», отчего уповает только на размер своей территории и силу оружия. Следовательно, когда Израиль покинул рабство, необходимо было подготовить основу для принятия Торы, и такой основой могла служить только вера. Мы уже приводили слова мудрецов (Макот 23б–24а): «613 заповедей были даны Моисею… Пришел Хаваккук и свел их к одной, как сказано: „Праведный будет жить своей верой“ (Хаваккук 2:4)».Только благодаря вере был избран Авраам, а Израиль был освобожден из Египта, как поясняет Мехилта (Бешалах, Месехта де-вайехи, 6): Мы находим, что Авраам наследовал Этот мир и Следующий только благодаря своей вере в Б-га, как сказано: «Авраам поверил в Г-да, и Г-дь счел это праведностью» (Берешит 15:6).

Мы также находим, что Израиль был избавлен из Египта только благодаря вере, как сказано: «Народ поверил» (Ш'мот 4:31). Как бы то ни было, народу недоставало сильной веры (Ш'мот раба, 5:14):«Тогда Моисей и Аарон пошли к фараону» (Ш'мот 5:1): и куда пошли старейшины, что они не упоминаются вместе с Моисеем и Аароном, когда Б-г до этого сказал Моисею: «Ты и старейшины пойдут» (Ш'мот 3:18)? Наши мудрецы ответили: «Старейшины пошли с ними, однако они предпочли скрыться… и исчезли. К тому времени, когда Моисей и Аарон достигли дворца, никого не осталось». Множество источников подтверждают, что в то время Израилю недоставало веры. Перед Исходом Б-г ожидал хотя бы минимального проявления веры с их стороны, поскольку вера и доверие – корень служения Б-гу. Без этих качеств, без веры в Царя, Избавителя и Спасителя, нет Торы.

Таким образом, подсчет гомора не только подчеркивает узы между народом и святостью, между святым народом и святой землей, но еще и учреждает народ на основе веры. Гомор собирался из нового зерна, и до его сбора зерно нельзя было ни есть, ни собирать урожай. Рамбам пишет (Хилхот темидин у'мусафин 7:13): «В Эрец Исраэль запрещено собирать любой из пяти видов зерна до сбора гомора». Этим мы провозглашаем, что Б-г дает хлеб всякой плоти, что мы зависим от Его даров: зерна, благословений, росы и дождя. А раз так, мы выражаем нашу веру и благодарность Б-гу в виде хлебного приношения. Эта мысль также прослеживается в законе, требующем, чтобы подозреваемая в измене женщина (сота) приносила гомор из ячменя – пищи животных: Все хлебные приношения должны быть из пшеницы [пища людей], но [хлебное приношение соты] должно быть из ячменя [пищи животных]…

Р. Гамлиэль говорит: «Как ее поступки были животными, так же и ее приношение – от пищи животных» (Сота 14а). Это правило не отменяется даже тем фактом, что приношения гомора и соты не совсем одно и то же: для первого нужно масло и ладан, тогда как второе этого не требует. Более того, гомор приносится как гереш – ячменная мука высшего сорта (которую животные обычно не едят), тогда как хлебное приношение соты приносится как обычная ячменная мука для животных. Но даже при этом Б-г хочет, чтобы в начале сбора урожая мы вспомнили, что человек, подобно животному, зависит от милосердия Б-га. Царь Давид сказал (Теилим 104:27): «Все они ждут Тебя, что Ты дашь им их пищу в свое время». Мудрецы продолжают (Вайикра раба, 28:3): Сказано: «Они не сказали в своем сердце: „Давайте бояться Г-да, нашего Б- га, Который дает ранний и поздний дождь в свое время“» (Йирмея́ху. 5:24). [Пусть они не говорят:] «Раз Б-г дает вам все, вы больше не нуждаетесь в Нем». «Кто хранит для нас назначенные недели урожая» (там же). Б-г защитит нас от злых ветров и злой росы. Когда? Во время семи недель между Песахом и Шавуотом.

Иначе говоря, мы не должны думать, что раз зима закончилась, начались дожди и показались всходы, мы больше не должны молиться Б-гу об урожае. Всегда могут начаться злые ветра или злая роса, и урожай погибнет. Как сказал Шмуэль: «Разве сегодня не урожай пшеницы? Я воззову к Г-ду, чтобы Он послал гром и дождь… и весь народ очень убоялся Г-да и Шмуэля» (1 Шмуэль 12:17–18). Поэтому и предусмотрено приношение помахивания в виде гомора (Вайикра раба, 28:5):Как он помашет им? Р. Хама бар Уква сказал от имени Р. Йосси бар Ханины: «Он водит им назад и вперед, вверх и вниз. Он водит им назад и вперед для Того, Кто владеет всей вселенной, и он поднимает и опускает его для Того,Кто владеет теми, кто на Небе и на земле». Р. Шимон, сын Р. Иехошуа, говорит:«Он водит назад и вперед, чтобы отменить жестокие ветра, и он поднимает и опускает его, чтобы отменить жестокую росу».Основная мысль здесь в том, что хлебное приношение гомора требует веры, поскольку оно само символизирует веру. Мудрецы объясняют (Менахот 104б): «Почему хлебное приношение было другим, так что Тора использует в отношении него слово נפש – нефеш [душа], как в стихе: „Когда душа приносит хлебное приношение Г-ду“ (Левит 2:1)? Б-г сказал: „Кто обычно приносит хлебные приношения? Бедный. Я считаю, что он как бы принес собственную душу“».

Другими словами, если бедняк собирает последние крохи муки и все-таки приносит хлебное приношение, полагаясь на поддержку Б-га, в Его глазах такой бедняк проявил самопожертвование – высшую степень веры. Поскольку хлебное приношение гомора символизирует доверие к Б-гу, именно его сделал темой своих уроков Мордехай, когда Аман угрожал евреям гибелью. Я уже приводил отрывок из Мегила 16а: Аман нашел Мордехая. Перед ним сидели раввины, и он объяснял им законы кемица… Аман спросил, что они изучают, и они ответили: «Когда стоит Храм,всякий, кто жертвует хлебное приношение, приносит на два пальца муки, и получает искупление».

Аман ответил: «Ваши два пальца муки отразят мои десять тысяч талантов серебра».Мордехай преподавал законы кемица, которые тогда не исполнялись ввиду отсутствия Храма. Однако он все равно решил преподать этот урок, чтобы подчеркнуть важность доверия к Б-гу. Этим он показал, что надеется на восстановление Храма, в котором Израиль снова сможет приносить хлебные жертвы. Поскольку период подсчета, связывающий Песах и Шавуот, символизировал веру и доверие к Б-гу, он начинался с хлебного приношения как символа веры и заканчивался также хлебным приношением, «новым хлебным приношением» (Левит 23:16).

Рамбам пишет (Хилхот темидин у'мусафин 8:1): «Пятидесятый день гомора – Шавуот… Помимо приношения мусаф, приносимого в тот день, мы также приносим новое хлебное приношение из двух хлебов». Б-г как бы учредил переходный период между национальным освобождением и освящением, чтобы Израиль мог возвыситься и очиститься посредством заповедей и ценностей, а именно веры в Б-га и доверия к Нему. Эти ценности выражены в трех символах: манна, колодец и перепела. Они напоминали израильтянам, что как индивидуальное, так и национальное выживание зависит исключительно от Б-га.Теперь Б-г мог завершить формирование Израиля как святого народа.

Он определил,что это произойдет через семь недель, или пятьдесят дней, начиная от дня освобождения. Это период от Песаха до Шавуота, а цифра семь выбрана не случайно: в ней заключен глубокий смысл. Как известно, мир был создан за семь дней, а закончиться он должен к седьмому тысячелетию (Авода зара 9а): «Мир существует шесть тысяч лет». Раши комментирует (там же): «Миру было предначертано существовать шесть тысяч лет, как дней недели. Седьмой день – суббота, и в седьмую тысячу мир отдыхает». Об этом же говорит Авими, сын Р. Аваху (Сангедрин 99а): «Мессианская эра для Израиля – семь тысяч лет». Иными словами, она длится до начала седьмого тысячелетия. Цифра семь фигурирует также в субботних и юбилейных годах, где тоже упоминается процедура подсчета: «Вы посчитаете семь субботних лет, то есть семь раз по семь лет… Вы освятите пятидесятый год» (Левит 25:8,10).

Хотя Израиль получил Тору и стал святым народом, он все еще был неполноценен, пока не прибыл в Эрец Исраэль. Совершенство Израиля неразрывно связано с Эрец Исраэль. Ни народ сам по себе, ни Земля сама по себе не полноценны, пока не объединены в одно целое. Только войдя в Землю и достигнув Шхема, Израиль стал избранным, драгоценным народом-землей. Именно об этом говорил Моисей: «В день, когда вы перейдете Иордан в землю,которую Г-дь, ваш Б-г, дает вам, вы должны поставить большие камни и покрыть их известью» (Миш.Тора 27:2). Он приказал возвести эти камни на горе Гевал, а на горах Гевал и Гаризим он рассказал израильтянам о благословениях и проклятиях: «Обрати внимание и слушай, Израиль.

Сегодня ты стал народом Г-ду, твоему Б-гу» (там же, с. 9). Может показаться непонятным, почему Израиль «стал» народом именно в тот день. Например, Йонатан переводит это место так: «В этот день ты избран, чтобы стать народом». Однако формирование Израиля не было завершено, пока он не вошел в Землю. Только когда Израиль вошел в Эрец Исраэль и получил благословения и проклятия, этот процесс был полностью завершен. Только там нашли свое божественное воплощение три компонента Израиля: народ, Тора и Земля. Впрочем, есть еще один компонент – еврейский язык, «святой язык». Он тоже сыграл свою роль на горах Геризим и Гевал, поскольку Израиль получил следующую заповедь: «Левиты ответят и скажут каждому израильтянину громким голосом» (Миш.Тора. 27:14).

Этот ответ прозвучал на еврейском языке (Мишна, Сота 32а): Следующее выполняется на еврейском: приношение первых плодов, халица [ритуал снимания обуви], благословения и проклятия, священническое благословение, благословение первосвященника, разделы, читаемые царем, ритуал нераскрытого убийства, речь священника, назначенного на войну. Наши мудрецы считают, что благословения и проклятия должны произноситься только на еврейском языке, исходя из неявного смысла фраз Торы. О благословениях и проклятиях говорится: «Левиты ответят и скажут… громким голосом», о Синайском откровении: «Моисей сказал, и Б-г ответил Голосом» (Шмот 19:19). Мудрецы объясняют (Сота 33а): «Как еврейский язык использовался на Синае [ибо ясно, что Б-г обращался к евреям на еврейском], так же еврейский язык использовался и здесь».

При внимательном рассмотрении становится видно, что все заповеди, устный компонент которых должен читаться на еврейском языке, связаны с еврейским народом в целом. Даже халица, церемония снятия обуви, при которой мужчина отказывается жениться на своей бездетной овдовевшей невестке, относится ко всему народу: «Мой зять отказывается продолжить имя своего брата в Израиле» (Миш.Тора. 25:7). Ритуал нераскрытого убийства [Миш.Тора. 21] тоже относится к народу Земли Израиля, поскольку священники говорят:«Прости твой народ, Израиль… Не позволяй [вине за] невинную кровь остаться с Твоим народом Израилем» (Миш.Тора. 21:8).

Говорится также: «Это кровь, загрязняющая Землю» (Бе митбар 35:33).Итак, все, что касается земли и народа Израиль, заповедь требует произносить на еврейском языке. Без святого языка Израиль неполноценен. Как объяснил Р. Меир (Сифри,Ха'азину, 333): «Кто живет в Эрец Исраэль, произносит Ш'ма утром и вечером и говорит на святом языке, тому обеспечено место в Будущем мире».Несложно сделать вывод о том, что еврейский народ создан Б-гом из четырех компонентов, четырех краеугольных камней: национальность, Тора, Земля и язык. Все израильтяне объединены в одно целое через веру и национальность, и этим же отличаются от других народов с их ложными верованиями. Чтобы утвердить это определение и защитить Израиль от других культур, Б-г повелел ему жить в собственной стране. Только там Израиль может вести жизнь согласно Торе и говорить на еврейском языке, связывающем всех евреев в одно целое.Хотя ценности других культур – мерзость и нелепость, сегодня они поразили самые широкие слои Б-жьего народа, который вдруг заговорил о «равенстве» всех людей и всех наций.

Эта идея не имеет никакого основания в цитадели истины, Торе: «Кто потребовал это из вашей руки, попирать Мои суды?» (Йешаяу 1:12). Б-г отделил для Себя особый, драгоценный, святой народ – еврейский народ, который должен жить отдельно от других. Горе нам, что мы становимся свидетелями того, как огромные массы Б-жьего народа настолько сбились с пути и ассимилировались, что сбросили венец величия и начали презирать и свою землю, и свою богоизбранность. Горе этим людям, «неблагодарным и глупым»! Но если мы скорбим о первой группе – о невеждах и эллинистах, то что остается говорить об ученых Торы? Мы так долго жили в Изгнании, что привыкли считать свою веру «религией». Сегодня концепция национальности полностью забыта, не говоря уже об Эрец Исраэль. которая стала для нас не более чем украшением стиха или молитвы.

Забвение превратилось в привычку, а привычка стала второй натурой – и вот уже многие добрые евреи, среди которых немало выдающихся ученых, постепенно, поколение за поколением,смирились с этим искажением и искренне поверили в то, что это и есть истина. Кто может исправить ситуацию, когда ученые Торы попали в «плен народов»? Еврейский народ – это избранный народ Б-га, Его дети, святые духом и душой: «Вы народ, посвященный Г-ду, вашему Б-гу; Г-дь, ваш Б-г, избрал вас быть Своим особым [сегула] народом среди всех народов по лицу земли» (Миш.Тора. 7:6). Ибн Эзра комментирует: «Сегула означает что-то восхитительное и уникальное, как во фразе „сокровище [сегула] царей“ (Кохэлет. 2:8)». Также говорится: «Не потому, что вы многочисленнее других народов, Г- дь принял [ חשק – хашак] вас» (Миш.Тора 7:7), и Рамбам комментирует: «Слово хашак означает, что Он привязан к вам крепкими узами, так что Он никогда не будет отделен от вас, как во фразе „серебряными крючьями [ חשוקיהם – хашукихем]“ (Шемот 27:11)». Другими словами, как хашукехем (кольца) связывают столбы, так и Б-г привязывает к Себе Израиль узами желания и любви. Ибн Эзра комментирует (там же): «Б-г возжелал и выбрал вас, а не других».

А также: Сегодня Г-дь, ваш Б-г, заповедует вам подчиняться всем эти правилам и законам. Вы должны тщательно соблюдать их всем вашим сердцем и всей вашей душой. Сегодня вы объявили верность Г-ду, сделав Его своим Б-гом, [пообещав] ходить Его путями, соблюдать Его постановления, заповеди и законы, и подчиняться Его голосу. Г-дь также объявил верность вам сегодня, сделав вас Своим особым народом, как Он и обещал вам. Если вы будете хранить все Его заповеди, Он сделает вас самым высоким из всех народов, которые Он создал,так что у вас будет хвала, известность и слава. Вы будете народом, посвященным Г-ду, вашему Б-гу, как Он и обещал (Миш.Тора 26:16–19). Мудрецы комментируют (Б’рахот 6а): Б-г сказал Израилю: «Вы сделали Меня Одним на земле, как сказано:„Слушай, о Израиль, Г-дь, наш Б-г, Г-дь Один“ (Миш.Тора 6:4), и Я сделаю вас одними на земле, как сказано: „И кто как твой народ Израиль, уникальный народ на земле?“ (1 Диврей а Йамим 17:21)». Рамбан комментирует Миш.Тора 26:19: «Он сделает вас самым высоким из всех народов… так что у вас будет почет»: все народы земли будут хвалить вас за то, что Б-г близок к вам, когда бы вы ни воззвали к Нему. «Известность» (там же): вы станете известными среди народов за величие, которым Он наделяет вас, так что вы превосходите их всех.«И слава» (там же): вы с гордостью сделаете с ними все, что захотите.

Комментарии (0)

Оставить комментарий