::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе,Книга Шемот,Недельный раздел Тецаве

  • Сообщить о ошибке
10-02-2011, 21:56 Разместил: jude Просмотров: 3 844

Комментарий к Торе
Книга Шемот
Недельный раздел Тецаве
Главы 27:20-30:10
“И ты вели сынам Израиля” (гл. 27, ст. 20).
Вели на иврите - тецаве.

Рав Лев Кацин
Как рассеять тьму египетскую?
Что такое тьма египетская? Строго говоря - это одна из десяти казней, постигших Древний Египет в наказание за притеснения еврейских рабов. Однако в более широком смысле тьма египетская - это состояние души жестоких поработителей. Эти два объяснения не противоречат, а дополняют друг друга. Физическая тьма спустилась на египтян в наказание за то, что они наполнили свои души тьмой духовной. Понимание Торы сокрыто в науке и искусстве понимания языка ее символов. Так, например, свет и тьма в повествованиях Торы описывают как физические, так и духовные явления. И если пророки и мудрецы называли Тору добром и светом, то тьма - это символ зла... Когда наступила в Египте тьма, то сказано в Торе: «Не видели люди друг друга, и не мог никто подняться с места своего, а у всех евреев был свет в жилищах их» (Шмот, 11:23).
«Что такое тьма?» - спрашивал рабби Ицхак Меир Алтер, ребе из Гур (1789–1866), в своей книге «Хидушей ха-Рим». Погруженные во тьму «люди не видят друг друга», не ощущают страданий, не приходят друг другу на помощь и не протягивают руки для того, чтобы поднять упавшего человека. И наказание за эту тьму - «мера за меру». Тот, кто не видел страданий людей, - и его страдания не видели люди и Небеса. Тот, кто не помогал другу подняться, сам «не мог подняться с места своего»...
Удивительно красивое объяснение этого же места Торы можно найти в книге рабби Зеэва Вольфа из Житомира «Ор ха-Меир». «Я рос среди мудрецов», - говорил рабби Шимон, сын рабана Гамлиэля (Поучения отцов, 1:17). Для того чтобы человек мог духовно расти, он должен обладать умением видеть в людях их достоинства, мудрость и добрые качества души, объясняет рабби Зеэв Вольф. Тот, кто видит в окружающих лишь недостатки, не может у них учиться, потому что не может брать с них пример, и потому он так и останется на месте - «не может подняться». Потому о невидящих в других людях их достоинств сказано: «Не видели люди друг друга, и не мог никто подняться». Несмотря на тьму в душах египтян, у евреев был свет. Несмотря на жестокость египтян, евреи не очерствели: видя страдания других людей, они приходили им на помощь. После того как новорожденный Моисей оказался во дворце Фараона, сказано в Торе: «Вырос ребенок», а в следующем предложении эта мысль повторяется: «И вырос Моисей, и вышел к братьям своим, и увидел их страдания» (Шмот, 2:11). Тогда Моисей заступился за еврея, которого избивал египтянин, и вскоре возглавил борьбу евреев за освобождение из рабства.
Маленький человек видит только себя, а «большой» человек видит страдания других людей и приходит им на помощь.
Впрочем, Моисей также видел и раскрывал духовный потенциал, скрытый в душах людей. «Человек, обладающий добрым глазом, будет благословен», - прославлял царь Соломон это качество Моисея в своих Притчах (22:9). С момента рождения Моисея его имя упоминается в каждой главе Торы, кроме нашей главы «Тецаве». Баал а-Турим (1270–1343) объясняет, что Моисей заступился за евреев после греха золотого тельца: «Если Ты не простишь евреям греха, то сотри меня из Твоей книги» (Шмот, 32:32). Слово Моисея было частично исполнено в этой недельной главе, и это является предостережением всем нам относиться к словам с особой осторожностью. Между тем есть мнение, что имя Моисея не упоминается в нашей главе в награду за готовность Моисея пожертвовать собой ради народа. Имя выражает сокровенную суть человека. Проявив готовность к самопожертвованию, заступившись за евреев, Моисей поднялся так высоко, что буквы его имени не могли более вместить и выразить света его души. Впрочем, наша глава начинается с того, что Вс-вышний обращается к Моисею: «Ты прикажи евреям, чтобы они взяли чистое оливковое масло... и вознесли свет» (Шмот, 27:20). Моисей указал нам зажечь свет в Храме в Синайской пустыне, в котором хранились скрижали Торы. Символ сказанного состоит в том, что каждый из нас должен зажечь свет в Храме своей души, изучать Тору, сострадать людям, а также видеть их светлую сторону, открывать в них достоинства.

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
К концу этой недельной главы Вс-вышний завершает передачу указаний по сооружению Мишкана – переносного Храма. Вот как выглядит в Торе подведение итогов данной темы:
"И буду встречен там сынами Исраэля, и освятится (скиния) славой Моей. И освящу Я шатер собрания и жертвенник, и Аарона и его сынов освящу, чтобы (им) совершать служение Мне. И обитать буду Я в среде сынов Исраэля, и буду им Б-гом. И познают, что Я Г-сподь, Б-г их, Который вывел их из земли Мицраима, чтобы Мне обитать в их среде, - Я Г-сподь, их Б-г." (Шемот, гл. 29:43-46)
Сразу же после этого завершающего отрывка Б-г призывает Моше, чтобы дать ему указания о строительстве жертвенника для воздымления курений:
"И сделай жертвенник для воздымления курений, из дерева шитим сделай его." (Там же, гл. 30:1)
Отрывок о возведении жертвенника для воскурений выглядит приложением к предыдущей главе, как будто Рассказчик "забыл" о нем и внезапно вспомнил уже после подведения итогов. Что это может означать? Как отмечает Рамбам, "Это один из предметов утвари внутреннего Святилица, и он должен быть упомянут вместе с Шульханом и Менорой, потому что он находился вместе с ними". (Рамбам на Шемот, 30:1) И в самом деле, жертвенник для воскурений возводят вместе с Жертвенником для всесожжения, сразу же после изготовления Меноры (См. Шемот, 37:25-29). Так почему же он упоминается уже после того, как все описано и сделано?
Сефорно, в комментарии на Шемот, 30:1 объясняет, что жертвенник для воскурений не был интегральной частью Мишкана. Целью сооружения Мишкана было пребывание Шехины в среде сынов Израиля, как об этом сказано в Торе:
"И сделают Мне Святилище, и Я пребывать буду в их среде. В точности, как Я показываю тебе образец скинии и образец всех ее принадлежностей; и так делайте (в будущем)." (Шемот, 25:8-9)
Но жертвенник для воздымления воскурений был сооружен по иному принципу и служил иной цели. Его вносили в уже готовый Храм, его строительство не было частью строительства Храма.
Когда Слава Г-сподня уже пребывала в Храме, сыны Израиля должны были принести Ему воскурения.
Сыны Израиля построили своему Царю дворец, обставленный изысканной "мебелью", населенный красиво одетыми "слугами" и живущий по особому "дворцовому распорядку". Они построили Дом, достойный того, чтобы Царь проявил в нем свое присутствие. Теперь они хотели бы лицезреть Б-га. Но как же можно лицезреть Его, если Он сам сказал о себе: "никто не может увидеть Меня и остаться в живых" (Там же, 33:20)
Согласно Рамбаму, Кторет (воскурение) позволяет нам приблизиться к Б-гу. Значит, недостаточно возвести Дом служения, наполненный драгоценной утварью и усердными служителями. Необходимо быть готовыми приближаться к Б-гу.

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
"И соткут эфод из нитей золотых и нитей голубой шерсти, багряницы, и червленицы, и льна, скрученных вместе" (Шемот, 28:6).
Даже Раши не очень хорошо представлял себе, как выглядел Эфод. Еще труднее понять, для чего он был предназначен.
С одной стороны, из текста нашей главы, а так же других источников понятно, что речь идет об одежде, которую носили святые люди:
"А Шмуэль служил пред лицом Г-спода, отрок, препоясанный льняным эфодом" (I Шмуэль, 2:18).
"И сказал царь Доэгу: Окружи ты и порази священнослужителей! И окружил Доег из Эдома и поразил священнослужителей, и умертвил он в тот день восемьдесят пять мужей, носивших льняной эфод" (ibid 22:18).
С другой стороны, в Писании есть весьма странный рассказ о Гидеоне. После победы над Мидьяном евреи пожелали видеть его своим царем. Гидеон отклонил это предложение, попросив вместо этого часть золота из военной добычи. "И из этого сделал Гидеон эфод, и поместил он его в своем городе, в Офре, и блудно следовали за ним все (сыны) Исраэля там, и стало то для Гидеона и для дома его западней" (Шофтим, 8:27).
Каким образом эфод мог стать "западней"? Видимо, в данном случае речь идет о каком-то идоле.
Каким образом эфод мог стать идолом? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, каким образом он использовался. Частью эфода, описанного в нашей главе, были урим ве-тумим. Мы не знаем, как они выглядели, но точно знаем, что их использовали, чтобы испрашивать волю Вс-вышнего: "И пусть он стоит перед Эльазаром-коhеном, а тот будет спрашивать для него решение урим пред Б-гом" (Бемидбар, 27:21).
Для этих же целей использовался и сам эфод. Так, Давид просил у священника Эвьятара бен Ахимелеха: "И сказал Давид Эвьятару-священнослужителю, сыну Ахимелеха: Доставь же ко мне эфод! И доставил Эвьятар эфод к Давиду. И вопросил Давид Г-спода, говоря: Мне (ли) преследовать этот отряд, настигну ли я его? И сказал Он ему: Преследуй, ибо ты настигнешь, настигнешь, и спасешь ты, спасешь!" (I Млахим, 30:7-8).
Видимо, эфод был одеждой, которая позволяла носившему ее "напрямую связываться" с Б-гом. Теперь становится понятно, зачем эфод понадобился Гидеону. Во время похода он все время сомневался в том, что Б-г находится на его стороне. Поэтому он все время требовал знаков, знамений и даже вещих снов вражеских солдат, чтобы убедиться, что он действительно слышал слово Б-жье, поэтому Гидеон пожелал иметь объект, который служил бы ему "постоянным каналом связи". Для этой цели эфод подходил как нельзя лучше.
Проблема, однако, заключалась в том, что в какой-то момент решили, что эфод является не "средством связи", но самостоятельным божеством, заслуживающим поклонения. И в этом смысле эфод превратился для них в "западню".

Арье Юдасин
В годину "интересных событий"
Надо учиться у арабских братиков. Что бы ни происходило - хоть «грабь награбленное!», хоть «мочи колонизаторов!», хоть «руки прочь от наших белых и пушистых!» - фундаменталисты прибирают власть. Вот это последовательность! Сегодня это единственно реальная, слаженная и имеющая идеологию сила мусульманского мира. Их государства слабы, неорганизованны, но сильны народной идеей. Как сказал один француз, «на миг побеждают интересы, надолго - идеи».
Западные демократии вновь демонстрируют слабость, неспособность бороться за свои принципы. Причина элементарна: принципов, по сути, почти нет. Не хватает только Чемберлена, чтобы воскликнуть, как в 1937 году: «Я привез вам мир!» Аж до начала войны в 1938-м.
За что сражаться? Комфорт и спокойствие - вещи, несомненно, приятные, но недостаточный стимул для героизма. Демократия - извините, это только система управления обществом. Способ, а не цель. «Постсионизм», «постимпериализм»... Против монотеизма (не «пост»), даже когда он щеголяет в дикарских, мародерских одеждах, все эти потерявшие цель и оправдание игрушки долго не выдержат.
Я пишу эту главу заранее, в конце января. Посмотрим, что произойдет к моменту публикации. А пока откроем Тору и поищем наш, еврейский ответ на череду «жасминовых революций». Вы знаете, на Востоке жасмин иногда добавляют в мясные блюда - не хочется оказаться в них шаурмой или гарниром.
Наша глава - единственная в Торе (после рождения Моше), где его имя не упоминается. Попросил он: «А если не помилуешь народ, сотри меня из Своей Книги». Сказано - сделано. Представляете силу благословения праведника, если так работает невольное проклятье!
Главу начинает описание Меноры, храмового светильника. Любопытно, что слово «катит», «выбитое» (масло для светильника), Тур разделяет на две части. Каф-тав - с гематрией 420 и тав-йуд - с гематрией 410. 420 и 410 - это годы существования иерусалимских Храмов.
Само же описание Меноры перекликается с устройством Ковчега Завета (из предыдущей главы «Трума»). Они дополняют друг друга. Менора символизирует свет чистого разума, мозг. Ковчег Завета намекает на праведника - «сердце народа», хранителя Б-жественного Закона. Все размеры Ковчега Завета были дробными: полтора локтя, два с половиной... Согласно Туру, это означает, что праведник должен «располовинить», преуменьшить себя перед людьми. Горделивая уверенность в правоте, характерная для наших «кузенов», настоящему лидеру народа совершенно противопоказана. Наш учитель Моше - «скромнейший из людей».
Еще один намек мы найдем в рассказе про «урим и тумим» - камни на нагруднике Первосвященника. Буквы, высеченные на них, вместе составляли непроизносимое «72-буквенное имя Б-га». В середине XX века так - «урим и тумим» - наши мудрецы прозвали Хазон Иша. Духовный лидер евреев Израиля мыслил предельно четко и заглядывал далеко. Люди видели, что в нем буквально воплотился пасук: «И будет Имя Мое начертано на тебе».
Ни слова про стрелы и мечи. Еврейский ответ на угрозу - не политики и генералы. Все равно, стибрили они соседский огород или нет.
В военное время растет важность верного руководства. Дисциплина и подчинение становятся неизбежными - иначе хаос и поражение. Но если вы послушаете, что сегодня говорят даже очень умные «светские» и «полусветские» евреи... Кто во что горазд. Нет ясности в понимании ситуации. Нет идей, кроме идеи самосохранения. Фразу же кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!», которую от бессилия все чаще выкрикивают, мы обсуждать не будем. В эту игру пусть играют Обама с мадам Меркель. «Один пишем, два в уме»... Много говорить, чтобы ничего не сказать, обещать райские кущи с мыслью: «А там посмотрим»...
Единственное, что есть в руках у евреев - Тора. А то, что дух сильнее пушек - посмотрите на наших «добрых соседей»... И направить народ в критическую эпоху могут только знатоки Традиции.
Сегодня основная функция раввина - установление практического закона. Ясное мировоззрение и знание духовной реальности - вещи нередкие в «раввинском сословии», но это более индивидуально. Люди разные. Непросто человеку найти и «своего» учителя, к кому бы он чувствовал полное доверие.
Однако полезно знать вот что. Закон - это и есть основа еврейской жизни. Именно следование ему приносит нам защиту и благословение Создателя. А в награду за помощь людям Б-г нередко дает знатокам Торы особую прозорливость. Раввин, конечно, может ошибиться, но тот, кто полагается не на Слово Б-га и мудрость поколений, а единственно на свой ум и мнение собственной «компашки», ошибается чаще. Раввины могут спорить, но и при этом единая основа, единый Закон все-таки сближает народ. Скорее, чем, как сказано в Книге Судей, если «каждый судит по-своему... под своей оливой». Пока же мы называем «демократией» бестолковый беспорядок, при котором силы евреев не складываются, а самоубийственно вычитаются.

О. И. Баддиль
Перевод Александра Сандлера и Рава Меира Мучника
1. В этой главе продолжаются указания относительно постройки Мишкана и всех его принадлежностей. Она начинается с описания Меноры и церемонии ее зажигания. В ней также описывается процедура посвящения Аарона и его сыновей в Коханим, которым предстоит выполнять службу в Мишкане. В этой связи ХаШем повелевает сделать для Аарона специальные одежды, которые отражали бы великолепие и величественность Первосвященника (Кохен Гадоль). ХаШем дает указания о конкретных деталях его одежды, а также об одежде для обычных Коханим - сыновей Аарона.
2. Костюм обычного Кохена состоит из четырех частей: брюк, длинного клетчатого хитона, пояса и тюрбана. Все они делаются изо льна. Костюм Первосвященника состоит из восьми частей: брюк, длинного клетчатого хитона, пояса, мантии, Эйфода, «нагрудника» Хошен Мишпат, тюрбана (несколько шире тюрбанов обычных Коханим) и Золотой Пластины (Циц).
3. Два первых атрибута одежды Первосвященника должны быть сделаны изо льна, пояс - изо льна и шерсти, мантия - из шерсти лазурного цвета, а к ее кайме должны быть подвешены поочередно колокольчики и гранаты. Эйфод и Хошен Мишпат делаются из шерсти различных цветов, льна и золотых нитей, тюрбан - из белого льна, а Пластина - из золота, крепится она при помощи ленточек лазурного цвета.
4. На определенных этапах службы в Йом Кипур Кохен Гадол, который в тот день выполняет службу в Микдаше как представитель еврейского народа, надевает костюм, состоящий только из четырех частей, как костюм обычного Кохена, только из особого высококачественного льна. На остальные же части службы он надевает полный комплект своей роскошной одежды.
5. Эйфод представляет собой нечто вроде фартука с наплечниками и поясом, но надевается не спереди, а сзади, только завязывается спереди. Наплечники Эйфода перекидываются через плечи, и там к их концам прикрепляются две золотые пластины. В эти пластины вставляются два камня Шохам, а на них гравируются
имена двенадцати Колен Израилевых, потомков Авраама, Ицхака и Яакова. К этим пластинам прикрепляются два золотых канатика из сплетенных нитей чистого золота, другими концами они крепятся к двум верхним углам нагрудника Хошен Мишпат. Два нижних угла последнего соединяются с поясом Эйфода при помощи двух шерстяных шнурков лазурного цвета. Так, Эйфод и Хошен Мишпат становятся
единым целым.
6. Сам Хошен Мишпат состоит из ткани, сложенной вдвое, спереди к которой прикрепляются двенадцать золотых пластин в четыре ряда, по три пластины в каждом. В них вставляются различные драгоценные и полудрагоценные камни, на которых гравируются имена Колен Израилевых. Цвет камня каждого колена
соответствует цвету его флага. А внутрь складки нагрудника закладывается кусок пергамента, на котором написано Непроизносимое Имя Б-га.
7. Золотую Пластину Кохен Гадоль носит на лбу. Она крепится двумя лентами лазурного цвета, которые обвязываются вокруг головы и соединяются сзади с третьей ленточкой, которая прикрепляется к середине Пластины и проходит поверх тюрбана. На Пластине выгравированы слова: «Святыня Б-га»
8. После описания этих и других видов священной одежды и ее изготовления глава продолжается процедурой введения в должность Коханим. Она описывает, какие приношения Кобранот следует совершить по этому случаю, и какие шаги должны сделать Коханим для своего посвящения.
9. Описывается также Золотой Алтарь (Мизбеах Захав) для воскурений. Он делается из дерева и покрывается золотом. Площадью он в один квадратный локоть, а высотой - в два. К противоположным его углам прикрепляются кольца, чтобы его можно было переносить с помощью двух вставленных в них шестов. Этот Алтарь предназначается исключительно для ежедневных воскурений ладана. Он помещается
внутри Мишкана, между Менорой и Столом, но чуть поближе к входу.
10. Как и сам Мишкан, священные одежды полны символизма, в каждой их детали что-то заложено, - но это особая тема, которая требует глубокого изучения и анализа.

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Трума
Ѓафтара этой недели взята из Книги Йехезкеля (43:10-27)

1. Прошлая недельная глава была о построении Мишкана, а ее Ѓафтара - о постройке Храма. Эта недельная глава продолжает тему Мишкана и подробно рассматривает одеяния Коханим, а затем дает пространное описание церемонии посвящения Мишкана. А Ѓафтара тоже описывает церемонию инаугурации
Алтаря (Мизбеах) в отстроенном Храме.
2. Пророки Йехезкель и Ирмия были современниками. Но Ирмии выпала печальная участь предостерегать о разрушении Первого Храма (его пророчества начались за сорок лет до разрушения), а после того трагического события - утешать народ, тогда как Йехезкель был, так сказать, Пророком изгнания, в Вавилоне.
3. Само имя, которое было дано первому человеку - "םדא" - несет в себе много значений. Слово "םדא" связано с другим словом, "המדא" - «земля», из которой он был сотворен. Но эта ассоциация скорее должна послужить ему уроком скромности, нежели описанием того, кто он такой, ибо человек должен подняться гораздо выше земли, из которой взят. Человечеству скорее предстоит стать םדה - так сказать, пьедесталом для Б-га, то есть, своими деяниями и путем взаимодействия с другими и со всем Б-жьим творением служить Его знаменосцем
и свидетелем в этом мире. Своей благотворительностью, добротой, заботливостью и правдивостью, он будет походить на своего Создателя, и так смело сможет заявлять: «Я подобен - המדא - Ему». И его задача - с помощью этих качеств сделать этот мир достойным и подходящим местом для Б-жественного присутствия. Такова задача всего человечества во главе с Избранным Б-гом народом. Теперь, когда изгнание и рассеяние еврейского народа среди народов мира, к сожалению, стало реальностью, Йехезкель многократно предостерегает нас не вызывать осквернения Имени Б-га (Хилул ХаШем) - не позорить Его какого-либо рода недостойным поведением.
4. Эта Ѓафтара - пророчество Йехезкеля об отстроенном Храме. Она специально написана так, что может относиться как ко Второму Храму, так и к Третьему. Так или иначе, цель пророка - воодушевить еврейский народ, что если он искренне вернется к Б-гу, то заслужит возвращения в Землю Израиля и возможности
восстановить Храм. И в этой Ѓафтаре Йехезкель довольно подробно описывает будущий восстановленный Храм и инаугурацию его Алтаря.

Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
Сынам Израиля велено доставить чистое оливковое масло для зажигания храмового светильника - Меноры. Даны указания по изготовлению восьми служебных одежд для первосвященника: хошен - нагрудник из ткани, в который вправляли двенадцать драгоценных камней с именами колен Израиля; эйфод - декоративный фартук на лямках; меиль - длиннополая мантия без рукавов с золотыми колокольчиками и гранатами на подоле; ктонет - клетчатый хитон из льна; мицнефет - льняной тюрбан; авнет - длинный вышитый пояс; циц - золотая пластина для ношения на лбу и михнасаим - короткие штаны. Моше должен провести семидневный обряд посвящения в должность Аарона и его сыновей-коэнов. Церемония включает в себя жертвоприношения, облачение священников в новые одежды и помазание Аарона священным маслом. Б-г велит дважды в день - утром и перед заходом солнца - приносить в жертву годовалого ягненка. Это жертвоприношение, совершаемое в передвижном Храме, Мишкане, дополняется хлебным даром и возлияниями вина и масла. В конце раздела дано указание изготовить жертвенник для воскурения благовоний; перечисляются конструктивные детали этого жертвенника, обслуживать который поручено также первосвященнику Аарону и его потомкам.

Костюм для души
«И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и великолепия» (28:2).
Отправляясь в космический полет, космонавт облачается в громоздкий, тяжелый скафандр. Назначение скафандра понятно: он защищает человеческий организм от неблагоприятного воздействия внешней среды. Иначе, оказавшись в безвоздушном пространстве, космонавт просто умрет: его кровь закипит в считанные секунды.
Короче, скафандр обеспечивает жизнедеятельность человека. Никто, однако, не станет утверждать, что космический костюм и человек внутри него представляют собой одно целое. Каждый видит различие между ними.
Наше тело - это тоже скафандр, обеспечивающий существование души в материальном мире. В том и состоит его «техническое» назначение. Без такого «костюма для души» мы не могли бы жить.
До своего грехопадения Адам и Хава не ведали стыда и поэтому не нуждались в одежде. Они знали, что «нешама», душа, - это сущность человека, а тело - всего лишь «скафандр». Но первородный грех размыл эту границу. Надо было восстановить ее, показать, что тело не является самостоятельной ценностью, что у него лишь одно назначение: обеспечить жизнедеятельность души. Поскольку тело - видимая глазу оболочка, многие люди идеализируют его, отводят ему главную роль. Одежда исправляет это заблуждение: закрывая тело, она переводит внимание на внутренний мир человека, его духовность, невидимую и бесплотную субстанцию под названием «нешама».
Мидраш рассказывает, что после строительства Мишкана Б-г велел придать ему внешнюю скромность, неброскость. Мишкан нарядили, как невесту: спереди закрыли вуалью, а сзади добавили шлейф. Ибо Мишкан ценен не сам по себе, а как материальное вместилище «Шхины», концентрированного Б-жественного Присутствия. Видя прекрасное «культовое здание», люди восхищаются его архитектурными формами, материалами, внутренним убранством, забывая о его духовном назначении. И тогда Мишкан превращается в идола.
Вот почему Тора требует от еврейской женщины повышенной скромности в поведении и одежде. Ведь скромность, как ни банально звучит, действительно украшает человека - во многом благодаря одежде. В современном обществе к женщине относятся порой лишь как к объекту физического вожделения. Все внимание поглощено лишь тем, что видит глаз, - ее телом, «скафандром». Еврейской женщине такой статус не к лицу; своим обликом и манерами она должна проявлять, прежде всего, свою внутреннюю красоту. Как сказано в Торе: «Вся слава царской дочери - внутри».

Язык за зубами
Евреи пользовались колокольным звоном еще задолго до появления церковных звонниц, Царь-колокола и американского колокола Свободы. В сегодняшнем разделе Б-г повелевает пришить к подолу мантии, которую носит Первосвященник, гранаты и золотые колокольчики: «И будет она (мантия) на Аароне во время служения, и слышен будет ее звук (звон колокольчиков), когда он будет входить в святилище к Б-гу и когда будет выходить, - и не умрет» (28:35).
Лет сорок назад телевизоры в некоторых западных странах были оснащены особым устройством для стирания из титров непристойных или бранных слов. В Советском Союзе, помнится, штрафовали за матерщину в общественном месте. Теперь словесный мусор свободно печатают в газетах, передают по телевидению. Грязная, хамская речь стала нормой - не только на улице, но и в семьях, школах, учреждениях, кинофильмах и даже в израильском Кнессете.
Непарламентских выражений практически не осталось. Нормы речи, предписываемые Торой, кардинально отличаются от того, что мы слышим и читаем сегодня, - как день от ночи. Еврею запрещено плохо отзываться о других людях, даже если он говорит правду. Исключения возможны лишь в тех случаях, когда требуется предостеречь потенциальных жертв обмана или подлости. Сама Тора может служить образцом языковой чистоты. Она предпочитает употреблять слово «нечистый» вместо «грязный» (в духовном значении) и «некошерный» вместо «трефной».
Мантия, которую носил Первосвященник, искупала грех злоречия - сплетни, клевету, непристойности. Она была окрашена в синий цвет, как синее море, которое знает свои береговые границы, и как синий небосвод, на котором планеты движутся только по заданным орбитам. Так и человек должен строго следовать тем законам и правилам, которые установил ему Творец, в том числе уметь держать язык за зубами, избегать словесной нечистоты.
Колокольчики были пришиты к подолу мантии и звенели, когда Первосвященник вступал в пределы Храма. Этот звон напоминал евреям, что слова бывают разные: разрешенные и запрещенные, которые нельзя говорить и слушать, которые надо стереть из «титров».

Капля в океане
«И вели ты сынам Израиля, и они доставят тебе чистое оливковое масло, выжатое из маслин, для освещения - чтобы зажигать светильник, горящий постоянно» (27:20).
Мы не можем даже представить себе, какой огромной силой обладает порой одно доброе слово. Капля поддержки - это не капля в океане; она способна перевернуть жизнь человека. Ободряющая улыбка может спасти от смерти человека, когда он невидимо для окружающих сгибается под гнетом страданий.
В «Мидраше Танхума» приводятся слова рабби Ханины. Рассказывая о годах своей службы в Храме в качестве заместителя Первосвященника, он сказал: «Когда я служил в Бейт-Хамикдаше, с Менорой происходили чудеса. Мы зажигали ее в Рош ха-Шана, и она непрерывно горела до следующего Рош ха-Шана, ни разу не погаснув».
Ребе из Гура рав Авраам Мордехай спросил однажды рабби Хаима из Бриска по поводу этого мидраша. Мы знаем, что Тора предписывает «доставлять чистое оливковое масло, выжатое из маслин, для освещения - чтобы зажигать светильник, горящий постоянно». Значит, Менору надо зажигать каждый день. Такова суть заповеди. Почему же рабби Ханина сообщает, что в годы его служения в Храме Менора горела от Рош ха-Шана до следующего Рош ха-Шана? Выходит, что ее не зажигали целый год?
В ответ рабби Хаим напомнил собеседнику постановление РАМБАМа: тот, кто добавляет масло в горящую лампаду в шаббат, нарушает закон, запрещающий разводить огонь в субботний день. Отсюда мы видим, что в Менору ежедневно добавляли каплю оливкового масла, и это считалось «зажиганием».
Так же и с человеком. Пламя жизни будет неугасимо гореть в его душе, если постоянно добавлять в нее хотя бы каплю любви и поддержки.

Рав Реувен Пятигорский
Адар
В адаре всегда 29 дней (если год не високосный и нет добавочного адара). Главное событие месяца - праздник Пурим. Пурим - 14 адара. За день до Пурима - пост Эстер. Иерусалим отмечает Пурим на день позже всего остального еврейского мира - 15 адара. Знак месяца - Рыбы. Кстати, стоит вспомнить, что, создавая мир, Вс-вышний произнес три благословения: на рыбы, человека и Субботу. (В этом одно из объяснений, почему мы едим по субботам рыбные блюда.) Так вот, жребий, брошенный злодеем Аманом, выпал на адар, месяц «рыб», на 13 число месяца, которое в том году пришлось на субботу. Получается,
что Аман выступил против «тройной брахи». Что же удивляться его финалу?
Знаменательные события месяца и годовщины смерти выдающихся ученых и праведников:1 го - комментатор Торы рабейну Авраам бен Меир, известный как Ибн Эзра (1164); 2 го - выдающийся «адмор» Гурских хасидов, раби Исраэль Алтер (1977); знаменитый раби Йосеф Дов Соловейчик, сын раби Ицхака Зеева Соловейчика (1981); 3 го - освящение Второго Иерусалимского храма (348 год до н.э.); 7 го - день рождения и день смерти Моше Рабейну (1273 год до н.э.); 9 го - раби Йеуда Ахасид из Регенсбурга, автор «Сефер Хасидим» (1197); 11 го - раби Хаим Йосеф Давид Азулай, известный под аббревиатурой Ахида (1806); 13 го - выдающийся учитель нашего времени раби Моше Файнштейн (1986); 16 го - царем Персии Корешом (он же Кир) евреям разрешено приступить к строительству Второго Иерусалимского храма (371 год до н.э.); 18 го - раби Ехезкель Левинштейн, духовный наставник ешивы «Поневеж», мы часто приводим его «драшот» (1974); 19 го - раби Йосеф Хаим Зонненфельд, главный раввин Иерусалима (1932); 22 го - основатель движения Гурских хасидов, раби Ицхак Меир Алтер, автор «Хидушей Арим» (1866).

Рав Яков Доктор
"А ты прикажи сынам Израиля…"- Баал Атурим обращает внимание на то, что в этой главе ни разу не упоминается имя Моше Рабейну.
Моше  является нашим учителем, всю Тору мы получили через него, поэтому  его имя, начиная с рассказа о  его рождении, неизменно присутствует в каждом отрывке Торы. Исключением из этого правила является только Книга Дварим, которая была сказана по инициативе Моше.  Рассказ  ведётся от первого лица и поэтому есть места, где его имя не упоминается. Но в остальной Торе имя Моше присутствует всегда, кроме нашей недельной главы. Почему?
Баал Атурим объясняет, что есть правило "Проклятье мудреца всегда сбывается, даже если оно дано с условием и это условие не исполнилось". В данном случае проклятие сбылось на самом Моше. Поскольку, уговаривая Вс-вышнего простить нашему народу грех золотого тельца, он произнёс "А если нет, сотри меня из Книги Своей", его имя действительно стёрто из целой недельной главы – главы "Тецаве". Интересно ,что наш календарь устроен таким образом, что эта глава всегда читается именно в неделю, на которую приходится 7 Адара, день смерти Моше Рабейну. Но у этого явления есть и другое объяснение.
Меор  Эйнаим объясняет, что в Торе есть корни душ всех евреев. Чтобы прилепиться к своему корню, человеку необходимо работать над Торой, учиться в полную свою силу. Это имели в виду наши мудрецы, говоря: "Берешит – для Торы, который называется решит", и для Израиля, который тоже называется "решит". Весь мир создан для Израиля и для Торы. Зоар говорит, что Вс-вышний и Тора едины. Мир сотворён посредством Торы. Как известно из Кабалы, творение миров стало возможным только с помощью "цимцума" – постепенного поэтапного сокрытия и уменьшения Б-жественного присутствия до уровня каждого из миров, чтобы они могли безопасно для себя, на своём уровне, воспринимать этот свет. Тора и является этим цимцумом, мерой, в рамках которой сокрыт бесконечный Б-жественный свет. Её законы представляют собой конкретные цифры, размеры и формы, её Книги - это конечное, определённое количество букв и знаков. Вначале Б-г создал Тору с её формами, границами и принципами, для каждого мира на его уровне сокрытия, а затем, в качестве ее проекции, создал миры. Когда евреи изучают Тору, они соединяют свои души с Творцом. Известно, что Моше – это Даат всего Израиля. То реальное место, которое Вс-вышний занимает в жизни и сознании еврея, зависит от влияния Моше.
Талмуд сообщает, что злодей Аман бросал жребий на какой месяц лучше назначить дату истребления нашего народа. Когда жребий пал на Адар, он очень обрадовался, так как знал, что это месяц смерти Моше, когда связь евреев со Вс-вышним ослабевает. И не знал он, говорит Талмуд, что 7 Адара это ещё и день рождения Моше. Действительно, Моше ушёл из этого мира, но душа его, сила его Даат, находится среди нас, скрытая в его Торе. В этом смысл ошибки Амана. Изучая Тору, работая над ней, и сегодня можно достичь истинного Даат, Даат Моше.
"А  ты прикажи (тецаве) сынам Израиля"  – слово "тецаве" означает "прикажи", но оно же означает и "присоединись" ("תצוה" от корня "צוותא" – вместе). "А ты прикажи сынам Израиля" – то есть присоединись к сынам Израиля через изучение Б-жественной Торы.
Есть и другие случаи исчезновения ключевых слов в Торе. Кожнице Магид זצק''ל זי''ע обращает внимание на то, что Четырехбуквенного  Имени Вс-вышнего, встречающегося во всей Торе, нет в главах "Микец", "Ваигаш" и "Ваихи" в Книге Берешит, оно возвращается только во фразе "На спасение Твоё надеюсь, Г-споди". Связано это с тем, что со снов фараона в главе "Микец" начинается рассказ о галуте в Египте - и потому Имя, показывающее Милосердие Творца, исчезает. Мы встречаем его лишь во фразе, которая является пророчеством Якова о Геуле.
Ор  Ахаим объясняет, что Моше Рабейну  обладал властью царя.  И получил он ее именно через это повеление Вс-вышнего: «А ты прикажи»

 

 

 

 

Рав Менахем-Михаэль Гитик
Светить всегда, светить везде
 «... Возвысить свечу вечную. В Шатре Откровения (Встречи), вне Завесы, которая на Свидетельстве»
Шмот, 27:20-21
По мнению рава Лунчица – «Кли Якар» назначение Меноры: «ВРИО» – временно исполняющий обязанности Свидетельства. Ведь в результате Золотого Тельца появляется духовная иерархия. И Кодеш ґа-Кодашим становится для Израиля малодоступным:  «Завесы, которая на Свидетельстве».
А сияние Меноры (вспомним Хануку) – «свидетельство это в Израиле», что Вс-вышний – с нами. Само это сияние есть не что иное, как изучение («увнедрение») Торы, а, следовательно, принадлежит всему Израилю (рав Шимшон-Рефаэль Ґирш).
На уровне ґалахи эта идея выражается мудрецами: «Зажигание не есть работа [коґэнов] и в случае нужды выполняется "чужим" – не коґэном!!!» (Трактат «Йома», 24 б; РаМБаМ, «Законы посещения Храма», 89: 5-7).
Переводя вышесказанное в плоскость нашего бытия, отметим, что, как и всегда, Тора стоит выше любой иерархии и в противовес к ней. А наше право называться «Ваше Сиятельство» и быть живым свидетельством Его присутствия в народе Израиля не зависит от времени (Галута) и обстоятельств! Ступени духовного развития конечны, а не вечны!

 

Штерна Ашкалуни
Комментарий к комментарию рава Гитика
Недельную главу «Тэцавэ» невозможно рассматривать отдельно от предыдущей главы «Трума», по отношению к которой она является её прямым продолжением. И само начало главы, которому будет уделено наше внимание, начинается так:
20. И ты повели сынам Израиля, и они доставят тебе чистое оливковое масло, выжатое из маслин, для освещения – чтобы зажигать Светильник, горящий постоянно.   
21. В Шатре Откровения, с внешней стороны Завесы, что перед Свидетельством Союза, будут зажигать его Аґарон и сыновья его, чтобы горел он с вечера и до утра перед Вс-вышним. Это – вечный закон им для всех поколений от имени сынов Израиля.
И сразу – о названии главы. Предлагаю отрывок из статьи Эли Бар-Яалома:
«Слово "тецаве" означает "вели, прикажи". От этого же корня (цади-вав-йуд) происходит слово мицва – заповедь Единого, данная человеку для выполнения. Мидраш отмечает (мидраш ґа-гадоль «Ва-йикра» 6:2), что корень цади-вав-йуд применяется в Торе специально для заповедей, выполнение которых должно быть:
(а) немедленно, срочно... и
(б) навеки.
Что за "срочная, немедленная, вечная" заповедь начинает главу "Тецаве"? Заповедь о "вечной свече". Впрочем, "вечной" она является не в очевидном смысле: будут зажигать её Аґарон и сыновья его с вечера до утра – вечным законом на все поколения (27,21). Этот "вечный огонь" вовсе не обязан гореть постоянно: достаточно, чтобы его зажигали с вечера до утра, но чтобы продолжали зажигать всегда. Даже после разрушения Храма, до наших дней и далее, все свечи, которые зажигаются евреями –  части той "вечной свечи", которая была заповедана Моше.
Эта вечная свеча – символ и напоминание о функции, которую взял на себя народ Израиля: ор ла-гойим, энергоносители человечества – коґэны народов мира. Если бы не наши ошибки, мы могли бы выполнять эту функцию, оставаясь на своей земле: не-левиты отвечали бы за обмен энергией между всем миром и еврейским народом, левиты – между евреями и Храмом, коґэны – между Храмом и небом. Изгнание и века рассеяния сократили расстояние между евреями и остальными народами, чтобы даже в своём несовершенном состоянии мы выполняли ту работу, которую обязаны выполнять по контракту».

После вступления хочется обратиться к классическим комментариям на приведённые выше пасуки.
РаШИ:
20. и ты повели... чистого
Без осадка. Как мы учили в трактате Mенaxoт [86 а]: "Собирает их с вершины оливы и т. д.".
битого (толченого)
Оливы толкут в ступе, но не размалывают жерновами, чтобы не было осадка; и лишь после того, как выйдет первая капля (масла), помешают их между жерновами и размалывают. Второе масло (полученное размалыванием) непригодно для светильника, но пригодно для хлебных приношений (которые должны быть смешаны с елеем), ибо сказано "толченого, битого для освещения", но не (сказано) "толченого для хлебных приношений" [Mенaxoт 86 а] (см. Раши к 29:40).
чтобы возжигать (букв.: поднять) лампаду всегда (постоянно)
Возжигают, пока пламя не станет подниматься само по себе [Шабат 21a; Сифра].
постоянно
(Повторяемое) еженощно называется постоянным, подобно тому, как ты говоришь "постоянное всесожжение" [В пустыне 28, 3], а оно являетс ежедневным. И также, что касается приношения на противне, сказано "постоянное" [И воззвал 6,13], а (приносили) половину утром и половину вечером. Однако "всегда, постоянно", сказанное применительно к личным хлебам [ 25, 30], (означает: беспрерывно) от субботы до субботы. (Раши показывает, что это слово может иметь два значения: периодически, через определенные промежутки времени, а также неизменно, непрерывно.)
21.  с вечера до утра
Дай нужное количество (масла), чтобы (лампада) горела с вечера и до утра. Мудрецы определили (такое количество) в половину лога для долгих ночей Тевета и столько же для всех ночей (в году), а если останется, это значения не имеет [Менахот 89a].

А теперь – комментарий Сончино:
После описания конструкции Мишкана Тора переходит к разъяснению требований, которым должны удовлетворять служители в переносном Храме. Одновременно Тора поясняет, какими свойствами и качествами должно обладать все то, что используется для служения.
20. чистое оливковое масло. Для Меноры использовалось только оливковое масло, выжатое из маслин. Масло, которое вытекает из маслин при первом нажатии на них.
чтобы зажигать светильник. Менора должна была гореть на протяжении всей ночи. Масла в ее чашах должно было быть столько, чтобы оно горело в течение самой длинной ночи в году.
горящий постоянно. Слово "постоянно" часто имеет значение "регулярно", "с определенной периодичностью". Мидраш сравнивает этот светильник с народом Израиля, который призван быть "светом для всех народов" (Йешаяґу, 42:6).
21. в Шатре откровения. Относится к Святому помещению, но не к Святая Святых (см. Шмот, 25:22).
с внешней стороны завесы, отделявшей Святая Святых от Святого помещения переносного Храма.
что перед свидетельством союза. См. Шмот, 25:21.
с вечера и до утра. Ср. Шмот, 30:7. Обязанность очищать Менору утром, заменяя фитили и добавляя масло, лежала на Аґароне и его сыновьях.

Не менее интересен и комментарий рава Ш.-Р.Ґирша:
20. А ты прикажи сынам Израиля. Ты (Моше) как передатчик Закона, изучение которого в качестве обязанности на все грядущие времена должно символизироваться заботой об этом огне: תצוה, представь это им в качестве их особого долга. Гмара отмечает, что термин תצוה используется всякий раз, когда хотят особо подчеркнуть тот факт, что заповедь подлежит исполнению немедленно и актуальна для всех грядущих поколений. Этот акцент особенно необходим, когда дело касается материальных ценностей, приносимых в жертву ради духовных и идеальных целей, не приносящих очевидной тут же прибыли...
Возносить свет. Этот термин, означающий зажигание светильника, используется лишь в отношении меноры. Он точно описывает задачу хранителей пламени: держать источник огня возле фитиля до тех пор, пока фитиль «не будет гореть сам по себе». Задачей учителя Торы является сделать свои услуги излишними для ученика. Его задача не в том, чтобы держать «мирян» в вечной зависимости от себя. Это предписание наставляет и учителей, и учеников быть терпеливыми и упорными.
21. Снаружи от разделяющей Завесы, которая перед Свидетельством. Это предписание повторяется в «Ва-йикра» (24:3): «Извне разделяющей Завесы, которая находится перед Свидетельством». Даже когда человеческий разум обращается к Торе и ищет у Торы просвещения, ему следует постоянно осознавать, что человек стоит «вне Торы»: Закон был дан человеку, он не является продуктом человеческого духа. Человек должен черпать, увеличивать свою премудрость через Закон и из него, но он никогда не должен вносить свой собственный свет в сферу Закона, чтобы «подправить» или «изменить» его. Он всегда должен помнить о херувах, которые спускаются, чтобы оградить Закон и защитить его. Если возникает необходимость, эти херувы будут охранять Закон от любой интеллектуальной тенденции, которая, заблуждаясь относительно своего истинного места, станет отрицать неприкосновенность Б-жественного Закона, и от надменных людей, которые, вместо того, чтобы как ученики сидеть у ног Закона, осмелятся вести себя как его хозяева.

 
Рав Бенцион Меламед
Високосный год и дополнительный Адар
В конце этой недели начинается Рош Ходеш (новомесячье) месяца Адар алеф, который продлится два дня. В этом году у нас два месяца Адар — Адар алеф — первый Адар, и Адар бет — второй Адар. Всего в этом году у нас 13 месяцев, такой год называется «шана меуберет» - високосный год. (Статья написана в 5771 / 2011 году)
Ближайшие несколько занятий мы посвятим разъяснению этого понятия - «шана меуберет». А именно, чем он отличается от других годов, и как это отражается в нашем законодательстве.
Мойше рабейну получил на горе Синай вместе с остальной Устной Торой правила, согласно которым мы должны построить наш календарь. Трактат Рош аШана 25. Правило номер один:
Луна делает один оборот вокруг Земли за 29 суток 12 часов и 793/1080 часа (имеются в виду обыкновенные часы, где сутки состоят из 24 часов). Это время и является временем продолжительности  одного месяца.
Общепринятые в мире расчеты ведутся исходя из того, что 1 час = 60 мин = 3600 секунд. Однако по преданию, которое мы получили от наших мудрецов, расчет ведется исходя из того, что 1 час = 1080 халаким (частей). 1 хелек = 1/18 минуты.
Если бы наш месяц длился 28 дней = 4 недели, то новомесячье наступало бы всегда в один и тот же день недели. А поскольку месяц длится на 1день 12 часов и 793 хелек больше, мы можем рассчитать, когда начало следующего месяца, просто прибавив к дню недели данного месяца 1 день 12 часов и 793 хелека. То есть, если рождение Тишрея было во второй день недели в 9 часов и 800 халаким, то рождение Хешвана будет в третий день недели в 22 часа и 513 халаким.
Один год длится 12 месяцев = 354 дня 8 часов 876 халаким.
И тут на свою беду я решил выяснить для себя, каким образом астрономы вычислили продолжительность одного оборота луны вокруг Земли. Астрономию десятого класса московской школы я порядком подзабыл. Пришлось искать информацию в интернете. И поверьте, это оказалось не так просто. Большинство специалистов просто констатируют факт, что длина месяца такая-то, но каким образом они ее посчитали? Это оказалось очень интересно. Пришлось изучить много информации. Затем встала проблема, как бы это популярно и кратко изложить. Я попробовал, и вот что из этого получилось.
Лишь в первом, самом грубом приближении, орбиту Луны можно считать окружностью. На самом деле это эллипс, в одном из фокусов которого находится центр Земли.  Если измерять продолжительность движения Луны по орбите относительно звезд, просто учитываю длину орбиты и ее скорость, то мы получим 27.3 земных суток. Это называется сидерическим месяцем. Это время совершенно не совпадает с длиной месяца, полученной нами с Синая. Так как оборот Луны вокруг Земли по преданию, которое передал нам рабан Гамлиэль = 29,5305941.
Но мы не зря подчеркнули здесь «относительно звезд». Если бы Земля была строго шарообразна и при этом плотность вещества внутри земного шара зависела бы только от расстояния до центра Земли и если бы, наконец, система Земля — Луна была изолирована от влияния всех остальных небесных тел, теория лунного движения была бы очень несложной. Луна вращалась бы вокруг Земли по неизменному эллипсу, и все элементы лунной орбиты оставались постоянными. На самом деле на Луну воздействуют одновременно и притяжение Солнца и сплюснутость Земли, и даже гравитационные поля других планет. Благодаря всему этому в движении Луны наблюдаются возмущения, или, как их чаще называют, «неравенства». В результате все элементы лунной орбиты непрерывно изменяются, и движение Луны, по существу представляющее собой сумму многих одновременно совершающихся движений, оказывается чрезвычайно сложным. Здесь мы отметим лишь четыре главных лунных «неравенства». По этим же нижеперечисленным причинам мы поймем, почему мы не видим каждое новолуние.
1. Регрессия линии узлов. (Линия узлов это пересечение плоскости траектории орбиты Земля вокруг Солнца, с плоскостью орбиты Луны вокруг Земли). Слово «регрессия» означает отступление, движение назад. Регрессия линии узлов лунной орбиты выражается в очень медленном, но неуклонном перемещении этой линии в направлении, обратном движению Луны по орбите. Иначе говоря, плоскость лунной орбиты поворачивается в пространстве и полный оборот линия узлов завершает за 18,6 года. Легко подсчитать, что ежегодно поворот линии узлов лунной орбиты составляет 19°,3'.
2. Эллипс лунной орбиты непрерывно поворачивается в своей плоскости в сторону движения Луны и быстрее, чем линия узлов. В первоначальное положение линия апсид (прямая, проходящая через периселений и апоселений лунной орбиты) возвращается спустя 8,9 года.
3. Колебания наклона лунной орбиты. Эти периодические «покачивания» плоскости, в которой лежит лунная орбита, имеют небольшую амплитуду (угол  между плоскостями Земли и Луны меняется в пределах от 4°59' до 5°17', в среднем составляя 5°09'). Возврат в первоначальное положение совершается каждые 18,6 года.
4. Форма лунной орбиты также не остается постоянной. Она то слегка вытягивается, то снова возвращается к перво¬начальному виду спустя 8, 9 года и при этом эксцентриситет меняется в пределах от 0,04 до 0,07. Соответственной среднее расстояние Луны от Земли меняется в пределах от 356 400 км до 406 730 км.
С учетом всех этих данных учеными подсчитано, что продолжительность движения Луны вокруг Земли варьируется между 29,25 — 29,83 дня. То есть через каждый такой промежуток времени наступает астрономическое новолуние.
Но как вы сами понимаете, для создания календаря мы не можем воспользоваться долями дней. Необходимо четко решить какой день будет началом месяца. Значит, надо установить среднюю продолжительность месяца, взятую за возможно больший отрезок времени. Для этого можно воспользоваться двумя полными солнечными затмениями, отделенными друг от друга большим интервалом времени. За первое примем одно из древнейших солнечных затмений, о наблюдении которого до нас дошли сведения. Такое затмение произошло 28 мая 585 г. до н. э. в 14 час. 30 мин. по гринвичскому времени. За второе примем затмение, которое произошло 22 сентября 1968 г. Нетрудно установить, что между этими двумя солнечными затмениями прошло 932 221,9 дня и за это же время миновало 31 568 лунных месяцев. Тогда для средней продолжительности  месяца получаем, только не падайте со стула:
932 221,9/31 568 = 29,53059 или 29 дней 12 часов 44 минуты 3,0 секунды, что в потрясающей точности совпадает с данными о размере месяца, переданными нам с Синая.

Итак 12 лунных месяцев в сумме составляют 12 * 29 дней, 12 часов, 793 халаким = 354 дня, 8 часов, 876 халаким. Если бы год длился 350 дней = 50 недель, тогда новолуние Тишрея всегда приходилось бы на один и тот же день недели. Несмотря на то, что лунный год длится на 4 дня, 8 часов и 876 халаким больше, нам все же не трудно вычислить, когда наступит следующий Судный день.
Например, если новолуние Тишрея было в йом шени в 9 часов и 800 халаким, то новолуние Тишрея следующего года будет в йом шиши 18 часов, 596 халаким. В високосный год мы добавляем еще один месяц и тогда получаем с вами 383 дня, 21 час и 589 халаким. 54 недели = 378 дня, значит, чтобы просчитать, в какой день начнется Рош аШана на следующий год, надо прибавить к первому Тишрея этого года 5 дней, 21 час и 589 халаким.
А теперь, проверьте сами себя, и вычислите, когда будет Рош аШана в следующем году, ведь этот год у нас високосный, а потом посмотрите в календарь, который висит у вас на стене, и сверьте время. (Мы не Новомесячье наступает на двадцать девятый с половиной день. Мудрецы учат в трактате "Мегила" (מגילה ה) из посука в Торе, что месяц может состоять только из дней, а не из часов, поэтому мы не можем установить полдня как начало  месяца.  Месяц должен заканчиваться либо 29, либо 30 числа. Год в лунном календаре состоит из шести месяцев по 29 дней, — они называются «неполные» месяцы, и шести месяцев по 30 дней, они называются «полными». Но в результате, мы получим только 354 дня, и у нас будет недоставать 8 часов 876 халаким до полного завершения 12 месяцев. С годами эти часы набираются, поэтому есть правила (четыре правила), по которым сдвигают Рош аШана. Но это информация еще, как минимум, на целую статью. А мы хотим разобраться, каким образом добавляют 13-ый месяц и почему.
По мнению Шмуэля (עי' ר"ה כא) год = 365 дней, 6 часов. Год делится на четыре периода: весна - нисан, лето - тамуз, осень - тишрей и зима - тевет. Каждый из них длится четверть года. Таким образом, солнечный год длиннее лунного на 10 дней, 21 час и 204 халаким. По мнению рав Ада бар Ахава, протяженность года чуть меньше = 365 дней, 5 часов, 997 халаким, 58 регаим. (1 рега = 1/76 хелек). И, следовательно, по его мнению, солнечный год длиннее лунного на 10 дней 21 час, 121 хелек и 58 регаим. Тора требует от нас совместить эти два цикла. В принципе, чтобы совместить эти два цикла, можно было бы просто добавлять эти недостающие дни. Но мы этого сделать не можем, потому что Тора требует, чтобы год состоял именно из месяцев, как написано в трактате "Мегила" (מגילה יב). А месяц, не состоящий из 29 или 30 дней, не называется месяцем.
За три года разница между солнечным и лунным календарями, по мнению рав Ада бар Ахава, составляет 32 дня, 15 часов, 365 халаким и 22 регаим. Поэтому для того, чтобы совместить два календаря, необходимо раз в три, а иногда в два года добавлять один месяц. Если мы этого не сделаем, будем стоять перед законодательной проблемой. А именно. Время каждого из трех праздников установлено Торой в строго определенные дни и в строго определенные месяцы. Песах – 15 числа «первого месяца», как его называет Тора, это месяц Нисан. Шавуот – в пятидесятый день от Песаха. Суккот – 15 числа «седьмого месяца», как его называет Тора, и это месяц Тишрей. Длительность этих месяцев зависит от периода вращения Луны вокруг Земли.
С другой стороны, Тора требует, чтобы эти праздники проходили в строго определенные периоды года по солнечному календарю. Песах обязательно должен быть весной, Шавуот – в период сбора урожая злаковых, а Суккот – осенью. Поэтому необходимо добавить.
Именно по мнению рав Ада бар Ахава исполняется второе правило, которое мы получили с Синая. Оно гласит следующее: через каждые 19 лет цикл Луны и цикл Солнца совпадают. То есть новолуние определенного месяца через 19 выпадет на тот же день по солнечному календарю, в который оно было 19 лет назад. За 19 лет разница между солнечным и лунным календарем по рав Ада бар Ахава составит 206 дней, 17 часов, 151 хелек. Что в точности равно семи месяцам. Таким образом, в течение 19 лет нужно добавить семь раз високосный год, состоящий из 13 месяцев. Остальные 12 лет будут состоять из 12 месяцев. Мудрецы установили третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, семнадцатый и девятнадцатый годы в девятнадцатилетнем цикле как високосные года.
И последний вопрос на сегодня, – почему этот дополнительный месяц избран именно рядом с адаром. Так что мы получаем с вами два адара. Поскольку нам необходимо сделать так, чтобы нисан попал на период весны, и не начался раньше, зимой, мы добавляем месяц до нисана. В мидраше мудрецы учат это так. Также как мы добавляем для восполнения месяца в конце месяца, также мы должны восполнять год именно в его завершении, а адар это двенадцатый месяц. Еще одна причина заключается в том, что тишрей должен быть седьмым, тевет обязательно десятым, а адар обязательно двеннадцатым.
Все данные, касающиеся законов Торы взяты мной из двух источников. חוברת "החדש הזה" וספר של הרב צבי כהן "שנה מעוברת.

 


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе,Книга Шемот,Недельный раздел Тецаве все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Статистика