::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Шемот, Недельный раздел Мишпатим ( часть 1)

  • Сообщить о ошибке
1-02-2011, 22:14 Разместил: jude Просмотров: 1 942

Комментарий к Торе
Книга Шемот
Недельный раздел Мишпатим
Главы 21:1-24:18
“И вот законы... ”.
На иврите законы — мишпатим.

Рав Лев Кацин
"Эти законы нарушить нельзя, можно лишь разбиться о них"
«Закон нарушить нельзя, можно лишь разбиться о закон», — говорил режиссер нашумевшего фильма «Десять заповедей» Сесиль Б. де Милль. «Принципы жизни являются естественными законами, нарушить которые невозможно, — поясняет Стивен Кови в своем бестселлере «Семь навыков высокоэффективных людей». — Реальность этих принципов, или естественных законов, очевидна каждому, кто способен глубоко мыслить и изучать циклы исторического развития. Эти принципы постоянно возникают в поле зрения, и то, насколько члены общества понимают их и насколько способны соответствовать им, продвигает общество либо к выживанию и стабильности, либо к распаду и краху». В своей книге Стивен Кови обсуждает такие принципы жизни, как честность, искренность, справедливость, служение людям, человеческое достоинство.
Нарушающий духовные законы наносит ущерб не только другим, но и себе. Например, нарушая запрет «Не укради!» и нанося ущерб имуществу другого человека, вор ранит при этом свою душу. Грех — это перелом души, ибо в результате греха его душа становится душой грешника. Воровство делает человека вором, убийство — убийцей. Преступник может спрятаться, избежать ареста, но как ему преодолеть угрызения совести? Презирая себя, он будет страдать. Нередко это вызывающее душевную боль презрение к себе человек пытается утопить в стакане.
Не случайно специалисты организации «Анонимные алкоголики» рекомендуют таким людям осознать духовные принципы жизни, раскаяться, попросить прощения у обиженных ими людей, компенсировать материальный ущерб, вернуть или обязаться вернуть награбленное. Без раскаяния нет исцеления...
«Что же следует делать после того, как мы оценили себя и свою жизнь с нравственных позиций? Мы пытались взглянуть по-новому на нашу ситуацию, установить новые взаимоотношения с Творцом, — говорится в книге «Анонимные алкоголики». — Мы должны составить список всех людей, кому мы причинили зло, и преисполниться желанием загладить свою вину перед ними. Мы должны возместить причиненный им ущерб (8-й и 9-й шаги программы «12 шагов»). …Алкоголик ведет двойную жизнь. Он прекрасный актер. Окружающим людям он постоянно преподносит свой сценический образ. Он хочет иметь определенную репутацию, но в глубине души понимает, что не заслуживает ее. Это несоответствие становится еще более очевидным, когда он начинает «выступать» во время запоев. Отрезвев, он испытывает отвращение, когда смутно вспоминает некоторые эпизоды. Он с ужасом думает, что кто-то мог быть свидетелем его выходок, и прячет эти воспоминания в глубине души, надеясь, что они никогда и никому не станут известны. Он живет в постоянном напряжении и страхе, что заставляет его пить еще больше»...
Мир был сотворен словом. Слово Вс-вышнего не только творило мир, но и продолжает его поддерживать, определяя духовные и физические законы. По мнению Баал Шем Това, эту мысль выразил царь Давид в своем Псалме (119:89): «Навсегда, Вс-вышний, слово Твое пребывает на небесах». Конечно, мы не видим букв на небосводе, однако нам все равно следует осознать, что духовные законы — «слово Вс-вышнего» — продолжают оставаться основой мира. Слово «олам» — мир — можно перевести с иврита также как «сокрытие» или «тайна». Миссией человека и является сквозь материальную завесу увидеть духовные закономерности мира.
«Десятью сказаниями был сотворен мир, — писали мудрецы в «Поучениях отцов» (5:1–4). — Десять чудес были совершены для наших праотцев в Египте... десятью казнями покарал Вс-вышний египтян в Египте...» Десять сказаний выразились позже в Десяти казнях, а они были еще раз сформулированы в Десяти заповедях.
После рассказа о Десяти заповедях в Торе говорится о законах, регулирующих взаимоотношения между людьми. Эти законы являются не просто договоренностью между людьми, а словом Вс-вышнего — продолжением Синайского откровения. «Эти законы нарушить нельзя, можно лишь разбиться о них», — писал рав Гедалья Шор в своей книге «Ор Гедалиягу» задолго до режиссеров Голливуда.

 

Рав Реувен Пятигорский
Слово мишпатим по-еврейски означает «законы». Мы приступаем к изучению еврейских законов, которые составляют суть Торы, суть и содержание еврейской жизни. Вернее, приступают к изучению те евреи, которые еженедельно читают соответствующую главу Торы; прочие читатели наших Выпусков приступают к ознакомлению с соответствующей недельной главой. Но будем надеяться, что когда-нибудь в будущем и они сядут учить Тору. По-настоящему.
В предыдущей главе были упомянуты Десять заповедей, полученных нашим народом на горе Синай через пророка Моше. Поскольку они имеют прямое отношение к законам, которыми полна нынешняя недельная глава, то давайте их перечислим: каждый еврей обязан верить во Вс-вышнего; не признавать ложных богов и не участвовать в изготовлении идолов; не клясться ложно именем Вс-вышнего; соблюдать Субботу; почитать родителей; не убивать; не прелюбодействовать; не участвовать в похищении людей; не лжесвидетельствовать; не домогаться при помощи принуждения того, чего не удается получить честным путем.
Многие учителя в этих правилах видят краеугольный камень, на котором стоит вся Тора. Но эти правила не самые первые в Торе, есть еще Семь законов, которые надлежит соблюдать не только евреям, но всем людям на земле. Называются они законами сыновей Ноаха (Ноя), поскольку в полном объеме были даны людям после Потопа. Вот они: каждому народу надлежит иметь справедливые суды; безусловно запрещено (кроме перечисленных выше идолопоклонства, убийства и прелюбодеяния): богохульствовать, красть и грабить, а также мучить животных. Повторяем, эти законы касаются всех, в том числе и евреев.
Трудны ли эти законы? Безусловно, нет. Они обязательны для исполнения, являя собой своего рода минимум на сдачу кандидатского экзамена для получения звания человека. Ведь «человек разумный» — он и есть «человек моральный».
Теперь несколько законов из нашей недельной главы. А вы сами определяйте, насколько они трудны для исполнения.
Если купишь раба-еврея, то максимум через шесть лет он должен выйти на свободу. Наши мудрецы говорили: приобрел раба — приобрел господина. И действительно, если в доме одна постель или последний кусок хлеба, отдай их рабу. Объявись у твоего раба еще и жена-еврейка, ее вместе с детьми кормить и содержать должен ты, хозяин. Как видим, институт рабовладения у древних евреев несколько отличался от того, что мы учили про древних греков, римлян и помещицу Салтычиху.
Если нанес другому еврею телесное повреждение — не при защите от нападения, а в ссоре, — то заплатишь и за лечение, и за простой в работе, пока тот выздоравливает. В другом месте сказано, что еще заплатишь за разорванное платье, за неизлечимое увечье и просто за оскорбление, если таковое случится, — ведь это тоже повреждение, только моральное.
Если ударил своего раба-нееврея и нанес ему тяжкое увечье, отпусти его на свободу без выкупа. (Тора подробно занимается рабами, чтобы показать, что охрана даже их прав весьма значима в ее глазах.
Социальная защита должна быть гарантирована всем.) Если принадлежащий тебе бык нанес ущерб имуществу другого еврея, то ты должен компенсировать его убыток. То же самое говорится не только о животных, которые могут бодаться, лягаться, кусаться, но и о яме, которую кто-то вырыл в месте, принадлежащем всем, и не закрыл; об огне, который может двигаться под силой ветра, направляясь от оставленного без присмотра костра в сторону чужого стога сена. За все надо расплачиваться, даже если ущерб нанесен тобой без прямого намерения.
(Из этих примеров про быка и огонь мы учим, что еврей несет ответ за любой ущерб, причиненный другому еврею посредством его имущества.) Укравший вещь, должен ее вернуть. А не вернул — заплатит вдвойне.
Как видим, кража не наказывается тюрьмой. И представьте, внутри еврейских общин никто никогда понятия не имел о таком постыдном явлении как воровство.
Вот еще несколько законов. Попробуйте найти им аналоги в известных вам современных законоположениях.
«Пришельца не притесняй и не угнетай, ибо вы сами были пришельцами в Египте… Ни вдовы, ни сироты не обижай… Если будешь ссужать деньгами того, кто обеднел, то не налагай на него процентов.
Залог верни до захода солнца».
«Не разноси ни о ком пустого слуха; не давай своей руки нечестивому, чтобы свидетельствовать о неправде. Не следуй за большинством на зло… Не отклоняй права того, кто нищ, в его тяжбе.
Сторонись неправды… Судебных подношений не принимай, ибо подношения ослепляют зрячих и извращают слова правых».
Интересные законы? А ведь они вручались нашему народу 33 столетия назад! Извините, но многие ли из современных обществ поднялись до их уровня? Кто-то спросит: какая польза от их соблюдения? Вот какая: Тора в той же главе вдруг прерывает список законов и объявляет от имени Творца: «Если сделаешь все, что Я говорю, то буду враждовать с твоими врагами и теснить твоих притеснителей». Отсюда следует, что, если мы не будем соблюдать Его законов, то нет на наших врагов управы. Ни в Израиле, ни в России, ни в Америке.


Рав Яков Доктор
За  целый ряд преступлений Тора предусматривает смертную казнь. Указания об этом на её страницах . Тем не менее, каждый, кто только начинает учиться, узнаёт, что реально казнить человека по закону Торы очень тяжело, почти невозможно. Прямой обязанностью бейт-дина, суда, является найти аргумент, доказывающий, что человек не подпадает под данный закон, и тем самым спасти ему жизнь. Талмуд говорит, что суд, который не справился с этой задачей, и раз в семь лет, а по другому мнению раз в семьдесят лет, казнил преступника, именуется судом-убийцей. Тора не стремится казнить, она заинтересована показать «вес» преступления, чтобы было понятно насколько оно страшно, ведь за это в принципе предусмотрена смертная казнь.
Одним из важнейших принципов судопроизводства по Торе является «атраа» - предупреждение. Ни одно судебное дело о смертной казни не может быть начато, если нет свидетелей,  показывающих, что до совершения преступления они успели предупредить человека, сказав ему, что за   преступление он совершает, и что за это ему будет положена казнь. Свидетели должны также показать, что преступник их понял и ответил словами, смысл которых в том , что «я знаю, и, тем не менее, сделаю», и после этого совершил своё действие. Только при таком условии процесс может начаться .
Рамбам  устанавливает в качестве закона, что  предупреждение имеет силу только в том случае, если оно прозвучало непосредственно перед действием -- «тох кидей дибур» -- то есть в промежутке времени, за который можно сказать «шалом алеха, рабби». Если между предупреждением и преступлением прошло больше времени, оно недействительно, так как человек мог о нём забыть.
Как это возможно понять, почему преступник, если он нормальный, психически здоровый человек, может не знать о том, что совершает преступление, даже такое очевидное, как например, убийство, и нуждается в напоминании, и почему он в состоянии так быстро это предостережение забыть? Объяснение этому в ецер ара, злом начале человека. Б-г сделал нам величайший подарок, одарив нас разумом. С его помощью мы можем постигать тайны, анализировать и запоминать. Мы можем всё правильно понять и во всём верно разобраться. Но это только при одном условии: если у нас нет в данном деле какого-либо личного интереса. Разум человека ведом, он полностью подчиняется желаниям сердца. Если человек чего-то хочет, это желание поднимается в мозг, и, если он не сумеет во время проконтролировать его, овладевает им. Мозг начинает мыслить в нужном желанию направлении, и так весь интеллект человека начинает служить желаниям его сердца. В таком состоянии человек глуп, глух и слеп, он не видит и не понимает очевидных вещей, так как увлечён  и поглощен своим желанием.
Не  случайно мудрейший царь Шломо в  своей книге «Мишлей» называет злодея глупцом, в этом состоянии он, действительно, удивительно глуп.  И чем сильнее это желание, тем больше ослепление и больше эта глупость. Каждый из нас без труда сможет увидеть справедливость сказанного на примере своих знакомых и близких, ибо на других недостатки всегда видны лучше, чем на самом себе.
Что же делать, какой же выход?  Во-первых, не доверять полностью  самому себе, во многих важнейших  вопросах мы можем быть необъективны, а поэтому слепы и лишены  понимания. Нужно относиться к  себе критически, перепроверять себя, чаще спрашивать совета у других. Во-вторых, исправлять свои черты характера и привычки. Учить святую Тору и исполнять её заповеди. Это освящает разум и даёт ему силу, а также влияет на сердце, изменяет его устремления и желания.
Каждый, кто молится, знает, насколько мешают в молитве посторонние мысли, которые вдруг приходят посреди разговора со Вс-вышним, и отвлекают и путают. В книгах приводится несколько советов, как с этим бороться. Один из них -- перед началом молитвы провести несколько раз рукой по лбу. Второй, от рабби Мойше Кардоверо זצק''ל, сказать пасук: "Эш томид тукад ал аМизбеах" (Огонь постоянный да горит на Жертвеннике). Указание на этот совет Кожнице Магид זצק''ל זי''ע видит в нашей главе. "Если коварно замышлял человек о ближнем своём убить его, от Жертвенника Моего возьмите его на смерть". "Если коварно замышлял человек" – ецер ара, "о ближнем своём" – это доброе начало, которое вместе со злым находится в человеке, "убить его" – ложными и хитрыми мыслями, "от Жертвенника Моего возьмите его на смерть" – средство для этого сказать "Огонь постоянный да горит на Жертвеннике".
"По  показанию двух или трёх свидетелей  будет умерщвлён мёртвый" (Дварим). "Беер маим хаим" объясняет  эту фразу с помощью принципа, о котором говорит "Тикуней Зоар".  Каждая мицва соединяет нашу душу со Вс-вышним, но есть три мицвы, которые образуют особую с Ним связь. Они именуются знаками Союза. Это Союз обрезания на теле, Тфилин и Шабат. Хотя их три, постоянно еврею нужны два из них. Поэтому Тфилин и Шабат чередуются, когда действует один, нет нужды во втором. Знак Союза присутствует на теле всегда, Тфилин является знаком в будни, а Шабат в субботы и праздники.
"Если  деньги будешь ссужать народу  моему". Раши говорит, что это одно из трёх мест в Торе, где слово "если" означает не разрешение, а обязанность. Это значит, что, одалживая другому, по его просьбе, сумму денег, мы не делаем ему одолжение, а выполняем свой долг. Еврей обязан одалживать другому! Это мицва Торы, хесед со своим ближним. Есть исключения, когда человек свободен от этой обязанности, например, когда есть реальные основания подозревать, что деньги не вернут. Тому, кто сталкивается с подобными вопросами, нужно проконсультироваться с раввином. Но в целом, в большинстве случаев, одалживать еврею деньги – это обязанность.


Арье Юдасин
Чем отличается Шейлок от Шерлока Холмса?
Помните жадного еврея-ростовщика у Шекспира? Даром, что евреи были инициаторами создания международной финансовой системы, банков. Без коих, как известно, развитая экономика невозможна, деньги — ее удобный регулятор. Все равно они бяки! Согласно христианской традиции (взявшей это из еврейского Закона), ростовщичество — занятие запретное, постыдное. И надо его уступить всяким малоценным гражданам. «Жидам», например. Они ведь «нашего Бога убили», с них станется. То ли дело гордый рыцарь — бандюга и грабитель, честно промышляющий плеткой и мечом! Но это так, в сторону, о благословении Эсава: мечом (а не умом!) жить будешь...
Еврею отдавать и брать деньги под процент строжайше запрещено — по отношению к другому еврею. Сегодняшняя банковская система, основанная на «стоимости денег» и проценте за их использование, обставлена множеством условий. Самое известное — «этер иска», «разрешение на использование (денег в бизнесе)», в некоторой степени делающее вкладчика компаньоном банка.
И — разрешены евреям «процентные отношения» с другими. Почему? «Элементарно, Ватсон!» Запрет ростовщичества в Торе дополнен множеством заповедей цдаки, бескорыстной помощи. Может человек нуждаться в деньгах, а? Для евреев взаимовыручка — закон (кстати, есть у нас и законы помощи иноверцам, особенно монотеистам, но это отдельная тема). А от европейца-китайца вы того же ожидаете? Гм... И уверены, что, взяв беспроцентную ссуду, он вам ее в срок отдаст?.. Закон должен быть равноправен, обоюден, и он не требует от человека становиться мечтателем и дураком. Так что разрешение давать неевреям деньги под проценты — это именно возможность помогать нуждающимся из них. Уж коли на честные и бескорыстные с их стороны отношения надеж¬ды немного.
А Шерлок Холмс стоит на страже законности. В частности, чтобы деньги «произвольно» не меняли владельца. И тот, кто слишком активно монетки на это «подговаривал», должен предстать перед судьей.
Тур подробно рассматривает слово «перед ними» из первого пасука главы: «Вот законы, которые положишь перед ними». Относится пасук к судье и законодателю и призывает к обстоятельности в суде. Расположен же он в Торе рядом с запретом «делать себе золотых и серебряных богов» и повелением устроить жертвенник Создателю. Затем, чтобы намекнуть: кто назначает достойного судью, словно сооружает алтарь Б-гу. А кто недостойного — будто устанавливает идола.
Причем идола не простого, а — золотого. Да не исказит судья справедливости ради богатства! Пусть он представляет себе, что обнаженный меч висит на ниточке над его шеей и — если он отступит от правды — Высший Судья может эту ниточку перерезать... В общем, судье позволено быть Шерлоком, докапываться до всех обстоятельств дела, но — не Шейлоком. Деньги должны проходить через его руки, абсолютно не прилипая.
Зададим еще вопрос: почему вопросы имущественных отношений обсуждаются сразу же после рассказа о Даровании Торы? После громов, молний и вечного Присутствия? Практически продолжают в тексте запрет идолопоклонства? Все просто: человеку легче всего сделать идола из денег. Как сегодня, увы, поступают очень и очень многие.
Вы читали еврейские сказки? Многие из них кончаются находкой клада, тем, что герой разбогател? Очень немногие. В отличие от сказок соседей. И это при том, что евреи уважают богачей. Спросите, почему? Во-первых, богачи обычно поддерживают всю общину, особенно ее бедняков — и тем совершают множество заповедей. Становятся приятными Б-гу.
Еще — это, несомненно, сильные личности. Богатство — огромное испытание. Один раввин говорил, что существует специальный ангел, закрывающий руку богача, с силой прижимая его пальцы к ладони. А ну-ка, поборись! Останься человеком! И если уж Творец посылает людям такое испытание, а Он точно знает силы и возможности каждого, — значит, они для этого испытания пригодны. Я, видимо, человек слабый, меня испытывают иначе, полегче.
Скажите, вам так нужно это искушение — быть в центре тайфуна, рисковать нарушить Закон и оттолкнуть голодного и падающего, приняв его за мошенника? Или наоборот? Вы такой сильный духом? Вам надо, чтобы о вас писали все, кому не лень, и в основном всякие гадости? Чем, кроме модного идолопоклонства (In G-d we trust — и именно в этого зеленого «бога» веруем!) можно объяснить массовое стремление быть богаче?


О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Вaрварство?
Ни один народ не подвергался очернению и клевете так часто, как евреи, что древние, что современные. На основе неправильного понимания одного закона Toры буквально все её законы часто клеймятся как жестокие и бесчеловечные, а евреи, Народ Книги, живущий по ним, - как варвары. На радио и телевидении, в книгах, пьесах и газетах, обыватели, ученые и духовенство (которым следовало бы лучше знать) говорят с
неуважением, а то и вовсе с издевкой о якобы устаревшем и бесчеловечном утверждении Торы: «глаз за глаз, зуб за зуб». Они предпочитают не упоминать, что только сравнительно недавно Западный мир сам немного вырос из своего варварства и отказался от старых обычаев дуэлей, вендетты и кровной мести, и начал принимать систему правосудия и закона, корни которой как раз и уходят в Тору. Так сложилась странноватая ситуация: закон, которому теперь следуют почти повсеместно (хотя пока что только частично), наконец, признан цивилизованным и весьма прогрессивным по сравнению с былыми обычаями самосуда. И в то же время теперь, вследствие старого недопонимания, эта самая система закона и порядка используется как повод для осуждения и высмеивания народа, который жил по ней уже с тех пор, как ему ее дали в Синайской пустыне около 3300 лет назад. Закон, послуживший поводом для этого недоразумения, взят из книги Исхода (Шмот), главы 21. Фраза 24 официально переводится как «глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу». Эти слова ошибочно понимаются как указание за любое нанесенное другому человеку увечье нанести такое же увечье обидчику. Вследствие этого неправильного толкования данный закон клеймят как Принцип талиона (лат. lex talionis), жестокий и примитивный «закон мести», а с ним критикуют и позорят и весь свод законов Торы. Между тем, такое толкование этого закона явно не стыкуется с духом целого ряда законов, которые представлены в предшествующих и последующих ему фразах, и полностью противоречит тому, чему они учат. Более того, во фразах 18 и 19 той же главы закон постановляет, что если
человеку причиняется увечье, вследствие которого он не в состоянии продолжать работать, становится прикованным к постели и нуждается во врачебном уходе, то он должен получить от обидчика компенсацию. Одно это уже доказывает, что фраза 24 никак не подразумевает закон мести, ибо причинение обидчику такого же увечья привело бы (в лучшем случае) и к его неспособности продолжать работать и к необходимости постельного режима и врачебного ухода. Но закон ясно гласит, что его наказание ограничивается лишь выплатой денежной компенсации за причиненное им увечье. Все это неминуемо приводит к выводу, что единственное толкование, соответствующее истинному значению фразы 24, - это то, которое приводит великий и древний комментатор Торы Вавилонский Талмуд (трактат Бава Кама, 83б): за нанесенный телесный ущерб достаточно оплатить денежную компенсацию. Более того, явное соответствие этого толкования буквальному смыслу слов Торы можно четко продемонстрировать путем внимательного
анализа текста. Присмотримся к словам фразы 24: «глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу», особенно к предлогу «за», которым переводится еврейское слово «тахат». Простое значение слова «тахат» - «под». Значит, в этом контексте оно используется в значении «вместо», «на месте»; только так и следует понимать это «за». Поэтому «тахат» - это обычное и правильное обозначение компенсации. И это можно показать на многих примерах его использования в Торе. Например, во фразе 36 той самой главы 21 книги Исхода, дается закон, что если бык одного человека убил быка, принадлежащего другому, то хозяин
«заплатит быка за (“тахат”) быка». А во фразе 37 той же главы говорится, что человек, который убил или продал украденного быка или овцу, «возвратит пять быков за (“тахат”) быка и четыре овцы за (“тахат”) овцу». В обоих случаях «тахат» переводится как «за» и толкуется как выражение компенсации за ущерб, а не как месть. Аналогично, в книге Числа (Бемидбар), главе 22, фразе 13, Пинхасу, сыну Элазара, сына Аарона Кохена, и его потомкам обещается «завет вечного священнослужения, за то, что (“тахат”) он проявил рвение и т. д.» В этом случае «тахат» переводится как «потому что», и значение фразы толкуется
как « в награду за его рвение». Так, слово «тахат» почти никогда не выражает месть. То же справедливо и в отношении выражения «мера за меру». Это становится очевидно и из двух фраз в книге Левит (Ваикра), главе 24. Фраза 18 гласит: «Кто убьет ударом животное, заплатит за это: жизнь за (“тахат”) жизнь». Уж здесь это выражение явно может означать только справедливую компенсацию: ведь не будет же человек, убивший животное, подлежать смертной казни! Чтобы рассеять всякое сомнение, фраза 21 того же абзаца гласит: «Кто убьет животное, оплатит, а кто убьет человека, будет казнен». Таким образом, при тщательном изучении еврейских источников обнаруживается достаточно свидетельств о справедливости талмудического
толкования фраз, «глаз за глаз», «зуб за зуб» и т. п.. Они означают лишь требование справедливой денежной компенсации за любое несмертельное телесное увечье, согласно оценке экспертов. Таким и был испокон веков еврейский обычай. Итак, здесь заложен один из парадоксов истории: Тора, которую критики и всякого рода антисемиты называют книгой «жесткого суда» и «законом мести», на самом деле как раз отвергает концепцию мести. Среди законов, признанных Торой, нет четвертования, а среди легализованных им процессуальных процедур нет пыток. А высмеивают и выставляют Тору как примитивный и бессердечный потому, что это закон евреев. Но лучше бы вспомнили эти христианские насмешники, что в их собственных странах четвертование, пытки и тому подобные прелести были почти неотъемлемым атрибутом того, что называлось правосудием, начиная с 13-го века по самый 18-й, а в некоторых странах даже до середины 19-го, а то и позже. (А уж о том, что творилось в системе правосудия в более ранние эпохи, даже упоминать не будем!)


О. И. Баддиль
Перевод Александра Сандлера и Рава Меира Мучника
1. Хотя в Торе содержится много повествования, тем не менее, она – вовсе не книга по истории. Тора – это откровение мудрости Б-га, и, как таковая, она является Книгой наставлений, которой одарил нас ХаШем. (Слово Тора означает «учение».) Повествование в Торе – это всего лишь часть того учения (наряду, разумеется, с представленными в ней заповедями и законами), и в нем содержится много уроков.
Их можно извлечь не только из самих описываемых событий, но и из последовательности, в которой ХаШем велел Моше Рабейну записать их в Письменной Торе. Такое толкование Торы мудрецами основано на принципе "אין מוקדם ומאוחר בתורה" - в Торе нет хронологической последовательности, события изложены в том порядке, в каком ХаШем их расположил для преподавания Своих уроков.
2. В предыдущей главе (Итро – ורתי) рассказывается о Даровании Торы. Но помимо Десяти заповедей ХаШем обучил Моше также всем 613 заповедям Торы, чтобы он
потом передал их нам. В этой главе представлена солидная часть этих законов. Большинство этих заповедей было дано нам гораздо позже, а не сразу же после провозглашения Десяти заповедей на горе Синай (как может показаться из-за близкого расположения этих двух глав друг к другу). Тем не менее, в их расположении рядом друг с другом содержится урок: как Десять заповедей, так и все законы этой главы, да и вообще все законы Торы даны нам Б-гом на Синае.
3. Один из методов, которые использует Тора для преподавания своих принципов, состоит в следующем. Она описывает один необычный или маловероятный случай, а мудрецы, используя правила толкования (Драш и т.п.), выводят из него законы для более простых и распространенных случаев, которых может быть слишком много для того, чтобы перечислять их всех (и из которых все равно невозможно было бы вывести,
применение этого закона в необычном случае). Не следует удивляться странности примеров, которые использует Тора для пояснения закона. Напротив, чем более необычен, сложен или исключителен пример, тем больше принципов закона иллюстрируются с его помощью. (Аналогичный принцип, кстати, действует в Мишне и Гемаре.)
4. В ряде случаев Тора предписывает применение сурового наказания за преступления - вплоть до смертной казни. Однако в реальной жизни наказание дается далеко не всегда, ибо для применения самых суровых мер Тора ставит множество условий – наш Б-г милостив. (Хотя если не все условия соблюдены, Тора все же предписывает другие наказания для правонарушителей.) На практике крайние формы наказания применяются весьма редко. Тем не менее, само то, что Тора предписывает суровые меры наказания, удерживает потенциальных нарушителей от совершения преступлений и грехов. (Тора не делает различия между преступлением и грехом – оба они являются преступлением против Закона Б-жьего.) И в большинстве случаев суровость наказания за то или иное преступление является хорошим показателем того, в какой мере оно гневит и печалит Б-га.
5. Необходимо проявлять большую осторожность в сравнении законов Б-га с человеческими законами, к которым мы так привыкли, особенно когда последние кажутся на первый взгляд более справедливыми или гуманными (К сожалению, во многих случаях человеческие законы нам более знакомы и понятны, нежели законы Б-га!) Не следует также пытаться сопоставлять законы Б-га с нашим собственным не слишком великим разумом или подгонять их к нашей логике. ХаШем создал мир и Он знает лучше, что для него необходимо, а Тора – это как бы инструкция для пользования этим миром и жизни в нем. И мир, и Тора исходят от Б-га. Если игнорировать руководство по эксплуатации машины, то это рано или поздно приведет к аварии. Подобным же образом тот, кто пренебрегает Торой или нарушает заповеди Б-га, делает это на свой страх и риск, только в гораздо большей степени.
6. Упомянутый выше принцип толкования последовательности, в которой Тора повествует о событиях, действует и в отношении изложения законов. Иногда в свитке Торы список законов разделен на абзацы («открытые» или «закрытые»). Бывает, что законы из совершенно разных сфер законодательства помещены в одном абзаце. А бывает, что в одном абзаце приведен лишь один закон или заповедь. Иногда совершенно, казалось бы, несвязанные друг с другом законы расположены рядом, но в разных абзацах. Все эти различные способы расположения законов – а есть и другие – применены в точности так, как ХаШем продиктовал Моше Рабейну, и содержат в себе уроки, которые Он решил преподать в Своей Торе.
7. Все законы Торы во всех подробностях могут быть выведены с помощью методов, которые ХаШем преподал Моше Рабейну (и которые впоследствии записали мудрецы Талмуда и более поздние раввины; их применяют наши раввины и по сей день). Таким образом, в самой Торе можно найти все принципы, необходимые для любой ситуации, любого случая и любых обстоятельств, которые только могут возникнуть.
8. В этой главе содержится 53 заповеди: 24 предписывающих и 29 запретительных. Упомянем некоторые из них: Законы еврейских слуг и служанок; законы о преднамеренном и непреднамеренном убийстве и Городах-убежищах. Законы о наказании за нанесение увечья родителям и за похищение людей. Законы о денежном возмещении за причинение телесного ущерба и о наказании за оскорбление родителей. Законы, касающиеся жестокого обращения с рабами и ответственности за их смерть. Законы «денежного выкупа» (в некоторых случаях виновности в смерти другого человека). Законы о животных, которые нанесли ущерб или причинили смерть, и об ответственности, которую несут их хозяева. Законы возмещения кражи скота; законы о причинении ущерба по неосторожности; законы о воровстве, грабеже и разбое; законы об ответственности за пожар. Законы сдачи имущества на хранение и напрокат. Законы о соблазнении, о колдовстве, разврате, идолопоклонстве. Законы о заботливом отношении к чужакам и бесправным. Законы денежных ссуд и залогов. Законы о богохульстве и об уважении к власти. Законы святости и Кашрута (и урок о том, что ХаШем награждает любое создание за любое хорошее дело); законы отделения десятины и Выкупа первенца. Законы о лжесвидетельстве, о принятии судами решений большинством голосов и о других аспектах судопроизводства и правосудия. Законы о находках и о жестоком обращении с животными; законы о лжи и обмане; дополнительное предупреждение о необходимости заботливого отношения к
чужеземцам. Законы Шмиты (седьмого года, когда земля отдыхает «Шаббат во имя Б-га»), еженедельных Шаббатов и трех Праздников Паломничества; законы Первых плодов (Бикурим) и отделения мясного от молочного и т.д. и т.д. ХаШем говорит, что мы должны подчиняться Торе и пророкам (посланцам Б-га) и что не должны допускать идолопоклонства в Земле Израиля. В награду за соблюдение Торы ХаШем обещает нам здоровье, процветание и безопасность.
9. После этого перечисления различных законов глава возвращается к событиям, произошедшим при Даровании Торы, - как ХаШем повелел Моше взойти на гору Синай, чтобы получить от Него все законы Торы, которым потом обучит нас. Утром перед Дарованием Торы Моше построил алтарь и принес в жертву Корбанот от нашего имени. Он пояснил нам условия Завета между Б-гом и нами, Его Избранным народом.
Мы приняли этот Завет и провозгласили: «Сделаем и поймем», и заявили далее: «ХаШем – наш Б-г, а мы – его народ». Тора описывает великое ликование еврейского народа и Б-га, и великолепие раскрывшейся народу Б-жьей Славы.
10. После провозглашения Десяти заповедей Моше восходит на гору Синай, чтобы принести нам Скрижали Завета, на которых эти заповеди будут написаны Самим Б-гом. Пока Моше отсутствовал, Аарон, Хур и семьдесят старейшин преподавали и разъясняли нам законы, которые мы уже услышали. А тем временем Йеошуа бин Нун ждал у подножия горы Синай, пока Моше не вернется через сорок дней и ночей.

 

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара недельного раздела Мишпатим
Ѓафтара этой недели взята из Книги Ирмии (34:8-22, 33:25-26)

1. Хотя в этой недельной главе представлено огромное количество законов, открывается она рядом законов о еврейском слуге, и Ѓафтара выбрана на эту тему. Вполне возможно, что такой выбор был сделан потому, что сама идея продажи одного еврея в услужение другому настолько поразительна, что она чуть ли не заслоняет собой все остальные законы этой главы.
2. Пророк Ирмия жил в трагическую эпоху, которая завершилась разрушением Первого Храма вавилонянами. Большая часть территории страны уже под сапогом завоевателя, и уже многих увели в изгнание и рабство. Навуходоносор (Невуходнеццар) теперь нацелился на Иерусалим и начал осаду Святого города. Еврейский народ во главе с царем Цидкияху в отчаянии и молятся Б-гу. ХаШем отвечает на их молитвы, и именно тогда египетский фараон Нехо, скорей всего, с целью упредить Навуходоносора и предотвратить вавилонское нападение на собственную страну, решает прийти со своей армией на помощь еврейскому народу. Вавилоняне, вовсе не ожидавшие такого развития событий, поспешно отступают.
3. Евреи признают великую милость, которую сделал им ХаШем. Царь Цидкияху собирает народ, и вместе они твердо решают вновь посвятить себя тщательному соблюдению законов Торы, как в прежние времена. Одним из важных законов, который они плохо соблюдали, было освобождение еврейских слуг после
положенного им шестилетнего срока службы. И теперь те, кто ранее не подчинялись этому закону, обязуются освободить своих слуг, в соответствии с указанием Торы. Выражается надежда, что в заслугу за исполнение повеления Торы удастся предотвратить еще большую трагедию – их собственное пленение и
порабощение вавилонянами.
4. Но, как столь часто бывает, после того, как миновала опасность, люди снова сказываются к своим старым дурным привычкам и неблаговидному поведению. В этом случае, однако, грех был хуже обычного. Одно дело – принять какое-то праведное обязательство, а затем скатиться к дурному поведению. Совсем другое
дело – развернуться и уничтожить то добро, которое уже сделал. Но так, к сожалению, и случилось: после того, как схлынула волна раскаяния, люди начали прилагать усилия для того, чтобы вернуть себе былых слуг путем заманивания, а то и хуже – грубой силой. Такое лицемерие Б-г не прощает, заявляет Ирмия. За то, что вы не подчинились Мне и не объявили свободу слугам, как Я повелел, говорит ХаШем, объявлю свободу Я – свободу мечу, мору и голоду гулять по вашей земле. Объявлю свободу вавилонянам вернуться и ужасным образом разорить Святой город и всю страну, и взять народ в рабство вместе с его царем.
5. Хотя определенно не каждый был виновен в нарушении своего торжественного обещания освободить слуг, тем не менее, наш принцип коллективной ответственности накладывает обязательства на нас всех, что если видим, как другие хулят слово Б-га, то должны их укорять и пытаться предотвратить осквернение Имени Б-га – Хилул ХаШем. Иначе все будем наказаны.
6. Ѓафтара завершается на положительной ноте - парой фраз, взятых из предыдущей главы книги Ирмии, в которых ХаШем провозглашает, что никогда полностью не оставит Свой народ. В конце концов Он возьмет их назад, ибо так обещал. А ведь, как напоминает и подчеркивает Ирмия, обещание Б-га так же надежно, как законы природы, которые Он привел в действие, и которые функционируют без сбоев. ХаШем свои обещания не нарушает.

 

Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
Сразу после Десяти заповедей евреи получают у горы Синай свод законов, регулирующих поведение человека в обществе. 53 заповеди этого раздела охватывают следующие темы: обязанности мужа перед женой; наказания для тех, кто оскорбил своих родителей или поднял руку на них; уважение к еврейским судьям и руководителям нации; денежная ответственность за нанесение ущерба чужому имуществу (с учетом “источника” ущерба: человек, его одушевленная или неодушевленная собственность, яма, огонь и пр.); компенсация и штраф за воровство; ответственность “сторожа” за имущество, не возвращенное хозяину; право на самооборону при ограблении; запреты - на обольщение незамужней женщины, колдовство, скотоложство и принесение жертв идолам. Тора требует хорошо обращаться с прозелитами, вдовами и сиротами, избегать лжи; запрещает давать деньги в рост соплеменникам; ограничивает права заимодавца в конфискации залога; повелевает не задерживать храмовые жертвоприношения и освящать даже такие будничные действия, как еда; учит правильному ведению судебных дел; формулирует заповеди соблюдения шаббата и субботнего года; повелевает трижды в год - в Песах, Шавуот и Суккот - совершать паломничество в Храм; сообщает главный принцип кашрута: не смешивать мясные и молочные продукты. Б-г обещает привести евреев в Страну Израиля, помочь им в ее завоевании и изгнании местных язычников, гарантирует успехи и победы при условии соблюдения Его законов. Моше пишет Книгу Завета, скрепляет договор с Б-гом жертвоприношением и читает эту Книгу евреям. Народ обещает “сделать и услышать все, что сказал Б-г”. Моше уходит получать Тору на гору Синай, где пробудет 40 дней.

Убить репутацию
В известном мидраше рассказывается, что до того, как евреи приняли Тору, Вс-вышний предлагал ее другим народам, но те отказывались. Вначале Он предложил ее детям Эсава, родоначальника христианских народов. Те спросили, какие законы содержатся в Торе. «Там сказано: не убивай», — ответил Б-г. «Нам это не подходит, — сказали дети Эсава, — потому что мы живем своим мечом».
Тогда Б-г предложил Тору детям Ишмаэля, от которого произошли арабы и другие народы, исповедующие ислам. «Что сказано в ней?» — поинтересовались дети Ишмаэля. «Тора запрещает прелюбодействовать», — сказал Творец. Ишмаэльтянам этот закон не понравился — он противоречил их образу жизни. И лишь предложив Тору евреям, Б-г услышал от них долгожданные слова: «Наасе ве-нишма — будем делать и поймем (другой вариант: будем делать и подчиняться)» (24:7).
Здесь уместен вопрос. Ведь те же самые народы, не принявшие Тору из-за наличия в ней запретов убивать и развратничать, потом сами включили эти законы в свое религиозное или государственное законодательство. Значит, они понимали, что для нормального функционирования общества требуются определенные сдерживающие рамки, что даже в джунглях вседозволенности нужна элементарная мораль. Почему же они не приняли Тору, где изложены универсальные и ими же признанные, очевидные истины: не убивай, не прелюбодействуй?
Убийство и разврат — это конечные результаты многоступенчатого процесса. В Талмуде сказано: унизить или оскорбить человека публично — это все равно, что убить его. Оно и понятно. Ведь когда человека унижают, позорят, у него отливает кровь от лица, он бледнеет, как мертвец. Все мы знаем, что одним словом можно убить. Пусть не в буквальном смысле (хотя перенесенное оскорбление нередко приводит к инфаркту), но ведь не случайно в английском языке есть выражение «character assassination» — злостная клевета, буквально: убийство личности.
К половой распущенности тоже не сразу приходят. Еврейская традиция осуждает тех, кто любит смотреть на представителей другого пола. В молитве «Шма» сказано: «И не будете вы блуждать, влекомые сердцем и глазами вашими». Нескромные взгляды, словесная распущенность, доступность порнографии — все это ступени, ведущие к аморальным поступкам.
За каждой заповедью, за ее скупой и самоочевидной формулировкой скрывается безмерная глубина бытия с его бесчисленными тонкостями. Тора — это не сухой юридический кодекс, это учебник святости. И чтобы жить по этому учебнику, требуется нечто большее, чем дежурное провозглашение «правильных» лозунгов.
Потомки Эсава и Ишмаэля не дотягивали до этого уровня. Они знали, что нельзя убивать и спать с чужой женщиной, но это знание не было включено в их образ жизни, в их традиции и привычки и поэтому оставалось теорией, а не практикой. 613 Б-жественных заповедей, разработанные в Торе, образуют прочную страховочную сеть, не дающую человеку упасть в бездну животных страстей. Только евреи согласились взвалить на себя столь тяжкое, но почетное бремя.

Воля Небес
«Если будут ссориться люди, и один ударит другого камнем или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель — то, если он встанет и будет ходить самостоятельно вне дома, ударивший его будет освобожден от наказания, только пусть заплатит за перерыв в его работе и обеспечит его лечение (ве-рапо йерапе)» (21:18–19).
Ссылаясь на последние слова этой фразы, Талмуд заключает, что врачу разрешено лечить больного. Но кому придет в голову утверждать, что лечить нельзя? Иначе, поясняет РАШИ, мы могли бы подумать, что если Б-г ударил нас, врач не имеет права вмешиваться. Б-г карает и Б-г исцеляет, если, конечно, хочет исцелить.
Хафец-Хаим развивает эту мысль дальше. Что бы ни случилось с человеком, даже если он становится жертвой неспровоцированного нападения хулиганов, на то воля Небес. Хотя в приведенном отрывке речь идет об увечье, нанесенном человеческой рукой, РАШИ все равно говорит: «Б-г ударил». Не только увечье, но и боль, позор, материальные потери — все это от Б-га. Поэтому, говорит Хафец-Хаим, напавший считается посланником Творца, орудием его кары, хотя он все равно признается виновной стороной и должен нести наказание, как учили мудрецы Талмуда (трактат Шаббат, 32а): «Б-г устраивает так, что виновного наказывает виновный». Другими словами, жертва нападения получает то, что заслуживает, и нападавший тоже несет наказание. Хотя, если бы он не оказался «под рукой» у Б-га, нашелся бы другой исполнитель Его воли.
Не случайно, когда Шими бен Гейра проклинал царя Давида и бросал в него камни, Давид горестно воскликнул: «Б-г велел ему проклинать меня».
Еврейская традиция учит, что Вс-вышний посылает человеку страдания не из мести, а чтобы искупить его грехи через боль и позор. Когда, прожив 120 лет, мы предстанем перед Б-жественным судом, нам будут зачтены в заслугу не только выполненные заповеди и добрые дела, но и перенесенные страдания.
Поэтому не следует досадовать на обидчиков и пытаться отомстить им. Лучше покопаться в собственной душе, сделать «хешбон-нефеш», задуматься над своими поступками: «За что мне такое?» — и поблагодарить Творца, искупающего наши грехи при жизни (впрочем, последнее доступно лишь тем, кто обладает огромной душевной силой; для большинства из нас это недостижимый идеал).
В трактате Гитин содержится такая мудрая мысль: «О тех, кого позорят, но они не позорят (в ответ) других, сказано: “Любимые Б-гом подобны солнцу, восходящему во всей силе своей”» (Шофтим, или Книга Судей, 5:31).
Но при чем здесь солнце? Ответ мы находим в комментарии РАШИ на стих 1:16 из книги «Берешит»: «И создал Б-г два больших светила: большое светило для господства днем и малое светило для господства ночью, и также звезды». Сразу бросается в глаза противоречие: вначале оба светила называются большими, а потом одно из них называется большим, а другое — малым.
РАШИ объясняет. Вначале Солнце и Луна были созданы одинаковыми по размерам и энергетической силе, но Луна возмутилась: «Не могут два царя пользоваться одной короной, хочу быть первым номером». За этот каприз она была уменьшена. Большим светилом осталось только Солнце — в награду за то, что оно смолчало, когда Луна пыталась унизить его.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Шемот, Недельный раздел Мишпатим ( часть 1) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Оцените работу движка



Календарь

«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Статистика