::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

КТО МЫ - НАРОД КНИГИ или массового суицида? (глава 2)

  • Сообщить о ошибке
26-01-2011, 02:12 Разместил: Igor_1956 Просмотров: 2 484
Прошедшая и грядущая Катастрофы (часть III и IV)
Проф. Исраэль Дацковский, член движения "Профессора за сильный Израиль"
(О чем не написал р. М.-М. Гитик)
Причины Катастрофы. (часть III)

И только теперь, создав фундамент, мы перейдем к обсуждению причин Катастрофы.

К концу ХVII века в еврейском народе России, Украины, Польши, Прибалтики сложилось ужасающее и опаснейшее положение с расслоением народа. Крайне небольшая часть евреев сидела в йешивах и учило Тору на очень высоком уровне, а гигантское большинство жило в местечках в ужасающей нищете, без специальностей, перебиваясь мелкими заработками и часто было неграмотным. О серьезном изучении глубин Торы в массе народа вопрос уже даже не ставился. Появилась явная опасность исчезновения значительной части еврейского народа из еврейства, ассимиляция (как, впрочем, и в Египте перед Исходом. Тогда кого еще можно было спасти для еврейства - спас Исход, в описываемое время спасала черта оседлости и ярый антисемитизм окружения, не дававшие возможности евреям, расставшимся с еврейством, смешаться с окружающими народами и полностью ассимилироваться).

 
На некоторое время положение спас хасидизм. Научить народ Торе он не мог и таких задач перед собой не ставил, но объявил, что и неграмотные, не учащие Тору - тоже хорошие евреи. Они, эти хорошие евреи, должны служить Тв-рцу в радости, молиться, работать и считать свою жизнь с исполнением некоторых [внешне проявляемых] заповедей (а без непрерывного и постоянного учения серьезно соблюдать заповеди невозможно) - полноценной еврейской жизнью. Лучше и не надо, да и некуда. Для облегчения изучения (Тору в ее даже простых слоях большинству еврейского народа было уже не поднять, об устной Торе - Мишна, Талмуд, "Шульхан арух" - уже никто и не вспоминал) была написана книга "Тания", излагающая, по мысли руководителей хасидизма, "внутреннюю часть Торы", составляющая основу "хасидута", который и следовало изучать (от себя добавим - к сожалению, зачастую вместо Торы. Да и сейчас любавические хасиды слишком уделяют внимание внешнем проявлениям, внешнему исполнению заповедей и урокам "хасидута" по "Тании" в явный ущерб глубине изучения основ и истинного содержания иудаизма. А в последнее десятилетие (после смерти рава Менахема-Мендела Шнеерсона, последнего Любавического ребе) там просто начался неоднозначный процесс, которые некоторые считают опасным с точки зрения полного ухода приверженцев этого течения из иудаизма). Рассказ о борьбе образованных и высокомерных, но очень немногочисленных литваков ("митнагдим") с хасидами мы опустим.
На пару - тройку поколений хасидский рецепт сработал. Но в середине Х1Х века сложилась совершенно новая обстановка, которая потребовала серьезнейших решений, которые руководителями еврейского поколения того времени приняты не были. Эта новая обстановка характеризовалась двумя основными чертами.
С одной стороны, открылась Страна. В предыдущие века, прошедшие после разрушения Второго Храма (70 г. н. э.) и "окончательного" изгнания остатков евреев из Страны (VII век, нашествие мусульман), массовый возврат в Страну был невозможен по причине противодействия ее временных захватчиков. Но в середине ХIХ века ослабевшая Оттоманская империя реально перестала возражать против приезда евреев в эту "свою" заштатную провинцию. Да, Страна была пустой и заболоченной, без развитого сельского хозяйства и промышленности, на далеких задворках "развитого мира", но ОТКРЫТА для возвращения. И именно в такую Страну позже началась Первая алия. Но руководители еврейского народа на просторах России - Польши - Украины - Прибалтики (крупнейшие раввины поколения!) решили, что нужно сидеть на месте, в нищих местечках, в пределах "черты оседлости" и ждать Машиаха, который и поведет нас ("комамиют" - с высоко поднятой головой) в Страну Обетованную.
С другой стороны, к середине ХIХ века сложилась развитая система практически современной промышленности и соответствующая ей система высшего образования, которая не претерпела больших и принципиальных изменений до 80 - 90-х годов ХХ века (последние 15 -20 лет стал заметен быстрый процесс распада и развала высшего образования в мире).  А так как, по нашему мнению, Тв-рец хочет от еврея активного преобразования мира (с целью возвышения собственной души) и одновременно глубокого изучения Торы (в широком смысле), то оставаться с примитивными специальностями, дающими скудный заработок внутри самого местечка, стало нельзя - нужно было растить свою научную и промышленную интеллигенцию, глубоко преданную Тв-рцу и знающую Его Тору.  Все предыдущие века все специалисты были самоучками (имелись лишь немногочисленные школы, например, медицинские. Бредню догматического гуманитарного обучения в средневековых университетах можно не рассматривать). Главным багажом для достижения успеха была смекалка, предприимчивость, природный ум, способность схватывать знания "из воздуха" и накапливать опыт. В этот длинный, многовековой период евреи имели явное преимущество - их отточенный Талмудом ум явно выигрывал у окружающих народов, не имевших школ для системного развития мозгов. Но по мере накопления научных знаний и опытных данных, ключом к успеху, наравне со смекалкой и острым умом, стало обладание выученными в специальных школах (университетах) профессиональными знаниями. Общей способности схватывать материал, размышлять, анализировать стало недостаточно. Стало необходимым фактическое знание наук (изучение которых, кроме снабжения человека знаниями, тоже, как и Талмуд, хотя и менее эффективно, оттачивало ум). От евреев потребовался адекватный ответ в новой обстановке. Но он не был реализован. Заметим, что и сегодня вся "чернокипная" профессура - люди, в большинстве своем вернувшиеся к Традиции после получения высоких званий и степеней.
Эти же руководители поколения, крупнейшие раввины того времени, которые отказались ориентировать свою "паству" на алию в Страну, сказали "нет" научному внерелигиозному образованию - сидим в местечках в нищете и учим лишь Талмуд  (который в те дни уже мало кто реально учил). В следующей части мы постараемся рассмотреть проблемы высшего образования для изучающих Тору. Сегодня эти трудности те же, что и в ХIХ веке.
Эти два НЕответа глав еврейского поколения середины ХIХ века на насущные вопросы и явились, с нашей точки зрения, истинной причиной Катастрофы, которая грянет через сотню лет после рассматриваемых событий. Именно отсутствие адекватных решений на насущные проблемы, поставленные жизнью (читай - Тв-рцом) привело к цепочке явлений, которая и определила необходимость и обязательность Катастрофы. Эту цепочку событий очень схематично можно описать следующими этапами:
- встало поколение евреев, которое уже не знало Тору и не получило в наследство любовь к Ней, не получило внутреннюю, впитанную с молоком матери необходимость соблюдать Его заповеди. Это поколение бросилось в образование без Торы, во всякие "измы", а более его слабые представители остались в нищете в местечках, мало отличаясь от окружающих народов (как в Египте - евреи почти не отличаются от египтян по взлядам, жизненным ценностям и поведению, но не ассимилируются до конца, так как окружающий народ держит их в изоляции от себя).
- открытие Страны для переселения (возврата!) туда евреев показывало, что настало время восстанавливать государство евреев как один из последних этапов мировой истории. Если евреи добровольно не поехали, у Тв-рца было достаточно сил обеспечить Свои цели и без желания людей. Очень жесткая и безкомпромиссная фраза Торы: "И Соберу их в конце дней" описывает реальность действия Тв-рца, но даже не подразумевает вдруг возникшее желание евреев "собираться" или создание отличных экономических условий в Стране и условий безопасности, которые привлекут туда евреев.
- евреи практически полностью потеряли Тору в период между мировыми войнами. Хотя еще оставалось немало йешив, в которых учили Тору на высочайшем уровне и растили там истинных мудрецов, но в народе прозвище "йешиботник" уже стало насмешливо-ругательным.
Для реализации переселения (остатка!, того, что останется после Катастрофы) европейских евреев в Страну встали две совершенно одинаковые диктатуры, отличающиеся только государственной риторикой, но поразительно похожие и друг на друга (одинаковое порабощение собственного населения, одинаковые концлагеря сначала для своих, одинаковые детские и юношеские организации, даже одинаковый цвет флага - красный), и на древний Египет. Эти две диктатуры столкнулись между собой с неосознанной ими сами целью - реализовать Катастрофу европейского еврейства и создать фундамент возрождения еврейского государства, сделать это возрождение неизбежным. Победившая диктатура, СССР, отнюдь не спасла евреев от уничтожения. Она собиралась продолжить "святое" дело Катастрофы, и в 1953 году все для этого было готово и организовано. Но опять вмешалось Чудо и диктатор издох, не успев реализовать свои планы "окончательного решения еврейского вопроса".
В результате Второй мировой войны было создано государство для евреев вопреки желанию всех мировых держав, но в каждый момент времени чудесным образом находилось большинство за создание Израиля. Отметим, что подготовка этого воссоздания началась в середине того же ХIХ века, когда, с нашей точки зрения, была предрешена Катастрофа. Сначала религиозный сионизм Р. Калишера, затем политический сионизм Теодора Герцля, британский мандат, государство.
Но сегодня, после пятидесяти лет чудесного существования в окружении враждебных стран (талмудическое предлставление еврейского народа - овца в окружекнии 70-ти волков, но жива), Израиль стал проявлять явные признаки распада. Причины этого мы и попытаемся рассмотреть.
Для того, чтобы устойчиво лететь на самолете, ему нужно два крыла. У самолета, быстро несущего нас к очередной катастрофе, действительно имеются два крыла. Одно из них - "светская" часть народа. Это "крыло" мы рассмотрели в статье "Воспоминания о будущей Хануке" (http://tsur-israel.com/index.php?newsid=936). Основные признаки распада, связанные с этим крылом - полный отказ даже от самой мысли, что Тору следует изучать и соблюдать (ведь мы же современные люди!), идеология постсионизма, преобразование армии в откровенно нееврейскую армию наемников, отделенных от Страны, народа, Торы и слепо подчиняющихся столь же деидеологизированным, слепым командирам (при этом основной состав армии - евреи, наши дети и мы сами), полностью нееврейское руководство Страной (при том, что все министры - евреи по матери и почти все чиновники разных рангов - тоже).
Здесь нам важнее рассмотреть второе крыло, обеспечивающее устойчивость полета к грядущей Катастрофе - религиозную часть населения. Сионистов, "вязанную кипу", к огромному нашему сожалению, уже почти нет необходимости рассматривать. Начав с провозглашения совершенно правильного идеала - работать, получать образование - и учить Тору, и соблюдать заповеди, большая часть этого слоя через два поколения практически оставило Тору, сохранив ее в виде "национальной культуры" и отдав все силы светскому профессиональному образованию, культуре других народов. Сегодня мало кто из "вязаных кип" серьезно учит Тору. Страшной иллюстрацией этого является статистика, говорящая, что 30% кипоносцев снимает кипу в армии или после нее (а в сегодняшней израильской армии остаться религиозным практически невозможно. Но об этом - отдельно). Представляете, как крепко (слабо, очень слабо!) держится кипа на голове у массы тех, кто ее еще не снял! Практически распалась система государственно - религиозных школ, слившись со светскими по идеологии и качеству (вернее по отсутствию качества) образования. Практически ширмой, прикрывающей отсутствие кашрута, стала государственная система надзора за кашрутом. Государственное звание раввина (по рекзультатам экзаменов в Главном раббануте) превратилось просто в диплом о первой академической степени в области еврейского Закона. Откровенно сгнила партия МАФДАЛ (когда Звулуна Орлева приходится клещами вытаскивать из правительства Ариэля Шарона, добровольно и инициативно сдающего части Страны врагам, когда МАФДАЛ преданно сидел в правительстве Осло, потеряв на следующих выборах 1996 года половину из 12 мандатов, когда ЦК партии не переизбиралось 12 лет и не производилась перерегистрация членов партии - да партия ли это еще?). Конечно, ругая "вязаную кипу" в целом, мы не отрицаем наличие отдельных людей и групп, отдельных мест учебы, которые сохранили идеал в действии и сохранили потенциал стать зерном возрождения.  В первую очередь - это поселенцы. Но это - исключения. Не масса, не слой. При этом "вязаная кипа" наделяет святостью армию, уже переставшей быть еврейской, и считает ростком избавления наше ныне нееврейское государство. Процессы изменения взглядов стали заметны и здесь, эти изменения хорошо подтолкнуло изгнание евреев из Гущ - Катифа, но ... медленно, нерешительно, половинчато. И хотя "русские" евреи, возвращаясь к Традиции, чаще всего проходят через хасидизм или через "религиозный сионизм", а многие там и остаются (удобно - и становишься частью народа Тв-рца, и особенно много усилий прикладывать не приходится, жизнь корректируется, но не меняется принципиально), этот путь оказался тупиковым.
-----------------------------------

 Полет к будущей Катастрофе. (часть IV)

Сегодня, после пятидесяти лет чудесного существования в окружении враждебных стран, Израиль стал проявлять явные признаки распада. Причины этого мы и попытаемся рассмотреть. Продолжим рассматривать второе крыло, обеспечивающее устойчивость полета к грядущей катастрофе - религиозную часть населения, а именно харедим, "хевру ломедет".
Здесь картина сложнее, чем у религиозных сионистов. Мы не будем рассматривать как исторически сложилась сегодняшнее положение и сразу поговорим о настоящем времени. Провозглашенным идеалом этой многочисленной общины является изучение Торы в ее широком значении как единственное дело жизни. Но усидеть много часов в день в йешиве, напряженно изучая сложнейшие материи, хотим мы или не хотим это признавать - находится в пределах возможностей очень небольшой части любого слоя населения, даже того слоя, который с детства пытаются к этому приучить. Ведь любая достаточно большая часть народа, если специально не проводилась соответствующая селекция, состоит из людей всех уровней умственных способностей - от гениев через сильных к слабым и далее до неспособных учиться. Уравнивание всех в одном внешнем проявлении - сидеть всю жизнь и учиться - не уравнивает людей в способности, в реальной возможности это делать. И поэтому очень значительная часть этого внешне монолитного общества просто не учится. В лучшем случае сидит  (ведь слово "йешива" - от слова "сидеть", а не от слова "учиться"). Чаще шляется по йешиве или вне ее. Но не учится! Крупные раввины говорят - пусть каждый учится по мере своих возможностей - небесная зарплата идет за факт учебы, а не за результат, не за объем реально выученного. Но, во-первых, для этого нужно учиться хоть на каком-то уровне, а это делают далеко не все из формально "учащихся", а, во-вторых, нужен богатый дядя (богатый народ, богатое государство), чтобы содержать тех, кто толком не учится, но и не работает. А если (в идеальном пределе) в это общество войдет весь еврейский народ!? Тора явно предусматривает производительный труд совмещенный с изучением и соблюдением Торы.
 Дальше - хуже. В этом слое населения принято рано жениться и рожать много детей. На правильном иврите даже нет понятия "многодетная семья", а только "семья, благословенная детьми". Теперь, после долгого нашего личного пути и мы понимаем, что такой подход - единственно правильный из предложенных нашим разрушающимся миром. И разговоры о том, что нужно иметь "разумное" число детей, чтобы дать им необходимое (игрушки, воспитание, образование) - не более, чем непонимание реальности этого мира, ворота разврата, путь к вымиранию. Но большую семью нужно содержать. Стипендии йешив - очень малы (во много раз меньше, чем это представляют себе и нам наши левые. И лишь небольшая часть этих скромных средств поступает от государства). И нужно иметь постоянный и надежный источник средств СУЩЕСТВОВАНИЯ, даже скромного. Такими источниками, вне стипендий, являются воровство, богатый родственник и работа. Первые два источника средств мы даже обсуждать не будем. А вот третий - настоящая проблема. Во-первых, работа занимает много времени, отнимаемого от учебы. Во-вторых, работа приводит к снятию со стипендии йешивы. В третьих, для терпимого заработка нужно иметь специальность, которую в день нужды не приобрести. А серьезные специальности, дающие приличный заработок, требуют нескольких лет для их получения, да еще на базе предшествующего (школьного) образования, которого у учащихся йешив, как правило, нет. Уже не говоря о необходимости пожизненного совершенствования в серьезной профессии. Иначе - безнадежное отставание. Да еще и наше родное государство зажимает их, ставя перед дилеммой - или только сиди в йешиве в нищете без права работать и получать "нормальную" специальность, или иди в армию (и там мы тебя морально изуродуем, учить Тору после армии ты уже не захочешь. Даже возьмем более простой и понятный светским аргумент: в начале 80-х годов в СССР всех студентов институтов (кроме очень немногих, дающих серьезную военную специальность) стали брать в армию на 2 года, а затем возвращать в институт. Оказалось - не работает. Часть не возвращается, женится, идет работать. А те, что вернулись - большими учеными уже не станут. Инженером, учителем - еще можно. А крупным физиком, математиком - уже нет. Остановка в развитии мозга на два года оказалась фатальной. И такой призыв в армию со студенческой скамьи был очень быстро прекращен. Мы уж не будем указывать на светскую часть населения Израиля, которая перед учебой в университете проходит армию - ведь сказанное выше - и о них тоже.) Мы также не коснемся принципиальнейшего вопроса о соотношении защитных функций для Страны со стороны Б-га Израиля и ЦАХАЛа, без решения которого любое обсуждение обязательности призыва харедим в армию превращается в бессмыслицу).
 А когда угроза призыва в армию перестает по возрасту висеть над учащимся йешивы, идти учиться светским наукам, приобретать хорошую специальность уже поздно - уже есть семья, несколько детей, нет денег на жизнь, не то что на учебу, а ведь нужно приобретать знания школы (и это в возрасте к 30), затем само образование - в общем, нереальный путь длиной во много лет. Получается, что светская часть общества, ставя бессмысленно - неисполнимое требование службы в армии в качестве пропуска к учебе и работе, своими руками запирает харедим в нищете и обрекает себя на их содержание. А харедим, в свою очередь, лишенные светским обществом возможности получить нормальные, признанные этим же обществом специальности и достойно зарабатывать, идут на черные работы, заполняя любые трудовые щели - уборка подъездов и йешив, раздача еды в йешивах, мелкие бизнесы типа "купи - продай"  (одежда, питание) и работа в них в качестве наемных работников, вспомогательная работа в школах. Часть из них, кроме этого, занимается вечным перебросом собственных долгов из одной кассы взаимопомощи (ГМаХ) в другую - когда нужно платить долг в одной кассе, нужно попытаться взять деньги в долг в другой кассе и этим погасить долг в первой. Такие комбинации занимают столь много времени и мыслей, что на учебу Торы ни сил, ни времени уже не остается. Лучшими местами является работа в образовании - воспитанием мальчиков от 3 - х лет занимаются только мужчины. Но в связи с дефицитностью таких мест и общей атмосферой протекционизма (не меньшей, если не большей, чем в светской части общества), эти места занимают отнюдь не самые достойные. Но зато точно - не получившие никакого педагогического образования и понятия не имеющие о системах и способах воспитания и образования. Эти "педагоги" плодят бессчетное количество "систем изучения Торы", основанных на их собственной педагогической темноте - у каждой школы - своя система. Результат, признаваемый сегодня многими крупными раввинами - резкое, катастрофическое падение знаний в Торе и желания ей заниматься у школьников. А кроме Торы они ничего не учили и поэтому оказываются в полной темноте, не имея возможности ни учить Тору, ни работать, ни учить что-либо вне Торы. И вот это уже пахнет следующей Катастрофой. Естественно, быстрое разложение этого внешне монолитного общества, кроме проблем семьи,  которые стали увеличиваться как снежный ком, кроме невозможности передать ценности Торы следующему поколению (а мы это уже проходили в Х1Х веке - см. часть 2 этой статьи), кроме невозможности проявить адекватную реакцию на различные ситуации, стало проявляться и в искажениях Галахи (еврейского Закона). Например, в религиозном издании, распространяемом в нашем районе (а я живу в харедимном районе Бейт - Шемеша) недавно появилось изложение "Галахи", что воспитанием мальчиков и до 3 - х лет тоже должны заниматься мужчины. Это полностью противоречит еврейской Традиции, но представляется наивной попыткой отобрать заработок у своих же женщин, часто являющихся единственным источником заработка в семье. А ведь эта чушь была оформлена, как серьезная Галаха, по всей форме, с подписями раввинов. И такие примеры явного искажения Закона, включая поддельные ссылки на известнейшие авторитеты прошлого (авось, кто-то не проверит и поверит) быстро множатся. Разложение! Трагедия поколения!
Но над этой темнотой в знаниях реалий нашего мира, над зачастую очень  несильными знаниями Торы и весьма неглубоком ее изучении ярко возвышается самомнение, что именно они - хозяева мира, ведающие истинные ценности. Приведем пару зарисовок с натуры.
Первая. Слишком многие в этом харедимном мире полностью лишены даже малейшего  представления об объеме и сложности  знаний, накопленных в научных, инженерных и других  дисциплинах, а потому оценивают человека только с позиций знания Торы. И если профессор относительно недавно вернулся к традиции и не может похвастать раввинскими знаниями Торы в своем почтенном возрасте, отношение к нему мальчишки из йешивы, даже внешнее - свысока, панибратски, с гигантским чувством собственного превосходства: "Смотрите, дожил до седых волос, а в Торе не поднялся выше восьмилетнего ребенка. Не иначе, как неполноценный, умственно отсталый, достойный сожаления. Но не равный". Иных вариантов оценки умственных способностей не предусмотрено, скидок на несовершенное знание иврита нет.
Вторая. Довелось консультировать одну харедимную школу в качестве строителя. Уважаемый раввин, обладающий познаниями и в научных дисциплинах, оказалось, полностью не представляет себе возможный объем знаний доктора в строительстве и объем времени и труда (вся жизнь!) по накоплению и совершенствованию профессиональных знаний. Он искренне не видит разницы в знаниях бригадира на стройке и доктора наук, считает, что все знания он сам уже получил непосредственно из Торы и Талмуда, знает строительство (как, впрочем, и все другие области научного знания) не хуже высокого профессионала, а если и не знает каких-то мелких деталей, то за 20 минут объяснения несомненно сравняется знаниями с профессором. И ведь мы говорим об одном из очень грамотных раввинов. Что уж сказать об остальных?
Что же можно предложить в этой части? К сожалению, изложенные здесь мысли вряд ли будут приняты современными религиозными авторитетами, как они же уже были отвергнуты религиозными авторитетами Х1Х века, что уже один раз привело к Катастрофе. Но изложить их мы обязаны. Совершенно необходимо:
1. Введение в харедимных школах цикла научных (не светских!) предметов: математики, физики, химии, биологии, географии, английского. Без лжи истории и обществоведения можно обойтись, без христианской литературы (а вся европейская и американская классическая литература - христианская) - тоже. А вот без науки - опять, как и в Х1Х веке - нельзя. Многочисленные попытки таких преобразований предпринимались неоднократно за последние 200 лет, но успехом ни разу не увенчались.
2. Создать систему научного образования, не разрушающего моральные ценности и взгляды людей Торы. Современные израильские, европейские и американские университеты, как, впрочем, и большинство университетов, начиная со средневековья, являются рассадниками разврата, неверия, разрушения целостности личности и лишь в третью очередь источниками профессиональных знаний. Некоторыми исключениями, кстати, были советские ВУЗы, жестко контролируемые и жестко идеологизированные, которые давали знания без моральных противоречий с остальной Системой. Особенности морали той Системы мы предпочтем обойти молчанием.
Поэтому нормальный религиозный человек не может пойти получать специальность в израильский университет (как и в израильскую армию) и остаться цельным верующим человеком. Необходимо в харедимной среде создавать свои высшие учебные заведения. Нельзя сказать, что тут ничего не делается. Есть, по крайней мере, два примера - один менее удачный, другой - более. Менее удачный пример - Иерусалимская высшая технологическая школа - Махон Лев. Попытавшись на американский манер совместить йешиву с высшей школой, очень быстро потерпели фиаско именно с йешивной частью, начали брать всех пришедших (проверяя багрут и психотест, но не религиозность), изучение Торы упало в уровне и стало не слишком обязательным. В общем, обычный трагический путь "вязаной кипы", когда научные знания без труда загнали Тору на далекую полку "национальной культуры". Второй пример - более удачный. Иерусалимский Мерказ хареди леакшара микцоит (Ортодоксальный центр профессиональной подготовки) под руководством раввина Йехезкеля Фогеля (где некоторое время преподавал и автор статьи). Построен этот центр очень красиво. Занятия - только вечером и только научными дисциплинами. Днем - все учат Тору в своих йешивах, никакого смешения течений изучения Торы, никаких противоречий между течениями внутри ортодоксального иудаизма. Принимаются только студенты йешив начиная с возраста, когда армия уже не грозит. Оплата - удешевленная до предела (субсидируется). Нужно понимать, что уравнивать со светскими нужно не платежи, а трудности платежей. Можем предположить, что трудность платежа цены учебного года для не очень обеспеченного светского студента в 10,000 шекелей может быть равна трудности уплаты 2,000 шекелей для студента йешивы. Именно такой разброс создает равные условия, а не уравнивание платежей для всех. Недостатки этого центра - малое признание со стороны крупных раввинов, учеба очень тяжела - приходится учить принципиально новые для студентов йешив дисциплины поздним вечером после полного дня учебы Торы в йешиве и при наличии семей с детьми, слишком позднее начало учебы по возрасту - давление израильского закона о призыве в армию. Но это - уже шаг, и не малый, в сторону ОТ катастрофы.
А сейчас все тот же неутомимый рав Йехезкель Фогель создал уже систему полноценного высшего образования (юристы и экономисты) для харедим в Ор - Йегуде на базе михълали "Оно". Да пусть множатся такие проекты!
Мы очень конспективно подняли ряд тяжелых вопросов современной жизни в Израиле, использовав в качестве повода прекрасную книгу р. Менахема - Михаэля Гитика "Где же был Б-г во время Катастрофы" (Иерусалим, Изд-во "Дварим", 2004). Пусть идущие следом предложат и осуществят реальные пути решения проблем и да будут их усилия успешны.
Проф. Исраэль Дацковский, член движения "Профессора за сильный Израиль".
( МАОФ).

 

Начало см. 
Прошедшая и грядущая Катастрофы  (часть I и II)
http://tsur-israel.com/index.php?newsid=976

======================================================`
См. также:
 КТО МЫ - НАРОД КНИГИ или "народишко пепси"?
http://tsur-israel.com/index.php?newsid=955
"Шоковый муляж" или "Ханука от эрев рав" !!!
http://tsur-israel.com/index.php?newsid=951
"Пророчество о конце дней"
http://tsur-israel.com/index.php?newsid=799
проф. Исраэль Дацковский:
Высшая справедливость
http://tsur-israel.com/index.php?newsid=677
Воспоминания о будущей Хануке
http://tsur-israel.com/index.php?newsid=936
"Незнакомый мир харедим"
http://tsur-israel.com/index.php?newsid=359
  "Сила против силы"
http://tsur-israel.com/index.php?newsid=365
============================================================
"Всякий, кто может удержать членов своей семьи, своих сограждан или весь мир от дурного поступка, но не делает этого, считается соучастником их греха. Даже при образцовом и безупречном собственном поведении ему первому вынесут приговор, если он не исполнит своего долга помощи современникам в исправлении их путей". (Талмуд, трактат Шабат 54б,55а)
 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления КТО МЫ - НАРОД КНИГИ или массового суицида? (глава 2) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:



  • Copyright © 2008. Кахане жив, Кахане прав!
    Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля.
    У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Статистика