::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

"Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Народ Израиля)

8-01-2011, 19:09 Разместил: jude Просмотров: 2071

Глава 21
Народ Израиля
В Торе сказано: «Только с вашими предками Г-дь стал близок. Он полюбил их и потому
выбрал вас, их потомков, из народов, как сейчас» (Миш.Тора 10:15). С'форно комментирует:
Б-г изменил природу этих славных тел, неба и земли, из-за вас, т. е. через заслуги патриархов. Без сомнения, это было только для того, чтобы создать нечто более славное – совершенного человека, настолько подобного своему Создателю, насколько возможно, созданного «по образу и подобию Б-га» (Берешит 1:26).Б-г выбрал Израиль, чтобы он символизировал совершенное человеческое существо,созидающее мир в высшей святости и добре, как желал того Б-г в начале Творения.Я уже приводил цитату из Иевамот 61а о том, что Израиль, в отличие от других народов, называется «Адамом». Дело в том, что к Израилю перешла миссия, первоначально возложенная на Адама, – венчать Б-га Царем над собой и всем миром. Таким образом,Израиль должен освятить мир добром, открывая для него Б-жьи качества и ценности. Творец создал этот мир полностью добрым и хорошим, что и подтвердил сразу же после сотворения:«Б-г увидел все, что сотворил, и вот, это было очень хорошо» (Берешит 1:31). В данном случае «очень хорошо» означает «полностью хорошо».Когда Адам согрешил, Б-г увидел, что невозможно естественным путем сделать так, чтобы все человечество было добрым. Тогда Б-г решил создать посла,  Машиаха на земле, который будет учить народы Б-жьим путям, станет для них светочем. Этим Машиахом и стал Израиль. Израиль получил имя «Адам», потому что должен был продолжить дело Адама, который не справился со своей миссией. Шир ха-ширим раба 2:[2]3 говорит: «Мир был создан только ради Израиля» – то есть ради той миссии, которая была возложена на Израиль. В З’вахим 116а говорится:Когда Израиль получил Тору, Б-жий голос пронзил вселенную от края до края и все цари затрепетали от страха в своих дворцах… Все они собрались к Биламу и спросили его: «Что это за великий голос, который мы слышали?»… Он ответил: «Б-г испытал чудесное наслаждение в Своей сокровищнице. Она была спрятана 974 поколения до создания мира, и теперь Он решил дать ее Своим детям». Мы снова видим, что Израиль стал Б-жьим послом, чтобы созидать и совершенствовать мир по образцу Торы (см. Берешит раба, 1:1). Об этом же говорит Махарал (Нецах Исраэль, гл. 14): Израиль особенный, он отделен от всех народов. Народы находятся на материальном уровне, тогда как Израиль более духовный. Я объяснял это много раз, как сказали наши мудрецы (Иевамот 61а): «Ты был назван „Адамом“, а народы не названы „Адамом“» Для них очевидно, что Израиль в сравнении с народами словно человек в сравнении с тварями без языка. Речь вовсе не в том, что потомки Ноя не люди, а животные. Конечно, потомки Ноя
отличаются от животных. Дело скорее в том, что народы соотносятся с Израилем так же, как животные соотносятся с Адамом. Б-г дал Израилю ту миссию, которая изначально была поручена всему человечеству, и вместе с ней вселил в душу еврея святость,чистоту,возвышенность и духовное совершенство, которыми не обладает остальное человечество. Об этом пишет Малбим (Тора ор, в начале раздела Паршат хукат): Когда дерево, у которого только растительный дух, умирает, его остаток – гниль и земля, но не нечистота. Когда умирает живое создание с его жизненной сущностью, оно названо невела [корень навал подразумевает «низость»], и всякий, кто его берет или касается, становится духовно нечист. Когда умирает человек, хранящий Тору и заповеди и владеющий Божественным духом, его тело более омерзительно, чем труп животного, и все, кто с ним под одной крышей, становятся духовно нечисты на семь дней. Это потому, что когда человек умирает, его дух не просто исчезает. Но остается злая сущность, нечистота которой противоположна духовности отошедшей души. Следовательно, тела неевреев не загрязняют тех, кто с ними под одной крышей,потому что их души лишены этого духовного совершенства.Точно так же Махарша комментирует изречение наших мудрецов «тот, кто спасает душу еврея, согласно Писанию, спасает весь мир» (Сангедрин 37а): Наши мудрецы говорили именно «еврейская жизнь», потому что только Адам был создан по образу Всевышнего, единственного Б-га Вселенной, и Яаков был создан по этому же самому образу, как мы говорим в Бава батра 58а. Неевреи, однако, не являются образом Адама, но подобны другим творениям. Кто убивает одного из них, не уничтожает весь мир, и точно так же тот, кто спасает одного из них, не спасает весь мир. Следовательно, мы не должны сравнивать Израиль с народами, ведь Творец избрал нас для возвышенной миссии. Б-г назначил нас Своим первенцем, дал нам высокую и чистую душу. Дав нам Тору на Синае, Б-г нас очистил (Иевамот 103б): «Когда появился змей Хавы, Б-г загрязнил ее. На Синае загрязнение Хавы прекратилось, но для народов, которые никогда не были на Синае, их загрязнение никогда не прекращалось». Тору получил только Израиль и никто больше. Как сказал царь Давид (Теилим 147:20): «Он не поступал так ни с одним другим народом; Его уставы они не знали. Восхвалите Б-га!» Две тысячи лет Б-г искал человека, который мог бы выполнить задачу Адама, но несколько иным образом – породить особый, избранный народ Б-га. Этот народ должен был и очиститься сам, и призвать остальной мир к принятию небесного ярма (Ш’мот раба, 15:7): «Я вижу [этот народ] с вершины гор» (Бемитбар 23:9): это Патриархи, как сказано: «Слушайте, горы, спор Г-да» (Миха 6:2). Когда Б-г впервые решил создать мир, Он не мог это сделать, пока не появились Патриархи. Это как царь, который решил построить город и начал искать место для него. Когда он начал закладывать фундамент, из земли поднялась вода и помешала закладке фундамента; то же произошло, когда он попробовал на другом месте. Наконец он нашел большой камень и сказал: «На этом камне я осную город».Точно так же изначально вся вселенная была водой, и Б-г хотел создать миры, но нечестивые не позволяли Ему. О поколении Ханоха сказано: «Имя Г-да тогда хулилось» (Берешит 4:26). Вода поднялась и затопила их, как сказано: «Кто создал Медведицу, Орион и Плеяды, и хранилища южного ветра (приносящего штормы)» (Иов 9:9). Так же и поколение Потопа было нечестивым: «Они сказали Б-гу: „Удались от нас“» (там же, 22:17). Вода поднялась и не дала Б-гу насадить основание на ней, как сказано: «Их основание было погружено в реку» (там же, 22:16). Также сказано: «В тот день все источники великой бездны разверзлись» (Берешит 7:11). Как только появились Патриархи и доказали, что они этого заслуживают, Б-г сказал: «Я сделаю так, что вселенная будет основана на них». Как сказано: «Ибо столпы земли принадлежат Г-ду; Он основал мир на них» (Шмуэль 2:8). Б-г две тысячи лет ждал, когда появится один-единственный достойный человек для рождения великой нации. Такой человек появился только тогда, когда Б-г дал разум и понимание нашему праотцу Аврааму, подготовив его к исполнению великой миссии. Однако Авраам должен был использовать эту богоданную мудрость самоотверженным образом. Об этом сказано в Берешит раба 30:8: «[Авраам] был готов повести весь мир к раскаянию». Смирение не может породить величие, и Б-г усовершенствует дух отдельных людей, готовя их к величию. Однако если они не пользуются этим божественным подарком, он пропадает. Как сказали мудрецы (Эстер раба, 6:3): «Ноах был готов признать своего Творца», однако он не отдал себя в жертву ради этого.Семья Авраама была тесно связана с царским окружением и жрецами идолопоклоннических культов, что содействовало умственному развитию юного Авраама. Мы видим это из того, что Терах изготавливал и продавал идолов, что было невозможно без разрешения жрецов. В этой ситуации у Авраама была возможность созерцать мир и размышлять. То же относится и к Моисею. Б-г сделал так, что Моисей вырос во дворце фараона, в окружении блеска и величия. Как бы то ни было, если человек не готов к самопожертвованию, усовершенствование от Б-га проходит для него впустую. Так, в Пиркеи де-раби Элиезер мы читаем (Гл. 26): «Когда родился Авраам, все важные люди двора [Нимрода] хотели убить его». Это напоминает «инцидент с Авраамом», о котором говорится в Бет ха-мидраш, часть 2: Когда родился Авраам, на востоке взошла звезда и проглотила четыре звезды четырех ветров. Мудрецы Нимрода сказали ему: «Терах стал отцом сына, от которого, согласно предсказанию, произойдет народ, который наследует Этот мир и Будущий мир». Нимрод решил убить Авраама, и  Терах прятал его до тех пор, пока не решил, что он умер. Мидраш продолжает: Когда Аврааму было три года, он покинул пещеру и удивился: «Кто создал небеса, землю и меня?» Он молился весь день солнцу. Вечером солнце зашло на западе, и на востоке взошла луна. Когда он увидел луну, окруженную звездами, он сказал: «Вот что создало небеса, землю и меня, а эти звезды – его служители и слуги». Он простоял всю ночь, молясь луне. Утром луна зашла на западе, и солнце взошло на востоке. Он сказал: «У них нет силы. У них есть господин. Я буду молиться Ему и поклоняться Ему». Похожую мысль мы находим в Берешит раба, 39:1:Один человек ехал из дворца во дворец и увидел, как горит большой дом. Он сказал: «Может ли этот дом не иметь владельца?» Владелец посмотрел на него и сказал: «Я – его владелец!» Так же, когда Авраам сказал: «Может ли этот мир не иметь господина?» – Б-г воззрел на него и сказал: «Я – Господин мира». Уже ребенком Авраам понимал, что идолы его отца и его страны – ничто. Однако тогда он еще не видел им альтернативы. Сначала он думал, что Верховной Силы нет, но потом изменил эту точку зрения. В какой-то момент он решил, что эта Сила находится по ту сторону тверди, но и от этой мысли впоследствии отказался. Наконец, в сорок восемь лет Авраам настолько усовершенствовал свой разум, что узнал своего Творца. Он понял, что Верховная Сила невидима. После этого он отдал всего себя выполнению этой великой цели – возвещать единственность Б-га и освящать Его имя. В Недарим 32а говорится: «Когда Аврааму было три года, он узнал своего Творца, как сказано: „Это потому [ עקב – экев], что Авраам послушал Мой голос [и сохранил Мое руководство, Мои заповеди, Мои уставы и Мои законы]“ (Берешит 26:5)». Авраам прожил 175 лет, а цифровое значение слова עקב – это 172. Таким образом, делается вывод, что из 175 лет Авраам соблюдал законы Б-га 172, то есть начиная с трех лет. В Берешит раба, 30:8 говорится: «[Ноах] был [ היה – хайя] безупречен в своем поколении» (Бытие 6:9)… Всякий,кто описывается словом היה , праведен от рождения до смерти. Они ответили [тому, кто это сказал]: «Разве не говорится: „Авраам был [ היה ] уникален, и он наследовал Землю“ (Иехезкель 33:24)? Был ли Авраам праведен от рождения? [Разве сразу он узнал своего Создателя?]» Он ответил им: «Здесь тоже нет противоречия, поскольку Р. Леви, цитируя Реш-Лакиша, сказал: „Когда Аврааму было три года, он узнал своего Создателя“ [т. е. первые три года не считаются]. Однако что можно сказать о точке зрения Р. Ханины и Р. Йоханана, согласно которой Авраам узнал своего Создателя, когда ему было сорок восемь лет? Авраам родился, уже будучи готов повести все человечество к покаянию [и ему только требовалось узнать о Б-ге]». Рамбам объясняет этот текст так (Хилхот авода зара 1:3): Отнятый от груди, но еще ребенок, Авраам начал глубоко размышлять.День и ночь этот великий дух задавал себе вопрос, как наш мир может действовать без господина. Он размышлял, кто им управляет, ибо он не может управлять сам собой. Никто не учил его и не сообщал ему ничего. В Ур-Касдиме он пребывал среди глупых идолопоклонников, своих отца и матери и всего народа, и поклонялся вместе с ними. Постепенно его понимание росло, пока он не постиг истину посредством своего обостренного восприятия. Он понял, что есть только один Б-г, что Он управляет миром и создал все, и что во всей вселенной нет Б-га, кроме Него. Он понял, что весь мир ошибается, и что ошибка эта произошла потому, что они поклонялись звездам и изображениям, пока не потеряли истину. В сорок лет Авраам узнал своего Создателя. Как только это произошло, он начал оспаривать и спорить с людьми Ур-Касдима, говоря: «Ваш путь не истинен». Он сломал идолов и начал сообщать людям, что только Б-г вселенной достоин поклонения, только перед Ним надлежит кланяться, Ему приносить жертвы и возлияния, чтобы все люди узнали Его. Он провозгласил, что нужно уничтожить все идолы, чтобы весь народ не ошибался насчет них, как думающие, что нет Б-га, кроме них. Как только он победил их своими доказательствами, царь решил убить его, но для него было явлено чудо, и он ушел в Харран. Он начал громко возвещать всему миру, что есть только один Б-г всего мира и только Он достоин поклонения. Здесь Рамбам говорит, что Авраам узнал своего Создателя благодаря особому дару, который он получил в три года («отнятый от груди»). Затем он начал глубоко размышлять, пока к сорока восьми годам не достиг совершенства (все раввинистические источники говорят о сорока восьми, так что я не знаю, откуда Рамбам взял цифру сорок). Поскольку помощников у Авраама не было, а весь мир был против него, Б-г открылся ему и помог ему лучше понять Его пути и качества. Позже Б-г даже сообщил ему фундаментальные заповеди (Шабат 104а): «Если человек ищет загрязнения, Б-г дает ему возможность. Если он ищет очищения, Б-г помогает ему». Другими словами, когда Авраам пожертвовал собой ради единственности Б-га, Творец открылся ему и научил его заповедям. Путь Авраама к своему Создателю начался еще в детстве, когда он осознал бесполезность идолов. Терах изготавливал и продавал идолы (что показывает, как говорилось выше, что Терах был либо князем, либо жрецом). Без сомнения, юный Авраам видел процесс их изготовления и понимал, что сделанное руками человека не может быть господином человека. Мудрецы рассказывают (Берешит раба 38:13): Р. Хийя, внук Р. Ады из Яффы, сказал: «Терах был идолопоклонником. Однажды он вышел и оставил Авраама продавать идолы вместо себя. Когда приходил покупатель, Авраам спрашивал у него, сколько ему лет, и тот отвечал, например, пятьдесят или шестьдесят. Тогда Авраам говорил: „Горе пятидесятилетнему, который хочет поклоняться тому, кому всего один день“. Покупатель приходил в замешательство и уходил. Однажды пришла женщина и принесла тарелку отличной муки, сказав: „Возьми это и положи перед идолами“. Авраам взял посох и сломал все идолы, после чего вложил посох в руки самого большого идола. Когда вернулся его отец, он спросил Авраама, кто это сделал, и Авраам ответил: „Я не могу тебе лгать. Пришла женщина с тарелкой отличной муки и попросила меня положить ее перед идолами. Я так и сделал, но они все начали спорить, кто будет есть первым. Тогда тот большой идол взял посох и перебил остальных“. Тогда Тарах сказал: „Ты смеешься надо мной? Разве у них есть ум?“ Авраам ответил: „Разве твои уши не слышат, что говорят твои уста?“ Тарах взял его и отдал Нимроду. Нимрод сказал ему: „Давай поклоняться огню“, и Авраам ответил: „Давай поклоняться воде, которая тушит огонь“.Нимрод сказал: „Давай поклоняться воде“, и Авраам ответил: „Если так, давай поклоняться облакам, которые сдерживают воду“. Нимрод сказал: „Давай поклоняться облакам“. Авраам ответил: „Давай поклоняться ветру, который разгоняет облака“. Нимрод сказал: „Давай поклоняться ветру“. Авраам ответил: „Давай поклоняться человеку, которого ветер не может сдвинуть“. Тогда Нимрод сказал: „Это все пустые разговоры. Я поклоняюсь только огню. Сейчас я брошу тебя в него, и пусть Б-г, которому ты поклоняешься, придет и спасет тебя“».Итак, как только вера Авраама достигла полноты, он презрел идолопоклонство и подверг опасности свою жизнь ради единственности Б-га. Сначала он выступил против идолов своего отца, а затем начал критиковать общество в целом. Когда он был ребенком,отец его прятал: не многие из отцов готовы отдать своего сына на казнь из-за какого-то знамения звезд. Однако когда Авраам подрос, он отверг главное верование своего отца –идолопоклонство, чем подверг опасности всю семью. Тогда Терах все же решил отдать его властям. Авраам завершил свой духовный рост, когда не стал отказываться от своих убеждений, но смело освятил имя Неба. (В Пиркеи де-рабби Элиезер, гл. 26, говорится, что сначала он сидел в тюрьме: «Его вторым испытанием было заключение на десять лет, три в Куте и семь в Карду»). Таким образом, Авраам достиг величия. В Авот 5:2 мы читаем:Десять поколений от Адама до Ноаха [записаны в Берешит] для того, чтобы показать, как велико Б-жье терпение; все эти поколения постоянно раздражали Его, пока Он наконец не привел на них воды потопа. Десять поколений от Ноаха до Авраама [записаны] для того, чтобы показать, как велико Б-жье терпение; все эти поколения продолжали раздражать Его, пока не пришел Авраам и не получил награду, которую должны были получить они [если бы они не отказались от своей доли].Авода зара 9а: Некто учил в доме учения Элияху: у мира есть шесть тысяч лет. Две тысячи – это хаос. Две тысячи – это Тора, и две тысячи – Эра Машиаха, которая не состоялась из-за множества наших грехов. Когда начались две тысячи лет Торы?… Со стиха: «Души, которые они привели в Харране» (Берешит 12:5). Тогда Аврааму было пятьдесят два года.Б-г искал человека, который мог бы начать эру Торы, положить начало Избранному народу и стать Б-жьим посланником, который  распространит подлинно еврейскую идею по всему миру. Такой человек должен докопаться до истины самостоятельно и не бояться рискнуть ради нее своей жизнью, не имея при этом пророчества или откровения от Б-га, пока не пройдет испытание. Тана девеи Элияху, гл. 5: «Почему Авраам заслужил жизнь без боли и искушений здесь, на земле, которую праведным предначертано получить только в Будущем мире? Это потому, что он подверг опасности свою жизнь ради Б-жьей славы в Ур-Касдиме».Еврейский народ был зачат через самопожертвование своего основателя Авраама. Такое самопожертвование – кульминация принятия ярма Неба. Только так мог  возникнуть народ, достойный возвышенной миссии – служить Б-жьим послом. Вот что говорят мудрецы о стихе Эстер 2:5 («Был один еврей в столичном городе Сузы») – Эстер раба, 6:2: Некоторые говорят, что [Мордехай] имел духовное величие Авраама в своем поколении. Как Авраам отдал себя в огненную печь и восстановил знания человечества о Б-жьем величии, как сказано: «Души, которые они привели в Харране» (Берешит 12:5), так и в день Мордехая народ узнал о Б-жьем величии, как сказано: «Многие из народов земли стали евреями» (Эстер 8:17). Мордехай провозглашал Б-жью единственность и освящал Его имя, почему и был назван «еврей» [ יהודי – иехуди], как в стихе: «Был один еврей». Читай не иехуди,«еврей», но יחידי – иехиди, один.В этом фрагменте мудрецы преподают два важных урока. Во-первых, еврей должен провозглашать Б-жью единственность, подражая в этом Аврааму. Соответственно, еврейский народ назван словом иехудим («евреи»), родственным слову יחידי – иехиди, «один». Второй урок состоит в том, что Авраам и Мордехай символизируют всю еврейскую нацию в целом: евреи уникальны в том смысле, что только они владеют истиной. Следовательно, они должны подражать первому еврею Аврааму и самоотверженно стоять в этой истине. В П’сахим 118а мы читаем: Когда Нимрод бросил Авраама в огненную печь, ангел Габриэль сказал Б-гу:«Владыка Вселенной! Позволь мне сойти и загасить печь, чтобы спасти из нее святого». Б-г ответил: «Я уникален в Моем мире, а он уникален в своем. Те, кто уникален, должны помогать друг другу». Впрочем, поскольку Б-г не отказывает никакому существу в причитающейся ему награде, Он добавил: «Ты будешь удостоен чести спасти трех его потомков» [Хананию, Мишаэля и Озию]. После этого Авраам покинул Ур-Касдим и начал исполнять свою миссию – провозглашать Б-жью единственность и венчать Его Царем над всем миром. Как видно из процитированного фрагмента Авода зара, в тот момент Аврааму было пятьдесят два года.Именно тогда и начались две тысячи лет Торы.Авраам узнал Тору, Б-жьи правила, пути и ценности. Первые шаги на этом пути он сделал самостоятельно, а затем Б-г втайне помогал ему, поскольку видел, что Авраам ищет очищения. Об этом говорится в Танхума, Вайигаш, 11: Хотя Тора еще не была дана, сказано: «Это потому, что Авраам послушал моего голоса» (Берешит 26:5). 
 

Откуда Авраам узнал Тору? Р. Шимон бар Йохай говорит: «Его две почки стали как два кувшина с водой, и Тора выплыла из них»… Р. Леви говорит: «Он выучил Тору самостоятельно».По большому счету, противоречия здесь нет. Авраам успешно освоил Б-жьи пути,потому что им двигало страстное желание познакомиться со своим Создателем, а также потому что Б-г улучшил его мыслительные способности. Б-г помогал Аврааму воспринимать информацию и обдумывать ее, постепенно готовя его к выполнению его задачи. Когда Авраам достиг совершенства, Б-г открыто объяснил ему Свои заповеди. Мудрецы говорят (Танхума, Бехар, 1): «Пока Израилю не была дана Тора, Авраам хранил ее. Р. Шмуэль бар Нахман сказал от имени Р. Александрая: „Авраам даже хранил раввинские законы] субботних границ “» [см. также Берешит раба, 64:4]. Авраам начал возвещать об имени Б-га, напоминать людям, что Он – Царь всего мира. В Тана девеи Элияху сказано (гл. 6): Авраам и Сара пошли в Землю Ханаан… Все человечество собралось к ним и спросило: «Что такого особенного в вас, что с вами произошли все эти события?» Авраам немедленно встал и рассказал им все, что произошло с ним начиная с Ур-Касдима и заканчивая текущим моментом, как сказано: «Кого Б-г поднял с востока? По чьим стопам идет праведность? Б-г полагает перед ним народы и дает ему править царями. Его меч превращает их в пыль, его лук как рассыпанное жнивье» (Ишияху 41:2). Раши объясняет: «Что заставило Авраама уйти из Арама на востоке [в Эрец Исраэль]? Его правые дела были с ним, куда бы он ни пошел». Вот что говорит Редак: «Кого Б-г поднял с востока»: это Авраам, которого Б-г поднял с востока, места его рождения… Б-г поднял его из дома идолопоклонников… Куда бы он ни пошел, то есть куда бы ни привели его его «шаги», он объявлял праведность и истину. Здесь проглядывается намек на приведенный выше «инцидент с Авраамом», когда звезда с востока, символизирующая Авраама, поглотила четыре звезды с четырех ветров. Звезда с востока – это Авраам, которому было предначертано восстать с востока, от Арама до рец Исраэль, и поглотить четыре царства четырех ветров. Из Ишияху и приведенных мидрашей мы узнаем два важных принципа. Во-первых, только благодаря Б-гу Авраам смог исполниться смелости и покинуть свою родину. Если Б-г видит, что человек ищет очищения и освящения, пренебрегая опасностями, Он дает такому человеку духовную силу. Это произошло с Шаулем, когда он услышал, что Амон проклял Израиль и потребовал выбить правый глаз всем людям Иависа Галаадского: «Дух Б-га мощно сошел на Шауля, когда он услышал эти слова, и в нем закипел великий гнев» (Шауль 11:6).Йонатан переводит этот стих так: «Дух храбрости сошел на него от Б-га». Когда в другом случае на войну с Амоном пошел Ифтах, «дух от Г-да сошел на Иеффая» (Судьи 11:29), и Йонатан переводит так: «Дух храбрости сошел на Ифтаха от Б-га». Похожие слова мы читаем о Шимшоне, когда он воевал с филистимлянами (Сефер Шофтим 15:14; см. Таргум Йонатан).Ясно, что дух Б-га просто помогает тем, кто сам ищет очищения. Так, во всех описанных случаях люди ревностно выступили в защиту Б-га и Израиля, за что Б-г укрепил их Своей силой. (Б-г может сделать и противоположное, как в Сефер Шмуэль 16:14 сказано о Шауле: «Дух Г-да отошел от Шауля»; в версии Йонатана: «Б-жий дух храбрости, который был на Шауле, покинул его».) В первую очередь человек обязан доказать, что достоин получить Б-жий дух, совершив акт самопожертвования. Только в этом случае он может рассчитывать, что Б-г поможет ему. Именно так и произошло с Авраамом. Поскольку Авраам с самого начала не боялся опасностей, Б-г возвысил его дух и дал мужество не бояться испытаний, в том числе в войне с четырьмя царствами (см. Берешит 14 с комментариями на него).Второй принцип, который мы извлекаем из вышеупомянутых текстов, состоит в следующем: распространяя владычество Б-га по лицу земли, Авраам учил людей справедливости и милосердию, поскольку это качества Б-га. В Ялкут шимони говорится (Теилим, 869): «Кого Б-г поднял с востока? По чьим стопам идет праведность? (Ишияху 41:2). Р. Реувен сказал: «Сон идолопоклонников помешал им прийти под крылья Б- га. Кто разбудил их, чтобы они могли прийти? Авраам… Не говоря об идолопоклонстве, их милосердие также спало, и Авраам разбудил его. Как он это сделал? Он открыл гостиницу, где принимал прохожих, как сказано: „Авраам открыл гостиницу [ אשל – эшел] в Бат Шева“ (Берешит 21:33)». Р. Элазар сказал: «Что значат буквы א–ש–ל ?אכילה [еда], שתיה [питье] и לויה [проводы их в дорогу]». В Тана девеи Элияху (там же) говорится: «Как только они услышали от него Тору, они увенчали его царем над собой». Рамбам комментирует (Хилхот авода зара, 1:3): Авраам ходил, призывая и собирая людей от города к городу, от царства к царству, пока не пришел в Ханаан. Он воззвал, как сказано: «Там он призвал имя Г-да, Б-га Вселенной» (Берешит 21:33). Когда люди собрались к нему и спросили его о его словах, он говорил каждому из них в соответствии с его природой, пока не возвращал его к пути истины. Таким образом, десятки тысяч собрались к нему, и это – люди дома Авраама. Авраам вселил в них этот великий принцип, записал свитки и сообщил об этом своему сыну Исааку. Исаак сел, уча и увещевая. Исаак сообщил Яакову и назначил его учить, и Яаков сел, чтобы учить и поддерживать всех, кто присоединился к нему. Яаков учил всех своих сыновей, он отделил Леви и назначил его главой, и создал ему йешиву, чтобы учить путям Б-га и сохранить заповедь Авраама. Он повелел своим сыновьям, что никогда не должен прекратиться глава из потомков Леви, чтобы знание не было забыто. Это предприятие постоянно расширялось среди потомков Яакова и тех, кто присоединился к нему, и появился народ, знающий Б-га. Тогда, когда Израиль уже долго был в Египте, они обратились к изучению дел египтян и поклонению идолам, подобным им, – все, кроме племени Леви, которое твердо стояло в воле Патриархов и никогда не поклонялось идолам. Основание, заложенное Авраамом, было очень близко к истреблению, поскольку потомки Яакова вернулись к ошибкам и извращениям мира. Однако Б-г из любви и клятвы, которой Он клялся Аврааму, назначил Моше отцом всех пророков и послал его. Б-г выбрал Авраама, чтобы создать отделенный народ, который продолжит нести высокое предназначение Творения – создать мир абсолютного добра под началом Б-га. Г-дь сказал Аврааму: Я поддержу Мое соглашение между Мной и тобой и твоими потомками после тебя через поколения, вечное соглашение. Я буду Б-гом для тебя и твоего потомства после тебя. Тебе и твоему потомству Я дам Землю, в которой ты сейчас живешь как чужеземец. Вся Земля Ханаанская будет твоим вечным наследием, и Я буду Б-гом для твоих потомков (Берешит 17:7–8). Отсюда мы видим, что хотя Б-г и избрал Авраама, Он еще не решил окончательно, что семя Авраама станет Избранным народом. Для этого потомки Авраама должны были сами подтвердить, что достойны такого избрания. С этой целью Б-г испытал три поколения: Авраама, Исаака и Яакова. Когда Он увидел, что все они были праведны, а их потомки заслуживают доверия, Он определил Израилю стать избранным народом Б-га. Впрочем, не все потомки Авраама стали частью Б-жьего народа, но только один Исаак. Что касается Ишмаэля, то Б-г повелел Аврааму изгнать его, последовав совету Сары: «Через Исаака ты обретешь потомство» (Берешит 21:12); «Твоя жена Сара родит сына. Ты должен назвать его Исааком. Я сохраню Мое соглашение с ним как вечный договор для его потомков после него. Я также услышал тебя в отношении Ишмаэля. Я благословлю его… Но Мое соглашение Я сохраню с Исааком» (Берешит 17:19–21); «Авраам отдал все, что у него было, Исааку. Сыновьям наложниц, которых он взял, Авраам также дал подарки. Тогда, когда он еще был жив, он отправил их в страну Востока, подальше от своего сына Исаака» (Берешит 25:5–6). Б-г поручил продолжить священную миссию Исааку:  Оставайся пришельцем в этой земле. Я буду с тобой и благословлю тебя, поскольку именно тебе и твоему потомству Я отдам все эти земли. Так Я сдержу клятву, которую дал твоему отцу Аврааму» (Берешит 26:3). Ясно, что Б-г не мог поручить нечестивцу исполнение миссии, от которой зависела судьба мира. Согласно мудрецам (Сангедрин 91а), когда сыновья Ишмаэля потребовали часть земли («Вот летопись Ишмаэля, сына Авраама» [Берешит 25:12]; «Вот летопись Исаака, сына Авраама [Берешит 25:19]), Гевия бен Песиса ответил: Я тоже приведу доказательство только из Торы, как сказано: «Авраам отдал все, что у него было, Исааку. Сыновьям наложниц он дал подарки. [Тогда,когда он еще был жив, он отправил их в страну Востока, подальше от своего сына Исаака]» (Берешит 25:5–6). Если отец дает своим детям подарки как наследство в течение своей жизни, точно очертив, сколько получит каждый, и затем отсылает их друг от друга, может ли кто-то из них иметь жалобы друг против друга?» [В Берешит раба, 61:7 содержится дополнение: «Они ушли пристыженные».] Нечестивый Эйсав тоже не имеет части в миссии Израиля. Вот какими словами Исаак благословил Яакова: «Он дарует благословение Авраама тебе и твоим потомкам, чтобы ты овладел землей, которую Б-г дал Аврааму, где ты раньше жил только как чужеземец» (Берешит 28:4). Подобным образом, когда Яаков ушел в Харран, Б-г благословил его во сне: «Я дам тебе и твоим потомкам землю, на которой ты лежишь» (Берешит 28:13). Эйсав де-факто признал это, когда покинул Эрец Исраэль: «Он уехал в другую землю, подальше от своего брата Яакова» (Берешит 36:6). Поскольку Авраам, Исаак и Иаков доказали свою пригодность, Б-г постановил раз и навсегда: «Народ, который Я образовал для Себя, будет говорить о Моей славе» (Ишияху 43:21). Таким образом Б-г инициировал процесс рождения от Авраама, Исаака и Яакова особого народа, избранного и святого.

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления "Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Народ Израиля) все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Статистика