::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

"Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Нееврей в Эрец Исраэль) часть 2

3-01-2011, 21:42 Разместил: jude Просмотров: 2065

продолжение...

(Миш.Тора 23:17): в твоих воротах, а не в Иерусалиме». Нееврей может жить в Эрец Исраэль где угодно,   но   не   в  Иерусалиме,   который слишком свят  для него. Однако   проходить   через Святой город ему разрешено, так как это не считается проживанием.Кроме того,  Сифри  говорит  (там же):  «„Ему будет позволено жить с тобой“  (Миш.Тора 23:17): а не в самом городе».  Я думаю,   что  понимать это следует такимобразом: хотя нееврею и можно селиться в Эрец Исраэль, по всем упомянутым причинам мы попрежнему обязаны отделиться от него. Следовательно, он не может жить в одном городе с евреями.Ра'авад  записал   в  Хилхот  иссуреи биа  14:8, что  поскольку  данный  запрет  призван сохранять города в святости, сегодня иностранным жителям уже можно жить в городах, ведь «святость Земли уже не та, что раньше». Это неубедительно. Во-первых, в данном вопросе Земля попрежнему свята ничуть не меньше, чем раньше; я писал об этом выше. Во-вторых,что более важно, запрет неевреям селиться в городах на самом деле связан не со святостью, а с отделением.  Даже если нееврей платит дань,  выполняет все повинности и семь Ноевых
законов, мы по-прежнему имеем заповедь отделиться от него. Некоторые цитируют  Сифри «не в городе  самому  [ומצעב]» вместо «не в  самом [ומצע] городе».  Они аргументируют,  что неевреи не могут жить в своем собственном городе, иначе они могут восстать.Соответственно,они должны жить  распределенно, а для этогомы должны запретить им создавать города и селения.
Но даже это еще не все. Никогда не забывайте следующее: все, что мы сказали о неевреях – иностранных жителях, соблюдающих   повинности и Ноевы законы, вовсе не является нашей обязанностью, неисполнение которой делает нас грешниками. Этот закон –
всего лишь дар неевреям, помогающий им приблизиться к Б-жьей истине. Другими словами,мы можем, но не обязаны, разрешать неевреям жить в  Эрец Исраэль.Если по какой-то причине (например угроза нашей безопасности) у нас возникают основания   опасаться неевреев,тогда мы можем и даже должны запретить жить в Земле всем неевреям,включая иностранных жителей. В конце концов, в определенные периоды времени Израиль не принимал даже обращенных.Правило таково:  если нееврей хочет покориться Израилю и жить в Земле и Тора это дозволяет,он должен объявить, что является здесь иностранцем,  потому как  Эрец Исраэль принадлежит Б-жьему народу, Израилю.  Он должен объявить,  что принимает суверенитет Израиля, дань, повинность и все прочие ограничения, требуемые Торой (в том числе законы о статусе иностранного жителя, см. ниже). Таким образом, достигается требуемый результат:освящено имя Б-га (поскольку нееврей отказался от идолопоклонства и принял семь Ноевых
законов), гарантирован еврейский суверенитет над  территорией и страна очищена от языческих мерзостей.К нашему огромному сожалению, даже ученых Торы поразило мышление в духе «что скажут язычники?» Одни ученые одобряют нееврейские мерзости и пытаются отменить Б-жью заповедь отделения святого от нечистого, Израиля от народов, – заповеди, призванные сохранить Эрец Исраэль для еврейского народа в чистоте и святости.Другие ученые пытаются оправдать ситуацию, при которой неевреи занимают   в Израиле руководящие должности. С этой целью они приводят цитату из Мишны (Авот 1:10):«Шемайя и Авталион получили устную традицию от них [Иехуда бен Табаи и Шимон бен Шетах]». Имеется в виду,что Шемайя был князем, а Авталион – главой Сангедрина, хотя оба они были обращенными. Как они могли  занимать эти посты,если Талмуд и  поским [авторитеты по Галахе]  прямо запрещают назначать обращенного на руководящие посты? Ответ находится  в  Ха-к’несет ха-г’дола  (Хошен мишпат,  махадура кама,симан  7): если Израиль принял над собой обращенного,тогда это дозволяется.Вооружившись этим тезисом,  наше осиротевшее поколение,снедаемое страхом перед народами и комплексом неполноценности по поводу реакции  эллинистов  на израильские законы отделенности,провозгласило: если Израиль принимает неевреев в свою среду, то их (даже не обязательно обращенных) можно назначать на любые посты. Б-же, прости их! Если принять эту точку зрения, то неужели принятый нееврей может стать даже князем и царем? Неужели в избранном правительстве может быть нееврейское большинство, или пусть даже и меньшинство,но способное изменить характер государства? И если можно назначить на руководящую должность хотя бы одного нееврея, то имеем ли мы право отказывать в этом нееврейскому большинству, которое тут же примется пересматривать законы о статусе еврея и  Шабате, свиноводстве и смешанных браках, миссионерстве и отношении к чуждой культуре – все лишь во имя мерзкой иностранной концепции под названием «демократия»? Да содрогнутся Небеса!  Да осознают все, кто попустительствует   этому, глубину своего заблуждения!Разве пример Шемайи и Авталиона позволяет заключить,что евреи вправе назначить над собой нееврея?Приведенная цитата из Мишны, Сота  41а, ясно показывает,что царь Агриппа не мог быть царем, хотя весь народ провозгласил:«Ты наш брат!» Уже по этой фразе видно,что они приняли его власть. Однако мудрецы говорят,что «многие умерли в тот день,когда польстили ему» и «в тот момент евреи навлекли на себя уничтожение за лесть Агриппе».Если одобрение людей снимает запрет,а власть Агриппы была одобрена,почему народ «навлек на себя уничтожение» за это? Ответ может быть только один: Тора прямо запрещает назначать неевреев на судейские и любые другие должности,это прямой хилул Хашем.
Стих  Шемот  21:1 – «Вот законы,  которые ты должен поставить перед  [Израилем]» –учит, что даже если неевреи судят так же, как евреи, мы не должны идти в их суды. Вот как этот стих комментируется в Танхума, Мишпатим, 3:Перед ними, а не перед неевреями.  Откуда мы знаем, что когда евреи-истцы знают, что неевреи разбирают дела согласно еврейскому закону, им все равно запрещено   пользоваться их судами?Сказано: «Которые ты должен поставить   перед  Израилем» – перед  Израилем, а не перед неевреями.  Кто отвергает еврейских судей ради нееврейских, отвергает Б-га и  Тору,  как сказано: «Их силы не как наш Сильный, хотя наши враги сидят в суде» (Миш.Тора 32:31). (См. также Танхума, там же, 6, и Гитин 88б.) Рабмам приводит этот закон в Хилхот Сангедрин 26:7:Если кто-то обращается к нееврейским судьям и в нееврейские суды, то  даже если их законы подобны нашим,он раша нечестивец], и это то же, как если бы он богохульствовал и поднял руку против Торы Моисея.Дело в том,что само принятие авторитета неевреев и их законов,пусть даже они и подобны Торе,является  хилул Хашем. Еврею запрещается добровольно принимать на себя нееврейские законы и предписания нееврейских судей:«Их силы не как наш Сильный, хотя наши враги сидят в суде».  Раши объясняет (Шемот 21:1): «Когда наши враги сидят в суде, это свидетельствует о превосходстве их божества».Вот ясное подтверждение запрета назначать нееврейских судей в Израиле, даже если они судят по Торе.Тора шлема,комментируя этот стих, цитирует раббену Йосефа Бехор-Шора:Наши мудрецы комментируют  «Перед   ними, а не перед неевреями». Как сказано: «Из твоих братьев ты должен назначить царя. Ты не можешь назначить иностранца, который не из твоих братьев» (Миш.Тора 17:15). Тора предостерегает нас от того, чтобы назначать нееврея судьей над Израилем.Поступать подобным образом значит совершать огромную ошибку, это пренебрежение законами Земли и израильского  народа. Упаси Б-г, чтобы мы давали неевреям  власть  в Израиле! Как мы увидим ниже, по поводу Шемайи и Авталиона среди мудрецов не утихает полемика, что уже лишает оснований   использовать этот случай как прецедент для назначения неевреев.Если наши мудрецы разрешили  добровольно  назначать  обращенного, то это лишь потому, что запрет назначать обращенных на руководящие посты основан на мнении мудрецов,а не на прямом прочтении какого-либо стиха. Однако что касается назначения неевреев, то прямые стихи на эту тему есть, и они требуют   отделить таких людей от еврейского общества.Отделение является частью его повинности,этим он провозглашает,что не претендует на владение Землей. Ясно, что в такой ситуации ни о какой власти над Б-жьим святым народом не может быть и речи.
С другой стороны,обращенный является евреем во всех отношениях.Единственная причина, почему он не может занимать руководящий пост,состоит в том,что власть должна принадлежать элите общества,тогда как обращенный еще недавно был неевреем и не входит в этот круг.Следовательно,с  некоторыми оговорками можно  утверждать, что если обращенный принял Тору, исполняет заповеди, живет среди нас и во всех смыслах является евреем, то по решению общины он может занимать руководящую должность.Но даже при этом он не может стать царем, потому что царь –  это элита элит, и забывать об этом общество не вправе. Вот почему в случае с царем Агриппой народ согрешил.Однако ничто из сказанного не имеет отношения к нееврею, положение   которого сильно отличается от положения обращенного.Нееврей не является членом еврейского народа. У него нет части в Земле, и заявления о том, что он может получить руководящий пост, просто смешны. Если подобное происходит, это можно сравнить с идолом в Храме, с капитуляцией Торы перед нееврейской культурой. Да смилостивится над нами Б-г!В  любом случае, нам важно   прояснить, были или нет Шемайя и Авталион обращенными. Такое предположение основано на Гитин 57б:На'аман был  иностранным   жителем; Небузрадан был обращенным.Потомки Амана изучали Тору в Б'ней-Браке; Сисера обучал детей Торе в 
Иерусалиме.Потомки Санхерева учили народ Торе.Кто это был?Шемайя  и Авталион.Как видим,  здесь сказано прямо:  «Небузрадан был обращенным».То же говорится о На'амане.Но об остальных, в том числе о Шемайе и Авталионе, говорится иначе: «потомки».
Другими словами, сами они не были обращенными. Обращенными были потомки Санхерева, а  Шемайя и Авталион родились  уже  от них. Следовательно, Шемайя и Авталион имели полное право занимать свои посты.Об этом же мы читаем и в Йома 71б: Однажды первосвященник выходил из Храма и все следовали за ним. Когда они увидели Шемайю и Авталиона,они оставили первосвященника и пошли за ними… Первосвященник сказал: «Идите с миром, язычники!» Раши  комментирует: «Он   обратился   к ним уничижительно потому, что они были потомками Санхерева». Однако он не говорит, что сами Шемайя и Авталион были обращенными.Смысл презрительной насмешки первосвященника состоял в том,что они произошли от неевреев, а  именно от  потомков  Санхерева – которые как раз-таки были обращенными.В Авот (1:10) Тосафот йомтов проливает больше света на этот вопрос:Р.  Лёве [Махарал] говорит в своем труде  Дерех  Хаим: «Говорили, что Шемайя и Авталион происходили из „сообщества обращенных“, что следует из Гитин  57б  и Йома 71б. Однако это не означает, что они сами были обращенными.Будь это так, как   они могли  бы являться князем и  главой Сангедрина? Скорее, они были потомками обращенных, и их матери были, несомненно, еврейками. Таким образом, их можно было назначить на их посты.Хотя некоторые  объясняли, что они сами были обращенными,   это грубая ошибка.Когда Р. Овадья Мибартенура (Авот, там же) и Рамбам пишут: «Шемайя и Авталион были обращенными», они   имеют в виду, что они произошли от обращенных.В конце концов, Рамбам сам издал правило, запрещающее обращенным становиться судьями, и в нем не упоминается одобрение общества. Ни у кого из галахических авторитетов мы не найдем причудливую идею о том, что нееврей может получить руководящую должность с одобрения общества.Впрочем, этот вопрос   требует очень внимательного рассмотрения, поскольку Рамбам в своем Введении к  Мишне Тора сам говорит, что  Шемайя   и  Авталион были обращенными. Об этом же говорится и в Мишнайот эдуйот 5:6. Но даже если принять,что согласие общества позволяет наделить полномочиями обращенного, в любом случае это не касается нееврея. В отличие от нееврея, обращенный является полноценным евреем.Если нееврей хочет жить в Израиле, он должен отказаться от идолопоклонства, принять  семь Ноевых законов, дань и повинность. Тогда он получает статус,  который большинство комментаторов называют гер тошав  – иностранный житель.Если же нееврей поклоняется идолам,то ему вообще запрещено жить в  Эрец Исраэль:«Не позволяй им жить в твоей земле,поскольку они могут ввести тебя в грех передо Мной.В итоге ты можешь начать поклоняться их богам, и это станет смертельной ловушкой для тебя» (Шемот 23:33). 
Чтобы евреи не подверглись влиянию идолопоклонников, Б-г запретил таким неевреям жить с нами в Эрец Исраэль.Даже заключение союза с  идолопоклонниками (при котором они будут мирно жить с нами в Эрец Исраэль) является хилул Хашем. Этим мы как бы сами начинаем служить идолам,  упаси Б-г. Именно об этом говорит  Леках тов (Шемот  23:32): «Если ты заключишь соглашение с ними, ты также заключишь соглашение с их богами».Точно   так  же, когда  Рамбам говорит о продаже и  аренде домов и земел  в Эрец Исраэль нееврею,описывая доброжелательное отношение к ним ради сохранения мира,он оговаривается:Все вышесказанное применяется только когда мы в Изгнании среди народов, либо когда народы сильнее Израиля,но когда Израиль сильнее их, нам запрещено оставлять среди нас неевреев.Неевреюзапрещено даже  жить временно в  Эрец Исраэль или просто проходить через нее по делу, если он не принимает семь Ноевых законов… Если он их исполняет,он –  гер  тошав.Мы принимаем гер тошав только если функционирует цикл Юбилейных лет.В другое время мы принимаем только полностью обращенных (Хилхот авода зара 10:6).Когда Рамбам пишет, что нееврею запрещено даже проходить через Эрец Исраэль, он опирается на Мидраш ха-гадол  (Шемот  23:33).Но Ра'авад  (Хилхот  авода зара, там же) придерживается иного мнения: «Я никогда не слышал об этом раньше». Как бы то ни было,идолопоклонник не может жить в Эрец Исраэль, потому что Б-г требует от нас заставить живущего с нами нееврея соблюдать семь Ноевых законов. Как говорит Рамбам: «Моше заповедал нам от Б-га заставить все человечество признать заповеди, данные Ноаху» (Хилхот мелахим 8:10). Если нееврей отвергает идолопоклонство и принимает все законы Ноаха, это гер тошав. Об этом говорят мудрецы (Авода зара 64а), так же определяет и Рамбам. Более того, в Хилхот иссуреи биа 14:7 Рамбам пишет:Кто такой гер тошав? Это нееврей, который взял   обязательство не поклоняться идолам наряду с другими заповедями, данными потомкам Ноаха, однако не  принял обрезание или   погружение.Мы принимаем его, и он среди праведных неевреев.Почему он назван тошав  [житель]? Потому что   нам разрешено поселить его среди нас в Эрец Исраэль.Чтобы стать  гер тошав, нееврей должен дать слово еврейскому суду исполнять семь  законов Ноаха.Как писал Рамбам: «Тот, кто их принимает, называется гер тошав во всем Талмуде,что подразумевает,что он принял их перед судом трех» (Хилхот мелахим 8:10).Недостаточно просто отвергнуть идолопоклонство и язычество:  нужно еще и объявить об этом перед судом. Об этом говорит и Ритва (Макот 9а ):К неевреям применялись три выражения:гер тошав  [иностранный житель], бен-Ноах [потомок Ноя] и гой [нееврей].Гер тошав – это тот,  кто пообещал перед еврейским судом исполнять  семь заповедей, заповеданных потомкам Ноя, как говорится в Авода зара. Это дает ему право жить среди нас,следовательно, он назван тошав, житель… Это нееврей, которого мы обязаны поддерживать, как  сказано: «Когда твой брат обеднеет и потеряет способность поддерживать себя в обществе,ты должен прийти ему на помощь. Помоги ему выжить. Это включает как обращенного   [גר – гер], так  и иностранного жителя [תושב – тошав] (Левит 25:35).Итак, «твой брат» – это еврей и обращенный, и есть еще гер тошав. В Торат коханим,Бехар,паршета  5:1 говорится:«„Гер“ относится к обращенному, тошав  – к иностранцу,который ест некошерную пищу» [т. е. гер тошав]. Ритва продолжает:Бен-Ноах – это тот, кто не принял эти заповеди в еврейском суде, однако мы знаем, что он соблюдает их самостоятельно… Нам не заповедано поддерживать такого человека, равно как не должны мы опускать его в яму [умертвить] своими руками…Стам  гой  [полный нееврей]  – это тот,  кто не соблюдает семь заповедей.Нам разрешается опустить такого человека в яму, пока это не доставляет нам проблем, либо как-то иначе умертвить его,  если имеется в этом необходимость.Рамбам (Макот, там же) тоже определяет  гер тошав  как того, кто обязался  перед еврейским судом исполнять семь Ноевых законов. Из этого следует, что гер тошав – это только тот, кто пообещал еврейскому суду исполнять семь Ноевых законов.Только такой человек может жить с нами в Эрец Исраэль.Это правило предполагает, что нееврей обязуется исполнять частьТоры. По сути, поэтому он и должен предстать перед еврейским судом.  Рамбам  пишет (Хилхот мелахим,8:11):Кто принимает семь заповедей и тщательно исполняет их,  находится в числе праведных неевреев, и у него есть часть в Будущем мире. Это зависит от того,  принял ли и исполняет ли он их потому,что Б-г заповедал их в Торе и  сообщил нам через Моисея, что потомки Ноя уже получили эти заповеди. Если же он исполняет их,  потому что они логически убедительны,  тогда он не  гер тошав и не находится в числе ни праведных, ни мудрых неевреев.Исходя  из этого описания, даже если нееврей заявит о  готовности исполнять семь Ноевых законов перед судом, но при этом им будет двигать не стремление исполнять Б-жьи заповеди,   а что-то иное, то он не  получит статус гер тошав. В данном случае Рамбам опирается  на  Мишнат,  Р.  Элиезер, парша  6. Хотя   этот источник  говорит о  «праведном нееврее», для Рамбама этот термин синонимичен гер тошав.Я  полагаю, что этот закон  опирается еще на один источник, а именно Танхума, Ш’мини, 8: «Заповеди были даны только для того, чтобы очистить человечество и Израиль,как   сказано: „Слово Г-да приносит очищение“(Теилим  18:31)». Мы можем спросить,почему здесь упоминается «человечество»? Скорее всего, речь идет именно о семи Ноевых законах как эквиваленте заповедям, данным Израилю.Как израильтянин должен соблюдать заповеди только из желания выполнять волю Б-га,так же должно поступать и остальное человечество в отношении к Ноевым законам.Я уже говорил, что Тора налагает ряд ограничений на тех неевреев, которые хотят жить в Земле.Рамбам упоминает дополнительное ограничение (Хилхот авода зара 10:3):Мы не продаем им дома и поля в Эрец Исраэль… а также не сдаем их в аренду…Почему наши мудрецы ввели запрет относительно полей? Это потому что [сдача в аренду неевреям] имеет два  [отрицательных последствия]: это уменьшает десятины и дает неевреям опору в Земле. Мы можем продавать им дома и поля вне Земли,потому что это не наша земля.Это ограничение основано на Авода зара 20а:«Ты не должен обращать на них никакого внимания [ло теханем]» (Миш.Тора. 7:2): не давай им опору [ханайя] в земле. Иначе:не приписывай им красоту [хен] .  Раши: «Не говори: „Какой хороший этот нееврей!“»] Иначе:не давай им бесплатных [хинам] подарков.Дальше в Талмуде подводится итог: «Все формулировки верны».Современные раввины решили отменить эти положения.К сожалению,по каким-то причинам некоторые из них пришли к выводу,что продавать поля и дома неевреям можно. Я абсолютно убежден,что они совершают роковую ошибку,не понимая принципы Земли и Народа Израиля. Нет никакой разницы   между тем, чтобы давать неевреям опору и приписывать им привлекательные качества.Есть одна святая причина,почему это нельзя делать.Если мы понимаем, почему существуют Земля и Народ Израиля,мы не собьемся с пути сами и не будем сбивать других.Давайте никогда не забудем, что Б-г дал Землю Израиля Народу Израиля с определенной целью – отделить его от других народов. Для этого Б-г дал им собственную землю,где они могли бы жить обособленно.Он взял Свой любимый народ и поместил его в Свою любимую землю,и оба их наделил необычайной святостью. Как Израиль является самым святым народом на Земле, так и Эрец Исраэль,благодаря ему, является самой святой землей.Вот о чем мы читаем в Мишне (Келим 1:6):Есть десять уровней святости: Эрец Исраэль святее всех прочих земель.В чем выражена эта святость? В том, что Омер  [храмовое приношение ячменя, приносимое в Песах], Бикурим [Первые плоды] и Штеи ха-лехем [храмовый хлеб]  приносятся из Эрец Исраэль [а не из других земель].(Об этом же пишет Рамбам в Хилхот бет ха-бехира 7:12.) Мишна не уточняет, в чем состоит святость Земли, зато она  объясняет, в каких конкретных формах эта святость выражена. Естественно,Эрец Исраэль неотъемлемо присуща святость,  причем неважно,  исполняют ли ее жители заповеди или  нет.  Хатам Софер использует  этот  аргумент  при ответе на вопрос, кто лучше   исполняет заповеди, житель Иерусалима или другого города в Земле (Респонса, Йоре деа, 234):Кажется, что суды могут заставить [несогласного супруга] идти в  Эрец Исраэль, не из-за  заповедей, связанных с Эрец  Исраэль и Иерусалимом,но по причине ее неотъемлемой святости, а также потому что тот, кто живет вне Земли, сравнивается с человеком без Б-га…  

Поскольку вся сила этого закона проистекает из неотъемлемой святости Земли, нам нет смысла углубляться в дебаты по вопросам, применима ли во все времена первая святость, дарованная Эрец Исраэль, или в спор Рамбама с Ра'авадом по вопросу, применима ли святость Храма к нашему времени, так что зашедший в него подвергается отсечению…Это совершенно не место для подобных вопросов.Мы не разбираем вопрос, применяются заповеди или нет, может войти духовно нечистый человек или нет.  Скорее,  вопрос стоит о высшей святости.Иерусалим был вратами Неба с начала времен, даже когда там жили иевусеи, а в Земле были хананеи и ферезеи. Божественное присутствие никогда не покидало и не покинет Западную стену, даже в этом уничтожении…В заключение, все согласны в том, что  [Эрец Исраэль  и Иерусалим] святы вечно, от рассвета времен до конца дней. Это никогда не менялось и никогда не изменится.Итак, теперь нам становятся понятны две причины, по которым Тора  запрещает продавать дома и даже сдавать  в  аренду землю неевреям,  даже  если они считаются праведными. Обе эти причины  упоминает Рамбам, когда обсуждает запрет сдачиземли (Хилхот авода зара 10:4): «Это уменьшает десятины (1) и дает им опору в Земле (2)».(1) Поскольку Эрец Исраэль – это святая земля, которую мы должны освящать нашими десятинами  (как и всеми прочими заповедями), то как можно продавать ее или сдавать в аренду неевреям? Нееврей не платит десятины; продав ему землю, мы уменьшаем ценность заповедей, а стало быть, и самой земли.(2) Купив или арендовав участок в Эрец Исраэль, нееврей получает часть святой земли во владение и делает ее своей «опорой», что мы никак не можем допустить.  Что в данном случае понимается под «опорой»? Это то чувство,  когда нееврей считает,  что нашел свое место под солнцем, свой собственный клочок земли.Но ведь Тора призывает отделиться от неевреев с их мерзостями! Если нееврей и живет в Эрец Исраэль, то он должен понимать,что у него здесь нет опоры, его ничто не связывает с этой землей, он ничем в ней не владеет,что это не его земля. Он должен ощущать, что он лишь «иностранный житель», а не гражданин, и живет он в земле другого народа – Народа Израиля.
Рамбам ясно дает понять (там же):Почему   мы   не   продаем   им?Сказано: «Не обращай на  них никакого внимания» (Миш.Тора 7:2). Не давай им опоры в Земле. Поскольку у них нет земли, их жительство здесь временное.Все,что Талмуд и  комментаторы  говорят   о  «первой святости Земли, применяемой только в свое время», говорится только о связанных с Землей заповедях, но не о самой Эрец Исраэль, которая свята всегда, вечно. Но за границами Земли продавать участки неевреям (и даже   идолопоклонникам)  можно, по крайней мере по этим же  двум причинам. Другие страны и не святы, и мы ими не владеем: следовательно, мы не сможем в них обособиться от народов. Именно это хочет сказать Рамбам (там же, 10:3): «Мы можем продавать им дома и поля вне Земли, потому что они не наши». Еврейство Диаспоры должно содрогнуться, читая эти слова, да поможет нам Небо!Отсюда следует, что   в этом отношении нет никакой разницы между членом семи народов,любым другим неевреем и  гер тошав. Пока  Б-г  желает  обособленности Своего народа, стих «не обращай на  них никакого   внимания»  (Миш.Тора   7:2) применяется ко  всем неевреям. Эту простую истину подсказывает сама логика. В Тосафот мы читаем (Авода зара 20а): «В отношении того, чтобы давать им бесплатные подарки,  хвалу и опору, нет смысла отличать между семью народами и остальными».(Давайте никогда не  забудем   этот  принцип: каждый закон Торы, относящийся  к неевреям, применяется ко всем неевреям,за исключением случаев, когда есть необходимость в различении.) Точно так же нет необходимости различать между неевреем и гер тошав  в Эрец  Исраэль, за   исключением подарков. О некошерном мясе Тора постановляет: «Ты можешь отдать его иностранному жителю в твоих поселениях, чтобы он съел его…поскольку ты святой народ Г-ду,  твоему Б-гу»  (Миш.Тора  14:21). Это нужно сделать  только потому, что заповедь   требует поддержать гер тошав в нужде. Мы уже приводили комментарий мудрецов на стих Ваикра 25:35: «Ты должен прийти к нему на помощь.Помоги ему выжить,будь он гер или тошав». Торат коханим (Бехар,  Паршета 5:1) говорит: «Гер означает обращенный, тошав означает нееврей, который ест некошерное мясо».Мудрецы объясняют  (П’сахим  21б):  «Это потому, что вы должны поддерживать гер тошав». (Как бы то ни было, даже в этом Тора проводит различие между израильтянином и гер тошав, которого следует отделить от общества. Это видно из того, что Тора запрещает нам есть некошерное мясо, но разрешает отдать его гер тошав, «потому что ты святой народ Г-ду, твоему Б-гу».)Что касается других запретов, связанных со стихом «не   обращай на  них   никакого внимания» (а именно в отношении опоры и хвалы), то нет никакой необходимости различать между гер тошав и любым другим неевреем. Это видно из того, что говорится в Тосафот о семи народах и всех остальных, и того, что  Рамбам  запрещает давать им опору в  земле (Хилхот авода зара 10:4): «Если у них нет земли, их жительство будет временным».Что касается стиха «не приписывай им красоту», то у Рамбама мы находим следующее объяснение: «Это чтобы не подталкивать нас прилепиться к ним и учиться их злым делам».Если это так  (а по сути,  в обеих названных причинах речь идет об отделении), то какой смысл отличать одного нееврея от другого? Никакого смысла просто нет. Об этом написал Хазон Иш рабби Бецалелю Золти, главному раввину Иерусалима (Ковец Тора шеба'ал пе, 11, стр. 44): «Я не могу найти повода, позволяющего продавать землю как нееврею, так и еврею, заподозренному в продаже неевреям». Те, кто так поступает,  пусть даже во имя заселения Эрец Исраэль, теряют куда больше,чем обретают. Есть только один способ сохранить Эрец Исраэль – переносить страдания и уповать на Б-га.Все сказанное, вкупе с объяснением из Тосафот («В отношении того, чтобы давать им бесплатные подарки, хвалу и опору, нет смысла отличать   между семью народами  и остальными»), составляет фундаментальный принцип: мы не различаем между семью народами, другими идолопоклонниками, потомками Ноя и гер тошав, если этого не требует какой-то конкретный закон. Поскольку заповедь заселить Землю была дана, чтобы отделить нас от народов, и все законы так или иначе служат этому отделению, ясно, что между семью народами и любыми другими нет никакой разницы.Точно так же нет никакой разницы между семью народами и измаильтянами.  И те,  и другие жили в этой земле, когда Б-г привел в нее нас, и все они мечтают о  мести. Следовательно, возможность подчиниться у них была только до войны, а как только война началась, им уже нет места в Святой земле.Если повеление из Миш.Тора 20:16 («никого не оставляй в живых») распространяется в том числе и на измаильтян,  тогда мы обязаны изгнать их или убить.  В таком случае ясно,  что если измаильтянин не уходит по доброй воле, он заслуживает смерти (конечно, мы должны их заранее предупредить, чтобы они смогли уйти).И если таков закон, то это закон не только для царя или правительства, но для каждого рядового еврея. Мы читаем в Сефер ха-хинух (Мицва 528 [529]):Мы получили указание через запрещающую заповедь, что если мы находим какого-либо человека из семи народов и можем убить его, не подвергая себя  опасности, то мы должны убить его. Семь народов – это хананеи, ферезеи, евеи, иевусеи, хеттеи,гергесеи и аморреи,и о них сказано:«Никого не оставляй в живых» (Миш.Тора.   20:16)…Кого бы мы ни   нашли из них,они должны быть истреблены, где находятся.Что касается оговорки «не подвергая себя опасности», то речь идет об   отдельном человеке.Если же речь идет о еврейском народе в целом, то этот принцип превращается в милхемет мицва,при  котором опасность уже не  играет роли. В Минхат хинух об этом говорится в Мицва 425 («истребление семи народов из Земли»,  Мицва 604 («уничтожение Амалика»),  а  в  конце  добавляется,  что  комментарии Сефер ха-хинух требуют «дополнительного исследования». Сефер ха-хинух утверждает: если отдельный еврей может не выполнять это требование, когда ему угрожает  опасность, то для народа в целом  эта обязанность актуальна во все времена и в любых обстоятельствах.Чуть выше в  Сефер ха-хинух (Мицва  425  [423])  приводится причина, почему нельзя «оставлять в живых» семь народов:Поскольку эти семь народов – корень и источник идолопоклонства, то тех, кто возвеличил все мерзости, столь ненавистные Б-гу, нам заповедано истребить из  этой земли…Исполнение этой заповеди поможет нам,ибо мы уничтожим все их следы и не будем учиться их делам.Как доводы Абарбанеля и Ор ха-Хаима, так и соответствующий закон показывают, что после начала войны семь народов уже не могут сдаться. Как только началась война, а семь народов не подчинились Израилю, они должны быть изгнаны или убиты согласно заповеди Б-га. Если этого не сделать, народы, населявшие Землю до Израиля, всегда будут считать ее своей и обвинять Израиль в   воровстве, это станет поводом для вечной ненависти  к еврейскому народу. Вот почему нам заповедуется не  принимать  их   капитуляцию после начала войны. Как только началась война, у них остаются лишь две альтернативы: убежать или погибнуть.  Если кто-то из них откажется уходить,он заслуживает смерти.И  это тем более так  в случае, если такой человек открыто демонстрирует   свою ненависть  к  Израилю, пытается уничтожить его и вернуть себе Землю, прибегая к различным уловкам,не говоря уже об открытой вражде.Если такой нееврей совершает враждебный акт против еврея,  он заслуживает смерти. Давайте не будем слушать ассимилированных  эллинистов,  попавших под влияние  чужой культуры. Они стремятся проявлять милосердие к злодеям, которые лишь ищут повода поступить жестоко с милосердными детьми милосердных родителей. Эллинисты разглагольствуют о том,что нельзя убивать нееврея,напавшего на еврея.Это лицемеры, проливающие еврейскую кровь, поборники милосердия глупцов. О них сказано: «Доброта к народам – грех» (Теилим 14:34), «Милосердие к нечестивому – жестокость» (там же, 12:10). Их менталитет   полностью противоположен нашему. Сложно даже сказать, что хуже: брожение их ума или ассимиляция с народами, жертвой которой они стали.Мы должны четко понимать, что смертной казни за убийство еврея заслуживает даже нееврей,не относящийся  к  семи народам,и даже за пределами Земли  (Сангедрин  58б): «Нееврей, убивший еврея,заслуживает смертной казни… Р.  Ханина сказал: „Если нееврей ударил еврея по лицу, это то же, как если бы он ударил по лицу Б-га“».Рамбам  пишет  (Хилхот мелахим  10:6):  «Если нееврей ударил еврея,  даже если рана невелика, то он заслуживает смертного приговора, хотя  мы не убиваем  его»   (согласно Талмуду, потомка Ноаха можно убить только за нарушение одного из семи законов Ноаха, но не за другие грехи). Однако здесь речь идет о нееврее не из семи народов, который ударил еврея не из националистических, а из личных соображений. Если же нееврей в Эрец Исраэль ударил или поранил еврея из  националистических мотивов,то этим он отверг еврейский суверенитет над   Землей: нападением на еврея он показал желание истребить евреев и вернуть себе Землю. Конечно же, в данном случае такого нееврея может убить любой, кто его встретит, и чем быстрее, тем лучше. Промедление здесь недопустимо, что бы ни думало на эту тему наше презренное правительство и прочие шакалы, расхищающие виноградник.Ясно как день, что измаильтяне считают евреев ворами и потому всегда будут жаждать нашей крови.  Они никогда не забудут о своей цели – уничтожить наш народ и страну,и поэтому они тоже подпадают под закон о семи народах.  Когда мы мешкаем,  не зная, как поступить с ними,  мы проявляем милосердие глупцов,  навлекая погибель на милосердных детей милосердных отцов.  Насколько же в большей степени  это касается  ишмаильтян, за которыми дурная слава тянется от самого их праотца Ишмаэля. Вот что ангел сказал Агари о ее сыне Ишмаэле: «Он будет диким человеком. Его рука будет против всех, и рука всех будет против него» (Берешит 16:12). А вот что пишет Р. Шимон бен Леви в Берешит раба 45:9:Совершенно дикий человек,  потому что все крадут деньги,  а он – людей. «Его рука будет против всех,и рука всех будет  против него» [йад кол бо]: следует читать [не кол бо, но] калбо. Он и собака [כלב] равны. Как собака поедает трупы животных, так же поступает и он.Что касается стиха Берешит 21:9 («Сара увидела, что сын Агари, египтянки… играет»), в Берешит раба 53:11 об этом говорится:Р. Акива объяснил… «„Играет“ [месахек] может означать только сексуальный грех… Это учит тому, что Сара видела, как Ишмаэль ломает заборы садов, ловит жен мужчин и насилует их».[Именно так поступают и потомки Ишмаэля, арабы. В Кидушин 49б говорится: «Десять мер сексуального греха сошли в мир – Аравия взяла девять (а остальному миру досталась одна).]Мы узнали: Р. Ишмаэль   сказал:   «„Играет“ может означать только идолопоклонство…  Это учит тому, что   Сара видела, как  Ишмаэль строит жертвенники, ловит кузнечиков и приносит их в жертву. Р. Элазер, сын. Р. Йосси ха-Гелили, говорит: «„Играет“ может означать только убийство»… Р. Азария сказал от имени Р. Леви: «Ишмаэль сказал Ицхаку:  „Пойдем,посмотрим нашу долю в поле“.  Ишмаэль,  бывало, брал лук и стрелы и стрелял в Ицхака, словно играя».Р. Леви не зря приводит оправдание Ишмаэля: «Пойдем, посмотрим нашу долю в поле». Я объясню этот момент чуть ниже. А вот что мы читаем в Танхума, Ш’мот, 1:Когда Ишмаэлю было пятнадцать лет, он начал приносить   домой вырезанные изображения с рынка. Он играл с ними и поклонялся им, как видел у других.  Именно тогда «Сара увидела сына Агари,  египтянки» (Берешит  21:9)… и «сказала Аврааму: „Удали эту рабыню [вместе с ее сыном. Сын этой рабыни не разделит наследство с моим сыном Ицхаком!]“» (там же, с. 10) – «чтобы Ицхак не научился его путям». Сразу же после этого «Авраам очень забеспокоился о своем сыне, но Г-дь сказал ему: „Не беспокойся [из-за мальчика]… Сделай все, что Сара говорит тебе. [Через Ицхака ты обретешь потомство]“» (там же, с. 11–12).Авраам удалил из Земли и других своих сыновей: «Авраам отдал все, что у него было, Ицхаку. Сыновьям наложниц… он дал подарки. Тогда, когда он еще был жив, он выслал их в страну Востока,прочь от Ицхака»  (Берешит  25:5–6).  Танхума  подчеркивает:  «Он удалил их далеко от Ицхака».Авраам изгнал Ишмаэля и сыновей наложниц по двум причинам: во-первых, чтобы дети Ицхака не научились от них злу; во-вторых,   чтобы рожденные в Земле дети не начали думать, что она принадлежит им, и не возненавидели Ицхака и его сына Исраэля.Сара видела обе эти  причины  и потому добавила: «Сын  этой  рабыни не   разделит наследство» Земли с Ицхаком – а раз так,  то он будет всегда ненавидеть Ицхака и искать возможности убить его.Следовательно,Сара потребовала изгнать Ишмаэля из Земли.Р. Шимон бар Йохай комментирует (Берешит раба, 53:11):В момент рождения Ицхака все были счастливы. Ишмаэль сказал им:«Глупцы! Я первенец и возьму двойную часть». Из ответа Сары Аврааму – «Сын этой рабыни не разделит наследство с моим сыном» – мы узнаем [отношение Ишмаэля].
 

Очевидно,Сара требовала лишить Ишмаэля наследства по двум вышеуказанным причинам:чтобы Ицхак не научился его путям и чтобы оградить Ицхака от мести со стороны Ишмаэля, который однажды захочет вернуть себе Землю.Далее в Танхуме  говорится: «Отсюда мы узнаем, что Авраам уступал Саре в пророческой силе».Глупая, беспочвенная любовь искажает естественный ход вещей.  Берешит раба  (там же, 12) так  описывает   нежелание  Авраама выслать  Ишмаэля:«Это относится к фразе: „Закрывать свои глаза на зло“ (Ишияху 33:15)». Иными словами, неуместная любовь заставила Авраама закрыть глаза на зло Ишмаэля, и разглядеть его смогла только Сара, высказав соответствующее пророчество.  Сара поступила правильно,не пойдя по пути беспочвенной любви, и в  конечном итоге  Авраам изгнал и Ишмаэля, и сыновей других  наложниц.Но Ишмаэль и дальше продолжал ненавидеть Ицхака (Ш’мот раба 5:1): «Мы всегда знали, что Ишмаэль ненавидит Ицхака». Если тебя ненавидит собственный брат, не лучше ли жить от него подальше?Конечно, ишмаэльтяне не оставили и никогда не оставят притязаний на Эрец Исраэль (Сангедрин 91а):…В другой   раз потомки Ишмаэля и Кетуры пришли с Исраэлем, чтобы судиться перед Александром Македонским. Они сказали Исраэлю: «Эрец Исраэль твоя и наша, как сказано: „Это летопись Ишмаэля, сына Авраама“ (Берешит 25:12) и „Это летопись Ицхака, сына Авраама“ (там же, с. 19)»… Гевия бен Песиса спросил их:  «Откуда вы берете доказательство?» Они ответили:«Из Торы».Тогда он сказал: «Я тоже возьму доказательство только из Торы, ибо сказано:„Авраам отдал все, что у него было, Ицхаку.Сыновьям  наложниц…он дал подарки [и выслал их]“ (Берешит 25:5–6). Если отец дает своим детям подарки как наследство в течение своей жизни и затем отсылает их друг от друга, может ли кто-то из них иметь жалобы друг против друга?»(Он мог бы процитировать и другой стих, Берешит  17:19–21).Как видим,  даже спустя тысячу лет после смерти Ишмаэля его потомки все еще заявляли о своих правах на Землю. Они игнорируют как наши аргументы, так и положение Талмуда (Сангедрин  59б) об обрезании:Это Авраам, которому Тора изначально предписывает: «Ты должен хранить Мое соглашение – ты и твое потомство во всех их поколениях» (Берешит 17:9)…   Как   насчет того, чтобы обязывать измаильтян [обрезываться, поскольку они семя Авраамово]? Сказано: «Через Ицхака ты обретешь потомство» (Берешит 21:12).Итак, Тора ясно учит, что только Ицхак, но не Ишмаэль,называется семенем Авраамовым.Однако интересуют  ли ишмаэльтян и другие народы, притязающие  на Землю, наши аргументы? Это наши кровные враги, которые никогда не примут власть Израэля и Б-га над этой землей,  и потому им нет в ней места.  А их жестокость и злобность отметил  Рамбам (Игерет теман, Рамбам ла'ам, стр. 183):Вы, дорогие братья, знайте, что Б-г, к сожалению, ниспроверг нас к этому народу, Ишмаэлю, который строит нам великие козни и ненавидит нас, как Б-г и постановил о нас: «Наши   враги совершат преступления   против   нас» (Миш.Тора 32:31). Вы знаете, что у нас еще не было более страшного врага,  и ни один народ не сделал больше,  чтобы покорить и унизить нас.  Даже царь Давид, когда видел в пророческом духе все беды, постигшие Исраэль,  начал скорбеть и сокрушаться о нечестивом народе ишмаэльтян: «Горе мне, что я странствую с Мешехом, что я живу у шатров Кидара!» (Теилим 120:5) Заметьте, что из всех потомков Ишмаэля он упоминает Кидара. Это потому, что лунатик [Мохаммед]  произошел от Кидара, насколько нам известно его происхождение.Более того,  Даниэль упомянул о нашем унижении и повинности только  в контексте царства ишмаэльтян, да скорей оно погибнет: «[Ишмаэль] сбросил на землю некоторую часть воинства и звезд и попрал их»  (Даниэль  8:10). Мы по прежнему страдаем от их господства, вероломства и обмана, которые превосходят грань человеческих сил.Вот что говорит Ор ха-Хаим о стихе Ваикра 6:2 и о фразе «у очага жертвенника»:Наблюдатель заметит, что элита ишмаэльтян хуже,чем египетская,ибо когда египтяне держали евреев в рабстве, они их кормили и одевали. Мы знаем это из того, что наши мудрецы сказали о словах «мы помним рыбу, которую мы ели в Египте бесплатно, с огурцами…»  (Бемитбар  11:5):  «Все,что они ели,было бесплатно».С другой стороны, счастлив тот, кто не видел изгнания у ишмаэльтян, ибо они порабощают евреев и делают их жизнь невыносимой. Мало того,что они не платят им зарплату,так они еще и их самих  заставляют платить дань. Еврея лишают всего, что у него есть, и заставляют платить то,чего у него нет, и он должен пить эту чашу до самой смерти.Помимо всего сказанного,  мы знаем,  что незадолго до наступления Эры Машиаха Ишмаэль снова восстанет, чтобы сокрушить Исраэль. Мы поговорим об этом ниже (гл. 29).Рамбам написал (Хилхот авода зара 10:6): «Мы не принимаем кандидатов в гер тошав, за исключением времени, когда действуют Юбилейные годы.В  противном случае мы принимаем только настоящих обращенных». Эти слова согласуются с Арахин 29а. В другом месте Рамбам говорит: «Мы принимаем кандидатов в гер тошав, только когда действует Юбилей,но сегодня, даже если нееврей принимает всю Тору кроме одного пункта, мы не принимаем его».Среди комментаторов не было единодушия в том,  что больше подчеркивается в этом законе Талмуда и в позиции  Рамбама: снисходительность или, напротив, жесткость. Поскольку сегодня Юбилей не действует,неужели мы не можем принять  гер тошав, даже если нееврей готов исполнять все семь Ноевых законов? Если это так,то такому нееврею запрещено жить в Эрец Исраэль (это видно из Магид Мишна,  Хилхот исуреи биа, там же, а также Минхат хинух, Мицва 94).Однако вполне возможно,что Рамбам  хотел подчеркнуть снисходительность:поскольку Юбилея нет,  невозможно принять нееврея в суде и,следовательно,мы считаем его гер тошав без всякого суда. В пользу этой точки зрения говорит Кесеф Мишна (Хилхот авода зара ):Кажется,Рамбам  подразумевает,что если нееврей принял  семь Ноевых законов, тогда мы не препятствуем ему жить в  Эрец  Исраэль; смысл этого закона только в том, чтобы констатировать, что суды не принимают его.Есть и другие вопросы относительно статуса  гер тошав, по которым среди мудрецов нет единодушия.Всегда, когда мы   говорим о неевреях в Эрец Исраэль, мы должны учитывать заповедь отделения от народов. Только оставив идолопоклонство, нееврей может жить в Земле.Если он его оставляет,то должен искренне признать Б-га и Его заповеди. Более того, он должен также выполнять семь Ноевых законов,  платить дань и исполнять повинности, и все   это с полным пониманием того, что Эрец Исраэль принадлежит еврейскому народу, а он как иностранец не имеет на нее никакого права.. Если мы понимаем все  это,  нам  совершенно необязательно  углубляться  в  тонкости полемики комментаторов по поводу статуса гер тошав. Главенствующий принцип обособленности требует, что все вышеперечисленные условия обязательны для выполнения любым неевреем,вне зависимости от  того, принадлежит  ли  он к  семи народам, другим народам или  является гер тошав. Вне зависимости от частностей, все комментаторы средневековья и нового времени единодушны в том, что никакой нееврей, в том числе  гер тошав, не может жить в  Эрец Исраэль  без  дани и повинности.Таким образом, ни один нееврей не равен еврею в Эрец Исраэль,чтобы обладать Землей и участвовать в ее судьбе, чтобы быть ее гражданином или занимать в ней руководящую должность. Земля находится в исключительной собственности еврейского народа.Заметим,  что у нас есть все основания подозревать в идолопоклонстве ряд течений христианства. О тех, кто называет себя христианами и  мусульманами, существует специальный закон. В частности, вот что говорит Рамбам (Хилхот мелахим 10:9):Нееврей,  изучающий Тору,  заслуживает смертного приговора.  Он должен изучать только свои семь  заповедей… Правило таково:  мы не разрешаем им создавать себе новые религии или изобретать новые заповеди. Нееврей должен либо стать обращенным и принять  все  заповеди,  либо оставаться со своими  собственными учениями [семью заповедями] и не прибавлять и не убавлять от них.Как верны слова Рамбама! Если нееврей принимает семь заповедей в составе какой-то новой религии,  он,  по сути,  заявляет,  что Тора Моисея неверна.  Заявление о том,  что Б-г создал какую-то новую религию, есть  высшая ложь и восстание против Святого Б-га Израиля, будь Он благословен. Всякий, кто отрицает Б-жью Тору, как она была дана через Моисея, отрицает и Б-га. Такой человек не может иметь статус гер тошав.Если нееврей заслуживает смерти даже за изучение Б-жьих заповедей, например Шабата, то  насколько же  больше он  виновен,  если создает новую религию, пусть даже включающую законы Ноя. Поскольку он заявляет,  что это истинная религия,  он восстает против Б-га и Торы и не может жить в Земле. Р. Цви Хайос пишет об этом в Кунтрес ахарон.Если же нееврей принимает   галахические  условия, то мы должны поддерживать  и уважать его.Обманывать и   унижать такого нееврея запрещено (Иерусалимский  Талмуд, Иевамот 8:1):Он равен Израилю в трех вещах: 1) в запрете вымогательства [как сказано: «Не удерживай платы бедного и нуждающегося наемного работника,неважно, он из твоих братьев или обращенный… в твоих воротах» (Миш.Тора 24:14); «в твоих воротах»   –   имеется в виду гер тошав]; 2) в запрете против злоупотреблений [в отношении сбежавшего раба, который приравнивается к гер тошав, говорится: «Ты не должен ранить его чувства» (Миш.Тора 23:17)]; 3) в том, что он убегает в   города убежища,  как и еврей  [как еврей,случайно убивший другого еврея, отправляется в изгнание, так же и гер тошав, убивший другого гер тошав].Рамбам пишет (Хилхот мелахим  10:12): «Я думаю,что мы должны относиться к  гер тошав с добротой и любезностью,  как  и к  еврею».Это прямая заповедь, и если кто-то унижает гер тошав, он хулит имя Неба и отвергает Б-жьи заповеди.Итак, резюмируем.Эрец Исраэль дана еврейскому народу, чтобы он смог изолироваться,отделиться от других народов и их культур.Соответственно, если какой-то нееврей хочет жить в Эрец Исраэль, он должен соответствовать определенным условиям и освящать имя Б-га. Эти условия констатируют его неравный статус в Земле, и, принимая их,он показывает,  что согласен с этим статусом. Вот эти условия: дань, повинность, отказ от идолопоклонства   и семь законов Ноя.Помимо этого, ему нельзя жить на границе, в Иерусалиме, в еврейском городе, и мы не можем продавать и сдавать ему в аренду дома и земельные участки.Эти законы призваны гарантировать,что нееврей отделен от еврейского общества и живет собственной, новой жизнью, с ярмом Неба и семью Ноевыми законами.На этих условиях в Земле может  жить представитель любого   народа,кроме тех, что подобны хананеям и ишмаэльтянам,считающих  израильтян  ворами.Такие народы  упустили  шанс подчиниться Израилю, когда выступили против него войной. Сейчас у них остается только две альтернативы: либо покинуть Землю, либо погибнуть согласно закону «не оставляй никого в живых» (Миш.Тора 20:16).

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления "Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Нееврей в Эрец Исраэль) часть 2 все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры

Израильское Национальное Движение

Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Февраль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 

Статистика