::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

"Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Нееврей в Эрец Исраэль) часть 1

3-01-2011, 20:22 Разместил: jude Просмотров: 2299

Глава 20
Нееврей в Эрец Исраэль
Эрец Исраэль  названа   так потому,  что  это Земля   [эрец],  принадлежащая  Исраэль–народу Израиль. Тот, кто не входит в святое и избранное общество Израиля, не имеет части в Эрец Исраэль.
 Б-г смотрит на страны и национальности совершенно не так,  как принято в нееврейской   культуре.   В   таких   культурах   страна   определяет   национальность:   народ называется так, как его страна. Если ты живешь в определенной стране, то ты становишься частью народа этой страны и, соответственно, участвуешь в управлении ею. Следовательно, население  страны не рассматривается  как особая нация,  живущая  в этой стране  с целью вести собственный образ жизни и создать собственную культуру,  когда земля служит лишь средством   достижения   этой   цели.   Поскольку   нееврейская   культура   основана   на   идеях равенства и демократии, нет никакого смысла считать одну нацию выше или лучше другой.Любой   новоприбывший,   независимо   от   национальности   или   убеждений,   считается полноправным   членом   нации.   Иными   словами,   национальность   определяется географическим расположением страны проживания.Б-г же смотрит на это совершенно иначе. Б-г Израиля определил еврейский народ как святой,  избранный и уникальный народ,  которому Он дал землю,  чтобы он создал в нем общество и государство Торы. Земля в этом смысле является лишь средством, вместилищем,которое Б-г дает Своему народу для исполнения этой задачи.  Земля никак не определяет нацию, поскольку нация уже определена, а Земля принадлежит только ей и никому больше.Эрец Исраэль принадлежит Народу Израиля, а Народ Израиля определен предельно четко и ясно. Если кто-то не принадлежит к Народу Израиля, он не может стать частью этой нации просто в силу того,  что живет в Земле.  Для этого необходимо присоединиться к Израилю согласно его национальным законам, а не просто в силу географического местопребывания. Эрец Исраэль – это исключительная собственность еврейского народа, определение которого исходит от Б-га. Иностранец не имеет никакого права на Землю, ведь она служит Израилю в его миссии.Эрец  Исраэль–это  дом Израиля,данный  ему  Б-гом,чтобы он мог  отделиться от мерзостей народов и создать чистое и совершенное общество согласно Торе и заповедям. Не земля определяет   нацию, но   нация–землю.Не каждый житель Земли является ее владельцем.Народ Израиля определяет свою землю как Землю Израиля; следовательно, если человек не является членом Израиля, он не имеет и прав на нее.Может ли здравомыслящий человек,понимающий все вышесказанное,  согласиться с тем, чтобы неевреи влияли на Землю и ее государство? Обратим внимание на Бамидбар раба 23:7:Б-г сказал Моисею: «Действительно,Земля дорога Мне, как сказано (Втор.11:12):  „Это  земля,  которая постоянно под наблюдением Г-да,   вашего Б-га“.Израиль так же дорог мне, как сказано: „Это потому, что Г-дь любит вас“ (Втор.   7:8)».Б-г   сказал:«Я  приведу  Израиль,который дорог Мне,в   Землю,которая дорога для Меня».Совершенно очевидно,что нееврей не имеет права управлять Эрец Исраэль и его статус должен существенно отличаться от статуса израильтян, полноправных владельцев Земли.Нееврей–это не кто иной, как чужеземец, иностранец, временный житель, но не собственник.Как временный житель он имеет право находиться в Эрец Исраэль, но только в рамках строго очерченной законодательной базы.Б-г прекрасно понимал,что до прихода Израиля Землю населяли другие  народы.И действительно, всякий нееврей, считающий Землю своей собственностью, представляет опасность для статуса Эрец Исраэль как земли Народа Израиль.Чуть позже мы обсудим мнение  Ритвы, согласно  которому существует три типа неевреев: идолопоклонники, последователи Ноя и «чужеземцы и временные   жители».Однако в отношении Эрец Исраэль неевреи делятся только на две группы:
1) нееврейские народы, жившие в Земле до прихода Израиля
2) все прочие нееврейские народы,включая идолопоклонников,последователей Ноя и чужеземцев и временных жителей.
Согласно Торе, народы,населявшие Землю до Израиля (а именно семь ханаанских наций),представляют двойную угрозу. С одной стороны, как и все прочие народы, хананеи представляют собой духовную угрозу,ведь  Израиль должен создать государство Торы,защищенное от иностранных мерзостей.Но от хананеев исходит и другой вид опасности:они считают Израиль захватчиками, отнявшими у них родину. В силу этого они всегда будут ненавидеть Израиль,всегда будут мечтать отомстить и возвратить потерянную страну,для чего будут постоянно искать возможности:Будьте очень внимательны в отношении  того,о чем Я заповедую вам сегодня.Я изгоню аморреев, хананеев, евеев, ферезеев, хеттеев и иевусеев. Будьте внимательны, чтобы не заключить союз с народами, которые живут в земле,в которую вы идете,  поскольку они могут стать смертельной ловушкой для вас (Исход 24:11–12).Вот о чем говорит великий комментатор Абарбанель (там же):Стихи 11–12 сообщают нам, что поскольку Б-г изгоняет аморреев и другие народы,Израилю не подобает заключать с ними соглашения. Если князь помогает какому-либо народу,воюя в его войнах или изгоняя его врагов, для это народа нравственно неприемлемо заключать мир с ними без разрешения этого князя.Так же и когда Б-г изгоняет врагов  Израиля,для Израиля неприемлемо заключать соглашение с ними,поскольку это осквернит Б-жью славу.Это особенно важно также по той причине,что эта дружба и это соглашение не будут иметь успеха. Поскольку Израиль забрал их землю,нет сомнений,что они будут постоянно искать падения Израиля.Вот почему сказано:«[Земля],в которую вы  идете». Поскольку Израиль пришел в ту землю и забрал ее у ее обитателей,и они увидели, что ее украли у них, как им заключить соглашение дружбы с вами? Наоборот,произойдет противоположное. «Они станут смертельной ловушкой для вас».Когда вас затронет война, они присоединятся к вашим врагам и будут сражаться против вас.Как верны слова Абарбанеля! Вот подлинная причина специфического отношения Галахи к семи хананейским народам.Б-г знал их менталитет.Он понимал,что они всегда будут видеть в Израиле захватчиков и воров,всегда будут питать к евреям ненависть.Таким образом,  помимо общей,духовной опасности,которую представляют для нас все нееврейские народы,хананеи опасны вдвойне: они постоянно готовятся к войне против нас.Это помогает понять загадочные слова мудрецов (Сота 34а):Пока они все еще были в Иордане,Йешуа Навин сказал им:«Знайте,почему вы переходите через Иордан:чтобы изгнать народы перед вами, как сказано:„Вы должны выселить жителей земли перед вами“   (Числа  33:52)».Если вы это сделаете,хорошо!В противном случае вода придет и потопит и вас, и меня».Йешуа Навин говорит о великом чуде,   когда   Б-г   разделил   воды  Иордана   и   израильтяне перешли его посуху:Вода, которая пришла сверху и возвысилась горой, очень далеко от Адама,города  недалеко   от Цартана.  Вода,которая спустилась вниз,в  море  Араба,Соленое море,полностью иссякла.  Народ перешел прямо к Иерихону (Йеш.Нав.3:16).Вот как мудрецы комментируют фразу «возвысилась горой» (Сота 34а):И как  высока была  вода? Р.Иехуда сказал:«Двенадцать километров на двенадцать километров,согласно израильскому стану».Р.Элазар бен Р. Шимон ответил…«Вода накапливалась слой над слоем, более чем триста километров в вышину,пока все цари востока и запада не увидели ее».И вот,  когда израильтяне наблюдают эту устрашающую картину и их сердца переполняет ужас, Йешуа Навин внезапно велит им остановиться, «пока они все еще в Иордане».У него для них важное сообщение. Это очень странно. Что может быть настолько важным, что не может подождать до другого берега? Почему нужно говорить об этом именно здесь,перед лицом смертельного потопа?Что за срочность?И вот из всех заповедей – изучение Торы,Шабат,любящая доброта–  Йешуа Навин говорит именно о заповеди изгнать хананеев.Почему? Потому что он знает,что от них исходит смертельная угроза:они всегда будут ненавидеть Израиль,отнявший их землю,и никогда не позволят ему насладиться миром и построить общество и государство Торы. Йешуа Навин понимал,что если поступить с хананеями не по заповеди и тем более вступить с ними в союз,то они всегда будут отравлять жизнь евреев и угрожать их государству. Раши пишет (Числа 33:51–52):«Когда вы перейдете Иордан… вы должны изгнать жителей Земли» (там же):Моисей сказал им: «Когда вы перейдете Иордан по сухой земле,сделайте это с целью изгнать  жителей Земли.В противном случае вода придет и поглотит вас». Йешуа Навин сказал им то же самое, когда они все еще были в Иордане. Йешуа Навин напомнил евреям о заповеди изгнать  жителей Земли.  Каждый еврей должен запечатлеть в своем сердце следующие слова:Вы должны изгнать [והורשתם– вехораштем] всех жителей Земли перед вами…Очистите Землю и живите в ней,поскольку именно вам Я даю занять Землю…Если вы не выселите жителей Земли,то те,кто останется,станут шипами в ваших глазах и чертополохом в ваших боках, причиняя вам проблемы в земле,в которой вы поселитесь.Затем Я сделаю   вам,что Я изначально намеревался сделать им (Числа 33:52–53, 55–56).Здесь слово вехораштем означает «изгнать»:именно так Онкелос и Таргум Йонатан переводят его в стихе 53. Однако в Таргум Иерушалми  стих 52 передан несколько иначе:«Истреби всех жителей Земли». Возможно,оба варианта перевода  ссылаются на письма  Йешуа Навина хананеям,в которых он предлагает им самим выбрать войну или отступление по доброй воле. Мы рассмотрим этот момент ниже.Что касается семи народов, то о них сказано так: «В городах этих народов, которые Г-дь, твой Б-г, дает вам в наследие, Вы никого не должны оставлять в живых» (Втор. 20:16).Б-жий приказ однозначен:если народы Земли вступают в войну   с евреями на своей территории и терпят поражение, их нужно уничтожить,потому что они всегда будут ненавидеть Израиль.Между тем Израиль нарушил эту заповедь:«Они не  уничтожили народы, как Г-дь повелел им» (Псалмы  106:34);«Манассия не изгнал жителей Бефсана… Фаанаха…и жителей  Дора,и т.д.»   (Судей  1:27);«Ефрем не изгнал хананеев,живущих в Газере…Завулон не изгнал жителей Китрона… И Асир не изгнал жителей Акко… Неффалим не изгнал жителей Вефсамиса» (Судей 1:29–31, 33).Раши комментирует (Судей 1:27):«Тора осуждает их за то,что они начали выступать против  Б-га,Который приказал им:   „Вы должны изгнать жителей Земли“(Числа  33:52).Земля принадлежит Б-гу,Который дал ее евреям при условии,что они изгонят либо истребят хананеев.Поскольку они этого не сделали, они нарушили священное имущественное право Б-га. Да,хананеи «стали   данниками» евреев (Судей  1:35),однако   Израиль все равно согрешил.Поскольку хананейские народы все-таки решили вступить в войну против Израиля и на дань согласились уже после своего поражения,их было запрещено оставлять в живых,как мы объясним чуть ниже.(Кроме того,  они не согласились на униженность– другое важное условие,на котором можно было сохранить им жизнь).Мало того,что израильтяне позволили хананеям жить в Земле, причем   даже при вооруженном сопротивлении последних,так они еще и закрыли глаза на их идолопоклонство (Судей 2:1–2):Ангел Г-да пришел из Гилгала в Бохим и сказал: «Я позволил вам выйти из Египта,привел вас в землю,о которой клялся вашим отцам,и сказал… „Вы не должны заключать соглашение с жителями этой земли. Вы должны разбить их жертвенники…“»Тора ясно объясняет, почему с жителями Земли следует  поступить именно таким образом:если заключить с ними мир, они станут «шипами в ваших глазах… причиняя вам проблемы в Земле» (Числа 33:55).Не зря еврейские слова ירושה (иеруша – наследие) и  הורשה (хораша – изгнание)так похожи.Б-г знал,что если не изгнать народы из Земли,то Земля не станет наследием Израиля.Об этом говорит и Раши (Числа 33:52– 53): «Вехораштем»:изгоните их.Если вы сначала «очистите Землю от ее жителей»,то вы сможете жить в ней.В противном случае вы не сможете жить в ней. А вот о чем говорит С'форно (там же):«Вехораштем»:когда вы истребите жителей Земли,тогда вы заслужите право дать своим детям Землю в наследие.Если вы не истребите их,тогда даже если вы Завоюете Землю, вы не заслужите права дать ее своим детям в наследие.Ор ха-Хаим (там же, с. 55):«Они причинят вам беды в  Земле»(Числа  33:55):они не только будут держаться за ту часть Земли, которую вы не взяли,но также и за ту часть,которую вы взяли и заселили.«Они причинят вам беды» в той части, где вы живете, говоря: «Вставайте и уходите».А вот как Ор ха-Хаим комментирует стих  Втор.  33:27–28  («Он изгонит врага перед вами и воскликнет: „Уничтожай!“»):«Так Израиль будет жить безопасно»:когда?Когда они одни.Выражение «Израиль будет жить»– это продолжение предыдущего выражения«Он воскликнет:„Уничтожай!“», ибо Б-г повелел Израилю истребить всех жителей Земли.Таким образом,«Израиль будет жить безопасно,один».Вот они, упрямые факты, против которых противники Торы   бессильны.Тора приказывает уничтожить народы Земли Израиля не мешкая, иначе они всегда будут ненавидеть нас и пытаться отомстить Израилю,лишившему их родины.Да,Израиль отнял у них эту землю,но это и не существенно,потому что эту землю обещал еврейскому народу Сам Б-г, Владыка всей земли.Б-г «искореняет одних жителей и приводит других»(Песикта де-рав Кахана, стр. 123).Б-г искоренил хананеев и привел Израиль, чтобы он мог «хранить Его указы и соблюдать Его законы. Хвалите Г-да!»(Пс.  105:45). (Даже если Израиль не будет придерживаться Торы,его постигнут ужасные бедствия, включая Изгнание,однако Земля все равно останется «Эрец Исраэль»– драгоценной землей Б-га,вечным владением драгоценного народа Израиль.)Ясно,что нееврей не может жить в Эрец Исраэль,если он   отказывается придерживаться определенных правил.Иначе он будет пагубно влиять на святой народ.Однако случае с коренными народами Земли возникает другая опасность:их ненависть и жажда мести будут постоянно угрожать еврейскому  государству.Следовательно,те же законы,что применяются к семи народам, применимы и ко всем прочим народам,живущим в Эрец Исраэль во все века, включая наше время.Сегодняшние коренные обитатели Земли считают ее своей родиной,а еврейский народ–захватчиками,  грабителями и ворами.Сегодня налицо та же опасность, что и в древности:коренные народы оспаривают право еврейского народа контролировать Эрец Исраэль.В конце концов,когда мы читаем стих Числа 33:55 о том,что коренные народы «станут шипами в ваших глазах и колючками в ваших боках, причиняя вам беды в Земле»,то есть ли разница между семью древними народами и любым другим,который считает Землю своей собственностью и обвиняет Израиль в грабеже? Естественно,такой коренной народ будет ненавидеть Израиль так же,как и древние хананеи,что и объяснил Абарбанель (см. выше).Об этом же говорит и Ор ха-Хаим (Числа 33:52):«Вы должны изгнать»:хотя этот стих  говорил о семи народах,«вы не должны позволять ни одному народу остаться в живых» (Втор.  20:16).Здесь Тора говорит о других народах,  которые находятся здесь помимо тех семи.Поэтому она и говорит:«Всех жителей Земли»,включая и тех,   кто не входит в число семи.Любой мыслящий и честный человек, принявший Б-жье ярмо,знает,что современные ишмаильтяне–это те же самые семь народов,к которым применимы те же законы (см. ниже цитату из Тосафот, Авода зара 20а).Вот что Иерусалимский Талмуд говорит о семи народах, населяющих Землю (Шеви'ит 6:1): Йешуа Навин послал три сообщения в Эрец Исраэль,прежде чем Израиль вошел в Землю:«Кто хочет уйти,пусть уходит; кто хочет заключить мир, пусть заключает мир;кто хочет воевать, пусть воюет».(Ниже мы объясним,что понятие заключить мир применимо только к тем,кто согласился платить дань,нести повинность и считаться иностранцем.) Йешуа Навин предоставил семи  народам  три  возможности:покинуть Землю,сражаться (и погибнуть)либо заключить мир через полную капитуляцию.   Последний вариант подразумевал, что им придется выполнять работы, платить дань, отказаться от идолопоклонства и признать  Г-да Б-гом и Царем царей,Который отдал  Ханаан Своему народу Израилю.Те же народы,что жили в Земле до этого,теряют в ней всякий суверенитет и гражданство.Необходимо было освободить Землю перед прибытием Израиля,или хотя бы,в крайнем случае,оставить народы в ней слугами и данниками.При этом они должны были признать,что Земля принадлежит не им,но Израилю,и,следовательно,она – Эрец Исраэль.Мы видим,что заключить мир народы могли только перед приходом Израиля.Если бы они согласились с условиями мира уже после военных побед Израиля,это было   бы неискреннее решение,продиктованное страхом.В любой момент они могли бы восстать.Нечто похожее   мы читаем и об обращенных.Во времена Давида и Соломона обращенных у нас не было:считалось,что их   обращение было неискренним и продиктованным страхом.Мудрецы говорят (Иевамот 24б):Раввины слышали:   «В Мессианскую эру мы не будем принимать обращенных.Подобным образом,обращенных не принимали в дни царя Давида[и Рамбам  комментирует (Хилхот  иссуреи  биа  13:15): „Ибо они будут движимы страхом“] и в дни царя Соломона[„Ибо их привлекало богатое,славное царство,которое тогда было у Израиля“– Рамбам]».Об этом же мы читаем и в Иерусалимском Талмуде: « Йешуа Навин послал три сообщения в  Эрец Исраэль,прежде чем Израиль вошел в Землю».Отсюда ясно видно,что возможность заключить мир имелась только перед вторжением и началом войны.Эту же мысль подчеркивает и Тосафот (Гитин 46а,):«Это было до того,как они пересекли Иордан,как сказано:„Перед тем как Израиль вошел в Землю“.Как только они вошли в нее,однако, следует, что мир уже нельзя было заключить».В Сота 35б приводится полемика  между Р.  Шимоном и Р.Иехудой о камне, на котором израильтяне вырезали слова Торы,когда вошли в Землю.Этот камень должен был призывать народы принять Тору.Р.Иехуда считал,что возможность принять семь законов Ноя и жить в Земле не распространялась на семь ханаанских народов.О них было дано четкое повеление:«Вы не  должны оставить  никого  в живых» (Втор.  20:16).Этим  семи народам не  позволялось жить в Эрец Исраэль,причем даже тем из  них,кто раньше ее покинул,ведь они тоже будут искать возможности отомстить.А вот Р. Шимон считал,что если хананеи за пределами Земли раскаиваются, их можно обращать.Как бы то ни было,и Р. Шимон,и Р. Иехуда были согласны с тем,что семь народов в Земле нельзя «оставлять в живых».Раши объясняет (Сота  35б,):«Что касается тех,кто в пределах Земли,мы не принимаем [их обращение],потому что оно из страха».В Тосафот задается вопрос : «Если так, то почему Раав было разрешено остаться в живых и обратиться в иудаизм,если она была из хананеев Земли?» Также в Мегила 14б (а также Сифри, Беха'алот'ха, 78) мы читаем:Восемь пророков, все священники, произошли от проститутки Раав: Нирия,Варух, Сераия, Масеия, Иеремия, Хелкия, Анамель и Селлум.Р. Иехуда сказал:«А также пророчица Олдана… ибо Раав обратилась и вышла замуж за  Йешуа Навина».Как такое возможно,если и Р. Шимон,и Р. Иехуда однозначно отвергали возможность обращения хананеев в пределах Эрец Исраэль?Тосафот отвечает:Если бы они раскаялись,пока Израиль записывал Тору на камне,то даже хананеи в пределах Земли были бы приняты,и даже согласно Р.Иехуде…Это также следует из фразы в Сифри на Паршат шофтим (202):«„Чтобы они не научили тебя [своим   мерзостям]“ (Втор.   20:18):это учит, что если они раскаются,их не убивают».[Сифри говорит о хананеях в пределах Земли.]…Сказано лишь: «Вы не должны оставлять никого в живых» (Втор.  20:16),что относится к времени после того,как  Йешуа Навин начал войну.В конце концов, Йешуа Навин послал три сообщения… Мы видим,что все,кто хотел заключить мир,были пощажены».(Кроме этого есть и прямой стих  в Йеш. Нав.11:19:«Не  было ни одного города,который заключил мир с детьми Израиля,кроме евеев, жителей Гаваона».В этом стихе подразумевается,что если бы другие города хотели  заключить мир и приняли условия–налоги, повинности и законы Ноя–то и они были бы приняты.Рамбам именно это имеет в виду в Хилхот мелахим 6:4.)Позже в Тосафот добавляется:Возможность «заключить мир»,стало быть,существовала только до того,как Йешуа Навин начал свою первую войну.Раав тоже приняла иудаизм до начала войны.Р.Иехуда и  Р.Шимон спорили только о том,принимать ли хананеев за границей после этого.Как только Йешуа Навин начал войну,хананеев в Эрец Исраэль уже нельзя было обращать.К ним применялся принцип: «Вы никого не должны оставлять в живых».Им оставалось либо сражаться и умереть,либо покинуть Землю.Мы им уже не доверяем,поскольку если человек проиграл войну и затем просит о мире,его мотивы неискренни.Теперь у них нет выбора и они  боятся.Такой человек всегда будет ненавидеть Израиль и искать возможности   для бунта.Важно отметить,что из фразы в Тосафот («до того,  как  Йешуа Навин начал свою первую войну»)вытекает следующее:когда Иерусалимский Талмуд утверждает,что  Йешуа Навин послал им сообщения «до входа в Землю»,речь идет о периоде еще до начала войны.Нам это известно потому,что  Раав обратилась в иудаизм после входа израильтян в Землю, но до начала военных действий.Вот что пишет Рашбам о стихе Втор.20:16 («Вы никого не должны оставлять в живых»):Когда вы придете сражаться [с хананеями],не призывайте их заключить мир,как Я объяснил о других народах.Вместо этого,если они придут к вам по своей воле перед тем,как к ним придете вы,как поступили гаваонитяне,– тогда вы можете их пощадить.Рашбам имеет в виду, что мы вообще не предлагаем хананеям мир, если они не попросят его сами до начала боевых действий.Однако может быть и так,что фраза Рашбама «не призывайте их заключить мир» относится к каждому конкретному городу после того, как  Йешуа Навин обратился к ним в целом Как бы то ни было, даже у Рашбама видно,что после начала войны мы уже не принимаем обращенных из хананеев.Впрочем, в Д’варим раба (5:14) есть и другая версия:Р.Шмуэль бар Нахман сказал:«Что сделал  Йешуа Навин?Всегда, когда он шел на завоевания,он поднимал плакаты с надписью: „Всякий,кто хочет уйти,пусть уходит.Всякий,кто хочет заключить мир,пусть заключает мир.Всякий,кто хочет воевать,пусть воюет“».Эц Йосеф в своем комментарии (литера 13) написал:«Всегда, когда он шел на завоевания»:эта фраза подразумевает, что после того,как они вошли в Землю,когда он собирался захватить города Эрец Исраэль,он поднимал плакаты.Что касается фразы из  Иерусалимского Талмуда о том,что он «послал сообщения до входа в Землю»,то это неточно.Даже если допустить,что имеет место полемика между двумя учеными Талмуда,оба из которых отталкиваются от Р.Шмуэля бар Нахмана,попрежнему очевидно,что даже если  Йешуа Навин  отправлял свои  послания в каждый город   или местность,как   только ачинались боевые действия с этим городом,мир с ним уже был невозможен.Вот что говорит Раши о захваченных в плен женщинах (Втор. 21:10):Этот стих говорит о необязательной войне.Что касается   войны по завоеванию Эрец  Исраэль,уже не говорится:«Вы  возьмете пленных»(Втор.21:10),ибо уже было сказано:«Вы не должны оставлять никого в живых»(Втор.20:16).Другими словами, фраза «вы не должны оставлять никого в живых» запрещает брать местных жителей в плен.И в этом сходятся все мудрецы,ведь мы не можем доверять тем,кто начал с нами войну.Абсолютно очевидно,что по этой же причине мы и сегодня не можем допускать присутствие ишмаильтян в  Эрец  Исраэль.Они не только не подчинились нам до начала войны (в которой проиграли),но и убивали и всячески изгоняли тех евреев,что прибывали в Эрец Исраэль за годы и десятилетия до того.В этом отношении нет никакой разницы между ними и семью хананейскими народами.Закон о семи народах – это не просто произвольное положение,ограниченное определенными народами.Есть совершенно конкретная причина,почему Б-г повелел нам «не оставлять никого в живых» (Втор. 20:16) в Эрец Исраэль:ее коренные жители считают себя ее владельцами.  Следовательно,они всегда будут ждать шанса восстать и истребить евреев.Ясно,что ишмаильтяне тоже   считают евреев ворами,ведь они прибыли в Землю и вознамерились создать в ней еврейское государство. Поэтому ишмаильтяне тоже всегда будут ненавидеть Израиль и снова и снова искать удобного момента для восстания.Если кому-то кажется, что сегодня они покорны, то у этого есть две причины: страх и неспособность победить в настоящий момент. Более того, даже эта их «покорность» лишена юридического основания, поскольку Галаха требует,чтобы каждый нееврей в Эрец Исраэль стал слугой и данником. Этот принцип  применяется как к членам семи народов,так и к тем, кто к ним приравнен (то есть все, кто жил в Земле до прихода Израиля).При этом предполагается,что такие люди должны сами попросить о мире еще до начала войны.Это касается также всех, кто прибыл из-за границ Земли.Да, условия жесткие, но от таких людей исходит угроза для безопасности и духовного благополучия Израиля.Еще раз перечислим эти условия:
1)принятие статуса гер тошав–иностранный житель,а также отказ от идолопоклонства и соблюдение семи Ноевых законов;
2)дань;
3)повинность.
Поскольку между средневековыми учеными не было единодушия в том,что считать гер тошав,мы отложим этот вопрос на потом и сначала рассмотрим второй и третий пункты,по которым мудрецы единодушны.Согласно Торе,это обязательные условия для пребывания нееврея в Эрец Исраэль,которые гарантируют   безопасность еврейского сообщества.Врага либо изгоняют (или истребляют полностью),либо он подчиняется–участвует в работах и платит дань.Вот почему в 20-й главе Второзакония,где обсуждаются законы войны,на первый план выходят именно эти два пункта.Если не обеспечить безопасность Израиля,   невозможно создать прочный режим на основе Торы (см. комментарии Радбаза к Рамбаму, Хилхот мелахим 6:1,).Вот эти законы:Когда вы приближаетесь к городу, чтобы воевать против него,вы должны предложить мирное соглашение.Если город ответит миром и откроет вам свои ворота,все люди в нем будут платить дань и служить вам.Если они отвергнут ваше мирное предложение…вы должны убить его мужчин  мечом.Однако  женщин,детей,животных и все товары города вы должны взять в качестве трофеев.Таким образом,вы должны будете забрать трофеи,которые Г-дь, ваш Б-г, дает вам от ваших врагов.Вот что вы  должны сделать с городами,которые очень далеко от вас и не принадлежат народам,которые здесь.Однако, когда вы имеете дело с городами этих народов, которые Г-дь, ваш Б-г,дает вам как наследственную территорию,Вы никого не должны оставлять в живых.Во всем,что касается хеттеев,аморреев,хананеев,ферезеев,евеев и иевусеев,вы должны истребить их полностью,как Г-дь,ваш Б-г,приказал вам.Это для  того,чтобы они не научили вас всем отвратительным обычаям,с которыми они поклоняются своим богам,введя в вас в грех перед Г-дом,вашим Б-гом (Втор. 20:10–18).В начале этой   цитаты говорилось о милхемет решут–необязательной   войне за границами Эрец Исраэль. Любая война в   границах Земли–это милхемет мицва,обязательная война.Это видно из комментария Раши о пленных женщинах.Комментируя стих Втор. 21:10 («когда вы идете на войну»), он пишет: Этот стих говорит о милхемет решут, ибо о войне в Эрец Исраэль нельзя сказать: «Вы возьмете пленных».В конце концов,  уже сказано: «Вы никого не должны оставлять в живых» (Втор. 20:16).Эта же мысль прослеживается в Сифри,Шофтим,   199: «„Когда вы подходите к городу“  (Втор.   20:10): это относится  к  необязательной   войне». То есть, даже к необязательной войне.Конечно, все эти положения описывают в основном обязательную войну как более важную, и к войне необязательной применяются только как основание для спасения женщин и детей в случае отказа врага от мира.С другой стороны, когда речь идет о милхемет мицва против нееврейских жителей Эрец Исраэль, наш долг «никого не оставлять в живых». Об этом же говорит и Рамбам (там же, 20:10):Этот стих говорит о необязательной войне, и, согласно нашим мудрецам,его смысл  в различении между двумя  [видами  войны] в  случае,когда жители отказываются подчиниться. Что касается городов,«далеких от вас» [за пределами Земли],то уничтожить нужно только взрослых мужчин,но женщин и  детей пощадить.Однако что касается городов и народов в Земле,Тора требует истребить даже женщин и детей…Во всех остальных аспектах, упомянутых в этой главе, милхемет решут и милхемет мицва совпадают.Так, если жители города готовы сдаться, они будут «платить дань и служить вам» – без этого просто немыслимо благополучие еврейского общества. Если они не принимают эти условия, мы воюем с ними, так как без этих условий наша безопасность невозможна.Мудрецы учат (Сифри,  Шофтим,200):«„Если они отказываются от вашего предложения мира и объявляют войну“ (Втор. 20:12): эти стихи сообщают, что если они отвергли ваше предложение мира, они в конце концов пойдут войной против вас». Вот   почему Тора требует,что в случае отказа хананеев от наших условий мы «никого не должны оставлять в живых» (Втор.   20:16). Они не приняли   наши условия и лишь выжидают подходящего момента для восстания.Дань и повинность – это меры, призванные подчеркнуть неравенство между Израилем и другими народами Эрец Исраэль, причем народы   должны принять обе эти меры добровольно. Принятие только одной из   них бесполезно, потому что не доказывает искренность их мотивов. Сифри объясняет (там же): «Если они говорят: „Мы согласны на дань, но не  на повинность“, или: „На  повинность,но не на дань“, мы не  слушаем их».Аналогичное постановление вынес также  Рамбам  (Хилхот мелахим  6:1) и Сефер ха-хинух (Мицва 527 [503]). Вот что пишет Редак (Йеш. Нав. 9:7):Если они подчинились, истребили свое идолопоклонство и приняли семь Ноевых  законов  (что будет объяснено ниже), они  также должны стать завоеванными подданными и служить Израилю, как сказано: «Они должны платить дань и служить вам» (Втор. 20:11).
Теперь обратимся к вопросу о том,  что такое «дань и повинность».  Рамбам  говорит (там же):«Повинность» означает,  что  они  принимают  подчиненный статус и  не поднимают головы среди евреев. Вместо этого они должны оставаться завоеванными подданными и никогда не могут быть назначены над Израилем ни для какой цели на  свете. Что касается   «дани», они  должны быть готовы служить царю физически и денежно.Здесь Рамбам интерпретирует как часть закона о повинности другое положение Торы, запрещающее нееврею занимать руководящие посты:  «Вы должны назначить царя из тех,кого выберет Г-дь,  ваш Б-г.  Из своих братьев вы должны назначить царя.Вы не можете назначить чужеземца, который не из ваших братьев» (Втор. 17:15). Сифри так комментирует это место(Шофтим,   157): «„Вы не  можете назначить чужеземца“ –  это запрещающее предписание Торы»; «„Своих братьев“ – а не других». В Иевамот 45б читаем: «„Вы должны назначить царя из своих братьев“:  все  назначения, которые вы делаете, должны быть исключительно из ваших   братьев». Об этом же говорится и  в Кидушин 76б, причем добавляется:На западе (Эрец Исраэль) даже следить за гирями не назначали человека из этих  [детей   нееврейской  матери]. В Нахарде даже надзирателя за   поливом [«иногда полив частных полей производился от общественной воды, и назначался полицейский,  который  следил, чтобы фермеры   поливали только в свой положенный день» – Раши] не назначали из этих.Серьезность этого закона видна по рассказу о царе Агриппе, который записан в Мишне. Агриппа был хорошим царем Израиля,  он соблюдал Тору и заповеди,  и весь народ любил его:Царь Агриппа встал и взял свиток Торы [на церемонии Хахель.Он встал, хотя можно было и сидеть,]  и прочитал ее стоя,  и мудрецы прославили его.Когда он дошел до слов: «Вы не можете назначить чужеземца» (Втор.  17:15),слезы полились у него из глаз (Сота 41а).Он заплакал, потому что из его родителей еврейкой была только мать.Согласно Кидушин  76б и  Иевамот  45б,человек с одной матерью-еврейкой может быть назначен на общественную должность, поскольку он считается «из своих братьев» (Втор. 17:15). Однако в Тосафот говорится следующее (Сота 41б, םויה ותוא ה״ד):Это относилось к другим должностям,  кроме царя,  например начальник города, как мы объяснили: «Вы должны назначить царя из своих братьев». Из соседства   фраз «назначение» и  «из   своих   братьев» мы  делаем вывод,что назначения должны быть частично из своих братьев: например,  когда только мать еврейского происхождения. Однако когда речь идет о царе,Тора повторяет: «Из своих братьев вы должны назначить царя». Тора более строго говорит о  царе, требуя, чтобы он  был  полностью из своих братьев  –  сын еврейских отца и матери.Хагахот Маймонийот  (Хилхот мелахим  1:4) приводит слова  Сефер ха-мицвот, где объясняется, что Агриппа не соответствовал этим требованиям: «Мы не назначаем царем того, кто не может жениться на дочери священника». Царь должен принадлежать к элите (см. также Тосефта,  Сангедрин, 4:6). Однако все авторитеты единодушны в том, что нееврей не  может получить не только трон, но вообще какую-либо должность.В Мишне рассказывается,что когда Агриппа заплакал,  «народ сказал ему: „Не бойся,  Агриппа.  Ты наш брат!“»,  а в Талмуде добавляется (там же, 41б): «Мы узнаем от имени Р. Натана: „В тот момент евреев постигло уничтожение за лесть Агриппе“» [потому что у них не было права разрешать то, что Тора прямо запрещает]. В Иерусалимском Талмуде сказано (Сота 7:7): «Многие умерли в тот день, когда польстили ему».В Талмуде тоже объясняется (Иевамот и Кидушин), что  даже обращенного нельзя назначать ни на какую должность. Вот почему  Рамбам  пишет
(Хилхот мелахим 1:4):Мы не назначаем царя из обращенных, даже после нескольких поколений,если его мать не еврейка, как сказано: «Вы не можете назначить чужеземца, 
который не из ваших братьев» (Втор.   17:15). [Отсюда видно, что Рамбам считает, что   Агриппа не соответствует своей должности, как в уже приведенном источнике из Хагахот Маймонийот]. Это так не только в случае с монархией, но и вообще со всеми   властными должностями: военачальник, капитан пятидесяти или десяти, даже   человек, следящий за распределением воды для полива, не говоря уже о судье или   князе, –   как сказано: «Из своих братьев вы должны назначить царя». Все назначения должны делаться из своих братьев.Очевидно, что у нееврея не может быть части в  Эрец Исраэль. Если нееврей живет в Земле,он считается иностранцем без  права  собственности на нее.Процитируем еще  раз Рамбама (Хилхот мелахим 6:1):«Повинность» означает,  что  они  принимают  подчиненный  статус и не поднимают головы среди евреев. Вместо этого они должны оставаться подвластными подданными и никогда не могут быть назначены над Израилем ни для какой цели на свете.В этом законе  Рамбам  пытается обратить наше внимание на важный принцип:  если нееврей хочет жить в Эрец Исраэль, не может идти никакой речи о его праве собственности на   землю. Рамбам поясняет, что именно  это понимается  под «повинностью» в Паршат шофтим (Втор. 20:11).В  Сефер ха-мицвот  (предписывающая заповедь 190) Рамбам пишет:«„Повинность“ означает, что они должны ежегодно платить определенную дань, которую требует царь на данный момент. Они должны подчиняться всем его приказам в благоговейной покорности».Если таков  закон даже для нееврея, который сдался Израилю перед необязательной войной, то тем более этот принцип применим к тем неевреям, которые жили в Эрец Исраэль до обязательной войны.Ясно, что они должны жить скромно и не поднимать головы, иначе бунта не избежать.С этим согласны все средневековые авторитеты: запрет нееврею занимать руководящие посты в Эрец Исраэль прописан предельно однозначно. Однако в комментарии на 20-ю главу Второзакония Рамбам объясняет термин «повинность» несколько иначе (20:11):«Дань» означает, что царь или Сангедрин накладывает налог,   чтобы построить дворец, склады или Храм. «Повинность» означает, что любой еврей может выбрать из них рабочих,чтобы рубить деревья или носить воду, и затем заплатить им должную цену. Это  מס עבד  – мас  овед,  «дань рабства»  (1  Царей 9:21),   связанная   с   царем  Соломоном,   посредством   которой   неевреи   платили пошлины и работали – согласно закону Торы.В конце своих комментариев Рамбам ссылается на 1 Летопись 22:2: «Давид приказал герим  [пришельцам]   Земли   собраться  и поставил каменщиков тесать камни для строительства  дома Б-га». Раши  объясняет: «Давид  не хотел, чтобы евреи выполняли тяжелые работы». Так же поступил и царь Соломон, когда отправил рабочих в Ливан:Царь Соломон обложил   повинностью весь Израиль, она состояла из тридцати тысяч человек… У него были семьдесят тысяч, носивших  грузы, и восемьдесят тысяч каменотесов в горах,  не считая начальников – три тысячи триста, которые надзирали за рабочими (1 Царей 5:27, 29–30).Ниже мы читаем:Все люди,  оставшиеся от аморреев,  хеттеев,  ферезеев,  евеев и иевусеев, которые были не из детей Израиля, даже их дети, которые остались после них в Земле, которых дети Израиля не могли полностью уничтожить, –  на них Соломон наложил трудовую повинность вплоть до сего дня.Но детей Израиля Соломон не сделал рабами. Они были солдатами, его слугами, князьями и капитанами, и возницами его колесниц, и всадниками (там же, 9:20–22).(На эти руководящие должности можно было назначать только евреев.)Приведенная цитата почти слово в слово повторяется во 2 Летописи 8:7–9; правда, там вместо фразы «которых дети  Израиля не смогли полностью уничтожить» сказано  подругому:  «которых дети Израиля  не уничтожили». Кроме того, в этом стихе есть и такие слова:Соломон посчитал всех чужеземцев в Земле Израиля,  после того как его отец Давид посчитал их; и их было сто пятьдесят три тысячи шестьсот. Он поставил семьдесят тысяч из них носить грузы,  восемьдесят тысяч – тесать камни в горах,и три тысячи шестьсот поставил надзирателями  (2  Летопись 2:16–17).Именно так применялся на практике закон о нееврейских жителях Эрец Исраэль – они платили дань и работали на государство.  Давид и Соломон поступали с ними в согласии с заповедью Бога. Как говорит Сифри о стихе Втор. 20, повинность и дань были непременным условием для мира. Если неевреи не принимают эти условия, мы «не оставляем в живых» (Втор.   20:16)   ни   один из народов Эрец Исраэль, а  в войнах с  другими народами мы поражаем всех взрослых мужчин. Сифри комментирует (Шофтим,  202): «„Чтобы они не научили тебя грешить перед Г-дом, твоим Б-гом“ (Втор. 20:18):если вы не сделаете все,что  необходимо в этом отношении, вы будете названы грешниками перед Б-гом». Милосердие к ним – это милосердие глупцов. Всякий, кто оспаривает эту Б-жью заповедь,оспаривает Б-жьи качества и встает на путь ереси. В Эрец Исраэль между евреем и неевреем существует огромная разница.А кто они были,эти нееврейские жители Земли, работавшие на Давида и Соломона?Ралбаг  (1  Царей  5:29)   отвечает   так: «Я предполагаю,что эти „чужеземцы“ были гаваонитянами, потому что они были   иностранными жителями, а не обращенными…». Мецудат Давид  (там же): «Возможно,  они были из гаваонитян» (Ралбаг и Мецудат Давид говорят об этом же в 1 Летопись 22 и 2 Летопись 2).Ясно,что эти неевреи относились к  какому-то из семи народов, как об  этом ясно сказано в 1  Царей  9.  Что касается стиха 1  Царей  9:21 («которых дети Израиля  не смогли уничтожить»), то это не означает, что Израиль не мог это сделать физически, поскольку во времена Давида и Соломона он был силен как никогда. Скорее всего, речь идет о том, что еще перед началом войн Иисуса Навина  эти   неевреи  уже  подчинились израильтянам  и приняли все необходимые условия. По   этой причине стих из Летописи был  изменен:«Которых дети Израиля не уничтожили ». Речь не о том, что они не могли [ולכי], но они не сделали это осознанно, потому что неевреи подчинились согласно букве закона.Я думаю,что это необязательно были именно гаваонитяне,по крайней мере,не все. Ведь гаваонитяне были евеями, а здесь перечисляются аморреи, хеттеи и другие народы.Скорее всего,там были и аваонитяне, и члены других семи народов, которые подчинились до начала войны. Что касается стиха Иис. Нав. 11:19 («не было ни одного города, который подчинился бы детям Израиля»),то здесь имеется  в виду, что подчинились не города, а отдельные их жители, как Раав.Однако важно исследовать комментарий Иевамот 79а по поводу случая, когда Давид отдал на казнь детей Саула, потому что Саул убил гаваонитян (см. 2 Самуила 21). В Талмуде говорится: Убитые были детьми царей.Что они сделали? Они убили дополнительных обращенных [герим герурим].«Дополнительные обращенные» – это неевреи,которых не приняли в общество как обращенных, хотя они и обратились в   веру по собственному желанию. Этот статус описывается в Авода зара 3б:В будущем неевреи придут и обратятся.Однако примем ли мы их? Разве мы не читали: «Мы не будем принимать обращенных в Мессианскую эру»?Точно так же обращенных не принимали во дни царей Давида и Соломона (потому что они приходили только из страха или из-за величия Израиля,как говорилось выше).Скорее,они стали дополнительными обращенными, они надели тфилин на головы и руки, цицит на одежду, поместили мезузу на свои дверные косяки.Далее в Иевамот 79а говорится:Народы сказали: «Нет другого такого народа, достойного подражания, как этот… А   если это применяется даже в случае  с дополнительными обращенными, то насколько же больше – с настоящими». Сразу же 150 тысяч присоединилось к Израилю, как сказано (1  Царей 5:29): «У царя Соломона было семьдесят тысяч, носивших грузы, и восемьдесят тысяч каменотесов в горах».Согласно данному талмудическому источнику,   эти 150 тысяч работников Соломона были израильскими обращенными,  которых привлек случай с гаваонитянами, освятивший имя Б-га.  Однако предыдущее  высказывание этому противоречит.Более того,выражение «присоединились к Израилю» подразумевает только настоящих обращенных,что видно по контексту.  Но разве не  говорится  прямо, что во времена  Давида и Соломона настоящие обращенные не принимались, но только дополнительные? Мне кажется,  что упомянутые 150 тысяч человек относились не к гаваонитянам,  а к семи   народам,   что   прямо и говорится. Гаваонитяне относились к отдельному виду дополнительных обращенных – нетиним, которые считались рабами всю жизнь (в отличие от прочих неевреев, на которых повинности налагались только время от времени).Остальное население семи народов не могло стать иностранными жителями, потому что с ними война началась еще во времена Иисуса Навина. Однако они могли стать обращенными,причем даже после войны,если бы признали истинность Б-га, Израиля и Торы.Когда они увидели величие Израиля и Торы, в соответствии с которой за покушение на гаваонитян были казнены даже сыновья царей, они решили стать настоящими обращенными. Однако во времена   Давида и Соломона настоящих   обращенных не принимали, и чужеземцам оставалось лишь довольствоваться статусом дополнительных обращенных. В этом случае выражение «присоединиться к Израилю» вряд ли применимо, потому что еще недавно они были иностранными жителями.Как бы то ни было,им приходилось выполнять все те же повинности, что и иностранным жителям.В любом случае, вряд ли кто-то будет отрицать, что «дань   рабства» налагалась Давидом и Соломоном только на неевреев: это было обязательное условие для всех желающих поселиться в Земле Израиля.Важно понимать, что даже если нееврей обратился по всей букве закона и получил право жить в Земле,он все равно ограничен в правах.В Торе говорится (Втор. 23:16–17):«Если раб ищет убежища у тебя от своего хозяина, ты не должен отправлять его обратно к его хозяину.Ему нужно разрешить жить с тобой, среди вас, где он захочет, в твоих воротах».Сифри комментирует (Ки теце, 259): «„Если раб ищет убежища у тебя от своего хозяина“: в том числе и иностранный житель». Другими словами,запрет возвращать раба его хозяину применяется даже к нееврейскому рабу,сбежавшему от нееврейского господина.Об этом же говорит и Ибн Эзра: «Этот раб пришел к Б-жьей славе, которая призвана на Израиль,и если еврей возвращает его его хозяину,  это  хилул Хашем». Таргум Йонатан передает этот стих таким образом: «Не   предавай   нееврея в руки идолопоклонника. Он убежал от идолопоклонства, ища у тебя  прибежища,чтобы быть под покровом Божественного присутствия». Обратим внимание на этот важный принцип: мы не отправляем раба туда, где он снова будет служить   идолам.Следовательно, если он остается в Земле, он должен оставить идолопоклонство.Эта же логика применяется и к  иностранным жителям.Вот ответ  всем, кто задает вопрос: если Б-г требует отделиться от народов, то почему в Земле   разрешается жить неевреям? Ответ в том, что Б-г требует от нас искоренить идолопоклонство и освятить Его имя среди народов, чтобы они приняли ярмо Его царства. Если нееврей от всего сердца хочет стать иностранным жителем, чтобы отказаться от идолов, исполнять семь Ноевых законов и освящать Б-жье имя,  то будет лучше,  если он будет  делать все это в  Эрец Исраэль,  чем продолжать жить где-то в другом месте и осквернять Б-жье имя своим идолопоклонством. Однако ясно, что при этом он должен как-то гарантировать,  что не смешается с Израилем. Он   должен   понимать,   что  Эрец   Исраэль  –   это   земля,   принадлежащая   исключительно еврейскому народу, а он лишь имеет в ней право на жительство.Таким   образом,   помимо   уже   упомянутых   условий,   Тора   устанавливает   ряд дополнительных ограничений. Первое упоминается в Сифри (там же): «„Среди вас“: а не на границе».  Несложно понять,  почему это так:  мы по-прежнему подозреваем,  что он может помочь нашим врагам.  Второе ограничение (Сифри, там же): «„[Жить]… в твоих воротах“

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления "Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Нееврей в Эрец Исраэль) часть 1 все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Статистика