::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

"Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Земля Израиля)

7-09-2010, 07:09 Разместил: jude Просмотров: 1897

Глава 18
Земля Израиля
Б-г создал еврейский народ как святую, избранную, возвышенную нацию. Он должен был принять ярмо Его царства, освятить Его имя как Верховного Царя, обуздать свою гордость, эгоизм и злые позывы через принятие Б-жьих качеств, ценностей и законов. Б-г знал, что достичь всего этого невозможно, если не отделиться от других народов и культур.Если бы Израиль вошел в слишком тесную связь с иностранными культурами, то они неизбежно повлияли бы на Тору, а избежать этого, живя среди народов, просто невозможно.Защитить избранный народ от ядовитого влияния чужих культур могло только отделение,изоляция. В этой главе мы поговорим о нашем долге оставаться отделенными от народов –важном принципе, следующем из стиха Числа 23:9: «Это народ, живущий один».Б-г поместил Свой святой народ в святую землю. Именно в ней еврейский народ должен был создать государство Торы, как того требовал Б-г. Более того, необходимо было отделиться от сбившихся с пути народов и их культур, которые заблудились сами и сбивают с пути других. Все, что отделяет Израиль от народов, в равной степени отделяет святое от несвятого.Б-г принял это решение уже тогда, когда на арене истории появился Авраам, причем именно в тот момент, когда решил произвести от него святой народ. Уже тогда Б-г постановил, что семя Авраама будет жить в своей собственной земле отдельно от народов.Уже тогда Б-г повелел Аврааму начать этот процесс отделения – покинуть родину и отправиться в определенную страну: «Выйди из своей земли, из твоей родины и дома твоего отца, в землю, которую Я укажу тебе» (Бытие 12:1). Когда Авраам прибыл на место, Б-г пообещал ему: «Твоему семени Я дам эту землю» (Бытие 12:7).
Б-г завещал эту землю и другим нашим предкам. Исааку Он сказал: «Тебе и твоему потомству Я дам все эти земли. Так Я выполню клятву, которой клялся твоему отцу Аврааму» (Бытие 26:3). А Иакову Он дал такое обещание: «Я дам тебе и твоим потомкам землю, в которую ты ложишься» (Бытие 28:13).
Впрочем, это было не просто обещание, но также и заповедь: наши предки обязаны были жить в этой земле, дабы не подвергнуться влиянию народов. Именно по этой причине
Авраам приказал Элиезеру взять Исааку жену в Арам-Нахарайиме, причем ни в коем случае не возвращать сына обратно:Слуга спросил: «Но что, если девушка не захочет пойти со мной в эту землю? Должен ли я буду вернуть твоего сына в землю, которую ты оставил?» Авраам ответил: «Будь очень осторожен в этом отношении. Не возвращай моего сына обратно!» (Бытие 24:5–6).
Похожую заповедь Б-г дал и Иакову: «Возвращайся в место твоего рождения, в землю твоих отцов. Я буду с тобой» (Бытие 31:3). Раши так комментирует это место: «Там Я буду с
тобой, но пока ты связан с нечистотой, Я не могу возложить на тебя Мое Присутствие». Это согласуется со словами из Берешит раба, 74:1:«Твой отец ждет тебя. Твоя мать ждет тебя. Я Сам жду тебя». Р. Ами сказал от имени Реш Лакиша: «Имущество вне Земли не приносит благословения. Только когда ты вернешься в землю твоих отцов, Я буду с тобой».Похожие слова мы находим в Мехилте (Бо, Месехта де-писха, 1):Пока не была избрана Эрец Исраэль, все земли подходили для пророческого диалога. Но как только была избрана Эрец Исраэль, все земли были исключены. В доказательство того, что Божественное присутствие не открывается вне Земли, сказано: «Иона встал, чтобы убежать в Фарсис от присутствия Г-да» (Иона 1:3). Иона сказал: «Я выйду из этой земли, туда где Божественное присутствие не открыто»… Это как раб священника, который убежал от своего господина.
Он сказал: «Я пойду на кладбище, куда мой господин не может последовать».Итак, когда Израиль стал избранным народом Б-га, Эрец Исраэль стала единственным святым местом на всей земле. Все остальные места нечисты. Б-г установил это различие для того, чтобы Его народ Израиль был отделен от прочих народов. Следовательно,Божественное присутствие не может находиться вне Эрец Исраэль. Обретение благословений, достижение святости, выполнение заповедей – все это возможно только в Эрец Исраэль. Конечно, даже внутри Эрец Исраэль евреи должны быть отделены от неевреев и их культуры, а Земля в целом не должна подвергаться их влиянию (Танхума, Вайецеи, 10): Пока Авраам был связан с Лотом, Б-г не открывался Ему. Как только он отделился, Б-г открылся ему… То же самое и с Иаковом: пока он был в доме Лавана, Б-г не открывался ему. Хотя Он и пообещал: «Я буду с тобой» (Бытие 28:15), Б-г сказал: «Я не могу пятнать Мою славу в доме нечестивого Лавана.Что Мне сделать вместо этого? Как только Иаков уйдет, Я исполню Свое слово и буду с ним». Иаков спросит себя: «Разве Б-г не сказал: „Я не оставлю тебя“(там же)?» Б-г ответил: «Если ты хочешь, чтобы Я был с тобой, оставь дом Лавана и возвращайся в землю твоих отцов».Это разделение включает в себя две составляющие. С одной стороны, Израиль должен покинуть Изгнание и поселиться в особой земле, иначе он подвергнется влиянию народов и их культур. С другой стороны, держаться в стороне от грешной культуры нужно и в Эрец Исраэль. С Б-жьей помощью мы обсудим как эту тему, так и законы для неевреев, желающих жить в Земле.Мы уже приводили слова мудрецов на эту тему. Вспомним их еще раз (Сифри, Экев, 43):«Ты быстро умрешь в доброй земле, которую Г-дь дает тебе. Поэтому ты должен поместить эти Мои слова на твоем сердце» (Втор. 11:17–18): хотя Я изгоняю тебя из Земли, продолжай исполнять заповеди, чтобы когда ты вернешься, они не были новы для тебя.Раши написал об этом фрагменте из Сифри (Втор. 11:18): «Даже после того, как ты будешь изгнан, продолжай выполнять заповеди. Надень тфилин и сделай мезузот, чтобы они не показались новыми для тебя, когда ты вернешься». Как загадочны слова наших мудрецов! Неужели только поэтому мы должны исполнять заповеди в Изгнании – чтобы они «не показались новыми для нас, когда мы вернемся»? Разве заповеди, особенно личные, не носят универсальный характер, разве их не нужно выполнять где угодно, как в Земле, так и вне ее? Но нет, Б-г дал Тору только для Эрец Исраэль, поскольку только там еврей сможет исполнять ее точно и полно. Б-г никогда не желал, чтобы евреи выполняли заповеди вне Земли. А чтобы не забыть Б-жью Тору,Израиль должен исполнять ее даже в Изгнании.Тора бесчисленное множество раз подчеркивает связь между заповедями и Эрец Исраэль: «Смотрите! Я научил вас правилам и законам, которые Г-дь, мой Б-г, заповедал мне, чтобы вы могли хранить их в земле, в которую вы идете и которую заселяете» (Втор.4:5); «Чтобы научить вас правилам и законам, чтобы вы хранили их в земле, в которую вы переходите [через Иордан]» (там же, с. 14); «Все правила и законы, которые вы должны выучить, чтобы хранить их в земле, которую Я даю им заселить» (Втор. 5:28).Ибн Эзра пишет (Втор. 4:10): «Б-г знал, что они не смогут исполнять заповеди точно,когда будут находиться в земле под иностранным господством». Отсюда видно, что в Изгнании соблюдать заповеди можно, но их исполнение будет неточным. Останутся лишь
обряды, тогда как содержание – сердце и душа Торы – будут утеряны, поскольку нееврейская культура проникнет в жизнь еврейского меньшинства и исказит их мировоззрение. Понятия и ценности Торы, составляющие знание о Б-ге, должны быть точными и полными, без чуждых примесей в виде нееврейских идей. Об этом говорят и Ибн Эзра, и С'форно (Втор. 6:21): Мы были рабами фараона в Египте, и поскольку из-за нашего рабства мы не могли достичь совершенства, требуемого от нас Б-гом, Он чудесным образом вывел нас и привел к землю, где мы можем достичь его в полноте.С'форно пишет (Втор. 4:38): «Эрец Исраэль – это Б-жья земля, готовая обрести совершенство, к которому направляет нас Б-г». Как верны эти прекрасные слова! Вне Земли мы можем исполнять заповеди лишь искусственно, но не способны достичь совершенства, а без этого совершенства наш иудаизм превратится в греховный гибрид, искаженный чуждыми понятиями. Какую страну ни возьми, везде еврей будет в мировоззренческом и интеллектуальном «рабстве», везде он будет преклоняться перед нееврейской культурой большинства. Маловероятно, что удастся избежать ее тлетворного влияния.Об этом Б-г говорит в Исходе 6:6: «Я выведу тебя из твоего страдания в Египте и освобожу тебя от твоего рабства». Казалось бы, «страдание [сивлот]» и «рабство [авода]» –это одно и то же. Зачем прибавлять вторую часть предложения? Дело в том, что Б-г пообещал дать нам два избавления: физическое избавление от страданий и избавление духовное – от авода, идолопоклонства и культуры Египта. (Как мудрецы говорят в Та'анит 2а о стихе Втор. 11:13 [«Поклоняться Ему всем сердцем»]: «Что такое поклонение [авода]сердца? Я бы сказал, что это молитва».) Похожую мысль выражает и Рамбан (Исход 3:12):Б-г сообщил Моисею две вещи: во-первых, что Он спустится, чтобы спасти их от руки Египта. Он мог бы спасти их в самом Гесеме или рядом с ним. Однако Он также пообещал полностью вывести их из той земли, в землю хананеев.Как верны слова Рамбана! Если бы Б-г хотел просто избавить Израиль от физического рабства, Он поразил бы египтян казнями и вынудил освободить евреев. Затем они просто жили бы в земле Гесем уже как свободные люди. Он даже мог бы дать им Тору, чтобы те исполняли ее в Гесеме, среди египтян. Однако Б-г знал, что пока евреи живут среди народов и подвергаются их культурному влиянию, они не смогут исполнять Тору точно и полно.Следовательно, Он решил дать им собственную землю, где они могли бы жить обособленно от народов, чтобы полностью защититься от их влияния. В противном случае «и посаженный урожай, и плоды виноградника могут быть конфискованы» (Втор. 22:9).Б-г определил, что соблюдение заповедей вне Земли неуместно. Единственная причина,ради которой делается исключение, – чтобы заповеди не стали «новыми для нас, когда мы вернемся». Дело в том, что у еврейского народа нет другой страны кроме Эрец Исраэль. Этот великий урок мы извлекаем из следующей заповеди: «Не передвигай пограничную межу твоего ближнего, установленную от древних времен, в твоем наследии, которое ты наследуешь, в земле, которую Г-дь, твой Б-г, дает тебе заселить» (Втор. 19:14). Мудрецы комментируют в Сифри (Шофтим, 188):Разве и так не сказано: «Не кради» (Левит 19:13)? Что мы узнаем из заповеди: «Не передвигай пограничную межу твоего ближнего»? Это учит нас тому,что кто передвигает пограничную межу ближнего, нарушает два запрета. Я бы мог подумать, что это применяется даже вне Эрец Исраэль. Поэтому говорится: «В твоем наследии, которое ты наследуешь» (Втор. 19:14). В Эрец Исраэль человек нарушает два запрета, но вне Земли – только один [«Не кради»].Казалось бы, странные слова. Почему вне Земли грех имеет иную природу, нежели в Земле? Если человек может нарушить две заповеди – «не кради» и «не передвигай межу» – в Эрец Исраэль, то что меняется за ее пределами? Мы видим фундаментальный принцип: вне Земли у еврейского народа нет национальных границ. Вне Земли у нас просто нет «земли», у которой может быть «граница». Там к земле еврея применяется только заповедь «не кради»,но «пограничной межи» в смысле государственной границы там просто нет. Только в Эрец Исраэль у Израиля есть эрец – земля. Эрец Исраэль – это «земля народа Израиля», и другой земли у него нет. Вот почему у еврейского народа нет другого места проживания, другого дома, помимо этой земли. Для нас это особенная земля. Ну и, конечно же, большую роль играет необходимость изолироваться от народов и их мерзостей.Вспомним страшные слова Тохаха [порицание из 28 главы Второзакония], где Б-г предупреждает Израиль о тяжелом наказании, которое постигнет народ за его грехи: «Г-дь рассеет тебя среди народов, от одного конца земли до другого. Там ты будешь служить чужим богам» (Втор. 28:64). Онкелос переводит этот отрывок так: «Там ты будешь
поклоняться народам, которые поклоняются идолам». Уже тот факт, что евреи станут рабами идолопоклонников, является хилул Хашем, поскольку это выглядит так, будто рабы
народов победили Б-га. Однако важно и другое: Израиль переймет у народов их обычаи.Поэтому Б-г и дал нашим предкам собственную Землю.Более того, Б-г связал Землю с великой заповедью мила (обрезание) вечным соглашением. Мила – это заповедь, которую еврей носит на своем теле, и в глазах Б-га она эквивалентна Эрец Исраэль, который, наоборот, «носит» еврея внутри себя: «Я выполню Мое соглашение между Мной и тобой и твоими потомками после тебя во все поколения, вечное соглашение. Я буду Б-гом для тебя и твоего потомства после тебя. Тебе и твоему потомству Я дам землю, в которой ты
сейчас живешь как пришелец. Вся Земля Ханаана будет твоим вечным наследием,и Я буду Б-гом для твоих потомков».Затем Б-г сказал Аврааму: «Насколько тебе известно, ты должен хранить Мое соглашение – ты и твое потомство через поколения. Это Мое соглашение между Мной и тобой и твоим потомством, которое ты должен хранить. Ты должен обрезывать каждого мужчину» (Бытие 17:7–10).В Берешит раба, 46:9, читаем:Р. Юден сказал: «Здесь пять [условий]: если твое потомство примет Мою Божественность, Я буду твоим Б-гом и покровителем, а если нет, Я не буду твоим Б-гом и покровителем. Если они войдут в Землю, они получат Мою Божественность, а если нет, они не получат Мою Божественность. Если они будут исполнять мила, они войдут в Землю… Если они примут субботу, они войдут в Землю…Мы видим, что Б-г проводит связь между Землей и заповедями. Израиль только в том случае примет Б-га как своего Г-да и Владыку, если войдет в Землю. Вне Земли они будут жить среди народов и оскверняться их культурами, что является хилул Хашем, поскольку в этом случае боги народов торжествуют над Б-гом Израиля. Кроме того, сама Тора будет загрязнена нееврейскими представлениями.Чтобы Б-г стал Владыкой Израиля, израильтяне должны принять мила –фундаментальную заповедь, образующую неразрывную связь с телом еврея. Вот что мудрецы сказали о царе Давиде (Менахот 43б):Израиль любим потому, что Б-г окружил его заповедями: тфилин на голове и руках, цицит на одежде и мезузот на дверях… Когда царь Давид вошел в баню и увидел себя обнаженным, он сказал: «Горе мне, что я стою обнаженным без заповедей!» Когда он вспомнил мила на своей плоти, он успокоился.Б-г решил, что заповеди должны постоянно, каждое мгновение присутствовать в жизни еврея, делая его святым и завершенным. Для этого Б-г учредил особую заповедь для его тела – она должна была стать неразрывной частью самой его сущности. Таким образом, человек всегда имел бы при себе заповедь.Подобным же образом Б-г повелел Израилю находиться внутри заповеди – жить в Эрец Исраэль. Так Б-г соединил заповеди мила и Эрец Исраэль, которые в совокупности
образовали первый брит – соглашение, заключенное между Б-гом и нашим отцом Авраамом.Б-г не хотел, чтобы еврей даже на мгновение оставался без заповедей. Это не только лишило бы его святости, но и сделало бы его уязвимым перед другими культурами.Следовательно, еврей получил мила, чтобы с ним всегда пребывали заповеди.Б-г знал, что если Израиль окажется среди народов, они неизбежно подвергнутся их влиянию, и что тогда произойдет с Торой? Поэтому Б-г дал израильтянам собственную землю, где они могли бы жить обособленно от других народов.Мила – это заповедь, составляющая часть тела еврея, а Эрец Исраэль – заповедь,составляющей частью которой является сам еврей. Нужны ли нам они обе? Да, потому что Израиль всегда должен держаться в стороне от народов, чтобы хранить в неприкосновенности свою святость и завершенность. Вот почему израильтяне не могли войти в Землю, пока не обрезались: мила и Эрец Исраэль связаны друг с другом общей целью – хранить обособленность еврея. Об этом пишет Раши в комментарии к стиху Иис.Нав. 5:4: «Вы планируете завоевать Землю необрезанными? Разве не было сказано Аврааму (Бытие 17:9, 8): „Ты должен хранить Мое соглашение... Тебе и твоему потомству Я дам землю, в которой ты сейчас живешь как пришелец“?»Позже Раши написал и такие слова (Бытие 17:8): «Там [в Эрец Исраэль] Я буду тебе Б-гом; но если кто-то живет вне Земли, это как будто у него нет Б-га». А С'форно говорит:«В вечное владение, и Я буду для тебя Б-гом» (там же): чтобы ты мог творить Мою волю в ней. Это согласуется со словами: «Он дал им землю народов… чтобы они могли хранить Его уставы» (Псалмы 105:44–45). В этом Я буду для Тебя Б-гом: ты будешь индивидуально бессмертен [не только как группа].Иными словами, Б-г дал еврейскому народу Эрец Исраэль, чтобы они могли в ней творить Его волю. Вот подлинное значение стиха из Псалмов 105:44–45: «Он дал им земли народов, и они взяли труд народов во владение, чтобы хранить Его уставы и соблюдать Его законы». Дело не только в том, что Б-г дал израильтянам Эрец Исраэль для исполнения Его заповедей; важно то, что только в Эрец Исраэль эти заповеди можно исполнять точно. В конце концов, если заповеди можно исполнять где угодно, то зачем нам вообще Эрец Исраэль? Но Б-г решил закончить Изгнание, по двум причинам: во-первых, когда евреи живут среди неевреев, это хилул Хашем; во-вторых, невозможно жить среди неевреев и не оказаться под их влиянием.Следовательно, когда Б-г решил вывести Израиль из Египта и сделать его святым народом, Он сразу же сообщил Моисею, что они не только будут освобождены из рабства,но и получат собственную землю, где смогут жить обособленно. Мы читаем в Исходе 3:8: «Я спустился, чтобы спасти их от власти Египта. Я выведу их из той земли, в хорошую,просторную землю».Мы никогда не должны забывать, что Эрец Исраэль – это не привилегия, от которой мы можем великодушно отказаться, а долг, который мы обязаны выполнять. Всегда, как только Израиль удобно устраивался в Изгнании, он тут же начинал насмехаться над Землей радости.И только когда враги поднимали головы, евреи начинали задумываться о том, чтобы покинуть Изгнание.Так поступил даже Иаков. После рождения Иосифа он решил вернуться в Эрец Исраэль: «После того как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: „Дай мне уйти. Я бы хотел пойти домой, в мою родную землю“» (Бытие 30:25). Это было уже после того, как он проработал на Лавана четырнадцать лет, но все еще был беден. Вот что мы читаем у С'форно (там же):Тогда у него не было стад, он прибыл только со своим посохом. Даже при этом у него было достаточно для жизни со своими женами и сыновьями, по крайней мере достаточно, чтобы покупать еду и одежду для путешествий.
Когда Лаван попросил его назвать свою цену, Иаков сказал то, что сказал, и произошло чудо: он внезапно стал богат. Затем прошло еще шесть лет – уже с того момента, когда Иаков сообщил Лавану о своем желании вернуться в Ханаан. После этого Иаков снова говорит Лавану: «Уже двадцать лет я работаю на тебя в твоем поместье – четырнадцать лет за двух твоих дочерей и шесть лет за часть твоих стад» (Бытие 31:41).
Удивительно, почему Иаков попросил уйти, но остался еще на шесть лет? Мне кажется,что как только он стал богатеть, он начал хотеть все большего, пока наконец не стал чрезмерно богат: «Этот человек стал необычайно богат. У него было много овец и коз, а также рабов, рабынь, верблюдов и ослов» (Бытие 30:43).Очень сложно противостоять злым позывам. Мудрецы говорят: «Кусок мяса возбуждает льва», «полный желудок – вид зла» (Б’рахот 32а). Поскольку Иаков разбогател,его уже не беспокоило, что он живет за пределами Земли. Тогда Б-г настроил Лавана и его сыновей против Иакова, чтобы он наконец ушел от них: «Иаков услышал, что сыновья Лавана говорят: „Иаков забрал все, что принадлежит нашему отцу“… Когда Иаков встречал Лавана, Лаван вел себя с ним не так, как прежде» (Бытие 31:1–2).Но Иаков даже тогда не стал возвращаться в Эрец Исраэль, так что Б-г обратился к нему уже лично: «Возвращайся на твою родину, в землю твоих отцов. Я буду с тобой» (Бытие 31:3). Мудрецы комментируют (Берешит раба, 73:12): «Б-г сказал ему: „Твой тесть не улыбается тебе, и ты все еще здесь? Возвращайся в землю твоих отцов!“» Отсюда мы видим, что богатство и комфорт могут ослеплять нас до такой степени, что мы забываем о нашем долге жить в Эрец Исраэль.Когда Иаков вернулся в Эрец Исраэль и услышал, что навстречу ему идет Исав с отрядом из четырехсот человек, он «пришел в страх и отчаяние» (Бытие 32:8) – и это несмотря на то, что Б-г пообещал ему быть с ним. Мудрецы приводят возможную причину (Берешит раба, 76:2): «„Он пришел в отчаяние“: испугался, что его убьют. Он сказал: „Все эти годы Исав жил в Эрец Исраэль. Возможно, он хочет напасть на меня из-за того, что он жил в Земле“».Иаков не переживал за первые четырнадцать лет жизни за пределами Земли: в этот период он обоснованно отсутствовал, опасаясь Исава. Но когда родился Иосиф, Исав уже не представлял опасности (Берешит раба, 73:7): «С рождением Иосифа родился враг Исава…Есть предание, что Исав падет только через сыновей Рахили».Как только у Рахили родился сын, Иаков сразу же понял, что это знак, требующий вернуться в Эрец Исраэль. Более того, по окончании четырнадцати лет Ревекка послала свою кормилицу Девору в Паддан-Арам, чтобы привести оттуда Иакова. Об этом мы читаем в Леках тов (Бытие 35:8): «„Девора умерла“: это учит тому, что Ревекка послала ее привести обратно Иакова». Согласно Сефер ха-яшар (Паршат вайеце), Девора пришла сразу же после рождения Иосифа. Однако даже после этого Иаков не стал возвращаться в Эрец Исраэль. Но позже он сожалел о том, что последние шесть лет провел в Паддан-Араме и разбогател настолько, что Б-г лично приказал ему возвращаться.
Сыновья Иакова тоже хотели осесть в земле неевреев, ассимилироваться и перенять их культуру. И эта тенденция продолжается вплоть до наших дней, что уже привело к тому, что большинство евреев перестали понимать Тору в ее первозданном виде. В Бытии 47:27 говорится: «[Народ] Израиль жил в Египте, в районе Гесем. Они овладели им, были
плодовиты и необычайно умножились». К'ли Якар дает блестящий комментарий на этот стих:Весь этот стих воздвигает обвинение против детей Израиля. Б-г постановил: «Твои потомки станут иностранцами [гер]» (Бытие 15:13) [т. е. временными жителями], но они захотели стать тошавим [постоянными жителями], тогда как повеление гласило о временном жительстве… Так этот стих обвиняет их в жительстве, в котором они искали обладания не своей землей… Они осели настолько полно, что не хотели покидать Египет, и Б-г был вынужден вывести их оттуда сильной рукой. Те, кто по-прежнему не хотел уходить, умерли в течение трех дней сильной тьмы.Задумаемся: евреи отказались покидать рабство и войти в Святую Землю! Какой великий хилул Хашем! Злодеяния наших предков словно предвосхитили наши собственные.Б-г был просто вынужден искоренить этот хилул Хашем, убив всех израильтян,отказавшихся покидать Египет. Необходимость изолировать Израиль от влияния народов была настолько серьезной, что Б-г просто не оставил евреям выбора. Он постановил, что если кто-то откажется уходить из Египта в Эрец Исраэль, тот умрет прямо в Египте.Мудрецы пишут (Ш’мот раба, 14:3):Почему Б-г навел на них тьму? Благословенно имя Б-га, перед Которым нет лицеприятия. Б-г исследует сердце и изучает внутренние мысли. Поскольку среди Израиля были грешники, у которых были египетские покровители, у них было богатство и слава в Египте и они не хотели уходить, Б-г сказал: «Если Я наведу казнь на них публично и они умрут, египтяне скажут: „Как Б-г обратился на нас,так же он обратился и на них“». Поэтому Б-г навел на египтян тьму на три дня, чтобы Израиль смог похоронить своих мертвых и их враги не видели бы их.
Вот что сказано в Танхума, Бешалах, 1:«Вооруженными [хамушим] дети Израиля вышли» (Исход 13:18): один из пяти [т. е. только один из пяти евреев покинул Египет, а остальные умерли, потому что не хотели уходить]. Некоторые говорят, что их было один из пятидесяти. Некоторые говорят, что один из пятисот. Р. Нехораи сказал: «Я клянусь,что их было не больше, чем один из пяти тысяч». А когда они умерли? Во время трех дней полной тьмы.Б-г прекрасно понимал, почему евреи не хотели покидать сытное Изгнание, эту богатую и комфортную страну. Если евреи на что-то и жаловались, так только на тяжкие работы, которым их подвергали: «Дети Израиля стонали о своем порабощении» (Исход 2:23).Если бы их просто освободили, подавляющее большинство предпочло бы остаться жить в сытом и уютном Изгнании.Даже когда израильтяне вышли из Египта, они раскаялись об этом и начали мечтать о возвращении: «Кто даст нам немного мяса? Нам так приятно вспоминать рыбу, которую мы ели в Египте бесплатно, вместе с огурцами, дынями, луком-пореем, луком и чесноком»(Числа 11:4–5). Горе народу, готовому променять святость и величие на меню! С Б-жьей помощью мы позже еще раз обсудим упорное нежелание Израиля идти в Эрец Исраэль. Вот за этот грех, который снова и снова повторяется в каждом поколении, Б-г и гневается на нас.Да поможет нам Небо!Решение Б-га отделить Израиль от народов, дав ему собственную землю, где он создаст святое общество Торы, имеет два последствия, два священных принципа огромной важности.Без этих двух принципов эта цель навсегда останется недостижимой. Первый принцип –заповедь мицват йишув ха'арец, требующая от каждого еврея жить в Эрец Исраэль, а не в Изгнании. Второе – заповедь изгнать всех неевреев, не желающих принять статус гер тошав,предусматривающий налоговую и трудовую повинность.

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления "Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Земля Израиля) все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Статистика