И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!" (Тора, Шмот 32:26)
Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной" (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Доверие

 

Вместо этого они полагаются на суету, на сломанный тростник, от которого нет никакой пользы.Исаия сказал: «Вместо этого вы сказали: „Нет, мы убежим на конях“. Поэтому вы убежите». Здесь мы снова видим, как в этом мире проявляется Божественное провидение. Это видно из слов еврейского языка, с помощью которого Б-г создал вселенную. В этом стихе говорится о том, что Израиль отказывается прислушаться к словам пророков. Они порицают израильтян и призывают их возложить надежду на Б-га, но те отвечают: «Нет, мы убежим [ננוס ] на конях». Этим они имеют в виду: «Нет, мы воссядем [ נתנוסס ] на коней Египта».Это пример особой роли созданного Б-гом еврейского языка как средства выражения ценностей, качеств и идей. Особенно примечательно то, как Б-г связал значения слов с общим корнем, что часто придает им противоположный смысл, как бы указывая на то, что у человека есть свобода выбора. Как человек может выбрать либо добро, либо зло, так и слово נס может иметь различные значения, связанные либо друг с другом, либо со своими противоположностями.
Человек, ходящий Б-жьими путями, становится נס – знаменем,символом Б-жьего величия и владычества. Как сказал Моисей на Синае: «Не бойся. „Б-г лишь пришел поднять [נסות ] тебя“» (Исход 20:17). Раши объясняет:Чтобы возвеличить тебя на земле, чтобы народы узнали, что Б-г Сам открылся тебе.נסות : это означает поднятие и возвеличивание, как в стихе: «Подними знамя [ נס ] над народами» (Исаия 62:10); «Я подниму Мою руку народам, Мое знамя [נסי ] народам» (там же, 49:22); «Как знамя [ וכנס ] на холме» (там же, 30:17), т. е.стоя прямо.Вот такой народ был бы достоин стать נס – чудом, знаком и знаменем для народов. Б-г поднял [ ינשא ] бы Израиль на крыльях орлов: «Я поднял тебя на крыльях орлов» (Исход 19:4);«Спаси Свой народ, благослови Свое наследие, обрати на них внимание, носи их всегда» (Псалмы 28:9); «Это народ, который восстает, как царь зверей, поднимается, как лев» (Числа 23:24).
Однако возможен и обратный результат, если еврейский народ убежит [ ינוס ] от доверия и ярма Б-жьего царства. Тогда нес [чудо] станет нас [побег]: Израиль побежит от своего положения святого народа, уповающего на Б-га, в союз с неевреями. В Тохахе говорится [Порицание из Левита 26]: «Те, кто ненавидит тебя, будут править тобой. Ты побежишь, когда никто не гонится за тобой» (Левит 26:17). Похоже выразился и Исаия: «Вместо этого ты скажешь: „Нет, ибо мы убежим на конях“. Поэтому ты побежишь» (Исаия 30:16). Израиль решил возвеличиться с помощью египетских лошадей, и Б-г воздаст им за это. Они не возвысятся [ יתנוססו ], а побегут [ ינוסו ] от врага на этих же самых лошадях.Выбор между нес и нас связан с נסיון – судом. Это слово также является производным от נס . Б-г испытывает Израиль, чтобы увидеть, примут ли они Его ярмо, доверятся ли Ему. Если да, то они будут подняты как знамя и Б-г совершит для них чудеса. Если же они решат убежать, то они побегут и от врагов, и от собственных благословений, которые упустили.(Мой отец и учитель, ז״ל , обратил внимание, что в Тохахе на Второзаконие 28 слово והשיגוך («Они настигнут тебя») связано и с благословением, и с проклятием: «Все эти благословения найдут на тебя и настигнут тебя» (Втор. 28:2); «Все эти проклятия найдут на тебя и настигнут тебя» (Втор. 28:15). Затем он спросил: когда человека «настигают» проклятия, тогда понятно, почему он бежит от них; но почему человек убегает от благословений, так что они его «настигают»? Его ответ был в том, что когда человек не полагается на Б-га, он не понимает, что такое благословение. Когда он его видит, он думает, что это проклятие, и бежит от него, так что оно вынуждено само настичь его.)Вся жизнь еврейского народа в целом и каждого еврея в отдельности – это испытание на доверие к Б-гу, полноту веры в Него и умение бесстрашно ходить Его путями. Мудрецы сказали: «Десятью испытаниями был испытан наш отец Авраам, и он твердо выстоял все из них. Это сообщает нам о том, как велика была его любовь к Б-гу» (Авот 5:3). Испытанием было уже то, что манна поступала в ограниченных количествах. Б-г давал Израилю манну,чтобы «испытать их, чтобы увидеть, последуют ли они Его закону» (Исход 16:4), а также «испытать их бедствием» (Втор. 8:2).Важно помнить, что как Б-г испытывает человека на доверие к Нему, так и человек, не
доверяющий Б-гу, испытывает Его. Как Б-г испытал Авраама десятью испытаниями, так и «наши предки десятью испытаниями испытали Б-га в пустыне» (Авот 5:4). Об этом говорится прямо: «Они испытывали Меня десять раз» (Числа 14:22). То же мы находим в Эрувин 15а: «Наши предки испытали Б-га десятью испытаниями: два на море, два на воде, два манной, два перепелами, одно Золотым тельцом и одно в пустыне Фаран».Одно из мест, где Б-г подвергся испытанию, даже получило название в память об этом событии. Тора называет это место «Масса» – там израильтяне жаловались и требовали воды:
«Он назвал его Масса У’М’рива [испытание и ссора], потому что народ спорил и испытывал Г-да, спрашивая: „Есть среди нас Г-дь или нет?“» (Исход 17:7). Мы также читаем: «Не испытывай Г-да, твоего Б-га, как ты испытывал Его в Массе» (Втор. 6:16). Жалуясь, они подвергли великие чудеса Б-га [масот] испытанию – массе: «Вы видели все, что Г-дь сделал в Египте перед вашими глазами… Ваши собственные глаза видели великие чудеса [масот], знаки и знамения» (Втор. 29:1–2); «Вспомните великие испытания [масот], которые вы видели своими собственными глазами: знаки, знамения, могучую руку и простертую руку» (там же,7:19).За грех Массы, где израильтяне испытали Б-га и усомнились в Его присутствии среди них, они были немедленно наказаны: на них напали амаликитяне. Первый же стих после эпизода с водой гласит: «Пришел Амалек и воевал с Израилем в Рефидиме» (Исход 17:8).Вот что сказано в Ш’мот раба, 26:2: Р. Иехуда говорит: «Израиль сказал: „Если Б-г – Владыка всех дел так же,как Он Владыка над нами, мы будем служить Ему. В противном случае мы восстанем“».Р. Нехемия говорит, что они сказали: «Если Б-г поддержит нас пищей, как правитель в своем городе, так что его подчиненным ничего от него не нужно [его поддержки достаточно для того, чтобы они не обращались к нему с просьбами ежедневно], мы будем служить Ему. В противном случае [если Он не сможет дать нам много и сразу] мы восстанем».Раввины говорят, что Израиль сказал: «Если Б-г знает наши мысли, мы будем служить Ему. В противном случае мы восстанем».Б-г сказал им: «Если вы хотите исследовать Меня, пусть придет грешник и исследует вас». Сразу же сказано: «Пришел Амалик» (Исход 17:8). Б-г сказал Израилю: «Я носил вас на облаках славы, но вы все равно говорите: „Есть ли Б-г среди нас?“ Поэтому придет враг и будет господствовать над вами». Так, сказано: «Пришел Амалик».Израиль согрешил главным образом тем, что перестал доверять способности Б-га спасать Свой народ в каждом конкретном случае, ограничившись абстрактной «верой». Когда у человека нет доверия, он считает силу Б-га ограниченной, сомневается в Его бесконечных качествах. Об этом и говорит стих Псалмы 78:41: «Но они снова испытывали Б-га и установили границы Святому Израиля». Редак так комментирует этот фрагмент: «Они приписали ограниченность Ему, говоря: „Мы сделаем это, но не то“».
Тот, кто приписывает Б-гу какие-либо ограничения, сомневается в Его существовании.Ведь если Святой Израиля не всемогущ и не бесконечен, тогда он и не Б-г, не Всевышний.Признавая  существование Б-га и полностью полагаясь на Него, мы провозглашаем Б-га Всемогущим Владыкой, для Которого нет ничего невозможного. Как раз в этом Израиль и сомневается.Есть ли в Галааде бальзам (Иер. 8:22), способный залечить наши раны? Б-г поднял (נסה) наших предков на орлиных крыльях, а они испытывали [ נסו ] Его. Сегодня мы исправно следуем по их стопам. Б-г приготовил для нас величественное и быстрое избавление, как сказано: «Я ускорю его» (Исаия 60:22); «На облаках небесных шел некто, подобный сыну человека» (Даниил 7:13).Однако мы отказались довериться Ему, чем отсрочили и избавление, и конец дней. Мы сами закрыли себе путь к избавлению, мы променяли облака славы на «нищего, едущего на осле» (Захария 9:9). И все это по той лишь причине, что мы не поверили в Б-га и не доверились Ему.Отсутствие у Израиля веры в Б-га проявилось в Мерре, первой же остановке после чуда Красного моря. Буквально только что они были свидетелями чуда и «поверили в Б-га и Моисея, Его служителя» (Исход 14:31). Однако вот что происходит затем:Моисей увел детей Израиля от Красного моря, и они пришли в пустыню Сур. Они шли три дня в пустыне, не находя воды. Наконец они пришли в Мерру,но не могли пить воду в Мерре, потому что она была горькая [мара]. Вот почему это место было названо Мерра. Люди жаловались Моисею. «Что мы будем пить?» – спрашивали они. Когда Моисей воззвал к Г-ду, Он показал ему одно дерево. Моисей бросил его в воду, и вода стала годной для питья (Исход 15:22–25).Насколько же шаткой была их вера в Б-га и Его служителя Моисея, что уже так скоро они снова испытывали Б-га! Б-г сделал так, что сразу же после великого чуда и великой радости Красного моря евреи отказались в выжженной пустыне без воды. Обратите внимание,сколько раз слово мар – «горький» повторяется в одном стихе: «Наконец они пришли в Мерру [мара], но могли пить воду в Мерре, потому что она была горькой [мара]. Поэтому это место было названо Мерра».Израиль должен был научиться полагаться на Б-га, принимать Его владычество и восхвалять Его не только в радости, но и в страдании. Мы уже цитировали Берахот 54а: «Человек должен благословить Б-га за неудачу так же, как и за добрую удачу». Об этом же говорится и в Ялкут шимони (Исаия 8:414):«Не делайте себе серебряных или золотых богов» (Исход 20:20): Б-г сказал Израилю: «Не ведите себя со Мной так, как идолопоклонники ведут себя со своими богами. Когда к ним приходит добрая удача, они чтят своих богов… а когда их постигает страдание, они проклинают своих богов… Вы, однако, должны благодарить, когда Я приношу добрую удачу или страдание». Как сказал царь Давид: «Я подниму чашу спасения и призову имя Г-да… Я нашел бедствие и печаль, но я призвал имя Г-да» (Псалмы 116:13, 3–4).Б-г хотел показать огромную разницу между великой радостью, как при разделении моря, и великой скорбью, как при нехватке воды. Он показал израильтянам, что восхвалять и благодарить Б-га нужно не только в радости, но и в бедах. Как просто «доверять Б-гу», когда тебе не грозит опасность! В такой ситуации кто угодно может стать «святым», говорить о своем уповании на Б-га – ведь тогда в этом нет необходимости. Поастоящему эти качества проверяются только в сложной ситуации.
Только во время испытаний выясняется, кто верит по-настоящему, а кто – нет. В рассматриваемой ситуации евреи не просто долгое время провели без воды, но еще и обнаружили горькую воду: вот конкретный пример ситуации, где на первое место выходит доверие к Б-гу. Ему было угодно, чтобы Израиль прошел через страдания. Когда у человека все хорошо,когда у него все есть, невозможно духовно расти; материальный достаток способствует развитию эгоизма и духовной бесчувственности. Только отведав горя и страданий, человек способен проявлять доброту и милосердие к нуждающимся, что способствует обузданию собственного эго.Это важный принцип: комфорт и процветание уничтожают духовность человека, делают его неспособным идти на жертвы, заставляют забыть о своем земном долге и о том, что этот мир лишь временное пристанище перед миром Будущим. Комфорт и процветание притупляют и чувства, и разум. Вот что сказано в Сифри, Экев, 43:«Вы будете есть и насытитесь. Смотрите, чтобы ваше сердце не прельстилось» (Втор. 11:15–16): Моисей сказал им: «Смотрите, чтобы вы не восстали против Б-га, ибо никто не восстает против Б-га иначе, как только через достаток, как сказано: „Вы станете есть и насыщаться, построите дома и поселитесь в них. Ваши стада и скот увеличатся, и вы приобретете много серебра и золота – все, что у вас есть, может увеличиться“ (Втор. 8:12–13). Что затем? „Твое сердце затем может стать надменным, и ты можешь забыть Г-да,твоего Б-га“ (там же, с. 14)». Подобным образом сказано: «Когда Я приведу их в землю, где течет молоко и мед, которую Я обещал их предкам, они будут есть, насытятся и будут жить в роскоши. Тогда они обратятся к чужим богам» (Втор. 31:20); а также: «Народ сел есть и пить, затем встал веселиться» (Исход 32:6).Мы также находим, что поколение Потопа восстало только из-за достатка… [Они сказали] «Если все, что Он дает, это небольшой дождь, то Он нам не нужен»: «Река восстала из земли и полила всю поверхность земли» (Бытие 2:6). Б-г сказал им: «Вы насмехаетесь над Моими дарами? Именно через них Я и накажу вас»: «Дождь лил на землю сорок дней и сорок ночей» (Бытие 7:12). Мы также находим, что люди Вавилонской башни восстали против Б-га только из-за достатка: «На всей земле был один язык с одинаковыми словами.Когда люди переселились с востока, они нашли долину в земле Сеннаар и поселились там» (Бытие 11:1–2). «Поселение», упомянутое здесь, относится только к еде и питью, как сказано: «Народ сел есть и пить, и затем встал веселиться»(Исход 32:6). Это потворство привело к тому, что они сказали: «Пойдем, построим себе город и башню, чья вершина достигнет небес. Сделаем себе имя» (Бытие 11:4). Чем ответил Б-г? «Г-дь рассеял всех их по лицу земли» (Бытие 11:8).Также и Содом восстал против Б-га только благодаря достатку, как сказано: «Земля, производящая хлеб, низвержена, словно огнем» (Иов 28:5). Содом сказал: «У нас есть пища. Будем гостеприимно раздавать ее путешественникам». Б-г ответил: «Вы хотите гостеприимно раздавать, [только] потому, что Я пролил дары на вас? Я изгоню вас с земли».Мудрецы также говорят (Берахот 32а):Школа Р. Янная узнала это из стиха: «И Ди Захав» (Втор. 1:1). Что здесь имеется в виду? Школа Р. Янная говорит: «Моисей обратился к Б-гу, говоря:„Владыка Вселенной! Серебро и золото [захав], которое Ты проливал на Израиль,пока они не сказали «Дай!» [довольно], заставило их сделать Золотого тельца“».Школа Р. Янная говорит: «Лев рычит, не когда поел солому, а когда поел мясо». Р. Ошая сказал: «Это как человек, у которого была тощая корова. Он кормил ее викой, а она пинала его. Человек сказал: „Из-за чего ты меня пинаешь? Из-за вики, которой я кормлю тебя“». Р. Хия бар Абба сказал от имени Р. Йоханана: «Это как человек, который искупал своего сына, накормил его, повесил ему на шею кошелек и посадил его у двери публичного дома. Как этому сыну избежать греха?» Р. Аха, сын Р. Хуны, сказал от имени Шешета: «Это как поговорка: „Полный желудок – один из видов зла“. Как сказано: „Когда их кормили, они насыщались. Они были пресыщены, и их сердце вознеслось. Поэтому они забыли Меня“ (Осия 13:6). Р. Нахман привел Втор. 8:14: «Тогда твое сердце может стать надменным и ты забудешь Г-да»; и раввины привели Втор. 31:20: «Они будут есть, насытятся и начнут жить в роскоши. Тогда они обратятся [к чужим богам]»; или, если хотите, «Так Иешурун растолстел и восстал» (там же, 32:15).
Р. Шмуэль бар Нахмани сказал от имени Р. Йонатана: «Откуда мы знаем, что Б-г со временем уступил Моисею? Сказано: „Серебро Я дал им в достатке, и они использовали золото для Ваала“ (Осия 2:10)».
Все это происходит именно в условиях покоя и достатка. Наши мудрецы это хорошо понимали (Берешит раба, 84:3):Когда праведные живут в покое и хотят и дальше так жить здесь, на земле, приходит Сатана и обвиняет его: «Разве недостаточно, что их будущая награда уже обеспечена, но они еще и ищут покоя на земле?» Знайте, что так и происходит. Поскольку Иаков искал покоя, он был наказан исчезновением Иосифа. Сказано: «Иаков жил» (Бытие 37:1); «Мне было нелегко, у меня не было покоя, у меня не было отдыха, но пришло несчастье» (Иов 3:26). «Мне было нелегко» из-за Исава. «Не было покоя» из-за Лавана. «Не было отдыха» из-за Дины.«Но пришло несчастье»: меня постигло несчастье Иосифа.Б-г создал человека так, чтобы он духовно рос и покорял жизненные вершины. Между тем покой препятствует этим целям. Он ослабляет добрую волю, усиливает злые позывы,соблазняет достатком и пугает «опасностями» самоотречения. Попробуем осмыслить процитированные слова мудрецов: «Когда праведные живут в покое и хотят и дальше так жить». Когда в жизни воцаряется покой, человек стремится избегать самоотверженных поступков, ради которых он был создан. Страдания и несчастья – это благословения, поскольку только они могут спасти человека от гибельного покоя, что опускает человека до уровня животного, если не сказать насекомого.Б-г явил Израилю доброту, когда отнял у них этот гибельный покой и позволил пройти через страдания. Мы уже приводили слова мудрецов из Б’рахот 5а:Если человек чувствует близкое страдание, он должен исследовать свои дела: „Исследуем и испытаем наши пути и вернемся к Г-ду“ (Плач Иер. 3:40).Если он исследовал и не нашел греха, он должен приписать это недостаточному изучению Торы: „Счастлив человек, которого Ты заставляешь страдать, обучая его Твоей Торе“ (Псалмы 94:12). Если он по-прежнему ничего не находит, тогда страдание, очевидно, является действием любви Б-га [т. е., чтобы он со временем получил большее вознаграждение]: „Того, кого Г-дь любит, того Он наказывает“ (Притчи 3:12)».Рава сказал от имени Р. Сехоры, который сказал от имени Р. Хуны: «Кого Б-г находит приятным, того Он угнетает страданием: „Кого Г-дь находит приятным, того Он угнетает болезнью“ (Исаия 53:10). Я мог бы подумать, что человек получает награду за такое страдание, даже если он не принимает его с любовью. Следовательно, говорится: „Если его душа отдаст себя в искупление“(там же). Как искупление должно быть предоставлено с желанием, так же и страдание должно быть принято с желанием»… Оба типа [все страдание, даже то, что заставляет забыть о молитве и изучении Торы] составляют Б-жьи акты любви, как сказано: «Кого Г-дь любит,того Он наказывает» (Притчи 3:12). Тогда что мы узнаем их стиха: «Счастлив человек, которого Ты заставляешь страдать, уча его Твоей Торе?» Читай не «уча его [теламдену]», но «учи нас [теламдеину]». Учи нас этому из Твоей Торы,на примере закона о глазе и зубе раба. Если раб освобождается, если его хозяин выбивает один из его зубов или глаз, который составляет одну часть тела, то насколько же больше страдание, очищающее все тело, [также освобождает его].На эту мысль обратил внимание Р. Шимон бен Лакиш, который сказал:«„Завет“ упомянут вместе с солью, как во фразе: „Не оставляй соль завета“(Левит 2:13), и страданием, как во фразе: „Это слово завета“ (Втор. 28:69, в конце проклятия «Тохеха»). Как в первом случае соль очищает мясо от крови,так и во втором случае страдание очищает человека от всех грехов».Б-г проявляет к человеку любовь, когда подвергает его страданию и лишает достатка, этого смертельного болота (бица), превращающего человека в некошерное страусиное яйцо (беца), заставляющего забыть о своем земном предназначении. Мудрецы пишут (Кидушин 40б):С чем из этого мира сравнить праведных? С деревом, стоящим полностью в чистом месте, но ветви которого простираются над нечистым местом. Подрежь ветки, и дерево будет стоять полностью в чистом месте. Так и Б-г подвергает праведных страданию здесь, на земле, чтобы они наследовали Будущий мир: «Хотя твое начало было болезненным, со временем ты будешь процветать» (Иов 8:7).Если человек рожден в чистоте и хранит ее на протяжении всей жизни, Б-г отрезает его ветви, простирающиеся над нечистотой. Иными словами, с помощью страдания Б-г ограждает праведных от нечистоты, таким образом сохраняя их для Будущего мира. О стихе из Иова мудрецы говорят так (Танхума, Экев, 3):Это учит нас, что всякий страдающий со временем обретет покой. Никто не страдал больше, чем Авраам, кто был брошен в печь и был изгнан из дома своего отца. Его преследовали шестнадцать царей, он прошел через десять испытаний, он похоронил Сару. Однако со временем он нашел покой.Сегодня мы являемся свидетелями духовной гибели Израиля: на наших глазах гибнут те, чья набожность ограничивается ритуалами, приносившими им покой в нечистых землях Изгнания. Эта самодовольная успокоенность привела в запустение Землю Израиля,единственный дом евреев, жить в которых – их долг. Израиль в Изгнании погрузился в грязное языческое болото. С каждым следующим годом этой успокоенности они не только все больше загрязняются и ассимилируются, но ослабляется их самоотверженный дух, их способность к святости и величию. Подробнее мы коснемся этой темы в главе, посвященной Изгнанию. Чем больше Б-г любит человека, тем больше Он очищает его через великие страдания и испытания, из которых, как кажется, нет выхода. И когда Б-г спасает такого человека, тогда он ясно осознает, что есть Б-г в Израиле.Подводя итог, можно сказать, что страданиями Б-г очищает [ מוכיח ] еврея, чем подтверждает [ מוכיח ] Свое существование и величие. В этом смысле стих Притчи 3:12 («Кого Г-дь любит, того Он наказывает») говорит о следующем: если человек доверяет Б-гу и за это любим Им, такой человек пройдет через порицание и страдание любви. Это, в свою очередь,увеличит его доверие, что докажет ему существование и величие Б-га. Это самое высшее проявление любви Б-га к человеку!Однако чтобы понять и принять это, еврей должен иметь подлинную веру и вести самоотверженный образ жизни. Последние поколения увидели бесподобную утрату битахон, беспрецедентное духовное падение, да поможет нам Небо! Еврей должен постоянно помнить о важности доверия Б-гу и о том, что это связано с проблемами и страданиями. Он должен помнить о следующем:
1) Б-г может сделать все что угодно, в том числе спасти человека от страданий, а Израиль – от его уз.
2) Б-г действительно спасет человека, если он этого достоин и это требуют обстоятельства.
3) Если обстоятельства не требуют его спасения, например, когда Б-г хочет преподать ему урок или когда страдания принесут ему пользу со временем, тогда Б-г не ответит человеку. Однако он попрежнему должен полагаться на Него с полной верой, что все идет ему во благо, что страдания способствуют его духовному очищению и обузданию эгоизма. Чем сильнее страдания, чем более «невозможно» его спасение, тем отчетливее будет доказано существование Б-га, когда в итоге человек будет спасен.
4) Даже если Б-г не спасет человека немедленно, Он может спасти его позже, когда тот извлечет из ситуации необходимые уроки,усвоит, что все, что делает Б-г, – к лучшему.
5) Даже если человек не будет спасен в земной жизни, вечная истина Б-га принесет ему победу в посмертном существовании.

Все это – уроки Мервы, куда Б-г привел Израиль сразу же после чудесного избавления в Красном море.Рассмотрим отрывок из Танхума, Бешалах, 24, где комментируется стих Исход 15:25:«Он воззвал к Г-ду, и Г-дь показал ему дерево. Он бросил его в воду, и вода стала сладкой».Эти слова подчеркивают ключевой принцип веры и доверия к Б-гу:Мы находим, что смертный человек поражает ножом и лечит перевязыванием. Однако Б-г использует тот же инструмент, которым поражает, для исцеления. Так, когда Израиль пришел в Мерву, они не могли пить ее вод, и Моисей думал, что Б-г скажет ему бросить в нее мед или инжир, чтобы она стала пригодной для питья. Однако сказано: «Он воззвал к Г-ду, и Г-дь показал ему дерево [которое было горьким, как показывает следующий стих]» (Исход 15:25).
Б-г сказал ему: «Моисей, Мои пути не пути плоти и крови. Теперь ты должен изучать Тору». Сказано: «Г-дь показал [ ויורהו ] ему дерево». Не сказано: «Он показал ему [ ויראהו ] дерево», но: «Он научил его [ויורהו ]». Б-г научил его Своим путям.Что это было за дерево? Р. Иехошуа говорит, что это была ива. Р. Натан говорит, что это был горький олеандр. Р. Элиезер Ха-Модай говорит, что это было оливковое дерево [в Мехилте мы читаем: «Никакое дерево не горько так,как оливковое дерево»]. Р. Иехошуа бен Карха говорит, что это была жесткая горная пшеница. Некоторые говорят, что это был корень инжира или граната.В любом случае, оно было горьким.Раббан Шимон бен Гамлиэль говорит: «Подумайте, пути Б-га чудеснее путей человека. Человек исправляет горькое сладким, но Б-г исправляет горькое горьким. Как это возможно? Он помещает нечто вредное в нечто также вредное, творя чудо внутри чуда. Также и Исаия сказал: «Пусть сделают пласт из инжира и положат его на нарыв, и он выздоровеет» (Исаия 38:21). Ясно, что кровоточащая плоть тут же очистится, если на нее положить спрессованный инжир. Что сделал Б-г? Он положит нечто вредное в нечто вредное, чтобы сотворить чудо.Также сказано: «Он пошел в ручей и бросил в него соль, и сказал: „Так говорит Г-дь: «Я исцелил эти воды. Отсюда больше не будет ни смерти, ни выкидышей»“» (1 Царей 2:21). Ясно, что соль, добавленная к воде, делает ее непригодной для питья! Однако Б-г положит одно вредное вещество в другое, чтобы сотворить чудо. Б-г сказал Моисею: «Я не поступаю подобным образом, ибо Я исцеляю самим актом Моего действия. Поскольку это горькая вода, Я исправлю ее чем-то горьким».Отсюда мы извлекаем важнейший урок. Во-первых, страдание способствует духовному росту человека: он, так сказать, делается сладким. Мы читаем в Ш’мот раба (23:3):От Б-га мы узнаем, что тем же образом, которым Он поражает, Он также и лечит, как сказано: «Я верну тебе здоровье и очищу тебя от твоих ран» (Иер. 30:17). Теми же ранами, которыми Он нас поражает, Он лечит нас. Усвоить этот урок – долг каждого еврея. Всем нам важно понять, что страдание ведет к очищению души и духовному росту, как горечь ведет к сладости. Мудрецы учили, что сладкое избавление придет только через горечь и освящение Б-жьего имени (если, конечно, мы не раскаемся и не примем избавление в славе). В главе «Избавление и освящение Б-жьего имени» мы еще раз коснемся этой темы.Мы также узнаем, что единственный способ освятить Б-жье имя – это наказать горечь горечью, то есть отомстить нечестивым. Чтобы нечестивый признал Б-га, он должен испытать на себе Его силу, как уже объяснялось выше.Здесь уместно вспомнить еще об одном важном принципе. Там же, в Мерве, где Б-г учредил великий принцип веры и доверия, там же Он учредил и другой принцип – ярма Неба: «Там Он дал им указы и законы, и там Он испытал их» (Исход 15:25). Раши объясняет:«В Мерве Он дал им несколько частей Торы для изучения: о Шабате, о рыжей телице и об отправлении правосудия». Источник этого высказывания – Седер олам зута. Действительно,это великий принцип: сразу же по выходу из Египта Б-г решил дать Израилю «указы и законы». Это две совершенно различные концепции Торы. «Заокны» [ משפטים ] – это логические заповеди, тогда как «указы» [ חוקים ] – это Б-жьи законы. Во Второзаконии 18:4 говорится:
«Мои законы исполняйте и Мои уставы храните, чтобы ходить ими. Я Г-дь, ваш Б-г».Мудрецы сказали (Йома 67б):«Мои законы исполняйте»: это относится к законам, которые если бы не были записаны, логически должны были быть записаны: идолопоклонство, сексуальный грех, убийство, воровство и проклятие Б-га [т. е. законы, без которых на земле царил бы хаос. Раши имел это в виду, когда сказал: « דינין , отправление правосудия»].«Мои уставы храните»: законы, оспоренные Сатаной: поедание свинины,ношение одежды с ша’атнец [смесь шелка и льна], левиратный брак [йибум, см.Втор. 25], процесс очищения прокаженного и козел отпущения в Йом-кипур.
Чтобы вы не сказали, что эти уставы – чепуха, сказано: «Я Г-дь» – «Я Тот, Кто дал их, и вы не имеете права оспаривать их». Я уже упоминал в главе о Небесном ярме, что в это ярмо входят все заповеди, которые должен выполнять еврей, чтобы выполнить свое земное предназначение. С одной стороны,если какие-то заповеди кажутся ему нелогичными, иррациональными, он не должен оспаривать или высмеивать их. С другой стороны, он и не должен исполнять рациональные законы только потому, что они ему понятны. Правильнее сказать, что он должен относиться к уставам как к законам и к законам – как к уставам. И те, и другие нужно исполнять потому, что они исходят от Б-га.Я уже обращал на это внимание, приводя слова мудрецов (Торат коханим, Ахарей мот,паршета 8:10): «Это для того, чтобы присоединить „хранение“ и „исполнение“ к уставам и „хранение“ и „исполнение“ – к законам». Другими словами, и «хранить», и «исполнять» нужно и уставы, и заповеди. Все они сошли с Б-жьих уст, и все их нужно исполнять охотно и с любовью, как часть ярма Неба.Здесь мы встречаем еще один принцип – два типа неверующих.

Первый тип – это те, у кого действительно нет веры. Такие люди либо атеисты, либо вера для них – не более чем дань традиции. Второй тип – это те, у кого недостаточно веры. Такой вид неверия гораздо распространеннее и опаснее, поскольку от него не застрахованы ни праведники, ни ученые Торы. О таких людях также говорят, что они «и верят, и не верят», как например Ной, о котором говорится: «Ной… вошел в ковчег от вод потопа» (Бытие 7:7). Раши объясняет: «Ной тоже был среди тех, у кого было мало веры [ אמונה מקטני ]. Он и верил, и не верил, что придет потоп, и не входил в ковчег до тех пор, пока его не вынудили воды». Об этом же говорится в Берешит раба, 32:6: «Р. Иоханан сказал: „Ною не хватало веры. Если бы воды не достигли его лодыжек, он не вошел бы в ковчег“».Словосочетание אמונה מחוסר , использованное в этом мидраше, означает недостаток полной веры (а не отсутствие веры как таковой, как в первой категории). Однако даже Ною, кто был «праведен в своем поколении» (Бытие 6:9), недоставало полной веры. Он «и верил, и не верил».Важно прояснить, почему человек может «и верить, и не верить». Р. Ибо так сказал о Енохе (Берешит раба, 25:1): «Енох был лицемером. Иногда он был праведным, иногда – злым». Здесь не говорится о том, что если человек иногда верит, иногда – нет, то он «иногда злой». Важно другое: недостаток веры может быть результатом лицемерия и боязни общественного мнения. Горе поколению, которое и верит, и не верит! Горе поколениям, ушедшим в Изгнание,которое поймало, поработило и поглотило их! Б-г хотел создать гордый, праведный народ,уповающий на Него и не боящийся плоти и крови. Как громовой шофар, должны были звучать во все времена великие слова: «Не бойся, раб Мой Иаков!» (Исаия 44:2).

Именно об этом Моисей сказал Израилю: «Смотрите! Г-дь, ваш Б-г, поместил землю перед вами. Идите и займите ее, как Г-дь, Б-г ваших отцов, сказал вам. Не бойтесь и не страшитесь!» (Втор.1:21); «Будьте сильны и смелы. Не бойтесь и не падайте духом перед ними. Г-дь, ваш Б-г, –это Тот, Кто идет с вами, и Он не подведет вас и не забудет вас» (Втор. 31:6).Нам уже хорошо известен руководящий принцип о том, что нельзя бояться смертного человека. Нас не должно покидать мужество, ведь с нами – Г-дь Б-г. Священная Тора постановила:Когда ты пойдешь в битву с твоими врагами и увидишь лошадей, боевые колесницы и войско больше, чем твое, не бойся их, поскольку Г-дь, твой Б-г, выведший тебя из Египта, с тобой. Когда ты придешь на поле битвы, священник выйдет и обратится к народу. Он скажет им: «Послушай, Израиль, сегодня ты будешь вести войну с твоими врагами. Не страшитесь, не бойтесь, не паникуйте и не расстраивайте ряды перед ними. Г-дь, ваш Б-г, с вами. Он будет сражаться за вас с вашими врагами и избавит вас» (Втор. 20:1–4). А вот о чем мы читаем в Мишне, Сота 42а:Когда машуа милхама обращается к народу, он говорит по-еврейски… «Он скажет им: „Слушай, Израиль. [Сегодня вы идете на войну против ваших врагов]“» (с. 3) – против врагов, а не братьев. Не Иуда против Симеона или Симеон против Вениамина, потому что они бы сжалились над вами, если бы вы пали в их руку…Вы воюете с вашими врагами. Если вы падете в их руку, они не сжалятся над вами.«Не страшись, не бойся, не паникуй и не нарушай строй перед ними» (Втор.,там же): «Не страшись» ржанию лошадей и лязгу мечей. «Не бойся» стука щитов и размера вражеского стана. «Не паникуй» при звуке горнов. «Не нарушай строй» при криках.«Г-дь, твой Б-г, – Тот, Кто идет с тобой» (с. 4): они возлагают надежду на плоть и кровь, а ты возлагаешь надежду на Б-га. Филистимляне возложили надежду на Голиафа, а он пал от меча, и они пали с ним. Аммонитяне возложили надежду на Шоваха, а он пал от меча, и они пали с ним. Ты не таков, однако. «Г-дь, твой Б-г, – Тот, Кто идет с тобой. Он будет сражаться за тебя с твоими врагами». Это говорится о стане Ковчега.Раббену Бехайе написал (Кад ха-кемах: Йира – почтение): Нам было заповедано почитать священного, благоговейного Б-га и только Его, а не плоть и кровь. Тора предупреждает: «Когда увидишь лошадей, боевые колесницы и войско больше, чем твое, не бойся их» (Втор. 20:1). Пока кто-либо боится силы человека, его страх Б-га неполон.

Следует бояться только одного Б-га. Если кто-либо боится также и человека, тогда он не боится Б-га всем сердцем, и его преданность ограничена.Тора заповедует, что «всякий, кто боится и страшится» (Втор. 20:8), должен вернуться домой с войны. Причина в том, что победы Израиля во всех его войнах полностью зависят от добродетельности. У этого человека нет полной добродетели, поскольку он не достиг уровня полной веры в Б-га. В этом смысле Исаия предупредил: «Кто вы, что боитесь человека, который должен умереть…Вы забыли Г-да, вашего Создателя» (Исаия 51:12, 13). Исаия объясняет, что если кто-либо частично боится плоти и крови, это то же самое, что забыть Г-да.А вот что раббену Бехайе пишет в статье, посвященной доверию: Мы находим, что Тора призывает нас не бояться народов. Сказано: «Когда ты идешь на войну против твоих врагов… кто среди вас боится или страшится, должен вернуться домой» (Втор. 20:1, 8). Этим человеком овладел страх перед врагом, он дрожит, видя его великий стан.Возможно, у него есть истинная вера в то, что все в Б-жьих руках, однако поскольку он не развил свое доверие, он страшится, у него рабский дух,так что Тора велит ему вернуться домой. Поэтому сказано: «Страх перед человеком ставит сеть» (Притчи 29:25). Страх человека перед человеком – это грех против его собственной души, который ставит ему ловушку, укрепляет врага и приближает беду. Не следует бояться человеческой силы, а «те, кто возлагают упование на Г-да, будут возвышены» (там же) – удалены от бед в награду за свое доверие, хотя беда должна была с полным основанием постичь их. Без сомнения, тот, кто боится человеческой силы, имеет рабский дух. Он забыл Б-га.Исаия записал предостережение как раз для такого человека: «Кто ты такой, что боишься человека, который умрет, и сына человека, который станет как трава?» (Исаия 51:12): сегодня мы здесь, а завтра – в могиле. «Ты забыл Г-да, твоего Создателя, Который протянул небеса и положил основания земли, и ты постоянно боишься» (там же, с. 13): это относится к случаю, когда человек видит, что беда быстро приближается, и не может спасти себя.«Ты боишься постоянно весь день из-за ярости угнетателя» (там же): он должен был понять, что раньше он уже много раз был в этой ситуации и Б-г милосердно спасал его. Человек не должен бояться человека, который поражает нас, но только Б-га.Вот что сказано о периоде правления царя Иосафата, когда на Израиль напали мощные армии аммонитян, моавитян и арамитян:Иосафат боялся и начал искать Г-да и объявил пост по всей Иудее… Он сказал: «О Г-ди, Б-же наших отцов, разве Ты не единственный Б-г в небе? Разве Ты не правитель над всеми царствами народов? В Твоей руке сила и власть, так что никто не может противостоять Тебе. Разве Ты, о Б-же, не изгнал жителей этой земли от Твоего народа Израиля и не дал ее семени Авраама, Твоего друга,навсегда? Они жили здесь и построили Тебе святилище ради Твоего имени, говоря: «Если нас постигнет зло, меч, суд, болезнь или голод, мы встанем перед этим домом и перед Тобой, ибо Твое имя в этом доме. Мы воззовем Тебе в нашем бедствии, и Ты услышишь и спасешь… О Б-же, разве Ты не накажешь их? У нас нет сил против этого великого сборища, что пришло против нас, и мы не знаем, что делать, но наши глаза на Тебя» (2 Летопись 20:3, 6–9, 12).Вот какой была вера царя, который прекрасно знал: в руке Б-га сила и власть, и никто не может противостать Ему.

Точно так же, когда на Иерусалим напала армия Сеннахирима и большинство народа последовало за писцом Сивной и решило сдаться, царь Езекия обратился к ним с такими словами (там же, 32:7–8):«Будьте сильны и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирии и всего множества, что с ним. Ибо с нами есть Больший, чем тот, кто с ним. С ним рука из плоти, но с нами Г-дь, наш Б-г, чтобы помогать нам и сражаться в наших битвах». И народ положился на слова Езекии, царя Иуды.Вот каким истинным доверием обладали лидеры Израиля!К нашему великому огорчению, сегодня страх перед смертным человеком и нехватка доверия к Б-гу поразили еврейский народ, словно чума. Проклятие Изгнания превратило еврея в раба, который сам отказывается от свободы. Мы превратились в народ, боящийся нынешних и бывших господ и неевреев в целом. Мы уже не способны перестать бояться нееврея и посмотреть ему в глаза, полагаясь на Б-га. Эта нехватка доверия превратила массы евреев в рабов. Сначала Израиль оказался в Изгнании, был в нем унижен, и затем уже Изгнание вошло в Израиль.Удалить Изгнание из Израиля в десять раз сложнее, чем удалить Израиль из Изгнания.Вот почему даже в Земле Израиля появился народ, не умеющий полагаться на Б-га, дрожащий перед неевреями, перед плотью и кровью. К огромному сожалению, эта болезнь поразила даже ученых Торы.Этот рабский дух хорошо описал ибн Эзра в комментарии на стих Исход 14:13. Тогда Израиль, стоя у Красного моря, увидел армию фараона и испугался:Мы должны  просить: как мог стан из шестисот тысяч человек испугаться своих преследователей? Почему бы им не сразиться за свою жизнь и жизнь их детей? Ответ в том, что египтяне были хозяевами Израиля. Поколение, вышедшее из Египта, было с детства приучено нести египетское бремя, и у них был рабский дух. Будучи слабыми и непривыкшими к войне, как они могли теперь сражаться с собственными хозяевами? Мы видим, что Амалик пришел с небольшим войском, и если бы не молитва Моисея, они бы победили Израиль. Один Б-г совершает великие дела и управляет событиями. Он сделал так, что все мужчины, вышедшие из Египта, умерли, потому что у них не было сил воевать с хананеями, пока не появилось новое поколение, не видевшее Изгнания и имевшее возвышенный дух.
Ибн Эзра озвучивает замечательную и оригинальную мысль: уже тогда, у Красного моря, в самом начале Исхода, Б-г решил, что то поколение было недостойно войти в Землю.Только поколение с возвышенным духом способно положиться на Б-га и сразиться с народами, и только оно достойно стать народом Б-га.Соответственно, Б-г не дал первому поколению войти в Землю. К сожалению, в наши дни подобного не произошло: сегодня в Земле живет и поколение пустыни, и смешанное множество. Результат не замедлил сказаться: нет ни веры, ни доверия к Б-гу. Горе нам! Среди нас царит рабский дух, наша земля пропитана Изгнанием и рабством. Еврей только тогда сможет противостать нееврею с высоко поднятой головой, когда освободится от Изгнания и Торы Изгнания.Нечто подобное мы читаем даже о Моисее, величайшем из пророков. Ибн Эзра задает вопрос, почему Б-г позволил Моисею, святому от рождения, лидеру Израиля, вырасти во дворце фараона – центре всех египетских мерзостей (Исход 2:3):Б-жьи мысли глубоки; кто может постичь Его тайны? Только Он Владыка событий. Однако, возможно, дав Моисею вырасти в царском дворце, Б-г хотел,чтобы у него сложился возвышенный дух, а не рабский дух, свойственный рабам.Мы видим, что Моисей убил египтянина за его насильственный поступок и спас дочерей Иофора от пастухов, которые отбирали у них воду.Здесь мы снова видим, насколько важно доверие. Это качество требует возвышенного духа, жаждущего возвышенных качеств. Оно требует доверяться Б-гу и не бояться плоти и крови. С другой стороны, раб, лишенный высокого духа, обременен служением господину и неспособен даже помыслить о возвышенном.И вот, вместо возвышенного положения рабов Б-га мы становимся рабами рабов. Вот что сказали мудрецы (Сифри, Везот ха-бераха, 357):«Раб Г-да» (Втор. 34:5): Тора не порочит Моисея, но восхваляет его. Мы находим, что первые пророки были названы рабами, как сказано: «Ибо Г-дь Б-г ничего не делает, не открыв Свой совет Своим рабам, пророкам» (Амос 3:7).

Б-г объявил израильтян Своими рабами: «Они Мои рабы, которых Я вывел из земли Египта» (Левит 25:42); «Это наследие рабов Г-да, и их награда от Меня, говорит Г-дь» (Исаия 54:17); «Славьте Г-да, о рабы Г-да. Славьте Б-жье имя» (Псалмы 113:1). Вот о чем говорится в Ялкут шимони (Техилим 113:872):О стихе «ночью я вспомню мою песню» (Псалмы 77:7) Р. Иехуда, сын Р.Шимона, сказал: «Собрание Израиля сказало перед Б-гом: „Владыка Вселенной!Я вспоминаю чудеса, которые Ты совершил для меня ночью в Египте. Я воспевало [халель] этим чудесам и пело песни и хвалы ночью: «У тебя будет песня, как ночью, когда освящается пост» (Исаия 30:29. Когда это было? Когда Ты убил первенцев Египта: «Это было в полночь» (Исход 12:29). В ту ночь мы были избавлены, и ты вывел нас из наших уз. Мы были рабами фараона, и Ты избавил нас, и мы стали рабами Тебе, как сказано: «Славьте Г-да, о рабы Г-да». Фараон начал кричать: «Раньше вы были моими рабами, а теперь вы свободны. Вы не кто иные, как рабы Б-га, и вы должны славить Его, потому что вы Его рабы»“».Раб Б-га обязан принять ярмо своего небесного Владыки. Он должен смиренно почитать своего Владыку, пребывать в страхе перед Ним, прославлять Его. Именно по этой причине ему незачем бояться плоти и крови.Раб Б-га никогда не станет рабом раба, то есть другого человека. Любой, кто действительно боится великой силы Б-га, никогда не испугается смертного человека, который пришел из праха и возвратится в прах. Да, таков страх Б-га: если человек пребывает в страхе и трепете перед величием  и всемогуществом Б-га, своего Создателя и Царя, то его покидает всякий страх перед плотью и кровью, ибо кто такой человек? Горе нам, нарушившим страшный запрет: «Дети Израиля – Мои рабы. Они Мои рабы,потому что Я вывел их из Египта. Я Г-дь, ваш Б-г» (Левит 25:55). Р. Йоханан бен Закай так прокомментировал стих Кидушин 22б:Чем ухо отлично от всех остальных частей тела [что его протыкают,если еврейский раб отказывается от свободы]? Б-г сказал: «Ухо, которое слышало Мой голос на горе Синай, когда Я сказал: „Дети Израиля – Мои рабы“, а не рабы рабов, и затем пошло и приобрело себе хозяина, должно быть проткнуто».Объяснение Р. Шимона бен Реббе этого стиха словно жемчужина: чем дверь и дверной косяк отличаются от всех остальных частей дома? Б-г сказал:«Они были свидетелями в Египте, когда Я прошел за дверью и двумя косяками,говоря: „Дети Израиля – Мои рабы“, а не рабы рабов, и Я вывел их из уз. А этот человек пошел, и приобрел себе хозяина? Да будет его ухо проткнуто в их присутствии».Поскольку мы боимся народов, мы стали их рабами по собственной воле. Следовательно, мы заслуживаем того же наказания, что и раб, которому протыкают ухо: «Тогда он будет служить своему хозяину вечно» (Исход 21:6). Всякий, кто служит человеческому хозяину из страха перед ним, кто полагается на его добрую волю, отрицает существование Верховного Хозяина, Б-га.Более того, такой человек хулит Б-жье имя (Торат коханим, Бехар, 9): «„Дети Израиля – Мои рабы.. Я Г-дь, ваш Б-г“ (Левит 25:55): это учит тому, что когда Израиль отправляется в рабство на земле, Писание смотрит на это так, будто Б-г также отправляется в рабство». Смысл этого фрагмента очень простой: Б-г вывел Израиль из Египта, чтобы явить народам Свою силу и этим освятить Свое имя. Следовательно, если Израиль снова оказывается в рабстве, то где в таком случае Б-жья сила? Это величайший хилул Хашем.В этом случае народы, так сказать, порабощают Самого Б-га.Если все это так в случае нападения на Израиль внешнего врага, то что можно сказать о ситуации, когда еврей из страха сам отдается в рабство нееврею? Может ли быть больший хилул Хашем? Мы должны облечься во власяницу и посыпать голову пеплом!Наше время – это начало избавления, когда в дверь вот-вот постучит Мессия. Сейчас Б-г, готовя быстрое избавление, требует от нас кидуш Хашем, основанного на полной вере и доверии к Нему. Но мы, наши дети и наши старики, – все мы погрязли в трясине Изгнания, а на нашем знамени жирными буквами начертан девиз страха и унижения: «Запрещено раздражать народы». Эта идея, возникшая в Изгнании, – унизительное оскорбление нашего народа.Что еще хуже, это оскорбление святого имени Верховного Царя. Да, эта концепция была уместна в унизительные времена Изгнания, когда мы были рабами народов и не могли поднять голову, чтобы защититься. Но какое мы имеем право механически переносить эту идею на нынешнюю ситуацию, когда мы живем в святой земле, земле Б-га? Хотя Б-г явил нам самые великие чудеса за все время после побед Хасмонеев, мы были и по-прежнему остаемся продуктом Изгнания, рабами народов, все с тем же рабским духом,за который Б-г приговорил наших предков в пустыне.Сегодня главный вопрос повестки дня – кидуш Хашем. Он возможен только при условии полной веры в Б-га и доверии к Нему. Мы никогда не должны забывать о  еликом принципе: всякий, кто обращается за помощью к нееврею, прогоняет Мессию, закрывает двери избавления и навлекает на нас Б-жий гнев. Избавление придет только тогда, когда Израиль будет жить обособленно, без всякой поддержки извне. Б-жье имя будет превознесено только тогда, когда народы разинут рты, изумляясь силе Б-га. Тогда они увидят исполнение видения: «Г-дь один будет превознесен в тот день» (Исаия 2:17).Более того, упрямый и надменный Израиль никогда не признает Б-га своим Избавителем, пока у него будет хотя бы один союзник из народов. Только когда «Г-дь один будет превознесен в тот день», только когда Израиль увидит, что «Б-г один управляет ими» (Втор.32:12), только тогда он поверит в Б-га и Тору Его служителя Моисея. Вот как это произойдет: один народ и один Б-г против всего мира. Только так придет избавление и Израиля и, так сказать, Б-га: «Так Я буду возвеличен, освящен и признан в глазах многих народов, и они узнают, что Я Г-дь» (Иез. 38:23).Между тем полное и совершенное доверие к Б-гу ведет к самоотречению.

Комментарии (0)

Оставить комментарий