И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!" (Тора, Шмот 32:26)
Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной" (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Глава 14
Освящение Б-жьего имени

Каждый еврей, и индивидуально, и как часть избранного народа Израиля,имеет заповедь уповать на Б-га, пусть даже ради этого придется пожертвовать жизнью. Более того, он должен возвещать всему миру, что Г-дь – это Б-г и Верховный Царь, и делать это до тех пор, пока весь мир не примет эту истину. Этот процесс именуется «Кидуш Хашем» – освящение Б-жьего имени. Писание говорит: «Я образовал этот народ для Себя, чтобы они могли возвещать о Моей славе» (Исаия 43:21); «Всех, кто называется Моим именем, Я создал, образовал и устроил ради Моей собственной славы» (там же, с. 7).Царь Давид так описал задачу мира в Конце дней:Пой Г-ду новую песню; пой Г-ду, вся земля… Объявляй о Его славе среди народов, о Его чудесных делах среди всех народов. Ибо велик Г-дь и достоин хвалы; Его нужно бояться больше всех других богов…

Воздайте Г-ду, семья народов, воздайте Г-ду славу и силу. Служите Г-ду в священном величии; трепещи перед Ним, вся земля. Говорите среди народов: «Г-дь правит!» (Псалмы 96:1, 3–4, 7, 9–10).Предназначение человечества, нации, человека, еврея и нееврея в том, чтобы принять ярмо Неба и четко осознать, что Хашем есть Б-г. Это та «новая песня», о которой говорит Давид. Ее смысл – освящение Б-жьего имени. Раши комментирует (там же): «Везде понятие „новая песня“ относится к будущему». Он имеет в виду, что фраза «новая песня» всегда говорит о будущем времени, когда народы исполнят предназначение мира – примут власть Б-га.Однако Раши говорит только о других народах, а Израиль уже «спел новую песню» и освятил Б-жье имя. Еще в Красном море Б-г открылся им со всей силой и мощью, и они приняли Его как Царя:Израиль увидел великую силу, которой Г-дь поразил Египет, и люди испугались Г-да и поверили в Него и Его служителя Моисея. Тогда Моисей и Дети Израиля спели новую песню Г-ду… (Исход 14:31,15:1).Мужи Великого собрания включили эту песню в сборник ежедневных молитв:«Искупленный народ спел новую песню Твоему великому имени на берегу; в унисон они поблагодарили Тебя и провозгласили Твое владычество, говоря: „Г-дь будет править вечно, всегда“».«Новые песни» – это средство, через которое Израиль и другие народы признают Б-га и принимают Его власть.

Израиль «спел свои новые песни» еще тогда,когда вышел из Египта: тогда израильтяне провозгласили Б-жье владычество. Народы же присоединятся к этой песне позже, когда «вся земля споет новую песню Г-ду», отвергнув ложных богов, ложные учения и идолопоклонство. Они начнут «служить Г-ду в священном величии» на Его святой горе, они примут истину Его верховной власти, Его мысли и пути. И тогда исполнятся слова Давида: «Г-дь правит, да возрадуется земля. Да возрадуется множество островов» (Псалмы 97:1).Это великое видение Конца дней, о котором пророчествовал Исаия (2:3):Многие народы придут и скажут: «Придите, и взойдем на гору Г-да, в дом Б-га Иакова, и Он научит нас Своим путям, и мы будем ходить Его стезями». Ибо из Сиона выйдет закон, и слово Г-да – из Иерусалима.Исполнение этого видения и есть предназначение мира.«Кидуш Хашем» – это признание верховной власти Б-га, того, что «Хашем есть Б-г и нет никого кроме Него» (Втор. 4:35). Слово кадош обычно означает святость и чистоту, но оно также может означать «приготовление», как в стихе Иоиль 2:15–16: «Трубите в рог Сиона. Приготовьте [кадшу] пост, созовите священное собрание. Соберите народ. Пригласите собрание». Также и на горе Синай Б-г сказал Моисею (Исход 19:10): «Иди к людям и приготовь их [векидаштам; см.Раши] сегодня и завтра».

В другом месте читаем: «Моисей спустился… и приготовил [ваекадеш] людей» (там же, с. 14). Значение подготовки заложено уже в самой идее святости, поскольку мы готовимся пригласить к себе Б-га и святость.С этой целью Б-г создал еврейские слова кодеш и хол: «святость» и «хуление». Когда человек освящает Б-жье имя, он приглашает Его в этот мир, освящая и очищая его. Но когда человек хулит Б-жье имя, он «удаляет Б-га из мира»: мир становится бесплодным и грешным и уже не может произвести священный плод Б-жьих путей. Мир становится словно безжизненный песок [хол] на берегу, на котором ничего не растет. Более того, у понятия кидуш Хашем есть противоположность – хилул Хашем, хуление Б-жьего имени, удаление Его из мира. Хилул Хашем означает, что мир превратился в вакуум [халал], поскольку Б-г в нем «отсутствует».Кидуш Хашем – это высшее основание мира, столп, поддерживающий его.Он происходит из Парашат эмор (Левит 22:32–33): «Не оскверняй Мое святое имя. Я должен быть освящен среди Детей Израиля. Я Г-дь, и Я делаю тебя святым, вывожу тебя из Египта, чтобы быть твоим Б-гом. Я Г-дь». Рамбам объясняет (Йесодеи ха-Тора 5:1):Всему Дому Израиля приказано в отношении этой великой заповеди кидуш Хашем, как сказано: «Я должен быть освящен среди детей Израиля». Они также предупреждены от хуления Б-жьего имени,как сказано: «Не оскверняйте Мое святое имя».Мне больно видеть, как искажены сегодня понятия кидуш и хилул Хашем,как часто неверно понимаются Б-жьи качества и идеи.

Увы, кидуш Хашем – это тот главный компас, который мог бы привести корабль Израиля в безопасную гавань. Вот почему я призываю всех евреев выслушать мое объяснение понятий кидуш и хилул Хашем, поскольку это важно для всего еврейского народа.Заповедь кидуш Хашем дана как каждому еврею в отдельности, так и еврейскому народу в целом. Для отдельного еврея заповедь имеет две стороны:как постоянный личный долг и как составная часть общественного долга.В первом случае кидуш Хашем и предотвращение хилул Хашем имеют место тогда, когда мы видим, что кто-то дерзко насмехается над Б-жьими заповедями.Такой человек хулит Б-жье имя, превращая мир в лишенный Б-га вакуум. Самые крайние случаи богохульства – это идолопоклонство и лжесвидетельство именем Б-га. Оба этих случая считаются хилул – богохульством. О ложных клятвах написано в Левит 19:12: «Не клянись ложно Моим именем. Если ты это сделаешь, ты осквернишь Б-жье имя». Поклонение идолу Молоху – высшая степень богохульства – называется так: «загрязнение того, что свято для Б-га, и хуление Его святого имени» (Левит 20:3).
Здесь Тора говорит о человеке, который осознанно, намеренно и в здравом уме пренебрегает Б-жьими заповедями, что является богохульством. Это же относится и к еретикам и прочим грешникам, которые не боятся попирать Б-жье святилище и святость Торы и заповедей. Такие люди отрицают либо существование Б-га, либо Его способность отомстить, либо законность Торы.Еще один пример хилул Хашем и отсутствия кидуш Хашем в случае отдельного еврея описывает раббену Бехайе (Кад ха-кемах, статья хилул Хашем):Некоторые видные личности совершают дела без намерения грешить, однако такие дела приводят к тому, что Тора и заповеди осмеиваются человеком. Это называется «хилул Хашем». Именно об этом наши мудрецы пишут в Йома 86а: «Что такое хилул Хашем? Рав сказал: „Это как если бы я взял мясо у мясника и не заплатил немедленно“. Р. Йоханан сказал: „Это как если бы я прошел четыре локтя, не произнося слова Торы и не надев тфилин“. Р. Нахман бар Ицхак сказал: „Например, если люди говорят: «Б-же, прости того-то»“. Р. Ицхак из школы Р. Йанная сказал: „Например, если коллеги человека опозорены его репутацией“».Урок здесь в том, что этот грех особенно тяжел, если его совершил ученый Торы. Если люди подозревают, что ученый Торы совершил грех и говорят о нем плохо, то даже если он невиновен и подозрение ложно, это составляет хилул Хашем. Массы, которые не знают и не понимают, и несколько глупцов, которые поверят чему угодно,клевещут на него и знание Торы, что бесчестит Тору. И насколько же хуже, если их подозрения верны. Люди учатся у учителей Торы, и совершенный грех перестает быть ненавистным в их глазах. Хулится имя Б-га.Раббену Бехайе дал очень точное определение того, что есть кидуш и хилул Хашем с точки зрения простых людей. Однако у этих понятий есть и вторая составляющая, которая затрагивает весь еврейский народ в целом. Как жаль, что Изгнание ослабило и исказило представление о государстве: сегодня многие ученые Торы просто не знают, что сказать по этому поводу.
Сегодня наш долг – очистить понятие кидуш Хашем от народного невежества. Цель каждого отдельного еврея – нести ярмо Неба, выполняя Б-жьи заповеди, что помогает подавлять злые позывы и обуздывать эгоизм. Таким способом еврей венчает Б-га Царем над собой и возвещает Его имя повсюду в мире. Именно в этом и есть земное предназначение еврея. В Левит 18:5 сказано: «Он будет жить ими», а Йома 85б добавляет: «И он не умрет ими».По этой причине наши мудрецы говорят (Сангедрин 74а):На чердаке дома Нице в Лоде наши мудрецы проголосовали и постановили: «Если человеку будет сказано, что он должен совершить любой грех Торы, или его убьют, он должен его совершить, кроме идолопоклонства, сексуального греха и убийства».Даже если человек сам хочет умереть и не совершать грех, ему запрещено так поступать: он обязан совершить этот грех, как объясняет Рамбам (Йесодеи хаТора 5:1). Что же касается серьезных грехов (идолопоклонство, прелюбодеяние и убийство), то Б-г запретил совершать их, даже если для этого придется расстаться с жизнью. Для отдельного еврея это фундаментальный кидуш Хашем. Однако есть и другие принципы относительно индивидуального кидуш Хашем. О них пишет Рамбам:Где мы отличаем между тремя серьезными грехами и всеми остальными? Там, где нееврей имеет собственный интерес. Например, когда он вынуждает еврея построить ему дом в Шабат… Однако ситуация иная, если он стремится только лишь заставить еврея нарушить заповедь. Тогда, если рядом нет десяти евреев, он должен согрешить, чтобы не погибнуть. Если рядом есть десять евреев, он должен погибнуть, чтобы не согрешить. Это применяется даже в том случае, если нееврей имеет в виду лишь заставить его совершить один из прочих грехов Торы.
Это и дальнейшие объяснения Рамбама помогут нам понять несколько важных принципов кидуш Хашем.Если нееврей нападает на заповедь как на заповедь, это граничит с хилул Хашем, но не в полной мере, поскольку задействован лишь индивидуальный аспект заповеди. О прямом хилул Хашем речь идет лишь тогда, когда неевреи как нация (или нации) объявляют войну евреям. Объявление народами войны против Б-га –это истинный хилул Хашем, поскольку происходит открытое хуление Б-га Израиля перед миром.

Когда один нееврей нападает на заповеди, это лишь частичный хилул Хашем,но когда нееврей публично принуждает еврея к греху (т. е. перед десятью другими евреями), тем самым делая богохульство открытым, тогда еврей должен умереть,но воздержаться от греха. Однако если рядом нет десяти евреев, то это требование не обязательно.Довольно сложно понять, почему действие считается публичным только в присутствии десяти евреев. Разве не другие народы насмехаются над Б-гом, совершая хилул Хашем? Быть может, критерием «публичности» должно быть присутствие неевреев? Ответ в том, что хилул Хашем может происходить как среди народов, так и в Израиле. Народы хулят Б-жье имя тем, что богохульно поносят данные Им Израилю заповеди, а Б-г, как им кажется, бессилен помочь Своему народу. Законы, принятые во вред еврейского народа, тоже считаются богохульством и хилул Хашем.

Что касается еврейского народа, то в этом случае о хилул Хашем говорят тогда, когда еврейский народ беспомощен сделать что-либо против народов, которые поносят заповеди Торы, и в этой беспомощности ощущает стыд и унижение.В такой ситуации Б-г как бы отсутствует, из-за чего евреи могут начать думать,что народы правы, когда высмеивают Б-га.Поскольку мы обсуждаем ситуацию отдельного еврея, а не гонений на Израиль в целом, то с точки зрения нееврея хилул Хашем как такового здесь нет. В конце концов, нееврей не будет считать, что имя Б-га опозорено только потому, что один еврей был вынужден нарушить заповедь. Однако когда весь еврейский народ является свидетелем нарушения заповеди, для него это позор и унижение. В этой ситуации совершается полный хилул Хашем.

Следовательно, Б-г так определил хилул Хашем для отдельного еврея (Левит 22:32): «Я должен быть освящен среди детей Израиля».Рамбам продолжает (Йесодеи ха-Тора 5:3): Все мною сказанное применяется, когда против еврейского народа нет действующих постановлений. Однако когда есть действующее постановление (например, если злой царь типа Навуходоносора и его приспешников запрещает израильскую религию или одну из заповедей), еврей должен скорее умереть, чем нарушить Тору; даже если речь идет не об одной из трех серьезных заповедей. Это применяется в присутствии как десяти евреев, так и неевреев.Когда Рамбам пишет, что в определенных случаях еврей должен предпочесть смерть даже незначительным заповедям, он имеет в виду даже простые еврейские обычаи, при условии их распространенности. Это объясняется в комментарии к Рамбаму в Хаганот Маймонийот (там же, 5:4): Относительно периодов религиозного преследования Талмуд говорит: «Человек должен даже отдать жизнь, но не изменять [цвет или форму] своих сандалий».

Для евреев было обычно носить другие сандалии, чем те, что носили неевреи, из соображений скромности или просто ради еврейского обычая. Соответственно, Ре’ем написал, что даже если это не заповедь, а просто обычай, практикуемый ради пристойности или еврейства [т. е. ставший основной частью еврейской жизни], и если еврей его нарушает, это выглядит так, как будто он нарушает и искореняет заповедь; следовательно, он должен предпочесть смерть.Здесь Рамбам в согласии с Талмудом дает определение национальному кидуш Хашем – именно национальному, или индивидуальному как части национального. Национальный кидуш Хашем – это долг еврейского народа по устранению хилул Хашем, чтобы имя Б-га освящалось публично. Долг Израиля в части национального кидуш Хашем применяется тогда, когда неевреи как нация (или нации) объявляют войну непосредственно Б-гу (т. е. Его заповедям и законам). Этот долг возникает также в ситуации, когда война объявлена против еврейского народа народа Хашема. Например, это может быть запрет какого-то еврейского обычая,который не входит в число Б-жьих заповедей.О втором виде написал царь Давид (Псалмы 83:2–6):О Б-же, не храни молчание. Не пребывай в покое. Не бездействуй. Ибо вот, Твои враги восстали; ненавидящие Тебя, подняли свои головы. Они ведут коварные разговоры против Твоего народа и сговариваются против тех, кто драгоценен для Тебя. Они сказали: «Пойдем, истребим их как народ, чтобы имя Израиля больше не вспоминалось». Ибо они сговорились в одном сердце, против Тебя они заключают соглашение.

Согласно Давиду, народы говорят об Израиле: «Пойдем, истребим их», после чего: «Против Тебя они заключают соглашение». Кто нападает на Израиль, на самом деле нападает на его Б-га. Такой человек показывает, что не боится Б-га и Его силы, – это самый большой хилул Хашем из всех возможных. Ниже мы остановимся на этом подробнее.О том же сказано в Числах 31:1–3: «Г-дь сказал Моисею: „Отомсти за детей Израиля мадианитянам“… Моисей сказал народу: „Отделите людей для военной службы против Мадиама, чтобы Г-дня месть могла осуществиться над мадианитянами“». Наши мудрецы комментируют (Танхума, Матот 3): Б-г сказал: «Отомсти за детей Израиля», и Моисей сказал: «Г-дня месть»… Моисей сказал: «Владыка Вселенной! Если бы мы были не обрезаны, идолопоклонники и отрицали бы божественное происхождение заповедей, они не ненавидели бы нас и не преследовали нас.Это только из-за Торы, которую Ты дал нам. Следовательно, месть Твоя».Иными словами, это месть и за Б-га, и за народ. Совершенно очевидно, что когда народы открыто воюют против Б-жьей Торы, совершается страшный хилул Хашем, который должен быть удален ради освящения Б-жьего имени.

Подобным же образом, когда народы чинят запреты Б-жьей Торе, это национальный хилул Хашем, и тогда Израиль обязан освятить Б-жье имя. Эти народы напали на Б-га и Его помазанника, и если Израиль согласится с таким положением вещей, то произойдет величайший хилул Хашем. Это совсем не то же самое,что нападение на отдельного еврея, который при определенных условиях может предпочесть грех смерти. Запрет Б-жьей Торы – это публичный хилул Хашем, и в такой ситуации мы предпочитаем смерть греху. Как мы увидим позже, война или враждебный акт против еврейского народа или земли Израиля – одно и то же.Поэтому подчиняться ему также запрещено, особенно если народы требуют от евреев нарушить заповеди.Иногда бывает так, что одно и то же действие является кидуш Хашем, если его выполняет отдельный еврей, но хилул Хашем, если это делает еврейский народ в целом.

Например, если против еврейского народа действует запрет и какой-то еврей с честью принял смерть во имя своего еврейства, то это, вне всякого сомнения, кидуш Хашем. Однако когда это же происходит в ситуации, когда в результате антиеврейского закона терпит страдание и унижение весь народ, тогда это не что иное, как национальный хилул Хашем. Почему? Потому что когда евреи слабы, унижены и опозорены, когда народы попирают и истребляют их, в глазах наших врагов и всего мира это выглядит как слабость Б-га Израиля. Это выглядит так, как будто Он не может спасти Свой народ от врагов.Нееврей не может понять, что все страдания Израиля, включая страшное Изгнание, являются наказанием от Б-га, и что когда он, нееврей, преследует и убивает евреев, он является лишь инструментом в руках Б-га. Так Исаия сказал об Ассирии (Исаия 10:5, 7): «О Ассирия, жезл Моего гнева, в чьих руках словно посох Моего негодования… Хотя он и не думает об этом, и его сердце не знает об этом». В Ха’азину (Втор. 32:26–27) Б-г объясняет, что Он не «истребил память об Израиле из народов, чтобы их враги не возбудились и нападающие на них не отвратились, и чтобы не сказали: „Наша превосходящая сила, а не Хашем сделала все это“». Видя «слабость» Б-га, нееврей начинает богохульствовать, как будто бы Б-га не существует. С точки зрения неевреев, если бы Б-г существовал, Он не позволил бы им угнетать Его народ. Об этом сказал царь Давид (Псалмы 79:9–10): «Помоги нам, о Б-г нашего спасения, ради славы Твоего имени… Зачем народам говорить:
„Где их Б-г?“» Редак комментирует (там же): «„Ради славы Твоего имени“: которое хулится среди народов, но которое, когда Ты нам поможешь, будет уважаемо.„Зачем народам говорить: «Где их Б-г?»“: это богохульство».В Мецудат Давид объясняется (там же): «Почему Ты ведешь нас в изгнание,чтобы народы сказали: „Где их Б-г? Если Он есть Б-г, пусть Он воюет в войнах Своего народа!“» В Псалмах 115:1–2 мы читаем: «Не нас, о Г-ди, не нас, но Свое имя прославь… Иначе народы скажут: „Где их Б-г?“» Редак объясняет: «Хотя мы недостойны, действуй не ради нас, но ради Своего имени… иначе оно будет хулиться среди народов».В Иоиля 2:17–18 сказано:Спаси Свой народ, о Г-ди, не отдай Свое наследие для поругания,чтобы народы не сделали их поговоркой. Зачем им говорить среди народов: «Где их Б-г?» Да будет Г-дь ревностен к Своей земле и пожалеет Свой народ.
Когда римляне запретили Израилю соблюдать заповеди, наши мудрецы сказали (Та’анит 18а): «Они пошли и митинговали всю ночь, вопрошая: „Где Небо?“» В Тосафот объясняется: «„Небо“ означает, что они возопили к Б-гу: „Зачем народам говорить: «Где их Б-г?»“»
Дорогой друг, послушайте! Запомните мои слова, поскольку это ключевой принцип великого окончательного освобождения, которое происходит в наши дни. Для народов унижение Израиля означает унижение его Б-га, Который, как они считают, не может спасти Свой народ. Это национальный хилул Хашем! Раши говорит (Иез. 39:7): «Унижение Израиля – это хилул Хашем».Для народов хилул Хашем – это абсолютная противоположность Творению,которое должно освящать Б-жье имя и доказывать Его всемогущество и исключительность. Когда отдельный еврей принимает смерть во время религиозных гонений на еврейский народ, это кидуш Хашем.

Но даже в этой ситуации унижение Израиля в целом для других народов является свидетельством слабости Б-га. Это национальный хилул Хашем: в глазах народов мир уподобляется вакууму [халал],лишенному Б-га. «Унижение Израиля – это хилул Хашем». Нет богохульства хуже.Наши мудрецы также говорят (Сифри, Беха’алот’ха, 84):«Да отступят перед Тобой Твои враги» (Числа 10:35): можно ли о Том, Кто создал мир, сказать, что у Него есть «враги»? Скорее,этот стих сообщает нам, что если кто-либо ненавидит еврейский народ, это то же самое, что ненавидеть Б-га. Как сказано: «В величии Твоего превосходства Ты низверг тех, кто нападает на Тебя»(Исход 15:7). Можно ли о ком-либо сказать, что он «нападает» на Б-га? Скорее, этот стих учит, что если кто-либо нападает на Израиль,это то же самое, что нападать на Б-га.

Также сказано: «Не забудь голос Твоих противников, постоянно растущее возбуждение тех, кто восстает против Тебя» (Псалмы  :23). Почему? «Ибо вот, Твои враги волнуются; те, кто ненавидит Тебя, подняли свои головы» (там же, 83:3). Почему они подняли головы? «Они ведут коварные разговоры против Твоего народа» (там же,с. 4). Также сказано: «Ибо, вот, те, кто уходит далеко от Тебя, погибнет» (Псалмы 73:27); а также: «Разве я не ненавижу их, о Г-ди,тех, кто ненавидит Тебя? Разве я не борюсь с теми, кто восстал против Тебя? Я ненавижу их высшей ненавистью. Я считаю их своими врагами» (Псалмы 139:21–22).Подобным образом сказано: «Кто причиняет вред [Израилю], причиняет вред зенице Его глаза» (Захария 2:12). «Зеница Его глаза»означает Б-га…Если кто-либо помогает Израилю, это то же самое, что помогать Б-гу, как сказано: «„Проклят ты, Мероз, – сказал ангел Г-да, –прокляты Твои жители, потому что они не пришли помочь Г-ду, помочь Г-ду против сильных“ (Судей 5:23)».Что Я сделал фараону, который причинил тебе вред? «Колесницы фараона и его войско Он поверг в море» (Исход 15:4). А Сисаре? «Они сражались с неба, звезды на своих путях сражались с Сисарой» (Судей 5:20). А Сеннахириму? «Ангел Г-да вышел и поразил лагерь ассирийцев» (Исаия 37:36; 2 Царей 19:35). А Навуходоносору? «Он ел траву, как бык» (Даниил 4:30). А Аману? «Они повесили его на дереве» (Есфирь 8:30).Так же мы находим, что когда Израиль порабощен, Б-г идет в рабство вместе с ними, как сказано: «Они увидели Б-га Израиля, и под Его ногами было подобие мощеной работы из камня сапфира» (Исход 24:10) [т. е. рядом с Б-гом находятся камни как символы египетского рабства Израиля – Раши]; «Во всех их страданиях Он страдал» (Исаия 63:9)»… а также: «Твой народ, который Ты действительно освободил из Египта, народы и их Б-г» (2 Самуила 7:23).Р. Акива говорит: «Если бы Писание не сказало это, мы бы не смогли это сказать.

Израиль сказал перед Б-гом: „Ты освободил Себя“».Мы находим, что всякий раз, когда Израиль был изгнан, Божественное Присутствие было изгнано вместе с ним, как сказано: «Разве Я не открыл Себя дому твоего отца, когда они были в Египте в узах фараонова дома?» (1 Самуила 2:27).Когда они были изгнаны в Вавилонию, Божественное Присутствие пошло с ними, как сказано: «Ради твоего блага Я был выслан в Вавилон» (Исаия 43:14). Когда они были высланы в Едом, Божественное Присутствие было с ними, как сказано: «Кто это, пришедший из Едома?» (Исаия 63:1). И когда они возвратятся, Божественное Присутствие возвратится вместе с ними, как сказано: «Г-дь, твой Б-г,вернется с твоими пленными» (Втор. 30:3). Не сказано: «Он вернет других», но: «Он Сам вернется». Также сказано: «Пойдем со Мной из Ливана, Моя невеста. Со Мной из Ливана» (Пес. песней 4:8).Здесь находятся два важнейших принципа о кидуш Хашем и Б-жьей Торе.Во-первых, чтобы осуществить кидуш Хашем и удалить хилул Хашем, необходимо доказать народам, что Б-г действительно является всемогущим и верховным Царем царей, и доказать это можно только явив им Его величие и силу.

Во-вторых, доказательством Б-жьей силы или (упаси Небо) слабости является только победа или поражение Израиля. С точки зрения народов, слабость и унижение Израиля –это слабость и унижение Б-га. Мы никогда не должны забывать об этом!Но отсюда вытекает еще один важный принцип, который каждый еврей должен начертать на своем сердце: хилул Хашем – это настолько страшно, настолько противоречит предназначению Творения, что ради его предотвращения Б-г не только отменяет приговор еврейскому народу (хотя мы его и заслуживаем), но еще и спешит окончательно освободить нас – только лишь ради того, чтобы не допустить хилул Хашем. Так, Писание говорит (Иер. 30:11):Ибо Я с тобой, говорит Г-дь, чтобы спасать тебя. Я полностью истреблю все народы, среди которых Я рассеял тебя, но Я не буду полностью истреблять тебя. Я исправлю тебя в мере и не буду окончательно уничтожать тебя.Другими словами, хотя еврейский народ и заслуживает уничтожения за ересь, за отказ принять Б-жье ярмо и презрение к Его заповедям, Б-г все же не будет это делать, потому что для мира это станет «доказательством» Б-жьей слабости и неспособности править миром. Однако когда другие народы восстают против Б-га, Он не медлит уничтожить их.
В Элияху раба (гл. 6) говорится:«И я посмотрел, и вот, штормовой ветер вышел с севера» (Иез.1:4): после того как Б-г показал Иезекиилю Свою славу, Он сказал ему:«Сын человека! Это Моя слава, что Я возвысил тебя над всеми народами мира. Есть ли что-то, чего недостает в Моей славе или доме,который Я построил для тебя? Как сказано: «Ты, сын человека, покажи Израилю Храм… и если они устыдятся всего, что сделали, объясни им форму Храма и его внешний вид» (Иез. 43:10–11).Если ты скажешь: «Но никто не служит Тебе!» у Меня несомненно есть 4 960 000 000 ангелов-служителей, стоящих передо Мной и освящающих Мое великое имя весь день, каждый день с восхода до заката, повторяя: «Свят, свят, свят!» (Исаия 6:3), и заката до восхода повторяя: «Благословенна слава Г-да в Его жилище» (Иез. 3:12), не говоря уже о семидесяти языках на этой земле. Почему ты поступаешь неподобающим, недостойным образом, восставая против страдания, которое тебе выпало? Но что Я могу сделать? Я действую ради Моего великого имени, призванного на тебя, как сказано: «Я действую ради Моего имени, чтобы оно не хулилось среди народов» (там же, 20:14).Об этом царь Давид сказал (Псалмы 44:24): «Пробудись! Почему Ты спишь,о Г-ди! Восстань, не отринь навсегда». Я уже приводил цитату из Мишны (Сота 47а): «Первосвященник Йоханан отменил требование отделения десятин (Втор.26:12–15) и остановил пробуждающих». Талмуд комментирует это так (Сота 48а):Кто такие «пробуждающие»? Рахава ответил: «Каждый день левиты встают на стражу и говорят: „Пробудись! Почему Ты спишь, о Г-ди?“ (Псалмы 44:24). [Йоханан] спросил их: „Можно ли сказать о Б-ге, что Он спит? Разве не сказано (Псалмы 121:4): «Вот,Тот, Кто охраняет Израиль, не дремлет и не спит“? Фраза «Пробудись! Почему Ты спишь?» актуальна только когда Израиль страдает,тогда как народы радуются миром и довольством“». (См. Тосефта, гл 13; Ма’асер шени 5:15; Мелехет шломо, там же.)

Дело в том, что нет большего хилул Хашем, чем когда Израиль страдает, а народы процветают. Тогда народы начинают думать, что либо Б-г Израиля не существует, либо Он не может помочь Своему народу; соответственно, они начинают высмеивать Его, как Илия высмеивал идолы Ваала (1 Царей 18:27): «Илия высмеял их и сказал: „Громко кричите, что он есть Б-г… Возможно, он спит и его нужно разбудить“». Имея в виду этот стих, царь Давид и левиты говорили: «Пробудись! Почему Ты спишь, о Г-ди?» Другими словами, они призывали Его «пробудиться, „как сильный человек от вина“ (Псалмы 78:65). В конце концов, когда Израиль страдает, для народов это выглядит так, будто Ты спишь или, упаси Небо, как будто Ты не существуешь, и это беспрецедентный хилул Хашем». Я уже упоминал, что обряд «пробуждения» основан на фрагменте Исаия 62:6–7: Я поставил стражей на твоих стенах, о Иерусалим. Они никогда не будут покоиться ни днем, ни ночью. Вы, напоминающие о Г-де, не спите.

Не давайте Ему покоя, пока Он не установит и не сделает Иерусалим славой земли.Мудрецы комментируют (Менахот 87а): «Что говорят стражи? Рава бар Рав Шила сказал: „Ты должен восстать и пощадить Сион“ (Псалмы 102:14)». Хотя первосвященник Йоханан и отменил этот обычай, тем не менее, когда происходит хилул Хашем, когда Израиль страдает, а народы радуются миру, мы имеем полное право воскликнуть: «Пробудись! Почему Ты дремлешь?» Так мы покажем, что хотим положить конец хилул Хашем.Понятия кидуш и хилул Хашем должны освещать наш путь к окончательному избавлению. Что можно сделать сейчас, когда потух светоч мудрости, а нас объяла кромешная тьма, когда «святые иссякли и верные сгинули из детей человеческих» (Псалмы 12:2)? К сожалению, Изгнание изменило нас, и еврейский народ стал забывать законы кидуш Хашем. Да поможет нам Небо! Кто даст нам духовную силу, чтобы в смирении преклониться перед Б-жьим величием, чтобы снова засияла слава Его венца, чтобы мы поняли, что все ведет к приходу праведного Избавителя? Сейчас мы перейдем к теме избавления в наши дни. Мы поговорим о значении восстановления еврейского государства и иммиграции еврейских общин в Землю Израиля, а также о связи этих факторов с окончательным избавлением.

Но прежде мы должны как следует освоить базовые галахические принципы кидуш и хилул Хашем из наших священных источников, чтобы они стали как «вбитые гвозди» (Еккл. 12:11) в наших сердцах. За наши грехи нас изгнали с нашей родины, и проклятое Изгнание насколько испортило подлинные еврейские принципы, что понятия народности и национального кидуш и хилул Хашем оказались полностью забыты. Именно за это мы заплатили и продолжаем платить огромную цену.Следовательно, мы должны как следует изучить источники, чтобы все наши секты и общины вернулись к государственности. Мы должны исправить понимание важнейших вопросов: причины Изгнания, передача земель неевреям, природа еврейского государства и т. д.Царь Давид сказал (Псалмы 9:17): «Г-дь сделал Себя известным. Он совершил суд». Народы мира только тогда узнают и признают, что Хашем есть Б-г, когда Он осуществит Свой суд над ними. Только увидев Его силу и мощь, они исполнятся страхом и почтением перед Ним. Тогда и только тогда они примут на себя ярмо Его царства.В Ялкут шимони этот стих объясняется так (Техилим 9:643):Р. Аваху сказал: «Один из пяти стихов, в котором спасение Израиля является спасением Б-га, – это следующий: „Г-дь сделал Себя известным. Он совершил суд“. Он известен тем, что наказал египтян,как сказано (Исход 14:4): „Египет узнает, что Я Г-дь“. Далее сказано (Псалмы 21:14): „Да будешь Ты превознесен, о Г-ди, в Твоей силе.Итак, мы будем петь и восхвалять Твою силу“».
Другими словами, когда Израиль унижен, Б-г унижен вместе с ним. Только благодаря силе и мощи Он может восстать и возвеличиться. И тогда мы начнем петь и восхвалять Его, ибо только Его сила способна принести нам избавление.Также написано (Псалмы 46:11): «Будьте тверды и знайте, что Я Г-дь. Я буду превознесен среди народов. Я буду превознесен на земле». Мы узнаем, что Г-дь есть Б-г, когда Он возвысится через месть народам, через гнев на земле.
Также в Псалмах читаем (59:14): «Поглоти их с гневом, поглоти их, чтобы их больше не было, и пусть они знают, что Б-г правит в Иакове до краев земли».Другими словами, когда Б-г решит отомстить народам и поглотить их в Своем гневе, они узнают, что «Б-г правит в Иакове» и Израиле. Об этом же говорится и в Ялкут шимони (Техилим 59:777):«Следовательно, о Г-ди, Б-же воинств, Б-г Израиля, пробудись, чтобы наказать все народы. Не проявляй милосердия ко всем ужасным предателям»: почему Б-г поступает так, будто Он спит в этом мире? Это потому, что Израиль не заслуживает избавления. Следовательно, сказано (Псалмы 78:65): «Тогда Г-дь пробудился, как тот,кто спал». Однако в будущем, когда придет конец, Б-г как бы пробудится против них, как сказано: «Пробудись, чтобы наказать все народы». В это время Он «не проявит милосердия ко всем согрешившим предателям».В Псалмах 66:3 говорится: «Скажите Б-гу: „Как страшны Твои дела!“ Через величие Твоей силы Твои враги откажутся от своих убеждений». Только страшные дела Б-га, Его гнев и месть народам, Его огромная сила заставят народы отказаться от ложных убеждений и признать Г-да своим Б-гом.

Наши мудрецы так объясняли этот стих (Берешит раба 32:3):Мы находим, что в Его присутствии мы зачитываем только частичную хвалу Тому, Кто привел мир к бытию, ибо написано: «Скажи Г-ду: „Как страшны Твои дела!“» Тогда как в другом месте сказано в третьем лице (Псалмы 136:1): «О, благодарите Г-да, ибо Он благ.Ибо Его доброта вечна».Б-г всемогущ и всезнающ, Он эталон совершенства и доброты. Его подлинное величие сосредоточено в Его качествах: Он не просто полностью добр, но Он также является источником и эталоном доброты. Но народы не могут постичь Его величие через Его качества и поэтому не видят доказательств Его божественности и величия. Единственный язык, который они понимают, – это язык силы и устрашения. Следовательно, здесь, на земле, акцент делается на силе Б-га. Только силой можно заставить народы отказаться от своих ложных убеждений и признать владычество Б-га.В Псалмах 65:6 говорится: «Со страшными делами Ты отвечаешь справедливо».

Страшные дела, которые Б-г осуществляет среди народов, – это справедливое наказание за то, что, напав на еврейский народ, они совершили богохульство. Этот стих объясняется в Ялкут шимони (Техилим 65:789): «Р. Хагай процитировал Р. Ицхака: „Страшные дела, которые Б-г приготовил в Будущем мире [т. е. наказание народам во время мессианского избавления] – это возмещение страданий, которые Ты привел на Израиль здесь, в Этом мире“». Иными словами, на земле Б-г позволяет народам притеснять нас из-за наших грехов, хотя сами народы при этом считают Б-га «слабым». Так возникает хилул Хашем, и поэтому Б-г избавит нас, хотя мы того и не заслуживаем.
Мудрецы так объясняют вышеприведенный стих (конец Эстер раба, 10:15):«Скажи Б-гу: „Как страшны Твои дела!“» (Псалмы 66:3): как страшна Твоя хитрость! Убитые убивают своих убийц [т. е. Израиль, убитый народами, теперь в ответ убивает их], и распятые распинают распнувших их, и утопленные в море топят утопивших их.Действительно, «через величие Твоей силы Твои враги откажутся от своих убеждений» (там же).

Б-жья месть народам – это доказательство силы, могущества и величия Б-га.Вот почему мы читаем такие слова: «Б-г правит миром Своей силой» (Псалмы 66:7). Только если Он мощно проявит Свою силу, народы признают Его «Правителем мира».В Писании также сказано (Псалмы 98:1): «Пойте Г-ду новую песню, ибо Он совершил чудеса. Его правая ладонь и Его священная рука принесли спасение для Него». Пока Б-г не «покажет Свою правую ладонь и священную руку» народам,они в Него не поверят, но будут и дальше проклинать и поносить Его, хуля Его имя. Получается, что Б-г как бы унизился и Сам отправился в Изгнание.Действительно, в Псалмах 91:15 говорится: «Я с ними в беде», и мудрецы объясняют (Та’анит 16а и Ялкут шимони, Техилим 843): «Печные угли [символ скорби] будут положены на подиум кантора относительно фразы „Я с ними в беде“».

Танхума комментирует (Шемот 14):Почему Б-г открылся Моисею из горящего куста, а не с высокого дерева или пальмы? Б-г сказал: «Я записал в Писании: „Я с ними в беде“. Они были в рабстве, и Я тоже был в узком, колючем месте – в горящем кусте».Б-г как бы Сам оказался в беде – в рабстве. Если победа Израиля приносила славу Его имени, то его беды и унижения навлекали на него хулу. Следовательно, «спасти Его» из Изгнания могла только Его «священная рука».
Об этом говорится в Ялкут шимони (Техилим 91:843):«Долгой жизнью Я насыщу его и сделаю так, что он увидит Мое спасение» (Псалмы 91:16): Р. Акива сказал: «Это один из сложных для понимания стихов, он говорит, что спасение Израиля спасает Б-га».Б-г сказал не «его спасение», но «Мое спасение», что значит, что спасается Сам Б-г. Отсюда мы видим, что спасение Израиля означает и «спасение» Б-га, поскольку унижение Израиля приводит к хилул Хашем.По этой же причине сказано (Исаия 59:16): «Он увидел, что нет человека, и был поражен, что нет заступника; следовательно, Его собственная рука принесла Ему спасение и Его праведность поддержала Его». Из этого стиха следует, что даже если во всем Израиле не найдется ни одного праведного еврея и народ не заслуживает спасения, Б-г все равно спасет нас ради Своего собственного имени (подробнее я объясню это ниже). Мы видим, что Б-г «должен спасти Себя» от богохульства, для чего использует свою «правую ладонь и священную руку».

Приведенному стиху вторит стих из Псалмов 98:2: «Г-дь сделал известным Свое спасение. Свою праведность Он проявил на виду у народов». Б-г объявил о Своем спасении посредством силы, «правой ладони и священной руки» – именно так Он показал народам Свою праведность. В противоположность еврейским эллинистам, этим доморощенным моралистам, осуждающим силу и месть, царь Давид ясно объявляет, что спасение Б-жьей священной рукой праведно.Мыслящий человек поймет, почему царь Давид использовал выражение «священная рука». Применение силы против зла – это священное действие,причем только «рука» (т. е. сила) может осуществить кидуш Хашем.

Об этом же говорится в Псалме 24:8: «Кто Царь славы? Г-дь, сильный и могучий, могучий в битве». Прославление и освящение Б-жьего имени придет только тогда, когда народы увидят, что Б-г «силен и могуч, могуч в битве».В Псалмах 29:4–5 мы читаем: «Голос Г-да приходит силой. Он полон величия и сокрушает кедры». Только силой можно заставить глухого и глупого язычника, не понимающего величия Б-га и Его Торы, услышать Б-жий голос.

Танхума говорит (Бешалах, 7): «„Я восторжествую над фараоном“ (Исход 14:4): этот стих учит, что когда Б-г накажет народы, Его имя будет превознесено на земле». Другой источник (Мехилта, Бешалах, Мешехта де-вайехи, Параша 1): «Я восторжествую над фараоном»: этот стих учит, что когда Б-г наказывает народы, Его имя превознесено на земле, как сказано
(Исаия 66:19): «Я сделаю их символом, а тех, кто спасется, Я рассею среди народов, в Тарсис, Пул и Луд, мастеров-лучников». Также сказано (там же, 45:14): «Так говорит Г-дь: „Труды Египта и товары Эфиопии и Савеи будут вашими. Рослые люди придут к вам в цепях. Они будут вашими, и они будут ходить перед вами.И они падут перед вами и будут молить вас. Непременно Б-г среди вас, и нет другого божества“». О чем говорит следующий стих? «Истинно Ты, Б-г, Спрятавший Себя, есть Б-г и Спаситель Израиля».Мы также находим (Иез. 38:22): «Я буду судиться с ним чумой и кровью, и Я наведу дождь на него, на его отряды и на множество народа с ним, бурлящий ливень и великий град, огонь и серу».

Далее следует: «Так Я превознесу Себя и освящу Себя, и Я сделаю Себя известным в глазах многих народов, и они узнают, что Я Г-дь» (там же,23).Также сказано (Псалмы 76:3): «В Салиме также установлена Его скиния и место Его обитания в Сионе»; а также: «Там Он сломал пламенные стрелы лука, щит, меч и битву» (Псалмы 76:4). Что имеется в виду в стихе «и Иуде Б-г известен, Его имя велико в Израиле» (там же, с. 3)? У него такое же значение, как у стиха «Египет узнает, что Я Г-дь» (Исход 7:5). До этого они не знали Г-да, но сейчас они узнали Его.Нет другого источника, где бы еще ясней объяснялось, что кидуш и хилул Хашем связаны с силой и «слабостью» Б-га. Мир только тогда поймет, что Он действительно Б-г, когда Он явит народам Свою силу и мощь, месть и возмездие.В Псалмах мы находим (83:2–6): О Б-же, не храни молчание. Не пребывай в покое. Не бездействуй. Ибо вот, Твои враги восстают; те, кто ненавидит Тебя, подняли свои головы. Они ведут коварные разговоры против Твоего народа и совещаются против тех, кто драгоценен для Тебя. Они сказали:
«Пойдем, истребим их как народ, чтобы имя Израиля больше не вспоминалось». Ибо они сговорились в одном сердце, против Тебя они заключают соглашение.Раз враги «ведут коварные разговоры против Твоего народа», стало быть,они «против Тебя заключают соглашение». Если народы поднимают головы против народа Б-га, чтобы «имя Израиля больше не вспоминалось», они враждуют против Б-га: «против Тебя они заключают соглашение».Исаия сказал (6:3): «Свят, свят, свят Г-дь воинств. Весь мир полон Его славы». Иначе говоря, когда мир станет полон Б-жьей славы, так что все народы признают Его владычество? Тогда, когда Он освятит Свое имя, став «Г-дом воинств [Ц’ваот]». Как известно, имя Ц’ваот указывает на силу Б-га, направленную против народов. Мудрецы говорят (Ш’мот раба, 3:6): Б-г сказал Моисею: «Хочешь ли ты узнать Мое имя? Меня зовут в согласии с Моими делами. Иногда Я Эль Шадай, иногда Ц’ваот, иногда Элоким и иногда Хашем. Когда Я сужу человечество, Я зовусь Элоким. Когда я иду на войну против нечестивых, Я зовусь Ц’ваот. Когда Я закрываю глаза на грехи человека, Я зовусь Эль Шадай, и когда Я являю Мое милосердие, Я зовусь Хашем».Если мы спросим, зачем Б-гу столько имен, ответ прост: Он решил показать, что является Высшим Авторитетом во всех хороших качествах, что Он создает и определяет их.

И милосердие, и месть, и война – все это принадлежит Б-гу. Кто дерзнет поспорить с Ним и установить собственную «мораль», которая есть не что иное, как милосердие глупцов? Мы видим, что имя Ц’ваот указывает на силу и могущество Б-га. Вот почему наши мудрецы включили тему «избавления» в утреннюю Ш’моне эсре, где об этом говорит стих «Г-дь воинств, Святой Израиля» – согласно стиху Исаия 6:3:«Свят, свят, свят Г-дь воинств. Весь мир полон Его славы». Вот почему, когда Б-г станет «Г-дом воинств» [Ц’ваот], он также станет и «Святым Израиля». Тогда Он освятит Свое имя.Это важнейшее правило содержится во множестве стихов, например: «Сила и красота – Его святилище» (Псалмы 96:6); «Да славят Его имя, великое и страшное. Свят Он» (Псалмы 99:3); «Я искал Тебя в святилище, чтобы увидеть Твою силу и Твою славу» (Псалмы 66:3). Святость Б-га и Его имени всегда связаны с Его силой, наводящей ужас на народы. Только сила заставляет народы подчиниться Хашему и признать, что Он есть Б-г.

Писание говорит (Даниил 9:17–19):Наш Б-г! Услышь молитву Твоего слуги и его прошения, пусть Твое лицо воссияет над Твоим опустошенным святилищем ради Г-да.О мой Б-г, приклони Твое ухо и услышь; открой Твои глаза и увидь наше опустошение и город, над которым наречено Твое имя… ибо ради Тебя Самого, о мой Б-г, потому что Твое имя наречено над Твоим городом и Твоим народом.Снова мы видим, что пророк просит Б-га избавить Израиль ради Самого Себя, ради Своего имени! Именем Б-га назван Иерусалим, Земля Израиля и народ Израиля: вот почему унижение Израиля означает «унижение» Б-га.Само понятие «Израиль» возникло в результате хилул Хашем, а его рождение осуществилось через кидуш Хашем.

Когда Моисей и Аарон впервые пришли к фараону и сказали (Исход 5:1): «Так говорит Г-дь, Б-г Израиля: „Отпусти Мой народ, чтобы они могли отпраздновать праздник Мне в пустыне“», фараон ответил: «Кто такой Г-дь, что я должен послушать Его голос и отпустить Израиль? Я не знаю Г-да и не отпущу Израиль» (с. 2).Уже в самом начале истории Израиля как нации нечестивый фараон демонстративно оскорбил Б-га и отвергнул существование Хашема – Б-га Израиля.
Он сказал: «Кто такой Г-дь?.. Я не знаю Г-да». Это богохульство и открытый, наглый хилул Хашем. Неудивительно, что Б-г сказал Моисею (Исход 7:4–5):Я выведу Свои множества, Свой народ, детей Израиля, из земли Египта великими судами. Египтяне узнают, что Я Г-дь, когда Я простру Мою руку над Египтом и выведу детей Израиля из их среды.Дело вот в чем. Тот факт, что фараон поработил и жестоко угнетал Израиль,а Б-г ничего не предпринимал для спасения Своего народа, побудило фараона проклясть Б-га и отвергнуть Его существование. Этот глупец и грешник был уверен, что у Израиля нет Б-га. И только когда он лично увидел Б-жью силу и страшную месть в адрес себя и своей страны, он признал существование Б-га.Ни порицание, ни мольба, ни убеждение – ничто не могло сравниться по эффективности с десятью казнями, которые поразили Египет и вселили смертельный ужас в сердца египтян.

Комментарии (0)

Оставить комментарий