::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

"Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Война и мир) часть 2

  • Сообщить о ошибке
28-06-2010, 21:57 Разместил: jude Просмотров: 2 413

..Рамбам пишет (Хилхот м’лахим 7:15):
Идя на войну, человек должен уповать на Надежду Израиля, Которая спасает его в минуту бедствия. Человек должен понимать, что он идет на войну ради Б-жьего имени. Он должен рисковать жизнью, не испытывая страха. Он не должен думать о жене и детях, но должен изгладить память о них из своего сердца и не думать ни о чем,кроме войны. Кто начинает размышлять и задает вопросы о войне, расстраивая себя самого, тот нарушает запрещающее предписание: «Не страшись, не бойся, не паникуй и не нарушай строя перед ними»  (Втор. 20:3). Более того, жизнь всех в Израиле зависит от него. Если он не стремится победить и не сражается всем сердцем и душой, это то же, как если бы он пролил кровь всех: «Пусть его трусость не деморализует его братьев» (с. 8).В Пророках ясно сказано (Иер. 48:10): «Проклят тот, кто делает работу Г-да вялой рукой, и проклят тот, кто удерживает свой меч от крови». Кто сражается бесстрашно всем сердцем, чье единственное намерение – освятить Б-жье имя, тот может быть уверен, что ему не будет причинен вред. У него будет прекрасная семья, его заслуги будут служить ему и его потомкам вовек, и он достигнет жизни в Будущем мире, как сказано (2 Самуила 25:28–29):«Г-дь непременно сделает моему господину надежный дом, потому что мой господин сражается в войнах Г-да, и зла не найдено в тебе…и душа моего господина будет завязана в узле жизни у Г-да, твоего Б-га».Такова еврейская война! Она основана на святости, уповании на Б-га и вере в то, что солдата Б-жьей войны не постигнет зло, ибо он сражается ради освящения Б-жьего имени.
Б-г дал нам заповедь войны и законы войны. В Торе упоминаются два вида войны: милхемет мицва и милхемет решут – соответственно, обязательная и необязательная война. К сожалению, эти термины были искажены усилиями религиозных школ Изгнания. Это относится как к Диаспоре, так и к Земле Израиля:Изгнание приложило руку к обоим. Студенты религиозных школ настолько невежественны в этом вопросе, что не знают, ни что такое милхемет мицва, ни каковы ее характеристики, ни как это понятие применяется к современным реалиям. Тора облачается во вретище.Рамбам говорит (Хилхот м’лахим 5:1): «Царь должен в первую очередь вести милхемет мицва. Что это? Это война против семи народов, война против Амалика и помощь Израилю против нападений врага».Итак, помощь Израилю в войне с его врагами – это тоже милхемет мицва.Об этом сказано в Иерусалимском Талмуде, трактат Сота, в конце главы 8. В этом вопросе Рамбаму не возражает ни один средневековый авторитет (см. различные версии текста, приведенные в комментариях).

Автор труда Арух ха-шулхан писал в своей работе Арух ха-шулхан хе-атид (написанной еще до основания еврейского государства, которое придало этим законам практичность и актуальность): «Когда Рамбам упомянул „помощь Израилю против нападений врага“, он имел в виду даже тот случай, когда есть угроза нападения. Очевидно, что это тоже называется „помощь Израилю“» (Хилхот м’лахим 74:4).Между тем в Шиарей хакорбан, в комментарии на Иерусалимский Талмуд, в Сота, сказано, что если враги могут на нас напасть и мы, опасаясь этого, нападаем первыми, чтобы ослабить их, – в этом случае речь уже не идет о милхемет мицва. Впрочем, здесь же говорится и другое: «Считает ли кто-то, что помощь Израилю против нападения врага – это не заповедь? Даже если преследуют одного еврея, есть предписывающая заповедь и запрещающая заповедь, требующие от нас спасти его…».
Как видим, все согласны в том, что участие в отражении нападения врагов на Израиль является милхемет мицва. Более того, эта заповедь вступает в силу даже при незначительной вероятности угрозы: «Если у человека болит горло, ему можно дать лекарство в субботу, потому что в опасности может быть его жизнь, а любая угроза для жизни важнее закона о субботе» (Мишна, Иома 83а). Этот принцип вовсе не ограничен субботой (Иома 82а): «Только идолопоклонство, сексуальный грех и убийство важнее риска для жизни».Следовательно, участие в отражении нападения врагов на Израиль, а также при вероятности такого нападения, – это милхемет мицва. Всякий, кто отказывается исполнять эту заповедь, приравнивается к проливающим кровь: он позволяет врагу убивать евреев. Что касается спасения жизни в субботу, то мудрецы говорят следующее (Иома 84б):Вероятность угрозы для человеческой жизни обязывает отставить в сторону закон о субботе, не только в случае этой субботы, но и в случае следующей субботы. Эти вещи могут делать совершеннолетние евреи, их не нужно поручать язычникам или детям.Раввины учили: «Человек должен нарушить закон о субботе, чтобы спасти жизнь, и чем быстрее, тем лучше. Не нужно получать  разрешение в судах».

В Иерусалимском Талмуде сказано (Иома 8:5): «Чем быстрее, тем лучше… а те, кто задает вопросы, проливают кровь». Наши грехи, из-за которых мы потеряли нашу землю, привели к тому, что множество прекрасных ученых настолько исказили законы войны, что невежество в этом вопросе превзошло все границы. Многие просто не имеют ни малейшего понятия, ни что такое милхемет мицва, ни как это понятие относится к нашей войне с арабами. Горе ушам, слышащим это!Некоторые, кто никогда не читал эти законы, полагают, что для милхемет мицва необходим первосвященник и Сангедрин. Но вот что говорит Рамбам (Хилхот мелахим 5:1): В милхемет мицва царю нет необходимости получать разрешение суда. Он может выступить сам в любое время и приказать народу следовать за собой. Однако в случае милхемет решут он может вынудить народ только через суд семидесяти одного [Сангедрин].

Вот он, закон – перед нами. Более того, не нужен даже и царь. Ведь судьи, которые были до Саула, не были царями, как и Хасмонеи, восставшие против греков. Сколько же еще будет продолжаться это постыдное невежество в законах? Краеугольный принцип Торы – заповедь любить товарища-еврея – требует,чтобы еврей спас любого другого еврея, которому грозит опасность. Если заповедь так категорична в отношении индивидуума, то что можно сказать об обществе в целом? У нас есть как общая заповедь «люби своего ближнего, как самого себя» (Левит 19:18), так и отдельная: «Не стой спокойно, когда жизнь твоего ближнего в опасности» (там же, с. 16). Мудрецы объясняют (Сангедрин 73а): Откуда мы знаем, что если один человек преследует другого, чтобы убить его, мы можем спасти последнего, убив первого? Сказано: «Не стой спокойно, когда жизнь твоего ближнего в опасности».
И еще сказано (там же): «Откуда мы знаем, что если человек видит, как его товарищ тонет в реке, его тащит дикое животное или на него напали разбойники,что он обязан спасти его? Сказано: „Не стой спокойно, когда жизнь твоего ближнего в опасности“».Когда жизнь еврея в опасности, заповедь требует даже нарушить субботу, как говорит Шулхан арух (Орах хаим 306:14):Если человек получает сообщение [в субботу], что его дочь похитили, чтобы удалить ее из еврейского народа, заповедь требует спасти ее, даже если придется выйти за субботнюю границу.(В Мишна Берура содержится такой комментарий: «Даже несмотря на то, что некоторые галахические авторитеты считают подобное действие нарушением самой Торы.

Если даже требуется нарушить один из тридцати девяти разделов запретов Торы, это также допустимо». [См. Бет Иосеф и Маген Аврахам в Орах хаим 306.] Шулхан арух приводит дочь лишь для примера: нарушить субботу можно для спасения любого еврея. [См. Мишна Берура, там же.]) Шулхан арух заключает: «Если он отказывается, суд принуждает его», поскольку он благочестивый глупец.Заповедь милхемет мицва включает в себя многие другие: спасение жизни еврея, месть за еврейский народ, месть злым за праведных, искоренение из Земли зла и хулы на Б-жье имя. Эту заповедь исполнил Авраам, первый еврей. Вот что мы читаем о войне, в которой четыре царя воевали с пятью другими царями и Лот попал в плен:Они взяли племянника Аврама Лота и его имущество… Те, кто спасся, пришли и принесли вести Авраму-еврею… Когда Аврам услышал, что его брат попал в плен, он призвал всех своих 318 мужчин, рожденных в его доме. Он погнался за захватчиками, настиг их в Дане…и Он поразил их… (Бытие 14:12–15).

Наш предок Авраам, известный своей добротой, пошел на войну и пролил кровь. Здесь следует отметить несколько моментов. Сначала Лот назван «сыном брата Аврама» (с. 12), кем он и был (его отцом был Аран, умерший в Уре). Но тогда почему дальше мы читаем: «Аврам услышал, что его брат попал в плен» (с.14)? И почему именно здесь Тора считает уместным впервые назвать Авраама «евреем» (с. 13)? Здесь Тора преподает два ценнейших урока: о любви к еврею в общем и о милхемет мицва в частности. Да, Лот приходился Аврааму племянником, однако при этом он был и «братом», ведь заповедь требует: «Не стой спокойно, когда жизнь твоего ближнего в опасности» (Левит 19:16). Ввиду этого можно сказать, что каждый еврей является братом другому, поскольку должен любить его и нести ответственность за него.Вот почему, когда Авраам услышал о пленении Лота, для него это было то же, что пленение «брата». Он немедленно «призвал своих бойцов», хоть их и было всего 318 – смехотворное войско, особенно в сравнении с объединенной мощью четырех царей, лишь недавно сокрушивших пять других царей.
С одной стороны, Авраам задумал явное самоубийство. Можно предположить, что лучше всего было отсидеться и ничего не предпринимать. Сложно понять, что побудило его пойти на войну, особенно ввиду того, что он и его люди были единственными носителями истины о том, что Хашем есть единственный Б-г. Вот почему, чтобы подчеркнуть этот факт, Тора именно здесь называет Авраама «евреем [иври]». Мудрецы объясняют (Берешит раба 42:8): «Р. Иехуда сказал:„Весь мир был на одной стороне [евер], а Авраам – на другой“».Все это делает решение Авраама еще более спорным. Как он мог жертвовать своей жизнью, если с гибелью Авраама и его спутников на земле больше не осталось бы никого, кто занимал сторону истины? Ответ заключается в заповеди «помочь Израилю против нападения врага».Поскольку Авраам и его спутники были «Израилем» своего времени, а сам Авраам был его законным царем, он понимал, что речь идет об освящении Б-жьего имени и,следовательно, о милхемет мицва. Когда какой-либо народ восстает против Израиля, этим он открыто восстает против Б-га Израиля. Это самое великое осквернение Б-жьего имени из всех возможных. В такой ситуации мы обязаны выполнить милхемет мицва, и опасность для жизни не является оправданием для уклонения. Мудрецы учат (Берешит раба 43:2):«Аврам услышал, что его брат попал в плен»: это согласуется со стихом «Тот, Кто закрывает уши от слышания крови и глаза – от видения зла, будет жить на высоте» (Исаия 33:15).«Аврам призвал [вайярек] своих бойцов»: Р. Иехуда и Р. Нехемия расходятся. Р. Иехуда говорит: «Они позеленели (от злости) [хорику],говоря: „Если пять царей не смогли победить их, сможем ли мы это сделать?“ Р. Нехемия сказал: «Авраам заставил их позеленеть [т.е.побледнеть] от страха, говоря: „Я пойду и умру ради освящения Б-жьего имени!»
Другими словами, Авраам решил, что это милхемет мицва, что Б-г требует сразиться и спасти Лота несмотря на опасность, поскольку речь идет об освящении Его имени. Таким образом, Авраам решил пойти на войну, и если, упаси Б-г,ситуация окажется безвыходной, он погибнет, выполняя свой долг. Здесь мы видим принцип: когда война обязательна, опасность для жизни не является оправданием для уклонения от нее. Мы поговорим об этом позже.Заметим также, что Мидраш начинается стихом «Тот, Кто закрывает уши от слышания крови». Может показаться, что этот стих говорит, что если человек решает не видеть и не слышать зло, то он будет жить на высоте. Однако наши мудрецы развивают эту мысль дальше: «Смысл в том, что Авраам, чтобы не слышать,как проливается невинная кровь, поспешил спасти пленников» (Махарзо). Авраам не собирался просто услышать о пролитии невинной крови и никак не отреагировать на это.
Более того, он не хотел даже слышать о том, что любое пролитие крови грешно. Он знал: тот, кто проливает кровь грешников ради освящения Б-жьего имени, получает награду.Песикта рабати объясняет (приложение к 2 гл. Вайехи бехаци халайя, стр.196):«Авраам разделил ночь над ними» (Бытие 14:15): Б-г сказал Аврааму: «Ты тяжело трудился со Мной полночи, чтобы убить царей. Я клянусь, что вознагражу твоих потомков в Египте». Так сказано (Исход 12:29): «Была половина ночи [и Б-г поразил всех первенцев]».Действительно, позже Авраам испугался, что сделал что-то не так. Однако Б-г утешил его:Авраам испугался и сказал: «Возможно, среди населения, которое я убил, был праведный, богобоязненный человек». Это как человек,который прошел через царский сад и, увидев россыпь сорняков, пошел и удалил их. Царь посмотрел, увидел его, и он спрятался. Тогда царь спросил его: «Почему ты прячешься? Сколько работников мне пришлось бы нанять, чтобы собрать эти сорняки? Теперь, когда ты это сделал, приди и возьми свою награду». Так же и Б-г сказал Аврааму:«Население, которое ты убил, было отрезанными сорняками». Как сказано (Исаия 33:12): «Народы будут, как горящая известь, сжигаемая в огне» (Берешит раба 44:4).Здесь мы видим два основополагающих принципа. Первый состоит в том,что мы не должны бояться пролить кровь грешников. Напротив, этого требует заповедь, ведь таким образом мы «избавляем сад от сорняков». Именно это Песикта рабати (гл. 2) сообщает о царе Давиде:«Псалом; песня при посвящении дома – Давиду» (Псалмы 30:1):если царь Соломон построил Храм, почему это приписывается царю Давиду?

Царь Давид был достоин построить его и намеревался это сделать. Он этого не сделал по единственной причине: пророк Натан сказал, что Б-г этого не хочет, потому что он «пролил слишком много крови на землю передо Мной» (1 Летопись 22:8). Услышав это, царь Давид испугался. Он сказал: «Я недостоин построить Храм!» Р. Иехуда бар Илаи сказал: «Б-г сказал Давиду: „Не бойся. Живу Я, грешники для меня как олени и газели, почему Я и сказал: «Ты пролил слишком много крови на землю»“. „На землю“ может означать только оленей и газелей, как в стихе „Чистый и нечистый могут есть это,как оленя и газель. Единственное, что ты не должен есть, – кровь, которую ты должен выливать на землю, как воду“ (Втор. 12:15–16)».Другой урок: Б-г сказал Давиду: «Живу Я, вся кровь, которую ты пролил, была для Меня как жертвоприношение, как сказано: „Ты пролил много крови на землю передо Мной“».

Р. Шимон бен Иохаи сказал: «„Передо Мной“ может означать только жертвоприношения, как в стихе „Он убьет молодого быка перед Г-дом“ (Левит 1:5)».Царь Давид спросил Б-га: «Почему тогда я не строю его?» – на что Б-г ответил: «Потому что если ты построишь его, он будет сохраняться и никогда не будет разрушен». Тогда Давид спросил:«Это так плохо?» – и Б-г ответил: «Мне открыто, что в будущем Израиль согрешит, однако Я вымещу Свой гнев на Храм и разрушу его,а Израиль будет спасен, как сказано (Плач Иер. 2:4): „На шатер дочери Сиона Он излил Свою ярость, как пламя“». Б-г сказал Давиду:«Живу Я, поскольку ты намеревался построить его, хотя твой сын Соломон строит его, Я припишу это тебе: „Псалом; песня при посвящении дома – Давиду“».Когда дело касается милхемет мицва, кровь нечестивых не играет роли. Это не та кровь, которая течет в жилах людей, созданных по образу Б-га. Поскольку они загрязняют Б-жий образ, их кровь ничем не отличается от воды. Она подобна крови диких животных, таких как олень или газель – нечистых животных, недостойных даже для жертвоприношения. Царь Давид так описал нечестивых: «Когда они пробудятся [для дня суда], Б-г презрит их образ» (Псалмы 73:20; см Таргум Ионатан). Редак объясняет: «Образ может означать либо тело, дух, как во фразе „сотворим человека по нашему образу и подобию“ (Бытие 4:26), либо и то, и другое».

Другой возможный подход заключается в том, что кровь нечестивых считается приношением. Поскольку заповедь требует убить нечестивого, считается, что выполнивший ее совершил приношение. Так приведенный источник описывает Пинхаса (Танхума, Пинхас, 1): «„Он искупил детей Израиля“ (Числа 25:13): разве Пинхас сделал приношение, что сказано: „Он искупил“? Нет, но если человек проливает кровь нечестивого, это то же, как если бы он сделал приношение». Вот он, уничтожающий ответ клеветникам и невеждам, искажающим Б-жье слово, утверждающим, что Давид не построил Храм потому, что «пролил много крови на землю». Этим они стремятся доказать, что Давид грешил, когда воевал,потому как проливал кровь. Глупость таких людей превосходит лишь их нечестие,ведь даже без приведенных комментариев мудрецов ясно, что такой кроткий человек как Давид, всю жизнь воевавший в Б-жьих войнах, никак не мог согрешить в этих войнах. Будь это так, разве мог бы Б-г вывести из его потомков израильских царей и даже Мессию? Даже без комментариев мудрецов ясно, что Б-г не позволил Давиду построить Храм по одной простой причине: Храм символизировал совершенный,полностью хороший мир, который изначально задумывал Б-г. В таком мире не было бы места войне, поскольку не было бы ни зла, ни грешников, ни пролития крови – лишь мир и любовь.

Хотя заповедь и требует воевать с нечестивыми и проливать их кровь – в правильное время и в правильном месте, – ритуальная нечистота пролития крови не согласуется с чистотой Храма. По этой же причине Тора говорит (Исход 20:22):«Когда ты строишь каменный алтарь для Меня, не строй его из тесаного камня.Твой меч будет поднят против него и осквернит его». В другом месте мудрецы пишут (Мехилта, Йитро, Месехта де-баходеш, 11): «Алтарь был создан, чтобы продлить жизнь человека, железо – чтобы сократить ее. Мы не можем поднимать сокращающее против удлиняющего». (Это тоже не более чем аллюзия на понятие мира. Данный запрет относился только к алтарю, в то время как при строительстве Святого и Святого Святых железные орудия использовались, как говорится в Мехилта (там же): «Ты не можешь строить алтарь из тесаного камня, но ты можешь использовать тесаный камень в Святом и Святом Святых».) Как бы то ни было, царь Давид был выдающимся святым, и все его войны служили освящению Б-жьего имени. Доводы клеветников нельзя даже принимать во внимание.
Второй принцип, вытекающий из определения грешников как сорняков, состоит в том, что даже если в некоем народе и есть праведники, нас это не беспокоит, потому что они обязаны отмежеваться от группы. Они не должны жить среди грешников, но должны встать, осудить их и уйти. Вот что говорят мудрецы (Сота 11а):Трое присутствовали, когда фараон сказал: «Давайте поступим с ними хитро (Исход 1:10): Билам, Иов и Итро. Билам, который посоветовал фараону поступить так, был убит. Иов, хранивший молчание, был наказан страданием. Итро, убежав, заслужил того, чтобы его потомки сидели в Сангедрине.Вот ясное подтверждение принципа «молчание означает согласие» – по крайней мере, в случае, когда мы имеем дело со злом. Даже если в глубине души человек не согласен со злым поступком, но промолчал, он будет наказан. Согласно Сота, Иов был наказан Небом, потому что никто из людей наказать его не мог. Но когда у Израиля есть возможности и средства наказать злой народ посредством милхемет мицва, то в бою мы не различаем между нечестивыми и теми, кто молчит и не возражает против мнения большинства. Они каждый день общаются с грешниками и молчат, способствуя сохранению злого общества, помогая ему в продлении нечестия. Вот почему после надругательства над Диной смерти заслуживали все жители Шхема, как я уже объяснил выше.

Принцип коллективного наказания нечестивых народов уходит корнями в закон Торы, а именно в заповеди и философию понятия божественного. В конце концов, невозможно, чтобы все египтяне, амаликитяне, моавитяне, аммонитяне и идумеи были нечестивцами; в этих народах наверняка было какое-то количество праведников, пусть и незначительное. Но это и неважно: поскольку праведники соглашались с тем, что происходит, они подпадали под коллективную меру наказания. Они были наказаны за грехи тех грешников, среди которых они жили, за то,что добровольно стали частью нечестивого народа.

Следовательно, Тора постановляет, что мы должны истребить всех амаликитян до одного и «ни один аммонитянин или моавитянин не должен войти [через брак] в собрание Г-да» (Втор. 23:4). При этом запрещается презирать идумеев и египтян (там же, с. 8). Пусть они и ненавидят Израиль, идумей по-прежнему «твой брат», потомок Исава, а египтяне на длительный срок приютили Израиль в своей стране.Как бы то ни было, грехи этих народов таковы, что только «дети, рожденные у членов этих народов в третьем поколении [став прозелитами], могут войти в собрание Г-да». Коллективное наказание – это основа еврейского закона, о чем совершенно ясно говорят мудрецы (Авода зара 18а): «Кто способен возражать, но не делает этого, будет наказан». С Б-жьей помощью я позже подробнее коснусь этого ключевого понятия – порицания.Если проявлять милосердие к жестоким, то и к Израилю будут относиться жестоко. Так, когда пророк Елисей умирал от болезни, он попросил царя Иоаса открыть восточное окно, откуда открывался вид на Арамею. Царь этой страны осаждал Израиль. Во 2 Царей 13:17 мы читаем:Елисей сказал: «Выстрели», и он выстрелил. И он сказал: «Г-дня стрела победы, даже стрела победы против Арама. Ибо ты будешь поражать арамеев в Афеке, пока не поглотишь их».

Иными словами, выпущенная Иоасом стрела была стрелой от Б-га, потому что война с врагами Израиля – это милхемет мицва. Писание продолжает:[Елисей] сказал: «Возьми стрелы», и он взял их. И он сказал царю Израиля: «Ударь по земле», и он ударил три раза и остановился. Человек Б-жий разгневался на него и сказал: «Ты должен был ударить пять или шесть раз. Тогда ты бы поразил Арама, пока не поглотил его, тогда как теперь ты поразишь Арама лишь трижды».Когда враги Израиля нападают или осаждают нас с намерением истребить нас, мы обязаны поражать их до тех пор, пока они не будут поглощены. Это заповедь – милхемет мицва.О каких врагах идет речь, против которых мы должны выступить, чтобы исполнить милхемет мицва?

В законе ясно сказано, что это не только враги, которые хотят истребить евреев, но вообще любые злоумышленники, стремящиеся нанести нам вред, даже такой незначительный как воровство. Ясно, что под это определение подпадает и ситуация, при которой неевреи требуют часть Земли Израиля. Как мы увидим ниже, передавать неевреям части Земли строго запрещается.В Эрувин 45 говорится: «В приграничном городе, даже там, где неевреи не пытаются убивать евреев, но лишь требуют сено и солому, мы выступаем вооруженные против них, даже нарушая для этого субботу». Раши объясняет: «Чтобы они не захватили его, упростив для себя завоевание оставшейся части Земли».Раши отмечает, что в такой ситуации можно выступить в бой даже в субботу.

Сам тот факт, что неевреи требуют что-либо, будь-то сено, солома, деньги или налоги,является достаточным основанием для нападения на них. Это тоже милхемет мицва, и это входит в понятие «помощи Израилю против врага».Точно так же Тора категорически запрещает позволять неевреям украсть даже небольшую часть Земли Израиля. Более того, запрещено даже уменьшать зону духовной чистоты Земли Израиля (Моэд катан 5б): «Мы не помещаем отметку, обозначающую духовно нечистую область, далеко от этой области, чтобы не сделать неиспользуемой часть Земли Израиля».Рамбам пишет (Хилхот та'анийот 2:1): «Вот общественные несчастья, при которых мы постимся и трубим в шофар: 1) нападения на нас врагов Израиля…»,и далее продолжает (2:3):Что представляют собой «нападения врагов Израиля»? Неевреи,пришедшие воевать против Израиля, собрать налог с них, украсть у них землю, наложить на них собственный закон, даже в отношении простых заповедей.Рамбам ясно объясняет, что «нападения врагов Израиля» – это в том числе и попытки отнять землю и даже наложить дань. Следовательно, все эти причины являются основанием для милхемет мицва.

Когда мы будем говорить о Земле Израиля и запрете уступать ее территорию (даже при опасности для жизни), мы поговорим об этом более подробно. Хотя ненавидеть зло и грешников и воевать с ними – великая заповедь, еще более великая заповедь – любить добро и праведных, т. е. тех, кого Б-г считает добрыми и праведными. Я уже приводил цитату, согласно которой Мир – это имя Б-га. Мы должны подражать Б-гу, поскольку Он является апофеозом добра и всех лучших качеств. Мы должны держаться Б-га, чтобы достичь самой высокой степени святости.Абба Шауль так комментирует стих Исход 15:2 («Это мой Б-г, и я превознесу Его»): «Мы должны подражать Б-гу. Как Он добр и милосерден, такими же должны быть и мы» (Шабат 133б). Смысл в том, что мы должны быть добры и милосердны таким же образом, что и Б-г.
Б-г превосходит вселенную в двух отношениях: вопервых,безграничной мудростью и добротой, во-вторых, невообразимой силой. По этой причине мы ограничиваем прославление Б-га. Даже если бы наши уста были полны хвалы, как море, то и тогда мы бы не смогли ни прославить, ни описать Б-га в достаточной мере. Мудрецы говорят (Берахот 33б):Один человек пришел к Р. Ханине и сказал: «Великий, мощный,благоговейный, могущественный, жгучий, страшный, сильный, храбрый, надежный и чтимый… Б-г».

Р. Ханина подождал, пока он закончит, и затем спросил: «Закончил ли ты все хвалы своему Владыке? Почему ты сказал так много? Если бы Моисей не сказал те три, что говорим мы, и Мужи Великого Собрания не постановили их в качестве нашей молитвы, мы не смогли бы произнести даже их. Ты сказал все это и остановился? Это как смертный царь, у которого есть миллион динаров золота, а люди превозносят его за его серебро. Конечно, это позор для него».В различных описаниях и прославлениях Б-га всегда соседствуют сила и доброта. Вот что говорит Р. Иоханан (Мегила 31а):Где мы бы ни находили Б-жью силу, мы находим Его смирение.Мы находим это в Торе, и это снова появляется в Пророках и затем в Писаниях. Тора говорит (Втор. 10:17): «Г-дь, твой Б-г, есть Великое Существо и верховная власть», после чего сказано: «Он доставляет правосудие сироте и вдове» (с. 18). Мы находим в Пророках (Исаия 57:15): «Так говорит Великий и Превознесенный, Который населяет вечность и Чье имя – святой», после чего: «Я обитаю… с тем, у кого сокрушенный и смиренный дух» (там же).

Также сказано в Писаниях (Псалмы 68:5): «Превознести Того, Кто восседает на облаках, Чье имя – Г-дь», после чего (с. 6): «Отец лишенных отца и защитник вдов». Это соединение милосердия со строгим правосудием очень характерно для природы Б-га. Его «сила» – это то, как Он поступает с нечестивыми, а «смирение» – это Его доброта и сострадание к праведным. Вот почему Б-г предстает перед еврейским народом в разных видах: «Потому что Б-г открылся на море как мощный воин – „Г-дь есть Владыка войны“ (Исход 15:3) – Он был открыт на Синае как милосердный старец» (Бешалах, Мешехта де-шира, Парша 4). Люди тоже должны сочетать строгость с милосердием, подражая в этом Б-гу.Именно таким образом Б-г создал мир. Мудрецы учат (Берешит раба 12:15):Б-г сказал следующее: «Если Я создам мир [только] милосердием, человечество будет много грешить».(Махарзо объясняет: «Нечестивые осквернят мир. Они будут жить вечно благодаря Б-жьей благости и доброте и не будут наказаны».)«Если я создам его [только] строгим правосудием, как он сможет сохраниться? Вместо этого Я создам его, пользуясь строгим правосудием в сочетании с милосердием, и пусть ему посчастливится сохраниться!»Подобным образом Писание называет царя Давида «Адино Ха-эцни» (2 Самуила 23:8). В Моэт катан 16б сказано: «Когда он изучал Тору, он был мягок [ме'аден], как червь, но когда он шел на войну, он становился крепок, как дерево [эц]».

Счастлив тот, кто понимает эти пути Б-га и умеет правильно их применять.Отправляясь на войну Б-га, нужно стоять гордо и прямо, но внутри смирить себя и очиститься от эгоизма.Хотя в Исаии 40:18 и сказано: «С кем вы сравните Б-га?» – все же узнать Его пути возможно. Для этого нужно изучать Его качества по Талмуду и Писанию. Доброта и милосердие Б-га уникальны, на них покоится мир:Мудрость Ефана-езрахита: «Я буду петь о доброте Г-да вечно.Во всех поколениях Я сделаю известной Твою верность моими устами.Ибо я сказал: „Доброта создала мир и основала небеса. Твоя истина в них“» (Псалмы 89:1–3 по Таргуму Ионатана).Доброта так велика, что она приводит к успеху всякого, кто постиг Б-жьи пути. Мы читаем в Ялкут шимони (Техилим, 840):«Мудрость Ефана-езрахита. Я буду петь о доброте Г-да вечно. Во всех поколениях Я сделаю известной Твою верность моими устами» (Псалмы 89:1): это согласуется со словами: «„Но пусть тот, кто прославляет, прославляет так: что он понимает и знает Меня, что Я – Г-дь, проявляющий доброту, справедливость и праведность на земле,ибо все это Мне приятно“, – говорит Г-дь» (Иер. 9:23). Ефан сказал: «Я стал мудр – Мудрость Ефана-езрахита».

Б-г сказал: «Ты стал мудр, ибо все это Мне приятно. Если кто-то прославляет Меня, пусть прославляет Меня только за это». Как написано (Осия 6:6): «Я желаю доброты, не жертв». Царь Давид сказал Ему: «Ты желаешь доброты, и Я прославлю Тебя за Твою доброту»:«Тебе, о Г-ди, принадлежит доброта» (Псалмы 62:13). И Б-г заслуживает хвалы не за доброту в единственном числе, но за Его многие доброты: «Я буду упоминать о Г-дних добротах» (Исаия 63:7).
Ефан также сказал: «Я буду воспевать доброту Г-да вечно». Ефана спросили: «На чем покоится мир?» Он ответил: «На доброте, как сказано: „Его престол был установлен добротой“ (Исаия 16:5)». С чем это можно сравнить? С креслом, у которого четыре ножки, но одна была слишком коротка. Некто взял камень, чтобы поддержать ее. Так же и с престолом Б-га, который, так сказать, слишком короток, пока Б-г не поддержит его. Как Он это делает? С помощью доброты: «Мир построен на доброте» (Псалмы 89:3).

Царь Давид сказал (Псалмы 136:5): «Ему, Кто пониманием создал небеса». А на чем покоятся небеса? На доброте: «Миру служит Его доброта» (там же). Еврейский народ – это нация доброты и милосердия (Иевамот 79а): «Три качества характеризуют еврея: милосердие, скромность и доброта… Кто владеет этими тремя, достоин присоединиться к этому народу». Другими словами, если нееврей хочет стать евреем и у него нет этих качеств, он не достоин присоединиться к нашему народу. Вот почему царь Давид постановил, что гаваонитяне (которые также названы «нетинеями», потому что они были назначены [нетанум] на работы в Храме) никогда не смогут вступать в брак с евреями.

Рамбам писал: «Почему Давид и его двор сделал такое постановление против них? Он увидел их дерзость и жестокость, когда семь сыновей Саула молили о пощаде, но они убили их без милосердия» (см. 1 Самуила 2:21). Об этом же говорится и в Талмуде (Бетца 32б): Р. Натан бар Абба сказал от имени Рава: «Богатые люди Вавилона спустятся в Ад, потому что когда Шабтай бар Маринас пришел в Вавилон и умолял их дать ему средства для торговли, они не сделали этого и не дали ему еды».

Он сказал: «Это потомки смешанного множества, ибо сказано (Втор. 8:18): „Он сделает тебя милосердным и проявит к тебе милосердие“. Кто милосерден к своему товарищу, тот непременно принадлежит к сыновьям нашего отца Авраама, и кто не милосерден к своему товарищу, тот непременно не принадлежит к сыновьям нашего отца Авраама». Я уже писал об этом выше, в главе о милосердии.Принятие ярма Неба как безоговорочная покорность Б-жьим требованиям –это ключ к исполнению роли человека, того предназначения, ради которого он был создан. Не приняв Б-жье ярмо, человек не способен достичь ни святости, ни подлинного и точного познания Б-га. Вот почему я начал эту книгу с темы о ярме Б-га. Но чтобы с уверенностью и радостью принять ярмо, необходимо для начала выработать несколько важных качеств: веру, почтение, смирение, покорность перед Б-гом и любовь к Б-гу. Итак, не будем забывать, что вера в Б-га, укорененная в откровении, данном Израилю на горе Синай, является основанием божественной структуры Торы.Вера – тот первый шаг, который должен сделать как каждый еврей в отдельности,так и вся нация в целом.

Мы должны начертать этот важный принцип на своих сердцах, чтобы он освещал наш путь на земле.Вера в Б-га, в Его всемогущество и бесконечное величие, мудрость и понимание, Его господство и владычество над всей вселенной ведут нас к почитанию Его. Почитание Б-га, предстояние перед Верховным Царем царей в страхе и ужасе перед Его неописуемым величием, владычеством, мудростью и силой ведут нас к смирению, покорности и скромности.Смирение, покорность и скромность, осознание незначительности человека, понимание, что он лишь пыль, что он возник из зловонной капли и заканчивает свой путь в пыли, бесконечно далекий от величия и славы, мощи и мудрости Создателя, – все это ведет к жгучему желанию держаться Творца, с радостью и полнотой творить Его волю и подражать Ему. Такое сильное желание называется любовь к Б-гу. Любовь к Б-гу как жгучее желание творить Его волю, подражать Его качествам и исполнять Его заповеди ведет к принятию ярма Неба.

Принятие ярма Неба, абсолютное и совершенное, как желание полностью отдать себя служению Верховному Владыке, не оспаривая и не извращая Его качества, мысли и пути, ведет к святости и знанию Б-га, а также к пониманию Его истинных путей – истины Б-жьей Торы. Святость и знание Б-га возвышают человека из животного состояния страха и ограниченности, учат его уповать на Б-га. Упование на Б-га – это ясное и полное понимание того, что если еврей следует Б-жьим путям и заповедям, служа Ему, ему нечего бояться ни на земле, ни на небе. Это понимание ведет к месирут нефеш – самопожертвованию. Месирут нефеш, готовность отдать во имя Б-га и Его законов все, что у тебя есть, будь-то богатство, время и даже жизнь, ведет к кидуш Хашем – освящению Б-жьего имени. Кидуш Хашем ведет к «быстрому» избавлению в славе, величии и великолепии, как Б-г обещает в Исаии 60:22. Именно этого должен желать каждый еврей,именно в это вкладывать все силы – чтобы каждое творение признало Б-га своим создателем, поняло, что Хашем, Б-г Израиля, есть Царь, а Его царство распростерто над всей вселенной.Дорогой читатель, давайте не будем забывать об этих принципах. Давайте погрузимся в них, чтобы они стали «молоком и медом на нашем языке» (Песнь песен 4:11).


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления "Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Война и мир) часть 2 все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


Free counters!


  • Copyright © 2008. Кахане жив, Кахане прав!
    Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля.
    У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Март 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Статистика