::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

"Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Месть) часть 2

  • Сообщить о ошибке
26-06-2010, 21:16 Разместил: jude Просмотров: 2 421

...Тогда Моисей благословил их (Втор. 33:9): «Он был тем, кто сказал о своем отце и матери: „Я не вижу их“» (Бамидбар раба 15:12).Какое самопожертвование! Какое принятие ярма Неба! Только человек с возвышенной душой, полный любви к праведности и ненависти к злу, способен достичь таких высот духа. Леви и Самсон имели рвение, пылкую любовь к Б-гу и мстительность по отношению к грешникам и злу. Когда Б-г смирил их высокомерие и очистил с помощью страданий, они стали вождями и святыми еврейского народа.Действительно, «когда месть необходима, она велика».В период Второго Храма еврейский народ учредил новый праздник под названием День Никанора. Он праздновался 13-го числа месяца адара. В Талмуде сказано (Та'анит 18б):Что такое Никанор?.. Никанор был греческим генералом. Каждый день он простирал руку к Иудее и Иерусалиму и говорил: «Когда же он падет в мою руку, чтобы я попрал его?» Когда Хасмонеи разбили греков, они отрезали Никанору большие пальцы рук и ног и повесили их в воротах Иерусалима, говоря: «Да свершится месть через уста,говорящие высокомерно, и руки, простирающиеся на Иерусалим».День Никанора отмечали как день мести, день воспоминания о том богохульстве, которое Никанор произнес на Б-га и Его город. Это был день победы Израиля над своим врагом, пальцы которого были вывешены в воротах Иерусалима,чтобы весь народ – мужчины, женщины и дети – видели и знали, что «истинно есть награда праведным и Б-г, судящий на земле» (Псалмы 58:12).Хашем не только в настоящий момент является «Б-гом мести» и «ревностным и мстящим Б-гом».

Окончательное избавление придет тогда, когда Б-г восстанет в Своем гневе, чтобы отомстить за осквернение Его имени и кровь Своих служителей. Как говорится в Ялкут шимони (Овадия, 549), «горе четвертому царству, в котором Б-г отомстит за Себя».Царь Давид молил Б-га (Псалмы 79:12): «Воздай в недро наших ближних всемеро от того позора, который они навлекли на Тебя, о Г-дь». В отличие от Давида, Иеремия не говорил «всемеро», но выразился по-другому (Плач Иер. 3:64):«Воздай им карой, о Г-дь, согласно делам их рук».

Песикта рабати, гл. 12, содержит комментарий:Р. Иехуда сказал: «Израиль сказал: „Владыка Вселенной! За то,что они сделали нам, воздай им согласно делам их рук, и за то, что они сделали Твоему Храму, воздай нашим соседям всемеро“»… Р. Нехемия сказал: «…за то, что они сделали нам, воздай им карой согласно делам их рук, и за то, что они сожгли Твой Храм, воздай нашим соседям всемеро».Не подлежит сомнению, что, напав на Израиль, враги осквернили имя Б-га,за что уже достойны наказания. Однако, пойдя против Б-га открыто и явно, дерзко оскорбив Его и Его имя, они заслужили семикратное наказание. Они объявили открытую войну Б-гу.
Это ключ к пониманию того, почему на амаликитян Б-г гневается больше,чем на какой бы то ни было другой народ. Когда другие народы воюют с Израилем, они оскверняют имя Б-га лишь косвенно. Напав на Б-жий народ, они дают понять, что не боятся Б-га, и подобному богохульству прощения быть не может.Однако даже такой грех не идет ни в какое сравнение с открытым вызовом Б-гу, например такому, что бросил Голиаф. Именно в этом заключается тяжелейший грех амаликитян (Исход 17:16): «Рука на Б-жьем престоле. Г-дь пойдет на войну с Амаликом во всех поколениях». Наши мудрецы комментируют (Мехилта, Бешалах, Месехта де-амалик, парса 2): «Р. Элазар Хамодай сказал: „Б-г поклялся Своим престолом, что не оставит ни одного потомка Амалика под небом. Никто не скажет: «Этот верблюд принадлежит Амалику» или «Эта овца принадлежит Амалику»“».

Мудрецы также объясняют (Песикта рабати, гл. 12):«Рука на Б-жьем престоле»: Р. Леви сказал от имени Р. Хамы из школы Р. Ханины: «Так сказать, пока потомство Амалика пребывает на земле, ни Б-жье имя не завершено [в этом стихе слово «Б-г» представлено краткой формой י-ה – юд-кеи], ни Его престол не завершен [используется форма כס – кес вместо כסא – кисеи]. Когда семя Амалика будет истреблено, Б-жий престол будет завершен и Б-жье имя будет завершено». Царь Давид сказал: «Враг! Заброшенные места идут к концу навсегда, и города, которые ты истребил, сама память о них погибла» (Псалмы 9:7). Что дальше? «Но Г-дь сидит на престоле всегда. Он основал Свой престол для суда».Амаликитяне решили уничтожить Израиль (Танхума яшан, Йитро 4): «Почему он назван „Амалик“? Потому что это ам лак, „народ, который лижет“. Амалик вознамерился лизать кровь Израиля, как собака».
Сначала был Амалик, и лишь затем пришли прочие народы. Мудрецы говорят (Танхума, Ки теце 9):«Когда они встретили тебя на пути» (Втор. 25:18): рабби говорят: «„Они встретили тебя [карха] – Амалик охладил тебя [хикреха]для других“. Р. Хуния сказал: «С чем это сравнить? С сосудом кипящей воды, в который ничто живое не может окунуться. Пришел один нечестивый и прыгнул в него, и хотя сам он ошпарился, он охладил сосуд для других. Здесь также, когда Израиль покинул Египет, Б-г разделил море для них и египтяне утонули посреди него, и страх Израиля объял все народы: „Князья Едома испугались“ (Исход 15:15). Когда Амалик напал на них, то хотя они приняли свою участь от руки Израиля, они все же охладили Израиль для народов мира».Несмотря на это, позже Амалик пришел и стал открыто оскорблять и поносить имя Б-га. Мехилта (там же, парса 1) так комментирует фразу из Исхода 17:8 – «Амалик прибыл»: «Амалик пришел открыто. Во всех других нападениях они приходили скрытно… но не сейчас». Их дерзость лишь усилила открытое оскорбление, брошенное ими Б-гу. Танхума, Ки теце, 9: «Что сделали амаликитяне? Они бы отрезали крайние плоти Израиля и выбросили их, говоря: „Вот, что Ты выбрал.Возьми это!“» Об этом сказано в Псалмах 79:12: «Позор, который они навлекли на Тебя, о Г-ди».
Грех амаликитян состоял в том, что они дерзко объявили войну Б-гу, на что Он ответил (Исход 17:14): «Я полностью изглажу [махо эмхе] память об Амалике под небом». Согласно Мехилте (там же, парша 2), двойное употребление слова «изгладить» говорит о том, что их память будет изглажена и на этой земле, и в Будущем мире.Амаликитяне напали на Б-жий престол (Танхума, Ки теце, 11):В одном стихе сказано: «Ты должен изгладить память об Амалике» (Втор. 25:19), а в другом: «Я полностью изглажу память об Амалике» (Исход 17:14). Как эти два стиха могут сосуществовать? Пока Амалик не напал на Б-жий престол, Израилю было заповедано изгладить его. Однако с этого момента Б-г говорит, что сделает это Сам.Может ли плоть и кровь напасть на Б-жий престол? Скорее, поскольку они уничтожили Иерусалим, о чем сказано (Иер. 3:17): «В то время они назовут Иерусалим престолом Б-га», Б-г сказал, что изгладит их.

Грех амаликитян состоял в том, что когда Израиль вышел из Египта, они дерзко объявили войну Б-гу. Когда другой народ проклинает Б-га и воюет против Него, они совершают грех Амалика и потому сами становятся как Амалик. Вот почему хотя народ амаликитян и не уничтожал Иерусалим, наши мудрецы говорят, что через разрушение Иерусалима Амалик напал на Б-жий престол. Отсюда мы понимаем, что любой народ, напавший на Б-жий престол, считается Амаликом. Важно понять этот принцип – он как никогда лучше подходит к нашему времени. [Ниже мы увидим, что разрушение Иерусалима – это самое открытое и явное осквернение Б-жьего имени, особенно когда враг богохульствует в Святом святых, как это сделал Тит].

Б-г учредил принцип: если у Израиля есть суверенное правительство,способное изгладить память об Амалике, это является заповедью и долгом. Вот почему мудрецы сказали (Сифри, Ре'е, 67): Войдя в Землю, Израиль должен был исполнить три заповеди:назначить царя, построить Храм и уничтожить семя Амалика. Я бы не знал, какая идет первой, если бы Писание не сказало: «Рука на Б-жьем престоле. Г-дь будет воевать с Амаликом все поколения» (Исход 17:16). Пока царь сидит на Б-жьем престоле, мы уничтожаем семя Амалика. Откуда мы знаем, что «Б-жий престол» относится к царю?
Сказано (1 Летопись 29:23): «Соломон сел на Б-жьем престоле, чтобы править».Поскольку после разрушения Храма и потери государственности Израиль уже не мог изгладить память об Амалике, Б-г сказал, что Сам истребит этот народ,дерзнувший бросить Ему вызов. [Важно понять, что сегодня, когда Б-г восстановил нашу землю и государственность, мы должны вновь присоединиться к Нему в деле истребления Амалика, если обнаружим его существование.] Отсюда следует, что избавление придет только тогда, когда Б-г совершит месть и этим освятит Свое великое имя:Оно укрыто для Меня на будущее, запечатано в Моей сокровищнице. У меня месть и воздаяние, ждущее своего часа. Их день бедствия близок, и их время почти пришло… Б-г скажет: «Где их бог,сила, на которую они уповали?.. Я отомщу Моим врагам, отплачу тем, кто ненавидит Меня. Я напою Мои стрелы кровью, Мой меч,поедающий плоть». Первым наказанием врага станет кровь убитых и раненых. Пусть кланы Его народа поют хвалу, ибо Он отомстит за кровь Своих служителей.

Он отомстит Своим врагам и помирит Свой народ со Своей землей (Втор. 32:34–35, 37, 41–43).Б-г выступит, чтобы отомстить за Свое великое имя, оскверненное народами.Он также отомстит за еврейский народ, унизив который, народы оскорбили имя Б-га. Он проснется для избавления, как просыпается пьяный (Псалмы 78:65): «Когда Г-дь проснется, как спящий, как сильный человек, просыпающийся от вина».Пока Израиль наказан изгнанием и рабством, Б-г воздерживается от действий. Неудивительно, что глупцы решили, что Его не существует, и начали насмехаться над еврейским народом (Псалмы 115:2): «Почему народы говорят: „Где их Б-г?“» Однако в действительности Б-г проявляет мужество, не отвечая на оскорбления в Свой адрес. Мудрецы говорят (Гиттин 56б):«Где их Б-г, сила, на которую они уповали?»: это злой Тит, который проклял и хулил Б-га. Взяв проститутку, он вошел в Святое святых, развернул свиток Торы и совершил на нем грех. Затем он взял меч и разрезал парохет [занавес, отделяющий Святое святых], и чудом пошла кровь. Тит решил, что он убил Б-га, как сказано (Псалмы 74:4): «Твои враги закричали посреди Твоего места собраний. Они нашли свои собственные значения».

Абба Ханан говорит: «„Кто так могуществен, как Ты, о Г-дь?“ (Псалмы 89:9): кто как ты, могучий и сильный, ибо Ты слышишь богохульство грешника, но хранишь молчание». В школе Р. Ишмаэля говорилось: «„Кто как Ты среди сильных [элим], о Г-дь?“ (Исход 15:11): кто как Ты среди молчаливых [илем]?» Хотя Б-г и молчит, Он не забыл о нанесенном оскорблении. Перед престолом Его могущества нет забвения. Месть может быть отложена на будущее, скрыта в Его сокровищнице, но не забыта. Как сказал царь Давид (Псалмы 75:9), «В руке Г-да чаша, полная пенящегося вина, и Он выливает из нее. Непременно все нечестивые земли опустошат ее и выпьют до дна». Народы считают, что Б-г спит как бы от вина, и хулят его – однако внезапно Он проснется и даст испить чашу Его гнева всем, кто хулил Его имя. Сифри пишет (Ха'азину 324):Из этой же капли пило поколение Потопа, поколение Рассеяния,народ Содома и Гоморры, фараон и его армия, Сисара и его орды, Навуходоносор и его тьмы, Сеннахирим и его фланги, и из этой же капли всему человечеству придется испить до конца поколений.Это Б-г мести, и заповедь требует вершить месть.

Но это радостная месть:«Когда Б-г наказывает народы, Он радуется» (Сифри, там же, 326). В Притчах 11:10 мы читаем: «Когда нечестивые умирают, царит радость». Да, в этом мире Б-г не радуется падению нечестивых, но Он всегда радуется, когда изглаживает память об ужасных, дерзких оскорблениях, брошенных в Его адрес народами.Б-г осуществляет месть собственноручно, а не через ангела, как в случае с первым освобождением из Египта. Сифри говорит (там же, 325): «„Месть и воздаяние Мои“ (Втор. 32:35): Я Сам наказываю их. Я не наказываю их через ангела или посредника». Об этом же пророчествует Исаия, когда описывает будущую месть Б-га народам (Исаия 63:1–6):– Кто это, идущий из Едома в темно-красной одежде из Восоры? Славный на вид, величественный в великой силе? – Я, говорящий победоносно, сильный спасать. – Почему Твоя одежда красная и Твое одеяние, как у давильщиков вина? – Я давил вино один; из народов не было никого со Мной. Да, Я давлю их в Моем гневе, попираю их в Моей ярости, их кровь обрызгивает Мои одеяния и Я испачкал весь Свой наряд. Ибо день мести, который был в Моем сердце, и Мой год избавления прибыли. Я посмотрел, и не было никого, чтобы помочь. Я взглянул в изумлении, и не было никого, чтобы поддержать. Таким образом, Моя собственная рука принесла Мне спасение, и Моя ярость поддержала Меня. Я давил народы в гневе, напоил их Моею яростью и вылил их кровь на землю.

Раши объясняет: «Исаия пророчествовал о том, что Б-г сказал, что Он отомстит Едому в будущем и что Он сам в первую очередь убьет его ангельского князя».Б-г говорит: «Я испачкал [ אגאלתי – эг’алти] весь Свой наряд» – имеется в виду, испачкал в крови. Б-г не зря назначил для корня גאל – г'ал два значения: избавление и марание в крови. Для избавления Израиля должна быть пролита кровь народов, которые притесняли Израиль и хулили Б-га.Далее Исаия восклицает (там же, с. 15): «Посмотри с Неба и увидь, из Твоего святого и славного жилища. Где Твое рвение и могущественные дела?» Редак объясняет: «В прошлом Ты действовал ревностно, видя, как Твой народ преследуют, и показывал Свою мощь средь народов. Где эти черты сейчас?» Б-г будет мстить народам за их высокомерие перед Ним. Мехилта говорит (Бешалах, Месехта де-вайехи, 6):
«Ты ниспроверг тех, кто восстал против Тебя» (Исход 15:7): в этом стихе в действительности сказано не «Ты ниспроверг [ הרסת – хараста]», а «Ты ниспровергнешь [ תהרוס – тахарос]» – в будущем, как написано: «О Б-же, сокруши зубы в их устах» (Псалмы 58:7). Почему Б-г должен это сделать? «Поскольку они не обращают внимания ни на дела Г-да, ни на действие Его руки, Б-г сокрушит их и не созиждет их» (там же, 28:5). Он сокрушит их здесь, на земле, и не созиждет их в Будущем мире.«Ты послал Свой гнев» (Исход 15:7): в этом стихе в действительности сказано не «Ты послал [ שלחת – шалахта]», а «Ты пошлешь [תשלח – тишлах]» – в будущем, как написано: «Излей Твой гнев на них» (Псалмы 69:25) и «Излей Твой гнев на народы» (Иер. 10:25). Почему Б-г должен это сделать? «Потому что они поглотили Иакова» (там же).«Их поглотило как огнем» (Исход 15:7): в этом стихе в действительности сказано не «Их пожрало [ אכלמו – ахламо]», но «Их пожрет» [יאכלמו] – йохлемо]» – в будущем, как написано: «Дом Иакова станет огнем, и дом Иосифа – пламенем» (Обадия с. 18). Действительно, первое избавление является предзнаменованием окончательного избавления.Как мы уже сказали, в будущем Б-г отомстит народам как за Израиль, так и за Себя Самого: «Ибо так говорит Г-дь воинств (ради твоей чести Он послал меня к народам, которые грабили тебя, ибо если кто-то причиняет вред тебе, это то же,как если бы он причинял вред зенице его ока)» (Захария 2:12).

Мехилта дает следующий комментарий: «Этот стих косвенно выражает мысль о том, что это то же самое, что причинять вред зенице глаза Б-га».У пророка Иезекииля:Поскольку ты питаешь вечную ненависть и покорил детей Израиля мечу во время их бедствия и последнего наказания, то несомненно,– говорит Г-дь Б-г, – Я сделаю тебя кровью, и кровь будет преследовать тебя. Несомненно, ты возненавидел свою собственную кровь [родственный народ, евреев], и кровь будет преследовать тебя. Я сделаю гору Сеир самой пустынной и отрежу от нее всех, кто идет туда и обратно.Я наполню его горы его убитыми; в твоих холмах и долинах и во всех твоих ручьях будут падать пораженные мечом. Я превращу тебя в вечную пустыню. Твои города не вернутся, и ты узнаешь, что Я Г-дь. Поскольку что ты говорил: «Эти два народа и эти две страны будут моими, и мы будем владеть ими», несмотря на присутствие Г-да там, то, живу Я, – говорит Г-дь Б-г, – Я воздам по твоему гневу и зависти, которые ты питал из ненависти к ним.

Я сделаю Себя известным среди них, когда буду судить тебя. Ты узнаешь, что Я, Г-дь, услышал все богохульства, которые ты произнес против гор Израиля, говоря: «Они опустошены, они отданы нам для поглощения». Ты возвеличил себя против Меня своими устами, ты умножил свои слова против Меня. Я слышал это.Так говорит Г-дь Б-г: «Когда вся земля возрадуется, Я сделаю тебя пустыней. Как ты радовался о наследии дома Израиля когда он был опустошен, так же и Я воздам тебе. Ты будет опустошена, о гора Сеир, и весь Едом, и все в нем, и они узнают, что Я Г-дь» (Иез.35:5–15).В другом месте у Иезекииля (36:5–6): Следовательно, так говорит Г-дь Б-г: «Несомненно, в огне Моего рвения Я сказал против остальных народов, и против всего Едома, который присвоил Мою землю с радостью сердца, с презрением души, чтобы выбросить ее на съедение. Следовательно, пророчествуй о Земле Израиля и скажи горам и холмам, ручьям и долинам: так говорит Г-дь Б-г: „Вот, Я сказал в Моем рвении и ярости, потому что ты стал позором народов“».Наши мудрецы сказали (Сифри, Ха'азину 333):«Он отомстит за кровь Своих служителей.

Он отомстит Своим врагам» (Втор. 32:43). Здесь две мести: месть за кровь и за месть за воровство. Откуда мы знаем, что все воровство, совершенное народами против Израиля, наказывается так же, как если бы они пролили невинную кровь? Сказано: «Я соберу все народы» (Иоиль 4:2). (См. Сифри, там же.)«[Пророк] Овадия был обращенным идумеем, что иллюстрирует афоризм „Топор из того же леса“» (Сангедрин 39б). Раши объясняет: «В лесу берется дерево для ручки того же топора, который его рубит. Таким был Овадия для Едома и Давид для Моава: Давид был потомком моавитянки Руфи».Кому, как ни Овадии, бывшему нееврею, лучше других знать ненависть народов к евреям?

Вот как он пророчествовал об избавлении (Овадия 8–16):Непременно, – говорит Г-дь, – в тот день Я уничтожу мудрецов Едома и понимание на горе Исава. Твои сильные, о Йемен, придут в смятение, и все на горе Исава будут отрезаны в бойне. За твое насилие против твоего брата Иакова позор покроет тебя и ты будешь отрезан навсегда. В день, когда ты стоял поодаль, когда чужаки завладели его силой и странники вошли в его ворота и бросали жребий об Иерусалиме, ты тоже был один из них.Тебе не следовало смотреть на день твоего брата, день его неудачи, и радоваться о детях Иуды в день их гибели.

Тебе не следовало говорить гордо в день несчастья и входить в ворота Моего народа в день их бедствия. Тебе не следовало быть среди тех, кто смотрел на их страдание в день их бедствия и возлагать руки на их имущество в тот день. Тебе не следовало стоять на перекрестке, чтобы отрезать тех, кто спасся, и избавлять тех, кто остался в день несчастья. Ибо день Г-да близок ко всем народам. Как ты поступил, так же поступят и с тобой. Твои дела обрушатся на твою же голову. Как ты пил на Моей святой горе, так и все народы будут пить непрерывно;да, они будут пить и глотать, и они станут, как будто их не было.Ненависть народов к евреям приведет к тому, что Б-г ревностно выступит против ненавистников. Писание учит (Захария 8:2): «Так говорит Г-дь воинств: „Я был ревностен к Сиону великим рвением, с великой яростью“», а также (там же,1:14–15): «Я был ревностен к Иерусалиму и Сиону великим рвением.

И Я горю великим гневом на народы, чувствующие себя в безопасности, ибо Я лишь немного гневался, но они усилили зло». Здесь Захария объясняет, почему Б-г намерен наказать народы несмотря на то, что Израиль был сослан в Изгнание за свои грехи. Редак пишет:«Я лишь немного гневался на Израиль, выслав их из их земли».Однако народы причиняли вред Израилю после его изгнания, «усилили зло», зайдя настолько далеко. Исаия сказал (47:6): «Я гневался на Мой народ, Я осквернил Свое наследие и отдал их в ваши руки [вавилоняне].Вы не проявили к ним милосердие».Позже мы поговорим о том, что объединяет этот фрагмент с тремя заклятиями (Кетувот 111а), которые многие искренние люди приводят в качестве аргумента против еврейского государства.В будущем, когда Б-г отомстит народам, никто их уже не пожалеет. Пророк Иеремия молит Б-га о мести (Иер 10:25): «Излей Свой гнев на народы, которые не знают Тебя, и на семьи, которые не призывают Твое имя, ибо они пожрали Иакова,пожрали и поглотили его и опустошили место его обитания». Царь Давид писал в Псалмах 79:6–7: «Излей Свой гнев на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые не призывают Твое имя. Ибо они пожрали Иакова и опустошили место его обитания». Наши великие раввины включили эту мольбу царя Давида в пасхальную Аггаду, читаемую в вечер Седера.
Позже царь Давид пророчествовал (Псалмы 137:8–9): «О дочь Вавилона, отмеченная для разрушения! Счастлив тот, кто воздаст тебе твой жребий за то, что ты сделала нам. Счастлив тот, кто схватит и разобьет твоих детей о камень». Наши мудрецы поместили этот псалом – открытый призыв к мести – в предисловие к ежедневному послеобеденному благословению.В Иеремии 51:20, 22, 24 мы читаем:Ты Моя булава, Мое орудие войны. Тобой Я потрясу народы, уничтожу царства…

Тобой Я потрясу мужчину и женщину, старика и юнца, отрока и девушку… Я воздам Вавилону и всем жителям Халдеи за все то зло, которое они причинили Сиону на твоих глазах – слово Г-да.Это великая заповедь – радоваться о мести Б-га тем, кто проклинает Его имя,ведь Б-жья месть истребляет из мира грех и грешников. Так Б-г проявляет доброту и милосердие. В Псалмах 136 говорится, что «Б-жья доброта пребывает вечно», и не потому, что Он «дает пищу всей плоти» (с. 25), но потому что Он «поразил первенца Египта» (с. 10), «поразил великих царей» (с. 17) и «низверг фараона и его воинство в Красное море» (с. 15).Почему так важно радоваться обо всем этом? Потому что в Притчах 29:16 сказано: «Когда нечестивые умножаются, умножается грех, но праведные увидят их падение». Ясно, что если мы позволяем нечестивым побеждать и умножаться,мы содействуем увеличению в мире греха.

Это величайший грех из всех, ведь мы допускаем зло в мир, созданный только для добра, чем содействуем поношению и оскорблению Б-га. Этот грех карается смертью.Хотя в разделах богослужения Рош ха-шаны – Малхуйот, Зихронот и Шофрот – нет стихов, говорящих о Б-жьем наказании Израиля, мы можем включить туда стихи, относящиеся к наказанию народов. Вот что пишет Рамбам (Хилхот шофар 3:9):Мы не упоминаем наказание в стихах Зихронот, Малхуйот и Шофрот… Например, «С излитием гнева Я буду Царем над тобой» (Иез. 20:33)… В то же время, мы должны упоминать наказание народов, как в стихах «Г-дь правит, да содрогнутся народы» (Псалмы 99:1), «Вспомни, о Г-дь, против детей Едома день Иерусалима» (Псалмы 137:7).Когда Рамбам пишет: «Мы должны упоминать», то поднимает упоминание мести на уровень заповеди.
В будущем Б-г Сам выступит на войну против народов. Облаченный в боевой наряд, Он отомстит за еврейский народ (Ялкут шимони, Техилим 847):«Г-дь правит. Он облачен в величие» (Псалмы 93:1): Р. Ханина сказал: «Одни люди одеваются согласно своему положению. Другие одеваются ниже своего положения. Однако Б-жий наряд полностью подходит Ему, как сказано: „Г-дь правит, он облачен в величие“ и „Кто не убоится Тебя, о Царь народов, ибо это подходит Тебе“ (Иер.10:7)».Б-г носил семь одежд. Одну Он носил при Исходе: «Г-дь правит,Он облачен в величие [ге'ут]». Этот стих относится к Исходу, ибо здесь говорится: «Я буду петь Г-ду, Он велико превознесен [га'о га'а]».Одну он носил на горе Синай: «Г-дь облачен. Он препоясал Себя силой» (Псалмы 93:1). Это относится к силе, которую Б-г дал Своему народу на Синае: «Г-дь дал силу Своему народу» (Псалмы 29:11).

Одна относится к [Б-жьей мести] Вавилону: «Он облачился в одеяние мести» (Исаия 59:17). Это согласуется с Иер. 51:11: «[Он намерен уничтожить Вавилон]; это Г-дня месть, месть за Его Храм».Одна относится к мидянам, как сказано (Исаия, там же): «Он надел праведность как тунику». Тогда у нас есть Эстер 8:15: «Мордехай вышел от лица царя [в царской одежде]».Одна относится к Греции. Сказано (Исаия, там же): «Он был одет в рвение», и Хасмонеи были одеты в рвение.Одна относится к Едому, как сказано (Исаия 63:1): «Кто это,идущий из Едома, с темно-красными одеждами из Восора?»Одна относится к Мессианской эре, ибо сказано (Даниил 7:9):«Его одеяние будет белым, как снег, и волосы его головы будут чистой шерстью».   
Выражение,процитированное выше, – «с темно-красными [хамуц] одеждами» (Исаия 63:1), говорит о том, что Б-г будет топтать народы, как виноград в давильном прессе. Мецудат цион дает следующий комментарий: «Хамуц означает „покрашенный“, и это уникальное слово. Возможно, в нем транспозиция слова махац, как в стихе Псалмы 68:24: „Твоя нога вступит [тимхац] в кровь“». А вот Редак, напротив, считает, что тимхац означает «покрашенный в красное», в поддержку чего приводит стих Исаия 63:1.Царь Соломон написал (Притчи 20:28): «Царь создал доброту и истину. Его престол поддерживается добротой». Б-г учредил ценности и нормы поведения, и все они основаны на доброте. Однако эта не та иллюзорная доброта иностранной культуры и еврейских эллинистов, которые любят сами решать, что такое доброта,а что нет, как бы создавая Б-га по своему образу и подобию. Доброта Б-га – это «доброта и истина», то есть доброта, основанная на истине.

Такая доброта включает как милосердие к тем, кто заслуживает милосердия, так и жестокость – к тем,кто заслуживает жестокости за свое нечестие. Когда доброта и истина объединяются, тогда «Б-жий престол возвышается».Ключевой принцип Торы состоит в том, что без истины невозможна настоящая доброта. Доброта,милосердие, честность, любовь и сострадание – все эти качества не должны выходить за рамки истины. О Б-ге говорится, что у Него «огромные хранилища доброты и истины» (Исход 34:6). Мудрецы пишут (Сангедрин 37а–37б): Как мы пугаем свидетелей? При рассмотрении дел, в которых возможна смертная казнь, свидетелей вызывают и угрожают им так: «Возможно, ты думаешь, что можешь свидетельствовать на основе предположения, слуха, свидетельства из вторых рук или показаний надежного человека; возможно, ты не знаешь о том, что в конечном счете ты должен пройти тщательный перекрестный допрос.Не забывай, что дело со смертной казнью – не как финансовое преступление. В последнем случае человек [лжесвидетель] платит деньги и получает прощение. В делах со смертной казнью кровь жертвы и его потомков замарает [лжесвидетеля] навсегда. Когда Каин убил Авеля,Б-г не сказал: „Кровь твоего брата взывает“, но: „крови [ דמי ] твоего брата взывают“ (Бытие 4:10), т. е. крови и Авеля, и потомков Авеля».
«Другое объяснение: кровь Авеля была разбрызгана по деревьям и камням.Адам был создан один, чтобы преподать урок: кто убьет одного еврея, о том Писание говорит, что он уничтожил весь мир. Кто спасет одного еврея, о том Писание говорит, что он спас весь мир.Адам также был создан один ради мира, чтобы люди не говорили один другому: „Мой предок был более велик, чем твой“, и чтобы  еретики не сказали: „Много богов в небе“. Это также должно было говорить о Б-жьем величии: если человек выплавит несколько монет из одной монеты, все они будут одинаковы. Однако Б-г, Верховный Царь царей, выплавил каждого человека по образу Адама, но ни один из них не такой же, как другие. Следовательно, каждый человек обязан сказать: „Мир был создан ради меня“.

Ты мог бы сказать: „Зачем нам эта проблема?“ Однако сказано (Левит 5:1): „Если свидетель видел или знал что-то, о чем не свидетельствует, он должен понести свою вину“.Ты мог бы сказать: „Почему мы должны заставить этого человека расстаться с жизнью?“ Однако сказано (Притчи 11:10): „Когда нечестивые погибают, царит радость“».Итак, месть нечестивым – это вид доброты, это «доброта истины». Как часто Писание акцентирует эту мысль! «Все пути Г-да – доброта и истина» (Псалмы 25:10); «Назначь доброту и истину, чтобы они хранили его» (Псалмы 61:8); «Доброта и истина встречаются» (Псалмы 85:11) – и многие, многие другие стихи.Вот что говорит Рамбам по поводу стиха Втор. 7:16: «Из-за милосердия глупцов вся справедливость потеряна». Эти слова обличают армию еврейских эллинистов, перенявших чуждые идеи. Конечно, месть, насилие и убийство – очень серьезные вещи, и когда их совершают во имя царя, нации и тем более личной мести, это страшный грех.

Однако если человек, следуя приказам, заповедям и ценностям Б-га, в нужное время и в нужном месте проявляет как милосердие, доброту и мир, так и жестокость, месть и войну, – тем самым он служит Б-гу.Милосердный Б-г дал нам заповедь, как поступать с городом отступников.Если мы узнаем, что какой-то город пошел вслед за грешниками – например, стал служить идолам, – мы должны уничтожить тот город и всех его жителей со всем имуществом, превратить его в вечные руины: Убей всех жителей города мечом… Сожги город со всеми его товарами, полностью, Г-ду, твоему Б-гу… Тогда Г-дь проявит к тебе милосердие, и в Своем милосердии даст тебе процветание… Ты подчинишься Г-ду, твоему Б-гу, сохранив все Его заповеди… делая то, что правильно в глазах Г-да, твоего Б-га (Втор. 13:16–19).Мудрецы комментируют (Сангедрин 111б): «Сожги город… полностью, Г-ду, твоему Б-гу: если ты совершишь правосудие над отступническим городом, Я буду считать, что ты принес всесожжение Мне».Конечно, узколобый и ограниченный человек сочтет, что это верх жестокости. Зачем заходить так далеко в наказании грешников? Однако «Г-дь – Б-г знания,и Его дела взвешены» (1 Самуила 2:3). Б-жья Тора совершенна и истинна, добра и милосердна. В Мишне на Сангедрин 111б есть такие слова: «Пока на земле пребывают грешники, Б-г гневается на землю. Как только они исчезнут с земли, Б-жий гнев стихнет». Талмуд объясняет (там же, 113б): Раввины учили: «Когда грешник входит в мир, Б-жий гнев входит в мир, как сказано: „Когда грешник приходит, также приходит презрение, а с презрением приходит Б-жий гнев“ (Притчи 18:3). Когда грешник исчезает из мира, добро приходит в мир, как сказано (там же, 11:10): „Когда нечестивые умирают, царит радость“». Ясно, что упомянутые действия нужно осуществлять только ради исполнения заповедей Б-га: никакие личные интересы и предпочтения недопустимы.Раши пишет (Втор. 13:17): «[Сожги город]… Г-ду, твоему Б-гу: ради чести Его имени и ради Него». Аналогично высказывается и Ибн Эзра (там же): «„Полностью“: полностью для Г-да, твоего Б-га. Ради Б-жьей славы он должен быть сожжен в огне». Да'ат зекеним объясняет (там же): «Чтобы все узнали, что ради Б-га ты уничтожил этот город, а не для того, чтобы извлечь выгоду из его богатств».

А вот что говорит по этому поводу Ор ха-хаим (там же, 13:18):Если бы убийство жителей отступнического города было ради человеческой мести, к нему можно было бы испытывать отвращение.Однако здесь действие подразумевает исключительно выполнение приказов Царя, и Б-г говорит: «Ты подчинишься Г-ду, твоему Б-гу, выполнив все Его заповеди». Когда мы наказываем отступнический город, это то же, как если бы мы исполнили все Б-жьи заповеди, как они даны.Ор ха-хаим преподает ценнейший урок. Для еврея нет заповеди тяжелее, чем требование уничтожить целый еврейский город: все его естество восстает против этого требования. Тем не менее, если ему удается преодолеть эгоизм и злой позыв и исполнить заповедь, он получит великую награду.

Он покажет этим, что признает верховенство Б-га как своего Царя и принимает Его ярмо. Это то же самое, что исполнить все заповеди.Сифри объясняет (Ре'е, 96): «Ты подчинишься Г-ду, твоему Б-гу» (Втор. 13:19): в согласии с этим наши мудрецы сказали: «Если человек начинает подчиняться Б-гу лишь немного, он со временем будет подчиняться Б-гу много»… Как заметил Р. Ишмаэль, акцент должен быть на том, чтобы «делать то, что правильно в глазах Г-да».Или, другими словами, «не то, что правильно в твоих глазах». В Ба'ал хатурим сказано (Втор. 13:18): «Чтобы мы не волновались о том, что уничтожили город и его жителей, этот стих сообщает, что мы не должны беспокоиться, ибо Б-г проявит к нам милосердие и мы будем процветать».Еще одна цитата из Да’ат зекеним (там же): «В качестве награды за то, что ты не проявил милосердия к тем, кто прогневил Б-га, Б-г проявит милосердие к тебе».Слово некама – נקמה , «месть», происходит от корня кум – קום , «восстание,подъем», что противоположно по значению падению: «Праведник падает семь раз и снова поднимается» (Притчи 24:16); «Не радуйся против меня, о мой враг. Хотя я упал, я восстану» (Михей 7:8); «Девственница Израиля упала; она больше не восстанет» (Амос 5:2). (В Берахот 4б содержится объяснение этого вопроса мудрецами Эрец Исраэль).

О врагах Израиля говорится, что они «восстанут»: «Ты привел меня от моих врагов; Ты поднял меня над теми, кто восстает против меня» (2 Самуила 22:49);«С Тобой мы повергаем наших врагов, Твоим именем мы топчем тех, кто восстает против нас».Если человек повержен врагами, он должен восстать, подняться из униженного положения, в котором оказался. В частности, об успешных, победоносных царствах говорится, что они восстали: «Царство Израиля восстанет в твоей руке» (1 Самуила 24:20).Если народ находится в изгнании, то можно сказать, что вместе с ним изгнан и Б-г. Мехилта говорит по этому поводу (Бешалах, Месехта дешира, 6): «Кто нападает на Израиль, считается, что он напал на Б-га». Значит, Б-г должен восстать и отомстить тем, кто напал на Израиль и через него – на Самого Творца.Месть становится кульминацией «восстания» Б-га. Месть всегда следует за восстанием.Вот почему так часто мы молим Б-га «восстать». В Песикта рабати (31) говорится: Сион сказал: «Г-дь оставил меня, Г-дь забыл меня» (Исаия 49:14): это согласуется со словами: «Восстань, о Г-ди, о Б-же, подними Твою руку. Не забудь смиренного» (Псалмы 10:12). Р. Пинхас, священник, сказал от имени Р. Хошии: «Пять раз царь Давид молил Б-га восстать: „Восстань, о Г-ди; спаси меня, о мой Б-г“ (Псалмы 3:8);„Восстань, о Г-ди, в Твоем гневе, поднимись в негодовании против моих врагов“ (там же, 7:7); „Восстань, о Г-ди, да не превозможет человек“ (там же, 9:20); „Восстань, о Г-ди. О Б-же, подними Твою руку“ (там же, 10:12); „Восстань, о Г-ди. Встреться с ним, низвергни его“ (там же, 17:13).Почему пять раз? Четыре относится к четырем державам, о которых Давид пророчески увидел, что они последовательно возьмут власть над Израилем, и о каждой из них он просил Б-га, чтобы Он восстал. Что касается пятой, Давид увидел, что Гог и Магог возникнут как могущественные державы, и начал призывать Б-га, говоря: „Владыка Вселенной! Это не наша задача – противостоять ему, но Твоя! Восстань, о Г-ди! Встреться с ним! Сокруши его!“»

В этом источнике говорится об очищении, поскольку Давид сказал «Восстань, о Г-ди» более пяти раз. Встречаются и другие фразы: «Восстань, чтобы помочь нам» (Псалмы 44:27), «Восстань, о Б-же, защити Твое собственное дело» (Псалмы 74:22), «Восстань, о Б-же, суди землю» (Псалмы 82:8). Интересно,что мудрецы посчитали случаи употребления фразы «Восстань, о Г-ди – השם  קומה », но не «Восстань, о Б-же – אלקים קומה » или просто «Восстань». Поскольку Израиль не заслужил расположения Б-га, Давид использует в своих мольбах слово «Хашем» – Б-жье имя, подразумевающее милосердие; таким образом, он просит Б-га выступить ради Своего собственного имени.Похожие слова мы встречаем в Берешит раба (75:1): «За угнетение бедных, за воздыхание нуждающихся, сейчас Я восстану, говорит Г-дь» (Псалмы 12:6): Р. Шимон бар Иона сказал:«„Сейчас Я восстану“: пока собрание Израиля лежит, попираемое, в пыли, Я не восстану. Только в тот день, о котором сказано (Исаия 52:5): „Отряхнись от пыли! Восстань и сядь, о Иерусалим!“ (Захария 2:17), „вся плоть будет молчать перед Г-дом, ибо Он пробудится из Своего святого жилища“». Здесь имеется в виду, что Б-г, как и Израиль, как бы лежит в пыли, попираемый врагами. Наши мудрецы так комментируют стих Числа 10:35 – «Восстань, о Г-ди, и рассей Своих врагов! Пусть Твои враги бегут от Тебя»: «Пока Израиль порабощен, Б-г отправляется в рабство вместе с ними» (Сифри, Бе'ха'алот'ха, 84).

Однако мы молим Б-га восстать и отомстить (Псалмы 44:24): «Пробудись, почему Ты спишь, о Г-ди?» В Мишне (Ма'асер шени 5:15; Сота 47а) мы читаем: «Первосвященник Иоханан запретил объявлять об удалении десятин (Втор. 26:12–15) и остановил пробуждающих». В Талмуде говорится (Сота 48а):Кто были «пробуждающие»? Рахава отвечает: «Каждый день левиты вставали на посту и говорили: „Пробудись! Почему Ты спишь,о Г-ди?“ (Псалмы 44:24). [Иоханан] спросил их: „Можно ли сказать о Б-ге, что Он спит? Разве не сказано (Псалмы 121:4): «Вот, Тот, Кто охраняет Израиль, не дремлет и не спит»? Фраза «Пробудись! Почему Ты спишь?» относится к тому случаю, когда Израиль страдает, а народы наслаждаются миром и довольством“».

Понятие о «спящем» Б-ге относится только к той ситуации, когда Израиль страдает, большинство евреев в Изгнании, им угрожают народы, а Храм разрушен.Когда еврейский народ не исполняет волю Б-га, Он как бы «спит», Его лицо скрыто: «Когда Израиль исполняет Б-жью волю, Б-г не спит, как сказано: „Тот, Кто охраняет Израиль, не дремлет и не спит“ (Псалмы 121:4) (Ялкут шимони, Техилим  823). Если говорить о нашем поколении, то мы просто обязаны воскликнуть:«Пробудись! Почему Ты спишь, о Г-ди!» Нам заповедано воскликнуть и пробудить Б-га ото сна, как сделал пророк Исаия (63:15): «Посмотри с Неба и увидь, из Твоего святого и славного жилища.Где Твое рвение и могущественные дела?» В другом месте у Исаии читаем (62:6–7): «Я поставил стражей вокруг Твоих стен, о Иерусалим. Они никогда не будут молчать ни днем, ни ночью. Вы, напоминающие о Б-ге, не смыкайте глаз! Не давайте Ему покоя, пока Он не установит и не сделает Иерусалим хвалой на земле». В Мецудат Давид объясняется: «Не позволяй Б-гу уклониться от строительства Иерусалима. Умоляйте Его, пока Он полностью не перестроит его, сделав его источником славы и хвалы посреди земли».

Мудрецы говорят об этом стихе (Менахот 87а): «Что [эти стражи] говорят? Как сказал Рава бар бар Шила: „Восстань и прояви сострадание к Сиону!“ (Псалмы 102:14)».Б-г и правда должен восстать и пробудиться (Псалмы 78:65): «Тогда Г-дь пробудился, как спящий, как сильный человек, пробудившийся от вина». Пусть Он восстанет в рвении! Пусть Он восстанет в мести! Софония пишет (3:8):Итак, ждите Меня, – говорит Г-дь, – пока не придет день, когда Я восстану для охоты. Ибо Мое намерение – собрать народы, созвать царства и излить на них Мое негодование, даже Мой ярый гнев. Все земля будет пожрана в Моем жгучем рвении.«Пока не придет день, когда Я восстану для охоты». Б-г восстает, чтобы отомстить нечестивым за унижение и осквернение Его имени, и вновь освятить его.Только месть в правильное время и в правильном месте, только поражение греха и грешников – те средства, с помощью которых Б-г может освятить Свое имя, поруганное народами.Тот, кто обуздывает свои злые позывы и исправляет неверное мышление,сможет выполнить заповедь Б-га искоренить зло и отомстить грешникам. Этим он покажет, что подражает чертам Б-га искренне, без всяких корыстных мотивов. Искоренив зло, такой человек докажет, что действительно милосерден и свят.

Царь Давид сказал (Псалмы 149:6–7): «Да будет хвала Б-гу в их устах и обоюдоострый меч – в их руках, чтобы вершить месть над народами…» Наши мудрецы пишут по этому поводу (Берахот 5а): «Когда человек читает Ш'ма в своей постели, это то же, как если бы он держал обоюдоострый меч в своей руке». Конечно, если человек берет обоюдоострый меч, то он должен принять и ярмо Неба –центральную мысль Ш'ма. И, конечно, он должен придерживаться законов войны в том виде, какими их дал Б-г.
К сожалению, Изгнание принесло свои ужасные плоды: нас ослепила чужая культура, а Б-жьи качества оказались искажены и загрязнены. Это осознанно сделали те, кто отбросил Б-жье ярмо; сыграло свою роль и вопиющее невежество, царящее в святом лагере. Дело дошло до того, что из нашего лексикона совершенно исчезли понятия войны, мести народам и освящения Б-жьего имени через победу еврейства. Однако если говорить о первоначальной еврейской идее, то здесь не может быть неопределенности: как мы получили на Синае законы субботы и разделения мяса и молока, точно так же мы получили и законы войны и мести. В домессианскую эпоху, в которой мы живем, эти законы как никогда практичны.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления "Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Месть) часть 2 все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


Free counters!


  • Copyright © 2008. Кахане жив, Кахане прав!
    Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля.
    У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Март 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Статистика