::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

"Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Месть) часть 1

  • Сообщить о ошибке
26-06-2010, 21:09 Разместил: jude Просмотров: 2 385

Глава 12
Месть
Как для любви, так и для ненависти есть свое время. Есть время для мира,и есть для войны. Время для милосердия, и время для жестокости и мести. Как же скорбит Тора о том, что сделали с понятием мести эллинисты и поборники чужой культуры! Они представили все так, будто месть является чем-то плохим и злым по самой своей сути. Верно как раз обратное! Нет ничего справедливее, чем месть в правильное время и правильном месте. Сам Б-г назван Нокем, Мститель: «Г-дь – ревностный и мстительный Б-г.

Г-дь мстит, Он полон гнева. Он мстит Своим противникам и хранит гнев для Своих врагов» (Наум 1:2). Мудрецы говорят (Берахот 33а): «Скажем ли мы, что даже месть велика, потому что она появляется между двумя именами Б-га? „Б-гом мести является Г-дь“ (Псалмы 94:1). Р. Элазар ответил: „Верно.Где месть необходима, она велика“» [см Раши].«Она велика!» Это великая заповедь – мстить грешникам за праведных и кротких. Если человек отказывается от исполнения этой заповеди, он проявляет жестокость и отвергает веру в Б-га. Как сказал царь Давид (Псалмы 58:11–12):Праведник возрадуется, когда увидит месть. Он омоет свои ноги в крови нечестивых. Люди скажут: «Поистине есть награда для праведных.

Поистине есть Б-г, Который судит на земле».Вот в чем секрет величия и святости мести. Вот почему месть – это заповедь, и почему праведники радуются, видя ее исполнение. Когда на земле царит несправедливость, когда царство зла порабощает праведных и невинных, вполне естественно воззвать к Б-гу: «Где Ты?» Когда Б-г скрывает себя от людей, возникают сомнения и ереси (Втор. 31:17): «Я спрячу Мое лицо от них, и они будут поглощены. Многие бедствия и трудности найдут на них, так что они скажут в тот день: „Не потому ли на нас нашли все эти бедствия, что среди нас нет нашего Б-га?“» Согласно большинству комментариев, в этом стихе говорится о раскаянии Израиля, однако мне это объяснение кажется спорным; если так, то почему Писание повторяет: «Я непременно спрячу Свое лицо» (там же, с. 18)? Скорее, речь о том что Израиль объяснит отсутствие Б-жественного присутствия не тем, что Он отвернулся от них, но что Он беспомощен или не существует (упаси Г-дь).

Успех грешника – это наихудший вид осквернения Б-жьего имени, поскольку подразумевает поражение и бессилие Б-га. Царь Давид писал об этом так (Псалмы 44:23–25):Нет, но ради Тебя нас убивают ежедневно. Мы уподобились овцам на заклании. Пробудись! Почему Ты спишь, о Г-дь? Восстань, не отринь нас навсегда. Почему Ты скрываешь Свое лицо…?
Когда Б-г перестает скрывать Свое лицо и «просыпается… как сильный человек, пробуждающийся от вина, и поражает Своих врагов» (Псалмы 78:65–66),когда мстит за Свой народ и за Себя, что одно и то же, – тогда Он освящает Свое имя, показывая миру, что в Израиле есть живой Б-г. Победа несправедливости и нечестия как бы доказывает, что Б-га в мире нет, – это наихудшая форма осквернения Его имени. Когда Б-г побеждает и мстит Своим врагам – грешникам, мир понимает: «истинно есть Б-г, судящий землю!» (Псалмы 58:12).
Посредством мести Б-г «возвращается» и «пробуждается», Он как бы вновь возвращается к жизни. Когда в ситуации с разведчиками Б-г сказал (Числа 14:11–12): «Как долго этот народ будет раздражать Меня и не верить в Меня… Я поражу их чумой и истреблю их», Моисей возразил (там же, с. 15–16): «Народы, услышавши это о Тебе, скажут: „Г-дь не смог привести этот народ в землю, о которой Он клялся им“». Мудрецы так комментируют это место (Берахот 32а): «„Г-дь не смог“: Моисей сказал Б-гу: „Владыка Вселенной! Теперь народы скажут: Б-г стал слаб, как женщина, и не может спасти их“».
Б-г уступил и сказал (Бамидбар 14:21): «Живу я». Мудрецы пишут (Берахот 32а): «Здесь мы видим, что Б-г сказал Моисею: „Ты привел меня обратно к жизни своими словами“». Не скажи этого наши мудрецы, мы не смели бы сказать подобное сами, однако их слова верны и истинны. Когда имя Б-га оскверняется и Израиль терпит поражение от народов, Б-г как бы устраняется из мира. Когда сила Б-га иссякает, то где Он? Гедеон задал этот вопрос ангелу (Судьи 6:13): «Господин мой, если Г-дь с нами, почему тогда все это обрушилось на нас? Где все Его чудесные дела, о которых рассказывали наши отцы?» Предотвратив гибель Израиля, которую народы сочли бы доказательством несуществования Б-га, Моисей «вернул Б-га обратно к жизни».Месть велика, потому что она воскрешает Б-га, доказывает Его существование и смиряет высокомерного грешника, так что праведные и весь мир радостно восклицают (Псалмы 58:12): «Истинно есть награда праведным. Истинно есть Б-г,судящий на земле». Мудрецы пишут (Танхума, Матот 4): «Моисей жаждал увидеть месть Б-га мадианитянам до своей смерти и попросил Б-га дать ему увидеть ее своими глазами. О Моисее говорится (Псалмы 58:11): „Праведник возрадуется, видя месть“». Обратим внимание, что Моисей «жаждал». Он не просто хотел или надеялся, но жаждал. Праведные жаждут увидеть месть злым, поскольку она доказывает, что «есть Б-г, судящий на земле».
Напротив, когда человек отказывается мстить врагам Израиля, он, по сути,отказывается мстить за Б-га, ведь нападение на Израиль – это нападение на его Б-га. Такой человек показывает, что не боится Б-жьего возмездия. Мудрецы говорят (Сифри, Матот 157):
«Г-дь сказал Моисею: „Отомсти за детей Израиля мадианитянам“… Моисей сказал народу: „Отделите мужчин для военной службы против мадианитян, чтобы месть Г-да постигла мадианитян“(Числа 31:1–3): это восхваление праведных. Они не уходят из мира,пока не отомстят за Израиль, что также является местью за Того,Кто привел мир к бытию.Хотя Б-г повелел Моисею отомстить «за детей Израиля», Моисей назвал это «местью Г-да». Так он показал, что это одно и то же. Наши мудрецы говорят (Сифри, Беха'алот'ха, 84):«Восстань, о Г-дь, и рассей Своих врагов! Пусть твои противники отступят перед Тобой» (Числа 10:35): может ли сказать о Том,Кто создал мир, что у Него есть «враги»? Скорее, этот стих сообщает, что если кто-либо ненавидит еврейский народ, это то же самое,что ненавидеть Б-га.В другом месте Сифри говорит (Матот 157): Моисей сказал им: «Вы мстите не за кровь и плоть, но за Того,

Кто привел мир к бытию, как сказано: „Г-дь – ревностный и мстительный Б-г“ (Наум 1:2)».Отказываться от подобного рода мести не просто плохо, это отвратительно!Здесь речь вовсе не идет о личной мести, от которой не только можно, но и нужно отказаться (Левит 19:18): «Не мсти детям твоего народа и не враждуй с ними».Мудрецы пишут (Торат коханим, Кедошим, 4): «Ты можешь мстить другим [т.е.неевреям] и враждовать с ними»; в Ялкут шимони сказано (Вайикра 19:613): «Не мсти детям твоего народа и не враждуй с ними, но можно делать это с неевреями».Конечно, месть одного еврея другому неприемлема, поскольку коренится в личной вражде. В таких случаях мудрецы советуют проявлять снисходительность:О тех, кого оскорбляют, но кто не отвечает тем же, кто слышит клевету на себе и не отвечает, кто действует из любви Б-га и с радостью страдает, Писание говорит (Судьи 5:31): «Те, кто любят Его, как солнце, когда оно восходит со всей своей силой» (Йома 23а).Также говорится: «У того, кто откладывает свой гнев, будут отложены все его грехи». Здесь мы видим, что если один еврей ненавидит другого из-за личной обиды, заповедь требует отказаться от мести и изгнать дурные мысли.
С другой стороны, когда еврея ненавидит нееврей (а еврей – избранник Б-га),пусть даже и по личным мотивам, то этим он фактически бросает Б-гу вызов и оскверняет Его имя. И уж тем более это так в случае, когда неевреи хотят причинить вред всему еврейскому народу: это уже не личная вражда, но война против Б-га. Если имя Б-га осквернено, то фактически брошен вызов Небу, – есть ли у нас право забыть об этом? Мудрецы говорят (Бава кама 50а): «Здесь мы учимся тому,что Б-г требователен с теми, кто окружает Его [„с праведными, держащимися Его“ – Раши], вплоть до самых мелочей. Р. Ханина сказал: „Кто говорит, что Б-г отказывается от наказания за грех, тот отказался от своей жизни“».
Вот почему Израиль пострадал, когда решил наказать жителей Гивы за издевательство над наложницей (см. Судьи 19). Сначала племя Вениамина нанесло им поражение: 40 тысяч человек полегло на поле боя. Мудрецы говорят (Сангедрин 103б): «Израиль был наказан в Гиве по следующей причине: Б-г сказал: „Вы не протестовали от Моего имени, однако протестовали ради плоти и крови?“» Между тем там был идол – «идол Михи». Если верить мудрецам, первоначально этот идол находился в Гереве (там же): «От Герева до Шило [местонахождение Скинии] три мила [несколько километров], и дым от приношений Скинии смешивался с приношениями идолам». Израиль был наказан за то, что не встал на защиту Б-жьего имени и не выступил против идола Михи.Если Израилю запрещалось снисходительно относиться к грехам евреев, то уж тем более не могло идти и речи о снисхождении к неевреям, восстающим против Б-жьего народа – Израиля. Мудрецы пишут (Тана девеи Элияху, гл. 7): Как Б-г, да будет Его великое имя вечно благословлено, задерживает Свое рвение и мстительность, чтобы отсрочить наказание Израиля… так же Он питает мстительность в Своем сердце, чтобы наказать нечестивых. [Впрочем, Б-г, конечно же, мстит тем евреям, которые восстают против Него и отрицают Его существование. Мы рассмотрим этот момент ниже.]Если нечестивые нападают на Б-га и Его народ, Он не воздерживается от мести. В Рош ха-шана 23а читаем:Р. Йоханан сказал: «Горе народам, поскольку у них нет способов исправиться, как сказано (Исаия 60:17): „За медь Я принесу золото, за железо Я принесу серебро, за дерево Я дам медь и камни, железо“. Но чем они могут возместить Р. Акиву и его коллег? Об их [убийстве]Писание говорит: „Хотя Я очищаю их, от их крови Я не буду очищать их“ (Иоиль 4:21)».

Раши повторяет: «Какими бы ни были Мои намерения относительно других грехов народов, Я не очищу их от крови Израиля». Когда речь идет о грехе народов против Израиля, то у Престола славы нет ни забвения, ни воздержания – только месть.Неужто еврейскому эллинисту, восстающему против Б-га Израиля и Его норм нравственности, дерзнувшему стать более «этичным» и праведным, чем сам Создатель, знакомы понятия любви и дружбы? Если еврей знает, что жестокие язычники пролили кровь его братьев, но приэтом не требует отомстить за их кровь и страдания, то такой человек сам и нечестив, и жесток. Он не способен на гнев и ненависть по отношению к нечестию и жестокости, которые подразумевает заповедь «любить своего ближнего [еврея], как самого себя». Если в такой ситуации человек критикует месть, то он не проявляет этичность и милосердие, но пособничает убийцам. Мидраш (Кохелет раба 8:4; Берешит раба 55:3) говорит:«Слово царя – сила» (Еккл. 8:4): Израиль сказал перед Б-гом:«Владыка Вселенной! Ты записал в Своей Торе: „Не мсти и не враждуй“ (Левит 19:18), однако Ты мстишь и враждуешь, как сказано: „Г-дь мстит“ (Наум 1:2)»… Б-г сказал Израилю: «Я записал в Торе: „Не мсти и не враждуй против детей твоего народа“, но Я мщу и враждую против народов, как в стихе: „Отомсти за детей Израиля“ (Числа 31:2), исполнив стих: „Слово царя – сила“».Ахав был наказан за то, что не принял эту истину.

Венадад, царь Арама, захватил Самарию, после чего презрительно сказал Ахаву (1 Царей 20:6): «Завтра в это же время я пошлю своих слуг, и они обыщут твой дом… все, что приятно в твоих глазах, они вынесут». Мало того, что Венадад явно оскорбил царя Израиля и весь еврейский народ, так он еще и поднял руку на свитки Торы: согласно Сангедрин 102б, именно они подразумевались под тем, что было «приятно в глазах» Ахава.

Несмотря на оскорбление Б-жьего имени и еврейского народа, Ахав проявил снисходительность. Б-г решил отомстить Венададу и пообещал Ахаву победу (1 Царей 20:28): «Я предам все это великое множество в твою руку, и ты узнаешь,что Я – Г-дь». Благодаря доброте Б-га Арам был побежден, а Ахаву осталось лишь исполнить свой долг, отомстив жителям этой страны. Из Писания мы узнаем, что он этого не сделал (там же, 30–34): Венадад отступил и вошел в город, во внутренние покои. Его слуги сказали ему: «Вот, мы слышали, что цари дома Израиля – милосердные цари. Давай, молим тебя, возложим власяницу на чресла и веревки – на голову и выйдем к царю Израиля. Возможно, он спасет твою жизнь».И так они облеклись во власяницу и веревки и пришли к царю Израиля, говоря: «Твой слуга Венадад говорит: „Молю тебя, сохрани мне жизнь“». И он сказал: «Он все еще жив? Он мой брат». Мужчины увидели в этом хороший знак и поспешили поймать его на слове, сказав: «Твой брат Венадад». Ахав ответил: «Пойдите и приведите его».Тогда Венадад пришел к нему и попросил его подняться в его колесницу. Венадад сказал: «Города, которые мой отец отнял у твоего отца, я восстановлю, и ты построишь улицы для себя в Дамаске, как мой отец сделал в Самарии». «И я, – сказал Ахав, – отпущу тебя с этим заветом». Так он заключил с ним союз и отпустил его.Ахав по глупости проявил снисходительность и милосердие, и один из пророков (некоторые считают, что это был Михей) сказал ему (там же, с. 42): «Так говорит Г-дь: „Поскольку ты освободил этого человека, который заслужил смертной казни [см. Редак и Таргум], твоя жизнь заменит его жизнь, и твой народ – его народ“». Ахав вовсе не был милосердным.

Это был не добрый и справедливый правитель, а глупец: он пощадил грешника вопреки приказанию Б-га отомстить за Него и Израиль.Именно тот, кто мстит за Б-га, заслуживает «вечного завета» и «завета мира». Вот что мы читаем в Числах 25:11–12:Пинхас, сын Елеазара, сына священника Аарона, отвратил Мой гнев от детей Израиля, ревностно выступив за Меня, чтобы Я не поглотил их в Моем собственном рвении [кин'а]. Следовательно, говорится: «Вот, Я даю ему Мой завет мира».
Рвение [кин'а] – это качество Б-га: «Я, Г-дь, твой Б-г, – ревностный Б-г» (Исход 20:5). Однако в глазах неевреев и пособников чуждой культуры это качество стало отрицательным. Снова мы видим противоречие между совершенной Торой Б-га и чуждой культурой, наводнившей святилище. Кин'а – это черта личности Б-га, и каждый еврей должен подражать ей, смело выступая за святое. Как объясняет Раши, это всегда подразумевает месть (Числа 25:11):«Ревностно выступив за Меня»: выполнив Мою месть, проявив тот гнев, который Я должен был проявить. «Кин'а» всегда означает вспышку гнева, чтобы отомстить за что-либо.Вот за это Б-г и прославил Пинхаса.Месть – это рвение о добром. Если поменять местами буквы в слове – לקנאות леканот (отомстить), то оно превратится в לנקות – ленакот (очистить). Рвение мстителя по Б-гу очищает грешника через месть. Если этого не сделать, грешник останется нечистым.Б-г также является «Б-гом, Которому принадлежит месть» (Псалмы 94:1) и «ревностным Б-гом» (Исход 34:14). Он не оправдывает виновных, пока не отомстит Своим врагам: «Он ни в коем случае не оправдает виновных» (там же, с. 7).Что касается Пинхаса, то он не только исполнил повеление Б-га, но еще и спас Израиль от гибели.

Израиль был обязан отомстить, но не сделал этого. С'форно говорит (Числа 25:11): «Проявив рвение в их среде ради Меня»: он отомстил за Меня, чтобы это увидели все. Когда они увидели поступок Пинхаса и не возразили, они искупили то, что [ранее] видели грешников и не возражали. Таким образом, он отвратил Мой гнев от них».
Ибн Эзра записал: «Он был ревностен, как его Создатель, о котором говорится, что Он ревностен на этой земле. Если бы Пинхас не поступил ревностно, Б-г уничтожил бы Израиль чумой Своего рвения». Если человек удерживается от рвения и мести, которых требует Галаха, то он совершает страшный грех, караемый смертью! Именно это имел в виду царь Давид (Псалмы 106:30): «Пинхас встал и совершил правосудие, и чума прекратилась».Выступив в роли мстителя, Пинхас был вознагражден не только заветом мира, но еще и тем, что его именем были названы священнические дары (Хулин 134б):Те, кто объясняют неясные стихи, скажут: «Берцовая кость символизирует руку [Пинхаса]: „Он взял копье в руку“ (Числа 25:7). Челюсти означали [его] молитву: „Пинхас встал и помолился“ (Псалмы 106:30). Желудок означал живот: „[Он пронзил копьем] живот женщины“ (Числа 25:8)».Б-г ожидает, что добрые люди будут умножать добро. Вот почему, когда Пинхас отомстил Зимри, сыну Салы, и Козби бат Цур, Моисей назначил его военачальником в походе против Мадиама (Числа 31:6): «Моисей послал тысячу человек от каждого племени в качестве войска, вместе с Пинхасом, сыном священника Елеазара». Рамбан комментирует (Числа 25:11):Писание упоминает «имя мужчины, который был убит» (Числа 25:14) и «имя женщины, которая была убита» (там же, с. 15), чтобы сообщить нам, что Пинхас заслужит эту великую награду, поскольку убил князя в Израиле и нееврейскую княгиню, и в своем рвении к Своему Б-гу он не боялся их. После того как Б-г дал этому праведнику щедрую награду, Он также приказал ему наказать нечестивых, сказав:«Напади на мадианитян» (там же, с. 17).

Месть – отличительная черта Израиля и его великих лидеров. Возьмем для примера Самсона. После того как он «перебил филистимлянам бедра и голени в великой резне» (Судьи 15:8), подлые иудеи решили выдать его филистимлянам,заявив (Судьи 15:11): «Разве ты не знаешь, что филистимляне – наши правители? Что ты навлек на нас?» Самсон ответил: «Как они поступили со мной, так и я –с ними».

Самсон носил титул цадик, «праведник». Как сказал Абайе (Сота 9б), «Далила знала, что цадик никогда не произнесет имя Б-га напрасно». Наши мудрецы добавляют (Сота 10б): «Самсон судил Израиль, как их Отец на небесах», а также:«Самсон сказал перед Б-гом: „Владыка Вселенной! Вспомни за меня те двадцать лет, в которые я судил Израиль, никогда не сказав никому: «Пожалуйста, перенеси мой посох для меня»“».Самсон носил то же имя, что и Б-г. Мудрецы учат (там же):«Г-дь Б-г – это солнце [шемеш] и щит» (Псалмы 84:12)… Слово «Самсон» [Шимшон] подобно имени Б-га. Как Б-г охраняет весь мир [посредством солнца], так и Самсон охранял Израиль в свое поколение.

Он был настолько велик, что Иаков считал, что Самсон станет Мессией (Берешит раба 98:14): «Иаков увидел Самсона и решил, что он – Мессия. После его смерти Иаков сказал: „И этот тоже умер! Я надеюсь на Твое избавление, о Г-ди!“(Бытие 49:18)».Этот цадик ревностно мстил за еврейский народ вплоть до самой смерти (Судьи 16:28): «О Г-ди Б-же, вспомни обо мне и дай мне сил, молю Тебя, лишь один раз, о Б-же, чтобы на этот раз я мог отомстить филистимлянам за один из двух моих глаз». Хотя филистимляне выбили ему оба глаза, он хотел отомстить лишь за один из них, потому что понимал: частично это было наказанием за его собственные проступки. Согласно мудрецам (Сота 9б), «„Самсон восстал через свои глаза“ (Судьи 14:3): „Приведите ее для меня, ибо она приятна моим глазам“.Таким образом, филистимляне выбили ему глаза». Но даже при этом «Б-г мести» (Псалмы 94:1) ответил на молитву Самсона и отомстил врагам Израиля и Своим собственным.
Точно так же Симеон и Леви отомстили за Дину, а по сути, за Израиль. Если кто-то считает, что в войне против Шхема они согрешили, то он ошибается, потому что Б-г повелел (Числа 2:2): «Дети Израиля должны встать станом, каждый рядом со знаменем его клана». Мудрецы комментируют (Бамидбар раба 2:7):У каждого князя была эмблема. У каждого было знамя цвета драгоценного камня, одного из тех, что были на сердце Аарона… Камнем Симеона был изумруд, его знамя было зеленым, и на нем был изображен [город] Шхем.

Если в Шхеме Симеон согрешил, то как же Б-г мог повелеть изобразить этот грех на его знамени? Более того, Махарзо в толковании к Мидрашу пишет:«Шхем: за их отвагу и жертвенность в Шхеме. Хотя с ним был Леви, Симеон был старше и выполнял главную роль. Это ему хвала за то, что он ревностно поступил с сексуальным грехом».Пиркей де-рабби Элиезер также прославляет Симеона и Леви, однако осуждает князя племени Симеона, согрешившего с мадиянитянкой:Симеон и Леви ревностно наказали сексуальный грех, как сказано: «Должны ли мы относиться к нашей сестре как к проститутке?»(Бытие 34:31). Князь племени Симеона не помнил, что сделали его предки, и не стал порицать молодых мужчин Израиля. Вместо этого он сам открыто согрешил с мадианитянкой.

И снова мы видим похвалу в адрес Симеона и Леви.Конечно же, то, что произошло в Шхеме, не было грехом. Это было самопожертвование с целью отомстить – в правильном месте и в правильное время. Если внимательно исследовать Писание, то мы увидим, что Иаков не стал осуждать Симеона и Леви за их якобы неэтичный поступок. Иаков лишь испугался возможных последствий (Бытие 34:30): «Из-за вас я оказался в сложном положении, вы испортили мою репутацию среди хананеев и ферезеев, живущих в этой земле. У меня лишь немного людей. Они могут объединиться и напасть на меня и мою семью, и я буду истреблен».Ответ братьев – «Должны ли мы относиться к нашей сестре как к проститутке?» (Бытие 34:31) – означал: «Конечно, здесь нет греха. Мы отомстили за свою сестру, жертву ужасного преступления. Что до твоего страха перед народами, то чтобы избежать осквернения Б-жьего имени, человек должен непременно пожертвовать жизнью». Р. Иехуда бар Симон сказал (Берешит раба 80:12): «[Они сказали]: „Вода была грязной, и мы очистили ее“. „Должен ли он относиться [к ней]как к проститутке?“ Они относились к нам так, будто наша жизнь не имеет ценности!» Нигде не упоминается, чтобы Иаков что-то возразил на ответ своих сыновей.
В том же месте Писания дальше говорится: «Б-г сказал Иакову: „Выйди и иди в Бейт-Эль“».Средневековые комментаторы тоже оправдывали Симеона и Леви. Рамбам писал (Хилхот мелахим 9:14): Потомок Ноя, нарушивший один из этих семи [Ноевых] законов, будет убит мечом. Следовательно, все жители Шхема заслужили смертную казнь, поскольку Шхем совершил воровство и они видели и знали об этом, но не предали его суду.Обсуждая стих Бытие 34:13, Рамбан не соглашается с Рамбамом:Поскольку люди Шхема были грешниками, чью кровь они считали водой, сыновья Иакова решили поразить их мечом мести. Они убили царя и всех людей этого города, потому что они были его рабами и под его господством.
Однако в этом случае возникает вопрос: почему Иаков проклял Симеона и Леви (Бытие 49:5–7)? Симеон и Леви – братья. Орудия преступления – мысли их… ибо они убили людей в гневе, специально нанесли увечья быкам. Проклят их гнев, ибо он свиреп, и их ярость, ибо она жестока. Я развею их в Иакове, рассею их в Израиле.
Ответ в следующем. Конечно же, после того как Симеон и Леви ответили Иакову: «Может ли он относиться к сестре нашей, как к проститутке?», он молча согласился с ними. Ведь не было никакого греха в том, что они убили жителей Шхема. Напротив, они выполняли важнейшую заповедь мести и самопожертвования. Именно поэтому Б-г навечно установил изображение города Шхема на знамени клана Симеона.Однако позже Симеон и Леви пытались составить заговор против Иосифа и даже убить его. Мудрецы говорят (Леках Тов на Бытие 49:23):«Люди сделали его жизнь горькой и напали на него»: это его братья. «Хозяева раздора сделали его своей целью»: это Симеон и Леви,как сказано: «Они задумали убить его» (Бытие 37:18).
В другом месте читаем (Танхума яшан, Ва-йешев 13): «Они сказали друг другу: „Вот идет сновидец! Давайте убьем его!“ (Бытие 37:19): Кто это сказал? Симеон и Леви».В Берешит раба (84:16) сказано: «„Они взяли его и бросили его в яму“ (Бытие 37:24). Письменная форма – ויקחהו – вайикахайху, что значит: „Он взял его“.Кто это был? Симеон. Когда он был наказан? Позже, как сказано (Бытие 42:24): „[Иосиф] взял Симеона от них“». В конечном счете, Иосифа продали именно Симеон и Леви. Как говорят наши мудрецы (Мидраш ха-гадол на Бытие 49:5):«„Орудия преступления – их мысли“: это говорится о продаже Иосифа».Когда Иаков об этом узнал, он был шокирован. Он понимал, что хотя в Шхеме братья действовали согласно заповеди и выполняли свой долг, ими, однако же,двигал гнев. Гнев является грехом (Недарим 22а–22б): «Кто гневается, падет жертвой всех адских сил… Даже Божественное Присутствие становится неважным для
него... Это заставляет его забыть свое изучение Торы и делает его глупцом». Наши мудрецы также говорят (Песахим 66б): «Если он мудр, его мудрость покидает его.Если он пророк, его пророчество покидает его». Все это – результат высокомерия.Итак, Иаков понял, что поступки Симеона и Леви были продиктованы гневом. Да, в Шхеме они поступили правильно, однако их склонность к гневу привела к тому, что они вознамерились убить такого святого человека как Иосиф.
Иаков также понял, что если в Шхеме Симеон и Леви поступили правильно,то в случае с Иосифом – неправильно. Это видно из арамейского перевода Йонатана бен Узиэля, в котором фраза Иакова «Проклят их гнев, ибо он свиреп» (Бытие 49:7) передана следующим образом:Проклят город Шхем, в который они вошли, чтобы уничтожить его, в своем свирепом гневе; проклята их жестокая ярость против Иосифа.Ясно, что проклятию подвергается только грех против Иосифа. Именно об этом говорит и Иаков: «Они убили человека в своем гневе» (Бытие 49:6). Мудрецы комментируют это так (Берешит раба 98:5): «Это относится к Хамору, отцу Шхема». Что касается следующего отрывка: «Они добровольно нанесли увечья быкам», то это относится к ситуации с Иофисом, которого называли быком (Втор. 33:17): «Его слава как первородный вол» (Мидраш ха-гадол на Бытие 49:6). Более того, в Леках тов сказано следующее (Бытие, там же):«Они нанесли увечья быкам»: это Иосиф, так как сказано (Бытие 37:19): «Один сказал своему брату: „Вот идет сновидец!“» Это Симеон и Леви, названные «братьями».

Доказательством является то,что в Египте Иосиф заключил в тюрьму только Симеона… и говорится (там же, 42:27): «Один открыл свой мешок». Это Леви, оставшийся один. Симеон был в тюрьме, и серебро Леви было положено обратно в его мешок, чтобы огорчить его.Иаков, слава Б-гу, проклял не самих Симеона и Леви, но их гнев, который толкнул их на путь греха: «Проклят их гнев, ибо он свиреп». Мудрецы комментируют (Бамидбар раба 99:6): «Он проклял лишь их гнев». В другом месте (Леках тов, Бытие 49:7): «„Проклят их гнев, ибо он свиреп“: Да будет их гнев отсрочен и сокращен. Да будет их злость уменьшена».Рвение и мстительность – важные качества, но проявлять их нужно только во благо Неба, как поступали Пинхас, Илия и другие святые. Если месть продиктована греховной злобой, то она подлежит осуждению. Рвение и мстительность – великие качества, но их нужно держать под контролем и давать им выход только во имя Неба. Мы должны хорошо понимать, в каких случаях они недопустимы.Иаков сказал: «Я развею их в Иакове, рассею их в Израиле» (Бытие 49:7).

Он не только отделил их друг от друга, но и лишил их постоянного дома и личного наследства: они были вынуждены страдать и полагаться на милость других.Когда человек оказывается в подобных обстоятельствах, это помогает ему справляться с высокомерием и эгоизмом – корнем греха. Наши мудрецы пишут (Берешит раба, там же): «Кто ходит от двери к двери, прося подаяния, тот из племени Симеона. Б-г сказал: „Леви тоже будет просить подаяния“». В Берешит раба 98:5 мы находим такие слова: «„Я развею их в Иакове:“ это относится к Леви… „Я рассею их в Израиле“: это относится к Симеону. Как сказано: „Самые бедные – из Симеона“».

Б-г увидел их ревностный дух и поручил Симеону дать миру писцов и учителей Торы – они должны были жить в бедности и посвящать себя учению. В арамейском переводе Таргум Йерушалми стих 49:7 передан так: «Я сделаю долей Симеона учить и объяснять Тору в собрании Израиля». Леви Б-г дал священство,ведь благодаря своей принципиальности и преданности Б-гу он отказался служить египетским идолам и Золотому тельцу, а также исполнил повеление убить родственников:«Возьми левитов» (Числа 8:6): исходя из стиха «Г-дь испытывает праведных, чтобы увидеть, ненавидят ли они нечестивых и тех,кто любит насилие» (Псалмы 11:5)… Племя Леви пожертвовало собой для освящения Б-жьего имени. Когда Израиль был в Египте, они презрели Тору и обрезание… но все из Леви были праведны и хранили Тору (Втор. 33:9): «Они хранили Твое слово и охраняли Твой завет [брит]».Это относится к обрезанию.Более того, когда Израиль сделал Золотого тельца, Леви не принимал участия: «Моисей встал у входа в стан и объявил: „Кто с Г-дом, ко мне!“ Все левиты собрались вокруг него» (Исход 32:26). Когда Моисей сказал им: «Пусть каждый возьмет свой меч и пройдет от одних ворот до других в стане. Пусть каждый убьет всех, кто принял участие в идолопоклонстве, вплоть до своего брата, близкого друга и родственника» (с. 27), что они сделали? Они взяли свои мечи и не проявили лицеприятия.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления "Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Месть) часть 1 все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


Free counters!


  • Copyright © 2008. Кахане жив, Кахане прав!
    Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля.
    У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Март 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Статистика