::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

"Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Жизнь и Смерть) часть 2

  • Сообщить о ошибке
17-06-2010, 19:24 Разместил: jude Просмотров: 1 695

...Можно задаться вопросом: почему Б-г создал человека так, что ему в первую очередь нужно есть и спать? Ответ в том, что Он решил показать человеку его ограничения. Человек должен понять, что он не похож ни на ангелов-служителей, ни тем более на Б-га, Который не ест и не спит; человек должен понять, насколько он ограничен, что вся его жизнь зависит от пищи и сна. Жизнь дана человеку в долг, который с ее окончанием он должен вернуть,хочет он того или нет:Волей-неволей создан, волей-неволей рожден. Волей-неволей ты живешь, волей-неволей ты умрешь, и волей-неволей ты должен будешь дать строгий отчет перед Верховным Царем царей, Святым, да благословится Он (Авот, конец 4 гл.).У Р. Меира и его жены Берурии погибли двое сыновей.

Наши мудрецы рассказывают, что сделала Берурия, прежде чем сообщить о трагедии мужу (Ялкут шимони, Мишлеи 31:964): Берурия положила еду перед Р. Меиром. Когда он поел, она сказала: «Господин, я хочу задать вопрос. Некто недавно дал мне залог,чтобы я позаботилась о нем для него. Теперь он пришел, чтобы потребовать его обратно. Должна ли я возвратить его или нет?» Р.Меир ответил: «Дочь, если кто-то держит залог, разве он не обязан возвратить его его владельцу?» Тогда она сказала: «Я бы не вернула его без твоего ведома».Взяв его за руку, она отвела его в спальню. Когда она отодвинула занавес кровати, он увидел, что оба его сына лежат мертвые. Тогда он начал рыдать: «Мои сыновья, мои сыновья! Мои учителя, мои учителя!

Мои сыновья, которые правильно себя вели. Мои учителя, которые просветили бы меня своей Торой». Тогда она сказала: «Господин, разве ты не говорил мне, что мы должны отдавать залог его владельцу? „Г-дь дал, и Г-дь взял обратно. Да благословится имя Г-да“ (Иов 1:21)».Жизнь есть не что иное, как залог, вверенный нам Б-гом. Б-г определил, что человек должен жить некоторое время, за которое он должен выполнить возложенную на него задачу. Подобно хранителю вклада, человек должен защищать свою жизнь от урона или неподобающего употребления. Когда приходит время расплаты, он должен вернуть ее владельцу.Человек, получивший жизнь, подобен наемному охраннику: он несет ответственность в случае утраты, кражи, повреждения или разрушения вверенной ценности.

Тем не менее, когда человек получает жизнь, он начинает страстно желать ее. Следовательно, он считается уже не охранником, но заемщиком – он не только несет ответственность за сохранность ценности, но и сам извлекает из нее выгоду. Когда взятое в долг животное умерло, выполняя предназначенную для него работу, ее заемщик несет за это ответственность. Точно так же и человек –если он обращается со своей жизнью надлежащим образом, выполняя задачу, возложенную на него Б-гом, Владельцем его души, его награда будет очень велика. Дорогой друг, вникните в эти слова на тему жизни, слова огромной важности. Земная жизнь человека исчезающе коротка, она проходит в мгновение ока.

С одной стороны, важность жизни огромна, ведь только благодаря ней человек может выполнить свой долг, ради которого он создан. Однако, с другой стороны, как коротка и мимолетна жизнь! Она сравнивается с «ломающимся черепком, увядающей травой, проносящимся ветром, проходящей тенью, исчезающим облаком,уносящейся пылью, улетающим сном» (У-нетане токеф). Наше настоящее, вечное существование – в Будущем мире, а не на этой земле: «Этот мир как преддверие перед Будущим миром. Приготовьтесь в преддверии, чтобы вы смогли войти в банкетный зал» (Авот 4:16).
Здесь содержится одновременно и одобрение, и предупреждение, над которыми мы должны как следует поразмыслить, перед тем как примем ярмо Неба.Человек должен понять, в чем состоит цель его земного существования, и уяснить,что жизнь – это лишь средство выполнения этой цели. Он должен понять, как коротка и мимолетна жизнь, сколько в ней пустоты. Однажды поняв все это, он обнаружит, что нет смысла бояться смерти, если при жизни придерживаться ярма Неба и всегда быть готовым пожертвовать собой, освятив имя Б-га.

Если, исполняя волю Б-га, человек достиг бессмертия, что он теряет, если внезапно покинет этот мир? В конце концов, из-за Змея Б-г обрек человечество на смерть. Мудрецы учат (Берешит раба 9:5): Адам был достоин никогда не вкусить смерти [даже после согрешения]. Единственная причина, по которой он был наказан смертностью, состояла в том, что Б-г увидел, что Навуходоносору и Хираму, царю Тира, захотят обожествить себя.Смерть – это неотвратимый приговор Б-га. Раз так, сколько лет может прожить человек?

«Семьдесят лет, восемьдесят, если есть силы» (Псалмы 90:10), а возможно, что и все 120, да и то с болезнями и страданиями. Когда умирает однодневный младенец и древний, дряхлый старец, есть ли какая-либо разница? Если человек умер «преждевременно», то он лишь немного не дожил до максимального возраста.Не стоит заблуждаться, полагая, что целью жизни является долголетие. Главным является качество жизни: как человек живет. Достиг ли он той жизни, которая является истинной в глазах Б-га? Если в своей земной жизни человек не принимает ярмо Неба, не готов пожертвовать жизнью ради освящения Б-жьего имени,то его «жизнь» уже не жизнь, но животное существование.

С другой стороны, если человек даже в раннем возрасте отдал жизнь ради высоких целей, то он не умер, но продолжил существование, а в Будущем мире он будет пребывать вечно.Вот почему мудрый человек, знающий Тору и понимающий Б-жьи пути,освобожден от страха. Он всегда готов пожертвовать жизнью ради освящения Б-жьего имени, причем именно для того, чтобы не умирать. Именно об этом мы читаем (Притчи 3:21–26):Сын мой, да не отойдут они от твоих глаз. Храни разумную мудрость и рассудительность.

Так они будут жизнью для твоей души и милостью для твоей шеи. Тогда ты будешь ходить любыми путями безопасно… Когда ты ляжешь, ты не должен бояться; ты ляжешь, и твой сон будет сладок. Не бойся ни внезапного ужаса, ни гибели нечестивых, когда она наступит. Ибо Г-дь будет твоим прибежищем и будет хранить твою ногу от ловушки.Дорогой друг, расширьте свой ум, чтобы вместить главный, хотя и суровый,принцип Торы жизни: земная жизнь – это лишь преддверие зала пиршеств Будущего мира, лишь инструмент, при помощи которого Б-г освящает мир и человека в нем, налагая на него ярмо Неба. Поскольку истинная жизнь возможна только в Будущем мире, мире истины, Б-г иногда сокращает земную жизнь человека, чтобы достичь этой цели и преподать ему важный урок.

Нередко безвременно уходят праведники, невинные и даже младенцы, а пребывающие среди нас глупцы и «мертвецы» считают это доказательством отсутствия Божественного в этом мире,в котором они видят лишь хаос и отсутствие смысла.Однако еще царь Давид сказал (Псалмы 116:15): «Драгоценна в глазах Г-да смерть Его святых». Этому вторят и наши мудрецы (Берешит раба 9:5): «В Торе Р. Меира они нашли его комментарий на стих „И вот, это было очень хорошо“ (Бытие 1631): Вот, смерть хороша». Другими словами, смерть очень хороша для праведника, который не боится ее, поскольку знает, что смерть – часть жизни.Более того, смерть знаменует начало истинной, счастливой вечной жизни.«Смерть хороша» для того, кто понимает: жизнь есть не что иное, как быстро проходящая тень, своеобразный короткий путь.

Следовательно, чтобы преподать этому миру важные уроки, Б-г еще больше сократил жизнь человека. В этом Б-г являет не жестокость, но милосердие к миру и человеку, который получает возможность досрочно оказаться в мире истины и Б-жьего света.Когда Б-г желает явить все свое величие, великолепие и справедливость, Он не делает уступок даже праведным. Он убил двух праведных сыновей Аарона –Надава и Авиуда (причем сделал это в самый радостный и священный день – посвящение Скинии). Несложно представить, сколько горя это причинило их отцу Аарону и матери Элишеве.В основном они согрешили тем, что в порыве радости и энтузиазма вошли в Святая Святых и разожгли чуждый огонь – ради того лишь, чтобы прославить Б-га и порадоваться о Нем. Наши мудрецы сказали (Торат коханим, Шемини, Мехилта де-милу'им 32):«Сыновья Аарона взяли» (Левит 10:1): и они, в своей радости.Когда они увидели новый огонь [«Огонь низошел от Г-да и поглотил содержание алтаря… и когда весь народ увидел это, они прославили Б-га и упали на лица» (Левит 9:24)], они встали, чтобы добавить собственной любви [т. е. добавить огня в виде дара Б-гу из любви к Нему]. «Брать» – это всегда проявлять радость.
[Как сказано (Левит 23:40 о празднике Суккот): «Возьмите себе в первый день». Поскольку в Суккот нужно радоваться, «беря» себе, вот сыновья Аарона и «взяли».]Наши мудрецы продолжают (Вайикра раба 20:8): «Сыновья Аарона умерли по четырем причинам: потому что вошли в Святая Святых; потому что совершили курение, когда это не было им предписано; из-за чуждого огня; и потому что не посоветовались друг с другом». Они действовали исключительно из энтузиазма,любви к Б-гу и желания приблизиться к Нему. Мы читаем в комментарии (Мидраш ха-гадол, там же):«Они принесли чуждый огонь перед Г-дом» (Левит 10:1): они увидели, как их отец входил с Моисеем и приносил курение. Когда они выходили, становилось видимым Б-жье Присутствие, и с неба нисходил огонь.

Увидев это, они сказали: «Давай сделаем так же, чтобы огонь низошел через нас».Однако Б-г всегда знал, что страх перед Ним – это самое лучшее, что может помочь и еврейскому народу, и каждому еврею в отдельности понять свою миссию и выполнить ее. На этом понятии возведено все здание Торы; всякий, кто насмехается над страхом Б-га, кто не боится Б-га и не содрогается перед Ним, никогда не сможет принять Его ярмо и достичь требуемой Им святости, любви и всех прочих угодных Б-гу качеств.Именно поэтому Б-г предписал (как я уже объяснил) создать Скинию и Храм: они должны были стать для еврейского народа реальными, осязаемыми символами того идеального мира, который пожелал создать Б-г.

В свою очередь,Святая Святых служила земным вместилищем Б-жьего Присутствия и Славы.Без сомнения, приближаться к месту Б-жьей славы нужно с благоговейным страхом! Евреи должны были с почтением относиться сначала к Скинии, а позже к Храму. С этой целью Б-г повелел священникам и левитам охранять святилище,чтобы никто не подошел к нему слишком близко.Но левитам и священникам самим было запрещено приближаться к Святая Святых – страшному жилищу страшного Б-га. Входить туда мог только один человек – коэн гадол (первосвященник), причем не чаще, чем один раз в год. Подобное почтительное отношение к святилищу наглядно символизировало, насколько велик страх Б-га, без которого человек не способен исполнить свой долг – освящение Б-жьего имени и принятие ярма Неба. Б-г повелел колену Леви в пустыне следить за тем, чтобы к Скинии относились с должным почтением:Назначь левитов над Скинией и всеми ее принадлежностями…
они будут жить вокруг Скинии. Перед походом левиты будут разбирать ее, и когда ее нужно возвести, они будут собирать ее. Всякий, кто подойдет без разрешения, умрет (Числа 1:50–51).Ибн Эзра комментирует (там же, с. 53): «Никто из собрания Израиля не должен подходить близко к Скинии, чтобы не умереть. Это значение стиха: „Чтобы не было гнева на собрание“ (там же), как когда Оза коснулся Ковчега» (2 Самуила 6:7)».В Числах 3:7 говорится: «Они будут охранять Скинию и все собрание до Шатра собраний. Они будут выполнять служение при Скинии». Мудрецы комментируют (Бамидбар раба 1:12): «Я мог бы подумать, что служение при Храме – это заповедь для левитов, но разрешенная для израильтян.

Следовательно, говорится:„Всякий, кто подойдет близко без разрешения, умрет“ (Числа 3:10)»Священникам также было предписано охранять Скинию и защищать собрание Израиля: «Тебе и твоим сыновьям доверено твое священство, так что твое служение будет включать все, что имеет отношение к алтарю и всему, что внутри отдела из ткани… Всякий, кто подойдет близко без разрешения, умрет» (Числа 18:7). Таргум Йонанат так переводит эту фразу (Числа 1:51): «Всякий непосвященный, кто подойдет близко, будет убит огнем от Б-га». С помощью святого ковчега Б-г ясно показал, насколько глубоким должно быть почтение к Скинии. Ковчег мог убить сынов Кегата, назначенных для присмотра за ним. Мы читаем:Г-дь сказал Моисею и Аарону: «Не истребляйте племя семей Кегата из левитов, но сделайте им так, чтобы они жили и не умерли,когда подходят к самому святому: Аарон и его сыновья должны пойти и назначить каждому из них служение и ношение. Тогда не случится так, что сыны Кегата придут и увидят, как собирают священные принадлежности, и умрут (Числа 4:17–20).Наши мудрецы говорят (Иерусалимский Талмуд, Бикурим 2:1): «Была сделана поправка, чтобы их глаза не смотрели на Святая Святых». В другом месте (Танхума, Бамидбар 22): Не истребляй племя: когда Писание говорит… «Не обкрадывай бедного, потому что он беден» (Притчи 22:22), имеется в виду племя Леви. Однако были ли они бедны?.. Они были бедны числом. Почему?
Потому что ковчег мог их убить. Следовательно, Б-г повелел Моисею: «Не истребляй племя семей сынов Кегата».В Бамидбар раба 5:9 сказано:Хотели бы вы узнать, как могли умереть потомки Кегата? Писание говорит: «Тогда сыны Кегата не придут и не увидят, как собирают священные принадлежности, и не умрут». Здесь говорится о том, что когда они несли ковчег [в походе], они могли сдвинуть парохет [занавес, скрывающий Святая Святых], и их глаза увидели бы ковчег…Действительно, именно это и произошло с жителями Бейт-Шемеша, когда филистимляне возвратили захваченный ковчег Б-га: Он поразил мужчин Бейт-Шемеша, потому что они смотрели на ковчег Г-да. Он поразил из народа семьдесят мужчин – пятьдесят тысяч мужчин [семьдесят мужчин, каждый из которых равнялся пятидесяти тысячам (Сота 35б)]. Мужчины Бейт-Шемеша сказали: «Кто может устоять перед Г-дом, этим святым Б-гом»? (1 Самуила 6:19–20).Это произошло после того, как они не проявили к ковчегу должного почтения и стали смотреть на него (согласно переводу Таргум Йонатан, «они смотрели на ковчег Б-га, когда он был открыт»). По словам наших мудрецов (Сота 35а), «во время жатвы, они склонялись». Другими словами, они не прекратили работать и заодно поклонились. Однако лишь серьезно пострадав, они убоялись Б-га и стали почтительны к Нему.

Здесь мы видим два принципа: во-первых, тяжелый удар способен вселить в людей страх Б-га; во-вторых, имелась насущная потребность в левитах, которые могли бы охранять Скинию от подобных инцидентов. Только левиты могли собирать и разбирать Скинию и совершать прочие работы – другим евреям это было запрещено.Наши мудрецы говорят (Бамидбар раба, там же):«Тогда сыны Кегата не придут и не увидят, как собирают священные принадлежности, и не умрут» (Числа 4:20): если бы они увидели, как собирают ковчег, даже на кратчайший срок, они бы мгновенно умерли. В качестве доказательства Б-г убил мужчин Бейт-Шемеша только потому, что они посмотрели на ковчег». Страх Б-га настолько велик, что Б-г сохранил для нас наглядный пример, инцидент, дабы мы не забывали: за неуважение к ковчегу Б-г может убить даже евреев.

Бамидбар раба (там же) показывает, насколько тесна взаимосвязь между страхом Б-га и почтением к Скинии и Храму:Б-г сказал: «Как Я удостоил великой чести потомков Кегата, потому что они чтили Меня, и предупредил их, чтобы они спаслись от смерти, так Я чту и всякого, кто боится Меня, и не уничтожаю его имя из мира».Это довольно справедливо. Тот, кто боится Б-га, должен внимательно следить, чтобы не войти в место Его страха. Поэтому неудивительно, что входить в место, запрещенное для остальных евреев, было разрешено именно тем, кто боялся Б-га.Левиты были избраны для этой задачи по той причине, что они боялись Б-га в полном смысле этого слова: вспомним, что еще в Египте они отказались служить идолам. Более того, они были готовы жертвовать жизнью ради освящения Б-жьего имени, когда в ситуации с золотым тельцом не побоялись убить собственных родственников. Как сказал левитам Моисей (Исход 32:29): «Сегодня вы были посвящены Г-ду». Действительно, их переполнял страх Б-га и рвение по Его имени.Вот о чем мы читаем в Бамидбар раба 1:12: «Назначь левитов» (Числа 1:50): всякого, кто приближает Меня, Я привлеку к Себе. Они пришли ко Мне, как сказано (Исход 23:26):
«Моисей сказал: „Кто на стороне Г-да, пусть придет ко мне“. И все сыны Леви собрались к нему». Они приблизили Меня, и Я приближу их: «Левиты будут Моими» (Бамидбар 3:12). Более того, поскольку они доказали свою преданность Мне, выполнив мое предписание: «Ты не  должен иметь других богов передо Мной» (Исход 20:3), то они достойны стать верными членами Моего дома: «Назначь левитов». Так же сказано (Псалмы 101:6): «Мои глаза на верных земли, чтобы они могли жить со Мной».Мы находим, что когда кто-либо посвящает себя заповеди, Б-г любит его вечно. Так, Иисус Навин посвятил себя уничтожению Амалика, ведя себя в полном соответствии с заповедью Б-га… Так же и его племя [Леви] Я исследовал и нашел, что они невиновны в идолопоклонстве, и они пожертвовали собой ради освящения Моего имени: «Пусть каждый муж положит меч на бедро… И сыны Леви поступили по слову Моисея» (Исход 32:27–28); «Который сказал о своем отце и матери: „Я не вижу их“» (Втор. 33:9, см. Раши). Итак, Я приближаю их к Себе и делаю их детьми Моего дворца, Я доверяю им Мою святость и служение Моего дома.По этой же причине сыны Леви также получили назначения и в Храме. В Мидраш леках тов мы читаем о стихе Числа 1:50: «Они будут носить Скинию в пустыне и служить в ней в земле Израиля».

Случай с Надавом и Авиудом служит для нас вечным напоминанием и прецедентом, чтобы мы всегда имели почтение перед Святилищем и страх перед Б-гом. Он также объясняет, почему в Писании сообщение о назначении левитов при Скинии следует за стихом Числа 3:4: «Надав и Авиуд умерли перед Г-дом, принеся чуждый огонь перед Ним». В Бамидбар раба 5:4 сказано:«Г-дь сказал Моисею и Аарону» (Числа 4:1): Р. Леви сказал: «Почему здесь упоминается Аарон? Стих намекает на сынов Кегата, что они не должны вести себя легкомысленно, входя в хранилище ковчега.Они должны знать на примере сыновей Аарона, каким может быть результат пренебрежения этим предупреждением. Тора говорит, что поскольку сыновья Аарона вошли в Святая Святых без разрешения, „огонь сошел от Г-да и поглотил их“ (Левит 10:2). Сыны Кегата должны быть внимательны, чтобы их не постигла та же участь. Другими словами, в стихе Числа 3:4 сообщается причина их смерти. Они умерли только потому, что принесли чуждый огонь в Святая Святых – место,перед которым они должны были испытывать страх и не входить в него. Устранив их из мира, Б-г оставил для нас вечное напоминание, насколько пагубно может быть неуважение к Нему.

Это увидел весь народ и исполнился страхом.Наши мудрецы говорят (Мидраш ха-гадол, Вайикра 10:2):«Они умерли перед Г-дом»: Иси бен Иехуда сказал: «Смерть сыновей Аарона наступила только ради освящения Б-жьего имени, а также чтобы лишить человечества любого повода заявить, что Б-жье Присутствие покоится не на Шатре собрания, а на окружающем облаке, поскольку Надав и Авиуд вошли невредимыми. Это как царь,который построил прекрасный дворец и поставил престол. Член королевского двора вошел, возложил корону царя себе на голову и сел на престол. Царь сказал: „Если я сдержу свой гнев в этом случае, весь мой двор сделает то же, что этот человек, и моя слава уменьшится“. Он немедленно послал за палачом, который отрубил нарушителю голову, и все исполнились страхом. Если так происходит с близкими царя, то насколько же больше с далекими от него? Точно так же, когда Надав и Авиуд вошли в Святая Святых, Б-г сказал: „Если я замедлю пролить на них свой гнев, каждый еврей сделает то же самое, и Моя слава уменьшится. Надав и Авиуд и сотня им подобных должны умереть, чтобы Моя слава не пострадала даже на мгновение“. Если это так с близкими Б-га, то насколько же больше с далекими от Него? О них и других подобных им говорится (Иов 34:19): „Он не являет князьям расположения и не предпочитает богатых бедным. Они все – дело Его рук“».

Дорогой читатель, давайте осознаем огромную важность страха Б-га. Как уже говорилось выше, Б-г иногда забирает человека преждевременно с целью показать огромную важность освящения Его имени. Однако в этом вовсе нет жестокости. С одной стороны, жизнь на этой земле коротка,мимолетна и далеко не вечна. Если человек умирает молодым, то сколько бы горя это ни принесло его родственникам и друзьям, по сути, он всего лишь покидает землю на несколько лет раньше положенного срока.С другой стороны, когда Б-г забирает человека с целью преподать его народу, современникам и всему миру урок освящения Б-жьего имени, то такой человек за счет этого возвеличивается. Мудрецы говорят (Вайикра раба 2:1): «Десять вещей названы драгоценными… Откуда мы знаем, что смерть святых среди них? Сказано: „Драгоценна в глазах Г-да смерть Его святых“ (Псалмы 116:15)». Вот почему те, кто умер для освящения имени Б-га, драгоценны как сами, так и их смерть.

Б-г сильно огорчился, когда ему пришлось убить праведных Надава и Авиуда (Бамидбар раба 2:23): «Надав и Авиуд умерли перед Г-дом» (Числа 3:4): То, что Тора упоминает их смерть несколько раз, показывает, что Б-г скорбел, поскольку сыновья Аарона были дороги Ему. Так же сказано: «Я буду освящен через тех, кто близок ко мне» (Левит 10:3).Вайикра раба (20:10) говорит: «Смерть Надава и Авиуда для Б-га была вдвойне тяжела, чем для их отца». А Р. Элиезер Хамодай сказал (Сифри, Пинхас 137):Посмотрите, как дороги праведные перед Б-гом. Когда Тора упоминает их смерть, она также упоминает и грех, который привел их к смерти. Почему она затрудняет себя объяснением? Чтобы лишить человечества повода сказать, что праведные умерли потому, что втайне поступали плохо. Так, в четырех местах она упоминает смерть сыновей Аарона, и в каждом она упоминает их грех, чтобы дать понять, что они не сделали никакого греха, кроме этого.
Важно понять, что во всех четырех местах, когда Б-г говорит о грехе Надава и Авиуда, речь идет о чуждом огне, принесенном ими в Святая Святых. Именно в этом они и согрешили, что видно по приведенным источникам. Как же тогда понимать стих Вайикра раба 12:10: «Б-г повелел Аарону (Левит 10:9): „Не пей вина и любого другого дурманящего напитка“, из чего следует,что они умерли только из-за вина»? И о чем говорит следующий отрывок?

Сыновья Аарона не умерли, пока не стали учить Галахе в присутствии своего наставника Моисея. Что они объясняли? Мы читаем: «Сыновья первосвященника Аарона возложили огонь на алтарь (Левит 1:7), и они рассудили: «Хотя огонь низошел с неба, заповедь также требует принести и немного обычного огня» (Эрувин 63а).[Об этом же пишет и приводившийся выше Мидраш: «Они не посоветовались друг с другом». Они и не искали совета у Моисея, и даже не поговорили друг с другом о серьезности задуманного.]Дело в том, что все прочие грехи, которые они совершили, связаны с главным – входом в Святая Святых для возжигания чуждого огня. Все, что они сделали, они сделали в минутном порыве энтузиазма. Они вдруг решили, что могут находиться среди тех, кому разрешено входить в Святое Жилище Б-га. Это был радостный день, подобный дню сотворения неба и земли (Мегила 10б), они выпили вина, чтобы освятить Б-жье имя, возвыситься в святости и усилить радость момента: «Вино радует человека» (Псалмы 104:15).Когда они увидели, как с неба нисходит огонь, они воодушевились и последовали собственной Галахе: они решили, что заповедь требует принести также и обычный огонь. Так они решили подчеркнуть связь между святостью Б-га и человека.Их проступок коренился в желании войти в Святая Святых, вступить в общение с Б-гом и принести курение, которое было бы Им принято.

Мидраш ха-гадоль говорит по этому поводу (Ш’мини, 10:1): Они увидели, как их отец Аарон входит с Моисеем и возносит курение и как они выходят. Божественное Присутствие было видимо, с неба низошел огонь, и они сказали: «Давай сделаем то же, чтобы огонь спустился через наши действия…» В итоге главной причиной смерти юношей стало то, что они вошли в Святая Святых для возжигания чуждого огня. Все остальное стало лишь следствием этого желания.Хотя Надав и Авиуд были праведными и хотели лишь приблизиться к Б-гу, в итоге они приуменьшили славу Б-га и почтение Израиля к Нему. Б-г решил воспользоваться Надавом и Авиудом, чтобы дать вечный пример, напоминание о том, насколько важно почитать Храм, проявляя тем самым страх Б-жий. «Вот что имел в виду Б-г, когда сказал: „Я освящусь через тех, кто близок ко Мне, и так буду прославлен перед всеми людьми“. Аарон сохранял молчание» (Левит 10:3).Мудрецы комментируют этот стих так (Зевахим 115б):Как сказано (Исход 29:43): «Там Я буду общаться с Детьми Израиля, и Святилище будет освящено Моей славой [бихводи]». Читай не «бихводи», а «бимехубадай» [через Моих почитаемых]. Б-г сказал это Моисею [что Он посвятит Скинию, освятив Свое собственное
имя через Своих почитаемых], но Моисей не объявил об этом, пока не погибли сыновья Аарона. Тогда он сказал Аарону: «Аарон, брат мой, твои сыновья умерли только ради освящения Б-жьего имени [„чтобы дать знать, что Б-г вершит суровое правосудие над Своими близкими“ – Раши]». Когда Аарон понял, что его сыновья были близки Б-гу,
он промолчал и был вознагражден.Б-г сказал Моисею, что собирается посвятить Скинию путем освящения Своего имени, то есть, через почитание Храма научить народ богобоязненности и дать ему понять, что Б-г вершит суровое правосудие над теми, кто имеет такую богобоязненность. Как сказано в Псалме 68:36: «О Б-же, Ты велик в Твоих священных местах».При откровении у Синая Б-г увидел, что необходимо усилить богобоязненность народа.

Тогда тоже имело место правонарушение под влиянием минутного возбуждения. Б-г сказал (Исход 19:21–22): «Спустись и предупреди людей, что они не должны пересекать границу, чтобы посмотреть на Г-да, иначе многие из них умрут. И пусть также священники, приходящие к Г-ду, освятят себя, иначе Г-дь пошлет уничтожение на них». Мехилта (Йитро,Месехта де-баходеш, парша 4) содержит комментарий: «Иначе они бросятся смотреть». Так, уже у Синая Г-дь предусмотрел конкретный символ Б-жьего страха – им стала сама гора Синай, святое место, которое люди должны были чтить.Тем не менее, дальше мы читаем (Исход 24:10–11): «[Надав, Авиуд и семьдесят старейшин] увидели Б-га Израиля… но вождей Сыновей Израиля Он не поразил. Они видели Б-га и ели и пили».

Р. Танхума пишет (Вайикра раба 20:10): «Отсюда мы узнаем, что они отрастили длинные волосы, вели себя непристойно и смотрели на Божественное Присутствие». В другом месте (там же): «„Вождей…Он не поразил“: отсюда мы узнаем, что они заслужили поражение». Мидраш хагадол (там же): «Б-г сказал: „В день радости Торы будет ли скорбь? Я подожду,пока не будет возведен Шатер собрания“. В тот день Б-г убил Надава и Авиуда, и старейшины погибли в огне».Примечательно, что те, кто преступил границу у горы Синай, были приговорены немедленно, однако Б-г отсрочил наказание, чтобы посвятить Скинию. Она должна была стать символом высшей чистоты, праведности и святости Б-жьего имени. В другом случае почтение к Святилищу также послужило укреплению богобоязненности – тогда Храм, престол Божественного Присутствия, стал вечным символом высшей святости.

Рамбам писал (Бет ха-бехира 7:1):Существует предписывающая заповедь почитать Святилище, как сказано (Левит 19:30): «Почитай Мое Святилище». Однако мы почитаем не Святилище, но Того, Кто заповедал почитать его. Этот источник основан на Талмуде (Йевамот 6а–6б):«Храни Мои субботы и почитай Мое Святилище»: «хранение» связано с субботой, а «почтение» – со Святилищем. Как мы почитаем не субботу, но Того, Кто заповедал нам это, так же мы почитаем не Святилище, но Того, Кто приказал нам это. Что включается в почтение Святилища? Нельзя входить в Храм с посохом, обувью, поясом для денег и пыльными ногами, равно как использовать для сокращения пути, и уж тем более – плевать в нем.Помимо почтения как такового, которое должен иметь каждый, есть и более конкретные ограничения для разных групп посетителей Храма.

Израильтяне делятся на чистых и нечистых, причем выделяется несколько типов нечистоты. Если это рядовой священник, то он не должен иметь физических недостатков, носить длинные волосы и рваную одежду. На первосвященника, который ежегодно входит в Святое Святых, накладываются дополнительные ограничения.Эти ограничения подразумевают степени святости, поэтому когда человек пренебрегает ими при входе в Храм, он показывает недостаток богобоязненности.Степени святости как бы помогают человеку испытать должный страх перед Б-гом. Рабмам пишет (там же, 7:15–22):Храмовая гора более свята, чем [Иерусалим], потому что мужчинам и женщинам с излияниями, женщинам с менструацией и только после родов входить запрещено. Труп можно приносить на Храмовую гору, и очевидно без слов, что входить в нее могут и люди, имевшие контакт с трупом.

Между тем цитадель еще более свята, ибо неевреи, люди, имевшие контакт с трупом либо с женщиной, нечистой через менструацию, не могут входить. Но женский зал еще более свят, ибо никто,омывшийся в тот день, не может войти. Этот запрет имеет раввинское происхождение, поскольку с точки зрения закона Торы, такой человек может войти даже в стан левитов. Если человек, нечистый от контакта с трупом, вошел в женский зал, это не требует искупительной жертвы.Зал израильтян еще более свят, ибо человек, омывшийся от нечистоты, но еще не принесший жертву, не может войти. Нечистый человек, вошедший туда, подвергается карет, отсечению.Галерея священников еще более свята, ибо израильтяне не могут входить, кроме случаев, когда им требуется возложение рук [Левит 1:4], искупление, закалывание или помахивание [там же, 14:12]. Пространство между залом и алтарем еще более свято, ибо все,у кого есть увечье, неостриженные волосы или порванная одежда, не могут войти. Святилище еще более свято, ибо только тот, кто омыл руки и ноги, может войти. Святая Святых еще более свята, ибо никто не может войти, кроме первосвященника во время службы Йом- кипур.

Из всего этого можно заключить, что Б-г дал нам жизнь ради определенной цели, и создал человека, чтобы он исполнил эту цель – привнес в мир святость,чистоту, скромность, страх Неба и принятие Б-жьего ярма.Раз это так, то иногда Б-г может также удалять кого-то с этой земли, чтобы преподать определенный урок. Не стоит горевать по ушедшему человеку. Лучше,как Аарон, молчаливо принять приговор. Нужно преодолеть естественную скорбь по умершему и возрадоваться о возвышенной участи его души. Мудрецы учат (З’вахим 115б): Царь Давид сказал (Псалмы 37:7): «Будь молчалив перед Г-дом. Жди терпеливо [хитхолел] Его». Даже если Он потребует много мертвых [халалим], будь молчалив.Царь Соломон сказал (Еккл. 3:7): «Есть время молчать, и время говорить». Иногда человек молчит и получает награду за молчание.Иногда он говорит и получает награду за речь.Это согласуется со словами Р. Хийи бар Аббы, сказавшему от имени Р. Йоханана: «Что имеется в виду с словах: „О Б-же, Ты страшен в Твоих святых местах [микдашеха]“ (Псалмы 68:36)? Читай не „твои святые места“, а „твои освященные места“ [мекудашеха]. Когда Б-г наказывает Своих святых, он почитаем, обожаем и превознесен».Святые Б-жьи также почитаются и превозносятся, ведь, умерев в земной жизни, они закончили свой путь на этой грешной земле, облекшись в святость и ярмо Неба. Нет участи более великой, чем эта. Нет более возвышенного способа покинуть эту землю.

Именно по этой же причине Б-г вынуждает людей страдать и скорбеть – ради их же блага. Этим он хочет преподать им урок:Так сказал Б-г человеку: «Сын, начиная с дня, когда Я поместил тебя на земле, делай добрые дела и изучай Тору. Храни себя от грабежа, греха и недостойных дел». Так, говорится: «В день процветания радуйся, и в день бедствия размышляй» (Еккл. 7:14). [Б-г продолжает:] Размышляй об этом, потому что из-за твоих дел ты вынужден страдать, ибо страдание постигает человека ради его собственного блага, чтобы очистить его от всякого греха» (Элияху раба 13).

В Берахот 5а содержится длинное рассуждение на тему страданий:Рава, а некоторые считают, что Р. Хисда, сказал: «Если человек чувствует близкое страдание, он должен исследовать свои дела: „Исследуем и испытаем наши пути и вернемся к Г-ду“ (Плач Иер. 3:40).

Если он исследовал и не нашел греха, он должен приписать это недостаточному изучению Торы: „Счастлив человек, которого Ты заставляешь страдать, обучая его Твоей Торе“ (Псалмы 94:12). Если он попрежнему ничего не находит, тогда страдание, очевидно, является действием любви Б-га [т. е., чтобы он со временем получил большее вознаграждение]: „Того, кого Г-дь любит, Он наказывает“ (Притчи 3:12)». Рава сказал от имени Р. Сехоры, который сказал от имени Р.Хуны: «Кого Б-г находит приятным, того Он угнетает страданием: „Кого Г-дь находит приятным, того Он угнетает болезнью“ (Исаия 53:10). Я мог бы подумать, что человек получает награду за такое страдание, даже если он не принимает его с любовью. Следовательно, говорится: „Если его душа отдаст себя в искупление“ (там же).

Как искупление должно быть предоставлено с желанием, так же и страдание должно быть принято с желанием.«Если он примет его с любовью, то в чем его награда? „Он увидит потомство и продлит свои дни“ (там же). Более того, он будет помнить свое обучение Торы: „Предназначение Г-да будет процветать в его руке“ (там же)».  Р. Я'аков бар Иди и Р. Аха бар Ханина спорили об этом. Один говорил, что страдание от Б-га представляет собой акт любви, пока не приводит к пренебрежению изучением Торы: «Счастлив человек, которого Ты заставляешь страдать, уча его Твоей Торе» (Псалмы 94:12). Второй говорил, что оно представляет акт любви, пока не приводит к пренебрежению молитвой: «Да благословится Б-г, Который не удалил от меня ни мою молитву, ни Свое милосердие» (там же, 66:20).Тогда Р. Абба, сын Р. Хии бар Аббы, сообщил им слова Р. Хии бар Аббы от имени Р. Йоханана: «Оба вида представляют Б-жьи акты любви, как сказано: „Кого Г-дь любит, того Он наказывает“ (Притчи 3:12)».

Тогда что мы узнаем из стиха: «Счастлив человек, которого Ты заставляешь страдать, уча его Твоей Торе?» Читай не «уча его [теламдену]», но «учи нас [теламдеину]». Учи нас этому из Твоей Торы, на примере закона о глазе и зубе раба. Если раб освобождается,когда его хозяин выбивает один из его зубов или глаз, который составляет одну часть тела, то насколько же больше страдание, очищающее все тело, [также освобождает его].На эту мысль обратил внимание Р. Шимон бен Лакиш, который сказал: «„Завет“ упомянут вместе с солью, как во фразе: „Не оставляй соль завета“ (Левит 2:13), и страданием, как во фразе: „Это слово завета“ (Втор. 23:69, в конце раздела «Тохеха»). Как в первом случае соль очищает мясо от крови, так и во втором случае страдание очищает человека от всех грехов».Мы узнали, что Р. Шимон бар Йохай сказал: «Б-г дал Израилю три отличных подарка, и всех их он дал через страдание: Тору, Землю Израиля и Будущий мир. Откуда мы знаем, что Тора среди них? Сказано: „Счастлив человек, которого Ты заставляешь страдать, уча его Твоей Торе“. О Земле Израиля сказано: „Как человек наказывает своего сына, так и Г-дь наказывает тебя… Г-дь, твой Б-г, ведет тебя в добрую землю“ (Втор. 8:5, 7). О Будущем мире сказано: „Заповедь –это лампа, Тора – свет, а путь к жизни – через нравственное наказание“ (Притчи 6:23)».Следующие слова были сказаны при Р. Йоханане: «Тому, кто изучает Тору, делает добрые дела и хоронит своих сыновей, будут прощены все его грехи». Р. Йоханан ответил… «Откуда мы знаем, что этот случай затрагивает тех, кто хоронит своих сыновей?» Тот пожилой мудрец ссылался на Р. Шимона бар Йохая: «Мы узнаем это из общепринятого употребления слова авон, грех. В одном месте говорится: „Через доброту и истину, грех [авон] будет прощен“ (Притчи 16:6), а в другом: „Он воздает за грех [авон] отцов через утробу их детей“ (Иер. 32:18)».Р. Йоханан сказал: «Моры и бездетность не являются актами любви Б-га»… При каких условиях последнее не считается тем же? Идет ли речь о том, что у человека были дети, которые умерли? Разве Р. Йоханан не сказал: «Вот кость десятого ребенка [умершего в качестве акта Б-жьей любви]»? Нет, но когда у человека умирают дети, это считается актом любви Б-га. Если у человека вообще никогда не было детей, это не акт любви Б-га.
Есть две причины, почему Б-г заставляет человека страдать ради его же блага. Во-первых, страдание искупает грех, подобно тому как страдание на земле освобождает человека от страдания на небе. Во-вторых, если принимать страдание благодарно, как ярмо Б-га, то это возвеличивает душу человека. Страждущий учится тому, насколько он слаб и смирен. Он освобождается от высокомерия и эгоизма, поскольку теперь его спасение полностью зависит от Неба. Поскольку цель земной жизни человека – достичь смирения и освободиться от злой надменности,только за счет страдания можно достичь духовного возвышения.Более того, только пострадав сам, человек может понять страдания других,научиться сопереживать больным и неимущим. Чем больше человек страдает, тем скорее он избавится от высокомерия. Именно по этой причине, а также для наказания за грехи, Б-г иногда наказывает детей грешника. Нет более трагичного наказания.

Если бы человек знал заранее, что Б-г может наказать его через его детей, он приложил бы все усилия, чтобы не грешить. Смерть младенца не приносит ему страданий, ведь, покинув этот мир, он оказывается в мире гораздо лучшем. Кто скорбит, так это его нечестивые родители. Они должны понять, что страдают за собственные грехи. Страдание служит искуплением, оно возвращает их на истинный путь и напоминает, что есть Судья, судящий человека за его поступки. Мир не предоставлен самому себе.В наши дни чужой культуре удалось превратить религию в абсурд. Мало того, что пышным цветом расцвела ересь, так нечестивые люди изобрели лицемерный подход: внешне отдавая должное высшей силе, они на деле они создают ее по собственному образу и подобию, так, как им хочется.Б-г, созданный по их образу, предельно снисходителен. Он и не требует исключительной преданности, и не карает за проступки.

Он настолько терпим, что смешивает великое с низменным, добро со злом, свет с тьмой, горькое со сладким.Понятия греха и наказания практически прекратили существование. Представление о «грехе» стало в высшей мере спорным, поскольку грешники подняли знамя свободы самовыражения, желая выражать что угодно. С точки зрения поборников этой культуры, «божественное возмездие» – это фанатичное, экстремистское, радикальное и жестокое понятие. Когда таких людей постигает несчастье, у них не возникает ни малейшего желания как следует обдумать и взвесить свои поступки.За такие ложные взгляды этих людей постигнет то самое божественное возмездие, которое они отрицают. Мысли Б-га не мысли человека. Грядет огненный потоп, гнев и месть Б-га.Более того, в ситуации, когда свое ярмо отринуло целое поколение, в мире воцарился хаос и анархия, а царство Б-га стало предметом презрения, – на арену выходит ангел-разрушитель.

Тогда святые будут удалены из мира, по двум причинам: для искупления грехов мира и чтобы они не увидели последствий наказания – в том случае, если приговор миру уже вынесен.Если же в мире нет святых, то их место занимают маленькие дети (Шаббат 33б): «Когда в поколении есть святые, они наказываются за это поколение. В противном случае наказываются маленькие дети».В другом месте (Танхума, Корах 3):Как велик грех раздора! Небесный суд наказывает только тех,кому двадцать лет и больше, а земные суды наказывают тех, кому тринадцать и больше. Но в заговоре Кораха однодневные младенцы были сожжены и проглочены пропастью.В таком же ключе наши мудрецы комментируют стих Втор. 32:19: «Г-дь увидел и вознегодовал на поступки Своих сыновей и дочерей».

Они пишут: «В поколении, чьи родители оскорбляют Б-га, Он гневается на их сыновей и дочерей, и они умирают молодыми» (К’тувот 8б).Горе поколению, которое не только избирает зло и сбрасывает ярмо Б-га, но и презирает наказание за это, не желая осознать последствия своих поступков.Сколько бы они ни осуждали божественное правосудие, им это не поможет. Б-г уже вынес таким людям предупреждение (Втор. 30:15): «Вот, Я сегодня положил перед вами жизнь и добро, смерть и зло». В этом стихе речь идет о двух парах понятий, связанных друг с другом: если человек изберет добро, то он наследует жизнь. Иными словами, добрый человек будет считаться «живым», тогда как грешник – «мертвым», причем уже при жизни. Он не избежит возмездия и страданий.Из всего сказанного очевидно, что если человек исполняет свой долг перед Б-гом, он будет жить вечно, как на земле, так и на небе. С другой стороны, грешник, забывший о своем долге, уже мертв и в земной жизни, и тем более – в Будущем мире.

Глубокое осознание этой мысли навсегда освободит человека от депрессии и страха перед смертью или страданием.Мудрецы говорят (Ш’мот раба 41:9):«Скрижали были делом Б-га… вырезанные [харут] на скрижалях» (Исход 32:16). Что означает «харут»?.. Р. Йехуда говорит: «Читай не „харут“ [вырезанные], но „херут“ [свобода] – свобода от изгнания». Р. Нехемия говорит: «Свобода от ангела смерти».Раввины говорят: «Свобода от страдания».Эта мысль несколько сложна для понимания, тем более что в Авода зара 5а мы читаем: «Было невозможно отменить ангела смерти, поскольку приговор уже был вынесен [Адаму]». Однако я убежден в том, что речь идет о следующем: кто принимает и исполняет Тору, всегда называется «живым», как в этой жизни, так и после смерти. Более того, он освобождается от страха перед смертью и страданиями. Он заслужил истинную свободу, тогда как удел грешника лишь скоротечная земная жизнь. Страдание, которое он претерпевает, разрушает его, а страшная перспектива смерти омрачает всю его жизнь.Дорогой друг, постарайтесь проникнуться важностью сказанного. Соблюдая Тору, исполняя заповеди и принимая ярмо Неба, человек не только будет счастлив в этой жизни, но и научится управлять страхом перед смертью и страданиями.Смерть перестанет страшить его. С одной стороны, такой человек понимает, что эта скоротечная жизнь лишь пустота в сравнении с вечностью на небе. С другой стороны, он полностью убежден, что богоугодная жизнь и исполнение своего долга приведет его к вечности. Об этом говорит Танхума (Вайехи 4):Авраам просил смерти: «Я бездетен» (Бытие 15:2). Тогда Б-г сказал: «Ты отойдешь к твоим отцам в мире» (там же, с. 15).Исаак просил смерти: «Я благословлю тебя в присутствии Г-да перед своей смертью» (Бытие 27:7). Тогда написано: «Исаак испустил дух и умер» (там же, 35:29).
Иаков просил смерти: «Теперь я могу умереть» (там же, 46:30).
Конечно, дело не в том, что патриархи хотели умереть, и в этих стихах говорится не об этом. С одной стороны, они понимали всю пустоту этого мира, однако при этом не забывали и о своем долге, недолговечности земной жизни и награде и славе Будущего мира. Вот она, великая, настоящая победа праведных над ангелом смерти: они продолжают «жить», смерть не может удержать их ни здесь, на земле, ни в Будущем мире.Вот почему Б-г повелел, что человек должен всегда сохранять радость, ибо только сохраняя радость, можно служить Б-гу надлежащим образом (Псалмы 100:2): «Служите Г-ду с радостью. Придите пред Его присутствие с песней».


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления "Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Жизнь и Смерть) часть 2 все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:



  • Copyright © 2008. Кахане жив, Кахане прав!
    Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля.
    У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Статистика