::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

"Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Жизнь и Смерть) часть 1

  • Сообщить о ошибке
16-06-2010, 21:13 Разместил: jude Просмотров: 1 637
Глава 11
Жизнь и смерть

Наши мудрецы говорят в Эрувин 13б:
Два с половиной года школы Шамая и Хиллеля спорили. Бет Шамай сказал: «Лучше для человека, если бы он не был сотворен», а Бет Хиллел сказал: «Лучше для человека, чтобы он был сотворен, чем не был». В итоге они оба пришли к заключению, что для человека лучше,чтобы он не был сотворен, но раз уж он сотворен, он должен исследовать прошлые дела и покаяться. Некоторые говорят, что они пришли к заключению, что он должен обдумать будущую выгоду и исполнять заповеди, несмотря на нынешние потери, понесенные при этом.Жизнь дана нам не для успокоения, расслабления и отдыха. Вот что мудрецы говорят об Иакове (Берешит раба 84:3):Когда праведные обитают в спокойствии и хотят продолжать поступать так и дальше здесь, на земле, приходит Сатана и обвиняет их: «Разве им не достаточно того, что их будущая награда обеспечена, но они еще и ищут спокойствия здесь, на земле?» Будь осторожен, чтобы этого не произошло на самом деле. Поскольку Иаков искал спокойствия, он был наказан исчезновением Иосифа. Сказано: «Иаков жил» (Бытие 37:11), а также: «Я не видел ни покоя, ни мира, ни отдыха, но начались несчастья» (Иов 3:26).
«Я не видел покоя» из-за Исава.
«Я не видел мира» из-за Лавана. «Я не видел отдыха» из-за Дины. «Начались несчастья»: меня постигло несчастье с Иосифом.
Жизнь предназначалась не для успокоения и удовольствия, но для сложностей и даже опасных задач, посредством которых человек может духовно возвыситься и подавить свои злые позывы и эгоизм. Он может принять небесное ярмо Б-га, исполнять заповеди и подражать своему Создателю, пока не достигнет уровня, лишь немного уступающего ангелам, а по сути превышающего их, потому что он подавляет свой злой позыв. Земная жизнь коротка и ограниченна. Это узкий вестибюль, ведущий к небесному залу пиршеств. «Дней наших лет – семьдесят, или,если есть сила, восемьдесят, однако их гордость не что иное, как беды и несчастья. Она скоро закончится, и мы улетим» (Псалмы 90:10).В течение этого короткого промежутка времени долг еврея состоит в том,чтобы жить, и нет жизни иной, кроме как в Торе. Как мы ежедневно повторяем в молитве Ма'арив: «[Тора] – наша жизнь и долгота наших дней».День смерти – это конец жизни, конец того времени, когда у человека есть время совершать заповеди, служить Б-гу и восхвалять Его. В этот день эта роль прекращается, и возможность духовно возвышаться, служить Б-гу и восхвалять Его заканчивается. Наши мудрецы сказали (Шаббат 151б):
Для однодневного младенца – живого – мы можем осквернить Субботу. Тора сказала: «Оскверните одну Субботу [чтобы спасти его жизнь], чтобы он мог совершать много Суббот. Однако для того, кто умер, даже для царя Давида, мы не можем осквернять Субботу [т. е. чтобы похоронить его]. Как только человек умирает, у него больше нет заповедей. Как сказал Р. Иоханан: «„Среди мертвых – освобожденные!" (Псалмы 88:6). Как только человек умирает, он становится свободен от заповедей».Далее, Шаббат 30а так комментирует стих: «Мертвые не славят Г-да» (Псалмы 115:17); «Человек должен всегда заниматься Торой и выполнять заповеди, пока он не умрет. Как только он умер, эти занятия прекращаются и Б-г не получает славы от него».Б-г сказал: «Я создал этот народ для Себя, чтобы они могли возвещать Мою славу» (Исаия 43:21). Долг человека – восхвалять Б-га и венчать Его Царем,соблюдая Тору и заповеди. Б-г учредил для этого надлежащее время и место –земную жизнь, и если человек не выполняет свой долг здесь, на земле, то когда его время проходит, становится слишком поздно. Сам факт, что человек дышит и имеет душу, обязывает его воздавать Б-гу богатое славословие. Душа [нешама] пребывает в человеке через его дыхание [нешима]; наши мудрецы говорят об этом так (Берешит раба 14:9): «При каждом вздохе, который делает человек, он должен воздавать славу своему Создателю. Почему? Потому что сказано: „Каждая душа [нешама] должна славить Б-га" (Псалмы 150:6), и нешама означает нешима [дыхание]». Однако когда дыхание прекращается, становится слишком поздно:«Услышь слово Б-га, Дом Иакова» (Иер. 2:4): Внимай слову Торы,или ты услышишь пророчество. Внимай пророчеству, иначе услышишь порицание. Внимай порицанию, иначе услышишь сердитые слова. Внимай сердитым словам, иначе услышишь горн и трубу [насильственного идолопоклонства. См. Даниил 3:5]. Внимай этому в Земле, иначе услышишь это в Изгнании. Внимай, пока ты жив, иначе услышишь это мертвым. (Ялкут шимони, Иеремия 2:264).(Чуть позже в этой главе я объясню понятие времени.)
Человеческая жизнь, в которую он живет, приходит посредством жизненной силы, которую вдыхает в него Б-г. Пока у него есть эта сила, он может очищаться,возвышаться духовно и жить.Однако в момент смерти его душа, называемая хая – жизнь (как будет показано ниже, есть еще четыре слова: нефеш, руах, нешама и ехида – Берешит раба 14:9) – вылетает из тела, и в нем образуется духовный «вакуум» [халал]. Тело лишается всякого духовного содержания, в нем больше не остается души. Вот почему тело названо халал, как во Втор. 21:1: «Когда найден в Земле [Израиля] пораженный (халал)».Пока в теле есть душа, хайя, человек может преобразовывать свою жизненную силу в истинную жизнь, святую и возвышенную. Тело свято, поскольку свята душа, наполняющая его. Однако как только душа выходит, тело превращается в духовный вакуум.Вот почему тело, еще недавно бывшее святым, становится нечистым халалом, лишенным всякой святости. Мы всегда должны помнить о трагедии усопшего. Еще недавно он был обязан выполнять заповеди и осуществлять свой долг на земле, но теперь он утратил всякую причину для бытия, превратился в духовный вакуум. То, что осталось, полностью осквернено: «Среди мертвых – освобожденные! Как убитые, лежащие в могиле» (Псалмы 88:6).Именно это имели в виду наши мудрецы, объяснив, что когда Иаков повелел своим сыновьям принести его гроб, он добавил (Бамидбар раба 2:8): «Пусть Леви не несет его. Почему? Потому что он носит ковчег завета, а тот, кто носит ковчег Бессмертного Б-га, не должен нести ковчег мертвого».Между жизнью и смертью лежит непреодолимая пропасть. Она отделяет святость живых от полного отсутствия святости мертвых, чья роль на земле завершилась. В Танхума, Вайехи 4, ученики спрашивают: «Можно ли произносить благословения [авдала] над свечами и благоуханиями мертвых?» Ответ следующий: «Наши раввины учили так: мы не произносим благословения над свечами и благоуханиями мертвых. Почему? Потому что сказано (Псалмы 115:17): „Мертвые не славят Б-га"».В каждый момент, в который человек наслаждается богатством и счастьем,он в десять раз больше испытывает страданий и тревог. Если бы человек был создан для получения удовольствий, то было бы лучше, чтобы его не создавали вообще.Действительно, человек был создан, чтобы освящать Б-жье имя, возвещать Его славу и придерживаться Его учений и постановлений. Б-г пожелал получить удовлетворение из создания человека, что могло быть достигнуто за счет того, что человек увенчает Б-га Царем над землей, подчинится Его владычеству и покорит свое высокомерие и злой позыв. Какой бы сложной ни была жизнь, она все же приятна, поскольку человек имеет возможность жить благочестиво, ходя Б-жьими путями. Таким образом он  освобождается от суеты этого мира и от самой смерти,как я объясню позже. Наши мудрецы сказали (Элияху раба, гл. 18): Так сказал Б-г Израилю: «Дорогие дети, изучение Торы – это единственный истинный источник радости на этой земле. Если человек получает радость от серебра и золота, драгоценных камней и жемчуга здесь на земле, то принесут ли они ему радость после смерти? Как только он умрет, радость от них обратится в ничто. Придите!
Обретите полное счастье со Мной, так, как и Я рад с вами навсегда и навечно: „Будь счастлив и радуйся вечно" (Исаия 65:18)».Как же это верно! Царь Соломон сказал (Еккл. 7:1): «Доброе имя лучше драгоценного масла, и день смерти – дня рождения». Если человек проводит жизнь так, как желает того Б-г, заслуживая своей жизнью хорошую репутацию, тогда день смерти для него станет гораздо лучше дня рождения. Когда человек только рожден, еще не известно, как он проживет жизнь. Как сказали наши мудрецы (Кохелет раба 7: [1]4): При рождении человек получает клеймо к смерти [она приближается с каждой секундой]. Когда он умирает, он получает клеймо к жизни [т. е., если он прожил жизнь хорошо, он получает свою небесную награду]. При рождении человека все радуются, а при смерти все плачут, однако это неправильно. Нам действительно не следует радоваться, когда рождается человек, поскольку мы не знаем, какие дела он совершит, будет ли он праведным или злым. Только когда [праведный] человек умирает, мы должны быть рады, поскольку он смог оставить этот мир с добрым именем.В Еккл. 7:2, 4 говорится: «Лучше пойти в дом скорби, чем в дом пира, ибо это конец всех людей, и живые примут это к сердцу… Сердце мудрых в доме скорби, но сердце глупцов – в доме веселья». Дом скорби возвращает человека к фундаментальной истине жизни: поскольку жизнь коротка и заканчивается со смертью, нельзя безрассудно разрушать ее, как в доме пира (см. Танхума, начало Ваяхел). Вот о чем мы читаем в Ялкут шимони (Кохелет 7:973):«Ибо это конец всех людей»: если твой друг приглашает тебя на пир, но ты не идешь, ты можешь сказать: «Мы посетим тебя при следующем обрезании». Если у него обрезание и ты не идешь, ты можешь сказать: «Мы посетим твои похороны».
Этот источник напоминает нам о том, что со временем смерть унесет каждого из нас.Если человек не следует Б-жьим законам, то в его жизни нет смысла. Точно так же и у всего мира не было бы причины для существования, если бы Израиль не принял Тору. Как я уже писал, весь мир был создан Б-гом только для того, чтобы осуществить высокие Б-жьи мысли, качества и учения. Б-г пожелал, чтобы человек, проявляя преданность Торе, увенчал Его Царем над всей землей и над самим собой, таким образом подавляя свой злой позыв и высокомерие и духовно возвышаясь.Если бы не было ни одного народа, который мог бы получить и исполнить Тору, то не было бы и причин для существования мира и человека. Как я уже цитировал (Шаббат 88а): «Б-г поставил условие перед Творением, что если Израиль примет Тору, мир будет длиться. В противном случае Он восстановит хаос» Даже с точки зрения конкретного еврея, он был сотворен для того, чтобы держаться Б-га и следовать Его путям. Если он этого не делает, тогда зачем он был создан? Зачем он нужен Б-гу? Его жизнь не имеет смысла. Фактически, хотя он и передвигается по земле, как живой человек, в действительности он не считается живым.Царь Давид сказал (Псалмы 26:4–5): «Я не сидел с никчемными людьми [ שוא  מתי – митей шав], и я не пойду с теми, кто скрыт [ נעלמים – на'аламим]. Я ненавижу собрание грешников, и не сяду с нечестивыми». Нечестивые названы «никчемными» и «скрытыми», из чего мы извлекаем важный урок относительно основания нашей жизни на земле.
Б-г наполнил человека жизненной силой, как сказано (Бытие 2:7): «Он вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и человек стал живой душой». Все предназначение жизненной силы человека состояло в том, чтобы помогать ему духовно возвышаться и подражать своему Создателю.Человек считается подлинно «живым» лишь тогда, когда он использует свою жизненную силу для правильной цели. Однако если он опускается до животного эгоизма, он становится не лучше животного, которое хотя и передвигается, но не живет понастоящему, поскольку занято только удовлетворением своих похотей и потребностей тела.В чем разница между зверем и мертвым человеком? Имеет ли существенную важность тот факт, что зверь ест, пьет, удовлетворяет различные потребности и имеет спутника жизни, а мертвый человек не делает ничего из этого? Зверь не может возвышаться духовно, чем не отличается от мертвого; следовательно, его жизненная сила качественно ничем не лучше.Мы живем на этой земле для особой, благородной цели (Притчи 10:16):«Дела праведных составляют жизнь»; «Кто нашел Меня, нашел жизнь» (Притчи 8:35). Б-г дает нам жизненную силу и возможности преобразовать ее в настоящую жизнь, как сказано (Псалмы 16:11): «Дай мне знать путь жизни»; «С Тобой источник жизни» (Псалмы 36:10); «Страх Г-да – источник жизни» (Притчи 14:27); «Я буду ходить перед Г-дом в землях жизни» (Псалмы 116:9). Жизненная сила человека как таковая – это не настоящая жизнь, не то, что обычно называют жизнью.
У настоящей жизни есть земли, пути и источники, и лишь тот, кто знает путь и источник настоящей жизни, заслуживает права жить в ее земле.Только одно существо – человек – способен использовать свою жизненную силу для достижения настоящей жизни, т. е. заниматься святыми, созидательными видами деятельности, ведущими к возвышению и облагораживанию его души. Таким образом, душа человека называется хая [живая]: «Враг преследовал мою душу, он поверг мою хая на землю» (Псалмы 143:3). Воля Б-га в том, чтобы человек занимался святыми видами деятельности. Он был создан для этой цели и ни для какой другой.Следовательно, когда человек упускает творить волю своего Создателя, но вместо этого пользуется своей жизненной силой для достижения одушевленного существования животного, его нельзя назвать «живым» в том смысле, который соответствует намерению Б-га.
С точки зрения своего земного долга, он мертв. Он лишь животное в человеческом обличье.Суть проста: Хашем – это живой Б-г, символ жизни и Творец жизни. Он есть сама жизнь: «Кто из всей плоти слышал голос Живого Б-га, исходящего из пламени огня?» (Втор. 5:23); «Он живой Б-г и Вечный Царь» (Иер. 10:10). По этой причине Тора также называется «жизнь»: «Вот, Я сегодня положил перед вами жизнь и добро» (Втор. 30:15). По этой же причине «жизнью» названа Земля Израиля: «Я принесу радость на землю жизни» (Иез. 26:20). В переводе Таргум Ионатан этот стих звучит так: «Я установлю радость в Земле Израиля».Итак, «живым» называется только тот, кто держится Б-га, Источника жизни:«Вы, держащиеся Г-да, вашего Б-га, – вы все живы сегодня» (Втор. 4:4); «Храните Мои заповеди и живите» (Притчи 4:4). Кто не хранит Б-жьи заповеди, числится не среди живых, а среди ходячих мертвецов.
Вот почему нечестивые названы «никчемными людьми» [митей шав – שוא מתי ] и «спрятанными» [на'аламим – נעלמים ]. Если прочитать в обратном порядке слово םת , то получится там – תם , что значит «законченный»; то же относится и к нечестивцу. Хотя он вроде бы жив, в действительности это не так. Его «жизнь» закончена. Он уже превратился в зверя, который обладает жизненной силой, но не подлинной жизнью, связанной с величием и духовностью.Слово митим [индивидуумы] в Писании почти всегда связано с грешниками, войной, несчастьями или небольшим количеством. О Сигоне Писание говорит следующее (Втор. 2:34): «Мы уничтожили все города, их народ [митим], включая женщин и детей».
Писание называет их митим потому, что из-за своего нечестия они классифицируются как метим, мертвые, т. е. заслуживающие смерти. Это то же самое, как если бы они уже были мертвы.То же мы читаем и об Оге (см. Втор. 3:6). Софар наамитянин, порицая Иова за ропот против Б-га, сказал (Иов 11:3): «Твоя ложь заставила людей [митим] замолчать. Ты насмехаешься [над Б-гом], никто не устыдит тебя». Софар имел в виду, что Иов, влияя на людей подобным образом, сделал их еретиками – отсюда и наименование митим. В Исаия 3:25 говорится: «Твои люди [митайих] падут от меча», что также относится к нечестивым.Это понятие также связано с несчастьем: «Итак, Мой народ пошел в плен за жажду знаний, и их уважаемые люди голодают [митей ра'ав]» (Исаия 5:13). Согрешив и потеряв свою землю, Израиль превратился в «народ голода». О наказании изгнанием в Торе говорится (Втор. 4:27): «Тебя останется мало [митей] по числу среди народов», т. е. ты станешь слабым, запуганным меньшинством, вечно страшащимся смерти за свои грехи. Как слово митим в применении к грешнику подчеркивает, что он отказался от подлинно человеческой жизни и перешел к жизни зверя; так же и слово на'аламим означает, что из-за своего нечестия он уже скрыт от мира. Пророк Наум сказал (3:11): «Ты также будешь пьян и скрыт [на'алама]». Редак комментирует: «Как если бы ты не существовал, в согласии со словами (Овадия, с. 16): „Они будут пить и поглощать [вела'у – ולעו ]; они будут, как если бы они не существовали"». В Овадии Редак исходит из того, что значение слова вела'у основано на стихе Притчи 20:25: «Тот, кто падает жертвой греха, поглощает [ ילע ] святое». Ибн Эзра также обращается к 16 стиху Овадии, когда переводит Иов 6:3 таким  образом:«Следовательно, мои слова поглощены [ לעו ]». Он комментирует: «Т. е., они скрыты, как будто поглощены». Как видим, грешник называется «скрытым», потому что он как бы поглощает святое, делает его несуществующим, и точно так же сам оказывается поглощен из мира живых, как будто его в нем никогда не было.
Б-г преподал Народу Израиля этот вечный урок, когда решил наказать Кораха и его сподвижников страшным наказанием – их поглотила земля: «Они пали в глубины, живые, со всем, что у них было» (Числа 16:33). Корах и его сподвижники названы реша'им, грешники, поскольку они посеяли раздор, а Дафан и Авирон еще и проявили дерзость. Наши мудрецы сказали (Бамидбар раба 18:12):Четыре названы реша'им: тот, кто поднимает руку, чтобы ударить своего товарища, хотя если тот его и не бил…; кто занимает и не возвращает долг…; дерзкий…; кто сеет раздор.Более того, Корах также отрицал божественное происхождение Торы: «Корах спорил с Моисеем и сказал: „Моисей сделал все это сам" (Танхума, Корах 8).
По этой причине Б-г решил показать, что нечестивые могут живьем быть поглощены и скрыты, словно они метим, мертвые. Для этого он повелел земле развернуться, и она «скрыла их, и они были потеряны для общества» (Числа 16:33).Наши мудрецы сказали (Танхума, там же, 9): «Некоторые говорят, что даже по сей день группа Кораха жива, пребывая в вечном состоянии наказания». Таким образом, Б-г создал наглядный пример, чтобы преподать всему сообществу важный урок: хотя грешник и пребывает среди живых, его поглощает та же самая земля, на которой он должен был духовно расти.Можно сделать и такой вывод: грешник старается скрыться [ להתעלם – ле-хиталем] от своей земной миссии. Поступая так, он сбрасывает ярмо этого мира [ עולם עול – ол олам].
Однако Б-г воскликнул: «Ты не можешь укрыться от него» (Втор. 22:3). В этом стихе говорится о некоем потерянном предмете, который нашли, но продолжают игнорировать, как будто его не существует (Раши). Б-г говорит об этом так: «Ты не можешь [тухал] скрыться от него». Онкелос комментирует: «Ты не имеешь права скрыться». Более того, у человека не просто нет права, но он в полном смысле слова не может скрыться, как будто это действительно невозможно, ведь Б-г может читать мысли. Точно так же говорится о человеке, отдающем детей Молоху (Левит 20:4–5):«Если люди земли скрывают [ יעלימו – я'алиму] свои глаза от этого человека… Я обращу Свое лицо против него». Также сказано (Иез. 22:26): «Они скрыли свои глаза от Моих Суббот. Я осквернен среди них».От Б-га убежать невозможно. Как сказали наши мудрецы (Бава меция 61б) по поводу стиха Левит 19:36: «Справедливые весы, справедливые меры, справедливая ефа и справедливый хин ты должен иметь. Я Г-дь, твой Б-г, который вывел тебя из земли Египта»: Б-г сказал: «Это Я, Кто в Египте отличал между каплей [семени] первенца и каплей непервенца. Это Я, Кто в будущем накажет человека, дающего в долг еврею с процентами, заявляя, что деньги принадлежат нееврею; человека, хранящего предметы, которые он взвешивает, в соли [чтобы увеличить их вес]; человека, продающего поддельную краску, заявляя, что это настоящий техелет [дорогая небесно-синяя краска]… и человека, смешивающего некошерные рыбьи кишки с кошерными рыбными кишками, которые он продает еврею». Другими словами, даже если человек грешит втайне, думая, что спрятался от всех, Б-г все равно его видит.
Человек не только не может укрыться от своего долга, но, пытаясь это сделать, он как бы исчезает из мира.Вот почему Б-г называет грех алумим, скрытой вещью: «Ты положил наши беззакония перед Собой, наши алумим – на свет Своего лица» (Псалмы 90:8). Грехи, которые мы пытаемся скрыть, продолжают пребывать под пристальным взором Б-га. Ничто не избегнет Его взора. Как сказал царь Давид (Псалмы 44:22): «Он знает тайны сердца». Таким образом, Б-г называет грешника, который пытается избежать своего долга, на'алам, скрытый. Если человек пытается спрятаться то считается, что он уже исчез из земли жизни. Он исчез, будучи поглощен.Наша святая Тора дала нам великое откровение: праведный человек даже после смерти называется живым, в то время как грешник, даже будучи живым, называется мертвым. Причина этого в том, что Тора и добрые дела праведника остаются после него в качестве вечного примера для нас. Обсуждая стих «Живые знают,что они умрут, но мертвые не знают ничего» (Еккл. 9:5), наши мудрецы говорят:«Живые знают, что они умрут»: это праведные, которые в смерти названы живыми.
«Но мертвые не знают ничего»: это нечестивые, которые названы мертвыми во время своей жизни: «А ты, о нечестивый труп [халал], князь Израиля» (Иез. 21:30).(Это сказано о царе Цидхияху, когда он еще был жив.) Другой пример: «Словом двух свидетелей или трех свидетелей мертвый человек будет казнен» (Втор. 17:6). Он жив, однако считается, что он уже умер (Берахот 18а).Мы увидели, что слово халал обозначает труп, однако в Иезекииле оно используется в другом значении. Когда человек умирает, его тело называется халал –буквально вакуум, поскольку смерть освобождает от заповедей. Однако в Иезекииле Б-г развивает эту мысль и называет живого грешника «нечестивым трупом».Наши мудрецы сказали (Танхума, Йитро 1):Писание утверждает: «Я увидел, как хоронили нечестивых, и они пришли…» (Еккл. 8:10). Можно ли хоронить нечестивых, однако при этом они приходят и уходят? Р. Симон отвечает: «В течение жизни нечестивые подобны мертвым, и их хоронят. Сказано: „Нечестивый человек тяжело трудится [митхолел] все свои дни" (Иов 15:20). Что подразумевается под словом „метхолел"? Оно обозначает „мет-холел", мертвый труп».Наши мудрецы также сказали (Танхума, Везот ха-бераха 7):«Смотри! Твои дни приблизились к смерти» (Втор. 31:14): могут ли дни умереть? Нет, но это относится к праведным. Хотя они умирают, заканчиваются их дни, но сами они остаются.
Сказано: «В Чьей руке душа всего живого?» (Иов 12:10). Разве в руках Б-га только души живых, но не мертвых? Нет, но это относится к праведным, которые даже после смерти названы «живыми».Сказано (2 Самуила 23:20): «Ванея, сын Иодая, сына живого человека из Кавцеила, который сделал могущественные дела». Можно ли быть сыном мертвого человека? Нет, но можно быть сыном нечестивого, даже жизнь которых названа смертью: «А ты, о нечестивый труп» (Иез. 21:30).Также сказано (Втор. 17:6): «Словом двух свидетелей или трех свидетелей мертвый человек будет казнен». Может ли быть казнен мертвый человек? Нет, но грешник при жизни считается мертвым.Это так потому, что он видит, как светит солнце, но не произносит благословение Б-гу, Который «создает свет». Он видит, как оно заходит, но не произносит благословение Б-гу, Который «приводит вечер». Он ест и пьет, не произнося благословение. Однако праведные произносят благословения за все, что они едят, пьют, видят или слышат. Они делают это не только в течение жизни, но и сразу же после смерти: «Святые возвышены в славе, они поют от радости на своих [смертных] ложах. Возвышенное славословие Б-гу в их устах, обоюдоострый меч в их руке» (Псалмы 149:5–6).
Если даже нечестивые Израиля названы «мертвыми», то насколько же больше это относится к неевреям, которые не посвящены Хашему, Живому Б-гу и потому считаются «мертвыми» по самой своей сути. Вот о чем говорит Танхума,Эмор 2:«Когда они скажут вам: „Спросите медиумов и прорицателей,которые бормочат и болтают", не должен ли народ искать своего Б-га? Нужно ли спрашивать мертвых о живых?» (Исаия 8:19): Б-г сказал Израилю: «Если народы скажут вам: „Оставьте Б-га небес и спросите прорицателей", скажите им: „Не должны ли люди искать своего Б-га?" Как Илия сказал Ахазу (2 Царей 1:6): «Разве потому что нет Б-га в Израиле, ты посылаешь спросить Ваал-Зебуба, бога Аккарона?» Почему мы оставили Вечного? «Господь Б-г – истинный Б-г.Он живой Б-г и вечный Царь» (Иер. 10:10). Должны ли мы спрашивать мертвых? О них говорится: «У них есть рот, но они не говорят; глаза – но не видят» (Псалмы 115:5), но о нас говорится: «Только вы, держащиеся Г-да, вашего Б-га, – вы все живы сегодня» (Втор. 4:4). Следовательно, мы должны искать живого Б-га, но о языческих божествах: «Да станут делающие их подобны им» (Псалмы 115:8).Эту же мысль наши мудрецы проводят в Танхума, Шемини 6:Р. Танхума бен Ханилаи сказал: «Б-г разрешил народам поглощать некошерные мерзости.
В качестве примера: врач пришел к двум пациентам. Он увидел, что один умирает, и сказал его семье, чтобы они накормили его всем, чем он захочет. Он увидел, что другой выживет, и объяснил его семье, что ему можно есть, а что нельзя.Врача спросили, почему одному он разрешил все, что тот захочет, а другому запретил есть некоторые виды пищи, и он ответил:„Я сказал одному, что он может есть одни виды пищи, но не может другие, потому что он будет жить, но семье другого я сказал, что он может есть все, что захочет, потому что он умирает". Так же и Б-г разрешил народам есть некошерные мерзости, но сказал еврейскому народу, которому предназначено жить: „Вы должны быть святы для Меня, ибо Я свят" (Левит 20:26); „Вы не должны делаться отвратительными" (Левит 11:43); „Это вы можете есть" (там же, с. 9); „Это вы не должны есть" (там же, с. 4); „Не оскверняйтесь с ними, чтобы вы не запятнались через это" (там же, с. 43).Почему так? Потому что еврейскому народу предназначено жить:„Только вы, держащиеся Г-да, вашего Б-га, – вы все живы сегодня"(Втор. 4:4)».
Однако если грешит еврей, то его тоже называют «мертвым» – уже при жизни. Пока он живет, он оскверняет землю, по которой ходит. Б-г постановил, что если человек прикасается к трупу или даже просто находится с ним в одной комнате, он становится нечистым: точно так же и грешник, будучи «мертвым» уже при жизни, оскверняет всех, кто делит с ним общий земной дом.В итоге, когда Б-г действительно убивает такого человека, мир наполняется радостью и весельем. Как сказано в уже приведенной цитате из Сангедрин 71б,«смерть нечестивых полезна как для мира, так и для самих нечестивых… когда нечестивые пребывают в спокойствии, это плохо и для них, и для мира».Смерть прекращает нечистое поведение и греховный образ жизни грешника,что для него хорошо и полезно. Из мира его удаляет не что иное, как любовь Б-га,цель которой – остановить зло.
Вот почему наши мудрецы сказали (Сангедрин 45а и повсюду в Талмуде): «„Люби своего ближнего, как самого себя" (Левит 19:18):выбери для него возвышенную смерть». Хотя в этом источнике говорится о грешнике, заслужившем смертную казнь, при этом сказаны и такие слова: «Люби своего ближнего, как самого себя». Даже в казни грешника проявляется любовь к нему, поскольку мы удаляем его из мира, чтобы он не смог больше творить зло.Даже казнь должна быть с любовью.Б-г создал человека для особой цели, и в тот момент, когда Он решил его сотворить, жизнь человека стала обязательным требованием. Слова «ты будешь жить ими» (Втор. 18:5) – не просто благословляют или позволяют, но обязывают человека выполнять самую важную заповедь из всех. В конце концов, чтобы творить заповеди, необходимо жить.
Следовательно, Б-г повелел, чтобы человек жил,и настрого запретил пытаться избежать обязательств, выполняемых при жизни.Вот почему Тора содержит строгое постановление не скорбеть по самоубийцам (Йоре деа 345:1).Однако есть и еще кое-что. Помимо того что человек обязан жить, ему еще и запрещается расточать время и терять даже мгновения, если их можно потратить на исполнение своего долга. Каждую секунду своей жизни человек должен посвящать исполнению своего земного долга, а именно духовно расти через исполнение заповедей, подражание Б-гу и следование Ему и Его учениям. Если человек тратит время на дела, с помощью которых планирует скрыться от своего долга или вообще из мира (например, предаваясь излишествам в вине и сне), он совершает тяжелейший грех, предает свой долг и разрушает самого себя.Создав сон, Б-г дал человеку практический символ прекращения «жизни».
Когда человек спит, он не может выполнять заповеди и по большому счету не исполняет долг «жизни» в смысле духовного роста.Мораль вышесказанного в том, что спать следует так мало, насколько это возможно без причинения вреда здоровью. Каждый час сна крадет час от жизни,от исполнения заповедей, так что человек изменяет [мешане] свою роль в мире.Бог назвал «год» по-еврейски шана, а сон – похожим словом шена; этим Он хотел дать нам понять, что мы не должны тратить время впустую. Ленивец спит столько,что в итоге теряет годы – годы «жизни», ведь в это время он не исполняет свой земной долг. Об этом пишет царь Соломон (Притчи 6:4, 6–11): Не допускай ни сон в твои глаза, ни дремоту в твои веки… Пойди к муравью, бездельник! Подумай о его путях и будь мудр: не имея начальника, надсмотрщика или правителя, он заготавливает свой хлеб летом и собирает пищу при урожае. Сколько ты еще будешь спать, бездельник?
Когда ты проснешься от сна? «Еще немного посплю, немного подремлю, немного сложу руки, чтобы поспать». Так и твоя бедность придет как разбойник, и твоя нужда – как вооруженный грабитель.Наши мудрецы сказали (Руфь раба 3:3): [Грешник в Будущем мире] говорит: «Пойду и раскаюсь!» – но ему говорят: «Глупец! Разве ты не знаешь, что Небо подобно субботе,а мир, из которого ты пришел, подобен предыдущему дню? Если человек не подготовился в предыдущий день, что он будет есть в субботу?»Человек, поучись у муравья, как правильно приготовиться к субботе, пока ты еще в зале ожидания. Когда ты окажешься в «зале пиршеств», будет уже слишком поздно.В другом месте (Элияху раба 13) мы читаем: «Следует хранить себя от сна,ибо „дремота облечет человека в лохмотья" (Притчи 23:21). Нет ничего хуже, чем дремать в синагоге или доме учения». Главная мысль здесь в том, что синагога и дом учения символизируют земное предназначение человека. Когда человек спит в этих местах, он демонстрирует презрение к ним и избегает выполнять свой долг перед Б-гом.
Б-г создал время как вместилище человеческой жизни. Жизнь – это тот ограниченный промежуток времени, в который нужно действовать, потому что когда он заканчивается, с ним заканчиваются и все возможности, отпущенные человеку. Б-г решил предупредить об этом человека, определив для некоторых заповедей временные рамки.
Так, заповедь субботы полностью зависит от времени. Те виды работ, которые запрещено выполнять в субботу, не являются плохими сами по себе – их можно (а возможно, и нужно) было делать еще за какие-то секунды до наступления субботы. Однажды мне довелось услышать объяснение стиха Вайикра раба 10:5 от замечательного рабби Иосефа Дов-Бер Соловейчика:Когда Каин пришел от суда, Адам встретил его и спросил, каков приговор. Каин ответил: «Я раскаялся и получил прощение». Когда Адам это услышал, он начал бить себя по лицу и сказал Каину: «Как могущественно раскаяние! Я не знал об этом!» В тот момент Адам сказал (Псалмы 92:1): «Псалом, песня в субботний день».С одной стороны, связь между субботой и раскаянием Каина неочевидна.Однако Р. Соловейчик объясняет, что суббота символизирует понятие времени. За секунду до начала субботы человеку еще можно выполнять работу. У него есть свобода выбора. Но как только начинается суббота, работать уже нельзя.Это урок не только о раскаянии, но и, в более широком смысле, о самой жизни. Человек должен осознать, что жизнь конечна и только при жизни у него есть время действовать и служить Б-гу. Как только солнце его жизни заходит, возможность выполнять долг, ради которого он был создан, безвозвратно исчезает.Есть и другие заповеди, ограниченные во времени, например молитвы и жертвоприношения (относительно молитв см. Берахот 26а и Тосафот, טעה ד״ה ).
В Сифри мы читаем (Пинхас 144):«Субботнее всесожжение в свою субботу» (Числа 28:10): здесь подчеркивается, что нельзя приносить пятничное всесожжение в субботу или всесожжение этой субботы в следующую субботу. То есть, если всесожжение этой субботы не принесено, то же животное нельзя использовать на следующей неделе. Когда день прошел, приношение пропущено.Об этом же говорит и Рамбам (Хилхот темидин у-мусафин 8:20): «Любое общественное приношение, время которого прошло, не должно приноситься».Возьмем закон пигул, который описывает ситуацию, когда человек собирается сделать приношение в неположенное время (Левит 7) или в неположенном месте (Левит 19). О мирном приношении говорится (Левит 19:6–8):Ты можешь есть его в тот день, в который ты принес его, а также на следующий день, но все, что осталось до третьего дня,должно быть сожжено в огне. Если кто-либо [даже намеревается]съесть это на третий день, это является мерзостью [пигул] и неприемлемо. Если человек все же съедает, он осквернил святое Г-да и должен понести вину.
Такой человек будет отрезан от своего народа.Наши мудрецы понимают: речь идет о том, что нельзя есть приношение вне установленного места. Когда человек намерен это сделать, Писание использует слово пигул – оно встречается в Иез. 4:14: «Мерзкая плоть [пигул] не входила в мои уста» (перевод Таргум Йонатан). Исаия (65:4) также говорит о тех, кто «ест плоть свиньи, и отвар мерзостей [пигулим] в их чашах».Левит 7:18 говорит о случае, когда кто-либо пытается съесть приношение вне установленного времени: «Если что-либо из плоти его всесожжения будет съедено на третий день… это будет мерзостью [пигул]». Здесь слово пигул снова напоминает нам о том, как важно выполнять заповеди в положенное для них время.Однако в данном случае Тора также озвучивает важный принцип: если священнодействие выполняется вне положенного времени, оно превращается в тяжелый грех. Цель всего сказанного в том, чтобы человек проникся важной мыслью: время – это тот удел, который отпущен ему на земле. Даже когда человек делает паузу для удовлетворения естественных потребностей, таких как еда и сон, он должен четко понимать, что их цель – укрепиться и поддержать силы, чтобы выполнять заповеди с еще большей энергией.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления "Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Жизнь и Смерть) часть 1 все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:



  • Copyright © 2008. Кахане жив, Кахане прав!
    Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля.
    У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Статистика