::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

"Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Добро и зло)

  • Сообщить о ошибке
10-05-2010, 18:48 Разместил: jude Просмотров: 2 349
Как сказали наши мудрецы (там же): «Моисей заповедал нам Тору как наследие“ (Втор. 33:4): наследие нам, а не им».(Конечно, нееврей может и даже обязан изучать семь законов Ноя, о чем  прямо говорят мудрецы (там же): «[Высказывание рабби Меира о том, что] даже нееврей, если он изучает Тору, подобен первосвященнику, относится к изучению семи законов Ноя».)Не дай Б-г, чтобы Б-жьи заповеди остались для нас лишь игрушкой для ума!Чтобы этого не произошло, судьи должны были объявлять приговоры, а надзиратели – принуждать к их исполнению.
Нравится нам это или нет, Тора содержит заповедь принуждения общества к добру. Без этой заповеди не было бы ни судей,ни справедливости, ни мира.Принцип Торы о принуждении общества к добру на фундаментальном уровне противоположен культуре народов с ее демократией и подчинении воле большинства. Главное божество, золотой телец этой культуры – демократия.Перед демократией должен преклонить колена каждый нееврей, каждый язык должен клясться ее именем. Демократия выдала карт-бланш на самые мерзкие грехи, для нее мир – собственность не Всевышнего, а смертного человека.
Б-г создал мир ради абсолютного добра – мир святости, чистоты и истины.Демократия же выдвинула лживый постулат: «Большинство может делать все, что захочет», и объявила войну Создателю и Его указам: «Давайте разобьем их узы на
части и отбросим их узы» (Псалмы 2:3); она сделала этот мир вместилищем алчности, эгоизма и животных страстей.
Нормы поведения человека, государства и самого мира стали определяться молчаливым большинством сообразно его чувствам и представлениям, при этом представления эти в основном сводятся к погоне за похотями и удовольствиями. Тора не признает права демократии учреждать принципы, противоречащие Б-жьим заповедям. Наши мудрецы учат этому на примере осады Иерусалима Сеннахиримом. Царь Езекия и писец Сивна начали спорить о том, нужно ли заключать мир, то есть, по сути, сдаваться Сеннахириму: Каков пример злого союза [такого, численностью которого можно пренебречь]? Сивна [который хотел сдаться], выступил перед 130 тысячами, тогда как Езекия выступил перед лишь 110 тысячами.
Когда Сеннахирим осадил Иерусалим, Сивна написал записку и пустил ее со стрелой: «Сивна и его партия сдаются. Езекия и его партия – нет»… Езекия начал сомневаться, сказав: «Возможно, Б-г благоволит большинству, и раз они собираются сдаться, то и мы должны». К нему пришел пророк и сказал: «Не относись как к союзу к тому, что этот народ называет союзом» (Исаия 8:12). Объединение Сивны было злым, и такое объединение не принимается в расчет (Сангедрин 26а).
Раши комментирует: «Не думай, Езекия, что численность Сивны должна считаться большинством». Понятие большинства не применимо к грешникам и любым выборным технологиям, целью которых является восстание против Б-га и Его заповедей. Никакое большинство смертных людей не имеет права восстать против Того, Кто создал их всех. Только самый последний глупец может одновременно верить в богооткровенность истины Торы и при этом считать, что человек имеет право выбора,следовать этой истине или нет.
Демократия предназначена для тех обществ и стран, которые лишены истины. Поскольку в таких странах все партии лжи истинны, естественно, что ни одной лжи не дается предпочтение над другой. Однако для нас Моисей – истина, его Тора – истина, а все грешники – лжецы. Мы не должны превращать Царство Б-га в анархию человека.
Именно для этого Б-г приказал Моисею назначить вождем Иисуса Навина.Моисей сказал: «Будь сильным и мужественным, ибо ты придешь [ תבוא ] с этим народом в Землю» (Втор. 31:7 в переводе Онкелоса). Тогда Б-г Сам приказал Иисусу следующее (там же, с. 23): «Будь сильным и мужественным, ибо ты приведешь תביא] ] Детей Израиля в Землю». Наши мудрецы комментируют (Сангедрин 8а): Во-первых, сказано: «Ты придешь», и затем: «Ты приведешь». Р.Иоханан сказал: «Моисей сказал Иисусу: „Ты и старейшины поколения с ними“». [Раши комментирует: «Он поступал по их слову».] Б-г сказал ему: «Возьми свой жезл и разбей их головы. У поколения один лидер, не двое».
(См. главу Еврейское правительство, в которой мы подробнее рассмотрим этот вопрос.)Б-г создал добро и мир, который также полностью добр. Затем Он дал точные определения добра и зла в еврейском законе, в соответствии с которыми мы должны воевать со злом и злодеями до их полного истребления.Законы добра и зла не менее конкретны, чем законы Шабата и другие заповеди. В них четко сказано: никакой терпимости к злу и сосуществования с ним. У нас должно быть четкое понимание, что добро и зло не могут существовать в одной вселенной, в одном мире. Нам дана заповедь «уничтожить зло в нашей среде»(Втор. 13:6), а в конечном итоге и в нашем мире.
Часто иностранная культура согласна с Б-жьей Торой в том, что определенные люди, народы и понятия являются злыми. Однако носители этой культуры не понимают, что они, их дети и внуки должны встать и искоренить из мира это зло.
Вместо этого они проповедуют любовь к грешникам, используя такие аргументы:
«они тоже были созданы по образу Б-га»; «ненависть –отрицательное, злое качество само по себе»; «беспочвенная любовь лучше, чем беспочвенная ненависть»;«даже к врагам мы должны проявлять терпимость, любовь, братство, мир и дружбу».Вот таким способом дерзкие гордецы восстают против Б-жьей истины. Подавляющее большинство из них полностью отвергает божественность Торы и лишь иногда прибегает к выборочным цитатам из Торы для обоснования своих идей, да и то с ужасными искажениями. Эти невежды бесстыдно проповедуют любовь к нечестивым, что на деле означает нечестие и ненависть к добру. Проповедуя доброту к нечестивым, они поощряют зло к праведным и невинным.Горе невежде [евр. бур], не образованному в Торе, лишенному знания! Есть заповедь, что его невежество должно быть искоренено из мира. Горе зернохранилищам Израиля, полных невежества [бурут; евр. бар означает зерно]! Их невежество и грех не имеют пределов.
Искажая понятие зла, они оскорбляют Б-га, поскольку искажают Его качества: доброта, милосердие, любовь и т. д. В своем невежестве они самым невероятным образом подстраивают слова наших мудрецов под собственное толкование Торы. Они призывают к милосердию и любви к врагам Израиля, жаждущим еврейской крови, и в качестве доказательства цитируют Гиллеля. Один человек решил обратиться в иудаизм и поставил перед Гиллелем условие, что он должен обучить его всей Торе, пока тот стоит на одной ноге. На это Гиллель ответил (Шабат 31а): «Что ненавистно тебе, не делай своему ближнему. В этом вся Тора…»Эти глупцы цитируют мудрейшего из людей, царя Соломона (Притчи 24:17): «Не радуйся, когда твой враг падает». Они также цитируют из Мегила 10б:
«Ангелы-служители хотели воспеть Б-гу славу [когда египтяне утонули в море].Б-г ответил: „Дело Моих рук тонет в море, а вы будете петь?“» Снова и снова обманщики и невежды прибегают к частичному цитированию, то выпустив фрагмент, то исказив смысл цитаты. Эти невежды, «чужие уста, источающие мед»(Притчи 5:3), еще и берутся проповедовать!Однако Б-жья Тора совершенна, поскольку исходит из уст Совершенного Б-га. Его высказывания совершенны, лишены всяких примесей. Как сказал царь Давид (Псалмы 18:31): «Б-жьи пути совершенны. Слово Г-да испытанно. Он – щит для всех, кто ищет в Нем прибежища»; а также: «Слова Г-да чисты, как серебро, испытанное в горниле земли, очищенное семь раз» (там же, 12:7).
Между тем обманщики превратили очищенное серебро в шлак и утопили в нем простых евреев. Как сказал царь Соломон (Притчи 26:23): «Горящие уста и нечестивое сердце – словно глиняный черепок, покрытый неочищенным серебром». Горе нам, ибо мы видим страшное исполнение слов Иезекииля (22:18):«Дом Израиля стал как неочищенный металл». Кто «очистит нашу окалину словно щелочью [бур]» (Исаия 1:25)? Кто очистит невежду [бур] от его шлаков, исполнив пророчество: «Удали примеси из серебра, и появится сосуд у мастера. Удали нечестивого от царя, и его престол будет утвержден в праведности» (Притчи 25:4–5)? Кто зажжет для нас свечу Авдалы, исполнив заповедь отделения скверны от святости? Кто выделит чистую истину из мусорной урны лжи, кто спасет Тору от искажений и подлога? Это не что иное, как милхемет мицва – обязательная война,о которой мудрецы говорили (Сота 44б): «Все идите [на войну], даже жених из своих [брачных] чертогов».
Именно о нашем времени говорится в Притчах 26:5:«Ответь глупцу по его глупости, чтобы он не стал мудрым в своих глазах». Выслушаем же Б-жью заповедь, Б-жью истину о зле и злодеях.Вот что сказали наши мудрецы (Ялкут шимони, Техилим 47:754):Пока зло правит миром, Б-г не сидит на Своем престоле… А когда Б-г сядет на него? «Спасители появятся на горе Сион, чтобы судить гору Исава; и царство будет принадлежать Г-ду» (Обадия, с.21).То, что миром управляют грешники, – это вызов и угроза владычеству Б-га.Следовательно, мы обязаны избавить от них мир.Что касается войны против врагов Израиля и Б-га, мудрецы пишут (Танхума,Шофтим 15): «Когда ты идешь на войну, чтобы сразиться со своими врагами» (Втор. 20:1): что прибавляют слова «со своими врагами»? Б-г сказал:«Идешь сразиться со своими врагами. Не жалей их, как они не жалели тебя».
Мудрецы говорят: «Иди против них как врагов» – не как друзей. Этих грешников никогда не заботило твое благополучие, так что и ты не должен беспокоиться об их благополучии. Это этичный, философски обоснованный закон Б-га. В отношении к врагам нет места любви и прощению.С другой стороны, если дать грешнику возможность захватить Израиль, он не проявит к нам милосердия. Мудрецы говорят (Ялкут шимони, Д’варим 20:923,цитата из Эйле ха-д’варим зута):
«Когда ты идешь сразиться со своими врагами»: если ты пожалеешь их, они пойдут сражаться с тобой. Это как пастух, который наблюдал за своими овцами в лесу. Он нашел волчонка и пожалел его, позволив ему кормиться у овец. Его работодатель увидел это и сказал ему: «Убей его! Не жалей его, а то несчастье постигнет стадо». Пастух не последовал его совету. Когда волк вырос, он, увидев агнца или ягненка, убивал его.
Его работодатель тогда сказал: «Разве я не говорил тебе не жалеть его?» Моисей сказал то же самое Израилю:«Если вы пожалеете их, тогда „те, кому вы позволите остаться,станут как колючки в ваших глазах“ (Числа 33:55)».Мы не должны любить и прощать тех, кто восстал против Б-га. Согласно закону, если враг восстает против Израиля, то этим он восстает против Б-га (Мехилта, Бешалах, Месехта дешира 6):
«В величии Твоей превознесенности Ты сокрушил тех, кто восстает против Тебя» (Исход 15:7): с великим могуществом Ты вооружаешь всех, кто восстает против Тебя. А кто они? Те, кто восстает против Твоих детей… Ибо кто восстает против Израиля, восстает против Б-га.Это проклятье адресовано всем, кто искажает Б-жьи качества. Нет никаких сомнений, что Гиллель дал нам великий принцип, когда сказал: «Что ненавистно тебе, не делай своему ближнему. В этом вся Тора». Однако при этом он добавил:
«Остальное – комментарий. Ступай и учись» (Шабат 31а). У принципа есть комментарий, и только невежда, глупец или шарлатан может проигнорировать этот факт и намеренно вырезать окончание фразы Гиллеля. Разве он говорит о неевреях – врагах еврейского народа? Должен ли еврей ставить себя в равные условия с проклятым, нечестивым неевреем, жаждущим его крови? Любой, кто хоть изредка открывает Талмуд, кто хоть раз читал Шас и Поским, понимает, насколько это смешно. Любить своего врага? Кто он для нас, «ближний», ре'а? Следует читать не ре'а, а ра, зло! Он злодей, грешник, враг. Мы не обязаны проявлять к нему дружелюбие. Напротив, наши мудрецы учат (Бамидбар раба 21:4): «„Враждуйте с мадианитянами“ (Числа 25:17): почему? „Потому что они враждуют с вами“ (там же). Следовательно, мудрецы объявляют: „Если кто-либо пришел убить тебя,убей его первым“». Мы должны не любить его, а убить!
Сколько же искажений Б-жьих качеств увидели последние поколения! Эллинисты осознанно исказили фразу «творение Моих рук тонет в море», как будто мы должны угрюмо сдерживать радость при виде падения нашего врага. Такое мышление стало неотъемлемой чертой жертв иностранной культуры. Эти невежды и обманщики игнорируют конец этой фразы – именно то место, где предписывается радоваться падению врага.Источник начинается словами (Мегила 10б):«Как Г-дь возрадовался, проявляя к тебе благосклонность, так же Он возрадуется, нанося тебе ущерб» (Втор. 28:63).
Радуется ли Б-г падению грешника? Разве не говорится (2 Летопись 20:21): «Выйдя перед войском, они говорили: „Благодарите Г-да, ибо Его милосердие пребывает вечно“? И Р. Иоханан сказал: «Почему они не сказали:„Благодарите Г-да, ибо Он благ“? Это так потому, что Б-г не радуется падению нечестивого». Затем он сказал: «Что мы узнаем из фразы „одни не приблизились к другим всю ночь“ (Исход 14:20)?
В тот момент ангелы-служители хотели воспеть Б-гу славу [когда египтяне утонули в море]. Б-г ответил: „Дело Моих рук тонет в море, а вы будете петь?“»В Талмуде дальше говорится: «Р. Элазар сказал: „Б-г не радуется, но дает радоваться другим“. Во Втор. 28:63 сказано: „Г-дь даст [другим] радоваться [ясис]“, но не „будет радоваться [ясус]“».Конечно, милосердный Отец и Создатель всего живого, праведного и злого,не радуется, когда гибнут Его злые дети. Несмотря на свой грех они по по-прежнему принадлежат своему Творцу. Какой отец будет радоваться, глядя на смерть своего сына, пусть даже этот сын самый злой на белом свете?
Однако это не мешает Б-гу не мешкая убивать дело Своих рук, как в случае с египтянами. Он не поет, не радуется – Он просто топит Свои творения в море. Да, Он не радуется Сам и не позволяет радоваться на Небе, но другие, еврейский народ, должны радоваться. Фактически, Он даже требует, чтобы они пели от радости.Мудрецы говорят (Мехилта, Бехшалах, Месехта деваехи, гл. 2):«Г-дь будет сражаться за тебя» (Исход 14:14): то есть, «совершит ли Б-г могущественные чудеса для тебя, пока ты просто стоишь и молчишь? – спросил Израиль у Моисея. – Что мы должны делать?» И он ответил: «Восхваляйте и превозносите! Пойте славословия, хвалу и величие Владыки всех войн, как сказано: „Да будет в их устах высокая хвала Б-гу“ (Псалмы 149:6)»…
Тогда Израиль открыл уста и начал петь Б-гу славословия.Вот другой источник:Что означает выражение «хигайон села» (Псалмы 9:17)? Израиль сказал: «Что еще мы можем делать, кроме как петь Б-гу славословия?» Как сказано: «Тогда Моисей запел» (Исход 15:1). (Ш’мот раба 23:9.)В той ситуации Моисей и дети Израиля пели Б-гу песню хвалы! Б-г сначала утопил египтян, хотя они и были делом Его рук, и затем потребовал радоваться об этом. Израиль должен был благодарить и прославлять Б-га за уничтожение зла.Фараон и злые египтяне восстали против Б-га и Его помазанника, Израиля:«Цари земли встали; правители советуются вместе против Г-да и против Его помазанника» (Псалмы 2:2).
Тот же фараон и тот же Египет сказали (Исход 5:2):«Кто такой Г-дь, что я должен послушать Его голос и отпустить Израиль? Я не знаю Г-да и не отпущу Израиль». Фараон поднял бунт против своего Создателя, высокомерно хуля имя Б-га. Вот почему Б-г сказал Моисею: «Египтяне узнают,что я Г-дь, когда я простру руку над Египтом и выведу Детей Израиля из них»(Исход 7:5).Даже после Исхода и десяти казней Б-г продолжил и дальше карать египтян.Он сказал Моисею (Исход 14:4): «Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними, и Я прославлюсь через Фараона и все его воинство, и египтяне узнают, что Я Г-дь».
Когда Б-г утопил дело Своих рук, Он не пел Сам, но приказал петь Израилю – петь об освящении Его имени, оскверненного надменными, высокомерными египтянами. Как сказано в Мехилта, Бешалаш, Месехта де-шира 2: «„Я буду петь Г-ду, ибо Он высоко превознесен“ (Исход 15:1): Он превознесен выше, чем все другие кандидаты на превознесение, ибо Он наносит удар народам в месте их самой большой гордости». В другом месте мы читаем (там же, Месехта девайехи 1):«Я прославлюсь через фараона»: этот стих учит, что когда Б-г наказывает народы, Его имя превозносится в мире… «Египтяне узнают, что Я Г-дь». До этого они не знали Его, но теперь они узнают.Из-за их высокомерия и нечестия Б-г утопил дело Своих рук в море и приказал Израилю петь хвалу и благодарность Б-гу, чтобы оповестить мир, что «Г-дь будет править всегда, навсегда» (Исход 15:18). Прощение и любовь к врагу? Милосердие и скорбь по его смерти? Вот что мы читаем в Мидраш авхир, цитируется по Тора шлемах, Исход 14:31, письмо 210:«Израиль увидел великое дело» (Исход 14:31): когда Б-г пожелал утопить Египет, Уза, ангел-покровитель Египта, встал перед Б-гом и сказал: «Владыка Вселенной! Тебя зовут праведным и честным… Почему Ты хочешь утопить египтян?»… Тогда же поднялся Гавриил,взял глиняный кирпич и встал перед Б-гом, говоря: «Владыка Вселенной! Проявишь ли Ты милосердие к тем, кто так жестоко порабощал Твоих детей этими глиняными кирпичами?» Б-г немедленно отказался [от милосердия], осудив их сурово и утопив их в море Скорбь о смерти злых? О врагах Израиля?
Вот что сказано в Мидраш техилим, Мизмор 22:Что евреи сделали с египтянами? Каждый еврей взял свою собаку и поместил ее лапу на шею [мертвого] египтянина, сказав: «Ешь руку, поработившую меня! Ешь кишки, которые не жалели меня!» Наказание нечестивых египтян увенчало Б-га Царем царей и освятило Его имя, которое было осквернено богохульством народов. В песне Израиля выражено освящение Б-жьего имени и царства. Наши мудрецы говорят (Ш’мот раба 23:1):«Тогда [аз] Моисей начал петь» (Исход 15:1): именно об этом случае говорится во фразе «Твой престол утвержден с давних времен.Ты с вечных времен» (Псалмы 93:2)...
Хотя Б-г «с вечных времен», Его престол не был утвержден и Он не был известен в Своем мире, пока Его дети не стали петь Ему хвалу… Б-г стоял в море, и мы пели Ему хвалу, и только тогда Его царство было установлено и Его трон утвержден.В Ялкут шимони (Техилим 93:847) сказано: «„Твой престол утвержден с давних времен“: эта одна из шести вещей, которые Б-г соблаговолил создать перед тем, как сотворил мир». Другими словами, Б-г решил создать мир, чтобы восседать на Своем престоле как Царь, и когда Он мстит нечестивым, как «тогда» (когда Моисей пел), Его престол утверждается.Однако есть и еще кое-что.
Наши мудрецы учат, что Б-г действительно радуется уничтожению нечестивых:«Вот, Я поставил тебя надзирать за Моими подношениями» (Числа 18:8); Р. Ишмаэль сказал: «„Вот“ – радостно. „Я“ – желая того». Его ученики спросили его: «Учитель! Должны ли мы понимать фразу „Вот, Я навел потоп на землю“ (Бытие 6:17) как то, что Б-г возрадовался?» Р. Ишмаэль ответил: «Б-г радуется, когда те, кто сердит Его, уничтожены: „Когда праведники процветают, город радуется, и когда нечестивые погибают, веселье“ (Притчи 11:10); „Ты сломал зуб нечестивых. Спасение принадлежит Г-ду. Твое благословение на народе“ (Псалмы 3:8–9); „Г-дь – Царь навсегда и вовек;народы гибнут от Его руки“ (там же, 10:16); „Да истребятся грешники с земли, и да не будет больше нечестивого. Благослови Г-да, о моя душа. Прославляй Г-да!“ (там же, 104:35)» (Сифри, Корах 117).Но что можно сказать о высказывании царя Соломона, столь любимого эллинистами (Притчи 24:17): «Не радуйся, когда твой враг падает»? Например, вот как наши мудрецы описывают случай, когда Аману пришлось помочь Мордехаю взобраться на царскую лошадь:
Аман сказал Мордехаю: «Оседлай лошадь!» – но Мордехай ответил: «Я не могу, ибо я слаб со дней поста». Аман согнулся, и Мордехай залез на его спину и оседлал лошадь, по пути пнув его. Аман тогда спросил: «Разве ваше Писание не учит: „Не радуйся, когда твой враг падает“?» Мордехай ответил: «Это применяется к евреям, а о неевреях сказано так (Втор. 33:29): „Вы будете топтать их высоты“ (Мегила 16а).Призыв не радоваться падению врага относится не к нееврею – врагу Израиля, а к еврею, который стал врагом другому еврею. (Позже я объясню, как один еврей может стать врагом другому.)Искоренять зло и грешников – это заповедь на все времена.
Что касается заповеди ненавидеть зло, наши мудрецы сказали так (Танхума, Пинхас 1):«Поскольку он был ревностен к своему Б-гу, он совершил искупление за Детей Израиля» (Числа 25:13): Принес ли Пинхас приношение,которое связывалось с искуплением? Нет, но когда кто-то проливает кровь нечестивого, считается, что он принес искупление.Они также говорят: «Пока живут злые, они сердят Б-га… Когда они умирают, они перестают сердить Его» (Берешит раба 9:5). В другом месте говорится:«Смерть грешников полезна для них и полезна для мира. Смерть праведников плоха для них и плоха для мира» (Сангедрин 71б).Те, кто оспаривает этот аспект Б-жьей природы, кто предлагает собственное определение добра и зла или вообще отказывается от всяких определений, потому что считает задачу слишком сложной, – такие люди оспаривают Б-жьи качества,основанные на добре и зле: это ненависть и любовь, жестокость и милосердие,прощение и месть, равенство и расслоение, терпимость и принуждение к истине,война и мир, Демократия и Царство Небесное.
Авраам, будучи добрейшим человеком, не стал прислушиваться к совету Сары (Бытие 21:10): «Выгони эту рабыню и ее сына, ибо сын этой рабыни не должен стать наследником с моим сыном, с Исааком». Праведная Сара не просто проявила жестокость. Нет, она поняла, что Измаил был от природы злым и что он мог испортить Исаака, особенно если признать его первородство:Измаил был рожден с луком в руке и умножился с помощью лука… Однажды он увидел Исаака, сидящего в одиночестве, и пустил в него стрелу, чтобы убить его. Сара увидела это и сказала Аврааму: «Измаил сделал то и это Исааку. Встань и завещай Исааку все, что Б-г поклялся дать тебе и твоему семени. Ради моей жизни! Сын этой рабыни не станет наследником с моим сыном Исааком» (Пиркей де рабби Элиезер, гл. 30).Более того, в Берешит раба (53:11) мы читаем: Р. Акива объяснил: «„Сара увидела, как сын Агари египтянки…развлекается [мецахек]“ (Бытие 21:9): «Мецахек“ может относиться только к сексуальному греху»… Р. Ишмаэль сказал: «Это может относиться только к идолопоклонству»… Р. Элиезер бен Р. Иосси Хагелили сказал: «Это может относиться только к убийству».Сара поняла, что владея первородством, этот грешник сразу начал бы претендовать на наследство Авраама, и потребовала от мужа изгнать его. Сразу же после этого мы читаем: «Это было очень печально для Авраама в отношении его сына» (Бытие 21:11). Наши мудрецы комментируют (Берешит раба, там же, 12):«Об этом сказано в стихе: „Он закрывает глаза, чтобы не смотреть на зло“ (Исаия 33:15)».
Другими словами, Авраам из милосердия и доброты не хотел смотреть на зло, которое делает Измаил, ведь это был его сын. Поэтому Б-г приказал ему:
«Пусть это не будет печально в твоих глазах относительно отрока» (Бытие 21:12).Милосердие к жестоким – это не хорошее качество. Напротив, человек обязан отделиться от грешника, даже если это сложно или кажется жестоким. Жестокий, нечестивый человек повлияет на добро и осквернит его. Не может быть сосуществования между злыми и правыми людьми – только разделение.Заповедь истребить зло из нашей среды требует ненавидеть его, как сказано в вышеприведенном Псалме 97:10: «Любящие Г-да ненавидят зло». Если человек любит Г-да, он обязан ненавидеть грех и грешников, потому что они – враги Б-га.Тем не менее, в иностранной эллинистической культуре мотивы любви и ненависти настолько исказились, что преступлением стало считаться даже упоминание ненависти как галахического долга, при условии, что она проявляется в правильное время и в правильном месте. Ложная любовь найдет сотни способов проигнорировать зло. Поборники этой культуры превратили жестокость и месть в неприемлемую форму зла, которой нужно избегать. Это не путь Торы…Б-г создал не только вселенную, но также и качества, этику и ценности. Он создал и определил эти качества, назначив для каждого из них свое время, место и цель.
Царь Соломон сказал (Еккл. 31:1–8):Для всего есть назначенное время, и время всякому делу под небом. Время рождать и время умирать; время сажать и время собирать посеянное; время убивать и время лечить; время разрушать и время строить; время плакать и время танцевать; время бросать камни и время собирать камни; время обнимать и время уклоняться от объятий; время искать и время терять; время хранить и время избавляться; время отрывать и время пришивать; время молчать и время говорить; время любить и время ненавидеть; время для войны и время для мира.(См. мои комментарии в главе «Война и мир».)Для всего есть свое назначенное время. Для каждого качества и ценности есть свое время. Б-г создал их и назначил для каждого из них свое предназначение, место и время. Есть время любить – но есть и время ненавидеть.
Если человек не способен ненавидеть того, кого Б-г требует ненавидеть, то он грешник и еретик и обрекает мир на гибель.В конце концов, если человек не умеет правильно ненавидеть, он не умеет и правильно любить. Если человек не готов к Б-жьей войне в правильном месте в правильное время, он грешник и еретик точно так же, как и тот, кто не готов к миру. Б-г, создавший мир, понимает «разум Своих животных» (Притчи 12:10) во всех подробностях. Тот, Кто исследует внутренний мир человека, знает, что есть место для милосердия, любви, доброты и прощения, но точно так же есть и необходимость в «жестокости» – в войне, ненависти, убийстве, истреблении нечестия и зла.
На что готов пойти человек, чтобы защитить свое жилище, семью и друзей от врагов, спасти мир от угрозы, расстроить планы грешников? Что человек готов предпринять против самих грешников? Именно об этом подумал Б-г, милосердный Отец вселенной, когда взглянул вниз и увидел, что грешники угрожают Его праведникам, дорогим Его сердцу, неповинным ни в каком зле. Он понял, что будет непростительным грехом жалеть тех, о ком сказано: «От нечестивых исходит нечестие» (1 Самуил 24:13), таким образом содействуя жестокости в отношении праведников и невинных.
Кто проявляет жалость к грешнику, позволяя ему угнетать праведников, вовсе не милосерден, но жесток. Любой, кто не способен ненавидеть зло и грешников, никогда не сможет любить праведников.Смерть нечестивого несоизмеримо предпочтительнее смерти праведника, и искоренение зла несоизмеримо лучше, чем искоренение добра. Удаляя зло и грешников, Б-г проявляет доброту не только к праведным и невинным, но и к самому грешнику. Удаляя грешников из мира, Б-г проявляет к ним милосердие,поскольку не дает им продолжать творить зло и умножать свои грехи. Этим Б-г делает им ценный подарок, поскольку облегчает их наказание в последующей жизни. Именно так произошло с Енохом, о котором сказано: «Енох ходил с Б-гом и перестал, потому что Б-г взял его» (Бытие 5:24). Мидраш комментирует (Берешит раба 25:1): «Енох был лицемером – иногда праведным, иногда злым.
Б-г сказал: „Я удалю его, пока он все еще праведен“». Вот истинное значение вышеприведенного высказывания наших мудрецов:«Смерть грешников полезна для них и полезна для мира». Она полезна для мира потому, что грешники больше не вредят ему. И она полезна для грешников потому, что Б-г спасает их от них самих.Другое противоречие между Б-жьей Торой и эллинистами состоит в том, что последние отвергают понятие Неба и небесного воздаяния. Истинная жизнь человека – небесная, тогда как земная жизнь временна и лишь служит испытанием и подготовкой к переходу в мир истины (Авот 4:16): «Этот мир – как преддверие перед Будущим миром.
Приготовьтесь в преддверии, чтобы вы смогли войти в банкетный зал». Мудрецы также учат (там же, 4:22):Тем, кто рожден, предназначено умереть; тем, кто мертв,предназначено вернуться к жизни снова, и живущим предназначено быть судимыми. Вы должны знать, провозглашать и быть уверенными в том, что Он есть Б-г. Он – Создатель, Творец, Распознающий,Судья, Свидетель, Истец. Он Тот, Кто будет судить. Да благословится Тот, в Чьей сущности нет ни проступков, ни забывчивости, ни предвзятости, ни взяточничества. Знай, что подведение итогов решает все, и пусть твое воображение не убеждает тебя, что могила – убежища для тебя. Волей-неволей создан, волей-неволей рожден. Волей-неволей ты живешь, волей-неволей ты умрешь, и волей-неволей ты должен будешь дать строгий отчет перед Верховным Царем царей, Святым, да благословится Он.
Тот, кто верит в Б-жью Тору и принимает ярмо Его качеств и заповедей, понимает скоротечность и незначительность Этого мира, равно как и вечность и бесконечность Будущего мира, вечного дома души. Он также понимает, что истребление зла идет ему на пользу, поскольку не позволяет продолжать грешить. Кроме того, совершенно неважно, когда умереть – сейчас или спустя какое-то время.
Самое главное, на все есть свое время: время для милосердия и время для жестокости, в согласии с Б-жьими заповедями. Тот, кто умеет подражать Б-жьим качествам, привносит в мир и добро, и доброту. Именно об этом говорит Мишна (Берахот 54а): «„Люби Г-да, твоего Б-га, всем сердцем“ (Втор. 6:5): двумя твоими позывами, добрым и злым». Святые уста рабби Ионы (там же) изрекли следующие божественные слова:Можно было бы сказать, что хороший позыв нужен для таких качеств как милосердие и что злой позыв был создан для жестокости. [Но] когда человек не проявляет к грешникам жалости и жесток с ними, он выполняет великую заповедь, служа Б-гу своим злым позывом.Как велики слова рабби Ионы! Как далеки они от сегодняшней иностранной культуры!
Б-г установил время и место для любви и ненависти, и в правильное время в правильном месте каждое из них является долгом и заповедью. В Торе никогда не было и никогда не будет места для понятий «беспочвенная любовь» и «беспочвенная ненависть». Среди Б-жьих качеств вообще нет «беспочвенных». Для всех типов поведения есть своя ясная причина, и любовь и ненависть не исключение –в свое время и своем месте. Мы должны проявлять эти качества в согласии с заповедями и ни в коем случае, не дай Б-г, не перепутывать их местами. Мы не должны быть ни «слишком благочестивыми», ни «слишком нечестивыми».
Мы уже увидели, как сильно согрешил царь Саул. Саул был великим исследователем Торы и начальником Сангедрина, однако своей чрезмерной праведностью и милосердием он неосознанно оспорил качества Б-га, чем чуть было не навлек гибель на Израиль. Наши мудрецы так объясняют фразу «Саул залег у потока» (1 Самуила 15:5):Он был занят обрядом, который совершал у потока [т. е. тот,что совершается после нераскрытого преступления; см. Втор. 21:4].
Когда Б-г сказал Саулу: «Иди и порази Амалика», Саул ответил: «Если Тора [требует отчета] за одно нераскрытое убийство, то насколько же больше мы должны будем ответить за все эти жизни. Возможно, люди согрешили, но разве животные тоже? Возможно, взрослые согрешили, но разве дети тоже?» Раздался небесный голос, ответив ему: «Не будь чрезмерно благочестивым» (Еккл. 7:16). (Йома 22б.)Наши мудрецы добавляют: «Не будь более благочестивым, чем твой Создатель» (Кохелет раба 7:16).Мы читаем: «Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отпускать другого, ибо тот, кто боится Б-га, выпустит их всех» (Еккл. 7:18). Раши комментирует: «Держись как справедливости, так и нечестия. Если праведный пророк скажет тебе сделать что-то, что кажется тебе нечестивым, как то, что Самуил сказал Саулу, не оспаривай это».Раши также говорит (там же): «„Тот, кто боится Бога, выпустит их всех“:
законно исполнит как „справедливость“, так и [то, что кажется]„нечестие“».Возможно, здесь содержится намек на 1 Самуила 14:47–48:Саул овладел царством Израиля и сразился со всеми его врагами со всех сторон – с Моавом, с детьми Аммона, с Едомом, с царями Совы, и с филистимлянами; и везде, куда бы он ни обратился, он действовал нечестиво [яршиа]. Он действовал отважно и разбил амаликитян, и избавил Израиль из рук тех, кто грабил их.
Фраза «куда бы он ни обратился, он действовал нечестиво» была записана специально, чтобы преподать нам важный нравственный урок. Здесь использовано слово яршиа, означающее «уничтожить», «истребить» или «объявить виновным». Придя к власти, Саул принял на себя ярмо Неба и заповеди; следовательно,он также «воспринял качество нечестия» против всех народов, включая Амалика.Обращаясь «нечестиво» со злыми, он крепко держался этих качеств Б-га, что дало ему возможность «избавить Израиль от рук тех, кто грабил их».
Яршиа также может означать «успех». Мы читаем о царе Давиде: «Давид вышел. Куда бы Саул не посылал его, он имел успех [яскил]» (1 Самуила 18:5,Таргум Ионатан). В 1 Самуила 14:47 Писание говорит, что Саул тоже имел успех.Однако в данном случае использовано слово яршиа, а не яскил, чтобы показать,что успех Саула был следствием его готовности поступать с грешниками нечестиво и жестоко – в правильное время и в правильном месте, в согласии с заповедью Б-га.Но затем Саул отказался принять ярмо Неба. Он отвернулся от Б-га и начал оспаривать Его качества, делая себя благочестивее своего Создателя!
Вспомним, к чему привело ложное благочестие Саула: из-за его сочувствия к Агагу появился злобный Аман, который почти уничтожил еврейский народ. Как я уже отмечал,этот урок нам преподают наши мудрецы (Мегила 11а). Р. Леви начал свое вступление к чтению Мегилы следующим стихом: «Если ты не изгонишь жителей земли» (Числа 33:55), а Раши комментирует его так: «Они также были наказаны за то, что Саул пожалел Амалика».
Более того, если человек сбрасывает ярмо Неба, поступая слишком милосердно, это делает его жестоким. Как говорят наши мудрецы (Кохелет раба 7:16): «Тот, кто проявляет милосердие к жестоким, в конечном итоге станет жестоким к милосердным».Мудрейший из людей сказал: «Он сделал все прекрасным в свое время и поместил мир в их сердце, не оставив ничто из Своих трудов необнаруженным от начала до конца» (Еккл. 3:11). В Мецудат Давид дается прекрасное объяснение: «Все, что Б-г образовал в Своем мире, прекрасно, при условии, что мы пользуемся этим в надлежащее время и никак иначе». Если человек не придерживается Б-жьих качеств в надлежащее время, «Он не „откроет Б-жьи труды от начала до конца“». Другими словами, Творение устроено с огромной мудростью и точностью, понять которые смертный человек не в состоянии.
Как сказал царь Давид (Псалмы 139:6): «Это знание слишком прекрасно для меня; слишком высоко, я не могу постигнуть его».Тот, кто пытается изменить или заменить те или иные черты этого сложного мира, неизбежно разрушит их, так что его воображаемое милосердие обернется жестокостью. Царь Соломон сказал (Притчи 20:24): «Пути человека принадлежат Г-ду; как человеку понять свои пути?» Как человек не может понять возвышенные пути Б-га, так же он не может понять и Его жестокие пути. Если высокомерный человек сбрасывает ярмо Б-га и принимает собственные взгляды на поведение и нравственность, насмешливо отвергает Б-жий подход к этим вопросам, искажает или подделывает их, – во всех этих случаях он совершает непростительный грех.Наши мудрецы именно из этих соображений сказали следующие слова (Берахот 33а): «Велико знание Б-га, поскольку оно дано между двумя именами Б-га:„Б-гом знания является Г-дь“ (1 Самуила 2:3).
Если у человека нет знания о Б-ге,запрещено проявлять к нему милосердие». Речь здесь идет о том, что законно только Б-жье восприятие действительности, только «через Него измеряются все дела» (там же). Если кому-то не хватает знания о Б-ге, оказывать ему милосердие запрещено. Своим искаженным взглядом на нравственность такой человек будет способствовать увеличению жестокости в мире.Теперь, дорогой друг, давайте поразмышляем о таких Б-жьих качествах как доброта и милосердие, а также производных от них, согласно своему времени и месту.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления "Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Добро и зло) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:



  • Copyright © 2008. Кахане жив, Кахане прав!
    Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля.
    У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Статистика