И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!" (Тора, Шмот 32:26)
Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной" (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Глава 6
Добро и зло
Иностранная культура постоянно стремится исказить божественную истину.В борьбе этой культуры с Б-жьими понятиями веры и нравственности самое распространенное и опасное искажение – это противостояние Б-жьим понятиям с позиций «нравственности». Грешники, которые это делают, считают себя праведнее собственного Создателя. Сегодня таких людей стало очень много, причина чему – проникновение в Б-жье святилище иностранной культуры.Рамбан предупреждал об этом в своем комментарии: «Ты должен истребить все народы, которые Г-дь, твой Б-г, предаст тебе. Твой глаз не должен жалеть их“ (Втор. 7:16). Здесь сказано: „Ты не должен жалеть их“, как написано,ибо из-за милосердия глупцов будет потеряна вся справедливость». Ор ха-хаим добавляет: «Сказано: „Твой глаз не должен жалеть их“. Это согласуется с высказыванием: „Проявление жалости к нечестивому жестоко“ (Притчи 12:10).
Такое  поведение не добро, но зло».Слова наших мудрецов – вот истинное руководство для нас. Я уже писал,что нужно было сделать с ложным пророком (Втор. 13:6): «Этот пророк или провидец должен быть предан смерти, потому что он произнес ложь против Г-да,твоего Б-га». Ор ха-хаим комментирует это так: «Сифри объясняет, что „произнесение лжи“ означает подделывание Б-жьих слов». Ор ха-хаим продолжает: «И за эту подделку он умирает». Отсюда следует, что подделывание, извращение и искажение слова Б-га – это непростительный грех.С одной стороны, те, кто объявил Б-гу войну, восстав против Его слова, бросают дерзкий вызов Б-жьей природе и бесконечному величию. Царь Давид сказал:«Глупец говорит в своем сердце: „Нет Б-га“.
Они ведут себя развращенно, делают мерзости, нет ни одного, делающего добро» (Псалмы 14:1). Действительно, в своем высокомерии «они восстали своими устами против Неба, их язык ходит по земле» (там же, 73:9). Они дерзнули сотворить для себя собственную культуру,собственный менталитет, собственный подход к нравственности, при этом пренебрежительно высмеивая Б-га: «Они говорят: „Откуда Б-г узнает? Разве есть знание у Всевышнего?“» (там же, с. 11).С другой стороны, когда эти мятежники заявляют, что для них неприемлемы и болезненны законы и нравственные нормы Б-га, они подделывают истину.
Следствием этого становится искажение.Нечистые люди проникли в святилище нравственных норм Б-га и установили в нем свои собственные правила. Они превратили свет в тьму, тьму в свет и ложь в истину. Нет более опасного искажения, чем искажение понятий «добро» и «зло». Если подделать эти важнейшие понятия, то исказятся и все остальные, потому что они происходят из этих двух. В результате мир погружается в трясину лжи, нечестию и злу воздаются почести, а добро и справедливость попираются.Б-г говорит: «Мои мысли не ваши мысли» (Исаия 55:8). Этим Он обращает внимание на миссию смертного человека: преодолеть свои смертные, ограниченные и преходящие мысли и скромно принять в себя славные, истинные и бесконечные мысли Б-га.
Царь Давид описал это так (Псалмы 139:17): «Как весомы Твои мысли для меня, о Г-ди! Как велико число их!»«Пока еще Он не создал ни землю, ни поля» (Притчи 8:26); «Первым из Своих трудов древних» (там же, 22): когда Б-г решил создать мир и все что в нем,Он решил создать его по Своему собственному образу, т. е., чтобы мир был добр.Это так потому, что Б-г полностью добр, Он – абсолютная кульминация добра.Как снова и снова повторяет царь Давид: «Благодарите Г-да, ибо Он добр» (Псалмы, главы 106, 107, 118, 136 и др.).
Наши мудрецы определили, что в утреннюю молитву мы должны говорить: «Благодетельный [тов] создал славу ради Своего имени».Полностью добрый Б-г решил создать мир, который будет отражать добро,то есть выражать само понятие добра вплоть до мельчайших деталей. В понятие добра входит и физическая красота, которая также излучает божественное присутствие.Благослови Г-да, о моя душа! О Г-ди, мой Б-г, Ты очень велик. Ты облечен в славу и величие… Как многочисленны Твои дела, о Г-ди! В мудрости Ты создал их все, земля полна Твоих созданий… Да пребудет слава Г-да вечно, да возрадуется Г-дь в Своих делах (Псалмы 104:1,24, 31) Величие Б-га!
Величие Его творения! Деревья со сладкими плодами, величественные горы, увенчанные снегом, мягкая трава и лучезарные озера, чистые прохладные моря, пастбища со стадами овец и зеленые долины, золотое солнце, сияющее над землей – вся красота и слава мира создана только для того, чтобы удовлетворить душу человека, жаждущую прекрасного.Та радость, которую дарит человеку искусство и музыка, пронизывает всю его душу, возводит его на вершины духовного удовольствия.
Слава, величие, красота, великолепие – все это элементы созданного Б-гом полностью доброго мира.Физическая красота – это важный инструмент, призванный символизировать и отражать добро.Поскольку назначением творения является добро, Б-г продолжил творить и создал добродетели: честность, доброта, справедливость, милосердие и истина.Это краеугольные камни мира, его слава и величие. Создав все эти добродетели,Б-г затем воплотил их в кульминации Своего творения – человеке.
Все эти качества были взяты из идеального мира и внесены в мир реальный, чтобы найти в нем практическое выражение. Таким образом, мир был создан, чтобы быть полностью добрым.Вот почему, когда Б-г создал Небо и землю, после каждого акта творения мы читаем: «Б-г увидел, что это было хорошо», и в конце: «И это было очень хорошо» (Бытие 1:31). Другими словами, Творение гармонировало с Б-жьей идеей физического мира, отражающего добро и благость Б-жьих мыслей.
Именно это подчеркивают наши мудрецы в комментарии к стиху Псалмы 8:30 – «Тогда я была для него как любимица; я была ежедневно наслаждением» (Берешит раба 1:1):Тора говорит: «Я была инструментом Б-жьего ремесла». Когда смертный царь строит дворец, он не планирует его сам, но берет для этого мастера. Однако мастер не строит его весь сам. У него есть наброски и чертежи, как делать комнаты и проходы. Именно в этом смысле Б-г взглянул на [первый стих] Торы, чтобы создать мир, и сказано: «Берешит – посредством решит – Б-г сотворил» – «Решит» означает Тора.Далее сказано (Танхума, Берешит 1):Б-г сотворил посредством «решит»;соответственно, сказано:«Г-дь основал землю посредством мудрости» (Притчи 3:19). Когда Б-г создавал Свой мир, Он первым делом посоветовался с Торой, которая сказала: «Совет мой, и здравая мудрость; я понимание, сила моя» (там же, 8:14). Тора была наставницей для всего акта творения: «Тогда я была для него как любимица [амон]» (там же, 8:30).
Следует читать не «амон», а «омен», наставница.Посредством Торы Б-г образовал небеса и установил землю:«Если бы не Мой завет дня и ночи, Я бы не смог привести Небо и землю в движение» (Иер. 33:25). В этом смысле океан служил гарантией от затопления мира: «Разве вы не боитесь Меня? – говорит Г-дь…Я поместил песок как предел моря, вечное постановление, которое он не может преступить» (там же, 5:22). Посредством Торы Б-г покорил глубины, чтобы они не смогли затопить мир: «Он установил пределы вокруг глубин» (Притчи 8:27).
Посредством Торы Б-г создал солнце и луну: «Так говорит Г-дь:
„Кто дает солнце, чтобы светить днем, и приказывает луне и звездам, чтобы светить ночью? Кто возмущает море, что его волны бушуют?“ Г-дь воинств – Его имя» (Иер. 31:34).Так мы узнаем, что мир был основан только посредством Торы.Б-г дал Тору Израилю, чтобы они изучали ее и следовали ее заповедям днем и ночью: «Ты должен размышлять о ней днем и ночью» (Иис.Нав. 1:8); «Его удовольствие – в законе Г-да, и о Его законе он размышляет день и ночь. Он будет как дерево, посаженное у потоков вод» (Псалмы 1:2–3).
Ради тех, кто следует Торе, продолжается мир.Как сказала Анна: «Основания земли - у Г-да» (1 Самуила 2:8).Как архитектор строит здание с помощью чертежей и схем, так и Б-г создал мир согласно Торе, то есть качествам, добродетелям и идеям Б-га, присущим Торе. И целью всего этого было создание «добра». Будучи эталоном доброты, Б-г
взирает на Тору, о которой мудрецы сказали (Авот 6:3): «Нет добра кроме Торы:„Я дал тебе доброе учение, чтобы ты не забывал мою Тору“» (Притчи 4:2)Б-г создал мир для праведных, которые тоже названы «добром». Как будет показано ниже, они названы так именно в том стихе, где говорится о Творении.Как сказали наши мудрецы (Йома 38б): «Даже ради одного праведного человека создан мир: „И Б-г увидел свет, что он был хорош“ (Бытие 1:4).
И нет ничего „хорошего“, кроме как праведный человек: „Скажи о праведном человеке, что он хорош“ (Исаия 3:10)».Точно так же и Моисей, с которым не сравнится ни один другой пророк Израиля, был назван «хорошим». Как сказали наши мудрецы (Сота 12а): «„Она увидела, что он был хорош“ (Исход 2:2); Р. Меир сказал: „Хороший – это его имя“».Также сказано: «Свет сеется для праведных, и радость – для правых сердцем»(Псалмы 97:11). Добро – это мерило, по которому был создан мир.Само понятие «добра» ставит вопрос о его противоположности, сопернике–«зле». Как свету всегда противостоит тьма и сладости – горечь, так же и добру противостоит его заклятый враг – зло. Поскольку Б-г создал мир ради завершенности и апофеоза добра, очевидно, что в нем нет места злу, и уж тем более злодею.
Именно об этом говорят наши мудрецы (Берешит раба 3:6): «Б-г связывает Свое имя не со злом, а с добром. Сказано не „Б-г назвал свет «светом» и Б-г назвал тьму «тьмой»“, но „Б-г назвал свет «светом» и тьму – «тьмой»“».Поскольку человек обязан выбрать добро и полностью отвергнуть зло, что всегда требует обособленности, мы читаем (Бытие 1:4): «Б-г отделил свет от тьмы». Б-г назначил им свои собственные сферы, чтобы они не сливались, но между ними всегда было четкое различие. Наши мудрецы говорят (Иерусалимский Талмуд, Берахот 8:6): «Свету Б-г сказал: „День будет твоей сферой“. Тьме Он сказал: „Ночь будет твоей сферой“».
Раши комментирует (Бытие 1:4): «Б-г увидел, что это было хорошо и что свету и тьме не следовало пребывать вместе.Таким образом, Он основал день как стихию первого и ночь – как стихию второго». Так Б-г создал понятия добра и зла и отделил их друг от друга. Этим Он учредил фундаментальный принцип не только Творения, но и Израиля – принцип разделения. Без этого принципа существование мира невозможно. По своей сути разделение – это как раз то, что делает возможным ясное различие между добром и злом. Разделение предохраняет эти понятия от смешивания.
Мы читаем, что Моисей сказал Корею (Бамидбар раба 18:7):
Б-г установил границы для Своего мира. Можешь ли ты смешать день и ночь? В начале Бытия 4:1 сказано: «Б-г отделил свет от тьмы». Он сделал это для мира. Как Он разделил свет и тьму для мира, так же Он отделил Израиль от народов: «Я отделил вас от народов, чтобы вы были Моими» (Левит 20:26).В результате разделения желанное хранится отдельно от нежеланного. Точно так же и истина должна храниться отдельно от лжи и добро – от зла. Такое разделение помогает защитить сущность добра, его чистоту, спасти его от искажения и подлога.
Так истине и добру не смогут угрожать те, кто их отвергает. Добру, истине и всем Б-жьим качествам угрожают те, кто подделывает эти понятия, размывая их границы, называя зло «добром» а добро – «злом».По этой причине Б-г дал миру Скинию и Храм, чтобы они служили вещественными символами того мира, который задумал Б-г, полностью святого и чистого, полностью доброго, в котором не было места нечистоте и чему-либо чуждому. Для этого Б-г провел разделение между чистотой и нечистотой.По сути, понятие нечистоты лишено логического обоснования. Мудрецы говорят (Танхума, Хукат 8): Однажды прозелит спросил Раббана Йоханана бен Закая, как прах рыжей телицы может сделать нечистого человека чистым (Числа 19).
Отринув его туманным ответом, рабби Йоханан сказал правду своим ученикам: «Чтоб я так жил! Как мертвые не оскверняют нас, так и рыжая телица или вода не очищают нас. Но Б-г сказал:„Я установил установление. Я определил определение. Вы не имеете право нарушать его“».[См. также Бамидбар раба, начало Хукат.]Другими словами, Б-г специально создал искусственные понятия чистоты и нечистоты, чтобы в мире присутствовали конкретные, физические образы, соответствующие мысленным понятиям добра и зла.
Так человек сможет практически ощутить глубину нечистоты, т. е. зла. Кто нарушает эти законы, будет наказан за нечистоту. Человек по своей природе не способен ощущать понятие как реальность: следовательно, Б-г дал ему физические символы понятий. Нечистота должна служить вечным символом зла и наказания за него.Кроме того, Б-г запретил нечистым людям входить в Храм. Это тоже конкретный символ всего мира. В идеале мир должен был быть полностью чистым и добрым, в нем не могло быть места злу. Чтобы обратить внимание на этот факт,Б-г создал Храм как аналогию всего мира. При этом нечистота служила аналогией зла: ей было запрещено входить в Храм, как зло не должно было входить в мир.
Зло противоречит Творению, которое должно отражать добро и пути Б-га,Который Сам есть добро. Триумф зла стал худшим событием, какое только могло произойти. Это победа не только над добром, но и над всеблагим Б-гом, Который создал добро. Триумф зла как бы разрушает царство и господство Б-га. Б-жье имя осквернилось, и в мире образовался вакуум: мир как бы лишился Б-жьего доброго господства. Поэтому наши мудрецы недвусмысленно говорят (Ялкут шимони, Техилим 47:754): «Пока зло правит миром, Б-г не сидит на Своем престоле… А когда Б-г сядет на него? „Спасители появятся на горе Сион, чтобы судить гору Исава; и царство будет принадлежать Г-ду“ (Обадия, с. 21)».
Нельзя не заметить контраст между божественным образом мышления и менталитетом чуждой культуры народов и ассимилированных евреев. С точки зрения Б-жьей Торы, терпимость к злу невозможна. Не существует никакого оправдания сосуществованию добра со злом. Напротив, мы постоянно читаем одну и ту же заповедь: «Уничтожь зло в своей среде! Уничтожь зло в Израиле!» (Втор. 13:6; 17:7, 12; 19:19; 21:21; 22:21–22, 24; 24:7). Снова и снова Б-г говорит о необходимости отделения добра от зла, чтобы искоренить зло из своей среды.Зло – это то, что Б-г ненавидит более всего.
Оно противоречит замыслу Творца мира, который полностью добр. Это позорное черное пятно, загрязняющее красоту и великолепие Б-жьего совершенного, святого, полностью доброго мира.Зло, так сказать, угрожает Б-жьему царству и самому Его присутствию в этом мире. Оно угрожает существованию мира, созданного только ради добра.Как сказал царь Давид (Псалмы 119:104): «Из твоих заповедей я черпаю понимание. Следовательно, я ненавижу всякий ложный путь»; «Я ненавижу двуличных, но Твой закон я люблю» (там же, с. 113); а также: «Я ненавижу и презираю ложь» (там же, с. 163).А вот что сказал Амос: «Ищи добра, а не зла… Ненавидь зло и люби добро» (Амос 5:14–15). Царь Соломон сказал: «Страх Г-да – ненавидеть зло» (Притчи 8:13).
Царю Давиду принадлежат такие слова (Псалмы 5:5): «Ты не такой Б-г, Который имеет удовольствие в нечестии. Зло не пребывает у Тебя». Если Б-г ненавидит зло, то Он является и врагом грешников. Царь Давид продолжает в следующем стихе: «Хвастуны не будут стоять перед Твоим взором. Ты ненавидишь всех делающих беззаконие». Другими словами, если «зло не пребывает» с Б-гом, тогда ясно, что Он «ненавидит всех делающих злое». Мы также читаем: «Устремление Г-да против тех, кто делает зло» (там же, 34:17).
Поэтому когда Тора говорит: «Уничтожь зло в своей среде», Онкелос переводит это так: «Уничтожь грешников в своей среде». Зло как таковое – это лишь абстрактное понятие. Зло входит в мире только тогда, когда в нем появляются грешники. Они как бы переводят зло на язык реальности, оживляют его. Следовательно, несмотря на то, что грешники – творение Б-га, Он ненавидит их и приказывает удалить их из мира.Поскольку Б-г любит добро, человек должен подражать Ему и тоже любить добро, распространяя его по земле. Поскольку Б-г ненавидит зло и грешников, человек также должен ненавидеть зло и бороться с ним.
Как сказал царь Давид (Псалмы 97:10): «Вы, любящие Г-да, ненавидьте зло!» Иными словами, обязанность любящих Г-да – ненавидеть зло и искоренять его из мира.Ясно, что поскольку Б-г ненавидит грешников, это же должен делать и еврей. Он должен расстраивать их планы. Как сказал царь Давид: «Я увидел беззаконных и боролся с ними, потому что они не соблюдали Твое слово» (Псалмы 119:158); «Разве я не ненавижу их, о Г-дь, тех, кто ненавидит Тебя? Разве я не борюсь с теми, кто восстает против Тебя? Я ненавижу их высшей ненавистью. Я считаю их своими врагами» (там же, 139:21–22).
Редак так прокомментировал словосочетание «высшая ненависть»: «Такая большая ненависть, что ненавидеть больше уже невозможно».Мы также читаем такие слова: «Те, кто оставил Тору, прославляют нечестивых, но те, кто соблюдает Тору, борются с ними» (Притчи 28:4). Мецудат Давид комментирует: «Борются с ними: они не соглашаются с их нечестием, и даже если нечестивые превосходят их числом, они не льстят им». Ибн Эзра в своем комментарии предложил замечательную мысль: «Борются с ними: с теми, кто забыл закон». Наши мудрецы сказали (Йевамот 103а–б):Все, что хорошо, когда сделано праведником, плохо, когда сделано нечестивым: [Б-г сказал Лавану] «Будь внимателен, чтобы не сказал Иакову ни хорошего, ни плохого» (Бытие 31:24).
Я мог бы понять, почему ему было запрещено говорить ему плохое. Отлично! Но почему также и хорошее? Дело в том, что добро,
сделанное нечестивыми для праведных, плохо для них.Более того, мы уже упоминали комментарий Ор ха-хаим к этому стиху: «Ты должен истребить все народы, которые Г-дь, твой Б-г, предаст тебе. Твой глаз не должен жалеть их» (Втор. 7:16): «Это согласуется со словами: „Проявление жалости к нечестивому жестоко“ (Притчи 12:10). Другими словами, такое поведение не хорошо, но плохо».Царь Соломон сказал (Притчи 21:12): «Праведный человек, который помогает грешнику достичь успеха [и затем грешник приписывает свой успех не Б-гу,а себе – Мецудат Давид], ведет его к еще большему злу», и в Ш’мот раба 9:2 мы читаем:Скажи Аарону: «Возьми свой жезл» (Исход 7:9); это согласуется со словами: «Жезл твоей силы Б-г пошлет с Сиона. Правь среди своих врагов» (Псалмы 110:2).
Б-г владычествует над нечестивыми только с помощью жезла. Почему? Потому что они сравнимы с псами. Как сказано: «Они возвращаются вечером. Они воют, как собаки»(там же, 59:7). Как собак часто бьют жезлом, так же поступают и с нечестивыми. Следовательно, говорится о «жезле твоей силы»… Б-г сказал им: «Фараон – грешник. Если он попросит у тебя чуда, ударь его жезлом».Некоторые согласны с тем, что нужно бороться за добро и прославлять добрых людей, однако при этом они не могут согласиться с тем, что нужно бороться со злом и тем более осуждать и провоцировать грешников. Однако это серьезнейшая ошибка:Кто упоминает грешника, не проклиная его, не выполняет заповедь Торы: «Имя нечестивого разрушится» (Притчи 10:7). Когда бы Рав ни упоминал Амана в Пурим, он говорил: «Будь проклят Аман и его сыновья», чтобы выполнить стих из Притч (Берешит раба 29:1).
Здесь уместно привести слова наших мудрецов из Мегила 7б: «Человек должен так опьянеть в Пурим, что перестанет различать фразы „Будь проклят Аман“и „Благословен Мордехай“» – такой закон записан в Шулхан арух, Орах хаим 695:2. Многим хорошим людям сложно понять это место. Я думаю, что наши мудрецы установили здесь замечательный фундаментальный принцип. Речь идет не о том, что человек должен опьянеть до такой степени, что станет говорить:
«Будь проклят Мордехай» – не дай Б-г. Нет, но он должен понять, что нет разницы между благословением праведника и проклятием грешника. И то, и другое –заповедь.
Есть заповедь бороться с грешниками и проклинать их, и точно так же есть заповедь благословлять праведника. В Пурим не нужно стесняться проклинать Амана, потому что это заповедь – точно такая же, как и благословлять праведника. Обе заповеди одинаково важны.
В Мегила 28а мы читаем: «Ребе спросил Р. Иехошуа бен Карху: „Как тебе удалось прожить так долго?“ Последний ответил: „Я никогда не смотрел в лицо злому человеку, ибо Р. Иоханан сказал, что это запрещено“». А вот что сказал рабби Бехайе в своем великом труда Кад ха-кемах (статья Га'ава – гордость):«Страх Г-да – ненавидеть зло, гордость, высокомерие и злой путь» (Притчи 8:13): в этом стихе говорит Мудрость, уча о том,что страшащийся Б-га будет ненавидеть грешника. «Ненавидеть зло» означает, что нужно ненавидеть «человека зла», как во фразе «ва'ани тефила» (Псалом 109:4), буквально «я – молитва», что означает «я – человек молитвы».Если кто-либо является грешником, есть заповедь ненавидеть его.
Как сказал царь Давид: «Разве я не ненавижу их, о Г-ди, тех, кто ненавидит Тебя?» (Псалмы 139:21), а царь Соломон сказал: «Те, кто оставил закон, прославляют нечестивых, но те, кто соблюдает закон,противостоят им» (Притчи 28:4). Праведный человек и грешник противоположны друг другу. Каждый из них любит подобных себе и ненавидит противоположных себе. Как сказал царь Соломон: «Человек кровожадный ненавидит того, кто искренен» (там же, 29:10), а также: «Тот, кто честен, – мерзость для нечестивого» (там же, с. 27). Злой человек – это тот, кто имеет упомянутые царем Соломоном черты, а именно «зло, гордость, высокомерие и злой путь».Рабби Бехайе привел часть этого стиха: «Нечестный человек – мерзость для праведника, и тот, кто честен, – мерзость для грешника».
Как грешник презирает праведника, так же и праведник должен презирать грешника. Таким образом, праведник должен удалиться от грешника и не приближаться к нему. Как написал Рамбан (Хилхот де'от 6:1):В природе человека перенимать взгляды и поступки своих друзей и знакомых и вести себя так же, как люди в его местности. Следовательно, нужно дружить с праведными людьми и жить среди исследователей Торы, чтобы учиться их делам. Точно так же человек должен удаляться от грешников, которые ходят во тьме, чтобы не научиться их делам. Как сказал царь Соломон: «Тот, кто ходит с мудрыми, станет мудр, а товарищ глупцов потерпит ущерб» (Притчи 13:20). Мы также читаем: «Счастлив человек, который не ходил на совет нечестивых, не стоял на пути грешных и не сидел на месте насмешников» (Псалмы 1:1).
Здесь мы видим божественные мысли Торы, которые полностью противоречат успокоительной универсалистской позиции иностранной культуры. Эта культура хочет сказать (да поможет нам Небо!), что не Б-г, а человек должен определять истину и добро и зло. И пока человек не причиняет вреда ближним, он вправе делать все, что хочет.Если человек отвергает сущность и ярмо Б-га, он этим говорит: «Это моя жизнь и мое тело». Такой глупец не понимает, что каждый его грех оскверняет его душу и ведет к тому, что он начнет ранить своими ложными взглядами и других. Поклоняясь самому себе и потакая своим плотским похотям, он неизменно окажется в ситуации, когда его высокомерие и эгоизм овладеют им самим и он окажется в рабстве у своего тела и его похотей. Нет большего духовного осквернения, чем это.
И так духовно великий человек превращается в ползущее животное. Когда человек осквернен и порабощен грехом, когда он потерял контроль над своим телом, он неизменно начнет относиться так же и к другим – с эгоизмом и алчностью. Важно понимать, что когда человек вредит сам себе и оскверняет собственную душу, он совершает огромный грех. Вредить себе, вообще, большой грех. Человек даст отчет не самому себе, а Б-гу. Именно поэтому грех самоубийства считается настолько тяжелым, что самоубийцу не хоронят среди евреев. Я объясню этот момент ниже.Вот что говорится в Берешит раба 34:10:«Г-дь сказал Себе [букв. «Своему сердцу»] (Бытие 8:21); нечестивые потакают своему сердцу: «Глупец сказал в своем сердце»(Псалмы 14:1); «Исав сказал в своем сердце» (Бытие 27:41); «Иеровоам сказал в своем сердце» (1 Царей 12:26); а также «Аман сказал в своем сердце» (Есфирь 6:6). Однако праведники управляют своим сердцем:«Анна говорила себе [букв. «своему сердцу»]» (1 Самуила 1:13);«Давид сказал себе [букв. «своему сердцу»]» (там же, 27:1); «Даниил обратил внимание [букв. «на свое сердце»]» (Даниил 1:8).
Праведник управляет своим сердцем, своими злыми позывами и желаниями.Он говорит «своему сердцу» или «над своим сердцем», как бы превосходя его, тогда как грешник пойман в своем сердце, он его раб.Что еще хуже, восстание против Б-жьих постановлений вредит всему миру,поскольку Б-жьему имени и Царству наносится оскорбление. Именно об этом говорили наши мудрецы (Сангедрин 37а): «Каждый человек должен сказать: „Мир был создан для меня“». Человек – величайшее творение Б-га, он способен понимать Б-жьи качества и отличать добро от зла согласно определениям Б-га. Б-г создал мир «для человека» не в том смысле, что сделал ему подарок, но с целью подчинить волю человека ярму Б-га.Иностранная культура эгоизма и богоборчества – это прямая противоположность принятию Б-жьего ярма. Пропасть между ними непреодолима.
Даже то, как Тора определяет добро и зло, является объявлением войны народам и эллинистам. Иностранная культура считает, что абсолютное определение добра и зла невозможно, поскольку любые идеи и определения являются продуктом человеческой мысли. Как те, кто отрицает существование Всеведущего и Всемогущего Б-га, источника мудрости и истины, так и те, кто признает существование Верховного существа, но отрицает Тору Синая и мысль о том, что Б-г установил в ней критерии истины, – обе группы считают, что мы не можем предпочитать какой-то один «вариант» добра другому. Терпимость и плюрализм – вот абсолюты этой чуждой культуры.Поскольку последователи этой культуры не могут дать точное определение зла, они не могут и искоренить его. Терпимость и психологическая гибкость к почти всем взглядам и образам жизни – это их философская священная корова.
Для них главным приоритетом является абсолютная свобода, в том числе право человека делать со своей жизнью все, что он захочет, пока он не «причиняет вред окружающим».Ясно, что для Б-га и Израиля такая философия отвратительна. Создатель утвердил мир на истине – на точной, определенной Им истине. Цель создания мира – в точности воплотить в жизни идеи и качества Б-га, и всякий, кто не согласен с ними, подвергает опасности свою душу. Не человеку определять свой путь на земле. Он не свободен выбирать для себя любой стиль жизни по вкусу, но должен помнить об ответственности за свой выбор. Он может понести суровое наказание от его небесного Отца.
Торе противна мысль о том, что человек вправе делать со своим телом и своей жизнью все, что захочет. Наши мудрецы так комментируют стих Исход 32:16 –«Скрижали были скрижалями Б-га, и надпись была надпись Б-га, вырезанная [харут] на скрижалях»: «Читай не харут, „вырезана“, а херут, „свобода“. Свободный человек только тот, кто изучает Тору» (Авот 6:2).Нет, человек не свободен, он не имеет права делать все, что ему заблагорассудится. Он связан ярмом Неба и узами святой Торы. Человек становится свободным только тогда, когда соглашается принять ярмо Б-га и служить Ему. Только так он освобождается от животного состояния, которое делает его рабом собственных потребностей, собственного эгоизма и похоти.
Б-г не признает за человеком право делать все, что он захочет, пока тот не причиняет вреда ближним. Б-г считает, что жизнь человека не принадлежит ему.Человек получил заповедь жить, и жизненный путь ему был предписан свыше.Вредить нельзя не только ближнему, но также и самому себе. Когда человек выступает против своего Создателя, он вредит самому себе. Он берет свою душу и совершает духовное самоубийство, и у него нет никакого права на это.Даже сама жизнь не является личной собственностью человека. Б-г вдунул в человека дыхание жизни для того, чтобы он направлял ее на добро. Мудрецы говорят (Авот 4:29): «Волей-неволей ты был рожден и волей-неволей ты живешь».
Допустим, человек говорит: «Поскольку я был рожден против моей воли, то если я не хочу жить, у меня есть право совершить самоубийство». Но Б-г решает иначе: человек не имеет права ни жить, как хочет, ни умереть, когда считает нужным.О самоубийце наши мудрецы говорили (Семахот – Авел рабати 2:1):Мы не говорим о нем хорошего, но стоим и благословляем скорбящих, чтобы выразить уважение к живущим. Как правило, все, что служит для выражения уважения живущим, мы делаем, но не более того.
Рамбам (Хилхот авел 1:11) и Тур (Иоре деа 345) вынесли аналогичные решения. Итак, человек не вправе даже решать, жить или нет, не говоря уже о том, как жить.Б-г определил добро и зло и дал человеку заповедь (Втор. 6:18): «Ты должен делать то, что правильно в глазах Г-да» – иными словами, не то, что хорошо и правильно в твоих глазах. А чтобы поддерживать этот порядок, Б-г учредил монархическую правительственную систему. Тора принуждает людей выполнять волю Б-га, это часть еврейского закона, хотя с точки зрения иностранной культуры это и звучит кощунственно. Б-г заповедал (Втор. 16:18): «Судей и надзирателей ты должен поставить себе во всех твоих воротах»; Раши так комментирует это место: «И надзирателей: те, кто заставляют людей следовать решениям судей, принуждая розгой и плетью принять решения судей».
Наши мудрецы пишут (Д’варим раба 5:5): «Надзиратель должен быть как судья. Своим поведением он должен требовать такого же уважения, как и розгой и бичом. Если он будет поступать так, ему никогда не придется никого бить».Вот что сказано в Сефер ха-хинух (Шофтим, Мицва 491):Назначить судей и надзирателей, которые будут принуждать к соблюдению заповедей, силой заставлять сбившихся с пути истины вернуться, приказывать людям, что правильно, предотвращать недостойные дела и осуществлять наказания, применяемые к нарушителям, пока люди не станут соблюдать предписывающие и запретительные постановления, вне зависимости от личных убеждений.Это не что иное, как заповедь принуждения. Она вынуждает еврея творить добро. Почему это так важно? Наши мудрецы сказали (Танхума, Шофтим 2):«Если нет надзирателя, то нет и судьи».
Тора и заповеди – это не игры для упражнения ума. Согласно мудрецам, если человек изучает Тору не ради того, чтобы ее исполнять, то «лучше бы ему не родиться» (Иерусалимский Талмуд, Шаббат 1:2)или «подвергнуться аборту» (Иерусалимский Талмуд, Берахот 1:2).Поскольку Тора не упражнение для ума, но требует исполнения, мудрецы объявляют (Сангедрин 59а): «Нееврей, изучающий Тору, заслуживает смертного наказания». Поскольку нееврей освобожден от заповедей, ему не нужно их и изучать. Если он все же это делает, он показывает этим, что относится к заповедям как к человеческой философии, за что карается смертью. 

Комментарии (0)

Оставить комментарий