::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

"Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Принятие ярма Неба)

  • Сообщить о ошибке
8-05-2010, 21:08 Разместил: jude Просмотров: 2 041
Мы читаем в Сукка 52б: «Б-г сожалеет, что создал четыре вещи:Изгнание,вавилонян, измаильтян и злой позыв». Почему Б-г сожалеет о создании таких грешников как вавилоняне и измаильтяне, еще ясно. Об этом пишет Рамбан в своем Письме к евреям Йемена:Вы, дорогие братья, знаете, что из-за наших грехов Б-г сделал так, что мы оказались среди этого народа, Измаила, нечестие которого тяготит нас. Они придумывают хитрые планы, чтобы повредить нам и ненавидят нас, как Б-г постановил: «Наши враги – наши судьи» (Втор. 32:31).
Вы знаете, что Израиль не сталкивался с более великим, более ненавистным врагом, ни один народ не сделал больше, чтобы ослабить и уменьшить нас, чем они. Даже царь Давид, когда увидел под божественным вдохновением будущие страдания Израиля, начал оплакивать злой измаильтянский народ: «Горе мне, что я живу с Мосохом, что пребываю среди шатров Кедара!» (Псалмы 120:5).
Посмотрите, он упомянул именно Кедара среди всех сыновей Измаила, поскольку безумец [Мохамед] пришел от Кедара, насколько мы знаем его происхождение. Более того, Даниил лишь упомянул нашу незначительность и бедность в сравнении с царством Измаила – да будет он быстро покорен: «Он вознесся высоко…и некоторые из воинства и из звезд он сбросил на землю и попрал» (Даниил 8:10). Мы по-прежнему страдаем от их порабощения, подлога и лжи вне наших сил.Но почему же Б-г сожалеет об Изгнании? В конце концов, Изгнание стало справедливым наказанием за грехи еврейского народа, который нарушил Б-жьи законы и попрал Его заповеди. Б-г Сам не раз предупреждал об этом с леденящими душу подробностями: Если вы не послушаете Меня и не выполните все эти заповеди, и если вы отвергните Мои постановления и возненавидите Мои решения, так что не станете выполнять все Мои заповеди, но нарушите Мой завет, Я также сделаю это и с вами… И Я рассею вас среди народов, и Я выну меч на вас; и ваша земля станет пустыней, и ваши города станут руинами… А что до тех, кто останется среди вас, Я пошлю изнеможение в их сердце в земле их врагов; и звук гонимой листвы будет преследовать их… И вы будете умирать среди народов, и земля ваших врагов поглотит вас (Левит 26:14–16, 33, 36, 38).
Г-дь поразит вас безумием, слепотой и изумлением сердца… Он рассеет вас среди всех народов от одного конца земли до другого; и там вы будете служить другим богам, которых не знали ни вы, ни ваши отцы, даже из дерева и камня. И среди тех народов у вас не будет покоя, не будет отдыха вашим ногам; но Г-дь даст вам там дрожащее сердце, ослабление глаз и томление души… Утром вы будете говорить: «Хорошо бы был вечер!» – а вечером вы будете говорить: «Хорошо бы было утро!» – из-за страха вашего сердца, который будет страшить вас, и вида перед вашими глазами, который вы будете видеть (Втор. 28:64–65, 67).Точно так же и мудрецы объявили, что Изгнание – это кульминация божественного наказания за восстание Израиля против своего небесного Отца. Сифри (Экев 43) учил: «Вы быстро прейдете из доброй земли, которую Г-дь дает вам“(Втор. 11:17): после всех страданий, которые Я привел на вас, Я изгоню вас. Изгнание жестоко, поскольку оно равно всем остальным наказаниям, вместе взятым». В праздник Муссаф мы говорим: «Из-за наших грехов мы были изгнаны из нашей земли». Изгнание служит четкой цели – наказать Израиль самой жестокой из всех возможных кар, а именно изгнанием из своей земли и потерей государства.
О каком сожалении Б-га может идти речь, если Он специально создал Изгнание, чтобы евреи раскаялись?Да, цель Изгнания была в том, чтобы евреи раскаялись в своих злых делах.Однако Изгнание так и не достигло своей цели: оно не привело евреев ни к раскаянию, ни даже к сожалению о содеянном. Конечно, у Б-га есть все основания пожалеть об этом, ведь Он не только жестоко наказал Своих любимых детей, но наказание еще и оказалось бесполезным. И насколько же больше Он скорбит от того, что наказание не только не помогло им, но еще и сделало их хуже!Важно осознать огромную трагедию Изгнания, о которой Б-г сожалеет каждый день. Изгнание не только не вернуло еврея на правильный путь, но еще и проложило дорогу ассимиляции, смешанным бракам, фальсификации Торы и еврейского самосознания. Более того, еврей сделал самое худшее, на что был способен: он настолько исказил Тору, что забыл ее первоначальную всеобъемлющую идею.
Многие добрые евреи, среди которых немало образованных и богобоязненных, не понимают этого. Они восприняли искаженное представление о Торе. Это произошло потому, что евреи были изгнаны из Земли Израиля и отчуждены от полной жизни, которую можно вести только здесь.Именно эту мысль хотят подчеркнуть мудрецы, говоря (Шабат 138б): «В будущем Тора будет забыта еврейским народом».Это согласуется со словами Р. Шимона бар Йохая (там же):Не дай Б-г, чтобы Тора была забыта!.. Тогда как я пойму слова:«Они будут бегать назад и вперед, ища слова Г-да, и не найдут его»(Амос 8:12)? Ясность еврейского закона и ученость найти будет непросто.Другими словами, из-за Изгнания еврейские законы и понятия будут настолько искажены, что станет крайне сложно найти истину.Теперь мы понимаем, о чем сказано в Бава меция 85а: «Когда Р. Зера прибыл в Землю Израиля из Вавилонии, он постился сто постов, чтобы забыть свое предыдущее изучение Торы, чтобы оно больше не беспокоило его». Вроде бы, непонятно, зачем Р. Зера так поступил. В Вавилонии он потратил столько времени,усилий и энергии для изучения Торы, и вдруг он решает забыть все это, когда приходит в Землю Израиля!Я считаю, что он хотел очиститься от образования, которое получил в чужой, нееврейской культуре вавилонских евреев.
Р. Зера знал, что иностранные понятия и учения, которые он перенял помимо своей воли, будут ему только мешать, поскольку вступят в противоречие с образованием в Земле Израиля, содержащим только благо. Следовательно, он решил очиститься от Торы Вавилонии,чтобы воспринять истину как можно полнее и точнее.Именно из-за Изгнания, в котором мы вот уже две тысячи лет живем как меньшинство, на нас стали влиять нееврейские культуры и ценности, а наши идеи смешались с чужими. Эти чуждые для нас идеи извратили Тору и создали систему табу, из-за которой истина Б-жьей Торы была предана забвению.
Сегодня даже те религиозные» евреи, что механически соблюдают заповеди, пьют воду Торы, загрязненную ядом нееврейской культуры.Вот почему Б-г совершенно правомерно отделил Израиль от народов и дал ему особую, драгоценную землю. Так Он создал для нас основание, которого нет ни в одной другой «религии». Ни в какой другой вере от человека не требуется жить в какой-то конкретной земле. Однако еврейскому народу было заповедано жить в Земле Израиля, чтобы не смешиваться с народами и их культурами и ценностями.Тора бесчисленное множество раз акцентирует эту связь между Б-жьими заповедями и Землей Израиля: Вот, я научил тебя постановлениям и решениям, как Г-дь, мой Б-г приказал мне, чтобы ты исполнял это в Земле, в которую ты идешь,чтобы овладеть ею (Втор. 4:5); чтобы они учились бояться Меня все дни, которые они живут в этой Земле, и чтобы они учили этому своих детей (там же, с. 10); научить тебя постановлениям и решениям, чтобы ты исполнял их в Земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею (там же, с. 14); все заповеди, постановления и решения, которым ты должен научить их, чтобы они выполняли их в Земле, которую Я даю им во владение (там же, 5:28).Более того, ибн Эзра пишет (Втор. 4:10): «Б-г знал, что они не смогут надлежаще выполнить Его заповеди в земле тех, кто будет править ими». Это значит,что формальное исполнение заповедей возможно и в Диаспоре, но это будет не надлежащее исполнение. Формальную сторону заповедей воспроизвести несложно, но вникнуть в сердце, душу и учения Торы в окружении нееврейской культуры, пронизывающей всю жизнь еврейского меньшинства, будет уже невозможно.Наше знание Б-га и Его путей должно быть не только полным и точным, но и свободным от иностранных шлаков, нееврейских идей – именно об этом говорит ибн Эзра.
В таком же духе высказывается и С'форно (Втор. 6:21):Мы были рабами фараона в Египте, и поскольку из-за нашего рабства мы были неспособны достичь совершенства, которое Б-г предназначил для нас, Он чудесным образом вывел нас, чтобы привести в землю, где это совершенство было бы достижимо.Комментарий С'форно очень точен. В условиях Диаспоры вполне возможно выполнять заповеди поверхностно, но совершенство будет недостижимо. А без совершенства наступает ша'атнец – искажение и понятийное загрязнение Торы.Для еврея любая страна Диаспоры является интеллектуальным и понятийным «рабством». Там еврей обременен культурой нееврейского большинства, избежать влияния которой он не сможет.Именно эту мысль выражает Б-г в Исходе 6:6: «Я выведу тебя от бремени [сивлот] египтян и избавлю тебя от их уз [аводатам]». Очевидно, что сивлот и авода указывают на одно и то же, поскольку второй термин не изменяет смысл первого.
Однако Б-г подразумевает два разных избавления. Первое – это физическое избавление от бремени Египта, от физической работы; второе – избавление от уз, т. е. идолопоклонства и культуры Египта. Мудрецы пишут (Та'анит 2а):«„И служить Ему [уле'авдо] всем сердцем“ (Втор. 11:13): Авода означает поклоняться от сердца».То же имеет в виду и Рамбан, когда пишет (Исход 3:12):Б-г сказал Моисею две вещи. Во-первых, Он пообещал, что сойдет спасти народ из руки Египта. Во-вторых, Он мог спасти их прямо в самом Гесеме или поблизости от него, однако тем не менее Он пообещал удалить их из той земли полностью и привести в землю хананеев.Комментарий Рамбана очень важен. Если бы Б-г всего лишь хотел спасти Израиль от физического рабства, Он мог бы через казни заставить египтян просто освободить евреев от рабства и предоставить им свободу. Они бы продолжили жить в Гесеме как свободные люди. Там Б-г дал бы им Тору, чтобы они исполняли ее, живя среди египтян. Однако Он хорошо понимал, что израильтяне не смогут следовать Торе полностью и точно, пока живут среди народов, где подвержены их культурному влиянию. Следовательно, Б-г решил дать евреям их собственную землю.
Там они смогли бы стать «народом, который живет один» (Числа 23:9) – обособленным, изолированным от нееврейского влияния, «чтобы посаженный урожай и плод виноградника не был утрачен» (цитата из Б-жьего предостережения о смешанном сельском хозяйстве – Втор. 22:9).Б-г настолько хорошо понимал важность изоляции еврейского народа от нееврейского влияния, что предоставил им выбор: если кто-то откажется покидать Египет и идти в Землю Израиля, ему придется умереть в Египте:Почему Б-г привел на них тьму? Да благословится имя Б-га, Который не берет взяток, Который исследует внутренние помышления человека. У некоторых евреев были египетские покровители. У этих евреев было богатство и почет, и они не хотели уходить. Б-г сказал:«Если Я наведу на них казнь в открытом месте и они умрут, египтяне скажут: „Как Б-г наказал нас, так же Он наказал и евреев“». Таким образом, Он навел на египтян тьму на три дня, чтобы Израиль похоронил своих мертвых, так чтобы их враги их не видели… (Ш’мот раба 13:3).
В Танхуме мы читаем (Бешалах 1): «„Хорошо вооруженными [хамушим]дети Израиля покинули Египет“ (Исход 13:18): один из пяти [хамеш]». Другими словами, Египет покинула лишь пятая часть евреев. Остальные умерли, потому что не хотели уходить.Источник продолжает: «Некоторые говорят: „Один из пятидесяти“. Другие говорят: „Один из пятисот“. Р. Нехорай говорит: „Я клянусь, что не было даже одного из пяти тысяч!“ Когда они умерли? Во время казни тьмы».
Б-г хорошо понимал, почему Израиль отказался покинуть злачные пажити Изгнания. Израиль жаловался вовсе не потому, что хотел покинуть Египет. Египет был процветающей, богатой страной, полной материальных благ. Нет, это был просто стон людей, обремененных тяжелой работой: «Они стенали из-за своей работы» (Исход 2:23). Если бы евреев освободили от работы, то ясно, что большинство предпочло бы остаться в мирном, процветающем государстве. Даже когда они ушли, они продолжали раскаиваться: «Если бы у нас было мясо! Мы помним рыбу, которой мы насыщались в Египте ни за что, огурцы, дыни и лукпорей, репчатый лук и чеснок» (Числа 11:4–5).
Горе народу, готовому обменять святость и величие на меню! Б-г настоял на том, чтобы Израиль был полностью отделен от народов с их мерзкими культурами.Именно об этом пишут мудрецы в примечательном комментарии в Сифри,Экев 43:«Ты быстро прейдешь из хорошей земли, которую Г-дь дает тебе. Следовательно, ты должен поместить эти Мои слова в своем сердце» (Втор. 11:17–18): хотя Я изгоняю тебя из Земли, продолжай выполнять заповеди, чтобы, когда ты вернешься, они не показались тебе новыми.Раши, ориентируясь на этот комментарий Сифри, писал (Втор. 11:18):«Даже будучи изгнанным, продолжай выполнять заповеди. Надень тфилин и прикрепи мезузу, чтобы они не показались тебе новыми, когда ты вернешься».
Сколько тайны в словах наших мудрецов! Почему в Диаспоре мы должны исполнять заповеди только потому, «чтобы они не показались нам новыми, когда мы вернемся»? Разве заповеди не нужно исполнять в любой точке планеты, а особенно те, что относятся к телу еврея? Но Б-г дал заповеди с тем расчетом, чтобы они исполнялись только в Земле Израиля. Только там их можно выполнять полностью и надлежащим образом. И если мы и должны исполнять Тору в Изгнании, то только для того, чтобы мы ее не забыли.Во-первых, мы должны четко осознать, что Изгнание – это двойное проклятие. Изгнание обрекает еврея на страдания и одновременно подвергает его воздействию языческой культуры.
Б-г надеялся, что ужасы Изгнания вернут евреев на путь добра, приведут их к покаянию и вернут к своему небесному Отцу, однако этого не случилось. Вместо этого произошло ровно противоположное: еврей начал пытаться устроиться и ассимилироваться среди народов, стать похожим на них и перенять их духовную пустоту.Евреи желали селиться среди язычников уже начиная с детей Иакова. Имен но тогда началась и продолжается по сей день ассимиляция и заимствование чуждых обычаев и традиций, что размывает и разрушает совершенство Торы для большинства евреев: «Народ Израиля жил в Египте, в области Гесем, и они обладали ей, они были плодовиты и чрезвычайно умножились» (Бытие 47:27). Очень важны комментарии К'ли якар на этот стих: Весь этот стих воздвигает обвинение против народа Израиля.Б-г постановил, что их потомки должны стать «странниками» (Бы-тие 15:13) [т. е. временными жителями], в то время как они хотели жить там постоянно…
Этот стих также осуждает их за то, что они искали опоры в земле, которая им не принадлежала… Они настолько укрепились и настолько хотели остаться в Египте, что Б-г был вынужден взять их оттуда силой. Те, кто все еще хотели остаться, умерли за три дня мрака. Поведение наших предков предвосхитило наше собственное. Изгнание продолжалось до тех пор, пока нас не сразил самый страшный из всех ударов. Со временем Тора утратила точность и полноту. Храм наводнили странные идолы; по этой и многим другим причинам евреи стали держаться ложных идей. И по сей день многие люди, как хорошие, так и плохие, убеждены, что их извращенные идеи есть не что иное, как «Тора, которую Моисей поставил перед детьми Израиля».Есть четыре вредные секты, четыре группы жертв Изгнания, которые пострадали от него сами и которые по сей день вредят еврейскому народу.
Первая группа – это те, кто осознанно искажает иудаизм. Это еретики, отрицающие Б-жью Тору. Они страстно вожделеют чуждой культуры народов, презирают Б-жьи указы и ненавидят Его законы. Они умышленно подделывают пути Б-га, они воздвигли храмы мерзости, где заправляют никчемные раввины. Это философы невежества, рядящиеся талит, воплощение безумия – их можно вообще не брать в расчет. Их взгляды ставят их вне лагеря Торы, как прокаженных и изгнанных.
Вторая секта – это евреи, уничтоженные духовным Изгнанием и порабощенные языческими культурами. Это массы простых, необразованных евреев, не умеющих отличить правую руку от левой. Они подобны животным. Как покорные овцы, они следуют за своими злыми пастырями, которые грешат сами и оскверняют своим грехом других. О таких пастырях писал еще Иезекииль (34:4): «Слабых вы не укрепляли, больных не лечили, сломленных не поднимали, потерянных и похищенных не возвращали».
Еврейские массы Диаспоры, сломленные и потерянные в земле материального изобилия и духовной нищеты, – это интеллектуальные и духовные пленники Изгнания, в котором они живут и пускают корни, пока Изгнание не пустит корни в них самих. Они абсолютно убеждены в святости и истинности своих чуждых ценностей. Неудивительно, что они подобны зверям, ведь их мысли не мысли Б-га, а пути Б-га стали в их глазах странными и неприличными, да поможет нам Небо! Имеем ли мы право сочувствовать им? Все, что остается, это оплакивать гибель еврейских масс, уничтоженных пустыми ценностями мира.Третья секта считает, что верит в Тору Синая, хотя они тоже пойманы сетью нееврейской культуры Изгнания.
Для них осознать противоречие между этой чуждой культурой и истинными ценностями Б-га так же сложно, как раздвинуть волны моря.Поскольку они прочно усвоили нееврейскую культуру, их мучает тот очевидный факт, что между этой культурой и Б-жьими путями лежит огромная и непреодолимая пропасть. Как сложно таким евреям это признать! Несмотря на свои религиозные корни, уходящие в Тору, они пьют из эллинистических источников, ведут общую культурную и общественную жизнь с язычниками и в итоге перенимают их этику и мораль, противоречащую Б-жьей Торе. Такие евреи шатаются на своих путях, гоня от себя мысли о необходимости выбора; ведь если они сделают какой-то выбор, то уже не смогут пить из двух источников одновременно. Честное решение потребует отбросить сладкую ложь, и потому они продолжают называть сладкое горьким, а горькое – сладким, что намного проще.Из страха перед истиной эти люди построили себе вавилонские башни лжи и обмана. Поскольку некоторые раввины поддерживают этот обман, Тора облекается в мешковину и скорбит о подлоге и нравственном блуде.
Нет более серьезного пренебрежения Б-жьим ярмом, чем замена Б-жьих ценностей на ценности язычников, среди которых эти евреи живут, которыми пойманы в капкан. Вместо того чтобы внять словам Б-га (Исаия 55:8): «„Ибо Мои мысли не ваши мысли, и ваши пути не Мои пути“, говорит Г-дь», и отказаться от ложных идей ради высокой истины, они восстают против Неба и спешат поклоняться чуждым идеям мира, облачаясь при этом в священные одеяния.Совершенно естественно, что такие евреи отказываются осудить грешников,живущих по этим ценностям. Более того, они ищут им оправдания, потому что это помогает им заглушить угрызения совести. О таких сказано (Притчи 28:4): «Те, кто оставил Тору, прославляют нечестивых, но те, кто соблюдает Тору, противостоят им».Более того, они идут еще дальше и начинают яростно осуждать праведных,которые призывают принять ярмо Неба. Эта истина невыносима для них, ведь Б-г и Его качества им противны. О таких писал и царь Соломон (Притчи 17:15):«Оправдывающий нечестивого и осуждающий праведного одинаково мерзки для Г-да».Нет большей мерзости, чем когда враги Б-жьего ярма дерзко извращают иудаизм. Они богохульно смешивают Тору с чуждой культурой, а результат облачают в священные одежды, мантию Илии и Пинхаса, тогда как на самом деле их мысли – мысли Зимри. Такие люди восстают против Б-жьих законов и учений, потому что они кажутся им безнравственными. О таких сказано: «Поступать справедливо – радость для праведного, но разрушение для делающих беззаконие»(Притчи 21:5).
Иными словами, праведный человек не только принимает Б-жьи указы и спешит их исполнить, но делает это с радостью, поскольку Б-жья воля стала его собственной. Но бунтовщик против Б-га не способен принять и исполнять Б-жьи указы. Они его страшат.Жизнь в довольстве Изгнания приводит к отвержению Б-жьего ярма. Такие люди пойманы в сеть иностранной культуры, из которой черпают нееврейские ценности и идеи. В этом смысле можно сказать, что они ставят идола в святилище Б-га.Такие евреи ведут двойную жизнь: они пытаются быть верными и Б-гу, и нееврейскому миру, которые несовместимы друг с другом.
Множество учений святой Торы диаметрально противоположно нееврейской культуре. Что такое доброта, милосердие,справедливость и нравственность? Какова роль равенства и демократии, мести, ненависти и войны? Б-г и нееврей ответят на эти вопросы совершенно по-разному. Если человек не хочет принимать ярмо Неба, он облачается в одеяние, сотканное из нитей народов. Его точка зрения по вышеприведенным вопросам будет прямо противоречить точке зрения Б-га. Но именно Б-г создал мир и все, что в нем, и только Он знает ответы на эти вопросы.Иеремия сказал (10:2–3, 10): «Так говорит Г-дь: „Не учись пути народов и не страшись знамений Неба… Ибо обычаи народов – суета… Но Г-дь Б-г есть истина“».Хотя в этом стихе говорится об идолопоклонстве, из него ясно видно, что Б-г крайне серьезно относится к любым нееврейским обычаям, к любой философии или иностранной культуре, которая противоречит Его истине.
Ведь сказано: «Б-г есть истина».Современная иностранная культура гораздо хуже, опаснее и отвратительнее, чем идолопоклонство. Если идолопоклонство прошлого хотя бы признавало существование высших сил, то нынешняя мирская культура отрицает любую высшую силу, потому что сегодня человек сам венчает себя царем над миром. Такие люди гораздо опаснее, чем идолопоклонники, поскольку они высокомерно объявляют войну Б-гу.Как это сложно для человека, который появился из праха и идет в прах! Он порабощен злыми позывами, которые искушают его начиная с юности и до конца его дней. Человек – существо хрупкое, смертное и коварное. Как же сложно ему преодолеть свое эго, преодолеть ту материю, из которой он создан, чтобы безоговорочно последовать за Б-гом и полностью принять Его ярмо!Когда-то давно царь Соломон сказал (Притчи 20:9): «Кто может сказать: „Я очистил свое сердце?“» Так же выразился и царь Давид: «Вот, я был рожден в беззаконии, и в грехе моя мать родила меня» (Псалмы 51:7). Наши мудрецы комментируют (Ялкут техилим 765): «„В беззаконии“: в полном беззаконии. Даже самый святой не может избежать отдельных граней греха».Если это так, то как же сложно этому глиняному черепку по имени человек встать на пути истины! Сколько препятствий сбивают его с пути жизни, пусть даже он трижды мудр! Как это сложно в случае, когда истина искажена!
Какие ужасные последствия это несет миру – трагедии, о которых мы даже не слышали!Такой подлог особенно опасен тогда, когда его совершают люди внешне религиозные. Однако на деле эти лицемеры порабощены иностранной культурой,поскольку они изучают ее не менее тщательно, чем Тору. В результате они создают одеяние из двух видов ниток, что прямо запрещается Торой.Человек был создан как свидетель. Он должен был свидетельствовать, что все, что мы знаем о Б-ге, верно. Об этом пишут наши мудрецы в Сангедрин 92а:
Р. Элазар сказал: «Велико де'а [знание], поскольку оно дано между двумя именами Б-га: „Ибо Б-гом де'а является Г-дь“ (1 Самуила 2:3)»…Р. Элазар далее сказал: «Если у человека нет де'а, запрещено проявлять к нему милосердие: „Это народ без понимания; следовательно,Тот, Кто создал их, не проявит сочувствия к ним. Тот, Кто образовал их, не будет милостив к ним“ (Исаия 27:11)».
Он также сказал: «У кого нет де'а, тот в конечном итоге будет изгнан: „Следовательно, Мой народ попал в плен из-за недостатка знания“ (там же, 5:13)».Что это означает? Говорится ли здесь о том, что нельзя сочувствовать любому невежественному человеку, что он должен быть изгнан? В чем его грех, что он заслуживает такого наказания – причем не только он, но и тот, кто ему сочувствует?Конечно, «тот, у кого нет де'а», – это не просто невежда. Знание и интеллект обозначаются другим словом – да'ат. Но де'а – это понимание Б-жьих мыслей,идей, ценностей и качеств. Б-г создал человека для определенной роли: он должен был стать единственным существом, способным понимать Б-жье величие и покоряться Ему. «Г-дь – Б-г де'от», и человек был создан, чтобы принять это через ярмо Неба.
Де'от – учения иудаизма о Б-ге – исходят от Б-га, и человек не может придерживаться точек зрения, которые противоречат этим учениям.Человек был создан, чтобы свидетельствовать о Б-жьем величии, а свидетель может свидетельствовать только о том, что знает сам. Израиль был создан,чтобы стать собранием [эда] Б-га, а слово эда также означает «свидетель». Поэтому Израиль должен свидетельствовать о том, что знает.Отсюда следует, что каждый носитель еврейской веры в Б-га должен нести свидетельство о Б-жьем величии. Хотя еврей свидетельствует о Б-ге своей жизнью, он также является и частью еврейского народа, одного большого собрания,состоящего из множества отдельных свидетелей. Когда перед последней казнью в Египте Израиль получил национальную независимость, Б-г назвал его эда – собрание: «Скажи всему собранию Израиля»(Исход 12:3).
Если у человека нет веры в Б-га, он не готов свидетельствовать о Его бесконечном величии. Он не только перестает быть свидетелем сам, но и удаляет себя из эда в целом. Этим он отвергает свой долг – быть частью еврейского народа и нести свидетельство о Б-жьем величии. Если человек к этому не готов,то его земная жизнь теряет смысл.Несложно понять, почему такому человеку нельзя сочувствовать и оказывать доброту. В конечном итоге он будет изгнан из Земли Израиля. Эта земля выделена только для Адат Исраэль – собрания Израиля, а не для тех, кто отказывается от свидетельства. Когда еврейский народ, упаси Б-г, нарушает свою роль и отвергает веру в Б-га, он этим лишает себя права обитать в земле Собрания Израиля, поскольку нарушил смысл своего сотворения и предал своего Творца. Исаия
очень точно выразил эту мысль, когда сказал: «Тот, Кто создал их, не проявит сочувствия к ним. Тот, Кто образовал их, не будет милостив к ним». В этом стихе говорится о человеке, который был создан с целью нести свидетельство о Б-жьей природе, однако предал Б-га.
В Сангедрин 92а наши мудрецы говорят о величии де'а, после чего продолжают:Р. Элазар сказал: «Велик Храм, поскольку он был дан между двумя именами Б-га: „Место, которое Ты создал, чтобы жить в нем, о Г-дь, святилище, о Г-дь, которые Твои руки основали“ (Исход 15:17)».Р. Ада Кархина возразил ему: «Если так, тогда месть должна быть равно великой, поскольку она тоже была дана между двумя именами Б-га: „Б-г мести, о Г-дь; Б-г мести, просияй!“ (Псалмы 94:1)».Р. Элазар ответил: «Когда месть необходима, ты совершенно прав, она – великое дело».Очевидно, что между этими понятиями, которые находятся между именами Б-га, есть близкая связь: Б-г создал человека и еврейский народ, чтобы они свидетельствовали о Его величественной природе, Его де'от.
Следовательно, кто выполняет эту роль, обретает святость Б-га и вносит свой вклад в совершенный мир,созданный Б-гом. В этом предназначение Храма – служить образцовой моделью, своего рода миром в миниатюре, символизирующим вселенную в том виде, в каком ее замыслил Б-г, совершенной и святой. Вот почему Р. Элазар также говорит:«Когда у человека есть де'а [т. е., он принимает истинную природу Б-га], это так же, как будто Храм был построен в его дни».
Если человек увиливает от своего долга, изменяет цели своего сотворения,пренебрегает своим Творцом, отвергает истинную природу Б-га, – его постигнет Б-жья месть за осквернение Б-жьего имени. В этом смысле и сказано: «Когда месть необходима, ты совершенно прав, она – великое дело».Четвертая секта жертв Изгнания – это праведные, благочестивые евреи,соблюдающие всю букву заповедей, причем как серьезных, так и второстепенных.Однако Изгнание исказило и их представление о Б-ге и Его качествах.
Слава Б-гу,они не такие, как третья группа. Они не жаждут чуждой культуры, не стремятся подстроиться под нее. Однако с потерей родины и суверенитета мы потеряли и нашу роль: из святой нации в святой земле мы превратились в «религию» – набор собраний и синагог.
С каждым годом Изгнания мы забывали все больше практических понятий, относящихся к нации, земле и государству. С каждым поколением еврей, продолжая хранить верность Б-жьему слову, изменял свою роль сообразно новым условиям. Из «святого народа», связанного неразрывными узами со святой землей,еврейский народ превратился в обычную религию, которая уже не требует от нас вернуться домой и снова выполнять наш долг, но ждать праведного избавителя.Наши мудрецы установили (Берахот 48б) следующий порядок слов Благодарности, которая произносится после еды:Тот, кто не произносит «красивая, просторная земля» во втором благословении и «царство Дома Давида» в третьем, не выполняет эту обязанность.
Нахум Ха-Закен сказал: «[Во втором благословении] мы должны упомянуть завет». Р. Йосси сказал: «Мы должны упомянуть Тору».Здесь великие мудрецы определяют еврейский народ как драгоценное творение, в которое входят земля, царство, завет и Тора. Тот, кто не упоминает их все,не выполняет свою обязанность (как в Орах хаим 187:3).Мы не религия и не кехила кедоша – «святое собрание». Мы – святой, избранный народ, связанный со святой и избранной землей посредством долга вернуться в нее и заселить ее.Изгнание, постигшее нас почти две тысячи лет назад, изменило само определение понятия «еврей».
Еврей увяз в трясине забвения, он забыл о центральной роли нации и земли в Торе и определении еврейского народа через эту роль.Длительное Изгнание приучило еврея к жизни без собственной земли, к существованию в форме религии, а не нации. Еврейский народ, святой, избранный и обособленный, связанный с Землей Израиля, превратился в пустую религию, в культ, лишенный жизненной связи с собственной землей.Неудивительно, что все государственные и национальные законы – важная часть Торы, были отброшены как неактуальные, своего рода Шулхан арух, только о будущем, и в конечном итоге полностью забыты, пока «религия» пребывает в ожидании Мессии. Все представления о народе и государственности, о естественной жизни, о лидерах и войнах были положены под сукно и в итоге отринуты.
Сегодня речь идет только о законах частной жизни, а государство, народ, армия,естественная жизнь в Земле Израиля стали рассматриваться как враждебные, «нерелигиозные» понятия – да поможет нам Небо!Другие важные еврейские понятия, идеи и ценности также не избежали влияния иностранной культуры, в которой жили евреи Изгнания, в том числе и большинство наиболее ревностных ортодоксов. Избежать подобного влияния невозможно. Доброта и месть, добро и зло, равенство и отношения между евреем и неевреем – все эти понятия были искажены.Здесь очень важно отметить роль самой худшей из реформ – отмены изучения Библии в йешивах.
Кому могло прийти в голову отменить слова наших мудрецов (Авот 5:25): «В пять лет начинается изучение Библии»? Как можно было пренебречь их инструкциями о религиозном обучении, указаниями о том, что ребенок должен знать Писания еще до изучения Мишны и Талмуда?Наши мудрецы понимали, что Библия – это источник и основа структуры Торы, без которой здание будет незавершенным и непрочным. Они понимали, что только в Писании можно найти модель еврейского лидера, который жил и воспитывался в цельной культуре Земли Израиля; что только там можно узнать о путях и идеях Б-га, которым мы должны следовать.
Они понимали, что только в Библии мы найдем примеры лидеров и великих мужей, не испорченных нееврейскими культурами; что только там рассказывается о деяниях Патриархов, хранящих совершенный урок для их потомков, лидеров,изучавших всю Тору и применявших ее на практике. Только в Библии мы прочитаем о таком лидере как царь Давид, который написал Псалмы, однако не мешкая убил Голиафа, кто шествовал долинами еврейского закона, но при этом уничтожал народы:Арфа висела над кроватью Давида.
С наступлением полночи северный ветер касался ее, и она начинала играть сама собой. Давид незамедлительно начинал изучать Тору до рассвета.Однажды мудрецы вошли в его покои на рассвете и сказали:«Наш владыка, о царь! Твоему народу Израилю нужна поддержка».Он ответил: «Пусть они торгуют между собой». Тогда они сказали:«Небольшое количество не может насытить льва, и яму нельзя наполнить землей, взятой из нее», на что он ответил: «Идите на войну» (Берахот 3б).
О сочетании в одном лице исследователя Торы и военачальника наши мудрецы сказали (Моэд катан 16б): «„Таким же [как великий воин царь Давид] был Адино эзнитянин“ (2 Самуила 23:8): когда он садился изучать Тору, он делал себя таким же мягким [адин], как червь. Когда он шел на войну, он делал себя таким же жестким, как дерево [эц]». Таков путь Торы как его описывают духовные титаны Писания и Талмуда.
Кто отомстит за оскорбление Писания, отброшенного и забытого, задвинутого в задний угол двора Торы? Кто исправит искажение Торы, ее истин и идей? И точно так же остается лишь скорбеть об отмене глубокого изучения Мидраша и Агады [талмудической гомилетики]. Это ценнейший источник знаний о природе Б-га и положениях нашей веры. Как сказали наши мудрецы (Сифри, Экев 49):Хочешь ли ты знать Того, Чье слово привело к созданию мира? Изучай Агаду, ибо посредством нее ты узнаешь Б-га и сможешь держаться Его путей. Исполни свой долг, и Я исполню Свой.
Тора подобна лесу, а заповеди – деревьям. Если человек не знает, как выглядит лес, он не сможет и определить, какую роль играет каждое отдельное дерево,а также где и как сажать деревья, чтобы они соответствовали форме леса.Природа Б-га и положения нашей веры – это форма леса. Только они объясняют практические заповеди и законы, из которых состоит лес как его замыслил Дизайнер. Эти учения, объясняющие природу Торы, усваиваются через изучение Агады и Мидраша. Они же объясняют мысли и природу Б-га.
Только из них, рассматривая всю картину в целом, можно постичь роль и суть практических заповедей – деталей этой картины. Как жаль, что мы отказались от Мидраша и Ага ды! Мы стали гораздо беднее. Б-г сожалеет о четырех вещах, главная из которых – Изгнание, исказившее первоначальную идею еврейства. Полное, быстрое и славное избавление невозможно, пока мы не восстановим Тору в ее былой славе. Мы должны очистить Тору от всех шлаков и искажений. Мы должны вернуть утраченную преданность,принять Б-жье ярмо в полной покорности, чтобы восстановить точное понимание Б-жьей природы и ценностей Торы, составляющих саму ее сущность.
Тогда мы сможем восстановить истинное, завершенное здание Торы, чистое от всех запретных примесей, от всякого иностранного культурного влияния. Тогда мы постигнем и пути Б-га, и суть нашего собственного еврейства. Мы встанем на прямой путь, не отклоняясь от Б-жьей истины ни вправо, ни влево.Более того, мы обретем единство с Б-гом. С любовью и радостью мы примем ярмо Его царства, Его заповеди, Его качества.
Без всякого намека на гордость мы преданно воскликнем: «Держитесь Его!» (Втор. 10:20). Вот что написал рабби Бехайе в своем комментарии о лести (Кад ха-кемах):Для человека правильно удаляться от лести. Ему не следует осквернять свои уста, относясь к грешнику как святому или к святому – как к грешнику. Все слова человека должны быть честны, истинны и справедливы, а дела – прямодушны и искренни. Никто не заслужит бессмертия, никто не получит место в Раю без честности. Это качество, за которое прославляли наших святых предков.
Царь Давид также отметил, что тот, кто обладает этим качеством, находится среди пребывающих в Б-жьем шатре и живущих на Его святой горе: «Кто пребывает в Твоем шатре… Тот, кто ходит прямо и поступает праведно» (Псалмы 15:1–2).О домессианском поколении, такое как наше, царь Давид сказал (Псалмы 12:8–9): «Ты будешь хранить их, о Г-ди; Ты сохранишь нас от этого поколения навсегда. Нечестивые ходят с каждой стороны, когда низость возвышена среди людей». Царь Соломон написал: «Есть поколение, которое проклинает своего отца и не благословляет свою мать. Есть поколение, которое чисто в собственных глазах, но при этом не очищено от своей скверны» (Притчи 30:11–12). Об этом сокрушались и наши мудрецы (Сота 49б): «Перед приходом Мессии… те, кто боится греха, будут презираемы и истина исчезнет». И действительно, как мало стало тех, кто держится стези добра, кто поступает честно и не претыкается! Они действительно «великие Земли» (2 Самуила 7:9).
Цвет общества! Б-г не зря создал еврейский язык так, что его слова взаимосвязаны на уровне корней. Цвет [б'ней алия – из Сукка 45б] подразумевает не что иное как б'ней ол – людей, кто держится ярма, приняв его на [ме-ал] сердца. Таким образом они восходят на невероятные высоты [ма'ала] духовности. Они выходят за пределы материи и материализма, понимая, что именно в этом состоит их задача, что они обязаны [алехем] принять верховное ярмо, ибо в этом весь смысл существования мира [олам].
Мир обозначается словом олам потому, что его создание зависело от того,примет ли человек ярмо [ол] Б-га или нет. Очевидно, что приношение Ола в Храме, которое полностью сжигалось для Б-га, названо так потому, что все, в том числе человек и его имущество, принадлежит Б-гу, так что это приношение символизирует ярмо Б-жьего царства.Если человек отбрасывает ярмо Б-га, он называется бен белия'ал – человек без ярма [бели ол]. Это выражение означает грешника, как в стихе городе отступников: «Подлые люди [б'ней белия'ал] вышли из среды тебя» (Втор. 13:14). Сифри пишет (Ре'е 93): «Люди, разбившие ярмо Б-га». Аналогичным образом сказано в Сангедрине 11б: «Б'ней белия'ал – люди, которые разбили ярмо Неба на своей шее». Однако они не просто бели ол, без ярма, но и б'ней белия'ал – те, кто не служит ничьей пользе [то'элет].
Человек был создан исключительно для принятия ярма Б-жьего царства, и если он уклоняется от этого, его жизнь бесцельна, так что он живет зря. Грех такого человека называется ме'ила – «изменение». Как сказали наши мудрецы (Ме'ила 18а):«Если кто-либо совершает нарушение [ма'ал]» (Левит 5:15):Ма'ал всегда относится к некоему изменению, как в стихе: «Если чьялибо жена собьется с пути и поступит неверно [ма'ал] против него»(Числа 5:12), или: «Они отказались от веры в Б-га своих отцов и пошли вслед богам народов земли» (1 Летопись 5:25).Ме'ила означает такое изменение, которое подразумевает отход от избранного пути, изменение роли, преследование иных целей. Мо'эл предает свой долг, отвергает полученный приказ.
Это сравнимо с тем, как если бы мо'эл снял скрывающее его покрывало [ме'ил] или как прелюбодей [богед] снимает одежду. Оба они наги, потому что сняли свой ме'ил, свой бегед, свой ол [ярмо].Если человек предал священные предметы и извлек из них выгоду для себя,сделав священное несвященным, Тора требует принести в Храме приношение ме'ила для искупления греха. Когда Б-г создал мир, Он определил места и роли для всех сотворенных существ. Слово «жилище» [решут] также означает «место»; кроме того, оно может означать право быть где-либо или делать чтолибо.Женщина предназначена для своего мужа. Когда она совершает блуд, она предает и его, и свое жилище, поскольку ее жилище было освящено и отделено.
Ей было разрешено пребывать со своим мужем в его месте, так что он становится ее вместилищем, ее пространством. У нее нет права пребывать с другим мужчиной, пространство которого ей не принадлежит. Точно так же и еврейский народ был отделен для Б-га. Он является его уделом и наследием. Когда евреи заменяют Б-га идолом или иностранной культурой,они совершают измену, отход, предательство. Общий принцип гласит: человек был создан с целью принять на себя ярмо Неба и покорить эгоизм, исполнив свое предназначение в этом мире и предназначение самого мира. Тот, кто снимает с себя ярмо, предает свой долг и занимает жилище на земле обманом, поскольку его сотворение и жизнь лишены смысла.Действительно, как немногочислен цвет народа! Но это не значит, что мы можем перестать изучать, хранить и практиковать Б-жью идею еврейства так, как она была нам дана. Мы получили на это прямую заповедь, от которой не можем укрыться. Мы должны искоренить все элементы иностранной культуры, все подделки и искажения, и принять на себя ярмо Неба.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления "Еврейская идея" раби Меир Давид Кахане (ז"ל) (Принятие ярма Неба) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:



  • Copyright © 2008. Кахане жив, Кахане прав!
    Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля.
    У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Статистика