::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

ХЕВРОН в древности, сегодня и навсегда

  • Сообщить о ошибке
25-03-2010, 21:06 Разместил: jude Просмотров: 4 133
alt
 

1. Начало еврейской истории

В Хевроне берет свое начало еврейская история. Наш праотец Авраам, будучи первым евреем, выбрал Хеврон в качестве первого места для своего поселения в Земле Израиля. Именно в Хевроне он купил первый земельный надел - пещеру Махпела. В пещере Махпела похоронены наши Праотцы Авраам, Ицхак и Яаков, и их жены Сара, Ривка и Лея. Таким образом, с самого начала в сознании народа Хеврон утвердился как "город Праотцов".

В библейские времена Хеврон стал первой столицей царя Давида, который царствовал здесь 7 первых лет своего правления, - перед тем, как переселился в Иерусалим. Развалины города того периода, периода Праотцов и царства, были открыты во время археологических раскопок на Тель- Румейда - холме, под которым лежат развалины древнего Хеврона.

Во времена Первого и Второго Храмов (с 10 в. до новой эры и до 1 века н.э.) Хеврон был одним из центральных еврейских городов в стране.

После разрушения Второго Храма, район Хевронской горы стал центром еврейского восстания против римлян. Воины Бар-Кохбы боролись здесь с захватчиками до тех пор, пока не были окончательно побеждены римлянами. В течение сотен лет, под властью Византии, арабов, крестоносцы и турков- мамлюков, евреи продолжали жить в Хевроне и молиться в пещере Махпела, на могиле Праотцов. Во времена турецко-мамлюкского владычества (13в.) евреям был запрещен вход в само здание пещеры Махпела, и им разрешалось лишь подниматься до седьмой ступени восточного входа в здание. Однако, даже несмотря на то, что евреям был запрещен вход в Махпелу в течение многих лет, они на протяжении поколений продолжали прибывать в Хеврон и для того, чтобы молиться, стоя на седьмой ступени входа в пещеру Махпела. altalt

2. Еврейский квартал

После изгнания евреев из Испании в 16 в., часть изгнанников достигла Хеврона. Они приобрели большой участок земли в городе и основали на этой земле еврейский квартал. В этом квартале евреи селились на протяжении 450 лет - с 16 в. и до начала 20 в. Квартал жил насыщенной общественной жизнью, в нем были синагоги, ешивы, школы, общественные учреждения, богадельни и приюты, магазины и ремесленные фабрики и т.д.

В центре квартала находилась древняя синагога "Авраам Авину". Легенда повествует, что однажды Праотец Авраам пришел в эту синагогу для того, чтобы восполнить "миньян" (кворум, необходимый для общественной молитвы) когда евреи собрались на молитву вечером в Судный День. Эта синагога считалась одной из красивейших и важнейших в Израиле. Евреи всего мира жертвовали для нее Свитки Торы, украшения для Свитков, светильники и занавеси, выполненные искуснейшими мастерами.

В еврейском квартале Хеврона жили видные раввины и знатоки Торы. Среди них были такие, как р.Шломо Адани - автор труда "Мелахат Шломо", р. Элияhу Ди Видаш - автор "Решит Хохма", р. Авраам Азулай - автор "Хесед Авраам", его внук - р. Хаим Йосеф Давид Азулай ("Хида") и др. Среди старейших еврейских семейств, выходцев из Испании, члены которых были выдающимися лидерами и законоучителями своего времени, выделялись семьи Кастель, Биджао, Хасон, Франко, Мени, Абулафия, Гозлан, Абушдид Арха и др.

В 17 - 18 вв. происходило массовое заселение еврейского квартала Хеврона. Община увеличивалась, но евреи отказывались от выхода за пределы квартала по причинам безопасности. Поэтому строительство шло в основном вверх, дома достигали 4-х - 5-ти этажей, а между ними проходили узкие улочки. Современники так описывали еврейский квартал: "Внутри него дворы и дома, построенные чудным образом - на нижний этаж надстраиваются новые этажи и дополнительные мансарды, которые лепятся друг к другу, как ласточкины гнезда" (р.Лунц, "Хибат Иерушалми").

"Добавлялась семья, и достраивались еще этажи, и они постепенно наполнялись мальчиками и девочками. Хорошо было тому, кто жил сверху, - ему было доступно солнечное тепло и свежий воздух, но плоха была участь того, кто жил снизу, окно которого и ни разу не видело солнечного луча" (А. Авишар, "Книга о Хевроне"). Несмотря на тесноту, царившую в квартале, все современники свидетельствуют о чистоте и порядке, который там поддерживался. Там каждую неделю мылись городские переулки и регулярно штукатурились стены. Гостеприимностью своей славился квартал среди путешественников и гостей. Несмотря на стесненность в средствах, всякий гость, приехавший в Хеврон, удостаивался быть принятым в течение нескольких дней за счет общины.

Кроме общины выходцев из Испании, в еврейском квартале Хеврона селились также хасиды Хабада, переселившиеся в Хеврон из Белоруссии по указу своего Ребе Адмора Дов-Бера, в начале 19-го в. Ребе даже купил себе комнату, прилегавшую к Синагоге Авраама Авину, и основал там синагогу. Позднее в Хеврон переселилось много хабадников и вместе с ними - рабанит Менуха Рахель, дочь Адмора Дов-Бера, со своим мужем р. Яаковом Кули Слонимом и его семьей. Она прославилась своей мудростью и праведностью. Хасиды Хабада составляли большинство ашкеназского населения Хеврона. Среди главных хабадских семей были семьи Слоним, Шмерлинг и Ривлин.

3. 19-ый век - выход за стены еврейского квартала

В середине 19-го века евреи постепенно начали выходить за пределы еврейского квартала и строить большие и просторные дома вне пределов древнего города. В 1879 году богач из Турции Авраам Романо построил роскошный и просторный дом - "Дом Романо", где поселилась его семья, которая постоянно давала приют паломникам и старейшинам общины из Турции. В этом здании была основана синагога, называвшаяся "Стамбульской". В 1869 году Хеврон посетил один из крупнейших сефардских духовных лидеров того времени р. Йосэф Хаим из Багдада (автор книги "Бен Иш Хай).

В 1893 году было построено основание центрального обшинного ("странноприимного") дома "Хесед Авраам". Для его постройки пожертвования были собраны у богатых евреев Северной Америки. В этом здании принимали гостей и паломников, лечили больных и помогали нуждающимся

Когда р. Хизкияру Медини, называемый "Гаон" за его мудрость, приехал в Эрец-Исраэль, то он поселился в Хевроне в "Бейт Романо", и основал в этом здании йешиву. Здесь он закончил писать свой знаменитый труд "Сде Хемед" - всеобъемлющую талмудическую энциклопедию. Хезкияру Медини пользовался значительным духовным влиянием среди своих учеников и всей общины. Он умер в 1903 году и был похоронен на старом еврейском кладбище Хеврона.

Пятый ребе Хабада р. Шалом-Бер Шнеерсон выкупил "Бейт Романо" и прилегающие к нему дворы в 1912-ом году. Он основал в этом здании ешиву "Торат Эмет", ставшую центральной и самой большой хабадской ешивой в Израиле.

В 1909 году здание "Хесед Авраам" было расширено с помощью пожертвований евреев Багдада и Индии. Был построен еще один этаж, и дом превратился в лечебницу. Организация "Хадасса" (американская еврейская ассоциация) направила сюда медицинский персонал, и вскоре здание было переименовано в "Бейт Хадасса". Следует отметить тот факт, что в этой лечебнице принимали как евреев, так и арабов.

Во времена Первой мировой войны евреи Хеврона претерпевали гонения, как и все евреи, жившие в Земле Израиля. Голод, болезни и лишения обрушивались на общину. С началом британского завоевания, - в 1917 году, общинная жизнь постепенно вернулась в прежнее русло. Британские власти экспроприировали "Бейт Романо" и основали в нем центр британского управления и полиции.

В 1925 году в Хеврон переехала самая большая в еврейском мире ешива из литовского города Слободка. Ешива, ее раввины и ученики, внесла большой вклад в развитие общинной жизни города, как в изучении Торы так и в экономической области. Во главе ешивы стоял р. Мордехай Эпштейн, там преподавали виднейшие раввины, такие как р. Иехезкиель Серено и др. Натан Цви Финкель - "Саба ми-Слободка". В начале лета 1929 года Любавический ребе р. Йосэф-Ицхак Шнеерсон посетил Хеврон и удостоился особой чести: быть допущенным молиться в Пещере Махпела. В 1929 году, накануне Хевронского погрома, община насчитывала около 1500 человек.
 
 
 
 
 
 

4. Разрушение общины: Погром  - 1929-го года

Погромы 1929 года (на иврите этот год обозначается буквами  "Тарпат"), во время которых были убиты десятки евреев по всей стране, были одним из самых ужасных событий за всю историю нового поселения евреев в Земле Израиля.

Для еврейского населения Хеврона погром 1929 года стал тяжелейшим ударом, от которого оно не могло оправиться долгое время - вплоть до восстановления еврейской общины Хеврона в 1981 году.

На протяжении поколений во взаимоотношениях евреев и арабов были подъемы и спады, однако, как раз годы накануне погрома были спокойными и даже отличались улучшением взаимоотношений между еврейской и арабской общинами в Хевроне. Инициатором нагнетания ненависти стал Эмин Аль Хусейни, который был назначен англичанами на должность "Муфтия" (мусульсанского религиозного главы) Иерусалима, и который впоследствии был известен своими активными про-нацистскими взглядами. Муфтий устраивал провокации против евреев, обвинял их в желании якобы "украсть" у мусульман Стену Плача и т.д. Британские власти всячески поддерживали его в этом, так как неприязненно относились к еврейскому населению Земли Израиля. Когда в 1929 году начались погромы в различных местах страны, евреи Хеврона отказывались верить, что беспорядки могут докатиться до города Праотца Авраама, где евреи и арабы на протяжении веков сосуществовали довольно мирно. Поэтому, когда боевой отряд "Хаганы", в связи с обострением обстановки, прибыл в Хеврон, чтобы в случае погромов защитить его жителей, то представитель совета общины попросил их уехать, чтобы не вызывать излишнего брожения среди населения. На следующее утро после их отъезда началась резня, и евреи были абсолютно беззащитны.

Погромы начались в пятницу, 23-го августа, во второй половине дня. Из мечетей неслись призывы к травле, и множество погромщиков начали стекаться по направлению к еврейским домам.

Они били палками и камнями всякого еврея, встречавшегося на их пути, включая престарелого р. Слонима, который пытался обратиться к британскому правителю за помощью. Отношение британских полицейских к происходящему было откровенно равнодушным, а то и враждебным. Евреям, собственно, никакой защиты предоставлено не было. Командующий английской полицией, майор Капирата, грубо обругал посланцев общины, пришедших умолять о помощи. Он приказал им закрыться в своих домах, и ничего не предпринимать. Этим они решили свою судьбу: большинство еврейских домов превратились в смертельную ловушку. Сотни арабов-убийц врывались в дома, мучали и убивали беззащитных людей.

Первым погибшим был Шауль Розенхольц, ученик ешивы, он был убит во второй половине дня в пятницу. Англичане не оказывали евреям никакой помощи, они лишь велели евреям запереться в своих домах. Охваченные ужасом, евреи заперлись в домах в канун субботы, и с трепетом ожидали, что произойдет.

Еврейская девочка, с головой, рассеченной мечом во время погромов 1929 г.

alt

На следующий день, в Шабат, 18-го Ава (1929 г.), произошла страшная резня. Тысячи арабов собрались, вооруженные ножами, топорами, вилами, всем, что попало под руку, и началось систематическое нападение на дома евреев. Евреи, запершиеся в своих домах, превратились в беззащитные жертвы перед кровожадной и бесчинствующей толпой. Погромщики не сжалились ни над кем, и убивали любого еврея, до которого могли добраться. Они ворвались в дом престарелого раввина Хахама, Йосэфа Каштиля, убили его с жестокостью и сожгли его дом. р. Ханох Хасон, раввин сефардской общины, был убит вместе со всей своей семьей. Бен Цион Гершон - аптекарь в лечебнице "Бейт Хадасса", где оказывалась помощь всем больным, и евреям, и арабам, был зверски замучен вместе со своими дочерьми. Руки его жены были отрублены, и она умерла в мучениях. Сотни погромщиков набросились на дом Элиэзера Дана Слонима, который был директором Англо-Палестинского Банка, и членом городского совета. В этот дом убежали многие евреи, надеясь найти в нем укрытие, но их надежды оказались напрасными. Погромщики проникли в дом, набросились на находившихся в нем евреев, издевались над ними, отрезали руки, выкалывали глаза, каждого замучивали до смерти. Вся семья Элиэзера Дана Слонима: его жена, сын, зять - главный раввин Зихрон Яакова, р. Орланский, его жена - все они были зарезаны. Не был убит лишь его годовалый сын Шломо, который был ранен и, утопающий в крови, лежал под мертвыми телами своих родных. Он остался жив. Резня продолжалась от дома к дому, всюду слышались крики, рыдания, просьбы о помощи, обращенные к знакомым арабам, но те, как правило, отвечали криками: "Режьте евреев!" и выхватывали ножи. Среди тысяч арабов Хеврона были единицы, которые укрывали и спасали евреев. Все же остальные, включая и тех, кто прежде навещал евреев, бывая у них в домах, безжалостно мучили и насиловали, унижали стариков , женщин, младенцев и детей.

Синагога "Авраам Авину" после погрома

alt

Через несколько часов после начала кровавого погрома, в течение которого британская полиция только безучастно наблюдала над тем, как у них на глазах режут беззащитных людей, послышалось несколько выстрелов в воздух...Оказалось, что один из британских полицейских, до какого-то момента равнодушно глядевший на то, что рядом с ним убивают двух братьев: Элиягу-Дова и Исраэля Арье, вдруг решил, что толпа погромщиков продвигается в его сторону и испугался за свою участь. Он позвал на помощь товарищей, и те дали несколько выстрелов в воздух. Погромщики стали отступать, и погромы прекратились.

Йешива Слободка ("Кнессет Исраэль") после погрома

alt

Оставшиеся уцелевшие евреи стали выходить из убежищ, и увидели, каковы были масштабы свершившегося кошмара. Британское командование приказало им собраться в здании полиции. Туда же были свезены все раненые и изнасилованные. Однако, оказать им медицинскую помощь оказалось практически невозможно, потому что лечебница "Бейт-Хадасса" была уничтожена. В тот день погибло 59 евреев, еще 8 человек умерли позже от тяжелейших ран. Британские власти разрешили устроить погибшим "ускоренные" похороны, и только один миньян был допущен сказать "кадиш" над телами погибших. Еще одна могила была вырыта для захоронения отрубленных рук и ног и для пропитанных кровью вещей из еврейских домов. Через три дня британские власти решили уничтожить еврейское поселение в Хевроне. Евреи были погружены на грузовики, которые увезли их в Иерусалим. Все их имущество и их дома стали добычей погромщиков и разбойников-убийц.

Так, с нападением убийц и при попустительстве британских правителей, которые лишь докончили изгнание евреев,была уничтожена древнейшая еврейская община в Земле Израиля. 

 Еврей в Хевроне, скорбящий о разрушении города Праотцов

alt

5. Первая попытка восстановления поселения в 1931 г

После погрома и изгнания евреев из Хеврона, оставшиеся в живых члены общины не уставали предпринимать усилия для восстановления общины и для возвращения ее в город Праотцов. Среди тех, кто активно этим занимался, был и престарелый р.Яаков-Йосеф Слоним, главный раввин общины, у которого погиб во время погрома сын и его семья. Стремление еврейской общины к возвращению в Хеврон получило широкую поддержку. Один из виднейших лидеров сионизма Менахем Усышкин писал тогда:

"Если евреи не вернутся, чтобы поселиться в Хевроне, то этот город превратится во второй Шхем, и арабы будут радоваться своей победе, увидев, что с помощью грабежа, насилия и убийств они могут изгнать евреев и превратить Хеврон в чисто арабский город. Это будет фатальной ошибкой с нашей стороны, которая отзовется и отольется нам. Завтра и послезавтра другие арабы будут брать пример с жителей Хеврона, и так мы явимся свидетелями того, что могут быть уничтожены полностью еврейские поселения, что евреев можно изгнать из их домов, если на них нападать...

Невозможно себе представить, что еврейский народ будет молчать и даст свое согласие на то, чтобы мы оставили Хеврон."

Необходимость возвращения евреев в город Праотцов была осознана всеми честными и стремящимися к справедливости людьми; ее признавали также и неевреи. Двое из "Ваад hа-Леуми" (высшего органа евреев Палестины) - А. Рупин и рав Берлин посетили Хеврон после погрома и беседовали с одним из английских командиров. На их вопрос, следует ли евреям вернуться в Хеврон , этот командир ответил: "Разумеется, мне было бы гораздо удобнее и лучше, если бы евреи не возвращались в свои дома, потому что здесь тогда царили бы тишина и спокойствие. Но если бы я был евреем, я бы не бросал эти места, а возвратился бы сюда с удвоенными силами, потому что это - вопрос чести для еврейской нации".

После многих препятствий; весной 1931 г. группа семей вернулась в Хеврон. Во главе этой группы, числом около 200 человек, стояли р. Хаим Биджао, Авраам Франко и Й.Хасан. Возвратившиеся жили в Хевроне около 4-х лет, во враждебной среде, вкладывая невероятные силы в обновление и восстановление общины. Но в апреле 1936 г. в связи с новой вспышкой погромов, британские власти изгнали всех вернувшихся евреев. Поздней ночью они погрузили всех их на грузовики и вывезли из города. Таким образом, с помощью правительства британского мандата, террор снова одержал верх над мирными еврейскими жителями, стремившимися жить в городе Праотцов. 
  Разрушенный еврейский квартал
  
 

alt

В 1948 году Иордания захватила Иудею и Самарию, и вместе с ними и Хеврон. Иорданские власти закончили разрушение общины, уничтожив все, что от нее осталось. Древний еврейский квартал был разрушен, на его месте был устроен оптовый рынок, общественный туалет, свалка для мусора и городская бойня. Древняя Синагога "Авраам Авину" тоже была разрушена. На ее развалинах был устроен загон для овец. Остальные еврейские дома использовались для складов, загонов для скота и коровников. Большие здания, такие, как, "Бейт Хадасса" и "Бейт Романо", были предназначены иорданскими властями для школ. Древнее еврейское кладбище и могилы евреев, зверски замученных во время погрома 1929 г., были полностью уничтожены, так, что от них ничего не осталось. На том участке кладбища, где хоронили праведников и особо уважаемых людей, был разбит огород и построен дом. Надгробные камни использовались для строительства домов и заборов.

 

7. Освобождение и восстановление поселения. Основание города Кирьят-Арба.

В течении почти 20 лет иорданской власти в Хевроне не проживало ни одного еврея. В 1967 году, после того как Иордания напала на государство Израиль, в результате Шестидневной войны были освобождены многие районы Земли Израиля - нашей исторической Родины. Арабы Хеврона, ожидавшие мести со стороны евреев за погромы 1929 г., сдались без единого выстрела. Генерал рав Шломо Горен (будь благословенна память праведника), в то время главный раввин армии обороны Израиля, первым ворвался в город на джипе. Он вошел в пещеру Махпела, и принял от арабов заявление о капитуляции города. Пришло время евреям вернуться в свою древнюю столицу и на этот раз - навсегда!

Однако, правительство не спешило принимать решение по этому вопросу. Поэтому пришлось организоваться группе семей для восстановления поселения в Хевроне. Среди инициаторов и лидеров этой группы был р.Моше Левингер, бывший тогда главным раввином мошава "Нахалим". Эта группа арендовала арабскую гостиницу "Парк" у ее хозяина и переехала в Хеврон накануне праздника Песах в 1968 г. Переселение группы евреев в Хеврон получило поддержку многих слоев израильского общества. Среди тех, кто оказывал помощь восстановлению еврейской жизни в Хевроне, были как члены движения "Эрец Исраэль Шлема" (поэт Натан Альтерман, писатель Ш.-И. Агнон и др.), так и представители социалистических движений (министр Игаль Алон, Рахель Янаит Бен-Цви и др.). После того, как инициативная группа провела несколько недель в гостинице, правительство решило перевести поселенцев в здание военного командования в Хевроне. Здесь, в тяжелых условиях и под постоянным давлением, группа, тем не менее, сплотилась и увеличилась. Были основаны различные общинные учреждения, ешива, добавились еще семьи, родились дети.

Через три года правительство приняло решение о постройке "нового еврейского квартала" рядом с Хевроном - "Кирьят-Арба". Этот город, заселение которого началось в 1971 г. и проходило очень интенсивно, стал первым большим еврейским поселением за "зеленой чертой".

Начиная с Кирьят-Арба, движение по строительству поселений стало распространяться по всей Иудее и Самарии. (В частности ядро поселения "Элон Море" - первого поселения движения "Гуш Эмуним" в Самарии - также начало формироваться в Кирьят Арба). На сегодняшний день (1996 г.) в Кирьят-Арба проживает около 6500 жителей. Население города довольно разнообразно: религиозные и светские жители, уроженцы Израиля и новые репатрианты из разных стран. В городе множество образовательных учреждений, относящихся к различным направлениям. Здесь имеется индустриальная зона, торговый центр и учреждения, оказывающие различные услуги населению. . Восстановление еврейского квартала в Хевроне. Первые попытки

Движение за восстановление разрушенной еврейской общины в Хевроне открыло новую важную страницу в еврейской истории города. С самого начала основания Кирьят-Арба евреи мечтали о том, чтобы вернуться в Хеврон и восстановить общину на месте разрушенных арабами еврейских домов. Главным источником сил для этой титанической работы было осознание невозможности смириться с тем ужасом, который творили погромщики в 1929 г. Нельзя давать террору победить, нельзя увековечить положение, при котором евреи, в течение тысячелетий жившие в Хевроне, были с жестокостью изгнаны и не имеют возможности вернуться. Среди тех, кто первым проложил дорогу возвращению евреев в Хеврон, был, новый репатриант из России, преодолевший многие преграды, поставленные перед ним советскими властями на пути алии в Израиль, - проф. Бенцион Тавгер (да будет благословенна его память).

Профессор Тавгер был известным физиком, перед которым по приезде в Израиль открывалась блестящая карьера, однако, он решил посвятить свою жизнь освобождению Хеврона. В 1975 г. профессор Тавгер начал вывозить мусор из овечьего загона, в том месте, где была раньше синагога "Авраам Авину". Он продолжал это делать даже несмотря на то, что был несколько раз задержан полицией. После тяжелой борьбы, правительство, наконец, разрешило в 1976 г. отрыть основание разрушенной синагоги, но на молитвы в этой синагоге разрешения получено не было.

Район, в котором расположена синагога, был объявлен "закрытой военной зоной", и все попытки обосноваться в этом районе оканчивались столкновением с полицией и изгнанием евреев.

 Синагога "Авраам Авину" - закрытая военная территория, вход и строительство запрещены

alt

9. Заселение "Бейт Хадасса"

Решающим этапом в обновлении еврейского Хеврона было заселение в "Бейт-Хадасса". Больница эта была брошена арабами в 1967 г, после чего израильская армия заблокировала вход в здание и все попытки еврев поселиться в ней оканчивались неудачей.

Ворота "Бейт Адассы" закрыты для евреев.

alt

И вот, в 1979 году в здание больницы смогла вселиться группа евреев из Кирьят-Арба, состоящая из десяти женщин и около сорока детей. Им удалось проникнуть в здание через задний двор, глубокой ночью. Власти не решились изгнать тех, кто уже находился в здании, но они закрыли доступ внутрь всем, кому не удалось проникнуть в него в эту ночь, в том числе и для мужей тех женщин, которые находились уже в "Бейт-Хадасса". Женщины с детьми жили в полностью закрытом помещении около года в тяжелейших условиях: без водопровода и электричества, в полуразрушенном здании, отрезанные от своих семей. У них была одна цель,-еврейское заселение Хеврона. 

К сожалению, эта цель была достигнута лишь после трагического и кровопролитного случая, происшедшего рядом с "Бейт-Хадасса". В начале лета 1980 г. группа ешиботников, шедших в канун субботы в "Бейт-Хадасса" чтобы сделать "кидуш" для находившихся там женщин, была атакована автоматной очередью с крыши соседнего арабского здания. Шестеро евреев трагически погибли. Только после этого правительство разрешило возобновить еврейское поселение в Хевроне.

Учащиеся иешивы танцуют в Субботу у закрытых ворот "Бейт Адасса"

alt

Решение правительства позволило евреям строить и реставрировать, восстанавливать часть еврейских зданий, вернуться и селиться в городе Праотцов. 

10. Восстановление еврейского поселения в Хевроне - основание и строительство

После восстановительных работ, реставрации и возобновленной постройки части еврейских зданий, в Хевроне образовалось четыре основных района расселения евреев:

Еврейский квартал

На территории старинного еврейского квартала была восстановлена и заново отстроена синагога "Авраам Авину", ставшая сегодня красивейшим зданием. Вокруг синагоги были построены новые жилые дома, своим архитектурным стилем не нарушающие исторически сложившийся облик района. В комплекс этих зданий входит также "Дом молодежного движения Бейтар", который используется для проведения различных мероприятий, а также как гостиница и как центр армейского отделения "Нахаль". В еврейском квартале расположен также муниципальный совет еврейской общины Хеврона. Обширный участок разрушенных домов древнего еврейского квартала, находящийся неподалеку, предназначен для восстановления и перестройки в будущем. На сегодня (1996 г.) в еврейском квартале проживает 20 семей. Оптовый рынок, основанный на развалинах еврейского квартала, примыкает к восстановленному кварталу. В 1993 г. рынок был закрыт, так как представлял собой угрозу безопасности, но решение, позволяющее перевести его в другое место, все еще не принято.

"Бейт-Романо" и Центральная автобусная станция

В "Бейт-Романо" были проведены ремонтные работы для того, чтобы сделать этот дом пригодным для проживания и учебы ешивы "Шавей Хеврон" с ее 200 учениками.

Территория, примыкающая к зданию и принадлежащая хасидам Хабада, во время иорданского правления была превращена в автобусную станцию. После восстановления еврейского поселения в Хевроне это место стало базой терактов, поэтому позднее автобусную станцию перевели в другое место, а на этой территории расположено теперь армейское подразделение безопасности.

Район "Бейт-Хадасса"

Здание бывшей лечебницы было отремонтировано и заново отстроено, при этом был полностью сохранен его архитектурный стиль. Верхние этажи используются для проживания. В подвальном этаже расположен исторический архив Хеврона, "Мидрешет Хеврон" - центр изучения города и организации экскурсий по Хеврону, Музей жертв погрома 1929 г. Соседние с "Бейт-Хадасса" дома названы в честь евреев, живших в них и зверски убитых в 1929г.: "Бейт Хасон", "Бейт Кастель", "Бейт Шнеерсон" - центр хасидов Хабада. Они были отремонтированы, заново отстроены и используются для проживания. В этих домах живут около 20-ти семей.

Большинство территории холма Румейда были куплены еврейской общиной Хеврона около 180 лет тому назад. Со временем в руках евреев осталась лишь небольшая часть этой земли. В 1984-ом г. несколько семей обосновалось во временных зданиях на одном из участков холма, и поселение было разрешено правительством. Заселение других участков еврейских земель, несмотря на то, что они пустуют, и на то, что юридически заверено еврейское владение ими, задерживается по политическим причинам. На этом месте сейчас проживают 7 семей.

На западе холма расположено древнее еврейское кладбище. На протяжении веков здесь хоронили умерших жителей еврейского квартала Хеврона, в том числе известных раввинов и кабалистов; посещение их могил стало традицией. После освобождения Хеврона в 1967 г. захоронение на этом древнем еврейском кладбище запрещалось властями до 1975 г. Ситуация изменилась после того, как евреи из Кирьят-Арбы, несмотря на отсутствие разрешения правительства, смогли похоронить на этом кладбище умершего мальчика - Авраама-Едидью Нахшона. Его мать, Сара Нахшон, пронесла его на своих руках через армейские заставы в последний путь на древнее еврейское кладбище, и солдаты не посмели остановить ее. На одном из участков захоронены жертвы погромов 1929-го г. Это кладбище было уничтожено арабами во время иорданского правления и сегодня с большим трудом восстановленно. В 1976 г. здесь были захоронены остатки разорванных и оскверненных арабами во время погромов Свитков Торы. На месте захоронения поставлен памятник в виде Свитка Торы. В последнее время кладбище неоднократно осквернялось арабами. В 1994 г. на кладбище были похоронены евреи из Кирьят-Арбы - жертвы арабских террористических актов. Среди них: Мордехай Лапид и его сын Шалом, Игорь Гургуль, Рафаэль Яири и Сарит Фригель - Да отомстит Господь за их кровь! На юго-востоке холма находятся впечатляющей величины древние стены, времен Праотцов. Эти стены были отрыты во время археологических раскопок в 1960-е годы. Другие археологические раскопки, произведенные в последние годы, обнаружили ряд интересных находок времен ханаанских царств и Первого и Второго Храмов. На восточном склоне холма находится "Источник Авраама" ("Эйн Джедида"), который был основным источником водоснабжения древнего города. На вершине холма находится "Дир эль Арбаин" - древняя крепость крестоносцев. С холма открывается замечательный вид на долину Хеврона и на весь город. Согласно еврейской традиции, здесь похоронен отец царя Давида - Ишай и его прабабка Рут, праматерь еврейской царской династии.

11 Годы Экзамена

В эти годы острого конфликта в израильском обществе, Хеврон стал центром борьбы за Землю Израиля. Для жителей Хеврона наше время - время проверки их веры в важность Хеврона для всего еврейского народа, время испытания их верности городу Праотцов и время отстаивать свои права на древнюю еврейскую столицу и на свое право селиться в ней.

В сентябре 1993 года были подписаны соглашения в Осло, давшие возможность террористической организации ООП, получить автономию на территории Иудеи, Самарии и Газы. На первом этапе выполнения соглашений автономия распространялась на территории сектора Газы и Иерихона. В этих районах были сформированы полицейские отделения из террористов, членов ООП, приехавших из разных стран. Согласно договоренности, силы Израильской Армии должны были покинуть центры городов; должны были быть созданы автономные палестинские муниципалитеты, которые будут властвовать во всех областях жизни, кроме вопросов безопасности израильтян в Иудее и Самарии. Люди, преданные Земле Израиля, предупреждали, что результатом соглашений с ООП будут террористические акты, что, к сожалению, и произошло.

В районе Хеврона сразу после подписания соглашений было много терактов, часть которых привела к убийству евреев. В осенью 1993 года на пути в Кирьят-Арбу был убит Эфраим Аюби. С ним в машине ехал р. Хаим Друкман, один из лидеров религиозно-сионистского движения в Израиле, который был ранен выстрелами террористов.

Через месяц после предыдущего теракта было совершено нападение на жителя Хеврона Авраама Зарбива. Трое террористов напали на него с топором когда он шел молиться в пещеру Махпела. Он был тяжело ранен, и его жизнь была спасена чудом.

Нападения продолжались: в ход шли любые средства - ножи, стрельба, взрывы. В конце 1993 г. Мордехай и Шалом Лапид, отец и сын, были убиты на перекрестке Харсина, близ Кирьят-Арба.

За неделю до праздника Пурим в 1994 г. был опубликован и расклеен по всему району Хеврона призыв террористической организации ХАМАС совершить большой террористический акт против еврейской общины. В этой прокламации жителям Хеврона предлагалось запастись провизией, так как после проведения террористического акта скорее всего будет объявлен комендантский час. Еврейские власти дали указание медицинским пунктам в Кирьят-Арба и окрестных поселениях приготовиться к принятию большого количества раненых. Вечером, накануне праздника Пурим, сотни арабов кричали: "Алла Акбар - Зарежем евреев". Это были знакомые лозунги, приведшие в 1929 году к погрому. Они вызывали смятение. Ситуация была накалена до крайней степени. Наутро, в праздник Пурим, доктор из Кирьят-Арба Барух Гольдштейн, врач, оказывавший медицинскую помощь десяткам раненым, жертвам террора, вошел в пещеру Махпела, открыл огонь и убил наповал 29 арабов, бывших в то время в пещере Махпела. Пещера Махпела была закрыта, и на территории Хеврона был объявлен комендантский час. В результате этого тягостного происшествия разнеслись слухи, что правительство Израиля намеревается выселить всех еврейских жителей из Хеврона. Для того, чтобы предотвратить такое развитие событий, в Песах 1994 г. был устроен многолюдный митинг в поддержку еврейских жителей Хеврона, в котором приняли участие десятки тысяч евреев. Митинг был проведен в Кирьят-Арбе, так как армейские власти не согласились дать разрешение на проведение митинга в Хевроне. Одновременно все лидеры партий национального лагеря выступили с заявлениями, что они призовут своих сторонников сопротивляться любым попыткам изгнания евреев из Хеврона. Известнейшие раввины вынесли постановление, запрещающее повиноваться военным приказам о выселении еврев из их домов и с их земли. По всей стране распространялись наклейки с надписями: "Хеврон в прошлом, сегодня и навсегда!", провозглашающие верность еврейскому присутствию в Хевроне. Широкий общественный протест против всякой попытки воспользоваться действием одиночки для изгнания евреев из Хеврона побудил власти оставить свои намерения. Однако угроза существованию еврейской общины в городе не исчезла. Продолжение выполнений соглашений Осло, передача районов страны в руки террористов представляет собой серьезную угрозу десяткам тысяч еврейских жизней, главным образом, в Хевроне, где живут около пятисот евреев в центре враждебного арабского окружения. Многие из арабских жителей отождествляют себя с убийцами и погромщиками 1929 года и не прекращают планировать следующие убийства.

Борьба за открытие Пещеры Махпела

Одновременно с движением в защиту еврейской общины в Хевроне началось общественное давление на правительство Израиля, с тем, чтобы разрешено было открыть пещеру Махпела для молитв. После событий Пурима 1994 года здание было закрыто, и никому кроме членов "Вакфа" - мусульманского совета не разрешалось даже приближаться к нему. Евреям не разрешалось подходить даже к знаменитой "седьмой ступени". Поэтому евреи собирались для молитвы на улицах, прилегающих к зданию, и это очень скоро стало обычаем. Все то время, пока здание Махпелы было закрыто, молитва на улицах продолжалась на протяжении всех суббот, вечером и днем, включая старый обычай проводить на улице около Махпелы "третью субботнюю трапезу", так как раньше она проводилась в самом здании пещеры Махпела. Евреям не разрешили молиться на могиле Праотцов даже в Дни Трепета и все молитвы Нового года и Йом Кипура проходили на улице, прилегающей к пещере Махпела. Несмотря на всевозможные преграды, тысячи евреев прибыли выразить свою верность Праотцам и поддержку поселению в Хевроне во время многочисленных митингов и молитв. После происшествия в Пурим 1994 года, была создана комиссия по расследованию этого события во главе с судьей Шамгаром. В отношении порядка молитв в Пещере Махпела комиссия постановила полностью разделить время проведения еврейских и мусульманских молитв. Правительство, однако, выполняя рекомендации комиссии, поступило прямо противоположно им, и разделило здание Махпелы на две части. У Евреев была отнята возможность находиться и молиться в зале Ицхака - главном и самом большом зале здания. Дополнительно было решено закрывать здание по ночам, дабы предотвратить ночные молитвы ("тикун хацот"), чтение которых является обычаем многих еврев. Число молящихся было строго ограничено, что вынуждало многих молиться вне здания, даже по субботам и праздникам. Все эти решения представляют собой серьезные нарушения прав евреев в городе их Праотцов, и они пробудили широкое сопротивление в еврейском обществе. 
 

12 Борьба за спасение Хеврона

Еврейское поселение в Хевроне является одним из главных препятствий той политической линии, которая, по мнению большинства народа, может привести к серьезным и пагубным последствиям. Совершенно очевидно.что передислокация израильских войск в центрах арабских городов представляет собой прямую угрозу безопасности, и в особенности для евреев Хеврона. Этой опасности противостоят все евреи, которым небезразлична судьба их народа и Родины, и это - большинство еврейского народа.

Когда была подписана в Табе вторая часть соглашений Осло, накануне Рош hа-Шана 1995 года, казалось, что участь Хеврона уже предрешена. Согласно этим соглашениям, армия обороны Израиля должна была оставить 85 процентов территорий, включая города, не заботясь о безопасности государства и о жизнях евреев всего района, а также а сотнях тысяч тех, кто навещает могилы Праотцов в Пещере Махпела. В то время казалось, что все предупреждения об опасности подобны голосу одиноко вопиющего в пустыне. Соглашения были подписаны в обстановке спешки и безответственности. Не обращалось никакого внимания на мнения военных специалистов, предупреждавших об опасности. Безумие, охватившее в то время правительство, вынудило его подписать соглашение до начала праздников Суккот, и привело к принятию решения, чреватого страшной опасностью. Шоссе вокруг Бейт-Лехема, проложенное в спешке для того, чтобы Арафат смог приехать, как победитель, на Рождество в Бейт-Лехем, является лишь одним из примеров этих спешных решений; шоссе было проложено очень плохо, не нем постоянно происходили завалы, оползни и т.п.

Карта "передислокации" войск в Хевроне оказалась полной несоответствий и ошибок: предполагался отказ от возвышенностей, старого Хевронского кладбища, других исторических еврейских мест (пещеры Отниэля бен Кенаэа и др.). Получалось, что еврейское поселение будет окружено cо всех сторон возвышенностями, которые будут находиться во власти террористов. На все эти ошибки было указано предыдущему правительству, но - напрасно.

Выборы руководства палестинской автономии, которые прошли 20-го апреля 1996 года, показали реальное положение, в котором находится Хеврон. Лишь 20 процентов арабских жителей города, обладающих правом голосовать, пришли на избирательные участки. Остальные проигнорировали выборы, что свидетельствует о том, что большинство арабов города отождествляет себя с Хамасом. Однако, даже этот факт не повлиял на тех, кто отвечает за безопасность. После выборов руководства палестинской автономии, контингент израильских войск в Хевроне оказался резко ограниченным. С другой стороны, стало обычным появление на улицах Хеврона террористов, носящих огнестрельное оружие. Участились перестрелки из автоматического оружия на улицах. Сообщения обо всех этих происшествиях доводились до сведения израильского командования, позднее и до сведения радиовещания, но оставались без ответа.

Убийство премьер-министра Ицхака Рабина 4 ноября 1995 года было использовано левыми кругами израильского общества для разжигания ненависти к правым и религиозным. Вывод войск из центров арабских городов - Дженина, Шхема, Калькилии, Туль Карема, Бейт-Лехема, Рамаллы произошел в атмосфере замалчивания и спешки. ООП входила в эти города победителем, были сняты и сожжены израильские флаги. Было очевидно, что все это приведет к ужасному взрыву, но все предупреждающие возгласы не могли открыть правительству глаза на происходящее. Приближающаяся дата ухода израильских войск из Хеврона явилась последним сигналом об опасности, о том, что все может покатиться в пропасть.

Поворот был болезненным и трагичным: серия терактов, происшедших весной 1996 г., вызвала шок во всех слоях общества. С этого момента стало очевидным, что имеется возможность отложить уход войск из Хеврона, если отстаивать такое решение последовательно и уверенно. Лозунгом стали слова: "Не дать ХАМАС'у выиграть". Поскольку не было уже сомнений в том, что большинство жителей Хеврона сочувствует ХАМАС'у, то уход израильских войск из Хеврона станет по существу передачей его в руки ХАМАСа.

В израильских газетах, начали распространяться объявления и призывы, отстаивающие такую точку зрения. Под ними стояли подписи десятков раввинов и известных деятелей науки и культуры со всего Израиля. Велась активная разъяснительная работа, публиковались карты, подробно изображающие планируемое новое расположение войск и ясную картину угрозы безопасности, которое оно создает. Все те, кто теперь осознавал реальность опасности, ужасались!

Одновременно проводились экскурсии по Хеврону с участием депутатов Кнессета и ведущих военных, которые своими глазами могли убедиться в том, какой опасности будут подвергаться еврейские жители в случае ухода войск. Представители еврейских жителей Хеврона проводили беседы с известными раввинами, главами религиозных партий, дабы те обратились к главе правительства с посьбой отложить вывод войск из Хеврона, не предпринимать поспешных решенией до выборов и в ходе предвыборной кампании. Кроме того, были организованы мероприятия с целью привести в Хеврон десятки тысяч посетителей, чтобы продемонстрировать солидарность с жителями города. Многие еврейские общественные деятели со всего мира также оказали широкую поддержку жителям Хеврона. Один из самых известных из них - представитель движения Хабад в Австралии р. Йосэф Ицхак Гутник, посланник Любавического ребе, борющийся за сохранение целостности Земли Израиля. При его щедрой поддержке были организованы многие мероприятия по спасению Хеврона, был создан в Хевроне центр Гутника - гостевой центр, в котором сосредоточена сегодня общественная жизнь в Хевроне. Он находится в непосредственной близости от пещеры Махпела, и был открыт в Песах 1996 года при большом стечении народа. Преданная деятельность таких людей стала одним из решающих факторов, поддерживающих жителей Хеврона в тяжелые часы.

Многолюдный митинг в Песах стал поворотным моментом. Десятки тысяч посетителей устремились в Хеврон, заполнили собой все залы пещеры Махпела, площадь, гуляли по районам еврейского Хеврона. Согласно рапорту израильского командования, в тот день Пещеру Махпела посетило 25 тысяч человек, не считая тех тысяч людей, кому не удалось попасть в Хеврон из-за пробок в пути. Совет поселений принял решение привести в Хеврон тысячи посетителей в День Независимости на торжественное шествие в этот день.

За очень короткое время шествие было организовано. Несмотря на утренний дождь и те беспокойства, которые он вызвал, тысячи людей прошли по Иудее с гордо поднятым израильским флагом. Во многолюдном митинге, устроенном у стен пещеры Махпела, приняли участие многие общественные деятели и члены Кнессета. Широкая общественная деятельность продолжалась. Центр действий в Хевроне и в Кирьят-Арба, совместно с родительскими комитетами учебных заведений, решили провести День общей забастовки всех учебных заведений Хеврона и Кирьят-Арба и организовать митинг в Иерусалиме под лозунгом: "Уход из Хеврона - угроза безопасности". Кроме того, были проведены встречи с депутатами Кнессета с тем, чтобы организовать специальное заседание Кнессета с требованием принять решение об отмене вывода войск из Хеврона. Забастовка учебных заведений прошла организованно. Тысячи жителей Кирьят-Арбы и Хеврона закрыли учебные заведения города и прибыли в Иерусалим на проведение демонстрации и митинга. В это же время в Кнессете было проведено специальное заседание по поводу Хеврона. Эти мероприятия проходили в строгом порядке и демонстрация закончилась многочисленным митингом в центре Иерусалима. Все эти действия помогли держать Хеврон в центре общественного внимания. На следующее утро собрался совет поселения в Хевроне для того, чтобы обсудить организацию следующего мероприятия - в Лаг-ба Омер, но на этот раз - в пещере Отниэля бен Кеназа. Раздавались сомневающиеся голоса, поскольку было очевидно, что в последние недели очень многие уже успели посетить Хеврон. Тем не менее было решено провести празднование Лаг ба-Омер в Хевроне. Несмотря на все беспокойства и короткий срок, остававшееся для подготовки, это мероприятие прошло также успешно. Менее чем за сутки по всей стране были расклеены объявления, и тысячи людей прибыли в Хеврон, прошли до пещеры Отниэля бен Кеназа, продолжая утверждать солидарность с еврейским присутствием в Хевроне.

В эти дни мы также удостоились услышать сообщение о том, что в центре Хеврона был пойман опасный террорист, получивший прозвище "инженер №2", Хасан Саламе, несущий ответственность за организацию кровавых терактов и планировавший провести новые теракты в центре страны. Его поимка удалась исключительно благодаря тому, что войска Армии Обороны Израиля продолжали находиться в Хевроне. Место, где был пойман террорист, находится как раз в том районе, который предназначался для передачи под контроль Палестинской автономии. Многие жители Тель-Авива и Иерусалима обязаны своей жизнью тем, кто отстаивал свое право на поселение в Кирьят-Арбе и Хевроне. Если бы евреев здесь не было, Хасан Саламе мог бы продолжать устраивать взрывы в центре страны.

Выборы в Кнессет 11 созыва (29 мая) прошли под знаком принятия судьбоносного решения для Земли Израиля и для существования всего еврейского народа. Любящие Хеврон отдавали свои силы борьбе за него, чтобы будущее города Праотцов не могло оборваться. За несколько дней до выборов появился лозунг: "Натанияhу хорош для евреев", который своей силой и убедительностью обеспечил победу национального лагеря. Автором этого призыва был также р.Йосэф Ицхак Гутник. С Божьей помощью, в Израиле было создано Национальное еврейское правительство. Но борьба за Хеврон все еще продолжается и будет продолжаться. Мы, достигли многого, но главное еще впереди - мы должны действовать чтобы помочь еврейской общине Хеврона, и чтобы обеспечить еврейскому народу право молиться в пещере Махпела. Ведь Тот, Кто помнит заслуги Отцов, - даст Избавление их сыновьям, вскорости, в наши дни. И Земля Израиля, Святая Земля, с Хевроном и с Иерусалимом во главе будет освобождена и отстроена навечно.

Несмотря на те трудности, которые были в эти годы у еврейских жителей Хеврона, община Хеврона усилилась, как духом, так и числом жителей. Несмотря на то, что правительство заморозило большинство строительных работ на "территориях", в Хевроне, благодаря пожертвованиям десятков тысяч евреев Израиля и всего мира, было закончено восстановление и строительство "Дома Шнеерсона". Закончилось строительство очередного этажа в "Бейт-Романо", куда переехала учиться ешива "Шавей Хеврон". Несколько семей присоединилось к поселению в Хевроне, несмотря на тяжелые условия жизни в городе, в котором на протяжении нескольких лет израильское правительство не давало евреям свободно существовать, строить, покупать землю и дома. В результате общественной борьбы Хеврон превратился в символ. Десятки поселений и городов по всей стране проводили митинги в поддержку еврейской общины Хеврона. В них принимали участие тысячи евреев, включая лидеров многих слоев общества. Чувство, что в Хевроне проходит линия борьбы за всю Землю Израиля, приводит к выражению широкой поддержки Хеврону среди всего израильского общества, несмотря на враждебное отношение телерадиовещания. Возникает ощущение, что именно в Хевроне может остановиться этот опасный политический процесс, и что именно в Хевроне будет спасена Земля Израиля и весь еврейский народ.

13 Надежды на будущее

Надежда еврейского поселения в Хевроне - укоренить, увеличить и развивать его. Заселение и освобождение города Праотцов является национальной задачей и исторической обязанностью всего еврейского народа. Кроме этого, еврейская община в городе представляет собой серьезную поддержку обеспечению безопасности всего района, так как оно предотвращает превращение города в центр арабского террора. Для того, чтобы добиться увеличения еврейского населения, планируется создание новых еврейских районов, освобождение и ремонт старых еврейских домов, открытие в городе еврейских учреждений и создание еврейских рабочих мест.

Завет Авраама, Отца народа, первого еврейского жителя Хеврона, еще не выполнен и его выполнение, несмотря на трудности продолжается. Еврейские жители Хеврона чувствуют себя посланниками всего народа, возвращающегося в город Праотцов, источником исторической глубины и морального духа всего сионистского движения.

 

Текст и редакция: Ноам Арнон

Координатор издания: Моше Бен-Зимра

Фотографии: Архив еврейской общины Хеврона, Мидрешет "Хеврон", Ицхак Фиш, Шмуэль Мушник, Цви Эдри, Авраам Струк, Йоав Алкалай
Аэрофотосъемка Ран

Издатель: Еврейская община Хеврона

OCR, вычитка и подготовка к публикацие в интернете сайта Аналитической группы МАОФ http://rjews.net/maof

 






  

 


 


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления ХЕВРОН в древности, сегодня и навсегда все ссылки были рабочие.

29 марта 2010 03:09 | Гости | |

Хеврон - один из древнейших городов в мире. Он основан, по данным археологических раскопок в 35 веке до нашей эры и является вторым по древности городом в Израиле, после Иерихона. Иерихон -- древнейший город в мире и самый низкорасположеный город мира. Он лежит на 250 метров ниже уровня мирового океана и был основан в 9 тысячелетии до нашей эры. Соответствено для сравнения возраст Иерихона -- 11 000 лет, Хеврона -- 5 500 лет, а Иерусалима -- древнейшей столицы мира -- 5 000 лет. Иерихон -- также родина мирового сельского хозяйства. Город Хеврон занимает территорию всего 16 квадратных километров, из которых 97% оккупированы арабами Хеврона с насчелением 161 200 арабов (2 007 год) и лишь 3% территории Хеврона принадлежит евреям (менее 60 гектаров земли или менее 0,6 квадратных километров). Еврейское население Хеврона, даже несмотря на жесточайшее сопротивление израильских властей и запрет израильского правительства покупать землю в Хевроне выросло по данным Всеизраильского бюро по статистике с 530 евреев в 1997 году до 1 800 евреев в 2010 году.(более чем в 3 раза!!!) В соседней Кирьят Арбе проживают ещё 7 300 евреев (на 1 октября 2009 года).Тоесть общее еврейское население Хеврона составляет 9 100 евреев. Все евреи Хеврона вынуждены жить на съёмных квартирах из-за запрета израильского правительства покупать жильё в еврейских кварталах Хеврона, а только в Кирьят Арбе. Стоит также здесь упоминуть ныне оккупированный арабами Иудеи город Ятта в Хевронском районе Иудеи с площадью 133 квадратных километра и населением 42 853 араба (2007 год). Этот город расположен на месте еврейского города периода Второго Храма Ютта и до середины 19 века (!) был единствыенным поселением в Израиле в котором проживали только евреи!
Хочется также добавить о нашем земляке из Новосибирска, Россия профессоре физики Бенционе Ароновиче Тавгере (1930—1983 годы) -- активном участнике сионистского движения в СССР и активисте борьбы за возрождение еврейского поселения в Хевроне. Он также пытался построить в Хевроне НИИ (научно-исследовательский институт) физики твёрдого тела и создать свой Академгородок, к сожалению, это не дало сделать израильское правительство. Кроме того он начал бороться за право евреев в любое время дня и в любой день недели молиться в Пещере Махпела (Меарат а-Махпела).
Хеврон до 1 300 года до нашей эры -- это центр ханаанской культуры. После завоевания евреями Ханаана вошёл в надел колена Иегуды и был передан семье Калева бен Иефуне (по-русски Халев, сын Иефоннии). Еврейское население непрерывно жило в Хевроне в течение более 3 тысячелетий — с 13 века до нашей эры и по 1929 год.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:



  • Copyright © 2008. Кахане жив, Кахане прав!
    Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля.
    У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Статистика