И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!" (Тора, Шмот 32:26)
Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной" (Первая книга Маккавеев, 2:27)

alt

Перевалило за шестьдесят воссозданному после многовекового перерыва еврейскому государству. Достижений, свершений, изменений, случившихся за эти годы, иным государствам хватило бы на столетия. Созданы экономика и сельское хозяйство, одни из самых совершенных в мире. Одержано несколько военных побед, заставляющих при описании их использовать слово «чудо». Вероятно, высшей точкой в восприятии миром, да и в восприятии Израиля самими израильтянами, стал июнь 1967 года, когда 19-летнее государство одержало самую невероятную из своих побед. Она послужила толчком к пробуждению национального самосознания у трёхмиллионной затравленной еврейской массы Советского Союза.

Удивительно, но вскоре после именно этой немыслимой победы в Израиле зародилось духовное течение, на сегодняшнем языке именуемое постсионизмом. Если сионизм – это стремление евреев иметь своё еврейское государство на своей еврейской земле, то постсионизм, наверное, можно определить как чувство вины евреев за то, что мы имеем государство, да ещё столь успешное.

Первыми проявленими постсионизма стали отдача Египту огромных просторов Синая с его разведанными евреями запасами нефти и разрушение генералом Шароном еврейского города Ямит взамен на признание Израиля Египтом. Высшей, или, как смотреть, низшей точкой политики постсионизма стало подписание Ословского договора с Арафатом, когда на лужайке у Белого дома генерал Рабин произнёс своё многократное «enough» - «довольно». Буднями политики постсионизма стали уничтожение 15% израильского сельского хозяйства в Газе, изгнание оттуда евреев, еврейский погром в Амоне. Премьер-министр Израиля Ольмерт в начале своего правления произнёс страшные слова: «Наш народ устал побеждать». Уставшие побеждать – побеждать перестают, что и показала вторая Ливанская война.

Распространился постсионизм и в диаспоре. Американец Адам Шапиро и израильтянин  Нета Голан создали проарабское движение солидарности - International Solidarity movement, евреи участвуют в организации Israel apartheid week в Лондоне, создали анти-израильское лобби в Вашингтоне - J-street.

Явление постсионизма, ставящее в опасность физическое бытие своих адептов, антибиологично, поэтому относится к области психопатологии. К сожалению, не знаю, проводились ли в Израиле исследования психологами этого феномена. Я бы искал корни феномена постсионизма в таких проявлениях психопатологии, как стокгольмский синдром, комплекс неполноценности, описанные Фрейдом комплекс стремления к смерти и основное национальное свойство евреев – быть в оппозиции. А также поискал бы истоки постсионизма в антисемитизме. По недоразумению антисемитизм считается принадлежностью нееврейского населения. Такие события нашей истории, как гражданская война с эллинистами-ассимиляторами во времена Хасмонеев, преследования евреев в Испании в ХV веке в большой степени евреями-выкрестами, деятельность в СССР еврейских комиссий и секций в 20-е и Антисионистского комитета советской общественности в 80-е годы 20-го столетия, ставят под сомнение это представление.

Наибольшим политическим успехом постсионистов явилось то, что БАГАЦ - Высший суд справедливости (ВСС), состоящий из постсионистских адвокатов, продвинутых в этот орган другими постсионистскими адвокатами, стал играть решающую роль в принятии ключевых решений для Израиля и для евреев в целом.

Кажется, противовеса диктату ВСС в Израиле быть не может. Не годится для этой цели Кнессет, поскольку создан для иных функций, и к тому же имеет пёстрый состав – от антисионистстов-арабов до антисионистстов-харедим.

Между тем, уже 6 лет в Израиле существует Санхедрин - орган, в старые времена выполнявший те же функции, что сегодня присвоил себе ВСС. Небольшой экскурс в историю.  

Ситуацией, наиболее близкой к сложившейся в конце 19-го – первой половине 20-го века, времени, когда десятки тысяч евреев устремились в землю Израиля, является время возвращения евреев из Вавилонского плена в 457-432 годы до н.э. Тогда примерно 42 тысячи евреев, вернувшихся в землю Израиля из Персии, нашли, вероятно, заметно большее число евреев-простолюдинов, избежавших изгнания, утративших в большой степени традицию за время отсутствия в стране еврейских духовных лидеров, и частично смешавшихся с переселенцами из других частей Вавилонского царства. Возглавил еврейское возрождение в земле Израиля великий духовный лидер Эзра. Страсть, с которой он возрождал еврейский закон, видна из его книги (Эзра 9, 3-4). Эзра узнал о нарушении евреями заповедей Торы – «И когда услыхал я об этом, то разорвал я одежду свою и верхнее платье, и рвал волосы с головы и из бороды своей, и сидел я ошеломлённый». Впрочем, возрождение государственности у этого великого религиозного лидера продвигалось с большими трудностями, пока не прибыл в землю Израиля замечательный государственный муж Нехемья. Нехемья создал ополчение и обнёс Иерусалим стеной.
Дружные усилия государственного и религиозного лидеров определили успех возрождения Иудеи.

Эзра и Нехемья создали верховный орган еврейского самоуправления – «Великое собрание» - с функциями законодательными и судебными. Насчитывал он в разное время от 70 до 120 человек.

После владычества греков в земле Израиля в 332-165 годы до н.э. и победы евреев в восстании против греков и еврейских ассимиляторов, Шимон Хасмоней создал в 141 году до н.э. Санхедрин – орган, аналогичный «Великому собранию». Санхедрин состоял из 71 члена, включая своего лидера – наси, и главу  религиозного суда – ав бейт-дин.

Функциями Санхедрина были: законодательная, толкование Торы и судебная. Во времена  правления Хасмонеев Санхедрин мог накладывать вето на приказы царя, а позже даже пытался судить Ирода за политическое убийство.

И, наконец, примером создания евреями квази-государственности является история самоуправляемой еврейской общины в Вавилоне, если использовать для Месопотамии название древнего государства. Здесь евреи прожили со времён изгнания из земли Израиля Навудоносером в 586 году до н.э. до времени воссоздания Израиля в наше время. Конечно, за 25 веков случалось разное. Например события, поминаемые в Пурим. Но нигде в другом месте еврейская община не просуществовала столь долго.

Ко времени гибели еврейского государства в земле Израиля еврейская община в Вавилоне управлялась светским лидером, рош галута, или эксилархом – потомком царя Давида, и со времени воссоздания Санхедрина в Вавилоне (после катастрофы Иудейской войны) религиозным лидером, наси Санхедрина. Такая структура управления помогла вавилонским евреям добиться выдающихся успехов в разных областях. Достаточно упомянуть составленный ими Вавилонский талмуд.

Еврейские религиозные авторитеты в Вавилоне влияли на светскую власть в еврейской общине и, обладая высоким моральныи авторитетом, могли даже смещать её. Так, один из столпов иудаизма Саадия Гаон (882-942),  в конфликте с эксилархом подверг того отлучению – херему, и пытался назначить на его место брата отлучённого. Сейчас для нас важны не подробности конфликта более чем тысячелетней давности, а политический механизм, при котором светские и религиозные власти контролируют друг друга.

Рабби Адин Штайнзальц как-то заметил в характерной для него парадоксальной манере, что хоть «Протоколы сионских мудрецов» и фальшивка, но идея, предложенная ее автором, совсем не плоха. Нам было бы полезно иметь собрание мудрецов, решающих вопросы, стоящие перед нацией. Историческое название для такого собрания мудрецов – Санхедрин.

Попытку воссоздать Санхедрин предприняли в 2004 году несколько сот раввинов. Главные ашкеназский и сефардский раввины Израиля рав Элияшив и рав Овадья Йосеф благословили начинание, но, к сожалению, сами в Санхедрин не вошли. Некоторые другие ведущие мудрецы заняли в отношении Санхедрина выжидательную позицию. Главой Санхедрина – наси – с 2007 года является рабби Штайнзальц.

На сайте Санхедрина можно познакомиться с решениями, принимаемыми этим органом. Приведу некоторые из них.

7 марта 2005 год. Постановление из 15 пунктов по поводу запланированного изгнания евреев из Газы. Приведу пункт 8: выкорчёвывание жителей сектора Газы  и Самарии есть преступление и несправедливость по отношению к ним, и ставит многие общины – по существу, всех жителей Израиля – в смертельную опасность.

От 3 мая 2006 года: «Следует ли остановить военные действия, необходимые для защиты граждан страны, если есть некая возможность, что пострадает гражданское население противной стороны? – нет (в настоящих военных условиях), это не требуется.  

Интересно постановление Санхедрина от 6 августа 2006 года, во время Второй ливанской войны. Отмечается, что нормальная цель войны – захват вражеской территории. Премьер-министр Ольмерт обещал, что успех в этой войне позволит ему сдать еврейские территории «палестинцам», то есть успех в войне мог бы стать равносилен поражению.

Среди распоряжений Санхедрина Кнессету: создать правительство национального единства и сменить премьер-министра.

В решении по поводу теракта в иерусалимской иешиве «Мерказ ха-Рав» от 12 марта 2008 года, сказано: «Те, кто бежали из Газы, из Ливана и с Храмовой горы, и кто бежит сегодня из Иерусалима, кто позорит имя Бога перед нациями, кто изображает Израиль как захватчика народов – они приносят на нас разрушения. Те, кто привели  убийц в нашу землю, чтобы поселились здесь, – глубоко будет их наказание».

Решение Санхедрина от 1 декабря 2009 года о замораживании строительства в Иудее и Самарии таков: это постановление подрывает физическое существование нации евреев. Это явное проявление враждебной, предательской иностранной политики относительно еврейской нации ... и ставит в опасность жизни наших людей здесь и во всём мире.

Решение в тот же день: вопрос обмена Гилада Шалита – явное выражение усиления индустрии террора против евреев и против всего мира. Освобождение убийц было бы воплем о сдаче со стороны государства... началом коллапса свободных государств перед кровожадными исламистами.

В том же решении: режим, верный своему народу, обязан был бы призвать население, сгрудившееся в прибрежной зоне, расселиться в Иудее и Самарии, в районе Иерусалима, на север от Рамаллы, на юг от Бейт-Лехема, в иудейской пустыне, по гребням гор и на протяжении Иорданской долины, чтобы быть готовыми к худшему, не дай Бог, к войне, включая ядерную атаку Ирана.

По существу, настоящий Высший Суд Справедливости – Санхедрин – должен решать вопросы, относящиеся и к религиозной жизни, и к жизни государства в целом. Поскольку на протяжении веков религиозная структура евреев распалась на много сильно отличающихся друг от друга идеологически направлений, трудно предположить, что вскоре нынешний Санхедрин будет широко признан всеми направлениями ортодоксального иудаизма. Вероятно, как предполагает рабби Штайнзальц, на это уйдут поколения. Однако именно сейчас евреям, как в Израиле, так и в  диаспоре, необходим духовный центр, способный противостоять диктату постсионистского ВСС и принимать постановления, касающиеся всех евреев, и отвечающий нашим национальным интересам.

Санхедрин может стать таким центром, но только, если широкий круг евреев поймёт необходимость этого и признает воссозданный Санхедрин таким центром. Одновременно это спасло бы еврейский народ от духовной напасти постсионизма. 

Комментарии (0)

Оставить комментарий