И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!" (Тора, Шмот 32:26)
Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной" (Первая книга Маккавеев, 2:27)

altЭhуд бен Гера спас народ Израиля и сохранил мир на 62 года.  Только на 62 года, ибо вновь история повторяется:  книга Судей описывает, что евреи вновь отошли от истинного пути и встали на путь греха. Всевышний вновь наказывает их и на сей раз орудием наказания станут не изгнанные из страны и обосновавшиеся на ее севере ханаанские народы.
Если в истории об Эhуде нет подробностей войны с Моавом, то рассказ о борьбе с ханаанским царем Явином изобилует частностями и подробностями. Если вы окажетесь в тех местах, где происходила битва, то ваше воображение  с легкостью восстановит картину, описанную в книге Судей. Эта битва описана дважды - вкниге 4-й (прозаическим стилем) и в главе 5-й - поэтическим (победная песнь Дворы).  Эта битва - событие величайшей важности в истории народа Израиля, результатом ее был окончательный подрыв силы ханаанеев и искоренение их царской династии.
Но, прежде, чем начать рассказ о главном событии - битве между евреями и ханаанеями - мы знакомимся с тем, какие же причины вызвали военные действия. И вновь мы читаем: "И опять стали сыны Израиля делать зло в глазах Господа". Вновь евреи были слишком мягки со своими врагами. В результате, те ханаанские племена, которые должны были быть изгнаны еще 150 лет назад, объединились и организовали сильную армию. И теперь, в течение 20 лет, они терроризировали евреев только с одной целью - уничтожить их, а тех, кто все-таки выживет - изгнать с Земли Обетованной.
В книге Судей сказано:
 
"И предал их Господь в руки Явина, царя ханаанского, который царствовал в Хацоре, а военачальник его - Сисра,  и жил он в Харошет-hа-гоим. И возопили сыны Израиля к Господу, потому что было у него (у Явина) девятьсот железных колесниц, и он угнетал сынов Израиля жестоко двадцать лет".
Бог Израиля подверг наказанию свой народ, и в особенности северные колена Звулуна и Нафтали в Галилее - за непонимание важности и ответственности их миссии, за невыполнение заключенного завета, за нарушение законов Торы.  Народ, предназначенный быть духовным главой человечества, должен был справиться с этими задачами, ибо на его ответственности - сохранение законов Торы.
Каким же было в это время внутреннее положение Израиля? Вот что говорит об этом сама Двора:
 
"Во дни Шамгара бен Аната, во дни Яэли прекратилось хождение по дорогам, а вышедшие в путь - ходили окольными дорогами. Не стало открытых городов в Израиле, перевелись они..."
Примечание:
Шамгар бен Анат был судьей в последний год жизни Эhуда бен Гера. Яэль из народа кейни, как указывает РАШИ, тоже была судьей.
 
Как же получилось, что царь ханаанеян Галилеи сумел навести такой страх на израильтян?   Еще в начале овладения страной при Иеhошуа бин Нуне царь Явин создал коалицию северных царей. Евреи разбили эту коалицию, убили Явина, а принадлежащий ему город Хацор сожгли. Кто же этот Явин, который сейчас, через 150 лет, вновь держит Израиль в страхе?  Это некто, взявший себе династическое имя царей Хацора, вставший во главе северных ханаанцев, тех ханаанцев, которых евреи не уничтожили из "гуманных" соображений, и которые за полтора века умножились численно, восстановили свое царство и армию с самым страшным оружием того времени - железными колесницами.  Их  у Явина было 900. Напомним: у фараона, погнавшегося за евреями, было всего 600 коленсниц, и они не были железными.
Могучая и мобильная армия ханаанского царя имела военачальника - Сисру - и военную базу в Харошет-hагоим, которая перекрывала выход из Иезреэльской долины к морю и давала возможность господствовать над всей северной частью Эрец Исраэль.
Сисра на устрашающих всех колесницах совершал набеги на города и села евреев. Двора описывает страдания евреев и ликование ханаанеян. Во все глаза смотрела мать Сисры, ожидая его колесницу:
 
"...отчего медлят колеса колесниц его?  Верно, нашли они и делят добычу: по женщине, по две на каждого мужчину; добычу из цветных одежд для Сисры; добычу из вышитой цветной одежды - цветные одежды с разной вышивкой на шею тех, кто взял добычу".
В книге Судей сказано, что Явин "угнетал сынов Израиля жестоко".
  
Но не только жестокость их была страшна. Ханаанеи были безнравственны и стремились разрушить нравственность евреев. Иногда они преуспевали в этом, и слабые духом не выдерживали испытания. Его легко было победить на территории страны и легко изгнать из страны навсегда.
История повторяется. Вновь, как во времена владычества арамейцев и моавитян, "... возопили сыны Израиля к Богу". Что значит - "возопили"? Не взмолились, не обратились с просьбой, как в первых  двух случаях. Сейчас они закричали от отчаяния, от непереносимой боли.  Двадцать лет жестокого угнетения - дорогая цена, которую заплатили колена Звулуна и Нафтали за нарушение законов Торы. Это было тяжким наказанием для всего Израиля, бесчестием для каждого еврея. Не извне пришел угнетатель, как Арам или Моав. Непослушание и  недельновидность привели к этому тяжелому испытанию. В своей же среде евреи не увидели врага, поскольку забыли слова Бога:
 
"... предам в руки ваши жителей этой земли, и ты прогонишь их от себя... Да не живут они на земле твоей, а то введут тебя в грех против Меня... ибо станет это для тебя западнею".
Что происходило в это время в центральной и южной частях Эрец Исраэль? Здесь евреи продолжали жить по законам Торы и большая заслуга принадлежала пророчице и судье Дворе.  Мудрость, жизненный опыт, пророческий дар, познания в Торе - все это привлекало к Дворе тех, кому был нужен совет да помощь. Именно к ней шли тогда, когда никакой другой судья или мудрец не могли рарешить конфликтную ситуацию. Написано в книге Судей: 
"А Двора, пророчица, жена Лапидота,  - она судит Израиль в то время. Она сидит под пальмой Дворы, между Рамой и Бет-Элем, на горе Эфраима; и восходили к ней сыны Израиля на суд".
Горы Эфраима, о которых здесь идет речь, расположены между городами Рама и Бет-Эль. "Рама" - означает "высота", "Бет Эль" - "дом Бога". На одной из горных вершин, достигающих тысячи метров, росла огромная пальма, "пальма Дворы", под которой и судила свой народ великая дочь Израиля "Двора, пророчица, жена Лапидота". "Лапидот" в переводе на русский язык означает "языки пламени". А предание гласит, что именно изготовлением фитилей для  светильников Храма, что в Шило, и зарабатывала Двора себе на жизнь.  По мнению р. Ицхака Абарбанеля, оба определения - "пророчица" и "жена Лапидота" говорят о характере Дворы.  Сравнение с "лапидот" - языками пламени - говорит о том, что Двора была смела и решительна. Нет сомнения, продолжает Абарбанель, что ее личность была наиболее ярким примером для тех, кто хотел найти истину в жизни и встать на путь возвращения к Всевышнему, на путь "тшувы". Если бы этого не происходило - не удостоился бы народ спасения от ига ханаанеян.
То, что Двора была пророчицей и высшим судебным авторитетом, говорит об огромной роли еврейской женщины в жизни народа. Известно, что главная ее роль - в доме, поэтому еврейский закон не обязывает женщину изучать Тору и выполнять некоторые заповеди, связанные со временем. Однако из среды народа выходят такие силльные женщины, как Двора, и они обладают величайшими познаниями в Торе.
Практические методы судейства Дворы, дух и стиль ее деятельности отличают ее от других судей Израиля. Каждый судья в Израиле имел право применять силу в тех случаях, когда это было необходимо. Двора, по крайней мере, в начале своей деятельности, не прибегала к подобным мерам. И, даже тогда, когда некоторые колена отказались выйти на войну по ее призыву. она не стала их наказывать. Она лишь благословила тех, кто вышел на войну, и осудила тех, кто этого не сделал. Таков стиль упрввления не мог не сказаться на положении народа. Было немало случаев, когда ханаанцы побеждали евреев, понимая, что в Израиле нет сильного вождя.
И все-таки духовное влияние Дворы на народ было очень сильным. Она вела евреев к "тшуве", то есть, к раскаянию и к жизни по Торе и к укреплению завета с Богом. Она была уверена, что вновь наступит час, когда еври начнут трепетать перед своим Богом, и перестанут бояться железных колесниц Сисры. И, когда этот час наступил, она получила пророческое откровение и смогла сказать евреям:  "С нами - Всевышний". Теперь можно призывать евреев в бой против их врагов, ибо их Бог - с ними.
Чтобы лучше понять последующий ход событий, давайте представим себе местность, где они превосходили. Если с гор Нижней Галилеи смотреть в южном направлении, то на северо-востоке будет находиться озеро Кинерет, а на западе - Хайфский залив. От залива на юго-восток тянется плодороднейшая земля - Изреэльская долина. За ней, на юге поднимаются вершины Шомрона - той части центрального горного хребта, которая называется "горы Эфраима". Именно там и находился удел колена Эфраима. Вот здесь и находилась знаменитая пальма, под которой Двора судила евреев. Изреэльская долина, по которой к Средиземному морю стекает поток Кишон, знаменита своими плодородными землями, но главное - по ней проходит путь к портам Хайфского залива. Факт, привлекавший завоевателей на протяжении тысячелетий. На севере над долиной господствует знаменитая гора Тавор, на которой находится окруженная рвами крепость. Колена Израиля имели свои уделы в горах Галилеи, в горах Эфраима, и далее - на запад, к морю - на Кармеле. Ближе к озеру Кинерет были владения колена Нафтали. , к югу от него - земли колена Иссахара, а к западу - колена Ашера. В районе Кармеля расположен удел колена Менаше.
В книге Судей написано: 
"И послала она (Двора) и призвала Барака бен Авиноама из Кедеш Нафтали, и сказала ему: Не повелел ли Господь Бог Израиля?! Пойди и приведи на гору Тавор, и возьми с собой десять тысяч человек из сынов Нафтали и из сынов Звулуна. А я приведу к тебе, к потоку Кишона, Сисру, военачальника Явина, с колесницами его, и с полчищами его и отдам его в руку твою."
Итак, Двора получила откровение от Всевышнего спасти народ от ига ханаанеев рукой Барака ("Барак" - молния), известного своей храбростью. По приказу Всевышнего для этого были выбраны десять тысяч человек из колен Нафтали и Звулуна. Поскольку сам Барак был из города Кедеш, принадлежавшего колену Нафтали, то Бог велел ему, прежде всего, взять людей из своего колена, поскольку они пойдут за ним быстрее всех остальных. Кроме того, евреи из колен Нафтали и Звулуна больше всех пострадали от ханаанеян, и было решено имнно им идти первыми в бой, именно им Бог Израиля дврует радость победы над врагом.
Барак отвечает Дворе: ".... если ты пойдешь со мной - я пойду, но если не пойдешь - не пойду". Он, конечно же, не сомневался в пророчестве, переданном Дворой, но он хорошо знал - евреи напуганы, они боятся воинов Сисры и могут не пойти за ним, ибо не поверят его словам. Если они увидят, что пророчица, передавшая слова Бога Израиля, тоже с ними, они поверят в победу.
 
"И встала Двора, и пришла с ним ( с Бараком) в Кадеш. И призвал Барак Звулуна и Нафтали в Кадеш, и поднял за собой на ноги десять тысяч человек, с ним поднялась и Двора."
Дальше книга Судей рассказывает нам о том, что Хевер и его жена Яэль (из племени кейни, родственников Итро), почему-то решили отделиться от своего племени и раскинуть шатры у дубравы Цаананим вблизи Кедеша, то есть, рядом с городом, где Барак формировал свою армию.
По мнению р. Абарбанеля, Хавер,  племя которого пришло в страну вместе с Израилем и поселилось в уделе Иеhуды, узнав о том, что надвигается решающий бой, отправился на помощь евреям. Он и его жена Яэль разыграли некое подобие ссоры с родным племенем, после чего покинули его и расположились у дубравы Цаананим, как раз между горой Тавор, где собрались еврейские воины, и базой Сисры в Харошет hа-гоим. По логике вещей, было совершенно очевидно, что они перешли на сторону ханаанеев.
Книга Судей продолжает: "И сообщили Сисре, что взошел Барак бен Авиноам на гору Тавор".  Как видим, война была для Сисры полной неожиданностью. Ханаанеи были уверены, что евреи, запуганные их постоянным террором, смирились и боятся даже голову поднять. Но что они видят? Десять тысяч воинов Израиля находятся на горе Тавор, в полной боевой готовнисти, на стратегически важной высоте, господствующей над Изреэльской долиной.  Читаем дальше: "И завопил Сисра, все колесницы свои, 900 колесниц железных, и весь народ, который у него, (повел) из Харошет hа-гоим к потоку Кишон."
Ослепленный ненавистью к евреям, Сисра бросил против них всю военную силу ханаанеян. Сбылись пророческие слова Дворы, сказанные Бараку: "... а я приведу к тебе, к потоку Кишон, Сисру, военачальника Явина, с колесницами его, и с полчищами его и отдам его в руку твою."..." И сейчас, увидев приближающихся ханаанеев, Двора говорит Бараку: "Вставай, ибо это тот день, когда Господь предаст Сисру в руку твою. Не Господь ли идет пред тобою!"
 
"И сошел Барак с горы Тавор, и десять тысяч человек за ним. И навел Господь смятение на Сисру, и на все колесницы, и на все полчища, (и, убегая,) падали на острие меча перед Бараком, и сошел Сисра с колесницы, и бежал пешком. Барак же погнался за колесницами и за войском в Харошет hа-гоим, и пало все войско Сисры от острия меча, не осталось никого".
Описание этой знаменитой битвы мы находим в книге Иосифа Флавия "Иудейские древности". По всей вероятности, битва была настолько впечатляющей, что предание о ней переходило из поколения в поколение, что и дало возможность автору изложить его с весьма точными подробностями. Он пишет: 
"А как подошло к бою, налетела сильная буря с проливным дождем и градом. Ветер швырял дождь в лица ханаанеев и затмил им глаза, так что ни луки их, ни копья не были им в помощь, а из-за холода воины не могли удержать меча в руках. Израилю же буря почти не вредила, ибо ветер дул им в спину".
Поэтическая картина боя содержится и в песне Дворы:
 
"С неба сражались - звезды с путей своих воевали с Сисрой.  Поток Кишон увлек их, древний поток, поток Кишон".
Русло Кишона в долине, где происходила битва, превратилось в сплошное болото, в котором вязли железные колесницы Сисры. Сказано в Торе о колесницах фараона, завязших в Красном море (почти дословно, как в книге Судей): "... и привел Госпдь в смятение стан Египетский, и отнял колеса с колесниц его".
Какова же судьба военачалльника Сисры? "Сисра бежал пеший к шатру Яэли , жены Хевера, кейни". Можно предположить, что расчет его был таким: в сторону евреев идти нельзя, к своей базе в Харошет hа-гоим - тоже, ибо туда евреи гонят остатки его армии. Спасение - у Хевера, он в ссоре с евреями, ибо даже от своих родственников он ушел. Яэль исполняет пророчество Дворы, сказанное перед боем:  "В руки женщины предаст Господь Сисру". Дважды, в прозе и в стихах повествует об этом книга Судей. Вот как поет об этом Двора:
 
"Да будет благословенна среди женщин Яэль, жена Хевера-кейни! Из женщин в шатрах да будет она благословеннейшей! Воды тот просил, она подала молоко, в чаше вельмож поднесла. Руку свою к нему протянула, а правую руку - к молоту труженика, и ударила Сисру, разбила голову его, и поразила, и пронзила насквозь висок его".
 
Но не одна лишь Яэль удостоена благословения в победной песне Дворы. Из глубины веков доносит нам эта песнь прославление тем коленам Израиля, которые прислали воинов-- добровольцев в помщь бойцам из колен Нафтали и Звулуна:
 
"Сердце мое - правителям Израиля, добровольным заступникам в народе... От Эфраима, чей корень ( в воевавших с) Амалеком,  за тобою - Биньямин с народом своим, от Махира (Менаше) выступили правители,  и от Звулуна (даже) владеющие пером писца. И князья Иссахара - с Дворой, Иссахар, как Барак, в долину спустился пеший".
 
Однако не только благословила Двора свой народ в победной песне.  "Гилад за Иорданом остался", - говорит она с осуждением. Колена Заиорданья предпочли заниматься своими стадами и не пришли своим братьям на помощь. Но они все-таки были далеко, а что же соседние колена?  "А Дан отчего на кораблях держался? Ашер на берегу моря сидел, защищал свой удел!" - слышим мы возмущенный и осуждающий голос Дворы. Еще резче она говорит о евреях города Мероза, которые не пожелали присоединяться к Барак, когда тот проходил со своими воинами через город.  В пророческом откровении посланник Всевышнего сообщил Дворе, что Божественный суд проклял жителей Мероза. "Прокляните Мероз, - сказал вестник Господа, - прокляните, прокляните жителей его потому,что не пришли они на помощь Господу, на помощь Господу среди героев".
Но что означают эти слова "не пришли они на помощь Господу"? Понятно было бы, если бы их осудили за то, что они не захотели помочь Бараку.  Но речь идет о Творце вселенной! Разве Он может нуждаться в нашей помощи? Любая помощь евреям, соблюдающим Тору - это помощь Творцу, ибо Вселенная существует в заслугу исполнения законов Торы.
Есть еще один интересный эпизод, требующий разъяснения. Двора благословляет Яэль за убийство Сисры, убийство весьма жестокое. Книга Судей прославляет Эhуда, хитростью проникшего к царю Эглону и также намеренно убившего его. Но мы знаем, что Тора запрещает преднамеренное убийство  под страхом смертной казни. Как же это объяснить?
Еврейский пророк принес человечеству весть о времени, когда "не поднимет народ на народ меча и не будут более учиться воевать". Но пока есть в мире зло и его носители, пока есть угнетатели и тираны, убийцы и террористы, приходится воевать против них. Еврейский закон, записанный в святом Талмуде, гласит:
"Пришедшего убить тебя, убей, чтобы опередить его".
Поэтому еврей, убивший врага, - герой, заслуживающий благоловения. Победная песнь Дворы заканчивается словами:
 
"Так сгинут все твои враги, Господи Любящие же его - как восходящее солнце во всей силе своей! И спокойна была земля сорок лет".
 

Комментарии (0)

Оставить комментарий