::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

И.Гольденберг. "ЕВРЕЙСКИЙ СТРОЙ" (часть 7)

  • Сообщить о ошибке
28-07-2011, 20:54 Разместил: jude Просмотров: 2 440
altРаши – рабену Шломо Ицхаки /4800-4865;1040-1105/ все исследования и пояснения, которые он находил или слышал от других, либо к чему приходил своим умом – всегда записывал в тетрадь, и так до 33 лет, когда решил уйти из дома на семь лет, чтобы восполнить пояснения Торы и большинства (книг) Гмары. Во время странствований он проверял и исследовал в йешивах имеющиеся там пояснения. Так он побывал в Италии, Греции, Эрец Исраэль, Египте, затем поднялся в Персию, а оттуда через Германию вернулся в родной дом – город Труа в Шампани (Франция). Тогда лишь написал свои пояснения к Торе, завершил пояснения к многочисленным трактатам Талмуда и восполнил то, что ещё не было объяснено. И лишь после этого начал публиковать свои записи. Раши был большим знатоком астрономии, ему принадлежат многочисленные судебные решения, а также ответы на вопросы. /Ш. к. с. 66-67/.
После того, как были опубликованы кунтрэсы Раши – его пояснения к Танаху и Талмуду – изучение трактатов Вавилонского Талмуда широко распространилось среди евреев Франции, Германии и Испании, сделав эти страны "центром Торы" после Вавилонии. Мудрецы европейских йешив продолжали работу амораим йешив Вавилонии по исследованию Талмуда, по разбору его юридических проблем, по установлению судебных законов и ѓалахот, исходя из потребностей каждодневной жизни. В изучении Талмуда черпал народ силы и мужество, уверенность и терпение – всё, что так было необходимо для преодоления бедствий и несчастий того времени. И так как мудрецы йешив Франции и Германии писали свои кунтрэсы как добавления к сделанному Раши, то их труды получили название Тосафот (добавления), а сами они вошли в историю как баалей тосафот (авторы добавлений). Эта работа продолжалась пять-шесть поколений.
Рав Овадья из Бертноры дал пояснения ко всем трактатам Мишны и написал книгу Микра кодеш на своей родине – в Италии, эту работу он завершил в Эрец Исраэль, где умер в 5290 году и похоронен в Эмек Йеѓошафат. Рав Овадья бен Яаков, Сфорно – врач, был равом в Италии. Он составил пояснения ко всей Торе, Песне Песней, Коƒелет, книге Йова, Теƒилим, написал книги Ор ƒа-Шем, Ор аниим. Умер в 5310 /1550/ году. /С.д., ч.1, с. с. 239, 240, 245/.
Начиная с десятого века по хр. л., действовали два основных вида законодательной деятель-ности: 1) законодательство ƒалахических авторитетов, т.е. раввинских судов или признанных ƒалахических мудрецов в различных центрах; 2) общественная законодательная деятельность, т.е. общинные постановления, принимавшиеся отдельными общинами или объединением общин. Эти два типа законодательных органов – ƒалахические авторитеты и общины – зачастую тесно сотрудничали; многие постановления были приняты ими сообща. Это сотрудничество было естественным, и его следовало ожидать – ведь все еврейское общество в целом, не только мудрецы Ѓалахи, рассматривало Ѓалаху как высшую ценность, определяющую еврейский образ жизни. Все стремились, каждый по-своему, воплощать эти общие ценности в практической жизни. Именно поэтому даже в тех случаях, когда эти два законодательных органа действовали совершенно независимо, принятые ими законы все равно объединялись.
В начале тринадцатого века в Германии состоялся ряд раввинских конгрессов, которые приняли много разнообразных постановлений, касающихся различных областей еврейского права Постановления, принятые на этих конгрессах, содержали различные решения, касавшиеся взаимоотношений евреев с неевреями, законы о ссудах и налогах, запрет азартных игр, законы о доносчиках, запрет чрезмерно пышных пиров, законы о разделе имущества между вдовой и братом покойного в случае, если у усопшего не было детей, ограничение права мужа наследовать жене, умершей вскоре после свадьбы, и многие другие законы. Были приняты также постановления, касавшиеся молитв, образования детей, десятины, пожертвований на общественные нужды и других областей жизни общины. Постановления, вынесенные на этих конгрессах, принимались всеми общинами Франции и Германии, а впоследствии также и общинами Польши и восточноевропейских еврейских центров.
В еврейском судопроизводстве законодательные полномочия, кроме батей дин всех уровней, есть и у других авторитетных инстанций. Законодательство, источник которого – общество и его представители, мы находим в первый раз в древних законах о "жителях города". Из этих древних законов узнаём о дополнительном виде внутреннего законодательства в различных профессиональных союзах. Между законами, источник которых общинные постановления, и законодательством мудрецов Ѓалахи есть существенное различие. Оно проявляется как в широте охвата этих форм законодательства, так и в круге вопросов, которые они затрагивают. Законодательство мудрецов Ѓалахи направлено на всё общество, на весь народ, охватывало всю ѓалахическую систему со всеми ее отраслями и областями, а законодательство жителей города – и тем более профессионального союза – ограничено жителями этого города или только членами данного профессионального союза, и круг вопросов этого законодательства ограничивался улаживанием исключительно гражданских и денежных проблем, как, например определение цен на продукты, зарплата рабочих и тому подобное, а также проблем, касающихся устройства городского обслуживания и профессионального союза. Это законодательство стало мощной и широко распространённой силой в еврейском законодательстве. Круг его действия часто охватывал союзы общин, включавшие значительное число местных общин, а иногда и на целые страны. Это законодательство действовало во всех отраслях гражданского, уголовного и публичного права, за исключением вопросов, касающихся исур ва-ƒэтер (запрещённого и разрешённого, как, например, законы кашрута), оставшихся в области исключительного ведения мудрецов Ѓалахи. Главное идейно-юридическое объяснение полномочий законодательства общества основывается на положении "большинство каждого города для отдельных жителей – как Верховный суд для всего Исраэля".
Общественное законодательство активно обсуждалось в ƒалахической литературе, начиная с XI века хр.л. Одной из центральных проблем было привести в соответствие цель и дух общинных постановлений, которые иногда противоречили какой-нибудь конкретной ѓалахе, целям и общим принципам еврейского закона. Общинное законодательство – это одно из великих явлений на долгом пути развития еврейского закона. Подобно законодательству мудрецов Торы, оно также внесло свой вклад в решение многих крупных проблем, поставленных перед еврейским законом в многочисленных странах диаспоры.
В Европе, куда переселилась большая часть еврейского народа, единый центр так и не был создан. Вместо этого в Европе существовало несколько независимых центров, действовавших параллельно. Со временем независимые еврейские центры возникли в Северной Африке, Германии, Испании, Франции, Италии, в Земле Исраэля, Турции, на Балканах, в Польше и Литве. Хотя время от времени появлялись духовные лидеры, авторитет которых распространялся на несколько центров, в основном каждый независимый центр имел своих собственных ѓалахических авторитетов, к которым обращались с юридическими вопросами, касающимися жизни данной общины. Таким образом, единого центра, юридическое решение которого было бы обязательным для всей диаспоры, не стало. Независимая местная община "...является творением, неотъемлемым от истории нашего народа. Она не порождена диаспорой; ее организационная форма существовала везде, и в Земле Исраэля, и вне неё. Она отвечала нуждам всех социально-экономических групп: крестьян, ремесленников, торговцев – в соответствии с вполне понятным требованием, что внешняя структура общины должна отвечать социально-религиозным задачам, которые породили ее и которые она стремится решить" (Баер, там же, стр. 3).
Явное увеличение силы и авторитета общины наблюдается в середине десятого века: "Теперь еврейская община стала живым организмом, объединяющим в равной степени всех своих членов во всех областях общественной жизни. Община выносит постановления по духовным, политическим, административным и экономическим вопросам, и принуждает своих членов к соблюдению правил посредством отлучения и штрафов" (Баер, там же, стр. 5). С этого времени всё больше и больше таких общин стало появляться в различных европейских городах. Впоследствии из нескольких общин формировались межобщинные объединения, а порой даже и объединенные крупные независимые еврейские центры. Такие центры часто объединяли все еврейские общины целой страны, и они обладали высокой степенью автономии.

"Золотой век" испанской диаспоры
Пиренейский полуостров назывался в Танахе – Таршиш: Таршишский флот мелеха (Шломо) – в море с кораблями Хирама; раз в три года приходил Таршишский флот, привозивший золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов /Мелахим I, 10:22/. После евреев туда двинулись и греки, и римляне, и многие люди из этих народов осели там. Затем туда вторглись племена иберов, кельтов и др. Судя по сказанному пророком Овадьей /1:20/: Галут этих начавших из сынов Исраэля, которые (вместе) с кнаанцами (Цора и Цидона) – до Царфата, и галут Йерушалаима (иудеи), которое в Сфараде, – унаследуют города Негева, – можно сказать, что во времена Овадьи [8-7 века до хр. л.] в Сфараде (Испания) находилось значительное еврейское население. К 4260 /500/ году христианство уже господствовало на полуострове, языческое население приняло его, евреи же не только отвергли его, но и оказали сопротивление: они считали себя хозяевами этих мест никак не меньше, чем греки и римляне, а тем более – варварские народы. Через 200 лет в Испанию вторглись мусульмане, сломили сопротивление христиан и властвовали на значительной её части вплоть до 1492 года. В делах правления обе стороны нуждались в евреях, и те по их просьбе оказывали необходимую помощь /РХДР, ч. 1, с. 343-345/.
Примерно в 4750 году, пираты-ишмаэльтяне захватили судно, на котором находились четверо больших мудрецов из Бавеля: рава Моше с сыном Ханохом, раби Хушиэля, раби Шмарью бар Эльханана, имя четвёртого не сохранилось. Их продали в рабство: рава Шмарью – в Александрию [впоследствии стал главой евреев Египта], рава Хушиэля – в прибрежном африканском государстве Элькирван [где он, а потом его сын стояли во главе еврейской общины], а рав Моше с сыном были проданы в г. Кордове (Испания), их выкупили евреи города во главе с судьёй равом Натаном, который не только передал раву Моше пост даяна (судьи), но и стал его учеником. К раву Моше стекалось всё больше и больше учеников, он отвечал на все их вопросы, предавая огромные знания в Устной Торе и поучения мудрецов Бавеля.
Рав Шмуэль ѓа-Леви ƒа-нагид, рав Хананэль и рав Нисим [получивший мיсора от рава Ѓая-гаона], были друзьями и первым поколением учителей после гаонов. / Ц. Д., с. 48/. С ними вернулась сила Талмуда в Сфарад. Рав Хананэль и рав Нисим были учителями рабену Гершома меор ƒа-гола и умерли в 4810 году. /С. д., с. 192/. Рав Ицхак бен Яаков ƒа-коƒэн Альфаси /4773-4863/, Риф учился у рава Нисима и у рава Хананэля. От преследований бежал в 4848 г. в Сфарад. Риф поставил (к учёбе) множество учеников, влияние его личности распространилось по всему миру, и со смерти рава Ѓая не было равного ему в мудрости. /С.д. ч. 1, сс. 193-194/. Он составил Сефер ƒа-ƒалахот – сборник ƒалахот паскот (ƒалахот, вынесенных мудрецами как решение), имеющихся в Вавилонском Талмуде, согласно порядку его трактатов. Книга Рифа быстро приобрела широкую известность в еврейском мире. Рамбам писал: "[Книга] ƒалахот, которую сделал великий рав, рабену Ицхак, ... включает в себя все ƒалахот, решения и постановления (судов), в которых мы испытываем нужду в наше время, время галута" /Вступление к разделу "Эраим"/. /Рав Ш. Гликсберг... сс. 61, 63-64/. Рав Йосеф бен Яаков – большой мудрец и поэт, получил смиха в Кордове в 4873 г. и был судьёй 11 лет.
Рамбам – рабену Моше бен Маймон родился в Кордове в 4895 /1135/ году. Он писал: "Я, Моше, сын Маймона – судьи, сына рава Йосефа – мудреца, сына рава Ицхака – судьи, сына рава Йосефа – судьи, сына рава Овадьи – судьи, сына рава Шломо, сына рава Овадьи – судьи, – начал писать пояснения к Мишне, а мне – 23 года. И завершил – в Египте, тридцатилетним в 4927 году". Монарх Египта взял его к себе врачом. Им написано много книг по философии, логике, медицине, языкознанию. Его медицинские сочинения перевели на латынь, с указанием имени автора. Имеются они и на греческом, и на арабском языках – в большом количестве. Он писал много ответов мудрецам разных стран – главам йешив и судьям. Рамбам умер в возрасте 70 лет и похоронен в Верхней Галилее, в 4965 году. Его оплакивали и евреи, и египтяне, когда весть об этом дошла до Йерушалаима и до Александрии. /С. д. сс. 203, 204-206/
Рамбан – рав Моше бен Нахман, Геронди, сфаради, родился в 4954 году. Он был выдающимся мудрецом и создал много сочинений. Его учителем был рав Йеашия из Вавилонии, а мудрость кабалы учил у рава Эзры и рава Элиэзера-аптекаря из Гермизы (Франция). В 4790 году Рамбан начал писать книги, наиболее известные из них – глубочайшие и оригинальные пояснения к Торе, к некоторым трактатам Талмуда и Торат адам. Им созданы многие книги, а также множество посланий, ответов на вопросы, проповедь перед королём Кастилии о величии Торы и многочисленные Хидушин – восстановление забытых ƒалахот и новые их объяснения. Рамбан глубоко изучил медицину и профессионально ею занимался. Со всей страны Кастилии к нему в Герону стекались евреи Испании, Франции и Ашкеназа, чтобы получить хидушин по насущным вопросам и проблемам Торы и судебной практики. Покинув Сфарад, Рамбан свил себе гнездо в Йерушалаиме, где умер в 5030 году. /С.д. ч. 1, сс. 213-214/
Рабену Йона Геронди жил в ту пору, был выдающимся учеником Рамбана и учителем Рашбы. Составил пояснения по нескольким трактатам Талмуда. С ним советовался по судебным вопросам король Арагона. /Шк. с. 76/
Рашба – рабену Шломо бен Авраѓам, был наси евреев Барселоны в 5040 году. Имеются свыше трёх тысяч его ответов на вопросы, присланные не только изо всего Сфарада, но и также из Царфата, Ашкеназа и Африки. Рашба был главой евреев галута, осевших в Западной, Южной и Центральной Европе. Он занимался делами общины, судопроизводством и налогами. /ТаИ кн. 2, ч. 2, сс. 192-193/. Рашба успел принять и поселить у себя бежавшего из Ашкеназа в 5066 году рава Ашера /Раш/, и умер в 5070 году.
Раш – великое светило, венец мудрецов, рабену Ашер ƒа-кадош, пришедший в год изгнания евреев из Царфата. Более двадцати лет стоял рабену во главе еврейства Каталонии, после смерти Рашбы он был главным равом всего Сфарада, а по желанию правительства – главным судьёй евреев Каталонии. Его йешива в Толедо была центром Торы не только для всего Сфарада, к нему приходили учиться из Царфата и Ашкеназа, и даже из России /ТаИ, кн. 2, ч. 2, стр. 194/. Обоснование Раша и его восьми сыновей в Сфараде имело своим следствием духовное и учебно-методическое сближение двух важнейших еврейских центров: ашкеназийско-царфатского и сефардского. Наиболее значительную роль в соединении духа каждого из двух центров в единое целое выполнил сын Раша – рав Яаков, составивший большую и очень важную книгу псаким (ѓала-хических установлений) – Сефер ƒа-турим, Турим. Сотни лет она является книгой законов почти для всех еврейских центров на свете. Особенно её четвёртая часть – Хошен ƒа-мишпат, потому что растолковывает и разрешает проблемы мишпат – судопроизводства.
Рав дон Ицхак Абраванель – особенная личность среди мудрецов Исраэля. "Сказал Ицхак-сфаради, сын владыки господина Йеƒуды Абравнеля, благословенной памяти цадика, из святого потомства семьи дома Давида..." Политик, занимавший высшие посты при дворах монархов, обученный мудрости и разумению не только во всех областях Торы, но и в практических делах и поведении людей при всех обстоятельствах жизни, и вместе с тем автором книг, глубоко анализирующих Священное писание, и особых книг, посвящённых исследованию отдельных проблем анализа Закона – это его наследие является драгоценным в истории исраэльской литературы, а также и мировой литературы. Абраванель ставил перед собой две задачи: укрепить судебные учреждения, организации и учебные заведения верных Закону евреев и поднять дух народа, впавшего в отчаяние и безнадёжность от тягот жизни перед изгнанием. Рав дон Ицхак Абраванель по величию своей мудрости и мощи знаний обладал в качестве политика силой вести на высоком уровне "войны истины", никого и ничего не страшась. Он сурово критикует философию и философствующих в Исраэле и у других народов, защищая еврейскую традицию и чистоту Закона со всей своей духовной мощью, невзирая на лица.
Монархи и правители, нуждавшиеся в способностях, знаниях и опыте подобных людей, привлекали их ко двору, предоставляли высшие государственные должности. Не остались в стороне и те евреи, кто основное время уделяли материальным делам: финансам, экономике, политике и т.п. Евреи Сфарада вошли в среднее и в высшее общество. Наиболее важных из них величали, как дворян, – доном. Усвоены были язык, манеры, одежды, обычаи. Оставаясь евреями, они чувствовали себя каталонцами, кастильцами, португальцами. Евреи Сфарада не знали, что такое гетто.
Второго января 1492 года Фердинанд и Изабелла въехали в Гранаду, а уже 31 марта 1492 года подписали указ об изгнании в четырёхмесячный срок всех евреев, если не крестятся. Близкие ко двору евреи, в том числе дон Ицхак Абраванель, предложили королю огромный куш, тот был склонен взять и отменить приказ, но главный инквизитор Торквамада пригрозил королю ответными мерами церкви, и тот сдался. Евреи, бросив имущество либо продав за бесценок, начали уезжать кто куда. Часть – в соседнюю Португалию, чей король пока был в них заинтересован. Но большинство – ждало последнего дня. Видя, что до 31 июля евреям не выехать, Фердинанд установил окончательный срок – 2 августа 1492 года – по еврейскому календарю это 9 день Ава, день главных несчастий Исраэля. Еврейству Сфарада пришёл конец, в 1496 году последовало принесшее уйму жертв изгнание из Португалии.
Оттоманская империя в своей экспансии на юг поглотила, походя, маленькую страну, истощённую и обнищавшую, но, как магнит, притягивающую изгнанников. В Эрец Исраэль, в Йерушалаиме всегда оставались евреи. Большими или меньшими группами сюда прибывали евреи и селились, и укоренялись – не считаясь ни с чем. А когда Оттоманская империя открыла свои ворота, многие воспользовались этим чудом – возможностью вернуться в Эрец Исраэль и быстро стали заселять её в надежде, что это ускорит геулу, ибо знали: Машиах появится в Эрец Исраэль, если там, понятно, будет много евреев. В кратчайшие сроки города страны, особенно Йерушалаим и Цфат, наполнились евреями, прибывшими из разных мест: из Оттоманской империи, из стран Европы, даже из далёкой Польши. / Меир Ваксман, Морэй ƒа-дарот, сс. 333-334/
Перед изгнанниками из Сфарада стояла неотложная, настойчивая проблема – приспособиться к условиям новой жизни. Народ ощущал острую необходимость в новом, всеобъемлющем сочинении. Человеком, сумевшим уловить и удовлетворить эти чаяния, эту насущную потребность, был рав Йосеф Каро. Он родился в 5248 /1488/ году в Португалии, в семье изгнанников из Испании. В 5280 /1520/ году рав Йосеф обосновывается в Адрианополе, создаёт там йешиву, быстро приобретшую известность и множество учеников, куда приезжали именитые мудрецы и кабалисты. В 5300 году рав Каро прибыл в Эрец Исраэль и поселился в Цфате. где в 5315 /1555/ году завершил книгу Шулхан арух, которая вскоре с добавлениями мудреца из Польши рава Моше Иссерлеса была принята всем народом Исраэля. Здесь в Цфате рав Йосеф умер в 5353 /1575/ году.
Благодаря Моше Иссерлесу, кодекс Шулхан арух вместе с его пояснениями и добавлениями был принят ашкеназийскими общинами, и все псаким рава Йосефа Каро стали законами для всех евреев. /ТС, рав Йеѓуда Айзенберг, Тора с Синая, с. 143/. С появлением этой книги не только судьи, но и все евреи получили чёткие, ясные, упорядоченные формулировки ƒалахот, применяемые во всех случаях жизни.
В 1603 г. состоялся важный раввинский конгресс в городе Франкфурте-на-Майне. На этом конгрессе было принято много постановлений, касающихся различных областей еврейского права. Одно из этих постановлений подробно разбирает запрет обращаться в нееврейский суд, чтобы он решал тяжбу между евреями, и объявляет наказанием за нарушение этого запрета – отлучение. Поскольку местным еврейским судам не всегда удавалось заставить влиятельных и облеченных властью людей обращаться к ним, было учреждено пять областных судов: во Франкфурте, в Вормсе, Фулде, Фридбурге и Гинзбурге. Если местный суд признавал, что он не в силах добиться явки в суд какого-то конкретного еврея, дело переводилось в областной суд.
Было принято множество постановлений о налогообложении, методах сбора налога и о правилах хранения собранных налоговых сумм. Были приняты также постановления, предусматривавшие суровые наказания за финансовые преступления: за изготовление фальшивой монеты, подделку документов, скупку краденого, ростовщичество и скупку товаров не по их истинной цене. Отдельное постановление запрещало раввину или главе раввинского суда вершить суд над общинами, находящимися в юрисдикции другого раввина или суда. Были также приняты постановления, касавшиеся шхиты – ритуального зарезания животных уполномоченными для этого резниками, постановление, запрещавшее назначать раввина без согласия глав трёх йешив, и другие постановления, среди которых запрет на экстравагантную одежду.
О степени ƒалахического авторитета о главенствующем положении этого конгресса можно судить по суровейшим санкциям, назначенным им для нарушителей постановлений. Конгресс в Франкфурте-на-Майне был последним великим конгрессом, состоявшимся в первоначальных границах Германии. Хотя различные общины продолжали принимать постановления, но сборников законов или свидетельств о законодательных раввинских конгрессах в Германии мы уже не находим. Еврейский центр в Германии стал постепенно утрачивать свое значение и на смену ему пришел центр в Польше и близлежащих областях.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления И.Гольденберг. "ЕВРЕЙСКИЙ СТРОЙ" (часть 7) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Оцените работу движка



Календарь

«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Статистика