::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Ицхак Гольденберг. "ЕВРЕЙСКИЙ СТРОЙ" (часть 6)

  • Сообщить о ошибке
28-07-2011, 20:55 Разместил: jude Просмотров: 2 430
altВ Сирии и Малой Азии
Египетские евреи на чужбине не смогли сохранить духовную независимость. При всей верности Торе, они усвоили для своих нужд греческий язык: все молитвы в бет кнессете, даже Шма, Исраэль, они произносили по-гречески на диалекте евреев Египта. Еврейство египетской диаспоры создало обширную литературу: поэтическую, историческую и философскую. И хоть языком этой диаспоры – и литературным и бытовым – был греческий, но созданная ею литература по своей тематике носила ярко выраженный еврейский характер, и в сфере её интересов находились, в основном, история и актуальные проблемы еврейства. Со временем, египетские евреи настолько освоили греческий язык и обычаи, что им уже стало затруднительно молиться на родном языке.
Значительная еврейская диаспора была в Сирии, особенно в её столице – Антиохии. Её основание относят к началу установления империи Селевкидов /300 годы до хр. л./ Эта диаспора росла сравнительно быстро, за счёт близости к Эрец Исраэль. Есть все основания предполагать, что гонения Антиоха Эпифана против Торы и живущих по её законам распространились не только на еврейское население Эрец Исраэль, но и на сирийских евреев. Известно, что описанные во Второй книге Макабим /гл. 6 и 7/ факты, когда евреи шли на кидуш ƒа-Шем, но не отказывались от своего образа жизни по Торе, произошли в Антиохии.
Еврейство Сирии в те времена раскололось на ярых сторонников эллинизации евреев и на тех, кто остался верен Торе, её законам, кто отстаивал еврейское духовное и национальное самосознание. Первые создали в Сирии крупный еврейско-эллинский центр, а вторые приняли активное участие в общей борьбе за существование евреев как народа. Наши древние учители распространили на Сирию то, что в Торе называется кдушат ƒа-арец (святость Эрец Исраэль). Это касалось исполнения определённых мицвот, связанных с Землёй Исраэля. Одним из оснований для такого решения была невозможность точного установления границы между Сирией и Эрец Исраэль, а другим то, что значительная часть евреев Сирии были тесно связана своей жизнью с родиной. Да и в римский период еврейство Сирии увеличилось отчасти за счёт перехода в иудаизм нееврев, особенно женщин.
В Малой Азии еврейское население отмечено ещё в VI в. до хр. л., то есть в период Первого Храма. Антиох III переселил тысячи еврейских семей из Бавеля во Фригию и в Лодию (западные провинции Малой Азии), где они были размещены в укреплённых пограничных городах с целью усиления их гарнизонов. Данные о конфискации наместником Флаком в 41-42 гг. до хр. л. денег, собранных на нужды Йерушалаимского Храма евреями городов Пергамон, Адрамитон, Лаодикия и Афимия, свидетельствуют о расселении евреев по территории Малой Азии.
Постепенно Селевкиды предоставляли евреям Малой Азии всё более значительные автономные права, но полного гражданского равноправия с местным населением они под греко-сирий-ским владычеством так и не добились. Правда, Иосиф Флавий рассказывает, что Селевк Никатор, дал евреям Малой Азии полное равноправие, однако греческое население не прекращало борьбы против равноправия для евреев.
Влияние евреев Малой Азии, их религии, образа жизни на окружающий языческий мир было значительным. Тора была притягательной не только для местной интеллигенции, но и для широких масс. Жители Афамии связывали рассказ Торы о всемирном потопе со своим городом, и ковчег Ноаха (Ноя) был изображён на их монетах. Среди многих неевреев были распространены еврейские обычаи: зажигание шабатных светильников, многие посещали батей кнессет в шабат и во время еврейских праздников. Распространено было движение под названием "Боящиеся Всевышнего", сторонники его служили Творцу, в то же время, не отказываясь от местных верований.
Римляне, овладев Малой Азией, в основном, поддерживали евреев против греков. Так Юлий Цезарь, Антоний и Октавиан Август оказывали поддержку еврейским общинам в их борьбе за свои права с окружающим греческим населением. Цезарь, Антоний и Август опубликовали эдикты, гарантирующие права обширного еврейского населения Малой Азии и островов Средиземного моря. Евреям разрешалось "придерживаться обычаев предков, выполнять законы Торы". Кроме того, евреев нельзя было вызывать в суд ни в шабат, ни даже в канун шабат. Было гарантировано их право посылать деньги, десятины и пожертвования в Йерушалаимский Храм.
Особенности итальянской диаспоры
Особое место в диаспоре занимала еврейская община Италии, прежде всех возникшая на европейской территории. Первые сведения о евреях Рима относятся к 3626/134/ году, когда Рим посетили два посланца Йеѓуды Макаби. После завоевания Эрец Исраэль Помпеем в 3700 /60/ году в Рим переселили много пленных евреев, что увеличило еврейскую общину города. После смерти Ѓордоса восемь тысяч римских евреев присоединились к делегации из Эрец Исраэль, прибывшей в 3761 /1/ году в Рим, чтобы потребовать упразднения династии Ѓордоса в Йеѓу-де. Со второй половины I в. хр. л. еврейская община Италии утвердилась накрепко. Посещал Рим рабан Гамлиэль Второй, а раби Матья бен Хадаш был послан в Рим, чтобы открыть там йешиву, но она недолго просуществовала.
Во время правления императора Августа и его преемников в Риме насчитывались десятки тысяч евреев, положение которых, в целом, было прочным и стабильным. Многие евреи становились римскими гражданами и играли важную роль в жизни столицы империи. Терпимость римлян нашла своё выражение в том, что евреям было предоставлено право создавать свои учреждения, пользоваться автономией в делах внутреннего самоуправления и судопроизводства, они были освобождены от участия в церемониях языческого культа. Распространение иудаизма в I в. хр. л. среди языческого населения Рима приняло широкие размеры, в еврейство переходили даже члены многих патрицианских семей. Несмотря на то, что римские писатели цинично обрисовывали евреев – мелких торговцев и бедняков, всё же отношение императоров Августа и даже Тиберия к римским евреям было, в общем-то, неплохим.
Но нельзя обойти молчанием факт изгнания в 3779 /19/ году римских евреев на остров Сардиния, совершённого по приказу командира преторианской гвардии. Есть основания полагать, что это было вызвано обвинениями против евреев в связи с распространением Торы в римском обществе. И действительно, немало было римлян как из высших, так и из низших слоёв, мужчин и женщин, которых увлёк еврейский образ жизни. Римское общество того времени находилось под глубоким влиянием еврейской духовности: многие римляне не только выполняли ряд мицвот Торы, но и совершали гиюр, становились герей цедек – истинными прозелитами.
Все эти явления вызывали резко отрицательное отношение эллинизированных кругов римской интеллигенции. До нас дошли антиеврейкие сочинения Горация, Тацита, Сенеки. Гораций пустил в обиход насмешливую кличку – "обрезанные евреи" и намекал на опасность, которую представляет для римской религии еврейское воздействие. Очень важно уяснить: главное, что притягивало низшие слои римского общества к еврейству, – это шабат, полный покой и отдых в связи с запретом работать в этот день. Не следует забывать, что отдых вообще являлся привилегией лишь богачей, а трудящиеся работали денно и нощно, и не было у них дня отдыха. Именно эта причина тяги к еврейскому образу жизни особенно раздражала римских писателей и философов. Сенека порицал тех, кто соблюдал законы шабат, обзывал их лодырями, ибо, по его мнению, человек теряет в шабат седьмую часть результатов своей работы. Он писал: "Из-за соблюдения шабат, распространившегося также среди римлян, победители (то есть римляне) попали под гнёт побеждённых (евреев)". А известный сатирик Ювенал причитал: "Как низко пали чудесные древние римские вожди: отцы соблюдают шабат и не едят свинины, а сыновья дошли до того, что обрезают крайнюю плоть".
Еврейство диаспор
Разгром Великого восстания и разрушение Храма, а затем кровавое подавление восстания Бар Кохвы и последовавшие драконовские законы и террор против евреев резко ухудшили их положение в диаспорах эллинистического мира. Во многих странах и городах происходили столкновения между евреями и язычниками. Ужесточилось и отношение римских властей к еврейскому населению империи. Всё это привело к низвержению славы и чести евреев в глазах народов, а также, естественно, положило конец переходу язычников в еврейство. Тора Исраэля перестала быть лучом света в языческом мире материальных интересов и аморальности. Тора в то время утратила своё всемирное влияние, оставаясь духовной основой жизни еврейского народа.
Однако в связи с тем, что дела в самом Исраэле запутались и осложнились, и евреи сами, и не раз, тянулись вслед за иными народами, перенимая их верования, обычаи, образ жизни, – была утеряна всякая возможность того, что указанная Б-гом Исраэля цель существования евреев будет достигнута напрямую и что в обозримом будущем это будет принято народами мира. Наши пророки не раз говорили о том, что наступит день, когда все народы будут называть Творца Его Именем, то есть идентично тому, как это принято в еврействе. Однако нигде не сказано, что народы присоединятся к евреям, сольются с ними – соблюдающими Тору во всей её полноте, потому что человечество вообще не приспособлено к этому. Именно это является причиной того, что в определённые времена становились притягательными для целых народов различные религии – но не Тора Исраэля: её не постичь в лаконичном изложении и не достичь её понимания только лишь силами человеческого разумения.
Факты свидетельствуют о том, что активным и развивающимся было лишь еврейство Бавеля, сумевшее сконцентрироваться и организоваться вокруг виднейших знатоков Торы, создавших духовные центры, йешивы, вознесшие духовную жизнь всего еврейского народа на небывалую высоту. Эти достижения евреев Бавеля оказали и оказывают влияние по сей день и до скончания веков – на весь еврейский народ: Вавилонский Талмуд и сопутствующая ему литература – вечный живой источник духовной мощи Исраэля. Евреи этой диаспоры вместе с теми, кто остался в Эрец Исраэль и продолжал с определённым успехом бороться за свое существование там, – они-то сохранили наш народ и обеспечили его существование, они были основой народа, нецах Исраэль (вечным Исраэлем).
Евреи диаспор, разбросанных на огромной территории Римской империи, часто без какой-либо связи друг с другом, без духовных руководителей и учебных заведений, иной раз даже без свитков Торы, обречены были на тяжёлую повседневную и ежечасную борьбу за существование, за выживание, сохранение своего образа жизни. Немало еврейских общин потерпело поражение в этой борьбе и исчезло из Исраэля. И всё же надо подчеркнуть значение их влияния на окружавшие народы, среди которых они были подобны Храму Б-га Исраэля, излучающему чистый свет: законы, обычаи, образ жизни евреев, готовность идти на кидуш ƒа-Шем – производили впечатление на многих. Тысячи рабов-евреев, изгнанных в Италию после разгрома восстания Бар Кохвы, требовали от рабовладельцев дать им возможность употреблять только кашерную пищу и выполнять законы шабат по Ѓалахе. Никакие издевательства, вплоть до зверских казней не поколебали евреев-рабов. И римлянам-рабовладельцам пришлось удовлетворить требования их рабов.
То глубокое чувство неприязни, какое внушали к себе евреи во всем греко-римском мире, обусловливалось не теми или иными отдельными обрядами, но общей религиозной обособлен-ностыо и замкнутостью еврейских общин по отношению к внешнему миру. "Они закоренели в презрении к римскому закону, – говорит Ювенал, – они изучают и соблюдают, только свой закон, переданный им в таинственном свитке Моисея". Чем более знакомилось греко-римское общество с евреями, тем сильнее становилось в его среде и неприязненное отношение к этим последним. В свою очередь и евреи, по мере роста общей неприязни к ним, всё более обособлялись и замыкались в среде своих общин /А. Тюменев, Евреи… с.210/.
Сохранившиеся общины понемногу укреплялись духовно и численно, часто за счёт освободившихся от рабства евреев, упрочивалось их материальное положение, они укоренялись в данной местности, внедрялись во многие сферы жизни. Такие усиливающиеся и развивающиеся общины смогли стать центрами изучения Торы, сохранения еврейского образа жизни и, что очень важно, смогли стать той средой, в которой, в течение определенного времени, могли прожить и укрепиться как отдельные евреи, так и небольшие группы, пока становились достаточно сильными для того, чтобы перейти на новые места и там иметь силы противостоять враждебному окружению, построить и укрепить общину, ведущую еврейский образ жизни.
Из таких общин впоследствии выросло еврейство Испании (Сфарад), Центральной Европы (Ашкеназ), Франции (Царфат), стран Южной Европы. Виднейшей была итальянская община, в течение долгого времени оказывавшая влияние на все диаспоры к западу от Эрец Исраэль.
Еврейский строй в европейской диаспоре
Иудеи появились в Европе ещё в период Второго Храма, но количество их резко возросло в эпоху после разрушения Храма. Большинство из них обосновалось в Италии, во многих её городах были еврейские общины, но самая значительная ещё во времена Храма укрепилась и разрослась в столице империи – Риме.
Ошибочно думать, что лишь в Вавилонии в ту пору жили великие мудрецы, – были и в других странах, но Вавилония была их средоточием, духовным полем развития, центром распространения Учения. В страны Европы йеѓудим попадали и как военнопленные, и как жертвы налётов разбойников на суше и на море, и как торговцы. Они сумели отстоять и сохранить своё еврейство в среде чуждых народов, ибо их вера была крепка, а уровень жизни окружающих народов, как в материальной, так и в общественной и духовной сферах был низок, и не было никакого смысла ассимилироваться среди них. Евреи, владевшие многими языками: персидским, латынью, греческим, арабским, немецким, французским, андалузским, славянским, обладавшие многовековым опытом торговых и денежных операций в пределах великих империй: египетской, ассирийской, вавилонской, персидской, греческой, парфянской, римской, арабской; знавшие банковское дело, кредиты, векселя и т. п., – естественно были силой, могущей создать основу для экономического развития и процветания любого государства. К чести этих торговцев, путешествующих от Португалии до Хазарского каганата, от Марокко_до Индии, от Египта до Шотландии, следует подчеркнуть, что они при всех тяжелейших обстоятельствах оставались шомрей мицвот – выполняющими законы Творца, стремящимися изучать Писанную и Устную Тору. И в довольно короткое время в Европе поднялись учебные заведения для изучающих Закон.

"Ришоним"
В Европе вырастали гиганты духа, те, кого мы теперь называем ришоним, а всю ту эпоху в общем – "эпохой рабаним (учителей)". Сила и влияние ришоним стали ощущаться в 1-2 в. хр. л., когда они стали поднимать йешивы, куда из ближних и дальних мест стекаются ученики внимать Торе их уст наставников. На евреев Европы была возложена миссия провозгласить перед всем миром и показать местным народам, что значит Творец – един и Имя Его едино. Само существование, сам образ жизни евреев в Европе утверждали это: их батей кнессет, йешивы, структура торговых и производственных взаимоотношений, социальной помощи и т. п., а главное – их твёрдая готовность идти на кидуш ƒa-Шем во время преследований, но не отказаться от Торы, – всё это влияло на европейскую действительность. Костры инквизиции, погромы и пожарища, распинание, повешение, резня, во время которых Исраэль провозглашал: Творец – наш Б-г, Творец – един, – всё это было для народов Европы чем-то схожим с дарованием Торы с Синая, когда евреи на глазах у народов шли на смерть за первое и второе изречение – о единстве Творца и о тщете служения изображению, наследию идолопоклонства.
Среди широкого сообщества талмидей хахамим, вышедших из батей мидрашим рабену Шломо Ицхаки (Раши), его внука рабену Тама и раби Ицхака ƒа-закена было много нацеливших свой разум на тахлит хохма (мудрость, приносящую практическую пользу) – исследование свойств человека и его поведения в окружающем мире, ибо это главное его устремление при изучении Торы (тахлит хохма – тшува и добрые дела). Их речи оказали глубокое влияние как наставление справедливости и поучения хасидов, опирающихся на основы чистейшего мусара и слитых с возвышенными принципами любви к Творцу и к Его творениям вместе. /РШГ, с. 99-100/. О рабену Ицхаке, сыне рава Шмуэля, сына рава Симхи Дойтра, ученика Раши, /умер в 4938,1178/ в предисловии к книге Цеида ла-дерех сказано, что перед ним сидели шестьдесят раввинов и учились у него, слушали излагаемые им ѓалахот. Кроме того каждый из них учил с ним определённый трактат Талмуда, который другие не учили. Они заучивали ѓалахот на память, а рабену Ицхак не излагал новую ѓалаху, пока не прояснялись у них все сомнения в Гмаре, и он сидел с ними и уточнял каждую ѓалаху, имеются ли к ней какие-либо кажущиеся противоположности или одно место противоречит другому. Так готовили глубоко знающих Закон еврейских судей.
Рав Ицхак бар Аба завершил книгу Итур (о юридических законах в имущественных делах, о браке и разводе) в 4942 году. В ту пору рав Ицхак из Корбеля (Корбе), ученик рава Йехиэля из Парижа, один из последних баалей тосафот, создал Малую книгу мицвот – о 613 мицвот, с целью облегчить евреям самим постичь мицвот и знать их корни. Тосафот к Талмуду – это продукт объединённой работы многих мудрецов одновременно. Они либо учили вместе, либо собирались для совместного обсуждения, либо эти труды редактировались группой мудрецов. /РХДР, ч. 2, сс. 311-32/ Тосафот давали судьям в еврейских поселениях во всём мире вести судопроизводство на основе Гмары с учётом реалий того времени. Гмара – это святая книга, широкая и глубокая, и даже в Исраэле немногие знают её и понимают верно, со всем примыкающим к ней, ибо для этого нужны гигантские усилия и большие способности. Гмара во всей её полноте – это единый великий закон, не известный множеству людей, отдельные из них иногда отхлебнут оттуда маленький глоотк получат кое-какое представление о Гмаре. Прошло много времени пока народы ощутили, что имеется такое явление в еврействе.
Мудрецы той эпохи были учениками как великого ашкеназийского рава рабену Гершома, меор ƒа-гола (светоч галута), так и великого сфарадского рава Рифа – рабену Ицхака Альфаси, и, в свою очередь – учителями Раши, благодаря трудам которого их знания и мудрость распространились по всему еврейскому миру, взрастили баалей тосафот и последующие поколения мудрецов европейского еврейства. /PXДP, т. 2, ее. 38, 39, 40, 45/
Рабену Гершом /умер в 4830;1070/ руководил йешивой в г. Магенце (Майнц), где учились евреи из Ашкеназа (Германии), Царфата (Франции) и Италии. "Мудрецы Лотира (Лотарингии)", ученики рабену Гершома – рав Ицхак ѓа-Леви бен Элазар из Гермизы, рав Яаков бар Якар из Магенцы и рав Ицхак бен Йеѓуда из Вермеша (Вормса) – известны своей деятельностью по распространению знания Торы, её объяснению и исследованию. Почётной миссией своей они считали укрепление учебных заведений по изучению Торы, помощь судопроизводству и сохранение наследия предков. Они занимались изучением Талмуда, освещением сложных и малопонятных мест в нём, а также разъяснением законов и судебных постановлений и любых других тяжёлых проблем, связанных с применения ѓалахот в судебной практике. Знаменитые таканот и гзерот рабену Гершома распространились по еврейским общинам к концу тысячелетия [4900-е годы]. Наиболее широко известны из них: не брать второй жены, не разводиться с женой без её согласия, беречь тайну переписки, отлучение за оскорбление чести еврея, который не в силах был пойти на кидуш ƒa-Шем во время жёстких преследований. Рабену Гершом получил мיсира от рава Гая-гаона и передал рабену Элияѓу ƒа-закену. К этому поколению принадлежал рав Ицхак из Гермизы – выдающийся учитель Раши, раби Яаков бен раби Якара, также учитель Раши по прозвищу "старый учитель" и сам – ученик раби Гершома, раби Йона бен раби Мариноса – учитель раби Ицхака бен раби Йеѓуды Ашкенази (отца Раши) и самого Раши. /С.д. ч. 1, с. 194-195/.
По-видимому, почетный титул "светоч галута" был связан, прежде всего, именно с законодательной деятельностью рабену Гершома, как это видно из такой цитаты: "Великое светило, рабену Гершом, да благословенна память его, который издавал законы для всей диаспоры". Эти слова принадлежат ученику Раши, рабену Симхе (Махзор Витри, с. 380). Ранние источники приписывают рабену Гершому длинную серию постановлений, касающуюся различных областей гражданского, уголовного и публичного права. Его постановления затрагивают процессуальное законодательство и порядок исполнения решений суда. Эти постановления оказали огромное влияние на нравственность, на всю общественную и религиозную жизнь еврейских общин.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Ицхак Гольденберг. "ЕВРЕЙСКИЙ СТРОЙ" (часть 6) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Оцените работу движка



Календарь

«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Статистика