::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Ицхак Гольденберг. "ЕВРЕЙСКИЙ СТРОЙ" (часть 5)

  • Сообщить о ошибке
28-07-2011, 20:55 Разместил: jude Просмотров: 2 922
altСоздание Талмуда и его значение
После разгрома Великого восстания и разрушения Храма /3828/, а особенно в результате разгрома восстания Бар Кохвы /3895/ почти треть евреев Страны была уничтожена либо уведена в рабство. Исраэль был изгнан в галут (от לגלות, легалут – обнажать, опорожнять, оголять, стать изгнанником). Так начался тяжелейший и долгий галут.
Законы Торы, еврейский образ жизни, вошли в душу, плоть, кровь еврея, еврейского общества за период от дарования Торы – к тому времени уже около полутора тысяч лет. [История скольких народов вообще имела такую продолжительность?] Всё это было настолько выше понятий, представлений и обычаев народов мира, что евреи находились среди них как бы во взвешенном состоянии, как твёрдые, нерастворимые тела, – как инопланетяне среди землян.
У евреев за годы существования как народа, сложились, стали само собой разумеющимися, стали неотъемлемой сутью их жизни такие, основанные на законах Торы, системы как учебно-воспитательная [со всеобщей грамотностью], юридическая – система судов по еврейскому законодательству, как общественная взаимопомощь (выкуп пленных, попавших в рабство – физическое и долговое, помощь сиротам, вдовам, бесприданницам и др.), помощь обедневшим (цдака), не имеющая аналогов в истории других народов система гмилут хасадим (бескорыстное, безвоз-мездное благодеяние) и многое другое, о чём окружающие народы представления не имели [многие и по сей день].
Изгнанный, порабощенный, униженный и презираемый, еврей ощущал себя духовно неизмеримо выше народов, среди которых он жил. И не могло быть по-другому – так велика была дистанция между ними в духовной сфере: евреи жили в совершенно ином духовном мире. Расстояние между этими мирами было, поистине, "как от земли до небес". Остаток Исраэля, предоставленный своей участи, стал жить ещё более обособленно, самостоятельно, самобытно, в значительной мере – самодостаточно. "Евреи диаспоры сохранили и до нашего времени те же типичные национальные черты, которые они усвоили себе ещё в шестом столетии до н. э. со времени вавилонского пленения" /А. Тюменев, Евреи в древности и в средние века, с. 216. 1922 г./.
Евреи не впервые были изгнаны со своей Земли. В 3187 году ассирийцы изгнали дома Реувена, Гада и половину дома Менаше из Заярденья. В 3205 году были изгнаны на Восток 10 домов Исраэля – всё население Шомрона, Исраэльской монархии. Это был геруш (от לגרש, легареш - выгнать, изгнать) – изгнание, когда Б-г Исраэля решает легареш евреев из Эрец ƒа-кодеш за нарушение брита, за уход то законов Торы, да так, что они практически исчезают из народа.
Однако после разрушения Первого Храма /3338/, с началом Вавилонского галута (галут Бавель) стали появляться еврейские поселения, целые общины вне пределов Эрец Исраэль – диаспоры (от греч. диаспора – рассеяние), когда часть народа живёт вне страны его происхождения, в новых районах его рассеяния. Наряду с еврейским духовным, культурным и демографическим центром в Эрец Исраэль, на протяжении всей эпохи Второго Храма существовали в диаспоре богатые и процветающие еврейские общины. Они всегда ощущали нерасторжимость связи с Эрец Исраэль. Всё же насильственное изгнание из Страны – галут Бавель, духовные и политические преследования в Эрец Исраэль, экономические возможности в богатых соседних странах – эти факторы способствовали росту еврейских поселений в диаспоре, которая в то время насчитывала, примерно, от 3 до 5 млн. евреев. А греческий географ Страбон /3696-3781/ писал, что трудно найти место на земле, где бы не ощущалось присутствие евреев, их влияние.
Большой еврейской общиной была вавилонская диаспора. Лишь часть евреев, проживавших в бывшей Вавилонской, а затем Персидской империях, возвратилась в Йеѓуду (Шивъат Цийон) Число евреев, проживающих в Междуречье, в Месопотамии, возросло в период Второго Храма настолько, что превратило этот район в самую многолюдную еврейскую диаспору в мире. Поэтому в Мишне, Талмуде и сопутствующих книгах эта диаспора, кроме общего имени – Бавель (Вавилон) получила название Ѓа-гола, так же как Эрец Исраэль называют просто Ѓа-арец [что подчёркивает особое значение и единственность этого явления]. Еврейские поселения образовывали целые полосы во входящих в Вавилонию странах.
После разрушения Второго Храма и, в особенности, после падения Бетара многие евреи бежали в Междуречье. Новые беженцы присоединились к своим братьям, поселившимся в Бавеле со времён галута Йеѓояхина и Цидкияѓу. Понемногу средоточие еврейской истории перемещается в Бавель. Способствовали этому не только лучшие условия жизни евреев, численность которых возрастала, но и наличие, увеличение и укрепление учебных заведений, в связи с эмиграцией виднейших рабаним. Власти признавали Рош ƒа-гола, происходящего из дома Давида, официальным представителем еврейского народа, и он был одним из самых почётных правителей. Он взимал налоги с более чем миллионного еврейского населения, вёл важнейшие судебные разбирательства, назначал судей и чиновников в еврейской Вавилонии и т. п. Его дом, как малый царский двор, был всегда полон мудрецов и поэтов, власть его была выше, чем у Наси в Эрец Исраэль. Не удивительно, что еврейство Бавеля хранило верность новой родине и привязалось к ней всем сердцем.
Однако из Книги Эстер известны трагические проявления антисемитизма в Персидском царстве. Были проявления ревности и ненависти к царедворцам-евреям, как это описано в книге пророка Даниэля о нём и его товарищах – Хананэле, Мишаэле и Азарье. Евреи жили в своих особых городах. И в Месопотамии было большое количество геров, так как Тора Исраэля, законы жизни евреев прельстили их настолько, что они отошли от своих прежних верований. Верность и преданность евреев Бавеля своей родине – Эрец Исраэль была велика и нерушима, как нерушимой была связь между мудрецами и судьями Эрец Исраэль и Бавеля.
Как известно ещё от Моше-рабейну, судебная практика, являющаяся основой строя еврейского общества, основывалась на законах Писанной и Устной Торы. Ѓалахот Устной Торы, полученные Моше на Синае, передавались из уст в уста, из поколения в поколение, по цепочке, зафиксированной поимённо, тем, кто обладал мсирб (от лимсор, передавать) – правом получения и передачи полного знания всей Торы. "Кроме того, в каждом поколении глава бет дина или пророк, писал для себя "памятку слышанного" – то, что услышал от своих учителей, и чему сам он, публично, обучал устно. Так делалось всегда до Рабену ѓа-кадош (раби Йеѓуда ѓа-наси, или Раби, 3880-3980), а он собрал всё слышанное [передаваемое устно]: все законы и все разъяснения, и все пояснения, которые услышаны были ещё от Моше-рабейну и которые изучались бет дином каждого поколения как "вся Тора" (Писанная и Устная), и составил из всего этого книгу Мишны. Обучали мудрецы публично, и открытой стала (Мишна) для всего Исраэля, и переписывали её все, и распространяли повсеместно, чтобы не была забыта Исраэлем Устная Тора. Почему же сделал Рабену ѓа-кадош так, а не оставил всё, как было? Потому что видел, что уменьшаются (численно) ученики и уходят, а несчастья возобновляются и приходят (новые), и Римская империя распространяется в мире и укрепляется, а Исраэль изгоняем и уходит на края (земли) – составил одну книгу, чтобы все могли иметь её в руках, чтобы могли учить сразу, без задержки, и не забывали /Рамбам, из предисловия к Мишие Тора/.
Талмуд, – пишет Рамбам в предисловии к Мишне Тора, – "это – объяснение Мишны и разъяснение её скрытого смысла, а также законы, установленные батей дин каждого из поколений со времени Рабену ѓа-кадош". "Всё написанное в Вавилонском Талмуде является законом для всех евреев, так как в составлении этой книги принимали участие все мудрецы Исраэля той эпохи, и она была принята всем еврейским народом" /Энциклопедия Талмуда, ст. Ѓалаха/. С появлением Талмуда все судьи Исраэля обрели опору в своей работе на основе еврейского законодательства, а это укрепило еврейскую юридическую систему, еврейский общественный строй.
Рав и Шмуэль были учениками Раби, Рав спустился в Бавель в 3979 /219/ году. Шмуэль в это время был в (городе) Наѓардеа, где он и раби Ѓуна руководили йешивой 25 лет, а Рав пошёл в Cypy, город в Бавеле, и был там главой йешивы в течение 24 лет. Так стали йешивы в Наѓардеа, Суре и Пумбедите постоянно и неизменно действующими.
Рав Аши возглавил йешиву в возрасте 14 лет /4127 год/. И со времени Рабену ѓа-кадош и до рава Аши такое величие Торы и такая скромность не совмещались в одном месте. Рав Аши начал запись всего Талмуда по порядку и собрал все предыдущие материалы от Раби и до своего времени, и изучал каждый год по два трактата, и завершил весь Талмуд за тридцать пять лет, а затем снова прошёл его, ибо рав Аши правил шестьдесят лет – с 4127 по 4187. Работу эту закончили его ученики через 73 года после его смерти. Таким образом, от начала записи Мишны и до окончания Талмуда прошло 312 лет /3948-4260/.
Рав Авина, прозванный Равина, возглавил йешиву в 4234 году и умер в год завершения им Вавилонского Талмуда – в 4260 /500/ году. Равина был последним из амораим. В год его смерти царь убил главу йешивы рава Амимора – друга рава Аши, и рава Ѓуна – главу галута, и схватил молодых парней-евреев, и увёл их из народа, и было великое горе. Эпоха савораим (от севора - логическое осмысление) была тяжким периодом в истории евреев Вавилонии. Савораим сыграли важную роль в удовлетворении нужд евреев их поколений, сумели укрепить дух народа в период тяжелейшего кризиса, вызванного неистовством правителей Персидской монархии в пору ее заката и известиями о распространении и усилении христианства. Так евреям Вавилонии посчастливилось преодолеть это тяжкое время до блестящей эпохи геоним, когда возобновлена была деятельность древних йешив, вновь заполненных учащимися,
Трудности перехода народа Исраэля от последних лет персидской власти до эпохи арабского владычества продолжались более тридцати лет. Но народ выстоял, и с началом арабской эпохи началась великолепная эпоха геоним /РХ-ДР, Наставление... ч. 1, с. 305-306/. Гаон (от корня габ, возвысился; однокоренных геут, величие, ƒааванут, гениальность) – человек самый достойный, выдающийся, обладающий гова лев – величием сердца и гова руах – высотой духа. Это – титул духовных глав евреев Вавилонии после эпохи савораим. Рав Ханан стал во главе йешивы в Пумбедите в 4349 году, когда она вновь была открыта после нескольких лет запрета деятельности йешив. Он начинает эпоху геоним, продолжавшуюся около 450 лет /Энциклопедия Талмуда, т. 1, ч. 355/. Рав Аха – один из великих мудрецов Вавилонии, из йешивы в Пумбедите, составил книгу по Ѓалахе, получившую название Шеилтот рава Аха-гаона. Эта книга содержит глубокие исследования по Ѓалахе и Агаде, расположенные по порядку – неоценимое пособие для судей.
Свои постановления гаоны принимали совместно с другими лидерами еврейской общественной жизни: "Для того чтобы вынести судебное постановление, гаоны, возглавлявшие две йешивы (в Суре и в Пумбедите), по-видимому, вместе с другими крупными авторитетами йешив, собирались вместе с Рош ƒа-гола. Его присоединяли не только для того, чтобы постановление приобрело государственную силу, но и потому, что гаоны и Рош ƒа-гола имели совместную власть в управлении еврейскими делами в странах Багдадского халифата. Как известно, на территории Багдадского халифата, было три "власти", или сферы влияния – Сура, Пумбедита и Рош ƒа-гола. Во всех еврейских общинах судьи назначались либо тем гаоном, к которому они относились, либо Рош ƒа-гола; и эти же люди могли сместить судью на основании аргументированных жалоб на него. Поэтому, чтобы выработать единую юридическую линию, необходимо было привлечь Рош ƒа-гола. Когда все три стороны были согласны, что следует издать постановление, оно рассылалось в письмах, скреплённых печатью Рош ƒа-гола и "четырьмя печатями властей". В этих письмах сообщалось также, что всякий судья, который не будет придерживаться этого постановления, "будет смещён, его полномочия будут переданы другому, и передача полномочий будет зафиксирована в специальном документе". Постановления имели полную юридическую силу на территории Халифата, впрочем, постановления гаонов соблюдались и далеко за пределами Халифата, они имели силу во всех еврейских судах, даже в тех странах, где гаоны не обладали никакой политической властью, – например, в христианской Европе. В этом отношении власть гаонов превосходила власть Рош ƒа-гола /Асаф, Гаоны, с. 62/.
Двадцатипятилетний рав Гай бен Шрира с 4757 года руководил йешивой сорок лет и распространял в Исраэле Тору больше, чем другие геоним, и на его свет, от восхода солнца и до захода его, шли желающие знать Тору. Рав Гай умер в 4797 году, в возрасте шестидесяти девяти лет. Он был последним из геоним. В том же году главой галута стал Йехезкия бен Давид Закай, но через два года его схватил арабский правитель и убил вместе со всей семьей. Лишь двум его сыновьям удалось бежать в Испанию. Так было покончено с йешивами Вавилонии /Ц. Д. ч. 1/.
Примерно в 4750 /990/ году рав Моше и его сын Ханох были захвачены в плен на судне в Эгейском море. На рынке в Александрии их выкупили евреи из Кордовы (как велит закон Торы). В Кордове был судьёй общины рав Натан, большой хасид. Евреи Испании (Сфарад) не были знатоками Талмуда, однако в меру своих знаний учили Мидраш и пояснения еврейских мудрецов. Раби Моше дал разъяснения по всем вопросам и проблемам, возникшим у евреев Кордовы, показав глубину и широту познаний, полученных в йешивах Вавилонии [тогда – Арабского (Баг-дадского) халифата]. А монарх Кордовы был рад тому, что теперь его евреи не нуждаются в Вавилонии. Весть о раби Моше распространилась среди евреев всей Испании и Западной Европы, и к раби Моше начало стекаться множество учеников. /С.д. ч. 1, с. 187-188/
Диаспора

В египетской
диаспоре
Если начало еврейской диаспоры восходит ко времени вавилонского плена и персидской монархии, то период наиболее интенсивного её распространения преимущественно в западном направлении начинается лишь с возникновением эллинистических государств. В 4-3 веках до хр. л. евреи заселяют Египет и Малую Азию, во 2-м веке – острова греческого архипелага и собственную Грецию. Завоевание Римом Востока и образование всемирного римского государства способствовало проникновению еврейской диаспоры и в области западного Средиземноморья /А. Тюменев, Евреи…, стр. 183/.
Еврейская община в Египте была в тот период самой важной и значительной из диаспор. Долгое время она находилась под той же властью, что и Эрец Исраэль: персы, Александр Македонский, Талми (Птолемеи), а затем римляне. Египетским евреям удалось остаться в стороне от политических бурь, свирепствовавших в Йеѓуде. Число их сильно выросло, благодаря выходцам из Йеѓуды, которые во время гонений Антиоха Эпифана массами переселялись из залитой кровью Эрец Исраэль на тихие берега Нила. Еврейская община Египта являлась одной из древнейших диаспор. Постоянное еврейское население здесь было уже в конце эпохи Первого Храма. Евреи-воины служили в армиях египетских фараонов. После разрушения Первого Храма в Египет хлынула волна эмигрантов из Йеѓуды. Многие из еврейских беженцев были знакомы с военным делом, и египетская администрация доверила им такую важную задачу, как защита границ от внешних врагов, [поэтому в пограничных районах возникли еврейские поселения, носившие военизированный характер], а также обеспечение порядка внутри страны. Из арамейских папирусов, обнаруженных в Египте, известно, что уже в конце VI века до хр. л. обширное еврейское военное поселение существовало в городе Йэбе (греческое название – Элефантина). В нём находился еврейский храм, построенный, по-видимому, ещё в период фараонов. Когда в 3395 /365/ году персидский царь Камбиз завоевал Египет, он разрушил и осквернил святыни египтян, но не тронул еврейский храм в Йэбе, и это вызвало у египтян взрыв ненависти. Среди папирусов города Йэба найдено письмо персидского царя Дареуша, датированное 3409 /351/ годом, в котором он требует от своего наместника заботиться о нуждах евреев Йэба в связи с праздником Песах, обеспечить их мацой и кашерным вином. Всё это озлобляло египтян и усиливало ненависть к евреям.
В 3417 /343/ году толпа египтян напала на еврейский храм и разрушила его до основания. Евреи были до глубины души потрясены этим несчастьем и объявили глубокий траур, а египетские власти, хотя и наказали бунтовщиков, казнили подстрекателей, но не спешили с выдачей разрешения на постройку нового храма. Тогда египетские евреи обратились за содействием к великому коѓэну Йерушалаимского Храма Йоханану, но ответа на свою просьбу они не получили. И ясно почему. В Йерушалаиме отрицательно относились к существованию храма на языческой земле и к службе вознесения даров на алтаре вне пределов Йерушалаимского Храма, ибо Тора категорически запрещает это.
В период правления Талмим (Птолемеев) [от смерти Александра Македонского в 3454/306/ году и до завоевания римлянами Египта в 3718 /42/ году] Египет был важнейшим центром эллинизма. В метрополии царства Талми, завоевавшего и Йеѓуду, еврейство создало свой духовный центр, во много отличавшийся от Йерушалаимского духовного центра. 100 тысяч евреев были переселены из Йеѓуды в Египет ещё Талми I. Затем последовали гонения Антиоха Эпифана. В результате, согласно сведениям, сообщённым Филоном Александрийским (Йедидья), еврейская община Египта достигла миллиона человек, что составляло свыше 12% от общего числа всего населения. Исследованные в последние годы папирусы свидетельствуют, что евреи имели свыше 60 поселений на египетской территории. Во многих городах Египта были еврейские кварталы. Евреи старались селиться вместе, чтобы сообща выполнять законы Торы и вести своё судопроизводство. Ещё первые Талмим вынуждены были считаться с влиянием еврейского меньшинства, которое постепенно стало играть видную роль в гражданской и военной жизни страны.
При Талми VI /3585-3620;175-140/ командовать военным поселением в Леонтополисе были назначены евреи Хоньйо и Достай. Хоньйо был сыном Йерушалаимского великого коѓэна, убитого по приказу Антиоха Эпифана. Во время войны Макабим законный преемник сана великого коѓэна – Хоньйо не мог соперничать с митъявним – эллинистами, сирийскими ставленниками Менелаем и Алкимом, и вынужден был переселиться в Египет, где его дружелюбно приняли Талми VI и царица Клеопатра. В военной жизни Египта евреи продолжали играть важную роль в течение всего периода правления Талмим, и лишь римляне, завоевав Египет, положили этому конец. Не только на военной службе отличались евреи, они занимали важные посты и в египетской гражданской администрации. Евреи занимались земледелием и скотоводством – и как владельцы усадеб, и как наёмные работники. Ремесло занимало важное место в экономической жизни евреев. В Александрии были ремесленные объединения, и в знаменитой синагоге города были определённые места для каждого цеха: ювелиров, плавильщиков меди, ткачей и т.д.
Еврейская община продолжала свободно жить и развиваться, как один из наиболее культурных слоев разноплеменного египетского населения, но при этом евреи продолжали вести тот же образ жизни, что и на родине, в Эрец Исраэль. Евреям в Египте была предоставлена автономия: возможность жить по законам Торы и вести своё судопроизводство, у них были синагоги, школы, даже архив. Во главе еврейских общин стояли мудрецы и вожди, вплоть до римского господства местная власть называла их этнархами. Но общинам было запрещено объединяться в единую организацию, охватывавшую всё еврейское население страны.
В 3589 /171/ году Хоньйо построил в Леонтополисе храм, который должен был стать в Египте еврейским духовным центром, как Йерушалаимский. Храм Хоньйо даже был копией Йерушалаимской святыни, только меньших размеров и более скромным внутренним убранством. Хоньйо удалось привлечь к служению в новом храме коѓэнов и левитов, бежавших из Йеѓуды во время сирийских гонений. После того, как Йеѓуда Макаби освободил и очистил Йерушалаимский Храм, Хоньйо не остановился даже перед тем, чтобы нарушить строжайший закон Торы: запрет совершать приношения Б-гу Исраэля вне Йерушалаимского Храма, на "нечистой земле". Он, видимо, считал, что осквернение Йерушалаимского Храма Антиохом остаётся в силе. Кроме того, Хоньйо получил поддержку со стороны Талми VI, который в своей антисирийской политике был заинтересован в существовании храма в Египте, в противовес Йерушалаимскому. Во Второй Книге Макабим /гл. 1 и 2/ написано, что из Йерушалаима египетским евреям были направлены письма, содержащие указания, как отмечать праздник Ханука. Это означало, что Йерушалаимский Храм по-прежнему остался единой святыней всего еврейского народа. Храм же в Леонтополисе получил название "дом Хоньйо". В Мишне /Мнахот 13:1/ чётко сформулирована ѓалаха: "Коѓэны, служащие в "доме Хоньйо", могут быть допущены к служению в Йерушалаимском Храме". В 3833 /73/ году, уже после разрушения Второго Храма, "дом Хоньйо" был закрыт по приказу императора.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Ицхак Гольденберг. "ЕВРЕЙСКИЙ СТРОЙ" (часть 5) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Оцените работу движка



Календарь

«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Статистика