::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Ицхак Гольденберг. "ЕВРЕЙСКИЙ СТРОЙ" (часть 2)

28-07-2011, 20:58 Разместил: jude Просмотров: 2365

 altСогласно  правилам изучения Торы, при наличии  двух различных мнений следует искать третье, которое бы помогло разрешить проблему. Пророк Ѓошеа (начало пророчества – 3090 /670/ г.), младший современник пророка Элияѓу, передаёт от Имени Творца /13:9-11/: Погубил ты себя, Исраэль, ибо ты – (против) Меня, (против) своей опоры. … Я дал тебе монарха в Моём гневе и отниму – в Моей ярости. Здесь заключена вся эпоха монархов – от Шаула /с 2882/ и до Цидкияѓу /по 3338/. Как объясняет Мальбим, Творец, Б-г Исраэля, напомнил евреям, что вначале (от Моше и кончая Эпохой Судей /2882/) они были под ƒашгаха – надприродным, сверхъестественным руководством и наблюдением Всевышнего, но они захотели вести себя естественным, природным путём. "Так разве не презрел ты Меня как монарха и выбрал себе мелеха, который спасёт тебя путём войны. Я дал тебе монарха в Моём гневе – в дни Шмуэля, ибо знал, что станете служить идолам, а это против Моей воли, и отниму – в Моей ярости, хотя Цидкияѓу был лучшим из всех предыдущих монархов и за свои действия не заслуживал наказания, но оно пришло за все преступления мелахим и народа". То есть, хоть и был Мой гнев против установления мелеха, но всё же тот был избран, однако нет в Исраэле первопричины существования монархий, и потому их конец – ликвидация в ещё большем гневе, в ярости.  
 

   Вернёмся  к разговору Всевышнего со Шмуэлем: Итак, послушай их голоса, только предостереги их и изложи им мишпат мелеха, который будет самодержцем над ними. Есть мишпат Творца, Б-га Исраэля, – законность, суд со стороны ƒашгаха пратит – личного наблюдения и руководства Всевышнего и оценки действий каждого еврея по законам Торы, и есть мишпат мелеха – законность, установленная мелехом, согласно его понятиям и нуждам. Мишпат Творца, Б-га Исраэля предъявляет к еврею лишь духовные требования. Мишпат мелеха – только материальные и при том очень жёсткие и болезненные. Таким будет мишпат мелеха, который будет самодержцем над вами: Он возьмёт ваших сыновей и приставит их к его колеснице и к его всадникам, и будут бежать перед его колесницей. И установит им (народу) сарэй тысяч и сарэй пятидесятков, и будут пахать его пашни и жать его жнивьё, и чтобы делали орудия для его войн и его колесницы. А ваших дочерей возьмёт составлять мази и поварихами, и пекарками. А лучшие ваши поля и ваши виноградники, и ваши маслины заберёт и отдаст своим слугам. И отделит десятину от ваших посевов и от ваших виноградников и отдаст своим приближённым и своим слугам. А ваших служителей и ваших прислужниц, и лучших ваших юношей, и ваших ослов возьмёт и приставит к своим ремёслам. И ваш мелкий скот обложит десятиною, а вы станете его рабами. И завопите в тот день перед вашим мелехом, которого выбрали себе, но не ответит вам Творец в тот день /9:11-18/.

   Перспектива для всего народамало приятная, но таковы основы и принципы монархического строя. Казалось бы, такое разъяснение  способно охладить даже самых горячих  монархистов. Но народ отказался внять голосу Шмуэля, и они сказали: Нет! Только лишь мелех будет над нами! Чтобы мы были, как все народы, и нас будет судить наш мелех, и перед нами будет выходить, и в наших войнах будет воевать /9:19-20/. То есть, нами выбранный и нами воцарённый над нами, наш мелех нас будет судить и в наших войнах будет воевать. Вот такая вера в "силу" выборов. Им чётко объяснено, чту будет следствием их выбора, а они отвечают: Нет! Что тут поделаешь: И сказал Творец Шмуэлю: послушайся их голоса и поставь им мелеха /9:21/.

 

   И сказал Шмуэль народу: …Теперь же предстаньте, и я буду судиться с вами перед Творцом обо всех благах Творца, которые Он совершил для вас и для ваших отцов /12:6-12/. Напомнил им обо всём, начиная с исхода из Мицраима и до сего дня, когда посылал Судей – и избавлял вас от руки окружавших вас врагов, и вы жили безопасно. А теперь вы сказали мне: Нет! Ибо мелеху властвовать над нами. Но ведь Творец, ваш Б-г, – Он ваш Мелех!  

   Однако  наставления не подействовали, и  тогда Шмуэлю пришлось прибегнуть к  самому вескому аргументу: Разве сегодня не жатва пшеницы? Я воззову к Творцу, и даст гром и дождь – и узнаете, и увидите, как велико в глазах Творца ваше зло, которое вы совершили, попросив себе мелеха /12:17/. Лишь после этого пришло просветление: И сказал весь народ Шмуэлю: Взмолись за твоих рабов к Творцу, твоему Б-гу – и не умрём, ибо ко всем нашим грехам добавили зло, прося себе мелеха /12:19/.

   Можно было бы здесь сказать, что "лучше  позже, чем никогда", но не прекращается эта глупость, эта вера в "наш" выбор: и по сей день творим всё то же зло – и по глупости своей всякий раз надеемся, что нам станет лучше. Убеждаем себя, что выбрали "меньшее зло", забывая, что от зла, даже если оно малое, – добра никогда не будет.

   

 

   Монархия  на деле

  

Первый  мелех, Шаул, был отрешён Б-гом Исраэля за то, что не выполнил Его веления о поголовном уничтожении народа Амалека, из-за чего евреи получили Ѓамана тех времён и всех последующих Ѓаманов и ѓаманят по сей день – наших смертельных ненавистников.

   Давид ƒа-мелех 40 лет правил народом, потому что главным в его жизни было беспрекословное и абсолютное служение Б-гу Исраэля душой и телом, самоотверженно защищая свой народ. Он воевал с врагами пока не добил их всех, как он сказал в своей песне: Кто Б-г, кроме Творца, и кто твердыня, кроме нашего Б-га? Бог – оплот моей силы. Я преследую моих врагов и истребляю их, и не возвращаюсь, пока их не уничтожу. И я уничтожил их и побил их, и не встанут они. И я разотру их, как прах земной, растолку их, как грязь уличную, истопчу их. Ты избавил меня от мятежников из моего народа. Ты сохранил меня, чтоб быть мне главою народов. За то я буду славить Тебя, Творец, перед народами и  буду воспевать Твоё имя /Вторая Книга Шмуэля, 22:32-33, 38-39, 43-44, 50/.

   Таков завет Давида, как "успокоить" врага: разбить в пыль, пыль втоптать в грязь – это Давид считал единственным "адекватным" ответом врагу, цель которого – уничтожение Исраэля, и способом обеспечить своему народу мир. Лишь через, примерно, 140 лет после окончания войн Давида восстал Моав, но его разбили ещё на границе. Настоящая же война – нападение Ашура (Ассирии) на Шомрон, приведшее к уничтожению там Исраэльской монархии и изгнанию десяти ветвей (колен) Исраэля – произошла лишь в 3195 году, то есть, примерно, через 285 лет после того, как Давид прекратил войны, ибо уже никто не решался напасть на Исраэль.  Таким был Давид – уникум среди монархов Исраэля, да и последующих руководителей народа.

   Давид не только вёл войны, расширив пределы  Монархии Исраэля до указанных в  Торе /Бיрешит 15:18; Шмот 23:31; Диврей ƒа-ямим I,16:18/: от верховьев реки Прат (Евфрат) до Египетской реки и от Средиземного моря – вглубь Заярденья, создав для этого профессиональную армию со "спецназом" из "богатырей Давида". На этой территории он создал чёткое административное деление, поставив крепких управляющих. Давид упорядочил все сферы жизни государства, перенёс Мишкан из Шило в Йерушалаим, где и предназначено быть Храму, навёл порядок в службах Храма и в судебной деятельности в нём, да ещё создал тексты и мелодии гимнов (теƒилим), которые распевали в Храме хоры левиим. Денно и нощно трудился с Б-гом в душе. Перед смертью, передавая сыну, Шломо, монархию в указанных границах, велел: Береги завет Творца, твоего Б-га, чтобы идти Его путями, храня Его установления, Его мицвот и Его законы, и Его свидетельства, записанные в Торе Моше, чтобы разумным было всё, что будешь делать, и всё, к чему бы ты не обратился / Вторая Книга Шмуэля, 2:3/.

   К тринадцати годам получив монархию – организованную, налаженную, как  полную чашу, истекающую всеми богатствами мира, Шломо, естественно, испросил у Б-га единственное, что не хватало, – мудрость, став самым мудрым на свете, к его мудрости припадали все ближние и дальние властители. И Шломо решил, что эта мудрость обеспечит ему правильное поведение и верные пути в жизни, даже если он отойдёт от завета отца, от завета Творца.

   Обладая огромным состоянием и преумножая его, Шломо решил построить великий  и богатый Храм Б-гу Исраэля, шикарные дворцы себе и первой жене – дочери Паро, а потом и последующим. Для этого, согласно мишпат ƒа-мелех: Шломо взвалил повинность на весь Исраэль, вначале на тридцать тысяч человек, и посылал их в Леванон по десять тысяч в месяц попеременно (на лесоповал): месяц они были в Леваноне и два месяца у себя дома. И ещё были у Шломо семьдесят тысяч носителей тяжестей и восемьдесят тысяч – в каменоломнях в горах, кроме начальников, поставленных Шломо над работами, три тысячи триста надзирателей над народом, выполняющим работы /там же, 5:27-30/. Здания Храма, дворцов и др. были сверхвеликолепными и роскошными и внутри, и снаружи, а трон Шломо – легендарная золотая громадина, да ещё и непревзойденное произведение искусства. Всё это добыто каторжным трудом народа, с которого, само собой, ещё драли неимоверные налоги. Ко всему содержал войско с 1400 колесницами и 12000 всадниками, да пехоты несчётно – престижа ради: воевать-то не надо было.

   А сколько стоило содержание "женского персонала" мелеха Шломо?! И кроме дочери Паро любил мелех Шломо многих чужестранных женщин …из тех народов, о которых Творец сказал сынам Исраэля: "Не идите вы в их среду, и они пусть не входят в вашу среду, потому что они неизбежно склонят ваше сердце к своим б-жествам", – к ним прилепился Шломо любовью. И было у него семьсот жён-княгинь и триста наложниц; и развратили его жёны сердце его. В пору старости Шломо его жёны склонили сердце его к иным б-жествам, и не было его сердце полностью (предано) Творцу, его Б-гу, как сердце Давида, его отца. И последовал Шломо за Ашторет, цидонским божеством, и за Милкомом, мерзостью амонитян. …Тогда построил Шломо (жертвенное) возвышение Кемошу, моавитской мерзости, на горе, которая перед Йерушалаимом, и Молеху, мерзости сынов Амона. То же сделал он для всех чужестранных жён, которые приносили воскурения и жертвы своим б-жествам. И разгневался Творец на Шломо за то, что отклонилось его сердце от Творца, Б-га Исраэля… И сказал Творец Шломо: За то, что ты так поступал и не соблюдал Моего брита и Моих законов, которые Я заповедал тебе, Я отторгну монархию от тебя и отдам её твоему рабу. Но Я не сделаю этого в твои дни ради Давида, твоего отца; из руки твоего сына исторгну её. Однако не всю монархию отторгну: один росток (колено) дам твоему сыну ради Давида, Моего слуги, и ради Йерушалаима, который Я избрал /там же, 11:1-13/.  Всё делал Шломо ради его женщин, ничего не жалел – даже себя не пожалел: ушёл в авода зара, в идолослужение. И умер в 2964 /796/ году глубоким стариком, не прожив и 53-х лет.

   Подводя итоги своим наблюдениям над  людьми, их бытием и страстями, в  конце жизни Шломо написал самую короткую и самую мудрую книгу в Танахе – Коƒелет (Экклесиаст), и вот её последние строки: Выслушаем завершение всех речей: Бойся Б-га и береги Его мицвот, ибо в этом – весь человек. Так сын пришёл к справедливости заветов отца, да поздно: он умер, стар и немощен, в возрасте, когда его отец ещё громил врагов и  укреплял монархию, поддерживаемый всем народом Исраэля.

   Тяжкими были результаты такого отношения  мелеха к народу. В Первой Книге монархов /Мелахим 1/ рассказано о расколе единой Монархии Исраэля (Мамлйхет Исраэль), отделении десяти ростков (колен) народа, что привело их к отрыву от Йерушалаима, Храма и, естественно, – к авода зара. За что и последовало изгнание – геруш из Эрец Исраэль. 

   И Яровбм бен Невбт, эфраими (из потомков Эфраима), …подданный Шломо. Шломо, заметив, что этот молодой человек умеет делать дело, назначил его (надсмотрщиком) над всеми работниками (из) дома Йосефа. И было, в то время Яровам вышел из Йерушалаима, и встретил  его на  дороге пророк… И схватился Ахийа (пророк) за новую одежду, которая была на нём, и разорвал её на двенадцать лоскутов, и сказал Яроваму: Возьми себе десять лоскутов, ибо так сказал Творец, Б-г Исраэля: Вот, Я исторгаю монархию из руки Шломо и дам тебе десять ростков. А один росток останется за ним, ради Моего слуги Давида и ради Йерушалаима… И будет, если ты послушаешь всего, что Я велю тебе, и будешь ходить Моими путями, и делать то, что праведно в Моих глазах, соблюдая Мои законы и Мои мицвот, как делал Давид, Мой слуга, то Я буду с тобою, …и отдам тебе Исраэль /там же, 11:26-39/.

   Далее события развивались следующим  образом. И пошёл Рехавам (сын Шломо) в Шхем, потому что в Шхем пришли все исраэлим, чтобы возвести его в монархи. И было, услышал (об этом) Яровам бен Неват… И послали за ним (исраэлим), и призвали его. Тогда  Яровам и всё собрание исраэлим пришли и говорили с Рехавамом, сказав: "Твой отец возложил на нас тяжкое бремя, ты же облегчи ныне жестокую работу твоего отца и тяжкое бремя, которое  он возложил на нас, –  и мы будем служить тебе".  А он им ответил: "Идите, а через три дня опять придите ко мне". И пришёл Яровам и весь народ к Рехаваму  на  третий день. И отвечал мелех народу сурово, и сказал: "Мой отец возложил на вас тяжкое иго, а я сделаю ваше иго еще тяжче; мой отец наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас тернием". И не внял мелех народу…  И отвечал народ мелеху, и сказал: "Что за доля у нас в Давиде? Нет нам удела у сына Ишая! По шатрам своим, Исраэль! Теперь смотри на свой дом, Давид!" И разошлись исраэлим  по  своим шатрам /там же, 12:1-17/. И восстал Исраэль против дома Давида – до сего дня /там же,12:19/.

   Не  желая дольше терпеть гнёт потомков Давида, евреи проявили уверенность, что могут жить и управлять собою без них: разве они не избранный народ, не сыны Б-га Исраэля?! Они считали свой поступок оправданным – как наказание дому Давида, от которого добра не ждали, и никакого зла в своём поступке не видели. Это был бунт против гнёта, против тяжкой работы, но не в защиту жизни по Торе, да и не против монархии как таковой, потому и восприняли монархию Яровама.

   Несмотря  на то, что монархия была обещана  Яроваму словом Творца, – считает  Даат софрим, – он не был уверен в себе: трудно было поверить – реальна ли для него возможность стать преемником Шломо? Этот страх изводил его и побудил придумать диковинный план, чтобы обеспечить себе престол. Опасения и чувства Яровама разделяли многие евреи Шомрона, желавшие иметь свою, отдельную, монархию, создавшую за это время свою административную систему, управляющие и чиновники которой – люди невысокого духовного уровня – видели всё через призму личных интересов. Во всяком случае, влияние, давление эгоистических интересов было очень высоким. Однако было немало и тех, кто считал действия и поведение Яровама ошибочными, – особенно ревностно относящиеся к своим обязанностям по отношению к Творцу, Б-гу Исраэля, к исполнению мицвот, как следует.

 

   И обстроил Яровам Шхем на горах Эфраима, и поселился в  нём. И сказал Яровам в своём сердце: "Теперь возвратится монархия к дому Давида: если этот народ поднимется в Йерушалаим для приношения корбанот в Доме Творца, то сердце этого народа обратится к своему господину, к Рехаваму, мелеху Йеƒуды, и они убьют меня, и возвратятся к Рехаваму, мелеху Йеƒуды" /там же, 12:25-27/.

   Яровам  объяснил народу, что, по сути, целью их бунта было сбросить с себя тяжесть ига монархии Шломо, и для этого избрали мелехом его, вот он и хочет облегчить им служение: не ходить трижды в году так далеко в Храм, а приносить установленные Торой корбанот недалеко от своих жилищ, в двух местах – в капище в Бет Эле и в капище, что в северной части Шомрона, чтобы каждый мог пойти туда, где ему ближе. Мелех сделал двух золотых тельцов и сказал им (своим людям): "Довольно вы ходили в Йерушалаим – вот твои б-жества, Исраэль, которые вывели тебя из земли Египетской".  И это было грехом… И он построил дом с алтарями, и назначил коƒэнов из среды народа, которые не были из дома Леви /там же, 12:28,32/. Ибо хотел, чтобы коѓэном был любой, кому вздумается..., тем более что никто из дома Леви не желал служить в капищах Яровама. Так была создана эрзац-монархия с эрзац-храмом и эрзац-коѓэнами, где духовность Торы подменили её формальным выполнением, постоянным скатыванием к авода зара, не проявили рвения, необходимой самоотверженности, чтобы абсолютно порвать с авода зара, сделать полную тшуву – вернуться на пути Б-га Исраэля. И не в помощь были многочисленные пророки, которых слал к евреям Шомрона Б-г Исраэля: ни их увещевания, ни их самые грозные предупреждения не помогли – сами ушли от источника своей жизни, за то и их "ушли".                    

   Однако  первые поколения не были наказаны, ибо Всевышний продлил Свой гнев и дал им возможность совершить  тшуву. Но так как они продолжали своё и не отступились, кара осуществилась, и Исраэльская монархия была наказана опустошением и уничтожением... А когда более уже невозможно было сносить их скверну (тум’а) – обрушилось наказание – геруш. Десять ростков Исраэля – исчезли: ассирий цы изгнали их со Святой Земли в 3205 /555/ году и угнали далеко на восток своей империи, а дальше изгнанники расселялись по Азии сами.

   И привёл царь Ашура  (людей) из Бавела, и из Куты, и из Аввы, и из Хамата, и из Сефарвайима, и поселил (их) в городах (близ) Шомрона – вместо сынов Исраэля. И они овладели Шомроном, и поселились в его городах /Мелахим 2, 17:24/.

   И было вначале их поселения  там, то не боялись  Творца; и Творец насылал на них  львов, и (львы) убивали их. И доложили царю Ашура, сказав: Народы, которых ты изгнал и поселил в городах Шомрона, не знают закона Б-га той страны, и за это Он насылает на них львов, которые убивают их, –  так как они не знают закона Б-га той страны /там же, 17:25-26/.

   Кэтим (из Куты) – таким стало общее  название всех засланных в Шомрон народов. Они   сами направили  послов к царю Ашура с сообщением, что Страна не принимает их, и просили совета. Тогда спросили у Исраэля, и евреи сказали, что Эрец Исраэль их не принимает, ибо они не обрезаны и не знают Тору Моше. Царь велел послать двух евреев – обрезать кутим.  И пришёл один из коƒэнов, которых выселили из Шомрона, и поселился в Бет Эле, и наставлял их, как бояться Творца. Обучал их семи мицвот бней Hoax, но уже знал, что те не отрекутся от идолопоклонства совершенно, а создадут  культ – смешение законов Торы и язычества.  Они боялись Творца и сделали некоторых из своей среды жрецами.  Они боялись Творца – но служили своим б-гам по обычаям тех народов, из среды которых их увели. До сего дня поступают они по прежним обычаям. …Да и их сыновья, и сыновья их сыновей до сего дня поступают так же, как поступали их отцы /Мелахим 2, 17:24/.

   Действия  Яровама служат примером, как личное страстное желание может заморочить даже выдающегося человека и вызвать  путаницу в головах целого народа. План Яровама был абсолютно невероятным как относительно Всевышнего, так и по отношению к Исраэлю. Яровам не только пал в глазах Б-га, но очень быстро потерял свой престиж у народа. Он успел обмануть исраэлим своими планами, однако их последствия вызвали глубокую ненависть к его дому, и уже в том поколении трупы членов его семьи были брошены на съедение псам – свидетельство глубочайшего презрения и насмешки по отношению к этому человеку и желания отомстить ему.

   Не  осталось никого, кроме одного ростка – Йеѓуды. Да и в Йеѓуде не соблюдали  мицвот Творца, своего Б-га, и часто следовали за теми монархами, которые увлекали йеƒудим в авода зара. Результатом было вторжение Невухаднецара, разгром Йеѓуды, разрушение Храма – и геруш йеƒудим вместе с ослеплённым мелехом, геруш Бавель, Вавилонское изгнание в 3338 году.

   Я дал тебе монарха  в Моём гневе и отниму – в Моей ярости /Ѓошеа 13:11/. 

   Разрушив "судейский строй", единственный данный Творцом и естественный для Исраэля, заменив его монархией, евреи потерпели страшное поражение.

 

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Ицхак Гольденберг. "ЕВРЕЙСКИЙ СТРОЙ" (часть 2) все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Статистика