::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Оборона Бейтара

  • Сообщить о ошибке
3-10-2009, 22:42 Разместил: jude Просмотров: 3 469
alt

Почему же Бар Кохба укрепился в Бетаре, а не в Иерушалаиме? Принято объяснять это тем, что в ту пору Иерушалаим не был укреплен или уже был завоеван Севером. Я не думаю, что это было так: захватив Иерушалаим, Бар Кохба, несомненно, немедленно укрепил бы его. Я полагаю, что причина кроется в другом. Бар Кохба укрепился в крепостном городе Бетаре на расстоянии трех часов ходьбы к юго-западу от Иерушалаима. Все предположения о том, что Бетар находится в Самарин, к югу от Кесарии, или около Сидона, отпадают благодаря свидетельству Евсевия, согласно которому "он недалек от Иерушалаима", кроме того, там до сих пор есть место, называемое по-арабски Хирбет ал-Яхуд, "Еврейские развалины"; при раскопках там была найдена монета с вычеканен-ной надписью "Шимон", там же были обнаружены над-писи двух римских легионов. Место представляет со-бой естественную крепость, а там, где теперь руины, которые и по сей день называются "Еврейские развали-ны", видимо, была крепость, сооруженная повстанца-ми или их предшественниками. Эта крепость должна была служить наиболее надежной защитой Иерушалаиму. Лучше, чтобы Бетар стал мишенью для боевых ударов противника, а не святой Иерушалаим. Ведь если падет Иерушалаим — погибнет все, тогда как падение Бетара не так страшно. Но Бар Кохба просчитался: с падением Бетара восстание было проиграно, потому что он сам был убит.

Осада Бетара продолжалась, как видно, два с половиной года, а все восстание Бар Кохбы — три с полови-ной года. Евреи, окру-женные римскими полчищами, сражались, как львы, и порой из осажденных превращались в осаждающих. Но мало-помалу осажденные в Бетаре начали ощущать недостаток провианта, как во время осады Иерушалаима Титом римляне видели, что падение Бетара близко, и император Адриан, не сомневаясь в исходе войны, воз-вратился домой.

Но все же Бетар пал нескоро. Крепость продержалась больше двух лет. Кто знает, не отказались ли бы римляне от полной победы под влиянием долгой осады и не пошли бы ли на выгодный для евреев компро-мисс? Но, кроме голода, некоторые другие причины привели к падению Бетара, а вместе с этим и к смерти Бар Кохбы.

Голод и жажда ослабили его защитников. Враг обнаружил, откуда они доставляли воду и отрезал идущие в город каналы. Положение осажденных стало безнадежным. Бар-Кохба и его лучшие воины погибли в последней битве, защищая крепость.

Последней крепостью восставших принято считать Бетар, но документы показывают, что и после падения этой крепости существовало множество очагов сопротивления Риму. Возможно, Бетар была цитаделью всего восстания в силу своего выгодного географического положения. Осаду этой крепости римляне начали после захвата Иерушалаима, но даже во время осады крепости ее защитники поддерживали связь с восставившим в разных концах Иудейской пустыни.

Евсевий сообщает, что Бетар был осажден на 18 году правления Адриана, т.е. в 134 году, и что причиной падения были царившие там голод и жажда. Согласно талмудическим источникам, Адриан три с половиной года безуспешно осаждал Бетар.

Смерть Бар Кохбы окружена ореолом легенд и преданий. Рассказы об учиненной римлянами резне в Бетаре показывают крайнюю ожесточенность борьбы. В еврейской традиции падение Бетара было несчастьем, равным разрушению Храма.

 
 
Почему погиб Бар Кохба?

 

Прежде всего это был главный недостаток Бар Кохбы - его неумение разбираться в людях. Для вождя это не-допустимо. Он не назначает нужного человека на под-ходящее место и не использует влияние и способности людей на пользу своему великому делу. Явным дока-зательством верности этого моего предположения по отношению к Бар Кохбе является рассказ, по-видимо-му, исторически обоснованный, об отношении Бар Кохбы к его дяде Элиэзеру ха-Модаи.

Легенда рассказывает, что рабби Элиэзер, один из лучших составителей талмудической и мидрашистской Аггады, постился, сидя на посыпанном пеплом мешке, и молился о том, чтобы Бетар не попал в руки врагов, и Адриан решил уже снять осаду. Пришел к нему один кути (самаритянин) и сказал, чтобы тот не прекращал осады, так как он (кути) выдаст ему город. Прошел кути мимо молящегося рабби Элиэзера ха-Модаи, де-лая вид, будто шепчет ему что-то. Рабби Элиэзер, по-груженный в молитву, ничего не видел и не слышал. Но горожане рассказали Бар Кохбе, что какой-то старик-кути разговаривал с его дядей. Бар Кохба потребо-вал от старика рассказать ему, о чем он шептался с раб-би Элиэзером. После притворного увиливания кути сказал, что рабби Элиэзер обещал ему выдать город. Пришел Бар Кохба к рабби Элиэзеру и спросил его, о чем он разговаривал с кути. Ответил рабби Элиэзер:

"Ни о чем". Разгневался Бар Кохба, толкнул его ногой и этим ударом убил его. Тогда бьет вынесен Бо-жий приговор: Бетару быть завоеванным, а Бар Кохбе — убитым.

Эта легенда в Иерушалаимском Талмуде говорит о неспособности Бар Кохбы распознавать людей. Он ошиб-ся в таком достойном человеке, как рабби Элиэзер ха-Модаи, и поверил предателю-самаритянину. Это было одной из причин его гибели.

В мидраше Эха Рабба приведен тот же рассказ, но вместо кути там сказано "шмадья". Соломон Бубер предполагает, что вместо "шмадья" следует читать "шомрония" (самаритянин), то есть снова тот же кути. Но в Талмуде самаритяне никогда не называются "шомроним". Возможно, что "шмадья" — это христиа-нин или один из первых последователей Иисуса, так как шумада означает по-сирийски "ритуальное окунание" (по мнению рав Хай Гаона). Конечно, не всегда шмад означает крещение посредством окунания, и мешуммад (или мешумад) - не всегда тот, кто принял христианство, подвергнув себя обряду окунания, но иногда этот сирийский корень может иметь именно тот смысл, который вкладывает в него рав Хай Гаон, оче-видно, на основании древнего предания.

Во всяком случае, среди причин, приведших к падению Бар Кохбы, была и измена кутим, или самаритян. Им не было никакого расчета признавать мессианскую роль Бар Кохбы и желать его победы. Они знали, что эта победа не принесет им ничего хорошего. Ведь одной из причин восстания были религиозные гонения, и им было ясно, что победа повстанцев укрепит положение иудейской религии, что повредит религии кутим. Такие соображения превратили их во внутренних вра-гов Бар Кохбы, и нам не следует удивляться тому, что Талмуд объясняет падение Бетара изменой кути — самаритянина.

Первые христиане, конечно, были противниками Бар Кохбы. Ведь их Мессия уже явился более ста лет назад. Да и вообще, могут ли даже евреи-христиане признать политическим мессией простого мятежника, идущего с мечом против Рима? Воюющего за материальную и политическую независимость они, конечно, не признают Мессией вместо Иисуса - "страдальца и едущего верхом на осле", который сказал: «подняв-ший меч от меча и погибнет". И действительно, Юстин и Евсевий свидетельствуют, что Бар Кохба "подвергал мукам многих христиан, не желавших идти с ним на войну против римлян". Итак, христиане противились восстанию с самого начала, и их враждебность усили-лась из-за преследований со стороны Бар Кохбы, кото-рого они считали лже-мессией. Не следует поэтому удивляться, что среди них нашелся кто-то, выдавший в порыве мести военные секреты.

Таким образом, самаритяне и христиане явились двумя дополнительными факторами, способствовав-шими падению Бар Кохбы. К римлянам - внешним врагам — присоединились самаритяне и христиане — враги в территориальном смысле внутренние, а в духовном — внешние.

 

О  последнем факторе - об излишней самоуверенности Бар Кохбы уже упоминалось. Бар Кохба слишком полагался на свою силу и на свое войско, не считался с такими людьми, как р. Элиэзер ха-Модаи и р. Иоханан бен Тората, ни с самаритянами, ни с христианами, преследуя их всех, убив р. Элиэзера и терзая христиан.

Бетар пал, и Бар Кохба погиб в борьбе за свободу Иудеи. Убил ли его самаритянин или христианин, как они хвастались, или "его ужалила змея", как рассказывает Аггада, мы никогда не узнаем. "Змея" могла явиться и в виде изменника-самаритянина или мсти-теля-христианина. Юлий Север учинил кровавую рас-праву в Бетаре, ужасы и размеры которой Аггада пре-увеличила, хотя она и в самом деле имела катастрофи-ческий характер. И как бы для того, чтобы придать разрушению Бетара то же значение, что гибели Иерушалаима, падение Бетара, согласно Мишне, произошло 9 ава (135 г.). Кассий Дион говорит: "Почти вся Иудея превратилась в пустыню". С преувеличением не меньшим, чем в Талмуде и Мидраше, он говорит, что было разрушено 50 крепостей, 985 сел и на войне по-гибло 580 тысяч евреев, не считая умерших от болез-ней и голода. Конечно, эти цифры преувеличены, как и те, которые приводят Талмуд и Мидраш, когда рас-сказывают, что в Бетаре было 500 школ, в самой меньшей из которых было 500 детей, и из всех остался в живых лишь один ребенок.

 

"Горе побежденным"

 

 

Разрушение было, несомненно, огромным, и число погибших на войне было колоссальным. Но победа над евреями досталась римлянам ценой большой кро-ви, настолько большой, что император Адриан в своем докладе Сенату о победе не осмелился употребить обычную в таких случаях формулу: "Я и моя армия пребываем в благополучии". А если потери римлян были столь велики, то потери евреев были, безусловно, не меньшими. Большое значение победы для римлян доказывается тем, что она способствовала присвоению Адриану титула "император". Число пленных, взятых римлянами, также было огромным. На торге в Хевроне, у "Авраамова тамариска" продавалось в рабство так много пленных, что цена еврея-раба упала до цены коня! Тех, кого не продали в Хев-роне, везли на продажу на рынки Газы и Египта, и в пути они гибли массами от голода и тонули в бурю» когда несчастных перевозили на кораблях на рынки рабов.

Но римляне не удовольствовались этим. Они знали, что восстание вспыхнуло из-за религиозно-националь-ных причин и что одним из его духовных руководите-лей был великий учитель Закона, наиболее выдающий-ся тайна рабби Акива, и решили, что для того чтобы положить конец мятежам, необходимо искоренить Тору. Начались жестокие гонения на иудейскую рели-гию — "эпоха преследований", как она именуется в Талмуде. Волосы становятся дыбом при чтении описаний пыток, которым римляне подвергали евреев, верных законам своей религии. Конечно, известные "десять мучеников", повествование о нечеловеческом умерщвлении которых было впоследствии включено в литургию Судного дня, — не больше, чем схема, и многие из перечисленных в различных и противоречи-вых списках этих "десяти" в Талмуде и Мидраше были замучены насмерть до "эпохи преследований" или пос-ле нее. Но часть этих "десяти мучеников", а может быть, и большинство их (р. Акива, р. Ханина бен Традион, р. Иехуда бен Бава и др.) погибли, "возвеличив своей смертью имя Божье", именно в "эпоху пресле-дований".

Евреев сжигали за то, что они соблюдали субботний отдых по закону; их убивали за то, что они ели мацу на Песах; их избивали плетьми за постройку ку-щей в праздник Суккот, за наложение тфилин, за вплетение голубой нити в талит. А к каким хитростям надо было им прибегать, чтобы читать Тору вопреки запрету! В Талмуде говорится: "Рассказал рабби Иеху-да: были случаи в "опасное время", когда мы переносили свиток Торы со двора на крышу, с крыши на двор и со двора на склад, чтобы читать из него". Все это про-делывалось, конечно, чтобы ввести в заблуждение римских сыщиков, на службе у которых были и измен-ники-евреи. Возможно, что одним из них стал и сбив-шийся с пути праведного Элиша бен Авуя, и этим мож-но объяснить много дурного, рассказанного о нем в Талмуде.

Император Адриан осуществил свое давнее стремление: Иерушалаим был превращен в римскую колонию под названием Элия Капитолина, евреи были изгнаны из него и город был заселен язычниками, еврей, пой-манный в Элии Капитолине, подвергался смертной казни. Только позднее было разрешено евреям прихо-дить 9 ава к Западной стене и оплакивать разруше-ние Храма. (Можно полагать, что они приходили украд-кой и в другое время, как доказал в своих статьях д-р Марморштейн.) Над южными воротами города было высечено изображение свиньи; на месте Храма был воздвигнут храм в честь Юпитера Капитолийского, и в нем, по-видимому, была поставлена статуя Адриа-на, отождествлявшего себя с Юпитером и именовавше-гося Олимпием или Капитолием. Павшие же в Бетаре не были преданы погребению в течение нескольких лет. Так восстание Бар Кохбы привело к Третьему разру-шению и вдобавок — к жестоким религиозным гонени-ям.

Но "жизнь — не главная ценность в жизни". Так думали борцы за освобождение. Так думал и рабби Акива и верные его учению товарищи. Бар Кохба и Бар-Дрома проявили самоотверженность и погибли во имя святости религии и свободы, а двое таннаим про-явили самоотверженность иную, единственную в сво-ем роде.

Рабби Акиву убили не сразу, а долго держали в заключении. Некоторые исследователи пытались сделать отсюда вывод, как уже было указано, что он вообще не участвовал в восстании, а казнили его только за то, что он соблюдал все законы Торы. Но это лишь предположение. Рабби Акива был очень стар, почитаем и любим, а таких людей не торопятся убивать. Его подвергали долгим допросам в надежде, что он перейдет на сторону римлян и этим повлияет на народ. Но он не раскаялся ни в чем, и когда его терзали, срывая кожу железными гребнями, продолжал читать молитву "Шма". Такой человек непобедим, такая смерть — не поражение. Для народа, сыновья которого не позво-ляют себя унизить и не покоряются никакой силе, поражение на поле брани — не окончательная гибель, а победа над ним - не торжество его врагов. С таким народом может стрястись несчастье, но разве прилив воли, который он испытывает в результате своей стойкости, не противовес такому несчастью? Лозунгом жизни оставались слова:"И люби Господа, Б-га твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими".

Был еще один танна, проявивший самоотверженность в эти роковые для народа дни, - рабби Иехуда бен Бава.

Римские власти запретили изучать Тору и назначать авторитетных законоучителей. Но р. Иехуда бен Бава знал, что если не будет авторитетных хахамим — толко-вателей Закона, еврейский народ как таковой переста-нет быть знаменосцем Торы. Для того же, чтобы не подвергать опасности тот город, где происходило посвящение хахамим в сан законодателей, он утвердил пять учеников рабби Акивы, которые являлись наибо-лее выдающимися таннаим поколения, следующего за "эпохой преследований", между двумя городами — Ушой и Шфарамом. Когда их обнаружили сыщики, он приказал новопосвященным: "Бегите, дети мои!", а сам остался на месте. Римляне схватили его и изре-шетили его тело копьями. Он спас Тору своим телом.

Народ, духовные представители которого так самоотверженно пекутся о его культурном наследии, не одолеет ни один враг!

Напомним, что по свидетельству Диона Кассия, в ходе войны было разрушено 50 крепостей, 985 селений, около 580 000 человек было убито. Невольничьи рынки в Эрец Исраэль и в других странах были переполнены пленными евреями. Были распространены продажа в рабство и выселение из родных мест.

После поражения восстания большая часть еврейского населения Иудеи была уничтожена. Поскольку основные военные действия разворачивались здесь, то и наибольшие разрушения были тоже в Иудее. Уцелевшие подвергались жестоким преследованиям. Евреям было запрещено соблюдать свою традицию.

В результате поражения восстания Иудея окончательно утратила свою независимость. Так закончилась последняя и, вероятно, величайшая из войн, которую вели евреи древнего мира.

 
 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Оборона Бейтара все ссылки были рабочие.

7 октября 2009 19:25 | Гости | |

Подведём коротко итоги Восстания Бар Кохбы.Оно происходило в 132-136 годы (ошибочна русская версия Википедии и Краткой еврейской энциклопедии, будто-бы восстание закончилось 9 Ава 135 года). На самом деле крепость Бейтар пала осенью 135 года, а документы, найденные в Иудейской пустыне в 20-м веке, говорят, что и после падения Бейтара отдельные очаги восстания сохранялись в пустыне и на берегу Мертвого моря до 136 года.Документы содержат письма Бар Кохбы 132-134 годов, которые рассказывают про жизнь и экономику евреев 2-го века, но почти ничего о самой войне. Под властью Бар-Кохбы находились обширные территории, включающие пограничные области в Иудейских горах, район Бейт-Гуврин (Ир-Нахаш) и ряд районов Иудейской пустыни.В одном из писем к военачальнику Иехошуа бен Галголе Бар-Кохба пишет о галилеянах, которых следует защищать, и, строго напоминая своим людям об этом, угрожает им кандалами за нарушение своего приказа.В других обнаруженных в Нахал-Хевере письмах Бар-Кохба отдает распоряжения Масбелу (Масабалу) бен Шим‘ону и Ионатану бен Баяху, которые командовали флотом в районе Эйн-Геди, о руководстве людьми, о поставках пшеницы, уборке зерна, конфискации имущества и проведении мобилизации в Ткоа, граничащем с Иудейской пустыней.Проблема того периода в том, что не было еврейского историка в тот период и единственный историк описавший события Восстания был римский историк Дион Кассий Кокцеан.
В честь города-крепости Бейтар называется нынешний ультраортодоксальный город Бейтар-Илит и сионистское молодёжное движение Бейтар.
Бейтар (на древнем иврите "Бейттар" или "Бейт Тар" "ביתתר" או "בית תר") -- древний город в Иудейских горах, к юго-западу от Иерусалима.Дважды упоминается в Талмуде.Ныне на его месте находится город Бейтар Илит.

Бейтар или Бетар (ивр. בית"ר‎ — аббревиатура от בְּרִית יוֹסֵף טְרוּמְפֶּל
456;דוֹר, Брит Иосеф Трумпельдор — «Союз имени Иосифа Трумпельдора»)
— молодёжная сионистская организация, создана в Риге в 1923 году Владимиром (Зеевом) Жаботинским.
Дион Кассий Кокцеан (греч. Δίων Κάσσιος, лат. Lucius Claudius Cassius Dio Cocceianus; 155 — 235 гг.) — римский историк греческого происхождения, автор часто цитируемой «Римской истории» («Роμαικη», лат. «Historia Romana») в 80 книгах.

9 октября 2009 02:17 | Гости | |

"Шмадья" -- от слова "Шмад" (שמד) -- гонение на иудейскую (еврейскую) веру, насильственая перемена веры, насильственое крещение.
Шимон Бар-Кохба (ивр. שמעון בר כוכבא ‎) — предводитель иудеев в восстании против римлян при императоре Адриане, в 131—135 гг. н. э.В течение 115—118 годов иудеи три раза безуспешно пытались свергнуть ненавистное им римское иго; наконец, в 130 г., немедленно после отъезда Адриана из Сирии, в тиши приготовленное восстание началось снова — и во главе движения стал Бар-Кохба.Его прозвали Бар-Кохба («сын звезды»), поскольку древнее пророчество о восходящей от Якова звезде должно было, по убеждению его сторонников, исполниться на нём. Известен также под оскорбительным именем Бар-Козива (по-арамейски "сын лжи").После его смерти восстание продолжалось до года.
Евсевий Кесарийский (263—340 гг.)— отец церковной истории.
Кейсария — (ивр. קיסריה‎) основанный в 1977 году пгт. в Хадерском районе, Хайфского округа, к северу от развалин древней Кейсарии построеной царём Иродом. Назван Кесарией царём Иудеи Иродом Великим в честь римского императора Октавиана Августа.Население — 4700 человек (2008).
Сидон (араб. صيدا‎‎ — Сайда) — третий по величине город Ливана.
Уша (אוּשָׁה) -- древний город в Нижней Галилее, ныне в Северном округе.
Шфарам (араб. شفاعمرو‎‎) — арабский город в Хайфском районе, Хайфского округа, единственный, в котором существует друзский район. Стоит на месте еврейского поселения периода Талмуда.Последний еврей покинул поселение в 1920 г. и Шфарам стал базой арабских террористов, уничтоженной во время Войны за Независимость.
Публий Элий Траян Адриан больше известный как Адриан (лат. Publius Aelius Traianus Hadrianus; 24 января 76, годы правления 11 августа 117 — 10 июля 138) — древнеримский император.
Тит Флавий Веспасиан (лат. Titus Flavius Vespasianus) — римский император (79—81).
Юлий Север (2 век) Адриан отзывает из Британии своего лучшего полководца Юлия Севера и даёт ему для подавления восстания Бар-Кохбы 12 легионов. Мало того. Он присовокупил к ним ещё и вспомогательные отряды. В этом походе Севера сопровождал Квинт Лоллий Урбик (Урбан), бывший ранее наместником Нижней Германии.

Ирод I Великий (ивр. הוֹרְדוֹס‎, Хордус (ок. 73-74 гг. до н. э. — 4 до н. э.) — идумеянин, сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи. Царь Иудеи (40 — 4 гг. до н. э.), основатель идумейской династии Иродиадов.

10 октября 2009 22:17 | Гости | |

Таннаи (ивритское תַּנָּאִים‎, таннаим; единственное число — танна, от арамейское «тни» или «тна» — «повторять», «изучать», «учить») — титул законоучителей в Израиле в I—II веках (начиная с периода деятельности Гиллеля и до завершения Мишны).
Элиэзер а Модаи-- выдающийся танна третьего поколения, периода восстания Бар Кохбы. Жил во 2-м веке.
Рабби Акива (ивритское עֲקִיבָא‎, Акива бен-Йосеф; около 50-135)систематизатор Галахи, один из выдающихся таннаев и основоположников раввинистического иудаизмаАкива родился в семье простолюдина, жившего в Иудейской низменности, и не получил в детстве и юности никакого образования. Служа пастухом у богатого иерусалимца, он, несмотря на противодействие своего хозяина, женился на его дочери Рахели, которая обусловила выход замуж за своего избранника его обязательством заняться изучением Торы. Освоив через несколько лет после женитьбы алфавит, который он изучал вместе со своим маленьким сыном, Акива в конце семидесятых годов уехал учиться в Лод, где жил и учился 13 лет. В 95–96 годах Акива считался уже крупным религиозным авторитетом и преподавал в Бней-Браке.Акива был одним из членов делегации, посланной в Рим с ходатайством об отмене декрета императора Домициана (81–96) о запрещении изучения Торы и выполнения еврейских законов. В противоположность некоторым другим религиозным авторитетам — современникам восстания Бар-Кохбы — Акива приветствовал восстание и признал в его вожде Мошиаха (Мессию). Умер мученической смертью.
Йоханан бен Тората -- выдающийся танна поколения после восстания Бар Кохбы. Ученик Рабби Акивы. Жил во 2-м веке.
Элиша бен Авуя -- выдающийся танна третьего поколения. Жил во 2-м веке. Позже отошёл от религии и стал вольнодумцем (эпикурейцем).
Ханина бен Традьйон -- выдающийся танна поколения восстания Бар Кохбы и после него. Жил во 2-м веке.
Иегуда бен Бава -- выдающийся танна поколения восстания Бар Кохбы. Жил во 2-м веке.
Рабби Хая (назывывалчся также Великий Хая (ивритское חייא הגדול) -- выдающийся танна поколения писавших Мишну.Жил во второй половине 2-го века.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Статистика