::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

"МЕСТЬ" Рав Меир Давид Кахане

  • Сообщить о ошибке
2-02-2011, 21:34 Разместил: jude Просмотров: 4 650

Я хочу предложить Вам только часть одной главы из фундаментального труда р. Меира-Давида Кахане «Свет идеи» вышедшей на иврите в Иерусалиме в 1993 году. Над этой книгой, последней в целом ряду написанных им книг, р. Кахане работал помногу часов в день в последний период altсвоей жизни. Он придавал ей огромное значение, т.к. рассматривал те важнейшие разделы Галахи, еврейского Закона, которые в нашем поколении отодвинуты на задний план, замалчиваются или вовсе забыты даже теми, кто изучает Тору. К изучению и исполнению этих законов, и, в частности, законов мести, р. Кахане призывал всю свою жизнь, чем вызывал к себе лютую ненависть ассимиляторов всех сортов.
По договоренности с переводчиком я могу опубликовать всего несколько страниц из этой главы. Те же, кто захочет прочитать её полностью, или стать её счастливым обладателем может позвонить в Иерусалим 02-5385702, или 02-5378973, спросить Пинхаса Гиля. Попросите принять заказ на книгу (P.O.B.57810 Jerusalem 91577), и он Вам её вышлет.
*
Когда надо – следует проявлять любовь, а когда надо – ненавидеть. Когда надо – следует поддерживать мир, а когда надо – начинать войну. Когда надо – следует проявлять милосердие, а когда надо – быть жестоким и мстить. Тора облачается в траурные одежды при виде того, как искажают и извращают понятие мести, которое превратилось в мишень для стрел ассимиляторов, поклоняющихся идолам чуждой культуры и утверждающих, будто месть – это явление отрицательное по своей природе. А ведь дело обстоит как раз наоборот! Нет ничего более возвышенного и справедливого, чем месть, когда надо мстить. Сам Всевышний называется «мстителем», как сказано (Нахум, 1:2): «Бог – ревнитель и мститель Господь; мстит Господь и яростен Он; мстит Господь противникам Своим, и хранит он чувство мести к врагам Своим». А мудрецы наши, благословенна их память, сказали (Брахот, 33а): «…Следует ли сделать вывод, что месть имеет великое значение, поскольку она дана между двумя именами Бога, как сказано [Тегилим, 94:1]: ’Бог мести Господь’?». Ответил он ему: “Да, несомненно, это великое дело”» А Раши поясняет: «Когда нужно мстить, месть - великое дело».
«Месть – великое дело»! Важная заповедь отомстить злодею за праведника, а тот, кто отказывается сделать это или опровергает само понятие мести, проявляет жестокость и отрицает существование Бога. И так сказал царь Давид, мир праху его (Тегелим 58:11,12): «Возрадуется праведник, ибо видел месть, ноги свои омоет он в крови злодея. И скажет человек: “Вот воздаяние праведнику, вот есть Бог, судящий на земле!”». В этом и заключается секрет величия, святости и религиозного значения мести, в этом и состоит причина радости праведника – в том, что он видит, как свершается мщение. Ибо когда в мире творится несправедливость, когда зло и преступные государства властвуют в мире, притесняя и преследуя праведных людей, совершенно естественно возникает вопрос: «Господь! Где ты?». Когда лик Всевышнего сокрыт, у людей возникают сомнения и неверие в Бога, упаси нас от этого Всевышний, как написано (Дварим, 31:17): «И сокрою лик Мой от них, и будет он отдан на растерзание, и постигнут его многие беды и несчастья, и скажет он в тот день: “Не потому ли, что нет Бога моего среди меня, постигли меня беды эти?“». И не кажется правильным мнение большинства комментаторов, считающих, что здесь говорится о раскаянии народа Израиля. Ибо если следовать этому мнению, то трудно понять, почему сразу же после этих слов написано снова: «А Я совершенно сокрою лик Мой в тот день» На самом деле смысл сказанного таков: народ Израиля воспримет отсутствие Всевышнего не как сокрытие лика, которое Бог совершает по Своей воле, а как свидетельство того, что Он не способен помочь или что Его вообще не существует, не дай нам Бог подумать такое. Победа зла – самое страшное осквернение имени Всевышнего…Когда надо – следует проявлять любовь, а когда надо – ненавидеть. Когда надо – следует поддерживать мир, а когда надо – начинать войну. Когда надо – следует проявлять милосердие, а когда надо – быть жестоким и мстить. Тора облачается в траурные одежды при виде того, как искажают и извращают понятие мести, которое превратилось в мишень для стрел ассимиляторов, поклоняющихся идолам чуждой культуры и утверждающих, будто месть – это явление отрицательное по своей природе. А ведь дело обстоит как раз наоборот! Нет ничего более возвышенного и справедливого, чем месть, когда надо мстить. Сам Всевышний называется «мстителем», как сказано (Нахум, 1:2): «Бог – ревнитель и мститель Господь; мстит Господь и яростен Он; мстит Господь противникам Своим, и хранит он чувство мести к врагам Своим». А мудрецы наши, благословенна их память, сказали (Брахот, 33а): «…Следует ли сделать вывод, что месть имеет великое значение, поскольку она дана между двумя именами Бога, как сказано [Тегилим, 94:1]: ’Бог мести Господь’?». Ответил он ему: “Да, несомненно, это великое дело”» А Раши поясняет: «Когда нужно мстить, месть - великое дело».
«Месть – великое дело»! Важная заповедь отомстить злодею за праведника, а тот, кто отказывается сделать это или опровергает само понятие мести, проявляет жестокость и отрицает существование Бога. И так сказал царь Давид, мир праху его (Тегелим 58:11,12): «Возрадуется праведник, ибо видел месть, ноги свои омоет он в крови злодея. И скажет человек: “Вот воздаяние праведнику, вот есть Бог, судящий на земле!”». В этом и заключается секрет величия, святости и религиозного значения мести, в этом и состоит причина радости праведника – в том, что он видит, как свершается мщение. Ибо когда в мире творится несправедливость, когда зло и преступные государства властвуют в мире, притесняя и преследуя праведных людей, совершенно естественно возникает вопрос: «Господь! Где ты?». Когда лик Всевышнего сокрыт, у людей возникают сомнения и неверие в Бога, упаси нас от этого Всевышний, как написано (Дварим, 31:17): «И сокрою лик Мой от них, и будет он отдан на растерзание, и постигнут его многие беды и несчастья, и скажет он в тот день: “Не потому ли, что нет Бога моего среди меня, постигли меня беды эти?“». И не кажется правильным мнение большинства комментаторов, считающих, что здесь говорится о раскаянии народа Израиля. Ибо если следовать этому мнению, то трудно понять, почему сразу же после этих слов написано снова: «А Я совершенно сокрою лик Мой в тот день» На самом деле смысл сказанного таков: народ Израиля воспримет отсутствие Всевышнего не как сокрытие лика, которое Бог совершает по Своей воле, а как свидетельство того, что Он не способен помочь или что Его вообще не существует, не дай нам Бог подумать такое. Победа зла – самое страшное осквернение имени Всевышнего,ибо когда побеждает зло, может показаться, что Всевышний побежден и бессилен, не дай нам Бог подумать такое. И об этом сказал царь Давид, мир праху его (Тегелим,44:23-25): «Ведь из-за Тебя убивают нас изо дня в день, считают нас овцами для заклания. Пробудись, почему спишь Ты, Господь?! Проснись, не оставь [нас] навеки! Зачем скрываешь Ты лик свой?...».
Поэтому, когда Всевышний прекращает сокрытие Своего лика и пробуждается, как сказал царь Давид, мир праху его (Тегилим,78:65, 66): «И пробудился, как ото сна, Господь, как богатырь поднимается [протрезвев] от вина. Т разгромил Он противников Своих, отбросив их назад, вечному позору предал их», когда Всевышний мстит за народ Свой и за Себя – два мщения, которые суть одно и то же, этой местью и этой победой Он освящает Свое имя: показывая всему миру, что дкйствительно есть Бог в Израиле, Бог живой и вечный. Ибо победа несправедливости и зла доказывает, на первый взгляд, что нет в мире Бога,и нет больше осквернения имени Всевышнего, чем это. А победа Всевышнего Его врагам-злодеям доказывает всему миру, что «есть Бог, судящий на земле!»
Только посылая возмездие, Всевышний, как бы пробуждается, если только можно сказать о Нем так, а на самом деле – придает Себе жизненную силу. Так в истории с разведчиками Всевышний говорит (Бемидбар,14:11,12): «До каких пор будет гневить Меня этот народ и до каких пор не поверят они в Меня… Поражу его мором и уничтожу его». Моше отвечает Ему (Бемидбар,14:11, 12): «И скажут народы, которые слышали о славе Твоей, так: «Из-за того, что нет у Господа сил привести народ этот в страну, которую Он обещал им». И сказали об этом мудрецы наши (Брахот, 32а): «”Нет у Господа сил”. Сказал Моше Всевышнему: «Владыка мира! Теперь скажут народы: “Истощились силы Его, словно у женщины, и не может Он спасти“». Всевышний признает правоту Моше и говорит (Бемидбар,14:21): «Однако, как жив Я…». И сказали об этом мудрецы наши (Брахот, 32б): «Из этого мы видим, что Всевышний сказал Моше: “Моше, оживил ты Меня словами своими!“». Если бы мудрецы наши не сказали этого, мы бы не6 осмелились произнести подобных слов, но слова эти - истинная правда. Осквернение имени Всевышнего, победа неевреев и поражение евреев, победа злодеев и поражение праведников словно изгоняют Всевышнего из мира – ибо, если Его могущество не проявляется, где же Он? И так спросил Гидон ангела: «О, господин мой! Если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? И где все чудеса Его, о которых рассказывали нам предки наши?..». Предотвратив уничтожение народа Израиля, которое было бы расценено неевреями как проявление слабости Бога, или, как доказательство, что его вообще не существует, Моше «придал жизненную силу» Всевышнему.
Велико значение мести, ибо она предает жизненную силу Всевышнему, доказывает, что Он существует. Месть принижает гордыню злодеев, чтобы праведники могли радоваться и провозглашать (Тегелим,58:12): «Вот воздаяние праведнику, вот есть Бог, судящий на земле!». И об этом сказали наши мудрецы (Танхума, гл. Матот, 4): «Моше страстно желал увидеть, как свершится возмездие над мидьянитянами, прежде, чем умрет, и просил Всевышнего дать ему увидеть это своими глазами. И о нём сказано [Тегилим,58:11]: “Возрадуется праведник, ибо видел месть“». «Моше страстно желал» - написано здесь. Не просто «хотел», или «желал», или «надеялся», но «страстно желал». Страстное желание праведника – увидеть, как будет отмщено злодею, ибо тогда видно, что «есть Бог, судящий на земле».
И напротив, тот кто не осуществляет возмездия над врагами Израиля, по сути дела отказывается осуществить возмездие Бога, потому что восстающий против народа Израиля восстает, в сущности, против Бога Израиля – демонстрируя, что не боится наказания, которое пошлет ему за это Всевышний. Так сказали наши мудрецы (Сифрей, гл. Матот, 157): «…И говорил Господь, обращаясь к Моше, так: “Отомсти за сынов Израиля мидьянитянам“…И сказал Моше народу: “Пусть выйдут из вас люди в ополчение, и пусть выступят они против Мидьяна, чтобы совершить мщение Господа над Мидьяном“ [Бемидбар, 31:1-3]. Тора прославляет праведника, который не хочет уходить из этого мира, не совершив возмездия за сынов Израиля, возмездия, которое является также и возмездием Того, Кто речением Своим создал мир». Всевышний велел Моше отомстить «за сынов Израиля», а Моше вели «совершить мщение Господа» - написано так, чтобы сообщить нам, что это одно и то же. И ещё сказали мудрецы наши (Сифрей, гл.Бегаалотха, 84): «”Восстань, Господь, и рассеются враги Твои, и разбегутся ненавистники Твои“ [Бемидбар, 10:35]. Но разве есть ненавистники пред Тем, Кто речением Своим создал мир? Тора говорит здесь, что тот, кто ненавидит Израиль, словно ненавидит Бога». И ещё (Сифрей, гл. Матот, 157): «Сказал им [Моше]: “Не за людей вы мстите, но совершаете мщение Того, Кто речением Своим создал мир, как сказано [Нахум,1:2]: “Бог ревнитель и мститель Господь”».
Итак, отказ человека совершить мщение – поведение негодное и омерзительное! Здесь не идет речь о личной мести, от которой не только позволяется отказаться, но которая вообще является делом запрещенным, как сказано (Ваикра, 19:18): «Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего». И поясняют мудрецы наши (Торат коганим, гл. Кдошим, 4): «Но не можешь мстить и хранить злобу на других [т.е. на неевреев]». И в Ялкут Шимони (там же) сказано: «Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего, [но] можешь ты мстить и хранить злобу на неевреев».

Разумеется, месть в отношении еврея – явление отрицательное, поскольку она всегда диктуется личными причинами. Наши мудрецы призывали отказываться от реакции на личные выпады (Йома, 23а): «О тех, кто выслушивают обидные слова и не обижают словами, выслушивают, как их позорят, и не отвечают, исполняют [заповеди] с любовью и с радостью принимают страдания, о них говорит Писание [Шофтим,5:31]:”А любящие Его будут как солнце, восходящее во всей силе своей“». И ещё сказали они (там же): «Тому, кто перебарывает себя, прощаются все его преступления». Итак, понятно, что еврей, испытывающий по каким-либо личным причинам враждебное чувство по отношению к своему соплеменнику, обязан отказаться от мести, поскольку, конечно же, есть обязанность подавлять дурное начало, если речь идет о личных вопросах. Но другое дело, если говорится о нееврее, который ненавидит евреев и преследует их. Даже если здесь замешаны личные причины, сам тот факт, что этот нееврей не боится бросать вызов сыну еврейского народа, первенца Бога, уже есть вызов Всевышнему и осквернение Его имени. Тем более если говориться о неевреях, выступающих против народа Израиля, -это осквернение имени Всевышнего и объявление войны Богу, а не личное дело. Кто может взять на себя смелость «простить» оскорбление, нанесенное Всевышнему? Уже сказали наши мудрецы (Бава кама, 50а) «Всевышний требователен к окружающим Его [“к праведникам, прилепляющимся к Нему“ - Раши] даже в мелочах. Сказал раби Ханана:”Каждый, кто говорит, что Всевышний уступчив, - уступлена будет жизнь его“».
Поэтому и были наказаны сыны Израиля, когда отправились покарать жителей Гивы за мерзость, которую те совершили с наложницей (см.Шофтим,гл.19): потерпев в первой битве поражение от сынов колена Биньямина и потеряв убитыми сорок тысяч человек. Сказали мудрецы наши (Сангедрин,103б): «За это были наказаны люди, [заступившиеся за честь] наложницы в Гиве. Сказал им Всевышний: “За Мою честь вы не заступились?”». Имеется в виду, что в то время «истукан Михи» стоял в местности Грав, и мудрецы наши сказали (Сангедрин, 103б): «От Грава до Шило [где находится тогда Мишкан] – три мили. И дым жертвенника смешивался с дымом, исходившим из истукана Михи». А сыны Израиля не протестовали против того, что стоял этот истукан, и были наказаны за это – за то, что не выступили против осквернения имени Всевышнего.
И если в отношении евреев сказано, что нельзя «прощать» осквернение имени Всевышнего, тем более это верно в отношении тех проклятых неевреев, которые выступают против народа Бога, еврейского народа. Так сказали наши мудрецы (Тана девей Элиягу,7): «Как Всевышний, да будет благословенно имя Его на веки вечные, прощает грехи народа Израиля и не хранит чувства мести, чтобы производить над ним суд… так Он хранит в сердце Своем чувство мести, чтобы произвести суд над злодеями». (Правда, на сынов Израиля, которые отрицают Бого и восстают против Него, также распространяется правило мести.)
Всевышний не отказывается от мести злодеям, восстающим против Него и против Его народа. Сказали мудрецы наши (Рош-Гашана, 23а): «Сказал раби Йоханан: “Горе неевреям, ибо нет им исправления, как сказано [Йешиягу,60:17]:’Вместо меди, [которую разграбили у тебя], принесу Я золото, и вместо железа принесу серебро, и вместо дерева – медь, и вместо камней – железо’. А вместо раби Акивы и его товарищей что приносят? И о них Он говорит [Йоэль,4:21]: ‘И прощу Я [всем народам их грехи], но крови [народа Моего, пролитой ими], не прощу’”». И поясняет Раши: «Если приду Я простить народам все прочие их грехи, грех пролития сынов Израиля не прощу Я им». Всевышний не забывает и не прощает злодейство гоя по отношению к еврею – только месть.
Какая пустота, какое отсутствие любви должны быть в сердце ассимилятора, восстающего против Бога Израиля и Его качеств и претендующего на то, что он более «ноавственнен» и праведен, чем его Создатель! Тот, кто знает, что проливается еврейская кровь, знает, какие страдания причиняют его братьям-евреям злодеи-гои, и не требует мести за их кровь и страдания, - злодей. Он поступает жестоко, в сердце его нет ненависти к злодейству и жестокости, а ведь такая ненависть – воля Всевышнего, выраженная в заповеди «Люби ближнего своего – еврея – как самого себя». Выступающий против мести отнюдь не подпадает под определение нравственно возвышенного и сердобольного человека – он отличается жестокостью и является соучастником убийц. В мидраше (Когелет раба, 8:4, Брейшит раба,55:3) сказано: «”Слово царя - власть“ [Когелет,8:4]. Сказали сыны Израиля Всевышнему: “Владыка мира! В Торе Твоей написал Ты: ‘Не мсти и не храни злобы‘, а Ты мстишь и хранишь чувство мести, как сказано: ‘Мстит господь‘”… Ответил им Всевышний:“Я написал в Торе: ‘Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего‘, но гоям Я мщу и храню чувство мести по отношению к ним: ‘Отомсти за сынов Израиля‘, чтобы исполнить сказанное: ‘Слово царя - власть’”». И за это наказан был Ахав, когда Бен-Гадад, царь Арама, осадил Шомрон и нагло, с вызовом и презрением заявил Ахаву (Млахим I,20:6): «Поэтому завтра в это время я пошлю рабов моих к тебе, и обыщут они дом твой… и всё, что дорого глазам твоим, возьмут они в руки свои и унесут». Но мало того, что тут, прежде всего, идет речь об оскорблении царя Израиля и народа Израиля, мудрецы наши добавляют (Сангедрин, 101б): «Что означают слова “дорого глазам твоим“? Свиток Торы». И несмотря на это оскорбление имени Всевышнего и оскорбление народа Израиля, Ахав отказался исполнить свой долг. Всевышний осуществил Свою месть и обещал Ахаву победу, как сказано (Млахим I, 20:28): «И предам Я всю эту огромную толпу в руку твою, и узнаете вы, что Я – Господь!». По милости Бога сыны Израиля разгромили арамейцев, и элементарной обязанностью было отомстить им за нанесенное народу Израиля оскорбление. Но, как написано в книге Млахим I (20:30-34), Ахав отказался от мести: «А Бен-Гадад бежал и пришел в город, в комнату, что внутри комнаты [тайник]. И сказали ему рабы его: “Вот слышали мы, что цари дома Израиля – цари милосердные. Возложим же на чресла наши вретище и вервие – на головы наши, и выйдем к царю Израиля – может, пощадит он душу твою“. И возложили они на чресла свои вретище и вервие – на головы свои, и пришли к царю Израиля, и сказали: “Раб твой, Бен-Гадад, сказал: ‘Пощади, прошу, душу мою!‘”. И ответил он: “Разве ещё жив он? Брат он мой“. А люди те гадали, [что означает этот ответ], и поспешили подтвердить, что [действительно] о нем [говорит Ахав], и сказали: “Брат твой Бен-Гадад!“. И сказал он: “Идите, приведите его!”. И вышел к нему Бен-Гадад, и посадил его [Ахав] в [свою] колесницу. И сказал ему [Бен-Гадад]: ”Города, которые взял отец мой у отца твоего, верну я, и рыночные площади сделай себе в Дамаске, как сделал отец мой в Шомроне“. [И сказал Ахав:] “А я, [заключив с тобой] союз, отпущу тебя”. И заключил [Ахав] союз с ним, и отпустил его».
В ответ на это нежелание исполнить свой долг, на это глупое милосердие Ахава сказал ему один из сынов пророков, в отношении которого есть мнение, что это был Михайгу (Млахим I, 20:42): «Так сказал Господь: “За то,что отпустил ты человека, которого Я осудил на смерть, будет жизнь твоя вместо его жизни, а народ твой – вместо его народа“». Не милосердным, добродетельным и справедливым человеком был Ахав, но глупцом, сжалившимся над злодеем, в то время как Божественное повеление было: совершить возмездие Господа и возмездие за сынов Израиля.
Совершающий возмездие Господа – именно он удостаивается того, что Всевышний заключает с ним вечный союз и «союз мира». Так сказано в Торе (Бемидбар, 25:11,12): «Пинхас, сын Эльазара, сына Агарона-когена, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, возревновав за меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в ревности Моей. Поэтому скажи: “Вот Я заключаю с ним Мой союз мира“».

Ревность – свойство Всевышнего, как сказано (Шмот, 20:5): «Ибо Я, Господь, Бог твой, - Бог-ревнитель». И несмотря на это, ревность превратилась в глазах гоев и тех, кто стремится уподобиться гоям, восприняв их культуру, в некое неприличное качество, достойное всяческого осуждения. И в этом ещё раз проявляется противоречие между Торой Бога и чуждой культурой. Ревность – качество Всевышнего, и этим же качеством отличается каждый еврей, ревностно относящийся к повелениям Бога. А ревность – это не что иное, как месть, как объясняет Раши (в комментарии к Ьемидбар, 25:11): «”Возревновав за Меня“ - совершив возмездие вместо Меня, излив гнев, который накопился у Меня. Слово “ревность“ всегда выступает синонимом понятия “воспылать решимостью совершить возмездие за что-либо“». И за проявление этого качества Всевышний прославляет и возвеличивает Пинхаса.
Месть [некама] – это ревность [кинъа] к добру. А при перестановке букв леканот («ревновать») превращается в ленакот («очищать») : тот, кто ревнует за Бога, очищает злодея своей местью, и до тех пор, пока он не совершает возмездия, злодей не очищен. Всевышний называется и «Богом мести» (Тегилим, 94:1), и «Богом-ревнителем», как сказано (Шмот, 34:14): « Ибо Господь – Ревнитель имя Его, Бог-ревнитель Он». И, кроме того, Он описывается, как Бог, Который не прощает грехов («не очищает» от грехов), пока не отомстит врагам Своим, как сказано (Шмот, 34:7): «И очищающий [того, кому прощаются грехи], но не очищающий [того, кому не прощаются грехи]».
Но Пинхас не только исполнил повеление Бога – он спас народ Израиля от уничтожения, ведь на всем народе лежала обязанность совершить возмездие – и обязанность эта не была исполнена. Сфорно пишет (в комментариях к Бемидбар, 25:11): «“Возревновав за Меня среди них“ - совершил возмездие Мое на глазах у всех, чтобы они, видя его действия, не протестовали, и тем самым была бы искуплена их вина за то, что они не протестовали, видя, как преступники совершают преступление. И этим отвратил он гнев Мой от них» А Ибн Эзра пишет (в комментарии к Бемидбар, 25:11): «Ибо он возревновал, как Создатель его, а о Всевышнем написано, что Он – Бог-ревнитель о том, что касается идолопоклонства, и если бы он не возревновал, Я бы уничтожил весь народ Израиля, послав чуму, в ревности Моей». Отказ от ревности и мести, когда этого требует Галаха, это столь страшное преступление, что отказывающийся от мщения подлежит уничтожению! Это имел в виду царь Давид, мир праху его, сказав (Тегилим, 106:30): «И поднялся Пинхас, и совершил суд [вайефалель], и прекратился мор».
Мститель этот, Пинхас, удостоился не только того, что Всевышний заключил с ним союз мира, но и того, что «подарки когенам», которые сыны Израиля отделяли от туш жертвенных животных, были определены по ассоциации с его действиями. Так сказали мудрецы наши (Хулин, 134б): «Толкователи непонятных мест в Танахе говорили: ”Плечо напоминает о руке [Пинхаса], как сказано [Бемидбар, 25:7] ’И взял копье в руку свою’; челюсти – подобны молитве, как сказано [Тегелим, 106:30]: ’И поднялся Пинхас, и совершил молитву [вайефалкль]’; желудок – в соответствии с прямым смыслом сказанного [Бемидбар, 25:8]: ‘И женщину ту, в чрево её’”». И поскольку совершить достойное дело удостаивают достойного, то после того, как Пинхас совершил возмездие Бога над Зимри, сыном Салу, и Козби, дочерью Цура, Моше поставил его во главе войска, отправившегося совершить возмездие над Мидьяном, как сказано (Бемидбар, 31:6): «И послал их Моше, по тысяче из колена, в ополчение, их и Пинхаса, сына Эльазара-когена, в ополчение».А Рамбам пишет в своем комментарии (к Бемидбар, 25:11): «Тора приводит их имена [в стихах 14-15]: “А имя убитого израильтянина… А имя убитой мидьянитянки…” для того, чтобы подчеркнуть, что Пинхас достоин был великой этой награды – ведь он убил врага отчего дома в Израиле и дочь нееврейского царя, не испугавшись их, ибо возревновал за Бога своего. Щедро вознаградив праведника, Всевышний повелел ему покарать злодеев и сказал ему: “Преследуй мидьянитян”».
Стремление совершить возмездие глубоко укорено в душах сынов Израиля и их великих вождей. Мы видим это на примере Шимшона. После того, как «разгромил он их наголову, нанеся им великое поражение» (Шофтим, 15:8), пришли презренные люди, из жителей Иудеи, чтобы выдать его филистимлянам. Дрожа от страха, они говорят Шимшону (Шофтим,15:11): «Ведь ты знаешь, что фелистимляне правят нами! Что же это наделал ты нам?!» И отвечает им Шимшон (Шофтим, 15:11): «Как поступили они со мной, так поступил и я с ними». Шимшон называется «праведником», как сказал Абайе (Сота, 9б): «Знала [Длила], что праведник этот не произносит имени Бога понапрасну». И ещё сказали мудрецы наши (там же): «Шимшон судил народ Израиля, как Отец их Небесный» И ещё (там же): «Сказал Щимшон Всевышнему: Владыка мира! Помни, что двадцать лет был я судьей сынам Израиля и ни разу не сказал никому из них: ’Перенеси мне посох с места на место!‘“». А имя его было подобно имени Всевышнего, как сказали мудрецы наши (там же): «Имя Шимшон подобно имени Всевышнего: как Всевышний защищает весь мир [солнцем - шемеш], так Шимшон защищал Израиль в своем поколении». Шимшон был столь велик, что Яаков думал, что он и будет Машиахом, как сказали мудрецы наши (Брейшит раба, 98:14): «Праотец наш Яаков видел его, [Шимшона, в пророческом видении] и думал, что он и есть царь-Машиах. Но когда он увидел, что тот умер, сказал: “Хотя и умер он - ’на Твою помощь надеюсь, Господь!‘ [Брейшит, 49:18]”».
Всю свою жизнь, до последнего дня, праведник этот ревновал за сынов Израиля и мстил за них, как сказано (Шофтим, 16:28): «Господь, Бог! Вспомни обо мне, прошу. И укрепи меня, прошу, только на этот раз, Боже! И совершу я возмездие над филистимлянами [хотя бы] за один из двух моих глаз!». Можно предположить, что Шимшон просил дать ему возможность отомстить только за один, а не за оба глаза, которые выкололи ему филистимляне, ибо знал, что происшедшее с ним частично было наказанием ему за его поступки, как сказали мудрецы наши (Сота, 9б): «Шимшон восстал [против воли Всевышнего] при помощи глаз, ибо сказано [Щофтим, 14:3]: “И сказал Шимшон отцу своему: ‘Её возьми мне, ибо понравилась она мне [букв.правильна она в глазах моих]’”.Поэтому филистимляне выкололи ему глаза». Так или иначе, но Всевышний отозвался на просьбу Шимшона и дал ему возможность отомстить врагам Израиля и врагам Бога, ибо «Бог мести Господь».

И точно так же Шимон и Леви отомстили за Дину и вместе с тем – за всех сынов Израиля. А тот, кто говорит, что их деяния в Шхеме были гнехом, - ошибаются. Всевышний говорит Моше и Агарону (Бемидбар, 2:2) «Каждый при знамени своем, со знаками отличия домов их, пусть стоят сыны Израиля станом». А мудрецы наши поясняют (Бемидбар раба, 2:7): «У каждого вождя колена был свой герб и знамя, окрашенное каждое в другой цвет - соответственно цвету драгоценных камней на [хошене, что на груди - напротив] сердца Агарона… Цвет знамени вождя каждого колена подобен цвету камня, соответствующего этому колену… Шимон – топаз, а знамя его окрашено в зеленый цвет и изображен на нём Шхем». Если бы было деяние Шимона в Шхеме грехом, возможно ли, чтобы Всевышний повелел возвещать всему миру об этом грехе, изобразив его символ на знамене колена Шимона?! А р. Зеэв-Вольф Айнгорн из Гродно поясняет сказанное в этом мидраше: «Шхем – в знак отваги и самопожертвования, которые они проявили там. И хотя Леви был вместе с ним, Шимон был старшим и играл более важную роль. И это прославление его, ибо возревновал он за поругание чести [Дины]».
Также и в книге Пикрей дераби Элиэзер (гл. 47) прославляются Шимон и Ливи, а осуждению подвергается лишь вождь колена Шимона, согрешивший с мидьянитянкой: «Шимон и Леви возревновали за блуд, как сказано [Брейшит, 34:31]: “Неужели как с блудницей [позволено] ему поступать с сестрой нашей?!“. А вождь колена Шимона не помнил о поступке своего предка и не одернул юношей Израиля, но сам публично согрешил с мидьянитянкой». И здесь мы снова видим прославление Шимона и Леви за их действия в Шхеме.
Таким образом, их действия в Шхеме, конечно, были не грехом, а требовавшей самоотверженности местью в правильном месте и в правильное время. Каждый, кто внимательно вчитается в слова Торы, увидит, что Яаков сделал выговор Шимону и Леви не потому, что руководствовался некими нравственными принципами, считая их действия аморальными. Яаков боялся лишь последствий их поступка, опасности, которая могла из-за этого возникнуть, как написано (Брейшит, 34:30): «Смутили вы меня, опозорив меня среди жителей этой страны – кнаанеев и призеев! Я же малолюден: соберутся они против меня и поразят меня, и буду я истреблен вместе с домом моим». И они ответили по существу (Брейшит, 34:31): «Неужели как с блудницей [позволено] ему поступать с сестрой нашей?!». То есть, разумеется, не совершили мы никакого греха, мы отомстили за нашу сестру, над которой совершено надругательство. А что касается твоего страха перед гоями, то если речь идет об осквернении имени Всевышнего, человек должен быть готов пожертвовать собой. И так сказали мудрецы наши (Брейшит раба, 80:12): «Сказал рав Йегуда бар Симон: “[Сказали Шимон и Леви:] ’Мутная вода была в бочке, и очистили мы её‘“. “И сказали они:’Неужели как с блудницей…‘“. Сказали они: ”Как поступили они с нами? Как с людьми, с которыми можно делать все что угодно!”». И действительно, после того, как Шимон и Леви дали свой ответ отцу, в Торе нет и намека на ответ Яакова; Тора продолжает: «И сказал Бог Яакову:”Встань, взойди в Бейт-Эль…”».
Ранние комментаторы Торы тоже оправдывают действия Шимона и Леви в Шхеме. Рамбам пишет (Гильхот млахим, 9:14): «Сын Ноаха [нееврей], нарушивший одну из этих семи заповедей, дожен быть предан смерти через отсечение головы. Поэтому все жители Шхема подлежали казни – ведь Шхем силой захватил [Дину], а они видели и знали, но не предали его суду». Рамбан в своем комментарии к Торе (Брейшит, 34:13) оспаривает мнение Рамбама: «Но что касается Шхема, то поскольку жители Шхема были злодеями и кровь их ценилась не больше воды, сыны Яакова хотели отомстить им мечом возмездия. И убили они царя и всех жителей города, ибо те были рабпми царя и исполняли его волю…»
Но если так, возникает вопрос, почему же Яаков проклинает их, сказав (Брейшит, 49:5-7): «Шимон и Леви – братья, орудия грабежа свойственны им… Ибо в гневе своем убили они человека и по прихоти своей истребили быка. Проклят гнев их, который силен, и ярость их, которая жестока; разъединил бы я их в Яакове и рассеял бы их в Израиле». Ответ на этотт вопрос таков. Конечно, после того, как Шимон и Леви дали свой ответ Яакову – «Неужели как с блудницей [позволено] ему поступать с сестрой нашей?!», Явков промолчал и принял их аргумент по причинам, изложенным выше. И, конечно, убийство Шхема отнюдь не было грехом, напротив – это было исполнением великой заповедт мщения, требовавшей самоотверженности, и именно поэтому Всевышний навечно начертал на знамени колена Шимона изображение города Шхем. Однако позже Шимон и Леви хотели причинить зло Йосефу и собирались убить его, как сказали мудрецы наши (Леках тов, гл. Брейшит, 49:23): «”Его огорчали, и стреляли” [Брейшит, 49:23] – это братья его; ”и враждовали с ним стрельцы” [там же] – это Шимон и Леви, как написано [Брейшит, 37:18]:”И замыслили они против него, чтобы убить его”». И ещё сказано (Танхума яшан, гл. Вайешев 13): «”И сказали человек брату своему: ’Вот сновидец этот идет. Теперь же пойдем и убьем его‘”[Брецшит, 37:19, 20]. Кто они [человек и брат его]? Шимон и Леви». И ещё сказано (Брейшит раба, 84:16): «”И взял его, и бросили в яму” [Брейшит, 37:24]. Написано “и взял”. Кто это был? Шимон. Когда [Йосеф] рассчитался с ним? Позже, как сказано [Брейшит, 42:24]: “И взял из них Шимона”». В конце концов именно Шимон и Леви сыграли решающую роль в продаже Ёосефа, как сказали мудрецы наши (Мидраш гагадоль, гл. Брейшит, 49:5): «”Орудия грабежа свойственны им”. Имеется в виду продажа Йосефа».
Услышав обо всем этом, Яаков был поражен и понял, что хотя действия Шимона и Леви были местью и исполнением долга и заповеди, но то, что двигало ими, мотив, побудивший их к действию, был отвратителен. Ими руководило вызванное гневом желание причинить зло, вещь столь отвратительная, что м удрецы наши сказали (Недарим, 22а,б): «Каждый, кто гневается, все силы ада правят им… Даже Шхина ему безразлична…Он забывает то, что изучал, и умножает глупость». И ещё сказали мудрецы наши (Псахим 66б): «Если он мудрец – мудрость покидает его. Если он пророк – пророческий дар покидает его». И все из-за гордыни и надменности.
Явков понял, что действия Шимона и Леви продиктованы озлоблением. Их действия в Шхеме были праведным деянием, но поскольку двигало ими озлобление, они докатились до того, что пытались убить такого праведника как Йосеф. И это понимание Явковым того, что действия в Шхеме были поступком хорошим, а попытка убить Йосефа – поступком плохим, находит отражение в переводе Йонатана бен Узиэля (Брейшит, 49:7), где слова Яакова «проклят гнев их, который силен» рассматриваются не как проклятие в адрес Шимона и Леви, но как проклятие городу Шхем. И вот что пишет Йонатан бен Уриель: «Проклят город Шхем, на который поднялись они, чтобы истребить [его жителей] в гневе своем сильном, и [проклято] озлобление их на Йосефа, ибо сильно оно». Таким образом, очевидно, что действия Шимона и Леви в Шхеме не заслуживают проклятия; проьклятия заслуживают их действия по отношению к Йосефу.
Именно это имел в виду Яаков, говоря «ибо в гневе своем убили они человека». Мудрецы наши объясняют (Брейшит раба, 98:5): «Это Хамар, отец Шхема». А следующие слова Яакова: «…и по прихоти своей истребили быка» относятся к Йосефу, т.е. они хотели убить Йосефа, который называется «быком». Мудрецы наши говорят (Мидраш гагадоль, гл. Брейшит, 49:6): «”Это Йосеф, как написано о нем [Дварим, 33:17]:”Первенец, бык его – великолепие его…”». И то же сказано в мидраше Леках тов (Брейшит, 49:6): «“Истребили быка” - это Йосеф, как сказано [Брейшит, 37:19]:”И сказали человек брату своему: ‘Вот сновидец этот идет‘” – это Шимон и Леви, которые называются братьями. И доказательством тому служит тот факт, что в Египте Йосеф велел задержать именно Шимона… И сказано [Брейшит, 42:27]: “И раскрыл один мешок свой” – это Леви, он оказался один, поскольку Шимон остался там [в Египте], а ему [Леви] подложили серебро в сумму, чтобы напугать его».
Поэтому Яаков проклял не Шимона и Леви, не дай нам Бог подумать такое, а их гнев, их озлобление, которое подтолкнуло их совершить зло. Поэтому и сказано «проклят гнев их, который силен», а мудрецы наши объясняют (Брейшит раба, 99:6): «Лишь гнев их он проклял». И ещё сказали они (Леках тов, гл. Брейшит, 49:7): «”Проклят гнев их, который силен”…[Иногда] гнев их должен возрастать, а [иногда] – спадать, и возмущение их – уменьшаться». Иными словами, ревность и желание совершить возмездие – великое дело, но только в том случае, когда мститель не преследует корыстных целей, а действунт во исполнение воли Небес, как Пихас, Элиягу и др. Если же причина ревности и желания отомстить объясняется злым намерением, они достойны осуждения. Сам порыв к ревности и мести – великое дело, но его надо сдерживать и ограничивать, чтобы он всегда был направлен на исполнение воли Небес, и надо знать, когда следует вовсе подавлять этот порыв.
Поэтому сказал Яаков: «…разъединил бы я их в Яакове и рассеял бы их в Израиле».С одной стороны, Всевышний разлучил Шимона и Леви, отделив их один от другого, а с другой – не дал им постоянного надела земли в стране, чтобы они постоянно нуждались в милости окружающих и потому испытывали мучения – ибо это уменьшает гордыню и эгоизм, источник гнева и раздражения. Так сказали мудрецы наши (Брейшит раба, там же): «Каждый, кто обивает чужие пороги, происходит из колена Шимона. Сказал Всевышний: “Леви тоже будет обивать чужие пороги”». И еще сказали они (Брейшит раба, 98:5): «“Разъединил бы я их в Яакове” – это колено Леви… “И рассеял бы их в Израиле” – и это колено Шимона, большинство бедняков принадлежали к колену Шимона».

Из-за духа ревности, характерного для сынов колена Шимона, Всевышний возложил на них миссию: из их среды будут выходить переписчики священных текстов и учителя Торы, заработок которых невелик, но которым свойственно полностью отдаваться своему делу, как говорит Таргум Йерушалми (Брейшит, 49:7): «Разъденю колено Шимона, чтобы обучали они Торе в синагогах Яакова». А колену Леви Он дал священничество, потому что именно их непоколебимая привязанность к Всевышнему помогла им избежать идолопоклонства в Египте и поклонения золотому тельцу и дала им душевные и физические силы убить своих близких. Сказали мудрецы наши (Бемидбар раба, 15:12): «”Возьми левитов”[Бемидбар, 8:6] – это то, о чем сказано [Тегелим, 11:5]:”Господь испытывает праведника, а злодея и любящего насилие ненавидит душа Его”. Колено Леви освятило имя Всевышнего: когда были сыны Израиля в Египте, оставили они Тору и обрезание… но все сыны колена Леви былиправедниками и соблюдали Тору, как сказано [Дварим, 33:9]:”Ибо соблюдают они слово Твое и союз Твой хранят”. [Союз -] это обрезание.Более того, когда сыны Израиля создали тельца, колено Леви не участвовало в этом, как сказано [Шмот, 32:26]: “И встал Моше во вратах стана, и сказал: ‘Кто за Господа – ко мне!‘. И собрались вокруг него все сыны [колена] Леви“. Сказал им Моше: “Да опояшется каждый из вас мечом своим, [и пройдите по стану туда и обратноот ворот до ворот, и убейте каждый брата своего!]”. Что сделали они? Опоясались мечами и не делали снисхождения к близким своим. А Моше благославил их так [Дварим, 33:9]: ”Который сказал об отце своем и о матери своей: ‘Не видел я их…’”». Какая самоотверженность! Какая готовность принять на себя иго Небес! Лишь человек с возвышенной душой, человек, чье сердце исполненно любовью к Богу и уверенностью в Его правоте, человек, ненавидящий злодейство, в состоянии достичь такого уровня. В Леви и Шимоне сочетались ревность и сильнейшая любовь к Господу с желанием совершить возмездие над злодеями и над злодейством.И после того, как Всевышний закалил их в горниле и уменьшил их гордыню и ненависть, они стали великими вождями еврейского народа.
Да, «когда нужно мстить, месть – великое дело».
В эпоху Второго Храма 13-го адара еврейский народ отмечает особый праздник – «день Никанора». И так говорит Талмуд (Таанит, 18б): «Кто такой Никанор?.. Никанор был одним из греческих командиров. Каждый день простирал он руку на Иудею и Иерусалим и говорил: “Когда наконец попадут они в мои руки и растопчу я их?!”. А когда укрепилось царство Хасмонеев и разгромили они [греков], то отрубили они большие пальцы рук и ног [Никанора], и повесили их на вратах Иерусалима, и сказали: “Уста говорившие высокомерно, и руки, простиравшиеся на Иерусалим, - будет совершено над ним возмездие”». И был установлен «день Никанора», день мести, праздник, призванный увековечить месть, чтобы люди помнили об осквернении имени Господа и Его города и о победе над врагом, о том, как большие пальцы его рук и ног висели на вратах Иерусалима, чтобы весь народ, мужчины, женщины и дети, видели их и кщё раз убедились: «Вот воздаяние праведнику, вот есть Бог, судящий на земле!»

Всевышний не только «Бог мести» и «Бог-ревнитель и мститель». Окончательное избавление придет тогда, когда Всевышний в ярости Своей отомстит за осквернение имени Своего и за пролитую кровь рабов Своих. Так сказано в Ялкут Шимони (Овадья,549): «Горе четвертому царству, ибо Всевышний Сам рассчитается с ним!». И так просил царь Давид, мир праху его (Тегилим, 79:12): «И возврати семикратно соседям нашим в лоно их оскорбления, которыми оскорбляли они Тебя, Господь!». А пророк Ирмиягу не говорит «семикратно», как Давид, но (Эйха, 3:64): «Воздай им, Господь, по делам рук их!» А в Псикта рабати (гл.12) сказано: «Раби Йегуда сказал: “Сказали сыны Израиля:’Владыка мира! За то, что сделали они нам, воздай им по делам рук их, а за то, что сделали они в Зраме Твоем, - и возврати семикратно соседям нашим в лоно их!’”.А раби Нехемья говорит: “[Сказали сыны Израиля:]‘За то, что сделали они с нами, воздай им, Господь, по делам рук их, а за то, что сожгли они Тору Твою, - и возврати семикратно соседям нашим в лоно их’”».
Конечно, о том, что сделали неевреи Израилю, есть осквернение имени Всевышнего, и за это им полагается наказание. Но когда они открыто и прямо выступает против Бога, оскорбляют и поносят Его, - за это им полагается семикратное наказание, обо здесь перед нами открытое и наглое осквернение имени Всевышнего. Это откровенная война против Бога.
В этом и состоит секрет проблемы Амалека: почему гнев Всевышнего против этого народа сильнее, чем против других? Потому что прочие народы, воюющие против Израиля, оскверняют имя Всевышнего косвенно: сам факт, что они выступают против народа Бога, свидетельствует о том, что они не боятся Его, и это осквернение имени Всевышнего, которому нет искупления. И все же это не похоже на осквернение имени Всевышнего, которое происходит, когда неевреи открыто выступают против Бога (как Гольят, например). В этом и состоит страшный грех Амалека, о котором сказано (Шмот, 17:16): «Ибо клянется Своим престолом Господь, что война у Господа с Амалеком из поколения в поколение». И говорят об этом наши мудрецы (Мехильта, гл. Бешалах, масехта деАмалек, 2): «Раби Эльазар Гамодаи говорит: “Поклялся Всевышний Своим престолом, что не останется под небесами ни одного внука и правнука Амалека, чтобы не говорили: ‘Верблюд этот принадлежит Амалеку, и овца эта принадлежит Амалеку’”». И ещё говорят они (Псикта рабати, гл. 12): «Ибо клянется Своим престолом Господь“. Сказал раби Леви от имени раби Хамы, сына раби Ханины: ”Все время, пока потомство Амалека живет в этом мире, имя [Всевышнего] ущербно [- поскольку написано двухбуквенное имя ‘йод‘ - ‘гей‘, а не полное четырехбуквенное имя ‘йод’ - ‘вав’ - ’гей’ - ‘вав’ -] и престол Его ущербен [- поскольку слово ‘престол’написано в усеченной форме – кес, а не кисэ]. Искоренено потомство Амалека – престол совершенен и имя [Всевышнего] совершенно. Сказал Давид [Тегилим, 9:7]: ‘Враг этот – пришел ему конец, развалины вечные, и города [его] разрушил Ты, исчезла память о них’. Что написано сразу после этих слов? ‘А Господь [‘йод’ - ‘гей’ - ‘вав’ - ‘гей’] вечно сидеть будет [на престоле Своем], утвердил ОН для суда престол Свой [кисъо]’”».
Амалек пришел, чтобы истребить еврейский народ, как сказали мудрецы наши (Танхума яшан, гл. Итро, 4): «Почему он назван Амалеком?[Имя его состоит из двух слов:] ам [”народ” и] лек [“лизать”], потому что он пришел лизать кровь Израиля, как пес». Он выступил первым, проложив тем самым дорогу остальным народам, как сказали мудрецы наши (Танхума, гл. Тецэ, 9): «”Как застал он тебя[карха] в пути” – учителя наши говорят, что нужно помнить слово карха как “охладил тебя” в глазах других. Сказал раби Ханья: ”С чем это можно сравнить? С кипящей водой в ванне, в которую человек не может спуститься. Пришел один негодяй и прыгнул в эту ванну. Хотя сам он и обжегся, но для других охладил её. Так же и здесь: Когда ушли сыны Израиля из Египта, Всевышний рассек перед ними море, а египтяне утонули в этом море, и страх напал на все народы, как сказано [Шмот, 15:15]:’Тогда устрашились князья Эдома и т.д.’.Пришел Амалек и напал на них [сынов Израиля], Хотя он и получил наказание от их рук, охладил он их в глазах народов мира”».
Более того, Амалек открыто пришел оскорблять и поносить Всевышнего, его целью было стереть, не дай Бог, имя Господа из мира. О словах «и пришел Амалек» (Шмот, 17:8): мудрецы наши говорят (Мехильта, гл. Бешалах, 1): «Он пришел открыто и нагло. Все свои нападения он совершал тайком… но это нападение совершил открыто и нагло…». И это открытое осквернение имени Всевышнего Амалек подчеркивал своей наглой дерзостью. Вот что говорят мудрецы наши (Мехильта, гл. Тецэ,9): «Что делали амалекитяне? Отрезали евреям тот орган тела, на котором запечатлен знак союза Израиля с Богом, подбрасывали вверх и говорили: “Вот то, что Ты избрал! Возьми то, что Ты избрал!”. И об этом написано [Тегелим, 79:12]:”Оскорбления, еоторыми оскорбляли они Тебя, Господь!”».
Грехом Амалека было то, что он открыто и нагло выступил войной против Всевышнего. И за это Всевышний постановил (Шмот, 17:14): «Совершенно сотру Я память об Амалеке под небесами». И поясняют мудрецы наши (Мехильта, гл. Бешалах, 2): «“Совершенно” – в этом мире, “сотру” – в мире грядущем». Он простер свою руку к престолу Господа, как сказали мудрецы наши (Танхума, гл.Тецэ, 11): В одном месте сказано [Дварим, 25:19]: ”Сотри память об Амалеке”. А в другом месте сказано [Шмот, 17:14]: “Совершенно сотру Я”. Как объяснить это противоречие? Пока не простирал он руки своей к престолу - ”сотри”; когда же простер он руку свою к престолу - “совершенно сотру Я”. Но возможно ли, чтобы смертный человек простер руку к престолу Всевышнего? Да, тем, что разрушил он Иерусалим, о котором сказано[Ирмеягу, 3:17]: “В те времена называть буду Иерусалим Престолом Господа”. Поэтому – “совершенно сотру Я”. Это означает, что грех Амалека состоял в том, что он открыто и нагло выступил войной против Всевышнего, когда напал на сынов Израиля после их исхода из Египта. Но и любой другой народ, бросающий вызов Всевышнему и объявляющий Ему войну, впадает в грех Амалека и становится подобен Амалеку. Ведь не амалекитяне разрушили Иерусалим, и тем не менее мудрецы наши говорят, что это – деяние Амалека, который простер свою руку к престолу. Из этого мы делаем вывод, что каждый, кто простирает руку к престолу, называется Амалеком. И помни об этом правиле применительно к нашим дням (а чуть ниже мы увидим, с Божьей помощью, что разрушение Иерусалима – кроме самого факта разрушения – было ещё и злоумышленным и открытым осквернением имени Всевышнего, сто с особой силой проявилось в том, что враг, Тит, извергал проклятия и оскорбления Всевышнему в Святая святых).
Всевышний установил правило, которое гласит, что когда у Израиля есть царь и сильная власть, способная стереть память об Амалеке, - Израиль обязан это сделать. И поэтому сказали мудрецы наши (Сифрей, гл. Ръэ, 67 ): «Три заповеди были даны сынам Израиля, когда они вступили в страну: назначить себе царя, построить Храм и искоренить потомство Амалека. И не знаю я, какую из этих заповедей надо исполнить первой. Ответ же содержится в словах “Ибо клянется Своим престолом Господь, что война у Господа с Амалеком из поколения в поколение”[Шмот, 17:16] – когда царь восседает на престоле Господа – ты искореняешь потомство Амалека. А откуда мы знаем, что “престол Господа” – это царь? Из сказанного [Диврей гаямим I, 29:23]: ”И воссел Шломо на престоле Господа царем”» Лишь после того, как Храм был разрушен, а сыны Израиля изгнаны из страны и из своего государства, утратив возможность стереть память об Амалеке, лишь тогда сказал Всевышний: «Теперь Я совершенно сотру память об Амалеке, нагло выступившем против Господа». (И надо понять, что сегодня, когда Всевышний в милосердии Своем вернул нас в нашу страну и дал нам установить нашу собственную власть, мы обязаны вместе с Ним стирать память об Амалеке, если выясняется, что перед нами проявление Амалека.)
Из сказанного выше следует, что избавление придет, когда Всевышний захочет совершить Свое мщение, что будет великим и грозным освящением Его имени. И так сказано (Дварим, 32:34, 35, 37. 41-43): «”Ведь сокрыто это у Меня, запечатано в хранилищах Моих. У Меня отмщение и воздаяние, когда споткнутся они, ибо близок день гибели их, и скоро наступит уготованное им”… И скажет Он: “Где боги их, твердыня, у которой искали они защиты?”… “Отомщу Я врагам Моим и ненавистникам Моим воздам. Напою стрелы Мои кровью, и меч Мой пожирать будет кровь, кровь убитых и пленных, головы разгромленного врага”. Прославьте, народы, народ Его, ибо за кровь рабов Своих отомстит Он, и мщенье совершит над врагами Его, и искупит землю Свою [и] народ Свой».
Когда Всевышний начнет совершать возмездие над народами за то, что они оскверняли Его великое имя, и за то, что они унижали и притесняли еврейский народ и тем самым оскверняли Его имя. Он пробудился словно человек, который поднимается, протрезвев от вина, как сказал царь Давид, мир праху его (Тегелим, 78:65): «И пробудился, как ото сна, Господь, как богатырь поднимается, (протрезвев) от вина». Все то время, на которое Всевышний обрек Израиль на изгнание и порабощение, Он сдерживался, и поэтому глупцы думали, что Он не существует вовсе, не дай нам Бог подумать такое, и издевались над Израилем, как сказано (Тегилим, 115:2): «Зачем говорить народам:”Где же Бог их?”». Но Его молчание при виде осквернения имени Его было проявлением Его величия, как сказали мудрецы наши (Гитин, 566): «”Где боги их, твердыня, у которой искали они защиты?” – это злодей Тит, проклинавший и оскорбивший Всевышнего. Что сделал он? Взял проститутку, вошел в Святая святых, расстелил свиток Торы и на нем совершил грех. Взял меч и вонзил его в занавесь. И произошло чудо, и начала капать кровь, а он думал, что убил Его Самого, как сказано [Тегилим, 74:4]: “Радостными криками оглашали враги Твои [помещения, в которых]в праздники Твои [собирался народ Твой], установили [там] символы свои”. Аба Ханан говорит: “’Кто, как Ты, силен, Господь?‘[Тегелим, 89:9]- кто, как Ты, силен и непреклонен: слышишь Ты проклятия и оскорбления, исходящие из уст этого злодея, и молчишь”. Так передают от имени раби Ишмаэля: “’Кто как Ты, среди сильных [эйлим], Господь?’ [Шмот, 15:11] – кто, как Ты, среди немых [ильмим]?”».
Но хотя Всевышний и молчит, Он не забывает проклятий и оскорблений, ибо ничто Им не забывается, месть сокрыта у Него, запечатана в хранилищах Его, с Ним – отмщение и воздаяние. И так сказал царь Давид, мир праху его (Тегилим, 75:9): «Ибо бокал в руке Господа, и [наполнен он] вином пенистым, настоянным на горьких приправах и и наливает Он из него – даже осадок до дна выпьют они, все злодеи земли”. Всевышний, Которого проклинали и оскорбляли народы и Который казался им спящим, словно человек, упившийся вином, восстанет и напоит местью Своей народы, которые оскверняли имя Его. Сказано в книге Сифрей (гл. Гаазину, 324): «От капли этой пило поколение Потопа, поколение строителей Вавилонской башни, которых Всевышний рассеял по земле, жители Сдома и Аморы, фараон и вся его рать, Сисра и все воинство его, Невухаднецар и вся его рать, Санхерив и все армии его. От капли этой будкт пить все рожденнык в этом мире, до конца всех поколений.

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления "МЕСТЬ" Рав Меир Давид Кахане все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Статистика