::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Евреи в Башкортостане: полтора века истории

  • Сообщить о ошибке
20-07-2009, 22:49 Разместил: emil Просмотров: 7 387
Эмма Шкурко
Еврейская этническая общность Башкортостана формировалась на протяжении полутора веков и сегодня состоит из потомков старожилов края, мигрантов Первой и Второй мировых войн.
altАнализируя демографические показатели, следует отметить колебания отношения численности еврейского населения ко всему населению края. В конце 1860-х годов они составляли 0,01%, к 1915 году евреев стало 0,05%, в 1920 году — уже 0,15% всего населения губернии.
В послереволюционные годы вернулась домой часть беженцев, произошли территориальные изменения — в 1922 голу Уфимская губерния была соединена с Башреспубликой, созданной еще в 1919 году. При этом Златоуст и Мензелинск с уездами перестали входить в состав Уфимской губернии. В 1926 году евреи составляли лишь 0,07%.
За годы Великой Отечественной войны еврейское население резко возросло, и по переписи 1959 года (более ранних данных нет) в БАССР отмечался самый высокий его показатель — 0,23%. Затем доля еврейского населения начинает неуклонно сокращаться, и составляет в настоящее время 0,1% от всего населения республики.
На разных этапах истории евреев Башкортостана в их среде протекали разнонаправленные этнические процессы, которые обусловливались различными социально-эко¬но¬ми¬чес¬ки¬ми, социально-политическими и культурно-языковыми причинами.
Действовавшие в ХIХ веке ограничительные правила предъявляли высокие образовательные и профессиональные требования для тех евреев, кто стремился поселиться в нашем крае, что вело к некоторой элитарности еврейской общины нашего региона (высокий уровень грамотности, квалификации, моральный облик, физическое и психическое здоровье). По словам краеведа Г.Ф. Гудкова, каждый еврей, живший в Уфе на рубеже веков, был наделен яркой индивидуальностью,
В конце ХIХ — первой четверти ХХ века в среде переселившихся из черты оседлости и принесших с собой присущие им особенности в материальной и духовной культуре, в языке, существенное значение приобретали процессы внутриэтнической консолидации. Старшее поколение, особенно отставные николаевские солдаты, мигранты Первой мировой и Гражданской войн, поддерживали традиционный уклад, от которого начинало довольно быстро отходить тогдашнее молодое поколение. Евреи хорошо интегрировались в социальное пространство края, и это ускоряло их аккультурацию и ассимиляцию.
В Уфе евреи селились, в основном, в центре города, что было обусловлено характером занятий и их востребованностью. Здесь были очень нужны сыровары и мыловары, чулочники, портные, скорняки, часовщики и ювелиры.
Возник район компактного проживания евреев, в центре которого была построена синагога. Это было своего рода штел вне черты еврейской оседлости, где жили те же простые, небогатые люди, что и в «черте» — ремесленники, торговцы, отставные николаевские солдаты. Здесь располагались их мастерские и лавочки, здесь они снимали квартиры, немногие жили в собственных домах. Объединяло этих людей не только совместное проживание, но и религия, ментальность, социальный уровень и образ жизни.
Говорили на идиш, соблюдали традиции, сложились элементы традиционной инфраструктуры. Особенностью же поселения являлось то, что рядом с евреями жили мусульмане, с которыми было немало сходных религиозных обычаев, обрядов (погребальный обряд, забой скота и др.) и христиане.
Кто-то из еврейских жителей края терял право на жительство вне черты оседлости и подлежал выселению, кто-то уезжал, а кто-то приезжал сюда, в еврейские кварталы, которые как бы консервировали традиционный уклад. Связь с родными, оставшимися в «черте», помимо почты, поддерживали через ремесленников, отправлявшихся на родину продлевать ремесленные удостоверения.
Купцы, развивавшие экономику края, медики, владельцы больших магазинов и мастерских жили на престижных улицах центра Уфы, где социальный и культурный уровень жителей был выше. Обитатели этих улиц говорили, в основном, по-русски.
Уход в другие части города приводил к более быстрой ассимиляции. Это расслоение еврейского населения наблюдалось на протяжении почти столетия.
До сих пор сохраняется различие словарного запаса (употребление отдельных слов, поговорок на языке идиш), системы ценностей, менталитета у потомков жителей этого «штетла» разных периодов и тех, кто никогда в там не жил.
В связи с тем, что на раввинов не распространялось право жительства вне черты оседлости, их обязанности в конце ХIХ — начале ХХ вв. выполняли наиболее авторитетные члены общины или же лица рукоположенные раввинами, но вынужденные заниматься какой-либо иной профессиональной деятельностью. Уровень жизни и образования евреев в Уфимской губернии был выше, чем в черте оседлости.
В 80-х годах ХIХ века, когда по югу России прокатилась волна погромов, и после погромов периода революции 1905 г. еврейское население Уфимской губернии значительно увеличилось. Община, как могла, поддерживала беженцев. Помощь и поддержку получили и те евреи, кто прибыл в Уфимскую губернию в годы Первой мировой войны. Члены общины собирали для них одежду, обувь, помогали продуктами, а так же шефствовали над семьями тех, кто находился на фронте.
С начала ХХ века евреи активно включились в экономическую жизнь губернии, немало было и тех, кто работал на ниве здравоохранения. Их деятельность находила поддержку у окружающего населения и властей.
Событием огромной важности стало для еврейской общины строительство на собранные ею средства нового каменного здания синагоги рядом со старым деревянным, которое было завершено к 1915 г.. По одной из версий, большая часть пожертвований была сделана наиболее состоятельными евреями. Вероятнее всего, ими могли быть братья Меклеры и/или Иосель Гутман. Синагога являлась единственным иудейским центром во всем регионе. Она встала местом встречи разных по имущественному и образовательному уровню слоев еврейского населения. Здесь традиционно проводили кружечные сборы для поддержания малоимущих и содержание здания. Несомненно, что члены общины содействовали поддержанию еврейского образования. При синагоге существовал хедер, в Гражданскую войну было создано еврейское училище
Миграционные волны Первой мировой и Гражданской войн укрепляли традиционный уклад и тормозили ассимиляционные процессы.
В предреволюционный период в Уфимской губернии, где революционное движение было достаточно интенсивным, евреи состояли во всех партиях и политических движениях левого толка, существовавших в то время здесь. В Уфе перед революцией функционировал еврейский социалистический клуб, члены которого через некоторое время создали еврейскую секцию РКП (б). После февральской революции была создана башкирская организация Бунда, представители которой вошли в состав Уфимского Совета рабочих и солдатских депутатов.
Период Гражданской войны евреи Башкортостана пережили относительно спокойно — здесь не было погромов, а отдельные проявления насилия по отношению к евреям не получали поддержки у местного населения, заступавшегося за своих соседей, как и во время имевших место в 1905 году погромов.
Наиболее состоятельные члены общины покинули Россию вместе с отступавшими войсками Колчака.
В тяжелые годы разрухи и голода в Уфе временно были созданы детские дома и столовая для еврейских детей.
В условиях антисемитских настроений и массовых кровавых еврейских погромов, к которым прежде всего было причастно белое движение, значительная часть еврейского населения России поддержала Советскую власть, отдала новому порядку свою энергию, знания и способности.
 После революции в республике, как и в других регионах страны, при Губкоме РКП (б) работала еврейская секция, поставившая своей главной целью «установить диктатуру пролетариата на еврейской улице», вести борьбу с носителями еврейской традиции, которых именовали не иначе как «клерикалы» и сторонниками создания еврейского государства в Палестине — сионистами. На волне развернувшейся антирелигиозной кампании по всей стране закрывались церкви, мечети и синагоги, их здания уничтожались или использовались для иных целей (склады, кинотеатры), а служители культа подвергались репрессиям, Постановлением БашЦИКа от 29 декабря 1929 года Уфимская синагога подлежала закрытию.
Имущество было передано еврейской общине. Школьный двухэтажный дом также был отобран, учителя-евреи выселены. В 1930 году в каменном здании с витражами, на которых были изображены звезды Давида, расположился клуб НКВД.
Сегодня здесь находится Башкирская государственная филармония. Неоднократные просьбы возвратить здание, предпринятые в 1930-е и 1990-е годы, не увенчались успехом.

После Октябрьской революции продолжилось активное сближение евреев с русским и другими народами края, чему способствовало промышленное и культурное развитие республики. Аккультурационные и ассимиляционные процессы значительно усилились, менялось и еврейское самосознание. Межнациональные браки стали повсеместным явлением.
Сохранялись некоторые национальные традиции, но и они утрачивались быстрее, чем в пределах бывшей «черты». Новая пролетарская социалистическая культура, активно поддерживаемая новым режимом, оказала большое влияние на культуру больших и малых народов, она как бы нивелировала все национальное, индивидуальное. Этнокультуральная и языковая адаптация наступила у евреев гораздо быстрее, чем у других народов в силу некомпактного проживания, а нередко и добровольного отказа от своей собственной культуры и традиций, которых придерживались их деды и отцы. Евреи оказались наиболее ассимилированным национальном меньшинством в Советском Союзе, в значительной степени утратившим свой язык, национальное самосознание и культуру.
В конце 1930-х годов были репрессированы многие общественные деятели, представители интеллигенции, руководители производства, среди которых оказалось и немало евреев. Выходцы из западных губерний Российской империи, попавшие в наш край во время Первой мировой и Гражданской войн, были арестованы как «польские шпионы» и приговорены к различным мерам наказания, включая расстрел.
Башкирия стала местом ссылки многих «врагов народа», бывших сионистов, эсеров, меньшевиков и членов их семей. В 1937 году в Уфе был «раскрыт» сионистско-эсе¬ров¬ский «заговор». Сионисты, в юности участвовавшие в молодежных организациях Украины и Белоруссии, были приговорены к относительно небольшим срокам пребывания в ГУЛАГе — трем-пяти годам. Но через 13-15 лет они вновь были подвернуты репрессиям.
В годы Великой Отечественной войны евреи Башкортостана воевали на всех фронтах и во всех родах войск. Многие из них навсегда остались на полях сражений. В книге «Память» более 450 еврейских фамилий в списке тех, на кого пришли похоронки только в Уфу. Это не только его довоенные жители, но и те, чьи родные в войну оказались в городе в это тяжелое время. Более 180 евреев, уроженцев Башкортостана, пали смертью храбрых на полях сражений. Попавшим в плен иногда удавалось выдавать себя за представителей коренного населения республики. Пригодилось знание башкирских и татарских слов.
Создание мощного промышленного потенциала, повышение культуры производства, развитие научных исследований, здравоохранения БАССР и повышение общего культурного уровня жителей республики было обусловлено высоким образовательным и культурным уровнем эвакуированных с предприятиями и учреждениями, а также беженцев.
Миграционная волна привела к изменению национального и социального состава населения, в том числе увеличение еврейского субэтноса края, некоторому торможению ассимиляционных процессов среди еврейского населения.
Вместе с тем ухудшение материально-бытовых условий населения в военные и первые послевоенные годы, кампания по борьбе с космополитизмом, наряду и политикой ничем не прикрытого махрового государственного антисемитизма, провоцировали рост юдофобских настроений в обществе. Из четырнадцати репрессированных в 1948–1953 годах (аресты и судебные процессы продолжались и после смерти Сталина) девять человек были обвинены, помимо антисоветской пропаганды, в критике политики партии и правительства, прежде всего в отношении евреев СССР, в еврейском национализме, приверженности сионизму.
В БАССР антисемитская политика властей в послевоенный период не достигла размаха, присущего многим другим регионам, хотя усиление антиеврейских настроений имело место и наложило отпечаток на последующие годы.
За годы Советской власти еврейская диаспора нашего края пережила те же процессы, что и евреи других регионов: отход от языка и традиций, закрытие синагоги и переход религиозной общины на полулегальное положение, преследования верующих, интенсивная ассимиляция, стремление скрыть из-за страха перед репрессиями свое происхождение.
Из еврейских традиций наиболее устойчивыми оказались погребальные и поминальные обряды, хотя, вопреки традициям, к могилам возлагаются цветы, делают портреты на памятниках, справляют поминки. Хотя еврейские праздники многие годы находились фактически под негласным запретом, в ряде еврейских семей о них помнили и отмечали, каждый год в канун Песаха выпекали мацу.
Евреи вносили и вносят большой вклад в промышленное, научное и культурное развитие республики. Трое евреев (Б.М. Эльцин в 1919–20 гг., Я.Б. Быкин — в 1929-37 гг.,  С.Б. Задионченко в 1942–43 гг.) занимали высшие партийные посты. Одним из руководителей НКВД республики был М.С. Погре¬бинский, именем которого еще при его жизни был назван клуб, расположившийся в здании бывшей синагоги.
Образовательный уровень евреев и в настоящее время по-прежнему традиционно высок, нет и резкого социального расслоения. Большинство относится к так называемому среднему классу. В целом же материальное положение евреев (не включая пенсионеров) несколько выше, чем у других народов. Практически нет среди евреев бомжей, лиц, утративших социальные связи. Евреи принимают активное участие в жизни страны и республики, в деятельности политических партий и движений, избираются депутатами всех уровней.
Устойчивая тенденция к сокращению численности еврейского населения, характерна для всех стран СНГ. Это обусловлено преобладанием старших возрастных групп, ассимиляцией, эмиграцией, хотя она значительно уменьшилась за последние несколько лет.
В старших возрастных группах сохраняется высокий уровень национального самосознания, приверженность еврейской культуре, в то время как молодые стремятся идентифицировать себя как потомков библейских персонажей, для чего некоторые принимают второе имя (Света становится Сарой, Марат — Мордехаем).
Среднее поколение (35–55 лет) ощущало себя евреями только «по паспорту», а отмена «пятой графы» лишила его и этого ориентира. Оно наиболее дистанцировано от участия в культурной еврейской жизни. Его интересы лежат в сфере карьерного роста, успешного бизнеса. Эта тенденция характерна и для большинства других регионов России.
Утрата традиционной культуры, языковая ассимиляция характерны для всех народов нашей республики и отличаются только по интенсивности. Представители наиболее социально активных возрастных групп, как правило, в гораздо меньшей степени, используют предоставленные возможности.
Уровень межнациональной толерантности и по сей день остается традиционно высоким по сравнению с другими регионами. Национальность редко становилась препятствием для поступления в учебные заведения, на работу.
Как и в других регионах современной России, приобщение к историко-культурному наследию еврейского народа началось в конце 1980-х годов, когда стали возникать национально-культур–ные центры и автономии. Появились лидеры, принадлежность которых к еврейской нации, позвала к действию. Клуб любителей еврейской культуры «Штерн» оказался первой еврейской организацией в Советской России и второй — в СССР. Это было большое событие в жизни еврейской диаспоры республики.
За годы работы общества уфимцы не раз имели возможность принять участие в праздничных вечерах и мемориальных акциях, встретиться с приезжающими сюда для проведения религиозных, праздничных, культурно-просветительных мероприятий религиозными и светскими деятелями, официальными лицами из Израиля и США.
Важнейшим аспектом деятельности Центра «Дружба», объединившего национально-культурные центры, являлось установление связей с государственными органами Башкортостана и взаимодействие с ними в интересах всех национально-культурных объединений.
Сегодня функционирует Еврейское общественное объединение «Кохав» («Звезда»), правопреемник «Штерна», бессменным руководителем которого является Шолом Наумович Кац.
Благотворительный фонд «Хэсэд Лея» поддерживает пенсионеров и инвалидов, работает воскресная школа. Регулярно проводимые культурно-просветительные и праздничные мероприятия привлекают людей разных национальностей.
Создание религиозные общины и религиозное просвещение связаны с приездом раввина Дана Кричевского. В одном из районов Уфы открыт Уфимский еврейский общинный Центр.
За годы работы еврейских организаций произошли изменения в психологии людей. Важным сегодня представляется изучение состояния самосознания и самоидентификации. С этой целью было проведено исследование участников праздничных еврейских мероприятий. Оно включало также самооценку межнациональной и межконфессиональной толерантности и оценку толерантности представителей других национальностей, а также состояния межнациональных отношений в России и Башкортостане.
Проведенное нами исследование показало, что подавляющее большинство респондентов-евреев считают себя толерантными людьми, что почти утрачен родной язык (идиш) и нет понимания его консолидирующей функции. Тем не менее, при интервьюировании был впервые высказан интерес к изучению идиш, родного языка родителей, дедушек и бабушек. Появился интерес к синагогальным мероприятиям: праздничным, поминальным (на молитву «Изкор» всегда собирается множество людей).
Чувство причастности к своему народу возникает во время праздничных мероприятий, концертов, а также тогда, когда «с кем-то из представителей своей национальности поступают несправедливо». Две трети респондентов никогда не забывают о своей национальности, а 39% чувствуют необходимость ощущать себя частью своей национальной группы. Каждый третий еврей указал, что с людьми своего народа роднит историческое прошлое и национальный характер.
Как и респонденты других национальностей, евреи уважают язык и культуру других народов. Подавляющее большинство ответивших спокойно относятся к межнациональным бракам.
Респонденты отметили наличие значительной межнациональной напряженности в России и в меньшей степени в Башкортостане.
Евреи Башкортостана всегда стремились почувствовать себя частицей народа, живущего в этом крае, старались жить его интересами, разделять радости и беды. И, если это не всегда удается, то не по их вине. Историческая память, проявления ксенофобии (не только по отношению к евреям) поддерживает чувство напряженности, неуверенности в завтрашнем дне.
Руководство многонационального Башкортостана оказывает поддержку национальным общественным объединениям, в том числе и еврейским, пропагандирует их опыт.
Академия наук РБ, издательство «Башкирская энциклопедия» включают в свои издания статьи по истории, этнологии, традициях еврейского народа как одного из этносов республики. По радио и телевидению проводятся передачи, посвященные еврейским традициям, праздникам, интервью с представителями еврейских организаций. Большой интерес к истории и традициям еврейского народа выказывают преподаватели и студенты вузов, средних специальных учебных заведений.
Предсказать судьбу еврейства в сегодняшнем нестабильном мире сложно — идет ломка стереотипов культуры, традиций, интегративные процессы.
Очень хочется верить, что нынешнее руководство и общественность республики сумеют и в дальнейшем сохранять стабильность политической ситуации, и каждый живущий в Башкортостане сможет наиболее полно реализовать свой духовный, нравственный и интеллектуальный потенциалы, накопленные веками.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Евреи в Башкортостане: полтора века истории все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:



  • Copyright © 2008. Кахане жив, Кахане прав!
    Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля.
    У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Статистика