::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

«Дайте Б-гу мощь» (Теилим 68:35)

10-11-2015, 09:08 Разместил: emil Просмотров: 2052
«Делать добро Творцу»!
Интервью с равом  Эзриэлем (Азриэлем) Таубером
(рав Цви Вассерман; журнал "Черным по белому")
Rav TauberЯ знаком с равом Эзриэлем Таубером уже двадцать лет. В один морозный декабрьский день он появился на пороге нашей ленинградской квартиры. В своей провинциальной темноте я не знал тогда, что предо мною мировая знаменитость: популярный лектор, ребе тысяч баалей тшува, и, кроме того, успешный бизнесмен и даже миллионер.
Затем наступил период, когда одна за другой выходили книги рава Таубера на английском и на иврите, которые сразу же стали событием в еврейском мире, особенно среди баалей тшува. Две книги издательство Швут Ами выпустило и на русском языке (Скажи жизни Да! и Тьма перед рассветом). Тогда-то состоялась моя третья встреча с равом Эзриэлем Таубером, согретая таким же теплом, что и первые две, и неизменной учтивостью рава.
И вот я сижу в его иерусалимской квартире. За прошедшие двадцать лет мы встречаемся всего шестой раз, но разве в этом дело. Я в гостях у друга, внимательного и заботливого, помнящего многие детали наших предыдущих встреч. И вот после нескольких общих фраз мы переходим к теме интервью: ответственности евреев Торы за все, что происходит в мире и отличие нынешней эпохи от былых времен.
- Рав Таубер, после стольких лет участия в семинарах, приближающих к Торе евреев далеких от еврейских традиций, Вы сейчас, как кажется, в основном обращаетесь к религиозным евреям? Чем вызвана такая перемена?
- Вы правильно подметили. Дело в том, что сегодня еврейский народ находится в крайне тяжелом духовном состоянии. Я говорю не о наших светских братья. Нет, я говорю о нас, о тех, кого называют харедим, т.е. «трепещущих от слов Всевышнего», о евреях, соблюдающих Тору и заповеди. Известно, что чем выше духовный уровень человека, чем больше его влияние на ход событий и тем больше его ответственность за все, что происходит в мире. Мир сегодня ужасен, но ответственность на это лежит на нас. Мы не адекватны мировым проблемам, мыслим категориями прежних битв, не понимаем и не принимаем вызова, который бросает нам эпоха.
Да, и сегодня, как и все последние двести лет, против нас ведут войну с целью истребить мир Торы и верных ей евреев. Но мы не замечаем, что сегодняшняя война против нас не похожа на ту войну, которая велась против нас в прошлом. Это – совершенно другая война, которая коренным образом отличается от того, с чем мы сталкивались всего каких-то два поколения тому назад.
В прошлом против еврейского народа велись «идеологические» войны. Еврейство Торы не вписывалось в рамки коммунизма, атеизма, социализма, давринизма и других «измов», представляющих собой различные распространенные в мире еретические учения, поэтому все они видели в еврействе своего врага. Другими словами, это были коллективные войны против еврейского духа. Поэтому и защита от них осуществлялась на коллективном, «массовом» уровне – на уровне целого общества, всего еврейского народа.
Но, одна за другой, все эти еретические идеологии не вынесли испытания временем. Они исчезли. И сегодня против нас ведется война на индивидуальном уровне – это война против каждого еврея в отдельности. Сегодня дурное начало нападает на каждого еврея по отдельности, не как на часть народа. Сегодня на всей земле – один язык: язык компьютера, язык улицы. Нет зовущей идеологии, никакие идеи больше не влекут за собой современную молодежь. Сегодня духовная нечистота нападает на каждого из нас по отдельности. Все виды идолопоклонства, равзрата и кровопролития проникают к нам в дом в индивидуальном порядке, отрезая души от источника жизни. И не только нам, но и маленьким детям, 12-13 лет, мальчиками и девочкам. И вы пропали. Вы просто не знаете, как с этим бороться!
Здесь, в этой войне вам не помогут ни хасидские дворы, ни ешивы, никакие другие рамки. Эти средства эффективны, когда воюют против народа. Тогда они предоставляют необходимый иммунитет. Но сегодня каждый из нас находится на передовой линии один, ничем и никем не защищенный. Весь мир мобилизовал все возможные силы, чтобы боротся против одной-единственной души, и это – ваша душа. С одной стороны, это указывает на величие души, если все силы духовной нечистоты считают уместным выйти сообща на бой против одной-единственной души, которую требуется свести в Геином. Но с другой стороны, битва кажется почти заведомо проигранной. ...
Ведь это зло, лишенное всяких идеологических покровов, беспрестранно разрастается и распространяется вглубь и вширь. Казалось бы, нет никаких способов защиты против этих катастрофических напастей. Я слышу, как люди говорят с чарующей простотой: «В чем проблема? Пусть не смотрят и не слушают!» Люди, которые так говорят, не понимают, что тлен и разврат не тронул их не потому, что они знают секреты защиты, а потому что до них просто не дошла очередь! Какую же чушь они несут! Как можно заставить человека не смотреть и не слушать? Запретить?! Посмотрите, как плохо это работает и как быстро расширяется круг пораженных этой новой чумой!
Сегодняшний мир – мир одиночек. «О, как сидит одиноко!» (1) – это определение современной жизни. Понятие семьи не существует в наше время в прежнем виде. Перед нашими глазами лишь внешняя оболочка, но на самом деле связи между родителями и детьми распались. Подчеркиваю: я говорю сейчас только о харедимных семьях и имею в виду конструктивные отношения между поколениями. Этот развал – величайший промах нашей системы воспитания. Я могу вам засвидетельствовать с абсолютной ответственностью за свои слова, что многие шестнадцати-семнадцатилетние подростки лет пятьдесят-шестьдесят тому назад не оставили путь еврейства не потому, что их особо притягивал иудаизм. Нет. Они просто физически не могли причинить боль своим родителям! Понимаете? Несмотря ни на что, существовала особая связь между детьми и родителями. Даже если я не заинтересован в еврействе, как я могу причинить боль своим родителям?
Это было тогда. А сегодня? Покажите мне таких детей! Наоборот, сегодня многие дети стремятся причинить родителям боль. Они злы на своих родителей. Это – поколение сирот, поколение круглых сирот при живых родителях! Они – одиноки в этом мире, и каждому из них в отдельности угрожает чудовищный призрак вожделений и погони за удовольствиями. Все гниет и разлагается.
У Маараля (2) сказано, что гниение – это начало цветения. И так как сейчас мы находимся в столь низком поколении, когда все уже настолько прогнило, то ясно, что вот-вот должен прийти Машиах. Но важно знать, что Машиах придет не к народу вообще, но к каждому из народа по отдельности, как мы говорим: «Я буду каждый день ждать его прихода» (3). Замечаете? Мы говорим «я буду ждать его» в единственном числе, а не «мы будем ждать» во множественном. Машиах не явится «в массы», а придет к индивидуумам. Отсюда ясно, что из этого гниения должен произрасти расцвет индивидуумов. Вопрос лишь, каким образом?
Давайте подумаем, что означает: «даже если задерживается» (4)? Это значит, что реальность не дает никаких шансов на приход Машиаха в заслугу общества. Но «несмотря на это... я буду ждать». В конце концов, все зависит от заслуг индивидуумов!

Весь мир против тебя
Объясню вам, что это значит. Отдельная личность, каждый еврей в отдельности, живет сегодня в мире, в котором все против него. Он воистину сын Тераха (5), сын Нимрода (6), он находится под властью культуры Тераха и культуры Нимрода. Чуждая культура окружает его со всех сторон, и он должен с ней бороться. Вы скажете, но у него же еврейский отец, богобоязненный мудрец Торы. Правильно. Но его папа со всей своей еврейской культурой не имеет никакого реального веса в его глазах. Влияние улицы безнадежно перевешивает. Сегодня даже нет никакого противостояния влияния отца и влияния общества. Как только подросток открывает для себя мир улицы и испытывает его притяжение, это конец. У него нет шансов справиться с силой соблазнов, потому что «никто не застрахован от разврата» (7), а разврат сегодня - на каждом углу.
- Всевышний не мог сотворить мир на погибель. И если так, в чем наша надежда?
- Я повторяю то, что уже сказал от имени Маараля: гниение – начало цветения. Это фундаментальный принцип существования мира. Мы не соберем урожая без того, чтобы зерно не сгнило в земле. Точно так же в жизни человечества. Тотально сгнившая система жизненных ценностей содержит потенцию нового цветения. Как в случае с нашим праотцом Авраамом. Авраам жил в насквозь прогнившем поколении, и поэтому взрастил новый мир. Он произвел величайший переворот в истории человечества: индивидуум, познавший Творца и затем изменивший весь мир. Мы должны знать, что и сегодня все зависит от изучения и соблюдения Торы индивидуумами.
- Тут необходимо пояснение. Что это за «Тора индивидуумов»? Все-таки, несмотря ни на что, мы – часть общества?
- Одну минуту, я сейчас все объясню. Как-то раз я спросил у главы одной ешивы: «Что Вы говорите подросткам? Как Вы их учите бороться с дурным началом и с уличными соблазнами?» Он не знал, что ответить. И я сказал ему: «Когда порок начнет подмигивать и набиваться парню в друзья, ему не помогут ни ешива, ни машгиах, ни ребе, ни один из ваших запретов. Единственное, что поможет, если мы вооружим личность, индивидуума, осознанием величия дела и его бесконечно важной роли в этом деле. Если Вы не объясните подростку, что он должен установить личную связь с Всевышним, что он должен делать Творцу добро, то весь его иудаизм - это колосс на глиняных ногах».
- Да ведь это лейтмотив многих ваших книг: что я могу дать Творцу?
И книг, и семинаров. В рамках организации Шал’эвет я уже провел по всему земному шару более ста двадцати семинаров, в основном для евреев, соблюдающих Тору и заповеди. ...
Еще раз: целью семинаров было вооружить для борьбы одиночек нашего поколения. Мы (вместе с равом Шимшоном Пинкусом) не говорили о соблюдении заповедей в целом, о том, что нам запрещено, и об обязанности удалиться от духовной нечистоты улицы. Нет! Мы спрашивали, для чего ты нужен Всевышнему? И главное, мы совершали переворот мышления, призывая перестать спрашивать, что я могу получить от Б-га и начать спрашивать, что я могу ему дать. Рав Шимшон и я, каждый по-своему, развивали напрочь забытую сегодня концепцию, что человек обязан делать Творцу добро.

«Как Вы с ними говорите?»
Я выступал перед учениками одной известной ешивы. Мы провели вместе целый шабат. После первой беседы ко мне подошел глава ешивы и сказал: «Я потрясен! Откуда Вы взяли, что мы должны делать Творцу добро, что человек вообще обязан что-то давать Всевышнему?» Ему это было просто непонятно. Я ответил: «Так Рамхаль (8) толкует отрывок из Теилим (9): «Дайте Б-гу мощь». Человек в состоянии придать Всевышнему силу и мощь, причем не только может, но и должен («дайте», говорится в стихе в повелительном наклонении). А что означает стих: «Исраэль, которым прославлюсь» (10)? Что у Всевышнего, как будто бы, есть потребность прославиться нами, а, следовательно, мы обязаны это для Него сделать. А что значит высказывание: «Исраэль содержит Небесного Отца» (11)? Из всего этого мы видим, что существует такое понятие что-то дать Творцу.
И я изложил рош-ешиве тот самый подход, который не раз предлагал тысячам тысяч евреев по всему миру, подход, полностью основанный на высказываниях ришоним (12) и ахроним (13).
Итак, как только еврей (мужчина, женщина, юноша, девушка) ощущает особую, личную связь с Творцом, когда он, как будто, может Его пожалеть, сделать Ему добро, дать Ему что-то, в ту минуту в его сердце происходит положительный переворот, и он становится подобен нашему праотцу Аврааму в тот момент, когда тот открыл Творца. Нет, даже большего того: он становится настоящим Авраамом-авину! Что есть у тебя против своих родителей, за что ты на них злишься? Что у тебя есть против окружающего общества, которое, по твоему мнению, несправедливо с тобой обошлось? Ты говоришь, что все – лгуны и лицемеры? Допустим. Но какое тебе до этого дело? Твое дело – личная связь с Всевышним. Научись делать Ему добро, и вся твоя жизнь полностью изменится. Ты устанавливаешь с Ним положительную и динамичную связь. Ты вдруг почувствуешь, что ты не нуждаешься в окружающем тебя обществе. Ты – один на один с Всевышним!
Давайте вернемся к нашему праотцу Аврааму. Хатам Софер (14) говорит, что когда Авраам-авину разбил идолов своего отца, он нарушил алаху. Почему? Потому что подверг себя смертельной опасности. В его случае это был настоящий пикуах нефеш. Если так, зачем же он это сделал? Хатам Софер объясняет, что Авраам был анус, был вынужден так поступить. Он задал себе вопрос: «А для чего я живу на свете?»
Когда я рассказываю публике об Аврааме, я задаю вопрос: что значит, «он был вынужден»? Кто его вообще вынуждал? Что, он не мог себе спокойненько жить, не разбивая идолов? Что подтолкнуло его к этому открытому бунту?
То-то и оно. Наш праотец Авраам жил в поколении каннибалов, бунтарей против Всевышнего. Нимрод взбунтовал весь мир против Творца. Так мог ли Авраам участвовать вместе с ними в этом мятеже против открывшейся ему истины? Он был «вынужден» совершить свой поступок и самоотверженно разбил идолов.
А что делаем мы? Мы знаем, что мир морально испорчен, извращен, что общество давно загнило, и что мы делаем? А ведь сказано (15): «Любящие Творца ненавидьте зло». Другими словами, от нас ждут действий, ибо «мир создан для меня» (16). Мир создан для меня? Кто верит в это «для меня»? Кто всей душой и всем сердцем верит в то, что он может стать партнером Всевышнего, разбивая идолов современного мира? А если вы верите, что можете, и тогда вы действительно сможете! А что с нами сделали? Наши наставники требуют от нас приниженности, ощущения отсутствия собственного существования пред ликом Творца, самоанулирования...
Но это еще не все. Одна из целей воспитания – возвеличить человека! Мы должны осознать, что в состоянии избавить Шехину, Б-жественное присутствие, пребывающее в изгнании. Пускай весь мир идет против Творца, но ты лично – один-единственный еврей, ты – наш праотец Авраам, ты – наша праматерь Сара. Я сострадаю Тебе, Всевышний, и я добьюсь Твоего избавления. Если наш еврейский подход снабдить таким положительным зарядом, то изменится весь наш взгляд на мир заповедей. Сколько «ученой» ржавчины, подтачивающей нас, тогда исчезнет!
- Но с такой вестью Вы можете обратиться только к верующим евреям? Человеку светскому это ни о чем не говорит, как и тому, кто был ортодоксальным евреем, но затем круто поменял образ жизни.
- Верно, так можно говорить только с людьми религиозными, у которых есть база веры в Творца. Для светских людей нужен другой язык. Но Вы будете удивлены, узнав, что он немногим отличается от этого.
Для подготовки ко дню суда в Рош ашана отведен целый месяц элуль. Шульхан арух приводит несколько расшифровок названия этого месяца, и, в частности, нотарикон «ани ледоди ведоди ли – я принадлежу своему возлюбленному, а мой возлюбленный мне» (17). Каждый из нас читал об этом десятки, если не сотни раз. А какой вывод мы делаем? То-то.

Вот, что они означают.
У меня есть личные взаимные отношения с Творцом. И Он ждет меня. Меня одного, меня индивидуально. И я могу Его спасти. А могу, не дай Б-г, смешать с грязью. И все зависит от меня. Не от народа, не от общины, не от хасидского двора, и не от ешивы. Только от меня! Сегодня, прежде всего надо сказать: «если не я для себя, кто для меня?» (18) и лишь затем: «и если я за себя – кто я» (19). А не наоборот.
Мой рав и учитель, рав Вайсмандель, да будет память праведника благословенна, часто повторял, что дерех эрец (понятие, включающее в себя и почет, и вежливость, и уважение) предшествует Торе. Авраам-авину был первым, кто понял, что дерех-эрец необходимо отнести и к себе. Праведный Ноах был маловером, потому что он не верил в себя. А дерех эрец предшествует Торе. Ваша близость к Торе определяется дерех эрец по отношению к себе самому. Все зависит от того, сколько вы можете взять на себя, взвалить себе на плечи. Авраам-авину поставил себе задачу спасти весь мир. «Души, которые они сделали в Харане». (20) Откуда он узнал, какие гигантские силы скрываются в душе человека? Как ни странно, от Нимрода. Если один человек вроде Нимрода может уничтожить целый мир (Первый Человек тоже был один и разрушил весь мир), так верьте, что вы в состоянии построить целый мир. Один в поле не воин, но индивидуум, ставший партнером Всевышнего, выполняющий Его волю, может добиться всего.
Недавно вышла в свет моя книга Пиркей махшава. В ней, в частности, обобщается опыт семинаров для религиозной публики. И вот что там говорится.
Мы все – ученики нашего праотца Ицхака, символизирующего готовность к самопожертвованию. Слава Б-гу, мы готовы самоотверженно соблюдать заповеди. Слава Б-гу, у нас есть Тора – это качество нашего праотца Яакова. Но главную тему жизни нашего праотца Авраама никто не потрудился нам объяснить. Говорили о его милосердии, о добре, которое он делал людям… Но его готовность делать добро Творцу – что я могу дать Ему, об этом мы никогда не слышали! Талмуд в трактате Санхедрин (21) говорит: «Человек был создан один. Поэтому каждый, кто спасает хотя бы одну душу, как будто спас весь мир». Что это за одна душа? Это – моя душа. Это – я. Я сам – целый мир.
Так там и говорится: «Человек обязан сказать: «мир создан для меня»». Когда это говорят, кто это говорит? 
Написано же, что человек обязан это говорить. Я, по крайней мере, говорю эти слова в каждом своем выступлении.
Наши мудрецы говорят, человек обязан говорить: когда мои поступки достигнут уровня моих отцов – Авраама, Ицхака и Яакова. Возникает вопрос: действительно, человек обязан спрашивать себя, когда мои поступки достигнут уровня праотцев?
Ответ таков: никто не может стать Ицхаком или Яаковом. Эти двое – вне зоны нашего понимания. Но Авраамом-авину может стать каждый. Потому что суть Авраама – быть самим собой, и каждый способен быть самим собой по образу Авраама.
Но почему нам никто не объяснил, как стать Авраамом? Да потому что и самого Авраама никто этому не учил. Он сам открыл для себя Творца. И каждый из нас обязан сделать это сам. У нас просто нет другого выбора. Как говорил известный юморист: «Манхеттен-банк поставил меня на ноги. Каким образом? Он конфисковал мою машину, и с тех пор я хожу пешком»... Так и Всевышний посылает нам испытания, чтобы мы встали на ноги. Всевышний ставит нас на ноги. Он все у нас забрал и оставил нас одних. Сейчас мы одни в прогнившем и враждебном мире. ...
И открыв для себя Творца, научившись делать Ему добро, вы удостоитесь и уровня Ицхака, и уровня Яакова.

Не прогонять Всевышнего!
Что значит быть Авраамом-авину? Все прошедшие наши семинары, начинают понимать, что шлом байт, мир и гармония в семейной жизни – это не просто «не ссориться». По большому счету, это значит не прогонять Всевышнего из своего дома. Я задаю вопрос семейной паре, чей мир в доме весьма непрочен: «Вы что, хотите прогнать Всевышнего из своего дома? Разве это недостаточный повод для того, чтобы найти путь к примирению и оставить у себя дома Б-жественное Присутствие? Проявите милосердие к Творцу и не прогоняйте Его. Ведь известно, что когда «муж и жена заслужили – между ними пребывает Б-жественное Присутствие» (22). Поэтому, когда вы открываете рот, чтобы «все высказать», сначала подумайте, кого вы прогоняете из дома. Всевышнего!»
Почему нельзя «гулять» по интернету? Очень просто: «чтобы Он не увидел у тебя срамного и не отступил бы от тебя». (23) Почувствуйте, что вы Его прогоняете. Если человек осознает, что слова «каждый, спасающий одну единственную еврейскую душу, как будто бы спасает весь мир» относятся к его собственной душе, то каждая заповедь приобретет огромное, вселенское значение.

"Из-за одной сигареты"
Давайте я расскажу вам одну увлекательную историю. У одного подростка развелись родители. Его мать вышла замуж за нееврея и оставила религию. Мальчик вырос с отцом, и очень натерпелся от своей мачехи. В конце концов, после того как его собственная семейная жизнь не удалась, он развелся и снова сблизился со своей матерью. В результате, он покатился вниз и оставил мир Торы и заповедей.
Когда мы случайно с ним встретились через три года после того, как он опустился на сорок девять ступеней духовной нечистоты, мы начали беседовать, и он излил мне свою душу. Он был полон претензий к Творцу за то, что тот причинил ему в жизни столько страданий. Я пригласил его на семинар, который мы проводили через две недели в Далласе, штат Техас. «Это тебя ни к чему не обязывает. Приходи в любой удобной для тебя одежде». И он пришел. После лекций о том, кто такой еврей, кто такой нееврей и т.п., мы сидели всю субботнюю ночь напролет и задушевно беседовали. Вдруг, в два часа ночи он заявил, что ему нужно выйти и немного поразмяться на свежем воздухе.
Я надавил на него, чтобы он открыл мне причину. В конце концов, он признался: «Я хочу курить». Что мне оставалось делать? Сказать ему, что курить запрещено? Не поможет. И тут Всевышний пришел мне на помощь и подкинул идею. Я сказал ему: «Представь себе, что Всевышний хочет курить. Но у Него вдруг закончились все сигареты, а у тебя осталась одна. Ты бы угостил Творца своей последней сигаретой?» Он мне ответил: «Я посчитал бы это за большую честь для себя». Я сказал ему: «Не будем затрагивать тему нарушения шабата, но знай, что Творец просто скажет тебе: «Спасибо, что ты Меня уважаешь и не куришь эту сигарету. Пожалуйста, дай-ка эту сигарету Мне»!»
Он посмотрел на меня и сказал: «Вы говорите правду?»
«Я готов тебе в этом поклясться!» – ответил я.
Тогда он сказал мне: «Я дарю Ему эту сигарету. Как Вы сказали в своей лекции, я сделаю Всевышнему добро. Но знайте, что я уже слишком низко упал».
Послушайте, в это трудно поверить, но, начав с этой подаренной Б-гу сигареты, этот молодой мужчина, в конце концов, полностью возвратился к еврейскому образу жизни. Сегодня он успешно возвращает к Торе харедим, которые были изгнаны из своего собственного еврейства! Он просто уговаривает их «делать добро Творцу». Обратите внимание: никакие этические доводы, упреки, никакая логика его не убедили. Его задела за живое мысль, что я как бы могу сделать что-то приятное Творцу. Я настолько важен, что Ему, как будто, больно, когда я грешу, и, как будто, в моих силах излечить Его от этой боли?! Сегодня на людей действует именно это. И опять же я имею в виду людей, верящих в Творца, но чувствующих некоторое отчуждение от Него.
Всем нам не хватает личной связи с Ним. После того как «я принадлежу своему возлюбленному», я воцаряю Его. В Рош ашана голос шофара возвещает о нашей с Ним встрече. Творец просит нас, чтобы мы провозгласили Его царем над нами, чтобы я сделал Его своим Царем.
Ощутить это чувство партнерства с Всевышним, развить с Ним личные отношения и через них осознание величия нашей судьбы и служения – вот современный рецепт, как устоять в индивидуальной борьбе одиночек против окружающих нас сил зла и духовной нечистоты.
----------------------------------
1 Начало свитка Эйха. 
2 Рав Йеуда-Лейб-Лива из Праги. 
3 Одна из Тринадцати основ веры.
4 Там же. 
5 Терах – отец Авраама, ответственный за «пропаганду идолопоклонства» при дворе царя Нимрода. 
6 Царь-злодей. 
7 Трактат Ктубот 13б.
8 Раби Моше-Хаим Луццато. 
9 Теилим 68:35. 
10 Йешаяу 49:3. 
11 Зоар. 
12 Еврейские мудрецы от начала XI века до конца XV века. 
13 Мудрецы «нового времени», начиная с XVI века.
14 Рав Моше Софер. 
15 Теилим 97:10. 
16 Мишна Санхедрин 4:5.
17 Шир аширим 6:3. 
18 Авот 1:14. 
19 Там же. 
20 Берешит 12:5. 21 37а
22 Трактат Сота 17а. 
23 Дварим 23:15.
==========================================================
Итак - «Дайте Б-гу мощь». (Теилим 68:35)
См. также:

"Всякий, кто может удержать членов своей семьи, своих сограждан или весь мир от дурного поступка, но не делает этого, считается соучастником их греха. Даже при образцовом и безупречном собственном поведении ему первому вынесут приговор, если он не исполнит своего долга помощи современникам в исправлении их путей"  (Талмуд, трактат Шабат 54б,55а)

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления «Дайте Б-гу мощь» (Теилим 68:35) все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры

Израильское Национальное Движение

Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Февраль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 

Статистика