::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Ицхак Гольденберг. Что? Делать! (часть 2)

  • Сообщить о ошибке
3-11-2014, 07:51 Разместил: Yoel Просмотров: 2 539
Каждого из нас одолевают проблемы, у каждого они свои, и мы постоянно ищем пути и возможности их разрешить и устранить – они мешают нам жить. Но эти проблемы частные именно потому, что они – часть общей для всех – глобальной проблемы, являющейся корнем всех частных проблем. Что же это за глобальная проблема, мешающая нам жить нормальной жизнью, как её увидеть и понять, как её устранить? Где находится ответ?tsur-israel
Известен постулат: "Наука учит задавать вопросы, Тора даёт ответы". Сущность науки – вопросы, задаваемые человеком вселенной. Естественно, что вопросы субъективны, а следственно, и ответы на них, – при всём старании человека быть объективным. Потому, естественно, что объективные и абсолютные ответы следует искать не даже у самого мудрого человека, но лишь у того, кто один только объективен, ибо абсолютен. Истинные ответы приходится искать в законах Торы, данных Творцом вселенной: Он её создал, Он её и объяснит. Кто лучше, чем Он?
Всё содержание данной брошюры – это ответы Торы на коренной вопрос, а также иллюстрации к ним – факты из нашей жизни. Нет здесь никакой философии, даже намёка на неё. Философия – это попытки человека сделать общие выводы из данных, добытых наукой. Брошюра вся построена лишь на ответах Торы на коренной вопрос: Что нам делать?
Поэтому примите это как данное: нет здесь философии, и автор уж никак не философ.
КОРЕНЬ КОНФЛИКТОВ
Мир полон конфликтов – между народами, между городами, в каждом доме, между жителями, между мужем и женой, родителями и детьми и т. д., и т. п. Люди забывают о том, что каждое мгновение приближает человека к смерти. Так есть ли смысл разбазаривать своё время, свою жизнь на конфликты? Потому каждый мало-мальски разумный человек должен сосредоточиться на этом и сам себе продлить свою жизнь, и не убивать её на раздоры малые или большие, но лишь приструнить свой дух, свой гнев, – и тогда он будет в мире со всем /Ликутей эцот п. 40,Махлокет/.
То, что у нас называется  (махлкет), можно перевести как спор, разногласие, расхождение во мнениях, во взглядах, конфликт, раздор, ссора.
Где и в чём корень этого явления?
В Брахот* /5:1/ написано: Сказал раби Леви бар Хама, сказал раби Шимон бен Лакиш: На веки веков йецер тов* да приводит в трепет йецер ра*, как сказано /Теѓилим *4:5/: Трепещите – и не согрешите. Здесь же Раши* поясняет: Да приводит в трепет – чтобы вёл войну против йецер ѓа-ра.
Эта война с самим собой, в самом себе – беспрерывно и во всём, в разговоре и в мыслях – как бы, не приведи Б-г, не пойти против воли Творца. Достигается это тяжким трудом и упорной работой над самим собой. Но в тот момент, когда человек забывает о борьбе в самом себе, тогда его йецер ѓа-ра начинает вести войну против его самого и борьбу с другими людьми, – тогда-то требуются огромные усилия, чтобы не исчезло ни на мгновение ощущение долга, возложенного на нас в этом мире.
Начало и источник конфликта
О сотворении Адама, первого человека, написано: И сказал Б-г: создадим человека в Нашем подобии и как бы по Нашему облику. ....И сотворил Б-г человека в Своём подобии, в подобии Б-га сотворил его /Брешит* 1:26-27/. И произвёл Творец Б-г человека из земной пыли, и вдунул в его ноздри дыхание жизни – и человек стал живой душой /Брешит 2:7/.
Как известно, перевод не может обеспечить тождественности передачи смысла текста оригинала, особенно текста Священного писания, поэтому необходимы пояснения. В Нашем подобии – (бе-цалмéну), в Своём подобии –  (бе-цалм), в подобии Б-га –  - (бе-цéлем Эло-им). Как бы по Нашему облику –  (ки-дмутéну).  – подобие, образ, вид.  –в подобии.  – облик, внешнее обличие.  (ки) – как бы.  (ки-дмутену) – как бы по Нашему облику. Таким образом, человек является во вселенной единственным существом, подобным Творцу именно тем, что получил от Него право и свободу выбора, чем до того обладал только Творец. Чем это обеспечено? Написано: И вдунул в его ноздри дыхание жизни. Дыхание жизни –  (нешмт хам). Так человек получил от Творца Его дыхание, получил  (нешам), ту Б-жественную душу, которая не была дана, кроме него, ни одному существу, даже малху (ангелу), и только благодаря которой человек стал живой душой. Следовательно,  требует от человека всегда помнить об этом, беречь это качество в себе и в другом человеке. Таковаглавнейшая обязанность каждого человека.
Обучив Адама в полном смысле слова – всему, Творец подвёрг ученика испытанию, повелев: От любого дерева Сада – ешь наедайся. Но от дерева знания добра и зла – не ешь от него, ибо в день, когда поешь от него, – смертью умрёшь /Брешит 2:16-17/.
Какая проверка соответствовала уровню первого человека до грехопадения, когда в нём не были смешаны добро и зло? Его выбор, по нашим критериям, не был выбором между добром и злом. Ведь всего-то веление (мицв) было ему – не есть от дерева знания, то есть не вводить в себя знание добра и зла, а быть преданным, приверженным уровню, в котором он был сотворён и на котором он делал различие только между истиной и ложью. Все откровения, являющиеся замыслом и внутренним смыслом всего творения, были сосредоточены в выполнении этой единственноймицвы. И если бы Адам устоял, выполнил эту мицву, выдержал эту проверку, то ему было бы открыто свойство кидуш ѓа-Шем*, которое должно было быть открытым миру, – и немедленно всё творение достигло бы своей цели: "Обнаружить, проявить всему сотворённому значимость и величие Благословенного" /Рав Э. Деслер*, Сочинения, т. 2, стр. 193/.
А в пояснениях к трактату Авот* пишет раби Хаим из Воложина*: "Свобода выбора была дана человеку при его сотворении, однако он мог быть либо весь добро [Творец – весь хесед*], либо весь – зло [когда нарушит запреты Творца]... но от дерева обрёл смешение добра и зла...".
В пояснении к Б’решит 2:25 Раши* пишет: "Не был дан ему ецер ѓа-ра пока не поел (плод) с дерева и не вошёл в него ецер ѓа-ра, и не познал, в чём (разница) между добром и злом"
Написано в Талмуде /Брахот* 33б/: Всё в руках небес, кроме страха перед небесами. Всё в руках небес – всё, что произойдёт с человеком, что ему приготовлено, вещи, среди которых ему придётся делать выбор – как со стороны уровня его выбора, созданного им самим, так и со стороны испытания, выпавшего на его долю, – всё это в руках небес. Кроме страха перед небесами, который человек должен укрепить в своём сердце сам, и он обязан не уклоняться от истины, – как на уровне боязни наказания, так и на уровне более высоких ступеней боязни ("боязни небес"), то есть, боязни от любви, когда человек боится причинить зло любимому существу, в данном случае – совершить злое против Творца, нарушив Его запрет.
Суть хорошего выбора – установить, что истина единственна и нет реальности, кроме неё. И это – сила признания Творца. А плохой выбор – тот, который определяет и ложь, как реальность.
Следовательно, когда мы видим с полной ясностью злобность зла и доброту добра, то, естественно, видим во всём только лишь "истину" и "ложь". Добро – воля Творца – само по себе истина и жизненность, а зло – всё противное воле Творца – ложь и ничто, ибо по воле Творца существует действительность, и вне этой воли не существует ничего. Возможно ли, что сотворённая малость, человек, захочет что-то противное воле Творца? Ведь, таким образом, он хочет нечто, противное действительности, и желаемое им – ничто, фикция, фантазия. Он выбирает гибель и губит свою возможность знать истину.
Ялкут Реувени* цитирует из книги раби Менахема Азарьи "Десять статей" приведенное там высказывание Ѓа-Ари*: "Первый человек согрешил вначале из-за Хавы, давшей ему плод и этим введшей его в заблуждение. Но затем йецер ѓа-ра начал его портить (умалять значение сделанного, представлять его маловажным) – пока Адам не стал есть по своей воле, с желанием".
У народов мира принято считать великим, могучим – правителя, воина, предводителя, богатыря, покорителя народов. В еврействе критерий иной. В трактате Авот /гл. 4, мишна 1/ сформулирован этот критерий точно: Кто богатырь? – Кто подчиняет йецер. Как сказано /Мишле 16:32/: Сдерживающий гнев лучше богатыря, и властвующий над своим духом – (лучше) захватившего город. Покорить, подчинить своей воле, своему разуму собственный йецер ѓа-ра – важнейшая задача жизни еврея: только так он сохранит свой  -. Сдерживая гнев и властвуя над своим духом, своими эмоциями, он сможет и другому помочь обуздать йецер ѓа-ра – и сберечь  -.
Мы должны выучить и познать, насколько жизненно необходимо человеку избавиться от йецер ѓа-ра. Если только лишь знание об этом зле смогло привести за собой всё зло мира – загрязнение, скверну, смерть, страдания – как мы должны стараться, при малости нашего уровня, отдалиться от зла всей концентрацией наших сил! Нам следует понять и прочувствовать, что даже какое-то приближение к его пределам, – вдением, слушанием либо чтением запрещённых вещей, – может спровоцировать непредсказуемые плохие последствия. Мы должны выстоять в испытании могущего иной раз возбудиться в нас желания – на первый взгляд, без всякого злого умысла – на миг заглянуть в ситр ахар*, "только глянуть", без всякого намерения сделать что-либо, потому что это при нашем уровне – поистине подобно греху первого человека, о котором сказано, что на его уровне он "пожелал попробовать это блюдо".
На примере первого человека мы увидели, как страшно ответственно право выбора, данное людям, созданным  -. Этот  - мы обязаны беречь, если хотим, вообще, быть людьми.
Досужие рассуждатели, не желающие учиться, выдумали термин "аврамистические религии", имея в виду Тору, Евангелия и Коран. Однако Авраѓам-авину, Авраѓам-ивр (от которого пошли иврм, евреи) не был "отцом монотеизма": знание о Едином Творце, о Его законах (Торе), были даны ещё Адаму и от него передавалось из поколения в поколение, и тому, кто хотел их знать, было от кого получить эти знания, как, например, получил их Авраѓам в йешиве Ноаха и Эвера, где проучился 39 лет.
Тора, как известно, единственная книга, в которой рассказано о сотворении материи, вселенной, всего её населяющего и, в том числе, человека, сотворённого  -, что и отделяет его ото всех созданий. Библия содержит в себе то, что названо "Ветхим Заветом" (Танах), и "Новый Завет". Таким образом, христиане имеют откуда получить знание о  -. Что же касается Корана, то в нём нет понятия  -, об этом даже не упоминается.
Таким образом, в христианстве, при желании, можно докопаться до понятия  - – при изучении "Ветхого Завета", и потому данный императив причислен к основам христианства, а значит, можно к нему апеллировать. Что же касается Корана, все суры которого, как принято считать, даны Магометом, то, несмотря на явную заимствованность множества материалов (хотя и в искажённом виде) из Торы, – особенности сотворения человека там не описаны, и понятие  -, естественно, отсутствует, а значит, и апеллировать не к чему и не к кому: на нет и спроса нет.
– это не внешний вид, а сущность, сила, величие и мудрость. Человек сотворён по особому стереотипу, свойственному лишь ему одному – - . Силы, вложенные Б-гом в чело-века, обладают Его возможностями, этим проникнуты все свойства, все качества человека. Благодаря этому он может усилить свои духовные корни и властвовать над материальными корнями. Б-жественная искра может властвовать над сущностными недоразумениями и путаницами в человеке: над хорошими намерениями и плохими действиями, над миром и войнами, над правдой и ложью.  -, воплотившись во все органы тела человека, придаёт им нечто святое (кадш), что даёт человеку возможность духовно очистить (летаѓер) и освятить (лекадеш) всего себя до такого уровня, что удостоится прилепиться к Б-гу.
Понятие  - требует уважения к человеку, к его жизни, к бережению своей и чужой жизни – это, можно сказать, культ жизни, но не смерти. Как передал нам пророк Йехезкэль* /18:32/: Ибо Я не хочу смерти умирающего, – слово Творца Б-га – и обратитесь (ко Мне), и живите! Смерть – это уничтожение  -, данного Б-гом, значит, это бунт против Б-га, отречение от Него, непризнание Его. Человеку, осознавшему  -, – как ему пробиться к сознанию того, кто понятия об этом не имеет и даже не представляет себе, что такое существует?! Это как бы люди разных галактик, поселившиеся на одной планете. Невозможно заключить мир с людьми, которые преданы идее вашего уничтожения. Невозможно заключить мир с людьми, которые не признают святости человеческой жизни. Невозможно заключить мир с людьми, которые воспитаны в ненависти столь глубокой, что заставляет людей превращать собственных детей в живые бомбы. В боях под Басрой во время ирано-иракской войны, мальчишки, задурманенные имамами, живой волной прорывали позиции иракской армии, не считаясь с потерями, ведь у каждого у них висели пластмассовые "ключи от рая", которые им вручали перед боем имамы. А Голда Меир сказала:"Палестинцы пока ещё не научились любить своих детей больше, чем убивать евреев".
Однако необходим modus vivendi (способ существования), иначе – тотальная война на уничтожение.
Ицхак Гольденберг.
Продолжение см.

"Всякий, кто может удержать членов своей семьи, своих сограждан или весь мир от дурного поступка, но не делает этого, считается соучастником их греха. Даже при образцовом и безупречном собственном поведении ему первому вынесут приговор, если он не исполнит своего долга помощи современникам в исправлении их путей" (Талмуд, трактат Шабат 54б,55а)

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Ицхак Гольденберг. Что? Делать! (часть 2) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


Free counters!


  • Copyright © 2008. Кахане жив, Кахане прав!
    Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля.
    У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Август 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Статистика