::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

ШМИТА, или СЕДЬМОЙ ГОД В ИЗРАИЛЕ

25-05-2014, 22:37 Разместил: Igor_1956 Просмотров: 5528

Из книги "Беседы о Торе"
 Рава Ицхака Зильбера
"На Святой Земле, каждый седьмой год является особым. Но это еще не все. Выделен и каждый пятидесятый год, то есть следующий за семью годами, умноженными на семь.
Что означает эта заповедь? Исполняя ее, человек подтверждает, что истинным хозяином земли является Всевышний, а мы — Его арендаторы.

Тора требует, чтобы каждый седьмой год — этот год называется шмита (уступка, оставление) — земля не обрабатывалась.

Если речь идет об отдыхе почвы, то не удобнее ли просто разделить землю на семь участков и каждый год одному из них давать отдохнуть? Но чтобы по всей стране никто не пахал и не сеял, а все, что вырастет на земле само собой, становилось общим, и любой мог брать столько, сколько нужно его семье на ближайшие несколько дней, но не про запас, — да возможно ли такое? Выживет ли народ в этих условиях?
Нрав наших предков нам известен. Чуть начались "перебои” с водой в пустыне, они сразу потребовали: давай назад, в Египет! Надоел им ман, захотелось мяса — они тотчас накинулись на Моше: кто накормит нас мясом? (Бемидбар, 11:4). Представьте себе только, что в год шмита не хватило бы пищи — да они бы растерзали своих вождей и не подумали больше соблюдать эту заповедь!
Зачем же так рисковать? Неужели только для улучшения севооборота?
В "Сефер hа-хинух” ("Книга воспитания”), где перечислены и подробно рассмотрены все мицвотТоры, мы находим объяснение заповеди о субботнем годе. Она имеет три значения.

Во-первых, "заповедь призвана напомнить нам, что 'шесть дней творил Г-сподь небо и землю, а в седьмой отдыхал' (то есть ничего не творил). Поэтому на нас возложена обязанность отсчитывать шесть рабочих лет и отдыхать в седьмой год, подобно тому, как мы отсчитываем шесть рабочих дней и отдыхаем в седьмой — в субботу. Причем Всевышний не только запретил нам в этот год обрабатывать землю, но и велел отказаться от прав собственности на урожай, выросший в этом году на нашей земле самосевом, — он становится ничейным, точнее, общим: им могут пользоваться все желающие, чтобы мы не забывали, что земля дает плоды не сама по себе, что есть Властелин над нею и над теми, кто ею владеет, и когда Он этого требует, люди отказываются от прав владения” (84).

Во-вторых, "заповедь субботнего года прививает людям добрые качества, в частности — учит щедрости, потому что по-настоящему щедр только тот, кто дает бескорыстно, не рассчитывая получить что-либо взамен” (там же). "Творец хочет, чтобы Его создания были милосердны, ибо это одно из самых прекрасных свойств. Человек, обладающий высокими душевными качествами, становится достойным получить благо в награду... Добро и благословение даются достойным, а не наоборот... Ясно, что Всевышний может и Сам послать бедному все необходимое, но Он по Своей великой милости дает нам возможность стать Его посланцами, чтобы удостоиться награды из Его рук” (там же, 66).

И, в-третьих, "еще одну пользу приносит заповедь субботнего года тем, кто ее соблюдает: человек, решивший в сердце своем каждый седьмой год отдавать и объявлять ничейным все, что выросло на его земле — наделе его отцов, человек, который, как и вся его семья, привык к этому, никогда не станет жадным и никогда не утратит уверенности в поддержке Всевышнего” (там же, 84).

Ибо говорит Всевышний: "А если скажете: 'Что нам есть в седьмом году, ведь не будем сеять и не будем собирать наш урожай?' — [то знайте:] Я пошлю вам Мое благословение в шестой год, и он принесет урожай на три года. И посеете в восьмой год, и будете есть из старого урожая. До девятого года, до [появления] его урожая, будете есть из старого” (25:20-22).
Евреи вошли в Эрец-Исраэль через сорок лет после исхода из Египта. Семь лет они воевали с населявшими страну народами, семь лет распределяли ее между двенадцатью коленами, затем шесть лет обрабатывали землю. Таким образом, первым годом шмита стал 2510 год от сотворения мира и двадцать первый год пребывания евреев в своей стране. От него и ведется дальнейший счет.

История нашего народа свидетельствует, что соблюдение этой заповеди никогда не было причиной каких-либо продовольственных проблем. Ни в еврейских, ни в нееврейских источниках нет ни упоминаний, ни даже намеков на голод в годы шмита.
Когда же евреи перестали соблюдать заповедь о субботнем годе, последовало наказание: в Израиле и в Иудее во время правления Ахаза, Менаше и других царей-отступников начинались годы неурожаев, раздоров и войн".

 

=========================================================


בס"ד

СЕДЬМОЙ ГОД В ИЗРАИЛЕ

Проф. Исраэль Дацковский, член движения «Профессора за сильный Израиль»,

dibam55@hotmail.com ,

Осенью в Израиле начнется седьмой год сельскохозяйственного цикла, год шмиты. Тора в недельной главе Беhар Синай книги Ваикра заповедала евреям на весь этот год оставлять землю покоиться, не пахать и не сеять по всей Стране (понятно, что никакого отношения к оставлению земли под паром эта заповедь не имеет хотя бы потому, что она требует остановить сельскохозяйственные работы по всей Стране одновременно). За это Торой обещано, что для избегания страха голода при годовом перерыве в обработке полей, садов и виноградников для тех, кто решил соблюдать субботу земли, урожай шестого, предшмитового года будет тройным без дополнительных агротехнических мероприятий  и это обещание многократно проверено. Оказалось – работает. Но обещано не только изобилие шестого года. Обещаны и серьезные, очень серьезные наказания, вплоть до изгнания евреев из их Страны при несоблюдении приказов Торы. И уж во всяком случае, никак нельзя признать кошерным, разрешенным для евреев (для личного употребления или для продажи) урожай седьмого года, полученный в результате запрещенной обработки земли. В этом аспекте нам нужно рассмотреть четыре вида территорий с точки зрения разрешения - запрещения (или невозможности предотвращения) сельскохозяйственных работ на них в год шмиты.

1.    Часть территории в минимальных границах Эрец Исраэль, заданных в недельной главе МасъЭй книги Бемидбар, находящаяся под государственной властью евреев.

 Не вдаваясь в подробности, всей этой минимальной территорией, а не только той, на которой сегодня осуществляется формальная государственная власть Израиля, является территория современного Государства Израиля от реки Иордан до Средиземного моря с южной границей, проходящей немного южнее Арада – Беер Шевы, фактически – без Негева.

На этой части территории в минимальных границах Эрец Исраэль, находящейся под государственным управлением евреев, вопрос о необходимости соблюдения законов года шмиты даже не обсуждается – обязанность есть обязанность. Оставим пока в стороне вопрос о части территории минимальной Эрец Исраэль на которую не распространена государственная власть евреев и фактически осуществляется гойская (арабская) власть – территории частей Иудеи и Самарии – этот вопрос мы рассмотрим ниже.  Мы также не будем обсуждать в этом тексте, происходит ли эта обязанность непосредственно из Торы (иврит: деорАйта), или,  в связи с тем, что еще не большинство еврейского народа собралось в Стране и расселилось по наделам колен, обязанность соблюдать законы года шмиты следует из решений мудрецов эпохи Талмуда (иврит: дерабанАн). Для нас оба варианта  обоснования этой обязанности не сильно отличаются и нас, безусловно, обязывают.

 Но прекратить на год обработку земли по всей Стране? Поверить Тв-рцу, которого светские евреи не очень-то знают? Безропотно подчиниться Его указаниям, изложенным в древней Книге, и которые выглядят уж больно странными в наш прогрессивный XXI век? А кушать-то что будем, а деньги от продажи урожая откуда возьмутся? Проблемно, страшно, не устойчиво. Ведь нашему брату любые доказательства или угрозы – не помеха нарушениям, если пахнет сиюминутной выгодой. И хитрые евреи придумали блестящий выход из положения – продадим-ка на год землю гою, именно на год шмиты (за аналог возьмем предпасхальную продажу хамеца тому же гою), запрет обработки, кажется, касается только еврейской земли, и вот мы будем работать на земле, как работали, но уже на земле гойской, а наш родной сионистский Главный раббанут уж как-нибудь объявит этот треф кошерным – ему не впервой.

И действительно, уже более 100 лет это прямое нарушение указаний Тв-рца объявляется кошерным и даже имеет специальное название – "hейтЭр мехирА – разрешение на продажу (земли гою)".

Немного порассуждаем на эту тему с обильным цитированием Торы как основного источника еврейского законодательства.

Тора пишет: "Если будете продавать что-либо [контекст говорит о земле] равному тебе или покупать что-либо у равного тебе… По числу лет после юбилея купи у равного тебе, по числу урожайных лет продаст он тебе." (25:14,15, недельная глава Беhар Синай книги Ваикра). РАШИ, комментируя этот стих, объясняет, что Тора требует продавать – покупать землю только между евреями. Случай, когда все евреи не могут купить, а продать нужно и гой может купить – не рассматривается как незаконный.

Это приводит нас к двум выводам.

Во-первых, если продажа земли гою (временная продажа! До юбилейного года! Меньший срок продажи не предусмотрен!) является изначально незаконной, то гои не могут законно владеть землей в Эрец Исраэль. И покупка гоями земли в период, когда евреи не владели землей на уровне государственной власти, не может быть признана еврейским государством (исполняющим законы Торы) как свершившийся факт. У гоев НЕТ ПРАВА владеть землей в Эрец Исраэль, находящейся под еврейской государственной властью! Владеть домами и предприятиями в Эрец Исраэль гои могут, а владеть землей – нет. Фактически, если государство не может позволить себе бесплатную экспроприацию земли у гоев, в нашей политической реальности – у арабов (иногда – у Католической и Православной церквей), появляется требование принудительного, возможно, поэтапного выкупа земли у них. Только силовая или политическая невозможность забрать землю у гоя временно оставляет землю в его реальной собственности, но еврейское государство не может признать за ним юридическое право собственности на эту землю. Первое следствие из этого – некошерность продукции гоя, выращенной на еврейской земле в год шмиты.

Во-вторых, продажа земли гою с условием ее выкупа через год не является законным ни по каким параметрам. Даже еврею земля продается до юбилея и лишь изменившиеся условия (а не изначальный план) позволяют выкупить землю досрочно. Поэтому незаконны и сама продажа земли гою, и продажа ее только на год. Это делает незаконным "hэйтер мехира" на субботний год земли (год шмиты), кроме случаев особо проблемного состояния еврейского хозяйства, определяемых специальными постановлениями законоучителей как "hораАт шаА" (временное указание) и не может быть распространено на иные годы шмиты без специальных постановлений современных мудрецов именно и только как следствие особо проблемного состояния еврейского хозяйства. "hэйтер мехира" не может быть автоматическим, с легким и формальным его продлением Главным раббанутом.

Здесь нам необходимо уточнить понятие права собственности на землю в Стране. Тв-рец в стихе Торы (25:23) в недельной главе Беhар Синай книги Ваикра открытым текстом сообщает евреям: "… ибо Моя земля, вы же пришельцы и поселенцы у Меня". То есть статус земли в Стране ничем не отличается от статуса земли в Советском Союзе – там она находилась в собственности государства и была дана колхозам в вечное и бесплатное пользование. Здесь – Собственник другой, но земля передана евреям в вечное (естественно, при условии соблюдения договора на аренду земли с Владельцем) и не совсем бесплатное пользование (нужно отчислять десятину от урожая в пользу Владельца земли, соблюдать год шмиты и исполнять еще длинный ряд заповедей). Тогда становится понятным, почему землю нельзя продать навечно, как это обычно делается с вещами, находящимися во владении продающего – "продающий" землю ей не владеет, а арендует ее у ее истинного Владельца на льготных, неограниченных во времени условиях (на условиях! И их нужно соблюдать, иначе договор на аренду будет Владельцем расторгнут). Поэтому еврей-арендатор земли (а не ее собственник) может продавать только потенциальные жатвы. А жатва в год шмиты запрещена, поэтому эту жатву гою продать невозможно, не нарушая законы, устанавливаемые Собственником земли. Где уж тут говорить о кошерности продуктов, произведенных с явным и открытым нарушением Законов.

Еще заметим, что Тора не обсуждала собственность на землю в седьмой год, а потребовала для нее ПОКОЯ в этот год, поэтому ее любая обработка под любой собственностью является прямым нарушением указания ее Владельца!

О том, кто работает на земле в седьмой год. Если нам при "продаже" земли гою на год шмиты удалось обмануть самих себя и сделать вид, что все идет по законам Тв-рца, то остался открытым вопрос об обрабатывающих землю. Если гой-"собственник" (пусть временный) привел неевреев обрабатывать землю, то он попал в проблему. Гою запрещено в еврейской Стране нарушать шаббат публично (иврит: бефарЭссия) - у себя дома пусть смотрит телевизор, но, например, ездить на машине там, где его видят евреи, ему по еврейским законам в еврейской Стране нельзя. В той же мере гою нельзя публично работами на земле нарушать субботу земли. Очередное нарушение - очередная причина считать выращенное некошерным.

Если же эту землю обрабатывают евреи (например, те, которые владели этой землей до седьмого года и собираются ей владеть после окончания седьмого года), то положение еще хуже. Эти евреи делают вид, что они не отвечают за свои действия, так как они нанялись к новому "хозяину" и обязаны выполнять его указания. Но наемный работник полностью отвечает за то, чтобы в своем наемном оплаченном труде не нарушать законы Тв-рца. За свои действия не отвечает только раб. Значит, по недомыслию эти евреи продались гою в рабство и поэтому думают, что они не отвечают за нарушения. То есть, алахический статус этих евреев – рабы, да еще рабы у гоя. Доехали! – евреи в свободной еврейской Стране продаются гою в рабство и даже не понимают происходящего, продолжают реализовывать жизнь как будто бы свободных людей, включая "свободную" работу по обработке земли в седьмой год. При этом нулевая кошерность продукции, выращенной со всеми возможными нарушениями, никак не повысилась.

А откуда вообще взялся этот столь осуждаемый нами "hэйтер мехира"? Его ввел НА ОДИН СЕДЬМОЙ ГОД, на 1912-1913 год тогдашний главный ашкеназский раввин Страны рав Авраам-Ицхак Кук. Ввел как временную и экстренную меру (указание часа – иврит: hораат шаа), учитывая особо тяжелое экономическое положение тогдашнего еврейского ишува. А далее сиониствующие светские руководители ишува (евреи по алахе и гои по типу мышления и по поведению) растянули его использование больше чем на век, и конца этому словоблудию не видно.

А где же сегодняшний (и вчерашний) Главный раббанут, долженствующий следить за исполнением в Стране законов Торы и, по крайней мере, устанавливать требования к кашруту? Для понимания происходящего приведем пример из другой области.

Если хозяин частной фирмы нанимает на работу инженера, обладающего широкими инженерными познаниями, подтвержденными дипломом и опытом работы по специальности, этот хозяин совершенно не имеет в виду, что  этот инженер за зарплату хозяина будет реализовывать свои инженерные взгляды на проблемы. Наоборот, хозяин требует от инженера использовать его знания на выполнение порученных хозяином проектов и не решение заданных хозяином задач. Так и раббанут – его возглавляют уважаемые и серьезные раввины, которые свои обширные знания Торы и Алахи ставят на службу работодателю – светскому государству, они изыскивают любые объяснения, имеющие иногда только вид указаний Торы, для оправдания задач, которые ставит и реализовывает этот самый работодатель. И когда они говорят, что данный подход вообще невозможно оправдать с точки зрения сколь угодно растянутого и искаженного понимания Торы, сразу слышится хозяйский окрик из правительства или из Кнессета: "Как вы можете быть не согласны с мнением правительства – вы же государственные чиновники, получающие зарплату за счет налогоплательщика!". И приходится раббануту оправдывать неоправдываемое  и объявлять кошерным заведомо некошерное. Да-а-а, Главный раббанут в государстве Израиль – это вам не независимый Санхедрин в древнем еврейском государстве!

Поэтому "hэйтер мехира" принимается в светских, "традиционных" и слабо-религиозных слоях населения, но не принимается теми, кто действительно серьезно соблюдает еврейские Законы.

Но, для полноты картины, кроме рассмотренной территории и законов Торы, которые на ней должны действовать, нам нужно кратко рассмотреть еще три типа территорий, имеющих отношение к правильному соблюдению года шмиты.

2.    Дополнительные типы территорий в аспекте года шмиты.

·  Территория Негева.

·  Территория колен Гада, Реувена и половины колена Менаше на восточном берегу реки Иордан.

Территория в пределах минимальных границ Эрец Исраэль, на которые не распространена государственная власть евреев.

Территория Негева находится вне минимальных границ Эрец Исраэль, определенных Торой. Такие территории вне минимальных границ Эрец Исраэль, на которые распространена государственная власть евреев, принадлежат евреям по принципу Торы, который приведен в недельной главе «Экев» книги Дварим (11:24): «Всякое место, на которое ступит стопа ноги вашей, будет ваше…». И повторен в книге Йеошуа (1:3): «Всякое место, на которое ступит стопа ноги вашей, даю Я вам, как говорил Я Моше». Понятно, что земельная собственность еврея в гойской стране, осуществляемая по законам того государства, под это правило НЕ подпадает – этот принцип говорит только о территориях, на которые распространена именно государственная власть евреев.

Поэтому и территория Негева, и город Эйлат бесспорно являются частью Эрец Исраэль в нашем поколении и во всех поколениях, пока на эти территории распространяется государственная власть Израиля, но они не сохранят эту святость, если государственная власть евреев над этими территориями по каким-то причинам прекратится (не дай Б-г).

Заметим между строк, что именно поэтому НЕ должна соблюдаться заповедь года шмиты на территориях, которые когда-то, в первую эпоху еврейской государственности после Исхода из Египта, принадлежали коленам Гада, Реувена и половине колена Менаше на восточном берегу реки Иордан, а сейчас принадлежат Иордании. И урожай, выращенный там гоями в год шмиты, является кошерным для евреев.

А если так, то на эти принадлежащие евреям территории, на территории Негева, распространяются все заповеди Тв-рца, связанные с территорией Эрец Исраэль – и заповедь заселения Страны евреями (иврит: hитяшвУт), и заповеди седьмого года - шмиты.

На это указывает и РАМБАН в своем комментарии на стих (25:24) недельной главы Беhар Синай книги Ваикра: "И написано: "По всей земле владения вашего…", поскольку йовель [юбилейный пятидесятый год] следует соблюдать по всей земле нашего владения …., а не только в земле Б-га, где расположено Его Святилище [границы этой земли указаны в недельной главе МасъЭй книги Бемидбар]." А йовель является следствием семи циклов шмиты, то есть, чтобы выйти на йовель, нужно соблюдать годы шмиты.

 Для понимания этого стиха Торы и комметария РАМБАНа на него (особенно, для понимания слов "по всей земле") приведем цитату из Пасхальной Агады, которая, в свою очередь, цитирует мишну «Брахот» 1:5 и дает базу для расширенного понимания слова "все":

«Сказал рабби Элазар Бен-Азария: «Хоть и уподобился я семидесятилетнему, все же не знал, что Исход из Египта должно поминать и ночью, пока Бен-Зома не сделал этот вывод из следующего утверждения Торы: «... чтобы помнил ты день выхода твоего из земли египетской во все дни жизни твоей (Книга «Дварим» 16:3). Слова «дни жизни твоей» Следует понимать буквально «дни», а поскольку сказано «все дни жизни твоей», значит главу об Исходе нужно читать и по ночам. Мудрецы же толкуют [это место иначе]: «дни жизни твоей» - это мир настоящий, а «все дни жизни твоей» подразумевает и времена Машиаха».

Распространяя это указание Мишны на вопрос территорий, укажем: "В земле" – в пределах минимальной территории Эрец Исраэль, указанной в недельной главе МасъЭй книги Бемидбар, "по всей земле" – на всей территории Израиля, на которую распространяется государственная власть евреев в данном поколении.

Это, в частности, выводит за пределы кошерности продукцию, полученную евреями в годы шмиты в Западной Араве. И хотя БАДАЦ (отдел религиозного еврейского суда (иврит: Бейт Дин Цедек – суд справедливости), занимающийся вопросами кашрута по законам Торы) признает сельскохозяйственную продукцию, выращенную евреями в этих областях в год шмиты кошерной (на основании того, что эти территории не входят в границы минимальной Эрец Исраэль), мы с этим согласиться не можем.

То же самое относится и к  временно оккупированным арабами территориям в границах минимальной Эрец Исраэль (части Иудеи и Самарии, или как говорят гои – территории Западного Берега) – сегодня у еврейского государства нет сил или политических возможностей запретить арабам обрабатывать землю в седьмой год на этих территориях, но, по нашему мнению, нет причины объявлять выращенное с такими нарушениями Закона кошерным, Но БАДАЦ признает кошерной и сельскохозяйственную продукцию, выращенную в этих областях Эрец Исраэль на основании того, что земля находится в нееврейском владении (с нашей точки зрения – незаконном владении) и обрабатывается гоями (что также незаконно, даже если у еврейского государства пока нет силовой возможности этому воспрепятствовать).

*****************

Теперь поговорим об ответственности евреев за нарушение условий договора с Владельцем земли об аренде этой земли.

В стихе (26:34) следующей недельной главы Бехукотай книги Ваикра Тора после угрозы изгнания евреев из Страны за несоблюдение заповедей Тв-рца, которые евреи обязались соблюдать, сообщает о том, что "Тогда наверстает земля субботы свои во все дни запустения своего, когда вы будете в земле врагов ваших [походя обратим внимание как Тора называет народы, среди которых оказались в рассеянии евреи], тогда будет покоиться земля и удовлетворит себя за субботы свои". И для усиления сказанного Тора в следующем стихе (26:35) той же недельной главы добавляет: "Во все дни запустения своего она будет покоиться, сколько не покоилась в субботние годы ваши, когда вы жили на ней". РАШИ на этот стих комментирует, что "семьдесят лет вавилонского изгнания (после разрушения Первого Храма) соответствуют семидесяти субботним и юбилейным годам …" когда евреи, живя на своей земле, не соблюдали требования Владельца, указанные в Договоре на аренду евреями Его земли, то есть не соблюдали субботы земли.

Понятно, что евреи того времени не могли просто так нарушать столь важный Закон (они еще относительно недавно получили Тору, еще стоит Храм на горе Мория в Иерусалиме, еще прямое присутствие Тв-рца среди евреев не вызывает сомнения, не говоря уже о несомненности реальности Его существования и Его прямого управления Его миром). Значит, они нарушали этот договор (год шмиты), хорошо объяснив себе и поверив, что и Тв-рец эти объяснения принял, почему они землю в седьмой год обрабатывают обычным чередом, но при этом ничего не нарушают. И так как в то время законодательной властью и правом законодательного комментирования Торы обладал единственно Санхедрин, значит, он утвердил это нарушение как законное – иначе до нас бы дошел его крик о незаконности нарушения шмиты. И Тв-рец сотни лет терпел такое издевательство над Своими указаниями. Но, в конце концов, счет евреям предъявил, и счет тяжелый.

Еще нужно добавить, что наказанное поколение наказано по Закону – Тв-рец наказывает детей за грехи отцов только в том случае, если дети продолжают идти по преступной дороге отцов. Что здесь и было. Но ведь много поколений грешило нарушением субботнего года и не получило за это адекватного наказания в пределах их срока жизни в нашем нижнем мире.

Не в этом ли положении находимся сейчас мы, не готовится ли против нас тяжелый счет Тв-рца, пока мы в нашей глупости играемся в "hэйтер мехира", объявляем треф кошерным, и наслаждаемся тем, как ловко мы обошли Его указания?

Но отвечать за несоблюдение законов седьмого года в Стране придется всем.
===========================================

См. также:
Изгнание евреев из Святой Земли на то количество лет, когда мы не выполняли Закон о "СЕДЬМОМ ГОДЕ"
"МИР В КОТОРОМ ЖИВЕМ ДОРОГИ, КОТОРЫЕ ВЫБИРАЕМ"
(Исполнение пророчеств рав Моше Пантелят)
http://tsur-israel.com/index.php?newsid=800

"Всякий, кто может удержать членов своей семьи, своих сограждан или весь мир от дурного поступка, но не делает этого, считается соучастником их греха. Даже при образцовом и безупречном собственном поведении ему первому вынесут приговор, если он не исполнит своего долга помощи современникам в исправлении их путей". (Талмуд, трактат Шабат 54б,55а)

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления ШМИТА, или СЕДЬМОЙ ГОД В ИЗРАИЛЕ все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 

Статистика