::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Матот и Маасей

19-07-2012, 12:44 Разместил: jude Просмотров: 1874

Комментарий к Торе
Книга Бемидбар
Недельный раздел Матот
Главы 30:2-32:42
«И говорил Моше главам колен сынов Израиля...». Колено (еврейский род, потомки двенадцати родоначальников - сыновей Яакова ¬ Израиля) на иврите - мате (мн. ч. - матот).

 

Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Избранные комментарии на недельную главу Матот

Моше должен был отомстить мидьянитам. В отличие от других народов, Мидьян жаждал духовной гибели евреев.

Глава 30
2. МОШЕ СКАЗАЛ. Здесь, однако, мы имеем дело с новым заявлением. Оно открывает сферу, которую мы назвали «добровольным» (самоограничивающим) законодательством. Законы, относящиеся к этим самоограничивающим обязательствам, даны здесь, так сказать, в форме приложения к действительным законам, соблюдение которых в теории и на практике составляет основу для добровольно принимаемых обязательств. Цель приводимых далее предписаний состоит в том, чтобы позволить отдельным людям, общинам и всему народу установить для себя постоянные нормы, которые гарантируют преданное соблюдение основного корпуса Закона. Таким образом, не без основания эта глава в Законе в особенности адресована князьям, которые многозначительно описаны здесь как «главы колен». Мы уже отмечали в главе 30, как слово מטה(дословно «посох» или «жезл») определяет каждое колено как «ветвь» большего целого, причем каждая ветвь, благодаря своим уникальным свойствам, работает на выполнение общей для всего народа миссии. Задача ראשי המטות (глав колен) состояла в том, чтобы направлять и сохранять обычаи и традиции, вытекающие из индивидуальных особенностей каждой «ветви», и смотреть за тем, чтобы общие для всех их законы, деятельность и устремления, сохранялись в виде, способствующем выполнению народной миссии в целом. Одно из необходимейших средств достижения этой цели - развития всей нации как целого и каждой отдельной формы общественной жизни в этом направлении - признание того, что все самоограничивающие обязательства, о которых говорят следующие ниже законы, имеют обязательную силу. (Сравните ст.3: «Он не должен оставлять свое слово неисполненным»). Такие клятвы должны считаться нерушимыми. В то же время на глав колен возлагается задача отменять, если возникнет необходимость, такие обеты со всей решительностью. Эти люди действуют как семейные советники и духовные наставники, вышедшие из среды самого народа. И также по этой причине законы об обетах адресованы в первую очередь ראשי המטות .

Глава 31
1. Ранее в тексте уже объяснялось (Бемидбар 25:16-17), что необходимо будет сокрушить силу Мидьяна, чтобы сохранить нравственную и духовную цельность еврейского народа, поскольку мидьянитяне не прекращали своих попыток совратить Израиль. И вот приходит повеление начать войну против мидьянитян.
2. СОВЕРШИ ВОЗМЕЗДИЕ. Моше было приказано передать народу Б-жественный Закон, основанный на целомудрии и преданности Б-гу. Ныне, перед смертью, Моше было приказано нанести удар по мидьянитянам, чтобы защитить эти два главных столпа его миссии, чтобы оберечь свой народ от влияния безнравственности и идолопоклонства… Цель этой войны состоит не в том, чтобы отомстить врагу или сокрушить его, а в том, чтобы «превознести сынов Израиля над мидьянитянами», чтобы осуществить духовное и нравственное освобождение Израиля от мидьянских интриг.
3. МОШЕ СКАЗАЛ НАРОДУ. «Народу», а не лидерам, поскольку защита духовной и нравственной чистоты Израиля должна была исходить от людей самих. То, что эта война должна была вестись против Мидьяна, а не против Моава (который стремился ослабить Израиль физически, но не стремился к его нравственному и духовному уничтожению), должно было заставить людей вдвойне осознать нравственный и духовный мотив кампании. Подлинным врагом Израиля является не тот, кто стремится к его физическому уничтожению, а тот, кто помышляет о его нравственной и духовной гибели… Любое нарушение нравственной и духовной целостности Израиля отвращает людей от Б-га. Вот почему ныне Он Сам посылает их произвести Его отмщение Мидьяну. Развращая другие народы, Мидьян совершил тягчайшее преступление и потерял поэтому право на существование в качестве народа среди других народов перед Б-гом.
6. МОШЕ ПОСЛАЛ ИХ… И ПИНХАСА. Ни в одном из описаний предшествующих военных кампаний - войн против Сихонש, Ога и эморейцев… не подчеркивается так ясно, как это делается здесь, присутствие коэна наряду с Ковчегом Завета и трубами Святилища. Те, другие войны, будь то оборонительные или завоевательные, велись по материальным соображениям. Эта кампания отличалась тем, что велась ради высочайших нравственных и духовных целей. И поэтому присутствие коэна рядом со Скрижалями Закона и трубами Святилища, которыми призывали Б-жественную помощь, было вполне уместным…

Глава 32
5. ОНИ СКАЗАЛИ. Повторение этого формального вступления указывает на то, что сыновья Гада и сыновья Реувена продолжают свою речь после паузы. Это показывает, что сами они вовсе не были уверены в том, как будет принято их предложение. Они нуждались в паузе, чтобы успокоиться и продолжить изложение.
16. МЫ ХОТИМ ВЫСТРОИТЬ ЗАГОНЫ ДЛЯ НАШИХ СТАД. Наши Мудрецы указывают (Мидраш раба), что порядок, в котором сыновья Гада и Реувена излагают свое предложение, говорит о первостепенном значении, придаваемом ими собственности. Их скот значит для них больше, чем их дети; отсюда, они сначала упоминают «загоны для наших стад» и лишь после «города для наших детей». Если бы они не считали свой домашний скот важнее своего потомства, они, конечно, подумали бы дважды, хотя бы ради своих детей, прежде чем рисковать своим духовным контактом с остальной частью народа и Святилищем, обосновываясь так далеко от своих братьев единственно ради хороших пастбищ. В своем ответе (стих 24) Моше ставит на первое место заботу о детях, и просители, очевидно, обращают на это внимание, так как, подводя итоги, тоже упоминают детей и женщин перед домашними животными. Кроме того, как далее комментируют наши Мудрецы, переоценка ими материального богатства привела к тому, что, хотя колена Реувена и Гада востребовали и заняли свои земли прежде всех остальных, они первыми лишились своего имущества и своей родины. Их увели в изгнание ассирийские цари Пул и Тиглат-пилнэсер (ן Диврей аямим 5:26).
32. А НАДЕЛ ПО ЭТУ СТОРОНУ ИОРДАНА БУДЕТ С НАМИ. Это, вероятно, означает: захват нами наследства на этой стороне Иордана пересечет реку вместе с нами, то есть мы не можем официально овладеть этой землей, пока мы еще здесь, на этой стороне Иордана. Лишь благодаря тому, что мы совершим на другой стороне Иордана, мы овладеем той землей, о которой просили на этой стороне реки.

 

Рав Лев Кацин
Гер-мания

– Недавно я открыл для себя новый смысл слова Германия, - рассказал мне гостивший в Нью-Йорке израильский раввин Цви Патлас. - По дороге из Израиля в Америку я остановился в Берлине и встречался там с русскоязычными евреями. Я был приятно удивлен, увидев в синагоге много молодых религиозных пар, детей иммигрантов из бывшего СССР. Однако одна встреча особенно поразила меня. Я познакомился с немцем, который перешел в иудаизм. «Недавно я шел по улице Берлина и турок- мусульманин обозвал меня грязным евреем, - сказал он. - Мне трудно передать то чувство гордости, которое я испытал. Наконец во мне начали узнавать еврея, о чем я так долго мечтал. Многие немцы интересуются всем, что связано с евреями и еврейством, и потому некоторые говорят, что слово Германия означает «гер-мания» (гер - дословно «пришелец», «перешедший в иудаизм человек»), то есть мания перейти в иудаизм»…
Об интересе немцев к еврейским темам я узнал, когда в «Синай Академи», еврейскую школу в Бруклине, начали приезжать на учебу ребята, которых родители привезли детьми из СНГ в Германию. Один из них, Давид (Олег), рассказал мне о своем пути к еврейству, и о том что, еще будучи студентом старших классов школы, он начал писать статьи о жизни еврейской общины, которые удостаивались публикации в крупнейших газетах. «Для немцев все, что связано с евреями, - это сенсация», - объяснил Давид. Впрочем, особое удивление могут вызвать статьи, рассказывающие о судьбах детей некоторых нацистских преступников. Потомки тех, кто убивал евреев, прилагают усилия для возрождения еврейской культуры или даже переходят в иудаизм…
Однажды мне довелось познакомиться с молодым русскоязычным человеком, переехавшим из США в Израиль и начавшим изучать Тору, который сказал мне, что он правнук Троцкого. Спустя некоторое время мне попала в руки статья его матери, которая писала в американском журнале «Комментарии»: «Если бы мой дед узнал о том, что его правнук изучает Тору в Израиле, то он бы перевернулся в гробу»…
Любопытно, что мы находим в Талмуде рассказ о том, как потомки негодяя Амана, стремившегося уничтожить евреев, стали мудрецами Торы - членами верховного суда Сангедрина. Подобную идею мы находим и в Торе. «Отомсти мидьянам!» - призвал Вс-вышний Моисея после того как тысячи евреев погибли во время эпидемии страшной болезни, разразившейся из-за того, что мидьянские женщины принесли идолов в лагерь народа Израиля. Впрочем, не мидьяне, а моавитяне преградили евреям дорогу в страну их отцов. Царь Моава Балак позвал мидьянского жреца Билама, для того чтобы тот проклял евреев. Билам попросил Балака построить жертвенники и приносить жертвы Вс-вышнему, чтобы он смог проклясть евреев. Однако Вс-вышний перевернул проклятия Билама в благословения. Тогда Билам посоветовал Балаку попросить помощи у Мидьяна, чтобы мидьянки принесли идолов евреям. «Так почему же Вс-вышний указал Моисею отомстить Мидьяну, а не Моаву? Потому что из моавитян выйдет прабабушка царя Давида Рут, которая являлась прямым потомком царя Балака», - объясняет Раши.
Так неужели преступление Балака так и останется безнаказанным? Этот вопрос кажется особенно важным в свете слов мудрецов Талмуда, которые удивляются, почему негодяй Балак удостоился того, что его потомок царь Соломон возносил жертвы Вс-вышнему в Иерусалимском Храме. Потому что Балак возносил жертвы Вс-вышнему, пытаясь помочь Биламу проклясть евреев. Впрочем, для Балака эта «заслуга» на самом деле явилась самым большим наказанием. Ведь Балак приносил жертвы, стремясь уничтожить евреев, а его потомок царь Соломон делал прямо противоположное - построил Иерусалимский Храм, в котором приносились жертвы во имя мира и существования евреев.
Почему Вс-вышний не указал Моисею отомстить моавитянам? Во имя прабабушки царя Давида Рут, говорят мудрецы Талмуда. Суть ответа состоит в том, что самой большой местью моавитянам стал тот факт, что их потомки становятся великими царями и защитниками народа Израиля! Каждый человек мечтает о том, чтобы его потомки продолжили его дело.
«У лжи нет ног», - писали мудрецы Талмуда. В конце концов ложь становится всем очевидной, чем и объясняется падение «империй зла». Истина же выдерживает испытание временем, и потому добро торжествует, в конце концов побеждая зло. Настоящим наказанием негодяям становятся их потомки, которые восстают против преступлений своих отцов. И величайшей наградой праведников является осознание того, что их потомки продолжат их жизненный путь. Хочется пожелать всем нам, чтобы мы удостоились выбрать путь истины и добра, с которого никогда не свернут наши дети и внуки!

 


Ури Линец
Кого убиваем?

События этого раздела сюжетно и по времени связаны с историей совращения сынов Израиля дочерями Мидьяна, которая окончилась смелым поступком Пинхаса. Сейчас Ашем приказывает провести военную операцию. Она столь важна, что ради этого откладывается смерть Моше и передача полномочий Йегошуа: “И говорил Ашем Моше, сказав: Отомсти месть сынов Исраэля от Мидьянцев - после приобщишься к народу своему” (Бемидбар 31:1-2). Моше собирает войско и назначает полководцем Пинхаса: “И послал их Моше: тысяча на колено для войска - их и Пинхаса, сына Эльазара-коэна в войско, и инструменты выделенности, и трубы трубления в руке его” (Бемидбар 31:6).
Война по приказу Творца не может не быть победной: “И воевали против Мидьяна, как приказал Ашем Моше, и убили всякого мужчину. А царей Мидьяна убили вместе с убитыми их: Эви и Рэкэма, и Цура, и Хура, и Рэва - пять царей Мидьяна, и Билама, сына Бэора убили мечом. И пленили сыны Исраэля Жен Мидьяна и детей их, и весь скот их, и всё имущество их, и всё богатство их взяли добычей. И все города их в местах поселения их, и все поселения шатров их - сожгли огнём. И взяли всю добычу и всё захваченное среди людей и среди скота” (Бемидбар 31:7-11).
Но когда войско возвращается с победой, то результат её: “… разгневался Моше на командиров войска - глав тысяч и глав сотен, приходящих из войска войны. И сказал им Моше: вы оставили в живых всякую женщину?! Ведь они были для сынов Исраэля по слову Билама: изменить Ашем в деле Пэора - и был мор в общине Ашем! А сейчас - убейте всякого мужчину среди детей и всякую Жену, знающую Мужа на ложе мужском - убейте! А всяких детей среди женщин, которые не знали ложа мужского - оставьте в живых для вас” (Бемидбар 31:14-18). Страшный приказ! Убивать детей? Убивать женщин?
Несколько войн Израиля описывается в Торе. Первая - война с египтянами во время перехода моря Суф. Но там воевал сам Вс-вышний, а Израиль только “увидел египтян мёртвыми на берегу”. Очевидно, что погибшие были воинами фараона. Вторая война - с Амалеком, сразу после перехода через море. В той войне “ослабил Йегошуа Амалека и народ его остриём меча” (Шмот 17:13). Опять-таки нет речи об истреблении амалекитян. Вооруженного конфликта с Эдомом Израилю удалось избежать, изменив маршрут. Война с Сихоном и Огом также привела только к уничтожению их воинов, среди которых, понятно, не было ни женщин, ни детей. Что же происходит сейчас?
Дело в том, что предыдущие конфликты были, по-сути, обычными военными конфликтами одного народа с другим и уничтожение армии исчерпывало проблему. Здесь иное. Женщины Мидьяна решили развратить Израиль, приохотить его к служению идолу Бааль Пеору и, тем самым, выступили против Ашем! Поэтому и обычные законы войны здесь не действуют: вы хотели уничтожить избранный народ, оторвав его от Источника Жизни? Будете сами тотально уничтожены!
Становится понятно, почему этим должен заниматься Моше. Его жена, Ципора, мать его двоих детей - мидьянка. Его тесть Итро, давший Израилю основы справедливой социальной структуры общества, человек, которого Моше весьма уважал, был главным коэном Мидьяна. Следовательно, если сам Моше отдает приказ о тотальном уничтожении Мидьяна, то здесь не может быть и речи о персональной жестокости руководителя - такова воля Ашем! И еще. Не следует обвинять Тору в запредельной жестокости. Обычные нормы войны того времени подразумевали тотальное уничтожение народа, потерпевшего поражение. Поэтому то, что Тора приказывает сохранить жизнь девочкам и невинным девушкам - акт гуманного отношения к побежденным, хотя сегодня ситуация и выглядит по-другому. И решение это весьма справедливо, т.к. невинные девушки не могли иметь отношения к соблазнению сынов Израиля.

 

Рав Менахем-Михаэль Гитик
Клятва перед Вс-вышним, но моя

«И говорил Моше к главам посохов (ветвей) детей Израиля, говоря: это та вещь, которую повелел
Вс-вышний. Человек, который примет обет перед Вс-вышним...» Бемидбар 30:2-3
Как связать воедино обращение Моше к главам вервей, с „той вещью” и с законами о клятвах (обетах)? Рав Лунчиц предлагает мидраш наших мудрецов в качестве связующего звена, но, как и полагается мидрашу, он, на первый взгляд, кажется еще одним элементом загадки, а никак не разгадкой:
«Дающий обет подобен строящему «баму» (возвышение) {для корбана – приближения}, а исполняющий клятву подобен приносящему на возвышении (баме) корбан (жертву-приближение)». Трактат «Недарим» (22:1).
Отрицательное отношение мудрецов к клятвам прямо следует из запрета приближать корбанот помимо жертвенника в Йерушалаимском Храме, но это практически единственное, что понятно в мидраше. Рав Лунчиц предлагает начать соединение частей воедино с … разделения клятв на два вида.
Человек, поклявшийся в состоянии аффекта, придя в себя, естественно, раскается и обратится за разрешением обета к … главе ветви. Именно «эту вещь» передает Моше от Создателя главам посохов. Они обладают достаточными знаниями и авторитетом для разрешения данной под влиянием минуты клятвы. (Сегодняшний вариант – три обычных еврея могут разрешать обеты).
Но в случае обдуманного желания исполнить взятое на себя «сверх Торы» ограничение, явно просматривается… гордыня. Я смогу, «я клятвы не нарушу, своим дыханьем землю обогрею» - диагноз однозначен. И принесение корбана на запрещенной баме есть очевидное самовыпячивание, вознесение своего Я.
И обращение Вс-сильного (через Моше) к главам ветвей вызвано пониманием последними тривиальной истины: чем ближе к Создателю, тем меньше человек в своих глазах. А тот, кто невелик в собственных очах, сможет помочь тому, кто по недомыслию непобежденного эгоцентризма наивно полагает «моя сила и мощь руки моей сделали это!» (Дварим 8:17)
Таким образом, все три элемента: «главы посохов (твердый вариант ветви)», «эта вещь» – особенность, обособленность, и «клятва» - становятся связанными благодаря мидрашу мудрецов, объясняющему пагубность «наложения на себя обетов» - приближения корбана (ради Вс-вышнего, но там, где Я решил) на запрещенном возвышении.
 

 

Комментарий к Торе
Книга Бемидбар
Недельный раздел Масэй
Главы 33:1-36:13
«Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...». (гл. 33, ст. 1). На иврите «этапы продвижения» - масаим, а если за этим словом следует дополнение (в данном случае это - «сынов Израиля»), оно принимает грамматическую форму масей.


Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Избранные комментарии на недельную главу Масэй

Глава 34
1-2. Можно многими способами объяснить это перечисление переходов и стоянок сынов Израиля во время их скитаний по пустыне. Сдается, что эти переходы и стоянки ассоциировались с целой цепью событий и личных переживаний, стоивших того, чтобы их помнили родичи, соплеменники и потомки тех, на кого эти события непосредственно повлияли, но которым не нашлось места в этой книге, где записана история нации как целого. Память об этих событиях предполагалось поэтому сохранять устно, и перечисление тех мест, где сыны Израиля останавливались на отдых и откуда они продвигались дальше, должно было служить подспорьем памяти в устных рассказах о связанных с этими местами событиях. Можно лишь догадываться, как много других следов скитаний и стоянок наших праотцев могло быть сохранено в этих пустынных местах для будущего близкого и далекого и какие возможности они предоставляли сыновьям и внукам поколения пустыни для посещения тех мест, где проявились чудесные деяния Б-га. Посещая эти места, будущие поколения могли размышлять там об аутентичности Б-жественного присутствия на земле, столь красноречиво выраженного в истории их предков. Само бесплодие и засушливость этих мест в пустыне, пустыне столь огромной, что даже тот, кто имеет большой опыт караванных переходов, должен тщательно подсчитать дни, чтобы распределить провизию, пустыне, в которой весь народ, по меньшей мере, полтора миллиона душ, жил в течение сорока лет - сам вид этих пустынных мест (как отмечает Рамбам в Морэ нэвухим) является убедительнейшей грамотой, подтверждающей Б-жественную основу становления Израиля как нации. Раши цитирует замечание раби Моше Даршана (комментатора Торы, жившего во Франции в конце X и в начале Xן веков), что из сорока двух переходов, записанных в этом регистре, четырнадцать - от Раамсеса до Ритмы - предшествовали посылке разведчиков, а восемь - от горы Ор до степей Моава - пришлись на сороковой год, после смерти Аарона. Это означает, что лишь двадцать таких переходов имели место в течение тридцати восьми лет после провозглашения указа о сорока годах скитаний в пустыне. Таким образом, ясно, что Б-г в Своем милосердии не осуществил Свой приказ в буквальном смысле слова и не заставил сынов Израиля бродить по пустыне четыре десятилетия, не останавливаясь на отдых. Ибо мы видим, что средняя продолжительность стоянок Израиля составляла около двух лет.
7. И ВОЗВРАТИЛИСЬ. В предшествующих и последующих стихах подлежащим является слово «они». Следовательно, переход в этом стихе к третьему лицу единственного числа, «он», требует пояснения. Возможно, этим хотят показать то единодушное доверие к Б-гу, с которым сыны Израиля, как один человек, подчинились приказу отступить, который, безусловно, должен был казаться им странным?
51. ГОВОРИ. Уже в книге Шмот (34:12 и далее) после восстановления Б-жественного завета, нарушенного грехом золотого тельца и тем, что чуждым элементам успешно удалось сбить народ с правильного пути, сынов Израиля предупредили, что когда они обоснуются в Земле, они не должны будут терпеть в своей среде и даже подле себя языческое население и языческие капища… Здесь, на границе, в виду Земли, еще до того как мы узнаем точные границы Земли, которая будет завоевана ради осуществления Закона и посвящена воплощению Закона, это предостережение повторяется как первое основное условие для владения Израилем этой Землей. Действительно, утверждение Писания (Йеошуа 4:10), что коэны стояли посреди Иордана и держали Ковчег Завета, ожидая, пока Йеошуа не закончил рассказывать людям все то, что Б-г, через Моше, повелел ему сказать им, толкуется в Талмуде (Сота 34ש) в плане предупреждения, сделанного евреям непосредственно перед пересечением Иордана. Там нам сообщают, что в критический момент, когда коэны уже стояли в реке, когда решалось, утонут ли они в водах Иордана или им будет позволено беспрепятственно перейти реку и вступить в Землю, сыны Израиля вновь услышали это предупреждение, и то, позволено ли будет им овладеть землей и удержать ее, полностью зависело от того, прислушаются ли они к этому предостережению или нет.

 

 

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Матот и Маасей все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры

Израильское Национальное Движение

Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Февраль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 

Статистика