::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Пинхас (часть 2)

  • Сообщить о ошибке
16-07-2012, 16:51 Разместил: jude Просмотров: 2 063

Комментарий к Торе
Книга Бемидбар
Недельный раздел Пинхас
Главы 25:10-30:1
“И Творец сказал Моше: Пинхас, сын Элазара, сын Аарона-коэна... ”.

 

Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Избранные комментарии на недельную главу Пинхас

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.

Глава 25
12. שלום (мир), наиболее совершенная гармония всех условий на земле между человеком и Б-гом, провозглашается быть ברית (заветом)… Здесь Б-г возлагает ответственность за воплощение высшей гармонии мира именно на тех людей, чьи поступки бездумный мир, горящий желанием представить свою бездеятельность и бестолковость как «любовь к миру», заклеймил бы и проклял как «нарушение мира». Мир - это драгоценность, ради которой человеку разрешается пожертвовать всеми своими правами и имуществом, но никогда - правами других и никогда теми ценностями, которые объявлены Б-гом хорошими и истинными. Подлинный мир между людьми возможен лишь тогда, когда все люди пребывают в мире с Б-гом. Следовательно, всякий, кто ведет войну с врагами всего хорошего и истинного в глазах Б-га, является защитником ברית שלום (завета мира) на земле, даже когда участвует в войне. И напротив, всякий, кто ради того, что он считает сохранением мира с ближними, без протестов уступает поле боя тем, кто поистине конфликтует с Б-гом, фактически делает общее дело с врагами ברית שלום на земле. Народ был спасен не пассивностью масс и даже не тщетными слезами печали, пролитыми у входа в Шатер Собрания. Доблестный поступок Пинхасש спас народ и восстановил для него мир с Б-гом и Его Законом, обратив его также к основанию своего собственного подлинного внутреннего мира…
14. ИМЯ УБИТОГО ИЗРАИЛЬТЯНИНА. (Ср. стих 6)… Высокое звание человека, на которого восстал Пинхас, еще более возвеличивает акт его преданности. Он не думал о вреде, который мог причинить этим поступком себе лично. Он забыл обо всем, кроме Б-жьего дела.
15. А ИМЯ УБИТОЙ МИДЬЯНИТЯНКИ. Даже мысль о том, что этот поступок мог возбудить ненависть мидьянитян ко всему его народу, не могла удержать Пинхасש от действия, когда на повестке дня стояла задача сохранить самую душу народа, его верность Б-гу и Его Закону…

Глава 27
1. …Поскольку умерли все те, кто был испорчен сексуальными обрядами культа Пеора, народ Израиля смог воссиять в своей наследственной отличительности в области сексуальной чистоты даже сильнее, чем когда его видел моавитский пророк перед тем, как его вовлекли в поклонение Пеору. Это со всей неоспоримостью демонстрировала каждая последующая перепись, и по этой причине новая перепись была проведена после мора. Тот факт, что каждого отдельного представителя народа можно было все еще считать «согласно его семье и дому отца», как делалось сорок лет назад сразу после исхода из Египта, доказывал, что не могло возникнуть никаких сомнений относительно отца любого ребенка в Израиле и что оргия культа Пеорש была лишь изолированным, исключительным отклонением в истории Израиля…
55…. Если мы более подробно рассмотрим систему распределения земли, то заметим, что земля рассматривалась как имущество, оставленное тем поколением, которое непосредственно предшествовало поколению, вышедшему из Египта. Каждому из отцов тех, кто вышел из Египта, была приписана часть Обетованной Земли, пропорциональная количеству их внуков старше двадцати лет, которым суждено было вступить в Землю. Эту землю могли наследовать лишь те из сыновей, которые были старше двадцати лет во время Исхода из Египта; эти сыновья, в свою очередь, могли завещать землю тем из своих сыновей, которым исполнится двадцать лет на момент вступления в Землю.
Как кажется, намерение (Закона) состояло в том, чтобы увековечить в земельном реестре еврейского народа две отличительные истины:
Во-первых, все, что обещает Б-г, свершится с такой безусловностью, что должно рассматриваться в качестве свершившегося факта еще до того, как это произойдет. Не только те, кто уже был освобожден фактически, но даже и представители поколения все еще томящегося под египетским игом, рассматриваются как собственники обещанной им Б-гом земли, наделяющие соответственно своих потомков законными правами. Именно поэтому Эрец Исраэль считается מוחזק, собственностью, которой фактически уже владели отцы, а не всего лишь ראוי, собственностью, на которую дает им право Закон. Как следствие, в распределении земли также учитывались законные права первенца (Бемидбар 27:6 и Дварим 21:17).
Во-вторых, величайшим и драгоценнейшим достоянием родителей и дедушек и бабушек являются дети и внуки, доказавшие верность и преданность своему наследию. Такое потомство свидетельствует о заслугах предков и искупает их прегрешения. Подобно тому, как, согласно одному толкованию, Яаков считал своих сыновей «завоеваниями», которые он отвоевал у эморейцев, трофеями своей жизни, если можно так выразиться, так мы видим здесь, что доброта и честность детей и внуков записываются на счет их отцов и дедов. Несмотря на все испытания, которые насылал Египет, чтобы сломить дух сынов Израиля, более 600 000 крепких, здоровых людей удостоились освобождения и были готовы подчиниться Б-жественному руководству. И вновь, несмотря на все заблуждения и потери в пустыне, более 600 000 были найдены заслуживающими страны, почвы и Б-жественного Закона, и Моше мог сказать им: «А вы, прилепившиеся к Б-гу, вашему Б-гу, все вы живы сегодня». Все это оказалось возможным благодаря духу, который предки культивировали в своих детях даже в египетском рабстве. Каждый кусок Б-жьей земли, который получили внуки, эти внуки затем смиренно положили, в духовном смысле, к ногам своих праотцев в качестве их завоевания, которые они, внуки, в свою очередь, смогли получить в наследие только после смерти своих отцов. «Чему это подобно?» - говорят Мудрецы (Бава батра 117а). «Это напоминает двух братьев-коэнов, которые живут в одном городе. У одного брата только один сын, а у другого два. Они приходят к амбару, чтобы получить свою коэнскую долю урожая. Тот, кто посылает одного сына, получает одну часть. Тот, у кого два сына, получает две части. Но все, что они получили, они принесли в дом своего престарелого отца, членами семьи которого они все еще себя считают и в счет заслуг которого внукам дали предназначенные им порции. И там они поделили все дары поровну».
Тот факт, что, хотя сыновья считались достойными в силу своих личных заслуг владеть Б-жьей Землей, они получили Землю лишь в качестве наследников своих отцов и в качестве носителей их имен, доказывает, что, несмотря на ошибку, стоившую их отцам права войти в Землю, эти самые отцы в течение тридцати восьми лет скитаний в пустыне воспитали новое поколение в правильном духе. И то, что более шестисот тысяч человек из этого нового поколения оказались достойными войти под водительством Б-га в Землю, доказывает, что отцы поняли, как искупить собственные грехи через своих детей, так чтобы, по словам Мудрецов, поколение пустыни стало, в конечном счете, поколением понимания (Мидраш раба, гл. 19). Действительно, как отмечено в Талмуде (Санхедрин 110б), слова пророка Йирмии (2:2) полны любви к поколению пустыни: «Иди и провозгласи в уши Иерусалима следующее: …Я вспомнил о доброте твоей юности, о твоей любви, будучи невестою, когда ты шла за Мной в пустыне, в земле незасеянной». На это Мудрецы замечают: «Тот факт, что другие вошли в землю за заслуги (того поколения), показывает, сколь велики были эти заслуги». Таким образом, в целом, несмотря на повторяющиеся ошибки, образ Израиля, шествующего через пустыню, исполнен достоинства.

 

Рав Менахем-Михаэль Гитик
Наша юность

«Помню я тебе хесед юности твоей, любовь брачной ночи твоей – как шла ты за Мной в пустыне, в стране, где не сеют» Йермиягу 2:2 (из Афтары к главе «Пинхас»)
Начиная с недельной главы «Пинхас» время «побеждает» тематику недельных разделов Пятикнижия. Весь год, кроме периода от Семнадцатого Тамуза и до чтения главы «Берейшит» в новом году, мы читаем отрывок из пророков, чье внутреннее содержание идентично теме главы Торы. Но, начиная с первого поста, тематика  ґафтары отражает «дух времени». Три ґафтары бедствий (пур’анут) продолжаются семью неделями утешения и заключаются двумя отрывками, чья тема тшува (раскаяние, исправление, ответ и возвращение).
Первый из «бедственных» отрывков удивляет содержащимся в нем … утешением. Но начнем по порядку. В ближайший шабат мы будем читать самое начало пророческой книги Йермияґу. Она начинается с «назначения»  Йермияґу  сына Хилькияґу, коґена из Анатот (надел Биньямина, неподалеку от Йерушалайма) пророком.
Полученное откровение не вдохновляет Йермияґу «на подвиг» и он, подобно Моше в аналогичной ситуации «отнекивается»: «не опытен я в вещах (словах, ситуациях) так как юноша я». Вс-вышний не начинает «уговаривать» Йермияґу как Моше, а отвечает не сов сем понятно: «Не говори Мне «юноша я», так как куда Я пошлю тебя – пойдешь, и все, что повелю тебе – говорить будешь» (1:6,7). Вроде бы излишне строго, не совсем в тему – что значит « не говори Мне – юноша я»?!
За разъяснениями мы «отправимся» в понятия «наар» - юноша, и процитированное нами в эпиграфе – «хесед неураих – щедрость юности твоей». Когда Галиат (Голиаф) день за днем поливает грязью воинство Израиля, то Давид, единственный, не убоявшийся выступить против него, «наар». И причина удивительной уверенности Давида в победе, в том, что он идет защищать честь «воинства Всесильного». Его бесстрашие, это чистота веры в помощь Вс-вышнего, юношеская чистота! Не случайно, замечает рав Мордехай Эйлон, Шауль после победы Давида над Галиатом, дважды называет его «наар».
Мы можем, следовательно, закрепить ассоциацию «наар – чистый, незапятнанный». Но мидраш говорит о большем (Псикта Рабати 26:13): «Ведь юношу я люблю, который не пробовал вкус промаха»- так сказал Вс-вышний Йермияґу». И об этом сказано у пророка Гошеа: «Так как юноша Израиль, и возлюбил Я его, и от Египта называл его – сын Мой» (11:1)
Теперь понятен смысл ответа Вс-вышнего на возражение Йермияґу: «… так юноша я. Не говори мне юноша я». Именно чистота юности – залог великой Любви Творца к Израилю. «Помню я тебе щедрость юности твоей» - помню, даже если ты забыла, добавляют мудрецы. Потенциал отношений Вс-вышний – Исраэль остается навсегда и ничто не может его уменьшить.
Каждое поколение получает его целиком, и это потенциал того утешения, которое заложено в суть бедствий, постигающих Израиль. Юность – незапятнанность – потенциал – фундамент – любовь Вс-вышнего к Израилю!

 


Рав Зеев Мешков
Обрезание души

 

«И жил Израиль в Шитим, и начал народ развратничать с дочерьми Моава. И приглашали они народ к жертвам своих божеств... И вот некто из сыновей Израиля привел и подвел к братьям своим мидьянитянку перед глазами Моше и перед глазами сыновей Израиля...» (Бемидбар, 25:1;25:6).
Этот некто был Зимри, князь колена Шимона, который, воспользовавшись растерянностью руководителей (не знавших, как поступить с развратниками, так как формально за связь с женщиной из другого народа не полагается никаких наказаний), решил сделать то, о чем до тех пор никто даже не помышлял - поселить нееврейку в своем шатре.
«И увидел это Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-священника, и встал он из среды общины, и взял копье в руку свою. И вошел вслед за израильтянином в нишу, и пронзил обоих их... И прекратился мор среди сыновей Израиля, и умерло от мора двадцать четыре тысячи» (Бемидбар, 25:7-9).
Почему столь велик был гнев Вс-вышнего, когда сыновья Израиля потянулись в шатры моавитских женщин? Потому что Б-г заключил с нами союз.
Авраам был выведен за рамки обычного мира в тот момент, когда он сделал обрезание. Вс-вышний открылся ему так, как не раскрывался до этого ни одному человеку, и ощущение неразрывной связи с Б-гом больше никогда не покидало нашего праотца (Берейшит 15, комм. Раши).
С тех пор это ощущение передается по наследству его потомкам, но только в том случае, если они сами заботятся о сохранении союза – оберегают свои мысли и чувства, постоянно направляя их на познание Б-га и ощущение любви к Нему, на добро и помощь ближнему.
Есть люди, которые считают, что достаточно родиться евреем – и тебе обеспечен будущий мир, тем более, если на восьмой день тебе сделали обрезание. Еврейская традиция иначе смотрит на вещи: мидраш открывает нам, что у входа в сад Эден стоит Авраам и пропускает только те души, у которых есть знак обрезания. Если человек мог сделать обрезание, но не нашел времени и не позаботился об этом - у него нет шансов пройти мимо этого стража. Если же он был обрезан, у него появляется надежда. Однако обрезание души принципиально отличается от обрезания телесного. Душа бывает отмечена знаком союза только в том случае, если помыслы человека были всегда чисты.
Когда человек сохраняет святость шатра, его детям уже при рождении дается великая душа. А когда он уподобляется животному – занимается развратом или вводит в свой дом того, кто принадлежит к народам, давно отказавшимся от стремления к Образу и Подобию, – ребенок, рожденный им, умножает идолопоклонство в мире, потому что не будет способен вести диалог с Творцом лицом к лицу.
Таким образом, союз Вс-вышнего с сыновьями Израиля похож на брак: он предполагает такую верность Б-гу со стороны отца и матери, которая способна найти выражение в душах детей, дабы вечно поддерживать пламя любви в среде народа. «И обручусь с тобой навеки, и обручусь с тобой милостью и судом, и обручусь с тобой верой и знанием Б-га», - говорит пророк Ошеа (2:21-22).
Пророк Йешаягу, упрекая еврейский народ, говорит: «Детьми чужими удовлетворились», – то есть не хотели хранить в чистоте свои мысли и соблюдать законы семейной жизни. Не было любви в семье – и родились «чужие» дети: как у чужих народов.
Союз между евреем и еврейкой отражает как частное те общие процессы, которые происходят со всем народом. А зеркалом общего духовного состояния сыновей Израиля является Святая Земля (и каждый человек - ее частность). Если разврат становится нормой для народа, земля извергает сыновей Израиля, живущих на ней, – Б-г изгоняет народ, как муж прогоняет жену из дома.
«И Б-г сказал Моше, говоря: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-священника, отвратил гнев Мой от сыновей Израиля, вступившись за Меня среди них, и не истребил Я сыновей Израиля в ревности Моей. Посему скажи: «Вот даю Я ему Мой завет мира. И будет он ему и потомству его после него заветом священства вечного за то, что он вступился за Всесильного своего и искупил сыновей Израиля»» (Бемидбар, 25:10-14).
Для Пинхаса было сделано немало чудес, и народ, увидевший их, осознал, что заключение брака с женщинами из другого народа отвратительно в глазах Вс-вышнего, и что тот, кто берет себе жену не из дочерей Израиля и не из тех, кто присоединился к еврейскому народу, достоин смерти.

 

 

 

Рав Зеев Мешков
Пинхас, Надав и Авиу

 

Пинхас, внук Аарона, первоначально не должен был получить право быть коэном, но случилось так, что он приобрел это право своим ревностным служением Вс-вышнему.

 

"И говорил Вс-вышний Моше, и сказал: "Пинхас, сын Элазара, сын Аарона-коэна, отвратил гнев Мой от сынов Израиля тем, что он возревновал Моей ревностью в среде их. И не уничтожил Я сыновей Израиля Своей ревностью. Поэтому скажи: "Вот Я даю ему Мой союз мира и будет ему и потомству его после него союзом коэнов вечным за то, что ревновал за Б-га его и искупил сынов Израиля". В момент, когда Пинхас поражает Зимри, к нему спускаются две души, которые становятся его вечными спутницами, стражами и помощниками: это души сыновей Аарона Надава и Авиу, двух величайших праведников, которым нет равных среди сыновей Израиля, совершивших ошибку в день, когда был установлен Мишкан и погибших в тот момент, когда они поспешили принести воскурения. Они сопровождают его повсюду и реализуют союз, дарованный Пинхасу Вс-вышним, сообщая ему все те необыкновенные качества, которыми он обладал. Ведь союз - связь со Вс-вышним. Дополнительный личный союз, которого, кроме общего союза, заключенного со всем народом, удостоились Пинхас и Давид (каждый по-своему), указывает на возникновение особой, дополнительной связи со Вс-вышним, которая как сильный луч света пронизывает и напрямую соединяет Источник всех сил и сосуд, оказавшийся настолько чистым, что он в состоянии вместить этот мощный луч света. Прямая связь усиливается. Нить связи - это душа. Она является тем лучом света, который напрямую связан с Источником и устремлен к сосуду. Было бы странно, если бы луч, несущий жизнь из мира вечной и абсолютной жизни, не был бы сам живым. Поэтому вся связь проходит через живые души, каждая из которых является выражением жизни и сообщает жизнь. Поэтому говорится, что в субботу, которая называется союзом еврейского народа с Тв-рцом, у каждого, кто только имеет знак союза на теле и соблюдает субботние ограничения, появляется дополнительная душа, как более прямая и непосредственная связь (союз), проявляющаяся в этот день. Душа эта неабстрактна - это душа конкретного праведника, того, кто когда-то жил, озаряя мир светом и продвигая к лучшему, оставил его и теперь возвращается для того, чтобы продолжать помогать другим так же, как он помогал при жизни. Появляясь в субботу, эта душа расширяет возможности еврея, наделяет его большими способностями при изучении Торы и обостряет его чувствительность, расширяя весь спектр восприятия мира, позволяя осознать и почувствовать то, что находится за пределами его границ. Такая помощь душ не является подавлением личности: напротив, союз со Вс-вышним заключается в том, чтобы, озаряясь Его душой-светом-союзом и помощником, имеющими свое конкретное выражение, человек оставался бы сам собой: неповторимым, единственным, уникальным и в то же время открытым для всего мира и не замкнутым на себе. Помощь дополнительной души заключается в том, что она способствует раскрытию собственного потенциала. И когда потенциал раскрывается настолько, что человек и сам превращается в чистый луч, те, кто помогал ему, становятся помощниками для других, а вместе с ними и сама возвысившаяся душа, ранее нуждавшаяся в помощи, становится лучом помощи для других. Так, Пинхас, достигнув совершенства на высочайшем уровне, передает эти души своему ученику Элише. Элиша - ученик Элияу а-Нави, который появляется и действует во времена правления царя северного царства Ахава. События происходят через 530 лет после того, как Пинхас своим подвигом остановил надвигавшуюся гибель всего народа. Элияу а-Нави - это и есть Пинхас, получивший союз мира от Вс-вышнего, а следовательно, бессмертие, ибо то, что даровано Вс-вышним, - абсолютно и распространяется на все аспекты существующего: мир, дарованный Вс-вышним, прекратил борьбу тела и души Пинхаса, постоянное желание души отделиться и желание тела забыть о душе и сделал их совместное существование вечным. Элияу а-Нави не умер. Все, что его душа отбросила, - это талит, который подобрал Элиша. "И было, когда поднял (перед тем как поднял) Вс-вышний Элияу в буре на небо, пошли Элиша и Элияу из Гилгаля... Элияу сказал Элише: "Проси, что сделать мне для тебя, прежде чем я буду взят от тебя". И сказал Элиша: "Пусть двойное, что в духе твоем, будет на мне". И сказал он: "Трудного ты попросил". Элиша попросил, чтобы души Надава и Авиу, которые всегда неразлучны и неразделимы, перешли бы к нему и стали бы помогать ему. Не так просто иметь такую помощь! Малейшая оплошность - и эти души оставят человека, так как они не выносят никакой испорченности, отклонения от идеала. "Если ты увидишь, как я буду взят от тебя, то сбудется для тебя это, а если нет - не сбудется". И было когда они шли и в дороге разговаривали - колесница огненная и кони огненные и отделили они одного от другого, и вознесли Элияу в небо. Элиша же, увидев это, вскричал: "Отец мой, отец мой, колесница Израиля и воины его..." И поднял он плащ Элияу, который упал с него". Элиша получил эти удивительные души в постоянную помощь и поддержку, потому что оказался готов к восприятию мира на таком уровне, когда тело - как колесница, несущая воина, и душа - как воин, управляющий ею, слиты в единое целое: он смог увидеть и воспринять в пророческом видении, что происходило с душой и телом Элияу, носителя союза мира, в момент, когда он достиг уровня, который не может восприниматься большинством живущих людей, и, тем не менее, не ушел из мира живых. Тело осталось вместе с душой. Его переход в другое состояние не носил характер прекращения предыдущего состояния, окончания какого-то этапа и начала совершенно иного времени бытия. Поскольку не было разрыва двух состояний и не было необходимости переходить границу, которая называется смерть, то Элияу а-Нави легко переходит из одного мира в другой и предстает перед глазами людей в разных обличиях: душа в гармонии с материей делает материю средством самовыражения, и в зависимости оттого, зачем раскрывается Элияу а-Нави, он раскрывается в том обличии, которое более всего способствует тому, чтобы было понято послание, с которым он пришел. Он пронизал все поколения и установил между ними связь, приходя, помогая и спасая тех, кто хранит союз Авраама со Вс-вышним. Он поддерживает и союз Торы, в каждом поколении помогая Мудрецам постигать ее тайны. Упоминанием о его будущем раскрытии заканчиваются книги пророков: "Вот Я посылаю вам Элияу а-Нави перед тем, как наступит день великий и страшный, и вернет он сердце отцов к сыновьям, а сердце сыновей - к отцам". Кто установит мир, взаимопонимание и любовь, когда начнется воскрешение из мертвых и поднимутся из праха сыны Израиля всех поколений? Кто соединит сердца, бившиеся в разные исторические эпохи? Тот, кто жил во всех поколениях - от выхода из Египта и до конца времен. Но почему души именно Надава и Авиу стали лучом, реализующим союз мира, который Вс-вышний заключил с Пинхасом? Истории Торы повторяются, но каждый раз повествование выходит на новый уровень. Любой из эпизодов загадочен, но он служит расшифровкой кода другого рассказа и сам становится понятен, когда уже правильно прочитан текст, ключом к пониманию которого он являлся. Вс-вышний бескомпромиссно ведет творение к совершенству через непрекращающееся исправление. Но иногда мир падает вертикально вниз, чтобы затем долго выбираться на прежний уровень по спирали. Основа всех заслуг человека - стремление ко Вс-вышнему, а все преступления являются выражением желания скрыться от Него и остаться одному. Отдаление человека от Вс-вышнего отражается в характере его детей, их склонностях и способностях, чтобы найти исправление в их жизни. А иначе как можно объяснить: " ...и родила (Хава) Каина и сказала: "Приобрела я человека с Б-гом и еще родила брата его Эвеля. И был Эвель пастухом, а Каин - земледельцем". Каин и Эвель родились взрослыми и сформировавшимися. Почему же от самого рождения один - пастух, а другой - земледелец? Только потому, что что-то вложено в каждого из них от рождения. Но дети не всегда справляются с той задачей, ради выполнения которой они появились на свет, и их души возвращаются в мир вновь и вновь. Душу, как нечто совершенно чистое и прекрасное, как свет, наполняющий сосуд, Вс-вышний дает Сам. Душа всегда чиста, но сила опускающейся в мир души, ее уровень и "размеры" зависят от того, насколько родители научились использовать свои чувства для восприятия духовного мира, наполняться восторгом и радостью от раскрывающейся духовности, а не возбуждать нервные окончания для того, чтобы получать материальные удовольствия. Недостатки наследуются и должны быть исправлены. Сильная душа быстро переворачивает недостатки в способности для изучения Торы, силу восприятия духовной составляющей. Дети, отражая сущностную сторону родителей, являются в основном выражением их мыслительной деятельности и умения управлять своими чувствами. Недаром говорят, что капля выходит из "окончания" мозга человека и несет в себе облик будущего ребенка. Адам, совершив преступление, 130 лет не мог рождать детей "по образу и подобию своему". Мидраш Раба говорит, что после греха у него рождались духи или обезьяны, и когда на пятидесятый день творения Каин убил Эвеля, Адам устранился от Хавы, через 130 лет он вернулся к ней - и у него родился Шет "по образу и подобию его". Совмещение в себе всех миров, духовного и материального начал являются отличительной чертой человека как творения и определяют его "образ". Рождение духов и человекоподобных тел отражает преступление Адама, отделившего материальный мир от мира духа. Начало преступления Адама заключено в его вопросе "Кто я?" (если повсюду раскрывается воля Вс-вышнего и у меня нет свободы выбора, то существую ли я или только Он существует?). "Возьму ли крылья утренней зари, поселюсь ли на краю моря - и там рука Твоя поведет меня, и сдерживать будет десница Твоя" (Псалом 139). Когда человеку хорошо и он преисполнен радости, и душа его поет в восторге от всего сотворенного, раскрывающего замысел Тв-рца, у него не возникает вопросов "Кто я?", "Зачем я нужен?". Он доволен своим существованием перед лицом Вс-вышнего. Дети Адама явились разверткой в материальном мире той проблемы, которую носил в себе первый человек. Они представляли собой разум и чувственный мир, отделившиеся друг от друга, потому что только разум, лишенный ощущения Присутствия Вс-вышнего, может задавать вопрос "Кто я? Существую ли я?". Отделенность разума от чувственного мира привела к вопросу, который несли в себе братья и который являлся выражением вопроса Адам а-Ришон (первого человека) на другом уровне - каждый из них спрашивал себя: "А кто такой мой брат - другой человек? Зачем Вс-вышнему нужен второй?" Собственное существование не вызывает вопроса, но отсутствие ощущения ближнего, сопереживание его проблемам и желание помочь породило вопрос "зачем же нужен другой"? Каждый из них не найдя ответа, решает проблему существования второго по-своему: Эвель смотрит в небо и не замечает брата, получая удовольствие от своей большей близости к Тв-рцу, а Каин, деятель и преобразователь, устраняет из мира то, что он не может осознать - своего брата. Моше и Аарон пришли в мир, чтобы исправить грех Каина и Эвеля. Это - два брата, любящих и понимающих друг друга. Один из них приближает весь мир к Источнику путем восприятия Вс-вышнего через разум, а другой - через служение (т.е. исправление чувственного мира человека). Естественно, что дети, которых они должны были привести в мир, должны были исправить следующую, более высокую ступень - грех Адама - и закончить исправление мира. Аарон смог привести в мир души столь высокого уровня, что их называют "две части одного целого". Они были способны восстановить связь чувственного мира и мира мысли человека так, чтобы и то и другое вместе служило для восприятия Присутствия Вс-вышнего. Однако ошибка, допущенная ими в стремлении к мгновенному соединению духовного и материального миров, когда в день начала служения в Мишкане они поторопились принести воскурения, привела их к гибели. Пинхас, вернувший еврейскому народу восприятие Присутствия Вс-вышнего на уровне чувств и ощущений (т.е. сделавший чувства разумными) и приблизивший мир к состоянию совершенства, двигаясь со стороны чувственного, так же как Моше, двигавшийся со стороны разумного, удостоился помощи этих душ, которые способны слить в единое целое все времена и все пространство, и позволить мгновенно перемещаться из одного места в другое, и пройти через все поколения. Души эти никогда не расстаются друг с другом и похожи как две половины одного целого. Они - мысль, заставившая понять чувства и чувства, заставившие разум ощущать.

 

 

 

Рав Зеев Мешков
Как оценить поступок Пинхаса?

 

"И жил Израиль в Шитим, и начал народ блудодействовать с дочерьми Моава. И приглашали они народ к жертвам своих божеств...” (Бемидбар, 25:1).
“И вот некто из сынов Израиля привел и подвел к братьям своим мидьянитянку перед глазами Моше и перед глазами сынов Израиля...” Этот «некто» был Зимри, князь колена Шимона. И поскольку руководители народа и судьи не знали, что делать, он воспользовался их растерянностью и решил сделать то, о чем до сих пор никто даже не помышлял  поселить женщину из чужого народа в своем шатре. “И увидел это Пинхас, сын Элазара, сына Аарона священника, и встал он из среды общины, и взял копье в руку свою. И вошел вслед за израильтянином в нишу, и пронзил обоих их... И прекратился мор среди сынов Израиля, и умерло от мора 24 тысячи” “ И Б-г сказал Моше, говоря: “Пинхас, сын Элазара, сына Аарона священника, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, вступившись за Меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в ревности Моей. Поэтому скажи: “Вот даю Я ему Мой завет мира. И будет он ему и потомству его после него заветом священства вечного за то, что он вступился за Всесильного своего и искупил сынов Израиля” (Бемидбар, 10:14).
Пинхас, войдя в шатер Зимри, пронзил его в тот момент, когда тот был занят развратом. Он вынес на копье обоих Зимри, князя Израиля, и развратную мидьянитянку Казби. Вс-вышний сделал для него чудеса: вход в шатер приподнялся, и он вышел и вынес проткнутых копьем развратников не сгибаясь; тела держались на копье; копье не сломалось; железный наконечник копья удлинился и пронзил их обоих так, что всем было видно, чем они были заняты; кровь не стекала на него; те из колена Шимона, кто хотел напасть на Пинхаса и убить его, упали замертво.
Несмотря на все чудеса, которые Вс-вышний сделал для Пинхаса, сыновья Шимона окружили его и хотели убить. Многие люди из разных колен, поддерживали их, и выкрикивали оскорбления в адрес Пинхаса: «твоя мать приняла гиюр,  говорили они, а до этого она откармливала жертвенных тельцов для заклания в честь идолов» (Мидраш Раба)
Раби Йеуда бен Пази утверждает, что и мудрецы того поколения были недовольны поступком Пинхаса: «Хотели они исторгнуть Пинхаса из общества, – сказал он,  но Вс-вышний провозгласил: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона священника, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, вступившись за Меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в ревности Моей… Вот даю Я ему Мой завет мира. (Бемидбар 25). И будет ему и его потомству вслед за ним навеки…».
Странно, что мудрецы Торы отрицательно отнеслись к поступку Пинхаса и после того, как они увидели своими глазами все чудеса, которые Вс-вышний сделал для него. Кроме того, ведь он же не набросился на Зимри сразу, а взял копье лишь после того, как понял, что никто не может найти выхода из создавшегося положения. И разве они не подумали о том, что объявив Пинхаса виновным, они оправдают поведение Зимри?
Все эти вопросы, безусловно, стояли перед мудрецами того поколения, и они хорошо понимали отрицательные последствия «нидуя» (отторжения от общества), который они хотели объявить Пинхасу, но они считали, что тот не действовал из чистых побуждений, и заслуживает наказания, а чудеса были сделаны для него только в заслугу всего народа. И только, когда Моше было сказано «поэтому… даю Я ему союз мира», все убедились, что Пинхас – праведник, у которого не было ни намерения отомстить, ни намерения показать себя и выделиться среди других (Тора Тмима).
Пинхас был настолько далек от мстительности, что, когда сыновья колена Шимона, собиравшиеся убить его, были поражены Вс-вышним и начали погибать, он обратился с молитвой и защитил их (Бемидбар Раба 20:25).
Из той ситуации, в которую попал Пинхас, видно, насколько трудно бывает человеку, который берет на себя ответственность и открыто выступает против несправедливости, творимой на глазах у всех, или совершает подвиг ради освобождения своего народа от чужой и чуждой власти в то время, как все остальные предпочитают молчать и не возражать «сильным мира сего». В адрес людей, проявивших смелость и самоотверженность, нередко звучат и угрозы и оскорбления, от них отворачиваются друзья и, многие не верят в искренность их намерений. Но Вс-вышний защищает их, и они оказывают влияние на ход истории, разрушают ложные идеалы, указывают путь движения вперед всему народу. Не все из них удостаиваются защиты на протяжении долгих лет: некоторые из борцов за справедливость и свободу отдают свою жизнь. Таким был Шимшон, которого упрекали за то, что он восстанавливает филистимлян против сыновей Израиля, пророк Элияу, который был вынужден бежать из северного царства, несмотря на все чудеса, которые он совершил, пророк Йирмияу, брошенный в тюрьму князьями царя Цидкияу, Рамхаль (Раби Хаим Луцатто), попытавшийся своим учением вдохнуть новый дух в сыновей Израиля в странах изгнания, и обвиненный в «ериси», бойцы Лехи и Эцеля, которых выдавали врагам, чтобы своими действиями они не восстанавливали англичан против «йешува», Рав Меир Кахане, которого обвиняли в том, что его борьба за советских евреев озлобляет советских руководителей против Израиля, Йонатан Полард, которого Израиль до сих пор не признал ни своим агентом, ни узником Сиона, те, кто перекрывали городские дороги и междугородние трассы, чтобы остановить процесс «размежевания», те солдаты Армии Обороны Израиля, кто отказывался выполнять приказ выселять евреев из их собственных домов в Израиле, и многие другие. Нападки на таких людей выдают испорченность, распространившуюся во всем обществе, и об этом царь Шломо сказал: «… каждый (узнается) по тому, что он хвалит» (Мишлей 27:21). Можно добавить, что каждый узнается по тому, что он отрицает, или, что он высмеивает. А тем, кто подвергает резкой критике или высмеивает людей, борющихся со злом, следует вспомнить призыв пророка Йешаяу: «Скажите о праведнике, что он – хорош».

 

 

 

Рав Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Об избрании Пинхаса и его потомства первосвященниками

 

Люди опасались, что представители колена Шимшона попытаются убить Пинхаса. Но Вс-вышний заключил с ним союз и даровал его потомкам священство.

 

Имя Пинхас происходит от египетского слова тахпанхас. Писание утверждает, что Пинхас, хотя и был сыном Элазара, сына Аарона-первосвященника, то есть, родился в семье, не привычной ни к мечу, ни к копью, все же совершил поступок, достойный самой высокой оценки: «…Отвратил гнев Мой от сыновей Израиля», когда «…изошел гнев Мой на них» из-за их преступной привязанности к идолу по имени Баал-Пеор. Никто не смог утишить этот гнев Б-га, кроме Пинхаса. Начавшая в тот момент эпидемия должна была уничтожить весь народ, если бы не Пинхас, который, по словам Самого Б-га, «возревновал за Меня среди них», то есть, свершил ради ревностной заботы о Моей Славе то действие, которое собирался совершить Я Сам.
Уточнение «среди них» призвано подчеркнуть, что Пинхас, оказавшись посреди большого скопления народа, убил их властителя и руководителя, ничего не боясь. Из-за этого многие евреи утверждали, что Пинхас подвергается огромной опасности со стороны всего колена Шимона в целом и родственников убитого Зимри в частности: они просто-напросто могут в отместку убить его! Поэтому, - говорили они, - Пинхасу всегда придется просить, чтобы кто-нибудь сопровождал его, защищая от врагов. Кроме того, люди говорили, что Пинхас, убив человека и прикоснувшись к мертвому телу, стал непригодным для Храмового служения, «не приблизится к жертвеннику Б-га, ибо кровь пролил». Эти мнения побудили Б-га повелеть Моше, чтобы тот провозгласил среди всей общины сыновей Израиля две вещи. Во-первых, все должны были узнать, что благословенный Б-г заключает с Пинхасом Свой Союз Мира. Теперь он не должен будет бояться, видя, как к нему приближаются враги: кто осмелиться напасть на него и попытаться погубить, если его окружает и защищает союз с Самим Б-гом?! А во-вторых, что Пинхас из-за этого не только не перестал быть пригодным к служению в Храме, - напротив того, Б-г теперь заключает «с ним и с его потомством союз вечного священства». Это означает, что потомки Пинхаса всегда будут коэнами и первосвященниками и будут отличаться долголетием. Это - прямая
противоположность той клятвы, которой Б-г поклялся относительно дома первосвященника Эли. Потомком Пинхаса, по некоторым мнениям, является пророк Элияу: он тоже, подобно Пинхасу, «ревновал Б-жественной ревностью».
Таким образом, обе части полученной Пинхасом награды, - и обещание мира, и обещание священства, - прямо связаны с его поступком. Поэтому, когда Б-г дает ему эти обещания, Он поясняет: «…Взамен того, что он ревновал за Меня и искупил сыновей Израиля». Это означает, что священство подобает ему с двух точек зрения. Во-первых, коэн служит Б-гу, и Пинхасу подобает это занятие, поскольку стремление вступиться за честь Б-га заставило его совершить поступок, выглядящий в глазах Б-га совершенным служением. Поэтому он должен и дальше оставаться священником Б-га и «святым перед своим Г-сподом». А во-вторых, коэн приносит жертвы, искупающие сыновей Израиля, и это тоже подобает Пинхасу. Он искупил всех евреев в тот день, а потому будет правильно, если он и дальше продолжит это делать, каждый день искупая их жертвоприношениями.
Некоторые же говорят, что этот стих содержит в себе обещание того, что должность первосвященника всегда будет занята одним из потомков Пинхаса. Так было и на самом деле: первосвященником всегда был кто-то из потомков Пинхаса. И хотя мы знаем, что Эли и Йеояду из потомков Итамара называли первосвященниками, они были всего лишь исполняющими обязанности первосвященника до тех пор, пока Храм не будет отстроен. «Б-г сделает тебя первосвященником вместо Йеояды, чтобы ты занимал это место», - говорит пророк. А когда Храм был отстроен, первосвященником стал Цадок, потомок Пинхаса, и больше уже никто из других семей коэнов первосвященником не становился. Согласно этому пониманию, слова «завет священства вечного», обращенные к Пинхасу, означают обещание, что с момента постройки Храма первосвященниками будут только его потомки. А поскольку этот факт неизбежно станет общеизвестным, Б-г не приказал Моше сообщить об этом одному лишь Пинхасу, а сказал: «Поэтому скажи: “Вот, Я заключаю с ним вечный союз”. Другими словами: расскажи всем о том, что сделал Пинхас и как был награжден, чтобы все знали, что его деяние не осталось без награды и его поступок “будет предшествовать ему”.

 

 

 

Рав Нахум Пурер
Содержание раздела

 

Казнив Зимри, предводителя колена Шимона, и его партнершу, мидьянскую принцессу Козби, за разврат в Шатре Откровения, внук Аарона Пинхас отвел от евреев гнев Вс-вышнего и получил от Него в награду “союз мира”. Б-г велит “преследовать и разгромить мидьянитян”, пытавшихся склонить евреев к идолопоклонству. Моше и первосвященник Элазар подсчитывают численность колен. Общее число военнообязанных мужчин после смены поколений на 40-й год странствий в пустыне составило 601.730 человек - чуть меньше, чем при Исходе из Египта. Б-г сообщает Моше порядок распределения земли в Эрец-Исраэль. Отдельно приводится численность колена Леви, не получившего надела. Дочери Цлофхада из колена Менаше просят закрепить за ними отцовскую землю, поскольку у них нет братьев. Б-г подтверждает обоснованность претензий сестер и заодно сообщает порядок родственных предпочтений в еврейском законе о наследовании. Затем Он велит Моше взойти на гору и осмотреть издали Страну Израиля, в которую ему не суждено войти. Моше просит назначить нового руководителя нации. Им становится Иеѓошуа бин Нун. Раздел завершается указаниями о субботних и праздничных жертвоприношениях в Храме.

 

Отвертка в ухе
Представьте, что вы сидите в самолете и вдруг видите, как ваш сосед, респектабельный мужчина в хорошо сшитом костюме и в очках, достает отвертку, вставляет лезвие себе в ухо и начинает с силой ввинчивать в голову. Из уха уже сочится кровь…
Что вы предпримете? Закричите, чтобы он немедленно прекратил, позовете бортпроводницу, других пассажиров на помощь? Схватите его за руку, вырвете отвертку?
А если ваш сосед совершает грех, запрещенный Торой, какова ваша реакция? Не обратите внимания? Это не ваше дело? А, собственно, почему не ваше?
Идеи нас не пугают. Нас пугает только то, что видят наши глаза. Наверное, поэтому мы не боимся Б-га так, как должны бояться, не испытываем подлинного трепета перед Ним. Потому что мы Его не видим. Да, многие из нас верят (хотя бы в глубине души), что есть на свете Б-г, некий Абсолют, Высший Разум и Высшая Воля, Тот, Кто создал этот мир и ежеминутно хранит, поддерживает его. Но кто из нас ощущает Его присутствие ежедневно, ежеминутно? Кто понимает, что вот Он - перед нами, зорко следит за нашими действиями, читает наши мысли?
Да, если бы мы видели Б-га, мы не нарушали бы Его законы, записанные в Торе. Побоялись бы. Но мы Его не видим и поэтому часто «уходим» от Него. На иврите слова «страх» и «видеть» почти идентичны: мы боимся лишь того, что видим.
Когда мы видим убийство, нас охватывают неописуемый ужас и отвращение. Но когда мы видим, как евреев вынуждают нарушать шаббат или есть некошерную еду, наша реакция куда сдержаннее. Хотя должно быть наоборот. Убийца лишает свою жертву только жизни в этом мире. Но когда человека толкают на преступление против Торы, он лишается подлинной, осмысленной жизни в этом мире и духовной награды в Мире грядущем. Его душа отсекается от Источника всякой жизни.
В сегодняшнем разделе Б-г велит Моше: «Преследуй мидьянитян и разгроми их, ибо враги они вам в кознях своих…» Мидьянитяне толкали евреев в пропасть дремучего, варварского язычества, подстрекали к бунту против Б-га и Торы, пытались совратить, не останавливаясь перед использованием своих женщин, даже самых знатных, таких, как принцесса Козби.
Вот почему Тора, столь миролюбивая и гибкая в оценке человеческих слабостей, жестко требует от нас не просто избегать мидьянитян, не искать с ними мира, как с другими народами, а решительно атаковать, поддерживать с ними состояние войны, чтобы постоянно напоминать себе во всех поколениях, как они пытались привить нам отвратительнейшее из качеств - любовь к разврату, аморальности, как они хотели вытеснить нас не только из этого мира, но и из Мира грядущего.

 

Печаль моя светла…
В этом году раздел «Пинхас» читается в трехнедельный траурный период между двумя постами - 17 Тамуза и 9 Ава. Эти посты, установленные в память о разрушении Первого и Второго иерусалимских храмов, напоминают нам и о других трагедиях, постигших еврейский народ в те же дни в разные эпохи.
Первыми в исторической цепочке несчастий стоят грех поклонения золотому тельцу, случившийся 17 Тамуза в первый год Исхода, и клеветнический отчет разведчиков об Эрец Исраэль, который они принесли 9 Ава.
Раздел «Пинхас» не случайно выпадает на этот период. Он смягчает настроение скорби, вносит в нее элемент оптимизма. Из него мы узнаем об отважном молодом коэне, который, рискуя жизнью и добрым именем, вступился за честь Б-га, не пошел на поводу у событий. Такого отважного ревнителя евреям не хватило в истории с тельцом. Пинхас исправил грех пассивного равнодушия, непротивления злу.
В том же разделе говорится о том, как дочери Цлофхада отстаивали свое право на земельный надел в Эрец Исраэль. Их похвальное рвение, по крайней мере, частично перекрыло грех разведчиков - пренебрежение к бесценному дару Творца, Стране Израиля, и неверие в Его способность закрепить ее за нами.
Там же, в «Пинхасе», рассказывается о порядке принесения общественных жертв в Храме. Известно, что именно 17 Тамуза, когда римляне пробили бреши в крепостных стенах осажденного Иерусалима, во Втором Храме прекратились жертвоприношения (в Первом Храме, сожженном пятью веками ранее вавилонским царем Навуходоносором, это произошло еще раньше - 9 Тамуза). О чем это говорит?
Мудрецы отвечают. С наступлением мессианской эры 17 Тамуза будет отмечаться как первый день многодневного фестиваля, который будет продолжаться до 9 Ава. Двадцать дней между нынешними постами станут полупраздничными, как недели Песаха и Суккота. Поэтому, когда мы читаем в разделе «Пинхас» о жертвоприношениях, совершаемых в Храме, гибель которого мы оплакиваем эти три недели, наша печаль смягчается надеждой на скорое духовное возрождение еврейского народа и коренной поворот в его исторической судьбе…

 

 

 


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Пинхас (часть 2) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Статистика