::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Беѓаалотха (часть 2)

1-06-2012, 10:24 Разместил: jude Просмотров: 2218

Комментарий к Торе
Книга Бемидбар
часть 2
Недельный раздел Беѓаалотха
Главы 8:1-12:16
“Скажи Аарону - когда будешь разжигать огонь светильников…”.
Будешь разжигать на иврите - беhаалотха.

 

Рав Йосеф Кармель
Перевод Якова Герштейна
Семьдесят точек зрения
В ответ на просьбу Моше Вс-вышний повелел ему выбрать 70 старейшин. В Египет спустились семьдесят потомков Яаакова, Тора была дана на семидесяти языках. Это число включает все мнения, не пропуская ничего, в нем отражено полное имя Вс-вышнего. Разнообразие точек зрения позволяет проявиться Б-жественному присутствию. В недельной главе Бэаалотха есть два эпизода, из которых можно многое выучить о личности Моше. В первом из них мы видим, как Моше наполнил своей духовной силой и пророчеством семьдесят старейшин. Во втором рассказывается, как Аарон и Мирьям критикуют его за неправильное, на их взгляд, отношение к его жене, Ципоре. В обоих случаях личность Моше проявляется во всем его величии, а величие Моше - это в особенности его скромность.
Избрание старейшин на лидерские позиции было реакцией Б-га на жалобу Моше: “Не могу я один нести весь народ этот, ибо слишком тяжело это для меня!” (Бемидбар, 11:14). Рамбан (Бемидбар, 11:16) указывает, что выбор 70 старейшин не являлся вопросом удобства или неудобства. Причина, по которой Вс-вышний велел Моше выбрать 70 старейшин, находится глубже. Есть 70 народов мира и 70 языков мира, 70 наших праотцов, которые спустились в Египет. Значение числа 70, по мнению Рамбана, - то, что оно “включает в себя все мнения, не оставляя ничего пропущенным”. Семьюдесятью мудрецами руководил Моше - сам 71-й мудрец, как и в Санэдрине, где наси (”глава”) руководил 70 мудрецами. Рамбан говорит, что именно вследствие того, что Вс-вышний руководил 71 мудрецами, полное имя Вс-вышнего состоит из 72 букв.
Некоторые видят Моше существующим на совершенно ином уровне по отношению к другим пророкам. Принято считать его символом всего пророчества как явления. В любом случае, мы можем извлечь из этой истории важный урок. Существовала необходимость в 70 мудрецах, руководить которыми будет Моше. Только таким образом могут быть представлены все возможные точки зрения и подходы, и тогда Б-жественное Присутствие сможет действительно обитать среди всех евреев. Различные точки зрения не должны вызывать разногласия в народе. Рамбан говорит, что присутствие Моше на вершине этих семидесяти - гарантия единства еврейского народа".
Вс-вышний согласен с Моше, который не мог в одиночку руководить еврейским народом, и Моше тщательно усвоил этот урок. Когда Йеошуа резко отреагировал на поведение Эльдада и Мейдада, Моше отреагировал на их действия с пониманием: “И отозвался Йeошуа, сын Нуна, служитель Моше, из избранных им, и сказал: Господин мой, Моше! Задержи их! И сказал ему Моше: не ревнуешь ли ты меня? О, если бы весь народ Г-сподень был пророками, лишь бы возложил Г-сподь дух Свой на них…” (Бемидбар, 11:28-29).
На первый взгляд может показаться: скромность Моше является свидетельством того, что его можно было свободно критиковать. На самом деле это не так. Доказательством служит следующий эпизод: родные брат и сестра Моше, Аарон и Мирьям, критикуют поведение Моше по отношению к его жене. При этом они говорят: “Разве только с Моше говорил Г-сподь, ведь и с нами Он также говорил... И услышал Г-сподь” (Бемидбар, 12:2). Вот, что пишет о реакции Вс-вышнего Тора: “И сказал Г-сподь внезапно Моше и Аарону и Мирьям: выйдите вы трое к шатру соборному. И вышли все трое. И сошел Г-сподь в столпе облачном, и стал у входа шатра, и позвал Аарона и Мирьям, и вышли они оба. И сказал Он: слушайте слова Мои: если и есть у вас пророк, то Я, Г-сподь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним. Не так с рабом Моим Моше; доверенный он во всем доме Моем. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Г-спода зрит он; как же не убоялись вы говорить против раба Моего, Моше? И возгорелся гнев Г-спода на них, и Он отошел. Облако отошло от шатра, и вот, Мирьям покрыта проказою, как снегом. И взглянул Аарон на Мирьям, и вот - прокаженная она”. (Бемидбар, 12:4-10).
Реакцией Моше на наказание Мирьям не было злорадство - он тут же начал молиться за ее наискорейшее выздоровление...

 

Рав Йосеф Кармель
Перевод Якова Герштейна
Время трубить в трубы
В недельной главе Беhаалотха говорится о тех случаях, когда народ должен трубить в серебряные трубы - хацецрот: "И когда пойдете на войну в земле вашей против врага, враждующего с вами, то трубите прерывисто; и будете вспомянуты перед Г-сподом, Б-гом вашим, и будете спасены от врагов ваших. И в день веселья вашего, и в праздники ваши, и в начале каждого месяца вашего тоже трубите в трубы при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших; и это будет напоминанием о вас пред Б-гом вашим: Я Г-сподь, Б-г ваш." В первом случае мы трубим, взывая к Вс-вышнему о спасении от врагов. Во втором случае мы трубим, совершая жертвоприношения в праздники, дни веселья, а также в рош-ходеш – первый день нового месяца. Какие дни названы «днями веселья»? Ведь праздники уже упомянуты при перечислении отдельно. Книга Сифрей приводит два мнения – либо «днем веселья» назван Шабат, либо так сказано о любом дне, когда приносятся ежедневные жертвоприношения тамид, источник нашей радости... Рабби Авраам ибн Эзра объясняет: в трубы трубят, дабы все сыны Израиля услышали о принесении субботнего жертвоприношения и обратили свои сердца ко Вс-вышнему. Подход Ибн-Эзры отражен в тексте субботнего гимна «Ки Эшмера Шабат», где говорится: «Это день радости». Возможно, что спор, приведенный в сборнике Сифрей, фокусируется вокруг вопроса: связано ли вообще понятие «святость» (кдуша), характеризующее Шабат, с понятиями «радость, веселье, счастье»? Некоторые считают, что аскетизм и воздержание – это высший уровень святости. Другие ратуют за совсем другое соотношение между воздержанием и весельем, вспоминая слова из книги Экклизиаста: “Иди же, ешь в радости хлеб свой и пей с веселым сердцем вино свое, ибо уже благоволит Б-г делам твоим” (Коэлет 9:7). По поводу определения Шабата как «дня радости» существуют различные мнения мудрецов. Пишет Манхиг: “Мы не произносим покаянную молитву Таханун в пятницу после полудня, потому что Шабат назван днём радости”. Другой мудрец, Маараль, считает, что даже если человеку приснился дурной сон, он не может поститься из-за этого в Шабат, так как Шабат назван днем радости, а радость в этом мире неразрывно связана с едой и питьем, как мы читаем в книге Коэлет. В завершение приведем другое рассуждение Ибн Эзры, основанное на простом значении стихов Торы. Эта идея Ибн Эзры имеет особое значение для нас, живущих в эпоху национального возрождения еврейского народа и создания государства Израиль. До сих пор мы рассматривали 10-й стих, в котором говорилось о трублении в серебряные трубы хацецрот в дни радости, отдельно от предыдущего стиха, который говорит о трублении в минуты опасности и угрозы. Однако Ибн Эзра усматривает логическую связь между этими двумя стихами. Ведь когда народ возвращается с победой с поля битвы - это самое время для того, чтобы радоваться и приносить благодарственные жертвоприношения. В качестве примера таких общенациональных дней благодарности за избавление от угрозы и за победу в войне Ибн Эзра приводит Пурим и Хануку. Эта идея является лежит в основе празднования Дня Независимости и Дня Иерусалима: мы считаем священным долгом выразить нашу благодарность Вс-вышнему за избавление от врагов, чудеса и победы, которые Он нам послал. Таким образом, мы связываем собирание изгнанников народа Израиля, свидетелями которого мы являемся, с тем «временем радости», о котором говорится в нашей недельной главе. Да удостоимся мы прожить нашу жизнь в радости, и пусть наше поколение сумеет поблагодарить Вс-вышнего за наше освобождение.

 

Рав Шломо Авинер
Перевод Ханы Ар-Шалом
Семьдесят старейшин
В недельной главе Беаалотха рассказывается о том, как сыны Израиля возроптали в пустыне: “Заплакали опять и сыны Израиля и сказали: кто накормит нас мясом?” (Бемидбар, 11:4). Моше Рабейну обращается ко Вс-вышнему со словами: “Откуда у меня мясо, чтобы дать всему народу этому, когда плачут они предо мною?”, на что Вс-вышний отвечает: “Собери мне семьдесят мужей из старейшин Израиля, о которых ты знаешь, что они старейшины народа и надзиратели его, и возьми их к шатру соборному, и пусть предстанут они там с тобой. А Я сойду и буду говорить там с тобой, и отделю от духа, который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа этого, и не будешь ты нести один” (Бемидбар, 11:16).

Казалось бы, ответ не к месту. Моше говорит о мясе, а не о духе. Но дальше Вс-вышний отвечает и на вопрос о мясе: “Народу же этому скажи: приготовьтесь к завтрашнему дню и будете есть мясо”. Но вот Тора снова возвращается к старейшинам: “И сошел Г-сподь в облаке, и говорил с ним, и отделил от духа, который на нем, и возложил на семьдесят мужей, старейшин. И вот, овладел ими дух, и стали они пророчествовать, и не перестали. И оставались в стане два человека, имя одному Эльдад, а имя другому Мейдад, и осенил их дух, ибо были они из записанных, но не выходили к шатру; и они пророчествовали в стане. И прибежал отрок, и сообщил Моше, сказав: Эльдад и Мейдад пророчествуют в стане”. Сразу же после рассказа об Эльдаде и Мейдаде снова речь идет о мясе: “И ветер поднялся по велению Г-спода, и занес перепелов с моря”.
Почему две эти темы так тесно переплетены? Какая между ними связь? Такая смесь представляет собой “райский сад” для критиков Священного Писания. На их взгляд, произошла простая вещь: “автор Пятикнижия” “надергал” всяческих историй из различных источников, разложил их стопочками на столе, и конечно же, история о мясе и история о старцах находились в совершенно разных стопках, но вдруг подул ветер, все листы разлетелись, и испуганная секретарша гениального летописца бросилась ловить листочки, пытаясь восстановить прежний порядок, но все листы перепутались, и обе вышеупомянутые истории перемешались между собой. И ученые “критики” тут же вооружаются красной ручкой и наводят порядок в Торе: вот это документ номер один, а это номер два. И “учение о документах” предстает перед нами во всем своем великолепии. Есть даже издания Танаха, где под каждый стихом проведена линия определенного цвета, чтобы мы знали, к чему относится тот или иной стих.
Но мы-то знаем, что в Торе все стихи стоят на своих местах. Здесь нет никакой путаницы. Собрание семидесяти старцев призвано исправить грех роптания сынов Израиля. Здесь требуется не простое “болеутоляющее”, а основательное лечение. Проблема не в мясе. Если народ просит, можно накормить его и мясом, не в этом дело. Даже если у народа будет вдоволь мяса, это проблему не решит. Как же можно ее решить? Только так: “Собери мне семьдесят мужей из старейшин Израиля, о которых ты знаешь, что они старейшины народа и надзиратели его”.
Что это за люди? Это те самые люди, которых египтяне поставили надзирателями над народом во времена рабства. Они жалели народ и за это получали побои от египтян, как сказано: “И были биты надсмотрщики из сынов Израилевых, которых поставили над ними притеснители Паро” (Шмот, 5:14). Они могли бы сделаться “капо”, “еврейской полицией”, сотрудничать с мучителями, они могли бы укрепить свое личное положение за счет страданий народа, заботясь о спасении собственной шкуры. Но они не поддались соблазну, не предали своих истерзанных братьев, они приняли на себя их страдания, - и были наказаны за это побоями. Именно им подобает теперь стать вождями народа, этим людям, которые самоотверженно страдали за народ в Египте, им подобает возглавить народ в час кризиса.
Но самоотверженность является не единственным качеством, необходимым для вождя. Сильный вождь, который выстоял в трудный час, должен быть еще и духовным лидером. И старейшины, в награду за свою самоотверженность, удостоились и этого: “И вот, овладел ими дух, и стали они пророчествовать, и не перестали”. Сила вождя - в духовности. Дух народа, ослабленный материальными запросами, можно укрепить духовностью. Для того, чтобы стать во главе народа, необходимы люди, которые стремятся не к мясу, а к слову Г-спода. Необходимо возжечь в сердцах свет духовности, и тогда мелочность и низменные стремления исчезнут сами собой.
Возникает вопрос: разве Моше Рабейну не способен самостоятельно укрепить дух народа? Почему для этого необходимы старейшины? Ведь их дух - это тот дух, который Вс-вышний отделил от Моше, как сказано: “...И отделил от духа, который на нем, и возложил на семьдесят мужей, старейшин”. Разумеется, Моше Рабейну наиболее подходит для выполнения этой функции. Но в народе были люди, которые считали, что Моше слишком велик для них, что его духовный уровень слишком высок, и это отдаляет его от народа. Эльдад и Мейдад пророчествовали в стане: “Моше умрет, и на его место встанет Йеошуа”. Они как бы говорили этим, что Моше трудно руководить народом в условиях материального мира, он - духовный вождь, тогда как Йеошуа - вождь национальный.
Это, конечно, было ошибкой. Моше Рабейну находится на очень высоком духовном уровне, но вместе с этим он стоит обеими ногами на земле. Его духовность принимает форму законов Алахи - законов Торы, которые учат нас, как правильно жить в этом мире. Недостаток заключается не в Моше, а в народе, который не умеет его правильно понять. Святость Моше не служит народу примером для подражания. Народ говорит: “Моше высок и свят, но что нам до этого? Мы люди простые, эта святость не для нас”. Поэтому Вс-вышний задумал привлечь семьдесят старейшин, чтобы они служили примером для каждого человека из народа. Ведь эти старцы - “из наших”, выходцы из нашей среды, простые люди, которые были с нами в Египте, терпели вместе с нами рабство, и если они смогли удостоиться святого духа, то и мы сможем.


Рав Шломо-Зелиг Аврасин
Народ Израиля и Тора – близнецы-братья
Мне хотелось бы в этой статье раскрыть еще один аспект связи между народом Израиля и Торой, связанный с нашей недельной главой.
В стихе, говорящем о задачах левитов, пять раз упоминается выражение "сыны Израиля": "И ОТДАЛ Я ЛЕВИТОВ в помощники ААРОНУ И СЫНОВЬЯМ ЕГО ИЗ СРЕДЫ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, ЧТОБЫ ОНИ ИСПОЛНЯЛИ СЛУЖБУ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ В ШАТРЕ ОТКРОВЕНИЯ И ИСКУПАЛИ ВИНУ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ С СЫНАМИ ИЗРАИЛЯ НЕСЧАСТЬЯ, КОГДА БУДУТ ПОДХОДИТЬ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ К СВЯТИЛИЩУ"(Бамидбар 8:19).
Возникает правомерный вопрос – что хотела сказать нам Тора этим пятикратным упоминанием? РаШИ отвечает на этот вопрос так: "Пять раз сыны Исраэля названы в этом стихе (тогда как четыре раза "сыны Исраэля" можно было заменить личным местоимением "они"). – Ибо они так дороги (Превечному), что упоминание о них повторено в одном стихе (пять раз) соответственно числу пяти книг Торы. Так видел я в Беpeшuт paбa".
МаГаРаЛь развивает эту тему и задается вопросом, как связанно особенное отношение Вс-вышнего к сынам Израиля с общей темой данного отрывка – определением роли левитов в храмовой службе. Напомним, что левиты еще в книге Шмот были выделены из среды народа дабы заменить превенцев Израиля, принявших участие в грехе золотого тельца. Согласно объяснению МаГаРаЛя, подобное пятикратное упоминание ставило перед собой две цели: с одной стороны, Моше показывает левитам, какая почетная роль им уготована – они будут выступать как представители всего Б-гоизбранного народа, пользующегося особым расположением Творца и имеющим для Него ценность, подобную ценности пяти Книгам Торы. С другой стороны, в задачу левитов входит не допускать гибели евреев в следствие чрезмерного приближения к Храму и святыням, и следить за исполнением всех необходимых условий (ритульной чистоты, времени и места) при посещении Храма исраэлитами, ибо гибель одного еврея приравнивается к сожжению свитка Торы, как об этом говориться в Талмуде.
Вот на этом моменте я и хотел остановиться подробнее. Согласно нашей Традиции, связь между народом Израиля и Торой пронизывает все уровни бытия – от самых материальных до высших духовных уровней. Причем каждый отдельный представитель народа имеет собственную букву в Торе, которая соответствует его особой духовной матрице. Эта концепция построенна на двух принципах: во-первых, на том, что все евреи мира представляют собой единую сущность, и Вс-вышний ведет диалог как с каждой составляющей этой сущности, так и со всем народом в целом. Во-вторых, каждый отдельный элемент данной сущности имеет свою особенную и неповторимую функцию, подобно букве в Торе, которая не может быть выброшена без искажения всех семидесяти уровней. Поэтому смерть отдельно взятого представителя народа подобна сожжению Торы – "микрокосм" личности влияет на "макрокосм" бытия народа и наоброт. Они отражаются друг в друге: как Тора представляет собой совокупность букв и слов, выражающих одновременно огромное количество понятий, также и в каждом слове, и в каждой ее букве выражается все Тора целиком.
Тора и народ Израиля, если так можно выразиться, "близнецы-братья" – они оба не принадлежат полностью материальному миру, хотя и связаны с ним неразрывно. Уместно также будет сравнить симбиоз Торы и Ираиля с симбиозом актинии и рака-отшельника (если абстрагироваться от самой природы этих существ). Тора, представляя собой идею, от которой зависит само существование этого мира, нуждется в носителе, т.е. народе, а народ не может обходиться без жизненной силы, которой Вс-вышний питает его посредством Торы и заповедей. Такой симбиоз возник у горы Синай после окончательного оформления евреев как нации. Поэтому праздник Шавуот – второй (после Песаха – физического рождения) день рождения народа Израиля, день обретения национальной идеи. А за ним, в добрый час последует третий день рождения – Суккот, воплощающий идею возвращения народа Израиля в материальный мир, т.е. заселение Земли Израиля, но уже вооруженного инструментом познания и изменения этого мирак в лучшую сторону – священной Торой. 

 

Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
Б-г учит первосвященника Аарона правильно зажигать Менору в Храме. Моше освящает колено Леви для храмовой службы вместо первенцев из других колен, виновных в поклонении Золотому тельцу. Левиты проходят обучение в возрасте от 25 до 30 лет, затем служат в Храме 20 лет, после чего их переводят на более легкую работу. Ровно через год после выхода из Египта Б-г велит евреям принести пасхальную жертву. Тем, кто не смог сделать это вовремя по уважительной причине, разрешено принести ровно через месяц “песах шейни”, вторую пасхальную жертву. В день освящения передвижного Храма его покрыло облако Б-жественной Славы; ночью оно превращалось в “огненное явление”. По этому облаку евреи узнавали, когда надо отправляться в путь и когда остановиться на привал. Б-г велит Моше изготовить две серебряные трубы для сбора и оповещения людей. Указан порядок следования колен в походном строю. Моше приглашает своего тестя Итро присоединиться к евреям, но тот возвращается в страну Мидьян. “Эрев рав”, иноплеменники, примкнувшие к евреям при Исходе, провоцируют бунт. Народ жалуется на однообразное питание, состоящее из одной манны, и ностальгически вспоминает египетскую еду. Моше говорит Б-гу, что не может больше управлять строптивым народом в одиночку. Тогда Б-г велит ему отобрать 70 старейшин (прообраз будущего Синедриона) для участия в руководстве и наделяет их пророческим даром. Двое из этой группы пророчат в стане, что не Моше, а его ученик Иегошуа бин-Нун приведет народ в Эрец-Исраэль. Иегошуа требует наказать “клеветников”, но Моше доволен, что теперь у евреев есть и другие пророки кроме него. Б-г посылает огромное количество перепелов тем, кто жаловался на отсутствие мяса в пустыне, а затем поражает недовольных мором. Мирьям, сестра Моше, наказывается “проказой” за несправедливые обвинения в его адрес и покидает стан. Народ ждет ее семь дней до окончания карантина.

Вид с верхушки дерева
“А человек этот, Моше, был скромнейшим из всех людей, что на земле” (12:3).
Берл, тихий религиозный еврей, много лет проработал бухгалтером в маленькой конторе. Но однажды его вызвал начальник и вручил увольнительное письмо. Берл оказался на улице. Через четыре месяца ему перестали платить пособие по безработице, а еще через месяц иссякла и крошечная сумма, полученная от хозяина конторы как компенсация за увольнение.
Берл не знал, что делать. Другой работы для него не находилось, а жить на что-то надо…
Однажды, проходя мимо зоопарка, он заметил объявление: знаменитая на весь город горилла Дрогба испустила дух и переселилась в райскую клетку на небесах.
Дрогба была главной аттракцией этого провинциального зоопарка, и местные дети очень переживали потерю. Поэтому дирекция решила, что пока зоологи и их спонсоры будут подыскивать замену в других зоопарках, место в клетке займет дублер. Дирекция приглашала желающих попробовать себя в роли и в шкуре гориллы.
Берл перечитал объявление несколько раз, одновременно прислушиваясь к урчанию в своем животе: после шаббата он ни разу по-настоящему не обедал. Он пошарил в карманах - они были пусты, как и его желудок. У него не было даже нескольких монет на бублик с маком и стаканчик кофе. Выпростав руки из пустых карманов, он решительно направился в контору зоопарка.
После короткого инструктажа и репетиции в шкуре гориллы Берл почувствовал, что вполне готов вступить в новую должность. Рано утром, еще до открытия зоопарка он вошел в обезьянью клетку и сел в угол, стараясь не привлекать к себе внимание нахлынувших посетителей. Однако дети с любопытством разглядывали нового обитателя зоопарка. Наконец, один мальчик бросил ему банан.
Искоса глядя на угощение, Берл снова почувствовал голодное бурчание в животе. Он медленно и как бы нехотя прокосолапил на четырех лапах, как заправская горилла, к банану, подхватил его, очистил и, тихо произнеся благословение, запихал себе в пасть. Прежний обитатель клетки, наверняка, не ел бананы с таким же аппетитом. Мальчик бросил Берлу еще один банан, потом еще…
После четвертого угощения Берл решил, что с него хватит, и бросил пятый банан обратно мальчику. Тот громко рассмеялся - ему понравилась эта игра, и снова швырнул банан между прутьями клетки. Берл отбил его ногой и взобрался на нижнюю ветку дерева, росшего в клетке. Войдя в роль, он стал отважно карабкаться вверх по веткам, все выше и выше, забыв, что он не горилла, а всего лишь немолодой еврейский бухгалтер в мохнатой обезьяньей шкуре.
Он уже почти добрался до верхушки, как вдруг оступился, дерево под ним согнулось и сбросило его вниз, после чего резко выпрямилось. Берл с грохотом, вполне соответствовавшем его 75-килограммовому весу, рухнул в соседнюю клетку и оказался лицом к лицу со львом.
Берл подумал, что пришел его конец, и завопил что было мочи: “Шма Исраэль, Ашем Элокейну, Ашем Эхад!!!”
Насмерть перепуганный лев громко заревел в ответ: “Барух Шем Кавод Мальхуто Ле-олам Ва-эд!!!”
И в этот момент из другой клетки, где проживал бурый медведь, донеслось гневное рычание: “Эй, ребята, если вы будете так шуметь, нас всех уволят…”.

“А человек этот, Моше, был скромнейшим из всех людей, что на земле”.
Еврейская традиция предостерегает: будь скромным; не увлекайся, не залезай слишком высоко - больно будет падать. Больно и опасно.
У скромности плохая репутация в мировой культуре. Герой должен быть смелым и отважным; мямли и нытики не в почете.
Однако смирение - это еще не слабохарактерность. Моше-рабейну, “скромнейший из всех людей”, не побоялся бросить вызов фараону, самому могущественному правителю той эпохи. Не боялся он и подвергать уничижительной критике весь еврейский народ, когда это требовалось. (Как это не вяжется с современной концепцией: народ всегда прав; с народом надо заигрывать; ему надо во всем потакать.)
Смирение и скромность не мешали Моше принимать непопулярные и даже опасные для него лично решения. Суть его несравненной скромности состояла в том, что он понимал, как никто другой ни до, ни после него, что нет привилегий без ответственности. Б-г не случайно выбрал именно его своим посланником среди других смертных и наделил такими духовными силами, такой силой пророчества, какими не обладал ни один человек; фактически, поставил его над всем избранным народом.


Рав Менахем-Михаэль Гитик
"Б-жественный свет Израиля"
«К середине Меноры будут светить семь свечей» Бемидбар, 8:2
Как мы с вами учили, каждая из 613 мицвот Торы имеет свои, совершенно характерные уникальные черты.
В чем особенность Меноры, о зажигании свечей которой идет речь в нашей недельной главе? Общий ответ, что это тот самый Б-жественный свет. Б-жественный свет – это не только Менора. Все мицвот Торы – Б-жественный свет. И это не уникальность. Так в чем уникальность? И почему Менора и семь ее и 22 чаши, и каждый элемент, и наши мудрецы из себя выходят и объясняют, и объясняют, и объясняют. А hалаха говорит, что малейшее отсутствие любого из элементов, не только стержней, но и одной из 22 чашечек, и уже -  не Менора. Эта удивительной сложности конструкция, которая, как и полагается, работает только при наличии всех элементов.
Но не в этом исключительность Меноры. Удивительная особенность Меноры, мицвы с нею связанной, заключается в том, что во всех мицвот Торы, мы, Израиль, обязаны делать, а результат делает Вс-вышний. В этой мицве, сказано в нашей главе Беаалотха, «ве яиру шив-ат каней hа менора», - «и светить будут 7 ветвей Меноры». Т.е. нет мицвы зажигать, есть мицва светить, как мы всегда учим. А это уже, как говорят в Одессе, принципиальная разница. Что значит: «Светить»? И вот здесь я и собираюсь задаться вопросом, который будет главным.
Простите, но как может Израиль, при всем уважении к Израилю, отвечать за результат? Ведь если мы делаем результат, если мы отвечаем за результат, так мы - во-первых, а Вс-вышний -  во-вторых, не дай Б-г. Это же - Вавилонская башня.
 Несомненно, хотели мудрецы через мидраш об Антиохе и его советников (пока горит свет Меноры,- сказали советники Антиоху, - евреи непобедимы.) передать важнейшую идею, что именно свет Меноры является свидетельством связи, что шхина находится среди Израиля. Но разве только Менора? И ответ был – конечно же. Потому что, когда еврей «Ваше сиятельство», когда он, слава Б-гу, сияет, то уже «не нужно никаких доказательств». Вот вам живое доказательство присутствия Б-га в этом мире – Израиль. Или, как сказал по этому поводу знаменитый антисемит и не менее знаменитый христианский философ Николай Бердяев. В ответ на вопрос «считаете ли вы себя верующим человеком?» он ответил – да, потому что существует еврейский народ. Но мы сейчас говорим не об исторической судьбе Израиля. Мы сейчас говорим о свете. Мы же не можем быть источником! Так как это понять?
Ответ будет фарисейский, чтоб вы не сомневались, т.е. по-настоящему тонкий. Рав Шломо Эфраим Лунчиц, автор комментария «Кли якар» - «Драгоценный сосуд», говорит вещь, на первый взгляд не очень масштабную. Он говорит следующее: «Интересно отметить, что так же, как Менора была сделана сама собой, так и огонь Меноры поднимался сам собой
А теперь начинается самое интересное. Как мы помним, «ки нер нешмат адам»,- пишет мудрейший из людей в книге Мишлей «Свеча, душа человеческая». Мудрецы, комментируя, объясняют, что мицвот, то, что делает человек - это свеча. А вот Тора - это свет. «Ки нер мицва ве Тора ор», т.е. мицва - это средство, это свеча. А уже сам свет, само свечение… свет в вакууме не виден. По многим разным причинам. Но одна из них – нет наблюдателя. По-другому. Нечего освещать. Для того чтобы был свет, говорит кабала, должен быть сосуд. Для того чтобы был свет, нужно что-то освещать. Свет не существует сам по себе. И кабала специально подчеркивает, что нельзя говорить о Б-жественном свете без желания получить, без сосуда, без того, что свет влияет.
Вся идея сияния, причиной которого являются евреи, в том, что они являются сопричиной. Сказано, что свет от зажженного масла Меноры, был, как можно это увидеть в наших ханукальных светильниках, невелик.  Когда мы зажигаем свечи ханукии, появляется свет. Но свет, он в начале маленький. Понемногу, видимо, впитывая масло (простите за незнакомство с этими процессами), разгорается и начинает светить больше и больше, и доходит до максимума. И это маленькое начало, по сути, то, что есть наше во всем мироздании.
Наша маленькая душа, в которую мы вкладываем совсем чуть-чуть, минимум, только, что не гаснет, совсем крошечный огонек. Он, подпитываясь маслом, начинает самовозгораться. Я не имею в виду никаких физических явлений. Я имею в виду совершенно духовную вещь.
 «Где присутствует Вс-вышний?»- Спросил как-то раби Менделе и ответил – «там, куда его впускает человек». Говорит рав Лунчиц, понимаете, душа, та самая, которая символизируется огоньком Меноры, она рвется вверх, она рвется к Источнику. Кто не пускает? Авонот, наши с вами преступления. Так вот, если бы от них избавиться, так она бы сама рванула вверх.
И мы снова возвращаемся к нашей классической теме. Вся задача человека – не творить добро, а высвобождать его из зла. Наша задача отделять зло от добра. И этим отделением мы высвобождаем добро и становимся его сопричиной. Понятно, что мы его не творим. Но, освободив его от сдерживающего зла, мы высвобождаем его живительную силу, которая и устремляется естественным образом, подобно огню, высоко ионизированному газу, вверх к источнику.
Таким образом, то новое, что мы открыли с помощью рава Лунчица - это ответ на вопрос, который на первый взгляд кажется очень сложным. Как же, так мы утверждаем, что это единственная мицва Торы, где мы отвечаем за результат – «светить». И это хорошо, потому что все остальные мицвот подпадают под нашу важнейшую картинку, где двухлетний малыш, в цигейковой шубке, смешно перепоясанный солдатским ремнем, тянет за собой тяжело груженые санки. Но как мы всегда учим, если посмотреть на жизнь ширше, то обнаруживается сзади идущий Родитель, который и толкает тяжелогруженые санки. А все соучастие малыша в том, как он смешно надувает щеки.
Но вот нам мицва, в которой мы, наконец-то, отвечаем за результат, за цель. Ведь смысл сказанного Антиоху его советниками, смысл идеи, которую хотят донести до нас мудрецы – пока мы, евреи, связаны с целью, Антиоху Епифанычу не светит. Пока мы светим – ему не светит! Но как же мы можем светить? Мы вторичны, при любом раскладе. И ответ – там, где мы вкладываем свою душу. И высшая духовная мера наказания, карет, отрезание души, это как раз, не дай Б-г, те самые усилия, которые прилагаются евреями, заталкивающими душу в непотребство. Результат – эти евреи остаются бездушными.
Так вот, избегая этого страшного, мы можем утверждать, что душа идет только в добро, только в хорошее. И вот здесь решается это противоречие. Так кто, во-первых? Ответ – силы, свет, энергию дает Вс-вышний. И даже этот естественный подъем, увеличение света, тоже делает Вс-вышний. Наше дело – тонюсенькая искорка, о которой говорит раби Менахем Мендел Шнеерсон из Любавичей. Вот эта точечка в сердце, которой мы не дали погаснуть.
Точечка тоже не наша. Что наше? Мы ее сохранили, мы не дали ей погаснуть. Это то, что в любых испытаниях у нас никому не отнять. А если мы ее сохранили и если мы зажгли и она капельку светится, это даже нельзя заметить, что она светится. Но остальное, что называется, дело техники Вс-вышнего. И так же, как Менора была сделана сама собой, вот так же и свет Меноры делается сам собой. Вот это и есть красивейшая идея рава Шломо Эфраима Лунчица. Он удивительнейшим образом показывает, что и свет Меноры, и сама она - сами собой. И вот это «сами собой» и есть ответ на вопрос, как мы можем быть сопричиной. Нам нужно надувать щеки, нам нужно делать сосуд. Нам нужно не отчаиваться, не гасить искру, имплантированную Вс-вышним в вашем сердце.

 

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Беѓаалотха (часть 2) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Сколько зелёных
кружков на картинке:*


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика