::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Беѓаалотха (часть 1)

1-06-2012, 10:14 Разместил: jude Просмотров: 1836

Комментарий к Торе
Книга Бемидбар
Недельный раздел Беѓаалотха часть 1

Главы 8:1-12:16
“Скажи Аарону - когда будешь разжигать огонь светильников…”.
Будешь разжигать на иврите - беhаалотха.

 Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Избранные комментарии на недельную главу Беѓаалотха
Смертным не дано понять волю Вс-вышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Глава 8
1. В этом разделе повествование возвращается к продвижению спасшихся из Египта по направлению к цели - стать народом Б-га. Это повествование было прервано после главы 34 книги Шмот, где рассказывалось о возобновлении Завета после искупления народом греха золотого тельца. Цель этого перерыва состояла в экспозиции - с учетом возведения Святилища Закона и через законодательство, составляющее содержание всей третьей книги и начало четвертой книги вплоть до этого места, - того идеала, ради которого Израилю предстояло стать Б-жьим народом. Однако Израилю предстояло готовиться к осуществлению этого идеала на протяжении сотен и даже тысяч лет, и этой подготовке суждено было растянуться до наших дней… Именно этот парадокс, заключающийся в существовании гигантской пропасти между Израилем, каким он был ко времени дарования Закона, с одной стороны, и Законом и его предположениями и требованиями, с другой стороны, пропасти, которую можно было преодолеть лишь за века, должен быть самым красноречивым доказательством Б-жественного происхождения Закона, отличающим его как уникальное явление в истории человечества. Все другие кодексы законов формулировались, исходя из условий, господствовавших во времена их создания. Этот Закон - единственный Закон, возникший в качестве высшей цели развития человечества на земле; еще предстоит появиться тому поколению, которое будет достаточно зрелым, чтобы воплотить его идеалы в жизнь.
Переход к продолжению этой развивающейся истории осуществляется при помощи повторения наставлений коэнам об огнях меноры, описания вступления левитов на службу Святилища Закона в среде народа и возрождение народного самосознания как народа Б-га через учреждение призвания Израиля, которое должно заново каждый год подтверждаться Пасхальным жертвоприношением. И, наконец, Израиль покидает гору, на которой был получен Закон; возобновляется поход, который естественным образом должен был привести сынов Израиля прямо в Землю Обетованную, где этому народу предстояло претворить этот Закон в жизнь на все последующие времена. Затем - в стихах 35 и 36 десятой главы - повествование еще раз прерывается, и мы оказываемся внутри народного стана, чтобы увидеть, как много нужно готовиться этому народу и сколько зрелым нужно ему быть для выполнения поставленных перед ним возвышенных целей.

Глава 9
16-23. Облако представляло собой, если можно так выразиться, пастушеский посох, при помощи которого Б-г, Пастырь Израиля, сообщал Свою волю ведомому Им народу: когда и где ему надлежало разбить лагерь и когда и в каком направлении двигаться дальше. И нам рассказывается здесь, что воля и цель Его руководства действительно казалась непредсказуемой тем, кого она вела. Временами им приходилось подолгу стоять в одном месте, а временами им разрешалось отдыхать лишь несколько дней. Иногда отдых продолжался лишь одну ночь или день и ночь, а потом вновь были периоды, когда им приходилось стоять лагерем целый месяц или даже год. Рамбан отмечает, что поскольку им никогда заранее не давали знать, как долго будет длиться отдых, иной раз случалось, что они, сделав все приготовления для длительной стоянки, находили себя вынужденными, спустя всего несколько часов, выдергивать колья и возобновлять свой поход, повинуясь движению облака.
Такой была школа наших скитаний по пустыне, в которой мы должны были научиться раз и навсегда следовать Б-жественному руководству с преданностью и доверием вне зависимости от того, сколь непонятным оно может нам казаться; велит ли Он нам покинуть место именно тогда, когда привыкли к нему, или оставаться в положении, которое мы находим крайне неудачным. В тот период нам нужно было научиться с неизменной радостью и весельем исполнять то, что требует Б-г; быть постоянно счастливыми под пастырским посохом Его наставничества; находить удовлетворение в своем испытанном преданном повиновении; быть готовыми подчинить свои жизненные планы Б-гу и следовать в указанном Им направлении, даже если оно ведет к неизвестным нам целям, по пути, которого мы не понимаем; оставаться на месте терпеливо и стойко или двигаться с неизменным мужеством.
Однако при более внимательном изучении стихов 17-22, описывающих те упражнения, коими Б-г собирался научить народ, которым Он хочет вечно руководить, кажется, что главная функция этих упражнений состояла не столько в том, чтобы подвергнуть народ испытаниям длительного странствования, сколько в том, чтобы научить его терпению и стойкости в длительные периоды отдыха. Нам не сообщают в подробностях о скитаниях и их продолжительности, но нам постоянно рассказывается, и очень конкретно, о стойкости, проявленной сынами Израиля во время продолжительных стоянок. В стихе 17 мы читаем: «И только когда… сыны Израиля отправлялись в путь»; они тронулись в путь лишь после того - и не прежде, - как поднялось облако. А в стихе 18, после того как нам уже сообщили, что «по слову Б-га отправлялись сыны Израиля в путь и по слову Б-га располагались станом», текст повторяет: «все дни пока облако покоилось… они стояли станом». И, наконец, в стихе 19 тот факт, что Израиль не отправлялся в путь, даже когда облако оставалось неподвижным много дней, описывается как особое повиновение приказам Вс-вышнего, особое доказательство покорности Израиля Ему.
Таким образом, совершенно ясно, что особый акцент делается на стойкости и терпении Израиля. Этот акцент становится еще понятнее, если принять во внимание негостеприимность пустыни и в особенности полное осознание людьми того факта, что пустыней их скитания не закончатся. Они знали, что пункт их назначения находится не в пустыне, а в каком-то другом месте. Поэтому каждая сделанная ими в пустыне остановка, особенно та, что предшествовала роковому указанию, постановившему для них сорокалетнее странствие, служила лишь для того, чтобы не подпускать их к тому месту, которое, как им было известно, является их конечной целью. В этом заключается тренировка добродетели тихого, спокойного смирения и доверчивого терпения, которые, более всех иных качеств, необходимы руководимому Б-гом народу в его будущих галутных скитаниях по тому, что пророк называет «пустыней народов», скитаниях сквозь столетия, о цели которых столь многозначительно сказал пророк: «Хотя оно медлит, жди его» (Хавакук 2:3).

Глава 10
10. …Давайте отметим вначале, что слово שמחה не обязательно обозначает состояние приподнятости, вызванной счастливым событием, но может употребляться и по отношению к состоянию внутренней безмятежности и хорошего настроения, которое, фактически, должно быть основной тональностью нашего существования. Достаточным доказательством этого могут служить многие стихи Писания (например, Теилим 4:8, 90:14, 97:11, 100:2 и 104:34, Коэлет 3:12, 9:7 и 11:9, Мишлей 5:18, 13:9, 23:24 и 25). То же самое, безусловно, справедливо и по отношению к целому народу, о котором рассказывает текст, бессмертному народу, которому не суждено узнать ни смерти, ни тотального разрушения… Это, конечно, должно относиться и к Б-жественной Обители Святилища Закона, за порогом которого должны оставаться и смерть и скорбь, где под ярким светом Б-жественного Присутствия могут процветать перед Б-гом лишь радость от исполненного долга, лишь безмятежность веселья в Б-ге, порожденная радостным чувством долга, где становится реальностью представление о том, что здесь радость находится на своем настоящем месте и где каждый призывается «служить Б-гу с радостью». Здесь любой обычный день мог бы по праву быть описан как день радости, и поэтому этот термин употребляется в данном стихе лишь для противопоставления дню угнетения, описанному в предыдущем стихе, рассказывающем о несчастье и угнетении, которые постигли народ, потому что Б-г покинул его. Следовательно, слова «в день вашей радости» могут с полным основанием относиться к постоянным жертвоприношениям, совершаемым каждый день, тогда как субботние жертвоприношения можно включить в понятие «праздники». Ибо, особенно в отношении специальных жертвоприношений, типичных для этого дня, Шабат включается в общее понятие моэд, так же как, согласно интерпретации Талмуда (Песахим 77ש), завершающий стих 29-ой главы (Бемидбар 29:39): «Так делайте Б-гу в ваши праздники» относится ко всем общинным жертвоприношениям, жертвоприношениям, для которых был установлен особый день, чтобы стих включал и дополнительные жертвоприношения Шабата…
Однако, если в силу нашего осознания Б-га, которое сопутствует каждому мгновению, любой обычный день, не затуманенный печалью, становится днем радости, тогда такой день как Шабат, исключительно посвященный такому пониманию Б-га, который вселяет дыхание שמחה и в работу, и в устремления всех других дней недели, безусловно, должен быть определен как главный «день нашей радости». Неважно, в каком настроении застает нас Шабат - будь это настроение «полного цветения» или «увядшее» состояние печали, или глубокие размышления, раздумья о тайнах жизни, «и громко, и жалобно, и в размышлениях под арфу» (Теилим 92:4), - мысли, вызываемые каждым Шабатом, а именно: что мы живем и трудимся в Б-жьем мире вместе с другими созданиями Б-га, среди всех других творений Б-га, всегда будут вызывать у нас восклицание: «Ты возвеселил меня, Б-г, Своим деянием, радуюсь я делам Твоих рук» (Теилим 92:4) или, говоря словами нашей субботней молитвы: «Пусть возликуют в царстве Твоем соблюдающие Шабат»…
Таким образом, Закон стремится внушить нам: в дни радостного осознания Б-жественного, в периоды, когда особые воспоминания зовут нас к духовному общению с Б-гом, в дни, которые призывают нас к самообновлению, мы должны выразить свою радость жизни и готовность посвятить свою каждодневную деятельность стремлению к близости к Б-гу. Мы должны выразить это символически посредством жертв восхождения, приносимых в качестве постоянных ежедневных приношений и дополнительных приношений, и посредством общинных жертв мирной трапезы, как это имеет место в случае ягнят, приносимых в жертву на Шавуот. Во всех этих случаях мы должны взывать к Б-гу при помощи תקיעה, (трубных звуков), пристально вглядываться в залоги нашей преданности в поисках близости Б-га, порождаемой каждым особым периодом, призывая Его приблизиться к нам, так же как мы сами, внимая Его призыву, стремимся приблизиться к Нему. Таким образом, звуки труб при общинных жертвоприношениях - это призыв Израиля к Б-гу придти к нам. Он выражает, в буквальном смысле, концепцию קרבן («жертвоприношение», буквально «приближение»); а наше стремление к Б-гу, так же как и то, что мы призываем Его сойти к нам, воплощает тот идеал, который трансформирует эти приношения в жертвоприношения для назначенных периодов - субботние жертвоприношения и постоянные ежедневные жертвоприношения также являются моадим, - и, таким образом, в моменты объединения Израиля с Б-гом…
33. …В течение всего этого трехдневного перехода они видели перед собой Ковчег Завета, шествующий перед ними и ищущий, так сказать, подходящее место для стоянки. Такое постоянное лицезрение, безусловно, могло поддерживать в них радость и мужество, приходящие от понимания того, что идешь путями Б-га, так же как Б-жественное облако, которое парило над ними и двигалось вместе с ними на марше, могло гарантировать им в пути постоянную Б-жественную защиту.
35-36. И БЫЛО, КОГДА КОВЧЕГ ОТПРАВЛЯЛСЯ В ПУТЬ. Во вступительных словах нашего комментария к стиху 1 главы 8 мы уже отметили, что в этом разделе вновь возвращаются к истории народа Израиля и продолжают повествование, которое было прервано в главе 34 книги Шмот для того, чтобы рассказать о грехе золотого тельца и о возобновлении Завета Израиля с Б-гом. Если бы народ уже достиг возвышенного уровня, необходимого для воплощения выраженных в Законе идеалов, обнародование которого было ныне завершено на горе Синай, вся его последующая история была бы совершенно иной и много менее запутанной. Тогда путь Израиля прошел бы от горы Б-га прямиком в Землю Б-га. Преданное соблюдение Израилем этого Закона в Земле возвысило бы тогда еврейское Святилище Закона и еврейский народ Закона до уровня Б-жественного света, посылающего свои лучи народам мира - предназначение, которое ныне лишь брезжит для нас из дали конца дней. В таком случае и история всего человечества, так же как и история Израиля, пошла бы другим путем.
Однако народ еще не достиг высокого уровня своего призвания. Уже в следующем стихе мы перенесемся в стан Израиля, и нам покажут ряд заблуждений, которые в итоге заклеймили все это поколение как недостойное вступления в Землю Закона. Нам показывают, что, в результате, обещанное дарование Израилю Земли в постоянное владение пришлось отложить на столетия, что Израилю придется пережить целый исторический отрезок подготовки к своему призванию и что даже этот процесс подготовки не может быть начат до того, как умрет это и не вырастет новое поколение. Следовательно, стих 34 отмечает один из самых важных этапов, поистине поворотную точку в еврейской истории, значительную настолько, что, по мнению Мудрецов, этот 34-й стих главы 10 считается заключительным стихом одной из книг Торы. Следующая 11-ая глава считается началом новой книги, а стоящие между ними два стиха 35 и 36 главы 10 составляют, по мнению Мудрецов, отдельную книгу. Также и по этой причине эти два стиха помещены в тексте между двумя перевернутыми буквами нун, которые очевидно соответствуют современным скобкам. Следовательно, существует фактически не пять, а семь книг Моше (Шабат 115б, 116а и Мишна Ядаим 3).
В тексте говорится: «когда Ковчег отправлялся в путь… Моше говорил: “Восстань…”,» а «когда останавливался, он говорил: “Возвратись…”.» Когда Ковчег начинал движение, Моше, так сказать, приглашал его двинуться вперед, а когда Ковчег останавливался, он призывал его остановиться. Итак, мы знаем, что, и двигаясь, и останавливаясь, Ковчег действовал не по повелению Моше. Тем не менее Моше участвовал в обоих процессах, выражая приглашение от своего имени, как если бы то, что уже произошло, фактически еще не произошло. В таком случае очевидно, что приглашение Моше есть выражение высочайшей, полнейшей, совершеннейшей и радостной покорности воле Б-га, при которой каждое изъявление Б-жественной воли приветствуется как свое собственное. Это - великолепнейшая манифестация речения рабана Гамлиэля: «Исполняй Его волю как свою собственную» (Авот 2:4). Кроме того, здесь имеется в виду, что воля Моше совершеннейшим образом гармонировала с волей Б-га. Как покажут дальнейшие события, эта самоотверженная предельная покорность воле Б-га и полное отождествление с ней находятся в вопиющем контрасте с настроением и позицией, которые все еще были характерны для современников Моше. Она представляет собой вершину той предельной нравственной и духовной наполненности осознанием Б-жественного, (которая характеризовала Моше, но) которая не будет характерна для народа в целом до конца дней и от которой зависит достижение цели всей истории; задачи, основой решения которой являются Израиль и его Закон. Отсутствие этого качества в народе привело к резкому повороту в истории Израиля, наводя на мысль о том, что именно этим словам Моше, запечатленным здесь для нас в письменном виде, предназначалось служить разделительной вставкой между двумя разительно отличающимися друг от друга книгами еврейской истории.

 

Рав Лев Кацин
Нести свет
Стоит ли в качестве первого знакомства с иудаизмом дать человеку почитать перевод Торы на русском языке?
«Железный занавес» рухнул, и сотни тысяч евреев оказались в Израиле или на Западе. Зачастую недавно приехавшие в Нью-Йорк иммигранты заходили в синагоги. Если местные евреи протягивали им руку, знакомились, приглашали к себе в дом, угощали за субботним столом, то рождалась дружба. Но бывал ли толк из того, что человеку просто давали в руки перевод Торы на русский язык?
Во многих синагогах стремились гостеприимно встретить евреев из бывшего СССР, покупали книги Торы и молитвенники с переводом на русский язык. Лично мне казалось, что для первого знакомства лучше дать почитать комментарии к Торе рава Ицхака Зильбера.
Представьте себе, что человек открывает книгу Торы и читает о службе в Храме и порядке жертвоприношений. «Какое это имеет отношение к нашей жизни?» - спросит он. Хорошо, если он действительно задаст этот вопрос, а не выйдет разочарованным из синагоги…
Письменная Тора - это буква Закона, в то время как устная Тора, выраженная в словах мудрецов Талмуда, - это дух Закона. Вс-вышний сокрыл в письменной Торе свет, который открывается в словах мудрецов. Потому процесс изучения Торы - это раскрытие сокрытого в ней света…
Представьте себе, что мы открыли Тору и прочитали о том, что «быка или овцу с одной более длинной или косолапой ногой» нельзя сделать жертвой (Ваикра, 22:23).
Мудрецы объясняют, что лишь здоровое животное может быть использовано в качестве жертвы. Если у животного есть дефект, его можно пожертвовать, оно будет продано и лишь деньги будут использованы для нужд Храма.
Талмуд (Тмура, 7) задается вопросом: а что если человек возьмет свое здоровое животное, но скажет, чтобы оно использовалось не в качестве жертвы, а было продано, а деньги пошли на нужды Храма? Совершивший это действие человек нарушил закон Торы, не использовав здоровую овцу наилучшим образом, заключает Талмуд.
Легендарный глава иешивы рав Авраам Пам выводит из этого закона важный для всех нас урок. Человек обязан думать о том, как лучше использовать овцу, и тем более он должен задуматься о том, как реализовать свой духовный потенциал!
Многие люди могли бы преподавать Тору детям, воспитывать и возвышать их души. Многие могли бы стать раввинами, лидерами своих общин, помогая духовному росту своих прихожан, укреплять мир и гармонию в их семьях. Однако зачастую люди думают о хорошей зарплате. В этом, конечно же, нет ничего плохого. Но если человек может быть учителем Торы и не реализует свой духовный потенциал, то он будет искать и не находить удовлетворения в своей жизни.
В более широком смысле это место Торы учит нас тому, что каждый человек должен найти себя и стремиться реализовать максимум своего духовного потенциала…
У каждого человека - своя судьба, свое предназначение, каждый - уникальная личность. Но что является общей судьбой, миссией еврейского народа?
На протяжении тысячелетий Менора являлась символом народа Израиля, олицетворением миссии евреев. В Иерусалимском Храме горел Семисвечник. Впервые свет Меноры был зажжен Аароном, после того как главы других колен принесли свои дары для открытия Мишкана, переносного Храма. «И говорил Вс-вышний Моисею, скажи Аарону: когда ты будешь зажигать Светильник…» (Бамидбар, 8:2).
«Почему раздел о светильнике расположен сразу после раздела о дарах глав колен? - спрашивает Раши и приводит слова мудрецов Талмуда: - Когда Аарон увидел дары, которые дали главы колен, то сердце его дрогнуло, потому что ни он, ни его колено [левитов] не участвовали в этом. Сказал ему Вс-вышний: “Твоя миссия больше их, ведь ты зажигаешь светильник!”»
Как бы ни важны были дары других колен, которые использовались для нужд Храма, все же миссия Храма заключалась в том, чтобы нести свет.
И что бы ни делал человек в своей жизни, какой бы ни занимался профессией, его главной миссией остается нести свет, освещать и согревать свою душу, свою семью и весь мир.

 

Рав Зеев Мешков
Свет души нашей
"И Б-г сказал Моше, говоря: "Скажи Аарону и говори ему так: "Когда ты будешь зажигать лампады, то на лицевую сторону светильника (меноры) пусть светят эти семь лампад". И сделал так Аарон: к лицевой стороне светильника зажег он лампады его, как Б-г повелел Моше" (Бемидбар, 8:1-3). Менора стояла в первом помещении Мишкана, которое называли «Святым» (в отличие от «Святая Святых», где располагался ковчег завета). Она была расположена у южной стены, рядом с завесой, отделявшей Святая Святых. Напротив нее стоял стол для двенадцати хлебов, а между ними – золотой жертвенник для принесения воскурений.
Менора – символ еврейской души. Она горела, освещая весь мир, и с ее лучами соединялся свет бесконечности. Когда ее зажигали в Храме, она очищала души, давая сыновьям Израиля силы постигать духовный мир, и даже раскрывала силы пророчества у тех, кто стремился получить этот дар. С менорой было связано постоянное чудо: ее горение продолжалось дольше, чем могло обеспечить то масло, которое наливали в лампады. Когда халдеи в 422 г. до н.э. разрушили Храм и угнали жителей Иудеи в плен, сыновья Израиля лишились очищающей силы. И это привело к тому, что люди утратили стремление к Б-гу и пустили корни в чужой земле. Даже когда появилась возможность вернуться и восстановить Храм, только сорок две тысячи откликнулись на призыв Б-га, переданный народу через пророка Зхарья: «Вернитесь ко Мне… и Я вернусь к вам» (1:3). И Вс-вышний для того, чтобы сохранить народ, дал ему новые неиссякаемые силы, которые позволят ему в будущем, даже попав под власть идолопоклонников, не раствориться и не исчезнуть. О том, что народ получил прочную опору для сохранения своего существования узнал пророк Зхарья из видения, дарованного ему в период возвращении из Вавилонского плена: «…вот менора из золота вся…И две маслины над ней… И отвечал я, и сказал ангелу, говорящему со мной, сказав: «Что это, господин мой?» И отвечал ангел, говорящий со мной, и сказал мне: «Разве ты не знаешь, что они (явления) эти (означают)?» И сказал я: «Нет, господин мой». И отвечал он, и сказал мне так: «Это слово Б-га…: «Не могуществом и не силой – только духом Моим», – сказал Б-г воинств» (Зхарья, 4:2-6). Иными словами, только душа сыновей Израиля, в которую Вс-вышний постоянно вливает силы, подобно тому, как в лампады доливают масло, поможет вырваться из рабства, приведет к победе над многоичсленными врагами и проложит путь к будущему исправлению мира. Это предсказание претворялось в жизнь в каждом поколении. Оно остается справедливым и в наше время.
Для того, чтобы не попасть в зависимость от других народов, не оказаться под влиянием их культуры и мировоззрения, необходимо жить в своей стране, управляемой главой государства, приверженным Торе и опирающимся на пророков. Когда же у нас нет своего царства, и Вс-вышний не посылает нам пророков, мы неизбежно попадаем в зависимость от других народов, которые навязывают нам свою культуру, идеологию и образ жизни. Что может спасти нас? Нет иного источника спасения, кроме как собственные силы души…

Собственные или Б-жественные?
И то и другое: поток света из бесконечности, дающий силы понимания, неугасающее стремление к духовности, любовь и милосердие, не прекращается ни на  секунду. Он дарует благословение, которое распространяется в среде сыновей Израиля, как масло в видении Зхарьи, стекающее из высших миров в менору.
О неизбывной силе души сыновей Израиля сказано: «Израиль озарен светом источника высших сил и великолепия, которые даются ему и находят свое проявление в жизни, наполняя ее мудростью, милосердием и любовью, святостью и связанной с ней красотой. Израиль находится в луче этого света, который оказывает влияние на его дух, возвышает его душу, что проявляется и в жизни отдельных людей и всего народа в целом…» (Рав Кук, Исраэль утхиято, 1).
Во II в. до н.э. эта сила позволила преодолеть распространение эллинизма, который, казалось, приведет к полной ассимиляции. Восстание Хашмонаев спасло сыновей Израиля и от сирийского владычества и от поклонения греческим божествам. Когда Йегуда Хашмонай освободил Йерушалаим, очистил Храм и зажег менору, она прогорела восемь дней. Это чудо раскрыло людям источник победы: сила души Израиля, которая горит, не переставая, благодаря чистоте, хранящейся в ее глубине, и позволяет распространяться
Б-жественному благословению.
В 68 г. н.э. римляне разрушили Храм, восстановленный сыновьями Израиля после возвращения из Вавилонского плена. В Риме на арке Тита, построенной для триумфального шествия в честь покорения Иудеи, изображены плененные защитники Йерушалаима, несущие менору – военный трофей десятого легиона. Изображения на триумфальной арке должны были увековечить победу императора над сыновьями Израиля, десятого легиона над защитниками Йерушалаима.
Французский историк Эрнест Ренан (1823 – 1892), в котором особое чувство гордости вызывало то, что в европейцах течет кровь легионеров, восхищался победой Рима над Иудеей. Он видел в этом победу рационалистов над теми, кто полагается на Б-га, власти мудрых людей над теократией, материи над духом. Но лучший судья того, кто прав, – время. Римская империя была захвачена варварами и исчезла с лица земли. Мир пережил войны, которые унесли не только десятки миллионов жизней, но и показали неспособность человечества, несмотря на развитие культуры и науки, найти свой путь к добру и справедливости. А на арке Тита сыновья Израиля так и продолжали нести менору.
«Вечный Израиля не обманет», – сказал пророк Шмуэль. И вечность оказалась сильнее времени. Еврейская душа пронесла Б-жественный свет через столетия. Ее стремление проявить себя, вырвавшись из плена, не угасло за две тысячи лет. Оно превратилось в силу, благодаря которой возродилось независимое государство, гербом которого стала менора, когда-то стоявшая в Храме. Даже наши злейшие враги, были вынуждены согласиться с тем, что еврейских дух стремления к свободе и еврейская душа – неистребимы: Великобритания, признав независимость Израиля, подарила в 1956 г. молодому государству менору из бронзы, высотою в пять и шириной в четыре метра. Ее установили возле Кнессета в саду Роз. На лицевой стороне меноры изображены 29 сцен из истории сыновей Израиля. Они включают в себя и изображения героев Танаха, и восставших в варшавском гетто, и первопроходцев, осваивавших землю Израиля, и строителей государства. В этом подарке видится не столько щедрость англичан, причинивших много горя евреям и в своей стране, и на Святой земле, сколько рука Б-жественного Проведения. Оно как бы указало, что душа сыновей Израиля, символом которой является менора, представляет собой стержень нашей истории. Она – та сила, которая хранила нас на протяжении двух тысяч лет в изгнании, вернула нас на родину и продолжает вести к восстановлению Храма и преобразованию всего мира.


Рав Зеев Мешков
От меноры к меноре через менору
«И сказал Б-г Моше так: «Поговори с Аароном, братом твоим, и скажи ему: «Когда ты будешь возносить лампады, семь лампад должны светить на лицевую сторону меноры» (Бемидбар, 8:1).
Через этот стих Торы раскрывается деталь закона, о которой не говорилось раньше: фитили должны быть направлены к лицевой стороне меноры – к той, которая обращена к золотому столу, с двенадцатью хлебами, расположенному у северной стены Мишкана.
Неужели только ради того, чтобы этот закон был записан в Торе заговорил Вс-вышний с Моше?
Все эти важные подробности: как расположить фитили в лампадах, сколько налить масла, когда очистить чаши, когда и как зажечь светильник – можно было перечислить в каком-либо справочнике для коэнов, а не записывать в Торе, в которой раскрываются тайны духовного мира. В этом стихе вечный смысл, имеющий отношение к каждому из сыновей Израиля.
И мудрецы Талмуда искали непреходящий смысл этого стиха, опираясь на устную традицию, передававшуюся из поколения в поколение от Моше.
«Зачем зажигать менору? – спросил рав Шешет. – Разве нужен коэнам ее свет, чтобы передвигаться в Мишкане или в Храме? Ведь сорок лет Вс-вышний светил сыновьям Израиля, озаряя все огненным столпом. И, когда нужно было, люди шли даже ночью». И тут же разъяснил: «Менору зажигали, чтобы она была свидетельством того, что Б-жественное Присутствие не оставляет сыновей Израиля» (Шабат, 22б). Или, иными словами, свидетельством того, что Б-жественный свет пронизывает наши души.
Но как доказать, что Его свет с нами, что он – наш разум, пророческий дар, интуиция, доброта, чувство прекрасного и силы, позволяющие постигать тайны духовных миров, делать научные открытия, создавать произведения искусства, раскрывающие мировую гармонию, и воспитывать будущее поколение? Ведь духовный свет невидим! И можно подумать, что всех наших успехов мы достигли «собственной силой и силой нашей руки». Поэтому в Мишкане, а затем в Храме, происходило постоянное чудо: в меноре соединялись сила огня и сила горения души, пронизанной Б-жественным светом. Несмотря на то, что в лампады наливали ровно столько масла, что его должно было хватить только на ночь, по крайней мере, две из лампад продолжали гореть и днем. И от фитиля одной из них коэн, заходивший вечером в Мишкан, а позднее – в Храм, вновь зажигал все остальные лампады. Потому менора и называется «свеча постоянная».
Зажечь менору не только огнем, но и силой своей души – «вознести лампады» – это заповедь Аарона, которая впоследствии была возложена на его потомков-первосвященников.
Исполнить ее не так-то просто. Поэтому Тора и поставила в заслугу Аарону, что он справился с ней, как сказано: «И сделал Аарон так: семь лампад засветили (по направлению) к лицевой стороне меноры». А Раши поясняет: «Это сказано, чтобы рассказать о достоинстве Аарона», о том, что он смог соединить свет своей души с пламенем фитилей меноры.
Во Втором Храме, когда ушел из жизни первосвященник Шимон а-цадик, лампады меноры перестали гореть днем: все они погасали к утру. Это произошло из-за того, что сыновья Израиля загрязнили свои души, поддавшись влиянию греческой культуры, которая начала распространяться в Иудее еще до завоеваний Александра Македонского. Но восстание Хашмонаев искупило этот грех и вернуло Б-жественный свет в души того поколения. И не случайно при возобновлении служения в Храме Вс-вышний сделал чудо для Йеуды Хашмоная, его воинов и всех сыновей Израиля: менора, в которую налили такое количество масла, которого должно было хватить только на одну ночь, горела восемь дней непрерывно.
А светится ли наша душа Б-жественным светом, когда Храма нет?
И на этот вопрос ответили мудрецы эпохи Талмуда, приоткрыв тайну через историю, приведенную в мидраше. Аарон очень огорчился, когда увидел, что князьям всех колен было дано принести жертвы в день освящения Мишкана, а ему – нет. И тогда Вс-вышний сказал ему: «Тебе будет дана заповедь, которая еще значительнее, чем та, которую исполнили князья. Их заповедь (жертвоприношения) исполняется только тогда, когда стоит Мишкан или Храм, а твоя будет действительной, даже если Храм будет разрушен» (Ваикра раба).
Но ведь менору не зажигают в дни изгнания, когда Храм лежит в развалинах!

Как же понять слова мудрецов?
Возникшее в дни Аарона соединение душ сыновей Израиля с Б-жественным светом вечно и неразрывно. Б-жественный свет не оставляет нас и в изгнании, хотя и не светит так же ярко через наши души, набравшие нечистоту. Тускнеют и блекнут наши способности, а пророческий дар исчезает совсем. И, тем не менее, соединение души со светом бесконечности, возникшее благодаря заповеди, исполненной Аароном, не исчезает. И не случайно символом надежды на возвращение из изгнания и восстановление Храма стала менора, изображенная на триумфальной арке Тита. Пленные сыновья Израиля несли ее на своих плечах две тысячи лет. И вот в 1956 году большая бронзовая менора с изображенными на ней важнейшими вехами истории еврейского народа была установлена перед Кнессетом, в саду роз.
Менора, унесенная в изгнание и пребывавшая там в среде сыновей Израиля, вернулась. Да, конечно, еще предстоит построить Храм и поставить в нем менору из чистого золота, расположить фитили в ее лампадах так, чтобы они были наклонены и в сторону золотого стола и в сторону центрального ствола, и зажечь их, и стать свидетелями нового чуда. И все же, даже пока все это еще не сделано, и еще не произошло чудо, нельзя отрицать, что соединение души сыновей Израиля с Б-жественным светом начало раскрываться и действовать в мире вновь.

 

 

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Беѓаалотха (часть 1) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Сколько зелёных
кружков на картинке:*


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика