::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Насо (часть 1)

1-06-2012, 12:09 Разместил: jude Просмотров: 2204

Комментарий к Торе
Книга Бемидбар
Недельный раздел Насо
Главы 4:21-7:89
«Произведи подсчет потомков Гершона…».
Произведи подсчет на иврите - насо.

 Часть 1

Рав Лев Кацин
Как вернуть сына?

 Однажды ко мне пришел человек и поделился своей болью, - пишет рав Нахум Диамант в своей книге «What You Need to Know About Marriage». - С четырнадцатилетнего возраста его сын начал плохо себя вести. Два года спустя он убежал из дома. Отец тяжело переживал бегство сына. Через четыре дня сын позвонил домой.
«Ты не жалеешь меня! - закричал отец. - Как ты можешь мучить своего отца четыре дня!»
В ответ сын повесил трубку. Два дня спустя отец обратился ко мне за помощью: «Как вернуть сына?»
– Я не знаю тебя и твою семью, не имею понятия, почему твой сын убежал из дома, - ответил я. - Тем не менее из нескольких слов, которые ты мне рассказал, я все же попытаюсь сделать вывод, почему он убежал, и дам тебе совет, как вернуть его домой.
На протяжении своей жизни он видел отца, который думал только о себе, беспокоился только о себе, забывая о сыне. Потому он решил восстать против тебя, и этим заставить тебя обратить на него внимание. Твой шестнадцатилетний сын убежал из дома, надеясь, что ты начнешь беспокоиться о нем. Он позвонил домой для того, чтобы узнать, изменилось ли твое к нему отношение. И что же он услышал? «Ты не жалеешь меня! - закричал ты на него. - Как ты можешь мучить своего отца четыре дня!»
«Мой отец думает только о себе, я ему безразличен!» - подумал твой сын и повесил трубку.
Когда он позвонит тебе в следующий раз, то, пожалуйста, скажи ему: «Я соскучился по тебе! Я жду тебя! Я люблю тебя!» Тогда он вернется домой.
Отец долго не соглашался со мной. В этом не было ничего удивительного, ведь он действительно оставался тем же человеком, который привык думать только о себе. Тем мне менее он обещал последовать моему совету. Когда сын позвонил два дня спустя, он сказал: «Я соскучился по тебе! Я хочу видеть тебя! Я люблю тебя!»
И невероятное случилось. Сын вернулся домой. Шестнадцать лет он ждал доброго слова от своего отца и, услышав его, вернулся домой. Ощутив любовь своего отца, он наполнился любовью к нему и вернулся в семью, прощая своему отцу все его недостатки. Потому что любовь является основой взаимоотношений между родителями и детьми, между мужем и женой. «Как в воде [отражается] лицо к лицу, так же и сердце человека к человеку», - писал царь Соломон (Притчи, 27:19). Тот, кто ощущает себя любимым, начинает любить».
Какое поколение было настоящим знатоком Торы? - спрашивает Талмуд и, отвергая примеры высочайших знаний Торы различных поколений, останавливается на поколении рабби Йехуды бар Илая. В качестве доказательства этой мысли мудрецы приводят не примеры удивительных знаний, а лишь тот факт, что в те времена шесть человек могли укрыться одной накидкой (талитом).
– Как это было возможно? - спрашивает рабби Хаим Шмулевич, легендарный глава иешивы «Мир» в Иерусалиме. - Ведь даже два человека не могут укрыться одной накидкой! Когда два человека тянут на себя одеяло, то они не могут его поделить. Если же люди любят друг друга, заботятся друг о друге и хотят укрыть друг друга - все возможно! Лишь в атмосфере любви можно построить семью и воспитать детей! - заключает рав Диамант.
Однажды к Баал Шем Тову пришел отец и спросил: «Что делать? Мой сын свернул с пути Торы». Ребе ответил ему: «Люби его еще больше!»
Обращаясь к Моисею с указанием сосчитать евреев, Вс-вышний говорит ему: «Насо» - сосчитай. Впрочем, слово «насо» дословно переводится как «подними».
Величие Моисея как лидера народа заключалось в том, что, вступая в контакт с человеком, даже считая его среди других людей, он поднимал его!
Слишком многие пытаются влиять на других, тянут их в свою сторону,  говорил глава иешивы «Тора ва-Даат» в Бруклине рав Авраам Пам. - Талмуд различает два действия при покупке вещей: «агбаа» - поднять и «мешиха» - потянуть. Учителя должны помнить, что сначала нужно поднять ученика - показать ему свое уважение и любовь, лишь тогда можно потянуть - приблизить его к себе.

 

Арье Юдасин
Ночная подсказка

Проснулся я на рассвете и начал сквозь дрему размышлять о знакомом, до которого не доходят вещи, совершенно очевидные. Вдруг меня окружил родной «ударный» шум. Однако он не унесся от перекрестка через 15 секунд - оказалось, это в неурочный час загрохотало у соседей. И не стихло, пока я не осознал важную мысль. «Дурное начало» умеет создавать такой «звуковой напор» в душе человека, что услышать еще что-либо ему просто не под силу. Особенно - различить негромкий, вежливый, ненавязчивый голос «доброго начала».
Мудрецы говорят, что «человек не грешит, пока в него не вселится дух суетности». Наша глава исследует несколько типов грехов и формы их «шумового сопровождения».
Тур подчеркивает, что выражение «всех грехов человеческих» соседствует с повелением отослать нечистых людей из стана. Здесь намек на проступки Адама, Хавы и Змея. Первый грех. Змей выступил с «шумовым сопровождением», отвлек людей от обязанности слушать Б-га - и наказан цаарат, проказой. У Хавы возникла периодическая естественная нечистота (женский цикл). А через грех мужчины в мир вошла смерть со свойственной ей скверной («прах ты и в прах возвратишься»).
Дальше Тора подробно рассматривает испытание «соты» - женщины, заподозренной в супружеской неверности. Страдания к ней, если она действительно согрешила, приходят по принципу «мера за меру». Женщина отвергла Закон и здравый смысл, отвернулась от Источника жизни, пошла на зов случайной страсти - и ее настигают поочередно позор, боль, уродство, гибель.
Ситуация «соты» выглядит нелепой. Муж запрещает ей уединяться с посторонним, она точно знает, что Тора дала способ установить, совершен ли грех. Но - уединяется, причем так неловко, что ее видят два свидетеля. Чего ради рисковать стыдом и жизнью? И, скорее всего, здесь описана не томная девица, а мать семейства…
Не столь же ли нелепы наши капризы? Человек, зомбированный гордостью, гневом, похотью, страхом - глохнет. Особенно, если его приучили их слушаться. Почитать и уважать свою наглость, сластолюбие, тщеславие… Когда герой воспринимает «права человека» как право безропотно подчиниться низменной природе.
На днях я прочитал вступление к сборнику поэзии русского лирика Федора Тютчева. Литературовед осуждает «лицемерие светского общества», которое «не могло простить поэту роман на стороне, потому что здесь была подлинная страсть». Кого касается, что литератор и дипломат вел двойную жизнь, и рядом с семьей, «с которой не порывал», шел открытый роман с женщиной вдвое младше его? Роман, принесший двух сыновей и дочь… Ах, эти лицемеры! Не ценят подлинной страсти!
Не понимают эти ханжи «абсолютного права личности на свободное волеизъявление»! Которое, правда, без ясного самоконтроля и самосознания, без системы ценностей, проверенной объективным критерием, приводит к чему? Минута на размышление.
Правильно - человеком начинают манипулировать те или иные общественные институты или маргинальные группы. Кому как повезет. И, конечно, собственные инстинкты. Увы, быть само-стоятельной, само-стоящей личностью может только склонный к само-осознанию и само-коррекции.
А подлизываться, потакать самоуверенности и распущенности твоим, хоть в Интернете, хоть в магазине, - путь отнюдь не «доброго начала». Приятно, когда похваливают, рисуют, насколько ты свободный, сам-все-решающий и прогрессивный. Только пели Никитины: «На дурака не нужен нож, ему немного подпоешь - и делай с ним что хошь!» Предлагаю сделать этот куплет лозунгом предвыборных кампаний и леволиберальных групп.
К сожалению, от замены шортов  на лапсердак, а дискотеки на молельный дом крылышки не вырастают. Я, сталкиваясь со спорным поступком «гражданина при параде», вспоминаю одну из своих ехидных присказок: «Ничто человеческое нам не чуждо», «Под форменной шляпой и штанами бьется горячее человеческое сердце», «В Торе все правильно написано, но не все правильно прочитано»…
Но надо же с чего-то начинать выход на свободу? Не логично ли с того, чтобы, пока в теории, узнать - где повелительный голос Змея, а где шаг к действительно свободному, сознательному мышлению, поступку и выбору?

 

Рав Иегошуа Вайцман
Одинаковые приношения в благодарность за разное

Недельная глава Насо - самая длинная в Торе. Раби Цадок Коэн из Люблина отмечает, что и Мидраш этой главы, и комментарии книги Зоар на нее - самые длинные. Это принято объяснять тем, что глава Насо  почти всегда читается после праздника Шавуот, и то изобилие мудрости Торы, которое спускается в мир в праздник дарования Торы, получает свое выражение в изобилии слов Торы, которые мы читаем в Шабат после него. Самую длинную часть главы Насо составляет повествование о жертвах, принесенных старейшинами колен Израиля. В честь освящения жертвенника старейшины каждого из колен принесли жертвы, каждый день - старейшина какого-то одного из колен. Жертвы, принесенные каждым из них, были одинаковы, но Тора каждый раз заново перечисляет, что именно было принесено в жертву.
Мудрецы тоже очень подробно комментируют стихи Торы, в которых говорится о жертвах старейшин. Они также поясняют, в чем причина того, что Тора многократно повторяет рассказ о жертве каждого дня: "Наши Мудрецы говорят, что хотя все старейшины принесли одинаковую жертву, все они принесли свои жертвы во имя чего-то очень важного, и каждый из них принес жертву по своему усмотрению" (Бемидбар Раба, главы 13, 14).
Каждый из старейшин принес одну и ту же жертву, но каждый из них подразумевал под жертвой что-то свое, в соответствии с отличительной особенностью своего колена, и поэтому следует каждый раз заново подробно описать каждую из жертв. Мы приведем слова Мудрецов о том, во имя чего была принесена жертва каждого из старейшин (выдержка из мидраша Бемидбар Раба, главы 13, 14): "Первым приступил Нахшон (старейшина колена Иегуды), и принес жертву во имя царства, подобно тому, как воцарился его отец над его братьями... Пришел старейшина колена Иссахара и принес жертву во имя Торы, потому что они любили Тору больше, чем все другие колена... Пришел старейшина колена Звулуна и принес жертву во имя сотрудничества, которое было между ним и его братом Иссахаром, потому что Звулун и Иссахар были товарищи, Иссахар занимался Торой, а Звулун занимался торговлей, и Звулун кормил Иссахара... Старейшина колена Реувена приступил к жертве, и принес жертву за свое колено Реувена... Старейшина колена Шимона приступил к принесению жертвы во имя построения Скинии, подобно родоначальнику колена Шимона, потому что Шимон ненавидел блудничество и убил всех жителей Шхема, которые истязали Дину, его сестру... Так и Скиния убивала прелюбодеев и блудниц... Сказал раби Брахья: старейшина колена Гада принес жертву в память об Исходе из Египта... Старейшина колена Эфраима принес жертву в память о Яакове, который благословил его прежде Менаше, и в память о Йосефе, из-за любви к которому Яаков благословил его всеми благословениями. Старейшина колена Менаше принес жертву в память о Яакове, который лишил первенства Реувена и отдал его Йосефу... Старейшина колена Биньямина принес жертву в память о Рахели, которая была основой дома Яакова... Старейшина колена Дана принес жертву в память о Шимшоне, потому что Яаков благословил Дана в честь Шимшона... Когда старейшина колена Ашера приступил к принесению жертвы, он принес жертву во имя того, что Вс-вышний избрал еврейский народ из всех народов... Раби Юдан сказал: в память о Праотцах и Праматерях принес свою жертву старейшина колена Нафтали. Почему? Потому что Нафтали уважал своего отца более всех..."
Мы попытаемся понять, в чем смысл того, что все старейшины принесли одинаковую жертву, но с разными намерениями. Вероятно, это отражает ту последовательность, в которой Б-жественное изобилие спускается в наш мир. Б-жественное изобилие спускается во все точки мира в одинаковой степени, но тем не менее, мы видим, что в разных местах его влияние выражается по-разному. В одном месте оно проявляется в виде милости (хесед), а в другом - в виде суда (дин). В одном случае оно приносит исцеление, а в другом - материальное благополучие. Как это объяснить?
Об этом пишет раби Моше Кордоверо в книге "Пардес Римоним": "Приведем подходящую случаю притчу, которая поможет разобраться в этом. Притча о воде, которую разливают в разные кувшины, и кувшины эти разноцветны - один белый, один красный, один зеленый. И когда воду разольют по всем кувшинам, хотя вода и бесцветна, нам будет казаться, что она окрашена в тот цвет, в который окрашен кувшин. И хотя сама вода не претерпела никакого изменения по сути своей, но в глазах видящих ее она как бы изменилась. Так же и Б-жественные сфирот. Сфирот - это кувшины, каждая из них обладает своим оттенком, а Б-жественный свет, что вливается в них, подобен воде, которая бесцветна, потому что этот свет не подлежит никаким изменениям. Приведем еще одну притчу, еще более подходящую случаю: как луч солнца, который проходит сквозь разноцветное стекло. Свет солнца не имеет цвета, но когда он проходит сквозь стекло разных цветов, он отражает цвет стекла, и хотя по сути своей свет солнца не претерпел никакого изменения, в глазах видящих его он изменился".
Первая притча - о воде. Вода одинакова везде, но ее форма и цвет определяются сосудом, в который она налита. Можно добавить, что и действие воды меняется в зависимости от ее местонахождения: где-то вода моет, где-то поливает поле, а где-то человек утоляет ею жажду. Вода всюду одна и та же, но разные сосуды определяют разное ее действие. Точно так же свет солнца влияет на стекло, как об этом говорится во второй притче. Свет солнца везде одинаков, но нашим глазам он представляется красным, синим или зеленым, в зависимости от цвета стекла, через которое он проходит. Б-жественное изобилие не подлежит никаким изменениям, изменению подлежит только восприятие его нами, поэтому нам кажется, что он имеет различные формы.
То же относится и к изучению Торы. Хотя Тора всегда одинакова, но по отношению к разным людям она приобретает разные формы, и в этом ее величие, как пишет об этом рав Кук (Орот аТора, 2:1): "Каждый, кто изучает Тору, дает выражение ее мудрости через свою душу, и очевидно, что свет, который возникает от соединения одной души с Торой, не похож на свет, который возникает от соединения с Торой другой души. А значит, тот, кто учит Тору, возвеличивает ее своим изучением, а поскольку Вс-вышний хочет, чтобы Тора была возвеличена, то самый прямой путь состоит в том, чтобы изучение Торы проистекало из любви к тому великому свету, раскрытия которого желает Вс-вышний, как можно больше". Встреча Торы с душой человека создает особенный свет, присущий только этой душе, и изучение Торы каждым человеком возвеличивает ее.
В этом же ключе следует понимать рассказ о жертвоприношениях старейшин. Все они принесли одинаковые жертвы: одно блюдо серебряное, кропильницу одну серебряную, и так далее, но когда это Б-жественное изобилие прошло через старейшину колена Иегуды, то в мир спустилось царство, а благодаря старейшине колена Иссахара в мир спустилась сила Торы, и так далее. Именно многократное повторение описания жертв, принесенных старейшинами, заставляет нас искать скрытый смысл этих стихов Торы, что само по себе является возвеличеним Торы.

 


Рав Зеев Мешков
Колено Леви

 

В этой недельной главе говорится о пересчете колена Леви: «И сказал Б-г Моше и Аарону, говоря: «Пересчитай поголовно сыновей Кеата из сыновей Леви, по семействам их и по домам отцов их: от тридцати лет и старше, до пятидесяти лет, всех, кто входит в войско, чтобы служить в шатре собрания» (Бемидбар 4: 1-3). Такое же распоряжение было дано и относительно семейства Гершона и семейства Мерари.
Рамбам, опираясь на несколько стихов Торы, указывающих на то, что колено Леви обладало особым статусом, вынес постановление: «Все колено Леви было предупреждено о том, что не получит земельного надела в земле Кнаан, а также о том, что ему запрещено брать долю из военной добычи в период завоевания земли. И об этом сказано (Дварим, 8:1): «Пусть не будет у когенов-левитов, у всего колена Леви доли и удела вместе с Израилем. Жертвы Б-га пусть едят и от надела Его (десятой части, отделяемой от урожая) питаются»... Почему же не удостоились сыновья Леви надела в земле Израиля и доли из военной добычи вместе со всеми своими братьями? Причина заключается в том, что они были выделены, чтобы служить Вс-вышнему и указывать обществу пути прямые и обучать законам Его справедливым, как сказано (Дварим, 33:10): «Будут обучать законам Твоим Яакова и Торе Твоей – Израиль». Они выделены среди людей, чтобы вести другой образ жизни: не посвящать все время земледелию или торговле, а служить в Мишкане и изучать закон Торы. В частности, левиты не выходят на войну, как все сыновья Израиля… И не только колено Леви, но и каждый человек, у которого душа стремится отделиться (от всего будничного), чтобы стоять перед Б-гом и служить Ему, обладает особым статусом (и свободен от службы в армии). Б-г будет уделом его и долей его навеки. И будет у него в этом мире достаточно всего, чтобы прожить… Как сказал царь Давид (Теилим, 16:5): «Б-г – доля моя и чаша моя, Ты поддерживаешь жребий мой (определяя судьбу мою)» (Рамабам, Гилхот шмита вэйовель, 10-13).
Неужели Рамбам одним росчерком пера взял и освободил от обязанности служить в армии, завоевывать землю и защищать свой народ всех когенов и левитов, а также всех, кто захочет посвятить свою жизнь изучению Торы и распространению ее законов в народе?
Давайте разберемся. Прежде всего, обратим внимание на то, что слова «Б-г – доля моя и чаша моя, ты поддерживаешь жребий мой (определяя судьбу мою)», приведенные Рамбамом, никак не могут служить доказательством того, что люди, посвятившие себя Торе, оказываются освобожденными от трудностей жизни и не обязаны выходить на войну. Ведь их произнес Давид, который пас скот в детстве, а, став царем, занимался проблемами всего народа, в том числе – организацией хозяйства; воевал почти до конца жизни и не прекратил сражаться с оружием в руках, даже когда его товарищи упрашивали его не подвергать себя опасности?
Как-то это некрасиво выглядит: когены, левиты и люди, которые посвятили себя изучению Торы, остаются в тылу, прячутся за чужими спинами, а потом учат всех справедливости и высокой духовности. И так никогда не было.
Левиты и когены взяли в руки оружие, когда нужно было остановить народ, собравшийся повернуть обратно в Египет. Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, став свидетелем осквернения имени Вс-вышнего на стоянке в Шитим, взял копье и убил Зимри, князя колена Шимона, и Казби, женщину из народа мидьян, которую тот привел в свой шатер. Затем Моше отправил его на войну против Мидьян. И хотя можно сказать, что ему был поручен ковчег союза, и он воевал силой духа. война есть война: человек должен уметь защитить себя мечом.
В ходе завоевания земли под предводительством Йегошуа когены шли впереди всего войска и несли ковчег на плечах, обходя стены Йерихо, с которых могли поразить их стрелами или забросать камнями. Они не устрашились и стали примером смелости и твердой веры для всего народа. Когда в конце эпохи судей сыновья Израиля, потерпев поражение от плиштим, обратились в бегство, когены Хофни и Пинхас не оставили ковчег союза и погибли. Ахимаац, сын Цадока, первосвященника, сражался с оружием в руках вместе с воинами Давида. Пророк Микаяу был простым воином в войске Ахава. В 162 г. до н.э. первосвященник Матитьягу и пять его сыновей подняли восстание против сирийского царя Антиоха. Разве Матитьягу не взял в руки меч? Разве его сыновья и внуки не сражались с численно превосходящим их противником, проявляя чудеса гироизма на протяжении двадцати пяти лет? Когены и левиты, так же как и все сыновья Израиля, защищали Йерушалаим во время Великого восстания в 65 -68 гг. н.э. Уже после того как сгорел Храм, они месяц сражались за каждый дом в верхнем городе.
В современной армии Израиля когены и левиты служат наравне со всеми. Ученики ешив (речь не идет о тех ешивах, в которых не признают государство Израиль, позорят флаг, не празднуют День независимости, не чтят память павших солдат) так же служат в армии. Срок действительной службы некоторых из них сокращен до полутора лет, но далеко не все пользуются этим преимуществом и многие из тех, кто посвящает себя изучению Торы, идут служить на три года.
Так, как же понимать постановление Рамбама? Выходит, что оно не соответствует жизни и не может быть применено из моральных соображений. Ответ только один. В жизни постоянно встречаются ситуации, когда формальный закон оказывается неприменим, и люди поступают в соответствии с совестью, а не в соответствии с теми лазейками, которые можно найти в постановлениях мудрецов, описывавших общие правила.

 

 

 

Рав Шломо-Зелиг Аврасин
Три в одном – личность, семья, народ

 

В нашей недельной главе один за другим приводятся несколько законов, на первый взгляд не связанные между собой. Рассмотрим их.
Первый закон предписывает высылать за пределы стана Израиля ритуально нечистых людей трех категорий: прокаженных, слизетечивых (вид особой болезни, когда из гениталий человека течет слизь), и осквернившихся прикосновением к мертвому телу, которой считается "отцом отцов нечистоты", т.е. самой сильной нечистотой. Причем следует помнить, что стан сынов Израиля в пустыне делился на три стана, один внутри другого. Скиния Завета и ее двор, располагавшиеся с центре, являлись станом Шхины (Б-жественного Присутствия). Вокруг двора Скинии располагались с трех сторон три семьи Левитов, а напротив входа – шатры Моше и Агарона с сыновьями, и это называлось станом Левитов. И наконец, непосредственно стан Израиля представлял собой внешнее кольцо, где с четырех сторон располагались четыре группы колен, по три в каждой. Прокаженный высылался за пределы всех трех станов, слизетечивый – за переделы стана Шхины и стана Левитов, а осквернившийся мертвым не мог войти лишь в стан Шхины.
Второй закон говорит о человеке, который раскаялся в незаконном присвоении чужого имущества и хочет искупить этот проступок. Он должен был возместить пострадавшему или его наследникам ущерб, прибавив к нему пятую часть. Если же наследников нет, а человек уже умер, эта сумма передавалась когенам. Причем Мудрецы отмечают, что здесь Тора имеет ввиду ограбленного неофита, "гера", поскольку у любого коренного еврея всегда есть родственники, а, следовательно, именно они и будут его наследниками. Однако же если нееврей переходит в иудаизм, все его прежние родственные связи обрываются. И если он не завел еврейской семьи (например, перешедший в иудаизм в преклонном возрасте), то его наследником становится сам Вс-вышний, т.е. Храм и когены.
Третий закон сообщает нам подробности, связанные с женщиной, имеющей статус "сота" ("сошедшая с правильного пути").  Речь идет о ситуации, в которой муж приревновал свою жену к другому мужчине, но не может доказать или опровергнуть факт супружеской измены. В этом случае было необходимо привести женщину в Храм, где коген брал с нее клятву о том, что она невинна, после чего ее поили освященной водой, в которую добавляли немного праха с пола Скинии и туда же стирали отрывок из Торы, в котором содержится этот закон. Если женщина была невиновна, вода не причиняла ей вреда, а наоборот – облегчала ей роды и улучшала "качество" детей. Однако если она все же согрешила с другим мужчиной, то ее ждала страшная смерть – ее чрево распухало, а конечности высыхали. Стоит упомянуть, что это случалось только в том случае, если сам муж был чист и не прикасался к жене после возникновения подозрений.
Четвертый отрывок сообщает нам законы "назира", своеобразного "еврейского монаха", т.е. человека, взявшего на себя на какой-то период дополнительные ограничения. Назиру было запрещено пить вино и есть виноград в любом виде, оскверняться нечистотой мертвого, стричь волосы на голове и на теле. Если ему удавалось остаться чистым на весь срок обета, то он приходил в Храм, обривал все волосы , и приносил несколько специальных жертв, после чего обет считался исполненным, и он возвращался к нормальной жизни. Если же он становился нечистым, то также обривал волосы, приносил искупительную жертву, и срок его обета начинался сызнова.
Как мы видим, все четыре закона говорят о разном. Но рав Шимшон Гирш усматривает  между ними интереснейшую связь. 
Для начала он выстраивает три стана по схеме "личность – семья – народ", где стан Шхины – место, где раскрывается связь с Б-гом отдельно взятой из среды Израиля личности. И это логично, поскольку Тора обязывает каждого еврея иметь личную связь с Б-гом посредством Храма: "Трижды в год каждый мужчина да предстанет перед ликом Б-га!", т.е. посетит Храм в три праздника восхождения. Не смотря на то, что сама храмовая служба возложена была на сословие когенов,  человек обязан был сохранять личную эмоционально-когнитивную связь с Творцом, Чье Имя освящает Храм. И поэтому их этого стана уходит осквернившийся мертвым телом – на самом высоком уровне отношений "Б-г – личность" нет места для энтропии, которую символизирует смерть, поскольку именно посредством такой связи личность черпает жизненные силы самого высокого порядка из источника вечной жизни – Б-га Живого. Частное проявление этой связи – "назир", человек, приближающийся к Творцу по собственному почину.
Стан Левитов согласно этой концепции символизирует связь "Б-г – семья". Ведь именно колено Левитов не участвовало в грехе золотого тельца, за что и удостоилось быть избранным для службы Творцу. До этого греха каждая семья имела свой индивидуальный канал связи с Б-гом – через первенца, посвященного для такого служения. Но первенцы Израиля осквернились, принеся жертвы тельцу, и Б-г отверг их, заменив Левитами. Отсюда и заповедь относиться к левитам, как к членам семьи – давать им десятину, поддерживать материально, и пр. Кроме того, рядовой исраэлит включался в перепись с двадцатилетнего возраста, т.е. с призывного, а армия делилась на десятки, сотни, тысячи и т.д., что нивелировало семейные связи, поскольку семья как ячейка общества лишилась своей особенной связи с Творцом после тельца. В это же самое время левиты переписывались уже с месячного возраста, т.е. с момента, когда ребенок больше не считается "нэфель" (в прямом значении "выкидыш", по смыслу – "нежизнеспособный"). И кроме того, левиты не делились на десятки, и т.д., поскольку не выходили на войну. Отсюда можно предположить, что если бы не грех тельца, народу Израиля вообще не пришлось бы воевать – Вс-вышний изгнал бы кнаанеев подобно тому, как Он покарал египтян. Поэтому связь семьи с Б-гом символизирует изгнание из стана левитов слизетечивого, поскольку болезнь такого рода имеет своим источником грехи в половой сфере – супружескую измену, различного рода извращения, и пр. Проявление такой связи – "сота". Ради сохранения мира в семье Вс-вышний согласен даже стереть Свое святое Имя (написанное на пергаменте и стираемое вместе с отрывком в питье для соты).
И, наконец, стан Израиля – это связь всего народа с Б-гом, и поэтому из него высылается прокаженный, поскольку основной грех, за который на человека обрушивалась проказа – злоязычие и сплетни – приводил к раздорам между евреями, и как следствие, - к ослаблению связей между разными частями народа в целом. А ведь Вс-вышний воспринимает народ Израиля прежде всего как единую и неделимую сущность, и любое ослабление единства приводит к утрате этой связи, жизненно важной для правильного служения в этом мире. Частный случай – "грабеж гера". Вс-вышний демонстрирует, что и отношения между людьми влияют на святость народа и связанны с ними неразрывно.
В период счета Омера мы скорбим о потере единства между учениками рабби Акивы – лучшими из лучших из нашего народа. Что тогда можно сказать о простых людях? "Если кедры теряют свою хвою, что остается делать стенному мху?" Но следует всемерно стремиться к преодолению розни между людьми в нашем народе и во всем мире – только тогда мы можем надеяться на возведение третьего Храма, поскольку он – не вещь в себе, а символ восстановившейся связи всего народа Израиля со Вс-вышним.

 

 

 

Ури Линец
Брак со Вс-вышним, брак с Землёй

 

Один из важных эпизодов в нашем недельном разделе - процедура проверки неверности жены. Вообще измена жены мужу - одно из тягчайших преступлений. Если оно доказано (есть свидетели и т.д.) то за него положена смертная казнь по приговору Сан’эдрина. Иная ситуация возникает, когда у мужа возникают недоказанные подозрения. Именно в таком случае “И говорил Ашем Моше, сказав: Говори сынам Исраэля и скажешь им: Муж-Муж, если совратится Жена его, и изменит ему изменой. И лежал Муж её лежанием семени, и скрылось от глаз Мужа её, и утаилось - и она осквернилась, а свидетеля нет против неё, и она не схвачена. И найдёт на него дух ревности, и будет ревновать Жену свою - а она осквернилась, или нашёл на него дух ревности, и ревновал Жену свою - а она не осквернилась” (Бемидбар 5:11-14).
В Талмуде (трактат Сота) есть высказывание о том, что человек грешит, только если в него входит “дух глупости”. В подтверждение приводится фраза: “…если совратится Жена…” и указывается на корневое сходство ивритских слов “совратится” и “глупость”. Понятно, что глупо совершать поступок, последствие которого - смертная казнь. Но талмудическое высказывание подразумевает все грехи: и нарушение самых незначительных деталей закона мудрецов, и даже дозволенные действия, но совершаемые не во имя Небес. Идея здесь заключается в том, что прелюбодеяние есть прототип всех грехов. Проявляется это в двух аспектах.
Во-первых, по еврейскому закону грех прелюбодеяния может совершить только замужняя женщина (“Жена его…”). Незамужняя девушка не может быть признана виновной. Но весь еврейский народ уподоблен жене Вс-вышнего. Отношения установленные между нами и Вс-вышним на горе Синай, были своего рода брачным союзом. И каждый раз, совершив даже самый незначительный грех, еврей нарушает свои обязательства, “брачный контракт” с Творцом. Он виноват в нравственной измене своему Б-жественному партнёру.
Второй аспект состоит в том, что фраза “…если совратится Жена…” относится не к виновной, а только к подозреваемой в совершении прелюбодеяния. Очевиден вопрос: почему нельзя здесь опираться на принцип презумпции невиновности и верности абсолютного большинства еврейских жён? Дело в том, что стандарты верности для еврейских жён столь высоки, что даже возникновение подозрений недопустимо и заслуживает порицания. Важно, что позор этот недолговечен. Если, после описанной в нашем разделе процедуры, жена докажет свою невиновность, то она возвращается к своему мужу незапятнанной. “А если не осквернилась Жена, и чиста она - и очистится, и осеменится семенем” (Бемидбар 5:28). Наши мудрецы поясняют так, что если она была бездетна, то родит, если рожала только девочек, то родит мальчиков, если рожала болезненных, то родит здоровых, если рожала некрасивых, то родит красивых. Более того, если муж заставил жену пройти процедуру проверки, то он уже пожизненно не имеет права развестись с ней ни при каких обстоятельствах.
Но какое отношение имеет эта процедура к нашим отношениям со Вс-вышним? Еврей, согрешивший по глупости, создает пропасть между собой и Вс-вышним. Но пропасть эта временна. В нашем договоре, подписанном на горе Синай предусмотрено, что Творец никогда не откажется от своего народа, следовательно еврей ни при каких обстоятельствах не отойдёт от Творца настолько, чтобы нельзя ему было вернуться чистым и незапятнанным.
Сама процедура проверки весьма символична. “И возьмёт коэн воды выделенные в сосуде глиняном, и из земли, которая будет на полу Мишкана возьмёт коэн и даст в воду” (Бемидбар 17:17). Глиняный сосуд - символ человеческого тела (сделанного из земли). Родниковая (“выделенная”) вода в нём - символ жизни и символ Торы. В эту воду добавлена земля из Кодэш Кодашим - основа мироздания, туда стерты с пергамента слова Торы.
Итак, возвращение к Творцу происходит тогда, когда человек наполняет себя Торой. И это делает его не только безгрешным, но и плодовитым во всех смыслах.
Другой аспект национальных отношений, похожих на супружеские, это отношения еврейского народа с Землёй Израиля. У всех прочих народов отношения с их родным ландшафтом уподоблены отношению ребёнка с родителем: “родина-мать”, “фатерланд (отец-земля)” и т.д. Для сынов Израиля Эрец Исраэль - жена.
После нашего восемнадцативекового отсутствия мы могли бы заподозрить её в измене, хотя и нет свидетеля этому: за все это время на нашей земле не возникло никакого другого государственного образования. Она лежала и ждала нас пустынной и бесплодной.
Выделенные воды со словами Торы, которыми мы напоили нашу жену, снова сделали её юной, сильной и необычайно плодовитой. Чудесные плоды, которыми встречает Страна свой Народ - материальное свидетельство того, что мы живём в эпоху Избавления, эпоху Машиаха.

 

 

 

Рав Нахум Пурер
Содержание раздела

 

Тора перечисляет обязанности трех родов из колена Леви - Кегата, Гершона и Мерари - в храмовой службе. Моше проводит их перепись. Общее число левитов “трудоспособного” возраста от 30 до 50 лет составило 8580 человек. Если человек сознается в краже чужого имущества после того, как он отрицал это в суде, он должен вернуть все сполна, добавив пятую часть стоимости, и принести искупительную жертву в Храме. Если владелец краденого умер, не оставив наследников, все имущество и штраф получает коэн. Если муж заподозрил жену в измене, она получает статус “сота” и подвергается строгой проверке. Коэн дает ей специальное питье. Если женщина невиновна, напиток не причинит вреда. Но если она действительно вступала в близость с чужим мужчиной, ей уготована мучительная, сверхъестественная смерть. Человек, “посвящающий себя Б-гу воздержанием” становится назиром (назореем). В течение определенного срока он не ест винограда и не пьет виноградного сока, не стрижется и не приближается к трупам. По истечении срока посвящения назир должен обрить голову и принести жертвы в Храме, после чего он может вернуться к нормальной жизни. Если назир по какой-то причине прервал свой обет, то после бритья головы и принесения жертв он должен начать все сначала. Коэны получают заповедь благословлять евреев особой формулой. Строительство переносного Храма, Мишкана, завершено, и первого нисана во второй год после Исхода проводится его освящение. Главы всех колен жертвуют повозки с быками для транспортировки Мишкана и его утвари и приносят одинаковые дары: золотые и серебряные изделия, жертвенных животных, благовония и хлебные приношения.

 

Благословит и охранит
У одного царя был друг, живший на дальней окраине его государства. Однажды царь пригласил его к себе во дворец, встретил его с почестями, устроил прием в его честь и подарил на прощание сто золотых монет. Однако по дороге домой на царского друга напали разбойники и забрали у него не только золотые монеты, но и все вещи, которые были при нем. Ограбление произошло на территории, подчиненной царю, но он ничем не мог помочь своему другу и не сумел защитить его.
Царь из плоти и крови может осыпать своих подданных щедрыми дарами, но сохранить эти дары, навсегда закрепить их за ними ему не по силам.
В сегодняшнем разделе приводится текст “биркат-коаним”, которым еврейские священники благословляли народ. Оно очень короткое, в нем всего 15 слов, и начинается оно так: “Да благословит тебя Б-г и охранит тебя” (6:24).
РАШИ объясняет, что речь идет о материальной собственности. Но Б-г не только дает благословение, не только обещает нам богатство. Он одновременно дает гарантию, что никто не отберет его у нас. В конце концов, какой толк от царского подарка, если за воротами дворца нас поджидают грабители. С Б-жественными дарами такой фокус не пройдет: Вс-вышний и “благословляет”, и “охраняет” от любых неблагоприятных жизненных обстоятельств, которые грозят нас разорить. Его охранная “браха” надежнее роты телохранителей и бронированного “Мерседеса”.

 

Инвестиции для вечности
И все-таки, материальные накопления не главное в жизни. Мы учим это из стиха 5:10 -“Все священное у человека - его будет; и все, что человек дает коэну, его будет”.
Еврейская традиция говорит, что, с точки зрения вечности, все наши достижения и приобретения в этом мире ничего не стоят. Истинную, непреходящую ценность представляет только то, что свято: служение Творцу, изучение Торы, исполнение заповедей.
Хафец-Хаим иллюстрировал эту мысль такой притчей. Один человек поехал в Африку, чтобы разбогатеть там и материально обеспечить свою семью. Через несколько дней после приезда он увидел, что из-за жары и нехватки хороших пастбищ африканцам не хватает мяса и жиров. Наш герой купил скот и открыл ферму по заготовке этих дефицитных продуктов. Его дело процветало.
Но через несколько лет жена стала писать ему настойчивые письма, требуя, чтобы он вернулся домой: их дочери подросли и пора выдавать их замуж. Делать нечего: предприниматель стал готовиться к отъезду. Он продал ферму, но решил, что не следует везти домой заработанные деньги; лучше вложить их в товар, который принесет ему высокую прибыль.
Что самое ценное в Африке? Жиры. А бриллианты и прочие драгоценности стоят гроши. На корабль, отбывавший в Европу, погрузили десятки бочек с жиром. В последний момент, когда наш герой уже шел по трапу, какой-то торговец уговорил его купить по дешевке несколько ювелирных изделий в подарок жене и дочерям.
Бизнесмен допустил грубую ошибку. Он забыл, что хорошее вложение денег в Африке не идентично хорошему вложению в Европе. И еще он забыл, что жир - скоропортящийся продукт. Через несколько недель, когда судно пришло в порт назначения, из трюма доносилась невыносимая вонь протухшего жира. Радостной встречи на родине не получилось. Жена ругала незадачливого супруга за глупость, за потерю нажитых денег. Ах, если бы он купил на них бриллианты, такие дешевые в Африке! Но было поздно.
И тут он вспомнил о сувенирах, купленных на пристани. Этих “безделушек” хватило ему не только для оплаты долгов, накопленных семьей за время его долгого отсутствия, но и для безбедной жизни в течение первого года после возвращения.
Мы приходим в этот мир на короткое время - всего лет на 70-80, заключает Хафец-Хаим, чтобы заработать себе вечное будущее в Мире грядущем. К сожалению, мы часто забываем о настоящих драгоценностях, Торе и заповедях, которые кажутся ненужными здесь, но стоимость которых резко возрастет, когда мы вернемся “домой”.
Лишь там, “дома”, прожив отведенные нам годы, мы поймем, к сожалению, слишком поздно, что лучшие приобретения, бриллианты и золото, такие дешевые и доступные здесь, - недоступны за пределами материального мира. Хуже того, бочки с жиром, которые мы бережно копим в течение жизни, окажутся совершенно бесполезными. Они лишь распространяют смрад, за который нам придется платить.
Есть лишь одно утешение, заключает Хафец-Хаим. Это несколько случайно приобретенных бриллиантов, выполненных при жизни заповедей. Но Б-же мой! Как мы будем рвать на себе волосы в отчаянии, вспомнив, сколько драгоценностей сами шли нам в руки и как мы оплошали, взяв с собой не их, а бочки со скоропортящимся жиром!

 

 

 

Рав Нахум Пурер
Содержание раздела

 

Тора перечисляет обязанности трех родов из колена Леви - Кегата, Гершона и Мерари - в храмовой службе. Моше проводит их перепись. Общее число левитов “трудоспособного” возраста от 30 до 50 лет составило 8580 человек. Если человек сознается в краже чужого имущества после того, как он отрицал это в суде, он должен вернуть все сполна, добавив пятую часть стоимости, и принести искупительную жертву в Храме. Если владелец краденого умер, не оставив наследников, все имущество и штраф получает коэн. Если муж заподозрил жену в измене, она получает статус “сота” и подвергается строгой проверке. Коэн дает ей специальное питье. Если женщина невиновна, напиток не причинит вреда. Но если она действительно вступала в близость с чужим мужчиной, ей уготована мучительная, сверхъестественная смерть. Человек, “посвящающий себя Б-гу воздержанием” становится назиром (назореем). В течение определенного срока он не ест винограда и не пьет виноградного сока, не стрижется и не приближается к трупам. По истечении срока посвящения назир должен обрить голову и принести жертвы в Храме, после чего он может вернуться к нормальной жизни. Если назир по какой-то причине прервал свой обет, то после бритья головы и принесения жертв он должен начать все сначала. Коэны получают заповедь благословлять евреев особой формулой. Строительство переносного Храма, Мишкана, завершено, и первого нисана во второй год после Исхода проводится его освящение. Главы всех колен жертвуют повозки с быками для транспортировки Мишкана и его утвари и приносят одинаковые дары: золотые и серебряные изделия, жертвенных животных, благовония и хлебные приношения.

 

«Кузари» из Черной Африки
«Да осветит Б-г свой лик пред тобою и да благоволит Он к тебе…» (6:25).
Жил-был один молодой израильтянин. Он вырос в северном Тель-Авиве, который столь же далек духовно от Бней-Брака, сколь близок к нему географически.
Вернувшись с армейской службы, наш герой отправился в традиционное путешествие по свету. Побывал в Индии, а затем навестил старушку Европу. В Швеции он встретился с молодой белокурой девушкой, влюбился в нее, и они поженились.
Девушка оказалась не простая, а с образованием и связями. Она поступила на дипломатическую службу в шведский МИД, и вскоре после свадьбы получила назначение в одну из стран Центральной Африки. Вскоре после их приезда министр иностранных дел этой страны устроил прием для работников посольств ряда европейских государств, на котором ему была представлена среди прочих и юная шведка с ее мужем-израильтянином.
Министр тут же обратил внимание, что муж не выглядит типичным шведом, и спросил, откуда он.
– Я из Израиля, - ответил муж шведки.
– Так вы еврей?! - воскликнул министр, выкатив глаза от изумления.
– Ну да, а что?..
Министр оглянулся и зычно скомандовал: «Все сюда!» Когда многочисленная свита собралась вокруг своего шефа, он торжественно объявил: «Смотрите, Б-г прислал к нам представителя своего избранного народа. И этот человек приехал из Святой земли!»
В зале установилась тишина. Все присутствующие с любопытством смотрели на израильтянина, который в это время (и, возможно, первый раз в жизни) молился, чтобы пол расступился и милосердно поглотил его. Но сия молитва не была услышана. Израильтянин продолжал стоять, как вкопанный, а министр принялся расспрашивать его о том, как он попал в их страну и как живется сынам Израиля в их одноименной стране.
Прошло несколько месяцев, и жена израильтянина получила новое назначение, на этот раз в шведское посольство в Анкаре. Узнав о предстоящем отъезде шведки и ее мужа, министр устроил для них прощальную встречу. В своей короткой, но прочувствованной речи он еще раз подчеркнул, какую огромную честь оказал «представитель святого, избранного Б-гом народа» их стране своим недолгим присутствием.
Затем министр бережно взял из рук помощника старинную книгу и сказал, обращаясь к израильтянину:
– Эта книга хранится у нас в министерстве уже много лет, даже не знаю, сколько точно. Никто из нас не может читать ее, потому что она напечатана на каком-то редком языке. Мне кажется, что это святой язык. Если это так, то примите ее в подарок от нас. Она вам нужнее. Пусть этот скромный дар напоминает вам о днях, проведенных в нашей стране…
Израильтянин принял книгу с учтивым поклоном и, взглянув на обложку, тут же подтвердил министру и всем присутствующим, что эта книга действительно на иврите: «Кузари», автор - рабби Иегуда Алеви.
Прежде чем приступить к новой работе в Турции, супруги решили поездить по африканскому континенту, посмотреть его достопримечательности. Когда еще доведется здесь побывать…
Труд рабби Алеви, разумеется, не вызвал у израильтянина никакого интереса. Но поскольку ближайшая газета «Маарив» была удалена от него на тысячу, а то и больше километров, а читать на родном языке очень хотелось, в один из душных африканских вечеров он нехотя раскрыл «Кузари» и начал читать рассказ о том, как царь хазар, кочевого племени из Средней Азии, пригласил к себе представителей христианства, ислама и иудаизма, чтобы они провели в его присутствии диспут о том, какая из этих трех религий истинная. Внимательно выслушав всех трех проповедников, царь решил перейти вместе со своим народом в иудаизм.
Когда супруги достигли наконец пролива Босфор, они уже не были супругами. Израильтянин пожелал шведке успехов на дипломатическом поприще, сел в самолет, следовавший в Тель-Авив и, приземлившись в аэропорту Лод, тут же отправился на такси в Бней-Брак.
Там он остановил прохожего в черной шляпе и потребовал: «Отведи меня в иешиву. Я хочу учить Тору».
Через несколько месяцев, в канун Песаха, он женился на еврейской девушке из религиозной семьи.
– У Б-га много путей, - завершил он свой рассказ. - Как попала книга «Кузари» в самое сердце Черной Африки, понятия не имею. Но, как видите, она произвела переворот в моей душе…
«Да осветит Б-г свой лик пред тобою и да благоволит Он к тебе…» - это традиционное благословение еврейских священников-коэнов может настигнуть еврея в любой точке земли.

 

Вода и земля
«И возьмет коэн священной воды в глиняный сосуд, и земли, которая будет на полу Мишкана, возьмет коэн и положит в эту воду» (5:17).
Почему для проверки супружеской верности священник использует воду и землю?
Потому что, как сказано в талмудическом трактате «Сота», вода приходит с небес, а земля - из земной тверди. С помощью этих двух природных сред и проводится столь суровое и ответственное испытание, как сказал Б-г непокорным евреям в книге «Дварим» (30:19): «В свидетели призываю Я на вас сегодня небо и землю…»
Кроме того, в Талмуде сказано, что земной прах предписывается для церемонии сота для того, чтобы ободрить женщину: ведь если она невиновна в измене, то Б-г вознаградит ее за унижение и подарит ей сына, как подарил праотцу Аврааму, который говорил о себе, что он «прах и пепел». Ну а если она все же виновна, то она сама обратится в прах.

 

 

 

 

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Насо (часть 1) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Сколько зелёных
кружков на картинке:*


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика