И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!" (Тора, Шмот 32:26)
Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной" (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе
Книга Бемидбар
Недельный раздел Бемидбар

 

Ури Линец
Как звезды небесные и как прах земной

Мы начинаем четвертую книгу Торы - Бемидбар. Название определяет основную тему: странствия еврейского народа от горы Синай до входа в Эрец Исраэль или, обобщенно, скитания человека по пустыне жизни.
Первая книга - “Берешит” - определила параметры человека и мира, в котором он существует. Вторая книга - “Шмот” - определила основные параметры еврейского народа, способного встретится с Вс-вышним и получить Тору. Третья книга - “Вайикра” - определила основные функции народа по отношению к Творцу. Теперь Тора переходит к тому, что, по сути, и есть жизнь - к определению главных ценностей и, как следствие, опасностей пути: от точки рождения (Потенциал) до пункта отправления (Результат). О трех главных опасностях говорили наши мудрецы: “Зависть, сладострастие и честолюбие сживают человека со света” (Пиркей Авот - Поучения Отцов 4:28). Истории бунта Кораха, связей с мидьянитянками и ошибки разведчиков из книги Бемидбар рассказывают именно об этих способах духовного самоубийства.
Само слово - “мидбар” - “пустыня” имеет своим конем не пустоту, как в русском языке, а ивритское - “медабер” - “говорю”. Это и коренное отличие существования человека от животного - слово, и определение нулевой ценности всех материальных аспектов существования, и постановка сверхзадачи Человека и Народа: обнаружив истинную цену преходящих сокровищ, превратить для себя этот мир в пустое место, где можно услышать единственно живой голос Творца.
И, конечно, “В разговоре” - “Бе мидбар” раскрывается связь между получением Торы (законы книги “Вайикра”) и её реализацией в Земле Израиля (книга “Дварим”).
Начинается книга с очередного пересчета народа Израиля.
“И говорил Ашем Моше в пустыне Синай, в Шатре Встречи первого, месяца второго, в год второй по выходе их из страны Египет, сказав: Вознесите голову всей общины сынов Исраэля по семьям их, по дому отцов их, по числу имён - всякого мужчину по черепам их. От двадцатилетнего и выше, всякий выходящий в войско в Исраэле - посчитайте их по войскам их, ты и Аарон” (Бtмидбар 1:1-3). Пересчет этот настолько важен, что в некоторых переводах, в частности в русском синодальном, книга “Бемидбар” называется книгой “Чисел”. Об этом же говорит Гурский ребе в своем комментарии 1904 года: “книга эта - “книга пересчитанных”. Израиль - одно из приобретений Создателя в этом мире и поэтому целый раздел посвящает Он пересчету своего достояния.
Впервые пересчетом руководят вместе Моше и Аарон. Впервые создается счетная комиссия: “И с вами будут Муж-Муж по колену - Муж-глава для дома отцов своих” (Бемидбар 1:4) - прообраз главного статистического управления Израиля. Национальное единство, достигнутое у горы Синай, позволило сосчитать 603550 военнообязанных мужчин (кроме колена Леви) за один день!
Кстати, резонный вопрос - откуда такая численность, ведь с женщинами и детьми это уже миллионы, а в Египет, двести десять лет тому назад пришло всего 70 человек? Да еще говорят, что только часть евреев вышла из Египта!
Проверим. С момента прихода в Египет семидесяти человек прошло приблизительно 10 поколений. Многие находили себе жен и мужей среди египтян и других народов; детей рожали очень много, и выживало немало. Предположим среднее количество - трое детей на 1 родителя из рода Исраэля (не на пару, а на одного). Это довольно скромное предположение. Устная традиция говорит о ежегодных родах еврейских женщин и большом количестве близнецов и тройняшек. Тогда первое “египетское” поколение рода Исраэля увеличится в 3 раза, а 10-е - в 3 в десятой степени, то есть в 58239 раз. Допустим, из 70 человек семьи Яакова в детородном возрасте было 50, получаем 50 x 58239 = 2901950. А если добавить к этому не умерших представителей предыдущих четырех поколений, получим почти четыре с половиной миллиона человек. Вот вам и 603550 военнообязанных мужчин, даже если часть народа осталась в Египте! Все логично. Жаль в наши дни евреи не размножаются с той же скоростью…
Мы уже говорили об удивительной структуризации еврейского народа в пустыне, о дисциплине и осознании семейной принадлежности (а там уже - и родовой, и племенной-коленной, и национальной), благодаря которой это стало возможно.
А теперь - зачем все это? Для чего структуризовать, для чего - располагать 2 миллиона человек в виде гигантского креста из четырех становищ вокруг одного шатра? Зачем эта перепись населения, с точной датой (1 число 2-го месяца - того, что позже назовут ияром - 2-го года от Исхода, то есть, скорее всего, 1442 до н.э.) и точными цифрами?
Можно ответить: так повелел Вс-вышний. Зачем же абсолютный, сверх-вселенский, всемогущий и так далее Творец Всех Миров так персонально и так точно следит за судьбой этой группы людей, зачем нужна Ему геометрия крестообразного лагеря, для чего Ему ритуалы с Ковчегом завета, который - не более, чем ящик? Зачем Ему жертвоприношения, кровь животных? Почему не удовольствоваться абстрактной моралью, обобщенными законами?
Многие из нас очень хорошо знают теоретически, что такое хорошо, как надо поступать. Когда же дело доходит до реального действия, делается в точности наоборот. Возможности человека к самообману безграничны.
Еврейский народ призван, чтобы производить реальную работу, не теоретическую, а практическую. Эта работа должна иметь привязку в материальном мире. Она часто выглядит как ритуал, как игра: какая, в самом деле, разница, какое мясо есть? Какие слова произносить? На какой земле жить? Но без материальной привязки все принципы и заповеди тают, улетучиваются; падают при первом дуновении ветра, как бутафорские деревья без корней. Такие деревья поставил в 1918 году первый мэр Тель-Авива Меир Дизенгоф, чтобы создать видимость красивого города, когда в него въезжал британский генерал Алленби. Конечно, подул ветер, деревья повалились. Алленби с тонким британским юмором заметил: “мистер Дизенгоф, без корней у вас здесь ничего не выйдет”.
Корни, материальная привязка - разница между показухой и Работой.
В пустыне материальной привязкой служил шатер Завета. Потом - Земля Израиля. Со времен царя Давида особую роль играл Иерусалим, а со времен его сына - Храм.
Сегодня глядя на Иерусалим, на нашу Материальную Привязку, мы можем понять многое о нас самих, об “Израиле, как он есть”: индивидуально и национально… И начать Работать.


Рав Залман-Барух Меламед
Дарование Торы
Устройство мира до дарования Торы

«Помнит Он вечно завет Свой – слово, (что) заповедал Он на тысячу поколений» (Теѓилим, 105:8). Тора предшествовала Сотворению мира на 974 поколения, но проявилась только через тысячу поколений, то есть спустя 26 поколений после Сотворения мира. Между тем, весь мир был создан при помощи Торы. Святой, благословен Он, смотрел в Тору и создавал мир. Он сделал исполнение Торы условием существования мира: «Если они будут исполнять Тору, будет им благо, а если нет, мир возвратится в состояние хаоса». Цель существования мира заключается в проявлении в нем Торы посредством народа Израиля. Однако мир должен пройти процесс подготовки к дарованию Торы, пока полностью не созреет для этого. Народ Израиля должен стать народом, чтобы Тора могла спуститься в мир.
 
Десять поколений было от Адама до Ноаха, но они были грешны; десять поколений было от Ноаха до Авраама, пока не пришел Авраама, заслугами которого существует мир, как объясняют наши мудрецы в комментарии на стих: «Вот происхождение неба и земли при сотворении их» (Берешит, 2:4). Авраам был прародителем народа Израиля. Однако наши мудрецы говорят, что народ Израиля предшествовал миру. Избранность была сокрыта уже в Адаме, и она переходила из поколения в поколение, пока не родился Авраам, первый представитель народа Израиля, и тогда избранность проявилась в нем. Авраам исполнял всю Тору, даже заповеди «де-рабанан» (установленные мудрецами значительно более поздних поколений), хотя был обязан исполнить только заповедь обрезания. Авраам исполнял Тору по принципу «не обязан, но исполняет», согласно велению сердца. То же самое касается Ицхака и Яакова. Наши праотцы исполняли всю Тору. Есть полемика среди мудрецов касательно того, что Яаков женился на сестрах (ведь Тора запрещает это), но это – исключение, у этого были особые причины. Тора существовала в мире уже во времена праотцев, но еще не стала Б-жественным повелением, пока от праотцев не произошел народ Израиля. Потомки праотцев стали народом в Египте, и только тогда они были готовы получить Тору. Прежде чем будет дарована Тора, в народе Израиля должна проявиться Б-жественная избранность. Поэтому Десять заповедей начинаются со слов: «Я Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из земли Египетской» (Шмот, 20:2). Святой, благословен Он, заповедал Тору народу Израиля именно потому, что Он вывел его из Египта, потому, что избрал его и наложил на него высшую Б-жественную избранность, необходимую для получения Торы. Во время Исхода из Египта эта избранность проявилась во всей полноте. Тогда же проявилась и простая вера народа Израиля во Вс-вышнего: «И поверил народ» (там же, 4:30). Народ уверовал в слово Г-споднее.
После этого народ Израиля взошел на еще одну ступень: перед ним расступилось Чермное море. «И увидел Израиль силу великую, которую явил Г-сподь над египтянами, и благоговел народ пред Г-сподом, и поверили в Г-спода и в Моше, раба его» (там же, 14:31). Это еще одна ступень веры – в то, что Владыка мира всемогущ, что Он способен превратить море в сушу, а сушу – в море. Владыка мира проявляется, с одной стороны, во всей Своей милости, а с другой – во всей мощи. Милость обращена к народу Израиля, а мощь – к египтянам. Сказали наши мудрецы, благословенна их память: «То, что видела рабыня у Чермного моря, не видел даже (пророк) Йехезкель бен Бузи». Сынам Израиля было трудно оторваться от этого зрелища, и Моше пришлось уводить их оттуда силой, ибо их ожидало еще более великое событие: дарование Торы на горе Синай. Однако для этого народу Израиля требуется духовная зрелость. Сказано в Шир ѓа-ширим: «Сестра у нас маленькая и грудей нет у нее. Что сделаем мы для сестры нашей в день, когда будут свататься к ней?» (8:8). Объясняют наши мудрецы: народ Израиля еще не способен принять Тору, он может утерять всю ее сущность, его душа будет не в состоянии вынести эту святость. Необходима трехдневная подготовка, отстранение от всякой скверны, тщательное соблюдение чистоты и святости.
 
Подготовка к дарованию Торы
Народ Израиля приходит в Синайскую пустыню. «И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились станом в пустыне; и расположился там Израиль против горы» (Шмот, 19:2). Ор ѓа-Хаим объясняет, что для получения Торы необходимы три вещи: «И двинулись они из Рефидима» – это отстранение от всего материального, поскольку Тора духовна и Б-жественна, и тот, кто погряз в материальности, не способен принять Тору; «и расположились станом в пустыне» – здесь подразумевается скромность, простота. Тот, кого одолевает гордыня, кто не способен отказаться от своей сущности перед лицом чего-то гораздо более великого, не может принять Б-жественного речения. Тот же, кто «расположился в пустыне», то есть подобен пустыне, которая не имеет никакой самостоятельной ценности, получает Тору как самый великий дар. «И расположился там Израиль против горы» – сказано именно «расположился», а не «расположились», «как единый человек с единым сердцем». Необходимо единство в народе. Тора – удел не каждого еврея в отдельности, а всего народа в целом.
 
Связь с Землей Израиля
В книге Зоѓар приведены слова рабби Шимона бар Йохая о подготовке к дарованию Торы. Один ученик спросил его: почему сказано: «Заявляю я ныне Г-споду, Б-гу твоему, что я вошел в ту землю, которую Г-сподь клялся отцам нашим дать нам» (Дварим, 26:3)? Почему «Б-гу твоему», а не «Б-гу нашему»? Ответил ему рабби Шимон: почему ты спрашиваешь лишь об этом стихе? Ведь так написано во многих местах, например: «Ибо Г-сподь, Б-г твой, ведет тебя в землю хорошую» (Дварим, 8:7), «…и чтобы ты долго жил на земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе на все времена» (там же, 4:40), «Ибо Г-сподь, Б-г твой, огонь пожирающий Он» (там же, 4:24).
Так написано во многих местах, и следует выяснить, почему во всех этих стихах не сказано «Б-г наш»? Наверное, ответ кроется в словах наших мудрецов: «Каждый, кто живет в Земле Израиля, подобен тому, у кого есть Б-г, а каждый, кто живет за ее пределами, подобен тому, у кого нет Б-га». Моше как бы говорит народу Израиля: вы войдете в Землю Израиля и станете как тот, у кого есть Б-г. Эта идея вызывает страх. Был ли кто-то, кто может уподобиться Моше, кто достиг его духовной ступени? И все же Моше говорит: я не могу сказать «Б-г наш», потому что я не войду в Землю Израиля! Иными словами, иго Небес может принять на себя только тот, кто живет в Земле Израиля.
Это напоминает историю о рабби Зейре, как он шел в Землю Израиля и дошел до Иордана, и не знал, как перейти его. Тогда он взял бревно и с ним перепрыгнул реку. Сказал ему один инородец: «Вы – народ торопливый. Так и во время дарования Торы вы сначала сказали “сделаем”, а потом “выслушаем”». Ответил ему рабби Зейра: «В Землю Израиля даже Моше рабейну не удостоился попасть – кто сказал, что я удостоюсь? Я должен торопиться и не медлить, даже самую малость!» В Гемаре о рабби Зейре рассказывается в трех местах (одно из которых – приведенное здесь), что он избегал своего учителя, рабби Йеѓуду, поскольку рабби Зейра хотел переехать в Землю Израиля, а рабби Йеѓуда говорил, что каждый, кто уезжает из Вавилонии в Землю Израиля, нарушает заповедь-повеление Вс-вышнего, ибо сказано: «В Вавилонию будут приведены они и там останутся до того дня, когда Я вспомню о них и велю вывести их, – слово Г-спода» (Ирмеяѓу, 27:22). В Гемаре, в трактате Брахот рассказывается, что рабби Зейра ходил вокруг бейт-мидраша, чтобы услышать слова рабби Йеѓуды без того, чтобы попадаться ему на глаза. Хорошо ли он поступал, нарушая волю своего учителя? Судя по всему, когда дело касается Земли Израиля, это позволительно и даже похвально. История рабби Зейры учит нас, что когда речь идет о любви к Земле Израиля, хороши и такие средства.
Уже в рассказе о Сотворении мира есть намек на Землю Израиля. «В начале (бе-решит) сотворил Б-г…» Наши мудрецы говорят, что слово «бе-решит» намекает на Тору и народ Израиля, которые называются «началом» (решит). Это слово намекает также на Землю Израиля и Храм. С самого начала книги Берешит мы учим, что Земля Израиля принадлежит народу Израиля. Вот три святыни: народ, Тора и земля. Тора была дана в пустыне с тем, чтобы народ Израиля исполнял ее в Земле Израиля. Исполнение Торы вне Земли Израиля – это не более чем напоминание об истинном соблюдении заповедей. Тора изначально предназначена для того, чтобы ее исполнял народ Израиля в Земле Израиля.
 
Дарование Торы – встреча ограниченного с тем, что не имеет границ
Для того, чтобы человек мог принять речение Вс-вышнего, обращенное к нему, необходима серьезная подготовка. Народ Израиля уже пережил Исход из Египта и рассечение Чермного моря. Теперь он должен взойти на еще одну ступень. Народу предстоит уверовать во Вс-вышнего, увидев, как Он говорит с человеком и обучает его Торе. Как возможно, чтобы высшее Б-жественное слово, не подверженное никаким ограничениям, проявилось в этом мире? Если бы это не произошло на самом деле, в это невозможно было бы поверить. Ведь человек, сколь чист и возвышен он ни был, является ограниченным творением. Как безграничное может быть связано с ограниченным? Как Тора может быть дана народу Израиля? Для этого Вс-вышний должен был просто явиться народу Израиля, никак не объясняя, как такое возможно. И народ Израиля увидел своими глазами это невероятное событие. Человеческий разум не способен осознать это, но это произошло. Народ Израиля услышал Б-жественное речение. Он стал свидетелем наивысшего пророчества, гораздо более высокого, чем любое другое, оказался с ним в непосредственной близости, лицом к лицу. Это чудо произошло, и из него вытекает вера в Тору, переданную Моше, и в слова всех пророков, которые последуют за ним.
 
Как именно была дарована Тора
«И говорил Б-г все слова сии, сказав» (Шмот, 20:1). По поводу этого стиха есть два мидраша, которые на первый взгляд кажутся противоречащими друг другу: один мидраш говорит, что первые две из Десяти заповедей были произнесены Самим Вс-вышним, а другой мидраш, приведенный в Шир ѓа-ширим, утвреждает, что все Десять заповедей были произнесены Вс-вышним. То же самое сказано и в книге «Кузари» рабби Йеѓуды Ѓа-Леви. Но на самом деле два эти утверждения не противоречат друг другу. «И говорил Б-г все слова сии, сказав». Святой, благословен Он, сначала произнес все Десять заповедей вместе, и человеческий разум был неспособен воспринять это Б-жественное речение. Народ Израиля ничего не услышал и ничего не понял, но слова Вс-вышнего оказали грандиозное внутреннее влияние на его душу. После этого Вс-вышний повторил первые две заповеди, и тогда сыны Израиля попросили Моше произнести оставшиеся заповеди, так как они были не в состоянии воспринять высшее Б-жественное речение. Такое объяснение дает Виленский Гаон. Это действо было столь велико, что души сынов Израиля покинули их тела. Это была «операция по пересадке сердца». Вс-вышний должен был на несколько мгновений изменить законы Творения, чтобы возвратить им души, и это уже были новые души, способные принять Тору.
«И говорил Б-г все слова сии, сказав». Народ Израиля услышал все тайны Торы, все толкования, узнал обо всех наказаниях, которые полагаются за несоблюдение тех или иных заповедей. Это было Б-жественное слово в совершенстве. Рабби Йеѓуда говорит в Мидраш раба на Шир ѓа-ширим: «В тот час, когда сыны Израиля услышали слова “Я Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из земли Египетской”, изучение Торы засело у них в сердцах, и они уже все знали и ничего не забывали». Они ощутили, что Тора проникла в них, что ее слова высечены в их сердцах. Они почувствовали, что возносятся на столь высокую ступень святости, что не могут выдержать этого. И поэтому они попросили Моше быть посредником между ними и Вс-вышним. «Они вновь стали способны учить и забывать. Сказали они: как Моше – человек из плоти и крови – уйдет из этого мира, так и его учение уйдет из этого мира». Они боялись, что после смерти Моше Тора забудется. «И тут же они обратились к Моше, сказав ему: Моше, учитель наш, вот бы Он открылся нам во второй раз, вот бы «поцеловал нас поцелуями уст Его», вот бы Учение засело в наших сердцах, как прежде!» Так говорит рабби Йеѓуда. Рабби Нехемья дополняет его слова: «В тот час, когда сыны Израиля услышали слова “Да не будет у тебя других Б-гов сверх Меня”, из их сердец искоренилось дурное начало. Обратились они к Моше, сказав ему: Моше, учитель наш, стань посредником между нами и Им, ибо мы не хотим умирать». Человек не может существовать, если он лишен дурного начала. «И тут же дурное начало вернулось на свое место. Возвратились они к Моше и сказали ему: вот бы Он открылся нам во второй раз, вот бы «поцеловал нас поцелуями уст Его» – два поцелуя: «Я Г-сподь, Б-г твой» и «Да не будет у тебя». Говорит Виленский Гаон: как влюбленный целует свою возлюбленную два раза – первый раз за то, что она выбрала его, а второй раз за то, что отказала другим.
 
Тора будущего
На ту ступень, которой достиг народ Израиля во время дарования Торы, но на которой не смог удержаться, он возвратится в будущем, в дни Машиаха. Во времена Избавления Тора засядет в сердцах народа Израиля, и они никогда не забудут ее, а дурное начало искоренится из их сердец. Эта ступень не исчезла полностью, а сокрылась. Она существует в сердцах народа Израиля в скрытом виде. На евреев наложена миссия раскрыть эту ступень, устранить завесы. Следует знать, что она существует в сердце каждого еврея. Ее не нужно искать за морями или ждать, когда ее ниспошлют нам с Небес. Мы должны раскрыть в себе внутренний свет Торы. Это зависит только от нас. Каждый человек способен продвигаться вперед в своем духовном развитии, стремясь обнаружить в себе эту сокрытую ступень. Все поколения еврейского народа постепенно идут к этому, и каждый еврей вносит в этот процесс свой вклад.

Комментарии (0)

Оставить комментарий