::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Шавуот..Силу дел Cвоих поведал народу Cвоему..

  • Сообщить о ошибке
9-05-2013, 20:46 Разместил: jude Просмотров: 2 191

О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Шавуот
Шавуот, который мы празднуем шестого (и, за пределами Земли Израиля, седьмого) Сивана, - это день, в который мы по традиции отмечаем Дарование святой Торы Б-гом на горе Синай. В Шавуот евреи всего мира едины в своей вере в Б-га и доверии к Нему, и в верности законам и идеям Его Торы. Как сказано, в Шавуот «по традиции отмечается» наше получение Торы на горе Синай. Вроде бы, странная формулировка. Почему бы не сказать, как обычно о любом празднике, что в этот день отмечается какое-то событие или годовщина события? Так было бы более убедительно, ясно и недвусмысленно. Песах - это день нашего Исхода из Египта. Ханука - годовщина завершения боевых действий после победы, одержанной Хасмонеями над сирийскими эллинистами. Пурим - день спасения от коварного плана Хамана уничтожить нас в эпоху Мордехая и Эстер. Тогда как «по традиции отмечается» звучит несколько неопределенно: «традиция» - не совсем то же, что и «история». Почему бы не сказать, что Шавуот - это годовщина Дарования Торы?
Более того, интересно, что в самой Торе нигде не говорится, что Шавуот - это праздник Дарования Торы. В Торе он называется «Праздником недель», «Праздником урожая», «Праздником первых плодов (бикурим)» - но днем Дарования Торы он не называется. Еще более удивительно то, что в Талмуде (трактат Шаббат, 86б) приводится дискуссия о точной дате Дарования Торы. Согласно одному мнению, оно произошло в день шестого Сивана, а согласно другому - седьмого (который сегодня является вторым днем праздника вне Земли Израиля). Это зависит от того, как толковать повествование о Даровании Торы, записанное в Хумаше. Не странно ли? Речь идет о самом знаменательном событии нашей истории, получении Торы, в результате чего мы стали Народом Б-га - а мы даже не знаем дату этого события! Хорошо, есть «традиция», что это случилось в Шавуот, но почему это событие не имеет официальной, четко установленной годовщины?
Другой интересный факт: сегодня невозможно с точностью определить, какая гора в том регионе есть та самая гора Синай, на которую снизошел ХаШем, когда даровал нам Тору. В любом случае, даже если бы мы были уверены в том, какая это гора, никакой разницы от этого не было бы, ибо теперь для нас это самая обыкновенная гора, в которой нет ничего особенного. То есть, хотя во время самого Дарования Торы никому не разрешалось приближаться к этой горе, как только это событие завершилось, на нее вновь может подняться кто угодно, «на ее склонах могут пастись овцы» - это больше не святая гора. Но в этом опять загадка. Эта гора, послужила физической ареной самого важного события в нашей истории - да и в мировой истории тоже! - дарования Торы нам, а от которой через нас и весь мир получил огромную пользу, - а мы даже не знаем точно, где она находится, где произошло это событие. Уж такой элементарный факт о самом важном событии в истории нашего народа должен быть точно известен! Ответ такой. Тора не связана ни с каким определенным праздником или местом, или датой в истории. Нет, она постоянно, вновь и вновь даруется Б-гом (в утренних благословениях на Тору - Биркат ХаТора - мы говорим: ХаМеламед Тора ЛеАмо
Исраэль - «Который обучает Торе Свой народ Израиля» - в настоящем времени). И ее может получить любой еврей, в любой день, в любом месте, даже на краю света, если только он (или она) будет 
по-настоящему готов принять ее, изучать и глубоко анализировать ее, каких бы тяжких трудов это ни стоило, и обязуется исполнять ее заповеди. Тора не ограничена в пространстве или во времени, и это символически продемонстрировано тем, что специально оставлены неопределенными место и время
ее Дарования. Именно Тора определяет суть еврейского народа. Как сказал рав Саадья Гаон: «Этот народ является народом только благодаря Торе». Те евреи, что, к сожалению, отвергли соблюдение Торы, а на его место поставили какую-либо реформированную или видоизмененную «религию», или свою собственную версию еврейства, которую назвали «иудаизмом», должны задать себе вопрос: что делает человека евреем, если не Тора, то есть, ее изучение и исполнение ее заповедей? Вера в Б-га? В Него верят два с половиной миллиарда христиан и полтора миллиарда мусульман, в того же Б-га, в Б-га иудеев (они от нас и научились), они только считают, что служить Ему надо по-другому. Может быть, еврейство заключается в цвете кожи, в расе? Так рассмотрим повнимательнее всех евреев и обнаружим среди них самих все существующие цвета
кожи и расовые черты. Более того, любой человек, любой расы и из любого народа может пройти церемонию обращения в еврейства, если только примет обязательство исполнять заповеди Торы. Значит, дело не в расе. (Кстати, это опровергает обвинение еврейской религии в расизме. Исключительность? Может быть. Но никак не расизм!) Может быть, это особые традиционные блюда? Но какие? Восточноевропейский чолент? Фаршированная рыба? Или восточные блюда? Или, может быть, ржаной хлеб
легендарной нью-йоркской пекарни Генри Леви? Нет, не это делает человека евреем. Быть может, сильно развитое сознание, общественная деятельность и активность? Ну да, значит, каждый борец за равноправие - еврей? На свете полно неевреев, занимающихся общественной деятельностью, которые приносят человечеству большую пользу. Мать Тереза не была еврейкой, Альберт Швейцер тоже - и этот список
бесконечен. Быть может, поддержка государства Израиль? Тогда христианские сионисты «Библейского пояса» США - евреи. Быть может еврей - это тот, кто служит в израильской армии? Но тогда надо включить
в это определение и христианских и мусульманских волонтеров. Так что это тоже исключается. Как и идея, что еврейство заключается в добровольном поселении в кибуце. Опять не то. А что, если еврей не служит в израильской армии, например, потому, что не живет в Израиле, - он, значит, тоже на самом деле не еврей?
Нет, у еврейства есть только одно определение, которое дает ему право с гордостью сказать «я еврей» - приверженность Торе и заповедям Б-га. Истинный еврей - это тот, кто принимает на себя обязательство исполнять заповеди Б-га и не нарушать ни один из запретов Торы. (Рождение от еврейской матери означает лишь то, что не надо проходить процесс обращения в еврейства, и что обязанности еврея налагаются на
человека автоматически.) Когда ХаШем даровал нам Тору шестого Сивана 2448 с сотворения мира (в конце
концов, сомнений относительно этой даты нет), это событие наложило большой отпечаток на всю историю. Конечно, праздник Шавуот стал знаменательной датой в нашем календаре, как Песах или Йом Кипур. И конечно, Шавуот - это идеальное время для обновления нашей преданности Б-гу и Его Торе. Но Тора специально не говорит о нем как о Дне Дарования Торы, чтобы мы поняли, что не надо ждать, пока наступит Шавуот! Да, мудрецы говорят, что мы должны испытывать по отношению к Торе такие же чувства, как будто она заново давалась каждый день, и исполнять каждую заповедь с таким же рвением и восторгом, как будто это в первый раз. Представьте себе, изучать Тору, надевать Тфилин, зажигать свечи Шаббата со свежестью и энтузиазмом первого раза! Вот так надо относиться к Торе. Праздник Шавуот - это цель и кульминация процесса нашего Исхода из Египта. В этом заключается урок заповеди Счета Омера между Песахом и Шавуотом: она демонстрироует связть между этими двумя соытиями. Как только мы вышли из Египта, мы начали считать дни в предожидании Дарования Торы, которое произошло семь
недель спустя, ибо ХаШем освободил нас из Египта исключительно для того, чтобы мы получили Его Тору и стали Народом Торы. Только получив Тору, можем мы стать «сокровищем Б-га, царством князей и святым народом». Посвятив жизнь изучению Торы и исполнению заповедей, мы удостоимся всех благословений Торы, а через нас будет благословен и весь мир.


О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара на первый день праздника Шавуот
Ѓафтара на первый день праздника Шавуот (в Земле Израиля - единственный) взята из книги Йехезкеля: глава 1, фразы 1 - 28, и оканчивается фразой 3 из главы 12. 

1. В Чтении Торы на Шавуот описывается, как ХаШем, так сказать, снизошел на землю, чтобы даровать нам Тору. Никогда больше в истории не было такой открытой демонстрации Б-жественного Присутствия, как при том событии, когда мы получили Тору прямо от Б-га.
2. В Ѓафтаре тоже описывается схожее чудесное явление: пророк Йехезкель бен Бузи, Кохен, рассказывает о том, как ему было дозволено увидеть различного рода ангелов в Небесах. Но между этими двумя явлениями есть несколько различий, и мы упомянем два. Во-первых, Откровение Б-жественного Присутствия при Даровании Торы было единичным событием. Оно произошло только один раз, ибо больше таких дарований не будет, ХаШем никогда не изменит ту Тору, которую уже дал. Тогда как видение, которое было показано Йехезкелю - это то, что происходит постоянно, это непрекращающееся действо, только мы, простые смертные, этого не видим, и в открытую нас эти явления не затрагивают. Во-вторых, то, что видел Йехезкель, видел он один (хотя Ишае показали схожее видение). Тогда как Дарование Торы произошло на глазах всего еврейского народа, составлявшего тогда, по скромным подсчетам, более двух с половиной
миллионов человек.
3. Поскольку Дарование Торы - это очень важное для нас событие - ибо без Торы мы никто - ХаШем продемонстрировал нам Себя так, чтобы это событие - хотя и чудесное и сверхъестественное - могло быть описано категориями и терминами этого мира, которые мы можем воспринимать. Но описание Йехезкелем того, что происходит в Небесных сферах, временами настолько выходит за рамки нашего восприятия, настолько недоступно для понимания, что даже простой перевод часто кажется простым смертным
невразумительным и нелогичным. И это видение «Б-жественной процессии» действительно известно как одно из великих пророческих видений, которые обычному человеку так же трудно понять, как человеку, слепому от рождения, невозможно понять суть цвета. По этой причине мудрецы предостерегают, что не стоит пытаться глубоко изучать и анализировать эти пророческие писания, ибо мы просто не обладаем
интеллектуальными инструментами, необходимыми для того, чтобы по-настоящему понять то, что описывает Йехезкель, и если будем пытаться, то это неизбежно приведет к серьезным ошибкам. Поэтому мы просто читаем пророчество Йехезкеля и стараемся понять - из самого того, что понять не можем - что суть Б-га и того, что происходит в Его Небесных сферах, находится для нас далеко за пределами всякого понимания.


О. И. Баддиль
Перевод Рава Меира Мучника
Ѓафтара на второй день праздника Шавуот
Ѓафтара на второй день праздника Шавуот (за пределами Земли Израиля) взята из книги Хавакука, одной из более коротких книг Пророков, составляющих группу
«Двенадцати»: от главы 2, фразы 12 (последней в той главе) до конца книги.

1. Эта Ѓафтара необычна тем, что в большинстве общин, после того, как читающий произнес благословение перед чтением Ѓафтары и первую ее фразу, он декламирует небольшую поэму. Она красива и параллельна поэме «Акдамут», которую произносят перед чтением Торы в первый день праздника. В этой поэме тоже воздается хвала Б-гу, Который даровал нам Тору, и мудрецам, которые посвящают себя ее изучению, и
возносится молитва Б-гу, чтобы хранил изучающих Тору и давал им процветание.
2. Пророк Хавакук жил в конце эпохи Первого Храма, когда над еврейским народом нависала опасность изгнания из их земли вавилонским царем Навуходоносором. Люди не были в настроении слушать пророка, и он умоляет их не пытаться обезопасить себя заключением союзов с соседними народами против вавилонского царя, а возвратиться к Б-гу и Его Торе, и положиться на Него.
3. На первый взгляд, сама Ѓафтара не очень связана с темой Чтения Торы этого дня и с самим праздником Шавуот. Хавакук молится Б-гу, чтобы был милосерден с еврейским народом в грядущем изгнании. Связь с праздником Шавуот (но не с темой Чтения Торы) в том, что Хавакук напоминает, что только еврейский народ был готов получить Тору, и перефразирует слова Моше Рабейну в главе ВеЗот ХаБраха. Там Моше повествует о том, как народы Сеира и Парана (то есть, Эйсав и Ишмаэль) отказались принимать Тору Б-га,
заявляя, что в ней содержатся требования, противоречащие выбранному ими стилю жизни насилия и аморальности. Но еврейский народ даже не спросил, что в ней написано - он доверял Б-гу и знал, что Он не повелит ничего плохого и вредного для нас. Хотя Его требования бывает непросто выполнять, в то же время они не такие уж трудные, и выполнять их можно. И в любом случае заповеди Б-га даны для нашего же блага. «Хотел ХаШем очистить и облагородить еврейский народ, поэтому дал им большое количество
Торы и заповедей» Хавакук также напоминает, что еврейский народ принял Тору с готовностью и энтузиазмом, и в заслугу этого он просит Б-га охранить и защитить Свой народ в его скитаниях в течение изгнания, которое он видел, что придет из-за падения духовного уровня народа.
4. Пророк завершает свою молитву выражением веры в Б-га и Его милость, и говорит о том, как в будущем еврейский народ вновь примирится с Б-гом и Торой.

 

Рав Зеев Мешков 
Дарование Торы у горы Мория
Тора должна была быть дарована в земле Кнаан, на горе Мория, которая является центром и началом всего творения И об этом сказано: «Ибо из Циона выйдет Тора и слово Б-га из Йерушалаима» (Йешаяу 2). Если бы все развивалось по идеальному плану, то колена собрались бы у горы Мория и услышали бы голос Б-га: «Я Б-г Всесильный Твой, который вывел тебя из земли Египетской… и привел вас в землю, о которую, подняв руку Мою, поклялся Я (отдать) Аврааму, Ицхаку и Яакову, и отдал ее вам во владение, Я - Б-г» (Шмот 20:2, Шмот 6:8) Сыновья Израиля стали бы свидетелями чудес, преобразующих мир: из скалы вышли бы воды – живительный поток, который сделал бы и пустыню и Соленое Море цветущим краем, как сказано: «И будет в день тот: выйдут воды живые из Йерушалаима, половина их – к морю восточному, и половина их – к морю западному; летом и зимой будет так. Обернется вся земля степью от Гева до Римон…» (Зхарья 14:8,10). Исправление мира невозможно без исправления его духовной составляющей. И перед водами, превращающими пустыню в плодородный сад, гора Мория распространила бы духовный свет, проявляющий повсюду Б-жественное Присутствие и искореняющий из мира зло: «И будет день один – он известен (только) Б-гу - не день и не ночь… И будет к вечернему времени – появится свет. И будет Б-г царем на всей земле, в день тот будет Б-г один (для всех), и имя Его – одно» (Зхарья 14:7,9). 
 
Окружным путем
Почему же этого не произошло, почему преобразование мира и раскрытие в нем постоянного Б-жественного Присутствия было отодвинуто на далекое будущее? Лишь потому, что сыновья Израиля не были готовы к войне за Землю. Из-за этого Вс-вышний не повел их прямо к горе Мория, а проложил им путь через пустыню к горе Синай, как сказано: «И было, когда отпустил фараон народ, и не повел Всесильный дорогой плиштим, ибо короткая она, ибо сказал Всесильный, может быть передумает народ, увидев войну, и вернется в Египет. И завернул Всесильный народ дорогой, ведущей в пустыню, к Тростниковому морю…» (Шмот 13:17) Сыновья Израиля не были готовы вступить в сражение с плиштим, так как не умели держать оружие и морально не были готовы к войне. Но ведь говорится:  «И вооруженными поднялись сыновья Израиля из земли египетской» (Шмот 13:18). Да, действительно так сказано. Однако вооруженным и готовым к войне вышло только колено Эфраима, сыновья которого считались в Египте свободными людьми. Они были потомками первенца Йосефа, носили оружие и занимались военными упражнениями. Их решительности бороться за Землю было недостаточно, так как все должны были обладать такой же смелостью и умением сражаться. Все мужчины, от двадцати до пятидесяти, должны были быть готовы выйти в бой. Ради того, чтобы все были способны воевать, Вс-вышний завернул народ к Тростниковому морю. Там сыновья Израиля стали свидетелями гибели войска Египтян. Но этого было все еще не достаточно, чтобы вселить в них уверенность в своей способности завоевать землю Кнаан. Если на море «Б-г воевал за них, а они молчали» (Шмот 14:14), то в борьбе за Землю им предстояло не только быть свидетелями чудес, но и активными участниками событий. Поэтому почти сразу после перехода через море, сыновья Израиля спросили «Есть ли Б-г внутри нас, или нет?» (Шмот 17:7).
 
Ответ
Их вопрос был вызван сомнением, даст ли Б-г им сверхъестественные силы, необычную твердость рук, быстроту ног? Проявит ли Он Б-жественное Присутствие через них? Ответом для них стала война с Амалеком. Моше послал Йегошуа сражаться с врагом, а сам поднялся на гору и весь день старался держать руки, поднятыми вверх: «И было, когда поднимал Моше руку свою, и одолевал Израиль, а когда опускал руку – одолевал Амалек» (Шмот 17:11). Трудно придумать более ясный: в этой войне сыновьям Израиля было дано увидеть и почувствовать, что Б-г воюет их руками, умножая их силы, вселяя страх в сердца врагов, укрепляя их сердца смелостью и волей к победе. 
В то время, когда сыновья Израиля вышли из Египта, овладеть святой Землей было не проще, чем сегодня: высокие стены городов, выложенные из гигантских камней делали их неприступными. А штурмовых лестниц и таранов у совершивших исход из Египта не было. Трудно было поверить, что крик сыновей Израиля и их трубление в шофар обрушит стены города, или полчища врагов обратятся в бегство, или выйдут за стены городов, понадеявшись на свою силу и будут поражены, или найдется подземный ход, который выведет в центр крепости. 
 
Силу дел Cвоих поведал народу Cвоему
Тора была дарована ради того, чтобы вдохнуть в сыновей Израиля дух, который наполнит их верой, что они – воинство Б-га, и способны сломить любого врага. И об этом сказано «Зачем нужны все рассказы Торы, которые приведены раньше упоминания первой заповеди?». Ответ: «Силу дел Своих поведал народу Своему, чтобы дать им удел народов (землю Кнаан)» (Раши). Иными словами, Тора на горе Синай была дарована, чтобы вселить веру в сердца сыновей Израиля, что они смогут завоевать Землю. завоевать Землю. «Я Б-г Всесильный Твой, который вывел тебя из земли египетской из дома рабства» - прозвучало с горы Синай. Но разве сыновья Израиля не пережили Исход, и не знали того Б-га, который вывел их из страны фараона? У горы Синай Б-г открылся им как Б-г воинств: их глазам предстало воинство Небесное (по его подобию был впоследствии выстроен лагерь, каждый отряд занял определенное место со своим знаменем). 
И сразу же после дарования Торы народ направился в сторону святой Земли, чтобы начать ее завоевание.
 
Вера
Через три дня они подошли к Кадеш Барнеа и послали оттуда разведчиков в землю Кнаан, которые, вернувшись, рассказали о неприступности городов и высоком росте местных жителей, лишив тем самым сыновей Израиля веры в то, что Б-г даст им силы преодолеть любые трудности и сломить любого врага. А без веры завоевать Землю невозможно, так как нет Б-га в нас – не вселяет Он смелость в наши сердца, не дает сверхъестественные крепость рук и быстроту ног, через которые проявляется Б-жественное Присутствие в мире. Из-за отказа выйти на завоевание земли Кнаан, чтобы уничтожить в ней идолопоклонство и идолопоклонников, и тем самым исправить мир, сыновья Израиля были наказаны сорока годами блуждания по пустыне. За эти годы поколение, стоявшее у горы Синай умерло. В землю вошли их дети, которые на протяжении сорока лет в пустыне готовились к войне. Нет веры – нет готовности воевать, нет готовности воевать – нет веры, нет веры – нет Земли, нет Земли – нет у народа смысла существования. 
В борьбе за Землю Израиля мы, как народ, проявляем свою веру, раскрываем Б-жественное Присутствие в мире, раскрываем смысл Торы, дарованной нам у горы Синай, обретаем смысл своего существования, приближаем день, когда «будет Б-г один и Имя Его одно».

 

Рав Зеев Мешков 
Ко дню дарования Торы
Суть человека в том, что он создан для диалога со  Вс-вышним. Но об этом не сказано напрямую. И комментаторы раскрывают этот секрет Торы, опираясь на стих: «И сотворил Б-г Всесильный человека из глины, (взяв ее) из земли, и вдохнул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек душой живой» (Берешит, 2:7). 
Раши поясняет: «Тора, говоря, что Адам стал душой живой, имеет в виду, что он стал душой говорящей. В отличие от животных, также наделенных силой жизни, человек обрел дар речи, а не только способность издавать звуки». 
Способность понимать речь и высказывать свои мысли и желания – наша суть, потому что именно это позволяет нам вести диалог с Вс-вышним. И Тора – это основа, без которой он был бы невозможен. 
Однако то, что было даровано нам на горе Синай, – это нечто большее, чем средство, позволяющее общаться на вербальном уровне. Это то, что помогает нам узнать и Вс-вышнего и самих себя. 
Сотворение мира, жизнь праотцев, исход из Египта, дарование Торы, заповеди, завоевание земли – через этот рассказ, который имеет бесконечное множество пластов понимания, мы узнаем, что Б-г – это Тот, Кто сотворил небо и землю из ничего; Тот, Кто управляет всеми силами, оставаясь отделенным от мира; Тот, Кто выбрал наших праотцев; Тот, Кто ведет нас по тропам истории, оберегая, давая пророчества и наказывая. И об этом было сказано Моше перед исходом из Египта: «Я буду в том, что будет». Иными словами: если Тора – это наша основа, то вся история – раскрытие Б-жественного Присутствия. 
Но есть один секрет: диалог с Вс-вышним невозможен за пределами Земли Израиля – как на индивидуальном, так и на национальном уровне. Вс-вышний просто не разговаривает за пределами границ святости. 
Может показаться, что сегодня, это не так важно, так как пророчество (прямое обращение Творца к Своим творениям) прекратилось вскоре после разрушения Первого Храма. Но это не так: диалог с Вс-вышним на святой земле продолжается, так как «если сыновья Израиля – не пророки, то они дети пророков» (Псахим, 66а). Иными словами: даже утратив способность воспринимать пророческое откровение, мы сохранили особое видение мира, при котором духовность перестает быть теоретической и виртуальной и воспринимается как часть и неотъемлемая составляющая реальной действительности. И в наше время только на земле Израиля еврей становится хотя бы немного пророком: все происходящее в мире воспринимается им живо и остро (и поэтому он постоянно слушает новости и обсуждает их); будущее народа, предсказанное пророками, его волнует не меньше, чем собственная карьера; духовные проблемы врываются в его жизнь и требуют разрешения так же настойчиво, как и материальные. И он вольно или невольно оказывается частью великого процесса, который называется собирание рассеянных, становление государства, возрождение народа Израиля на своей земле. 
Ведь не случайно, давая повеление Арааму переселиться в землю Кнаан, Вс-вышний сказал ему: «Иди к себе из земли твоей, оставив родину твою и дом отца твоего, в землю, которую Я тебе покажу. И сделаю тебя народом великим» (Берешит ,12:1,2). «Иди к себе» – найди себя. А поскольку узнать себя можно, только ведя диалог с Творцом, то, придя на эту землю, где Он говорит с человеком, мы постигаем себя как индивидуумы, и как часть народа. 
Таким образом, Тора, человек и земля неразделимы. Отказываясь от одной из этих составляющих, мы отказываемся и от двух других, и в любом случае – отказываемся от самих себя. 
И, если мы начинаем сомневаться, кто мы есть на самом деле, Вс-вышний ставит нас перед испытанием, чтобы в борьбе с теми, кто говорит о нашей бесполезности и отрицает право на существование нашего народа, мы поняли, зачем мы нужны самим себе и человечеству. И об этом в Торе говорится: «Они сердили меня (тем, что жили) без Б-га, а Я им буду досаждать (руками тех), кто не является народом» (Дварим, 32:21). Иными словами, если сыновья Израиля живут без Б-га - решают все вопросы, исходя из чисто практических соображений, не учитывая, что уровень духовного развития народа определяет его успех или неуспех, то Он  – как мера за меру – направляет против нас тех, кто не является народом: не имеет никакой позитивной идеи, и живет только отрицанием нашего права на существование. Поэтому нам следует осознать самим, и открыто сказать другим: «Мы – это и есть Тора, которая преобразовала и продолжает преобразовывать весь мир, и прийти к диалогу с Творцом можно только через нее. Мы – это и есть земля Израиля, из которой распространяется благословение на весь мир». А вместо этого мы доказываем свою уникальность тем, что изобрели удобное подсоединение внешней памяти к компьютеру. И когда нас вновь и вновь спрашивают все нации: «Зачем вам быть народом на своей земле? Вас же больше никто не преследует. А развивать науку и сельское хозяйство можно во Франции или Америке, или – в крайнем случае – на клочке святой Земли, который мы вам отведем, как пострадавшим в катастрофе» - нам нечего ответить. 
Так что в день дарования Торы нам бы следовало вспомнить, что нам необходимо не только изучать ее, но и сделать основой всей нашей жизни: образования, экономики, армии, политики, и риторики в диалоге с мировыми державами и религиями, и нигде и никогда не отказываться от самих себя.

 

Рав Авраам Ицхак Кук
Перевод Ханы Ар-Шалом
"Опрокинул над ними гору, как корыто"
«”…и стали у подошвы горы” – из этого мы учим, что Вс-вышний опрокинул над ними гору, как корыто» (Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 88).
В день дарования Торы нашей, который мы празднуем в ликовании столь глубокой святости, мы должны помнить, что не только добровольно приняли мы на себя бремя Торы, – это произошло и благодаря тому, что Вс-вышний «опрокинул над нами гору, как корыто». Благодаря тому, что Вс-вышний произнес: «Если вы примете Тору, вас ждет благо, а если нет – здесь будет ваша могила», Тора запечатлелась глубоко в душах наших. 
И теперь, когда мы должны возвратиться ко дням юности нашей, и шаги национального возрождения раздаются, подобные биению сердца, мы вновь предстоим перед столь значительным событием. Нас вновь ожидает дарование Торы, когда Вс-вышний «опрокидывает над нами гору, как корыто», – Торы, вдыхающей жизнь в возрождение нашего народа в его стране. Возможно, нам это не по нраву; если бы это зависело от нашего желания, возможно, мы предпочли бы принять Тору исключительно силой свободы выбора, которую мы считаем более идеальной. Но действительность не всегда такова, как представляется нам. Мы не можем заглянуть во внутреннюю сущность происходящего – нам виден только его внешний блеск. Однако высшая мудрость – мудрость Владыки миров, о которой сказано: «Он сказал – и свершилось, Он повелел – и стало [так]» (Теѓилим, 33:9), – именно она заложена в основу действительности, и сущность событий соответствует ее истинам. Она знает, что мы слабы, что воля наша слаба и слабы наши идеалы, и мы ни в малейшей степени не достойны, чтобы существование целого мира зависело от нашей воли. И потому нас насильственно призывают принять этот великий дар, который относится к высшим уровням мира. Внутренние и внешние причины, вынуждающие нас принять Тору, возрождают нашу чудесную сущность. Так было в древности, и представляется, что так будет и в этом поколении, когда мы стоим на пороге нашего национального возрождения. 
Уже в течение многих лет жители всей земли и обитатели Земли Израиля видят, как свершается чудо, и народ древний и святой, несущий в себе знамя вечности и свет всему миру, возвращается в свою чудесную землю, от которой по всему миру разливается сияние святости и бесконечная прелесть. Но знамя приподнято пока совсем немного, и видно, как слабы руки возносящих его, – а ведь его следует вознести далеко ввысь, чтобы достигло оно взоров жителей всей земли и дальних островов. Возрождение народа Израиля на его земле должно стать одним из чудес света, хранимое и овеянное духом святости.
И вот, из среды нашей встают люди, которые, следуя велению сердца своего, принижают силой своего влияния высоту этого чудесного возрождения, на все величие и мощь которого можно взирать лишь сквозь призму святости. Крепнет и пульсирует в нашем лагере слабый голос, призывающий к свободе выбора, которая хотя и наделена блеском и прелестью, однако от нее мы можем ожидать одного лишь цветения, но не плодов, ветра и словесного звона, а не жизнетворного света и душевной силы, не мощного голоса пророчества и духа святости, не разума возвышенной души для нас и для всего человечества, которое так жаждет этого. 
Однако мы знаем, что конце концов грядет сила и мощь, именно благодаря насильственному принуждению, а не свободным идеалам, которым свойственна прелесть гниющего дерева и прочность паутины; именно благодаря величайшему принуждению, высшей мощи, о которой сказано: «Глас Г-спода силен… Глас Г-спода сокрушает кедры» – глас, разрушающий горы древние, сокрушающий холмы вечные. И глас этот мощью доблести своей вновь опрокидывает над нами гору, как корыто, и говорит нам: «Если вы примете Тору, вас ждет благо». Только если мы примем Тору – источник жизни и света, нас ждет национальное возрождение – чистое и ясное, великое и могучее; только если мы примем Тору и сделаем ее Торой жизни и сводом законов для народа в земле нашего прошлого и нашего будущего – Земле Израиля, наше национальное возрождение будет иметь прочную основу, мощные крепкие корни, будущее и надежду. Это возрождение проникнет жизнетворным светом во все области жизни народа, и тот поразит все народы мира чудесами – делом рук своих.
Это великое осознание постепенно обостряется, постепенно проясняется и у тех, кто еще не отдает себе отчета в нем; оно будет проникать в них все глубже и глубже, становиться все ясней и ясней, пока не проявит, как в прежние времена, ту силу, при помощи которой Творец вынуждает нас стремиться к истинному возрождению. Благодаря жизненной силе и Б-жественному вынуждению, с помощью которых мы примем слово Г-спода как закон для народа на его земле, мы вновь станем в глазах всех народов тем, чем обязаны быть, – великим и святым народом на святой земле, «как было от века, как было в прежние годы».
 
Что такое гора Синай?
Изменение, которое произошло с народом Израиля и со всем миром благодаря тому, что Тора была дарована в пустыне, на горе Синай – не в земле, предназначенной народу Израиля, а в пустыне, которая не принадлежит никому и принадлежит всем (внутренняя сущность, определяющая народ Израиля, не состоит ни в чем материальном, а только в мысли и идее, в стремлении к святости и высшему Б-жественному свету), – это изменение истинно свидетельствует о том, что внутреннюю сущность Торы может и должен изучать каждый человек, каждый народ, живущий на земле. 
Здесь нет чего-то высшего, недоступного человеку; напротив, это предназначено для всякого человека – без этого он уподобится дикому зверю. И в этом учении, столь соответствующем душе человека, скрыты все высшие сокровища святости. Поэтому на горе Синай не была выявлена уникальная особенность народа Израиля, способного властвовать над природой, быть озаренным высшим Б-жественным светом, который находится выше всех обыденных законов Творения. Эта особенность проявилась благодаря чудесам, которые Вс-вышний сотворил для народа Израиля и которые отражают чудесную сущность этого народа. Дарование Торы на горе Синай не свидетельствует о каком-то особом качестве, которым наделен только народ Израиля и которого лишены все прочие люди на земле. Ведь для проявления такого качества не было бы более подходящего места, чем Земля Израиля, которая предназначена лишь для народа Израиля и обособляет его от других народов. 
Если бы святость Торы выражала только чудесную сущность народа, властвующего над природой, то нельзя было бы гневаться на другие народы за то, что те отдалились от Торы и отказались принять ее, – ведь человека не судят за то, что ему не дано. На самом же деле, основа дарования Торы на горе Синай, в пустыне, выражает то, что источник Торы – это источник живой воды для всей семьи народов, для всего человечества, только если они сойдут с путей греха и не захотят применять силу, совершать зло, наносить ущерб и разрушать.


Рав Авраам Шапиро
Перевод Ханы Ар-Шалом
Праздник Шавуот
Сказано в Пасхальной Агаде: «Если бы Ты приблизил нас к горе Синай, но не дал бы нам Торы, то и того нам было бы достаточно». В чем ценность предстояния пред горой Синай без дарования Торы? Объясняет Абудрагам, основываясь на словах наших мудрецов, благословенна их память: когда народ Израиля приблизился к горе Синай, он очистился от скверны. Вот почему мы говорим: «…и того нам было бы достаточно». Речь идет о духовной ступени, имеющей самостоятельную ценность, – явление Шхины еврейскому народу, выражение высшей святости. 
В Торе сказано: «Только берегись и весьма оберегай душу твою, чтобы не забыл ты тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы не ушли они из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих: в день, когда ты стоял пред Г-сподом, Б-гом твоим, при Хореве» (Дварим, 4:9). Поясняет Абудрагам: «Чтобы не забыли мы предстояние пред горой Синай, чтобы не устранили его из сознания нашего, и чтобы глаза наши и сердце наше пребывало там во все дни».
Рамбан (в примечаниях к Сефер ѓа-мицвот) пишет, что этот стих Торы намекает и на то, что нам нельзя забывать также громы и молнии, и звуки шофара, которые сопровождали предстояние пред горой Синай. Он подчеркивает величие самого предстояния, еще до того, как Вс-вышний заговорил с народом. И в молитве на Рош Ѓа-Шана мы произносим: «При громе и молнии явился Ты им, под звуки шофара показался Ты пред ними». Эти слова свидетельствуют о том, что это были не просто «декорации», а неотъемлемая часть самой сути дарования Торы. В другом месте (в комментарии на Шмот, 20:17) Рамбан пишет: «…ибо для того, чтобы испытать вас, явился вам Г-сподь. Вот почему в Писании сказано: великое благо сотворил вам Г-сподь, явив вам славу Свою, чего не сделал Он ни для одного из народов мира. Испытать вас – отплатите ли вы Ему добром за то благо, что Он совершил для вас, избрав вас народом Своим… И сказал Г-сподь: "Только вас признал Я из всех семейств земли, потому и взыщу Я с вас за все грехи ваши” (Амос, 3:2), ибо все народы не обязаны Мне так, как вы, – ведь с вами Я говорил лицом к лицу на горе Синай». Испытанием служило само предстояние пред горой Синай, сама встреча со Вс-вышним «лицом к лицу». Вот как сказано об этом в молитве: «Ибо в свете лика Твоего даровал Ты нам Тору жизни» и в Теѓилим (105:4): «Вопрошайте Г-спода и силу Его, ищите лика Его непрестанно». Тора – это «встреча» со Вс-вышним лицом к лицу. Существует множество ступеней близости ко Вс-вышнему; о народе Израиля сказано: «Лицом к лицу говорил Г-сподь с вами на горе» (Дварим, 5:4), что свидетельствует о высшей степени близости. В этом и состоит внутренняя суть предстояния пред горой Синай, благодаря которой сыны Израиля очистились от скверны и хранят эту чистоту до сегодняшнего дня.
Перед чтением Торы в синагоге мы произносим благословение: «…Который избрал нас из всех народов и даровал нам Свою Тору». Но ведь мы знаем, что Вс-вышний пытался вручить Тору другим народам, а они отказались. В чем же тогда выражается наша избранность? Именно в том, что Вс-вышний даровал нам Тору в свете лика Его, «лицом к лицу», в той особой силе, что была сокрыта в предстоянии пред горой Синай, – именно в этом выразилась наша избранность, которая отличает нас от всех других народов. 
Когда сыны Израиля возложили на себя бремя Торы, все их грехи были прощены, будто они никогда и не грешили. Поэтому сказали наши мудрецы, благословенна их память, что в Шавуот есть особая заповедь радоваться, в дополнение к обычной радости праздника, – ведь в этот день были прощены все наши грехи. В этот праздник мы радуемся двойной радостью: от дарования Торы и от прощения грехов.
 
Праздник Устной Торы
Шавуот – это праздник Устной Торы: он принадлежит мудрецам Торы всех поколений. В этот праздник в каждом поколении снова и снова повторяется дарование Торы. Такова особенность этого дня, в который много лет назад была дарована Тора на горе Синай. В Шавуот мы празднуем не одноразовое событие, которое произошло и закончилось, а самую суть дарования Торы, которая возобновляется снова и снова каждый год.
В Иерусалимском Талмуде (трактат Рош Ѓа-Шана, гл. 4, ѓалаха 8), сказано: «В связи со всеми жертвами упоминается грех, а в связи с жертвой праздника Шавуот грех не упоминается. Сказал Святой, благословен Он, народу Израиля: поскольку вы возложили на себя бремя Торы – Я отношусь к вам так, будто вы никогда не грешили». Поясняет рабби Давид Френкель, автор комментария Корбан ѓа-эда: «В связи со всеми жертвами в Торе сказано: "И приготовьте козленка одного в грехоочистительную жертву”, а в связи с жертвой праздника Шавуот сказано: "И приготовьте козленка одного в жертву”. И это потому, что каждый год праздник Шавуот подобен тому дню, когда мы стояли пред горой Синай и получали Тору. Та действительность, которая возобновляет дарование Торы каждый год, приводит и к тому, что каждый год искупляются все грехи человека».
Каждый раз, когда мы читаем в Торе стих: «Все, что говорил Г-сподь, сделаем и будем послушны» (Шмот, 24:7), мы заново получаем Тору. И для каждого человека есть свое дарование Торы. Говорят наши мудрецы, благословенна их память, что в этот день Тора была дарована не только всему народу Израиля, но и каждому еврею в отдельности. Сказал рав Йосеф (Вавилонский Талмуд, трактат Псахим, 68б): «Если бы не этот день (дарования Торы) – сколько людей по имени Йосеф есть на базаре?» (то есть благодаря дарованию Торы я отличаюсь от других людей). Из этого следует, что дарование Торы индивидуально для каждого еврея.     
 
Опасность, которую таит в себе день дарования Торы
В Гемаре (трактат Шабат, 129б) сказано, что если бы народ Израиля не согласился принять Тору, мир возвратился бы в состояние первозданного хаоса.   
Народ Израиля принял Тору добровольно. Принятие Торы должно быть продиктовано свободой выбора – ведь только в условиях свободы выбора имеют смысл слова сынов Израиля: «Сделаем и будем послушны». Поэтому во время дарования Торы была необходима свобода выбора. 
Однако в свободе выбора кроется и опасность. Ведь народ Израиля мог бы и отказаться от Торы, и тогда мир возвратился бы в состояние хаоса. И об этом сказано: «Так сказал Г-сподь: как союз Мой с днем и с ночью, не установил Я законов неба и земли» (Ирмеяѓу, 33:25).
И поскольку в день дарования Торы миру угрожала реальная опасность, эта опасность возвращается каждый год в праздник Шавуот. Уникальность этого дня двойственна: он способен принести миру как великую опасность, так и великую святость.
 
Подготовка к дарованию Торы 
Перед описанием дарования Торы в книге Шмот (гл. 19) подробно описывается подготовка к этому событию. Цель этого – научить нас чему-то важному. Подготовка к дарованию Торы – это тоже Тора. Изучение Торы – занятие первостепенной важности в течение всего года, однако в дни, предшествующие празднику Шавуот, оно приобретает дополнительное значение. В эти дни мы должны готовиться к дарованию Торы. Вот почему с начала месяца сиван мы не произносим траурную молитву таханун, подобно тому, как не произносят таханун в молитве минха накануне Шабата, когда уже начинает сиять субботний свет. В эти дни начинает проявляться свет Торы, как во время дарования Торы свет Торы начал сиять за день до этого. И поэтому в дни, предшествующие празднику Шавуот, мы должны приумножить изучение Торы.


Рав Дов Бигон
К празднику Шавуот
В  праздничный день Шавуот мы читаем книгу Рут, которая заканчивается рассказом о рождении у Боаза и Рут, Оведа, отца Ишая, отца Давида. По традиции считается, что Шавуот – день рождения Давида, а также и день его смерти. Таким образом, у праздника Шавуот, кроме того, что он является днем дарования Торы, есть еще одна окраска – это день памяти о Давиде. Такая важная связь имени Давида с Торой не возникла случайно. Она объясняется тем, что Моше, поднявшись первый раз на гору Синай, спустился и раскрыл сыновьям Израиля ту цель, ради которой им будет дарована Тора: «И будете царством священников и народом святым» (Шмот 19). Иными словами, сыновья Израиля призваны освятить Имя Б-га не каждый в отдельности, а как народ и как страна, несущие свет в мир. «Народ этот создал для Себя, о славе Моей поведают». И произнося благословение перед чтением Торы, мы говорим обо всем народе, а не об отдельных людях: «Благословен Ты, Б-г, который избрал нас из всех народов и дал нам Тору Твою…». Эту цель впервые претворил в жизнь Давид. Он превратил народ в большой и сильный, завоевав всю землю Израиля, покорив соседей, возвысив дух сыновей Израиля. Только благодаря ему сыновья Израиля смогли оказать влияние на все народы. Он подготовил и расцвет царства во времена Шломо, строительство Храма и приход всех царей в Йерушалаим, чтобы искать благословения Б-га. И в будущем превращение сыновей Израиля в великий народ, способный оказать влияние на весь мир, было бы невозможно, если бы не основа, заложенная Давидом. 
Государство Израиля – начало нашего избавления, избавления всего мира, начало возвышения духа сыновей Израиля и всего мира. Дух Машиаха подталкивает и ускоряет все процессы, происходящие в мире, ведущие к его избавлению Мудрецы Торы говорили: «Машиах был раньше сотворения мира, как сказано: «Дух Всесильного трепещет над водой» - это дух Машиаха» (Бааль аТурим). 
Каждый год в праздник дарования Торы к кругу людей, изучающих Тору добавляются все новые и новые лица. Все евреи, к каким бы слоям общества они ни относились, с уважением относятся к Торе. 
И недалек тот день, когда откроются все положительные силы народа Израиля, и он претворит в жизнь ту цель, которая стоит перед ним со дня дарования Торы – быть «царством священников и народом святым». Это может сделать только народ, возвращающийся в Цион и создающий свою государственность, развивающий все структуры, необходимые для того, чтобы быть сильным, влиятельным народом. «И из Циона выйдет Тора, и слова Б-га из Йерушалаима» для всего мира.

 

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Моше на горе Синай
Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.
Я вижу три причины того, что Моше-рабейну провел на горе Синай сорок дней и сорок ночей, и каждая из них связана теми, кто участвовал в даровании Торы: одна связана с принимающим, одна - с тем, что воспринималось, и одна - и с тем, и другим вместе.
Итак, первая причина связана с тем, кто должен был получить Тору. Суть ее в том, что человеческий разум, неразрывно связанный с нашей человеческой сутью, не дает нам воспринимать духовные сущности и препятствует тому единству с Б-гом, которого сумел достичь Моше-рабейну на горе Синай. Это духовное достижение, таким образом, превышало человеческие возможности, а потому Б-г в Своей мудрости постановил, чтобы в мире возникло нечто новое, чего раньше ни один человек на земле не удостоился. Б-г решил возвысить Моше-рабейну, господина всех пророков, над уровнем человека, чтобы тот достиг уровня духовного, бестелесного существа. Поэтому Б-г повелел ему отвести время на подготовку к этому событию: ведь сама природа Моше-рабейну и структура его тела должны были постепенно измениться и, в конце концов, обрести новую завершенность. Другими словами, Моше-рабейну должен был там возникнуть заново, он должен был во время пребывания на горе Синай превратиться в новое творение. А мы знаем, что новый человек возникает за сорок дней - наши мудрецы несколько раз упомянули, что именно таково время образования эмбриона. Формирование эмбриона, то есть, приобретение им человеческой структуры, завершается не прежде, чем через эти сорок дней. То есть, первые сорок дней после зачатия - это только дни подготовки, а когда они проходят и вся подготовка полностью завершается, эмбрион внезапно приобретает новый вид и новую структуру. Таким же образом обретается Б-жественная структура: она возникает внезапно после прохождения всех стадий подготовки. Так происходило строительство Мишкана: «И окончил Моше работу. И покрыло облако Шатер Соборный, и Слава Г-сподня наполнила Мишкан».
Итак, вот по какой причине Моше-рабейну должен был провести на горе Синай сорок дней и сорок ночей: именно это время необходимо для того, чтобы возникло человеческое существо, то есть, чтобы оно приобрело новую структуру. И подготовка к приобретению нового святого образа завершилась только в конце этих сорока дней. Когда же они истекли, «дал Он Моше (каменные скрижали), когда закончил говорить с ним».
В течение сорока дней формирования зародыша он не ест и не пьет, как люди. И Моше-рабейну в течение сорока дней, пока становился новым созданием, тоже «хлеба не ел и воды не пил» - в точности, как зародыш в чреве беременной женщины, так как Б-г пожелал, чтобы превращение Моше-рабейну в новое существо, обладающее совершенным пророчеством и совершенным пониманием, полностью уподобилось возникновению нового человеческого существа. Однако может быть, что необходимость в этих сорока днях определялась самой телесной природой Моше-рабейну.
Вторая причина связана с тем, что необходимо было постичь, то есть, с Торой. Она состоит в том, что Моше-рабейну во время своего сорокадневного пребывания на горе Синай постиг и познал все, что, в принципе, возможно постичь и узнать в мире. А мы знаем, что все эти возможные знания делятся на четыре группы. Первая группа относится к познанию материальных явлений, которые возникают и исчезают, и подразделяется на десять наук. Первая имеет дело с первоначальной материей, вторая - с первоначальной материальной формой, которую приобрела эта материя. Третья направлена на познание первоначальной стихии огня, ее природы и формы. Четвертая познает стихию воздуха, ее форму и ее подразделения, пятая - стихию воды, а шестая - стихию земли. Седьмая наука имеет дело со сложными структурами первого порядка, такими, как камни, металлы и разнообразные неодушевленные предметы. Восьмая направлена на познание таких составных структур, как различные виды растений. Девятая посвящена составным структурам, представляющим собой живые существа, а десятая - исследованию говорящих творений, то есть, человека. Вот мы и получили десять видов рассуждений и сведений о самом нижнем мире.
Второй вид знаний - это знания о Небесном мире, которые тоже подразделяются на десять видов познания. Первый из них - это знание о Небесной материи в целом, о том, что она собой представляет. Второй вид направлен на исследование сферы Луны, третий занимается изучением сферы Меркурия, расположенной выше нее, четвертый - сферы Венеры, которая находится еще выше, пятый - сферы Солнца, шестой - сферы Марса, седьмой - сферы Юпитера, восьмой - сферы Сатурна, девятый - сфер неподвижных звезд, а десятый занимается гладкой девятой Небесной сферой, объемлющей собой все предыдущие. И вот получилось, что Небесным миром тоже занимаются десять различных наук.
Третий вид знания занимается исследованием духовных сущностей и также подразделяется на десять отраслей. Философы постановили, что этих духовных сущностей имеется ровно десять, так как каждая Небесная сфера приводится в движение одной из них, а десятая заставляет каждую из них воплотить потенциальные возможности в реальное действие, и это и есть та самая движущая духовная сущность, которая отвечает за придание формы. Однако знатоки Торы и истинного знания утверждают, что их на самом деле чрезвычайно много, согласно сказанному в стихе: «Есть ли число легионам Его?» А Даниэль сказал: «Тысячи тысяч прислуживают Ему». Но как бы то ни было, не вызывает сомнения, что число их кратно десяти, поскольку употребленные у Даниэля выражения «тысячи тысяч» и «десятки тысяч десятков тысяч» обозначают десять неких огромных армий. Таким образом, все же получается, что наук о духовных сущностях оказывается тоже десять.
И, наконец, четвертый вид знания - это знание о Б-жественности Б-га благословенного и о мире сфирот. Здесь кончается всякое разумное исследование и запираются Небесные врата. Однако мудрецы, сведущие в истинном знании, утверждают, что имеется десять отраслей такого знания о десяти небесных сфирот, исходящих от Б-га благословенного. Они называют их так: кетер, хохма, бина, хесед, гвура, тиферет, нецах, од, йесод, малхут. По этой причине полное Имя Б-га содержит десять букв: ведь от них происходят все существующее и в верхних, и в нижних мирах! И по этой же причине
мир был сотворен десятью речениями и наш праотец Авраам подвергся десяти испытаниям. А когда египтяне претерпели наказание, Б-г наслал на них десять казней у себя в Египте и десять казней на море. Существует еще много разнообразных явлений, которые собраны в группы по десять, - наши мудрецы в разных местах их перечисляют. И все они соответствуют десяти буквам полного Имени Б-га, которые их определяют. Наши мудрецы, объясняя это, говорят, что во фразе «…для того, чтобы внести эти Мои знаки в их среду…», слово «знаки» на Святом языке можно прочесть как «буквы». Таким образом, получилось, что знание о Б-ге благословенном тоже подразделяется на десять отраслей.
И когда Моше-рабейну пребывал на горе Синай, он приобрел истинное понимание всего, что существует во всех мирах - высших и низших. Поэтому первые десять дней он посвятил изучению низшего, непостоянного мира, то есть, вещей, имеющих начало и конец; он постиг все их формы и истинные причины существования каждой из них. А десять дней потребовалось потому, что различных наук, посвященных этим вопросам, тоже десять.
Вторые десять дней были посвящены изучению природы небесного мира, воздействующего на мир материальный, то есть, звезд: их числа, положения, центров их сфер, движения по этим сферам и самих сфер. А поскольку знание об этих звездах подразделяется на десять наук, его изучение заняло тоже десять дней.
Третьи десять дней были предназначены для изучения духовных сущностей. Моше-рабейну познал их суть, их число и их взаимное расположение, а также очередность, в которой они прославляют и восхваляют своего Создателя. Областей этого познания десять, и поэтому Моше-рабейну отвел на него тоже десять дней, «согласно их числу, как подобает».
Последние же десять дней Моше-рабейну провел, поднявшись к Б-гу, и возвысился, насколько это только было возможно, до понимания Его Б-жественности и путей происхождения от Него всего сотворенного. А это является окончательным знанием о Б-ге и представляет собой Его окончательное постижение. Это и есть наивысшее достижение человеческого разума, которое превзойти уже невозможно. А сфирот, заключающих в себе это высшее знание, насчитывается ровно десять, и потому их постижение заняло последние десять из сорока дней.
Итак, Моше-рабейну провел на горе Синай сорок дней и сорок ночей для того, чтобы постичь все, что существует в материальном мире, в Небесном мире, в мире духовных сущностей и в мире сфирот. И в этом состоит вторая причина.
Третья же причина связана одновременно с постигающим и постигаемым. Она состоит в том, что Моше-рабейну должен был смирить свое злое начало, умертвить материальные желания и полностью передать свое тело со всей его физической природой под власть разума, чтобы оно не мешало ему в достижении совершенства. Но мы знаем, что в человеке действуют четыре основных качества, тело его состоит из четырех жидкостей и является сложным объединением четырех основных стихий. А все совершенство постижения, которого достиг в Торе Моше-рабейну, было заключено в Десяти Речениях, «записанных перстом Б-га». Поэтому каждую жидкость его тела и каждую составляющую его основную стихию требовалось смирять в течение десяти дней, по числу Десяти Речений. Необходимо было, чтобы каждая телесная жидкость и каждая основная стихия его тела стала готова к восприятию каждого из Десяти Речений, - и именно поэтому эта подготовка должна была продолжаться сорок дней.
Итак, я разъяснил все три причины, по которым, на мой взгляд, Моше-рабейну должен был провести на горе Синай сорок дней. Первая связана с тем, кто должен был постигать Тору; вторая - с Торой, которая должна была быть постигнута, а третья - с ними обоими: и с постигающим, и с постигаемым.

 


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Шавуот..Силу дел Cвоих поведал народу Cвоему.. все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Статистика