::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Бемитбар (часть 2)

20-05-2012, 19:00 Разместил: jude Просмотров: 2169

Комментарий к Торе
Книга Бемидбар
Недельный раздел Бемидбар
Главы 1:1-4:20
“И Творец говорил с Моше в пустыне Синай…”.
В пустыне на иврите - бамидбар.

 

Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Избранные комментарии на недельную главу Бемидбар
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.

Глава 1
1. Вторая книга Пятикнижия (Шмот) завершается описанием строительства Святилища Закона. Третья книга (Ваикра) целиком посвящена нормам, которые устанавливает это Святилище для Израиля, - символически, жертвоприношениями, а практически, законами, освящающими каждый аспект повседневной жизни. Таким образом, очерчивается идеал, который должен быть воплощен в реальность и каждым отдельным представителем народа, и всем народом в целом. Заключительная глава книги Ваикра рассказывает о приносимых в Святилище добровольных пожертвованиях, устанавливая юридические подробности, направляющие того, кто ощущает потребность выразить свое личное отношение к Святилищу символическим посвящением Святилищу своей личности или передачей в дар Святилищу личной собственности.
Теперь же эта четвертая книга возобновляет прерванное повествование. Она показывает нам отношение народа Израиля в его истинном виде к очерченному в третьей книге идеалу его призвания. Она начинается с повеления провести исчисление народа как עדה («конгрегации» или «общины»), объединенной общим призванием и во имя общего призвания. Народ следует пересчитать в терминах его индивидуальных компонентов. Исчисление такого рода позволяет уяснить уполномоченным представителям народа, что общество не может существовать как абстрактная идея, но обретает свое истинное Бытие лишь через сумму своих компонентов. В то же время, каждому члену общества дают понять, что он лично «считается» важным составляющим этой суммы и что задача, стоящая перед народом в целом, требует, чтобы каждый из его представителей оставался верным своему долгу и целеустремленно преданным тому призванию, которое он разделяет со всеми остальными.
Третья книга завершается изложением процедуры перечисления владельцами своих стад с целью посвящения этих созданий Б-гу. Четвертая книга начинается с приказания пересчитать народ, если можно так выразиться, как стадо Б-жье для его Пастыря в соответствии с установленным Б-гом семейным и коленным распределением. Как и в случае с животными, каждый член народа в отдельности проходит ныне один за другим под посохом своего Пастыря, чтобы по праву быть сосчитанным в качестве члена Б-жьего стада.
במדבר סיני - В ПУСТЫНЕ СИНАЙ. Выбор пустыни как места исчисления служит доказательством того, что это исчисление не было обусловлено экономической или политической целью, ибо ни экономика, ни политика не имеют отношения к жизни в пустыне. Конечно же, добавление слов «Синай» и «Шатер Собрания» сразу делает понятным, что это исчисление следовало осуществить ради служения Закону, дарованному на горе Синай, Закону, которому следует выказывать почтение в Шатре Собрания. Во-первых, сыны Израиля получили Закон на горе Синай. Затем, после греха золотого тельца, в первый день месяца нисана, Свидетельство Закона, данное им вторично, как залог того, что народ вновь вступил в завет с Б-гом, получило место обитания, символизирующее идеалы Закона. Ныне, в первый день месяца ияра, все колена, все семьи и всех мужчин нации предстояло пересчитать и сплотить вокруг Закона как его стражей и хранителей.
2. …Все колена и все семьи с их индивидуальными свойствами и чертами характера должны объединиться в выполнении той миссии, которая является общей для всех членов Дома Израиля, и в воспитании и обучении будущих поколений таким образом, чтобы они тоже могли употребить присущие им способности на выполнение предначертанной народу задачи. Вот почему сотни и тысячи членов Дома Израиля складываются в народ не как неорганизованное множество, но «по их семействам, по их отчему дому»; то есть как семейные группы, группирующиеся, в свою очередь, по коленам, к которым они принадлежат… В исчислениях גולגולת (дословно «череп») употребляется как единица, представляющая конкретного физически присутствующего индивидуума. Способ счета собранных масс людей «по головам» был бы самым логичным. В иудаизме, однако, считают не по головам, а… полушекелями, которые вносит каждый из собравшихся.
3. ОТ ДВАДЦАТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА И СТАРШЕ - ВСЕХ ВЫХОДЯЩИХ НА ОБЩИННУЮ СЛУЖБУ В ИЗРАИЛЕ. В Писании термин אבצ не обязательно и не в первую очередь означает армию или службу в вооруженном «воинстве». В Бемидбар (4:3), Бемидбар (4:23), а также в других местах Писания он означает службу, исполняемую левитами в Мишкане. Стихи 24 и 14 в главе 8 также доказывают, что צבא обозначает любую группу людей, объединенных для общественной службы под командой более высокой власти, или службу, которую такие люди выполняют. В данном стихе термин צבא также не обязательно имеет значение военной службы. Скорее он обозначает всякого, кто обязан отказаться от личной жизни и нести общественную службу, когда это требуется, и, следовательно, всякого, на которого общество может возложить заботу о своих интересах…
48…. Во время самого первого отступления от Закона, когда народ, не сумев понять «дарованный» характер этого Закона, приступил к изготовлению для себя Б-жественного «образа Моше», одно колено осталось верным Б-гу и Его Закону, защищая неприкосновенность Закона от остального народа и даже от собственной родни. Как хранители этого Закона, колено Леви было отделено от остального народа. Левиты принадлежали не «обществу», но единственно «Свидетельству», которое нужно было сохранять как животворную силу, суверенно правящую обществом. По этой причине, как уже говорилось в предыдущем стихе и как мы подробнее объясним в следующих стихах, колено Леви не было сосчитано «среди сынов Израиля»…
50. И ТЫ ПОРУЧИ. Они должны не только культивировать и защищать Закон в своей личной жизни, но, кроме того, ныне им поручается забота о Святилище Закона и его охрана. Их попечение о Святилище выражается в том, что на марше они выступают как носильщики Святилища и его утвари и собирают Святилище вновь в начале стоянок.
И СЛУЖИТЬ ПРИ НЕМ. Их охраняющая функция физически выражается в том, что они встают лагерем вокруг Святилища, чтобы защищать его.

Глава 2
1. В конце предыдущей главы дается общая заповедь разделить сынов Израиля на отдельные станы, причем левиты и Мишкан Свидетельства располагались отдельно от остальных. Здесь обсуждаются детали этой заповеди…
34. И СЫНЫ ИЗРАИЛЯ СДЕЛАЛИ ВСЕ ТАК. Если мы представим себе деление еврейского народа по станам в соответствии с описанием этих стихов, мы увидим впереди к востоку под знаменем Йеуды колена Йеуды, Иссахара и Зевулуна. Справа, к югу, под знаменем Реувена располагаются колена Реувена, Шимона и Гада. Слева, к северу, под знаменем Дана - колена Дана, Ашера и Нафтали. Позади, лицом к Йеуде и под знаменем Эфраима, находятся колена Эфраима, Менаше и Биньямина. Каждое из трех колен, образующих лагерь Йеуды, который возглавляет поход через пустыню, охарактеризовано и в материальных и в духовных терминах. Уже патриарх (Яаков) на смертном одре (Берешит 49:8-10) видел Йеуду в качестве колена, ведущего за собой всех остальных, со скипетром, который символизирует власть правителя, и стилом законодателя. Уделом колена Иссахара было сельское хозяйство, дающее достаточно свободного времени для занятий Торой (там же, стихи 14-15). Колену Зевулуна (там же, стих 13) была предначертана торговля; в то же время, согласно Песне Дворы (Шофтим 5:14), сыновья Зевулуна должны «владеть орудиями мастерства писателя», то есть культивировать литературу. Таким образом, возглавляющий движение стан Йеуды соединял в себе все основные качества, от которых зависело материальное и духовное благосостояние народа: скипетр и закон, сельское хозяйство и науку, торговлю и литературу.

Эти две группы, символизирующие определенные материальные и духовные качества, соединенные в головном стане, делятся на два подчиненных стана, которые следуют за главным с обеих сторон. Реувен, Шимон и Гад представляют собой, так сказать, правую руку народа. Реувен, первенец, наделен богатыми интеллектуальными способностями и обостренным чувством справедливости, но характер его мягок, что не позволяет ему стать руководителем народа. По бокам от него место Шимона, быстрого импульсивного мстителя за оскорбленную честь, и Гада, острого как наконечник стрелы, чтобы наносить ответные удары на неспровоцированные нападения (смотри Берешит 49:3-7 и 17). Итак, по правую руку от Йеуды идут маршем колена, символизирующие отвагу в защите от оскорблений и нападений, но под эгидой высокого милосердия.
По левую руку от Йеуды шагают Дан, символ ловкости и хитрости (там же, стихи 16 и 17), Ашер, воплощение утонченного вкуса (там же, стих 20) и Нафтали (там же, стих 21), воплощение красноречия. Таким образом, тогда как знамя Йеуды подразумевает стремление к власти, под знаменем Дана собрано великолепное разнообразие духовных достоинств.
Символика колен Эфраима, Менаше и Биньямина, располагавшихся под знаменем Эфраима к западу, перед восточным сектором стана Йеуды, не столь очевидна. Фактически, Эфраим и Менаше вместе представляют колено Йосэфа. Но то, что Яаков на смертном одре сказал по поводу Йосэфа (Берешит 49:22 и далее) относится лично к Йосэфу в большей степени, чем к колену, которому суждено было произойти от него. То, что Яаков сказал по поводу Эфраима и Менаше, (там же 48:19) указывает на проявление власти, особенно в отношении Эфраима, по поводу которого Яаков предсказывал, что тот чрезвычайно возвеличится и его потомки «будут править (другими) народами». Как нам кажется, мы можем истолковать это предсказание в том смысле, что колено Эфраима послужит броней, усиливающей укрепления других колен. Таким образом, в случае Эфраима, мы, по всей вероятности, должны будем символически поразмыслить о доблести, которая, ради благополучия всего народа, должна занять позицию лицом к ведущему стану Йеуды. Йеуде надлежит быть на востоке, а Эфраиму - на западе. Подобно этому, и Песнь Асафа (Теилим 80:2-3) провидит, что спасение Израиля зависит от подвигов Йосэфа. Асаф восклицает в молитве: «О, Пастырь Израиля, склони Свое ухо! Ты, ведущий Йосэфа подобно стаду, О, Ты, восседающий на троне среди херувимов! Воссияй Эфраиму, и Биньямину, и Менаше, употреби Свое всемогущество и приди нам на помощь ради Себя же». Когда позднее в нашей истории дом Йосэфа, вместо того чтобы служить дополнением Йеуде, вступил с последним в конфликт и присвоил себе роль лидера, когда Йосэф водрузил свое «знамя» не позади Йеуды, но во главе народа, это означало падение нации. Отдалившись от Свидетельства Закона и его Обители, дом Йосэфа погиб, унося с собой в небытие десять двенадцатых народа, которые к нему присоединились…

Глава 3
7. СОВЕРШАТЬ СЛУЖБУ МИШКАНА. Коэны и вся община поручили левитам нести службу в Мишкане Свидетельства. Они служат Святилищу от имени Аарона и от имени всей общины.
9. ВРУЧИ. Хотя левиты должны исполнять свои обязанности от имени коэнов и от имени всего народа, это никоим образом не предполагает, что они должны назначаться властью или волей коэнов или народа. Напротив, Б-г говорит Моше: «Вручи». Так Сам Б-г действует здесь через Моше. Именно по повелению Б-га, которое должен исполнить Моше, обязанности стоять на страже Святилища и обслуживать его - обязанности, лежащие на обществе и на коэнах от имени общества - должны быть переданы левитам. Моше должен «вручить» левитов, выделив их из народа, или, как представителей народа, для этой цели коэнам. Помимо этой особой цели и помимо обязанностей, выраженных в этом Б-жественном повелении, коэны, поэтому, не имеют никакой власти над левитами: левиты были «отданы (натурально) отданы» Аарону. Положение левитов по отношению к коэнам не является результатом какого-либо присущего коэнам превосходства над левитами; кроме того, отношения между ними не выходят за пределы тех целей, ради которых это Б-жественное повеление было дано коэнам.
11. Положение левитов по отношению к общине, с одной стороны, и к коэнам, с другой, только что было определено, как основанное на исходящей непосредственно от Б-га заповеди. Следующие стихи подробно обсуждают эту заповедь и объяснят особые отношения левитов с Б-гом.
13. ИБО ВСЯКИЙ ПЕРВЕНЕЦ ПРИНАДЛЕЖИТ МНЕ. (Ср. Шмот 13:15 - «Моими они останутся»). Передача обязанности в Святилище от первенцев к левитам не предполагает, что первенцы больше не посвящены Б-гу. Несмотря на передачу обязанностей, они остаются посвященными Б-гу. Единственная прерогатива, которой они лишаются, - это функция представлять весь народ в Святилище. Их функция в пределах их собственной семьи, то есть их роль выражать подчиненность всей семьи Б-гу, сохраняется, так же как и обязанность посвящать Б-гу чистых животных и первенцев ослов, символизируя зависимость средств к существованию и имущества от Б-га…
Освящение первенца не имеет никакого физического выражения. Значение его исключительно моральное; отсюда его величайшая важность для народа…
15. ПОДСЧИТАЙ. Колено Леви представляет весь Дом Израиля; подобно Дому Израилеву оно также делится на группы. Сыновья Яакова образовывали колена в соответствии с «отеческим домом», а их сыновья, в свою очередь, образовывали семейные ветви. Таким образом, народ поделился на колена (Реувен, Шимон, Леви и так далее) по сыновьям Яакова, а эти колена, в свою очередь, делились на семьи ханохитов и палуитов (см. Бемидбар 26:5 и далее) по сыновьям этих сыновей. Точно так же три сына Леви, Гершон, Кеат и Мерари, образовали три «отцовских дома» левитов, а их сыновья, Ливни, Шимми и так далее, образовали семьи левитов.
ОТ ОДНОГО МЕСЯЦА И СТАРШЕ - ПЕРЕСЧИТАЙ ИХ. То, что левитов следовало пересчитывать с самого раннего детства, то есть с того возраста, когда они, если можно так выразиться, доказали свою жизнеспособность, видимо показывает, что их призвание влечет за собой больше, чем просто исполнение перечисленных в этом тексте обязанностей в Святилище. Их забота о Святилище и его охрана во время стоянок и на переходах может быть лишь логическим следствием и практическим выражением идеальных понятий, присущих их призванию. Ибо (как мы увидим в гл.4) их нужно пересчитывать вновь, когда они фактически поступают на службу, то есть по достижении тридцатилетнего возраста. Следовательно, тот факт, что их впервые пересчитывают в младенчестве, должен наводить на мысль о призвании более высоком, чем эта практическая служба, о цели, которой они, возможно, в состоянии служить уже в раннем возрасте, но для которой тем не менее индивидуума необходимо готовить с самого раннего детства и отрочества. Мы знаем, что фактически левитов предназначали на службу не только в качестве хранителей и защитников физически существующего Обиталища Закона, воплощенного в дереве и золоте, в виссоне и пурпуре, но и как хранителей, распространителей и защитников самого Закона и его соблюдения. Таким образом, они служили тому, что способствовали воплощению в жизнь народа идеалов миссии этого народа, которая выражена в Обители Закона, порученной их физической заботе (см. благословение Моше колену Леви, Дварим 33:9-11). Это общее для всех левитов призвание возлагается на каждого левита мужского пола со второго месяца его жизни, и его подготовка к этому должна начинаться с того момента, когда он впервые осознает свое окружение.

Глава 4
1. В предыдущей главе была дана заповедь пересчитать всех предназначенных к левитскому призванию. Приказ относился ко всем левитам от одного месяца и старше. Теперь следует исчисление тех левитов, которые были актуально обязаны нести и охранять Святилище во время странствий, а также более подробные инструкции по поводу тех обязанностей, которые в связи с этим возложены на каждый из «домов» левитов…
17. Б-г СКАЗАЛ. В предыдущих стихах был заповедано, чтобы сыны Кеата получили священные предметы и несли их лишь после того, как эти предметы полностью укрыты, с тем чтобы избежать непосредственного физического контакта между святынями и их носильщиками. Ныне нам сообщают, что кеатитам не разрешается даже присутствовать при укрывании этих предметов. Они не должны видеть эти священные предметы даже во время укрывания. Если мы не ошибаемся, цель этого запрета заключается в том, чтобы святыни оставались для своих носильщиков идеальными понятиями, а не физическими объектами, чтобы эти люди еще больше вдохновлялись теми идеалами, которые эти предметы воплощают. Духовное созерцание священных предметов, доверенных попечению кеатитов, является, видимо, основным в их обязанностях, а физическое восприятие этих предметов во время их упаковки отвлекало бы кеатитов от духовного созерцания и тем самым оскверняло бы сами предметы.

 

Рав Лев Кацин
Не хватает только души
Если супруги серьезно относятся к своим обязанностям, то жизнь их семьи может быть наполнена спокойствием и комфортом, пишет рав Моше Вайнбергер в своей статье «Не хватает только души» (Just One Thing is Missing: The Soul). Но если это все, что составляет суть семейной жизни, отношений между мужчиной и женщиной, то в их жизни не хватает главного - любви. Как бы комфортно они ни жили, все равно они живут во тьме. Однако если супруги относятся друг к другу с любовью, то какие бы трудности они ни преодолевали, какая бы тьма ни спускалась на них, их дом все равно наполнен светом…
Рав Вайнбергер посвятил свою статью проблемам Интернета и предлагаемому решению - установке фильтров на компьютерах и смартфонах. Ничуть не умаляя проблем, которые встают перед нашим поколением в связи с распространением Интернета, тем не менее рав Вайнбергер считает, что главная проблема нашего времени заключается отнюдь не в Интернете, а в отсутствии души.
Посмотрите вокруг. В Америке, особенно в Нью-Йорке, нас окружает еврейский мир. Множество еврейских организаций, кошерных ресторанов, пиццерий, синагог, при этом в некоторых из них - как в фабриках миньянов - евреи собираются на молитву каждые пятнадцать минут.
Однако настоящая, вдохновенная молитва не рождается в скоростных фабриках миньянов, она зарождается глубоко в душе человека. И что стоят слова молитвы, которые не исходят из души?
Нам не следует обольщаться внешними проявлениями еврейства. Возможно, что это все фасад, за которым ничего не стоит…
Однажды великий ребе и защитник своего народа Леви Ицхак из Бердичева собрал свою общину в синагоге и воскликнул: «Евреи, помните о Вс-вышнем!»
Казалось бы, ребе обращался к религиозным людям, которые скрупулезно соблюдали заповеди Торы и традиции народа. Зачем же было напоминать им о Вс-вышнем? Однако ребе понимал, что под внешней религиозностью может скрываться отсутствие веры. И если это могло быть несколько сот лет тому назад, то тем более это возможно сегодня.
Даруя Тору, Вс-вышний даровал нам гораздо больше, чем просто ее текст, пишет Ноам Элимелех в своем комментарии к недельной главе «Итро», повествующей о даровании Торы.
«И говорил Вс-вышний все эти слова: Я - Вс-вышний, Б-г ваш!» (Шмот, 20:1). «Все эти слова» - имеется в виду больше, чем просто слова. Понятие «все эти слова» включает в себя не только букву закона, но и его дух, не только черные буквы, но также и белые пустоты, которые также учат нас.
Мудрецы учат, что слово «Я» - «Анохи» намекает на то, что «Я - Вс-вышний» вложил свою душу в книгу Торы, которую Я дарую вам сегодня. «В свете лица Своего Ты даровал нам Тору», - говорим мы в молитве. Изучая Тору, человек должен открывать сокрытый в ней свет, наполнять свою душу душой Вс-вышнего, сокрытой в Его Торе.
Однако если духовная жизнь заменяется рутиной и привычкой, то вместо энтузиазма и любви постепенно развивается холодное безразличие. Человек, возможно,  еще выполняет заповеди, но смотрит на них с раздражением, они отвлекают его от занятой, наполненной суетой жизни. Он не делает, а отделывается от заповедей, потому что не вкладывает в их соблюдение главного - своей души.
Нет ничего удивительного, что молодые люди, живущие в атмосфере прохладного отношения к Торе, не удовлетворяются поверхностным и начинают искать истину где угодно - на улице или в Интернете. Парадоксально, но недостаток духовности вызывает жажду, голод, которые приводят людей к поиску.
«Вот наступают дни, - сказал Вс-вышний, - когда пошлю Я голод на землю: не бесхлебицу и безводье, а (голод и жажду) услышать слово Вс-вышнего», - писал пророк Амос (8:11).
На протяжении истории будет написано много книг и сказано много слов, тем не менее человеку все равно будет очень трудно найти среди них вдохновляющее его слово Вс-вышнего, писал ученик Рамхаля рав Давид Вилли.
Для того чтобы мы удостоились передать Тору нашим детям, следующему поколению, недостаточно оградить их фильтром от Интернета. Нам следует прежде всего наполнить свои души светом Торы и лишь потом поделиться этим светом со своими детьми. Ведь лишь слова, исходящие из сердца, - входят в сердце!

 

Рав Зеев Мешков
Знамёна народа
Создание армии Израиля
Первого числа первого месяца, во втором году пребывания в пустыне, был установлен Мишкан – переносной Храм. В этот же день коэны начали служить в нем, и на жертвенник сошел огонь с небес – к сыновьям Израиля вернулось Б-жественное Присутствие, которое оставило их после греха золотого тельца.
А уже через месяц – первого числа второго месяца – Вс-вышний велел Моше сосчитать людей и определить каждому из них место на стоянке его колена.
Лагеря колен были разбиты вокруг Мишкана – по три с каждой стороны, и над каждым из них возвышался боевой флаг, как сказано: «И встали лагерем сыновья Израиля по полкам их – каждый в своем колене и каждый у знамени его» (Бемидбар, 2:52).
То, что Вс-вышний сразу же после дарования Торы и сооружения Мишкана выстроил весь народ, как армию, готовую выступить в сражение, доказывает, что ни обретение знаний, ни принесение жертв не были самоцелью. Вс-вышний вывел сыновей Израиля из Египта, чтобы они избавили человечество от идолопоклонства: ложных представлений о мире, которые, распространяясь среди народов, приводят к взаимной ненависти и войнам.
Сыновья Израиля, согласившиеся стать Его войском, должны были выступить на завоевание земли Кнаан, где жили племена, научившие все народы приносить человеческие жертвы.
 
Война не с идолопоклонниками
Вс-вышний объявил войну не им, а тем идеям, проводниками которых они являлись. Ведь жители Кнаана могли остаться в своих городах при условии, что они откажутся от веры в божества, от разврата и проявления жестокости и согласятся создать справедливые суды (Рамбам, гилхот Мелахим).
И вот в восточной части стана развивалось знамя Йеуды, на котором был изображен лев. Оно было поднято выше знамен колен, стоявших рядом с ним, так как Йегуде предстояло всегда выступать первым. В северной части стана выше всех развивалось знамя Дана, символом которого была змея, в южной – Реувена, на стяге которого были изображены мандрагоры, растение, помогающее от бесплодия. А в западной – знамя Эфраима, самого многочисленного колена, сила которого сравнивалась с силой быка.
 
«К поднятию флага – смирно!»
Флаги, поднятые у горы Синай, ознаменовали не только начало борьбы с кнаанскими племенами, но и той борьбы, которая продолжается во всех поколениях: борьбы идеи единства и добра, раскрытой у горы Синай, против представлений о мире как об арене борьбы богов.
Флаги, поднятые у горы Синай, ознаменовали начало не только борьбы с племенами Кнаана,  но и той борьбы, которая продолжается во всех поколениях – борьбы идеи единства и добра, раскрытой у горы Синай, против представлений о мире как об арене постоянного противостояния богов, сил природы и людей. Как об арене, на которой господствует жестокость, а милосердие является непростительной слабостью, не позволяющей выстоять в вечном сражении.
Поклонение одной из сил природы без понимания единства всего сотворенного всегда приводит к ненависти к тем, кто поклоняется другой силе. И только сыновья Израиля, верящие в единство мира, в то, что его создал один Б-г, у которого было одно желание – желание добра, способны раскрыть настоящее благо для всех людей.
Может показаться, что знамена колен Израиля похожи на те, под которыми собираются язычники, обожествляющие животных и растения. Но это не так. Символы, изображенные на знаменах колен Израиля, указывают на единство всех сил, которыми управляет Творец, оставаясь отделенным от материального мира. Лев Йеуды – сила, направленная на раскрытие Б-жественного света: арье («лев») – ор Йа («свет Вс-вышнего, так как Йа – одно из Его имен). Но он и сила огня, который превращает в пепел все, что встречается на его пути. В материальном мире – он сила разрушения. А духовный огонь разрушает старые представления о мире и тем самым позволяет человеку перейти к новым, более совершенным и менее ограниченным, чем те, которыми он пользовался раньше. Например, переход от аристотелевской космологии к законам Ньютона, от законов Ньютона к теории относительности – это результат «горения разума», «проливающего новый свет» на устройство вселенной. Так же и замена идеи порабощения человека человеком идеей свободы и равенства, идеи уничтожения всех больных и слабых детей идеей уважения к каждой жизни, идея отношения к женщине как к товару идеей высокой любви происходит в процессе «горения» разума людей.
Символом потомков Йосефа – колен Эфраима и Менаше – стал бык (Эфраима – с двумя рогами, а Менаше – единорог). Бык символизирует силу противоположную той, которая на знамени Йеуды представлена рычащим львом. Бык –животное, которое в древнем мире чаще всего использовалось для сельскохозяйственных и других работ. И поэтому он стал символом созидания. Бык соответствует силе воды, поддерживающей существование всего живого, воды, которая, будучи налита в сосуд, не разрушает его, а принимает его форму.
Другой «парой» противоположностей являются символы Дана и Реувена. Мандрагоры Реувена – это дерево жизни, а змея Дана – символ мудрости и познания мира. И задача человека сделать так, чтобы ничто не преграждало ему путь к дереву жизни: чтобы знания раскрывали Б-жественное начало, а не приводили к его отрицанию.
 
Сражение продолжается
В современном мире борьба идей не только не утихла, но и стала еще острее. Народ Израиля – носитель Б-жественной идеи единства. И не случайно на флаге Израиля изображен маген Давид: два, наложенных друг на друга, треугольника, один из которых развернут своей вершиной в сторону неба, а другой – в сторону земли. Они символизируют совмещение материального (треугольник, развернутый вершиной вниз – сила, стремящаяся преобразовать материю) и духовного (треугольник, развернутый вершиной вверх - сила, ищущая пути духовного возвышения) начала. Маген Давид – это стремление к тому, чтобы через народ: через его силу, мудрость, доброту и через все, чего он достиг, – раскрылось Б-жественное Присутствие.
А другие народы… Достаточно посмотреть на их знамена, чтобы понять, что каждый из них по-прежнему привержен какой-то одной частной идее, не пытаясь раскрыть общее начало всего сущего. На стяге Японии красуется восходящее солнце, а на стяге большинства мусульманских стран – луна. Достаточно вспомнить, что на знамени Иссахара были изображены и солнца и луна… Совместить свет прямой и отраженный, дающего и воспринимающего, приблизить человека к Б-гу – это духовная работа Иссахара.
На флаге США – звезды, небесные тела, обладающие собственным светом, но не способные рассеять тьму. И даже, если звезды управляют судьбами людей, известно, что сыновья Израиля – выше звезд, они сами определяют свое будущее, свои взаимоотношения с Б-гом и с миром. И напрасно США призывают нас «встать под их знамя». Народ Израиля слишком велик, чтобы поместиться под звездами. Только осознание единства Вс-вышнего и единого начала всего сотворенного может принести человечеству мир и счастье.

 

Рав Шломо-Зелиг Аврасин
Между первой и второй перерывчик небольшой
Мы начинаем изучать Книгу Бемидбар, называемую иначе Книгой Реестров, поскольку они изобилует общими переписями военнообязанных, подсчетами разных групп еврейского народа и вообще числами (поэтому нееврейское название этой Книги – Числа). Повеление пересчитать народ содержится уже в самом начале Книги: "И ГОВОРИЛ Б-Г, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ В ПУСТЫНЕ СИНАЙ, В ШАТРЕ ОТКРОВЕНИЯ, В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВТОРОГО МЕСЯЦА, ВО ВТОРОЙ ГОД ПОСЛЕ ИСХОДА ИХ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ТАК: "ПРОИЗВЕДИТЕ ИСЧИСЛЕНИЕ ВСЕГО ОБЩЕСТВА СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ПО СЕМЕЙСТВАМ ИХ, ПО ОТЧИМ ДОМАМ ИХ, КОЛИЧЕСТВОМ ИМЕН, ВСЕХ МУЖЧИН ПОГОЛОВНО". Обратите внимание на дату – первое ияра второго года после Исхода из Египта.
РаШИ задает вопрос: почему, не смотря на то, что последняя перепись народа Израиля производилась первого нисана второго года по прямому указанию Вс-вышнего, т.е. ровно месяц назад, Б-г повелевает Моше еще раз пересчитать народ? По мнению Мидраша, цитируемого РаШИ, причина такого частого пересчета евреев заключена в особой любви и симпатии, которую Вс-вышний испытывает к народу Израиля: "Потому что они были дороги Ему, исчислял их вновь и вновь когда они вышли из Мицраима, исчислил их, когда они согрешили поклонением золотому тельцу, исчислил их, чтобы знать, сколько осталось в живых, когда вознамерился дать Шехине Своей пребывать над ними (т. е. когда повелел им возвести Скинию), исчислил их, в первый день нисана была возведена скиния, а в первый день ийяра исчислил их". И действительно – тот, кто что-то любит, занимается этим постоянно – царь Кощей, например, над златом чахнет, пересчитывая свои богатства, автолюбитель знает наперечет все царапины на своей машине, филателист любуется своей коллекцией и точно знает, где у него какая марка лежит. А Вс-вышний – пересчитывает народ Израиля, как драгоценный жемчуг, ибо существование его обуславливает существование мира, созданного и поддерживаемого Творцом.
Но возникает вопрос – что означает этот месячный перерыв между подсчетами?
МаГаРаЛь связывает этот промежуток с "законом о постоянном статусе", согласно которому человек считается жителем города, если он прожил там минимум тридцать дней. Так, например, в трактате Недарим говориться, что в случае, если кто-либо дал обет не получать никакой пользы от жителей какого-либо населенного пункта, этот запрет не распространяется на людей, проживших там менее месяца. То же самое касается обязанности устанавливать в доме мезузу – это делать не обязательно (хотя и желательно) до истечения тридцатидневного срока. Но какое отношение имеет этот закон к месячному промежутку между первой и второй переписью? Дело в том, что как мы знаем, первого нисана второго года было окончено строительство Мишкана (скинии Завета), и на него снизошла Шхина (Б-жественное присутствие). Поэтому в течение всего месяца нисан Вс-вышний как бы "обживался" в новом доме, и Его присутствие в среде сынов Израиля обрело статус постоянного только по истечению месячного срока. Отныне Израиль мог утверждать, что Г-сподь обитает в его среде, и действовать соответственно, и поэтому первую перепись второго года отличает от второго статус народа – первого нисана произошло как бы первое знакомство командующего с личным составом армии, а смотр первого ийяра – это уже переход в полное непосредственное подчинение.
На примере такого "галахического" анализа Писания МаГаРаЛь хочет донести до нас идею связи еврейского Закона с основами мироздания, располагающуюся, в свою очередь, на фоне концепции антропоморфного строения вселенной. Действие, производимое человеком в материальном мире, влияет на все мироздание целиком, в той или иной степени, и именно поэтому нет такой области человеческой деятельности, которую бы не охватывали законы Торы. Как говорится, нет ничего важнее мелочей! Порой приходится слышать от людей, с которыми случается беседовать на эти темы, что с их точки зрения Б-гу не важны детали, некоторые из них даже приводят подходящие отрывки из Писания, говорящие, что Вс-вышнему не нужны жертвоприношения и прочие ритуальные действия, что достаточно быть "верующим в сердце". Я отвечаю им – по большому счету вы правы, НО! Исполнение заповедей в деталях и тонкостях необходимо, во-первых, самому человеку, как средство для самосовершенствования и приближения к Творцу путем реализации Его заповедей самым лучшим образом. А во-вторых, соблюдение установлений Торы – необходимое условия для существования мира, ибо каждое действие человека в материальной среде порождает "эхо" в высших духовных мирах. И чем большее старание и тщательность прилагает человек в служении Творцу, тем большее благословение спускается в мир из Бесконечности (Эйн Соф), окружающей конечную вселенную. А поскольку Б-г заинтересован в существовании мира, значит, и каждая деталь, касающаяся правильного исполнения заповедей, приносит Ему радость, а в мире нет выше цели, чем радовать Творца!  

 


Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
В начале книги “Бемидбар”, четвертой в Пятикнижии, Моше проводит перепись всех мужчин призывного возраста от двадцати лет и старше. Их оказалось 603505. В колене Леви был произведен отдельный подсчет. Левитам поручалось носить походный Храм, Мишкан, со всей утварью, собирать и разбирать его на стоянках во время странствий в пустыне. Колена Израиля, каждое со своим знаменем, располагались вокруг Мишкана четырьмя группами - на восточном, южном, западном и северном флангах. Поскольку левитам была отведена особая роль, для сохранения двенадцати “рабочих” колен потомки Йосефа разделились на колена Эфраима и Менаше. Походное построение соблюдалось и на стоянках. Б-г поручает левитам нести храмовую службу. До истории с Золотым тельцом эта функция возлагалась на первенцев всех колен. В формальном обмене с первенцами участвовали все 22 тысячи левитов старше одного месяца, хотя служить в Храме они могли только в возрасте от 30 до 50 лет. “Лишние” сыновья-первенцы, которых оказалось на 273 человека больше, чем левитов, были выкуплены за серебро. Ритуал выкупа первенцев сохранился у евреев по сей день. Затем левитов разделили на три главных рода, ведущих свое начало от сыновей Леви: Гершона, Кеѓата (от которого произошли Моше и Аарон) и Мерари. Сыновьям Кеѓата поручалось носить Менору, стол для хлебов, жертвенник и ковчег Завета. Из-за особой святости двух последних предметов их готовили в путь не левиты, а сам первосвященник Аарон и его сыновья.

 

Чье колено многочисленней
Произведенное в пустыне исчисление показало, что больше всего людей было в колене Иегуды - 74600. На втором месте оказалось колено Дана - 62700. Однако в Египте больше всех размножились потомки Йосефа, хотя у него было только двое сыновей, а, скажем, у Биньямина - целых десять. Однако после того как праотец Яаков назвал сыновей Йосефа Эфраима и Менаше своими сыновьями, они стали родоначальниками двух разных колен, и их стали подсчитывать раздельно, как других сыновей Яакова. Если же сложить всех потомков Йосефа от Эфраима и Менаше, то получится 72 700 человек - лишь немного меньше, чему у Иегуды.
Но и это еще не все. В комментарии «Таргум Йонатан» к разделу «Бешалах» сказано, что за тридцать лет до Исхода из Египта преждевременно бежали 200 тысяч человек из колена Эфраима. По пути в Эрец Исраэль они были истреблены кровожадными филистимлянами, жителями Газы.
Добавим пятую часть этой группы к потомкам Йосефа (известно, что из Египта вышли только 20% всех евреев; остальные умерли во время девятой казни, «тьмы Египетской») и получим: 72700 + 40000 = 112700. Получается, что если бы дерзкие беглецы из колена Эфраима проявили выдержку и ушли из Египта со всеми, то число потомков Йосефа в пустыне было на 50 с лишним процентов больше, чем у Иегуды.
Чем вызвана такая феноменальная плодовитость детей, внуков и правнуков любимого сына Яакова? Скорее всего, Йосефу помогло отцовское благословение: «Росток плодоносный, Йосеф, плодоносящий выше (дурного) глаза…» (Берешит, 49:22). Своим пророческим напутствием праотец еврейского народа защитил детей Йосефа от дурного глаза, аин а-ра, который, как говорили мудрецы Талмуда, бывает причиной многих смертей.

 

«По знакам отчих домов…»
В комментарии «Бааль а-турим» сообщается, что Яаков ввел в свое предсмертное завещание сыновьям особые знаки, по которым был определен порядок расположения колен в походном марше и на стоянках. «Каждый при знамени своем, по знакам отчих домов» (2:2).
Лидерами и знаменосцами четырех станов - восточного, южного, западного и северного - стали те колена, к чьим основателям Яаков обращался во втором лице, на «ты», в разделе «Ваехи»: «Реувен, ты мой первенец» (49:3); «Иегуда, тебя восхвалят братья твои» (49:8); Йосефу: «Б-г отца твоего да поможет тебе…» (49:25); Дану: «Надеюсь на спасение твое от Б-га» (49:18). Со всеми другими сыновьями Яаков говорил только в третьем лице.

 

Рав Менахем-Михаэль Гитик
Вверху и внизу
«А ты назначь левитов (отвечать) за Мишкан свидетельства и все атрибуты его и за все, что в нем»
Бамидбар 1:50
«Бааль ґаТурим» повергает в изумление, проводя параллель с «назначь над ними мерзавца» (Тиґилим 109:6) и, вспоминая мудрецов: «Не назначают полицейским внизу, если прежде не назначили его мерзавцем наверху» (Санґедрин 109:6).
Объяснение дает рав Цви Менахем Таксин, сравнивая судьбы первых царей Израиля – Шауля и Давида. Говорит РаШИ: «Шауль праведнее Давида» (комментарий к трактату «Моэд катан» 16:2). Именно его «излишняя» праведность послужила причиной его гибели и прекращения династии. Давид, родившийся «красным», сумел свою способность проливать кровь поставить на службу Создателю. А мягкость и доброта Шауля стали для него духовной западней. Он не смог проявить то, что стало основой царства Давида: «И вершил Давид суд и справедливость для всего народа своего» (Шмуэль II 8:16) «Суд над мерзавцами и справедливость для праведников», как поясняют мудрецы.
В этом же контексте можно вспомнить и о нерукотворном портрете Моше Рабэйну, при взгляде на который вскричал заказавший его восточный царек: «Да ведь это же лицо преступника». Давид был «рыжим с красивыми глазами». Его глаза, как и в тфилин, оказались над всем внешним.
Моше, как и Давид, подчинили себе (своей Б-жественной душе) изначально присущую им жестокость. Превратили потенциальную жестокость в необходимую лидеру несгибаемость, неуступчивость (рассуждая вообще заметим что жесткость по отношению к людям происходит из категории суда и будучи не ограниченной легко превращается в жестокость).
Ветвь Леви этим верхним, врожденным качеством обладала изначально, вспомним Шхема – сына Хамора. И когда Моше призвал: «Все, кто за Вс-вышнего, ко мне» (Шмот 32:26), то все сыновья Леви поднялись на ступеньку владения врожденной жестокостью. Именно эту черту ветви Леви и имел в виду «Бааль ґаТурим» в своем комментарии.

 

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Бемитбар, Недельный раздел Бемитбар (часть 2) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Сколько зелёных
кружков на картинке:*


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика