::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Ваикра, Недельный раздел Бехукотай (часть 2)

20-05-2012, 14:08 Разместил: jude Просмотров: 2203

Комментарий к Торе
Книга Ваикра
Недельный раздел Бехукотай
Главы 26:3-27:34
«Если по Моим законам пойдете…».
Бе-Хукотай в переводе с иврита — по Моим законам.

 

Рав Зеев Мешков
Изгнание с земли

«А если не прислушаетесь ко Мне, и не исполните все заповеди эти… то обращу гнев Мой на вас. И потерпите поражение от врагов ваших, и будут угнетать вас ненавистники ваши, и побежите, а того, кто гнался бы за вами – не будет… И превращу небеса ваши в железо, а землю в медь. И напрасны будут труды ваши: земля не даст урожая, а деревья плодов их… И брошу ваши трупы на (обломки) идолов ваших, и отвергнуты вы будете духом Моим… И опустошу Я землю, и на пустой земле будут жить враги ваши… А вас рассею среди народов… И пропадете среди народов, и поглотит вас земля врагов ваших. А оставшиеся сгниют в грехах их в странах врагов ваших, а так же в грехах отцов ваших… сгниют. И признаются в грехах их и в грехах отцов их: (в том, что) бунтовали против Меня и думали, что все (что происходит – это) случайность… Хорошо бы, чтобы тогда покорилось их сердце необрезанное. Тогда искупят грехи их (страданием). И вспомню Я союз Яакова, и даже союз Ицхака, и даже союз Авраама вспомню и землю вспомню» (Ваикра, 26:14-42).

 

Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Избранные комментарии на недельную главу Бехукотай

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Глава 26
3. Стихи 9-12 предыдущей главы показали, как соблюдение нами законов йовеля и вытекающее из него подчинение наших материальных и общественных дел нации-государства Б-гу, побудит Самого Б-га преформировать эти дела таким образом, чтобы способствовать процветанию и духовному возрождению… В стихах 18 и 19 было также указано, что соблюдение нами данных Б-гом законов нравственности и общественных установлений принесет материальное, социальное и политическое процветание народу, демонстрируя, тем самым, особую заботу, щедро даруемую этому народу Б-жественным Провидением.
Теперь же стихи 3-13 смелыми мазками рисуют картину счастья и процветания, которые настанут, если народ будет соблюдать Б-жественный Закон; напротив, стих 14 и последующие стихи описывают гибель нации в случае, если ей не удастся исполнить Б-жественный Закон…
6. Я ДАМ МИР ЗЕМЛЕ. В результате атмосферы довольства и гармонии среди населения и в результате взаимной радости людей, какая может процветать только на почве Б-жественного Закона под светом Его благословения, общественная жизнь народа будет освящена покоем…
14. י וְאִם-לֹא תִשְׁמְעוּ, לִי - НО ЕСЛИ ВЫ НЕ ПОСЛУШАЕТЕСЬ МЕНЯ. לשמוע בקול определенно означают «обращать внимание», «подчиняться», но во многих случаях в Писании сочетание - שמע ל имеет значение «выслушивать» или «слушать» другого… Поскольку следующие далее слова (и не будете исполнять…) уже подразумевают неподчинение Слову Б-га, то слова ואם לא תשמעו לי (но если вы не послушаетесь Меня) будут означать нежелание «слушать» Слово Б-га, показывая тем самым, что оставление Закона на деле начинается с пренебрежения изучением Б-жественных законов в теории. Сходное толкование мы находим в Торат коаним: погрешности в теории приводят к неповиновению на практике. Сказано: «И не будете исполнять»; это значит: тот, кто не учит, не будет и соблюдать.
15. И ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ПРЕЗИРАТЬ МОИ ЗАКОНЫ. Процесс отступничества имеет свою динамику. Коль скоро вы потеряли теоретические знания и понимание законов и, неважно по какой причине, перестали соблюдать законы на практике, совесть ваша не даст вам покоя до тех пор, пока, для оправдания своего поведения, вы не станете рассматривать свое неподчинение как «прогресс», пока не будете смотреть на преданность Закону, как на архаичную идею. Потому что, даже если вы лишились своих теоретических знаний Закона и Закон перестал быть фактором вашей повседневной жизни, его способность формировать и управлять жизнью все еще очевидна для вас при взгляде на современников, которые придерживаются его. В результате, каждый такой убежденный приверженец Закона является молчаливым упреком отступнику, до тех пор пока тот не убедит себя в своем превосходстве и не научится смотреть с презрением на Закон и на тех, кто ему подчиняется. Такого рода «самоподготовка» является особенно простым делом в отношении хукот, тех Б-жественных законов, которые ограничивают чувственные аспекты нашей жизни и которые, как кажется тем, кто более не соблюдает Закон, мешают счастью и оскудняют жизни законопослушных современников. Более, чем какое-либо воздействие других Б-жественных законов, освящающее нравственное воздействие именно этой группы законов становится понятным лишь тем, кто преданно их соблюдает, и отступники, полагающие себя «освободившимися» от таких «глупых» ограничений, с превеликой легкостью и презрением отвергают эти законы. И так отступничество, порожденное невежеством, движется по пути «прогресса» к прямому презрению Закона. «Тот, кто не учит и не соблюдает Закон, придет к тому, чтобы презирать тех, кто его соблюдает» (Торат коаним).
И ВАША ДУША ОТВЕРГНЕТ МОИ (СОЦИАЛЬНЫЕ) УСТАНОВЛЕНИЯ. Процесс отступничества продолжается. Будучи не в состоянии подняться до осознания преданности Закону как результата чистого внутреннего убеждения и добровольной восторженной приверженности Б-гу и Его Закону, отступники ищут поверхностное объяснение упорству, с которым соблюдают Закон их современники. Они находят ответ в институтах еврейской общественной жизни, основанных на теоретическом знании и практическом соблюдении Закона. Это те институты, которые предполагают культивирование и практику Закона и которые создали семью и общественную жизнь - и в то же самое время и политическую жизнь - что сделало изучение и соблюдение Закона самым важным делом всех классов еврейского общества. Поэтому отступники в лютой ярости обращаются против этих еврейских общественных институтов и прежде всего против Мудрецов - приверженцев и хранителей этих институтов. Они считают их «несчастьем» своей расы, и презрение, которое они испытывают по отношению к тем своим братьям, которые остаются преданными Закону, обращается в ненависть по отношению к духовным приверженцам и хранителям институтов еврейского Закона. «Тот, кто не учит и не соблюдает Закон, кто презирает его приверженцев, дойдет до ненависти к Мудрецам» (Торат коаним).
ТАК ЧТОБЫ НЕ ИСПОЛНЯТЬ ВСЕ МОИ ЗАПОВЕДИ. Процесс отступничества продолжается. До сих пор отступник не шел дальше того, чтобы самому отойти от Закона и ненавидеть и презирать Закон и тех, кто его соблюдает и охраняет. Но раз уж он возымел такие глубокие чувства внутренней оппозиции Закону, он на этом не остановится. Когда представится возможность, его сопротивление превратится в фанатическую нетерпимость к любому соблюдению Закона. То, что не уважает отступник, никто не должен уважать; то, что он более не соблюдает, не должно соблюдаться другими. Так он объявляет войну Закону и чинит препятствия его соблюдению, где только можно и как только можно. Безусловно, он уверен, что одержит победу, и убеждает себя, что, по сути, творит доброе дело, несущее благо человечеству. Он также говорит себе, что, борясь против пережитков Закона, он не борется против Б-га и Его святой воли. В его глазах то, против чего он борется, не может быть Б-жественным Законом; поэтому он клеймит Откровение как миф, Моше и пророков как самозванцев, а тех, кто передавал Закон от Синая как простофиль и обманщиков. Так как он поставил исчезновение еврейских обрядов («так что все Мои заповеди не будут исполняться») целью своей неистовой борьбы, он с необходимостью перестает рассматривать эти законы как «Мои законы», законы Б-га. Торат коаним так описывает этот следующий шаг в процессе отступничества: «Тот, кто не изучает и не соблюдает Закон, и презирает соблюдающих его, и ненавидит Мудрецов, в конце концов не позволит и другим соблюдать его; и если он не изучает и не соблюдает Закон, и презирает соблюдающих его, и ненавидит Мудрецов, и не позволяет другим соблюдать его, то в итоге он отринет законность заповедей, данных на горе Синай».
Однако процесс отступничества на этом не заканчивается. Остается еще один последний шаг: «Чем вы нарушите Мой завет» - разорвать последнюю тонкую ниточку, которая все еще связывает отступника с Б-жественным заветом. Согласно Торат коаним здесь имеется в виду כפירה בעקר (отрицание основ веры); отступник заканчивает отрицанием существования Б-га. Коль он ступил на скользкую дорожку отступничества, он с неизбежностью должен достичь этой конечной стадии. Доколе мысль о Б-ге все еще пребывает в его сердце, доколе в его душе еще остается место пусть хоть какому туманному представлению о Б-ге, его совесть не даст ему покоя, ибо если есть хотя бы какая-то возможность, что Б-г существует, тогда идея Откровения не отвергнута окончательно. Если он хочет достичь душевного покоя, его дух должен полностью погрузиться в ночь, последняя мерцающая искорка осознания им Б-га должна исчезнуть, а последняя нить, которая могла бы привести его обратно к завету, порваться. Чтобы обрести этот предполагаемый душевный покой, он должен растоптать эту последнюю искру и разорвать эту последнюю нить; «тот, кто обладает всеми этими чертами характера, придет к отрицанию основ веры» (Торат коаним).
17. Я ОБРАЩУ СВОЕ ЛИЦО ПРОТИВ ВАС. Мой Лик, который всегда был повернут к вам, обернется против вас. Когда вы следуете по стопам ваших ни в чем не знающих удержу соседей, именно вы будете побиты (в отличие от обещания, данного в стихах 7 и 8).
ВАШИ НЕНАВИСТНИКИ БУДУТ ВЛАДЕТЬ ВАМИ. Вы попадете под власть «тех, кто ненавидит вас», то есть соседних народов, которые завидовали вашему былому благополучию и которые дошли до ненависти к вам по причине вашего образа жизни, столь противоположного их собственному. Тогда, в положении политической зависимости и в результате вашего отступничества от Моих законов, вы станете столь робки, что «будете бежать, когда никто не преследует вас», вы будете подозревать опасность и враждебность даже там, где их нет.
Торат коаним интерпретирует слово oכיאbש, как обозначающее внешних врагов, в отличие от oכיביוא, обозначающее врагов внутренних… Политическое бедствие извне спровоцирует раскол внутри. Из среды народа поднимутся враги еврейского образа жизни, которые обвинят в политическом бедствии Израиля не тех, кто отступил от Закона, а тех, кто остался верен его принципам. Они пообещают народу освобождение от политического ига других народов только в том случае, если они полностью освободятся от «ярма» Б-жественного Закона. Эти внутренние враги сделаются орудием внешних врагов, и внутренний раскол послужит лишь к усугублению несчастья, причиненного Израилю его врагами.
21. והלכתם עמי בקרי - А ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ХОДИТЬ СО МНОЙ (ТОЛЬКО) СЛУЧАЙНО. Слово קרי , образованное от קרה (случаться), означает все, что происходит без нашего намерения или плана… То, что вы идете со Мной, - это лишь קרי . То, что вы ведете себя в соответствии с Моей волей, - результат чистой случайности. Это не результат вашего намерения, вашего решения - вашего самого первого по отношению к другим решения, как должно было бы быть - повиноваться Мне и поступать в соответствии с Моей волей. Возможно, сейчас вы не оппонируете Моей воле не из принципа, но в силу своей индифферентности по отношению к ней. Вы позволяете совершенно различным соображениям определять ваш образ жизни и оставляете на волю случая решение, вести ли себя в соответствии с Моей волей или нет.
И НЕ ПОСТАНОВИТЕ СЛУШАТЬСЯ МЕНЯ. Вы не приняли решения утвердить Мою волю над всем остальным…
28. …Если даже такой исход войны, приведший к завоеванию вас мировой державой, взявшей в руки меч, чтобы отомстить за Мой завет с человеком, окажется недостаточным, чтобы научить вас тому, насколько вы беспомощны без Б-жественной защиты, и заставить вас принять решение вернуться к Моему Закону, тогда Я заставлю вас пережить точно такое же несчастье еще раз во всей его дикой ярости. Эта случайная ярость событий, необузданная безжалостная ярость, которую проявляет завоеватель по отношению к слабому, беззащитному народу, и есть חמת קרי.
39-41. А ТЕ ИЗ ВАС, КОТОРЫЕ ОСТАНУТСЯ… ПОКА ОНИ НЕ ПРИЗНАЮТСЯ СЕБЕ… И Я ТОЖЕ БУДУ ХОДИТЬ С НИМИ. Что касается тех, кто переживет эти издевательства начального периода своего изгнания, их будущее в изгнании будет определяться их представлением о своей миссии в изгнании и ее осуществлением. Их жизнь в изгнании пойдет по одному из двух следующих путей:
(1) Даже воздействие несчастья не произведет переворота в сознании выживших по отношению к Б-гу. Вместо того чтобы увеличить их приверженность к соблюдению Закона, изгнание еще более ослабит связи, соединяющие их с Б-жественным Законом. Они увидят в изгнании освобождение от налагаемых Законом обязанностей… Живя в условиях, подходящих для чего угодно, кроме соблюдения Б-жественных законов, в условиях, которые фактически в основе своей враждебны такому соблюдению, они выдвинут аргумент, что Закон предназначался для соблюдения только в Эрец Исраэль. Они убедят себя, что, пока они живут на чужой земле, в чуждых и, по существу, враждебных условиях, долг самосохранения по крайней мере извиняет отступничество от Б-жественного Закона… (Однако) это дополнительное продолжающееся отступничество от Б-жественного Закона послужит лишь к разрушению одного из принципов выживания, который мог бы соединить их, даже в изгнании, в жизнеспособную нацию и принести им основанное на Законе материальное и духовное процветание, уникальное для галутной жизни. Без этого принципа выживания галут (изгнание) станет их могилой, и «они погибнут за свои беззакония». Вместо обретения «жизни», как они надеялись, отбрасывая черты, которые делали их уникальными, они «погибнут» из-за своего греха.
ПОКА ОНИ НЕ ПРИЗНАЮТСЯ СЕБЕ. Такое положение дел будет продолжаться до тех пор, пока они не поймут, что их сознательное отступничество в изгнании и их продолжающаяся индифферентность к соблюдению Закона принесли им не жизнь, а гибель - духовное, нравственное и социальное разрушение…
(2) ИЛИ ЖЕ, ВОЗМОЖНО. Или, возможно, реализуется вторая альтернатива. Вместо того чтобы продолжать греховную жизнь своих предков и усугублять ее новыми грехами, порожденными изгнанием, zא (тогда) после всех сокрушительных ударов начального периода изгнания сердца «тех из вас, которые останутся», тех, кто переживет этот период, не «погибнут в грехах старых и новых», но склонятся. Они склонятся перед Б-гом, они перестанут быть «необрезанными» перед Б-гом, они откажутся от своей непокорности… zאו (и тогда), вместо того чтобы ждать до конца времен, «они искупят свою вину». Они с готовностью понесут всю тяжесть своей будущей судьбы в изгнании и с радостью исполнят свою миссию в изгнании, как средство искупления своих прошлых грехов, получая таким образом удовлетворение и выплачивая долги, причиненные их грехами. Если случится такое, их галут приобретет совершенно новый аспект. Вместо того чтобы стать могилой, местом упадка, изгнание превратится в ареал нового исполнения предписанной Б-гом миссии Израиля, станет плодородной почвой для жизни в галуте, направленной к Б-гу и с Ним связанной, для новой жизни, вся цель и содержание которой состоит в том, что «они искупят свою вину»…
42. …ТОГДА Я ВСПОМНЮ МОЙ ЗАВЕТ «ЯАКОВ». Тогда Я исполню обещание, данное Мною в Своем завете, который символически представлен жизнью Яакова. Я буду с ними все долгие, долгие ночи их галута и превращу даже самую темную из ночей их изгнания в сияющие откровения Б-жественного Провидения. И в жизни, и в смерти они будут сиять в темной ночи народов, как звезды жертвенной преданности духовной и нравственной миссии всего человечества. И когда они достаточно настрадаются, когда в пучине несчастий они распишутся в преданности Закону кровью своих сердец на страницах мученичества в мировой истории, тогда Я вспомню также «Мой завет “Ицхак”.»
Тогда они не напрасно будут жить и истекать кровью среди народов. Их пример просветит дух народов и сделает народы более великодушными. И на рассвете народов закончится темная ночь галута Израиля. Изгнанники смогут дышать свободнее и будут в состоянии расцвести во всей красе на той почве, которая прежде была враждебной для них. В тот период, который символизируется жизнью Яакова, им было суждено терпеть ненависть. Ныне, в этой следующей фазе, их жизнь будет напоминать историю Ицхака. Их оттолкнут преисполненные зависти народы (см. Берешит 26:14 и 16), и им придется пройти следующий этап галутного обучения, который, учитывая их натуру, безусловно, не будет для них легким. Живя при все возрастающем достатке среди народов, которые в своем отношении к ним будут переходить от гуманности к зависти, они должны будут подобно Ицхаку сохранить свой уникальный характер. Им придется использовать все свои ресурсы, более изобильные и менее ограниченные, нежели ранее, чтобы добиться большей преданности Закону для более совершенной и многосторонней разработки своей собственной миссии в галуте, не обращая ни малейшего внимания на зависть народов, которая все еще будет отгораживать их от остального мира.
Если они пройдут это второе испытание в изгнании, испытание на верность Закону даже в пору преуспеяния, тогда «Я вспомню Мой завет “Авраам”.» Солнце, которое светило Аврааму, засияет для них даже в изгнании. Подобно Аврааму, они построят свои жертвенники Б-гу и Его Закону, живя среди других народов. Подобно Аврааму, они также принесут народам всю добродетель и истину Б-жественного Закона, который был дан Израилю для спасения всего человечества. Они воплотят эти истины в реальной жизни народов и для народов таким образом, что Израиль будет принят и уважаем не вопреки тому, что они народ завета Авраама, но именно по этой причине, потому что они понимают в теории и соблюдают на практике Б-жественный Закон для спасения человечества…
43. יען וביען - В СОГЛАСИИ С ТЕМ И ИМЕННО ПОТОМУ. Судьба, уготованная для них в изгнании, будет находиться в непосредственном соответствии с их грехами. Они должны будут искупить свои неправедные дела, проявляя добродетели, прямо противоположные их грехам. Лежащий на них грех подобен тяжкому долгу, который должен быть искуплен, так как «они презрели Мои (социальные) установления». Отвергая данные Б-гом социальные установления, они полагали, что смогут построить и поддерживать общественную и политическую жизнь в нации на основе других ценностей. Более того, «их душа отвергла Мои законы». Они чувствовали, что законы Б-га, налагающие нравственные ограничения на чувственные аспекты их жизни, мешают им в поисках личного счастья и задерживают расцвет их жизней, и поэтому они отвергли их. В результате первого из этих грехов их общественная и политическая жизнь, как нации, будет разрушена на века. Они будут вынуждены столетиями жить в чужих землях, как общность, находящаяся вне закона, лишенная всех благ, которые являются следствием покровительства закона, и считающаяся заслуживающей лишь притеснения и грубого обращения. В результате их второго греха в течение сотен лет их личное счастье будет урезано, а их доля в радостях и удовольствиях жизни строго ограничена.
И точно так же как их наказание будет точно соответствовать их греху, так и их искупление должно будет состоять из поступков, которые бы соответствовали их греху. Они поставили на первое место общественную выгоду, личную пользу и удовольствие, а Б-жественный Закон и его требования поставили после этих амбиций. Искупление за этот грех должно принять форму соответствующей добродетели. Они вынуждены будут веками жить в таких условиях, при которых почти любое соблюдение Б-жественных законов повлечет за собой жертвование удовольствиями жизни или отказ от прав человека. При таких условиях Б-жественный Закон и в самом деле выглядит, как об этом говорил пророк (Ехезкель 20:25), «законами, которые нехороши» и «(социальными) установлениями, по которым ты не сможешь жить». Веками они будут страдать от бед и отчаяния, переносить заточение и мученичество за свою верность Закону. Все, что им нужно будет сделать, чтобы избавить себя и своих детей от этого несчастья и дать себе возможность наслаждаться счастьем и почетом народов, - это одним словом заявить о своем отказе от Б-жественного Закона. Но это и есть то слово, которое они никогда не вправе произнести. Они должны с готовностью взойти на эшафот с Б-жественным Законом в руках; они должны с радостью строить свои скромные жилища, жениться, растить детей, жить и умирать, постоянно соблюдая при этом Б-жественный Закон. Во все времена и где бы они ни были, вне зависимости от того, какие жертвы и лишения, преследования и несчастья они могут навлечь этим на себя и своих детей, они должны рассматривать соблюдение Б-жественного Закона собой и своими детьми как ту жизненную потребность, которой все другие потребности, включая материальное благосостояние и социальное положение, должны уступить место, как факторы вторичные, к коим относятся с безразличием. Чтобы искупить свое прежнее безразличие к соблюдению Закона, они ныне должны будут стать безразличны к достижению личного счастья и таким образом «выплатить долг своей вины», יען וביען поступками, которые соответствуют их греху. יען וביען: уготованные им страдания будут соответствовать их греху, а надлежащим искуплением греха будет то, что они останутся верны Закону даже среди этих страданий…
46. ВОТ ЗАКОНЫ. Этот заключительный стих относится ко всем Б-жественным законам, регулирующим мораль, оберегающим социальную справедливость и наставляющим умы и сердца со времени дарования Закона и до наших дней. Текст рассказывает об этих законах и, таким образом, обо всех Б-жественных законах, как о законах, которые Б-г поставил между Собой и сынами Израиля. Эти законы - единственное связующее звено между нами и Б-гом, единственный определяющий фактор в наших отношениях с Ним. Для нас нет другого посредника, другого пути к Б-гу, кроме Его Закона, как наставляет нас заключительное увещание: «Если вы будете следовать Моим законам». Наша близость к Б-гу и, таким образом, наше благосостояние и несчастье определяются исключительно тем, соблюдаем мы эти законы или нет. Более того, не только «Десять Речений», но все законы, социальные установления и учения были даны на горе Синай одновременно и поэтому одинаково важны и ценны. Далее, дарованный на Синае Закон включает не только то, что ясно изложено в тексте, но и многочисленные подробности и указания относительно его соблюдения, которые были сообщены Моше, которые «оставались в его руке», после того как этот текст был записан, и которые Моше может передать лишь устно.
НА ГОРЕ СИНАЙ В РУКУ МОШЕ. «Это учит нас, что (вся) Тора, включая ее общие правила и все ее подробности, была отдана в руки Моше на горе Синай» (Торат коаним).
 
Возможно ли раскаяние на чужбине?

Дела каждого и каждого клались на общие для всех чаши весов, пока грехи не перевесили, и изгнание стало неизбежным.
Страшное наказание – опустошение земли и изгнание в страны ненавистников, где человек гниет заживо в своих грехах.
Казалось бы, на чужбине, будучи поставлены в бесправное и угнетенное положение, люди должны были бы осознать свои ошибки. Ведь сказано: «И признаются в грехах их…» Но это происходит лишь с немногими (Сфорно). А о большинстве говорится: «Хорошо бы, чтобы тогда покорилось их сердце необрезанное…» Хорошо бы… А вот покорится или нет – это неизвестно.
Как показала история, изгнание не привело к раскаянию народа. О том, что страдания, посланные Вс-вышним, не достигают своей цели, сказал пророк Йешаяу: «По какому месту еще можно ударить вас? (Как бы ни били вас), вы же все равно будете продолжать бунтовать. (Уже) вся голова (у вас) болит, и все сердце страдает. От пяты до макушки – нет места, где бы не было раны или синяка… Земля ваша в запустении, города ваши сожжены» (1:5-7). И только союз Б-га с праотцами, и тот факт, что запустение земли является осквернением Его имени в глазах всех народов – только это все еще способно привести в действие процессы, которые могут открыть путь к возвращению сыновей Израиля на родину.
 
Свобода выбора обязывает выбирать правильно

Для того, чтобы началось движение в нужном направлении, необходимо, чтобы люди захотели сделать верный шаг.
Но что же их может побудить к этому?
Чтобы страдания в изгнании породили желание вернуться на родину, евреи должны почувствовать вкус свободы. И с конца восемнадцатого века в мире начали происходить процессы, которые дали возможность почувствовать реальность исполнения пророчеств о возвращении на родину и создании своего государства.
Однако часть сыновей Израиля воспользовалась духом свободы и равенства, охватившим Европу, для того, чтобы оторваться от своих общин, сблизиться с окружающими народами и ассимилироваться. Часть – для того, чтобы продолжать жить в изгнании, но уже в лучших условиях. А еще часть решила преобразовывать весь мир: одни – путем реформации иудаизма, другие – путем построения социализма и коммунизма. И лишь немногие воспользовались свободой и гражданскими правами, предоставленными евреям в странах изгнания, для того, чтобы пробудить в своем народе желание вернуться на родину. То самое желание, без которого даже союз Вс-вышнего с праотцами не срабатывает. Но зажженная искра оказалась слишком слабой. И Вс-вышний «обратил все в случайность…» А мир случайностей – это мир, в котором господствуют жестокость и несправедливость. В нем нет места добру. И в нем действуют силы, стремящиеся истребить народ, избранный Б-гом.
 
Как достичь благословений

После того, как на святой земле было создано государство Израиль, появилось место, куда все евреи могут перебраться без препятствий, так как квота на въезд, установленная английским правительством и остававшаяся действительной и в годы войны, была отменена. И тот, кто остается за пределами границ святости, перестает быть частью великого чуда возрождения.
Но что же дальше?
Как достичь благословений, о которых говорится в Торе: «Если по законам Моим ходить будете и заповеди Мои будете хранить и исполнять, то дам Я дожди вовремя, и земля даст плоды ее, и деревья в садах дадут плоды их… И будете есть хлеб ваш, и насыщаться и проживать безбоязненно на земле вашей… И погоните врагов ваших, и падут перед вами от меча. И пятеро из вас будут преследовать сто врагов, а сто из ваших (воинов) будут преследовать десять тысяч… И установлю жилище Мое среди вас, и не отвергнет вас дух Мой. И буду ходить среди вас. И буду вам Б-гом, а вы будете Мне народом…» (Ваикра, 26:1-12).
Для того, чтобы эти благословения осуществились, необходимо сделать то, что невозможно сделать в изгнании, то, что достижимо только в период возвращения на родину: очиститься от ложных идей и извращенного представления о жизни, от несправедливости и неуважения к ближнему.
Там, в изгнании, все люди – частности, которые не являются составляющей одного целого. А распадение целого на отдельные части подобно смерти и влечет за собой нечистоту.
Только в земле Израиля у народа появляется общая для всех и объединяющая всех душа. Поэтому очиститься можно только на земле Израиля. И об этом сказано: «И возьму вас из народов, и соберу из всех стран, и приведу вас на вашу землю. И окроплю вас водой очищающей. И очиститесь от всякой скверны, и от всякой нечистоты избавлю Я вас» (36:24-25).
Но если это так просто, то почему же Вс-вышний до сих пор не сделал этого?
По одной простой причине: все зависит от нашего желания. А в народе еще не появилось отвращение к духовной нечистоте и не родилось стремление очиститься от всей грязи, которая налипла в изгнании.
 
Направление

Для того, чтобы сделать шаг к очищению, нужно понять, что Вс-вышний привел нас в землю не потому, что хотел спасти от населения Европы, поставившего своей целью истребить нас… Спасти можно было и в Уганде, и в Аргентине… А для того, чтобы мы стали единым народом на святой земле.
Для того, чтобы доказать наше право иметь свое государство тем, кто в этом еще сомневается, а, сомневаясь, вредит нам, следует водить иностранных президентов и глав правительств не в Яд Вашем, а показывать им все наши достижения, включая и достижения в духовной сфере.
Но чем больше будет проявляться благословение Вс-вышнего, тем яростнее наши враги будут отрицать наше право быть народом на святой земле. И это не случайно. На просьбу Теодора Герцеля поддержать создание еврейского государства Папа Пий Десятый ответил: «Возникновение такого государства противоречило бы принципам моей веры».
Ведь каждое наше достижение опровергает христианскую догму о том, что мы должны исчезнуть или, в крайнем случае, влачить жалкое существование в странах изгнания. И то же самое справедливо и для арабского мира, который ведет свою родословную от сына Агарь, служанки Авраама. Сын служанки может хозяйничать в доме только в то время, когда сын госпожи еще не вырос и не набрался сил. Поэтому нас не должно останавливать слова народов мира, для которых каждый наш успех – нож острый.

 

Рав Шломо-Зелиг Аврасин
Труд души

Последняя глава книги Ваикра содержит  в себе благословения и проклятия. Благословения – если народ Израиля будет соблюдать заповеди Вс-вышнего, и проклятия – если будет идти против воли Творца и нарушать Его заповеди. В первых стихах главы сказано об этом так: "ЕСЛИ ПО УСТАНОВЛЕНИЯМ МОИМ БУДЕТЕ ВЫ ХОДИТЬ, И ЗАПОВЕДИ МОИ СОБЛЮДАТЬ, И ИСПОЛНЯТЬ ИХ, ТО ДАМ Я ВАМ ДОЖДИ ВОВРЕМЯ, И ЗЕМЛЯ ДАСТ УРОЖАЙ СВОЙ, И ДЕРЕВЬЯ ПОЛЕВЫЕ ДАДУТ ПЛОД СВОЙ…."
РаШИ задает вопрос: что означает фраза "Если по установлениям моим будете ходить"? Это не может подразумевать соблюдение заповедей, поскольку сразу после этого сказано "…и заповеди Мои соблюдать…". А что же тогда? По мнению РаШИ, в этом указании идет речь об обязанности трудиться в постижении Торы. Но каким образом рабби Шломо увидел в этой фразе намек на изучение Торы?
МаГаРаЛь, комментируя этот отрывок, говорит, что нам следует обратить свое внимание на слово "ходить". В данном случае ходьба означает активный процесс, а любой активный процесс требует приложения сил, и поэтому он сравнивается с процессом изучения Торы, который тоже невозможен без усилий со стороны постигающего ее. Но не только в этом дело. Когда человек идет, он перемещается с одного места на другое, и также в учебе – человек продвигается с одного уровня знаний на другой, более высокий, смещается в том направлении, которое нацелено на поставленную перед ним задачу.
Дополнительный аспект этого стиха заключается, с точки зрения МаГаРаЛя, в дифференциации между "законами" и "заповедями" ("хуким" и "мицвот"). Дело в том, что все указания в Торе можно разделить на две категории: а) те, которые соблюдает любой нормальный человек и любое нормальное общество даже без того, чтобы они были записаны в каком-либо кодексе (например, запрет убийства, кражи, и т.п.). Такие заповеди называются "мишпатим"; б)  есть заповеди, которые, на первый взгляд, не имеют логического объяснения, например, заповедь очищать ритуально нечистых людей пеплом красной коровы, или запрет есть вместе мясо и молоко. Такие заповеди носят названия "хуким" (в единственном числе – "хок"). Среди Мудрецов есть два подхода к заповедям второй категории – одни утверждают, что "хуким" действительно не имеют логической основы, связанной с материальным миром, другие же, к числу которых принадлежит и МаГаРаЛь, считают, что эти заповеди имеют логическое объяснение, просто оно скрыто, и чтобы его найти, необходимо сильно постараться, напрягая свои умственные и душевные силы. Именно поэтому в нашем стихе слово "ходить" связанно с "хуким", а слово "соблюдать" – с заповедями первой категории, смысл которых открыт.
В период между Песахом и Шавуотом, в дни счета Омера, мы проводим над  собой духовную работу, готовясь к получению Торы на пятидесятый день после Исхода. Часть этой работы состоит в коррекции нашего отношения к заповедям Творца. Мы знаем, что для правильного выполнения заповеди ей должна сопутствовать соответствующая "кавана" – намерение выполнить заповедь. А правильная "кавана" достигается через осознание смысла заповедей, с одной стороны, и через усиления в себе ощущения трепета перед Тем, Кто дал нам эти заповеди, с другой. Поэтому человек должен воспитывать как свой разум, так и свои чувства, как необходимые инструменты в деле служения Вс-вышнему. 

 

Ури Линец
Кто почём?

Нынешний недельный раздел завершает третью книгу Пятикнижия. В последней его главе мы находим странный прейскурант: “И будет оценка твоя мужчины от двадцатилетнего и до шестидесятилетнего, и будет оценка твоя пятьдесят шекелей серебра по шекелю выделенности. А если женщина она, и будет оценка твоя - тридцать шекелей. А если от пятилетнего и до двадцатилетнего, и будет оценка твоя: мужчине - двадцать шекелей, а для женщины - десять шекелей. А если от месячного до пятилетнего, и будет оценка твоя мужчине - пять шекелей серебра, а для женщины оценка твоя - три шекеля серебра. А если от шестидесятилетнего и выше: если мужчина и будет оценка твоя - пятнадцать шекелей, а для женщины - десять шекелей” (Вайикра 27:3-7). Несомненно, эта “табель о рангах” нуждается в объяснении. И рав Гирш основывает свой комментарий на значении базисных чисел два, три, пять и десять. Ведь то, что на первый взгляд выглядит как техническая оценка, на самом деле является определением человеческих функций - ролей - возрастов. Но начнём с галахи - еврейского закона.
Если еврей принял на себя обет дать в Храм деньги, которые выражают “его стоимость” для символического посвящения души Вс-вышнему, то сколько денег будет должен он в этом случае дать в Храм?! Из приведенной цитаты следуют выводы, чью важность трудно переоценить. Начнём с самого простого. Тора делит человеческую жизнь на четыре основных периода. От месяца - до пяти лет, от пяти - до двадцати, с двадцати - до шестидесяти и с шестидесяти - и до конца жизни.
Самым простым для толкования числом будет “десять”. Оно в нашей традиции символизирует полноту, совершенство. Здесь и десять речений, полностью сотворивших мир, десять казней полностью доказавших ничтожность Египта, и десять заповедей, полностью отразивших всю Тору, и десять мужчин, полностью соответствующих общине Израиля. Будучи умножено, например, на число “четыре” символизирующее место (четыре стороны света, “иди все четыре стороны” и т.д.) даёт в результате сорок - полноту места. Сразу получился ответ на вопрос, отчего беременность длится сорок недель или отчего скитания евреев по пустыне длились сорок лет - пока не была достигнута полнота (полная подготовленность) места.
Как мы уже сказали, нам предстоит теперь определить смысл двойки, тройки и пятёрки. Не путая эти числа с оценками советской школы, можно определить: два - наименьшее из множеств, а три - это число семьи - он, она и ребёнок.
Отсюда рав Гирш делает вывод о значении числа пять как о символе - носителе двух функций общественной и семейной. Теперь получается, что число три символизирует задачу женщины в этом мире - дом, семья, а число пять определяет две основные функции мужчины - общественную плюс семейную. Это - начальная или более точно потенциальная оценка девочки и мальчика с момента их появления на свет и до начала периода воспитания. Тем самым второй период жизни (от пяти и до двадцати) имеет своей задачей довести до полного развития, через воспитание, усовершенствование функций мужчины и женщины.
Этот период у девушки символизируется самым полным числом - десятью, а у юноши, перед которым стоят две задачи по достижению совершенства, не только в личной, но и в общественной плоскости - дважды десятью!
Числа тридцать и пятьдесят символизируют полноту функции женщины (три на десять) и полноту двух функций мужчины (три плюс два на десять). Возраст взрослого человека от двадцати - до шестидесяти - это возраст, который характеризуется этими числами, это - расцвет и полнота.
Возраст после шестидесяти определяется Торой как старость, как время пожинания плодов. У женщины в это время уже есть внуки, её жизненный цикл успешно завершён, она достигла совершенства в семейной плоскости, и потому оценка результирующая её достижения - десять! На мужчине, кроме функции дедушки (область семьи) лежит ответственность за общество, и потому общая оценка его жизненных достижений - совершенство и… половина совершенства! Ведь на пути к Вс-вышнему все мы - Исраэль, - находимся на середине (она же - половина совершенства).
Таким образом нашли своё рациональное объяснение загадочные оценки Торы, а мы с помощью рава Гирша имеем возможность оценить подход Торы к жизненной функции человека и даже… примерить его к себе!

 

Рав Михаэль Гитик
Исправление…порчей

«Но при всем том, исправление их в стране врагов их не презрю их и не погнушаюсь ими, уничтожив их»
Вайикра 26:44
Завершая книгу «Вайикра», обуславливает Вс-вышний свои отношения с Израилем, с их поведением. Сорок девять брахот (браха – изобилие, удача) и сорок девять клалот (клала - порча) ожидают Израиль в начале их исторического Пути. (Во временном смысле мудрецы соотносят первые три книги Пятикнижия с периодом до разрушения Первого Храма.)
Очевидно, что наша недельная глава постулирует условия прохождения Израилем экзаменов этого Мира. И главный вопрос: а что будет в случае провала (не дай Б-г)? Обещание «совсем их не уничтожу» вселяет весьма малую дозу оптимизма, ведь мы не относимся к «отряду» абсолютных праведников, увы.
Наличие двух возможностей, браха и клала, позволяет сделать вывод об общей цели их применения – достижения Цели. И хотя вариант брахи однозначно приятнее, но и страдания, конечно, очищают: «Лучше получить приговор и страдания и оказаться достойным следующего мира» (сказано об Элише бен Абуйя, Трактат Хагига 15:2).
Все галуты Израиля, объясняет рав Моше Шапира, привели к духовному подъему Израиля и к выходу из частных галутов. Не так будет с последним (Эдомским) галутом. Постепенное ухудшение условий, усиление галута, исполнение клалот, само в конце оборачивается Геулой. И главная задача Израиля в этом самом страшном галуте – не отчаяться, не раствориться и увидеть Свет, который скрывается за обступившей нас тьмой. Как пишет РаМХаЛь: «и это вера Израиля во Вс-вышнего… хотя и длится галут, и некоторые вещи видятся обратными Истине, но вера в Единственность стоящего за всем, от нее зависит истинное избавление» («138 врат мудрости» - врата 31).

шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Ваикра, Недельный раздел Бехукотай (часть 2) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Сколько зелёных
кружков на картинке:*


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика