::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе, Книга Ваикра, Недельный раздел Цав (часть 2)

16-04-2012, 15:04 Разместил: jude Просмотров: 2326

Комментарий к Торе
Книга Ваикра
Недельный раздел Цав
Главы 6:1-8:36
“Вели сынам Аарона...” (Ваикра, гл. 6, ст. 1).
Вели на иврите - цав. 
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Избранные комментарии на недельную главу Цав
Жертвоприношения демонстрируют близость человека ко Вс-вышнему. Еврей, который подчиняет свои мысли Творцу, возвышается над физической природой.
Глава 6
2. ВОТ УЧЕНИЕ О ЖЕРТВЕ ВОСХОЖДЕНИЯ. Эти дополнительные указания коэнам относительно того, как им следует обращаться с передаваемыми им жертвами, начинаются с законов, приложимых к тому периоду времени, когда Святилище отдается исключительно коэнам и закрыто для всех остальных: к ночным часам.
Ночь - , время, когда вещи «перемешаны», когда и человек возвращается к зависимости от физических сил, приближает языческое сознание к его богам. По ночам язычник верит, что ощущает власть богов, которые держат его, вместе с другими творениями, в рабстве. И, напротив, он ощущает (день), время «прямостояния», когда человек начинает осознавать себя и возобновляет борьбу за подчинение физического мира, как время, когда человек должен возобновить борьбу против богов.
Благодаря Б-жественному Слову, позиция иудаизма - прямая антитеза этим представлениям. Еврею не нужно ждать ночи, чтобы почувствовать власть своего Б-га. Он близок к своему Б-гу, особенно когда его дух ясен и когда он занят своими усилиями по подчинению мира. Он считает ясность разума, энергию свободной воли и результаты своих творческих усилий, т.е. всю свою свободную личность, которая достигает своего наивысшего потенциала во время дневной деятельности, даром Создателя, Единого Б-га. Вдыхая в него крошечную искру от бесконечной полноты Своего собственного духа, наполняющего мир Его мыслями, от Его собственной священной, незакрепощенной воли, от Его собственной творческой энергии, которая свободно правит миром, который Он Сам свободно создал, Б-г возвысил человека до Себя, преодолев путы физического мира. Б-г, таким образом, поднял человека, созданного по образу Б-жьему, чтобы тот стал свободной личностью, свободно управляющей миром на службе Б-гу и Б-жественным целям. Именно употребляя эту силу в своей повседневной личной жизни, исполняет человек волю своего Б-га; лишь таким образом, поднятый и одобренный Самим Б-гом, может человек служить Б-гу в этом мире.
Языческий менталитет считает дневное время тем периодом, когда смертные должны вести борьбу против могущества богов. Для евреев день - время действий, время свершений на службе Б-гу и для Его одобрения. Поэтому в Святилище иудаизма не ночь тянет за собой день в могилу, но день поднимает за собой ночь в вечность жизни близости к Б-гу. Физическая природа не является посредником между евреем и его Б-гом, личность человека стоит высоко над физической природой и в непосредственной близости к Б-гу. По этой причине именно в пустыне, где у человека нет ничего и никого, кроме его самого, Б-г приблизился к Израилю. Именно там Б-г установил с Израилем завет Своего Закона. Именно там, в пустыне, где человек не мог предложить своему Б-гу ничего, кроме себя самого, ничего, кроме того, что было заложено в его собственной личности, Б-г впервые повелел Израилю принести жертвы своей преданности Ему.
Освобожденная личность, которая подчиняет свои мысли, свои стремления и свои достижения Б-гу по доброй воле: такова личность, которой было предназначено повеление Б-га и которая является предпосылкой жертвоприношений, совершаемых для Него. «Вот учение о жертве восхождения, о даре преданности, об искупительной жертве, о повинной жертве, о жертве уполномочения и о жертве мирной трапезы, которое Б г уже заповедал Моше на горе Синай в день, когда Он в пустыне Синай повелел сынам Израиля приносить жертвы Б гу» (Ваикра 7:37-38).
4. … Здесь сформулирован закон: место, где сжигаются жертвы, должно быть очищено от всяких следов жертвоприношений предыдущего дня; это место должно быть готово для службы следующего дня … Эти подготовительные действия являются, по всей вероятности, частью жертвенной службы. (См. Мишнэ ламэлех к Рамбаму Илхот тамидим умусафим 2:10). «Подымание» пепла представляет начало службы нового дня как завершение дня предыдущего, как постоянное напоминание о прошлых свершениях; вынос пепла за пределы стана воплощает мысль о том, что, в то же самое время, еврейская нация должна каждый день заново приступать к выполнению своей задачи. Начало каждого нового дня требует от нас с такой предельной, неубывающей преданностью приступить к исполнению нашей задачи, словно до этого мы никогда ничего не совершали. Память о вчерашних свершениях не должна уменьшить энергию, с которой мы должны исполнить свой долг сегодня. Мысли о том, что уже сделано, могут повлечь за собой гибель того, что еще предстоит совершить. Горе тому, кто почивает на лаврах в самодовольном благодушии, кто не начинает работу каждого нового дня с такой же новой совершенной преданностью, как в самый первый день труда своей жизни.
И ВЫНЕСЕТ ПЕПЕЛ. Все следы вчерашней преданности следует удалить с того места на жертвеннике, где сжигались жертвы, чтобы служба наступающего дня могла начаться, так сказать, на совершенно нетронутой почве. В свете сказанного выше, закон, предписывающий коэнам надевать скромную, ношеную одежду, когда они имеют дело с продуктами деятельности предыдущего дня, когда они выносят и, возможно, также «подымают» пепел, предстает во всей своей полной значимости. Прошлое должно отступить на задний план; оно не должно облачать нас гордостью, когда мы приступаем к новой задаче, исполнить которую призывает нас каждый новый день.
15. …Коэну следовало все время помнить, что он не должен исполнять свои служебные обязанности ради приносимых ими материальных выгод, но должен рассматривать эти выгоды лишь как необходимое условие своего физического существования, которое он должен полностью посвятить Б-жественным целям своего служения. Коэн видел в своей службе единственную цель своего существования. Однако он не должен был позволять своему физическому существованию переплетаться с должностными обязанностями, но, напротив, должен был посвятить все свое физическое бытие исполнению своей службы.
16. ВСЯКАЯ ЖЕРТВА ПРЕДАННОСТИ КОЭНА ДОЛЖНА БЫТЬ ПОЛНОСТЬЮ СОЖЖЕНА; ЕЕ НЕЛЬЗЯ ЕСТЬ. Ожидается, что каждый отдельный представитель нации возложит все свое имущество, так сказать, к «ногам» Б-га, чтобы затем позволить Святилищу Закона забрать от него «горсть» для «питания» Б-жественной цели на земле. Именно эта готовность посвятить часть своего имущества Святилищу Б-га делает человека евреем. Он также поручает свое материальное существование памяти и заботе Б-га и ставит свою радость бытия в зависимость от того, одобряет ли Б-г его поведение. Но в случае коэна не часть лишь, но все его существование, включая все материальные аспекты его жизни и благополучия, должно быть отдано служению Б-жественным целям на земле. Своим собственным образцовым поведением … он должен «готовить» (как следует из термина коэн (от - готовить)) место для святости на земле. В нем не должно быть ничего некоэнского и несвятого. Поэтому, когда он берет в Святилище свои «средства к существованию», свое «благосостояние» и свой «покой», которые символизирует его минха, он не просто кладет «долю памятования» от нее на жертвенник Б-га, но должен всю ее предать огню Б-жественности на земле.
Глава 7
12-14. ЕСЛИ ОН ПРИНОСИТ ЕЕ В БЛАГОДАРНОСТЬ. В главе 3 мы уже учили о мирной жертве. Мы убеждены, что можем определить эту жертву как символическую экспрессию личности, чувствующей, что она пребывает в состоянии (завершенности), ни в чем не испытывающую недостатка, ищущую близости Б-га изнутри и с помощью этого состояния «покоя». То, что нам представляют сейчас, - это особый тип жертвы мирной трапезы, явившийся результатом ситуации, в которой состояние человека оказалось под угрозой, но (затем счастливо) восстановилось.
107-й псалом перечисляет четыре категории людей, которые обязаны публично возблагодарить Б-га: пересекшие пустыню, освободившиеся из тюрьмы, излечившиеся от болезни и благополучно завершившие морское путешествие. Эти люди должны открыто возблагодарить Б-га за Его доброту и провозгласить людям совершенные Им чудеса; они должны принести благодарственную жертву и, радуясь, перечислить все, что для них сделал Б-г. Ясно, что фраза «Если он приносит ее в благодарность», которая находится в разделе, говорящем о жертвах мирной трапезы, характеризует благодарственную жертву, как принадлежащую к разряду (жертвы мирной трапезы).
19-21. …Очевидно, что - это «отсутствие свободы». Ее передача человеческому существу, призванному к нравственной свободе, может начаться с любого естественного явления, в котором органическая жизнь уступает физической силе. Самым поразительным примером такого явления служит, безусловно, мертвое тело…
становится тот, кто отказался от свободы живого, независимого существования (в арамейском языке означает кость мертвого тела); символически это означает все, что стремится разрушить нравственнную свободу и независимость того, кто с ним сталкивается…
26. …Слова «где бы вы ни проживали» проясняют, что, так же как и в случае нутряного жира, запрещена к употреблению не только кровь животных, которые используются в качестве жертв. Более того, слова «ни птичьей, ни животной» простирают этот запрет на всех высших млекопитающих (будь то домашние или дикие животные) и всех птиц.
32. …Грудь символически представляет все человеческие мысли и стремления и, следовательно, с одной стороны, нравственный и духовный источник всех человеческих свершений, достигнутых с помощью нравственной свободы воли, а с другой стороны, тот аспект человеческого характера, который создает подлинную основу деятельности коэна. Ибо все наши мысли и стремления должны расцвести под сиянием Б-жественного Закона, который представлен коэном. Если, обладая всей нравственной энергией нашей свободной воли, мы посвятим все стремления наших жизней и наши порывы, направленные непосредственно на осуществление этих стремлений, на то, чтобы стать «источником питания Б-жественности на земле», чему символически учит сжигание частей жертвы на жертвеннике, тогда этот акт сам по себе представляет, так сказать, плод наших мыслей и стремлений, плод, который созрел лишь благодаря Закону Б-га, который должен получать питание от коэна. Когда мы приносим в жертву мягкие части жертвы мирной трапезы, которая символизирует наше личное счастье, то, безусловно, логично, чтобы коэн получил грудь. Это символизирует признание нами того факта, что, если мировоззрение и цели жизни, которые олицетворяются приношением мягких частей, составляют подлинное ядро нашего личного счастья, тогда мы обязаны этой способностью мышления и ее воплощением в наших жизнях доверенному коэнам Б-жественному Закону.
С другой стороны, бедро - это символическое выражение физической силы и поступательного движения… В качестве такового оно символизирует всю конкретную энергию и силу человека, которые, на первый взгляд, порождены влиянием коэнских функций не больше, чем богатства земли - хотя и там на каждой стадии сбора урожая должно приносить символический дар коэну в виде первых плодов, возвышающего приношения (терумы) и халы (доли коэна в замешанном тесте), признавая, тем самым, что и благословения материальным достатком тоже проистекают из Б-жественного Закона, который представлен коэном, и чтобы напомнить нам, что даже благословения материальным достатком должны быть употреблены прежде всего на распространение знания Б-жественного Закона, который представляют коэны.
Писание по большей части называет это символическое признание и напоминание словом , (терума). - это «возвышение» материальных вещей ради Б-жественных, нравственных и духовных целей. Поэтому, если человек, чувствующий счастье и удовлетворение, предлагает правое бедро жертвы мирной трапезы в качестве , (возвышающего дара) коэну, он делает это с тем же двойным намерением: символически признать, что его материальное счастье и достаток покоятся лишь на нравственном фундаменте Б-жественного Закона, который представлен коэном, и символически обещать, что он позволит силе своего бедра, той физической энергии, которой наделила его удача, служить лишь для поддержки и реализации Б-жественного Закона, который представляет коэн. Отсюда различие между концепциями, выражаемыми предложениями груди и бедра коэну. В получении им груди есть логика, но бедро он получает только в качестве «возвышающего дара». Отсюда… через все Писание проходят термины (грудь возмахания) и (бедро вознесения), хотя, фактически, оба движения , (возмахание) и , (вознесение) выполняются в обоих случаях.
35. ВОТ ПОСВЯЩЕНИЕ ААРОНА. Этот дар груди и бедра от национальной жертвы мирной трапезы представляет собой постоянное обновление первоначального освящения коэнов. Он напоминает коэну, что тот должен рассматривать «грудь» нации, т.е. мысли и стремления нации, как истинную сферу своих служебных обязанностей, что он должен рассматривать силу нации, которую символизирует бедро, как поддержку и орудие воплощения своих учений, и что климат, в котором будут бурно произрастать семена учений его Святилища, не должен быть климатом подавленности и уныния, но климатом хорошего настроения, радости от осознания жизни, проходящей в присутствии Б-га. В то же время, дар коэна должен напоминать народу, что хотя коэн и не вносит прямого материального вклада в благополучие нации, благополучие каждого отдельного представителя народа проистекает от Б-жественного духовного богатства, которое было доверено коэну. Счастье и благополучие человека обладают прочным фундаментом, только если его «грудь» принадлежит Б-жественному Закону, и они наполнены значением и ценностью, только если он будет использовать и свое «бедро», конкретную мощь своего положения, для охраны и воплощения Б-жественного Закона, который подпитывается коэном.
37-38. КОТОРОЕ Б-Г УЖЕ ЗАПОВЕДАЛ МОШЕ. Законы о жертвах, провозглашенные здесь «из Шатра Собрания» (Ваикра 1:1), уже были изложены Моше на горе Синай вместе со всеми другими законами. Эти законы составляют базисную, интегральную часть Б-жественного Закона. Они не являются ни временной уступкой поколению, все еще находящемуся под влиянием язычества, и не представляют собой отдельного раздела магической мистерии. Они являются заповедью, как и весь остальной Закон. Их цель - воспитать нацию в свете идеалов Закона и через Закон сохранить нацию. По этой причине они были даны уже на Синае вместе со всеми другими законами.
Рав Зеев Мешков
Разбойник на дороге
«Помни, что сделал тебе Амалек по дороге, когда вышли вы из Египта» (Дварим 25:17).
Слово «по дороге» представляется лишним. Ведь сказано, что вышли из Египта, – значит, были в дороге… Но в Торе нет ничего лишнего, и если какое-то слово не нужно – ищи в нем намек на будущее. Догадайся, что подобные события всегда будут происходить «по дороге». А дорога у нас одна – из изгнания в Израиль. И поэтому, когда открываются двери и начинается эпоха возвращения из какого-либо изгнания – жди нападения Амалека.
В разные эпохи он принимал разные обличия, каждый раз вооружался новыми теориями и наносил удар по всему народу.
 
Первое столкновение
Впервые с ним столкнулся Яаков – возвращаясь из Падан Арама, где провел двадцать лет. У самой границы святой земли наш праотец был вынужден вступить в борьбу с ангелом народа, который к тому времени еще не появился на свет, – ангелом потомков Эсава. А среди них – племя Амалека. (Заметим, что этот ангел не появился случайно, ни с того ни с сего – он был послан, так как Яаков задержался с возвращением на Землю на шесть лет.)
Второе столкновение
Второе столкновение с Амалеком произошло сразу после исхода из Египта, по дороге в землю Израиля. «И двинулась вся община сыновей Израиля из пустыни Син в переходы свои по слову Б-га и расположилась станом в Рэфедим, и не было воды, чтобы пить народу… И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моше, говоря: «Зачем ты вывел нас … из Египта, чтобы уморить нас жаждой?» …«И пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рэфедим» (Шмот, 17). Враг появился в тот момент, когда сыновья Израиля испугались пустыни и захотели повернуть обратно – отказались продолжать путь в землю Кнаан, куда должны были прийти сразу же после дарования Торы у горы Синай.
Третье столкновение
Третье сражение с врагом, который всегда поражает нас на дороге в святую землю, произошло в период возвращения из Вавилонского плена. О нем рассказывается в свитке Эстер. Но для того, чтобы понять причины, по которым весь народ, находившийся на территории Персии, встал перед угрозой полного уничтожения, нужно знать не только историю Эстер и Мордехая, но и предысторию событий, с которыми связан праздник Пурим.
Через пятьдесят два года после того, как сыновья Израиля были уведены в изгнание, Вавилон был разрушен персами. Царь Кореш разрешил пленникам вернуться в Иудею. Но только сорок две тысячи воспользовались возможностью возродить страну и восстановить Храм. Все остальные остались в Персии. И тогда им – ставшим изгнанниками по своей воле – было послано наказание: они узнали, что по приказу царя они будут убиты в один день. Аман, уговоривший царя истребить всех евреев Персии, вел свою родословную от Амалека, и его соплеменники готовились принять самое активное участие в резне.
Вс-вышний хотел объяснить народу, что существование тех, кто не хочет возвращаться в святую землю, лишено смысла. Но, по милости Своей, Он остановил трагедию.
Четвертое столкновение
Четвертое столкновение с Амалеком – самое страшное. И хотя народ Израиля доказал, что он – народ вечный, эту победу над Амалеком не празднуют с трещотками и не пьют в ее честь вино. Слишком дорогой ценой досталась эта победа – более шести миллионов погибших. И в этот раз Амалек в своем самом страшном обличии напал на нас, когда возвращение из изгнания стало возможным: после декларации Бальфура евреи могли заселить святую землю.
 
Амалек как мера за меру
В чем же секрет этой беды, которая обрушивается на нас каждый раз, когда открываются ворота в землю Израиля?
Разгадать эту загадку можно, если вспомнить, что наши недостатки дают силу нашим врагам.
Амалек – первый в мире народ, у которого нет бога. У Моава – Камош, у Амона – Мильком, у Цидона –Бааль, а у Амалека – никого. А Аман, один из его потомков, пошел еще дальше: он объявил себя воплощением бога и заставил всех распростираться перед собой (Сангедрин, 61а).
Но неужели в нас живет такой же недостаток?
Нет, никто из евреев не дошел до того, чтобы объявлять себя богом. И все же… Мы нередко выдаем свои планы за планы Вс-вышнего, свои мысли – за Его мысли. И, таким образом, ставим себя на Его место. И вот когда мы почему-то решаем, что Вс-вышний не хочет, чтобы мы селились в земле Израиля, пока не произойдет то-то или то-то (например, придет Машиах, или, по крайней мере, его осел), нас атакует Амалек.
 
Когда глина учит горшечника
Вс-вышний обратился к сыновьям Израиля, жившим в Персии, чтобы научить все поколения, что им нечего ждать открытых чудес, а следует быть благодарными за то, что Он открывает ворота руками чужих правителей: «Так сказал Б-г помазаннику своему Корешу, которого Я держу за правую руку, чтобы покорились перед ним народы… «Я перед тобой пойду… Я Б-г, и нет иного, кроме Меня, нет Б-га. Я создаю свет и творю тьму». А сыновьям Израиля, которые решили, что они лучше знают, как управляется мир, и почему не надо сдвигаться с мест, когда уже открылись двери, Вс-вышний сказал: «Скажет ли глина горшечнику своему: «Что ты делаешь…?» (Йешаягу, 45).
Что же говорить о тех евреях, которые решили, что Вс-вышний хочет на святой земле два государства для двух народов, когда в Торе сказано, что святая земля отдана сыновьям Израиля. Поставив себя на Его место, они дали силы страшному воплощению Амалека. И тот размножился до миллионов, толпами выходит на улицы и, размахивая ядерной бомбой, призывает убивать евреев
Рав Шломо-Зелиг Аврасин
Коэны и проблемы Золушки
Наша недельная глава открывается стихом "Вот закон о жертве всесожжения…." ("ола") (Ваикра 6:2). На первый взгляд это кажется странным – ведь предыдущая недельная глава начинается с похожего стиха и тоже говорит о подробностях, связанных с принесением жертвы всесожжения, и далее следует перечень разного рода жертвоприношений. Мы знаем, что в Торе нет лишних слов, так почему же в этом случае мы имеем дело с почти идентичными стихами в двух главах?
Если внимательно посмотреть на оба этих отрывка, можно обнаружить, что в главе Цав есть небольшое добавление: заповедь "трумат га-дешен" – утренняя очистка жертвенника от золы, оставшейся после вчерашних жертвоприношений. Но даже в этом случае у нас остается вопрос – пусть в главе Цав добавлено нечто новое о жертве "ола", зачем Тора разделила описание деталей принесения жертвы всесожжения на две главы?
Если присмотреться к стихам, описывающим удаление золы с жертвенника, мы сможем найти дополнительные поводы для своего недоумения. Уборка золы, по идее, является процессом далеко не стерильным, особенно учитывая большое количество жертв, приносимых ежедневно на алтаре Храма. Но Вс-вышний повелевает Моше, чтобы эту "грязную" работу делали именно когены, а не, скажем, левиты или вообще "уборщица тетя Соня", да не просто так делали, а еще и в одеждах священнического служения! Спрашивается, зачем когенам было необходимо опускаться на такую низкую ступень, как работа Золушки, да еще и в священных одеждах? Более того – только после того, как зола была убрана с жертвенника, коген мог переодеться в несвятую одежду, чтобы вынести эту золу за пределы стана.
Есть еще одна небольшая деталь, на которую следует обратить внимание прежде, чем станем искать ответы на свои вопросы: во время этого "никайона" огонь на жертвеннике продолжал гореть. Когену запрещалось под страхом смерти гасить огонь, и даже допускать его самостоятельное угасание! Огонь на жертвеннике должен был гореть вечно, утром лишь подкладывали новые дрова.
Рав Иссахар Френд приводит цитату из книги "Ховат га-левавот" ("Долг сердец"), представляющей собой еврейский этический трактат, написанный в ХI веке н.э., где автор говорит, что Тора опасается того, что когены могут впасть в гордыню под влиянием осознания исключительной важности своей службы для еврейского народа и для всего мира в целом. Поэтому было важно ввести в службу священников ежедневный урок скромности, который нельзя было бы перепоручить "товарищам снизу".
Можно расширить эту идею, чтобы разрешить упомянутые выше вопросы.
Коген должен очищать жертвенник от золы именно в одежах служения, чтобы усилить действие данного урока: даже когда он облачен в священные одежды, его важность проистекает из важности его святого служения, и не важно, "высокое" это служение, как например, возжигание Меноры, или же "грязная работа", такая, как очистка жертвенника от остатков вчерашних жертв. Только когда он выходит за пределы Храма, чтобы вынести золу в специальное место, он должен переодеться в обычные одежды, чтобы не относиться с пренебрежением к остальным евреям.
Эта идея объяснят также, почему рассказ о жертве всесожжения разделен на две главы. Глава Ваикра адресована всему народу в целом, чтобы сыны Израиля узнали о различных видах жертвоприношений, которые они могут приносить в Храм. А глава Цав, повторяющая многие детали жертвоприношений, обращается к когенам, чтобы, среди прочего, преподать им урок скромности, являющейся неотъемленной частью их службы, ставящей целью приближение народа Израиля ко Вс-вышнему.
В процессе уборки золы когены должны были получить еще один урок, обратный первому – когда занимаешься "грязным делом", легко забыть, что ты все еще остаешься посланцем Вс-вышнего, выполняющим святую работу. Нужно следить, чтобы вечный огонь жертвенника не погас, пусть даже по небрежности. В процессе очистки жертвенника когены должны ясно отдавать себе отчет, что они связанны с вечным огнем духовности, и им ни в коем случае нельзя терять связь с внутренней святостью и чистотой своей службы, даже если их руки на данный момент испачканы золой.
Народ Израиля призван быть "царством священником и народом святым", как об этом сказано в Торе. В конечном итоге, уроки, о которых мы говорили, предназначены для всех евреев. Нам нельзя смотреть на весь остальной мир "сверху вниз", но вместо этого нам следует напрягать все силы, чтобы достичь того высокого уровня, который требует от нас звание "Б-гоизбранного народа". Не смотря на то, что изредка мы сталкиваемся с различными неудобствами, проистекающими из этого звания, мы призваны хранить пламя Торы, и следить за тем, чтобы оно не погасло.
Особенно это верно в свете Шабат Захор. Ведь Амалек преследовал тех, кто отставал, ослабших духом, потерявших направление, чей душевный огонь потускнел. И стирание памяти об Амалеке подразумевает обновление связи с Первоисточником духовного огня, дающего жизнь всему живому.  
Рав Нахум Пурер
Содержание раздела
Первосвященник Аарон и его сыновья получают дополнительные инструкции по проведению храмовой службы. Коэн должен вынести за пределы стана пепел жертвы всесожжения (ола), которая горит на жертвеннике всю ночь до утра. “Корбан ола” приносят те, кто забыл выполнить заповедь Торы, причем коэну достается шкура животного. Огонь должен негасимо гореть на жертвеннике. Описан порядок принесения хлебного дара (корбан-минха), состоящего из муки, оливкового масла и ароматной смолы. Горсть “минхи” сжигают на жертвеннике, а оставшуюся часть съедают коэны, не дав ей закваситься. Описаны специальные жертвы, которые должны приносить ежедневно со дня своего помазания Аарон с сыновьями и все будущие храмовые священники. Приведены детали грехоочистительной жертвы “хатат”, которая искупала непреднамеренные ошибки в соблюдении заповедей; повинной жертвы “ашам”; различных мирных жертв “шламим”, одну из которых, благодарственную жертву “тода”, принесенную в честь избавления от опасности, нельзя оставлять не съеденной до утра. Все жертвы полагается сжигать по прошествии отведенного для еды времени. Нельзя есть ритуально нечистую жертву - ее полагается сжечь. Тора запрещает употреблять в пищу кровь и определенные виды жиров (“хелев”). От каждой мирной жертвы коэны получают грудину и правую голень. В конце раздела подробно описана церемония помазания (приведения в должность священников) Аарона и его сыновей, а также освящения Мишкана с храмовой утварью. 
Сапожник в рваных сандалиях
«Коэн, который приносит ее (грехоочистительную жертву), будет есть ее… во дворе Шатра Откровения» (6:19).
В комментариях «Мешех хохма» уточняется: жертвенное животное съедал именно тот коэн, который принимал и обрабатывал его, потому что только он знал свои «каванот» (мысли и намерения), правильными, достаточными они были или нет. Поедая жертву, он тем самым наглядно подтверждал, что он все делал и думал по уставу. Если коэн сознательно ел негодную жертву - а ведь только он мог знать о ее негодности, - его постигала «смерть с Небес».
В известной поговорке «сапожник - без сапог» есть скрытый дефект. Как может сапожник убедить клиента в достоинствах своей работы, если он сам ходит босиком?
На Втором московском часовом заводе, где в свое время довелось работать составителю этих комментариев, действовало негласное правило: директор предприятия, главный инженер, их заместители, все главные специалисты и даже секретарь парторганизации носили фирменные наручные часы «Слава». Никаких «Омег» и «Сейко». Это была лучшая реклама заводской продукции.
Выполнив свою нелегкую и очень ответственную работу у храмового жертвенника, дежурный коэн-священник сосредоточенно и безбоязненно съедал выделенное ему мясо.
Его совесть была чиста: он все сделал, как полагается, и «клиент», принесший жертву, облегченно вздыхал: коэн цел-невредим, значит Б-г принял дар. Таков наглядный урок высокой ответственности человека за свои действия. Недаром после указания коэну съедать часть грехоочистительной жертвы Тора добавляет: «Все, что соприкоснется с мясом ее, освятится». Святость была высшим знаком качества храмовой «продукции».
«Коэн, который приносит грехоочистительную жертву, будет есть ее. В святом месте следует есть ее, во дворе Шатра Откровения» (6:19).
Возвращение к вере отцов - дело трудное. Есть у него свои преимущества и свои подводные рифы. С одной стороны, вы разочаровались в пустых и суетных ценностях того мира, из которого пришли; вас влечет теперь не материя, а дух - непоколебимый и вечный. Но, с другой стороны, вы ведь сами практически не изменились; вы - это то, что вы едите, видите, слышите и делаете. Стереотипы прежней жизни не убиты; они лишь затаились и ждут своего часа, чтобы помешать вашему духовному росту.
Сохранить и укрепить свою нарождающуюся духовность можно лишь одним способом - установить прочный контакт с ее источником; окружить себя единомышленниками, найти опору в своей общине или иешиве.
В отличие от баал-тшува, человек выросший в религиозной среде, редко обладает таким же рвением и упорством. Однако за ним не тянется шлейф прошлого; ему не ведомы сомнения, порожденные прежним образом жизни.
В эпоху Храма грехоочистительную жертву можно было есть только в святом месте, в то время как для мирной жертвы таких ограничений не было; ее ели по всему Иерусалиму.
Мирную жертву приносили в знак благодарности Б-гу и стремления приблизиться к Нему. Она символизирует человека, который был религиозным с детства. Для места, где ее ели, не требовалась особая святость.
В отличие от мирной жертвы, грехоочистительная жертва символизировала еврея, вернувшегося к иудаизму и нуждающегося в надежном укрытии, в святом месте, которое не остудит жар его души, а наоборот, сохранит и поддержит его.
И от себя лично…
Одна из жертв, упомянутая в сегодняшнем разделе, называется «карбан тода» -  благодарственная жертва. Ее приносили в знак признательности Б-гу за избавление от опасности, например, после морского плавания, перехода через пустыню, выхода из тюрьмы и исцеления от тяжелой болезни.
Мудрецы сообщают, что в будущем, в мессианскую эру, когда все другие жертвы будут отменены, «карбан тода» останется, потому что никогда не исчезнет потребность в благодарности.
Молитву «Шмонэ-эсре», «Восемнадцать благословений», главную в еврейской литургии, читают вначале молча, каждый за себя. Затем ее повторяет «шалиах-цибур», кантор, а другие внимательно слушают и на каждое благословение отвечают «Амен».
И лишь одно благословение они говорят вместе с кантором - благословение «модим», «мы благодарим». Все другие обращения и просьбы, содержащиеся в «Шмонэ-эсре» - просьба излечить от болезни, защитить от бед, дать заработок - можно передать Б-гу и через посредника. Но «спасибо» никто за нас не скажет.
Рав Менахем-Михаэль Гитик
Пять уроков приближений
 «Вот учение о возвышении (ола)… Вот учение о приношении (минха)… Вот учение о промахе (хатат)…
Вот учение о вине (ашам)… И вот учение приближения мирного (шламим)» (Вайикра 6:2, 6:7, 6:18, 7:1, 7:11)
Рав Шломо Эфраим Лунчиц (автор книги «Драгоценный сосуд») усматривает в пятикратном повторении слов «вот учение» намек на пять книг Пятикнижия. Мы попробуем развить эту идею и классифицировать пять видов приближений – ола, минха, хатат, ашам, шламим по Четырехбуквенному Имени Вс-вышнего.
Самое высокое из приближений – возвышение ола соответствует, по мнению рава Лунчица книге Бе-решит: «Ґевель приблизил ола» (Бе-решит 4:4), а также о Ноахе сказано: «и вознес олот на жертвенник»(8:20), Авраґам и взял барана, и вознес его во всесожжение (ола) (22:13) и, наконец Яаков возносит приближения «Источнику сил отца своего Ицхака» (46:1). Несомненно, ола соответствует уровню кетер – уровню Любви.
Книга «Шмот» - книга Исхода связана с приношением минха, которое всегда маца («Кли Якар»). Добавим, что уровень хохма, которому соответствует приношение – минха – это уровень общей идеи корбанот – приближений. В их основе лежит идея убирания нашего эго – главного и единственного препятствия на пути к Создателю, т.е. идея мацы!
Переход от идеи к общей теории корбанот соответствует корбану исправления промаха – хатат. Ведь исправление ошибок – против глупости и «скотинизма» – вот девиз еврея, исправляющего через мицвот промах золотого тельца.
Рав Лунчиц усматривает связь между хатат и книгой Коґенов в их подчеркнутой направленности на исправление последствий золотого тельца.
Вся теория приближения ашам изложена как в нашей главе, так и в главе «Насо» четвертой Книги. Но в книге Бе-мидбар, как указывает РаШИ (5:6) даны важнейшие новые детали, и лишь изучение этого недельного раздела завершает «теорию ашам». 
Переход от теории к практике – вот что знаменует собой уровень «зеир анпин». И идея вины, как осмысления бывшего и, самое главное, уроки, нами извлекаемые при исполнении этого приближения, подводят итоги всему, требующему исправления на Земле. Именно реализация этого уровня приводит к установлению цельных (мирных - шламим) отношений с Творцом. А это возможно лишь благодаря Стране Израиля.
И потому окончание (новые детали) теории шламим появляются в Повторении Торы в главах «Ки таво» и «Реэ» (Дварим 27:7, 12:27), как и должно быть при реализации Его Замысла – мальхут – осэ шалом би-мромав, ґу яасэ шалом алейну, веаль коль Исраэль и скажем Амен!
Комментарий к Торе
Книга Ваикра
Недельный раздел Цав (часть 2)
Главы 6:1-8:36
“Вели сынам Аарона...” (Ваикра, гл. 6, ст. 1).
Вели на иврите - цав. 

Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Избранные комментарии на недельную главу Цав
Жертвоприношения демонстрируют близость человека ко Вс-вышнему. Еврей, который подчиняет свои мысли Творцу, возвышается над физической природой.

Глава 6
2. ВОТ УЧЕНИЕ О ЖЕРТВЕ ВОСХОЖДЕНИЯ. Эти дополнительные указания коэнам относительно того, как им следует обращаться с передаваемыми им жертвами, начинаются с законов, приложимых к тому периоду времени, когда Святилище отдается исключительно коэнам и закрыто для всех остальных: к ночным часам.
Ночь - , время, когда вещи «перемешаны», когда и человек возвращается к зависимости от физических сил, приближает языческое сознание к его богам. По ночам язычник верит, что ощущает власть богов, которые держат его, вместе с другими творениями, в рабстве. И, напротив, он ощущает (день), время «прямостояния», когда человек начинает осознавать себя и возобновляет борьбу за подчинение физического мира, как время, когда человек должен возобновить борьбу против богов.
Благодаря Б-жественному Слову, позиция иудаизма - прямая антитеза этим представлениям. Еврею не нужно ждать ночи, чтобы почувствовать власть своего Б-га. Он близок к своему Б-гу, особенно когда его дух ясен и когда он занят своими усилиями по подчинению мира. Он считает ясность разума, энергию свободной воли и результаты своих творческих усилий, т.е. всю свою свободную личность, которая достигает своего наивысшего потенциала во время дневной деятельности, даром Создателя, Единого Б-га. Вдыхая в него крошечную искру от бесконечной полноты Своего собственного духа, наполняющего мир Его мыслями, от Его собственной священной, незакрепощенной воли, от Его собственной творческой энергии, которая свободно правит миром, которыйшаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе, Книга Ваикра, Недельный раздел Цав (часть 2) все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Статистика