::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Пейсах (часть 2)

  • Сообщить о ошибке
15-03-2013, 18:32 Разместил: jude Просмотров: 2 799

Рав Михаэль-Менахем Гитик
Подъём из Мицраим
«Не оскверняйте душ ваших никаким членистоногим, и не оскверняйтесь ими так как станете через них нечистыми. Потому что Я Вс-вышний – Источник всех ваших сил. И выделитесь, и будете выделены так, как выделен Я, и не оскверните души ваши никакой мерзостью, ползающей по земле, так как Я Вс-вышний, поднимающий вас из земли Мицраим» Вайикра 11:43-45
Как известно, время чтения недельной главы прямо связано с ее внутренним содержанием. Именно отсюда идет обычай давать детям имена в соответствии с главой недели их рождения. «Зачинщиком» всего последующего будет, следовательно, вопрос: Какая связь между недельным разделом «Шмини» и праздником Песах, в этом году его «замещающем» (выпавшего на Шабат именно этой недельной главы)?
Собственно, вопрос этот в более общем виде – «Отчего Песах отмечается в рамках книги «Ва-йикра», а не книги «Шмот»? – достаточно прост. Исход из Египта подразумевает смену хозяев, и построение Мишкана, работа в нем и есть выход из Египта: «И выделю Шатер Встречи и жертвенник, и Аґарона, и сыновей его выделю для служения Мне. И буду обитать в сыновьях Израиля, и буду им Источником всех сил. И узнают, что Я – Вс-вышний, Всесильный их, который вывел их из Земли Египетской» (Шмот 29:44-45, 30:1).
Именно поэтому вторая книга Пятикнижия завершается задействованием Мишкана. А третья – Тора Коґэнов, по определению мудрецов – естественное место во времени для празднования Песаха.
Но   каким образом законы о непоедании пауков и червяков, дающие в результате «подъем из Земли Мицраим», даруют нам высоту «поднимания»?! Какое вообще отношение к главе «Шмини» в первых десяти параграфах, обсуждающих законы Мишкана, имеют законы о нечистоте членистоногих, явно относящихся к следующим пяти главам, говорящим о чистоте и нечистоте?!
Рав Мордехай Эйлон, задающий все эти вопросы, за ответами отправляется в… Эденский Сад. Там впервые звучит запрет на еду и, что куда менее известно, звучит приказ … кушать: «И взял Вс-вышний – Источник всех сил человека, и поставил его в Саду Эдена работать на нее и оберегать ее. И приказал Вс-вышний – Источник всех сил человеку, сказав: от всех деревьев сада ешь, кушая, а от дерева, соединяющего Добро и Зло, не ешь от него, так как в день поедания от него смертью ты станешь умирать» (Бе-решит 2:15-17)
Получается, что первый человек до своего падения занимался двумя вещами – определял сути и … ел. Называя вещи своими именами, Адам связывал материальный объект с его духовной сутью, утверждал превалирование высшего (Замысла) над материальным воплощением. Также и мы, произнося браху над плодом земли или плодом дерева, утверждаем наличие духовного корня того изобилия, которым пользуемся.
Работа в Мишкане (Храме), назначение всех корбанот – приближение к Источнику всех сил. И это – выход из Египта нашего эго, освобождение от пут земного притяжения, подчеркивание духовного происхождения любого удовольствия, ссылка на Хозяина.
Но, исполняя повеление есть плоды Эденского Сада, человек не просто соединял материю с духом, он поднимал ее до собственного уровня, делал ее частью себя. Именно подъем (а не только связь) всего материального, чтобы стать частью Источника, и есть Цель Творения.
Теперь становится понятным, отчего именно с соблюдением законов о запрещенном и разрешенном в пищу связана идея «подъема» из Египта. В Пасхальную ночь мы начинаем со Сказания – Агады, тем самым прослеживая связь нижнего с высоким. Эта часть Седера соответствует Исходу. Но уникальная, единственная в своем роде, мицва есть {мацу} – «ве-цивану леэхоль маца» - поднимает нас, делая сознательной частью (соавторство) Его Замысла. А число восемь (название нашей главы «Шмини» - восьмой) символизирует Цель!

Рав Нахум Пурер
И вот пришел кот…
"Отнимет Б-г у смерти меч, 
Спешивший мясника упечь,
Что на убой вола обрек,
Который выпил ручеек,
Гасивший яркий огонек,
Тот самый, что дубинку сжег,
Свалившую ту псину с ног,
За то, что на кота насел,
Который козлика заел…"

Гершеле Острополер, популярнейший герой еврейского фольклора, прислуживал выдающемуся мудрецу ребе Боруху, помогал ему по хозяйству. Однажды ребе Борух жарил козленка на плите. Ему надо было ненадолго отлучиться, и он позвал Гершеле. Когда Гершеле пришел, ребе Борух указал на плиту и попросил его не спускать глаз с лакомого блюда.
Гершеле был полон решимости выполнить задание уважаемого ребе самым лучшим образом. Но в доме было душно и жарко, и через некоторое время Гершеле задремал. Он и не заметил, как дверь чуть-чуть приоткрылась, и в дом вошел нежданный и незваный гость - соседский кот. 
Кот учуял аромат жареного мяса и твердо решил отведать его первым. Он ловко вскочил на кухонный стол, примыкавший к плите, и стащил на пол почти готового для еды козленка. А затем, не спеша, приступил к самой вкусной трапезе за свою недолгую жизнь…
Гершеле проснулся, как от толчка. В этот момент кот обгладывал последние косточки козленка. Почуяв движение незадачливого сторожа, он медленно попятился и изящно удалился тем же путем, каким пришел - через входную дверь.
Потрясенный Гершеле протер глаза, но останки жареного козленка так и не исчезли. Нет, это был не сон. Не успел он по-настоящему расстроиться, как услышал во дворе голос вернувшегося ребе Боруха.
Гершеле проворно собрал обглоданные косточки козленка и сунул их в печь. Войдя в дом, ребе Борух с удивлением посмотрел на сторожа: тот шагал взад-вперед по комнате с озабоченным выражением на лице, как будто пытался решить сложную задачу.
"Что случилось, Гершеле?” - спросил ребе Борух. Гершеле ответил, что он не может разобраться в тексте популярной пасхальной песенки "Хад гадья”, "Один козленок”.
"Разве не правда, - начал Гершеле, - что невинный козленок был съеден плохим котом, которого укусила затем хорошая собака? Затем плохая палка побила собаку, хороший огонь сжег палу, плохая вода погасила огонь, хороший бык выпил воду, плохой резник зарезал быка, хороший ангел смерти отправил на тот свет резника, а затем Б-г… Ой, - испуганно воскликнул Гершеле, - как мне продолжить?”
Ребе замер на мгновение и затем произнес: "Прекрасный вопрос Гершеле! Давай вместе подумаем”.
В комнате воцарилась тишина. Наконец, через несколько минут ребе Борух радостно воскликнул: "Нашел! Давай начнем с другого конца: Б-г не может быть плохим, верно? Он всегда прав и заслуженно наказал ангела смерти - ведь ангел смерти был неправ, когда убил хорошего резника, который зарезал плохого быка, который выпил хорошую воду, которая погасила плохой огонь, который сжег хорошую палку, которая побила плохую собаку, которая укусил хорошего кота…”.
"Минуточку, ребе, - прервал его Гершеле. - Вы хотите сказать, что кот был прав, когда съел козленка?!”
"Именно так”, - ответил ребе Борух, еще не подозревая, в какую ловушку загнал его хитрый Гершеле.
"Тогда, ребе Борух, - невозмутимо произнес Гершеле, - не вините меня за то, что вы остались без ужина”.
Этой изящной притчей можно завершить пасхальный Седер. Ведь что такое Песах? По существу, это праздник нашей веры, ибо чудеса, происшедшие в Египте и при Исходе, научили нас вере в безграничное могущество Творца вселенной. Из Детской песенки "Хад гадья”, которую поют в конце седера, мы учим, что все зависит от того, на какое место мы ставим Б-га в своей жизни - первое или последнее.
Тем, кто ставит Его на последнее место, приходится решать трудные проблемы: они часто попадают в тяжелое положение, как Гершеле. Выигрывают те, кто начинает с Б-га, а не с жареного козленка.

Деньги от Ротшильда
Да, вера способна творить чудеса, даже если она граничит с откровенной глупостью…
Приближался Песах, а у лентяя Шмайи не было ничего приготовлено к празднику. Тогда он решил написать письмо самому Б-гу…
"Отец наш, Царь наш, - писал Шмайя, - Сжалься надо мною и моей семьей. Дай рабу Твоему Шмайе, сыну Файвиша Алеви, немного денег на Песах…”.
Шмайя вложил письмо в конверт, написал на нем имя адресата: "Г-споду Б-гу, благословен Он” и свой обратный адрес, вышел в открытое поле и подбросил письмо к небу. Ветер подхватил письмо и унес вдаль. Долго носилось по свету это послание, пока не попало в руки Ротшильда.
Прочел Ротшильд письмо и послал гонца за Шмайей. Когда тот явился, Ротшильд объявил ему: "Б-г услышал твою просьбу, оценил твою веру и послал тебе на Песах пятьдесят рублей золотом”.
Когда Шмайя вернулся домой, держа в руке в руке конверт с деньгами, вид у него был довольно расстроенный. Жена удивилась: "Шмайя, чем ты так огорчен? Ведь радоваться надо!”.
Но Шмайя недовольно проворчал: "Кто знает, сколько взял себе этот Ротшильд у Б-га за посреднические услуги. Небось, себя не обидел…”. 
Смешная история, не правда ли? Но вера все же это вещь серьезная. Вера сильнее страха.
Вот послушайте еще одну историю, связанную с Песахом…

Без контрабанды
Однажды накануне Песаха, когда на улицах Бердичева еще дымились костры, на которых евреи по традиции сжигали хамец, остатки заквашенных продуктов, реб Леви Ицхак отправился на городской базар.
Вначале он подошел к нееврейскому торговцу, о котором говорили, что он продает из-под полы контрабандные товары. Ребе тихо спросил его: "У вас есть китайский шелк?” - "Лучших сортов и в любом количестве”, - ответил торговец. Реб Леви-Ицхак вежливо поблагодарил его за информацию и пошел дальше, осматривая лотки. Через минуту он остановился возле продуктовой лавочки еврея и как бы невзначай спросил: "Что-нибудь из хамеца не осталось?”
"Хамец!? - изумился еврей. - Да что вы, ребе, сохрани Г-сподь! Я уже выдраил весь дом и лавку, ни крошки хлеба не найдете у меня!”
И тогда реб Леви-Ицхак воздел руки к небу и воскликнул: "Владыка вселенной! Ты видишь, какой честный и сознательный у Тебя народ! Русский царь, самый могущественный и грозный правитель на свете, владеет огромной армией, самой строгой полицией и самыми страшными тюрьмами. Этот царь запретил контрабандный ввоз и продажу иностранных товаров. И хотя граница его империи охраняется денно и нощно, нелегальный импорт процветает. Запрещенные товары продают на базарах, почти не таясь.
Но Ты, Г-сподь, лишь однажды и очень давно приказал в своей Торе: "Семь дней закваска не должна находиться в домах ваших”. И вот уже более трех тысяч лет - без армии и полиции, без угроз и обысков, без штрафов и тюрем - евреи скрупулезно соблюдают Твой закон, тщательно выметают хамец перед Песахом. Пройди, загляни в любой дом - ни единой крошки не найдешь! Кто сравнится с Твоим народом?!”
Интересно, смог бы реб Леви-Ицхак сказать то же самое сегодня?

Рав Лев Кацин
Не по делам судят?
Как-то я разговорился со студентом в стенах Московского института связи. Слово за слово, и вдруг этот молодой человек - еврей, мой ровесник - начал меня агитировать перейти в христианство.
– И это после инквизиции и погромов ты готов перейти на сторону тех, кто убивал твоих предков за то, что они хранили верность вере отцов? - спросил я его.
Его ответ ошеломил меня.
– Не по делам судят, - сказал он. - Главное - это вера, поверь - спасешься!
С тех пор я не люблю словосочетание «верующие евреи». Верующими могут быть христиане, с их акцентом на вере. В еврейской же традиции о вере как раз судят по делам…
Несколько лет спустя я слушал урок главы иешивы «Мир» в Иерусалиме рава Ицхака Эзрахи, который рассказывал о том, как фараон приказал убивать новорожденных еврейских мальчиков, а акушерки отказались подчиниться его приказу: «Но повитухи трепетали перед Вс-вышним и не сделали того, что говорил им царь Египетский, оставляя детей в живых» (Шмот, 1:17).
«Разве для того чтобы не убивать детей, недостаточно просто быть хорошим человеком? - спросил рав Эзрахи и ответил: - Страх перед злодеем может заставить человека совершить преступление. И этот страх можно преодолеть лишь еще более сильным страхом - страхом перед Вс-вышним. Рассказывая об этом, Тора учит нас, что главным мерилом веры, которая хранится в сердце человека, являются его добрые дела!»
На седьмой день после Исхода египтяне настигли евреев, которые, испугавшись, возопили к Вс-вышнему и сказали Моисею: «Потому ли, что нет могил в Египте, ты вывел нас умирать в пустыню? Что же ты сделал нам, выведя нас из Египта? Не эти ли слова мы уже говорили тебе в Египте: Оставь нас, и мы будем служить египтянам! Ведь лучше для нас служить египтянам, чем умереть в пустыне!» Тогда Моисей сказал народу: «Не бойтесь! Стойте в готовности и смотрите на спасение Вс-вышнего, которое Он совершит для вас сегодня…» Вс-вышний сказал Моисею: «Зачем ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израиля, чтобы они двинулись вперед. А ты подними свой посох и простри свою руку к морю и рассеки его, чтобы сыны Израиля смогли пройти по суше посреди моря» (Шмот, 14:9–16).
Почему Вс-вышний сказал Моисею: «Зачем ты вопиешь ко Мне?»
«Моисей стоял и молился, - объя¬сняет Раши, приводя слова мудрецов Талмуда. - Сказал ему Вс-вышний: Не время сейчас для долгой молитвы, скажи им, чтобы они двинулись вперед».
«После того как евреи упрекали его за то, что он вывел их из Египта, Моисей опасался, что у евреев не хватит веры для того, чтобы исполнить его слова и двинуться в море. Потому Моисей кричал, то есть молил Вс-вышнего о помощи, - пишет живший в Испании мудрец Овадия Сфорно (1475–1550). - Однако Вс-вышний ответил ему: тебе нужно не молиться, а сказать евреям, чтобы они пошли в море».
Моисей должен был укрепиться в вере во Вс-вышнего, которая вдохновила его верить в себя и свои силы, а также верить в людей, положительно думать о тех, кто в конце концов пошел в море по его слову!..
После чуда развержения моря и спасения народа Моисей запел песню, превознося Вс-вышнего: «Милосердием Твоим ведешь Ты народ этот, который освободил, силой Твоей направляешь к святой обители Своей (Шмот, 15:13).
На первый взгляд, Моисей воспевает милосердие и силу Вс-вышнего, выведшего евреев из Египта и направляющего их в Святую Землю. Однако мудрецы Талмуда отмечают, что евреи удостоились милосердия Небес и освобождения за то, что относились милосердно друг к другу. Войти же в страну Израиля евреи удостоились в награду за то, что приняли Тору, которая называется «силой Вс-вышнего», на горе Синай.
Когда преследования евреев в Египте ужесточились, то евреи искали пути спасения, рассказывает Мидраш (Тана Двей Элиягу, 23). Тогда они решили не менять своих имен, языка и одежды и творить добро, помогая и спасая друг друга. Евреи верили, что милосердное отношение к людям вызывает милосердие Небес.
«Это урок на все поколения», - писал Хофец Хаим.

Рав Лев Кацин
Мы здесь!
В прошлую субботу ко мне в синагоге подошел еврей из Закарпатья реб Авром и сказал, что хочет поделиться со мной историей:
– Однажды антисемит решил поиздеваться над евреем: «Ну как ваш Б-г вас любит? Во все времена евреев ненавидят и преследуют». - «Конечно, Б-г евреев любит, - ответил еврей. - Несмотря на все преследования, еврейский народ жив!»
– Удивительно, сейчас передо мной открыта книга рава Ицхака Сендера «The Commentators’ Seder», и я прочитал слова главного раввина города Хуста рава Егошуа Гринвальда, которые созвучны тому, что вы сказали, - ответил я.
– Моя жена из Хуста, а я из Виноградова, что в 25 километрах от него…
Во время Второй мировой войны Хуст был оккупирован венграми и немцами, пишет в своей книге рав Сендер. Пришел праздник Песах, и рав Гринвальд отмечал его в своем доме.
Разломав мацу, он произнес слова пасхальной Агады: «Вот хлеб бедности, который ели наши отцы в земле египетской. Каждый, кто голоден, пусть придет и ест с нами. Каждый, кто нуждается, пусть придет и участвует в пасхальной трапезе. В этом году мы здесь, в будущем году - на Земле Израиля! В этом году мы рабы, в будущем году - свободные люди!»
Рав Гринвальд посмотрел на полные тревоги лица евреев, которых отлавливали на улицах и депортировали в Освенцим, и решил вдохнуть веру в их сердца: «Разламывая мацу, мы показываем этим нашу готовность делиться с нуждающимися даже «хлебом бедности» - то есть даже если мы сами бедны, мы все равно делимся с голодными.
Но как бы ни было важно дать пищу телу человека, зачастую еще важнее укрепить его дух. В чем смысл слов «в этом году мы здесь»? - спросил рав Гринвальд. - А где же еще? На первый взгляд, эти слова кажутся лишними. Мы могли бы просто сказать: «В будущем году - на Земле Израиля!» Впрочем, смысл слов «мы здесь» заключается в том, что, несмотря на все преследования, крестовые походы, инквизиции и погромы, мы все еще здесь! Мы живы благодаря тому, что Вс-вышний продолжает хранить наш народ. И Тот, Кто сохранил нас по сегодняшний день, будет хранить нас и в будущем!»
Рав Гринвальд был депортирован в Освенцим и после освобождения основал общину переживших Холокост евреев в Боро-Парке (Нью-Йорк)…
В чем смысл празднования Песаха? С одной стороны, мы выражаем благодарность за обретенную в прошлом свободу. В то же время мы вдохновляемся верой в то, что сумеем и в будущем обрести свободу. Если вырвавшийся из египетского рабства человек поселился в Израиле, то он будет отмечать праздник своего освобождения, благодарить за обретенную в прошлом свободу.
Но если этот человек вновь окажется в Египте, то будет ли иметь смыл ему отмечать праздник Исхода из Египта? Для него этот праздник будет из прошлого обращен в будущее. Тот, Кто помог ему вырваться из Египта, поможет и в будущем обрести свободу!
Во время праздника Песах в 1980 году в нашем доме в Москве собралось более 70 человек, и Илья Эссас проводил первый Седер. Как уместно звучали тогда древние слова пасхальной Агады, вдохновляя отказников верой в будущее, давая им силы продолжать борьбу с властями и в конце концов вырваться за пределы железного занавеса!
Впрочем, в духовном смысле процесс обретения свободы не закончился с выездом из СССР. «Как бы ни было важно, чтобы еврей вышел из Египта, еще важнее, чтобы Египет вышел из еврея!» - говорил ребе из Коцка.
Почему уже после того как мы сказали: «В этом году мы здесь, в будущем году - на земле Израиля!», мы говорим: «В этом году мы рабы, в будущем году - свободные люди!»?
Потому что даже покинув Египет и оказавшись в земле Израиля, в духовном смысле человек все равно может оставаться рабом, объясняет рав Шломо Йосеф Элияшев. У каждого человека есть свой Египет, из которого он должен выйти. Всю жизнь человек пытается преодолеть свои слабости, и иногда ему кажется, что он так и не сможет добиться духовного раскрепощения. Но пусть не опускаются его руки!
«Каждый человек в каждом поколении должен ощутить, как будто это он выходит сейчас из Египта», - говорит нам Агада. Пусть память Исхода и всех достижений прошлого вдохновит нас верой, даст силы преодолеть все препятствия и поможет обрести свободу!

Ури Линец
Тогда и сейчас
(Чтение Торы в первые дни Песаха, недельный раздел "Бо” 12:21-51)
"И позвал Моше всех старейшин Исраэля и сказал им: притяните и возьмите себе мелкий скот для семейств ваших, и зарежьте Пэсах! И возьмите пучок эзова, и окуните в кровь, которая в чаше, и приложите к притолоке и к двум косякам из крови, которая в чаше. А вы не выходите - муж из двери дома его - до утра. И пройдёт Ашем, чтобы поразить мором Египет, и увидит кровь на притолоке и на двух косяках, и пройдёт Ашем мимо дверей, и не даст губителю войти в дома ваши для мора” (Шмот 12:21-23).
Приказ на самом деле весьма странный. Мы что, сомневаемся в способности Вс-вышнего без всяких опознавательных знаков отличить еврея от не еврея или еврейский дом от нееврейского? Ну взялся Ашем выводить нас из Египта, так пусть выводит и незачем устраивать балаган с кровавой раскраской домов, которые мы должны будем через несколько часов навсегда покинуть. Комментаторы обращают внимание на слова "себе, для семейств ваших”. Когда в Торе речь идет о жертвах-корбанот-приближениях, то говорится, что это "огненное для Ашем”, а здесь - для себя?
Классическое объяснение состоит в том, что зарезание Пэсах было актом самоопределения для человека и его семьи. После веков рабства потомки Авраама, Ицхака и Яакова находились в таком состоянии, что даже Вс-вышнему было неясно, кого можно в данной ситуации считать евреем (тем более, что к евреям захотело присоединиться немалое число египтян и представителей других народов, а четыре пятых "генетических” евреев из Египта решили не выходить).
Поэтому "притяните и возьмите себе” - Тора сообщает (Шмот, 12:3), что с 10 нисана (за четыре дня до Пэсаха) отобранный ягненок хранился в доме, привязанный к ножке кровати. Надо пояснить, что ягненок для Египта был одним из идолопоклоннических символов, и процедура эта очевидно воспринималась египтянами как богохульство. Дальше - хуже: ягненка надо зарезать у себя во дворе средь бела дня (богоубийство!) и запечь на открытом огне. Ясно, что запах шашлыка из ягнятины не оставит никаких сомнений у соседей-египтян, "чем эти мерзавцы-евреи занимаются в своих лачугах”. Ну и последний штрих - кровь на дверных косяках (снаружи!) - вот что мы с вашими божками сделали! Как сказал рабби Ицхак: "чтобы увидели египтяне, и окрасилось кровью у них в кишках” (мидраш "Мехильта”).
Таким образом, от каждого требовалась декларировать: я не имею никакого отношения к идолопоклонству, в том числе египетскому, я не боюсь "общественного осуждения египтян”, следовательно, я - еврей, причем не только по происхождению, но и по убеждениям. А вот тогда можно и нужно надеяться, что остальное сделает Вс-вышний. Надо только кушать печеного ягненка быстро и в состоянии полной готовности двинуться в путь по первому сигналу.
Эта история нашего самоопределения записана в Торе: "и храните слово это законом тебе и сыну твоему навечно” (Шмот 12:24), но во время сорокалетнего пребывания в пустыне Пэсах резали один раз - в первый год. Только после перехода реки Иордан: "И будет, когда придёте в Страну, которую даст Ашем вам, как говорил, и храните служение это” (Шмот 12:25).
Почти 19 веков, после изгнания из Страны мы не резали Пэсах, находясь в чужих странах. Вместо ягненка за праздничной трапезой мы ели мацу, а памятью о крови на дверном косяке стала мезуза. Сегодня мы вернулись. И сегодня, как и тысячелетия назад, наши соседи не юдофилы, а мир требует поклонения идолам: доллару, Америке, ООН, либеральной демократии. И сегодня Вс-вышнему трудно понять, кто из потомков выходцев из Египта - еврей. И сегодня, как никогда, мы нуждаемся в провозглашении самоопределения.
Для зарезания Пэсаха нет необходимости ни в Храме, ни в оригинальном храмовом жертвеннике. Есть необходимость решиться. "И будет, когда скажут вам сыновья ваши: что за служение это у вас? И скажете: жертва Пэсах это для Ашем, который прошёл над домами сыновей Исраэля в Египте, когда поражал он мором Египет, а дома наши спас” (Шмот 12:26-27).
А остальное сделает Он.

Ури Линец
Вера в чудо и чудо веры
(Чтение Торы в последние дни Песаха, недельный раздел "Бешалах” 13:17 - 15:26)
Сегодняшний отрывок рассказывает о нашем выходе из Египта и о том, как расступилось перед нами море Суф. События последних глав можно объединить по принципу: чудо, еще одно, и еще, и еще… Если превращение вод Нила в кровь - действие, доступное и египетским жрецам, то море, пропустившее нас и утопившее фараона - такое событие, после которого даже суровый и сдержанный Моше запел песню. "И спас Ашем в день тот Исраэль от руки Египтян, и увидел Исраэль Египет мёртвым на берегу моря. И увидел Исраэль руку великую, которую сделал Ашем над Египтом, и вострепетали народ перед Ашем. И поверили в Ашем и в Моше, раба Его” (Шмот 14:30-31). Говорят мудрецы Талмуда, что в этот момент на морском берегу, простая служанка видела больше, чем пророк Йехезкель. Не только существование в мире Ашем, но и то, что Он - наш Эло’им (Высшая сила), а мы - Его народ из проблематичного понятия Веры (доверия рассказчику, тексту, традиции) превратилось в очевидный и неоспоримый элемент Знания.
Что же такое чудо?
Рассказывают очевидцы, что когда команда баскетболистов Маккаби в 1987 году завоевала европейский кубок, то тельавивцы (не знающие ни синагоги, ни шабата, ни кашрута…) обнимались, целовались и прыгали в фонтаны с криками: "Есть Эло’им!”. Потому что - чудо!
В 1967 году, после Шестидневной войны, перед которой, по мнению всех аналитиков, Израиль был обречен, а после которой превратился в региональную сверхдержаву, в Стране нельзя было ни за какие деньги достать пары тфиллин. Потому что - чудо, а значит неплохо бы выполнить то, что Он просит.
А вот на моей памяти. 2001 год. Иерусалимский таксист (без кипы!) делится эмоциями по поводу победы США над Саддамом Хусейном: "Это наказание Вавилона за плен Израиля! Он погибнет, как Аман!” (Что, кстати, позже и произошло).
Но помимо всех иных аспектов Чуда, может быть самый важный его аспект - краткосрочность действия на человека. "Укрепление сердца” - свойство не только египетского фараона.
"И двинул Моше Исраэль от моря Тростникового, и вышли к пустыне Шур, и шли три дня по пустыне и не нашли воды. И пришли в Мару, и не могли пить воды из Мары, потому что горькие они. Поэтому назвал имя её - Мара. И жаловались народ на Моше, сказав: что мы будем пить? И закричал к Ашем…” (Шмот 15:22-25). Служанка не остается на пророческом уровне, она остается служанкой, её проблема - вода, а таксист остается таксистом. И в том, чудесном шестьдесят седьмом, часы спустя после ликующего возгласа Моты Гура по армейской рации: "Храмовая гора в наших руках!”, бездарные политики передали контроль над ней мусульманской организации.
Мало быть свидетелем чуда. Мало испытать краткосрочный прилив любви и вдохновения. Вспомним, что даже после Синая, когда Голос был виден, когда все, как один человек сказали: "будем делать и будем понимать”, (а "делать” заповеди, значит в частности, не делать для себя никакого золотого изваяния с целью поклонения) через самое короткое время мы изготовили золотого теленка и зарезали перед ним жертвы.
Наверное, Создавший разум мог бы вложить в него свои заповеди, как инстинкты, для безусловного исполнения, но Он не сделал так. Человеку оставлен свободный выбор: следовать путем Творца или нет. В кульминационные моменты истории, когда чудо явлено и не принять его, казалось бы, невозможно, в сердце человека сохраняется способность поспорить с Творцом. Конечно, спор этот может стать явным не сразу, а спустя какое-то время. Просто чудо не убеждает окончательно.
Рассказывают мудрецы, что когда мы стояли у горы Синай, то Вс-вышний поднял над нами гору и предложил странный выбор: принять Тору или погибнуть. Т.е. выбора, по сути, не было. Мне кажется, суть этой красивой аллегории в том, что принятие Торы у горы Синай проходило под таким невероятным давлением Чуда, что выбора не было. А любое безальтернативное решение решением не является. Поэтому для подлинного принятия Торы потребовались века и тысячелетия и этот процесс не завершен.
Каждый день перед нами вновь и вновь возникает выбор, который надо сделать: за кем идти? За Ашем Эло’им нашим, или за идолами плотно окружающими нас. И самое большое чудо состоит, как мне кажется, в том, что раз за разом, в простом и сложном мы делаем свой выбор. Мы выходим из рабства. Мы доверяем Творцу себя. Мы стараемся к Нему приблизиться. Мы делаем это не по принуждению и не в минутном опьянении чуда, а осознанно, свободно, каждый день.

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Смысл запрета хамеца в праздник Песах (Шмот 12:15)
Закваска и хамец символизируют гордыню, которая разрушает душу человека. Дата и способ уничтожения квасного служат важным уроком для всех нас.

Тем, «кто любит Б-га и размышляет о Его Имени», подобает жить так, чтобы все дни их были исполнены блага и чтобы ни один из них не пропал даром и уж тем более не прошел во зле. И чтобы нам это стало понятно, Б-г сотворил мир за шесть дней, в которые создал и небо, и землю, а в Седьмой день покоился и отдыхал. Человек тоже должен понять и запомнить, что ему отведено семьдесят лет жизни, которые он ни в коем случае не должен растратить напрасно, а посвятить обдуманным и совершенным деяниям, подобным деяниям его Творца.
Шесть дней творения символизируют первые шестьдесят лет жизни человека, и эти годы он должен посвятить материальному миру. А в седьмой день, то есть, в последние десять лет жизни, ему следует оставить будничное и направить усилия лишь на достижение близости к Б-гу. Это и значит: «А в седьмой день покоился…» - в седьмой день, в конце пути, следует оставить дела и обрести покой в духовном мире.
Поэтому, когда Б-г избрал Израиль, чтобы быть Ему «драгоценным народом», Он провел их при выходе из Египта тем же путем, которым проходит зародыш в чреве матери. То есть, их существование и развитие как народа в египетском изгнании напоминало существование и развитие ребенка до рождения. И как ребенок не может родиться на свет без боли и тяжелых родовых схваток, которые переживает мать, до тех пор удерживавшая его в себе, так и египтяне претерпели многочисленные и великие страдания.
Знатоки естественных наук давно уже заметили, что четыре времени года соответствуют эпохам человеческой жизни. Весна похожа на детство - время развития, подъема и роста. Лето - время юности и взрослости, когда человек твердо стоит на ногах. Осень - время старения, когда сил становится все меньше. А зима - это дряхлость и полная потеря физических сил. Поэтому выход из Египта был приурочен к весеннему месяцу нисану, названному «главой и началом месяцев» в честь того, что в этот месяц начались наши дни и наши годы. В этом месяце наш народ как бы родился, открыл глаза и начал понимать и постигать.
А запрет хамеца символизирует отказ от материальных стремлений, влияющих на нас так же, как закваска на тесто. Ведь закваска и хамец, кислое тесто, - это принятый символ злого начала, которое наши мудрецы всегда называют «закваской в тесте». Тора ведь тоже запрещает приносить в жертву «всякую закваску и всякий мед» и тоже потому, что закваска прямо обозначает злое начало в человеке. Мед же - символ сладкой жизни и материальных наслаждений, непременных спутников злого начала. Поэтому стих говорит: «И всякий, кто ест хамец - будет отсечена душа его…», - то есть, злое начало уничтожает душу и отрезает от основы.
Уничтожение хамеца Тора назначает на 14-е число месяца, чтобы показать, что в первые тринадцать лет жизни человека не наказывают за преступления ни в Вышнем суде, ни в земном, но на 14-м году жизни он должен принять на себя иго заповедей и уничтожить в своей душе злое начало.
Мишна, обсуждая эту тему, говорит еще яснее: «Накануне 14-го ищут хамец при свете свечи», - под которой здесь понимается человеческая душа, согласно сказанному в стихе «Свеча Б-га - душа человеческая», и при свете этой свечи ищут хамец, то есть, выискивают злое начало, чтобы отделить его от себя. Наши мудрецы предупреждают, что огонь этой свечи не должен быть слишком сильным, чтобы не сгорел весь дом, то есть, чтобы тело не погибло, лишившись всякой материальной поддержки. Но он и не должен быть слишком слабым, потому что тогда невозможно будет рассмотреть все щели и трещины, заметить все тайные грехи.
Поскольку хамец символизирует злое начало, Б-г повелел удалить его из нашего дома и из нашего тела на все семь дней праздника, то есть, на все дни нашей жизни, составляющие семьдесят лет, поскольку число «семь» с очевидностью указывает на годы жизни человека, делящиеся на семь десятилетий. Поэтому и хупа, свадебное торжество, длится семь дней, чтобы «в день свадьбы его и в день сердечной радости его» человек вспомнил бы, что таких семилетних циклов в его жизни осталось не так уж много. Дней женской нечистоты тоже семь, и семь дней должно пройти от рождения ребенка до исполнения заповеди обрезания; семь дней продолжалось служение милуим, освятившее Мишкан и коэнов, и семь дней продолжается траур. Из семи дней состоит неделя, из семи лет - цикл шмиты, а через семь шмитот наступает йовель (юбилейный год). И у всех этих семидневных и семилетних повторений только одна задача: напомнить человеку об ограниченности числа дней и лет его бренной жизни, чтобы побудить его продвигаться по своему пути, руководствуясь мудростью, разумом и здравым смыслом.
Получается, что и запрет хамеца и закваски в семь дней праздника Песах имеет своей главной целью напомнить евреям, что каждый из них в дни своей жизни, которых в среднем семьдесят лет, должен выбросить из души, отменить в ней злое начало и мерзкие страсти.

Рав Реувен Пятигорский
Седер
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Седером называется вечерняя трапеза первого дня Песаха. Седер - слово, означающее порядок. Действительно, пасхальная трапеза ведется в строго установленном порядке. За границами Эрец Исраэль Седер проводится и во второй день праздника.
Сразу после вечерней молитвы 15-го нисана (в этом году - с выходом звезд вечером 14 апреля) произносят полный Алель с брахой перед ним (см. в сидурах).
Все заповеди Седера обязательны также и для женщин. Главное в Седере - чтение пасхальной Агады, рассказа об Исходе, сопровождаемого особыми молитвами. Важно уделить внимание детям, разъясняя им смысл происходящего. Чтобы они не заснули, раздайте им орехи, ведите с ними разговоры, дайте им понять, что они полноправные участники трапезы.
Заповеди пасхальной ночи: рассказ об Исходе, маца, горькая зелень (марор), 4 бокала вина, пасхальная жертва (совершалась во времена Храма).
Первая заповедь: есть мацу. В первую ночь Песаха ее обязаны есть все, включая женщин и детей. Для выполнения заповеди надо съесть как минимум 17 г мацы за 4 минуты. В остальные дни Песаха нет заповеди есть мацу (но остается в силе запрет на хамец!).
В ходе чтения Агады и проведения Седера пьют четыре бокала вина. Бокал должен вмещать в себя вина объемом как минимум в 150 г (другое мнение - 86 г). Каждый раз надо отпивать не меньше половины этого количества. Последний бокал выпивают полностью.
Во время Седера принято сидеть опершись. Такова поза свободных людей! Порядок проведения трапезы, включая выполнения всех ее заповедей, можно найти в сидурах, а также в особых сборниках молитв на Песах и отдельных книгах, которые называются Агада шель Песах.
Сказано нашими мудрецами: «Всю пасхальную ночь, пока не одолел сон, человек должен заниматься изучением законов праздника Песах или рассказывать об Исходе из Египта и чудесах, совершенных для наших отцов».

Пасхальная Агада
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду - специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Агада шель Песах. Сборник текстов и молитв, читаемых за пасхальным столом во время Седера. Из Мишны видно, что обычай проводить Седер существовал в самые древние времена, поскольку один из Четырех вопросов, указанных в Мишне, имел в виду жертву, которая приносилась во времена Храма (см. Псахим 10:4). Сама Тора указывает (Шмот 13:8): «Расскажешь своему сыну в тот день: это (память) о том, что сделал мне Вс-вышний, когда я вышел из Египта». На существование особого ритуала, по которому велся этот «рассказ» (на иврите - Агада), указывает и изречение рабана Гамлиеля, также включенное в Мишну: «Тот, кто не объяснил три вещи - о песахе (пасхальной жертве), маце и мароре (горьких травах), - не выполнил заповедь».
Агада начинается с упоминания наших праотцев. Затем идут примеры из истории о притеснении евреев (Лаван, фараон) и рассказ об Исходе. Потом приводятся заповеди, связанные с Песахом, которые завершаются чтением Алеля, благодарственных псалмов.
Древнейший из дошедших до нас комментариев на Агаду, приведен в тексте молитвенника, составленного гаоном Амрамом (Вавилония, 9 век). Наиболее ценятся среди собирателей древних фолиантов иллюстрированные сборники Агады. Обычно иллюстрации в них делятся по содержанию на три категории: описание Исхода (десять «казней»), сюжеты из Торы (сцены из жизни праотцев) и изображения определенных моментов Седера. Самый излюбленный сюжет - четыре сына: мудрый, нечестивый, простак и неуч; причем первый всегда изображался в виде бородатого мудреца, а нечестивец - в виде воина.

Неделя Песаха
Пасхальная неделя является очень насыщенной. В синагогах читают особые молитвы, а люди воздерживаются от будничных дел.

Холь амоэд. Пять дней, идущие сразу после Песаха: с 16-го числа месяца нисан до 20-го числа включительно. (За пределами Эрец Исраэль - четыре дня, после второго праздничного дня Песах).
Начиная с 16-го нисана (в галуте на день позже) в молитве Алель пропускают две главы (указанные в сидурах). Еще одновизменение в молитвах: на исходе Песаха, в молитве Амида, в девятом благословении, вместо «пошли росу и дождь для нашего блага» читают: «пошли благословение». Прошло время просить дожди: в Стране Израиля начинают поспевать злаки, которым дождь может повредить.
Повторяем, за границей Песах празднуется два дня, затем идут четыре дня холь амоэд, завершаются они двумя праздничными днями. Если еврей приехал на Песах из-за границы в Эрец Исраэль, а затем собирается вернуться назад, то он обязан праздновать всю неделю так, как принято у него за границей: восемь дней, из которых первые два - с Седером по полной программе!
Все пять дней «полупраздника» в синагогах во время утренней молитвы Шахрит читают отрывки из свитка Торы. Общее правило, касающееся числа евреев, вызываемых к Торе: холь амоэд - четыре человека, Песах и Седьмой день - пять человек; суббота, выпадающая на любой из этих дней, - семь человек. В добавление к особому отрывку, который установлен для чтения в каждый конкретный день, все дни читается один и тот же короткий фрагмент о жертвоприношениях в Песах (из книги Бемидбар 28).
Важно знать, что эти дни даны нам не для работы, а для веселья, изучения Торы и духовного обогащения. В принципе, разрешены все виды работ, связанные с приготовлением пищи для нужд этих дней. Разрешено предпринимать действия для предотвращения денежных потерь. Но нельзя делать ту работу, которую можно было без вреда сделать до наступления праздничной недели. Также запрещено стричься, бриться и стирать белье (кроме детского). Торговля безусловно запрещена.
 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Пейсах (часть 2) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Оцените работу движка



Календарь

«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Статистика