::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Шабат а Гадоль

5-04-2012, 13:50 Разместил: jude Просмотров: 3077

 

 

Рав Нахум Пурер

 

Великий и страшный
Нынешний предпасхальный шаббат называется «Шаббат а-гадоль» - Большая, или Великая суббота. В субботу перед исходом из Египта каждая еврейская семья получила указание привести домой овцу для принесения в жертву («карбан-песах»). Египтяне обожествляли овец, но евреи не боялись их гнева - они целиком полагались на Б-га и его посланника Моше-рабейну. В тот шаббат они впервые проявили твердую веру, преодолев рабский страх, и за это были вознаграждены Б-жественной защитой.
В специальной афторе, фрагменте из Книги пророков, который мы читаем в этот шаббат, провидец Малахи призывает еврейский народ хранить верность Б-гу и духовному наследию Моше. Этот отрывок содержит известное обращение Б-га к тем людям, которые не дают пожертвования, боясь обеднеть: «Принесите всю десятину в дом сокровищ… и испытайте Меня этим… Не открою ли вам окна небесные и не изолью ли на вас благословение сверх меры» (3:10).
Этот призыв важен именно сейчас, в канун Песаха, когда евреи по традиции помогают друг другу, снабжают бедняков продуктами для пасхального седера или приглашают их к себе за стол. Афтора (и вся Книга пророков) завершается взволнованными словами: помните учение Моше, ибо Б-г пришлет вскоре своего пророка Элиягу, и тот возвестит на весь мир «день Г-спода, великий и страшный». В этом призыве сконцентрирована идейная суть иудаизма: мы должны не только ждать спасения, но и деятельно приближать его.
Рав Лев Кацин
"Когда ты садишься в машину в субботу, то слышишь ли ты ее голос?"
– Когда-то я преподавал в «Эзра Академи», одной из еврейских школ Нью-Йорка, - рассказывал рав Моше Вайнбергер, раввин синагоги «Эш Кодеш» («Огонь святости»). - В 12-м классе был один мальчик из России, который, как мне казалось, не проявлял интереса к иудаизму. Однажды я обсуждал на уроке слова Талмуда о том, что когда придет Мошиах, то само творение будет помогать еврею исполнять волю Творца. Так, например, если человек захочет в субботу срубить дерево, то оно скажет ему: «Сегодня шаббат!»
Конечно же, Мошиах еще не пришел. Однако если обладающие тонкостью души люди прислушаются, то и сегодня они могут в субботу услышать обращенный к нам из будущего голос: «Сегодня шаббат!»
– Когда ты садишься в машину в субботу, то слышишь ли ты ее голос? - обратился я к ученику из России, который не скрывал, что он не соблюдает шаббат.
Он задумался и вдруг ответил:
– Да, я слышу, как машина шепчет мне: «Сегодня шаббат».
Через некоторое время после окончания школы этот мальчик продолжил изу¬чение Торы в Израиле. И сегодня он живет в Иерусалиме со своей большой еврейской семьей…
«И воззвал Вс-вышний к Моисею, и говорил Вс-вышний с ним из Храма», - с этих слов начинается третья книга Торы «Ваикра». «Голос раздавался и доносился только до Моисея, но другие евреи его не слышали», - поясняет Раши. Почему Тора подчеркивает, что этот голос раздавался из шатра собрания? «Это учит нас тому, что голос пресекался и не выходил за пределы шатра, - говорит Раши. - Подобное мы находим относительно могучего голоса, раздававшегося только в Храме: «И шум от крыльев херувимов был слышен до внешнего двора» (Йехезкель, 10:5). Почему сказано: «до внешнего двора»? Дойдя до внешнего двора, голос пресекался».
Почему, выходя за пределы Храма, голос Вс-вышнего больше не был слышен? Потому что святость Храма помогала человеку настроиться на нужную волну святости и услышать голос Вс-вышнего.
В действительности Вс-вышний обращается ко всем и всегда, однако слышат его лишь немногие. Ведь для того чтобы услышать этот голос, нужно научиться слышать тишину, как сказано в молитве Йом Кипура - «голос тонкой тишины». Однако в суете сует мы слышим много других громких голосов.
В «Поучении отцов» приводятся слова рабби Шимона: «Всю жизнь я рос среди мудрецов и не нашел ничего лучшего для тела, чем молчание». Почему рабби Шимон подчеркнул, что «для тела не нашел ничего лучшего, чем молчание»?
«У тела и души есть свои голоса, которые зачастую находятся в противоречии, - писал ребе из Гур в своей книге «Сфас Эмес». - Тело хочет взять, отнять, а душа - дать, поделиться. Потому рабби Шимон и говорит: нет ничего лучшего для тела, чем научиться молчать. Тот, кто не слышит голос тела, призывов взять, отобрать, сможет услышать голос души, голос совести и поделиться, помочь нуждающимся людям»…
Пророк Йехезкель писал, что «шум крыльев херувимов был слышен до внешнего двора». Херувимы - в облике мужчины и женщины - находились в Святая Святых Храма. Лишь первосвященник заходил туда в святой день Йом Кипур, и по тому, как были обращены лица херувимов друг к другу, он судил о том, как относится Вс-вышний к своему народу, удостоились ли прощения.
Урок состоит в том, что если херувимы в Храме и люди на земле обращены друг к другу, то и Вс-вышний обращен к нам с Небес. Более того, тот, кто хочет удостоиться услышать голос Небес, должен обрести тонкость души и услышать голос своего друга, своих близких, членов своей семьи…
В преддверии Исхода Вс-вышний обратился к Моисею, чтобы он сказал евреям: «В десятый день этого месяца пусть возьмут себе по ягненку на семью». Десятое число месяца весны Нисана выпадало на шаббат, который с тех пор называется Великой субботой, ибо события этого дня привели к Исходу. Но разве евреи не могли выйти из рабства без того, чтобы взять себе «ягненка на семью»?
Из Святой Земли в Египет спустились семьдесят «душ» - 70 членов семьи Яакова, которых Тора называет словом «душа», для того чтобы подчеркнуть их единство. Однако рабство разрушило это единство, и в духовном смысле они опустились в нечистоту. Для того чтобы выйти из рабства, нужно было вырваться из этой нечистоты и удостоиться святости. Вс-вышний заповедал каждой семье взять ягненка и съесть его в кругу семьи в день Исхода, для того чтобы укрепить единство и святость еврейской семьи, что привело и к единству всего народа, пишет рав Шломо Йосеф Элияшев (Диврей Агада). В праздник Песах каждый еврейский дом становится Храмом - домом Святости.
Отмечая праздник нашего освобождения, члены семьи садятся за стол и, подобно херувимам в Храме, поворачиваются друг к другу, укрепляя единство своей семьи. Люди вместе едят, обсуждая историю Исхода. Родители и дети слышат друг друга, и еврейская традиция передается из поколения в поколение.
Сапожник в рваных сандалиях
«Коэн, который приносит ее (грехоочистительную жертву), будет есть ее… во дворе Шатра Откровения» (6:19).
В комментариях «Мешех хохма» уточняется: жертвенное животное съедал именно тот коэн, который принимал и обрабатывал его, потому что только он знал свои «каванот» (мысли и намерения), правильными, достаточными они были или нет. Поедая жертву, он тем самым наглядно подтверждал, что он все делал и думал по уставу. Если коэн сознательно ел негодную жертву — а ведь только он мог знать о ее негодности, — его постигала «смерть с Небес».В известной поговорке «сапожник — без сапог» есть скрытый дефект. Как может сапожник убедить клиента в достоинствах своей работы, если он сам ходит босиком?На Втором московском часовом заводе, где в свое время довелось работать составителю этих комментариев, действовало негласное правило: директор предприятия, главный инженер, их заместители, все главные специалисты и даже секретарь парторганизации носили фирменные наручные часы «Слава». Никаких «Омег» и «Сейко». Это была лучшая реклама заводской продукции.Выполнив свою нелегкую и очень ответственную работу у храмового жертвенника, дежурный коэн-священник сосредоточенно и безбоязненно съедал выделенное ему мясо.Его совесть была чиста: он все сделал, как полагается, и «клиент», принесший жертву, облегченно вздыхал: коэн цел-невредим, значит Б-г принял дар. Таков наглядный урок высокой ответственности человека за свои действия. Недаром после указания коэну съедать часть грехоочистительной жертвы Тора добавляет: «Все, что соприкоснется с мясом ее, освятится». Святость была высшим знаком качества храмовой «продукции».«Коэн, который приносит грехоочистительную жертву, будет есть ее. В святом месте следует есть ее, во дворе Шатра Откровения» (6:19).Возвращение к вере отцов — дело трудное. Есть у него свои преимущества и свои подводные рифы. С одной стороны, вы разочаровались в пустых и суетных ценностях того мира, из которого пришли; вас влечет теперь не материя, а дух — непоколебимый и вечный. Но, с другой стороны, вы ведь сами практически не изменились; вы — это то, что вы едите, видите, слышите и делаете. Стереотипы прежней жизни не убиты; они лишь затаились и ждут своего часа, чтобы помешать вашему духовному росту.Сохранить и укрепить свою нарождающуюся духовность можно лишь одним способом — установить прочный контакт с ее источником; окружить себя единомышленниками, найти опору в своей общине или иешиве.В отличие от баал-тшува, человек выросший в религиозной среде, редко обладает таким же рвением и упорством. Однако за ним не тянется шлейф прошлого; ему не ведомы сомнения, порожденные прежним образом жизни.В эпоху Храма грехоочистительную жертву можно было есть только в святом месте, в то время как для мирной жертвы таких ограничений не было; ее ели по всему Иерусалиму.Мирную жертву приносили в знак благодарности Б-гу и стремления приблизиться к Нему. Она символизирует человека, который был религиозным с детства. Для места, где ее ели, не требовалась особая святость.В отличие от мирной жертвы, грехоочистительная жертва символизировала еврея, вернувшегося к иудаизму и нуждающегося в надежном укрытии, в святом месте, которое не остудит жар его души, а наоборот, сохранит и поддержит его.
И от себя лично…
Одна из жертв, упомянутая в сегодняшнем разделе, называется «карбан тода» — благодарственная жертва. Ее приносили в знак признательности Б-гу за избавление от опасности, например, после морского плавания, перехода через пустыню, выхода из тюрьмы и исцеления от тяжелой болезни.Мудрецы сообщают, что в будущем, в мессианскую эру, когда все другие жертвы будут отменены, «карбан тода» останется, потому что никогда не исчезнет потребность в благодарности.Молитву «Шмонэ-эсре», «Восемнадцать благословений», главную в еврейской литургии, читают вначале молча, каждый за себя. Затем ее повторяет «шалиах-цибур», кантор, а другие внимательно слушают и на каждое благословение отвечают «Амен».И лишь одно благословение они говорят вместе с кантором — благословение «модим», «мы благодарим». Все другие обращения и просьбы, содержащиеся в «Шмонэ-эсре» — просьба излечить от болезни, защитить от бед, дать заработок — можно передать Б-гу и через посредника. Но «спасибо» никто за нас не скажет.
Рав Нахум Пурер
Великий и страшный
Нынешний предпасхальный шаббат называется «Шаббат а-гадоль» - Большая, или Великая суббота. В субботу перед исходом из Египта каждая еврейская семья получила указание привести домой овцу для принесения в жертву («карбан-песах»). Египтяне обожествляли овец, но евреи не боялись их гнева - они целиком полагались на Б-га и его посланника Моше-рабейну. В тот шаббат они впервые проявили твердую веру, преодолев рабский страх, и за это были вознаграждены Б-жественной защитой.
В специальной афторе, фрагменте из Книги пророков, который мы читаем в этот шаббат, провидец Малахи призывает еврейский народ хранить верность Б-гу и духовному наследию Моше. Этот отрывок содержит известное обращение Б-га к тем людям, которые не дают пожертвования, боясь обеднеть: «Принесите всю десятину в дом сокровищ… и испытайте Меня этим… Не открою ли вам окна небесные и не изолью ли на вас благословение сверх меры» (3:10).
Этот призыв важен именно сейчас, в канун Песаха, когда евреи по традиции помогают друг другу, снабжают бедняков продуктами для пасхального седера или приглашают их к себе за стол. Афтора (и вся Книга пророков) завершается взволнованными словами: помните учение Моше, ибо Б-г пришлет вскоре своего пророка Элиягу, и тот возвестит на весь мир «день Г-спода, великий и страшный». В этом призыве сконцентрирована идейная суть иудаизма: мы должны не только ждать спасения, но и деятельно приближать его.
Рав Лев Кацин
"Когда ты садишься в машину в субботу, то слышишь ли ты ее голос?"
– Когда-то я преподавал в «Эзра Академи», одной из еврейских школ Нью-Йорка, - рассказывал рав Моше Вайнбергер, раввин синагоги «Эш Кодеш» («Огонь святости»). - В 12-м классе был один мальчик из России, который, как мне казалось, не проявлял интереса к иудаизму. Однажды я обсуждал на уроке слова Талмуда о том, что когда придет Мошиах, то само творение будет помогать еврею исполнять волю Творца. Так, например, если человек захочет в субботу срубить дерево, то оно скажет ему: «Сегодня шаббат!»
Конечно же, Мошиах еще не пришел. Однако если обладающие тонкостью души люди прислушаются, то и сегодня они могут в субботу услышать обращенный к нам из будущего голос: «Сегодня шаббат!»
– Когда ты садишься в машину в субботу, то слышишь ли ты ее голос? - обратился я к ученику из России, который не скрывал, что он не соблюдает шаббат.
Он задумался и вдруг ответил:
– Да, я слышу, как машина шепчет мне: «Сегодня шаббат».
Через некоторое время после окончания школы этот мальчик продолжил изу¬чение Торы в Израиле. И сегодня он живет в Иерусалиме со своей большой еврейской семьей…
«И воззвал Вс-вышний к Моисею, и говорил Вс-вышний с ним из Храма», - с этих слов начинается третья книга Торы «Ваикра». «Голос раздавался и доносился только до Моисея, но другие евреи его не слышали», - поясняет Раши. Почему Тора подчеркивает, что этот голос раздавался из шатра собрания? «Это учит нас тому, что голос пресекался и не выходил за пределы шатра, - говорит Раши. - Подобное мы находим относительно могучего голоса, раздававшегося только в Храме: «И шум от крыльев херувимов был слышен до внешнего двора» (Йехезкель, 10:5). Почему сказано: «до внешнего двора»? Дойдя до внешнего двора, голос пресекался».
Почему, выходя за пределы Храма, голос Вс-вышнего больше не был слышен? Потому что святость Храма помогала человеку настроиться на нужную волну святости и услышать голос Вс-вышнего.
В действительности Вс-вышний обращается ко всем и всегда, однако слышат его лишь немногие. Ведь для того чтобы услышать этот голос, нужно научиться слышать тишину, как сказано в молитве Йом Кипура - «голос тонкой тишины». Однако в суете сует мы слышим много других громких голосов.
В «Поучении отцов» приводятся слова рабби Шимона: «Всю жизнь я рос среди мудрецов и не нашел ничего лучшего для тела, чем молчание». Почему рабби Шимон подчеркнул, что «для тела не нашел ничего лучшего, чем молчание»?
«У тела и души есть свои голоса, которые зачастую находятся в противоречии, - писал ребе из Гур в своей книге «Сфас Эмес». - Тело хочет взять, отнять, а душа - дать, поделиться. Потому рабби Шимон и говорит: нет ничего лучшего для тела, чем научиться молчать. Тот, кто не слышит голос тела, призывов взять, отобрать, сможет услышать голос души, голос совести и поделиться, помочь нуждающимся людям»…
Пророк Йехезкель писал, что «шум крыльев херувимов был слышен до внешнего двора». Херувимы - в облике мужчины и женщины - находились в Святая Святых Храма. Лишь первосвященник заходил туда в святой день Йом Кипур, и по тому, как были обращены лица херувимов друг к другу, он судил о том, как относится Вс-вышний к своему народу, удостоились ли прощения.
Урок состоит в том, что если херувимы в Храме и люди на земле обращены друг к другу, то и Вс-вышний обращен к нам с Небес. Более того, тот, кто хочет удостоиться услышать голос Небес, должен обрести тонкость души и услышать голос своего друга, своих близких, членов своей семьи…
В преддверии Исхода Вс-вышний обратился к Моисею, чтобы он сказал евреям: «В десятый день этого месяца пусть возьмут себе по ягненку на семью». Десятое число месяца весны Нисана выпадало на шаббат, который с тех пор называется Великой субботой, ибо события этого дня привели к Исходу. Но разве евреи не могли выйти из рабства без того, чтобы взять себе «ягненка на семью»?
Из Святой Земли в Египет спустились семьдесят «душ» - 70 членов семьи Яакова, которых Тора называет словом «душа», для того чтобы подчеркнуть их единство. Однако рабство разрушило это единство, и в духовном смысле они опустились в нечистоту. Для того чтобы выйти из рабства, нужно было вырваться из этой нечистоты и удостоиться святости. Вс-вышний заповедал каждой семье взять ягненка и съесть его в кругу семьи в день Исхода, для того чтобы укрепить единство и святость еврейской семьи, что привело и к единству всего народа, пишет рав Шломо Йосеф Элияшев (Диврей Агада). В праздник Песах каждый еврейский дом становится Храмом - домом Святости.
Отмечая праздник нашего освобождения, члены семьи садятся за стол и, подобно херувимам в Храме, поворачиваются друг к другу, укрепляя единство своей семьи. Люди вместе едят, обсуждая историю Исхода. Родители и дети слышат друг друга, и еврейская традиция передается из поколения в поколение.
Сапожник в рваных сандалиях
«Коэн, который приносит ее (грехоочистительную жертву), будет есть ее… во дворе Шатра Откровения» (6:19).
В комментариях «Мешех хохма» уточняется: жертвенное животное съедал именно тот коэн, который принимал и обрабатывал его, потому что только он знал свои «каванот» (мысли и намерения), правильными, достаточными они были или нет. Поедая жертву, он тем самым наглядно подтверждал, что он все делал и думал по уставу. Если коэн сознательно ел негодную жертву — а ведь только он мог знать о ее негодности, — его постигала «смерть с Небес».В известной поговорке «сапожник — без сапог» есть скрытый дефект. Как может сапожник убедить клиента в достоинствах своей работы, если он сам ходит босиком?На Втором московском часовом заводе, где в свое время довелось работать составителю этих комментариев, действовало негласное правило: директор предприятия, главный инженер, их заместители, все главные специалисты и даже секретарь парторганизации носили фирменные наручные часы «Слава». Никаких «Омег» и «Сейко». Это была лучшая реклама заводской продукции.Выполнив свою нелегкую и очень ответственную работу у храмового жертвенника, дежурный коэн-священник сосредоточенно и безбоязненно съедал выделенное ему мясо.Его совесть была чиста: он все сделал, как полагается, и «клиент», принесший жертву, облегченно вздыхал: коэн цел-невредим, значит Б-г принял дар. Таков наглядный урок высокой ответственности человека за свои действия. Недаром после указания коэну съедать часть грехоочистительной жертвы Тора добавляет: «Все, что соприкоснется с мясом ее, освятится». Святость была высшим знаком качества храмовой «продукции».«Коэн, который приносит грехоочистительную жертву, будет есть ее. В святом месте следует есть ее, во дворе Шатра Откровения» (6:19).Возвращение к вере отцов — дело трудное. Есть у него свои преимущества и свои подводные рифы. С одной стороны, вы разочаровались в пустых и суетных ценностях того мира, из которого пришли; вас влечет теперь не материя, а дух — непоколебимый и вечный. Но, с другой стороны, вы ведь сами практически не изменились; вы — это то, что вы едите, видите, слышите и делаете. Стереотипы прежней жизни не убиты; они лишь затаились и ждут своего часа, чтобы помешать вашему духовному росту.Сохранить и укрепить свою нарождающуюся духовность можно лишь одним способом — установить прочный контакт с ее источником; окружить себя единомышленниками, найти опору в своей общине или иешиве.В отличие от баал-тшува, человек выросший в религиозной среде, редко обладает таким же рвением и упорством. Однако за ним не тянется шлейф прошлого; ему не ведомы сомнения, порожденные прежним образом жизни.В эпоху Храма грехоочистительную жертву можно было есть только в святом месте, в то время как для мирной жертвы таких ограничений не было; ее ели по всему Иерусалиму.Мирную жертву приносили в знак благодарности Б-гу и стремления приблизиться к Нему. Она символизирует человека, который был религиозным с детства. Для места, где ее ели, не требовалась особая святость.В отличие от мирной жертвы, грехоочистительная жертва символизировала еврея, вернувшегося к иудаизму и нуждающегося в надежном укрытии, в святом месте, которое не остудит жар его души, а наоборот, сохранит и поддержит его.
И от себя лично…
Одна из жертв, упомянутая в сегодняшнем разделе, называется «карбан тода» — благодарственная жертва. Ее приносили в знак признательности Б-гу за избавление от опасности, например, после морского плавания, перехода через пустыню, выхода из тюрьмы и исцеления от тяжелой болезни.Мудрецы сообщают, что в будущем, в мессианскую эру, когда все другие жертвы будут отменены, «карбан тода» останется, потому что никогда не исчезнет потребность в благодарности.Молитву «Шмонэ-эсре», «Восемнадцать благословений», главную в еврейской литургии, читают вначале молча, каждый за себя. Затем ее повторяет «шалиах-цибур», кантор, а другие внимательно слушают и на каждое благословение отвечают «Амен».И лишь одно благословение они говорят вместе с кантором — благословение «модим», «мы благодарим». Все другие обращения и просьбы, содержащиеся в «Шмонэ-эсре» — просьба излечить от болезни, защитить от бед, дать заработок — можно передать Б-гу и через посредника. Но «спасибо» никто за нас не скажет.
шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Шабат а Гадоль все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Статистика