::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе Книга Шемот Недельный раздел Пекудей

23-03-2012, 16:48 Разместил: jude Просмотров: 2185
Комментарий к Торе
Книга Шмот
Недельный раздел Пекудей
Главы 38:21-40:38
«Вот итоги сооружения Мишкана, Мишкана Свидетельства (аэдут), подведенные по приказу Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 21).
Вот итоги (подсчеты) на иврите - пекудей. 

Комментарий к Торе
Книга Шмот
Недельный раздел Пекудей
Главы 38:21-40:38
«Вот итоги сооружения Мишкана, Мишкана Свидетельства (аэдут), подведенные по приказу Моше» (Шемот, гл. 38, ст. 21).
Вот итоги (подсчеты) на иврите - пекудей.

 Рав Зеев Мешков
Пребывающий в облаке
Человек не может напрямую воспринять духовный свет – ему необходим фильтр, ослабляющий сияние, исходящее от источника жизни. И поэтому при исходе из Египта Вс-вышний шел перед сыновьями Израиля «днем в облаке, чтобы вести их по дороге…, а ночью в столпе огненном, чтобы светить им» (Шмот, 13:21). А о начале дарования Торы с горы Синай говорится: «…и покрыло облако гору… И показалась слава Б-га перед глазами сыновей Израиля, как огонь пожирающий, на вершине горы». И только Моше, человек, с которым Вс-вышний говорил «уста к устам», «вошел… в облако и поднялся на гору. И был Моше на горе сорок дней и сорок ночей» (Шмот, 24:15-18). А когда был завершен и собран переносной Храм, то «…накрыло облако шатер собрания, и слава Б-га наполнила Мишкан…» (Шмот, 40:34).
Облако – это облако, а вот слава Б-га – это свет, пробивавшийся сквозь него. Он распространялся из Мишкана, из Святая Святых, от ковчега завета и был настолько сильным, что даже Моше должен был просить разрешения войти в Мишкан: «Не мог Моше войти в шатер собрания, ибо пребывало на нем облако, и слава Б-га наполнила Мишкан» (Шмот, 40: 33-35). Он смог войти только тогда, когда в ответ на его просьбу прозвучало: «Моше! Моше!» (комм. Раши к Ваикра, 1:1).
Вс-вышний обещал Моше: «…в облаке буду Я показываться над крышкой (ковчега)» (Ваикра, 16:2). И первосвященник, заходя в Йом Кипур в Святая Святых, становился свидетелем раскрытия Б-жественного Присутствия: из густого облака над крышкой ковчега пробивался свет.
Когда через четыреста восемьдесят лет после исхода Шломо построил Храм, «…то облако наполнило дом Б-га… ибо наполнила слава Б-га дом Б-га» (Мелахим I, 8:10). Облако заполнило святое помещение, где стояли когены, готовясь налить масло в лампады меноры, разложить хлеба на золотом столе и принести утреннее воскурение на золотом жертвеннике. И они были вынуждены выйти, так как почувствовали, что, если окажутся внутри облака, не смогут выдержать скрытый в нем свет.
Шломо, понимал, что облако, наполнившее Храм, могло быть расценено людьми как плохой знак. И он напомнил, что Вс-вышний всегда скрывал Свое Присутствие за материей, ослаблявшей силу Б-жественного света: «Тогда сказал Шломо: «Б-г задумал пребывать в тумане».
 
Заглянуть внутрь
 Пророкам открывалось в видениях, что происходит там, в облаке, и откуда исходит свет, пробивающийся через его толщу. Но никто, кроме Йехезкеля, не раскрыл тайну. Только ему было дано рассказать об этом всем сыновьям Израиля. «И было…открылись небеса, и я увидел то, что мне показал Всесильный… И увидел я: вот бурный ветер пришел с севера, облако большое, и огонь вспыхивающий, и сияние вокруг (облака), и как будто что-то сверкает внутри огня. И (проступает) из него видение четырех живых существ. И вот как они выглядят: похожи на человека они. И у каждого из них четыре лика, и четыре крыла у каждого из них… не поворачиваются они, когда идут, каждый идет, куда направлен (основной) лик его. И лики их похожи на лицо человека, и лик льва – справа у каждого из четырех из них, и лик быка – слева у каждого из четырех, и лик орла у каждого из четырех… И каждый идет в том направлении, куда смотрит (основной) лик его. Куда влечет их дух, чтобы идти, туда и идут, не разворачиваются, когда идут… И над головами живых существ этих подобие небосвода, словно ужасающий лед, нависший над их головами… Над сводом же – подобие престола, похожего на камень сапфир, а над подобием престола – подобие человека…» (Йехезкель, 1).
Иногда начинаешь думать, стоило ли все это записывать, и имеют ли эти пророческие образы отношение к нашим дням. Но если слова пророка воспринимать не как загадочные картины, а как урок для всех поколений, то сомнения отпадают: пророчества никогда не утрачивают своей актуальности.
Йехезкель был угнан в Вавилон за десять лет до того, как халдеи разрушили Храм. И он считал своей обязанностью открыть сыновьям Израиля тайны, которое помогут им выстоять после падения Йерушалаима. И когда он размышлял над этим, поднялся сильный ветер и пригнал темное облако, из которого пробивался свет, вырывался огонь, исходило сияние и всплывали и исчезали живые существа с крыльями.
Эти видения являлись рассказом о процессах, происходящих в духовных мирах. Прежде всего, Йехезкелю было показано, что все происходящее в мире зависит от того, с какой силой общая для всех сыновей Израиля душа раскрывается в мире.
Душа в видениях Йехезкеля – это царь, восседающий на престоле. И весь вопрос состоит в том, сможет ли она отобразить себя под престолом: преодолеть животное начало и придать Облик и Подобие всему обществу Израиля.
Существо с лицом человека, находящееся под небесами вместе с ангелами с ликами животных – это избранный народ. Силы народов мира представлены ангелами с ликами льва, быка и орла. Но в каждом из четырех ликов присутствуют – как составные части – три остальные. Иногда лицо человека становится доминирующим: лики животных исчезают или растворяются в нем. Тогда наступает мгновение покоя. Это мгновение соответствует тому времени в будущем, когда сыновья Израиля поведут за собой весь мир, и он обретет человеческий облик. В будущем даже лев будет есть солому, а волк – лежать рядом с овцой.
Но иногда объединить живые существа не удается, они расходятся – каждое в свою сторону, и лик человека, который являлся для них обобщающим, исчезает сам собой. Одно из животных начинает движение в свою сторону, а все остальные идут за ним. И тогда в мире главенствует лик льва, быка или орла.
Лев соответствует тем народам, которые говорят о добре и благе, равенстве и счастье для всех людей, но не знают, как этого достичь. Постепенно все важные понятия извращаются. Добро путают со вседозволенностью, а равенство – с разделом имущества.
Бык соответствует тем народам, которые говорят о Б-ге, но не знают, как приблизиться к Нему. Не понимая, что у Него есть простое и понятное желание: дать благо своему творению – они привносят в мир жестокость и разрушение.
Орел олицетворяет те народы, у которых нет никаких идей, и единственное, что осталось у них, – это желание властвовать над другими.
Животные идут то направо, подчиняясь льву, то налево, ведомые быком, то в сторону лика орла. И движет ими желание, которое исходит от души, которая находится на престоле, над небесами. Но животные понимают его по-своему и воплощают в жизнь так, как они умеют: каждое движется в своем направлении.
В наше время бык – это мусульманский мир, который молится пять раз в день и постится месяц, но не может осознать, что желание Творца – дать людям благо. Их сила становится разрушительной – похожей на быка, который быстро приходит в ярость и несется, склонив голову и стараясь поразить все, что встречает на своем пути. Лев, который знает свою силу и пытается своим рыком напугать всех, – это западный мир, который все больше запутывается в проблемах морали и нравственности, добра и справедливости. Орел – когда-то был символом Рима, но теперь его сила у стран, безразличных ко всему, кроме собственного престижа.
С того момента, как возникло государство Израиль, должна была бы проявлять себя общая душа сыновей Израиля. Но мы, как народ, отдаляемся от Торы, начинаем пренебрегать своим предназначением, делаем шаг назад. И снова лев или бык начинают тянуть в свою сторону, или над миром повисает орел, принося в него разрушение. А время, когда наступит мир и спокойствие и человечество обретет Облик и Подобие, так и остается будущим временем.
Но механизмы, управления миром скрыты облаком – материальным миром. И лишь по волнениям народов, революциям, неожиданным развалам империй можно догадываться, в каком направлении движутся животные, находящиеся в облаке, какие идут процессы, направленные на то, чтобы пробудить душу народа Израиля, которая, способна возвысить творение.

Рав Шломо-Зелиг Аврасин
Мишкан как залог
Наша недельная глава, Пкудей, завершает книгу Шемот, вторую книгу Пятикнижия Моисеева. В обычный год главы "Ваякгель" и "Пкудей" читаются вместе, но поскольку этот год является високосным (в нем два Адара), главы разделены.
Основная тема нашей главы – введение в строй Мишкана (Скинии) и освящение его. Это радостное и долгожданное событие произошло первого Нисана – ровно через год с начала Исхода из Египта, и это не случайно. Мидраш рассказывает, что само строительство Мишкана шло ударными темпами, а началось оно после Йом Кипура – именно в этот святой день Моше Рабейну, вместе со вторыми Скрижалями, принес народу Израиля полное прощение греха золотого тельца и повеление изготовить Мишкан, чтобы Шхина (Б-жественное Присутствие) могла превратить его в свое обиталище в низших мирах. От Йом Кипура до Нисана – почти полгода, и строительство было завершено в месяце Мархешван, следующем после Тишрея. Почему же еще целых четыре месяца Мишкан не действовал? Дело в том, что месяц Нисан – это месяц новых начинаний, месяц рождения еврейского народа, первый из месяцев года (хотя годы считаются от месяца Тишрей, месяцы – от Нисана). Цикл, вместивший в себя и Исход из Египта, и получение Торы, и грех золотого тельца, должен был завершиться, чтобы Народ Израиля с "чистого листа" начал свой путь к Земле Обетованной, идя за "облаком" – материальным проявлением Б-жественного Присутствия. А четыре месяца, прошедших после возведения Мишкана, были использованы для обучения Агарона и его сыновей всему, что должны знать и уметь когены. А это немало, поскольку когены работают с "высоким напряжением" – не только неверное действие, но даже неправедная мысль могла привести к трагическим результатам. Не случайно в трактате Йома сказано, что Первосвященнику, когда он входил в Йом Кипур в Святая Святых, чтобы совершить там воскурение и помолиться о даровании прощения Народу Израиля, было предписано читать короткую молитву, чтобы не волновать наполнявших Храм евреев. Кроме того, ему сзади привязывали веревку, чтобы если, не дай Б-г, его все же поразит гнев Вс-вышнего, когда он будет находиться в Святая Святых, его тело можно будет вытащить оттуда, не входя внутрь. Смерть могла наступить из-за пришедшей не вовремя мысли, потому что в высших мирах, с которыми соединялся Храм, нет разницы между мыслью и действием, т.к. там нет материи. Чтобы выполнять подобную непростую задачу, нужны были долгие тренировки концентрации и овладение медитативной практикой.
Но не только от когенов зависело, будет ли Шхина пребывать в среде Народа Израиля. Это зависело, прежде всего, от самих евреев. Ведь когены – представители всего народа, и служат они от его имени. И если духовный уровень народа не будет на высоте, то Шхина может его покинуть. Этот аспект раскрывает Рабби Шломо Ицхаки (РаШИ) в своем комментарии на первый стих нашей главы, в котором сказано:
"ВОТ ИТОГИ СООРУЖЕНИЯ МИШКАНА, МИШКАНА СВИДЕТЕЛЬСТВА, ПОДВЕДЕННЫЕ ПО ПРИКАЗУ МОШЕ ЛЕВИТАМИ, РУКОВОДИМЫМИ ИТАМАРОМ, СЫНОМ АhАРОНА-КОhЕНА" (Шмот 38:21). РаШИ задает вопрос: зачем Мишкан дважды упомянут в этом стихе (Скиния)? Дело в том, что слово "мишкан" является однокоренным и созвучным слову "машкон" – "залог". Храм был дан евреям Творцом  в залог, а не постоянное владение, и в двойном упоминании его кроется намек на то, что Вс-вышний дважды требовал свой залог обратно – при разрушении Первого и Второго Храмов, когда грехи и низкое духовное состояние народа делало невозможным присутствие Шхины в его среде. На это же намекают поднятые вверх крылья ангелов - "крувов", венчавших покрытие Ковчега Завета – любое неверное действие может спугнуть Шхину, как осторожную птицу.
То, что нахождение Шхины в среде народа не является безусловным, подчеркивает и название Мишкана, упомянутое в этом стихе: "Скиния Свидетельства". Вопреки простому пониманию текста, согласно которому речь идет о Скрижалях, являющихся свидетельством Завета, РаШИ говорит, что речь идет о свидетельстве полного прощения греха золотого тельца. Если бы этот тяжкий проступок не был бы прощен Творцом, то Его Присутствие никогда не вернулось к народу. Вс-вышний дает израильтянам второй шанс доказать, что они достойны зваться "Народом Б-га".
К сожалению, в конечном итоге Шхина покинула нас, и Храм был разрушен. Но это – не повод опускать руки. Давайте вспомним Мидраш, о рабби Акиве и его коллегах, Мудрецах Торы, которые однажды проходили мимо развалин Храма и увидели, как из того, что прежде звалось "Святая Святых", выбежала лисица. Тогда все Мудрецы кроме рабби Акивы заплакали, а он засмеялся. Будучи спрошенным о причинах своего веселья, тот спросил, почему они плачут. Мудрецы ответили, что они скорбят по Храму, т.к. исполнилось пророчество, начертанное в свитке "Эйха" пророком Ирмиягу: "Об этом болело наше сердце, и из-за этого стало темно в глазах наших – из-за пустующей горы Сион, по которой гуляют лисы" (5:18). Отвечал им рабби Акива: "Этот же стих является поводом для моей радости! Ведь если сбылись горестные пророчества, предвещающие гибель и разрушение, то точно сбудутся и те пророчества, которые провозвещают восстановление Храма и возрождение народа на Святой Земле! Пока не сбылись одни, кто-то мог сомневаться, что сбудутся вторые! Теперь же всем ясно, что избавление грядет!"
Конечно, многое зависит и от нас с вами – сможем ли мы своими поступками доказать, что достойны возвращения в нашу среду Б-жественного Присутствия. Дай Б-г, чтобы это случилось поскорее, в наши дни!  

Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Стоимость святилища
"ВСЕГО ЗОЛОТА, УПОТРЕБЛЕННОГО В РАБОТЕ, ВО ВСЕМ СВЯЩЕННОМ ТРУДЕ, БЫЛО: ЗОЛОТА ПРИНОШЕНИЙ - ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЬ КИКАРОВ И СЕМЬСОТ ТРИДЦАТЬ ШЕКЕЛЕЙ - В СВЯЩЕННЫХ ШЕКЕЛЯХ" (Шемот, 38:24). 
В своем знаменитом комментарии бывший главный раввин Британии р. Герц посчитал, что на тогдашние деньги святилище обошлось в £170,000. Однако в наши дни подобные пересчеты на "наши деньги" уже не приняты. 
Сфорно отметил, что Скиния уступала красотой 1-му Храму, который, в свою очередь, уступал красотой Храму Ирода. И действительно, при строительстве Скинии использовались балки из акации, в то время как при строительстве Храма - из лучшего ливанского кедра. Всякий, кто был в пустыне Негев, может убедиться, что акация - не слишком красивое дерево. Однако поскольку в пустыне оно было самым доступным, именно его древесина пошла на строительство Скинии. 
Впрочем, хотя Скиния и не блистала красотой и богатством, в ней явно ощущалось присутствие Вс-вышнего: "ОБЛАКО Б-ГА СТОЯЛО НАД ШАТРОМ ОТКРОВЕНИЯ ДНЕМ, И ОГОНЬ ВИДНЕЛСЯ В НЕМ НОЧЬЮ НА ГЛАЗАХ У ВСЕХ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ВО ВРЕМЯ ВСЕХ ИХ СТРАНСТВИЙ. (там же, 40:38). Слава Вс-вышнего никогда не покидала Скинии, но присутствовала там постоянно. 
Храм Шломо пришел со временем в ветхость, и уже во времена царя Хизкии нуждался в реставрации. В Храме Ирода не было Ковчега Завета и других важных сосудов. Кроме того, оба Храма были разрушены, Скиния же – никогда. 
В чем заключалась уникальность Скинии? Ответ на этот вопрос мы находим в нашей недельной главе: 
"ВОТ ИТОГИ СООРУЖЕНИЯ ШАТРА ОТКРОВЕНИЯ - ШАТРА СВИДЕТЕЛЬСТВА, ПОДВЕДЕННЫЕ ПО ПРИКАЗУ МОШЕ ЛЕВИТАМИ (там же, 38:21). 
"СДЕЛАЛИ... КАК Б-Г ПОВЕЛЕЛ МОШЕ" (там же, 39:1). 
"И ДОСТАВИЛИ ШАТЕР К МОШЕ - ШАТЕР И ВСЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ЕГО...И ОСМОТРЕЛ МОШЕ ВСЕ СДЕЛАННОЕ, И УВИДЕЛ, ЧТО ВСЮ РАБОТУ ИСПОЛНИЛИ ТАК, КАК Б-Г ПОВЕЛЕЛ, - В ТОЧНОСТИ ТАК, И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ МОШЕ" (там же, 33-43). 
Все, что делал Моше, было полностью прозрачно и подотчетно. Все золото, все серебро и все прочие материалы были тщательным образом посчитаны и учтены. Все работы проходили под постоянным контроле, дабы все было сделано так, как надо, так что в итоге все получилось слово в слово так, как заповедал Вс-вышний. 
Моше нe прибрал к рукам ничего из огромных сокровищ, собранных на строительство святилища. При этом он всегда знал, что обязан давать народу отчет обо всех тратах и работах. 
Моше понимал, что имеет дело с общественными деньгами. Поэтому он считал себя обязанным следить за тем, чтобы каждый грош расходовался строго целевым образом, и чтобы работники не злоупотребляли своим положением. Поэтому он лично наблюдал за изготовлением каждого сосуда. 
Моше знал, что строит Святилище не ради себя, но ради славы Вс-вышнего, и отдавал себе отчет в том, что любая растрата или злоупотребление бросят тень на эту славу. Поэтому он сделал все возможное, чтобы ни один грош не был украден или истрачен бесцельно. 

Рав Нахум Пурер
Содержание разделa
После завершения всех работ Моше дает подробный отчет о расходе материалов на строительство Храма. Евреи приносят готовые изделия; Моше положительно оценивает их труд и благословляет народ. Б-г велит Моше установить Мишкан первого нисана и описывает порядок монтажа и размещения храмовой утвари. Моше выполняет все указания. Мишкан готов. На него опускается “облако Славы”. Это значит, что Б-г вселился в свою земную обитель. Когда облако поднималось над Мишканом, евреи отправлялись в путь. Ночью дымное облако сменялось огненным столбом.

Гуру из Рамат-Гана
«И закрыло облако Шатер Откровения, и слава Б-га наполнила Шатер» (40:34).
В буднях религиозного еврея есть момент полного отрешения от себя и всего, что его окружает, момент, когда он устанавливает прямую связь с Б-гом и целиком погружается в созерцание Его величия.
Это происходит при чтении молитвы «Шма, Исраэль!»
Галаха требует, чтобы в это время приближения к Высшей духовности мы предельно сконцентрировали внимание на произносимых словах. При чтении некоторых фраз из «Шма» нельзя прерваться, даже если к вам обращается земной царь, от которого зависит сама ваша жизнь, настолько важен для вас близкий контакт с Небесным царем.
Но бывают и исключения. Однажды рав Исраэль Салантер, основоположник этического учения «мусар» в иудаизме, во время чтения «Шма» услышал, как в соседней комнате спорят два человека о том, кто должен похоронить неопознанный труп, обнаруженный на дороге. Рабби Салантер немедленно прервал «Шма», снял тфилин и сказал спорщикам, что он сам выполнит заповедь погребения.
Если вам придется когда-нибудь взбираться по крутой тропе перуанских Анд к легендарному городу инков Мачу-Пикчу или, замерев от восторга, созерцать горный пейзаж с крыши мира в Гималаях, не удивляйтесь, если до вас вдруг донесется знакомый оклик: «Шлойме, эйфо ата?»
Молодые жители Рамат-Гана, Герцлии и Петах-Тиквы с рюкзаками за спиной толпами разгуливают по медвежьим углам нашей планеты. Многие после службы в армии совершают обязательное «паломничество на Восток».
Эта черта - поиск духовности - глубоко укоренилась в еврейском национальном характере. Жаль только, что нынешние евреи-израильтяне ищут духовный клад за тысячи километров, хотя он лежит у порога их собственного дома.
Лишь немногие из них ездят в Иудейские горы, посещают Старый город Иерусалима. Парадоксально, но факт: самый большой по числу участников пасхальный Седер был проведен не в Израиле, а в столице Непала - 1500 человек. В газетах писали, что лишь половина тель-авивских школьников посещала Иерусалим. Куда больший их процент отдыхал в Эйлате…
Впрочем, духовные искания - это не главное. Иудаизм - религия действия, а не созерцания. Когда столетний Авраам на третий день после обрезания увидел приближающихся странников, он прервал разговор с Вс-вышним и, превозмогая боль, бросился им навстречу. Пример нашего праотца учит нас, пишут комментаторы, что заповедь приема гостей важнее даже, чем аудиенция у Б-га.
Задача еврея состоит не столько в том, чтобы парить в заоблачных высях духовности, будь то Катманду или Иерусалим, сколько в повседневном, будничном служении Творцу.
Куда важнее принимать гостей, чем быть гуру, как сказано в трактате Мишны «Пиркей авот» (Наставления отцов): «Один час раскаяния и добрых дел в этом мире ценится больше, чем вечная жизнь в Грядущем мире».
С новым сердцем
В этом году чтение недельного раздела Торы завершается специальным отрывком, рассказывающим о приготовлении специальной смеси из пепла «красной» коровы для ритуального очищения людей. Этот отрывок называется «Пара» (корова). Он третий по счету из четырех тематических отрывков, которые читают в период подготовки к праздникам Пурим и Песах.
Отрывок «Пара» перекликается по своей идее с «Хафторой», главой из Книги пророков, которую по установившейся традиции публично читают в субботу сразу после недельного раздела. В «Хафторе» тоже говорится о духовной чистоте. «И окроплю Я вас водою чистою», - говорит Б-г устами пророка Иехезкеля. Это обещание утешает еврейских изгнанников. Они начинают понимать, за что Вс-вышний рассеял их по свету, и получают заверение, что со временем Он вернет их на Святую землю. Придет время, и вернувшиеся в Сион евреи удостоятся духовного очищения, получат «новое сердце и новый дух».
«И дам вам сердце новое и дух новый вложу в вас. И удалю из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце из плоти» (Иехезкель, 36:26).
Человек, нарушающий законы Торы, вредит сам себе. Его страдающая душа цепенеет, чувства притупляются и ощущения теряют свежесть. Такое состояние не только мешает духовному росту, но и загоняет человека еще глубже в яму депрессии, вызывает чувство безысходности, толкая к новым грехам. Таково значение афоризма из «Пиркей авот»: «Грех ведет к греху». Духовная травма, причиненная одним проступком, вызывает у человека желание повторять его снова и снова.
Мудрецы сравнивали эту зависимость с мучимым жаждой моряком, который пьет соленую воду. Чем больше он пьет, тем больше хочет пить. Жажду невозможно удовлетворить.
Но если человек твердо решил вернуться на путь Торы, Б-г помогает ему «хирургической операцией»: удаляет «камень» из груди и заменяет его восприимчивым и трепетным сердцем из живой плоти. С таким сердцем можно начать жизнь сначала.
шаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе Книга Шемот Недельный раздел Пекудей все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Статистика