::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Комментарий к Торе Книга Шемот Недельный раздел Ки Тиса (часть 1)

9-03-2012, 13:34 Разместил: jude Просмотров: 2113
Комментарий к Торе
Книга Шмот
Недельный раздел Ки Тиса (часть 1)
Главы 30:11-34:35
“Когда будешь подсчитывать сынов Израиля” (гл.30, ст. 12).
Когда будешь подсчитывать на иврите - ки тиса. 
Рав Зеев Мешков
Левиафан
«И дал Он Моше, по окончании разговора с ним на горе Синай две скрижали свидетельства… Народ же увидел, что Моше опаздывает, не сходит с горы. И собрался народ к Аарону, и сказали: «Встань, сделай нам божество, которое шло бы перед нами, ибо этот человек, Моше, который вывел нас из Египта, – не знаем, что случилось с ним…» и сделал тельца литого… И сказали они: «Вот божества твои, Израиль, которые вывели тебя из земли египетской…» И встали они на другой день рано утром, и вознесли всесожжения, и принесли жертвы мирные, и сел народ есть, и пить, и поднялись люди веселиться. И сказал Б-г Моше (на горе Синай): «Ступай, сойди, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли египетской. Скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали они себе тельца литого… А теперь оставь Меня, и возгорится на них гнев Мой, и истреблю Я их…» (Шмот, 31-32).
Что же вызвало столь сильный гнев Вс-вышнего? Ну, сделали тельца, чтобы он шел по пустыне перед ними, ну, назвали его божеством. Глупость. Разве стоит так сердиться на людей из-за глупости? Они поймут, они исправятся… А если и не поймут, ведь они же не сделали ничего плохого…
Да, современному человеку не так просто понять, почему идолопоклонство вызывает гнев Вс-вышнего и ненависть еврейского народа.
Для того чтобы ответить на этот вопрос, начнем с начала: что есть идолопоклонство?
«Пусть не будет у тебя божеств других перед лицом Моим…»
О каких божествах идет речь? Как они могут быть, когда их нет?
Да, действительно, божеств нет – они существуют только в воображении человека, если, конечно, он верит в них. И в этом-то и заключается запрет Торы: верить, что есть нечто, чего нет. Верить в то, что чье-то существование не зависит от Б-га, и этот кто-то может действовать самостоятельно, в отрыве от единого источника жизни и сил. И как только вообразит человек, что кто-то существует сам по себе и действует исключительно благодаря своим силам – сразу же нарушит запрет Торы создавать божества.
Вс-вышний не похож на строителя, который, закончив работу, уходит в другое место. Сотворив мир, Он продолжает держать его в своих руках, поддерживая существование сущего и давая силы всему живому. И представить себе это не так просто. Народы мира придумали для себя облегченные варианты: Творец создал мир, но оставил свои творения, и те делают, что хотят. Так появилась вера в божества, олицетворяющие силы природы, управляющие жизнью людей. Одни народы поселили их на высоких горах, другие – на облаках. Божества извергают огонь вулканов, посылают дождь и бросают молнии. Веру в то, что Вс-вышний держит мир в Своих руках, поменяли на представление о земле, которая стоит на слонах, а те – на черепахе, а та – на еще одной черепахе. У человечества выработался мистический образ мышления: за каждым объектом: солнцем, океаном, деревьями, животными – скрывается сверхъестественное существо, управляющее им по своей воле.
Повзрослев, человечество перешло к философскому образу мышления: «я формирую свои представления на основе того, что я вижу, и на основе тех законов, которые я вывел». Но и это не помогло обрести веру во Вс-вышнего. Логика не позволяла связать конечный мир с бесконечным Б-гом.
Но если идолопоклонство – это неверные представления о Б-ге и Его связи с миром, то как же можно наказывать за мысли?
Так-то оно так, да есть исключения: за веру в то, что кто-то или что-то не зависит от Б-га, человек получает наказание от руки Небес. Если бы земной суд мог читать мысли, он бы тоже наказывал за идолопоклонство. Но он не может, и наказывает только за служение идолам: за совершение таких действий как принесение жертв, воскурений, преклонение коленей перед изваянием и т.п.
Но когда современный человек узнает о том, что кого-то наказывают за убеждения, в его душе возникает резкий протест. Ведь современное общество, стоящее на позициях свободы совести, признает за каждым право верить или не верить, во что он хочет, – лишь бы человек был хороший. И часто это срабатывает: человек живет, никого не беспокоит, а иногда делает и что-то хорошее.
Но сказали мудрецы: «Где идолопоклонство, там убийство и разврат» (Берешит раба, 53:9-10) – имея в виду, что человек на частном уровне может сохранить добро, а общество, в основе которого не лежит истинная вера, обязательно натворит много зла. И, как бы продолжая их мысль, Томас Гоббс, философXVI века, представлял себе общество огромным зверем, которого он назвал Левиафаном. Он изображал его страшным хищником, каждая деталь тела которого состоит из добрых, улыбающихся человеческих лиц.
Поэтому за извращенные представления о Б-ге или неверие в Него, Небеса сурово наказывают людей, посылая им страдания и сокращая годы их жизни, а земной суд призван защищать общество от распространения ложных верований в среде народа.
Особую нетерпимость Тора проявляет к подстрекателю: к тому, кто склоняет людей к идолопоклонству. В качестве примера того, что один человек способен превратить общество людей, не обладающих верой, в чудовище, Тора приводит историю о Вавилонской башне, которую строили народы, объединившись под рукой царя Нимрода. Сначала все дружно работали во имя претворения в жизнь одной идеи: построив башню, подняться на небо и, вступив в войну с Б-гом, освободиться от Его власти. Но по прошествии времени кирпичи стали ценить больше, чем жизнь людей, и в среде строителей распространились зло, ненависть и убийства. Христианство, ислам, коммунизм и фашизм, распространившие извращенные представления о мире, являются примером превращения огромных масс в «Левиафана».
Если сыновья Израиля не будут хранить верные представления о мире и Б-ге – кто же сохранит ту точку опоры, которая сохраняет возможность исправить мир, истребить из него зло и жестокость?! И поэтому они были сурово наказаны за поклонение золотому тельцу, которого изготовили на сороковой день после того, как голос Вс-вышнего прозвучал для них с горы Синай. Три тысячи человек, приносивших жертвы и распростиравшихся перед идолом, были казнены. Многие из тех, кто радовался золотому изображению и веселился перед ним, погибли от тяжелой болезни.
И нам следует извлечь из этого простой урок: даже хорошие, самоотверженные люди не способны создать общество и государство, если они не обладают истинной верой. Если человек в одном- двух поколениях может быть хорошим без Б-га, то для общества это невозможно. Это особенно справедливо для избранного народа, живущего на святой земле.
Рав Шломо-Зелиг Аврасин
Золотой телец – бунт ограниченности против абстракции
В нашей недельной главе описывается трагедия, равная по значению трагедии грехопадения Адама и его жены Хавы в Саду Эденском. Речь идет, конечно же, о грехе золотого тельца. Чтобы лучше понять произошедшее, стоит восстановить весь ход событий.
Итак, после отказа сынов Израиля беседовать со Вс-вышним лицом к лицу, продиктованного страхом, Моше Рабейну в качестве их полномочного представителя поднимается на гору Синай, чтобы провести там 40 дней, дабы получить из рук Творца Тору и затем передать ее евреям. Само собой, он заранее ставит сынов Израиля в известность, что ровно через 40 дней он спустится с горы. Вместо себя он оставляет своего брата Агарона и своего племянника Хура (сына Мирьям) – первый должен решить все вопросы религиозного свойства, второй же – выполнять функции царя. Для израильтян наступает период вынужденного ожидания, в течение которого они осваивают уже данные заповеди, занимаются бытовыми проблемами, и т.п. Но вот наступает сороковой день. Все застыло в напряженном ожидании – возвращение Моше в стан ожидается с минуты на минуту. Но проходит час, другой, миновал полдень, подкрадывается вечер – а Моше все нет! В народе начинается брожение, высказываются самые невероятные предположения…. Но почему же Моше задержался? Ответ, который дают нам Мудрецы, благословенна их память, нетривиален – оказывается, сыны Израиля ошиблись в счете дней, ведь первый день, когда Моше отправился на гору Синай, был не в счет, т.к. пока Моше дошел до горы, наступили сумерки, и наступил следующий день (вы, конечно, помните, что сутки начинаются с вечера, как сказано в Берейшит: "И был вечер, и было утро, день такой-то"). Поэтому день, в который евреи ожидали возвращения Моше, был не сороковым, а тридцать девятым днем. Подобной ошибкой сразу же воспользовался Сатан – темный ангел, функции которого в небесной канцелярии можно охарактеризовать как "три "П"" – он же Провокатор, он же Прокурор, и он же Палач. Его сверхзадача – доказать Вс-вышнему, что человек – это низменное существо, которого не стоило создавать. Поэтому он, при содействии дурного начала в самом человеке, всегда ищет способ спровоцировать человека на совершение греха, а потом сам же и обвиняет его перед Творцом.
Но вернемся к нашей ситуации. РаШИ приводит Мидраш, согласно которому Сатан показал смятенным сынам Израиля мираж – высоко в небе ангелы несли гроб с телом Моше. Понятно, что такой "глюк" не добавил им уверенности в завтрашнем дне, и они обратились к Агарону с требованием: ""ВСТАНЬ, СДЕЛАЙ НАМ БОЖЕСТВО, КОТОРОЕ ПОЙДЕТ ПЕРЕД НАМИ! ПОТОМУ ЧТО ЭТОТ ЧЕЛОВЕК, МОШЕ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ НАС ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ПРОПАЛ И НЕ ЗНАЕМ МЫ, ЧТО СТАЛОСЬ С НИМ" (Шмот 32:1). Это требование необходимо пояснить. С одной стороны, евреи вроде бы ударяются в махровое идолопоклонство ("сделай нам божество"!), с другой стороны, они объясняют свою просьбу тем фактом, что они остались без предводителя ввиду отсутствия Моше, и им нужен новый лидер на его место. Так кого же они хотят – новое божество или нового лидера? Ответ – и то, и другое! Как отмечают многие комментаторы, совершенно невозможно представить, что народ, который только несколько недель назад слышал слова самого Творца "Я – Г-сподь Б-г твой, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства", скатится с этой вершины духовности и святости в темную пропасть язычества. Тогда что же? Дело в том, что человеку свойственно стремиться к стабильности. Он хочет твердо знать, что принесет ему "завтра". Только вот закавыка – его "завтра" зависит от того, как он поступит "сегодня". Именно поэтому "ман" нельзя было накопить впрок. Человек должен понять, что только выполнение воли Вс-вышнего сможет обеспечить ему светлое будущее.
А в нашем случае евреи желали обрести лидера вместо ушедшего Моше, причем такого лидера, который был бы бессмертен. Они знали, что у каждого народа есть свой ангел, который представляет его перед Троном Вс-вышнего. Для сынов Израиля эту функцию до сих пор выполнял Моше Рабейну. Но его нет, а значит, следует вернуться к старой схеме – каким-то способом обрести ангела-посредника. И к кому же еще обращаться, как не к пророку и священнику – Агарону?
Понимая, что Моше может вернуться в любой момент, Агарон решает пойти на хитрость, чтобы не допустить греха – он требует у евреев, чтобы они принесли ему золотые украшения своих жен и детей, справедливо полагая, что те не захотят так просто лишиться своих драгоценностей. Но Агарон не оценил духовной жажды народа – видя, что женщины и дети не желают отдавать золото "на благое дело", они взяли свои собственные украшения и принесли их к его шатру. Агарону ничего не оставалось делать, как изобразить активную деятельность – он положил собранное золото в тигель и бросил его в расселину у подножия гору Синай, в которой пылал огонь. Но вместо того, чтобы сгореть, золото приняло форму тельца. Почему это произошло? Наши Мудрецы говорят, что причиной этого послужило колдовство чародеев из среды "эрев рав" – большой группы неевреев, вышедших вместе с народом Израиля из Египта. Эта группа вовсе не собиралась принимать на себя законы Торы, и при первом же удобном случае решила "соскочить с поезда". В свое время, после смерти Йосефа, египетские жрецы похоронили его на дне Нила, т.к. знали, что Йосеф перед смертью взял с сынов Израиля клятву, что при выходе из Египта они возьмут его кости с собой. Тем самым жрецы хотели помешать грядущему Исходу. Но Моше, воспитывавшийся в доме фараона, знал этот секрет, и когда пришла пора покинуть юдоль рабства, он подошел к берегу реки и, произнеся тайное Имя Вс-вышнего, воззвал: "Восстань, бык! Восстань, бык!" (ведь знак колен Йосефа – бык, согласно благословению Яакова). В ответ на его призыв гроб с останками Йосефа всплыл со дна Нила, и Моше смог взять его с собой. Но эти слова были подслушаны чародеями "эрев рав", и теперь, стоя над расселиной, куда Агарон бросил золото, они тоже стали взывать: "Восстань, бык! Восстань, бык!", и золотой телец шагнул наружу, к ожидающим его людям.
Тогда на пути толпы, обуянной стремлением к "боготворчеству", встал Хур, сын Мирьям и Калева, и попытался увещевать заблудших, но эта попытка пропала втуне, ибо толпа не способна осознать свою ошибку – ею движет набор базовых инстинктов. И Хур был разорван на части. Видя это и понимая, что слова тут не помогут, Агарон совершил еще один маневр – он объявил собравшимся, что праздник и жертвоприношения новому "вождю" состоятся ….. завтра! Но надежда на то, что Моше успеет вернуться вовремя, оказалась тщетной. Ангел-подстрекатель позаботился о том, чтобы с первыми лучами солнца сыны Израиля послали своих первенцев, тех самых, которых рука Вс-вышнего оберегла от смерти в Египте во время казни первенцев, чтобы те принесли жертвы золотому тельцу, гордо стоящему на пьедестале в центре стана. И отовсюду неслось: "Вот твой бог, Израиль, который вывел тебя из дома рабства!" А после жертвоприношений началась "культурная программа" – пир горой в сочетании с оргией.
Именно в этот момент Вс-вышний обращается к Моше, стоящему перед ним со словами: "Пойди и спустись, ибо развратился народ, который ты вывел из Египта!" И Моше вернется к своему народу, предварительно упросив Вс-вышнего не уничтожать их, и сожжет тельца, и покарает виновных, и затем снова поднимется на гору Синай, чтобы умолять Творца даровать Его народу вторую попытку. Но черное дело будет сделано – то состояние чистоты и святости, в котором сыны Израиля находились после дарования Торы, более никогда не вернется к ним. А в каждом наказании за грядущие провинности Б-г будет взыскивать с народа "проценты" и за этот грех.
Так в чем же причина этой трагедии? Только ли в ошибке в подсчете дней? Конечно же, нет! Человеку очень трудно дается подвиг веры, особенно когда забывается, истаивает эффект Откровения (а оно бывает практически у каждого). Трудно верить в абстрактную идею, так и хочется "приземлить" ее, облечь в знакомые черты материального. Но следует понимать, что ни наша земная логика, ни система понятий и принципов в силу своей ограниченности не позволят нам постичь Вс-вышнего и понять Его великий замысел. Лишь после его осуществления наиболее мудрые смогут осознать значение того или иного элемента или исторического момента. Вечное желание человека прыгнуть выше головы, продиктованное благими намерениями, приводит к противоположному результату. Поэтому только путем тщательного изучения Торы и ее Законов, и их исполнения, можно исполнить волю Вс-вышнего, а значит, и приблизиться к Нему. Этому нас учит вся наша традиция. Самая известная наша молитва говорит: "Шма, Исраэль…" – "Слушай, Израиль, внимай словам Торы, ибо только так сможешь ты выполнить волю своего Небесного Отца!"
Рав Шломо-Зелиг Аврасин
Разбитые Скрижали – две версии происшествия
Наша недельная глава рассказывает о грехе золотого тельца и его последствиях. Одним из самых трагических последствий стало разбитие Скрижалей Завета. После того, как Моше Рабейну удалось уговорить Вс-вышнего не уничтожать сразу провинившийся народ, он отправился в стан сынов Израиля, чтобы самому разобраться в ситуации. Так об этом говорит Тора:
"И ПОВЕРНУЛСЯ МОШЕ, И СТАЛ СПУСКАТЬСЯ С ГОРЫ, И ДВЕ СКРИЖАЛИ СВИДЕТЕЛЬСТВА - В РУКЕ ЕГО, СКРИЖАЛИ, ИСПИСАННЫЕ С ОБЕИХ СТОРОН: И С ОДНОЙ, И С ДРУГОЙ СТОРОНЫ БЫЛИ ОНИ ИСПИСАНЫ. А СКРИЖАЛИ ТЕ БЫЛИ СОЗДАНИЕМ САМОГО ВСЕСИЛЬНОГО, И ПИСЬМЕНА НА НИХ БЫЛИ ПИСЬМЕНАМИ ВСЕСИЛЬНОГО - ВЫРЕЗАННЫМИ НА СКРИЖАЛЯХ. ….. И БЫЛО: КОГДА ОН ПРИБЛИЗИЛСЯ К СТАНУ И УВИДЕЛ ТЕЛЬЦА И ПЛЯСКИ ВОКРУГ НЕГО, ВОСПЫЛАЛ ГНЕВ МОШЕ, И БРОСИЛ ОН СКРИЖАЛИ, КОТОРЫЕ НЕС В РУКАХ, И РАЗБИЛ ИХ О ПОДНОЖИЕ ГОРЫ" (Шмот 32:15-19).
Так погиб великий дар, равного которому не знал ни ранее, ни позже, ни один народ. Ведь первые Скрижали были сотворены самим Творцом, в то время как вторые вытесал Моше по указанию Вс-вышнего. К сожалению, мы никогда не узнаем, как выглядел бы мир, если бы не произошло этого греха.
Обстоятельства разбития первых Скрижалей были не просты. Самая распространенная точка зрения, основываясь на простом понимании стихов Торы, утверждает, что Моше разбил их сознательно. Мидраш с помощью сравнения поясняет причину этого поступка лидера еврейского народа:
"Один царь решил жениться. Он выбрал себе невесту, отличавшуюся красотой и праведным образом жизни. Вернувшись к себе во дворец, царь написал "ктубу" (брачный контракт), и, вручив его своему доверенному посланнику поручил ему совершить "кидушин" (согласно еврейскому закону, жених делает невесту своей женой, посвящая себе на специальной церемонии и вручая ей "ктубу". Такая церемония называется "кидушин" и ее может осуществить не только сам жених, но и посланник, действующий от его имени). Посланник взял "ктубу" и отправился в путь. Подходя к месту, где жила царская избранница, он услышал слухи о ее нескромном поведении. Тогда он разорвал "ктубу", чтобы девушка не считалась замужней (она считается таковой только после вручения "ктубы"), и тогда, если выяснится, что она действительно была виновна в разврате, ее не постигнет кара смертью, т.к. юридически она еще считается свободной. Добравшись же до ее города и проведя расследование, посланник убедился, что она сама не совершала никаких предосудительных действий, но ее служанки действительно вели себя распутно и тень их поступков пала и на нее (под служанками тут имеется ввиду "эрев рав" – группа вышедших с сынами Израиля неевреев, ставших инициаторами и вдохновителями греха золотого тельца). Тогда посланник вернулся к царю и рассказал всю историю, и просил его не гневаться на невесту за неправильный подбор служанок. В ответ на это царь сказал: "Я более не гневаюсь на свою невесту, и вновь посылаю тебя вручить ей "ктубу". Но на этот раз ты сам напишешь ее, поскольку именно ты разорвал первый брачный договор!" (Имеется ввиду, что вторые Скрижали Моше изготовил сам).
Из этой притчи мы видим, что разбитие Скрижалей было актом самопожертвования со стороны Моше, вызвавшего огонь на себя, и направленным на благо народа Израиля, ибо если бы он вручил народу Скрижали, на которых было начертано "Не сотвори себе кумира", то их проступок стал бы совершенно непростительным и привел бы к гибели всего народа.
Есть, однако, и другой взгляд на эту проблему. Другой Мидраш анализирует два стиха Торы. Первый – из нашей главы (см. выше): "….И ДВЕ СКРИЖАЛИ СВИДЕТЕЛЬСТВА - В РУКЕ ЕГО…..", а второй – из книги Дварим, последней книги Пятикнижия, где Моше, описывая этот момент, говорит: "И ПОВЕРНУЛСЯ Я, И СОШЕЛ С ГОРЫ, …. И ДВЕ СКРИЖАЛИ СОЮЗА - В ОБЕИХ РУКАХ МОИХ" (Дварим 9:15). Мидраш задает вопрос: почему сперва Моше нес Скрижали в одной руке, а потом – в обеих? Дело в том, что святость Скрижалей заключалась в письменах, начертанных на них "перстом Вс-вышнего", и выражалась, среди прочего, в том, что Скрижали сами по себе парили в воздухе, а Моше лишь поддерживал их одной рукой, придавая правильное направление. Когда же Моше приблизился к стану сынов Израиля, где красовался литой телец, святость начала покидать Скрижали, буквы стали исчезать, и сами Скрижали становились все тяжелее и тяжелее, так, что Моше пришлось удерживать их уже двумя руками, и в конечном итоге он их уронил и они разбились.
Оба этих Мидраша роднит одна очень важная концепция: святость и духовная чистота не могут соседствовать со скверной. Присутствие Вс-вышнего и Его святое Имя могут находится только в среде святого народа. Шхина (Б-жественное присутствие) не случайно концентрируется между двух ангелов-крувов, стоящих друг против друга на крышке Ковчега Завета – их поднятые вверх крылья символизируют ту легкость, с которой Шхина, подобно вспугнутой птице, может покинуть место своего пребывания в материальном мире, если оно будет осквернено нечистым действием, словом или даже мыслью. Поэтому каждый, кто считает себя частью народа Израиля, должен освящать свою жизнь, свой быт, речь и помыслы, и только тогда мы станем достойны той великой чести, которую оказал нам Вс-вышний, заключив с нами вечный Завет.
Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Кровавые деньги
Этот недельный раздел начинается со странного закона: 
"Когда будешь вести счет сынам Исраэля по их счислениям, то дадут они каждый выкуп за душу свою Г-споду при счислении их, и не будет среди них пагубы при счислении их." (Шемот, 30:12) 
Это довольно странное указание. Зачем нужно выкупать свою душу, если пересчитывают население? И почему, если этого не сделать, сынам Израиля грозит "пагуба"? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте посмотрим на значения слова "выкуп" (רפכ) в других отрывках Торы, где встречается это слово. 
В такой форме корень кпр встречается в Торе только три раза, и каждый раз речь идет о смерти, убийстве.
1) Хозяин "известного быка" (известного бодливым поведением) должен платить выкуп за убийство быком человека, чтобы спасти свою собственную жизнь (Шемот, 21:30): "Когда вира будет наложена на него, то даст он выкуп за душу его, какой наложат на него." Владелец быка действительно виноват в смерти человека, так как он знал, что бык бодливый, и не принял соответствующие меры. Тем не менее, Тора разрешает ему выкупить свою жизнь. 
2) Однако убийца не может откупиться от наказания деньгами: 
"И не берите выкупа за жизнь убийцы, на котором вина смертная; ибо смерти должен быть предан". (Бемидбар, 35:31) 
3) Также и непреднамеренный убийца не может спастись от изгнания в город-убежище, заплатив выкуп: 
"И не берите выкупа за бежавшего в свой город укрытия, чтобы (ему) возвратиться (и) жить на земле до смерти первосвященника. " (Там же, 32) 
В каждом из этих трех случаев речь идет о денежном выкупе за убийство другого человека. Создается впечатление, что до дарования Торы существовала общепринятая практика денежного выкупа за убийство. Тора запрещает такую практику, если речь идет об убийстве человека человеком, но разрешает, если в роли убийцы выступил бодливый бык. 
Давайте вернемся к недельному разделу. Обычно причиной переписи населения была готовящаяся война: необходимо было знать, сколько взрослых мужчин могут служить в армии. Поэтому каждый мужчина, которого переписывали, обязан был заплатить выкуп за тех, кото он мог убить на войне. Солдат должен был осознавать, что убийство, даже во время войны, не сойдет ему с рук просто так. Он должен был выкупить свою жизнь за то, что лишал жизни других. Отказ заплатить означает презрение к человеческой жизни, а за это Б-г покарает "пагубой" – эпидемией. 
Моше Абелец
Перевод Евгения Левина
Золотой телец
Израиль стал свидетелем незабываемых чудес и знамений, которыми сопровождалось синайское Откровение (см. Шемот, 20). Затем они видели, как Моше поднялся на гору без еды и питья, и пропал во мраке. 
После того, как Моше отсутствовал 40 дней, евреи потребовали: "СДЕЛАЙ НАМ БОЖЕСТВО, КОТОРОЕ ПОЙДЕТ ПЕРЕД НАМИ! ПОТОМУ ЧТО ЭТОТ ЧЕЛОВЕК, МОШЕ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ НАС ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ПРОПАЛ И НЕ ЗНАЕМ МЫ, ЧТО СТАЛОСЬ С НИМ" (Шемот, 32:2). 
Это требование звучит нелогично: если они хотели сменить божество, то отсутствие или присутствие Моше не имело никакого значения. Следовательно, нужно объяснить требование народа как-то иначе, например - евреи считали Моше богом, и требовали другое божество вместо него. 
Легко понять, почему евреи могли решить, что Моше - бог. На их глазах он поразил Египет десятью казнями, рассек Красное море, извлек воду из скалы, повелел ману падать с неба... Правда, сам Моше неустанно требовал от них поклоняться только Вс-вышнему, однако на примитивное религиозное сознание современников его слова не действовали, и они продолжали считать его богом. 
Впрочем, даже если евреи и не считали Моше богом, все равно требование найти замену Моше выглядит логично. Ибо в книге Шемот слово "элоhим" используется не только в значении "Б-г", но и в значении "вождь, судья": 
"ПУСТЬ ГОСПОДИН ПРИВЕДЕТ ЕГО К СУДЬЯМ ( элоhим), И ПОДВЕДЕТ ЕГО К ДВЕРИ ИЛИ К КОСЯКУ, И ПРОКОЛЕТ ГОСПОДИН УХО ЕГО ШИЛОМ, И ОСТАНЕТСЯ ОН СЛУЖИТЬ ЕМУ НАВЕКИ" (21:6). 
"ПРИ ВСЯКОМ ЛОЖНОМ ЗАЯВЛЕНИИ О ПРОПАЖЕ БЫКА, ОСЛА, ОВЦЫ, ОДЕЖДЫ - ВСЯКОЙ ПРОПАЖЕ, - КОГДА БУДЕТ СКАЗАНО: ТА ВЕЩЬ - ВОТ ОНА, - ДОВОДЫ ОБОИХ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДОВЕДЕНЫ ДО СУДА. КОГО ОБВИНЯТ СУДЬИ (элоhим) ТОТ ЗАПЛАТИТ БЛИЖНЕМУ СВОЕМУ ВДВОЕ (22:8). 
И, наконец: "И СКАЗАЛ Б-Г, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: "СМОТРИ, Я ПОСТАВИЛ ТЕБЯ ВМЕСТО ВСЕСИЛЬНОГО (элоhим) ДЛЯ ФАРАОНА, А ААРОН, БРАТ ТВОЙ, БУДЕТ ТВОИМ ПРОРОКОМ" (7:1). 
Возможно, что и сам фараон тоже увидел в Моше бога (тем более, что сам он считался одним из божеств египетского пантеона). Однако очевидно, что Б-г так считать не мог. Следовательно, слово "элоhим" далеко не всегда имеет значение "бог". 
Таким образом, евреи, сделав Тельца, искали замену не Б-гу-Творцу, но лишь Моше. Однако в тот момент, когда телец был воздвигнут, они забыли, что он должен был стать лишь посредником между народом и Б-гом, и сдали воздавать ему божественные почести. 
Комментарий к Торе
Книга Шмот
Недельный раздел Ки Тиса (часть 1)
Главы 30:11-34:35
“Когда будешь подсчитывать сынов Израиля” (гл.30, ст. 12).
Когда будешь подсчитывать на иврите - ки тиса. 

Рав Зеев Мешков
Левиафан
«И дал Он Моше, по окончании разговора с ним на горе Синай две скрижали свидетельства… Народ же увидел, что Моше опаздывает, не сходит с горы. И собрался народ к Аарону, и сказали: «Встань, сделай нам божество, которое шло бы перед нами, ибо этот человек, Моше, который вывел нас из Египта, – не знаем, что случилось с ним…» и сделал тельца литого… И сказали они: «Вот божества твои, Израиль, которые вывели тебя из земли египетской…» И встали они на другой день рано утром, и вознесли всесожжения, и принесли жертвы мирные, и сел народ есть, и пить, и поднялись люди веселиться. И сказал Б-г Моше (на горе Синай): «Ступай, сойди, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли египетской. Скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали они себе тельца литого… А теперь оставь Меня, и возгорится на них гнев Мой, и истреблю Я их…» (Шмот, 31-32).
Что же вызвало столь сильный гнев Вс-вышнего? Ну, сделали тельца, чтобы он шел по пустыне перед ними, ну, назвали его божеством. Глупость. Разве стоит так сердиться на людей из-за глупости? Они поймут, они исправятся… А если и не поймут, ведь они же не сделали ничего плохого…
Да, современному человеку не так просто понять, почему идолопоклонство вызывает гнев Вс-вышнего и ненависть еврейского народа.
Для того чтобы ответить на этот вопрос, начнем с начала: что есть идолопоклонство?
«Пусть не будет у тебя божеств других перед лицом Моим…»
О каких божествах идет речь? Как они могут быть, когда их нет?
Да, действительно, божеств нет – они существуют только в воображении человека, если, конечно, он верит в них. И в этом-то и заключается запрет Торы: верить, что есть нечто, чего нет. Верить в то, что чье-то существование не зависит от Б-га, и этот кто-то может действовать самостоятельно, в отрыве от единого источника жизни и сил. И как только вообразит человек, что кто-то существует сам по себе и действует исключительно благодаря своим силам – сразу же нарушит запрет Торы создавать божества.
Вс-вышний не похож на строителя, который, закончив работу, уходит в другое место. Сотворив мир, Он продолжает держать его в своих руках, поддерживая существование сущего и давая силы всему живому. И представить себе это не так просто. Народы мира придумали для себя облегченные варианты: Творец создал мир, но оставил свои творения, и те делают, что хотят. Так появилась вера в божества, олицетворяющие силы природы, управляющие жизнью людей. Одни народы поселили их на высоких горах, другие – на облаках. Божества извергают огонь вулканов, посылают дождь и бросают молнии. Веру в то, что Вс-вышний держит мир в Своих руках, поменяли на представление о земле, которая стоит на слонах, а те – на черепахе, а та – на еще одной черепахе. У человечества выработался мистический образ мышления: за каждым объектом: солнцем, океаном, деревьями, животными – скрывается сверхъестественное существо, управляющее им по своей воле.
Повзрослев, человечество перешло к философскому образу мышления: «я формирую свои представления на основе того, что я вижу, и на основе тех законов, которые я вывел». Но и это не помогло обрести веру во Вс-вышнего. Логика не позволяла связать конечный мир с бесконечным Б-гом.
Но если идолопоклонство – это неверные представления о Б-ге и Его связи с миром, то как же можно наказывать за мысли?
Так-то оно так, да есть исключения: за веру в то, что кто-то или что-то не зависит от Б-га, человек получает наказание от руки Небес. Если бы земной суд мог читать мысли, он бы тоже наказывал за идолопоклонство. Но он не может, и наказывает только за служение идолам: за совершение таких действий как принесение жертв, воскурений, преклонение коленей перед изваянием и т.п.
Но когда современный человек узнает о том, что кого-то наказывают за убеждения, в его душе возникает резкий протест. Ведь современное общество, стоящее на позициях свободы совести, признает за каждым право верить или не верить, во что он хочет, – лишь бы человек был хороший. И часто это срабатывает: человек живет, никого не беспокоит, а иногда делает и что-то хорошее.
Но сказали мудрецы: «Где идолопоклонство, там убийство и разврат» (Берешит раба, 53:9-10) – имея в виду, что человек на частном уровне может сохранить добро, а общество, в основе которого не лежит истинная вера, обязательно натворит много зла. И, как бы продолжая их мысль, Томас Гоббс, философXVI века, представлял себе общество огромным зверем, которого он назвал Левиафаном. Он изображал его страшным хищником, каждая деталь тела которого состоит из добрых, улыбающихся человеческих лиц.
Поэтому за извращенные представления о Б-ге или неверие в Него, Небеса сурово наказывают людей, посылая им страдания и сокращая годы их жизни, а земной суд призван защищать общество от распространения ложных верований в среде народа.
Особую нетерпимость Тора проявляет к подстрекателю: к тому, кто склоняет людей к идолопоклонству. В качестве примера того, что один человек способен превратить общество людей, не обладающих верой, в чудовище, Тора приводит историю о Вавилонской башне, которую строили народы, объединившись под рукой царя Нимрода. Сначала все дружно работали во имя претворения в жизнь одной идеи: построив башню, подняться на небо и, вступив в войну с Б-гом, освободиться от Его власти. Но по прошествии времени кирпичи стали ценить больше, чем жизнь людей, и в среде строителей распространились зло, ненависть и убийства. Христианство, ислам, коммунизм и фашизм, распространившие извращенные представления о мире, являются примером превращения огромных масс в «Левиафана».
Если сыновья Израиля не будут хранить верные представления о мире и Б-ге – кто же сохранит ту точку опоры, которая сохраняет возможность исправить мир, истребить из него зло и жестокость?! И поэтому они были сурово наказаны за поклонение золотому тельцу, которого изготовили на сороковой день после того, как голос Вс-вышнего прозвучал для них с горы Синай. Три тысячи человек, приносивших жертвы и распростиравшихся перед идолом, были казнены. Многие из тех, кто радовался золотому изображению и веселился перед ним, погибли от тяжелой болезни.
И нам следует извлечь из этого простой урок: даже хорошие, самоотверженные люди не способны создать общество и государство, если они не обладают истинной верой. Если человек в одном- двух поколениях может быть хорошим без Б-га, то для общества это невозможно. Это особенно справедливо для избранного народа, живущего на святой земле.

Рав Шломо-Зелиг Аврасин
Золотой телец – бунт ограниченности против абстракции
В нашей недельной главе описывается трагедия, равная по значению трагедии грехопадения Адама и его жены Хавы в Саду Эденском. Речь идет, конечно же, о грехе золотого тельца. Чтобы лучше понять произошедшее, стоит восстановить весь ход событий.
Итак, после отказа сынов Израиля беседовать со Вс-вышним лицом к лицу, продиктованного страхом, Моше Рабейну в качестве их полномочного представителя поднимается на гору Синай, чтобы провести там 40 дней, дабы получить из рук Творца Тору и затем передать ее евреям. Само собой, он заранее ставит сынов Израиля в известность, что ровно через 40 дней он спустится с горы. Вместо себя он оставляет своего брата Агарона и своего племянника Хура (сына Мирьям) – первый должен решить все вопросы религиозного свойства, второй же – выполнять функции царя. Для израильтян наступает период вынужденного ожидания, в течение которого они осваивают уже данные заповеди, занимаются бытовыми проблемами, и т.п. Но вот наступает сороковой день. Все застыло в напряженном ожидании – возвращение Моше в стан ожидается с минуты на минуту. Но проходит час, другой, миновал полдень, подкрадывается вечер – а Моше все нет! В народе начинается брожение, высказываются самые невероятные предположения…. Но почему же Моше задержался? Ответ, который дают нам Мудрецы, благословенна их память, нетривиален – оказывается, сыны Израиля ошиблись в счете дней, ведь первый день, когда Моше отправился на гору Синай, был не в счет, т.к. пока Моше дошел до горы, наступили сумерки, и наступил следующий день (вы, конечно, помните, что сутки начинаются с вечера, как сказано в Берейшит: "И был вечер, и было утро, день такой-то"). Поэтому день, в который евреи ожидали возвращения Моше, был не сороковым, а тридцать девятым днем. Подобной ошибкой сразу же воспользовался Сатан – темный ангел, функции которого в небесной канцелярии можно охарактеризовать как "три "П"" – он же Провокатор, он же Прокурор, и он же Палач. Его сверхзадача – доказать Вс-вышнему, что человек – это низменное существо, которого не стоило создавать. Поэтому он, при содействии дурного начала в самом человеке, всегда ищет способ спровоцировать человека на совершение греха, а потом сам же и обвиняет его перед Творцом.
Но вернемся к нашей ситуации. РаШИ приводит Мидраш, согласно которому Сатан показал смятенным сынам Израиля мираж – высоко в небе ангелы несли гроб с телом Моше. Понятно, что такой "глюк" не добавил им уверенности в завтрашнем дне, и они обратились к Агарону с требованием: ""ВСТАНЬ, СДЕЛАЙ НАМ БОЖЕСТВО, КОТОРОЕ ПОЙДЕТ ПЕРЕД НАМИ! ПОТОМУ ЧТО ЭТОТ ЧЕЛОВЕК, МОШЕ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ НАС ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ПРОПАЛ И НЕ ЗНАЕМ МЫ, ЧТО СТАЛОСЬ С НИМ" (Шмот 32:1). Это требование необходимо пояснить. С одной стороны, евреи вроде бы ударяются в махровое идолопоклонство ("сделай нам божество"!), с другой стороны, они объясняют свою просьбу тем фактом, что они остались без предводителя ввиду отсутствия Моше, и им нужен новый лидер на его место. Так кого же они хотят – новое божество или нового лидера? Ответ – и то, и другое! Как отмечают многие комментаторы, совершенно невозможно представить, что народ, который только несколько недель назад слышал слова самого Творца "Я – Г-сподь Б-г твой, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства", скатится с этой вершины духовности и святости в темную пропасть язычества. Тогда что же? Дело в том, что человеку свойственно стремиться к стабильности. Он хочет твердо знать, что принесет ему "завтра". Только вот закавыка – его "завтра" зависит от того, как он поступит "сегодня". Именно поэтому "ман" нельзя было накопить впрок. Человек должен понять, что только выполнение воли Вс-вышнего сможет обеспечить ему светлое будущее.
А в нашем случае евреи желали обрести лидера вместо ушедшего Моше, причем такого лидера, который был бы бессмертен. Они знали, что у каждого народа есть свой ангел, который представляет его перед Троном Вс-вышнего. Для сынов Израиля эту функцию до сих пор выполнял Моше Рабейну. Но его нет, а значит, следует вернуться к старой схеме – каким-то способом обрести ангела-посредника. И к кому же еще обращаться, как не к пророку и священнику – Агарону?
Понимая, что Моше может вернуться в любой момент, Агарон решает пойти на хитрость, чтобы не допустить греха – он требует у евреев, чтобы они принесли ему золотые украшения своих жен и детей, справедливо полагая, что те не захотят так просто лишиться своих драгоценностей. Но Агарон не оценил духовной жажды народа – видя, что женщины и дети не желают отдавать золото "на благое дело", они взяли свои собственные украшения и принесли их к его шатру. Агарону ничего не оставалось делать, как изобразить активную деятельность – он положил собранное золото в тигель и бросил его в расселину у подножия гору Синай, в которой пылал огонь. Но вместо того, чтобы сгореть, золото приняло форму тельца. Почему это произошло? Наши Мудрецы говорят, что причиной этого послужило колдовство чародеев из среды "эрев рав" – большой группы неевреев, вышедших вместе с народом Израиля из Египта. Эта группа вовсе не собиралась принимать на себя законы Торы, и при первом же удобном случае решила "соскочить с поезда". В свое время, после смерти Йосефа, египетские жрецы похоронили его на дне Нила, т.к. знали, что Йосеф перед смертью взял с сынов Израиля клятву, что при выходе из Египта они возьмут его кости с собой. Тем самым жрецы хотели помешать грядущему Исходу. Но Моше, воспитывавшийся в доме фараона, знал этот секрет, и когда пришла пора покинуть юдоль рабства, он подошел к берегу реки и, произнеся тайное Имя Вс-вышнего, воззвал: "Восстань, бык! Восстань, бык!" (ведь знак колен Йосефа – бык, согласно благословению Яакова). В ответ на его призыв гроб с останками Йосефа всплыл со дна Нила, и Моше смог взять его с собой. Но эти слова были подслушаны чародеями "эрев рав", и теперь, стоя над расселиной, куда Агарон бросил золото, они тоже стали взывать: "Восстань, бык! Восстань, бык!", и золотой телец шагнул наружу, к ожидающим его людям.
Тогда на пути толпы, обуянной стремлением к "боготворчеству", встал Хур, сын Мирьям и Калева, и попытался увещевать заблудших, но эта попытка пропала втуне, ибо толпа не способна осознать свою ошибку – ею движет набор базовых инстинктов. И Хур был разорван на части. Видя это и понимая, что слова тут не помогут, Агарон совершил еще один маневр – он объявил собравшимся, что праздник и жертвоприношения новому "вождю" состоятся ….. завтра! Но надежда на то, что Моше успеет вернуться вовремя, оказалась тщетной. Ангел-подстрекатель позаботился о том, чтобы с первыми лучами солнца сыны Израиля послали своих первенцев, тех самых, которых рука Вс-вышнего оберегла от смерти в Египте во время казни первенцев, чтобы те принесли жертвы золотому тельцу, гордо стоящему на пьедестале в центре стана. И отовсюду неслось: "Вот твой бог, Израиль, который вывел тебя из дома рабства!" А после жертвоприношений началась "культурная программа" – пир горой в сочетании с оргией.
Именно в этот момент Вс-вышний обращается к Моше, стоящему перед ним со словами: "Пойди и спустись, ибо развратился народ, который ты вывел из Египта!" И Моше вернется к своему народу, предварительно упросив Вс-вышнего не уничтожать их, и сожжет тельца, и покарает виновных, и затем снова поднимется на гору Синай, чтобы умолять Творца даровать Его народу вторую попытку. Но черное дело будет сделано – то состояние чистоты и святости, в котором сыны Израиля находились после дарования Торы, более никогда не вернется к ним. А в каждом наказании за грядущие провинности Б-г будет взыскивать с народа "проценты" и за этот грех.
Так в чем же причина этой трагедии? Только ли в ошибке в подсчете дней? Конечно же, нет! Человеку очень трудно дается подвиг веры, особенно когда забывается, истаивает эффект Откровения (а оно бывает практически у каждого). Трудно верить в абстрактную идею, так и хочется "приземлить" ее, облечь в знакомые черты материального. Но следует понимать, что ни наша земная логика, ни система понятий и принципов в силу своей ограниченности не позволят нам постичь Вс-вышнего и понять Его великий замысел. Лишь после его осуществления наиболее мудрые смогут осознать значение того или иного элемента или исторического момента. Вечное желание человека прыгнуть выше головы, продиктованное благими намерениями, приводит к противоположному результату. Поэтому только путем тщательного изучения Торы и ее Законов, и их исполнения, можно исполнить волю Вс-вышнего, а значит, и приблизиться к Нему. Этому нас учит вся наша традиция. Самая известная наша молитва говорит: "Шма, Исраэль…" – "Слушай, Израиль, внимай словам Торы, ибо только так сможешь ты выполнить волю своего Небесного Отца!"

Рав Шломо-Зелиг Аврасин
Разбитые Скрижали – две версии происшествия
Наша недельная глава рассказывает о грехе золотого тельца и его последствиях. Одним из самых трагических последствий стало разбитие Скрижалей Завета. После того, как Моше Рабейну удалось уговорить Вс-вышнего не уничтожать сразу провинившийся народ, он отправился в стан сынов Израиля, чтобы самому разобраться в ситуации. Так об этом говорит Тора:
"И ПОВЕРНУЛСЯ МОШЕ, И СТАЛ СПУСКАТЬСЯ С ГОРЫ, И ДВЕ СКРИЖАЛИ СВИДЕТЕЛЬСТВА - В РУКЕ ЕГО, СКРИЖАЛИ, ИСПИСАННЫЕ С ОБЕИХ СТОРОН: И С ОДНОЙ, И С ДРУГОЙ СТОРОНЫ БЫЛИ ОНИ ИСПИСАНЫ. А СКРИЖАЛИ ТЕ БЫЛИ СОЗДАНИЕМ САМОГО ВСЕСИЛЬНОГО, И ПИСЬМЕНА НА НИХ БЫЛИ ПИСЬМЕНАМИ ВСЕСИЛЬНОГО - ВЫРЕЗАННЫМИ НА СКРИЖАЛЯХ. ….. И БЫЛО: КОГДА ОН ПРИБЛИЗИЛСЯ К СТАНУ И УВИДЕЛ ТЕЛЬЦА И ПЛЯСКИ ВОКРУГ НЕГО, ВОСПЫЛАЛ ГНЕВ МОШЕ, И БРОСИЛ ОН СКРИЖАЛИ, КОТОРЫЕ НЕС В РУКАХ, И РАЗБИЛ ИХ О ПОДНОЖИЕ ГОРЫ" (Шмот 32:15-19).
Так погиб великий дар, равного которому не знал ни ранее, ни позже, ни один народ. Ведь первые Скрижали были сотворены самим Творцом, в то время как вторые вытесал Моше по указанию Вс-вышнего. К сожалению, мы никогда не узнаем, как выглядел бы мир, если бы не произошло этого греха.
Обстоятельства разбития первых Скрижалей были не просты. Самая распространенная точка зрения, основываясь на простом понимании стихов Торы, утверждает, что Моше разбил их сознательно. Мидраш с помощью сравнения поясняет причину этого поступка лидера еврейского народа:
"Один царь решил жениться. Он выбрал себе невесту, отличавшуюся красотой и праведным образом жизни. Вернувшись к себе во дворец, царь написал "ктубу" (брачный контракт), и, вручив его своему доверенному посланнику поручил ему совершить "кидушин" (согласно еврейскому закону, жених делает невесту своей женой, посвящая себе на специальной церемонии и вручая ей "ктубу". Такая церемония называется "кидушин" и ее может осуществить не только сам жених, но и посланник, действующий от его имени). Посланник взял "ктубу" и отправился в путь. Подходя к месту, где жила царская избранница, он услышал слухи о ее нескромном поведении. Тогда он разорвал "ктубу", чтобы девушка не считалась замужней (она считается таковой только после вручения "ктубы"), и тогда, если выяснится, что она действительно была виновна в разврате, ее не постигнет кара смертью, т.к. юридически она еще считается свободной. Добравшись же до ее города и проведя расследование, посланник убедился, что она сама не совершала никаких предосудительных действий, но ее служанки действительно вели себя распутно и тень их поступков пала и на нее (под служанками тут имеется ввиду "эрев рав" – группа вышедших с сынами Израиля неевреев, ставших инициаторами и вдохновителями греха золотого тельца). Тогда посланник вернулся к царю и рассказал всю историю, и просил его не гневаться на невесту за неправильный подбор служанок. В ответ на это царь сказал: "Я более не гневаюсь на свою невесту, и вновь посылаю тебя вручить ей "ктубу". Но на этот раз ты сам напишешь ее, поскольку именно ты разорвал первый брачный договор!" (Имеется ввиду, что вторые Скрижали Моше изготовил сам).
Из этой притчи мы видим, что разбитие Скрижалей было актом самопожертвования со стороны Моше, вызвавшего огонь на себя, и направленным на благо народа Израиля, ибо если бы он вручил народу Скрижали, на которых было начертано "Не сотвори себе кумира", то их проступок стал бы совершенно непростительным и привел бы к гибели всего народа.
Есть, однако, и другой взгляд на эту проблему. Другой Мидраш анализирует два стиха Торы. Первый – из нашей главы (см. выше): "….И ДВЕ СКРИЖАЛИ СВИДЕТЕЛЬСТВА - В РУКЕ ЕГО…..", а второй – из книги Дварим, последней книги Пятикнижия, где Моше, описывая этот момент, говорит: "И ПОВЕРНУЛСЯ Я, И СОШЕЛ С ГОРЫ, …. И ДВЕ СКРИЖАЛИ СОЮЗА - В ОБЕИХ РУКАХ МОИХ" (Дварим 9:15). Мидраш задает вопрос: почему сперва Моше нес Скрижали в одной руке, а потом – в обеих? Дело в том, что святость Скрижалей заключалась в письменах, начертанных на них "перстом Вс-вышнего", и выражалась, среди прочего, в том, что Скрижали сами по себе парили в воздухе, а Моше лишь поддерживал их одной рукой, придавая правильное направление. Когда же Моше приблизился к стану сынов Израиля, где красовался литой телец, святость начала покидать Скрижали, буквы стали исчезать, и сами Скрижали становились все тяжелее и тяжелее, так, что Моше пришлось удерживать их уже двумя руками, и в конечном итоге он их уронил и они разбились.
Оба этих Мидраша роднит одна очень важная концепция: святость и духовная чистота не могут соседствовать со скверной. Присутствие Вс-вышнего и Его святое Имя могут находится только в среде святого народа. Шхина (Б-жественное присутствие) не случайно концентрируется между двух ангелов-крувов, стоящих друг против друга на крышке Ковчега Завета – их поднятые вверх крылья символизируют ту легкость, с которой Шхина, подобно вспугнутой птице, может покинуть место своего пребывания в материальном мире, если оно будет осквернено нечистым действием, словом или даже мыслью. Поэтому каждый, кто считает себя частью народа Израиля, должен освящать свою жизнь, свой быт, речь и помыслы, и только тогда мы станем достойны той великой чести, которую оказал нам Вс-вышний, заключив с нами вечный Завет.

Моше Абелец
Перевод Анны Файн
Кровавые деньги
Этот недельный раздел начинается со странного закона: 
"Когда будешь вести счет сынам Исраэля по их счислениям, то дадут они каждый выкуп за душу свою Г-споду при счислении их, и не будет среди них пагубы при счислении их." (Шемот, 30:12) 
Это довольно странное указание. Зачем нужно выкупать свою душу, если пересчитывают население? И почему, если этого не сделать, сынам Израиля грозит "пагуба"? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте посмотрим на значения слова "выкуп" (רפכ) в других отрывках Торы, где встречается это слово. 
В такой форме корень кпр встречается в Торе только три раза, и каждый раз речь идет о смерти, убийстве.
1) Хозяин "известного быка" (известного бодливым поведением) должен платить выкуп за убийство быком человека, чтобы спасти свою собственную жизнь (Шемот, 21:30): "Когда вира будет наложена на него, то даст он выкуп за душу его, какой наложат на него." Владелец быка действительно виноват в смерти человека, так как он знал, что бык бодливый, и не принял соответствующие меры. Тем не менее, Тора разрешает ему выкупить свою жизнь. 
2) Однако убийца не может откупиться от наказания деньгами: 
"И не берите выкупа за жизнь убийцы, на котором вина смертная; ибо смерти должен быть предан". (Бемидбар, 35:31) 
3) Также и непреднамеренный убийца не может спастись от изгнания в город-убежище, заплатив выкуп: 
"И не берите выкупа за бежавшего в свой город укрытия, чтобы (ему) возвратиться (и) жить на земле до смерти первосвященника. " (Там же, 32) 
В каждом из этих трех случаев речь идет о денежном выкупе за убийство другого человека. Создается впечатление, что до дарования Торы существовала общепринятая практика денежного выкупа за убийство. Тора запрещает такую практику, если речь идет об убийстве человека человеком, но разрешает, если в роли убийцы выступил бодливый бык. 
Давайте вернемся к недельному разделу. Обычно причиной переписи населения была готовящашаблоны для dleскачать фильмы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Комментарий к Торе Книга Шемот Недельный раздел Ки Тиса (часть 1) все ссылки были рабочие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!
Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля. У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!!!
Уроки Пятикнижия

Лекции на актуальные темы
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?


1. Да - это приведет к миру
2. Нет
3. Евреи не имеют права торговать землей, завещанной Б-гом.

Календарь

«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Статистика