::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Пурим (часть 2)

  • Сообщить о ошибке
9-02-2012, 13:29 Разместил: jude Просмотров: 2 346
Рав Меир Кахане
Перевод Ефима Майданика
Мордехай (из уроков Пурима)
Наше время – самое печальное. А ведь оно могло быть самым лучшим и самым прекрасным! Неизбежная и постоянная изоляция еврея и его государства будет распространяться быстро, погружая народ, сбившийся с пути, в состояние глубокой депрессии и страха. Это – путь людей слабой веры или даже вообще лишенных веры. Это – б-жественное наказание еврея, который отбросил веру во Вс-могущего как его Всесильного спасителя и избавителя и вместо этого пытается найти помощь и спасение у людей. Б-жественное наказание – ничто иное как "мера за меру", наказание, в точности соответствующее преступлению, - Б-жественная надежда на то, что оно породит урок понимания. Тех, кто полагаются на Человека, наказывают агонией ужаса, когда Человек предает и оставляет их.
Мордехай, еврей, сидит с учеными мужами, погруженный в учебу. Горькие дни! В Персии принят указ об уничтожении евреев! Катастрофа – раньше примерно на 2500 лет – кажется неотвратимой. Мордехай и другие ученые мужи держат продолжительный пост и молятся; однако ничто – даже указ о Катастрофе – не отвращает еврея от изучения Торы.
И вот они сидят, изучая законы кмица (еврей, делавший мучное приношение, давал его коэну; тот брал тремя пальцами щепоть муки и возлагал ее на алтарь). Верно, законы о жертвоприношениях после разрушения Храма вавилонянами являются лишь теоретическими, однако Тора – вечна, не ограничена рамками времени и, что еще важнее, разве не известно, что настанет время, когда Храм будет восстановлен и евреям нужно будет понимать законы о Храме?
Мордехай в это время сидит с другими раввинами и не знает, что Вс-могущий уже начал процесс отмены злодейского указа, который – предписывая уничтожение Его народа – представляет собой самую суть хилуль ха-Шем (осквернение Имени Творца – перев.), профанацию Имени Б-га Израилева. У Ахашвероша, царя – посланная ему Б-гом бессонница, и он слушает выдержки из летописи, которые читают ему: записи свидетельствуют о том, что Мордехай спас ему жизнь. И царь приказывает Аману оказать почести Мордехаю. Этот самый Аман испытывает к Мордехаю патологическую вражду, и в царский дворец он пришел для того, чтобы испросить разрешения повесить этого еврея!
Мордехай и другие ученые мужи сидят, погруженные в учебу. К ним подходит Аман, ведя на поводу коня из царских конюшен; он принес одежды, в которые должен облачить Мордехая перед тем, как отправиться с ним в шествие по улицам города Шушан, чтобы оказать ему надлежащие почести. Мордехай находится в полном неведении о происходящем. Подняв глаза, он видит приближающегося Амана. Он бледнеет. Он уверен, что Аман пришел, чтобы доставить его на место казни. Вот что говорит об этом Талмуд (Мегилла 16а).
"Он сказал ученым мужам: 'Этот злодей пришел, чтобы убить меня. Уходите, чтобы он вас не спалил'. И Мордехай поднялся, облачился в талит и начал молиться. Подошел Аман. Он сел и стал ожидать, пока Мордехай окончит молитву. И Аман спросил его: 'Что ты делал [раньше]?' Мордехай ответил: 'Когда стоял Святой Храм, человек, который приходил с мучным приношением, набирал горсть муки [приносил ее в жертву] и это было искуплением его вины.' 
И сказал Аман: 'Твоя горсть муки победила мои десять тысяч талантов серебра [Аман предложил серебро Царю за разрешение истребить евреев].'" 
Какой великолепный урок! Из уст архиврага еврейского звучит признание: он понимает, кем является еврейский народ и в чем коренится его сила!
Вера! Поразительная уверенность и вера в обещание и обет, данные ему Б-гом, и в Его способность осуществить их. Вот сидят раввины – они находятся в изгнании, их Храм разрушен, их государство уничтожено, сами они живут за пределами своей земли, под неотвратимой угрозой уничтожения – ибо так постановил царь, правящий – ни мало ни много – в 127 царствах.
А они, находясь под этой неотвратимой угрозой уничтожения, бессильные – ибо у них нет ни армии, ни правительства, ни государства, - спокойно сидят и учат Тору. И не просто Тору – а именно законы, которые по видимости даже не являются актуальными! Храма уже нет; нет мучных приношений, которые могли бы стимулировать изучение законов кмица. Но на этих находящихся в преклонном возрасте ученых мужей не производят впечатления "факты", "реальность". Они нисколько не сомневаются в том, что настанет день – и снова будет Храм, и что будут евреи, которые смогут приносить жертвы! 
Амана это ошеломляет. Он вдруг невероятным образом постигает тайну еврея и его непобедимого оружия. Вера. Абсолютная вера в его Б-га и, как следствие, его собственную судьбу. И Аман понимает, что у нет никакой надежды в борьбе против такого народа, против такого Б-га. Горсть муки, кмица, значительно более могущественна, чем его фортуна – деньги, или его власть, или власть правительства или государства любого рода.
Аман понял. А как насчет евреев в наши времена? Они понимают меньше, чем Аман.

Январь 1989 года
Рав Авраам Ицхак Кук
Из книги Рава Моше-Цви Нерия
Перевод Ханы Ар-Шалом
В Вавилонском Талмуде, в трактате Эрувин (61а) сказано: «Чем отличается захмелевший от пьяного? Захмелевший – это тот, кто может говорить перед царем, а пьяный – тот, кто не может говорить перед царем». Общепринятое толкование гласит, что если человек находится в какой-то степени опьянения, ведет себя пристойно, но не может говорить перед царем, то в таком состоянии ему запрещено молиться.
В своем комментарии на молитвенник Олат раайя рав Кук дает совершенно иное толкование: 
«Та степень опьянения, которая в Талмуде называется “не может говорить перед царем”, на мой скромный взгляд, является довольно значительной степенью опьянения. Сказали наши мудрецы, благословенна их память: “Вино рассеивает сильный страх” (трактат Бава батра, 10а). Имеется в виду, что если пьяный в тот момент, когда его не охватывает сильный страх, не может толково изложить свои мысли, однако если он увидит царя, то от страха тут же протрезвеет и сможет выражаться толково, – то в таком состоянии ему можно молиться. И только если он достиг такой степени опьянения, что даже страх перед царем не заставит его протрезветь, – тогда ему запрещено молиться». 

Однажды я слышал от рава Кука подробное объяснение этого комментария:
С чем это можно сравнить? С солдатом, который стоит на карауле, и ему строжайше запрещено пить водку. Но вот приходит его товарищ и угощает глотком-другим. Солдат хмелеет, и тут до него доходит весть, что офицер собирается обойти всех караульных с проверкой. Страх, который охватывает его, помогает ему протрезветь. Если же он полностью опьянеет, то даже страх не поможет ему собраться с мыслями. Рав Кук заговорил о молитве. Даже когда человек находится в состоянии, которое наши мудрецы назвали «пока не перестанет различать “проклят Ѓаман” и “благословен Мордехай”», страх перед Царем царей должен возвратить его в состояние, о котором сказано: «Знай, пред Кем стоишь ты». 
После этого рав встал, призвал встать всех сидящих за столом и крикнул по-русски: «Смир-но!» Он обвел взглядом всех присутствующих, увидел, что все стоят прямо и твердо, и объявил: «А теперь мы сможем прочитать вечернюю молитву!»

Рав Реувен Пятигорский
Злодею не спастись
Насильственные действия никогда ни к чему хорошему не приводили. И фараон, задумавший истребить еврейских младенцев, и Аман, который хотел уничтожить весь народ Израиля, в результате сами плохо кончили.

Написано в Торе (Шмот 1:22): «И приказал фараон всему своему народу: каждого новорожденного мальчика бросайте в Нил, а каждую девочку оставляйте в живых». Талмуд поясняет, что причиной страшного приказа послужило предсказание придворных звездочетов о скором появлении у евреев человека, который спасет их от рабства.
Спасение придет на воде, когда погибнут и фараон, и его войско (намек на чудо с расступившимся морем). И в то же время они сообщили фараону, что сам спаситель евреев погибнет от воды. От воды?! Перепуганный фараон издал приказ всех мальчиков сразу после рождения топить в Ниле. Дескать, я утоплю его раньше! Причем под приказ попали не только евреи, но и подданные фараона, египтяне. Таков был его страх… В результате получилось все как раз так, как и предсказали звездочеты. Вернее, как задумал Вс-вышний, а звездочеты лишь «подсмотрели» Его цели. Море расступилось, и фараон погиб. А что с тем приказом? Оказалось, что именно приказ приблизил предсказанный финал.
Дочь фараона нашла колыбельку с Моше, пущенную по Нилу, взяла мальчика к себе, усыновила - и он вырос в доме человека, который пуще всего на свете боялся его появления. Ни о чем не догадываясь, правитель Египта взрастил на своих коленях спасителя евреев. Не будь того страха перед предсказанием - не было бы жуткого приказа. Не будь приказа - мать Моше не послала бы мальчика по Нилу, его не подобрала бы царская дочь и фараон не воспитал бы в своем доме того, кто в конце концов стал причиной его гибели. Усилия противостоять опасности привели к прямо противоположным последствиям.
Отсюда видим, что все действия человека в попытке повлиять на ситуацию не могут изменить того, что решено на небесах. В какие ухищрения ни пускается человек - ни одна буква в указах, принятых наверху, измениться не может. Более того, чем больше «вывертов» он будет совершать, чтобы помешать исполнению того, что должно произойти, тем больше он способствует осуществлению плана. Этот план будет осуществлен именно в результате противодействий человека. Таков закон нашего мира. (Изменить картину можно только самоисправлением, но фараон об этом даже не догадывался.) Аналогичную картину видим в пуримской истории. Усилия Амана, врага евреев, по укреплению собственного положения при дворе Ахашвероша стали причиной его падения. В первой главе Мегилат-Эстер рассказывается, как некто Мемухан посоветовал царю изгнать царицу Вашти за провинность, описанию которой посвящен первый эпизод Свитка.
Кто такой Мемухан? Комментаторы говорят: это Аман. Кто в конце концов стал причиной падения Амана? Царица Эстер, попавшая во дворец после изгнания Вашти. Получается, что Аман своими руками с самого начала «заложил бомбу» под свое будущее, думая, что приступает к строительству великой карьеры. Наступил час, и бомба взорвалась.
Но что толкнуло Мемухана дать такой совет Ахашверошу? Мидраш приводит ряд объяснений. Согласно первому, Вашти, устраивая пир для жен высших сановников, якобы не пригласила на него супругу Амана, и тот страшно разозлился на царицу, решив отомстить. По второму объяснению, Аман мечтал, чтобы царь издал указ «Об укреплении руководящей роли мужа в семье». Так и произошло, царь такой указ издал - после того как Вашти осмелилась ослушаться его повеления и не явилась «на показ» перед пирующими сановниками. Аману этот указ нужен был потому, что в его доме всем заправляла его жена Зереш, ни в грош его не ставившая. Есть и такие, что говорят, будто Аманом двигало желание посадить на освободившееся место свою дочь. Ничего из этого, правда, не вышло, но Вашти свергнуть удалось, и с этого начался взлет его карьеры. Такова была цель Мемухана-Амана, этим он руководствовался в своих действиях, и на этом он в конце концов свернул себе шею.
Еще пример из той же Мегилат-Эстер. По совету жены пришел Аман утром в царские покои просить разрешения повесить Мордехая на виселице, которую он уже приготовил. Но не успел в самом начале аудиенции открыть рот, как правитель спросил его, что надо сделать человеку, который спас царя. Думая, что разговор идет о нем самом, Аман дал совет оказать тому человеку царские почести. Оказалось, что имеется в виду Мордехай. Царские почести были оказаны этому ненавидимому Аманом еврею… Знай Аман, что так обернется дело, разве пришел бы в царскую опочивальню, рискуя головой? В самый драматический момент, когда Эстер призналась царю, что принадлежит народу, против которого злоумышляет Аман, выскочил на сцену некто Харбона, увидевший, что царь вне себя от возмущения, и тут же посоветовал: вот, и виселица готова, стоит во дворе злодея. Скорее всего, по законам Персии ничего не грозило Аману. Ну, задумал он истребить евреев - так ведь заручился поддержкой самого царя. Ну, припал он к постели царицы - так ведь споткнулся. Однако подвернулся под руку завистник-придворный и объявил, что орудие смерти готово. Царь, еще не остывший от гнева, приказал казнить злодея.
Правило таково: действия злодея всегда оборачиваются причиной его падения. Любому злодею полезно об этом знать.

Рав Давид Дудкевич
Еврейское самосознание в Свитке Эстер
Еврей, который не надел в Пурим нарядной одежды
Рассказывают, что однажды пуримским вечером в дом учения Адмора из Чехнова пришел еврей, одетый в повседневную одежду, тогда как обычай требует наряжаться в Пурим, как в любой другой праздник. Ученики Адмора обратились к пришельцу с вопросом:
– Почему ты не надел праздничной одежды?
– В народе говорят: лихорадка не болезнь, а Пурим не праздник, – отвечал еврей.
Услышал это ребе, слегка помрачнел и обратился к еврею:
– А я говорю, что лихорадка – болезнь, а Пурим – праздник!
Как только произнес ребе эти слова, еврей затрясся в лихорадке. И тогда ребе сказал ему:
– Признай и запомни навсегда, что Пурим – праздник, и тогда тебе больше не понадобится знать, что лихорадка – болезнь!
Рассказывают, что тот еврей пролежал в постели целый год, до следующего Пурима. А как наступил Пурим, он нарядился в лучшие одежды, и тогда лихорадка отпустила его.
 
Ханука и Пурим
И Ханука, и Пурим – это дни благодарения, но между ними есть несколько существенных различий. В Пурим принято облачаться в нарядную одежду и устраивать трапезу, но в нем нет запрета совершать работу, даже во время чтения Свитка Эстер. А в Хануку все наоборот: в нее нет заповеди наряжаться и устраивать трапезу, но есть запрет совершать определенные виды работы, пока горят ханукальные свечи. Пурим – будний день, который выглядит как праздник. Нет другого дня, в котором так преобладала бы материальность, и тем не менее, в трудах Аризаля, великого каббалиста, сказано, что Пурим велик более, нежели многие другие праздники и памятные дни. Давайте же попробуем немного углубиться в сущность этого дня.
 
Если нет народа Израиля, зачем нужен Песах?
Наше время – это время знания. Многие вещи, которые когда-то были тайнами, почти никому не известными, сегодня открыты и доступны для всех. Это относится, например, к словам из книги «Зоѓар» о том, что Йом Кипур подобен Пуриму (Йом Кипурим – «ке-Пурим», то есть «как Пурим»). Рав Авраѓам-Йеѓошуа из Опатова, автор труда «Оѓев Исраэль», объясняет, что если о Йом Кипуре сказано, что он подобен Пуриму, значит, Пурим – день более великий, нежели Йом Кипур, ведь малое уподобляется великому. Однако нам непросто понять эту мысль. Прежде чем объяснить ее, давайте проведем любопытную параллель.
Все ранние мудрецы («ришоним») ищут ответ на вопрос, почему Пост Эстер назначен на 13 адара – ведь Эстер и ее приближенные постились в месяце нисан, в ночь Пасхального седера! В Мидраше «Ялкут Шимони» рассказывается: когда Эстер пришла к Мордехаю и попросила, чтобы все евреи постились вместе с ней, Мордехай стал спорить с ней – как можно поститься в ночь седера? В Иерусалимском Талмуде говорится, что народ обратился с этим вопросом к Мордехаю, и он ответил: «Если нет народа Израиля, зачем нужен Песах?!» Нередко люди забывают, что главное, а что – второстепенное.
Но возвратимся к вопросу: если Эстер постилась в пасхальную ночь, почему мы постимся перед Пуримом? Рабби Йосеф Каро в своем труде «Магид мейшарим» («Провозвестник праведности») объясняет, что на самом деле Пост Эстер – это не пост скорби, а пост раскаяния, «тшувы». И в этом он перекликается с Йом Кипуром. В Торе заповедано поститься только один раз в году – в Йом Кипур, а в день, предшествующий ему, есть особая заповедь: устраивать трапезы в течение всего дня. Согласно указаниям мудрецов, в Пурим есть параллельная заповедь – единственным днем в году, когда мудрецы заповедали нам устраивать трапезу, является Пурим: «И сделали его днем пиршества и веселья». В канун Йом Кипура мы едим для того, чтобы восстановить «баланс», чтобы помнить: Вс-вышний не желает нам смерти, а желает, чтобы мы возвратились к путям Его и жили. По той же причине мудрецы учредили пост перед Пуримом: для восстановления «баланса» перед пуримской трапезой, ибо Вс-вышний не желает, чтобы мы спускались в материальный мир, не зная, зачем мы это делаем.
Прежде чем углубиться в историю Свитка Эстер, мы хотели бы упомянуть, что слонимские хасиды исполняют слова книги «Зоѓар» о том, что Йом Кипур подобен Пуриму, в их самом прямом смысле: перед пуримской трапезой они в течение часа-полутора поют песнопения Йом Кипура.
 
Как Мордехай подверг опасности весь еврейский народ?
Для того чтобы понять связь между Пуримом и Йом Кипуром, давайте обратимся к Свитку Эстер. В свитке есть два диаметрально противоположных персонажа, и каждый из них имеет не только имя, но и прозвище: Мордехай-иудей и Аман-агагиянин (то есть потомок амалекитянского царя Агага). Ни у кого из прочих персонажей свитка нет прозвища, которое указывало бы на его национальную принадлежность.
По отношению к Мордехаю у читателя свитка возникает вопрос: как он мог подвергать опасности весь еврейский народ? «А Мордехай не становился на колени и не падал ниц» (Мегилат Эстер, 3:2). Когда мы углубляемся в толкования мудрецов, вопрос становится лишь острее: мы узнаем, что Мордехай только и ждал случая, чтобы разозлить Амана: даже когда он был занят своими делами, и ему сообщали, что идет Аман, – он бежал и становился на пути у Амана, чтобы продемонстрировать, что он не станет на колени и не падет ниц. Даже если Мордехай наклонялся, чтобы завязать шнурки, а Аман как раз проходил мимо, Мордехай тотчас же выпрямлялся. На современном языке это называется «провокация». Мордехай также не преминул сообщить Аману, что он действует не как одиночка, а как представитель своего народа («…потому что он сказал им, что он иудей»), и тогда Аман захотел отомстить всем евреям. Если бы в свитке не было объяснения этому, мы бы не поняли, почему вдруг Аман захотел уничтожить весь еврейский народ из-за поступков одного человека. И действительно, мудрецы того поколения яростно критиковали Мордехая: «Сказало Собрание Израиля: смотрите, что сделал мне иудей и как отплатил мне потомок рода Биньяминова!» (Вавилонский Талмуд, трактат «Мегила», 12б) – то есть смотрите, что сделал мне царь Давид, когда оставил в живых Шими бен Гера (см. Шмуэль 2, гл. 19), от которого впоследствии произошел Мордехай, и чем отплатил мне царь Шауль, потомок рода Биньяминова, когда пощадил Агага, царя амалекитян (см. Шмуэль 1, гл. 15), от которого впоследствии произошел Аман.
В самом деле, почему Мордехаю было позволено подвергать опасности весь еврейский народ? Хотя некоторые из ранних мудрецов («ришоним») утверждают, что Аман носил на себе символы идолопоклонства, но в самом тексте Свитка Эстер нет и намеков на что-либо подобное. Более того, повеление кланяться Аману очень напоминает то, что некоторые толкователи Писания говорят о праведнике Йосефе, занимавшем высокое положение в Египте: куда бы он ни шел, перед ним всегда бежал глашатай, объявляя о его приближении, и все должны были падать ниц. И перед Хахам-баши (главным раввином Османской империи) всегда шел человек с палкой, принуждая прохожих расступиться перед важной персоной. Если нечто подобное происходило и в случае Амана, то это было не проявлением идолопоклонства, а просто данью уважения к царскому вельможе. Так или иначе, поступки Мордехая вызывают глубокое недоумение.
 
Пир – есть евреи, нет еврейства
В первой главе свитка евреи не упомянуты в открытую, хотя совершенно очевидно, что они присутствовали на царском пиру. Один из современных комментаторов выразился так: на пиру были евреи, но не было еврейства – евреи стеснялись его.
В первой главе описаны два пира. Первый длился 180 дней и предназначался для важных персон всей империи, среди которых, несомненно, были и евреи. Второй пир длился всего 7 дней, и на него был приглашен «весь народ, что был в столице Шушан». В Мидраше сказано, что речь идет о еврейском народе. Согласно этому толкованию, семидневный пир был устроен, чтобы внести смуту в души евреев, заставить их забыть о своем еврействе, тогда как первый пир предназначался для того, чтобы объединить народы империи, завуалировать различия между ними – не силой, а приятным и мирным путем.
Мудрецы рассказывают, что на первом пиру Ахашверош использовал утварь из иерусалимского Храма, и все, кто видел это, плакали (см. Вавилонский Талмуд, трактат «Мегила», 12б). Однако на втором, семидневнем, пиру никто не плакал. Казалось бы, именно на нем должно быть пролито больше всего слез, – ведь этот пир предназначался специально для евреев. А для евреев нет большего унижения и горя, чем есть и пить на пиру из посуды, которой раньше пользовались священники в Храме, – ведь это свидетельствует о том, что избавления не произойдет и Храм больше никогда не будет восстановлен! Почему же они молчали? Потому, что привыкли.
В Мидраше сказано, что и на женский пир, которым заправляла царица Вашти, принесли храмовую утварь, но еврейские женщины заявили, что если ее не унесут, они откажутся участвовать в пире. Всегда в еврейском народе остается кто-то, кто не привыкает, – благодаря им мы удостаивались избавления в прошлом и удостоимся его в будущем. Как женщины в свое время отказались пожертвовать золотые украшения на сотворение Тельца, так они не согласились принять участие в пире, унижающем достоинство еврейского народа.
 
Наслаждения с печатью кошерности
В Мидраше говорится, что на первом пиру все, кто привыкли есть ритуально чистую пищу, получили ее. Там был кашрут высшего уровня. Каждый получил ту курицу, которую он хотел, с такой печатью, которая его устраивает. Что может быть лучше? На всех наслаждениях этого пира стояла печать кошерности, и все евреи стремились туда попасть. Только Мордехай противился этому, но его никто не слушал.
Мордехай понимал, что все намного сложнее, и что здесь есть более трудные проблемы, чем то, кошерна ли еда на пиру или является ли Аман идолопоклонником. Эту мысль можно пояснить на следующем примере. Как-то раз к раву Шломо-Залману Ойербаху, великому ѓалахическому авторитету нашего времени, подошел один еврей и задал вопрос: к сожалению, в наше время многие евреи, которые связывают себя узами еврейского брака, впоследствии не соблюдают многие законы семейной жизни, преступая тем самым строгие запреты Торы. Эту проблему можно решить, если заранее сделать брак недействительным – например, если свидетели на церемонии бракосочетания не будут отвечать требованиям Ѓалахи. Можно предложить еще лучшее решение проблемы: пусть такие евреи женятся на нееврейках! Это «сэкономит» нашему народу множество проблем! Такой вопрос задавался многим ѓалахическим авторитетам, и они говорили, что не знают, как на него ответить. Однако рав Ойербах тут же возразил, что это невозможно. Если в нашем народе распространятся смешанные браки, они вызовут намного больше проблем, чем несоблюдение законов семейной жизни. То же самое говорил и Мордехай: какой смысл, что евреи будут соблюдать кашрут, если еврейский народ прекратит свое существование? Будут евреи, но не будет еврейства. Мы часто стремимся соблюсти все детали и ограничения, но забываем о духе, который содержится в заповедях! Мордехай потому и назван в Свитке Эстер «иудеем», что он призывал евреев хранить свое еврейское самосознание.
 
Как можно спасти еврейский народ?
А теперь перейдем к Эстер, которая тоже вызывает немалое изумление. По мнению мудрецов, в начале описываемых в свитке событий Эстер была замужней женщиной. В Талмуде (трактат Ктубот, 3б) мудрецы задают вопрос: если Эстер была замужем, как же она пошла во дворец к Ахашверошу – ведь она публично преступила запрет, ради которого предписано даже пожертвовать жизнью! Все ранние толкователи («ришоним») спрашивают: почему мудрецы Талмуда подчеркивают именно то, что это был публичный грех, а не то, что речь идет о строжайшем запрете Торы – запрете разврата? На этот вопрос существует несколько ответов; основной из них гласит: поскольку Эстер была пассивной, в этом не было разврата. Но один раз она отправилась к Ахашверошу по собственной инициативе – когда пригласила его к себе на пир. Вот почему – утверждают толкователи – Эстер сказала: «И если уж погибать мне, то погибну» (4:16) – отныне она будет запрещена Мордехаю.
Мы приведем здесь толкование рабби Шломо из Радомска, автора комментария «Тиферет Шломо», который объясняет, на каком основании Эстер было позволено пойти к Ахашверошу по собственной инициативе. Он приводит слова рабби Нисима бен Реувена – одного из «ришоним» – о том, что если человек начал делать что-либо по принуждению, то даже если потом он сделал это добровольно, все решает начало. А раз с самого начала Эстер можно было идти к Ахашверошу – ведь она стремилась тем самым спасти еврейский народ, – то и в дальнейшем все ее действия рассматриваются как принудительные. Но в таком случае, почему же Эстер сказала: «И если уж погибать мне, то погибну»? Комментаторы поясняют: она думала, что если пойдет к Ахашверошу добровольно, то утратит свою долю в Грядущем мире. Почему же мудрецы того поколения не открыли ей заранее, что и в этом случае она будет разрешена Мордехаю? Отвечает автор «Тиферет Шломо», что на Небесах было решено не открывать ей этого, ибо народ Израиля можно спасти только при одном условии: чтобы человек был готов пожертвовать ради этого не только этим, но и Грядущим миром. Люди часто готовы спасти все человечество, но только при условии, что они сами от этого не пострадают. Но так невозможно ничего сделать.
 
Двойник царицы Эстер
У всего вышесказанного есть еще один аспект.
В книге «Зоѓар» приводится очень любопытное толкование. Там сказано, что Эстер никогда не входила к Ахашверошу, а посылала к нему своего двойника! (Виленский Гаон пишет в связи с этим, что неслучайно после свадьбы с Ахашверошем она поменяла имя Ѓадаса на Эстер. Ведь это имя созвучно слову «ѓестер» – сокрытие. Она просто «скрылась», то есть спряталась от Ахашвероша). Что же именно подразумевается в книге «Зоѓар»? Об этом много пишет в своих трудах Аризаль. Мы попробуем объяснить это на простом, понятном нам языке.
Для того чтобы пробудить кого-то, нужно быть досконально знакомым с действительностью, в которой он живет. Действительность во времена Мордехая и Эстер была непроста. Еврейский народ занимали ѓалахические нюансы, но он утратил внутренний дух еврейства. Аман говорит Ахашверошу: «Есть один народ». Аман ведет войну не против каждого еврея в отдельности, а против всего народа, и Мордехай понимает: чтобы спасти еврейский народ от гибели, нужно его пробудить, а это можно сделать, лишь «спустившись» в действительность, в которой он живет. Обратим внимание: сколько лет проводит Эстер во дворце Ахашвероша? Ее забирают туда в седьмой год царствования Ахашвероша, а все события Пурима происходят в двенадцатый год. Значит, она живет во дворце пять лет! Все эти годы она не знает, зачем она находится там; она живет как в тумане, не соблюдает субботу и кашрут, и вообще полностью лишена атмосферы еврейского дома. Пять лет она жертвует собой, не зная, когда наступит момент, в который от нее потребуется что-то совершить.
Что касается Мордехая, то и в его жизни много воды утекло за то время, что прошло с пира, состоявшегося на третий год правления Ахашвероша, и до двенадцатого года, в который он «не становился на колени и не падал ниц». Но все эти годы он тоже ждал возможности пробудить еврейский дух. И теперь он понимает, что время настало: если мы и сейчас будем кланяться Аману, от нас ничего не останется. Сейчас необходимо продемонстрировать всему миру, кто мы такие на самом деле. Мы – народ Израиля, который не становится на колени и не падает ниц! А для того, чтобы показать это, необходимо самопожертвование. Выше мы задали вопрос: как Мордехай осмеливается подвергать опасности себя самого, Эстер и весь еврейский народ? Ответом на это могут послужить приведенные нами выше слова Иерусалимского Талмуда: «Если нет народа Израиля, зачем нужен Песах?!» Зачем нам внешние признаки еврейства, если наш народ лишился своего внутреннего содержания?
 
Раскрыть в себе еврейскую сущность
Этот вопрос всегда стоит перед каждым евреем. Готов ли ты в нужный момент пожертвовать собой, чтобы раскрыть свою еврейскую сущность? А если нет, Вс-вышнему придется заставить тебя сделать это, не всегда самым легким и приятным путем. В Вавилонском Талмуде (трактат Санѓедрин, 97б) сказано, что если народ Израиля не желает делать тшуву, Вс-вышний ставит над ними жестокого правителя, подобного Аману. Давайте попробуем представить себе, что сказал Мордехай евреям, которые погрязли в наслаждениях на пиру у Ахашвероша. Наверное, они говорили: «Здесь пока все в порядке с ѓалахической точки зрения. Если же дело дойдет до идолопоклонства, мы сразу уйдем». Они знали, что нужно делать, когда настанет момент истины; и все же, когда этот момент настал, кто был готов пожертвовать собой ради того, чтобы народ пробудился? Только Эстер и Мордехай! Ведь если мы погружаемся в спячку, мы утрачиваем свой дух. И пробудить нас способен лишь тот, кто удостоился великой чести называться «иудеем».
 
Величие Пурима
Выше мы обсужали вопрос, в чем же заключается величие Пурима? Мы также упомянули толкование «Зоѓара», согласно которому Эстер подсылала к Ахашверошу своего «двойника». Это учит нас, что даже спустившись на самое дно, можно оставаться чистым изнутри. Эстер отдавала Ахашверошу лишь свою внешнюю оболочку, сохраняя внутреннюю чистоту и святость. «Выходит от Ахашвероша, окунается в микву и идет к Мордехаю» (Вавилонский Талмуд, трактат Мегила, 13б). Этим она убеждает Мордехая, что пробудить еврейский народ к святости и чистоте возможно. Ахашверошу она отдавала лишь тело, душа же всегда оставалась с Мордехаем. Так сказано в трудах Аризаля, с некоторыми добавлениями.
В книге «Орот ѓа-тшува» рав Кук объясняет, как человек делает тшуву. Он как бы говорит Вс-вышнему: «Владыка мира! Грех совершил не я, это был кто-то другой». В этом заключается смысл и Йом Кипура, и Пурима.
Как-то раз рабби Нахман из Брацлава приехал на постоялый двор, где он часто ночевал. На воротах были написаны всякие ругательства в его адрес. Рабби не обратил на них внимания, но его служка принял их близко к сердцу. Сказал ему рабби Нахман: «Скажу тебе начистоту: того Нахмана, которого они ругают, ругаю и я. Но я – не тот Нахман!»
 
Связь между Пуримом и Йом Кипуром
Так в чем же все-таки заключается связь между Пуримом и Йом Кипуром?
В Йом Кипур мы не занимаемся своей внешней личиной, а просто «снимаем» ее и остаемся в чистоте и святости. Почему воды миквы очищают? Потому, что мы заходим в них лишенными каких бы то ни было покрытий. В микве мы подобны младенцу в материнской утробе, где мы были чисты и безгрешны. Достичь чистоты Йом Кипура непросто, но еще труднее раскрыть внутреннюю сущность во внешних «одеяниях». В Пурим мы облачены в «одежды», полные нечистоты, пьем вино, что в другие дни года нам несвойственно. Мы привыкли пить вино в знак радости, но не в таких количествах, как в Пурим. В книге «Мате Моше», которую написал Коженицкий ребе, объясняется, что в Пурим мы напиваемся «до потери сознания», потому что Аман хотел убить нас, хотел увидеть, как мы лежим на земле, обливаясь кровью, мы же падаем на землю от изобилия вина, но не мертвыми, а полными жизни, а вместо нашей крови рекой льется вино цвета крови. Враги стремились лишить нас нашей внутренней сущности, мы же поступаем наоборот – не только раскрываем внутреннюю сущность, но и очищаем внешние одеяния.
Для этого нам нужны великие внутренние силы. Мы нуждаемся в таком праведнике как Мордехай, чтобы он помог нам. Этот путь порой тяжел, полон страданий, но в Пурим мы молим Вс-вышнего, чтобы нам больше не понадобился такой жестокий правитель как Аман.
 
Раскрыть внутреннюю сущность в других евреях
Все мы чувствуем, что в наше время еврейская сущность затуманена, и это вынуждает каждого из нас непрестанно снова и снова искать ее. Мы ищем ее в себе, и в не меньшей степени – в других евреях. Это является одной из самых важных задач нашего поколения. В Торе сказано: «И нарекла (Рахель) ему имя Йосеф, сказав: да прибавит мне Г-сподь другого сына!» (Берешит, 30:24). Рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон объяснял: каждый еврей должен взять другого еврея и превратить его в своего сына, и так у Вс-вышнего будет великое множество сыновей. Мы должны снять внешние одеяния с каждого еврея и обнаружить его внутреннюю «точку истины».
 
Пурим дает нам силу на весь год
Согласно всему вышесказанному, Пурим обладает силой даже большей, нежели Йом Кипур. Мудрецы движения Мусар обращают наше внимание на удивительную вещь. Как известно, в Йом Кипур, начиная с вечерней молитвы, при чтении «Шма Исраэль» мы произносим слова: «Благословенно славное Имя царствия Его во веки веков!» не шепотом, как в любой другой день, а вслух, ибо в этот день мы уподобляемся ангелам. И этому не препятствует даже тот факт, что всего пару часов назад каждый из нас, несомненно, с великим усердием исполнил заповедь завершающей трапезы, которая теперь отзывается в желудке приятной тяжестью. А на исходе Йом Кипура, когда тело измождено 25-часовым постом, мы не только произносим вышеуказанные слова шепотом, но и упоминаем наши грехи, произнося молитву: «А Он, милостивый, искупит грех»! Но ведь теперь наше тело очистилось благодаря посту – как же это объяснить? Мудрецы Мусара говорят, что главным является не то, что содержится в желудке, а то, что содержится в голове. В начале Йом Кипура желудок полон, но голова сосредоточена на посте и молитве. На исходе же Йом Кипура – желудок хоть и пуст, но мысли устремлены к чашке чая… Возвращение к обыденной жизни после Йом Кипура требует от нас значительных усилий – слишком уж резкий переход. После Пурима же «приземление» намного более плавное, поскольку нет такого резкого различия между Пуримом и обычными днями. Пурим дает нам силу на весь год раскрывать нашу внутреннюю сущность даже там, где властвуют внешние «одеяния».
 
Почему в Пурим пляшут?
В завершение приведем притчу, которую рассказывал Бааль-Шем-Тов об отношениях между телом и душой. Это притча о царском сыне, который отправился в далекие края. Он много лет не был дома, и вот ему пришла долгожданная весточка от отца. От радости ему захотелось выйти на улицу и плясать до упаду, но он побоялся, что его сочтут за сумасшедшего. И тогда он выставил угощение и выпивку для всех жителей города, привел музыкантов, и все горожане, наевшись и напившись, пустились в пляс. Они пляшут, оттого что выпили, а он пляшет, оттого что он царский сын и получил весточку от отца. Так и мы пляшем в Пурим не потому, что этого хочет тело, а потому, что к этому стремится душа.



Рав Лев Кацин
"У человека должен быть стержень"
– Что делать, если босс требует, чтобы работник совершил поступок, противоречащий его совести? - спросил я члена Ассамблеи штата Нью-Йорк Алека Брука-Красного.
– У человека должен быть стержень, согласно которому он идет по жизни, - ответил Алек. - И если он оказывается на работе в моральном тупике, у него должен быть план Б…
Уважаемый политик дал прагматичный совет, однако в реальной жизни отнюдь не всегда существует план Б. При этом никто из нас не знает, как бы он поступил, - до тех пор, пока не окажется в подобной ситуации. Многие хотели бы жить по совести, ничем не рискуя. Однако настоящий поступок подразумевает готовность самоотверженно пожертвовать чем-то во имя своих принципов. Проходя проверку на прочность, человек выражает свою сущность, благородство души или эгоизм и подлость…
Некоторое время назад в программе профессора Колумбийского университета Чарльза Хоббса Time Power я услышал следующую историю.
– Предлагаю тебе членство в совете директоров нашей компании, повышение зарплаты и пакет акций, - обратился глава совета директоров преуспевающей компании к молодому менеджеру. - При одном условии: ты будешь голосовать так, как я скажу.
– Став членом совета директоров компании, я должен буду представлять интересы всех вкладчиков, а не только ваши, - возразил менеджер.
– Тогда я тебя уволю.
У менеджера не было плана Б, и он, конечно, мог бы принять предложение, надеясь потом разрешить проблемы чести и совести. Однако если бы он уступил давлению в тот момент, то последовали бы и другие незаметные отступления, которые привели бы его совсем не туда, куда он хотел по жизни идти. Потому менеджер отказался. Придя домой, он сказал жене, что потерял работу и не знает, как они будут жить. Через несколько месяцев его нашли два инженера этой компании, сказали, что открывают новую фирму, и предложили ему стать ее менеджером…
Какой план Б был у рава Ицхака Зильбера, когда его, учителя математики казанской школы, спросили во время педсовета: «Неужели вы верите в Б-га?» - «Да, я верю в Б-га!» - ответил он, несмотря на то, что в сталинские времена ему угрожало гораздо больше, чем увольнение с работы.
Во время обыска в квартире рава Зильбера нашли облигации, которые ему дали на хранение. Его попросили назвать имя этого человека. У рава Зильбера не было плана Б, но он не хотел быть доносчиком, даже если это означало оказаться в тюрьме.
Для того чтобы с честью прожить свою жизнь, человеку нужен не столько план Б, сколько план А - умение полагаться на Вс-вышнего. Настоящая вера вдохновляет человека верить в себя, дает силы и мужество быть верным своим убеждениям, не прогибаться даже перед лицом давления, угроз или шантажа…

Какой план Б был у Мордехая и Эстер?
Узнав о нависшей над евреями опасности, Мордехай передал Эстер послание, прося ее пойти к царю и заступиться за свой народ. «Тот, кто незваным придет к царю, и царь не протянет к нему жезла, будет казнен», - возразила Эстер. «Не думай, что ты одна из всех евреев спасешься в царском дворце, если ты промолчишь в это время, то спасение придет к евреям из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете, - ответил Мордехай. - И кто знает, не для этого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Книга Эстер, 4:10–16).
«Спасение придет из другого места», - сказал Мордехай, намекая на Вс-вышнего, который всегда может найти посланников для спасения народа вечности, объясняет Ибн Эзра.
Мордехай предупредил Эстер, что если она не спасет народ, то и сама не спасется. Ведь тот, кто спасает других, удостаивается спасения, но тот, кто упускает эту возможность, сам может погибнуть. Мордехай сказал Эстер, что пропадет на только она, но и дом ее отца, намекая на то, что оба они - потомки царя Саула, который не уничтожил врага евреев Амалека. Теперь же Мордехаю и Эстер представилась возможность исправить ошибку «дома их отца» - царя Саула - и уничтожить потомка Амалека Амана, который готовил расправу над евреями, объяснил Альших.
Потому в момент испытания человек должен сказать себе: «Может быть, для того чтобы с честью повести себя в этой ситуации, я и пришел в этот мир?» - писал Хофец Хаим.

Рав Михаэль-Менахем Гитик
Два жребия
Название, данное мудрецами празднику чудесного спасения Израиля, отражает суть произошедшего: пур – жребий, судьба. Но отчего множественное число - Пурим?
Гурский Ребе, автор «Сфат Эмет» использует непреложное правило Торы – всякий раз, когда не указано конкретное количество, речь идет о минимальном множестве, о двух.
Уничтожение нашего народа невозможно в принципе, ибо противоречит Замыслу Вс-вышнего. А, следовательно, максимально приблизившись к своей цели, Ґаман обеспечил собственную гибель. И виселица, и бессонница, даже неосторожные (для опытного царедворца – невозможные!) слова о царском коне и облачении также, как и все остальные «случайности» были детерминированы жребием Ґамана.
Вот только кидая свой жребий, не понимал Ґаман, что вызывает к жизни (детерминирует) наш жребий. Так и получился Пурим – Два жребия!
В качестве красивейшей иллюстрации – мидраш. Вначале метал Ґаман жребий на дни недели, но у него ничего не получалось. Тогда стал он метать на дни месяца, и получилась самая далекая (от 14 числа весеннего месяца нисана) дата – 13 адара.
Смысл мидраша, объясняет Гурский Ребе, в противопоставлении шабата и новомесячья. Шабат находится над системой сил, задействующих этот мир. Идея же новомесячья – это вмешательство во внутренний распорядок материального мира. Отсюда двойственность жребия Ґамана: Тринадцатое адара – да, но наоборот!


Рав Авраам Ицхак Кук
Из книги Рава Моше-Цви Нерия
Перевод Ханы Ар-Шалом
В Вавилонском Талмуде, в трактате Эрувин (61а) сказано: «Чем отличается захмелевший от пьяного? Захмелевший – это тот, кто может говорить перед царем, а пьяный – тот, кто не может говорить перед царем». Общепринятое толкование гласит, что если человек находится в какой-то степени опьянения, ведет себя пристойно, но не может говорить перед царем, то в таком состоянии ему запрещено молиться.
В своем комментарии на молитвенник Олат раайя рав Кук дает совершенно иное толкование: 
«Та степень опьянения, которая в Талмуде называется “не может говорить перед царем”, на мой скромный взгляд, является довольно значительной степенью опьянения. Сказали наши мудрецы, благословенна их память: “Вино рассеивает сильный страх” (трактат Бава батра, 10а). Имеется в виду, что если пьяный в тот момент, когда его не охватывает сильный страх, не может толково изложить свои мысли, однако если он увидит царя, то от страха тут же протрезвеет и сможет выражаться толково, – то в таком состоянии ему можно молиться. И только если он достиг такой степени опьянения, что даже страх перед царем не заставит его протрезветь, – тогда ему запрещено молиться». 
Однажды я слышал от рава Кука подробное объяснение этого комментария:
С чем это можно сравнить? С солдатом, который стоит на карауле, и ему строжайше запрещено пить водку. Но вот приходит его товарищ и угощает глотком-другим. Солдат хмелеет, и тут до него доходит весть, что офицер собирается обойти всех караульных с проверкой. Страх, который охватывает его, помогает ему протрезветь. Если же он полностью опьянеет, то даже страх не поможет ему собраться с мыслями. Рав Кук заговорил о молитве. Даже когда человек находится в состоянии, которое наши мудрецы назвали «пока не перестанет различать “проклят Ѓаман” и “благословен Мордехай”», страх перед Царем царей должен возвратить его в состояние, о котором сказано: «Знай, пред Кем стоишь ты». 
После этого рав встал, призвал встать всех сидящих за столом и крикнул по-русски: «Смир-но!» Он обвел взглядом всех присутствующих, увидел, что все стоят прямо и твердо, и объявил: «А теперь мы сможем прочитать вечернюю молитву!»
Рав Меир Брук
10 сфирот и Аман
Сюжет Пуримской истории содержит не только описание внешних событий, но и скрывает в себе различные глубинные идеи, скрытые от глаз людей несведущих. 
После того, как в конце Пуримской истории издается приказ повесить Амана - к этому приказу производится добавление - повесить на том же дереве десять сыновей Амана.
Говорят мистики, что часто когда в тексте упоминается дерево - это можно интерпретировать в том числе и как каббалистическое «дерево сфирот». 
Десять повешенных на дереве сыновей Амана - обозначает 10 сфирот, которые отражают структуру сил антисемитизма.
Из этого мы выводим несколько важных идей.
Во-первых, это нам говорит, что структура сфирот описывает не только Высшие духовные миры Святости, но и глубинную суть сил зла.
Во-вторых, эта схема поможет нам более адекватно разобраться в самой природе антисемитизма.
Очень часто лекторы по иудаизму говорят, что антисемитизм «иррационален», потому что евреев обвиняют одновременно в противоположных «грехах», и за то что мы бедные (не работаем, а учим Тору) и за то что мы богатые (захватили мир), обвиняют нас и интеллектуалы и простаки и др.
На самом деле говорить об иррациональности антисемитизма - не всегда является полезным подходом. 
Более точно сказать, что в антисемитизме присутствуют различные (в том числе противоположные) аспекты, отражающие структуру дерева сфирот. 
На языке мистиков это называется «десять сфирот ситра ахра», где термин «ситра ахра» - переводится с арамейского как «задняя сторона» и обозначает силы противоположные добру.
Чтобы победить силы зла - нам необходимо активировать в себе «десять сфирот стороны святости».
Для этого Аману противостоит «дуэт» «светлых сил» - в лице Эстер и Мордехая.
Эстер (переводится как «скрытость») символизирует Высшую духовную скрытую силу, которая может очищать мир от сил зла и приводить в мир силы святости. Эта сила находится выше, чем силы Амана.
Мы должны понять, что не политика (с ее манипулятивными технологиями) должна управлять миром, а Высшие духовные силы.
Исходя из сюжета - когда Царь повесил Амана, он назначил на освободившееся руководящее место еврея Мордехая. 
Мордехай - символизирует «открытые» силы добра, которые также должны быть устроены по принципу «дерева сфирот».
Рав Меир Брук
Вешать зло - символика. По мотивам финала Пуримской истории
В Торе и Танахе - есть несколько упоминаний сюжета - о повешении.
Аризаль дает интересный разбор - истории про виночерпия и пекаря, которым Йосеф дал предсказания, согласно интерпретации их снов..... Пекарь был повешен....
Повешение - это одна из четырех казней, которыми казнил еврейский суд....
(точнее - повешение это фрагмент одной из казней)
У этих казней - есть глубокий мистический смысл, помимо буквально-судебного...
В финале Пуримской истории - идут подробности про повешение Амана (и его 10 сыновей).
Постараемся проанализировать суть этой процедуры - по отношению к злу, которое персонифицировал Аман...
Это только частичный список, его можно и углубить...
а) при повешении - зло отрывают от земли - (от малхут) - то есть от возможности влиять на наш материальный мир.
б) при повешении - зло поднимают (и вынимают из «подполья») - из тени - на Свет Б-жий.
Таким образом - лишают зло возможности скрыто
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Пурим (часть 2) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


Free counters!


  • Copyright © 2008. Кахане жив, Кахане прав!
    Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля.
    У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Март 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Статистика