::И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: "КТО ЗА БОГА - КО МНЕ!":: (Тора, Шмот 32:26)
::Всякий, кто ревнует Закон и состоит в Завете, да идет вслед за мной":: (Первая книга Маккавеев, 2:27)

Пурим (часть 1)

  • Сообщить о ошибке
9-02-2012, 13:21 Разместил: jude Просмотров: 2 023
Рав Лев Кацин
Не вставать на колени!
Иногда картина может быть выразительней, чем тысячи слов. Эта мысль находит свое подтверждение в снимке, который вызвал недавно настоящий фурор. Множество пользователей социальной сети Facebook выражали свое восхищение мужеством неизвестного мужчины, который, находясь среди приветствующих Гитлера нацистов, нашел в себе мужество не вытянуть руки. Снимок этот был сделан в 1936 году во время спуска на воду немецкого военного корабля в Гамбурге. Лишь в 1991 году родственники героя увидели этот снимок в немецкой газете и узнали Августа Ландмессера, которого фашисты бросили тюрьму за то, что он женился на еврейке. Одна из чудом выживших его дочерей написала книгу о том, как была уничтожена ее семья.
Оправдываясь, нацистские преступники утверждали, что они лишь «выполняли приказ». Однако, как показывает история, не все подчинялись приказам. Мы восхищаемся людьми всех времен и народов, которые не вставали перед злом на колени…
Еще первый еврей Авраам отказался кланяться Нимроду и был брошен за это в огонь. С тех пор его потомки стали примером самоотверженности и мужества.
«Что такое еврей? - спрашивал Лев Толстой в 1891 году. - Этот вопрос вовсе не такой странный, каким он может показаться на первый взгляд. Посмотрим же, что это за особое существо, которого все властители и все народы оскорбляли и притесняли, топтали ногами и преследовали, жгли и топили, и который назло всему этому все еще живет и здравствует. Что такое еврей, которого никогда не удавалось сманить никакими соблазнами в мире, которые его притеснители и гонители предлагали ему, лишь бы он отрекся от своей религии и отказался от веры отцов? Еврей - это святое существо, которое добыло с неба вечный огонь и просветило им землю и живущих на ней…»
Стремясь уничтожить евреев, фараон приказал убивать новорожденных мальчиков. Однако, несмотря на смертельную опасность, акушерки отказались подчиниться приказу: «Но повитухи трепетали перед Вс-вышним и не сделали того, что говорил им царь Египетский, оставляя детей в живых» (Шмот, 1:17).
«Разве для того чтобы не убивать детей, недостаточно просто быть хорошим человеком? - спрашивал на уроке рав Ицхак Эзрахи, глава иешивы «Мир» в Иерусалиме, и отвечал: - Страх перед злодеем может заставить человека совершить преступление. И этот страх можно преодолеть лишь еще более сильным страхом - страхом перед Вс-вышним!»
Все в Персии падали ниц перед злодеем Аманом. Все, кроме еврея Мордехая, который «не кланялся и не поклонялся».
Многие тогда опасались, что Мордехай накликает беду на всех евреев. «Даже Яаков поклонился негодяю Эйсаву!» - утверждали они. «Мордехай из колена Биньямина, который не кланялся Эйсаву», - объяснили мудрецы Талмуда поведение Мордехая. Яаков и его дети поклонились Эйсаву, однако Биньямин в то время еще не родился. Не случайно Иерусалимский Храм будет построен на территории колена Биньямина, писал Магараль из Праги. Ведь Храм - это место, которое избрано для бескомпромиссного служения Вс-вышнему, так же и колено Биньямина избрано во имя бескомпромиссного служения добру, а не злу.
Конечно же, во многих жизненных ситуациях человек должен уметь находить компромисс. Это могут быть вопросы финансов, вкусов или привычек. Однако в тех ситуациях, когда еврея пытаются лишить его души, святости, Торы, он должен находить в себе мужество и не вставать на колени!
Каждый из нас может найти вдохновение и силы для того, чтобы преодолеть страх перед человеком, внимательно прочитав слова Рабейну Бахья (1250–1340) из его книги «Обязанности сердца», глава об «Уповании» («Шаар а-Битахон»): «Человек, который полагается на Вс-вышнего, не будет поклоняться никому и ничему другому. Он не будет поклоняться людям, возлагая свои надежды на человека, не будет выслуживаться перед людьми, пытаясь завоевать их расположение, не будет им льстить. Он не будет соглашаться с ними в вопросах противоречащих его служению Вс-вышнему, не будет бояться их или опасаться вступить с ними в спор. Он сбросит с себя бремя их одолжений, для того чтобы не быть обязанным выражать им свою благодарность, возвращать им одолжения. И если будет необходимо в соответствии с законом Торы упрекнуть их, то он не будет опасаться их прославленного статуса и без стеснения выразит им свое осуждение, не трепеща перед ними и не соглашаясь с ложью».

Зеев Гейзель
Обычаи праздника Пурим
1. 13 Адара - Пост Эстер. Продолжается с утра до выхода звезд. Он установлен в память о трехдневном посте евреев, проживавших в столице Шушан, которые, узнав о рассылке писем с приказом истребить народ Израиля постились 13, 14 и 15-го Нисана и молились, чтобы злодейский план не осуществился.
Существует обычай надевать в день Пурима карнавальные костюмы и маски, а также разыгрывать Пуримшпиль (веселое представление).
2. Каждый человек - будь то мужчина или женщина, обязан слушать чтение Мегилат Эстер вечером и утром (141:7).
Многие авторитеты считают, что в Пурим не произносят песнь благодарности Вс-вышнему - Алель, - так как чтение Мегилат Эстер - само по себе выражение благодарности Тому, Кто спас сынов Израиля от неминуемой гибели. Мы читаем свиток, в котором рассказывается о спасении и ни разу не упоминается имя Вс-вышнего. Но это не скрывает от нас чудо спасения, а лишь помогает еще полнее выразить благодарить Творцу, Который остается с нами даже тогда, когда скрывает Себя.
3. Каждый человек в день Пурима обязан послать два вида еды хотя бы одному еврею, как сказано: "И посылка угощений от человека его ближнему" (Мегилат Эстер, 9:22).
Угощением называется то, что готово для употребления в пищу без дополнительного приготовления. Тот, кто пошлет больше угощений - и не одному, а нескольким своим друзьям, - достоин похвалы. Но если средства человека ограничены, то лучше, вместо того чтобы умножать подарки знакомым или покупать продукты для праздничной трапезы (на которую обычно приглашают своих близких), помочь нуждающимся, ибо нет большей радости для Вс-вышнего, чем когда радуется сердце неимущего, сироты и вдовы. Всякий, кому удается обрадовать несчастных людей, похож на Шхину (раскрытие Присутствия Творца в этом мире), как сказано "Оживить дух униженных и оживить сердце людей, раздавленных горем" (Йешаяу, 57:15; Кицур Шулхан Арух, 122:1).
4. Чудо Пурима связано с вином. Поэтому наши мудрецы обязали нас пить в этот день до состояния опьянения. Так заповедали они нам: "Должен каждый человек в Пурим пить вино до тех пор, пока он не перестанет различать между "проклят Аман" и "благословен Мордехай", и уж, по крайней мере, пусть еврей выпьет больше обычного в память о великом чуде и приляжет вздремнуть, чтобы, когда он спит, не различать между "проклят Аман" и "благословен Мордехай" (Кицур Шулхан Арух, 122:6).
5. Даже тот человек, который живет на подаяние (не говоря обо всех остальных), обязан дать подарки двум беднякам (Мегилат Эстер, 9:22). В Пурим, когда дают цдаку, не выясняют, действительно ли нуждается человек, а помогают по мере возможности каждому протянувшему руку. Тот, кто живет в месте, где нет бедных, пусть отложит деньги для того, чтобы передать их нуждающемуся в помощи человеку, как только встретит такого (Кицур Шулхан Арух, 122:3).
Заповедь помочь нуждающемуся - вечная: распространяется на все времена года и дни недели ( в субботу не дают цдаку, но приглашают в гости, чтобы напоить и накормить неимущих). Но в Пурим она обретает дополнительный смысл, настолько важный, что превращается в особое повеление - дать подарки двум беднякам.

Рав Элиезер Меламед
Перевод Ханы Ар-Шалом
Месяц Адар, строительство Мишкана и заповедь "просто быть евреем"
«Пока разум не исчезнет вовсе...»
Пишет Маараль из Праги о празднике Пурим:
«... И потому дни Пурима – это дни пиршества и веселья, которые являются удовольствиями тела, и необходимо дойти до такой степени опьянения, пока разум не исчезнет вовсе, как сказано: «Человеку следует опьянеть настолько, пока он не перестанет различать «проклят Аман» и «благословен Мордехай». То есть, поскольку в дни Пурима нам заповедано пировать и веселиться, что является наслаждением для тела, то следует стремиться только к ублажению тела, пока разум не исчезнет вовсе, потому что тело и разум – это две противоположности, и если один из них крепнет, то второй слабеет. И каждый, кто в обычное время руководствуется разумом, а не предается телесным удовольствиям, должен в Пурим опьянеть настолько, пока не перестанет различать «проклят Аман» и «благословен Мордехай», и тогда разум исчезнет вовсе и человек станет подчиняться только телу. Он не сможет даже отличить «проклят Аман» от «благословен Мордехай», и хотя все веселье Пурима основано на «проклят Аман» и «благословен Мордехай», он утратит способность понимать даже это, а тем более другие, более сложные вещи».
В этих словах Маараля таится ключ к понимаю всего, о чем мы говорили до сих пор.
Ниже Маараль объясняет, что Аман пытался осуществить стремление Амалека – уничтожить евреев именно физически, уничтожить тело народа, как сказано в Мегилат Эстер (3:13): «...всех евреев, от отрока до старца, и детей, и женщин... а имущество их разграбить». Это не война идеологий, не война разума, а война на «простое» физическое истребление. Но с более глубокой точки зрения, именно эта война может подрубить народ «под самый корень». Аман был первым в истории, кто показал миру, что в самом простом, физическом существовании евреев есть святость. Аман был первым истинным расистом, задолго до Гитлера. Он был первым, кто боролся с самим фактом существования еврейского народа.
Чему же хочет научить нас Маараль? Тому, что глубинная сущность еврея заключается не в его изучении Торы, и даже не в исполнении заповедей, а в самом факте того, что он еврей. Аман вел борьбу не на жизнь а на смерть не с философией, не с разумом народа, а с его телом.
Интересно, что в Мегилат Эстер не говорится «сыны Израиля», и не «народ Израиля», а просто – «евреи». Книга Сфат Эмет объясняет, что во времена Артаксеркса наш народ не был в большой чести, но «евреями» мы были всегда.
В Хануку греки стремились сломить наш дух, и поэтому мы благодарим Творца за победу, читаяГалель – славословие Вс-вышнему, которое возвышает дух. В Пурим враги пытались истребить наше тело, и поэтому ликование победы принимает чисто телесную форму – пить вино и опьянеть так, чтобы разум исчез вовсе и тогда станет ясно, что и тело наше – чисто и свято. Эта война – самая тяжелая из всех войн.
 
«Пурим – как Йом а-Кипурим»
Наши Мудрецы сказали, что Пурим подобен Йом Кипуру – с одной стороны, эти два праздника похожи, а с другой – ровно противоположны. Что имеют в виду Мудрецы? Йом Кипур – это единственный день в году, когда еврей должен полностью забыть о своем теле и подчинить его разуму; а Пурим – это единственный день в году, когда еврей должен полностью забыть о разуме и подчинить его телу. В Йом Кипур наш главный враг – йецер а-ра (дурное начало в человеке). В Пурим главный враг – злодей Аман.
Следовательно, для того чтобы достичь необходимой духовной ступени в Йом Кипур, мы должны помнить, что наша высшая святость заключается в том, что мы являемся евреями. Вс-вышний создал меня евреем, и этого достаточно, чтобы я стал представителем Его и еврейского народа. Именно с этим боролся Амалек, и именно об этом пишет Мегилат Эстер. Ни в одной другой из тридцати четырех книг Священного Писания наш народ не называется просто «евреи». Здесь имеются в виду «жиды», чья единственная вина заключается в том, что они евреи.
Теперь нам становится ясен смысл заповедей праздника Пурим. Что должен делать еврей в Пурим? Позаботиться об угощении для ближнего; и это для того, чтобы мы не забыли в этот день о нуждах тела.
Пурим назван «днем пиршества и веселья». Что же такое настоящее веселье, настоящая радость?
Истинная радость в том, чтобы убедиться, что нет в мире ничего, что не имело бы прямой связи с Источником. Не только еврейское мировоззрение происходит напрямую от Вс-вышнего, но и каждый орган, каждая клетка нашего тела. Только зная это, можно достичь истинного веселья.
Почему мы веселимся в Песах? Потому, что Вс-вышний вывел нас из Египта. А в Шавуот? Потому, что Он даровал нам Тору. А в Пурим? Потому, что Он «не создал нас неевреями». Это единственная причина, которая превращает этот день в «день пиршества и веселья».
 
Почему в Пурим нет запрета на выполнение работы
В Пурим, несмотря на всю важность этого праздника, разрешено выполнять любую работу. Рав Кук объясняет, что в Пурим не требуется никаких ограничений на физические действия. Во все другие праздники есть запрет на выполнение определенных работ (даже в Хануку есть запрет на выполнение работы в то время, пока горят ханукальные свечи). Этот запрет призван дать еврею возможность поразмышлять о святости праздника. В Пурим же не нужно размышлять – любое простое действие выражает святость.
На одной из пуримских трапез (в 1934 году) рав Кук сказал:
«И с высоты ступени «пока не перестанет различать «проклят Аман» и «благословен Мордехай» мы сможем обнаружить в себе того еврея, которого не знали до сих пор, и брат узнает брата, и рука протянется к руке, и прозвучит великий глас: «Вставайте и взойдем на Цион, к Господу, Богу нашему!» (Ирмеягу 31:5). И как в дни воскурений (в Храме), так и теперь скажут народы: есть один народ, сплоченный, единый и неодолимый в силе своей» (Маамарей а-Раая стр. 157).
 
Месяц Адар и Мишкан
В Торе, в недельной главе Пекудей, говорится: «И сказал Господь Моше, говоря: в первый день первого месяца поставишь ты Скинию шатра соборного» (Шмот 40:1-2). Вс-вышний сказал «поставишь», а не «построишь» – значит, Мишкан был уже готов. Первый день первого месяца – эторош-ходеш месяца Нисан. Построение Мишкана началось на следующий день после Йом Кипура. «Поставишь Мишкан» – оставалось только поставить его. Мудрецы говорят, что работа по построению Мишкана длилась три месяца. Если она началась одиннадцатого Тишрея, на следующий день после Йом Кипур, то подошла к концу в месяце Тевет. По этому мнению, Скиния была готова примерно за два месяца до того, как состоялось ее освящение.
Но Мидраш приводит и другое мнение:
«Раби Ханина говорит: первого Адара закончилось построение Мишкана. Но Вс-вышний хотел приурочить празднество освящения Мишкана к дню, когда родился праотец Ицхак, а поскольку Ицхак родился первого Нисана, сказал Вс-вышний: вот, Я смешиваю для вас две радости» (Танхума Пекудей 11).
На первый взгляд, этот Мидраш производит странное впечатление. Почему именно рош-ходеш Адар?Может быть, потому, что это начало месяца, который в будущем станет месяцем веселья.
Второй вопрос: почему нужно было ждать с освящением переносного Храма? Можно было бы понять, что евреи ждали, потому что Вс-вышний приказал освятить Мишкан именно в рош-ходеш Нисан. Но, оказывается, этот день выбран для того, чтобы «сэкономить» и соединить два празднества?
После всего, сказанного нами о Пуриме,  ясно и это. Мишкан, переносной Храм – место пребывания Божественного присутствия. Его строительство было завершено в рош-ходеш Адар. Великая радость освящения Мишкана оказывает влияние на весь этот месяц. Освящение Мишкана состоялось в день рождения Ицхака, потому что Ицхак – единственный из всех Праотцов, чье имя ни разу не было повторено дважды. Вс-вышний, обращаясь к каждому из Праотцов, повторял его имя дважды: «Авраам, Авраам», «Яаков, Яаков». Книга Зоар говорит, что это потому, что есть духовный Авраам и телесный Авраам, духовный Яаков и телесный Яаков. И только у Ицхака два эти понятия были неразделимы.
Между началом месяца Адар и началом месяца Нисан, то есть в течение всего месяца Адар, Мишкан готов и ждет освящения. Освящение состоится в день рождения человека, который научил нас, что душа и тело – это одно целое.
Адар, как было сказано, – месяц веселья. И в середине этого месяца евреи, которые в Мегилат Эстер названы просто евреи – своим самым простым, самым будничным, самым святым именем, – выполняют завет царицы Эстер: «Иди, собери всех евреев», и сделав это – едят и пьют. Это и есть «и сделали его днем пиршества и веселья».
А потом?
Потом наступит месяц Нисан, и мы, с Божьей помощью, освятим Мишкан, чтобы соединить вовеки душу и тело.        

Рав Зеев Мешков
Главное в свитке Эстэр
Что это? 
Неужели наши праздники  превратились в формальность? В Песах  мы едим мацу и забываем о том, что  нам следует совершить Исход. Может быть, справедливо непонимание сына-простока, который смотрит на то, что происходит за столом, и спрашивает: «Что это?». Вместо того, чтобы встать и купить билет на самолет, вылетающий в Израиль, мы продолжаем исполнять заповеди в изгнании. Что это? Как это понять? Ведь следовало бы вспомнить, что одно из обещаний, данных народу в период Исхода, звучит так: «И приведу вас в Землю, о которой Я (поклялся), подняв руку, обещав отдать ее Аврааму, Ицхаку и Яакову. И отдал Я ее вам в наследие. Я - Б-г» (Шмот 6:8). Но почему-то у нас по-прежнему нет уверенности, что эта Земля принадлежит нам. Религиозный мир Израиля не говорит решительно «нет», когда речь заходит об отказе от суверенитета Израиля над важнейшими частями страны и передачи ее в руки врага. Так и хочется спросить: «Что это?» Зачем вы едите мацу, если она не вселяет в вас дух свободы и национальной гордости, если даже приехав на родину, вы сомневаетесь в том, что она дана вам Б-гом? Большая часть народа остается в странах изгнания. Это ведь насмешка над Торой, ее заповедями. А царь Давид сказал «Счастлив человек, который… в собрании насмешников не сидел» (Теилим 1:1).  

Поколение, в котором не был  построен Храм, подобно тому, которое разрушило его
В Хануку мы едим суфганийот и забываем о том, что призваны бороться за построение Храма. Храмовая гора остается в руках международного исламского комитета. Молиться на Храмовой горе евреям запрещено. Вход ограничен. А мы, несмотря на все галахические постановления (не политические), продолжаем утверждать, что до прихода Машиаха Храм строить запрещено. Рамбам нам не указ, поведение пророков и величайших мудрецов (восстановление Храма после возвращения из вавилонского плена) нам не указ. Ждем, когда Храм упадет с небес.  

Веселый праздник Пурим 
В Пурим –  ну тут мы, казалось бы, в своем  праве: можем как следует выпить и забыть обо всем. Да, человек и пьет для того, чтобы забыть все горести прошлого. И тут нельзя не согласиться: в праздник победы нельзя думать о грустном. Нужно радоваться. И вот, чтобы забыть обо всех наших потерях на протяжении всех поколений в изгнании, потерях во время погромов, которые, в отличие от Пурима, не обернулись спасением, потерей во время Катастрофы, потерей от ассимиляции – для того, чтобы забыть обо всем этом надо, как следует выпить. Но когда-то же надо задуматься над причиной всего этого. Может быть в пост, который предшествует Пуриму?  

Что сделал Амалек? 
«Помни, что сделал тебе Амалек…». А что он, собственно, сделал? Напал, убил? Это ужасно. Но он причинил нам и духовный вред. Мудрецы Талмуда называют Амалека насмешником. Один из величайших мудрецов прошлого века, Рав Хутнер, разъясняет, что насмешник принижает ценность того, что важно, того, что представляет собой ценность. Это сделал нам Амалек! Он ударил по нашей вере в Тору, в заповеди, во все, что связанно с духовностью. И об этом рассказывает «Мегилат Эстэр». Рассказ начинается с описания пира в столице Шушан на третий год правления царя Ахашвероша. На пиру присутствует немалое число евреев. Они ни в коем случае не нарушают законы кашрута – еда и вино заказаны в кашерных ресторанах, женщины сидят отдельно, мужчины отдельно. Если бы Вашти пришла в неподобающем виде, евреи бы вышли, пока это представление не закончится. Все хорошо… Кроме…Это собрание происходит через пять лет после того, как царь Кореш (Кир) дал сыновьям Израиля право переселяться через Ярдэн, селиться в разрушенной Иудее и возводить Храм. Кому нужны подтверждения того, что в пророческих книгах Эзры и Нехемии верно отражены события, пусть поедет в Национальный Британский Музей и посмотрит там декларацию Кира, записанную на камне. Значит, всего этого можно было избежать, если бы сыновья  Израиля встали и пошли, пересекли пустыню и вернулись на родину… В трактате Йома (9а) говорится, что если бы сыновья Израиля вернулись, то чудеса были бы такими же, как при исходе из Египта. Почему же мы сегодня не говорим, что если вернутся все сыновья Израиля в Землю, произойдут чудеса? Это то, что сделал нам Амалек – мы разучились серьезно относиться к написанному.  

Насмешка 
Ахашверош сидел  на пиру в одеждах первосвященника. А сыновья Израиля сидели за столом и говорили «лехаим» на кашерное вино. Они спрашивали друг друга «Как дела?». И отвечали друг другу: «Все в порядке». Это ли не насмешка? И все это из-за Амалека. Девальвация  ценностей, подмена цели средствами: кашрут, как и все остальные заповеди, дан, чтобы приблизиться к Б-гу, а не как самоцель. А как можно приблизиться к Б-гу, выпивая и закусывая кашерным, но не возвращаясь в Землю, чтобы построить Храм, где происходит встреча человека с Б-гом? Не только не возвращаясь, но и перестав понимать, что Храм – святое, и никому не дано насмехаться над ним! Пьяный царь сидит в одеждах первосвященника, а мы говорим: ну что такого? Это и есть насмешка, наша насмешка над самым святым. Само соблюдение заповедей кашрута, да и других заповедей, в такой ситуации, когда мы могли встать и уехать, но остались, становится насмешкой. Это то, что сделал нам Амалек – он сделал из нас насмешников, похожих на него. Он научил нас хвататься за второстепенное, забывая о сути. Не случайно мудрецы Торы спросили: «Откуда Аман из Торы?». Т.е., где есть намек на то, что он должен появиться в нашей истории? И сами же мудрецы ответили: «В словах: «А не с того ли дерева, о котором Я приказал тебе: не ешь с него, - ты ел?» (Хулин 139б). Слово «амин» (а не...) совпадает по написанию со словом «Аман». А ведь грех Адама как раз и состоял в том, что он отбросил главное и ухватился за второстепенное, оставил дерево жизни и ухватился за дерево познания добра и зла, оставил прямую связь с Б-гом и ухватился за чувственное восприятие мира и его познание путем проб и ошибок. Так и мы. Оставили главное – Землю, на которой растет дерево жизни (так пишет Раши в комментарии на главу Бешалах), Храм, который дает прямую связь с Б-гом. И ухватились за заповеди (важные сами по себе, но лишенные смысла без стремления к Б-гу). Рамбан утверждает, что заповеди за пределами Земли Израиля следует соблюдать только для того, чтобы, вернувшись на родину, не забыть, что и как делать (Ваикра 18:25). Повествование свитка Эстер заканчивается духовной победой над Амалеком: «И у евреев был свет, и радость, и веселье и главное» (8:16). Причем тут Амалек? А вот при чем… Мудрецы Талмуда сказали: «Свет – это Тора, радость – праздники, веселье – обрезание, главное – тфилин» (Мегила 6б). Т.е. для евреев Тора престала быть инструкцией по исполнению формальных действий, а превратилась в свет жизни, радость вселяли не пиры в Шушане, а еврейские праздники, введение в союз с Б-гом стало весельем – открытым торжеством и гордостью своей избранностью, а главным стал тфилин – напоминание о том, что Имя Б-га лежит на тебе, и ты не имеешь права осквернять его, присутствуя на чужих пирах, отвергая заповедь возвращения в Землю и построение Храма. Каждую неделю, делая авдалу, мы повторяем эту строку из свитка Эстер: «И у евреев был свет, и радость, и веселье и главное». И добавляем: «Пусть так же будет и у нас». Так пусть же будет! Да, еще одно, Амана повесили на дереве, высотой в пятьдесят локтей. Пятидесятые ворота понимания. Амалека можно повесить только преодолев сорок девять ворот и добравшись до понимания сути вещей.

Рав Ури Шерки
Печаль и месяц адар
Радость и печаль
У праздника Пурим есть несколько особенностей, которые на первый взгляд могут показаться странными. Одна из них – наше «злоупотребление» вином в этот день. И хотя сказали наши мудрецы: «Радость можно выразить только вином» (Вавилонский Талмуд, трактатПсахим, 109а), и поэтому согласно Ѓалахе во все праздники следует есть мясо и пить вино, но не настолько, чтобы опьянеть! И даже когда вино является великой заповедью – четыре бокала во время пасхального седера, мудрецы Талмуда отмечают, что при исполнении этой заповеди невозможно захмелеть, потому что после каждого стакана есть перерыв, во время которого мы едим и произносим слова Агады. О Пуриме же сказано: «Человек обязан захмелеть настолько, что перестанет различать слова “проклят Ѓаман” и “благословен Мордехай”» (Вавилонский Талмуд, трактат Мегила, 7б). Почему же в Пурим так важно «злоупотребить» вином?
В отношении Пурима существует еще один ѓалахический закон, трудный для понимания: «Когда приходит месяц адар, приумножают радость» (Вавилонский Талмуд, трактат Таанит, 29а). Если Пурим – такой веселый праздник, то для чего нужна заповедь приумножать радость? Как правило, мы стремимся приумножить радость тогда, когда вокруг царит печаль, и мы стараемся преодолеть ее и радоваться, несмотря ни на что. Из этого можно сделать вывод, что в адаре, судя по всему, у нас есть веские причины печалиться, и тем не менее, мы должны преодолеть грусть и радоваться, ибо у нас есть причина и для радости – спасение от смерти и продолжение жизни. Ведь, не дай Бог, весь еврейский народ мог бы погибнуть, однако Он спас нас, и за это мы обязаны отблагодарить Его.
Каковы же причины для печали в месяце адар?
Намек на печаль можно усмотреть и в заповеди захмелеть в Пурим: человек пьет вино и пьянеет, когда хочет что-то забыть. Значит, в Пурим мы хотим забыть о чем-то, чтобы мы могли радоваться. Если мы будем помнить все, то не будет места радости. Следует отметить, что существует и параллельная ѓалаха: «Когда приходит месяц ав, уменьшают радость». Это означает, что в месяце ав у нас есть веские причины для радости, но поскольку разрушение Храма – это зло, связанное со многими несчастьями для еврейского народа, то мы преуменьшаем радость, которая естественным образом должна наполнить наши сердца в месяц ав. Это позволит нам скорбеть о разрушении Храма. Каковы же причины для радости в месяце ав? О них сказано в Теѓилим (79:1): «Псалом Асафа. Боже, пришли народы в удел Твой, осквернили Храм святой Твой, превратили Иерусалим в руины». Слова «псалом Асафа» намекают на радость. В Мидраше (Эйха раба, 4:11) наши мудрецы задают вопрос: почему не написано «плач Асафа»? Ведь, казалось бы, обстоятельства, описанные в этом псалме, следует оплакивать. Но мы выражаем радость от того, что Вс-вышний выместил Свой гнев на камнях и деревьях, а не на людях; в противном случае, еврейского народа уже не существовало бы. В этом и заключается причина для радости, но нам следует преуменьшить ее, поскольку был разрушен Храм.
 
В дни Ахашвероша
Вернемся к месяцу адар. Мегилат Эстер начинается словами: «И было во дни Ахашвероша…» Сказали наши мудрецы (Вавилонский Талмуд, трактат Мегила, 10б): «Такова традиция, переданная нам мудрецами Великого собрания: везде, где говорится “И было во дни…”, подразумеваются беды и несчастья».
А раз так, то можно сделать вывод, что в Мегилат Эстер описываются тяжкие для еврейского народа времена.
Но мы можем возразить на это, что слова мудрецов Талмуда относятся лишь к началу Мегилат Эстер, тогда как конец свитка описывает радостные события. Однако далее в первом стихе Мегилат Эстер сказано: «И было во дни Ахашвероша, – это Ахашверош…» Раши объясняет: «”Это Ахашверош” – ибо он злодей от начала и до конца». Какого конца? Конца Мегилат Эстер.
Что было самым тяжким для евреев в те времена? То, что у них не было своего царя, и они были вынуждены подчиняться нечестивому чужеземному царю. Народ Израиля, а вместе с ним и Шхина – Божественное присутствие – пребывали в изгнании. В трактате Мегила (14а) сказано, что наши мудрецы не постановили читать Ѓалель – праздничную благодарственную молитву – в Пурим по трем причинам:
1.       Поскольку чудо Пурима произошло за пределами Земли Израиля, а как можно радоваться тому, что произошло вне Земли Израиля?
2.       В молитве Ѓалель мы говорим: «Восхваляйте, рабы Господни, восхваляйте имя Господне», однако в те времена мы были все еще рабами Ахашвероша. Иными словами, пока мы не удостоились независимости, мы не можем читать Ѓалель.
3.       Чтение Мегилат Эстер в Пурим заменяет чтение Ѓалеля.
 
Как пришло избавление в Пурим? Ценой позора – еврейская девушка была отдана нечестивому нееврею. В Земле Израиля произошла подобная же история, когда еврейская женщина Йеѓудит, для того чтобы спасти своих собратьев, предложила нееврею вступить с ней в интимную связь. Однако в конце концов она убила его и таким образом избежала позора. Из этого следует, что в Земле Израиля мы обладаем способностью побеждать чужеземного врага, тогда как в Персии избавление может прийти только ценой подчинения народам мира.
Так чему же мы радуемся в Пурим? Мегилат Эстер рассказывает нам, что сначала было плохо, а потом еще хуже, и тогда Вс-вышний спас нас, и вновь стало просто плохо. За это мы и должны благодарить Вс-вышнего, этому мы и должны радоваться. Читать Ѓалель нельзя, но радоваться нужно. Однако для того, чтобы радоваться, нужно забыть, что мы в изгнании. Поэтому нам и заповедано захмелеть – чтобы забыть, ценой какого позора пришло это избавление.
 
Вечный урок Пурима
Казалось бы, этот праздник следует отмечать только в изгнании. А когда мы перестаем быть рабами Ахашвероша, когда удостаиваемся собственного независимого государства в Земле Израиля, можно подумать, что Пурим теряет свое значение.
Для того чтобы опровергнуть это утверждение, в конце Мегилат Эстер (9:28) сказано: «И дни эти памятны и празднуемы, из рода в род в каждой семье, в каждой области и в каждом городе; и эти дни Пурима не будут отменены среди евреев, и память о них не исчезнет у потомков их».
Рав Нафтали Цви Йеѓуда Берлин (Нацив) из Воложина замечает в своем комментарии на Мегилат Эстер: на первый взгляд, в этом стихе есть тавтология – потомки евреев и есть евреи. Однако Нацив объясняет, что на самом деле здесь нет ненужного повтора: под словом «евреи» подразумеваются потомки праотцев Авраѓама, Ицхака и Яакова, рассеянные среди народов мира, а «потомки их» – это народ Израиля, живущий в независимом государстве в Земле Израиля.
Можно было бы подумать, что пока евреи рассеяны среди народов мира, праздник Пурим не утрачивает для них своего значения, а когда речь пойдет о «потомках их», то есть когда народ Израиля удостоится национального возрождения, этому «празднику изгнания» уже не будет места. ПоэтомуМегилат Эстер подчеркивает: вы будете праздновать этот праздник и после 1948 года, ибо благодаря пуримским событиям вам открылся новый аспект еврейской истории, который связан как со временами изгнания, так и со временами избавления: вечность Израиля.
Вечность существования еврейского народа проходит сквозь все времена – как изгнания, так и избавления. Это верно, что вечность Израиля ярче проявляется в изгнании, но она актуальна во все времена. Вот почему мы должны продолжать праздновать этот, казалось бы, «галутный» праздник и в дни нашего избавления.
Вероятно, на это намекал пророк Шмуэль в своих словах, обращенных к царю Шаулю: «За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем... А Вечность Израиля не солжет и не раскается, ибо не человек Он, чтобы раскаяться» (Шмуэль 1, 15:23,29). Какова связь между этими двумя стихами? Пророк Шмуэль хочет сказать: Шауль, ты отверг слово Господа и не убил Агага, царя амалекийского, ты допустил на своем посту жесточайшую ошибку, и потому «Он отверг тебя, чтобы ты не был царем»; вместе с тем, результатом этой ошибки станет в конце концов рождение Ѓамана, а позднее – и пуримское избавление, и благодаря этому проявится вечность Израиля. Иными словами: хоть ты и совершил тяжкий грех, который стоил тебе царства, Вс-вышний обернет это к добру, чтобы проявиться в мире под именем «Вечность Израиля». Вот почему так важно праздновать Пурим, хотя, казалось бы, он не соответствует современной исторической ситуации.
 
По чьему слову возникло все
Посредством понятия «Вечность Израиля» мы узнаем, что Вс-вышний пребывает везде. В этом заключается особый характер Свитка Эстер, написанного таким образом, что в нем ни разу не упоминается имя Вс-вышнего в явном виде, однако очевидно, что именно Он направляет все события, описанные в свитке. Это призвано показать нам, что в отношении Вс-вышнего, благословен Он, не существует разделения на ступени – все в этом мире является проявлением Божественности. Однако это знание может привести нас к тяжелейшим ошибкам в повседневной жизни, и поэтому им нельзя пользоваться, когда сознание человека пребывает в обычном состоянии. Человек может сказать: все в этом мире равно, нет разницы между добром и злом, между чистотой и скверной, между святым и будничным, между Израилем и народами мира, между Мордехаем и Ѓаманом – все свято в равной степени! Ему возразят: что это ты говоришь! Разве ты забыл, что есть разница между добром и злом, между чистотой и скверной?! И он ответит: у меня есть оправдание – я был пьян! Когда человек пьян, ему позволительно делать подобные выводы.
Об этом сказали наши мудрецы (Вавилонский Талмуд, трактат Йома, 75а): «Когда человек пьян, весь мир представляется ему равниной». Вот почему, для того чтобы прийти к осознанию того, что весь мир един, Ѓалаха велит нам захмелеть; ведь в противном случае мы не сможем заявить во весь голос, что Вс-вышний пребывает везде.
Следует понять: утверждение, что Вс-вышний пребывает везде, не является ложным. С точки зрения Вс-вышнего, все в мире в самом деле равнозначно. Он дарует жизнь всему живущему в равной степени, и потому для Него все едино; для нас же в мире существуют многочисленные разграничения.
Это утверждение истинно, однако оно не имеет применения в реальном мире. Оно таит в себе опасность, и есть лишь один день в году, когда нам дано ощутить это всем своим существом: Пурим. В этот день мы хмельны, и потому нам позволено заявлять об этом во всеуслышание.
 
Пока не перестанет различать
В Пурим мы пьем вино, чтобы достичь высшей ступени, о которой сказано «пока не перестанет различать». Трезвому сознанию свойственно разграничивать действительность. Если мы хотим устранить разграничения, мы должны устранить сознание. Хмель – это состояние, называемое «пока не перестанет различать». О Лоте, когда он был во хмелю, сказано: «…а он не различил, когда она легла и когда встала» (Берешит, 19:33). О Моше, достигшем наивысшей ступени, которой способен достичь человек, сказано: «Моше не различил, что стало лучами сиять лицо его от разговора Его с ним» (Шмот, 34:29), то есть, пребывая на столь высокой ступени, Моше достиг состояния, называемого «пока не перестанет различать».
На основе вышесказанного становятся понятны слова Маѓараля из Праги о Свитке Эстер: «Поскольку Ѓаман хотел уничтожить евреев физически, дни Пурима – это дни пиршества и веселья, то есть телесных наслаждений. Человеку следует захмелеть настолько, чтобы устранить свое сознание, ибо сказано: «Человек обязан захмелеть настолько, что перестанет различать слова “проклят Ѓаман” и “благословен Мордехай”». Поскольку наши мудрецы постановили, что в Пурим следует пировать и веселиться, то есть ублажать свое тело, человек должен полностью посвятить себя телесным наслаждениям, пока совсем не устранит свое сознание. Ибо тело и сознание – это две противоположности, и если одно из них усиливается, другое слабеет. И чем больше человек следует за сознанием, тем менее он привержен телесным наслаждениям. И потому сказали наши мудрецы, что человек обязан захмелеть настолько, что перестанет различать слова “проклят Ѓаман” и “благословен Мордехай”, ибо тогда его сознание устранится окончательно, и человек станет полностью телесен, так, что даже не сможет отличить “проклят Ѓаман” от “благословен Мордехай”… Вот почему мудрецы установили этот день пиршества и веселья, и телесных наслаждений. Этот день – противоположность Йом Кипура, ибо в Йом Кипур мы полностью отказываемся от телесных наслаждений» (Ор хадаш, стр. 49).
 
Пурим лишен святости
В продолжение своих слов о том, что Пурим – это полностью «телесный» день, Маѓараль пишет в книге Тиферет Исраэль (стр. 18-19), что Пурим лишен святости. На первый взгляд, это противоречит словам рава Кука в его книге Олат раайя (1 том, стр. 439): «Нам известно из учения истинных мудрецов (рав Кук имеет в виду каббалистов), что сияние Пурима очень велико, и что великая святость разливается от него по миру».
Однако углубившись в слова Маѓараля и рава Кука, мы обнаружим, что противоречение между ними – кажущееся. Дело лишь в различии употребяемых ими понятий.
Рав Кук продолжает: «И представляется, что по этой причине человека охраняют свыше от всякой неприятности, ибо он погружен в пуримское веселье и не должен слишком уж за собой следить…» Это означает следующее: в течение всего года человек должен строго следить за своими поступками, и даже за благими деяниями, которые могут вызвать нежелательные последствия. Однако в Пурим в этом нет особой надобности: «Только чтобы он не преступил, не дай Бог, какие-либо предписания Торы или какие-либо заповеди. Однако из того, что является дозволеным, но нежелательным, из того, что относится кклипат нога, близкой к злу…» В течение всего года мы должны отстраняться от всего, что не является ни святым, ни скверным, ибо в противном случае это может привести нас к греху. Например, Тора не запрещает нам много есть, однако человек, который злоупотребляет пищей, в конце концов может согрешить; то же самое касается шуток: человеку позволено шутить, но тот, кто слишком увлекается шутками, в конце концов приходит к шутовству и разврату. Сказали наши мудрецы: «Освящай себя тем, что дозволено тебе» (Вавилонский Талмуд, трактат Йевамот, 20а).
Рав Кук продолжает: «В этот святой день нас охраняют, ибо в тот день народы охватил страх перед евреями, и многие из народов стали евреями; и так в каждом поколении народы охватывает страх перед евреями. Когда еврей противится идолопоклонству и признается в вере Единого Бога, благословен Он, Который пребывает везде, народы мира боятся причинить ему зло, ибо сказано: «Тот, кто исполняет заповедь, эта заповедь хранит его». Таким образом, сияние, что излучает этот святой день, исходит от телесной святости народа Израиля».
Последние слова рава Кука удивительно напоминают слова Маѓараля. Понятие «телесная святость», которое употребляет рав Кук, не встречается у Маѓараля, но эта идея близка и ему. Поэтому Маѓараль выразился парадоксальным образом: святость Пурима состоит в том, что в нем нет святости, то есть в нем присутствует телесная святость.
 
Телесная святость
Хотя святость тела превыше святости души, она не может проявляться в любое время, поскольку существует опасность, что это приведет тело к греху. Однако один раз в году святость тела получает свое выражение, и именно тогда, когда человек пьян.
Рав Кук объясняет связь между телесной святостью и словами наших мудрецов (Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 88а) о том, что в дни Ахашвероша евреи заново приняли на себя Тору: «Ибо в этот день они (евреи) исполнили и приняли Тору добровольно, в отличие от того, что было прежде, когда Тору исполняли насильно. Однако это насилие существовало только в отношении тел, ибо души неизменно наслаждаются высшим светом».
Как известно, Тора была дана нам на горе Синай насильно: «Ибо перевернул над ними Святой, благословен Он, гору, как корыто» (там же). Над чем же было совершено насилие? Над телом, поскольку душа естественным образом приникает ко Вс-вышнему и стремится к добру.
«Однако когда их души были повергнуты в прах и злодей Ѓаман хотел овладеть их телами, Вс-вышний стал их спасением, и их тела были выкуплены у сил зла, и у них больше не было других стремлений, помимо единого стремления к их Небесному Отцу».
Однако в час, когда телу народа Израиля грозит уничтожение и весь народ уповает на Вс-вышнего, – в этот час и тело принимает с любовью и желанием Его Тору. Таким образом, Пурим – это основа телесной святости, ибо в том поколении проявилась эта святость. Вот почему именно в этот день мы должны устранить сознание, ибо это орудие, при помощи которого мы раскрываем святость, стоящую над природой, над телом. Предназначение же Пурима – раскрыть святость еврейского тела как такового.
Рав Кук продолжает: «И потому в этот день отступят все тени, и хотя во все прочие дни пьяный подобен идолопоклоннику (см. Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 31б), ибо сила его разума устраняется… но в этот день… нам заповедано захмелеть, и тем самым мы притягиваем в мир великий свет, как объясняется в трудах Аризаля».
В этот день святость проявляется в опьянении, и в него захмелевший не уподобляется идолопоклоннику. Рав Кук добавляет, что у этого принципа есть и ѓалахический смысл: во все прочие дни пьяный не может молиться в миньяне, тогда как в Пурим ему позволено произносить благословения и даже молиться, если только он не пьян вдрызг.
Итак, в Пурим проявляется особая святость – святость отсутствия святости.
 
Сокрытие Эстер
Давайте углубимся в историю Мегилат Эстер. Ее можно рассматривать в разных ракурсах, но в самом простом смысле она повествует о переходе Шхины (Божественного присутствия) из Земли Израиля к народам мира. Каким образом? Посредством царицы Эстер. В тексте свитка мы находим проблему: двое евреев стараются ради блага народа Израиля, а в конце мы читаем: «Ибо Мордехай иудей был вторым (после) царя Ахашвероша, и великим среди иудеев…» А что же с Эстер? Она остается женой Ахашвероша. История свитка – это история личной трагедии Эстер: ее именем назван свиток, но она сама сошла со сцены. Мордехай сказал ей: «Ибо если ты промолчишь в такое время, то спасение и избавление придут к евреям из иного места, а ты и дом отца твоего будете потеряны» (4:14). Что же произошло на самом деле? Эстер пошла к царю, молила его за народ Израиля, спасение и избавление пришло к евреям именно благодаря ей, а она все же была потеряна.
Более того: в свитке сказано: «Оделась Эстер по-царски и стала во внутреннем дворе царского дома…» (5:1). Толкуют наши мудрецы (Берешит раба, 56:1): «Оделась в царские одежды дома отца своего». Ведь она была родом из дома царя Шауля, как указано в ее родословной, приведенной в начале свитка. Иными словами, она передает Ахашверошу царство Израиля! Вот какой ценой досталось нам спасение от Ѓамана.
Об этом говорится в Вавилонском Талмуде, в трактате Мегила (10б). Там говорится, что рабби Аба бар Эфрон объяснял всю историю Мегилат Эстер как исполнение одного стиха из книги пророка Ирмеяѓу (49:38): «И поставлю престол Мой в Эйламе, и истреблю там царя и сановников, – сказал Господь». Эйлам – это Персия и ее столица Шушан, как сказано в книге Даниэля (8:2): «Видел я себя в Шушане, столице страны Эйлам…»
Маѓараль продолжает: «”Царь” – это Вашти, а “сановники” – это Ѓаман и десятеро его сыновей. Это послужило причиной событий, описанных в Мегилат Эстер, ибо когда евреи были изгнаны из земли Израиля и попали под власть Персии, Святой, благословен Он, был с ними, и потому сказано, что Он поставил престол Свой в Эйламе, подобно тому, как прежде Он поставил престол Свой в Иерусалиме».
Святой, благословен Он, пребывает теперь в Шушане, у Ахашвероша. По сути, Шхина изгнана, она находится в плену у народов мира. Что может быть ужаснее!
 
Шхина в изгнании
Из слов наших мудрецов (см. Вавилонский Талмуд, трактат Мегила, 15б) мы узнаём, что везде, где сказано «царь Ахашверош», подразумевается Ахашверош, а везде, где сказано просто «царь», подразумевается Владыка мира. Но ведь это не соответствует простому смыслу свитка! Однако имеется в виду, что Владыка мира царствует посредством Ахашвероша; иными словами, Шхина (Божественное присутствие) находится в плену у Ахашвероша. Маѓараль в двух своих книгах – Нер мицва (стр. 18) иНецах Исраэль (гл. 21) – рассматривает вопрос о «четырех царствах»: Вавилон, Персия, Греция и Рим, посредством которых, как известно (см. мидраш Ялкут Шимони на книгу Берешит, 1:2), свершается история. Маѓараль задает вопрос: почему мы не упоминаем в этом перечне и царство ишмаэлитов? Ведь это было большое и мощное царство. И отвечает: мы упоминаем только те царства, которые получили свою силу от народа Израиля. Ишмаэль не получил силу от народа Израиля, и потому мы не упоминаем его в этом перечне.
Как царствование переходит от одного государства к другому? По женской линии бывшего царского дома. Например, как Ахашверош наследует вавилонскому царству? Через Вашти, внучку Навуходоносора, вавилонского царя. Как царство перешло дальше, от Персии к Греции? Александр Македонский завоевал Персию, убил последнего персидского царя Дария Третьего Кодомана и взял в жены его дочь Статиру. С тех пор начала развиваться культура эллинизма. Последней эллинской царицей, наследницей Александра Македонского, была Клеопатра. Она вышла замуж за Юлия Цезаря, а потом за Марка Антония, римских правителей. В древнем мире было совершенно очевидно, что именно таким образом передается царствование от одного государства другому. И вся эта сила в конечном итоге исходила от народа Израиля. Как царство попало в Вавилон? Завоевание Иерусалима было подобно оголению срама: «…все почитавшие ее стали презирать ее, потому что увидели они срам ее… ибо видела она, как входили в святилище ее народы, о которых заповедал Ты, чтобы не входили они в собрание Твое» (Мегилат Эйха, 1:8, 10).
На основе этого становится понятно, почему в некоторых мидрашах, например, в Мидраш Зрубавель, сказано, что во времена Избавления еврейский народ должна возглавить женщина. Она вберет в себя силу многочисленных царств и возвратит ее народу Израиля. По сути, это станет продолжением истории Мегилат Эстер.
Маѓараль продолжает: «И все этого Вс-вышний делает для того, чтобы не покинуть народ Израиля; ведь в противном случае народ Израиля погиб бы в изгнании среди народов».
В мире нет страны, в которой не оказались бы евреи после изгнания. Однако интенсивная еврейская жизнь существовала только в странах христианства и ислама. Евреи могли существовать лишь там, где царствовали их «родственники» – Эсав и Ишмаэль. Именно в этих странах пребываетШхина во время изгнания.
Вот что пишет Маѓараль: «И все этого Вс-вышний делает для того, чтобы не покинуть народ Израиля; ведь в противном случае народ Израиля погиб бы в изгнании среди народов. Они спасаются лишь благодаря тому, что Вс-вышний, благословен Он, пребывает с ними и заботится о них. Вот почему этот стих является обещанием для народа Израиля: “И поставлю престол Мой в Эйламе, и истреблю там царя и сановников”. Вс-вышний не оставит свой народ, пока не истребит царя и сановников, которые истязают евреев».
Моше Рабейну пас скот Итро и увидел издалека куст терновника, который горит и не сгорает. «Моше сказал: пойду и посмотрю на это великое явление, отчего терновник не сгорает» (Шмот, 3:3). Что Моше мог рассмотреть вблизи, чего не видел издали? Говорит рав Нафтали Цви Йеѓуда Берлин (Нацив) из Воложина (в комментарии Ѓеэмек давар на этот стих), что когда Моше увидел горящий куст, он сразу же понял, что куст – это народ Израиля, а огонь – беды, которые неевреи будут причинять нам в изгнании. Но одно оставалось непонятным ему: если куст не сгорает, что же питает огонь? Именно это он и хотел узнать, подойдя ближе. «И явился ему ангел Господень в пламени огня из средины куста терновника» (Шмот, 3:2). И тогда Моше понял, что силу неевреям во время изгнания дает Шхина, которая пребывает среди евреев.
 
Из иного места
На основе вышесказанного становятся ясны слова Мордехая, обращенные к Эстер: «Ибо если ты промолчишь в такое время, то спасение и избавление придут к евреям из иного места» (Мегилат Эстер, 4:14). Прекрасно, спасение и избавление придут к евреям! Почему же Мордехаю так важно, чтобы это произошло именно посредством Эстер? Проблема в том, что в противном случае спасение и избавление придут «из иного места». «Место» (Маком) – это одно из имен Вс-вышнего. Таким образом, «иное место» – это иное проявление Вс-вышнего, то, что обычно называют ситра ахра («другая сторона», то есть силы зла в мире).
Эстер отвечает Мордехаю: я согласно принести спасение народу Израиля, но не могу действовать в одиночку. «Иди, собери всех евреев, находящихся в Шушане, и поститесь ради меня… а потом пойду к царю» (там же, 4:16). Если в народе есть единство, то можно предотвратить катастрофу. Свиток Эстер учит нас, что бывают исторические ситуации, когда Амалек приобретает силу и способен причинить нам зло, но этого можно и избежать. Когда возможна катастрофа? Тогда, когда Избавление началось, но еще не завершилось. Например, когда евреи уже вышли Египта, но еще не дошли до горы Синай; когда во времена Зрубавеля уже начали строить Храм в Иерусалиме, но не все евреи еще присоединились – именно тогда настали дни Ахашвероша, когда Амалек попытался причинить нам зло; или: уже существует Декларация Бальфура, но пока еще нет еврейского государства – именно в это время на историческую сцену выходит Амалек. Вред от Амалека можно предотвратить, если в еврейском народе есть единство. Поэтому в Торе сказано: «Помни, что сделал тебе Амалек…» (Дварим, 25:17). «Помни», ибо если ты забудешь, то когда он придет вновь, ты не будешь знать, как с ним бороться. Помни, он приходит, «когда ты в пути», когда еще не достиг цели, – именно тогда он может причинить тебе зло.
Можно сказать, что возвращение в Сион – это обязательный и необратимый с исторической точки зрения процесс, который исполняется согласно Божественному обещанию, тода как его «побочные эффекты» – беды и несчастья для еврейского народа – не являются обязательными. Их можно предотвратить благодаря народному единству.
В заключение приведем слова рава Броера из книги Пиркей моадот: «История Мегилат Эстертщательно “организована”: Вс-вышний позаботился о том, чтобы Мордехай “сидел в воротах царских”; чтобы Эстер стала царицей; чтобы Мордехай оказался в нужном месте в нужное время, чтобы разоблачить заговор Бигтана и Тереша, и чтобы эта его заслуга была занесена в царскую книгу летописи. Всё, кроме одного – царь не звал к себе Эстер тридцать дней. На первый взгляд, это вызывает изумление: кажется, что Вс-вышний “забыл” одну деталь. Разве Он не мог сделать так, что царь был расположен к Эстер в это время? Зачем нужно было, чтобы Эстер колебалась, может ли она пойти к царю? Но это один из принципов Избавления: Вс-вышний устраивает все, кроме одного: самопожертвования тех, кого Он спасает. Всегда необходимо волевое решение, чтобы вся система, призванная дать спасение, заработала. Вот почему Эстер говорит Мордехаю: “Иди, собери всех евреев”, – чтобы кто-то другой не собрал нас всех вместе, при иных обстоятельствах. Единство народа – вот что спасет нас».  

Рав Лев Кацин
Не вставать на колени!
Иногда картина может быть выразительней, чем тысячи слов. Эта мысль находит свое подтверждение в снимке, который вызвал недавно настоящий фурор. Множество пользователей социальной сети Facebook выражали свое восхищение мужеством неизвестного мужчины, который, находясь среди приветствующих Гитлера нацистов, нашел в себе мужество не вытянуть руки. Снимок этот был сделан в 1936 году во время спуска на воду немецкого военного корабля в Гамбурге. Лишь в 1991 году родственники героя увидели этот снимок в немецкой газете и узнали Августа Ландмессера, которого фашисты бросили тюрьму за то, что он женился на еврейке. Одна из чудом выживших его дочерей написала книгу о том, как была уничтожена ее семья.
Оправдываясь, нацистские преступники утверждали, что они лишь «выполняли приказ». Однако, как показывает история, не все подчинялись приказам. Мы восхищаемся людьми всех времен и народов, которые не вставали перед злом на колени…
Еще первый еврей Авраам отказался кланяться Нимроду и был брошен за это в огонь. С тех пор его потомки стали примером самоотверженности и мужества.
«Что такое еврей? - спрашивал Лев Толстой в 1891 году. - Этот вопрос вовсе не такой странный, каким он может показаться на первый взгляд. Посмотрим же, что это за особое существо, которого все властители и все народы оскорбляли и притесняли, топтали ногами и преследовали, жгли и топили, и который назло всему этому все еще живет и здравствует. Что такое еврей, которого никогда не удавалось сманить никакими соблазнами в мире, которые его притеснители и гонители предлагали ему, лишь бы он отрекся от своей религии и отказался от веры отцов? Еврей - это святое существо, которое добыло с неба вечный огонь и просветило им землю и живущих на ней…»
Стремясь уничтожить евреев, фараон приказал убивать новорожденных мал
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам , либо войти на сайт под своим именем.
На момент добавления Пурим (часть 1) все ссылки были рабочие.

Добавление комментария

Ваше имя:*
E-Mail:*
Текст:
Введите два слова, показанных на изображении:


Free counters!


  • Copyright © 2008. Кахане жив, Кахане прав!
    Я желаю арабам мира и процветания — вне Израиля.
    У них есть 22 страны, у меня — только одна, и я не собираюсь её уступить!


КНИГИ, ДАРУЮЩИЕ ЖИЗНЬ

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Tорат Моше

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Для перехода к просмотру книг - кликните на изображении

Партнёры
Внимание!

Все материалы используемые на данном сайте предоставляются только в целях ознакомления и не используются в коммерческих целях. Перепечатка и копирование с целью получения коммерческой выгоды запрещены!

KAX
ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ЗНАНИЯ
вместо
МРАКОБЕСИЯ и НЕВЕЖЕСТВА!
Уроки Пятикнижия
ТОРА: ОТ ЯВНОГО К ТАЙНОМУ
Зов Сиона

Помощь проекту

Уважаемые посетители!
Ввиду того, что наш проект является некомерческим и не использует навязчивую рекламу, мы нуждаемся в Вашей помощи.
Если у Вас есть возможность хоть как-то помочь нашему проекту, мы были бы Вам признательны. Средства нужны для оплаты сервера и доменных адресов.
Наши счета
:

Z129923397412
Где оплатить
(по всему миру)

Опрос

Правомочна ли постановка вопроса: " Территории в обмен на мир"?



Календарь

«    Март 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Статистика